«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (I Кор.2,14).Как это так? Почему «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия», мало того: как он может почитать это «безумием»? И что значит «судить духовно»?На языке светском «человеком душевным» обычно называют того человека, у которого проявляются лучшие качества души – человека доброго, сердечного. Почему же такой человек может не принимать того, что «от Духа Божия» и даже почитать это «безумием»? Не учили ли нас еще с детства, что человек состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа – это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат Господень, в своем соборном послании говоря о том, что «в последния времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, которые отделят себя от единства веры», как бы в пояснение потом прибавляет: «это люди душевные, не имеющие духа» (Иуд. 19). Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно?Представление о том, что человек состоит из души и тела, – слишком элементарное, примитивное, а в действительности конструкция человека гораздо более сложна. Когда говорят, что человек состоит из души и тела, то обычно хотят этим выразить, что человек состоит не только из одного мертвого вещества, материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. «И стал человек душою живою», говорит книга Бытия 2,7., после того как Бог, создав человека из праха земного, «вдунул в лице его дыхание жизни». В этом смысле душу имеет и каждое живое существо, каждое животное. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся... И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так (Быт. 1:20-24). Следовательно, душой называется в сущности только жизненное начало в каждом живом существе – не больше. С этой точки зрения становится вполне понятным изречение Господа, которое без такого предварительного объяснения многим кажется непонятным и даже соблазнительным: «Кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» (Марк. 8, 35). Под «душой» здесь разумеется жизненное начало в человеке, то есть что делает живым мертвое само по себе тело, но не больше, и весь текст приобретает такой, уже вполне ясный смысл: «Кто хочет жизнь свою спасти, то есть кто слишком дорожит своей земной жизнью, тот ее потеряет, а кто отдаст свою жизнь ради Христа и Евангелия, тот именно только и приобретает настоящую жизнь, не эту временную, земную, а вечную, будущую». Итак, представление о том, что человек состоит из тела и души, есть представление примитивное, далеко не исчерпывающее всей сложности конструкции природы человека. В послании апостола Павла к евреям мы находим более детализированное представление о составе человеческого естества. Апостол Павел говорит, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуостраго, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судить помышления и намерения сердечныя (Евр. 4:12)». Тут, как мы видим, различается «душа» и «дух». Это различие «душевности» и «духовности» в человеке мы находим и во многих других местах Священного Писания, почему Церковь и положила считать, что человек по своему естеству трехсоставен или трехчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела, причем высшее начало в человеке – это дух, а душа, хотя и выше тела, так как она невещественна, нематериальна, но она, по выражению нашего великого психолога и знатока духовной жизни епископа Феофана Вышенского, «вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – «земного» и «познания ея строятся только на основании того, что дает опыт окружающей жизни, и деятельность ея обращена на удовлетворение потребностей временной жизни» («Что есть духовная жизнь», стр.31). Поэтому душа есть низшее по сравнению с духом начало в человеке, и она тесно связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит как бы связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу.Итак, человек трехсоставен. Что же представляет собой каждая из трех составных частей его природы? Тело создано Богом «из праха земного» (Быт. 2:7), и потому оно принадлежит земле: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:13), – сказано первому человеку. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении потребностей тела. Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ-животных. Потребности тела многоразличны в соответствии с разными органами тела, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа с вполне понятной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа. Душа дана Богом, как оживотворяющее тело начало, для того, чтобы управлять телом. Все действия, или, вернее, движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, так изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души изучаются особой наукой, которая называется психологией. В соответствии с разделением движений души на три части и психология обыкновенно делится на три отдела: 1) психология познания, 2) психология чувства и 3) психология воли. К области познания относятся воображение и память, коим пользуется рассудок для приобретения определенных понятий и знаний о вещах. Понятия и знания, приведенные мыслительным трудом в порядок или систему, дают ту или иную науку. Органом тела, с помощью которого душа производит мыслительную работу, является мозг. Органом чувства принято считать человеческое сердце. Это потому, что всякое чувство – радость или горе, скорбь или удовольствие, симпатия или антипатия, гнев или мирное расположение духа, покой или беспокойство – всегда отражается на сердце – усилением или ослаблением его деятельности. Сердце – мерило того, что нам приятно или неприятно, а так как человек, естественно, стремится к тому, что приятно и хочет избежать того, что неприятно, то сердце, естественно, является как бы центром жизни человека, центром, в котором вмещается все, что входит в душу совне и из которого исходит все, что обнаруживается душой вовне.Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний – это наши члены, приводимые в соответствующее движение тем или иным решением воли при помощи мускулов и нервов. Результат деятельности нашего ума и чувств, порожденных сердцем, оказывает то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой тесной связи души с телом эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная».Однако необходимо все же различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.В чем состоит жизнь телесная, мы уже знаем. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства. Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением потребностей тела и души. Тело и душа – это еще не весь человек, неполный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, то именно, что часто выступает в роли судьи и души, и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Это высшее начало в человеке есть дух, который Божественного происхождения. Это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая его творение. Душа есть и у животных, но она, согласно повествованию книги Бытия, вместе с телом была произведена землей: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов, и гадов, и зверей земных» (Быт. 1:24). Душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, а это зависит от сочетания души человека с духом, который от Бога. Что же это за дух и каковы его проявления?«Дух, – говорит еп. Феофан Вышенский, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себе обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им («Что есть духовная жизнь»). «Ты, Боже, создал нас со стремлением к тебе, – говорил еще блаженный Августин, – и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». Каковы же проявления духа в человеке? Как и в чем они выражаются? Великий психолог и наставник духовной жизни епископ Феофан указывает нам три таковых проявления: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога. 1. «Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, – говорит епископ Феофан, – знают, что есть Верховное Существо Бог, Который все сотворил, все содержит, всем управляет, что и они во всем от Него зависят, и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговенствует пред Богом и исполнен страха Божия». 2. «Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть». «Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и что не должно делать». Но совесть не только указывает должное, причем «за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель». Недаром народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека. 3. Духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным дух удовлетвориться не может. Кто бы сколько ни имел земных благ, ему все кажется мало, все хочется чего-то большего. Эта вечная неудовлетворенность, всегдашнее недовольство показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, идеальному, как говорят, а потому ничто земное этого высшего и идеального заменить не может, и душа человека мается, не находя себе покоя. Только в Боге, в живом общении с Ним человек находит себе полное удовлетворение и успокаивается, приобретая высшее – благодушевный мир и спокойствие. Итак, вот каковы проявления духа в человеке. Теперь ясно, в чем состоит и духовная жизнь в отличие от жизни телесной и душевной. Духовная жизнь состоит в удовлетворении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией.Так ли у нас, в наше время понимают духовную жизнь? Наше время вообще отличается всякого рода маскировкой, фальшью, подтасовкой, извращениями и злонамеренными искажениями. Это и понятно. Ибо дух самоутверждающейся человеческой гордыни в совершенно обнаженном, явно открытом для всех виде очень непривлекателен, так же как и сам отец его сатана, а потому этому духу необходимо маскировать себя, прикрывать себя разными благовидными личинами. Недаром же и сам сатана, по словам апостола, преобразуется «во ангела света». В современных понятиях поэтому очень многое извращено и искажено до неузнаваемости. Так обстоит дело и с вопросом о духовной жизни. Современность игнорирует вовсе дух человека, как таковой, сливая дух с душой в одно, причем даже в современной научной психологии явления духовной жизни относятся к разряду душевной жизни: и религиозное чувство, и моральное чувство, и совесть – это будто бы функции все той же души, а так как душа материалистами отрицается и функции ее рассматриваются лишь как функции мозгового и нервного вещества, то и явления духовной жизни тоже оматериализовываются и рассматриваются как функции мозга, нервной системы и т.п. Получается грубейшая и нелепейшая профанация явлений душевной жизни. Явления телесной, душевной и духовной жизни весьма часто современным человеком вовсе не различаются, и получается смешение этих понятий и страшная путаница. Неудивительно поэтому, что когда мы слышим в нынешнее время выражение «духовная жизнь», то оказывается, что под понятием духовной жизни разумеется все, что угодно, но только не подлинное явление духовной жизни. К области духовной жизни относят не только науку, всевозможные открытия и изобретения, но даже кинематографию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными словами, «душевность» выдается за «духовность», и то, что относится к сфере всего лишь «душевной жизни», называют, по недоразумению, «жизнью духовной». Почему совершился этот подлог и почему жизнь духовная стала уделом лишь немногих избранных личностей?Да все потому же, что дух самоутверждающейся человеческой гордыни стал господствующим духом нашего времени. Подлинная духовная жизнь, то есть стремление человеческого духа к Богу, естественно, предполагает прежде всего живую веру в личного Бога и искреннее желание жить, руководствуясь голосом совести, а этого-то именно и нет у большинства современных людей. Как мы уже говорили, дух самоутверждающейся человеческой гордыни стремится на место веры в Бога утвердить веру в себя, а голос совести, как обличающий это заблуждение и вообще мешающий свободе действий в этом направлении, усыпить и подавить. Существование духа отрицается, игнорируется, на первый план выступает душа, то есть область ума, чувства и воли, и она-то, эта душа, низшее по сравнению с духом начало, занимает первое место в жизни человека. Поэтому такого человека Слово Божие и называет «душевным» человеком, утверждая, что ему духовное непонятно, область духовного ему чужда, а потому он не может понять и принять то, что происходит от Духа Божия. Но как бы человек ни подавлял в себе требования духа, они все же заявляют свои права. Дух рвется к Богу и, не находя выхода своим стремлениям под грубым насилием, которое чинит над ним самоутверждающаяся человеческая гордыня, он довольствуется, так сказать, «суррогатами», которые изобретает для его успокоения человеческая гордыня. Вместо подлинной религии какое-либо туманное философское учение, или теософия, или спиритизм, или еще что-либо подобное, а вместо церкви – храм науки, или театр, или балет, вообще что-либо из области душевной жизни, могущее увлечь собой человека. Эта подтасовка, подмена духовности душевностью, особенно характерна для нашего времени. Так, например, многие у нас в России в последнее время ходили, да и теперь ходят в церковь только для того, чтобы получить эстетическое наслаждение – послушать красивое пение. Нет спору, что эстетическое чувство – это, конечно, высокое чувство, ибо чувство прекрасного в душе человека – это отображение высшей Божественной красоты, но поскольку оно является бессознательным, безотносительно от сознательного влечения, стремления к Богу, оно все же относится только к области душевности и чуждо подлинной духовности. Вообще на высших своих ступенях душевные чувства настолько сближаются с духовными, что современному человеку бывает трудно их различить, и он «душевное» принимает за «духовное», и ему иной раз кажется, что он от этого «душевного» получает полное духовное удовлетворение, хотя это, конечно, только самообман, заблуждение. Мне признавался один весьма интеллигентный и развитый душевно, но, к сожалению, малодуховный человек, что он, слушая музыку, испытывает молитвенное настроение. Как отличить душевное состояние от подлинно духовного? Подлинно духовное состояние всегда вполне бесстрастно, оно настолько возвышенно, что как бы уносит человека от земли и не дает ему никаких телесных ощущений, а всякое душевное состояние, сколь бы оно высоко ни было, непременно вызывает те или иные телесные ощущения, как, например, усиленное биение сердца, приятное щекотание нервов или так называемые «мурашки по спине», которые особенно чувствуются любителями красивого пения, красивой музыки. Этой именно преобладающей «душевностью» современного человека и объясняется то, что настоящее строгое церковное пение, пение, удовлетворяющее лишь «духовности», для большинства даже, казалось бы, церковно-настроенных людей, кажется непонятным, скучным, и им не нравится. Взамен этого строго церковного пения у нас заводится в последние два столетия новое пение, пение итальянское, концертное, удовлетворяющее «душевности», а потому нравящееся современному человеку, погрязшему в тине «душевности». Точно так же не нравится современному человеку и древняя иконопись, так как духовное чутье его слишком неразвито для того, чтобы понять и оценить «духовную» красоту этих вполне отрешенных от земли священных изображений древности. «Душевному» человеку больше нравятся современные Мадонны, полнолицые и румяные, напоминающие более о здешней земной жизни, чем о возвышенном мире духовном. Так и во всем прочем, современный человек туп и глух к истинной «духовности» и чувствителен только к «душевности», которую нередко принимает за «духовность», называя даже официально в литературе, и прессе, и общественных выступлениях свою «душевную» жизнь жизнью «духовной».Почему так подавлена в нынешнее время жизнь «духовная» и почему на первый план выступила жизнь «душевная»? Мы уже сказали, что это сделал все тот же дух современности, дух самоутверждающейся человеческой гордыни, который задался целью вытравить представление о Боге из жизни современных людей и богом для себя сделал самого человека. Вся жизнь современных людей строится поэтому таким образом, что нет места для подлинной духовной жизни, и каждый ищущий духовности человек мечется в отчаянии, все больше и больше погрязая в тину душевности. Самый темп современной жизни, темп нервный, не дающий места уединенной самососредоточенности, не благоприятствует ведению духовной жизни. Современный человек – это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, «вертится как белка в колесе». «Время – деньги» – вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т.п. мест времяпровождения в свободное от работы и от занятий время. Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни. Все эти увеселения и развлечения действуют, как водка и кокаин, на современного человека, они еще более усыпляют в нем духовную жизнь, парализуют духовные движения, подавляют голос совести и все нравственные требования, и человек мало-помалу из области «душевности» спускается еще ниже – в область «телесности» и становится как бы «плотью бездушной», по словам Псалмопевца: «Человек, в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». И исполняется на них грозный приговор Божий, изреченный еще современником праведного Ноя, погибшим от потопа: «Не имать дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6:3)». И, конечно, когда человек, созданный по образу и подобию Божию, отрекается от своего высокого достоинства и, становясь «плотию бездушною», «прилагается скотам несмысленным и уподобляется им», он сам изрекает смертный приговор. События последнего времени для нас лучшее доказательство, как губительно для человека забвение духовной жизни, подмена ее «душевностью» и ниспадение в область «телесности». Забвение Бога и провозглашение богом самого человека ведет к все большему и большему нравственному падению, а в результате к озверению и к самоистреблению. Поэтому ясно как белый день, что единственный путь спасения человечества от этой окончательной гибели – это путь духовной жизни, но не той «духовной» жизни, которую подносят современному человеку его культурные вожди, совершающие подлог и подмену «духовностью», а подлинной духовной жизни, проявления которой заключаются в стремлении человека к Богу, искании общения с Богом и желании жить по Его святой воле. ИСТОЧНИК http://azbyka.ru/dictionary/05/taushev_duchevnost_... ВЫВОД: Человек состоит их тела (плоть), души (разум, чувства, воля) и духа (разум, сознание и подсознание). Плоть - это физическое телоЧувства вызывают эмоции. Существует пять основных чувств - зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.Воля - это способность человека принимать решения.Разум - это способность человека логически мыслить.Сознание - это способность человека понимать происходящее вокруг него.Подсознание - это память, в которой хранятся все знания человека. Человека побуждают к действиям чувства. Например: человек что-то увидел и у него возникло какое-то желание. Это желание возникает в разуме в виде мысли. Разум её анализирует и принимает правильное решение. Но поступить правильно человеку не даёт его воля. Она склоняет человека поступить в соответствии с его эмоцией, вызванной зрением. В этом случае, чувства подчинили себе волю. А чувства живут в плоти. Выходит, что у душевного человека, разум подчинён чувствам и воле. Он не может противиться своим страстям (чревоугодие, сребролюбие, блуд, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость). Например: чревоугодие - это любовь к обильному употреблению пищи, которая вызывает ожирение; любовь к спиртному, наркотикам. Духовный человек подчинил разуму чувства и волю. Под руководством Духа Святого он переборол свои страсти. Это можно сделать лишь тогда, когда человек начинает анализировать все свои и чужие поступки. Душевный человек - это грешный человек. Этот человек нарушает правовые и Божьи законы. Духовный человек - Святой человек. Он законы не нарушает. К нарушению законов человека толкают его страсти. У духовного человека в характере собраны одни добродетели (вера, сострадание, послушание, терпение, долготерпение, мужество, отсечение воли, смирение). Если добродетелей в нет, то добрые дела делаются неискренне. Мне нравится: 0 www.beesona.ru Все мы знаем, что человек состоит из трех уровней – это физический, душевный (психический) и духовный (от низшего к высшему). Но многие люди по разным причинам руководствуются лишь своими душевными переживаниями. Душевными в связке с физическими. К сожалению, забывая о духовной сфере. Ведь есть духовные законы, функционирование которых определенно отличается от душевных и физических. «… и ваш дух и душа и тело…» (1Фес. 5:23-24) В чем отличие души человека от духа? Давид в своих Псалмах не раз говорил со своей душой, когда та не хотела делать то, что нужно было делать с духовной точки зрения, духом человека. «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс 41:6) Ставить приоритет только на удовлетворение душевных нужд, на мой взгляд, не правильно, поскольку душевные потребности не являются полноценными. Например, в трудных моментах наша душа хочет жаловаться, ругаться, но с духовной стороны этого делать не нужно. Мы видим ситуацию с Давидом, когда у него были трудности и его душа никак не хотела делать то, что необходимо сделать с духовной точки зрения. Ведь, душа запрограммирована на определенные действия в разных ситуациях. Также и наше тело болит, когда ему причиняют определенное давление или появляется какой-то физический недуг. И если мы будем руководствоваться только физической сферой, то многие вещи в нашей жизни, которые будут требовать особых физических усилий или приведут к определенным физическим трудностям, мы не сделаем. Например, вырвать зуб, заниматься спортом или копать шахты. Если бы мы руководствовались только нашей физической сферой, то игнорировали бы многие виды работ, требующие физические усилия. Но слава Богу, что мы часто даже не замечаем, как некоторые духовные аспекты просачиваются в нашу жизнь. Нам нужно учиться, получать хорошие оценки, поступить в хороший университет, получить диплом, устроиться на хорошую работу, завести семью, родить детей и так далее. Все это духовные законы успешного существования человека на Земле. Как раз для этого Бог и дал нам жизнь на этой земле. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28) Опять же, многие люди отказываются учиться, ленятся, рожать детей (есть даже целое движение «чайлдфри») и все это благодаря тому, что ставят душевную сферу в приоритете. Ведь учиться тяжело, иногда скучно, работать сложно и изматывающе, рожать больно, а воспитывать и растить детей – это отсутствие сна на первых временах жизни ребенка точно. Всех этих неудобств хочет избежать наша душа. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» (1 Коринфянам 2:14) В этом нет ничего удивительного, потому что Бог изначально сотворил нас для радости и любви. Ведь Адам и Ева жили в раю, где было все хорошо – не было страданий, боли, страха. А уж потом грех изменил условия нашей жизни и нашу природу. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27) «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2:29) «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3:16-19) Особенности духовной сферы человека. Духовная сфера человека гораздо умней и объемней физической и душевной. Она понимает, что в определенный момент нужно потерпеть, подождать, приложить усилия. Именно о таких людях, которые в трудностях не бояться, когда все злы, они спокойны, мы говорим «духовно зрелый». «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Коринфянам 2:11). Несмотря на это, многие люди руководствуются только двумя сферами и забыли (а может и не знали) о духовной сфере. Руководство физической и душевной сферой многих приводит в тупик или они уходят от своего предназначения (духовного предназначения). Конечно, кто-то может поставить своей целью жизни душевные удовольствия или материальное богатство, но тогда мы оставляем голодать нашу духовную сферу и являемся неполноценными людьми. «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе» (1 Коринфянам 3:1) Духовная сфера зависит от духовных законов нашего мира. Эта сфера развивается и обучается. А единственным учебником для нашего духа является Библия. В которой Бог оставил нам все знания для нашего духа. Наполнившись Библией, наш дух руководит нами в правильном направлении и мы становимся духовно зрелыми. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евреям 4:12) «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс 118:105) Не скрою, что духовные цели достигаются с помощью физической или душевной сферы. И это может быть правильным, если цель действительно отвечает духовным законам Бога. Например, Бог не раз через пророчества говорил Своему народу о страшных последствиях их неправильного поведения (грехов). Он с помощью страха, который находится в душевной сфере, отговаривал их от неправильных поступков. И это является верной стратегией, поскольку в Новом Завете написано: «А других страхом спасайте» (Иуда 1:23). «Так говорит Господь: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада. И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр – из дома Еденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Господь (Амос 1:3-5) «Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притчи 1:7) К сожалению, люди часто используют эту стратегию для удовлетворения не духовных, а душевных целей (эгоизм), манипулируя страхом других людей для достижения собственных душевных целей. Например, многие политики провоцируют в своих посланиях страх у людей за свое будущее, будущее их детей, аргументируя, что только они (политики) смогут справиться с этими проблемами. Психологи – специалисты, которые изучают душу человека. В контексте темы о душе расскажу немного и о психологах, к которым часто обращаются за помощью многие люди. Значение слова «психология» с греческого переводиться как «наука о душе». Это специалисты, которые изучают душевную сферу человека. Все составляющие души – эмоции, умственные способности, поведение, привычки, черты характера, способности. Еще в 16 веке известный философ Рудольф Гоклениус сказал, что психология – это наука, которая изучает душу. Другими словами, эта наука сконцентрирована только на изучении души, как медицина только изучает тело. Поэтому, к сожалению многих людей, психологи не всемогущие и не всезнающие специалисты. Они не смогут вам помочь в решении духовных вопросов. Они могут вам подсказать, как вам лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы это в большинстве случаев было «выгодно» и «не больно» для вашей души (а не для духа или тела). Те же врачи вам дадут совет только относительно вашего тела. А вот пастыря церквей и священники могут вам дать совет в духовных вопросах. Так, что возлагать большие надежды на психологов не стоит. «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные…» (Матфея 9:12) Таким образом, все сферы человека поддаются влиянию со стороны и влиянию друг на друга, зависят друг от друга и помогают друг другу. А удовлетворение лишь одной или двух сфер в ущерб другим ведет к деградации человека как Божьего творения. Поэтому, не игнорируйте вашу духовную сферу, а заботьтесь о ней и наполняйте ее словом Божьим и она положительно повлияет и на вашу душу и на ваше тело. Автор статьи: Сергей Ноздрин obodrenie.info Душевное — враг духовного «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2:14). Душа — важнейшая составляющая человека. Бог дал нам разум, чувства, эмоции, благодаря чему наша жизнь наполнена яркими переживаниями и хорошими желаниями. Мы изучаем различные науки, наслаждаемся красивой музыкой, искусством, общаемся с друзьями, делимся радостями и печалями. Но когда дело касается общения с Богом, важно понимать, что единственный шанс соединиться с Духом Божьим имеет только наш дух, а не душа или тело (1 Кор. 6:17). Всё наше естество может участвовать в служении Богу, но слышать и понимать Его может только дух, потому что Бог есть дух (Ин. 4:24). Если не отделить душевное от духовного, даже будучи христианами, мы можем наделать много глупостей. Как позитивные, так и негативные эмоции могут увести нас в сторону и стать препятствием к тому, чтобы слышать от Бога. Наша душа не принимает духовное и мы не понимаем Бога, так как находимся с Ним на разных «волнах». Это касается многих сфер нашей жизни, в том числе, служения людям. Основываясь только на душевных переживаниях и умственных заключениях, можно дать неправильный совет или составить ошибочное мнение о человеке. Но истинную пользу и результат принесет то, что пришло от Бога, а не наши фантазии и желания. В любом деле важны не просто слова и теория, но практическое знание. Если у человека сломался автомобиль, ему нужен не просто теоретик, но тот, кто практически может починить машину. Знание, которое приходит от Бога — это практическое знание, изменяющее жизнь людей. То, что Бог свидетельствует нашему духу, всегда ободрит людей и ответит на их нужды. Не наши добрые, душевные слова, но Божье помазание исцеляет сокрушенных сердцем и отпускает измученных на свободу (Луки 4:18-19). Дух человека — Божий светильник «Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Пр. 20:27). Божий светильник — это наш дух, с которым Он сотрудничает. Светильник — лампочка, которая, зажигаясь во тьме, освещает всё вокруг, и мы начинаем видеть, что реально происходит как внутри, так и вокруг нас. Туда, где горит Божий свет, приходит исцеление, ответы, утешение, сила, сверхъестественное понимание. Оставаясь чувствительными к Духу Божьему, мы всегда будем знать, как правильно молиться и поклоняться Богу. Написано, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Истинное поклонение всегда исходит из точного знания в духе. Окончание следует. Метки: Душа, дух, служение This entry was posted on Ноябрь 3, 2013 at 19:52 and is filed under СТАТЬИ. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed. leonidpadun.org Душевный человек, с рабским умом - Не рожденный Свыше "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно".(1Кор.2:14) 1. Сердце человека каменное, жёсткое, упрямое, эгоистичное, своевольное, необращённое. Бог не может вписать Свой Закон (Свои повеления) в такое сердце. Вот почему по причине «человеческого жестокосердия» всё, что Он смог на Синае — это только записать Свой Закон на скрижалях из камня. 2. С таким сердцем послушание достигается только под воздействием «извне». Такое послушание называется «послушанием под Законом», т.е. человека надо постоянно заставлять делать то, что надо и как надо, ибо он сам этого понять не хочет. 3. При таком послушании действия человека чаще бывают неохотные, вынужденные, формальные, механические, бездумные, слепые и фанатичные. 4. Основным стимулом к повиновению в таком случае чаще являются: чудеса, сила, страх, угроза, наказание или обещание награды. Это т.н. последователи «метода кнута и пряника» или «метода узды и удил» (Пс.31:9). 5. Религия из таких побуждений — это «дух рабства». 6. «Дух рабства» ненавидит «дух свободы», и потому порождает враждебность, дух гонений и борьбы с несогласными. 7. «Дух рабства» делает людей противными, раздражительными, мстительными, жестокими, настроенными недоброжелательно, осуждающими, придирчивыми к человеческим слабостям, чрезмерно требовательными и при всём этом непоследовательными. 8. «Дух рабства» удерживает людей в духовном младенчестве и заставляет их верить, что правильно познавать, общаться или служить Богу они могут только при условии соблюдения принятого порядка и правил, установленных системой человеческого руководства и организации. 9. «Дух рабства» воспринимает высокие духовные стандарты в церкви (такие как праведность, святость и необходимость достижения христианского совершенства), как раздражающую обязанность, как долг, как требование, которое Бог предъявляет к Своим подчинённым. 10. Это «дух рабства» часто побуждает людей ворчать, роптать и с унылым видом жаловаться на то, что они не могут есть то, что им хочется, или одеваться так, как им нравится. Движимые этим духом часто раздражаются и обвиняют церковь и пасторов в том, что они, якобы, «навязывают» им свою нудную, трудную и ограничивающую религию; а так же в том, что это они, мол, «заставляют» нас «платить десятину» и от столь многого отказаться, когда проповедуют о выборе места жительства, определенном стиле одежды, реформе питания и образования, а также выступают против посещения театров и танцев, использования цветной косметики и украшений. 11. Сфера христианского «опыта» таких исповедников истины постоянно связана с мучительной борьбой — геройскими попытками заставлять себя «жить по правилам». Исполнение Закона ими воспринимается, как трудное и тяжкое бремя, как иго рабства, потому что они соблюдают его своими силами, т.е. их «Я» до сих пор не распято. 12. Закон — средство достичь спасения: «Я должен соблюдать Закон, чтобы спастись». Они не Закон, но себя на Законе утверждают. Они слушатели Закона, но не его исполнители. У них есть наличие истины, но нет послушания ей. 13. Религия — поиск возможности извлечь для себя какую-нибудь выгоду. Любить себя — это нормально. «Иисус спас меня, умерев вместо меня». Крест — это история. 14. Грех — нарушение лишь буквы Закона. 15. Главная опасность греха в том, что он с Богом что-то делает. Бог меняется по отношению к нам и начинает гневаться. 16. Грех оправдывается невозможностью для нас исполнять Закон, а потому необходимостью его отмены. 17. Оправдание рассматривается только как устное заявление о прощении грехов или как письменное их вычеркивание из записей в «Небесной канцелярии» где-то в бесконечных просторах Вселенной. Оправдать — это просто назвать человека праведным. 18. Грех невозможно победить до Второго пришествия Иисуса Христа. Поэтому полное освящение в этой жизни не может быть достигнуто. 19. Те, кто живут по плоти, для них грешить легко, следовательно, погибнуть легче, чем спастись. 20. Это религия бесконечных «падений и взлётов», обрекающая своих последователей на замкнутый круг роковой неизбежности «грешить и каяться, грешить и каяться". (Иоан.8:32) 1. Сердце человека является сокрушённым, смиренным, зависимым, раскаянным и обращённым. Бог без труда может вписать Свой святой Закон в сердце того человека, который, сознавая нищету и убогость своей души, был тронут величием явленной на кресте любви и образом распятого нашими грехами Спасителя. 2. С таким сердцем послушание проистекает «изнутри» человека. Такое послушание называется «послушанием от верности», т.е. человека никогда не приходится заставлять делать то, что надо и как надо, потому что он сам это понимает и сам этого хочет. 3. При таком послушании человек действует доброохотно, добровольно, сознательно, по собственному убеждению, осмысленно, вдумчиво, разумной не слепо. 4. Таких никогда не надо «заставлять из-под палки», потому что основным стимулом к повиновению для них являются спокойно высказанная истина, искренняя любовь и понимание того, что тебе доверяют. 5. Религия из таких побуждений — это «дух свободы». 6. «Дух свободы» во вражде с «духом рабства», но он никогда не возьмёт на себя инициативу гонений и борьбы с несогласными. 7. «Дух свободы» делает людей терпеливыми даже в минуты торжества несправедливости, помогает всегда оставаться доброжелательными, отзывчивыми, снисходительными к человеческим слабостям, но при всём этом никогда не оправдывающими грех. 8. «Дух свободы» помогает людям духовно расти, учит их познавать, общаться и служить Богу на основе собственных убеждений из Библии и совести, просвещённой истиной, подобно тому, как действуют взрослые, зрелые христиане, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». 9. «Дух свободы» воспринимает высокие духовные стандарты в церкви (такие как праведность, святость и необходимость достижения христианского совершенства), не как раздражающую обязанность, долг или требование, но как обещание, как подарок, который милостиво предлагает Бог. 10. «Дух свободы» никогда не рассматривает определенного рода ограничения в Библии, как произвольные запреты со стороны Бога, но всегда как продиктованные Его любовью указания, данные для нашего же счастья, чтобы гарантировать нашу свободу и безопасность. Брачные обеты — это одни из наиболее ограничивающих, жёстких и строгих обязательств, какие только может принять в своей жизни человек. Однако никто не рассматривает свадьбу, как наинесчастнейшее и прискорбное событие в жизни мужчины и женщины! Почему? Потому что они любят друг друга, и эта любовь меняет всё! Их отношение и чувства друг к другу превращают любые ограничения в радость. 11. Подобное исповедание веры не заставляет себя «жить по правилам». Иго — благо, и бремя — легко. Заповеди Его — не тяжки. Исполнение Закона вызывает удовольствие, приятность и наслаждение, потому что он соблюдается не своими силами, ибо их «Я» в них уже не живёт, но Христос силою пребывающего в них Духа Святого. 12. Закон — результат уже свершившегося спасения: «Я хочу соблюдать Закон, потому что спасён». Они не себя на Законе, но сам Закон утверждают своим верным его исполнением. У них есть не только наличие истины, но и послушание ей. 13. Религия — брачный союз, в котором каждый хочет сделать счастливым другого. «Иисус спас меня, войдя в меня. Я сораспят со Христом». Крест — это личный опыт. 14. Грех — нарушение прежде Духа Закона. 15. Главная опасность греха в том, что он с нами что-то делает. Меняется не Божье отношение к нам, но наше отношение к Богу. 16. Грех оправдывается не путём отмены для нас Закона, но путём умерщвления нас для Закона. «Законом Я умер для Закона»! 17. Оправдание — это не просто устное заявление о прощении грехов или письменное их вычеркивание из записей в «Небесной канцелярии». Это реальное их удаление из человеческого сердца! Оправдать — это сделать человека праведным! 18. Если Бог за нас, кто против нас? С Богом возможна победа над любым грехом! А потому полное освящение в этой жизни вполне достижимо! 19. Те, кто живут по Духу, для них грешить тяжелее, следовательно, спастись легче, чем погибнуть! 20. «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить непорочными в радости, Единому премудрому Богу через Иисуса Христа, слава во веки веков». Аминь! chto-est-istina.ru "ДУХОВНОСТЬ" И "ДУШЕВНОСТЬ" архиепископ Аверкий (Таушев) «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (I Кор.2,14).Как это так? Почему «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия», мало того: как он может почитать это «безумием»? И что значит «судить духовно»?На языке светском «человеком душевным» обычно называют того человека, у которого проявляются лучшие качества души – человека доброго, сердечного. Почему же такой человек может не принимать того, что «от Духа Божия» и даже почитать это «безумием»? Не учили ли нас еще с детства, что человек состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа – это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат Господень, в своем соборном послании говоря о том, что «в последния времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, которые отделят себя от единства веры», как бы в пояснение потом прибавляет: «это люди душевные, не имеющие духа» (Иуд. 19).Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно?Представление о том, что человек состоит из души и тела, – слишком элементарное, примитивное, а в действительности конструкция человека гораздо более сложна. Когда говорят, что человек состоит из души и тела, то обычно хотят этим выразить, что человек состоит не только из одного мертвого вещества, материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. «И стал человек душою живою», говорит книга Бытия 2,7., после того как Бог, создав человека из праха земного, «вдунул в лице его дыхание жизни». В этом смысле душу имеет и каждое живое существо, каждое животное. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся... И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так (Быт. 1:20-24). Следовательно, душой называется в сущности только жизненное начало в каждом живом существе – не больше.С этой точки зрения становится вполне понятным изречение Господа, которое без такого предварительного объяснения многим кажется непонятным и даже соблазнительным: «Кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» (Марк. 8:35). Под «душой» здесь разумеется жизненное начало в человеке, то есть что делает живым мертвое само по себе тело, но не больше, и весь текст приобретает такой, уже вполне ясный смысл: «Кто хочет жизнь свою спасти, то есть кто слишком дорожит своей земной жизнью, тот ее потеряет, а кто отдаст свою жизнь ради Христа и Евангелия, тот именно только и приобретает настоящую жизнь, не эту временную, земную, а вечную, будущую».Итак, представление о том, что человек состоит из тела и души, есть представление примитивное, далеко не исчерпывающее всей сложности конструкции природы человека. В послании апостола Павла к евреям мы находим более детализированное представление о составе человеческого естества. Апостол Павел говорит, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуостраго, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судить помышления и намерения сердечныя (Евр. 4:12)». Тут, как мы видим, различается «душа» и «дух». Это различие «душевности» и «духовности» в человеке мы находим и во многих других местах Священного Писания, почему Церковь и положила считать, что человек по своему естеству трехсоставен или трехчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела, причем высшее начало в человеке – это дух, а душа, хотя и выше тела, так как она невещественна, нематериальна, но она, по выражению нашего великого психолога и знатока духовной жизни епископа Феофана Вышенского, «вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – «земного» и «познания ея строятся только на основании того, что дает опыт окружающей жизни, и деятельность ея обращена на удовлетворение потребностей временной жизни» («Что есть духовная жизнь», стр.31). Поэтому душа есть низшее по сравнению с духом начало в человеке, и она тесно связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит как бы связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу.Итак, человек трехсоставен. Что же представляет собой каждая из трех составных частей его природы?Тело создано Богом «из праха земного» (Быт. 2:7), и потому оно принадлежит земле: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:13), – сказано первому человеку. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении потребностей тела. Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ-животных. Потребности тела многоразличны в соответствии с разными органами тела, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа с вполне понятной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа. pravdonbass.net.ua
Как
это так?
Почему "душевный человек не принимает того, что от Духа
Божия", мало того: как он может почитать это "безумием"?
И что значит
"судить духовно"?
Почему
же такой человек может не принимать того, что "от Духа Божия" и даже
почитать это "безумием"?
Не учили ли нас еще с детства, что человек
состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа -
это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и
стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать
то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат
Господень, в своем соборном послании говоря о том, что "в последния
времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям,
которые отделят себя от единства веры", как бы в пояснение потом
прибавляет: "это люди душевные, не имеющие духа" (Иуд.19).
Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно?
Представление о том, что человек состоит из души и тела,
- слишком элементарное, примитивное, а в действительности конструкция
человека гораздо более сложна. Когда говорят, что человек состоит из
души и тела, то обычно хотят этим выразить, что человек состоит не
только из одного мертвого вещества, материи, но и из того высшего
начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой.
"И стал человек душою живою", говорит книга Бытия 2,7.,
после того как Бог, создав человека из праха земного, "вдунул в лице
его дыхание жизни".
В этом смысле душу имеет и каждое живое существо,
каждое животное.
"И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... и
сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся... И
сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов и гадов и
зверей земных по роду их. И стало так (Быт.1,20-24). Следовательно, душой называется в сущности только жизненное начало в каждом живом существе - не больше.
С
этой точки зрения становится вполне понятным изречение Господа, которое
без такого предварительного объяснения многим кажется непонятным и даже
соблазнительным:
"Кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ее" (Марк. 8, 35).
Под
"душой" здесь разумеется жизненное начало в человеке, то есть что
делает живым мертвое само по себе тело, но не больше, и весь текст
приобретает такой, уже вполне ясный смысл: "Кто хочет жизнь свою спасти,
то есть кто слишком дорожит своей земной жизнью, тот ее потеряет, а кто
отдаст свою жизнь ради Христа и Евангелия, тот именно только и
приобретает настоящую жизнь, не эту временную, земную, а вечную,
будущую".
Итак, представление о том, что
человек
состоит из тела и души
, есть представление примитивное, далеко не
исчерпывающее всей сложности конструкции природы человека. В послании
апостола Павла к евреям мы находим более детализированное представление о
составе человеческого естества. Апостол Павел говорит, что
"Слово
Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуостраго, оно
проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судить
помышления и намерения сердечныя (Евр. 4,12)".
Тут, как мы видим, различается "душа" и "дух". Это различие "душевности" и "духовности" в
человеке мы находим и во многих других местах Священного Писания,
почему Церковь и положила считать, что человек по своему естеству
трехсоставен или трехчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела,
причем высшее начало в человеке - это дух, а душа, хотя и выше тела, так
как она невещественна, нематериальна, но она, по выражению нашего
великого психолога и знатока духовной жизни епископа Феофана Вышенского,
"вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта -
"земного" и "познания ея строятся только на основании того, что дает
опыт окружающей жизни, и деятельность ея обращена на удовлетворение
потребностей временной жизни" ("Что есть духовная жизнь", стр.31).
Поэтому
душа есть низшее по сравнению с духом начало в человеке, и она тесно
связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит как бы
связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от
тела к духу.
архиепископ Аверкий (Таушев)
«Духовность» и «душевность» http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/duhovnos... Мне нравится: 0 www.beesona.ru Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием..., потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. Апостол Павел Апостол Павел Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов (1Кор.2:14-16). Ибо кто познал ум Господень? О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим.11:33-36). Преподобный Симеон Новый Богослов Те, которые, прежде благодати Евангельской состояли под законом, праведно сидели и под сению закона. Но те, которые по явлении благодати вступили в свет и день, освободились от сени, то есть от рабства закону, и стали выше закона, так как они высоко поднялись посредством евангельского жития и живут с законоположителем Богом, будучи и сами законоположители паче, нежели соблюдатели закона. Но есть ли кто ныне имеющий уши слышати, да слышит и постигает силу того, что глаголется от Духа Святого? Есть ли кто, и теперь имеющий ум Христов, да разумеет добре и боголепно то, что пишется Им? Есть ли кто, и ныне имеющий глаголющего в себе Христа, да возможет добре изъяснить таинства, сокровенные внутрь словес Его? Ибо, говорит Апостол, премудрость глаголем не века сего, престающую, но премудрость, в тайне сокровенную (1Кор.2:6-7) от многих нам же щедро открываемую и уразумеваемую, добре водящимися страхом Божиим и всегда к Нему взирающими. Ибо мы не то, чего не знаем, говорим, но что знаем, о том свидетельствуем. Свет уже во тме светит, и в нощи и во дни, и в сердцах наших, и в уме нашем, и осиявает нас невечерне, непреложно, неизменно, неприкровенно, - глаголет, действует, живет и животворит, и делает светом тех, которые осияваются Им. Бог Свет есть, и те, которые сподобляются узреть Его, все видят Его, как свет, и те, которые прияли Его, прияли как свет. Ибо свет славы Его предъидет пред лицем Его, и без света Ему невозможно явить Себя. Те, которые не видели света Его, не видели и Его, потому что Бог Свет есть; и те, которые не прияли света Его, не прияли еще благодати, потому что приемлющие благодать приемлют свет Божий и Бога, как сказал Сам Свет Христос: вселюся в них и похожду (2Кор.6:16). Но те, которые не сподобились еще приять, или вкусить сего, все находятся еще под игом закона, еще состоят под сению и образами, еще суть чада рабынины. Пусть это будут цари, пусть патриархи, пусть архиереи или иереи, пусть начальники или подначальные, пусть миряне или монахи. Все они еще во тме сидят и во тме ходят, - и не хотят как должно покаяться. Покаяние есть дверь, которая выводит человека из тмы и вводит в свет. Почему, кто не вошел еще в свет, тот, очевидно, не добре и не как следует, прошел чрез дверь покаяния. Ибо если б он прошел чрез нее добре, то непременно вступил бы в свет. Кто не кается, согрешает, что не кается. Ведущему бо добро творити и не творящему грех ему есть. Творящий же грех раб есть греха, и ненавидит свет, чтоб не обнаружились дела его. Но всяко они обличатся. Есть два обличения: одно здесь во спасение, а другое - там в осуждение. Ныне в настоящей жизни, входя в свет чрез покаяние, самоохотно и самопроизвольно, мы хотя обличаемся и осуждаемся, но, по благости и человеколюбию Божию, обличаемся и осуждаемся тайно и сокровенно, во глубине души нашей, во очищение и прощение грехов наших. И только один Бог вместе с нами знает и видит сокровенности сердец наших. И кто здесь, в настоящей жизни, бывает судим таким судом, тому нечего бояться другого какого истязания. Но тогда, во второе пришествие Господне, на тех, которые ныне не хотят внити в свет и быть им судимы и осуждаемы, но ненавидят его, откроется свет, сокрытый ныне, и сделает явными все их сокровенности. И все мы, ныне укрывающие себя и не хотящие объявить сокровенности сердец наших чрез покаяние, раскрыты будем тогда действом света пред лицем Бога и пред всем прочим, - что такое есмы мы ныне. И помысли, какой великий стыд покроет тогда нас? Как тот, кто, кроясь в доме за запертыми дверьми и, не будучи никем видим совне, грешит без всякой опаски и зазрения, блудствует и другие творит срамоты и мерзости, потом, внезапно будучи открыт за такими злыми делами, покрывается превеликим стыдом и срамом, или, по другому сравнению, как тот, кто задумал восстание против царя, пока укрывается в доме, небоязненно строит ковы свои, а потом, когда царь, узнав о том, придет со всем синклитом своим, окружит дом воинством и велит разнести его до основания, так что наветник тот явится открытым пред всеми и со всеми ковами своими, - поражается и страхом и стыдом, и предается заслуженным казням, так тогда подобное случится со всеми, сущими ныне на земле, тогда все откроется, и ночь как день просветится. Тогда все те, которые не облеклись здесь во Христа, то есть не вошли в свет, не прияли света и не стали сами светом, как мы сказали, - все такие окажутся обнаженными, придут в великий страх и трепет, в великую отвсюду тесноту. И не это только, но и каждое дело, доброе и худое, каждое слово и каждый помысл наш, со времени рождения до смерти, все собравшись, явны будут тогда во всяком человеке. И тот один стыд, какой испытывать тогда будет всякий, с каким сравнить можно мучением? Какое другое мучение может быть большее того стыда и страха, каким будут поражены тогда находящиеся ныне во тме и не просвещенные Духом Святым? Сего ради восподвизаемся, братия мои, ныне в настоящей жизни, пройти тесными вратами покаяния и узреть свет, иже есть внутрь его. Ей, молю вас, не отступим, толкая и ища, пока не услышит нас Господь наш и не отверзет нам двери и мы не внидем внутрь, и не восприимем света, чтоб хранить его в сердцах своих неугасимым. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Святые отцы научают нас, что душа имеет три силы: силу словесности, силу желания, или воли, и силу мужества, называя сию последнюю силою ярости; она в общем употреблении у нас называется характером, энергией, силою духа, мужеством, твердостью. В силе словесности преимущественно напечатлен образ Триипостасного Божества. «Что же такое образ Божий, если не ум?» — говорит святой Иоанн Дамаскин (Точное изложение Православной веры, книга 3, гл. 18). Ум человеческий непрестанно рождает в себе и из себя мысль, или внутреннее слово, неслитен и неразделен с мыслью, не может быть без нее и составляет отдельное от нее проявление словесной силы, как бы отдельное лицо ее, так как и мысль опять составляет отдельное проявление этой же силы, другое лицо ее, будучи вместе с тем неотлучна от ума. Ум невидим и непостижим сам по себе, является и открывается в мысли своей, мысль, чтоб открыться в стране вещества, должна воплощаться, так сказать, в звуки и знаки. Третье проявление или лицо той же силы видим в духе нашем, который есть словесное, или умное чувство сердца, исходящее и зависящее от ума, содействующее и сообразующееся мысли. В этом словесном чувстве положено Творцом сознание добра и зла, именуемое совестью. Управление человеком принадлежит словесной силе, которая в непорочном состоянии действовала согласно с силою воли и силою мужества или твердости. Воля стремилась к Богу, сила твердости содержала человека постоянно в его правильном стремлении, силою словесною человек пребывал в непрерывном соединении с Богом. Мысль плавала, как выразился некоторый знаменитый подвижник (прп. Серафим Саровский), в Слове Божием, во Всесвятой Истине, и Дух Божий, как Дух Слова Божия и Дух Истины, почивал на духе человеческом; ум человека был умом Божиим, как и апостол Павел сказал: Мы ум Христов имамы (1Кор.2:16). Весь человек находился в чудном согласии с самим собою, силы его не были разрознены в своем действии, разрознились они по падении нашем. По падении они начали бороться и препираться между собою. Самый дух наш соделался обличителем своего начала — ума, подвергшегося омрачению, борется с мыслями, приводит их к разноречию и сбивчивости и сам увлекается обольщенными мыслями. Молясь и сетуя о множестве недостатков наших, мы молимся об избавлении от совести лукавыя (молитва архирея во время Херувимской песни). Преподобный Максим Исповедник Ум Христов, который приемлют Святые, – по сказавшему: «мы же ум Христов имамы» (1Кор.2:16), – приходит не по лишению собственной нашей умственной силы, и не как существенно и лично переходящий в наш ум (на его место): но как своим качеством освещающий силу нашего ума и к одному с собою уносящий его действию. Ум Христов, по-моему, имеет тот, кто о всем помышляет в Его духе и чрез все приводится к мысли о Нем. Святитель Феофан Затворник «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». «Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь» (Притч. 23:19). Из сердца непрестанно исходят помышления - иногда добрые, а больше злые. Злым совсем не нужно следовать. Но и добрые не всегда должно исполнять: бывает, что и добрые сами по себе помышления неуместны на деле по обстоятельствам. Вот почему и предписывается внимать себе, смотреть за всем исходящим из сердца – и злое отвергать, и доброе обсуждать, и исполнять только то, что окажется истинно добрым. Но, лучше бы всего, совсем заключить сердце, чтобы из него не выходило и в него не входило ничего без разрешения ума, чтобы ум во всем предшествовал, определяя движения сердца. Но таким бывает ум только тогда, когда он есть ум Христов. Стало быть, умно-сердечно сочетайся со Христом – и будет внутри тебя все исправно. Осипов Алексей Ильич Один из духовно опытных подвижников прошлого столетия игумен Никон (Воробьев. †1963) дает такую характеристику святого, духовного человека. Духовный тот, кто стяжал в себе Духа Святого. Он совершенно отличается от душевного или плотского, что почти однозначно здесь. Он есть новый человек (Еф.4:24), а душевный есть ветхий человек (Рим. 6:6). Что в нем нового? - Все: ум, сердце, воля, все состояние, даже тело. Ум нового (духовного) человека способен постигать отдаленные события, прошлое и многое будущее, постигать суть вещей, а не только явления, видеть души людей, ангелов и бесов, постигать многое из духовного мира. "Мы имеем ум Христов", - говорит духовный апостол Павел (1Кор.2:16). Сердце нового человека способно чувствовать такие состояния, о которых кратко сказано: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1Кор.11:9). А прп. Серафим в согласии с древними отцами так говорил: Если бы человек знал о тех состояниях блаженства, которые еще здесь бывают, а тем более в будущей жизни, то согласился бы прожить тысячи лет в яме, наполненной гадами, грызущими его тело, чтобы только приобрести эти состояния. Таким же образом и воля нового человека целиком устремляется к любви и благодарности Богу. Тело духовного человека тоже изменяется, становится частично подобным телу Адама до падения, способным к "духовным ощущениям" и действиям (хождение по водам, способность оставаться без пищи, моментальный переход через большие расстояния и т.п.). Словом, человек, стяжавший Духа Святого, весь обновляется, делается иным (отсюда прекрасное русское слово "инок") и по уму, и сердцу, и воле, и телу. ("Путь к святости", Доклад на Конференции «Сергиевские научно-богословские чтения», посвященной 700-летию рождения прп. Сергия Радонежского. МПДА 01/05-14) www.azbukaspaseniya.comПрактичекая разница между духовным и душевным человеком. Душевный человек не принимает того что от духа божия
ЧЕЛОВЕК ДУШЕВНЫЙ И ЧЕЛОВЕК ДУХОВНЫЙ ~ Проза (Статья) ~ Beesona.Ru
Духовная сфера человека - Слово Ободрения
Кто такие “душевные люди”?
Обращайте внимание на свою духовную сферу!
СЛУЖЕНИЕ ДУХА (часть 1) | Блог Леонида Падуна
Практичекая разница между духовным и душевным человеком
"ДУХОВНОСТЬ" И "ДУШЕВНОСТЬ" | Православный Донбасс
ДУХОВНОСТЬ И ДУШЕВНОСТЬ. ~ Блоги ~ Beesona.Ru
Количество просмотров: 150Количество комментариев: 0Метки: «Духовность» и «душевность»Рубрика: Блоги ~ Личные блогиОпубликовано: 31.05.2015 Азбука Спасения - Ум Христов
А мы имеем ум Христов
Есть ли кто, и теперь имеющий ум Христов?
Ум Христов имеет тот, кто о всем помышляет в духе Божием
Умно-сердечно сочетайся со Христом – и будет все исправно
Ум нового человека способен постигать прошлое и многое будущее