Помимо сунны пятикратных намазов, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в разное время дня совершал и другие дополнительные намазы. Одним из таких дополнительных намазов, является духа-намаз. По прошествии от двадцати до сорока минут с момента восхода солнца, начинают совершать Духа-намаз. Время его совершения, завершается за пол часа, до захода солнца в зенит или до начало полуденного намаза аз-зухр. Духа-намаз, играет важную роль в том,что касается духовного приближения к Аллаху Всевышнему. Одной из особенностей этого намаза является то, что он является причиной прощения некоторых грехов. В риваяте, переданной от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: Тому, кто будет совершать два ракягьата духа-намаза, Аллах Всевышний простит все грехи, даже если их будет так много, как пены в море (Тирмизи, Салят, 346). В другом хадисе говорится: В Раю есть ворота, именуемые "Духа". В судный день глашатай воззовет: "Где те, кто совершал духа-намаз? Это ваши ворота, входите в них с милостью Аллаха"(Таберани, аль-Муджамуль -Каир, 20/30). Совершения двух ракаатов намаза - Духа, заменяет по своей значимости все садакьа, выполненные в течении дня. Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: Каждый из вас должен отдать садаку за свои кости. Каждый тасбих - это садака, побуждение к одобряемому - это садака и удержание от порицаемого - это садака. Заменить же, все это может совершения двух ракаатов молитвы "Ад-духа". (Муслим). Духа-намаз, как и другие нафиль намазы может состоять из двух, четырех,шести и так далее, до двенадцати ракаатов. Желательно, в первом ракаате, нужно читать после суры "Аль-Фатиха" 109 суру Корана -"Кяфируун", а во втором ракаате "Аль-Фатиха" и "аль-Ихлас". Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) постоянно совершал Духа-намаз, и разъяснив своим сподвижникам достоинство этого намаз, побуждал их сделать его неотъемлемой частью их жизни. Абу Хурайра, (да будет доволен им Аллах), сказал: Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) рекомендовал мне три вещи, от которых я не откажусь никогда в жизни. Это - соблюдение трех дней поста каждый месяц, ежедневное совершение двух ракаатов духа - намаза, и совершение перед сном, витр намаза". ( Бухари, Тахаджуд ,3 ;Муслим, Салятуль-Мусафирин, 85). В заключении призываю себя, а затем уже всех братьев и сестер по вере, неуклонно совершать молитву "Ад-Духа", и надеяться на награду Великого и Всемогущего Аллаха. islam.life
Сұрақ: Духа намазының маңыздылығы
қандай, қай кезде оқылады?
Жауап: Дінімізде күннің астыңғы
шетінің сыртқы (көрінетін) горизонт сызығынан бір найза бойы көтерілген және
күннің тұнық (таза, ашық) аспанда тікелей көзбен қарай алмайтындай дәрежеде
жарқыраған кезі Духа уақыты немесе Ишрақ (сәске) уақыты деп
аталады. Духа уақтында күннің центрінің шынайы горизонттан биіктігі 5 градус.
Бұл уақыт күн шығарда басталатын керахат уақытының соңы. Яғни күн шығуымен осы
уақыт аралығында намаз оқу тахриман (харамға жақын) мәкрух болады.
Духа уақыты Қазақстан секілді ендік өлшемдері 40-45 градус
арасындағы елді мекендердің оңтүстігінде күннің шығуынан шамамен 53 минуттан
кейін, орталығында шамамен 1 сағаттан кейін, ал солтүстігінде шамамен 1 сағат 24
минуттан кейін кіреді. Нақты уақытын білу үшін Біздің сайттағы намаз кестесінің
астындағы «Намаз
уақыттары» деген линкке кірсеңіз, “қала іздеу”
деген ұяшықты пайдаланып өзіңізге қажетті қаланың бетіне кіре аласыз. Ашылған
беттен сол жағының ең төменгі жағынан
деген
түймешені басқанда жаңа ашылған беттен бір жылдық намаз және намазға қатысты 14
уақыттың кестесін көре аласыз. Әр кестенің жоғарысында күні “day” айы “month”
деген жазулармен білдірілген. Кестедегі солдан санағанда
төртінші реттегі уақыт духа уақыты болып табылады. Духа уақыты кіргенде екі
рәкат духа (ишрақ) намазын оқу сүннет. Айт намаздары да осы уақытта оқылады.
Духа уақытында ең кемі екі рәкат намаз оқу өте сауапты болады. Хадис шәрифтерде
былай делінеді:Духа-намаз и его достоинства. Духа намазы
islam.life | Духа-намаз
ИСЛАМ ДІНІ САЙТЫ | Намаз :: Нәпіл намаздар :: Духа намазы
«Әр адамның буынындай мөлшерде садақа беруі керек. Субханаллаһ, Әлхамдулиллаһ, Лә илаһа иллаллаһ немесе Аллаһу әкбар деп айту садақа болады. Жақсылықты уағыздау, жамандыққа кедергі болу да садақа болады. Духа намазы болса бұлардың барлығының орнын басады.» (Мүслим)
«Күнде екі рәкат духа намазын оқыған адам, туылған күніндегідей күнәсіз болады.» (Әбу Яла)
«Екі рәкат духа намазын оқыған адам ықылассыздардан болмайды. Төрт рәкат оқыған адам ғибадат етушілерден болады. Алты рәкат оқыса бұл намазы сол күнге жеткілікті болады. Сегіз рәкат оқыған адам дүниелік нәрсені тәрк етіп мойынсұнған құлдардың қатарынан жазылады. Он екі рәкат оқыған адам Жұмақта арнайы зәулім сарайға қауышады.» (Табарани)
«Жұмақтың Духа деген бір есігі бар. Бұл есіктен тек духа намазын оқығандар кіреді.» (Табарани)
«Екі рәкат духа намазы қабыл болған бір қажылық пен умраға тең болады.» (Әбушшәйх)
Пайғамбарымыздың дұшпанға жіберген әскері аз уақыттың ішінде жеңіске жетіп мол олжамен үйлеріне оралады. Бұл әскерге қызығып қарағандарға пайғамбарымыз былай дейді: «Сендерге бұлардан да аз уақыт алатын, бұлардан да көп олжа әкелетін және үйге бұлардан да тез қайтаратын жиһад жолын көрсетейін. Духа намазы үшін мешітке барған адам аз соғысқан, көп олжаға бөленген және тез үйіне қайтқан болады.» (И. Ахмед)
«Екі рәкат духа намазын оқу маған парыз.» (И. Ахмед)
«Екі рәкат духа намазын оқыған адам денесінің зекетін төлеген болады.» (И. Асакир)
Рәддул-Мухтарда: «Духа намазын оқуды әдетке айналдырған адам шәһид болып өледі.» делінген.
Имам Шарани хазреттері: «Духа намазын әдетке айналдырған адамдарға жын тиісе алмайды.» деген.
Духа намазы нәпіл намаз болып табылады. Қаза намазы болған адамның қазаларын өтемейінше нәпіл намаздары қабыл болмайды. Әуелі қаза намаздан құтылу керек. Қаза намазы бар адам духа намазын оқығысы келсе: “Ең бірінші қазаға қалған таң (немесе бесін, екінді, ақшам, құптан) намазының парызын және духа намазын оқуға” деп ниет етсе, қазасы да өтелген болады, духа намазын да оқыған болады. (Рәддул-Мухтар)
islamdini.kz
Намазы нафль: виды и порядок выполнения дополнительной молитвы в исламе
Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).
Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.
1. Тахаджуд
Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша). В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, – середина и последняя часть ночи. Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».
Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два – восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.
2. Духа
Время этого намаза – с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.
3. Молитва омовения
Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял тахарат. В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела. В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.
4. Намаз приветствия мечети
Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия при входе в мечеть до того, как они усядутся там. Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву. Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.
Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.
Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:
1) Во время входа в Запретную мечеть в Мекке, потому как в качестве приветствия выступает таваф (обход вокруг Каабы).
2) В праздники разговения и жертвоприношения перед входом в мечеть для совершения праздничной молитвы не читается этот дополнительный намаз. В преданиях о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) сообщается, что он не совершал никакого дополнительного намаза ни до, ни после праздничных молитв.
3) Если при входе в мечеть там будет совершаться одна из обязательных молитв, то верующий должен присоединиться к ней, а не читать дополнительный намаз.
5. Намаз истихара
Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.
В первом ракаате нужно читать после «Фатихи» суру «Кяфирун» («Неверующие»), а во втором – «Ихлас» («Искренность»).
После совершения этого намаза нужно прочитать следующую дуа:
«Аллахумма инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакъдирукя би-кудэрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азым. Фа-инна-кя такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюбэ! Аллахумма ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь нужно сказать то, что желает человек) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи»
Перевод: «О Всевышний, я спрашиваю у Тебя блага, ведь Ты знаешь всё. Прошу проявления силы Твоей на основе Твоего могуществ. Я прошу Тебя проявить милость. Всемогущ Ты, а я совершенно беспомощен. Ты объемлешь Своим знанием всё, однако я несведущ. Известно Тебе абсолютно всё! О Всемогущий Господин! Если Ты знаешь, что дело (то, что человек просит) является хорошим для меня, с точки зрения моего благополучия в этой бренной жизни и в вечной, то сделай его реальным для меня, сделай его легче для меня и подари мне в последующем баракят в нем. Если же Ты полагаешь, что в моей просьбе есть зло для меня, для моего благочестия, моей жизни в этом мире и в вечности, то удали это дело от меня и удали меня от него. И позволь мне достичь блага там, где оно имеется, затем сделай меня довольным им».Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата. Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате после суры «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси». Во втором ракаате необходимо прочитать суру «Ихлас», в третьем – «Фаляк», в четвёртом – «Нас».
Да примет Аллах ваши молитвы!
www.islam.global
Намаз духа как выполнять
Намаз-зуха
Молитва «ад-духа». Как совершать утренний (духа) намаз
Re: Сунна-намаз после фард-намаза.
Непрочитанное сообщениеrustem11 » 15 ноя 2012, 01:05
Ва алейка салям ва рахматуллах.Брат, а в чём проблема если они будут молится дополнительные молитвы "раватиб" после обязательных. Как два раката до утренней молитвы, как два или четыре до зухр намаза, как два или четыре после зухр намаза, как два после магриб намаза, и два после иша намаза, либо витр после иша намаза.
Когда совершают намаз ад-духа?
Но заставлять их делать какие-то другие не установленные шариатом намазы ненужно, чтобы это не было нововведением. А то, что касается принуждения совершения добровольного, то этого лучше не делать, потому что Сам Аллах зделал эти намазы добровольными для совершеннолетних, тем более для тех, которые ещё не несут никакой ответственности. А что касается воспитания, то сначало попробуйте разъяснить доводами, а если не поймут, то заставьте перечитать намаз, как это сделал пророк с одним из своих сподвижников передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел в мечеть, после чего туда вошел некий мужчина. Он совершил намаз, а затем подошел и поздоровался с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Он ответил на приветствие и сказал: «Вернись и соверши намаз, потому что ты не совершил его». Мужчина вернулся и совершил намаз так, как он это сделал в первый раз, после чего он подошел и поздоровался с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Тогда он трижды сказал ему: «Вернись и соверши намаз, потому что ты не совершил его». Мужчина сказал: «Клянусь Тем, кто отправил тебя с истиной! Я не умею молиться по-другому. Научи же меня!» Он сказал: «Если ты собираешься совершить намаз, то скажи: “Аллах превелик!” (Аллааху акбар). Затем прочти из Корана столько, сколько тебе не составляет труда, затем соверши поясной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, затем поднимись, пока не выпрямишься полностью, затем соверши земной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, затем поднимись, пока не усядешься как следует, затем еще раз соверши земной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, а затем поступай таким образом в течение всего намаза». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Текст хадиса принадлежит аль-Бухари. Ну если и это не поможет, то запретите им играть до тех пор пока не помолятся как следует, или что-то на подобии этого. Вам виднее.
lezgidin.ru
Духа-намаз и его достоинства
Помимо сунны пятикратных намазов, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в разное время дня совершал и другие дополнительные намазы. Одним из таких намазов, является духа-намаз.
Слово “ضحى” означает свет взошедшего солнца, и указывает на время, длящееся с восхода солнца и до полудня. В это время так же проводятся и праздничные намазы.
Достоинства духа-намаза
Большой промежуток времени от восхода солнца до полудня, представляет собой важную часть человеческой жизни. Это тот отрезок времени, в который человек больше всего погружен в свои повседневные дела. И в это время, вспомнив об Аллахе, совершить нафиль намаз, является большим приобретением.
Выполнение некоторых видов дополнительных и добровольных поклонений, открывает путь к большому благу. Эти дополнительные и добровольные виды поклонения представляют важность с точки зрения обретения довольства Аллаха Всевышнего и выражения благодарности Ему.
Духа-намаз, играет важную роль в том, что касается духовного приближения к Аллаху Всевышнему. Одной из особенностей этого намаза является то, что он является причиной прощения некоторых грехов. В риваяте, переданном от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тому, кто будет совершать два ракята духа-намаза, Аллах Всевышний простит все грехи, даже если их будет так же много, как пены в море» (Тирмизи, Салят, 346).
В другом хадисе говорится: «В Раю есть ворота, именуемые «Духа». В судный день глашатай воззовет: «Где те, кто совершал духа-намаз? Это ваши ворота, входите в них с милостью Аллаха» (Таберани, аль-Муджамуль-Кабир, 20/30).
Из скольких ракаатов состоит духа-намаз?
В нафиль намазах нет какого либо ограничения по количеству ракаатов. Как и другие нафиль намазы, духа-намаз может состоять из двух, четырех, шести и более ракаатов. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) иногда совершал по два, иногда по четыре, а иногда и по восемь ракаатов.
Аиша (радыйаллаху анха) сказала: «Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершал духа-намаз по четыре ракаата, давая салям после каждых двух ракаатов. А иногда увеличивал число ракаатов» (Муслим, Салятуль-Мусафирин, 78).
Те, кто постоянно совершали духа-намаз
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) постоянно совершал духа-намаз, и разъяснив своим сподвижникам достоинства этого намаза, побуждал их сделать его неотъемлемой частью их жизни.
Среди тех, кто постоянно совершал духа-намаз, были посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), его жены, члены его семьи, асхабу суффа, и другие сахабы.
Абу Хурайра, относившийся к числу асхабу-суффа, сказал: «Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) рекомендовал мне три вещи, от которых я не откажусь никогда в жизни. Это – соблюдение трех дней поста каждый месяц, ежедневное совершение двух ракаатов духа-намаза, и совершение перед сном, витр намаза» (Бухари, Тахаджуд, 3; Муслим, Салятуль-Мусафирин, 85).
Islam-Today
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
islam.interesnoznat.info