1) В течении реки пеной вскипала вода на порогах. 2) Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. 3) Ошибка произошла вследствие незнания условий местности. 4) Почти в течение всего месяца шли дожди. 5) О продолжении разговора не могло быть и речи. 6) Жара давала себя чувствовать, несмотря на вечер. (А. Казанцев) 7) Он пролежал так несколько часов, в течение которых отступало море. (А. Казанцев) 8) Он отвечал, не смотря в записанный на листке план. 9) Вследствие глубокого снега лоси не ходили по тайге, а стояли на тех местах, где застала их непогода. (В. Малов) 10) В продолжение нескольких дней еще будет осыпаться листва. 11) Ввиду плохой погоды рейсы самолетов были отменены. 12) Вы поможете мне в продолжении моих поисков? СОЮЗ Слитное написаниесоюзовтакже, тоже, чтобы Словарный диктант Он тоже пришел и рассказал то же самое; он тоже ученик талантливый; говорить то же, что и другие свидетели; так же хвастлив, как и брат; он тоже готов идти; у него тоже была собака; что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге; что бы ни случилось, надо, чтобы все сохраняли спокойствие; действовал так же хитро, как и охотник; в то же время приехал и брат; он тоже приехал на праздник; задача решалась так же, как и предыдущая; я тоже пойду в поход; и он в то же время был там. Объяснительные диктанты I. 1) Линии рта были мужественны и в то же время детски наивны. (М. Шолохов) 2) Но здесь тоже успела поселиться тишина. 3) Шел по коридору, привычно здоровался, улыбался. Ему тоже улыбались. (В. Шукшин) 4) Он в этот час тоже вышел глянуть на Байкал. (В. Шукшин) 5) Тот тоже был труженик вечный и так же бодрился, когда приходилось туго. (В. Шукшин) 6) Каждого приезжающего в Петербург охватывало одно и то же чувство восхищения. 7) Все делалось поспешно и в то же время будто сквозь сон. 8) Мое расследование тоже не продвигалось. II. 1) Шелестя листвой, качались под ветром деревья, по темно-синему небу все так же бежали облака. (С. Майоров) 2) Через минуту он исчез в снежной пурге так же внезапно, как и появился. 3) И манеры его были также весьма величественны и неспешны, так же он и говорил. (А. Адамов) 4) Так же, как и вчера, за окном шумел дождь. III. 1) Всякий человек склонен рассуждать, что бы он сделал на месте другого. (М. Семенова) 2) Ночь открывала бесчисленные глаза, чтобы смотреть вниз до рассвета. (М. Семенова) 3) Дорога была достаточно широка, чтобы на ней могли разъехаться два грузовика. (В. Пелевин) IV. 1) Она молча прошла по коридору и так же молча пригласила войти в комнату. 2) Мечтал также отправиться в экспедицию. 3) Зато тайга оживала, когда наступали лунные ночи. 4) Что бы он ни делал, все выходило плохо. 5) Все так же лился лунный свет в окна. 6) И тогда я тоже собрал все силы, чтобы вытерпеть еще хотя бы минуту. (С. Смирнов) 7) Человек благодарил меня за то, что я проявил интерес к звездному небу. (Ю. Олеша) 8) Она улыбнулась, затем медленно поднялась с кресла. 9) День выдался пасмурный, зато не было жарко. 10) Все так же валил снег, и так же ничего не было видно. 11) Море так же, как вчера, было спокойное. 12) Здесь тоже когда-то была проселочная дорога, но ею давно не пользовались, и она заросла кустами и мелкими деревцами. (В. Мясников) 13) Был он невысок, в то же время поджар, мускулист. (В. Мясников) 14) Комната тоже производила странное впечатление. 15) Прибывшие также расположились у костра. (И. Ефремов) 16) В то же мгновение из вершины холма вырвался огромный огненный столб. (А. Казанцев) 17) Чтобы усмирить пробужденную стихию, надобно напряжение всех людских сил. (А. Казанцев) 18) Море темнело, волны теряли свой блеск, зато небо начало светлеть. (И. Ефремов) Контрольные диктанты I Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов) II В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются. (125 слов) (Н. Ефимова) ЧАСТИЦА Различение на письме частицнеини Словарные диктанты I. Не было ни пылинки; не мог не думать о матери; нимало не сомневался в успехе; не считаться ни с чьими интересами; ничем не помочь; ему нельзя ни в чем довериться; ни к кому не обращался; не знал ни правил, ни формул; как ни трудно, а сделать надо; нельзя не гордиться его успехами; здание оказалось не чем иным, как библиотекой; ничем иным это не могло оказаться; не шелохнется ни кустик, ни веточка; что ни сделает, все хорошо; как ни старайся, все напрасно. II. Не поймал ни рыбешки; в поле ни былинки; не мог не расслышать; в доме ни кусочка; не вырастил ни зернышка; ни один не пришел; не раз опаздывал; ни разу не был; откуда ни возьмись; не умолкая ни на минуту; в доме ни души; о нем ни слуху ни духу; не пролито ни слезинки; не сделал ни одной модели; не сказал ни слова. megaobuchalka.ru Контрольный диктант в 10 классе № 5 Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта. Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания: - проверяемые безударные гласные; - непроверяемые безударные гласные; - правописание окончаний имён существительных; - написание непроизносимых согласных: - разделительные Ь и Ъ; - буквы О-Ё после шипящих в корне слова; - н-нн в суффиксах прилагательных и причастий; - не с прилагательными, наречиями и глаголами; - правописание производных предлогов; - дефисное написание наречий. Постановки знаков препинания: - знаки препинания в конце предложения; - запятая при однородных членах предложения; - запятая в сложном предложении; - запятые при обособлении определений, обстоятельств; - запятые при уточняющих членах предложении; Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков: - синтаксического разбора предложения; - разбора слова по составу; - определять способ связи слов в словосочетаниях; - графически объяснить знаки препинания в предложении. Диктант Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк. В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то. Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы - оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (167 слов) (По А. Соболеву) Грамматические задания 1. Объяснить графически знаки препинания в выделенном предложении. 2. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их: В первом и втором абзаце - 1-й вариант в третьем абзаце - 2-й вариант 3. Разобрать слова по составу: Выспавшийся, расстилается, теряясь - 1-й вариант голубизной, оглядев, плавающая - 2-й вариант 4.Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. – 1-й вариант Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. - 2-й вариант Диктант все в том же духе озабоченности
Предупредительный диктант. 1) В течении реки пеной вскипала вода на порогах
Контрольный диктант в 10 классе № 5 | Сборник диктантов по Русскому языку в 10 классе с русским языком обучения
tak-to-ent.net
Годовой контрольный диктант в 11 классе № 8 | Сборник диктантов по Русскому языку в 11 классе с русским языком обучения
Годовой контрольный диктант в 11 классе № 8
24.09.2014 9449 0Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
- правописание проверяемых безударных гласных;
- правописание непроверяемых безударных гласных;
- написание сложных прилагательных;
- правописание окончаний прилагательных и причастий;
- правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;
- написание н-нн в прилагательных и причастиях;
- написание -тся - ться в глаголах;
- написание не с глаголами;
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятые при вводных словах;
- запятые в сложных предложениях;
- запятые при обособленных членах предложения.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
- выполнять морфологический разбор;
- синтаксического разбора предложения;
-группировать орфограммы;
-объяснять графически знаки препинания в предложении;
- разбора словосочетаний.
Мартовским вечером
Прошлого года, двадцать второго марта, вечером, ходил я по городу и искал себе квартиру. В целый день я ничего не мог найти порядочного. Во-первых, хотелось квартиру особенную, не от жильцов, а во-вторых, хоть одну комнату, но непременно большую. Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно. Я же, когда обдумывал свои будущие повести, всегда любил ходить взад и вперёд по комнате.
С утра я чувствовал себя нездоровым, а к закату солнца мне стало даже и очень нехорошо: начиналось что-то вроде лихорадки. К тому же я целый день был на ногах и устал. К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснёт, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, жёлтые и грязно-зелёные цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнёт тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Но солнечный луч потух; мороз начинает пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок.
(188 слов) (По Ф. М. Достоевскому)
Грамматические задания
1. Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста диктанта.
2. Сделать морфологический разбор:
(ходил) вечером - 1-й вариант себе - 2-й вариант
3. Объяснить графически постановку знаков препинания в выделенном предложении.
4. Выписать из текста по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:
Из 1-го абзаца - 1-й вариант из 2-го абзаца - 2-й вариант
5. Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно. - 1-й вариант
Я же, когда обдумывал свои будущие повести, всегда любил ходить взад и вперёд по комнате. - 2-й вариант
tak-to-ent.net
Контрольные диктанты Пунктуация в сложносочиненном предложении на Сёзнайке.ру
Контрольные диктантыПунктуация в сложносочиненном предложенииI Ночь была темной. Луна хотя и взошла, однако же ее скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять все тихо.Вдруг раздается глухой, протяжный рев и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовет самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами весел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперед и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (167 слов)(По И. Бильфельду)
II В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.Я смотрел в открытое окно, лежа в теплой постели и подрагивая от холодка зари. Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в новой синей поддевке, в помазанных дегтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину еще пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щеки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало.1 Но так было только сначала. Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух все стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, играл как бы в небо, словно забыв про все на свете. Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищенные голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нем духу столько!» Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (180 слов)(По И. Шмелеву)
III
Ходит осень по русской земле...В просторных полях плавает над росой синяя паутина, и медленно остывает натруженная земля. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы, едва шевеля плавниками. Стога, окруженные поздней зеленой травой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей. Зато ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.В лесу необычайно тихо. Все замерло, затаив дыхание, и словно ждет какую-то неизбежную кару, а может, прощения и отдыха.Осень дует на леса, обдавая их мокрым ветром, и тогда глухой недовольный гул валами идет на тысячи верст. Ветры сдувают с лона бессчетных озер заповедную синеву, рябя и осыпая мертвой листвой плесы великих северных рек. Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди. Но сосновым и еловым грядам все нипочем, и они все так же надменно молчат либо грозно и страшно гудят, вздымая свои возмущенные гривы, и тогда могучий шум снова катится по бескрайней тайге. (158 слов)(По В. Белову)
IV Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. Весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на песке. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. Солнце садится, и на желтом песке ложится розоватый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, — все готовится к ночному покою. Ночные тени ложатся не только на море, но и на берег. Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звездами небо. (165 слов)(По М. Горькому)
V
Ночь в БалаклавеВ конце октября дни еще по-осеннему ласковые, и Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. Уезжают последние курортники, в течение долгого здешнего лета наслаждавшиеся солнцем и морем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, точно после отъезда нашумевших непрошеных гостей.Поперек набережной расстилаются рыбачьи сети, и на полированных булыжниках мостовой они кажутся нежными и тонкими, словно паутина. Рыбаки, эти труженики моря, как их называют, ползают по разостланным сетям, как будто серо-черные пауки, поправляющие разорванную воздушную пелену. Капитаны рыболовецких баркасов точат иступившиеся белужьи крючки, а у каменных колодцев, где беспрерывной серебряной струйкой лепечет вода, судачат, собираясь здесь в свободные минуты, темнолицые женщины — местные жительницы.Опускаясь в море, садится солнце, и вскоре звездная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. Город погружается в глубокий сон, и все замолкает. Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук еще больше подчеркивает ничем не нарушаемую тишину. Ночь и молчание сливаются в одном черном объятии. (154 слова)(По А. Куприну)
www.seznaika.ru