Соревновательный дух – важнейший элемент воспитания спортсменов. Дух соревновательный


Соревновательный дух – важнейший элемент воспитания спортсменов

Соревновательный дух – важнейший элемент воспитания спортсменов

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от уровня высокой физической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Соревновательная деятельность – это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: Естественно, что лучшей проверкой психологической подготовки является участие спортсмена в соревновании. Но соревнования должны быть соревнованиями.

Но, как показала практика, не все ребята готовы сразу участвовать в соревнованиях, даже если на занятиях они показывают прекрасные результаты.

В большей степени на это влияет волнение, так как на занятиях присутствует только знакомая группа и нет посторонних людей и, даже смена постановки дистанций по трассе не вызывает особых тревог.

И здесь на помощь приходит психологическая подготовка ребят через систему психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Кроме воспитания у ребят понятия об общечеловеческих ценностях, перед соревнованиями необходимо настраивать учащихся не только на достижение победы, но и на проявление во время соревнований морально-волевых качеств. Наблюдая за особенностями поведения, высказываниями и оценками соперников во время соревнований, педагог может сделать выводы о формировании у них необходимых качеств.

Ведь каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психологического потенциала и не редко причина значительных физических и душевных травм. К тому же, участие в соревнованиях это получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа тренировок. Эмоциональное состояние может изменяться в короткий промежуток времени при подготовке к соревнованиям, непосредственно перед стартом и даже в ходе соревнований. Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Существуют специальные упражнения, которые позволяют постепенно привыкать к соревновательным условиям в процессе тренировок для осуществления психологической подготовки.

  1. Контрольные мероприятия. Проводятся в виде соревнований внутри группы. Важно, чтобы присутствовали на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья спортсменов), что повышает значимость мероприятия в глазах участников.

  2. Товарищеские встречи. Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе, с приглашением спортсменов из других спортивных коллективов в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для участников.

Однако мы столкнулись с тем, что в нашем городе спортивный туризм и в частности скалолазание, являются специфическими видами спорта, которыми занимаются только в нашем центре, что не позволяло сделать данные соревнования полноценными и как следствие, не могло решить проблему психологического характера, а именно, боязни выступления на публике. Для ликвидации данной проблемы были организованы соревнования с привлечением районных участников – спортсменов. Так зародилось новое мероприятие – Фестиваль туристско-спортивных клубов «Движение без границ!».

  1. Психофизические упражнения. Эти упражнения характеризуются выполнением определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптации физических возможностей учащегося к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств.

  2. Психотехнические упражнения. В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера. Осуществление этих упражнений требует постановки и решения достаточно сложных психологических задач и использования для решения поставленной задачи основных технических соревновательных действий.

  3. Интеллектуальные задачи (без физической нагрузки и технических действий).

Психологическая готовность к соревнованиям определяется:

  • спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде;

  • уверенность спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, подготовленность действий, помехоустойчивость;

  • желания победы, как и отношение к процессу и результату деятельности, это обеспечивает стремление к победе, то есть к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей.

Специфика скалолазания способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации цели, принятии решений, воспитании воли.

В спорте огромную роль играет мотивация на достижение отличного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий для достижения цели, влияют на его поведение. И основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Поэтому формирование у спортсменов желания побеждать следует рассматривать как одну из важнейших сторон педагогической работы, направленную на формирование спортивного характера.

infourok.ru

Соперничество между детьми или дух соревнования в семье

Соперничество между детьми или дух соревнования в семье

Соперничество между детьми во многих семьях является достаточно сложной проблемой. Родители не всегда знают, как изменить поведение детей. Не помогают ни уговоры, ни наказания, ни игнорирование. Соперничество между детьми в чистом виде это проявление основного инстинкта выживания. Дети борются за внимание родителей, за игрушки или более комфортные условия жизни. Очень многое зависит от родителей и их воздействия на детей. В некоторых семьях практикуются игры и домашние дела в виде соревнования. И это дает возможности родителям держать под контролем соперничество их детей. Дальше мы рассмотрим, что такое дух соревнования в семье и к чему он может привести в будущем детей.

Что такое дух соревнования?

Желание быть лучшим есть в глубине каждого человека. Именно это желание способствовало достижению самых невероятных достижений людей. Соревнования определяют действия направленные на то, чтобы стать лучше или быть первым. Дети соревнуются между собой, чтобы показать хорошие результаты в чем-либо. В победе они видят признание и успех. Поэтому для детей очень важен не процесс, а результат, который им принесет блага и удовольствия.

Мотивация детей

Для достижения хороших результатов родители идут на заключение, так называемой, сделки. Если вы сделаете то-то или то-то, получите вот это. Мотивация детей не наказанием, а поощрением приводит к более эффективным результатам. В семьях, где больше одного ребенка для достижения желаемого эффекта родители устанавливают соревнования, кто лучше сделает или кто быстрее сделает Это работает весьма эффективно. Имея четкие представления о цели, дети стремятся к ее осуществлению. Здесь для родителей главное четко определить для детей границы дозволенного, моральные принципы и правила соревнований. Чтобы у детей сформировалось здоровое отношение к соревнованиям и победе в них.

Учимся, играя, или играем, учась

Многие бытовые дела можно превратить в игру, в которой дети смогут посоревноваться и сделать что-то хорошо. Например, уборка в своей комнате может превратиться в занимательное дело, если родители поставили перед детьми условие, что кто уберет быстрее и качественнее, будет гулять сегодня с друзьями на 2 часа больше, чем обычно. При такой постановке вопроса ребенок учится делать что-то хорошо и получать вознаграждение за свои труды. Но как быть с проигравшим? Для того, чтобы у ребенка не вырабатывался комплекс неудачника, его нужно поощрить утешительным призом и ободрить. Сказать, что он может сделать все и всего добиться, просто в этот раз он не приложил столько усилий, как его брат или сестра. Постоянно объясняйте ребенку, что за все успехи или неудачи отвечает он сам и только в его сила что-то изменить. Таким образом, ребенок учиться своей собственной ответственности и не перекладывает вину за неудачу на обстоятельства или своего брата или сестру.

Позитивные последствия духа соревнования

Здоровый дух соревнования направляет соперничество между детьми в нужное русло. Он также приводит к формированию многих положительных качеств в характере ребенка. Такое качество как, целеустремленность прекрасно развивается в условиях соревнования. Ребенок видит цель и стремится ее достигнуть. Совершенствование своих навыков для того, чтобы достигнуть цели это также полезное качество. Так как в дальнейшем, во взрослой жизни ребенку пройдется знать больше и делать быстрее и качественнее определенную работу, это поможет ему преуспеть, добиться больших успехов. Упорство это еще одно полезное качество, которое может приобрести ребенок. При соответствующем поведении родителей ребенок научиться, несмотря на неудачи, в конце концов, добиваться своей цели.

Негативные последствия духа соревнования

Этот метод воздействия на детей и соперничество между ними имеет также и негативные последствия. В основном они связаны с поведением и реакцией родителей на достижения или неудачи в соревнованиях детей. Особенно маленькие дети часто пользуются инстинктами и спонтанными порывами, для того чтобы достичь желаемого результата. И порой они противоречат моральным нормам. Манипулирование вещами и отношением родителей это негативные качества, которые могут возникнуть у ребенка. Желание победить любой ценой, могут привести к еще большим конфликтам и соперничеству между детьми.

Поэтому, чтобы избежать усугубления соперничества между детьми родителям потребуется много терпения и постоянный беспристрастный контроль. Также родители должны всегда показывать одинаковую любовь ко всем своим детям, как проигравшим, так и к выигравшим.

xn--80adkkb3aeirm.net

Соревновательный дух - Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях - Джулия Кэмерон - rutlib4.com

Соревновательный дух

Соревновательный дух, как и завораживающий дым славы, – духовный наркотик. В соревнованиях мы всегда сравниваем себя с другими, причем себя внутреннего с внешними проявлениями других. В соревновании прежде всего важно, кто выиграл, а кто проиграл, кто добился успеха, а кого постигла неудача. И это становится мерилом личности. Хотя куда важнее другие вопросы: а сделал ли ты сам все возможное? Нравится ли тебе то, чем ты занимаешься, и то ли это, что ты действительно должен делать? Мы смотрим на своих соперников и смещаем фокус внимания с себя на кого-то другого, что не приносит нам пользы и замедляет наше собственное развитие.

В том и парадокс: тот, кто меньше всего обращает внимание на окружающих, прогрессирует быстрее и легко становится лидером. Когда мы внимательно относимся к себе и к своему следующему шагу, мы движемся вперед с нашей собственной – комфортной для нас – скоростью и получаем от движения удовольствие.

Когда мы попадаем под влияние соревновательного духа и концентрируемся на прогрессе других людей – вместо своего собственного, – то впадаем в грех категоричности: либо его ребенок победит, либо мой; либо я лучшая мать, либо она. Мы должны создавать вокруг ребенка пространство, где он будет чувствовать заботу и поддержку. Когда мы показываем детям, что ценим их усилия, но точно так же хвалим успехи их ровесников, мы учим и детей так поступать. Творчество – это создание нового, и оно не имеет ничего общего с соревнованиями. Мы можем задавать вопрос «А чем ее дочь лучше моей?» или «Почему его отец зарабатывает больше, чем я?», но тем самым мы отталкиваем детей от творчества, а возможность принять свое собственное правильное решение отодвигается все дальше.

Концентрация на соперничестве тормозит и глушит творчество. При этом наша энергия направлена на кого-то другого, чаще всего на того, кого мы хорошо знаем, что только усиливает негативное воздействие. Пока мы приглядываемся к другим и возмущаемся несправедливостью жизни, очень трудно повернуться лицом к себе и спросить: сделал ли мой ребенок уроки, поиграл ли он сегодня на скрипке?

Но истина в том, что жизнь этого другого человека не имеет ничего общего с вашей жизнью и что достоинства другого ребенка не могут заставлять вас чувствовать разочарование в ребенке собственном. Моральные силы ребенок получает от любого действия как такового, а интересное действие всегда можно организовать. Как только вы поймали себя на мысли «Почему у меня нет этого?» или «Почему все так несправедливо?», нужно не жаловаться, а немедленно спросить себя: что на самом деле мы боимся сделать, к чему мы никак не можем приступить?

Я не устаю повторять: соревнования – сильнейший тормоз для творчества. Надо показать ребенку, что необходимо сфокусировать внимание на самом себе, тем самым мы поможем ему оставить бесплодные мучения над тем, что он изменить не может (действия другого человека), чтобы нормально подумать о том, что изменить можно (свои действия).

Одна моя знакомая рассказала, каково ей было расти в тени талантливого брата, который был на три года старше. Она говорила, что, идя по его стопам, она всегда «отставала на три года». Сестра считала себя менее талантливой, изо всех сил старалась не сравнивать себя с братом, но ей казалось, что брату дается легко все то, на что она тратит массу усилий и труда. Она очень хотела стать похожей на брата, занималась тем же, что и он, и, разумеется, невольно втягивалась в соперничество, отчего злилась еще больше. Накал страстей рос, да и родители способствовали этому, часто повторяя: «Твой брат такой талантливый!» Если он занимался музыкой или театром, она тоже начинала играть на пианино и ходить в театральную студию. «Он всегда поддерживал меня, – говорит она, – и не его вина, что я видела в нем вундеркинда и постоянно сравнивала себя с ним. Его успех заставлял меня сомневаться в собственных способностях и возможностях. Как я могла серьезно заниматься музыкой, если у меня не было такого же таланта, как у брата? Как я могла называть себя актрисой, когда я была на заднем плане, а мой брат играл короля Артура?»

Таких историй множество. Увы, человеческая натура такова, что мы сравниваем себя с другими. Но когда мы решаем, что путь другого человека – пример для нас, мы оказываем себе медвежью услугу. Сейчас моя подруга – художественный руководитель театра. У нее в подчинении много людей, и накопленный опыт позволяет ей решать множество проблем: она помогает осветителям, пишет тексты, перешивает костюмы… Оказалось, у нее масса талантов, и она незаменима в тех ситуациях, когда кто-то должен взять на себя ответственность.

– Как тебе удалось победить неуверенность в себе? – спросила я.

– Вероятно, я победила ее не до конца, – ответила она. – Но все-таки научилась больше полагаться на себя.

Она рассказала историю о том, как она впервые сама поехала на летние каникулы к родственникам в Пенсильванию. Там она попробовала играть в местном театре: «Брата не было рядом, и никто в том театре не знал, что я “сестра Сэма”, поэтому я могла делать все, что хотела. Там учитывались только мои собственные умения и таланты. Именно тогда, в 10 лет, я почувствовала себя независимой, и мне это понравилось. Тот городок в Пенсильвании был маленьким, театр находился неподалеку от дома родственников, и мы ходили туда сами, без взрослых. И мне, и моим двоюродным братьям и сестрам очень нравилась такая самостоятельность. Я росла в пригороде Детройта – автомобильной столицы Америки, и родители не спускали с меня глаз, поэтому, когда я летом ездила к родственникам, я чувствовала себя невероятно свободной, в том числе и творчески свободной».

Когда мы думаем только о состязании, мы отравляем наш собственный источник вдохновения. Отдавая предпочтение не конечному результату, а процессу, мы делаем большие успехи. Создавайте среду, где детей будут хвалить за правильные действия, и вы научите их ценить каждый шаг, который приближает их к успеху, гордиться самим движением вперед, а еще – уважать усилия своих ровесников.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
упражнение

Когда наше внимание полностью приковано к тому, что делает кто-то другой, самое время посмотреть: а что же делаем мы? И это наш следующий единственно правильный шаг. Смотреть на кого-то и завидовать чужим успехам – самый верный способ не делать ничего из того, что мы должны. Есть и хорошая новость: сломать эту закономерность очень легко. Ответ на вопрос: «Что делать дальше?» лежит на поверхности.

Заполните пропуски в следующих фразах.

Меня сбивает с толку …, потому что он/она …

Я боюсь или не хочу делать в своей жизни: …

©2018

rutlib4.com

Соревновательный дух повышает мотивацию к достижению фитнес-целей

От д-ра Меркола

Тех, кто сохраняет крепкое здоровье до преклонных лет, как правило, объединяет кое-что общее: регулярные физические упражнения стали частью каждого дня их жизни.

Большинство людей понимают, что упражнения необходимы для здоровья и долголетия. Проблема, которая многим мешает регулярно заниматься, заключается в отсутствии мотивации или ее непостоянстве. Чтобы сформировать новую привычку, нужно время, в течение которого вам нужно как-то продержаться. Частью этого уравнения является мотивация.

Исследователи полагают, что, возможно, они обнаружили действенный способ повысить мотивацию к занятиям.

Физические упражнения усиливают выработку серотонина, норадреналина и укрепляют реакцию организма на стресс

Упражнения оказывают неоспоримое положительное влияние на настроение и, что очень важно, уменьшают тревожность. Именно это заставляет поклонников упражнений снова и снова возвращаться в зал. 

Исследование, проведенное учеными Принстонского университета, показало, что физические упражнения создают новые возбудимые нейроны, а также новые нейроны, предназначенные для высвобождения нейротрансмиттера ГАМК, который подавляет избыточное сгорание нейронов, помогая вызвать ощущение блаженства и естественное состояние покоя.

Преимущества соперничества

Вы любите соревноваться? Если да, то, возможно, соревновательный дух – именно то, что вам нужно, если вы по-прежнему с трудом заставляете себя регулярно посещать тренажерный зал.

По мнению исследователей, люди, настроенные на соперничество, в конечном итоге, посетили на 90 процентов больше занятий, чем те, у которых такого настроя не было. Как сообщает журнал «Time»:

«В условиях дружеской социальной поддержки люди тренируются реже, в то время как жесткая конкуренция – ключ к тому, чтобы заставить себя пойти в тренажерный зал».

Социальная поддержка или соперничество?

В этом исследовании приняли участие около 800 студентов университета Пенсильвании. Исследователи предложили им 11-недельную программу упражнений, которые включали в себя спиннинг, йогу, пилатес и силовые тренировки.

Студенты тренировались самостоятельно или в команде, участники которой были настроены либо дружелюбно, либо конкурентно. В группе конкурентной команды участникам случайным образом были назначены пять напарников. Каждый человек мог отслеживать прогресс других, но без социального взаимодействия.

В группе дружелюбной команды, помимо отслеживания прогресса других, участники могли еще и общаться и/или встречаться на занятиях, чтобы поддерживать и поощрять друг друга.

Тех, кто тренировался в одиночку, тоже разделили на две группы: в одной можно было сравнивать свой прогресс с другими участниками, а в другой участники не имели доступа к информации о прогрессе. Победителей определяли по количеству посещенных занятий.

Удивительно, но работа в команде не была определяющим фактором для победы. Оказалось, что именно уровень соперничества давал возможность спрогнозировать количество занятий, которые посетит отдельный человек или команда.

Участники конкурентной группы посетили на 90 процентов больше занятий, чем остальные.

Почему соперничество мотивирует лучше, чем социальная поддержка

Как отмечается в приведенной статье:

«Динамика группы во многом определяет характер выполнения упражнений... В конкурентной группе глаза всех участников были прикованы к самым активным; все стремились достичь их уровня.

«Когда окружающие заставляют тренироваться больше, возникает своего рода эффект социального храповика - каждый человек повышает уровень активности другого человека», - объясняет [старший автор Дэймон Чентола, [доктор наук] доцент кафедры коммуникации и инженерии университета Пенсильвания].

А в группе "друзей-приятелей" наибольшее внимание привлекли те, кто еле ноги волочил. «Те, кто занимались меньше, фактически снизили уровень энергии других участников и дали им повод или оправдание тоже заниматься меньше», - отмечает Чентола».

Простой способ реализовать такого рода соперничество - создать Интернет-форум, или группу, в которой вы и ваши друзья сможете отслеживать результаты друг друга, независимо от того, тренируетесь ли вы на самом деле вместе.

При всем вышесказанном, мотивация - вещь неоднозначная, и то, что подойдет одним, или даже большинству людей, может не помочь другим. Если при мысли о соперничестве вы буквально съеживаетесь, вас порадуют выводы этих исследований».

В целом, партнеры по фитнесу увеличивают ваш успех

Исследователи из университета Абердина оценили уровень успеха, который можно достичь при поддержке напарника по тренировкам. Это было первое исследование, которое, к тому же, изучало конкретные качества, которыми должен обладать партнер.

Половине участников было предложено найти партнера по фитнесу, а другой половине - продолжать свои обычные тренировки в одиночку. Те, кто объединился с партнером, действительно тренировались больше, чем те, кто занимался самостоятельно.

Ведущий автор этого исследования принимала участие и в предыдущих исследованиях аналогичного характера. В каждом она обнаружила, что социальная поддержка, которую участники получали от своих партнеров по фитнесу, в значительной степени определяла достижение их спортивных целей.

В третьем исследовании, опубликованном в «Прикладной психологии», изучались данные более 1000 человек. В нем также было установлено, что лучшие результаты были у тех, кто планировал свою деятельность с партнером, чем у тех, кто полагался на собственную силу воли, чтобы повысить уровень своей активности.

Эффект Келера

Работа с одним или несколькими партнерами обычно мотивирует. Однако, как продемонстрировало исследование университета Пенсильвании, эта стратегия может привести к обратным результатам. Психологи пришли к выводу, что частично людей мотивирует объединение с кем-то, у кого лучше получается.

Другими словами, кто-то может вас мотивировать делать больше, а не давать вам оправданий, чтобы отлынивать от занятий.

Эффект мотивации, который возникает, когда вы соревнуетесь с другими и, в результате, добиваетесь больших успехов, называется эффектом Келера, в честь Отто Келера, немецкого промышленного психолога. Этот положительный эффект мотивации еще более заметен при выполнении задачи, когда ее результат зависит от менее способного человека.

Данный эффект был продемонстрирован в исследовании, проведенном в университете штата Канзас: ученые использовали видео симуляторы и виртуальное партнерство, чтобы повысить физические результаты участников. Пятьдесят восемь студенток колледжа разделили на три группы. Каждая студентка оценила свою физическую форму как «среднюю». Были проведена оценка их результатов на время - как в одиночку, так и с партнером.

В среднем, в одиночку девушки крутили педали чуть более 10 минут. А с партнером их результаты увеличивались почти вдвое - чуть более 19 минут. Когда же им сказали, что результаты команды будут зависеть от времени, когда остановится первая участница, то среднее время выросло еще больше - почти до 22 минут.

Уникальность эксперимента заключалась в том, что виртуальный партнер, с которым участница познакомилась в ходе видео-конференции, был записан на закольцованное видео и никогда бы не остановился первым. Аналогичное исследование, финансируемое организацией Health Games Research, было проведено в университете штата Мичиган. По его итогам результаты участников улучшились на 24 процента, когда они тренировались вместе с более способным виртуальным партнером.

Как выбрать подходящего напарника по тренировке

Используя данные исследований, изучавших физическую активность на тренировках с партнером, ученые выявили ряд характеристик, которые успешные партнеры приносят в отношения. Партнеры, которые оказывают эмоциональную поддержку, как правило, стимулируют к более высокому уровню упражнений, чем те, которые предлагают только менторскую поддержку.

Они также установили, что найти партнера, который будет поощрять в ходе всей программу тренировок, важнее, чем найти партнера, который будет тренироваться вместе с вами. Это значительно увеличивает потенциальную популяцию партнеров по тренировке, включая даже тех, кто живет в другом городе.

Общее правило таково: партнеры, заинтересованные в вашем прогрессе, могут завязать с вами отношения и готовы потратить время на тренировки с вами или на обсуждение вашей программы - поэтому они являются идеальными напарниками для тренировок. Помимо приложения WellSquad, есть и другие способы найти друзей для тренировки:

  • Местный тренажерный зал, центр отдыха или Ассоциация молодых христиан. Или же обратитесь к людям, с которыми вы поддерживаете отношения, и кто, по вашему мнению, сможет вас поддержать эмоционально; кроме того, можно спросить тренеров в тренажерном зале, кого они могут порекомендовать.
  • На сайте MeetUp.com перечислено много различных специальных групп, в которых можно найти подходящего напарника для фитнеса, походов и других различных видов спорта.
  • ZogSports.com - сайт, который объединяет молодых специалистов в группы, общественные мероприятия, классы и клиники. Если вы подходите по демографическим критериям, то здесь вы как раз сможете найти напарника для тренировок.
  • Семья, друзья и коллеги по работе.

Объединение с напарником по тренировкам - один из способов повысить ваши шансы на успех, особенно если вы готовы добавить немного дружеского соперничества.

russian.mercola.com

Соревновательный дух. Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях

Соревновательный дух

Соревновательный дух, как и завораживающий дым славы, – духовный наркотик. В соревнованиях мы всегда сравниваем себя с другими, причем себя внутреннего с внешними проявлениями других. В соревновании прежде всего важно, кто выиграл, а кто проиграл, кто добился успеха, а кого постигла неудача. И это становится мерилом личности. Хотя куда важнее другие вопросы: а сделал ли ты сам все возможное? Нравится ли тебе то, чем ты занимаешься, и то ли это, что ты действительно должен делать? Мы смотрим на своих соперников и смещаем фокус внимания с себя на кого-то другого, что не приносит нам пользы и замедляет наше собственное развитие.

В том и парадокс: тот, кто меньше всего обращает внимание на окружающих, прогрессирует быстрее и легко становится лидером. Когда мы внимательно относимся к себе и к своему следующему шагу, мы движемся вперед с нашей собственной – комфортной для нас – скоростью и получаем от движения удовольствие.

Когда мы попадаем под влияние соревновательного духа и концентрируемся на прогрессе других людей – вместо своего собственного, – то впадаем в грех категоричности: либо его ребенок победит, либо мой; либо я лучшая мать, либо она. Мы должны создавать вокруг ребенка пространство, где он будет чувствовать заботу и поддержку. Когда мы показываем детям, что ценим их усилия, но точно так же хвалим успехи их ровесников, мы учим и детей так поступать. Творчество – это создание нового, и оно не имеет ничего общего с соревнованиями. Мы можем задавать вопрос «А чем ее дочь лучше моей?» или «Почему его отец зарабатывает больше, чем я?», но тем самым мы отталкиваем детей от творчества, а возможность принять свое собственное правильное решение отодвигается все дальше.

Концентрация на соперничестве тормозит и глушит творчество. При этом наша энергия направлена на кого-то другого, чаще всего на того, кого мы хорошо знаем, что только усиливает негативное воздействие. Пока мы приглядываемся к другим и возмущаемся несправедливостью жизни, очень трудно повернуться лицом к себе и спросить: сделал ли мой ребенок уроки, поиграл ли он сегодня на скрипке?

Но истина в том, что жизнь этого другого человека не имеет ничего общего с вашей жизнью и что достоинства другого ребенка не могут заставлять вас чувствовать разочарование в ребенке собственном. Моральные силы ребенок получает от любого действия как такового, а интересное действие всегда можно организовать. Как только вы поймали себя на мысли «Почему у меня нет этого?» или «Почему все так несправедливо?», нужно не жаловаться, а немедленно спросить себя: что на самом деле мы боимся сделать, к чему мы никак не можем приступить?

Я не устаю повторять: соревнования – сильнейший тормоз для творчества. Надо показать ребенку, что необходимо сфокусировать внимание на самом себе, тем самым мы поможем ему оставить бесплодные мучения над тем, что он изменить не может (действия другого человека), чтобы нормально подумать о том, что изменить можно (свои действия).

Одна моя знакомая рассказала, каково ей было расти в тени талантливого брата, который был на три года старше. Она говорила, что, идя по его стопам, она всегда «отставала на три года». Сестра считала себя менее талантливой, изо всех сил старалась не сравнивать себя с братом, но ей казалось, что брату дается легко все то, на что она тратит массу усилий и труда. Она очень хотела стать похожей на брата, занималась тем же, что и он, и, разумеется, невольно втягивалась в соперничество, отчего злилась еще больше. Накал страстей рос, да и родители способствовали этому, часто повторяя: «Твой брат такой талантливый!» Если он занимался музыкой или театром, она тоже начинала играть на пианино и ходить в театральную студию. «Он всегда поддерживал меня, – говорит она, – и не его вина, что я видела в нем вундеркинда и постоянно сравнивала себя с ним. Его успех заставлял меня сомневаться в собственных способностях и возможностях. Как я могла серьезно заниматься музыкой, если у меня не было такого же таланта, как у брата? Как я могла называть себя актрисой, когда я была на заднем плане, а мой брат играл короля Артура?»

Таких историй множество. Увы, человеческая натура такова, что мы сравниваем себя с другими. Но когда мы решаем, что путь другого человека – пример для нас, мы оказываем себе медвежью услугу. Сейчас моя подруга – художественный руководитель театра. У нее в подчинении много людей, и накопленный опыт позволяет ей решать множество проблем: она помогает осветителям, пишет тексты, перешивает костюмы… Оказалось, у нее масса талантов, и она незаменима в тех ситуациях, когда кто-то должен взять на себя ответственность.

– Как тебе удалось победить неуверенность в себе? – спросила я.

– Вероятно, я победила ее не до конца, – ответила она. – Но все-таки научилась больше полагаться на себя.

Она рассказала историю о том, как она впервые сама поехала на летние каникулы к родственникам в Пенсильванию. Там она попробовала играть в местном театре: «Брата не было рядом, и никто в том театре не знал, что я “сестра Сэма”, поэтому я могла делать все, что хотела. Там учитывались только мои собственные умения и таланты. Именно тогда, в 10 лет, я почувствовала себя независимой, и мне это понравилось. Тот городок в Пенсильвании был маленьким, театр находился неподалеку от дома родственников, и мы ходили туда сами, без взрослых. И мне, и моим двоюродным братьям и сестрам очень нравилась такая самостоятельность. Я росла в пригороде Детройта – автомобильной столицы Америки, и родители не спускали с меня глаз, поэтому, когда я летом ездила к родственникам, я чувствовала себя невероятно свободной, в том числе и творчески свободной».

Когда мы думаем только о состязании, мы отравляем наш собственный источник вдохновения. Отдавая предпочтение не конечному результату, а процессу, мы делаем большие успехи. Создавайте среду, где детей будут хвалить за правильные действия, и вы научите их ценить каждый шаг, который приближает их к успеху, гордиться самим движением вперед, а еще – уважать усилия своих ровесников.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ

упражнение

Когда наше внимание полностью приковано к тому, что делает кто-то другой, самое время посмотреть: а что же делаем мы? И это наш следующий единственно правильный шаг. Смотреть на кого-то и завидовать чужим успехам – самый верный способ не делать ничего из того, что мы должны. Есть и хорошая новость: сломать эту закономерность очень легко. Ответ на вопрос: «Что делать дальше?» лежит на поверхности.

Заполните пропуски в следующих фразах.

Меня сбивает с толку …, потому что он/она …

Я боюсь или не хочу делать в своей жизни: …

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Дух соревновательности как движущая сила и другие силы

Навеяно предыдущим постом и мультом про Мегамозга:)Недавно разговаривали с тренером о том, стоит ли уже Кирилла переводить в спортивную группу или пока продолжать индивидуальные тренировки. И остановились на индивидуальных. Они вообще для любого ребёнка эффективнее, но для некоторых детей именно перевод в группу становится причиной резкого скачка вперёд, и причина эта - дух соревновательности. Т.е. он стремится доплыть быстрее и лучше другого мальчика, вот так и растёт над собой. Кирилл же напрочь лишён этого самого духа. Ему просто нравится плавать, и совершенно всё равно, кто там куда плывёт с какой скоростью. Он не будет стремиться надеть колготки быстрее, чем его сосед по скамеечке в кружке, не будет стремиться нарисовать самым первым, потому что ему рисовать интереснее, чем обогнать соседа. Между тем двое мальчишек из его группы в изостудии невероятно быстро одеваются и прочее делают исключительно потому, что друг с другом соревнуются (вообще это очаровательные мальчишки и очень хорошие друзья).Да, ещё заметила, что стремление "я буду первый" сильнее выражено у детей, которые ходят в детский сад, одна знакомая мама мне недавно тоже рассказывала, что у её дочери это появилось как только пошла в садик. Но у некоторых оно есть вне зависимости от садика, а у некоторых просто нет:)

Вроде как говорят, что этот самый дух соревновательности - отличное качество, поскольку побуждает ребёнка стремиться к лучшим результатам, выигрывать, быть первым. Т.е. стремление превзойти другого, сделать быстрее, чем товарищ, подтянуться на турнике не меньше 16 раз из-за того, что сосед подтягивается не больше 15 - это в общем и целом хорошо, если речь идёт конечно о здоровой конкуренции и справедливом соревновании, никто при этом не ссорится, не страдает и покоя и сна не лишается.

С другой стороны, я в воспитании ненавижу сравнение одних с другими, из серии: "Вот, посмотри, Петя уже двумя руками на пианино играет, а ты всё пальцем тыкаешь, как дятел!", "А у тех-то мальчик уже два года читает, а ты всё слоги кое-как". Это ведь того же рода дело? Или нет? Тоже якобы подстёгивает дух соревновательности, а на деле - унижает. Хотя, с другой стороны, наверное, вовсе не обязательно говорить таких фраз ребёнку, чтобы он стремился кого-то превзойти или догнать, во-первых, он и сам своими глазами всё видит и делает выводы, во-вторых, вообще уверена ,что надо учить восхищаться успехами других, не сравнивая их с кем-либо.

Да и себя и свои успехи я никогда не любила сравнивать с другими. Я предпочитала соревноваться сама с собой, т.е. в прошлый раз я это сделала за 15 минут, а сегодня - за 12, здорово! В прошлый раз я знала вот столько иностранных слов, а сегодня в два раза больше! В прошлый раз у меня не получалось сыграть эту инвенцию без метронома, а сегодня - запросто . И так далее.Т.е. вид соревнования с самим собой, само-мотивации мне казался и до сих пор кажется самым правильным.

Другие способы, которые мотивируют моего личного ребёнка что-то сделать хорошо и учиться делать это ещё лучше:- пример родителей. Папа плавает, делает гимнастику, бегает, сын тоже положительно относится к этим видам деятельности;- это ему доставляет удовольствие, как, например, рисование, плавание, конструирование;- ему интересно узнать, понять, попробовать и т.п., т.е. обычная здоровая познавательная активность;- мы ему объяснили, как важно и нужно научиться это делать, он проникся и осознал (далеко не всегда это бывает, временами), вот он и начал проявлять особенные старания в этом виде деятельности;- график с клетками, которые нужно закрашивать, выполняя определённые действия/упражнения, в конце которого он получает какое-то небольшое поощрение типа нового лего-человечка, конфеты и т.п.Т.е. по сути-то получается, что я сама это стремление догнать и перегнать соседа не считаю сильно нужным качеством. Может и неправильно считаю.

Ну и для возможного обсуждения: вот вы бы стали специально воспитывать дух соперничества или лучше без него? Мне кажется, что в какой-то степени это и сама жизнь воспитает, но надо ли вообще что-то специально делать для этого?

eugeniashaffert.livejournal.com

Соревновательность: конкуренция как инструмент мотивации | Статьи

Статьи по теме

Сотрудники крупных компаний с солидным штатом не понаслышке знают, что такое конкуренция. Задача менеджера по персоналу — направить соревновательность в конструктивное русло и сделать как можно более продуктивной. Дух соревновательности в коллективе: как им управлять? Узнайте из нашего материала.

Ознакомившись с данной статьей, вы узнаете:

  • Для чего нужна соревновательность и как прививается соревновательная культура в современном бизнесе;
  • Как отличить здоровую, конструктивную конкуренцию в коллективе от нездоровой;
  • Как воспитать дух соревновательности в корпоративной культуре организации.

Соревновательность – стимул к более эффективной работе?

Атмосфера в коллективе, как известно, во многом зависит от умелой политики руководства организации. Одной из основных задач менеджера по персоналу является создание хороших условий для профессионального роста работников, действенным стимулом к которому может стать здоровая конкуренция.

Образцы документов

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файлы и получить доступ к более чем 3000 HR-документов

Тест Василия ПУГАЧЕВА «Как вы действуете в условиях конфликта»

Тест Томаса – типы поведения в конфликте

Положение о премировании

Сразу же следует оговориться: побуждение к здоровой конкуренции — это не гонка за результатом в ущерб рабочему процессу и постоянное указывание сотрудникам на недостатки их коллег. Грамотно привитый дух соревновательности делает коллектив более сплоченным и способствует обмену положительным опытом. Если достижения коллеги вызывают у работника раздражение (вместо желания работать лучше и эффективнее), атмосферу в коллективе при всем желании нельзя назвать здоровой.

Признаки здоровой конкуренции

Как понять, что конкуренция в коллективе действительно носит конструктивный характер и способствует повышению эффективности труда? Существует ряд признаков, безошибочно указывающих на это. О здоровой конкуренции можно говорить, когда:

  • все сотрудники увлеченно выполняют свои обязанности на благо общего дела, а не ради победы в своеобразном трудовом марафоне;
  • успехи или неудачи коллег никак не отражаются на их личных взаимоотношениях, а соревновательность рабочих отношений не становится поводом для ссор и обид;
  • работники не идут на любые жертвы исключительно ради звания лучшего исполнителя;
  • для вашего коллектива понятие «взаимовыручка» не является пустым словом;
  • сотрудники не ждут подвоха друг от друга и не испытывают стойкой неприязни к более успешным или быстрее развивающимся в профессиональном плане коллегам.

Руководящие работники, желающие создать дружелюбную и комфортную обстановку для своих подчиненных, должны избегать манипуляций их самооценкой: любая критика просто обязана быть конструктивной, как и замечания или советы в адрес коллег. Затяжная гонка между сотрудниками, без меры подогреваемая начальством, изматывает даже самых вдумчивых и старательных людей, поскольку не дает сконцентрироваться на действительно важных задачах (следовательно, не приносит ожидаемого результата), в то время как правильная корпоративная культура повышает мотивацию работников.

Соревновательность как способ эффективного решения рутинных задач

Элемент соревновательности, привнесенный в повседневную рабочую рутину, способен благотворно повлиять на общий настрой коллектива, повысить трудоспособность и лояльность сотрудников. К практическим методам реализации подобных инициатив можно отнести различные профессиональные конкурсы в рамках одной организации (например, соревнования за звание лучшего работника месяца), спортивные состязания между сотрудниками, тренинги личностного роста с проверкой результатов.

По сути, такие мероприятия являются эффективным инструментом нематериальной мотивации: принимая в них участие, работник стремится получить признание и тем самым укрепить чувство собственной значимости. Осознавая свою профессиональную ценность, он гораздо активнее включается в рабочий процесс. Чтобы производственное соревнование гарантированно принесло ощутимый результат, рекомендуется комбинировать нематериальные и материальные стимулы — например, учредить призовой фонд для победителя.

Дух соревновательности и командная работа

Соревновательность должна гармонично сочетаться с умением всех сотрудников работать в команде. Именно поэтому для формирования соревновательной культуры лучше всего подходят структурные подразделения, в которых делается ставка на индивидуальный результат — например, отделы продаж или закупок. В отделах, штат которых для достижения хороших результатов должен функционировать как единый организм, на первый план обычно выходит способность к командной работе.

И здесь элемент соревновательности порой приносит далеко не те плоды, на которые рассчитывает руководитель: сотрудники могут перестать делиться друг с другом важной рабочей информацией, идя на поводу у личных амбиций. Четко понимая цели и задачи каждого конкретного подразделения, вы сможете организовать работу с сотрудниками таким образом, чтобы соревновательный дух не провоцировал коллег на жесткую конкуренцию и не препятствовал консолидации коллектива в целом.

Опытный руководитель знает, что далеко не всеми работниками борьба за признание или материальные блага воспринимается как положительный опыт. Почти в каждом коллективе есть люди, испытывающие стресс в подобных ситуациях и сознательно их избегающие. Таких сотрудников необходимость открыто конкурировать с коллегами может демотивировать.

Выход из положения есть, и он чрезвычайно прост: сделайте участие в любых конкурсах и прочих мероприятиях добровольным. Работники, стремящиеся получить признание коллег и начальства, смогут реализовать свои профессиональные амбиции в рамках мероприятия, а члены коллектива, руководствующиеся иными стимулами в работе, будут показывать прежнюю эффективность, но при этом смогут избежать дополнительного стресса.

Вам могут быть интересны следующие материалы:

Как по максимуму мотивировать большинство сотрудников

Что лучше всего повышает мотивацию? Правильная корпоративная культура

Нематериальная мотивация: какие инструменты использовать. Как повышать лояльность, признавая заслуги сотрудников

Если сотрудники оценивают друг друга

Привнесли в работу сотрудников элементы соревнования. Показатели не улучшились, команда развалилась. В чем ошибка?

www.hr-director.ru


Смотрите также