Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра»Какие же достоверные хадисы приводятся относительно достоинства духа-намаза?Во-первых: духа-намаз – это сунна муаккада, и достоверно известно, что ее делал пророк صلى الله عليه وسلم, как привел Муслим (1176) в хадисе Аиши رضي الله عنها, которая сказала: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم молился салят ад-духа 4 ракъата и прибавлял столько, сколько желал Аллах».К духа-намазу пророк عليه الصلاة والسلام направлял своих сподвижников, как это придет в хадисах.Шейх Ибн Баз رحمه الله сказал в «Маджмуъ аль-фатава», 11/389: «Салят ад-духа – сунна муаккада, которую делал пророк صلى الله عليه وسلم и направлял к ней своих сподвижников».Во-вторых: относительно достоинства духа-намаза от пророка صلى الله عليه وسلم приводится несколько хадисов. Некоторые из них:1. Передается от Абу Зарра رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«С наступлением утра каждому из вас следует давать садаку. Каждое произнесение слов «субханаллах» سبحان الله есть садака, и каждое произнесение слов «альхамдулиллях» الحمد لله – садака, и каждое произнесение слов «ля иляха илляллах» لا إله إلا الله – садака, и каждое произнесение слов «Аллаху акбар» الله أكبر есть садака, и побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака, но всё это заменяют собой два ракъата духа-намаза» (Муслим, 1181).Ан-Навави رحمه الله сказал: «Слова пророка صلى الله عليه وسلم: «юджзи мин залик» – «все это заменяют собой (два ракъата духа-намаза)», мы произносим как «яджзи» и «юджзи», и «юджзи» – от слова «заменение» («иджза» إجزاء), а «яджзи» – «возмещение, награждение», т.е. «обеспечение, принесение пользы». Подобно этому – слова Всевышнего Аллаха:لَا تَجْزِي نَفْس«...ни один человек не принесет пользы другому...». В хадисе говорится:لَا يَجْزِي عَنْ أَحَد بَعْدك«Не принесет никому пользы после тебя...».В этом содержится далиль на величие достоинства духа-намаза, и что можно совершать его двумя ракъатами» («Шарх Муслим» ан-Навави). 2. Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра».Абуд-Дарда رضي الله عنه сказал: «Мой любимый пророк صلى الله عليه وسلم завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать духа-намаз и не спать, пока не совершу витр» (Муслим, 1183).Аль-Къуртуби رحمه الله сказал: «Завещание пророка صلى الله عليه وسلم Абуд-Дарде и Абу Хурейре رضي الله عنهما указывает на достоинство духа-намаза и большую награду за его совершение, если делать его постоянно и не оставлять» («аль-Муфхим лима ашкаль мин тальхис Муслим»).3. От Абуд-Дарды и Абу Зарра رضي الله عنهما передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم передал слова Аллаха:«О сын Адама, сделай Мне в начале дня 4 ракъата, и Я избавлю тебя в его конце», хадис передал ат-Тирмизи (437), и шейх аль-Альбани назвал его сахихом.Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал: «В начале дня», – говорили, что имеется в виду духа-намаз, ишракъ-намаз или сунна и фард фаджра-намаза, потому что он совершается в начале дня. Я сказал, что ат-Тирмизи и Абу Дауд отнесли эти ракъаты к духа-намазу, и они поместили этот хадис в главу «Салят ад-духа».«Я избавлю тебя», – т.е. от твоих забот, «в его конце», – т.е. в конце дня.Ат-Тыби сказал: «Т.е. Я избавлю тебя от твоих забот и защищу тебя от того, что ненавистно тебе, после твоего намаза и до конца дня. Очисти свою душу в начале дня, и Я очищу твою душу в конце дня, исполнив твои нужды» («Тухфат аль-Ахвази», 2/478).4. Передается от Абу Хурейры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:«Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся! ». Хадис передал Ибн Хузейма, и аль-Альбани назвал его хасаном в «Сахих ат-таргъиб ват-тархиб», 1/164).5. Анас бин Малик رضي الله عنه передал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракъата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры». Хадис передал ат-Тирмизи, 586, и шейх аль-Альбани رحمه الله назвал его хасаном в «Сахих Сунан ат-Тирмизи».Аль -Мубаракфури رحمه الله сказал в «Тухфат аль-Ахвази бишарх Джамиъ ат-Тирмизи», 3/158: «Его слова «затем совершил два ракъата», т.е. после восхода солнца. Ат-Тыби сказал: «Т.е. потом сделал намаз, после того, как солнце поднялось на высоту копья, когда кончается нежелательное время, и этот намаз называется «ишракъ-намаз», и это начало времени салят ад-духа».Какое же время подходит для совершения салят аль-ишракъ и салят ад-духа? Намаз аль-ишракъ – это намаз ад-духа, совершенный в начале его времени, и это не два разных намаза. Он был назван «аль-ишракъ», т.к. делается почти сразу после восхода («шурукъа») солнца.Шейх Ибн Баз сказал: «Салят аль-ишракъ – это салят ад-духа в начале его времени» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Баз», 1/401).Время духа-намаза начинается после восхода и поднятия солнца и заканчивается незадолго до зухр-намаза.Шейх Ибн Усеймин определил это время как время, начинающееся от восхода солнца (через четверть часа) и до того, как наступает зухр-намаз, за 10 минут («аш-Шарх аль-Мумтиъ», 4/122).Все это время – время духа-намаза.Лучше всего совершать духа-намаз после усиления жара солнца, согласно словам пророка صلى الله عليه وسلم:« Намаз кающихся – когда фисаль (детеныши верблюдов) нагреваются (от солнца)» (Муслим, 748). И «фисаль» – это детеныши верблюдов, а «нагреваются» – значит, что усиливается палящий зной (Ибн Баз, «Маджмуъ фатава», 11/395).Ученые определили, что это время наступает по прошествии четверти светового дня, т.е. на половине времени между восходом солнца и намазом «зухр» (см. «аль-Маджмуъ» ан-Навави, 4/36, «аль-Мавсуъа аль-фикъхия, 27/224). Шейх Ибн Усеймин رحمه الله выбрал мнение, что духа-намаз не восполняется, если его время вышло. Его спросили, можно ли восполнить духа-намаз или нет?Он ответил: «Если время «духа» вышло, то и намаз вышел, потому что сунна духа-намаза связана со временем. Но если были пропущены раватибы, следующие за фард-намазами, то их можно возместить, и так же витр, как достоверно известно в сунне, что когда пророка صلى الله عليه وسلم одолевал сон или болезнь ночью, он совершал днем 12 ракъатов. И витр также восполняется» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Усеймин», 14\305). hutba.org Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра» Ответ: хвала Аллаху.Во-первых: духа-намаз – это сунна муаккада, и достоверно известно, что ее делал пророк صلى الله عليه وسلم, как привел Муслим (1176) в хадисе Аиши رضي الله عنها, которая сказала: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم молился салят ад-духа 4 ракъата и прибавлял столько, сколько желал Аллах».К духа-намазу пророк عليه الصلاة والسلام направлял своих сподвижников, как это придет в хадисах.Шейх Ибн Баз رحمه الله сказал в «Маджмуъ аль-фатава», 11\389: «Салят ад-духа – сунна муаккада, которую делал пророк صلى الله عليه وسلم и направлял к ней своих сподвижников». Во-вторых: относительно достоинства духа-намаза от пророка صلى الله عليه وسلم приводится несколько хадисов. Некоторые из них:1. Передается от Абу Зарра رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:يصْبِحُ عَلَى كُلِّ سُلَامَى مِنْ أَحَدِكُمْ صَدَقَةٌ ، فَكُلُّ تَسْبِيحَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَحْمِيدَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَكْبِيرَةٍ صَدَقَةٌ وَأَمْرٌ بِالْمَعْرُوفِ صَدَقَةٌ ، وَنَهْيٌ عَنْ الْمُنْكَرِ صَدَقَةٌ ، وَيُجْزِئُ مِنْ ذَلِكَ رَكْعَتَانِ يَرْكَعُهُمَا مِنْ الضُّحَى«С наступлением утра каждому из вас следует давать садаку. Каждое произнесение слов «субханаллах» سبحان الله есть садака, и каждое произнесение слов «альхамдулиллях» الحمد لله – садака, и каждое произнесение слов «ля иляха илляллах» لا إله إلا الله – садака, и каждое произнесение слов «Аллаху акбар» الله أكبر есть садака, и побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака, но всё это заменяют собой два ракъата духа-намаза» (Муслим, 1181). Ан-Навави رحمه الله сказал: «Слова пророка صلى الله عليه وسلم: «юджзи мин залик» – «все это заменяют собой (два ракъата духа-намаза)», мы произносим как «яджзи» и «юджзи», и «юджзи» – от слова «заменение» («иджза» إجزاء), а «яджзи» – «возмещение, награждение», т.е. «обеспечение, принесение пользы». Подобно этому – слова Всевышнего Аллаха:لَا تَجْزِي نَفْس«…ни один человек не принесет пользы другому…». В хадисе говорится:لَا يَجْزِي عَنْ أَحَد بَعْدك«Не принесет никому пользы после тебя…». В этом содержится далиль на величие достоинства духа-намаза, и что можно совершать его двумя ракъатами» («Шарх Муслим» ан-Навави). 2. Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра».Абуд-Дарда رضي الله عنه сказал: «Мой любимый пророк صلى الله عليه وسلم завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать духа-намаз и не спать, пока не совершу витр» (Муслим, 1183). Аль-Къуртуби رحمه الله сказал: «Завещание пророка صلى الله عليه وسلم Абуд-Дарде и Абу Хурейре رضي الله عنهما указывает на достоинство духа-намаза и большую награду за его совершение, если делать его постоянно и не оставлять» («аль-Муфхим лима ашкаль мин тальхис Муслим»). 3. От Абуд-Дарды и Абу Зарра رضي الله عنهما передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم передал слова Аллаха:ابْنَ آدَمَ ارْكَعْ لِي مِنْ أَوَّلِ النَّهَارِ أَرْبَعَ رَكَعَاتٍ ، أَكْفِكَ آخِرَهُ«О сын Адама, сделай Мне в начале дня 4 ракъата, и Я избавлю тебя в его конце», хадис передал ат-Тирмизи (437), и шейх аль-Альбани назвал его сахихом.Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал: «В начале дня», – говорили, что имеется в виду духа-намаз, ишракъ-намаз или сунна и фард фаджра-намаза, потому что он совершается в начале дня. Я сказал, что ат-Тирмизи и Абу Дауд отнесли эти ракъаты к духа-намазу, и они поместили этот хадис в главу «Салят ад-духа». «Я избавлю тебя», – т.е. от твоих забот, «в его конце», – т.е. в конце дня. Ат-Тыби сказал: «Т.е. Я избавлю тебя от твоих забот и защищу тебя от того, что ненавистно тебе, после твоего намаза и до конца дня. Очисти свою душу в начале дня, и Я очищу твою душу в конце дня, исполнив твои нужды» («Тухфат аль-Ахвази», 2\478). 4. Передается от Абу Хурейры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:لا يحافظ على صلاة الضحى إلا أواب، وهي صلاة الأوابين«Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся! ». Хадис передал Ибн Хузейма, и аль-Альбани назвал его хасаном в «Сахих ат-таргъиб ват-тархиб», 1\164).5. Анас бин Малик رضي الله عنه передал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:منْ صَلَّى الْغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ، ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ ، كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ ، وَعُمْرَةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракъата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».Хадис передал ат-Тирмизи, 586, и шейх аль-Альбани رحمه الله назвал его хасаном в «Сахих Сунан ат-Тирмизи».Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал в «Тухфат аль-Ахвази бишарх Джамиъ ат-Тирмизи», 3\158: «Его слова «затем совершил два ракъата», т.е. после восхода солнца. Ат-Тыби сказал: «Т.е. потом сделал намаз, после того, как солнце поднялось на высоту копья, когда кончается нежелательное время, и этот намаз называется «ишракъ-намаз», и это начало времени салят ад-духа». Вопрос: какое время подходит для совершения салят аль-ишракъ и салят ад-духа? Ответ: намаз аль-ишракъ – это намаз ад-духа, совершенный в начале его времени, и это не два разных намаза. Он был назван «аль-ишракъ», т.к. делается почти сразу после восхода («шурукъа») солнца.Шейх Ибн Баз сказал: «Салят аль-ишракъ – это салят ад-духа в начале его времени» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Баз», 11\401).Время духа-намаза начинается после восхода и поднятия солнца и заканчивается незадолго до зухр-намаза Шейх Ибн Усеймин определил это время как время, начинающееся от восхода солнца (через четверть часа) и до того, как наступает зухр-намаз, за 10 минут («аш-Шарх аль-Мумтиъ», 4\122).Все это время – время духа-намаза.Лучше всего молиться духа-намаз после усиления жара солнца, согласно словам пророка صلى الله عليه وسلم:صلاة الأوابين حين ترمض الفصال«Намаз кающихся – когда фисаль (детеныши верблюдов) нагреваются (от солнца)» (Муслим, 748).И «фисаль» – это детеныши верблюдов, а «нагреваются» – значит, что усиливается палящий зной (Ибн Баз, «Маджмуъ фатава», 11\395).Ученые определили, что это время наступает по прошествии четверти светового дня, т.е. на половине времени между восходом солнца и намазом «зухр» (см. «аль-Маджмуъ» ан-Навави, 4\36, «аль-Мавсуъа аль-фикъхия, 27\224). Шейх Ибн Усеймин رحمه الله выбрал мнение, что духа-намаз не восполняется, если его время вышло. Его спросили, можно ли восполнить духа-намаз или нет? Он ответил: «Если время «духа» вышло, то и намаз вышел, потому что сунна духа-намаза связана со временем. Но если были пропущены раватибы, следующие за фард-намазами, то их можно возместить, и так же витр, как достоверно известно в сунне, что когда пророка صلى الله عليه وسلم одолевал сон или болезнь ночью, он совершал днем 12 ракъатов. И витр также восполняется» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Усеймин», 14\305). Источник: http://www.islam-qa.com/ar/ alifammara.livejournal.comДостоинства ДУХА-намаза. Духа намаз достоинства
Достоинства ДУХА-намаза. - Блог
ДОСТОИНСТВО ДУХА НАМАЗА: alifammara
Достоинства ДУХА-намаза. - Блог
2. Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра».Абуд-Дарда رضي الله عنه сказал: «Мой любимый пророк صلى الله عليه وسلم завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать духа-намаз и не спать, пока не совершу витр» (Муслим, 1183).Аль-Къуртуби رحمه الله сказал: «Завещание пророка صلى الله عليه وسلم Абуд-Дарде и Абу Хурейре رضي الله عنهما указывает на достоинство духа-намаза и большую награду за его совершение, если делать его постоянно и не оставлять» («аль-Муфхим лима ашкаль мин тальхис Муслим»).3. От Абуд-Дарды и Абу Зарра رضي الله عنهما передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم передал слова Аллаха:«О сын Адама, сделай Мне в начале дня 4 ракъата, и Я избавлю тебя в его конце», хадис передал ат-Тирмизи (437), и шейх аль-Альбани назвал его сахихом.Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал: «В начале дня», – говорили, что имеется в виду духа-намаз, ишракъ-намаз или сунна и фард фаджра-намаза, потому что он совершается в начале дня. Я сказал, что ат-Тирмизи и Абу Дауд отнесли эти ракъаты к духа-намазу, и они поместили этот хадис в главу «Салят ад-духа».«Я избавлю тебя», – т.е. от твоих забот, «в его конце», – т.е. в конце дня.Ат-Тыби сказал: «Т.е. Я избавлю тебя от твоих забот и защищу тебя от того, что ненавистно тебе, после твоего намаза и до конца дня. Очисти свою душу в начале дня, и Я очищу твою душу в конце дня, исполнив твои нужды» («Тухфат аль-Ахвази», 2/478).4. Передается от Абу Хурейры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:«Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся! ». Хадис передал Ибн Хузейма, и аль-Альбани назвал его хасаном в «Сахих ат-таргъиб ват-тархиб», 1/164).5. Анас бин Малик رضي الله عنه передал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракъата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры». Хадис передал ат-Тирмизи, 586, и шейх аль-Альбани رحمه الله назвал его хасаном в «Сахих Сунан ат-Тирмизи».Аль -Мубаракфури رحمه الله сказал в «Тухфат аль-Ахвази бишарх Джамиъ ат-Тирмизи», 3/158: «Его слова «затем совершил два ракъата», т.е. после восхода солнца. Ат-Тыби сказал: «Т.е. потом сделал намаз, после того, как солнце поднялось на высоту копья, когда кончается нежелательное время, и этот намаз называется «ишракъ-намаз», и это начало времени салят ад-духа».Какое же время подходит для совершения салят аль-ишракъ и салят ад-духа?
Намаз аль-ишракъ – это намаз ад-духа, совершенный в начале его времени, и это не два разных намаза. Он был назван «аль-ишракъ», т.к. делается почти сразу после восхода («шурукъа») солнца.Шейх Ибн Баз сказал: «Салят аль-ишракъ – это салят ад-духа в начале его времени» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Баз», 1/401).Время духа-намаза начинается после восхода и поднятия солнца и заканчивается незадолго до зухр-намаза.Шейх Ибн Усеймин определил это время как время, начинающееся от восхода солнца (через четверть часа) и до того, как наступает зухр-намаз, за 10 минут («аш-Шарх аль-Мумтиъ», 4/122).Все это время – время духа-намаза.Лучше всего совершать духа-намаз после усиления жара солнца, согласно словам пророка صلى الله عليه وسلم:« Намаз кающихся – когда фисаль (детеныши верблюдов) нагреваются (от солнца)» (Муслим, 748). И «фисаль» – это детеныши верблюдов, а «нагреваются» – значит, что усиливается палящий зной (Ибн Баз, «Маджмуъ фатава», 11/395).Ученые определили, что это время наступает по прошествии четверти светового дня, т.е. на половине времени между восходом солнца и намазом «зухр» (см. «аль-Маджмуъ» ан-Навави, 4/36, «аль-Мавсуъа аль-фикъхия, 27/224).
Шейх Ибн Усеймин رحمه الله выбрал мнение, что духа-намаз не восполняется, если его время вышло. Его спросили, можно ли восполнить духа-намаз или нет?Он ответил: «Если время «духа» вышло, то и намаз вышел, потому что сунна духа-намаза связана со временем. Но если были пропущены раватибы, следующие за фард-намазами, то их можно возместить, и так же витр, как достоверно известно в сунне, что когда пророка صلى الله عليه وسلم одолевал сон или болезнь ночью, он совершал днем 12 ракъатов. И витр также восполняется» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Усеймин», 14\305).
hutba.org
Достоинства ДУХА-намаза. - Блог
Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра»Какие же достоверные хадисы приводятся относительно достоинства духа-намаза?Во-первых: духа-намаз – это сунна муаккада, и достоверно известно, что ее делал пророк صلى الله عليه وسلم, как привел Муслим (1176) в хадисе Аиши رضي الله عنها, которая сказала: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم молился салят ад-духа 4 ракъата и прибавлял столько, сколько желал Аллах».К духа-намазу пророк عليه الصلاة والسلام направлял своих сподвижников, как это придет в хадисах.Шейх Ибн Баз رحمه الله сказал в «Маджмуъ аль-фатава», 11/389: «Салят ад-духа – сунна муаккада, которую делал пророк صلى الله عليه وسلم и направлял к ней своих сподвижников».Во-вторых: относительно достоинства духа-намаза от пророка صلى الله عليه وسلم приводится несколько хадисов. Некоторые из них:1. Передается от Абу Зарра رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«С наступлением утра каждому из вас следует давать садаку. Каждое произнесение слов «субханаллах» سبحان الله есть садака, и каждое произнесение слов «альхамдулиллях» الحمد لله – садака, и каждое произнесение слов «ля иляха илляллах» لا إله إلا الله – садака, и каждое произнесение слов «Аллаху акбар» الله أكبر есть садака, и побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака, но всё это заменяют собой два ракъата духа-намаза» (Муслим, 1181).Ан-Навави رحمه الله сказал: «Слова пророка صلى الله عليه وسلم: «юджзи мин залик» – «все это заменяют собой (два ракъата духа-намаза)», мы произносим как «яджзи» и «юджзи», и «юджзи» – от слова «заменение» («иджза» إجزاء), а «яджзи» – «возмещение, награждение», т.е. «обеспечение, принесение пользы». Подобно этому – слова Всевышнего Аллаха:لَا تَجْزِي نَفْس«...ни один человек не принесет пользы другому...». В хадисе говорится:لَا يَجْزِي عَنْ أَحَد بَعْدك«Не принесет никому пользы после тебя...».В этом содержится далиль на величие достоинства духа-намаза, и что можно совершать его двумя ракъатами» («Шарх Муслим» ан-Навави).
2. Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра».Абуд-Дарда رضي الله عنه сказал: «Мой любимый пророк صلى الله عليه وسلم завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать духа-намаз и не спать, пока не совершу витр» (Муслим, 1183).Аль-Къуртуби رحمه الله сказал: «Завещание пророка صلى الله عليه وسلم Абуд-Дарде и Абу Хурейре رضي الله عنهما указывает на достоинство духа-намаза и большую награду за его совершение, если делать его постоянно и не оставлять» («аль-Муфхим лима ашкаль мин тальхис Муслим»).3. От Абуд-Дарды и Абу Зарра رضي الله عنهما передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم передал слова Аллаха:«О сын Адама, сделай Мне в начале дня 4 ракъата, и Я избавлю тебя в его конце», хадис передал ат-Тирмизи (437), и шейх аль-Альбани назвал его сахихом.Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал: «В начале дня», – говорили, что имеется в виду духа-намаз, ишракъ-намаз или сунна и фард фаджра-намаза, потому что он совершается в начале дня. Я сказал, что ат-Тирмизи и Абу Дауд отнесли эти ракъаты к духа-намазу, и они поместили этот хадис в главу «Салят ад-духа».«Я избавлю тебя», – т.е. от твоих забот, «в его конце», – т.е. в конце дня.Ат-Тыби сказал: «Т.е. Я избавлю тебя от твоих забот и защищу тебя от того, что ненавистно тебе, после твоего намаза и до конца дня. Очисти свою душу в начале дня, и Я очищу твою душу в конце дня, исполнив твои нужды» («Тухфат аль-Ахвази», 2/478).4. Передается от Абу Хурейры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:«Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся! ». Хадис передал Ибн Хузейма, и аль-Альбани назвал его хасаном в «Сахих ат-таргъиб ват-тархиб», 1/164).5. Анас бин Малик رضي الله عنه передал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракъата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры». Хадис передал ат-Тирмизи, 586, и шейх аль-Альбани رحمه الله назвал его хасаном в «Сахих Сунан ат-Тирмизи».Аль -Мубаракфури رحمه الله сказал в «Тухфат аль-Ахвази бишарх Джамиъ ат-Тирмизи», 3/158: «Его слова «затем совершил два ракъата», т.е. после восхода солнца. Ат-Тыби сказал: «Т.е. потом сделал намаз, после того, как солнце поднялось на высоту копья, когда кончается нежелательное время, и этот намаз называется «ишракъ-намаз», и это начало времени салят ад-духа».Какое же время подходит для совершения салят аль-ишракъ и салят ад-духа?
Намаз аль-ишракъ – это намаз ад-духа, совершенный в начале его времени, и это не два разных намаза. Он был назван «аль-ишракъ», т.к. делается почти сразу после восхода («шурукъа») солнца.Шейх Ибн Баз сказал: «Салят аль-ишракъ – это салят ад-духа в начале его времени» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Баз», 1/401).Время духа-намаза начинается после восхода и поднятия солнца и заканчивается незадолго до зухр-намаза.Шейх Ибн Усеймин определил это время как время, начинающееся от восхода солнца (через четверть часа) и до того, как наступает зухр-намаз, за 10 минут («аш-Шарх аль-Мумтиъ», 4/122).Все это время – время духа-намаза.Лучше всего совершать духа-намаз после усиления жара солнца, согласно словам пророка صلى الله عليه وسلم:« Намаз кающихся – когда фисаль (детеныши верблюдов) нагреваются (от солнца)» (Муслим, 748). И «фисаль» – это детеныши верблюдов, а «нагреваются» – значит, что усиливается палящий зной (Ибн Баз, «Маджмуъ фатава», 11/395).Ученые определили, что это время наступает по прошествии четверти светового дня, т.е. на половине времени между восходом солнца и намазом «зухр» (см. «аль-Маджмуъ» ан-Навави, 4/36, «аль-Мавсуъа аль-фикъхия, 27/224).
Шейх Ибн Усеймин رحمه الله выбрал мнение, что духа-намаз не восполняется, если его время вышло. Его спросили, можно ли восполнить духа-намаз или нет?Он ответил: «Если время «духа» вышло, то и намаз вышел, потому что сунна духа-намаза связана со временем. Но если были пропущены раватибы, следующие за фард-намазами, то их можно возместить, и так же витр, как достоверно известно в сунне, что когда пророка صلى الله عليه وسلم одолевал сон или болезнь ночью, он совершал днем 12 ракъатов. И витр также восполняется» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Усеймин», 14\305).
hutba.org
Достоинства ДУХА-намаза. - Блог
Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра»Какие же достоверные хадисы приводятся относительно достоинства духа-намаза?Во-первых: духа-намаз – это сунна муаккада, и достоверно известно, что ее делал пророк صلى الله عليه وسلم, как привел Муслим (1176) в хадисе Аиши رضي الله عنها, которая сказала: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم молился салят ад-духа 4 ракъата и прибавлял столько, сколько желал Аллах».К духа-намазу пророк عليه الصلاة والسلام направлял своих сподвижников, как это придет в хадисах.Шейх Ибн Баз رحمه الله сказал в «Маджмуъ аль-фатава», 11/389: «Салят ад-духа – сунна муаккада, которую делал пророк صلى الله عليه وسلم и направлял к ней своих сподвижников».Во-вторых: относительно достоинства духа-намаза от пророка صلى الله عليه وسلم приводится несколько хадисов. Некоторые из них:1. Передается от Абу Зарра رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«С наступлением утра каждому из вас следует давать садаку. Каждое произнесение слов «субханаллах» سبحان الله есть садака, и каждое произнесение слов «альхамдулиллях» الحمد لله – садака, и каждое произнесение слов «ля иляха илляллах» لا إله إلا الله – садака, и каждое произнесение слов «Аллаху акбар» الله أكبر есть садака, и побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака, но всё это заменяют собой два ракъата духа-намаза» (Муслим, 1181).Ан-Навави رحمه الله сказал: «Слова пророка صلى الله عليه وسلم: «юджзи мин залик» – «все это заменяют собой (два ракъата духа-намаза)», мы произносим как «яджзи» и «юджзи», и «юджзи» – от слова «заменение» («иджза» إجزاء), а «яджзи» – «возмещение, награждение», т.е. «обеспечение, принесение пользы». Подобно этому – слова Всевышнего Аллаха:لَا تَجْزِي نَفْس«...ни один человек не принесет пользы другому...». В хадисе говорится:لَا يَجْزِي عَنْ أَحَد بَعْدك«Не принесет никому пользы после тебя...».В этом содержится далиль на величие достоинства духа-намаза, и что можно совершать его двумя ракъатами» («Шарх Муслим» ан-Навави).
2. Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра».Абуд-Дарда رضي الله عنه сказал: «Мой любимый пророк صلى الله عليه وسلم завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать духа-намаз и не спать, пока не совершу витр» (Муслим, 1183).Аль-Къуртуби رحمه الله сказал: «Завещание пророка صلى الله عليه وسلم Абуд-Дарде и Абу Хурейре رضي الله عنهما указывает на достоинство духа-намаза и большую награду за его совершение, если делать его постоянно и не оставлять» («аль-Муфхим лима ашкаль мин тальхис Муслим»).3. От Абуд-Дарды и Абу Зарра رضي الله عنهما передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم передал слова Аллаха:«О сын Адама, сделай Мне в начале дня 4 ракъата, и Я избавлю тебя в его конце», хадис передал ат-Тирмизи (437), и шейх аль-Альбани назвал его сахихом.Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал: «В начале дня», – говорили, что имеется в виду духа-намаз, ишракъ-намаз или сунна и фард фаджра-намаза, потому что он совершается в начале дня. Я сказал, что ат-Тирмизи и Абу Дауд отнесли эти ракъаты к духа-намазу, и они поместили этот хадис в главу «Салят ад-духа».«Я избавлю тебя», – т.е. от твоих забот, «в его конце», – т.е. в конце дня.Ат-Тыби сказал: «Т.е. Я избавлю тебя от твоих забот и защищу тебя от того, что ненавистно тебе, после твоего намаза и до конца дня. Очисти свою душу в начале дня, и Я очищу твою душу в конце дня, исполнив твои нужды» («Тухфат аль-Ахвази», 2/478).4. Передается от Абу Хурейры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:«Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся! ». Хадис передал Ибн Хузейма, и аль-Альбани назвал его хасаном в «Сахих ат-таргъиб ват-тархиб», 1/164).5. Анас бин Малик رضي الله عنه передал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракъата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры». Хадис передал ат-Тирмизи, 586, и шейх аль-Альбани رحمه الله назвал его хасаном в «Сахих Сунан ат-Тирмизи».Аль -Мубаракфури رحمه الله сказал в «Тухфат аль-Ахвази бишарх Джамиъ ат-Тирмизи», 3/158: «Его слова «затем совершил два ракъата», т.е. после восхода солнца. Ат-Тыби сказал: «Т.е. потом сделал намаз, после того, как солнце поднялось на высоту копья, когда кончается нежелательное время, и этот намаз называется «ишракъ-намаз», и это начало времени салят ад-духа».Какое же время подходит для совершения салят аль-ишракъ и салят ад-духа?
Намаз аль-ишракъ – это намаз ад-духа, совершенный в начале его времени, и это не два разных намаза. Он был назван «аль-ишракъ», т.к. делается почти сразу после восхода («шурукъа») солнца.Шейх Ибн Баз сказал: «Салят аль-ишракъ – это салят ад-духа в начале его времени» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Баз», 1/401).Время духа-намаза начинается после восхода и поднятия солнца и заканчивается незадолго до зухр-намаза.Шейх Ибн Усеймин определил это время как время, начинающееся от восхода солнца (через четверть часа) и до того, как наступает зухр-намаз, за 10 минут («аш-Шарх аль-Мумтиъ», 4/122).Все это время – время духа-намаза.Лучше всего совершать духа-намаз после усиления жара солнца, согласно словам пророка صلى الله عليه وسلم:« Намаз кающихся – когда фисаль (детеныши верблюдов) нагреваются (от солнца)» (Муслим, 748). И «фисаль» – это детеныши верблюдов, а «нагреваются» – значит, что усиливается палящий зной (Ибн Баз, «Маджмуъ фатава», 11/395).Ученые определили, что это время наступает по прошествии четверти светового дня, т.е. на половине времени между восходом солнца и намазом «зухр» (см. «аль-Маджмуъ» ан-Навави, 4/36, «аль-Мавсуъа аль-фикъхия, 27/224).
Шейх Ибн Усеймин رحمه الله выбрал мнение, что духа-намаз не восполняется, если его время вышло. Его спросили, можно ли восполнить духа-намаз или нет?Он ответил: «Если время «духа» вышло, то и намаз вышел, потому что сунна духа-намаза связана со временем. Но если были пропущены раватибы, следующие за фард-намазами, то их можно возместить, и так же витр, как достоверно известно в сунне, что когда пророка صلى الله عليه وسلم одолевал сон или болезнь ночью, он совершал днем 12 ракъатов. И витр также восполняется» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Усеймин», 14\305).
hutba.org
Достоинства ДУХА-намаза. - Блог
Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра»Какие же достоверные хадисы приводятся относительно достоинства духа-намаза?Во-первых: духа-намаз – это сунна муаккада, и достоверно известно, что ее делал пророк صلى الله عليه وسلم, как привел Муслим (1176) в хадисе Аиши رضي الله عنها, которая сказала: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم молился салят ад-духа 4 ракъата и прибавлял столько, сколько желал Аллах».К духа-намазу пророк عليه الصلاة والسلام направлял своих сподвижников, как это придет в хадисах.Шейх Ибн Баз رحمه الله сказал в «Маджмуъ аль-фатава», 11/389: «Салят ад-духа – сунна муаккада, которую делал пророк صلى الله عليه وسلم и направлял к ней своих сподвижников».Во-вторых: относительно достоинства духа-намаза от пророка صلى الله عليه وسلم приводится несколько хадисов. Некоторые из них:1. Передается от Абу Зарра رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«С наступлением утра каждому из вас следует давать садаку. Каждое произнесение слов «субханаллах» سبحان الله есть садака, и каждое произнесение слов «альхамдулиллях» الحمد لله – садака, и каждое произнесение слов «ля иляха илляллах» لا إله إلا الله – садака, и каждое произнесение слов «Аллаху акбар» الله أكبر есть садака, и побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака, но всё это заменяют собой два ракъата духа-намаза» (Муслим, 1181).Ан-Навави رحمه الله сказал: «Слова пророка صلى الله عليه وسلم: «юджзи мин залик» – «все это заменяют собой (два ракъата духа-намаза)», мы произносим как «яджзи» и «юджзи», и «юджзи» – от слова «заменение» («иджза» إجزاء), а «яджзи» – «возмещение, награждение», т.е. «обеспечение, принесение пользы». Подобно этому – слова Всевышнего Аллаха:لَا تَجْزِي نَفْس«...ни один человек не принесет пользы другому...». В хадисе говорится:لَا يَجْزِي عَنْ أَحَد بَعْدك«Не принесет никому пользы после тебя...».В этом содержится далиль на величие достоинства духа-намаза, и что можно совершать его двумя ракъатами» («Шарх Муслим» ан-Навави).
2. Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра».Абуд-Дарда رضي الله عنه сказал: «Мой любимый пророк صلى الله عليه وسلم завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать духа-намаз и не спать, пока не совершу витр» (Муслим, 1183).Аль-Къуртуби رحمه الله сказал: «Завещание пророка صلى الله عليه وسلم Абуд-Дарде и Абу Хурейре رضي الله عنهما указывает на достоинство духа-намаза и большую награду за его совершение, если делать его постоянно и не оставлять» («аль-Муфхим лима ашкаль мин тальхис Муслим»).3. От Абуд-Дарды и Абу Зарра رضي الله عنهما передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم передал слова Аллаха:«О сын Адама, сделай Мне в начале дня 4 ракъата, и Я избавлю тебя в его конце», хадис передал ат-Тирмизи (437), и шейх аль-Альбани назвал его сахихом.Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал: «В начале дня», – говорили, что имеется в виду духа-намаз, ишракъ-намаз или сунна и фард фаджра-намаза, потому что он совершается в начале дня. Я сказал, что ат-Тирмизи и Абу Дауд отнесли эти ракъаты к духа-намазу, и они поместили этот хадис в главу «Салят ад-духа».«Я избавлю тебя», – т.е. от твоих забот, «в его конце», – т.е. в конце дня.Ат-Тыби сказал: «Т.е. Я избавлю тебя от твоих забот и защищу тебя от того, что ненавистно тебе, после твоего намаза и до конца дня. Очисти свою душу в начале дня, и Я очищу твою душу в конце дня, исполнив твои нужды» («Тухфат аль-Ахвази», 2/478).4. Передается от Абу Хурейры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:«Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся! ». Хадис передал Ибн Хузейма, и аль-Альбани назвал его хасаном в «Сахих ат-таргъиб ват-тархиб», 1/164).5. Анас бин Малик رضي الله عنه передал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракъата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры». Хадис передал ат-Тирмизи, 586, и шейх аль-Альбани رحمه الله назвал его хасаном в «Сахих Сунан ат-Тирмизи».Аль -Мубаракфури رحمه الله сказал в «Тухфат аль-Ахвази бишарх Джамиъ ат-Тирмизи», 3/158: «Его слова «затем совершил два ракъата», т.е. после восхода солнца. Ат-Тыби сказал: «Т.е. потом сделал намаз, после того, как солнце поднялось на высоту копья, когда кончается нежелательное время, и этот намаз называется «ишракъ-намаз», и это начало времени салят ад-духа».Какое же время подходит для совершения салят аль-ишракъ и салят ад-духа?
Намаз аль-ишракъ – это намаз ад-духа, совершенный в начале его времени, и это не два разных намаза. Он был назван «аль-ишракъ», т.к. делается почти сразу после восхода («шурукъа») солнца.Шейх Ибн Баз сказал: «Салят аль-ишракъ – это салят ад-духа в начале его времени» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Баз», 1/401).Время духа-намаза начинается после восхода и поднятия солнца и заканчивается незадолго до зухр-намаза.Шейх Ибн Усеймин определил это время как время, начинающееся от восхода солнца (через четверть часа) и до того, как наступает зухр-намаз, за 10 минут («аш-Шарх аль-Мумтиъ», 4/122).Все это время – время духа-намаза.Лучше всего совершать духа-намаз после усиления жара солнца, согласно словам пророка صلى الله عليه وسلم:« Намаз кающихся – когда фисаль (детеныши верблюдов) нагреваются (от солнца)» (Муслим, 748). И «фисаль» – это детеныши верблюдов, а «нагреваются» – значит, что усиливается палящий зной (Ибн Баз, «Маджмуъ фатава», 11/395).Ученые определили, что это время наступает по прошествии четверти светового дня, т.е. на половине времени между восходом солнца и намазом «зухр» (см. «аль-Маджмуъ» ан-Навави, 4/36, «аль-Мавсуъа аль-фикъхия, 27/224).
Шейх Ибн Усеймин رحمه الله выбрал мнение, что духа-намаз не восполняется, если его время вышло. Его спросили, можно ли восполнить духа-намаз или нет?Он ответил: «Если время «духа» вышло, то и намаз вышел, потому что сунна духа-намаза связана со временем. Но если были пропущены раватибы, следующие за фард-намазами, то их можно возместить, и так же витр, как достоверно известно в сунне, что когда пророка صلى الله عليه وسلم одолевал сон или болезнь ночью, он совершал днем 12 ракъатов. И витр также восполняется» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Усеймин», 14\305).
hutba.org
Достоинства ДУХА-намаза. - Блог
Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра»Какие же достоверные хадисы приводятся относительно достоинства духа-намаза?Во-первых: духа-намаз – это сунна муаккада, и достоверно известно, что ее делал пророк صلى الله عليه وسلم, как привел Муслим (1176) в хадисе Аиши رضي الله عنها, которая сказала: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم молился салят ад-духа 4 ракъата и прибавлял столько, сколько желал Аллах».К духа-намазу пророк عليه الصلاة والسلام направлял своих сподвижников, как это придет в хадисах.Шейх Ибн Баз رحمه الله сказал в «Маджмуъ аль-фатава», 11/389: «Салят ад-духа – сунна муаккада, которую делал пророк صلى الله عليه وسلم и направлял к ней своих сподвижников».Во-вторых: относительно достоинства духа-намаза от пророка صلى الله عليه وسلم приводится несколько хадисов. Некоторые из них:1. Передается от Абу Зарра رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«С наступлением утра каждому из вас следует давать садаку. Каждое произнесение слов «субханаллах» سبحان الله есть садака, и каждое произнесение слов «альхамдулиллях» الحمد لله – садака, и каждое произнесение слов «ля иляха илляллах» لا إله إلا الله – садака, и каждое произнесение слов «Аллаху акбар» الله أكبر есть садака, и побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака, но всё это заменяют собой два ракъата духа-намаза» (Муслим, 1181).Ан-Навави رحمه الله сказал: «Слова пророка صلى الله عليه وسلم: «юджзи мин залик» – «все это заменяют собой (два ракъата духа-намаза)», мы произносим как «яджзи» и «юджзи», и «юджзи» – от слова «заменение» («иджза» إجزاء), а «яджзи» – «возмещение, награждение», т.е. «обеспечение, принесение пользы». Подобно этому – слова Всевышнего Аллаха:لَا تَجْزِي نَفْس«...ни один человек не принесет пользы другому...». В хадисе говорится:لَا يَجْزِي عَنْ أَحَد بَعْدك«Не принесет никому пользы после тебя...».В этом содержится далиль на величие достоинства духа-намаза, и что можно совершать его двумя ракъатами» («Шарх Муслим» ан-Навави).
2. Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра».Абуд-Дарда رضي الله عنه сказал: «Мой любимый пророк صلى الله عليه وسلم завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать духа-намаз и не спать, пока не совершу витр» (Муслим, 1183).Аль-Къуртуби رحمه الله сказал: «Завещание пророка صلى الله عليه وسلم Абуд-Дарде и Абу Хурейре رضي الله عنهما указывает на достоинство духа-намаза и большую награду за его совершение, если делать его постоянно и не оставлять» («аль-Муфхим лима ашкаль мин тальхис Муслим»).3. От Абуд-Дарды и Абу Зарра رضي الله عنهما передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم передал слова Аллаха:«О сын Адама, сделай Мне в начале дня 4 ракъата, и Я избавлю тебя в его конце», хадис передал ат-Тирмизи (437), и шейх аль-Альбани назвал его сахихом.Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал: «В начале дня», – говорили, что имеется в виду духа-намаз, ишракъ-намаз или сунна и фард фаджра-намаза, потому что он совершается в начале дня. Я сказал, что ат-Тирмизи и Абу Дауд отнесли эти ракъаты к духа-намазу, и они поместили этот хадис в главу «Салят ад-духа».«Я избавлю тебя», – т.е. от твоих забот, «в его конце», – т.е. в конце дня.Ат-Тыби сказал: «Т.е. Я избавлю тебя от твоих забот и защищу тебя от того, что ненавистно тебе, после твоего намаза и до конца дня. Очисти свою душу в начале дня, и Я очищу твою душу в конце дня, исполнив твои нужды» («Тухфат аль-Ахвази», 2/478).4. Передается от Абу Хурейры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:«Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся! ». Хадис передал Ибн Хузейма, и аль-Альбани назвал его хасаном в «Сахих ат-таргъиб ват-тархиб», 1/164).5. Анас бин Малик رضي الله عنه передал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракъата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры». Хадис передал ат-Тирмизи, 586, и шейх аль-Альбани رحمه الله назвал его хасаном в «Сахих Сунан ат-Тирмизи».Аль -Мубаракфури رحمه الله сказал в «Тухфат аль-Ахвази бишарх Джамиъ ат-Тирмизи», 3/158: «Его слова «затем совершил два ракъата», т.е. после восхода солнца. Ат-Тыби сказал: «Т.е. потом сделал намаз, после того, как солнце поднялось на высоту копья, когда кончается нежелательное время, и этот намаз называется «ишракъ-намаз», и это начало времени салят ад-духа».Какое же время подходит для совершения салят аль-ишракъ и салят ад-духа?
Намаз аль-ишракъ – это намаз ад-духа, совершенный в начале его времени, и это не два разных намаза. Он был назван «аль-ишракъ», т.к. делается почти сразу после восхода («шурукъа») солнца.Шейх Ибн Баз сказал: «Салят аль-ишракъ – это салят ад-духа в начале его времени» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Баз», 1/401).Время духа-намаза начинается после восхода и поднятия солнца и заканчивается незадолго до зухр-намаза.Шейх Ибн Усеймин определил это время как время, начинающееся от восхода солнца (через четверть часа) и до того, как наступает зухр-намаз, за 10 минут («аш-Шарх аль-Мумтиъ», 4/122).Все это время – время духа-намаза.Лучше всего совершать духа-намаз после усиления жара солнца, согласно словам пророка صلى الله عليه وسلم:« Намаз кающихся – когда фисаль (детеныши верблюдов) нагреваются (от солнца)» (Муслим, 748). И «фисаль» – это детеныши верблюдов, а «нагреваются» – значит, что усиливается палящий зной (Ибн Баз, «Маджмуъ фатава», 11/395).Ученые определили, что это время наступает по прошествии четверти светового дня, т.е. на половине времени между восходом солнца и намазом «зухр» (см. «аль-Маджмуъ» ан-Навави, 4/36, «аль-Мавсуъа аль-фикъхия, 27/224).
Шейх Ибн Усеймин رحمه الله выбрал мнение, что духа-намаз не восполняется, если его время вышло. Его спросили, можно ли восполнить духа-намаз или нет?Он ответил: «Если время «духа» вышло, то и намаз вышел, потому что сунна духа-намаза связана со временем. Но если были пропущены раватибы, следующие за фард-намазами, то их можно возместить, и так же витр, как достоверно известно в сунне, что когда пророка صلى الله عليه وسلم одолевал сон или болезнь ночью, он совершал днем 12 ракъатов. И витр также восполняется» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Усеймин», 14\305).
hutba.org