ДУХ ХУЛЫ И СОМНЕНИЯ. Дух сомнения
Проявления духа сомнения и неуверенности в повседневной жизни Часть 2
alexandr-blud.livejournal.com
Проявления духа сомнения и неуверенности в повседневной жизни Часть 1
Данная статья – продолжение темы сомнения и неуверенности. В предыдущей статье был дан предварительный обзор проявлений духа сомнения и неуверенности, были попытки прояснить его обманчивую, скрывающуюся, враждебную, вредоносную сущность. В данной статье мы попытаемся рассмотреть проявления этого духа в нашей повседневной жизни, в повседневных делах.Когда мы сомневаемся? Тогда, когда нам неясно, что следует делать. Какое принять решение, какую выбрать вещь, на какой работе работать, верить или не верить человеку и т.д. Когда мы сомневаемся, что мы чувствуем? Мучение, терзание, тягостную неопределенность, раздвоенность, разрыв, смущение, смятение. Это чувство неприятное, тяжелое, от которого хочется избавиться. Это - первичное описание проявлений мучительного духа сомнения и неуверенности. Он мучает, терзает, создает неопределенность, зависание между «или-или», когда нет основы, надежного бытия. Когда все находится в пелене кажимости, видимости, обманчивости, сомнительности, неуверенности, не знаешь, что делать, куда идти, блуждаешь мыслию в сумрачном неведении и все как будто нереально. Этот дух все делает нереальным, сомнительным, и от мучительного его воздействия хочется убежать в мир и прицепиться к тому ложному, что есть в мире, чтобы убежать от этого духа в мнимую определенность, защищенность и надежность.Вот простой пример – выбрать какую либо вещь – продукты, одежду, технику и т.д. «Может купить это, а может это? Но вдруг ошибусь, и вещь окажется плохой? Может меня обманывают, и вещь некачественная? Долго ли она прослужит (одежда, техника)? А продукт, он полезен, или в нем что-то вредное? Какой срок годности, не истек ли и продукт стал негодным? А будет ли одежда мне к лицу, как я буду в ней выглядеть, нормально или нелепо? Каковы возможности техники, подойдут ли для моих задач? А может купить не эту вещь, а другую, похожую, может она лучше? А может подождать и купить потом? А хватит ли денег, не дорого ли?» И так далее. Если не совершать выбор и далее погружаться в эти сомнения и неуверенность, то этот дух так закрутит, так захватит в мучительную неопределенность, что уже и сам не знаешь, что делать. И чем больше сомневаешься, тем все больше мучительности и неопределенности. И отчаяния. Чтобы не проваливаться далее в это тягучее болото мучительной сомнительной неопределенности, хочется одним махом разрубить этот «гордиев узел». Либо уже купить что-то (лишь бы что) и дело с концом, будь что будет, либо положиться на Другого, того, кому доверяешь, и что он скажет, то и купить, то и сделать. Но и тут дух сомнения не отпускает. «Вот купил, решился, выбрал, но вдруг окажется, что это не то, приду домой, рассмотрю и не понравится? Хотел избавиться от мучений выбора и купил лишь бы что, а не то, что на самом деле надо. А Другой вот посоветовал, и я по его совету купил, а может он неправильно посоветовал, как для себя а не для меня, ведь он не может знать то, что мне подходит, то, что мне лучше – лучше для меня?» И так до бесконечности. Дух сомнения и неуверенности закручивает в дурную бесконечность, из которой трудно вырваться. Вроде бы простое дело – купил то, что нравится, и спокойно пользуйся, а вот нет, вмешается сомнение и дело окажется непростым и сложным. На пустом месте дело осложняется какими-то ненужными проблемами, лишними, надуманными, от которых нет никакого толку. Дух сомнения и неуверенности простое дело ненужно усложняет, создает лишнее, надуманно проблематизирует, создает помехи, осложнения, делает неясным и неопределенным то, что в общем-то по-простому ясно и понятно. Вроде бы шло все нормально, но вдруг все на пустом месте закрутилось и создалась неразбериха. Дух сомнения создает хаос, лишнюю суету, беспорядок, дисгармонию, смешение одного с другим – кашу, кикеон [1,с.203]. Это дух безосновности, когда ясный порядок, на котором все стоит, нарушается, разрушается. Тогда уже не знаешь, что тебе надо, что тебе лучше.Обыкновенная ситуация покупки вещи показывает этого духа сомнения и неуверенности в ситуации выбора, принятия решения, когда появляется ответственность за совершаемое дело. Покупка в той или иной степени дело ответственное, и эта ответственность порождает тревогу, беспокойство, сомнение и неуверенность. Хотя дело может и выеденного яйца не стоит. Дух сомнения и неуверенности боится ответственности. Тут присутствует желание убежать от ответственности в совершение сомнительного выбора, либо желание повесить ответственность на Другого, чтобы избежать тяжести, чтобы выбор за тебя совершил Другой. Также можно вообще избегать какого либо выбора, надеясь-мечтая, что ситуация решится сама собой, и выбор также совершится сам собой, без нашего участия. Тогда вроде бы чувствуется облегчение, успокоение, но это побег, убегание от ответственности, а также потакание духу сомнения и неуверенности, рабствование ему, ведь он тогда входит в твою жизнь и делает ее не твоей, настоящей, сильной, уверенной, а чужой, ненастоящей, инертной, слабой, сомнительной, неуверенной, ложной, не ведающей своего блага, по видимости твоей, а на самом деле отчужденной, ибо дух сомнения и неуверенности есть дух отчуждения. Приражаясь, этот дух отнимает покой, основу, силу-уверенность, опору и делает жизнь неопределенной, бессильно-неуверенной, бестолковой, инертной, невыносимой, мучительной - душа не на месте, своя не своя, ты сам себе не свой, все не то и не так, а как – неизвестно, сплошные сомнения и неуверенность, удручающее экзистенциальное бессилие – нерешимость выбрать себя и свое.Дух сомнения и неуверенности – колебательный дух. Он колеблет, бросает в разные стороны, бросает в крайности, не дает остановиться на настоящем, своем, подлинном. Он захватывает и навязывает что-то чуждое, чужое. Он заставляет цепляться за вещи, за идеи, за мысли, которые преходящие и тщетные. Он не любит ситуации ответственности и бросает в безответственность и потерянность, инфантильность. Когда не можешь принять решение, тогда возникает ситуация потерянности, непонятности, колебательное зависания между разными возможностями. Колеблешься между возможностями и не знаешь, что делать. Это как ступор, стесненность, тягостное неведение, мучительное терзание, стесненность сердца, затемнение разума, напряжение тела. Шатаешься без толку туда-сюда, время идет зря, выхода нет, сомнения и неуверенности заполняет тебя всего и становишься как бы ничем, себя теряешь. Что делать, куда идти, в каком направлении работать? Просвета нет, все аморфно, текуче, мир ускользает в кажущейся неопределенности и безосновности. Можно удариться в бездумную деятельность, но совесть все равно будет тяготить, мучить. Но это мучительство совести правильное, благое, которое стремится увести от сомнительной колебательной жизни, рабствующей духу сомнения и неуверенности. Чтобы избежать мук совести, опять хочется убежать в самозабвенную страстную деятельность, когда видимость «благой» деятельности позволит обмануть себя, уговорить себя, что я все делаю вроде бы правильно и непоколебимо.Сомнение и неуверенность на работе. Работа структурирует время, создает надежность и упорядоченность жизни. Но даже если работа по сердцу и коллектив хороший, нет никаких гарантий, что это будет постоянно. Все временно и конечно, а хотелось бы, чтобы хорошее продолжалось бесконечно, и это создает тревогу и неуверенность. Ум цепляется за хорошее и не хочет плохого, и это нежелание плохого (а ведь никто не гарантирует, что и дальше будет все хорошо) создает сомнение и неуверенность. А вдруг все нарушится, поменяется и будет плохо и придется уйти? Это сомнение и неуверенность отравляет настоящее бытие, приражается к уму, вносит в него сомнение, колебание и неуверенность в будущем – «А ведь все может быть? И что тогда делать, не знаю».Но так как идеальной работы не бывает, везде бывают проблемы и непонятности, это дает питательную среду духу сомнения и неуверенности. Хочется надежности и определенности от начальства, но оно часто думает только за себя, создает видимость заботы о коллективе и питает ложными надеждами, что в будущем будет все лучше. Но лучше не происходит, а все хуже, и тогда сомнения и неуверенность мучают и тревожат. Можно отморозиться и слепо верить, что будет хорошо, когда явно видишь, что все хуже и хуже, но тут уже придется явно лгать себе, себя уговаривать, питая пустые надежды. Но в сердце сомнения и неуверенность, которые разрывают и мучают. Колебание – что делать дальше? Можно друг друга уговаривать, что будет все хорошо, можно злиться на тех, кто якобы мешает развитию, но ситуация становится все более неопределенной, и дух сомнения и неуверенности все более пронизывает все. Тут два выхода: первый - слепая доверчивость ложным надеждам. Начальство, которое вместо того, чтобы делать дело как надо, питает людей пустыми надеждами, само будучи неосознанно охвачено духом сомнения и неуверенности. Такое начальство ненадежно, сомнительно, и верить ему – себя обманывать. Другой выход – довериться Богу, молить Его о вразумлении, отдаться Его воле, любящему промыслу о нас, и сделать так, как Он вразумит. Слушать сердце, что подскажет, услышать духа истины он Бога, который направит. Но тут нет никаких гарантий, которых требует привычный разум, тут доверяющее отдание себя на волю Божию, на его милость. Бог любит нас. Если ищешь Царствие Небесное, все остальное приложится. «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы [Мф 6:31-34].Также - сомнения и неуверенность в работе – сделаю ли работу так как надо, получится ли? А вдруг не справлюсь и покажу себя некомпетентным, это увидят и будут критиковать меня? Дух сомнения и неуверенности примешивается в работу, вносит тревожность, напряжение, неуверенность, хаотичность, лишнюю суетливость. Перед делом – неуверенность, сомнения – «справлюсь ли», в деле – напряженность, тревожность, неуверенность, беспокойная суетливость, после дела – сомнения – достаточно ли хорошо сделал, может плохо, чрезмерная самокритичность, чрезмерное стремление к бесконечной идеальности, мучительная неуверенность в правильности, неуверенность в одобрении. Дух сомнения и неуверенности отравляет дело, портит его, это тайный вредитель-мучитель, который не дает получать удовольствие от любимого дела.Также он портит отношения в коллективе, вносит смуту, подозрительность, недоверие между коллегами по работе. Отсюда сплетни, тайные шептания, наушничество, зависть, подозрительность, опасливость, ссоры, разделения, обиды. В таких коллективах энергия тяжелая, невыносимая, темная, потому что взаимное отчуждение и подозрительность убивают светлое в отношениях – любовь и дружность. В таких коллективах царит постоянное обсуждение других, уничижение, злая критика, осуждение и атмосфера в них нездоровая, тяжелая, невыносимая, ибо убивает человеческое, нормальное, хорошее в людях.Дух сомнения и неуверенности создает тревожную озабоченность (тревожную хлопотливость [2,с.199]) временным, преходящим, сущим, вещами этого мира – что есть, во что одеться, за что жить, где деньги брать? Он мучает этой озабоченностью, желанием постоянной гарантированной обеспеченности. Если поддаться этой озабоченности, тогда жизнь становится беспросветной, прибитой к земле, ибо сомнения и неуверенность будут подспудно руководить ею в привязанности к земному, тщетному. Этого жизнь языческая, идолопоклонническая, которая кланяется и служит земным идолам, духам сомнительным, которые ведут в бездну. Чтобы преодолеть эти мучающие требования-вопрошания от духа сомнения и неуверенности – «что нам есть, во что одеться», следует довериться Отцу Небесному и возвести ум от земного, преходящего, от идолов к вечному Царству Небесному и Правде Его, стараться совершать усилия, чтобы Его достичь. Тогда мы чувствуем сыновство, что мы дети любящего Отца, который не даст пропасть. Тогда преодолевается потерянность, заброшенность, которые от духа сомнения и неуверенности. Вера, доверие Богу преодолевает духа сомнения и неуверенности, дает уверенность в Вечном, трансцендентную основу, которую невозможно обрести в здешнем, земном, падшем, преходящем Дает веру-уверенность в заботливом промышлении о нас любящего Отца. Тревожную неподлинную озабоченность, которая от духа сомнения и неуверенности следует преодолевать, трансцендировать подлинной заботой о спасении, заботой о снискании Царства Небесного, а все остальное приложится, Господь не оставит и вразумит, что делать. Дух сомнения и неуверенность привносит в жизнь путанность, путает, сбивает с толку, запутывает в неразрешимых проблемах, создает неразбериху, хаотическую суету. Это смущает ум, тревожит сердце – смущение, смятение, суета, беспокойство. Запутанный ум, которого специально запутали в лукавую сеть обмана, не видит реальности, того что есть, цепляется за призраки, химеры, ложные мысли, захватывается гибельными страстями и ведется к погибели. Путаница в мыслях, путаница и смятение в умах, хаос киданий от одного к другому, постоянная раздвоенность, бестолковая псевдоозабоченность поверхностным, тщетным утомляет, опустошает, и пытается захватить-зацепить Других и им передать разрушительный дух беспорядочности. Сомнительная беспочвенная путанная жизнь не желает себе признаваться в своей бессмысленности и запутанности в тщетном, страшится своей неуверенности в бытии, страшится своей пустоты и никчемности, страшится бессмысленной раздвоенности и потому бросается в ложно-направленную злобу, в злобу на все, что якобы виновато в ее собственной запутанной провальности, ничтожности. «Все виноваты, но не я». Тут злоба идет от неуверенности, безосновности. Неуверенный всего опасается, всего боится, и от страха и бессилия бросается в ненависть ко всему, что может навредить, навредить прежде всего гордыне, самомнению, ибо невыносимо самомнительному признаваться в своей слабости и уязвимости. Агрессия бессильного и неуверенного истерична, одержима, безосновательна, не имеет основы, ибо основа сомнительна, и от безосновности бросается в страстное самозабвение, чтобы забыться в захваченности страстью гнева, ненависти. Объектом ненависти может быть любой, тот, кто цепляет чувство собственной важности, прибитого само-любия. Дух сомнения и неуверенности разрушает у человека его силу веры, разрушает подлинную уверенность-доверие себе подлинному, обессиливает, разуверяет в себе, и побуждает-подучает от чувства бессильной ничтожности цепляться за видимости веры и силы, захватываться обманчивыми призраками, идолами, страстями, которые дают ложное ощущение силы и самоуверенности, но использовав в своих погибельных целях, бросают, оставляя в душе чувство ужасной, адской опустошенности. Дух сомнения и неуверенности тогда еще сильнее напирает, ужасая своей мертвящей холодностью, терзая еще живое в душе, и не в силах этого вытерпеть, человек с еще большей яростью бросается в мир, который во зле лежит, стремясь разрушить в нем остатки мира божьего – доброту, любовь, хорошее, человеческое. Дух сомнения и неуверенности спутывает в душе понятия, ценности, идеи. В этой запутанности все перепутывается: злое считается добрым, бесчинное чинным, беззаконное законным, безобразное прекрасным, несправедливое справедливым, ненависть любовью и т.д. Все между собой перепутывается, так что невозможно отличить одно от другого. Свет называется тьмою, а тьма – светом. В этой спутанности, сомнительности и неуверенности ум дезориентируется и направляется на ложное, на то что не есть, а только кажется. Лукавые силы захватывают ум, прельщают, завораживают заманчивыми (обманчивыми) целями и ведут на привязи спутанный ум, который уже не господин в своем доме, а раб страстей, раб нечистых духов, ведут на погибель как пойманного раба, порабощенного, бывшего свободного. Эти духи и водят как на цепи жалкий ум, ослабленный предварительно духом сомнения и неуверенности, духом, который разрушил веру, полагание на Бога, доверие Ему. Дух сомнения и неуверенности провоцирует отступничество, предательство Отца Небесного, побуждает отречься от веры, прельщая самоуверенностью – «Я Сам все знаю и могу». Эта спутанность ума замыкает его на самом себе, и он уже не видит реальность, а питается самопорожденными фантазмами, химерами – приражениями лукавых помыслов. Лукавые помыслы захватывают-запутывают ум, пленяют сердце, порождают в нем темный огонь гибельной страсти и ввергают в грех, в беззаконное действие. Ум, запутанный духом неверия, сомнения и неуверенности, уже не видит света истины, ибо в нем тьма и свет смешались до неразличения. Сердце, которое горит гибельными страстями, опустошается, мертвеет и не может услышать живительный зов совести. Сердце, в котором бесчинно и хаотично правят страсти, становится вертепом разбойников, порядок любви [3,с.341] нарушается, живительная любовь иссякает, давая место всеразрушающей ненависти, коварной злобе, лукавой зло-хитрости. Дух неверия и сомнения лишает человека подлинной основы – любви, бросая в ложную псевдо-основу – ненависть. Ненависть, злоба, неприязнь дают видимость уверенности и несомненности, дают ложную основу, силу, уверенность, но коварно использовав, кидают, обрекая на уныние и бессильное, опустошительное отчаяние. Совесть, которая предчувствует суд Божий, свидетельствует о неминуемости кары, расплаты, но дух сомнения и неуверенности внушает заглушать вразумления совести неверием ей. Опора на гнев-ненависть – сомнительная опора, это трость, «которая, если кто опрется на неё, войдёт ему в руку и проколет её» [4Цар 18:21]. Огонь злобы разрушает живое, хорошее, разрушает человеческое, выжигает, опустошает душу. От адского ужаса этой пустоты человек в страхе себя опять бросается в злобу, находя виноватых и злобясь на них, лишь бы не признать своей вины. Опять разгорается огонь страсти гнева, который и дальше выжигает душу и выжигает все в мире – сущее, живое. На злобе ничего не построишь, но дух сомнения и неуверенности, от которого злоба, ничего строить и не намерен, он только разрушает, ибо это дух безосновности, дух ничтожения. А на Ничто (не-сущем, не-живом, зле) ничего и не построишь, только Сущий, Бог есть основа и строитель-устроитель всего. И только любовь все созидает, разрушая ненависть и дела ее. В этом спасительная истина Христова - любовь побеждает зло. Покаяться в злых делах и поверить в Спасителя Иисуса, Сына Божьего, примириться через Него с Отцом, по благодати принять духа усыновления и стремиться любить Бога и ближнего – вот подлинное основание здешнего бытийствования, устремленного к Царству Небесному. Это основание - бытие-во-Христе, преодолевает безосновного, беспочвенного духа сомнения и неуверенности. Это преодоление есть непрерывная работа, труждение, несение креста, терпение мучений от этого духа в борьбе с ним, так как этот дух продолжает нападать, в своей злохитрости придумывая новые уловки, чтобы запутать, смутить, сбить с пути, лишить основы-веры и бросить в злые страсти. Дух сомнения и неуверенности вносит в жизнь недоверие. Недоверие другим людям и также недоверие самому себе. Невозможность положиться на Другого, опасение, что обманет, подведет, кинет, использует в своих эгоистических целях. Недоверие себе – неуверенность в своих силах, способностях, талантах, а также недоверие собственному «внешнему, ветхому человеку», т.е. скрытым страстях, скрытым грешным желаниям, которые могут вырваться на поверхность навредить мне а также представить меня окружающим людям, социуму в нежелательном уничижительном свете. От недоверия идет подозрительность, ожидание непредсказуемой опасности, ожидание чего-то злого, вредного, разрушительного, уничижительного.Сомнение в людях, ожидание обмана и манипуляций. Дух сомнения и неуверенности сам использует человека, манипулирует им, но внушает опасаться от других этих использований и манипуляций, внося отчужденность, недоверие, подозрительность. Недоверчивость разрушает человеческое тепло, близость, то подлинное ощущение, что Другой – это ближний, которого по заповеди надо любить, а не чужой, чуждый, которого можно и нужно ненавидеть. Ближний по церковно-славянски – «искренний», так вот, недоверие разрушает искренность, привносит в жизнь неискренность, лицемерие, когда внешне – благорасположение, а внутри – недоверие, отчужденность, скрытая вражда и неприязнь от страха и неуверенности. Недоверие себе также идет от неискренности, потому что посмотреть правде в глаза относительно себя очень неприятно, легче себе лгать, обманывать себя, что я хороший и во мне нет ничего злого и постыдного. Подозрительность к себе – это страх себя, также как и подозрительность к Другим – это страх Других. Подозрительность к себе, недоверие себе, опасение себя – это страх собственного неизвестного мне зла внутри меня, страх собственной греховности одновременно с непризнанием ее, отрицанием ее. Я не знаю, что от себя ожидать, также как не знаю, чего ожидать от Других, которые также не ведают собственной греховности, собственного скрытого зла. Это зло может вырваться наружу когда угодно, неся с собой разрушение, поэтому следует быть опасливым, опасаться себя и Других. Дух сомнения и неуверенности убивает искренность и открытость, создает закрытость, подозрительность, неискренность, лицемерие, внушает не верить искренности и добросердечности, не доверять любви Других людей, не доверять любви Божьей, Его промыслу о нас. Этот дух делает человека беспомощным, бессильным, неуверенным, от беспомощности требующим помощи других людей, но от недоверия им просто использующим людей в своих эгоистических целях. Беспомощность и неуверенность тут парадоксально соединяется с настойчивой требовательностью, желанием руководить, командовать, помыкать, а слепая вроде бы наивная доверчивость – со злобным подозрительным недоверием. Злой дух сомнения и неуверенности разрушает отношения, разрушает любовь, делая человека слабым, но отрицающим свою слабость в злобном желании захватить волю и свободу Другого, навязать ему свою волю, чтобы в этом ощущении мнимой ложной силы убежать от невыносимого сомнения и неуверенности, чувства беспомощности и никчемности. Это мрачный закрытый мир недоверия, подозрительности к Другому, когда с Другим не считаются, полагая абсолютной свою волю. И это от недоверия и подозрительности к себе, неуверенности и сомнений в себе, нелюбви к себе, нелюбви к себе истинному – внутреннему сокровенного сердца человеку, своему образу Божьему. Дух сомнения и неуверенности внушает недоверие (неверие) к Богу и недоверие (неверие) к образу Божьему в человеке, недоверие ко всему божественному. Самоуверенная слепая уверенность в собственных силах, гордыня, самопревозношение в себе – «Я – всё, все другие – никто, я все сам могу и другие должны служить мне» – эту ложную уверенность внушает человеку дух сомнения и неуверенности, на самом деле делая человека слабым и беспомощным, рабом греха, доверчивым к злым силам. К ним то как раз и надо быть недоверчивым, подозрительным, внимательным, чтобы избегать их злых захватов, и для противоборства им следует пребывать в доверии к Богу, к Божьему Слову, в доверии своему сердцу (своему внутреннему сокровенного сердца человеку), которое стремится к любви Божьей, пребывать в доверии-любви к людям, в каждом ведь сокрыто пребывает образ Божий.
alexandr-blud.livejournal.com
О духе сомнения и неуверенности (предварительный обзор)
Задача исследования – рассмотреть феномен сомнения и неуверенности. Возникает вопрос – а может это два феномена, а не один, названий ведь два? Но, для того, чтобы держаться сути явления, следует, для начала обратиться к опыту и посмотреть, как мы переживаем сомнение и неуверенность. Если в опыте окажется, что их два, тогда будем их описывать отдельно, но пока будем смотреть как на один феномен, проявляющийся в двух аспектах. Не исключено, что аспектов может прибавиться, и это уже по ходу исследования следует соответственно описывать.Почему предварительный обзор? Феномен очень сложный и скрывающийся, и было бы самонадеянно думать, что его можно так сразу поймать во взгляде и описать. Он ускользает, прячется, хотя конечно влияет явно и явно ощутим. Но исследовать себя однозначно он не дает, ибо двойственен, двоится, колеблется и колеблет сознание неопределенностью. Это дух неопределенности, без-опорности, когда нет устойчивости, надежности, и потому сложная задача – выявить и описать его в определенных, устойчивых суждениях, которые исходили бы из сути предмета. Это – феноменология, метод описания сущности, сути вещи, а вещь, предмет, на который направлено исследовательское внимание, сам настолько в силу своего бытия сомнителен и неопределенен, и все делает сомнительным и неопределенным, что описать его однозначно дело непростое. Поэтому сначала будем обзорно смотреть на его проявления в нашей жизни, опыте, чтобы потом собрать воедино эти проявления и рассмотреть феномен более ясно. В дальнейшем, возможно рассмотреть феномен – дух сомнения и неуверенности в более специальных тематизациях – в повседневной жизни, в исихастском опыте – опыте умного делания, в психотерапевтическом опыте, в произведениях литературы, в философии и т.д. Это поможет более пристально посмотреть и более подробно и ясно описать действия этого духа в этих сферах, чтобы вывести на свет его враждебную, вредительную, погибельную деятельность, показать его злую сущность. Изучить его, чтобы знать его способы действия и научиться помощью Христовой противостоять его губительным воздействиям. В исследовании главным образом будем рассматривать негативный аспект сомнения и неуверенности, позитивный же аспект сомнения будет рассматриваться только дополнительно, чтобы яснее выявить момент негативный. Почему именно дух сомнения, а не психический процесс? Мы тут рассматриваем феномен духовного порядка, а не психики. Рассматриваем его в духовном опыте и ощущаем его как что-то духовно чуждое (иного духа явление), чужое нам, отрицательное, враждебное, мешающее и вредящее, разрушающее. Это духовная злая сущность, которая приражается к нам и отравляет, разрушает жизнь.Итак, сомнение и неуверенность. Когда мы их испытываем, в каких ситуациях? Мы сомневаемся, когда нет уверенности, что то, что мы воспринимаем – правда, надежная истина. Тогда мы колеблемся, находимся в ситуации неопределенности. Когда что-то (кто-то) ненадежно, сомнительно, может обмануть. Тогда чувствуем непонятность, беспокойство, смутную тревогу. Нет надежности, спокойствия, ясности. Тревожная неопределенность. Когда нет основы, которая дает надежный покой, тогда появляется сомнение и беспокойство. Дух сомнения и беспокойства – дух безосновательности, который все делает сомнительным, ненадежным, вносит беспокойство, дрожь, страх, тревожность. Это не-мирный дух, суетливый, хаотический. Когда он приражается к уму, тогда ум делается нестойким, потерянным, неуверенным, зависшим в неопределенности – непонятное в себе состояние, колеблющееся и беспокойное, проваливающееся в не-бытие. Ум тогда цепляется за вещи, преходящие вещи, чтобы найти хоть какую-то опору, но вещи текут, изменяются, и поэтому ум и в них не находит покоя и беспокойно мечется, цепляясь за ненадежную видимость определенности. Ошибка ума здесь – он хочет найти надежность и определенность в мире, в преходящих вещах, а дело то в нем самом. Если внутри, в уме, в душе нет покоя и определенности, вовне, в мире ее не найдешь, это будет вечное убегание от тревожной зависающей неопределенности ничто в беспокойное цепляние за видимости вещей, за воображения, призраки, фантомы. Это желание найти покой, уверенность и ясность в ложном, обманчивом и обманывающем мире. Но надежность, основа и Истина вне мира, она трансцендентна, это - Бог, который есть несомненная надежность, мир и покой, истина, свет, жизнь, основа жизни. Вера, доверие Богу даруют его благодатью покой, прекращают беспокойное сомнение, сомнительность, беспокойство, тревогу. Полагание на Бога дает основу жизни, бытия, а дух сомнения и неуверенности указывает на не-бытие, не-жизнь, на ни-что, беспочвенность, безосновность, пустую сомнительную, тревожную бессмысленность-безжизненность псевдо-бытия-без-Бога. Тревога и неопределенный страх (angst), которые несет дух сомнения и неуверенности, указывает на недостаток любви – «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» [1Ин 4:18]. Любовь – это доверие, а дух сомнения и неуверенности несет недоверчивость, подозрительность; любовь светла мирна, легка, парит в небо, дух сомнения и недоверия мрачен и тяжел, мучителен, прибивает к земле. Любовь живит, он же умерщвляет все живое, все делает сомнительным, мнимым, ненастоящим. Любовь созидает и единит, он же разрушает, разделяет. Любовь – тепла, дает близость, он же несет холодность и отчуждение. Любовь единит, он же разделяет, разъединяет, разобщает. Человек, охваченный духом сомнения и неуверенности чувствует себя потерянным, чуждым самому себе и может осознать это, если он рефлексирует, обращает на себя внимание, смотрит, что у него в душе, а не убегает от себя, от своего сердца прочь, в мир тщетный и фантазийный, в самозабвение в пустом и иллюзорном.Дух сомнения и неуверенности имеет место там, где нет настоящей веры и любви. «Мир», движимый греховными страстями – ненадежная опора в силу обманчивости и преходящести. Этот дух схватывает мирскую душу, неутвердившуюсю в истиной вере, неведающую свои грехи-страсти, слепую, самонадеянную и начинает ее колебать от одного обмана к другому, не давая опоры, бить волнами искушений, не давая найти твердую почву – «сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» [Иак 1:6]. «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» [Иак 1:8]. Дух сомнения и неуверенности раздваивает, разъединяет ум от сердца, отделяет-отчуждает человека от себя самого, от своего сердца, это дух раздвоения, разделения, неверия, беспутия, потерянности, когда человек потерялся, сбился с пути. Кто твердо верит Направляющему путь, то идет одним путем, путем надежным и истинным, ибо верен Направляющий, когда же нет такой веры, тогда нет твердости выбранного пути, тогда - шатание туда-сюда, раздвоение, неопределенность, бесцельность, неприкаянность, потерянность. Внешне такой человек может создавать видимость уверенности в своих действиях и целях, но выдает его скрытую сомнительность и неуверенность страстная неосновательная самоуверенность и отсутствие результатов-дел - плодов веры. Вроде бы уверенно идет и направляет, но как-то все без толку, непонятно куда ведет и зачем, получается все какое-то неживое, мертвое, беспокойное, хаотическое.«Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» [Иак 2:20]. Неосновательность, неполагание на Бога, а полагание на себя, на свой самонадеянный разум есть мертвая, неживая вера, которая и дела делает мертвые, неживые, неосновательные. Дух сомнения и неуверенности есть дух неосновательности. Все усилия уходят в пустоту, рассеиваются, нет сосредоточенного собирания, развития, но деградация, расплывание в неопределенной тщетности. Мертвая вера, неосновательная, не имеющая основой Бога - это такая вера, как у бесов - «и бесы веруют и трепещут» [Иак 2:19], одержимая вера-самоуверенность, злое упрямое настояние на своем, в глубине которой - трепет бездны погибельной, мучительная сомнительность и недоверие-противление Богу. Неосновательность, безосновность, отрицание Основы; Ничто, желающее быть Бытием, но разрушающее бытие, жизнь; раздвоение, разрушение, рассеяние, выдающее себя за единство, созидание и собранность.Дух сомнения и неуверенности мешает идти по истинному пути, ибо он раздваивает путь, разделяет ум и сердце, разум и совесть, лишает ум-сердце простоты в Боге, цельности. Раздвоенный ум-сердце не может удерживать правильное направление в пути, ум не видит, сердце не чувствует и человека носит в разные стороны. Этот дух сбивает с пути Божьего – сеет сомнения в правильности Божьего водительства, сеет недоверие Богу, лишает уверенности в Боге, стремится отделить от Бога, лишить направленности к Богу, внушает противоречивые желания, чтобы запутать в мире и сбить с пути. Человеку хочется того и другого, хочется идти к одному, но одновременно и к другому. Хочется и того и другого и третьего, но в итоге не обретается ничего, потому что кто желает всего, тот идет в никуда и приходит ни к чему, потому что руководился не Истинным и Верным, а сомнительным и неверным, руководился своим самовольным сомнительным страстным разумом, его помыслами, а не направлялся духом премудрости Божьей. Дух сомнения и неуверенности лишает ум простоты, делает его хитрым, выгадывающим, закрученным, лукавым, обманывающим. Ум прост, когда просвещается духом премудрости Божьей, когда же отходит от Бога, от доверия-упования на Бога, мня полагаться на свои силы, становится лукавым, хитрым, рассчитывающим варианты. Он заражается от лукавых сил их злою и лукавою лжеприродою, и надеется, что он заимеет то, что ему пожелается, потому что он умный и всех перехитрит. В итоге ему удается, и с успехом, перехитрить самого себя, потерпеть поражение и потом возмущаться на судьбу и недобрых окружающих людей, даже может и на Бога, что Он несправедлив и не помог в «хороших, благих» намерениях. Какая наглость богопротивящегося разума, который искренне думает, что Бог должен ему помогать, хотя он Бога не слушает, не следует Его воле, заповедям, но уверен в «благости» своих самовольных намерений и «несомненно» уверен, что он сам знает, что ему нужно. Но если нет веры-доверия Богу, тогда имеют место беспочвенность, сомнительность, неуверенность, дух безосновности и неладности, и на этом основании ничего стоящего не построишь – будут вечные падения и разрушения. Только на камне – Христе Иисусе, на Его Слове, Святом Евангелии можно выстроит настоящую жизнь, жизнь в вере и любви, а вне этого камня – лишь зыбкие воды сомнения и неуверенности, от которых никуда не убежать, хоть беги на край света. «Не знаете, какого вы духа» [Лк 9:55]. Следует узревать в своем сердце действия духа сомнения и неуверенности, который лишает основы и ввергает в ужасные воды, в которых в тревоге беспомощно барахтаешься, не имея твердой основы под ногами. Узрев и разоблачив, следует изгонять из своего сердца этого духа, чтобы дать в нем место Иисусу Христу. Не отворачиваться от своего сердца, не убегать в «мир», неся с собой этот беспочвенный дух, все делающий безосновным, не покрывать-прикрывать его самоуверенностью и рационализацией (выдавать наразумного за разумное), а повернуться к себе и внимая сердцу и Словам Божьим (Евангелию), приуготовлять сердце для принятия божественных семян-логосов, из которых произрастут плоды Царствия Божьего. Работать в своем сердце молитвой и вниманием, чтобы обессилить и прекратить работу вражью. Отбрасывать, отсекать в умном делании семена-помыслы сомнения (рассеять туман сомнений светом ума, божественным просвещением), Именем Иисусовым как мечем их сечь, очищая сердце от терния, чтобы там засевались и укоренялись семена веры от слов Евангельских, произрастали и давали плоды любви, плоды жизни вечной, Царства Небесного.В самопознании, во внимании к себе, следует знать и различать, каков дух в сердце – или дух сомнения, неверия, неуверенности, который ослабляет сердце, делает его беспомощным перед злом, или дух веры и любви, сила Божия от Духа Святого. Дух сомнения и неуверенности делает сердце робким, малодушным, склонным ко злу и греху, дух же веры и любви делает сердце крепким, сильным в уповании на Господа Иисуса Христа. Эта сила в немощи совершается, когда человек чувствует себя слабым, немощным, беспомощным без Бога, но сильным и уверенным в уповании на Господа Иисуса Христа, распятого за наши грехи, но воскресшего силою Божьею. Дух сомнения и неуверенности внушает человеку ложную уверенность в себе, ложное, обманчивое чувство силы, хотя в основе нет ничего – пустое, голое ничто, лишь пустая фантазия. Человеку предельно неприятно чувствовать себя беспомощным, бессильным в этом пугающем мире, где все происходит непредсказуемо, по неведомой Божьей воле, и он прячется в свой дом из фантазий, в которых он центр Вселенной и управляет ситуациями в мире, прячется в воображаемое чувство, что он владеет ситуацией. Ложь себе, что я сильный, не дает увидеть в себе ничтожащее действие духа сомнения и неуверенности. Когда честно видишь в себе, в своем сердце этого духа, тогда осознаешь свою слабость и немощность, беспомощность без Бога, осознаешь вину богозабвения (от богозабвения и беспомощность) и тогда в уповании взываешь, как сын к Отцу – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!». Ситуации, в которых можем наблюдать действия духа сомнения и неуверенности. Когда человек неуверен в жизни – например – неуверен в завтрашнем дне. Нет гарантий, что завтра будет хорошо, а есть сомнение в будущем, есть тягостное чувство (уныние), что будет плохо, ничего хорошего не будет. Тогда опускаются руки, не хочется ничего делать (акедия). Ищешь виноватых, тех людей, которые допустили такую ситуацию и испытываешь к ним злость. Видим, что тут, в этой ситуации дух сомнения и неуверенности связан с духами печали, уныния (акедии), гнева. От неуверенности в будущем – тревога, беспокойство. Неуверенность в государстве, в законах. Неуверенность-сомнение, будет ли нормальная работа. Тревога за близких. Чувство неустроенности и бесперспективности. Все как бы проваливается в бездну. Невозможность положиться на людей, на общество, нет чувства защищенности. Какая-то странная, пугающая беспомощность, ты открыт всевозможным непредсказуемым случайностям и не можешь нигде найти надежную защиту, чтобы было спокойно. Чувство необеспеченности, негарантированности, основа жизни проваливается в бездну. Пугают перспективы всевозможных несчастий, болезней, скорбей, неприятностей. Дух сомнения и неуверенности мучает, давит на голову, давит на сердце, давит на всего человека, разрывает мучительными терзаниями, терзает, отравляет всю жизнь, которая становится не в радость. Тревога, неуверенность разъедает, пожирает. Постоянное раздражение на себя, на других, на все. Отсутствие ясных целей, будущее закрывается бессмысленной тщетностью, тщетность и бессмысленность усилий. Все, что делаешь, все без толку. Сомнения гложут, поражают, обездвиживают. Сомнения режут душу на части, тяготят. Неуверенность мучает, удручает. Что делать, что делать? – один и тот же мучительный вопрос. Будущее – как неизвестная бездна, в которую боишься провалиться. Бездна «Ничто», а не бытия. Это бытие-к-ничему, к Ничто, к ничему хорошему. От этого тягостного чувства бесперспективности, которое от духа сомнения и неуверенности, хочется убежать, убежать в «мир» к «людям», делать что-то бессмысленное, злое, агрессивное, выливать свое накопленное от безысходности раздражение на людей, обвинять их, чтобы забыться в этой ненависти и избавиться от тягостного и невыносимого чувства вины. Эта беспочвенная, тягостная пустота, которая от сомнения и неуверенности, переносится мною на мир, я бросаю ее на мир, чтобы избавиться от нее, так как она убивает меня, ничтожит, и тогда весь мир ничтожится мною, и мое бытие, это уже не бытие, а ничтожение. Я чувствую свою невыносимую ничтожность, сомнительность, неуверенность, и убегаю от этой невыносимости себя прочь от себя в мир, и делаю жизнь в этом мире невыносимой для других, чтобы и они мучились, так как я мучаюсь. Это установка человека, сделавшего выбор обманывать себя, лгать себе, выдавая свою слабость за силу.Дальше в том же духе - свою ничтожность я заменяю самовозвышением, гордыней, пряча от других и скрывая от себя свою никчемность. Свою сомнительность я заменяю «сверхочевидной ясностью» видения себя и всего, что происходит. Мне все «ясно», я все понимаю и других могу просветить - «Как же вы не понимаете, не видите очевидных вещей!!! Мне же все очень понятно». Эта лжеочевидность скрывает глубинные терзания и сомнения, которые не хочется осознавать, скрывает духа сомнения, который и направляет эту лжеочевидность, выдавая смутное и сомнительное за ясное и бесспорное. Дух сомнения захватывает ум и выдает ложь, обман за истину, которую обязательно надо навязать другому, заставить его поверить в нее. Если Другой не хочет верить, этот дух его пугает, угрожает всевозможными неприятностями и несчастиями, чтобы принудить насилием принять эту «правду» за истину, смириться с ней. Смирить Другого, превозмочь, унизить его, чтобы навязать ему внушаемую истину. Чтобы он, уничтоженный, отказался от себя, предал себя и в униженной покорности принял как «благословение» эту «самую правильную» истину. Эта мучительная навязываемость истины Другому указывает на скрытого мучительного духа сомнения, который беспочвенное и безосновательное, злое хочет выдать за настоящее, основательное, благое. «А что мучительство, принуждение и насилие, так что же делать, если Другие по-хорошему не понимают, пользы своей не знают. Это для их же пользы» – лицемерит такой человек пред собою, оправдывая свои действия, покрывая их ложью, оправдывая погибельные внушения злого духа сомнения, который истинное превращает в сомнительное, а неистинное, ложное, сомнительное выдает за несомненную истину в последней инстанции. Гордыня, самовозвышение, ничтожное и мерзкое в глазах Бога, мнит себя обладательницей правды и стремится всех унизить, уничижить, навязать свою неправду как истину, уничижить при этом Другого, отнять у него свободу, сделать Другого ничтожным, чтобы возвеличить себя и навязать свое псевдо-видение. Гордыня не желает, чтобы Другой имел свободу усомниться в ее сомнительности, в ее ложном бытии. Гордыня сомнительна, безосновна, но навязывает себя как абсолютную основу бытия. Дух сомнения и неуверенности тут сотрудничает с духом гордыни, духом самовозвышения.В гордыне я свою неуверенность заменяю самоуверенностью. Я полностью уверен в себе, уверен в том, что я знаю, как надо делать. Я уверен, что все, что я делаю, я делаю правильно. Я все делаю правильно, и тут не может быть никаких сомнений. Хоть в душе и тревога и беспокойство, совесть тревожит, мучают сомнения, давит чувство вины, но я сильный и не буду обращать на эти слабости никакого внимания. Я сильный, уверенный в себе и знаю, что делаю. Чужих советов мне не надо, я верю себе и верен себе. В будущем я уверен, будет то, что я решил, по-другому и быть не может. Мои слова я изрекаю с непререкаемой несомненностью, другие должны слушать и делать по-моему. В моих действиях и речах не должно быть даже намека на неуверенность. Даже если я чувствую, что неправ, я должен любой ценой оказаться правым, настоять на своей правоте, чтобы вернуть себе привычное чувство уверенности и правильности. Другие должны льстить, усиливать это мое чувство самоуверенности, ибо если они критикуют меня, я теряю от этого уверенность, выхожу из себя и в праведном гневе со злостью их уничижаю, чтобы знали свое место. В другой раз неповадно будет. Тут реакция на сомнение в моей правильности, на критику меня – мой гнев, злоба, негодование. Самоуверенность, движимая скрытым духом неуверенности, от критики теряет ложную устойчивость в самообольщенности, шатается над бездной, чувствует ужас ничто и реагирует на него нечеловеческой злобой на других, неподдерживающих ложное чувство самоуверенности. Очень неприятно чувствовать ужас своей ничтожности, поэтому со злобой на других убежать в самовозвышение-самоуверенность, чтобы избежать осознания чувства тотальной неуверенности. Дух неуверенности, который от ничто, от безосновности, внушает ложное чувство самоуверенности, чтобы человек честно не посмотрел, не открыл для себя весь ужас своего безосновного, ничтожного без-божного, существования, жизни не основанной на Боге, а «основанной» на Ничто, на пустом и никчемном, не осознал своего греховного, погибельного существования. Тут идея, что в основе самоуверенности скрыто присутствует и действует дух неуверенности, который себя отрицает, и для поддержания своего ложного чувства правоты, нуждается в постоянном навязывании своей правоты Другому. Это и малодушный побег от себя, и агрессивная атака, напористое навязывание псевдо-своего Другому. Принудил Другого к «своей правде» - значит ты прав, ты силен, с тобой истина и на твоей стороне правда. Также нужны со-общники, те кто также самообмануты, как и ты, разделяют твои ложные идеи и стремятся их воплощать в жизнь. Чувство общности, что таких как я много, а значит мы сила, защищает от осознания собственной неуверенности и сомнений. Дух сомнения и неуверенности прячется, но скрыто руководит, внушая убежденность в правильности идей и действий. Другие, мои со-общники, разделяющие мою псевдо-правду, также как и я убегают от духа сомнения и неуверенности. Мы вместе убегаем от себя и вместе наступаем. Наступаем на Других, не разделяющих нашу «единственно правильную истину», и принуждаем их принять нашу правду, в противном случае грозя исключением из сообщества нормальных людей, грозя сделать их врагами, с которыми не будем церемониться. Противящийся нам – враг истины и правды, и у него нет выбора – либо он сделается таким как мы, примет всем сердцем нашу «единственно благую истину-правду», либо он ее отвергнет и тем самым покажет себя неправедным, злым, противников-супротивником «добра и истины». И тогда что с ним говорить, он же нас слушать не хочет, противится. Злой дух сомнения и неуверенности, который в основе самоуверенности, тогда проявляет свою злость, прибегает к злой ненависти негации, ничтожению, отрицанию всего того, что его отрицает. Он враг истины, любви, враг блага и бытия, враг единства и гармонии, ибо вносит в жизнь разобщение, хаос, беспорядок, своеволие, анархию, без-властие, так как бунтует против высшей власти – Бога. Корень этого бунта – это неверие, нежелание верить, довериться Богу без сомнения с открытым сердцем, как Отцу. Это своевольное, самовольное самообожествление, отпадение от божественной воли в своеволие, в самополагание себя знающим, что есть добро, а что зло. Знающим без всяких сомнений с уверенностью. Но шила в мешке не утаишь, совесть, хоть и заглушается, но иногда дает знать о себе, потому тайные сомнения и неуверенность подспудно мучают. Мучают тревогой, безосновной тревогой, тревогой от Ничто. Ничто – небытие, неблаго, зло. Когда в основе зло, тогда хорошего не будет, как себя и других не обманывай. Дух сомнения и неуверенности – злая, провальная, мертвая основа-бездна как тень, как атмосфера, как фон сопровождает самоуверенность. Самоуверенный вроде бы и активен, живой – но от него не идет живое, духовный взор видит его мертвость. Вроде бы и желает хорошего, говорит о хорошем, но видно его двойственность, лицемерие (и перед самим собой), нет искренности. Поэтому чувствуем сомнение его словам и неуверенность в нем как в надежном, верном слову, которые выдают скрыто в нем действующего духа сомнения и неуверенности, про которого он и сам не знает, мня себя несомненно надежным – «мое слово – скала». Говорит про свою хорошесть, про свою любовь к другим людям, к семье, к Родине, но откуда же тогда злоба и ненависть к противящимся его «истине», которую он хочет внушить Другим, откуда демонизация инакомыслящего. Ангелизация своего мнения, и демонизация мнения противного. Тут истина именно внушается Другому, тут насилие, навязывание, отрицание свободы Другого. Тут нет речи о свободе, Другой хочешь-не-хочешь должен принять чуждую себе «истину». Другого не любят, его духовно насилуют, насилуют его свободу, требуют, чтобы он сам совершил над собой насилие и поддался внушению, чуждому себе, ложному мнению. Другой должен извратить свою совесть, извратить истину, потому что так от него требуют неуверенные в себе самоуверенные субъекты. Принять ложное как истинное, злое как доброе, рабство греху как свободу. Убить себя как свободную личность, образ Божий, чтобы стать образом, подражателем ложного, лукавого и злого, подражателем того, кто обманул себя и требует от Другого подобного самообмана. Насилие и навязывание, движимые тайно духом сомнения и неверия, желает убить в Другом его богоподобную свободу, свободу выбора, принуждая подчиниться ложной истине, рабствовать чуждому себе, и самому другим навязывать заведомо ложное. Возвышающая себя самоуверенность, жизнь по помыслам своего злого своевольного сердца, а не по воле Божьей желает и других сделать подобными себе, заражая не-правдами, соблазнами, внушая им эту беспочвенную самоуверенность. Некоторые поддаются, потому что все сделает такой человек, чтобы убежать от своего скрытого сомнения и неуверенности, от своей ничтожности в ложное чувство несомненности, уверенности, значимости. Не надо искать Бога, искать истинную несомненную основу, не надо искать веру, трудиться в Слове Божьем, бороться с сомнениями и неуверенностью – тут все и сразу – поверь в себя, что ты знаешь правду – и ты спасен, все в жизни ясно и надо следовать этой «правде» и любой ценой ее добиваться, бороться за нее, убеждать и принуждать к ней других. И тогда «светлое будущее» нам обеспечено, гарантировано, только надо верить без сомнений. Но какая-то страстность, одержимость, беспокойство, бесчеловечность, страх остановиться и подумать, отрицание всего инако-мысленного выдает скрытый дух сомнения и неуверенности. Неверие Богу, Христу, Евангелию дают простор для злого действования духа сомнения и неуверенности, который скрывая себя, внушает человеку уверенность в ложном и пустом. Эта уверенность навязывается Другому, принуждая его к «абсолютной истине и правде». И это принуждение лукаво и фарисейски выдается за любовь и заботу о Другом. Другому внушается любовь к ложному, к ложным злым ценностям-идеям. Чтобы он принял их в сердце, ожесточил ими сердце, и в этом своем ожесточении принялся воплощать их в жизнь, изничтожая все, что этим идеям противится. И все это в возвышенном самомнении себя хорошим, светлым, чистым, делающим благое дело. «Светлая благая истина», к которой надо любой ценой принудить, внушить ее, навязать, чтобы жить стало лучше. Т.е. кто неуверен в своей правде-правоте, тот стремиться ее навязать, принудить к ней, чтобы убежать от своей беспочвенности, скрытого чувства неправоты, сомнительности, тревоги от ничто, неуверенности, ничтожности, низости во властное самодовлеющее самоутверждение. Отсутствие духовной основы открывает простор действию духа сомнения и неуверенности, и такой человек, вместо поиска подлинной основы – Бога, страшась ужаса бездны падения, убегает в самовозвышение себя, в гордыню, цепляется за идеи, связанные с гордыней и самовозвышением, и злобно (злоба эта может быть скрытой, неявной) навязывает эти идеи-лжеценности другим, утверждается за счет других и находит в этом самоутверждении за счет других ложную себе основу и мнимую уверенность в правоте, псевдо-несомненность.Но вопрос, а истина Христова, евангельская истина, вообще истина нуждается ли в насильственном навязывании? Можно ли кого-либо принудить к любви к Господу Иисусу Христу - Истине, к Евангелию, да и вообще принудить к любви, принудить к добру, можно ли навязать хорошее? Можно ли принудить к вере, навязать истинную веру? К Богу, ко Христу идут свободно, свободным сердцем и волею, с надеждою, с мольбой о помощи, когда уже невыносимо становится пребывание-пропадание в греховном самовольном лже-существовании. Христос любит нас и хочет ответной любви, веры, доверия, чтобы мы доверили с несомненностью Ему свое бытие, свою жизнь. Христос хочет от нас свободы, чтобы мы были свободны от греха и смерти. Там где насилие и навязывание, злое принуждение к «истине», там нет Христа, нет свободы, нет духа истины («где Дух Господень, там свобода» [2Кор 3:17]). Вера во Христа Иисуса побеждает духа сомнения и неуверенности, который делает человека колеблющимся, неверным, не доверяющим Богу: - «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере, а все, что не по вере, грех» [Рим 14:23]. Люди с верою слушают слова Христовы, слова Евангельские, и «услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» [Лк 8:15] и творят дела веры без сомнения. Следовать духу истины должно без сомнения, с верою-доверием – «Дух сказал мне, чтобы я шёл с ними, нимало не сомневаясь» [Деян 11:12]. Дух истины, который от веры, изгоняет духа сомнения и неуверенности. «Никто, не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» [1Кор 12:3]. Называние Иисуса Господом в Иисусовой молитве, призывание Его святого имени совершается содействием Духа Святаго, дух истины действует в сердце и изгоняет своим огнем благодати, своим светом мрачный и мучительный дух сомнения и неуверенности, давая сердцу крепость веры и упования на Господа Иисуса, твердую крепость стояния-пребывания в любви и истине Христовой. Следует пребывать в хранении сердца, быть внимательным к сомнительным помыслам. Принимая по нерадивости и глупой доверчивости эти помыслы-прилоги, эти приражения от лукавого, ум-сердце делается непостоянным, нетвердым в вере и уклоняется на пути зла. Необходимо отсекать помыслы, которые от духа сомнения и неуверенности, отгонять их именем Иисусовым в умном делании, очищать ум и сердце труждением в творении молитвы Иисусовой.Также должна быть вера-доверие Церкви православной, Преданию, Святым отцам. Без этой веры и чтение Писания, и молитвенная практика и вообще все спасительное делание может быть захвачено духом сомнения и неуверенности, который внушит самовольную самоуверенность своим только разумом разуметь Писание и творить молитву. Это внушение, прельщая, поощряя тщеславие и гордыню, уводит в превратные толкования Писания и в прелестную молитву, сбивает с пути, лишает основы, ввергает в обман, в самоуверенную безосновность и ложность, которая мнит себя общеобязательной «истиной», которую надо еще и внушить-навязать другим. Обманутый безосновным духом лжи, по наущению лукавого сам стремится обмануть других. Интересно, что этот дух сомнения и неуверенности препятствует истинному (в духе святых отцов) чтению Писания и подлинной молитве, говоря, что это соблазнительно и ведет к прелести, гордыне, и тем самым внушает недоверие и подозрительность вообще к чтению Библии и к умной молитве Иисусовой. Следует бороться с беспочвенным, лишающим основы духом сомнения и неуверенности православною верою, противостоять его разъединяющему раздвоению-разобщению (с другими и с самим собой) стремлением к единому соборному духу святых отцов, в единстве православной церкви, которая есть «столп и утверждение истины» [1Тим 3:15]. Без церковного предания, без традиции легко можно поддаться этому духу сомнения и неверия, который уведет в состояние безродной безотцовщины, когда мы не знаем себя, не знаем наших Отцов, не знаем наших духовных корней и носимся ветрами непостоянства и сомнений по поверхности безбожного мира, бесцельно изживая божий дар своей жизни, отказываясь от своего богатого святоотеческого наследия. Дух сомнения и неуверенности, если ему не противостоять, делает жизнь бесцельной и безплодной, наполняет ее суррогатами, воображаемыми видимостями, пустыми и ложными целями и ценностями, ложной духовностью, когда человек, вместо того, чтобы пытаться быть христианином, деградирует к языческому идолопоклонству, самозабвенному растворению в страстях и похотях века сего преходящего. Заключение. Как и говорилось вначале, это был предварительный обзор-изучение действий духа сомнения и неуверенности. Сложно вначале охватить все его проявления и четко увидеть его действия. Но уже ясно, что если его не выявлять-обличать, быть слепым к нему, не видеть его духовными очами, если с ним не бороться, а наоборот, слепо потакать ему, принимая его навязчивые внушения – помыслы-прилоги, он сделает жизнь невыносимой, уведет от веры-доверия Богу, разрушит жизнь, сделает ее безосновной, беспорядочной, хаотичной, бесцельной, наполнит ее взамен ложными эгоистическими, сомнительными целями, наполнит опустошением, тревогой, злым беспокойством, невыносимым бессмысленным мучением, неверием себе, людям, Богу, наполнит потерянностью, сомнительностью, безосновностью. Точнее – не наполнит, а заразит. Поэтому следует в дальнейших исследованиях, с помощью исихастского метода, во внимании к себе и к другим изучать его, выявлять его уловки, злые хитрости и бороться с ним в умном делании, с помощью святоотеческого аскетического опыта. Стоит попытаться увидеть в себе и обличить дух сомнения и неуверенности и противостать ему в несомненной вере и уповании на спасительную помощь Иисуса Христа, Господа нашего.
alexandr-blud.livejournal.com
Текст песни Дух сомнения, слова песни
Записки Неизвестного
жанры: experimental, hip-hop, loveальбомы: 20 Летрейтинг: ★★★★☆ / 4.5 / 474 просмотра
Это интересно:Об альбоме 20 Лет:Записки Неизвестного
6 октября 2011
Так почему же плох этот альбом?
Может быть потому, что Журавль разучился складывать рифмы? Может быть стихи скучные? Отнюдь: лучше него в российской музыке рифмы никто складывать не умеет. Никто лучше писать стихи не научился. Никто более не использует в песнях такие слова, как «довлеет», «око» или «благовония». Никто лучше не играет роль рэпера, являясь на самом деле поэтом. «20 лет» — это, как и раньше, сборник стихов, прочитанный под музыку; стихов, которые изначально рождались стихами, а затем с минимальными изменениями были положены на простой бит; прочитанных несколько сипловатым голосом с восторженностью, эмоциями и страстью публичных чтений литературных клубов.
Может быть потому, что Денис записал скучную музыку? Может быть, она уныла и безобразна? Избавившись от целой группы, Денис и Владимир записывают альбомы, как и ранее вдвоем. Немного гитары, несложный бас, простые ударные и фортепьяно. Как и прежде, главным инструментом является фортепьяно, простой классический инструмент, словно старящий музыку до тех качеств, которые начинают вызывать практически ностальгические чувства. Клавишные здесь не косметический лоск, а ведущий инструмент, и самые лучшие моменты музыки Записок Неизвестного что сейчас, что в прошлом появляются именно тогда, когда кроме выразительной декламации Журавля и фортепьяно Дениса ничего более нет. Нет, музыка не стала хуже. Конечно, она несколько беднее той, что можно было услышать на «Человеке без времени», где в записи принимала участие практически целая рок-группа, но ничуть не хуже «Оловянной вдовы». В конце концов, Запискам богатство звучания никогда не шло: когда в руках только хлеб и вода, акустическая гитара или фортепьяно, тогда они просто светятся.
А дело всё в том, что именно поется на этом альбоме. «20 лет» приурочен к двадцатилетию Российской Федерации как самостоятельного государства и сам этот факт несколько нелеп. Россия оказалась безразлична к своему возрасту: не было пышных празднеств, подведений итогов или броских заявлений. Страна вяло отреагировала на годовщину Августовского путча, лениво почитала журналы, угодливо собравшие тематические номера, но отреагировала безразличием. Сам факт посвящения альбома этому событию выглядит… неуместно, что ли: дата большая, но праздновать по большему счету пока нечего. Но и это не столь плохо: куда хуже, что от этой пластинки за версту нехорошо несет духом Игоря Талькова, его бравурным кичливым профилем, восхвалением страны и лезущей изо всех щелей назойливой набожностью. От этого альбома несет не либеральностью или социализмом, а самым что ни на есть махровым казацким монархизмом, такой михалковщиной, где власти — гады, чиновники — воры и уроды, житья нет, алкоголизм, нищета, смерть, безысходность, зато поля и реки — красивые. И крест на церкви блестит.
Ведь большая часть песен — она именно про это. Что Россия уникальна и неповторима, что мощна и, дословно, «есть в ней что-то от Бога». Что много в ней сирых и убогих, которым нужно помогать; что спасение мы найдем в церквях; что эту страну рвали и грызли, но она выстояла, стоит и будет стоять во благо народа, который, как и в 19 веке пискнуть поперек слова царя не смеет. Что воруют и убивают — другие, но мы-то хорошие, мы лишь щеку подставим, да вкрадчиво в глаза боярам глянем. Песни про то, что у нас есть какая-то национальная идея и самосознание, что постигнув Русь, мы обретем самих себя.
И как-то сразу Записки Неизвестного перестают казаться пророками поколения, а лезут в такие вонючие болота тальковского патриотизма, что любой приличный человек лишь закроет глаза и неловко покраснеет. Это уже не голос поколения, это голос ропщущих стариков.
С другой стороны, на пластинке много действительно хороших песен, но все они к восхвалению отчизны не относятся. Равно как и не относится все прочее творчество, дающее надежду, что «20 лет» случилось лишь однажды. Хороших песен больше, но плохие более маркие.
Простите, но мне правда очень обидно.
webkind.ru
ДУХ ХУЛЫ И СОМНЕНИЯ. НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
ДУХ ХУЛЫ И СОМНЕНИЯ
Как бороться с ним. Самость
Что вы не понимаете в приеме, каким следует истину проводить в сердце, - поймете, когда испытаете. Вот как делать надо! Берите истину какую-либо и полнее уясните ее в сознании, как она исповедуется, - и затем молитесь Господу, да напишет Он ее в сердце, как она Исповедуется. Это дело простое! Молитвы из истины же составлять тоже не мудрено. Молитвы наши все и исходят из догматов. Пришел Господь на землю ради нашего спасения. Исповедуя сию истину, молитесь: Господи! как тогда ходя по земле, Ты исцелял всякие недуги, прокаженных очищал, слепым даровал прозрение, прииди теперь и ко мне и просвети очи ума моего: и проказу грехов сними с меня.
Так в отношении ко всякой истине. Когда все истины войдут в сердце, тогда всем сомнениям конец. Они сами будут отскакивать, как стрелы от того, кто покрыт латами. Помоги вам, Господи, достигнуть сего.
О свободе
Как ни будь сильны возбуждения, все решение дела принадлежит лицу действующему, и всякий сознает момент, когда он внутри произносит: так и так надо сделать. В этом и есть существо свободы. И этого никакая сила исторгнуть у души не может.
Ваши сны очень утешительны. Они означают, что Господь блюдет вас и ведет дело к тому, чтобы отогнать от вас врага. Что дальше не пропустили, - это или означает степень, какой кто удостаивается, ибо не все одинаковы; или дано сие видеть в побуждение, что не надобно останавливаться на полдороге, а следует искать и искать, или, как Апостол, все гнать вперед. А что видевший сон сей принят в дом Божий, - это очевидно. Если бы не был принят, то от ворот бы отогнали слуги. Итак, милость Божия сретает вас и обнимает. Извольте благодушно стоять в истине и по ее указанию простираться вперед. Благослови вас, Господи. Что сказала вам Матерь Божия - это верх утешения и воодушевления! Она ведь Мать всех нас, христиан. И как Господу, за нас умершему, мы все дороги, так и Ей. Вращайте почаще в уме сии утешительные извещения свыше.
Что у вас другие недостатки есть, что дивного, и у кого их нет? Но дух хулы и сомнений, надо полагать, есть главный. Ибо он мешает заняться другими. Хула и сомнения - то же, что когда почва под ногами колеблется: почувствовавший тотчас падает от головокружения. Когда уже тут до другого чего? Вы этого-то потрудитесь одолеть и прогнать, тогда и прочие подадутся.
Самость - корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость. Может быть, и духу хулы дано так сильно беспокоить вас по той причине, что есть самость - с излишками. Так начинайте зараз и ее бороть. Смирение - корень всего доброго, ибо все доброе от Бога, а Он гордым противится, смиренным же дает благодать.
Вот вам и осязательное удостоверение, что дух хулы в вас есть вражий. С какою неприязнию относится он ко Господу Спасителю?! Ему это натурально, ибо Господь разрушил власть их, так что одно имя Его страшно для них. А нам чего ради внимать этим насеяниям злых зелий вражеских!
Молитесь, да исторгнет Господь из сердца вашего самую возможность таких помышлений. (Вып. 8, пас. 1465, стр. 220-222)
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
religion.wikireading.ru
Вечен ли дух сомнений
Кажется, что чрезвычайно тяжело выйти в норму из состояния, в котором мы запутаны духом сомнений. Это ощущение абсолютно реалистично, когда мы находимся в плену тревожных мыслей, страхов и неуверенности.
Устойчивая иллюзия, затмевающая контакт нашего индивидуального сознания с реальностью, удерживает нас в деструктивных целях, что отражается в наших упаднических мыслях, плохом настроении, общем состоянии уныния. Нам действительно тяжело предпринять какие-либо действия, нацеленные на возвращение к здоровью — ведь нам «на самом деле» кажется, что ничего уже не поможет!
Причина этого состояния заключена в ложном самоотождествлении с мыслями, с концепцией реальности, основанной на предыдущем опыте. По мере взросления, дорога в отрицательные состояния сознания становится все более гладкой и быстрой — нам уже достаточно небольших неприятностей, чтобы провалиться в депрессивные ощущения.
Время от времени в своей жизни я переживаю мощные энергетические всплески — они, как правило, совпадают по времени с интересными событиями, групповой работой, прорывами в творчестве. Тщательно наблюдая за этими состояниями, я пришел к выводу, что сами выбросы энергии естественны и не зависят от моих усилий — скорее моя активность отражает происходящее на энергоинформационном уровне. Как и любые волны, подобные всплески обязательно сменяются периодами ровных состояний, которые на фоне подъемов выглядят как энергетические провалы.
Практика играет огромное значение как в периоды подъемов, так и в периоды провалов. Приписывая себе заслугу обретения положительных состояний, мы обрекаем себя на мощные падения, из которых тяжело выбраться из-за того, что мы присваиваем себе и отрицательные состояния.
Находясь в состоянии ясности, несложно обратить внимание, что корень страдания один — это автоматическое самоотождествление части нераздельного в реальности континуума сознания. Сигнал о нарушении непрерывности сознания возникает моментально в форме отрицательных эмоциональных ощущений. Однако, находясь под гнетом мыслей, которые мы считаем своими собственными, и, более того, считаем самим собой, мы, как правило, не способны осознать значение сигнала — и сопротивляемся ему, что совершенно естественным образом усиливает сигнал до такой мощности, что мы уже не можем физически сопротивляться и сдаемся на откуп реальности, после чего начинается восстановление связи, которое мы ощущаем как подъем и выздоровление…
Система Управления Здоровьем является вышестоящей функциональной системой, которая помогает нам вернуть контакт с реальностью и вступить на путь эволюции сознания. Практика честности дает возможность не запутаться в искажениях сознания, формирующихся при «отключении от глобального сознания», помогает заблокировать материализацию информационных искажений. Практика принятия позволяет моментально восстановить контакт с нормой. Сообщество создает многократное усиление сигнала здоровой цели.
В состоянии отсоединенного сознания совершенно не хочется ничего предпринимать. Есть устойчивое ощущение, что все бесполезно, что ничего не работает. Страх неудачи, стыд, ощущения вины и обиды липкой паутиной окутывают нас и сковывают все движения духа и тела. Парадоксально, но эти ощущения быстро материализуются, находят свое фактическое подтверждение — как только мы пытаемся сопротивляться, что-то делать, наручники отрицательных состояний сжимают нас все сильнее. Это происходит так как в этот момент мы уже находимся под влиянием ложных целей и НЕ ИМЕЕМ контакта с реальностью — пытаемся бороться с ней, опираясь на картину стойкой иллюзии, которую считаем реальной!
В подобном состоянии сознания стереотип практик СУЗ, честность и сообщество кажутся нам чужеродными объектами, вызывающими сомнения, подвергающимися внутренней критике нашего отделенного эго. В таком состоянии сознания мы не можем принять самостоятельного решения пойти на практику — к такому решению нас может привести только лишь честность — когнитивный мост, соединяющий солнце реальности и землю, находящуюся за тучами мыслей. Получая информационный сигнал из здорового будущего, многократно усиленный инструментами СУЗ, мы принимаем решение войти в Практику принятия, молчания. Практика начинается сразу, с момента принятия решения, и дает результат мгновенно. Дело в том, что в принятии нет и не может быть правильной модели. Принятие не требует специальных условий и усилий. Оно начинается ровно там, где вы находитесь. В этот момент вы можете делать все, что угодно, — и все это будет результатом практики.
Практика молчания и принятия заключается в осознании момента настоящего, осознании сменяющегося потока мыслей, сопротивления. Практика принятия автоматически приводит к восстановлению контакта с вышестоящими функциональными системами, быстрой синхронизации сознания, возвращению ясности и нормы. Пройдя перед принятием решения о практике через кратковременное усилие преодоления ложной правоты, отражающей энергетический барьер эго, мы впервые перестаем сопротивляться настоящему и принимаем его настойчивые сигналы о потери связи. Совершенно естественным образом наша жизнь постепенно (НЕ ТОРОПИТЕ ЕЕ! — это долженствование!) наполняется светом, энергией и теплотой.
Конечно, когда мы только начинаем свое путешествие в информационном пространстве, стереотипы прошлого стремятся вернуть контроль над высвобождающейся энергией жизни — выглядит это как моментальное присвоение себе результата практики. Мы пытаемся «практиковать», чтобы повторить состояние практики, мы забываем о СУТИ практики (принятие) — и пытаемся вновь и вновь манипулировать реальностью — и цикл повторяется снова и снова, пока мы не научимся осознавать и принимать подобные циклические состояния. Так начинается наша внутренняя жизнь, полная энергии и перемен.
В это время наше внутреннее состояние с небольшой задержкой отражается во внешнем мире — результат практики мы видим как удачу, везение, синхронизмы/совпадения, благосклонность судьбы/бога/небес/вселенной. Здесь нас подстерегает очередное препятствие — мы опять присваиваем себе результаты практики, пытаясь начать контролировать жизнь, манипулировать ей, диктовать ей свои условия.
Мы забываем, что нам не принадлежит ничего, мы забываем, из какой ямы мы выбрались. И мы можем глубоко упасть (чем выше мы забираемся, тем больнее падать). Подобное падение может усиливать наши страхи, утверждать нашу правоту страха неудачи — и так происходит до того момента, как мы осознаем, что мы опять попросту обманываем самих себя — ведь мы НЕ ПРАКТИКУЕМ!
Как только происходит это осознание, у нас сразу восстанавливается контакт с реальностью, мы принимаем решение о практике — и быстро возвращаемся в нормальное состояние сознания, которое сохраняется ровно до момента, когда предыдущий опыт нас снова сталкивает в пучины сопротивления, из которого нас снова поднимает практика… Так происходит долго, но не бесконечно — интенсивность подобных качелей постепенно уменьшается, шторм сознания затихает — и именно тогда в нашей жизни воцаряется регулярная практика, которая вытесняет наше правое, сопротивляющееся «несвободе», эго, и практика становится нашей жизнью.
Да, в такой жизни нет свободы выбора. Но и «вас», основанного на правоте и ненастоящем прошлом, тоже нет. Есть только жизнь, а вы — это ее часть, непрерывно с жизнью связанная. Находясь в таком состоянии, вы можете ясно видеть или, точнее, с опережением отражать реальность, исцелять пространство, частью которого являетесь. Лишь иногда, под воздействием мощных информационных потоков социальных сетей, частью которых мы являемся, мы «заражаемся» вирусом отделенности, но это уже не страшно, потому что работает устойчивый иммунитет и практика не прекращается.
Сегодня утром я шел босиком по дороге к морю сквозь штормы мыслей отделенного эго, но практика была стержнем, маяком, неподвластным бушующей стихии информационного пространства. Наблюдая состояние реальности, наблюдая то, что происходит в теле и сознании, выходящем за пределы моих физических и психических возможностей, я постепенно возвращался к творческой, насыщенной светом и любовью реальности жизни, в которой все происходит в оптимальном ритме.
Хорошей вам практики, друзья!
Автор: Дмитрий Шаменков
econet.ru