Скачать эту презентацию Скачать эту презентацию Искусство в годы Великой Отечественной войны Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353 1. НАКАНУНЕ ВОЙНЫ Целенаправленная идеологическая и моральная подготовка СССР к грядущей войне с фашизмом стала явной уже с середины 1930-х гг. Подтвердите известными вам фактами этот тезис. 1934 год – история восстановлена в качестве обязательной учебной дисциплины 1938 год – «Краткий курс истории ВКП(б)» обосновывал преемственность Российской империи и СССР в противостоянии внешним врагам создание патриотических фильмов и фильмов о революции «Александр Невский». Реж. С. Эйзенштейн. Муз. С Прокофьев. 1938 год. «Петр I». Реж. В.Петров. 1940 год. В роли ПетраI Н.Симонов. «Человек с ружьем». Реж. С.Юткевич. 1937 год. «Ленин в Октябре». Реж. М.Ромм. 1937 год. 1. НАКАНУНЕ ВОЙНЫ Целенаправленная идеологическая и моральная подготовка СССР к грядущей войне с фашизмом стала явной уже с середины 1930-х гг. Подтвердите известными вам фактами этот тезис. военно-патриотическое воспитание молодежи (ГТО, ОСОВИАХИМ, ДОСААФ, ворошиловский стрелок) престиж военных профессий чрезвычайно высок до 1939 года в СССР не было всеобщей воинской обязанности, отбор в армию, авиацию и флот очень жесткий (учитывалось образование, общее состояние здоровья, начальная военная подготовка) И на вражьей земле мы врага разобьем малой кровью, могучим ударом! 2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ Лучшие достижения культуры связаны с теми видами творчества, которые в кратчайшие сроки могли стать достоянием массовой аудитории (плакат, кино, песня, военная публицистика) «Родина-мать зовет!» Худ. И.Тоидзе. 1941 год. СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА Композитор: А. Александров Слова: В. Лебедев-Кумач Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой. Припев: Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идёт война народная, Священная война! «Свяще нная война » — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов. 2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ЛИТЕРАТУРА, ПУБЛИЦИСТИКА, ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Александр Твардовский «Свяще нная война » — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов. 2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ЛИТЕРАТУРА, ПУБЛИЦИСТИКА, ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Константин Симонов «Свяще нная война » — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов. 2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ, МУЗЫКА, ТЕАТР, КИНО. Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами Н-ской части. Ленинградский фронт. 1941 год. Выступление Лидии Руслановой у стен поверженного Рейхстага. Берлин. 1945 год. В 1948 году Л.Русланова была арестована и пробыла в заключении до 1953 года. «Свяще нная война » — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов. 2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ, МУЗЫКА, ТЕАТР, КИНО. К/ф «Два бойца». Реж. Л.Луков. 1943 год. В роли Аркадия Дзюбина Марк Бернес. ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ: «В лесу прифронтовом» «Соловьи» «Дороги» «В землянке» «Темная ночь» «Катюша» 2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ, МУЗЫКА, ТЕАТР, КИНО. К/ф «Парень из нашего города». Реж. А.Столпер. 1942 год. В ролях Н.Крючков, Л.Смирнова. К/ф «Иван Грозный». Реж. С.Эйзенштейн. 1944 год. В главной роли Н.Черкасов. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ, МУЗЫКА, ТЕАТР, КИНО. Дмитрий Шостакович. Символом непобедимого духа ленинградцев стала Седьмая симфония, которую Д.Д.Шостакович написал в блокадном городе в 1941 году. Симфония была исполнена в осажденном и голодающем Ленинграде 9 августа 1942 года. 3. РАДИО 22 июня 1941 года. Советские люди слушают правительственное сообщение о начале Великой Отечественной войны. Ю.Левитан в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина, и его голос стал известен каждому жителю СССР. Именно Юрию Левитану, благодаря уникальному тембру голоса, было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе. Левитан был в числе первых, кого собирался повесить Гитлер. Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч (по другим источникам — в 250 тысяч) марок. Левитана оберегали на государственном уровне, «главный голос страны» денно и нощно охраняли агенты НКВД с приказом применять оружие при возникновении малейшей опасности. Через прессу запускалась дезинформация о его внешности — чтобы никто не знал, как выглядит человек, жизнь которого нацисты оценили в огромную сумму. 3. РАДИО Юрий Левитан и Ольга Высоцкая. Голос Левитана был известен каждому жителю СССР, т.к. он в 1941-1945 гг. читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина Ольга Берггольц. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Ю.Левитан в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина, и его голос стал известен каждому жителю СССР. Именно Юрию Левитану, благодаря уникальному тембру голоса, было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе. Левитан был в числе первых, кого собирался повесить Гитлер. Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч (по другим источникам — в 250 тысяч) марок. Левитана оберегали на государственном уровне, «главный голос страны» денно и нощно охраняли агенты НКВД с приказом применять оружие при возникновении малейшей опасности. Через прессу запускалась дезинформация о его внешности — чтобы никто не знал, как выглядит человек, жизнь которого нацисты оценили в огромную сумму. 4. УНИЧТОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ФАШИСТАМИ Петергоф. Большой дворец и Большой каскад, разрушенные фашистами. В государственный реестр утраченных в годы Великой Отечественной войны на территории СССР культурных ценностей занесены 1670 уничтоженных православных церквей и монастырей, 427 музеев, 180 млн. томов книг, многочисленные архивы. Всего пропало около 565 тыс. художественных произведений. 5. ВЛАСТЬ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ с 1925 года (после кончины патриарха Тихона) избрание главы русской православной церкви не производилось) в 1930-е гг. власть вела активную и агрессивную антирелигиозную пропаганду (разрушались храмы, уничтожались священники и верующие) к 1941 году число репрессированных за веру достигло 350 тыс. человек по данным переписи населения 1937 года более 50% населения СССР оставались верующими Двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси Сергий (1943-1944). В 1943 году было восстановлено патриаршество, церкви частично возвращались храмы и монастыри. Уступки власти носили ограниченный и вынужденный характер, но церковная жизнь в 1940-е гг. заметно оживилась. 5. ВЛАСТЬ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Русская православная церковь передает воинам Красной Армии танковую колонну «Димитрий Донской», построенную на народные пожертвования. 7 марта 1942 года. На переднем плане Митрополит Киевский и Галицкий Николай. 6. СПОРТ Матч смерти. Киевское «Динамо» - Люфтваффе. 1942 год. 7. «НАВЕКИ ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНИЕ» Среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 года рождения вернулись с войны три процента (только три человека из ста). Павел Коган Михаил Кульчицкий Николай Майоров «Навеки — девятнадцатилетние» (1979), повесть Григория Бакланова, посвящённая судьбам молодых парней — вчерашних школьников, — попавших на фронт. Эта повесть была отмечена Государственной премией СССР (1982). ppt4web.ru Содержание 1. Искусство военных лет. Введение 2. Музыка 3. Литература 4.ИЗО. Живопись Графика 5. Кинематограф 6. Агитбригады 7. Заключение 8. Задание Искусство военных лет. Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Художники, поэты, композиторы не могли оставаться в стороне, когда весь народ встал на защиту Отечества. Литература с первых дней войны стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт . Многие стихи были положены на музыку и стали песнями «В землянке» А. А. Сурков Кто из бывших фронтовиков не помнит одну из самых известных песен Великой Отечественной войны — «В землянке». Ее авторы — поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов. Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он и не думал, что оно может стать песней. Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору — корреспонденту фронтовой газеты — пришлось вместе с штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами. В блокадном Ленинграде Д. Д. Шостаковича написал героическую Седьмую симфонию. « Жди меня » — стихотворение Константина Симонова . Написано в июле-августе 1941 года [1] . Посвящено актрисе Валентине Серовой Первоначально стихотворение не предназначалось для публикации — как слишком личное; тем не менее, Симонов неоднократно читал его друзьям, и на основе их отзывов в конце 1941 — начале 1942 года всё-таки согласился отдать его в печать. По некоторым причинам ряд газет отказались размещать стихотворение, и впервые оно было напечатано в « Правде » 14 января 1942 года на третьей полосе Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Военная тема нашла выражение в станковых произведениях С. В. Герасимов «Мать партизана» (1943). В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верой в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой и мракобесием. А. А. Пластов «Фашист пролетел» (1942), Трудно утверждать, что художник Пластов был очевидцем подобной сцены. Может быть, именно такого эпизода он и не видел. Но не в этом дело. Тяжелая боль и гнев переполняли сердце художника. Oт рук фашистских извергов погибали советские люди. Кровь, смерть и слезы принесла с собой война. Она ворвалась в далекие уголки России, пришла на мирные поля. В огне пожарищ полыхали деревни, разрушались города. Шел 1941 год. Враг приближался к Москве. А. А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942), А. Дейнека специально не выбрал какой-нибудь отдельный, единичный эпизод обороны города, ибо намеревался создать образ обобщающий, поднять его до символа народной эпопеи. Может быть, в точности такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных, и художник создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем героику великой войны. Не бездействовал и кинематограф, выпускались документальные и художественные фильмы, которые поддерживали боевой дух людей и укрепляли веру в победу над врагом («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Мастер художественного слова Яхонтов В.Н. выступает перед командой краснофлотцев на борту эсминца Черноморский флот. 1945 Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами Н-ской части Ленинградский фронт. 1941 Артисты театра им. Евг. Вахтангова фронтовиков .1943 В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами искусство сыграло особую роль. Произведения изобразительного, музыкального искусства, литературы и кинематографа, созданные в духе лучших культурных традиций страны, помогали миллионам людей осознать свое место в общем строю. Патриотическое начало доминировало в произведениях тех лет. Память народная неистребима, она хранит самые трагические и в то же время славные страницы истории страны. Именно искусство располагает мощными средствами воздействия на людей, ведь оно затрагивает прежде всего чувственную сферу. И в следующие десятилетия россияне должны руководствоваться строчками Роберта Рождественского: НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. Только тогда страна имеет право называться великой, если люди, проживающие на её территории, помнят и чтят свою историю. Отметь утверждения на которые можно ответить утвердительно 1. Искусство во время войны не может развиваться Нет Нет 2. «Военное» искусство должно быть только о войне 3. Во время войны в искусстве доминирует патриотическое начало Да 4. «Военное» искусство не интересно людям в мирное время Нет 5. «Военное» искусство должно затрагивать чувственную сферу людей Да 6. «Военное» искусство помогает людям осознать свое место в общем строю Да multiurok.ru Тема урока 9 класс: «Музыка и изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны». Учитель истории и МХК Селькова Ольга Юрьевна МБОУ «СОШ № 65 с углубленным изучением английского языка» г. Пермь Цель урока: Показать характер изменений, произошедших в отечественной культуре в годы войны (музыка и живопись), оценить вклад деятелей культуры в победу над противником. Задачи: Личностные: - формирование чувства патриотизма, социальной компетентности у учащихся. - продолжить работу по патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся путем показа сражающегося характера искусства, тысячи деятелей которого с оружием в руках добывали свободу, раскрытия его патриотического содержания. Предметные: - раскрыть особенности развития музыки и изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны; - рассмотреть основные направления развития музыки и живописи в годы войны; - проследить преемственность патриотических традиций отечественной истории; - развивать навыки групповой работы, публичного выступления; Метапредметные: -формирование познавательного интереса к предмету через использование интерактивных приемов, путем развития у учащихся исследовательских умений: анализа, сравнения, синтеза, обобщения; Основные понятия: сражающееся искусство, песенный жанр, классическая музыка, плакаты, фронтовые агитбригады. Тип урока: открытие нового Форма урока: интегрированный. Методы: частично-поисковый, исследовательский. Дидактическое обеспечение: Учебник История России XX – начало XXI века/А.А. Данилов, Л, Г.Косулина, М.Ю.Брант; Средства обучения: презентация, карточки-задания, дополнительный материал. Ход урока: Проверка знаний (слайд № 1) . Беседа, направленная на определение темы урока: Вы прослушали музыкальный фрагмент и увидели плакат. Давайте определим тему урока И так, тема нашего урока «Музыка и изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны» - записывается в тетради (слайд №2) Определяются цели и задачи урока. Задание по группам. Вы сейчас посмотрите видеоклип. Ваша задача заполнить таблицу и найти дополнительный материал (раздаточный материал лежит на столе). (слайд №3-4) Музыка Живопись Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Песня «Священная война» сл. В.И.Лебедева-Кумача, муз. А.В.Александрова. - Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. Основное направление живописи в годы Великой Отечественной войны – плакаты. - Плакат с известным произведением И. Тоидзе “Родина-мать зовет!” был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте. Интересна история создания плаката, которую рассказали жена и сын художника. Тамара Тоидзе фактически подтолкнула мужа к созданию плаката. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг, когда страна узнала страшную новость, Тамара стала олицетворением всех женщин – молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну. Плакаты носили не только героический характер, но и сатирический. Много ярких интересных “Окон ТАСС” были выполнены Кукрыниксами. Это творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович. Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда (Куприянов – 1973, Крылов – 1972, Соколов – 1973). Карикатура, книжная иллюстрация, исторические картины и пейзажи – все жанры творчества художников ознаменованы блестящими успехами. Художественное мастерство Кукрыниксов было отмечено критиками еще в 30-е годы. Залогом их триумфа явилось единство взглядов и вкуса, а также большая личная дружба. В Окнах ТАСС художники обычно работали в содружестве с С.Маршаком. Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, художники сознательно преувеличивают существенные черты своих персонажей, заостряют их в них характерное. Кукрыниксы создали серию “Окон”, направленных против Гитлера, Геббельса, Муссолини. Особенно много сатирических плакатов было создано в течение 1941 года. Среди них можно перечислить ряд интересных плакатов. Сатирический плакат показывал в смешном свете врага и тогда, когда он был грозен и опасен в начале войны, и в то время, когда немецкая армия начала терпеть первые поражения. Песня «Давай закурим…» Слова : И. Френкель Музыка : М. Табачников. Под таким названием 22 января 1942 года «Комсомольская правда» опубликовала стихотворение с небольшим рисунком и подзаголовком «Песенка Южного фронта». Но без нот. Стихи привлекли внимание многих композиторов. Известно более двух десятков мелодических вариантов этой замечательной фронтовой песни. Однако в песенную антологию Великой Отечественной войны вошел лишь один из них, сочиненный композитором-фронтовиком Модестом Табачниковым. Вместе с автором стихов этой песни, поэтом Ильей Френкелем, он воевал как раз на Южном фронте и первым сочинил музыку к этим незамысловатым строчкам, посвященным солдатской дружбе и верности долгу. Часто эту песню исполняла Клавдия Шульженко в составе фронтовой агитбригады. Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким. Изобразительное искусство. В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Пафос героики, прославления советского человека-победителя звучал в живописных полотнах художников военных лет: С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943). ; бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня»; художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков — защитников города-героя. 4. Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, "Катюша" была создана в предвоенное время и впервые зазвучала в исполнении Валентины Батищевой 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого. А начиналось всё с нескольких строк стихов, написанных Михаилом Исаковским, автором популярных в то время песен: "И кто его знает", "Прощание", "Зелеными просторами", "Любушка" и ряда других. Поэт, по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с Катюшей до тех пор, пока судьба не свела его с композитором Матвеем Блантером. За создание "Катюши" автору слов песни Михаилу Васильевичу Исаковскому была вручена "Сталинская премия", которую он передал землякам. В деревне Всходы Угранского района Смоленской области был создан Музей песни "Катюша", находящийся поблизости от родины поэта. Песни и картины Великой Отечественной войны: они и теперь, по прошествии многих лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. С первого дня войны и до праздничного победного салюта всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой! Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года. Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный. Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами. Проверка таблицы. IV.Рефлексия (в тетради) (Слайд № 10) Сегодня я узнал… Меня удивило… Мне было интересно… Я понял… Источники: Бусыгина Екатерина "Советский плакат Великой Отечественной войны"//www.grafik.org.ru http://psv.at.ua/publ/1-1-0-155 rhistory.ucoz.ru victory.rusarchives.ru www.9may.ru/posters www.plakaty.ru/ http://www.rodb-v.ru/news/obyavleniya/istoriya-voennykh-pesen/ infourok.ru Автор публикации: Попова Е.И. Дата публикации: 25.11.2016 Краткое описание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 botana.cc ppt-online.org Искусство в годы Великой Отечественной войны Авторы проекта: учащиеся 10 «Б» класса - Глинчикова Екатерина Андреевна - Бушина Анна Александровна Руководитель проекта: обществознания Копенко Ольга Николаевна МОУ «Гимназия № 1 г.Железногорска Курской обл. Актуальность темы Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжесть и кровопролитие нанесло огромный отпечаток в сознании людей, и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Огромную роль сыграла художественная культура и музыка для людей, сражавшихся за честь и свободу Родины. Цель: ознакомиться с русским искусством в годы войны. Задачи: рассмотреть художественные работы, скульптуры и музыкальное творчество военного времени проанализировать значимость русского искусства. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. Первое место в графике военных лет занимал плакат. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовёт». Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей . На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943). Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944) Призывом к мщению звучал плакат В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942) С первых дней войны начинают выходить «Окна ТАСС». Создаваемые вручную –нанесением красок на бумагу через трафарет – в яркой, броской цветовой гамме они мгновенно откликались на все важнейшие военные и политические события. В 1941–1945 гг. развивается и бытовой, и пейзажный жанр, но они всегда так или иначе связаны с войной. О зверствах фашистов, об их надругательстве над советскими людьми поведал художник А. А. Пластов в картине «Фашист пролетел» О простых советских людях, скромных тружениках, честно и преданно выполняющих свой долг, рассказал молодой художник Б. М. Неменский в картине «Мать» (1945). Он создал образ матери, для которой каждый воин Советской Армии — родной сын. Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить. Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа. Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист М. И. Авилов. Скульптура Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы, но и мастера скульптуры. Отечественная война поставила перед ними чрезвычайно сложную и благородную задачу — увековечить для потомства образы защитников советской страны, героев фронта и тыла, отважных партизан. Поэтому одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество. Одна из наиболее удачных работ Вучетича — бронзовый бюст генерала армии И. Д. Черняховского (1945). Монументальная живопись, конечно, имела немного возможностей в годы войны. Но даже и в это время тяжелейших испытаний искусство «вечных материалов», фрески и мозаики, продолжало свое существование и развитие. Среди этих работ выделяется необычайностью композиции образ Н.Ф. Гастелло белорусского скульптора А. Бембеля (бронза, 1943) МУЗЫКА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В один из июньских дней 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню. Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. Это была «Священная война», написанная композитором А. В. Александровым на стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача. Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания к победе. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. Музыка вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогала с достоинством принять неизбежную смерть. Не случайно певец А. И. Окаемов, идя на казнь в немецком плену, запел «Орленка» В минуты краткого отдыха звучали лирические песни «В землянке», «Темная ночь», «В лесу прифронтовом», «Вечер на рейде» Песня как бы сокращала расстояния, приближала родных и близких, в песне солдат выражал свое чувство к любимой, веру в ее любовь. «Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви» — как много значили эти простые слова в суровые военные будни! Славную судьбу имели некоторые песни . Песня «Шумел сурово брянский лес» была создана композитором С. А. Кацем на стихи А. В. Софронова по просьбе брянских партизан. Вскоре ее запела вся страна. Сегодня ее мелодия звучит в Брянске на площади Партизан у Памятника вечной славы павшим в боях за освобождение Брянска и Вечного огня. Почти легендарную популярность обрела «Катюша». Написанная еще в мирное время, она в годы войны пелась повсюду, на ее мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу. После войны «Катюша» стала своего рода паролем дружбы. Ее знают во всех странах и поют на разных языках. Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое искусство. 473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны. Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Артисты понимали ответственность своей миссии. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, в лучшей артистической форме, стремясь хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника. «Прямо на снегу стоит Лидия Русланова... На ней яркий сарафан. На голове цветной платок... На шее бусы. Она поет...» Музыка вдохновляла не только бойцов, но и тружеников тыла. Когда в глубь страны были эвакуированы многие театры и исполнительские коллективы Москвы, Ленинграда и городов, временно оккупированных врагом, центром музыкальной жизни в них стало радио. По радио вся страна слушала голоса А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой, С. Я. Лемешева, игру пианистов М. В. Юдиной, С. Т. Рихтера, многих других известных и любимых артистов. Первого Мая 1942 г. под жестоким обстрелом оркестр исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского». Ленинградцам были показаны 81 опера и 55 балетов. В заключении, анализируя свой рассказ, хотелось бы отметить, что советский народ боролся не только за свою свободу, но и за спасение мировой культуры. Не случайно один из американских журналистов назвал Советский Союз «великой надеждой человечества». Интерес к советскому искусству был необычайно велик во всем прогрессивном мире. В 1941–1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа. К сожалению не было возможности сооружать памятники. Но именно в дни войны у многих скульпторов рождаются новые замыслы и проекты. Подлинным триумфом ознаменовалось на Западе исполнение «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича. 22 июня 1942 г. ее премьера состоялась в Лондоне. «Страна, художники которой в эти суровые дни в состоянии создавать произведения такой бессмертной красоты и высокого духа, — непобедима» — так выразил свои впечатления от симфонии один из американских критиков. В этих словах — признание нравственной силы советского народа, советской музыки. multiurok.ruПрезентация на тему: Искусство в годы Великой Отечественной войны. Поднятие духа народа в искусстве великой отечественной войны презентация
Презентация "Искусство в годы Великой Отечественной войны"
Презентация по мхк "Искусство военных лет"
Презентация и разработка урока на тему "Музыка и изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны"
3. Потребность в лирической и задушевной песне у усталых и измотанных долгими годами нелёгкого ратного труда людей действительно была очень велика. Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности. Они пелись бойцами в землянках, в лесу. У костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки. «Темная ночь» Музыка Н. Богословского, слова В. Агатова
Презентация к уроку Искусство Великой Отечественной войны
Искусство в годы Великой Отечественной войны
Презентация " Искусство ВОВ"