Древнеегипетская культура по сей день остается одной из самых таинственных и загадочных культур древности. Несмотря на то, что история сохранила многочисленные памятники ее искусства, древнейшие египетские тексты, по которым можно судить об устройстве древнеегипетского государства, стиле жизни и господствующих ценностях, феномен закрытости и таинственности древнеегипетской культуры сохраняется. Одна их древнейших мировых цивилизаций зародилась в восточной Африке, в долине Нила в 4 тыс. до н.э. Сами египтяне называли свою страну «Та Кемет» (черная земля). Древнегреческий историк Геродот называет Египет «даром Нила», поскольку именно Нил служил основой всей хозяйственной деятельности Египта. Мифологические воззрения древних египтян изначально связаны с обожествлением сил и явлений природы. Среди наиболее значимых следует назвать культ солнца. Солнце почиталось в разных его ипостасях: как восходящее солнце – Хапри, Хепрер, солнце в зените – Ра, перед закатом – Атум и т.д. В древнейший период культуры Египта прочитался так же Птах (бог воды, земли, мирового разума, земным воплощением его считался священный бык Апис), Нун (бог водного хаоса), Шез(бог воздуха) и его жена Тафнут. Они создали Геба (бога земли) и Нут (богиню лета), а те, в свою очередь, Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду и др. В зрелой культуре Египта особо почитаем культ Осириса. Он считался древнейшим царем Египта, который и научил египтян цивилизованному образу жизни. Из-за зависти Осирис был подло убит родным братом Сетом, однако спасен (собран по кусочкам) женой Исидой. В итоге, не пожелав оставаться по-прежнему владыкой Египта, Осирис удаляется в подземный мир, где становится владыкой царства мертвых. В мифологии египтян Осирис воплощал идею вечно “умирающей и воскресающей” природы. Особую значимость культу Осириса придает то, что смерть как переход в вечность, заупокойный культ, связанный со страстным желанием бессмертия, являются основой и стержнем ценностной системы древних египтян, сущностью их мифологических представлений. В первобытной культуре смерть и загробное существование не осмыслялись как важнейшая проблема. Мифологические тексты разных народов демонстрируют примерно одинаковую идею: смерть совпадает с рождением в ином мире, все что есть, каким то образом всегда уже было, следовательно, нет страха смерти, нет и культа смерти. На Древнем Востоке такие представления существенно меняются: проблема смерти и бессмертия осмысляется, обсуждается, со смертью сопряжено большое количество обрядов и верований. Особенное место в оформлении заупокойного культа принадлежит Египту. Если собрать воедино все аспекты жизни древних египтян, связанные со смертью и загробным существованием, окажется, что древнеегипетская культура обслуживала смерть едва ли не более чем жизнь. Этому посвящена мифология и искусство, даже воспитание древнего египтянина с детских лет можно рассматривать как подготовку к смерти (главное в жизни - быть достойным смерти и быть похороненным согласно обряду). Очевидно, что египтянин видел себя в своем посмертном существовании за пределами человеческой природы и человеческих законов. Он надеялся на блаженство загробной жизни и эту надежду выражал в заупокойном культе. Как считали древние египтяне, у каждого человека есть бессмертный двойник Ка, который после смерти человека путешествует в мир мертвых. Через 70 дней после захоронения (если похороны произведены при соблюдении всех правил) Ка отправлялся в страну вечности. О пути в мир мертвых и подстерегающих там ловушках и преградах египтянину повествовали «Книга мертвых», «Книга о вратах» и др. Если путь был пройден успешно, то египтянин попадал в чертог «обеих истин», посреди которого на троне сидел сам Осирис. Совершался суд над вновь прибывшим, который должен был отвечать на вопросы богов-судей; перечень этих вопросов и ответов составлял, по сути, свод жизненных правил египтян. Естественно, перечень предлагаемых вопросов и возможных ответов тоже был известен заранее (так, перечисление наиболее страшных земных преступлений, в которых нужно было покаяться в царстве Осириса можно было найти в знаменитой “Книге мертвых”). Истинность ответов на вопросы фиксировали специальные весы, на одной чаше которых помещали сердце умершего, на другой – страусовое перо богини истины Маат. В случае неблагоприятного приговора суда царства мертвых испытуемый заканчивал свое существование в утробе страшного чудовища Амелит (пожирательница). В своем развитии древнеегипетская культура прошла несколько этапов, обладающих своей спецификой и разделивших историю Древнего Египта на ряд сменивших друг друга периодов. Додинастический период – время разложения родового строя и становления классового общества (конец 5 – 4 тысячелетие до н.э.) Культурные проявления этого периода во многом близки еще первобытному обществу, хотя формирование древнеегипетской культурной традиции относится именно к этому периоду. Раннее царство (3000 до 2800г. до н.э.) - во второй половине 4 тыс. до н.э. на территории Египта образовались два больших государственных объединения - северное и южное, а около 3000 г.до н.э. юг подчинил себе север и возникло единое египетское государство. Специфической чертой культуры раннего царства являлось причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию. Древнее царство (28 – 23 вв. до н.э.) - с начала существования Древнего царства можно говорить о сложившейся государственной системе Древнего Египта. В период Древнего царства Египет являлся крупным централизованным государством (деспотия, т.к. власть фараона здесь не ограничена), распространявшим свое влияние на области Синайского полуострова, Южную Палестину, Нумибию. Фараон рассматривался как живое воплощение бога Ра, которому должен был поклоняться каждый египтянин. Как глава государства фараон, опираясь на разветвленный государственный бюрократический аппарат, выступал “связующим единством” в море земледельческих общин, регулируя общие хозяйственные отношения. Значительную роль в Древнем Египте играли жрецы. Жречество отвечает за культовые действия, но, кроме того, является ближайшим советчиком фараона и носителем тайных эзотерических знаний. Древние храмы и их жрецы нередко становились хранителями не только культово-мифологических преданий, но и передовых научных знаний и фактов, которые тщательно сохранялись, становясь доступными только для посвященных (т.е. получить их мог далеко не каждый – лишь тот, кто подготовлен и прошел сложнейшие испытания). В период Древнего царства египетская культура не только сумела приобрести неповторимый облик, но и неизмеримо возвысилась среди родственных ей культур соседних африканских народов, этой эволюции способствовали значительные успехи социально-культурной жизни Среднее царство (21 – 18 века до н.э.) - усложнившаяся обстановка в стране (борьба центральной власти с народными волнениями, резкое увеличение роли средних слоев рабовладельцев) повлекла за собой изменение умонастроений древнеегипетского общества. Культура этого периода чрезвычайно сложна – с одной стороны она следует сложившимся в эпоху Древнего царства идеям и канонам, с другой – не стоит на месте, развивается и усложняется. Эпоху Среднего царства нередко называют временем классической культуры Египта: окончательно сложился древнеегипетский язык, большое значение и распространение получила письменность (иероглифическая), развивается и протонаучное знание. Особенное значение в эпоху среднего царства получает развитие медицины. Здесь активно изучается анатомия человека (чему способствовал обычай мумифицировать трупы), устанавливаются важнейшие закономерности деятельности человеческого организма (так, установлена связь между повреждениями головного мозга и расстройством функций организма, мышечной активностью и т.д.). Среди древнеегипетских врачей распространяется специализация (известно деление врачей на глазных, зубных и «утробных»), полученные и реализованные на практике медицинские знания оформляются в лечебники и медицинские трактаты (например, большой медицинский папирус Эберса). Новое царство (16 – 11 века до н.э.). Новое царство не только продолжило внутреннее развитие культуры Древнего Египта, но и небывалое развитие его «вовне». Расширение географического горизонта, взаимодействия с культурами других народов способствовало распространению египетской культуры, а так же обогащению ее за счет культурных заимствований (например, появление новых божеств – воинственные азиатские боги Решеф, Иштар и др.) Особый этап в жизни страны этого периода связан с реформой Эхнатона. Фараон Аменхотеп IV в 1368 – 1351 году до н.э. предпринял государственную и духовную реформу, целью которой была некоторая унификация религиозного культа (включавшая и нововведения – например, борьба против культа Амона), а так же усиление влияние светских лиц и, соответственно, ослабление диктата жрецов. Аменхотеп поменял свое имя: с Аменхотепа (угодный Амону) на Эхнатона (Атон доволен). Он даже перенес государственную столицу из Фив (оплота жрецов Амона и вельмож) в Ахетатон (Небосклон Амона), воздвигнутый на восточном берегу, в долине Нила. Сама реформа до сих пор воспринимается как спорная и неоднозначная. С одной стороны, это попытка обновления древнего солярного культа, традиционного для Египта, с другой – полное игнорирование осирических представлений о загробной жизни, попытки устранить само слово «бог», что придает реформе оттенки богоборчества. Но эти реформы были недолговечны и все изменилось со смертью Эхнатона – вернулся старый культ и на старое место перенесена столица. Поздний период (11в. до н.э. – 7 век н.э.) исторически связан с завоеванием Египта персами (властвуют до 4в. до н.э), затем македонянами во главе с А.Македонским . В этот период начинается процесс эллинизации Египта и его культуры (т.е. переустройство египетских традиций, реалий, канонов по античным образцам), с 36 г. до н.э. Египет рассматривается как римская провинция. Такая ситуация (экономическое и политическое – и в целом культурное давление со стороны Рима) сохраняется до 7 в. н.э., когда Египет был завоеван арабами. Художественная культура Древнего Египта Рассмотрение культуры древнего Египта было бы неполным без обращения к древнеегипетскому искусству, отражающему строй и ценностные предпочтения жизни египтян. Для искусства Египта характерна связь с мифом, магией (синкретизм), строгое следование канону (совокупность правил и принципов создания произведений искусства, которые строго обязательны для исполнения), монументальность и возвышенность, сдержанность и четкость, символизм. Главная идея его образов – культ смерти и вечности, поиск вечного и неувядающего в быстротекущем потоке жизни. Египетское искусство интересно своими прекрасными памятниками. Египет первый в мире дал культуре монументальную каменную архитектуру, реалистичный скульптурный портрет, ремесленные изделия высокого художественного мастерства. Еще со времен раннего царства ведущее место в искусстве Древнего Египта заняла архитектура. Особое значение имеют пирамиды, служившие усыпальницами фараонов. Однако только этой функцией значение пирамид не ограничивается: пирамиды можно воспринимать своеобразными символами древнеегипетской культуры, «вместилищем» ее разнообразных знаний, совокупностью ее мировоззренческих представлений. Постепенно пирамиды превратились в целые погребальные комплексы, которые состояли непосредственно из пирамиды - усыпальницы фараона, окружавших ее усыпальниц знатных вельмож, заупокойного храма у самого берега Нила, связанного с пирамидой длинным коридором. Первоначальна - “ступенчатая пирамида”; первое сооружение такого типа – усыпальница фараона III династии Джосера в Саккаре (созданная зодчим Имхотепом). Наиболее яркие среди погребальных построек для фараонов в эпоху древнего царства - знаменитые пирамиды в Гизе (Хеопс, Хефрен, Микерин). Самая значительная по размерам – пирамида Хеопса. Формы и пропорции пирамид отработаны, точны, четки и лаконичны и, тем самым, предельно выразительны. Конструкции и соотношения всех частей пирамиды основаны на пропорциях “золотого сечения” (так, пирамида Хеопса имела 146,6 м в высоту, а длина каждой стороны ее квадратного основания – 233м.). Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хефрена находится уникальное произведение древнеегипетского искусства – Большой сфинкс (около 60-ти метров в длину). Он изображает фараона (возможно, Хефрена) в образе льва с человеческой головой в царском платке. Высеченная в основной своей части из выдававшегося скального выступа, фигура дополнена с боков и спереди (лапы) кладкой из блоков того же известняка. Монументальностью пропорций и масс, статикой позы, величавостью образа Большой сфинкс вторит всему ансамблю пирамид. Сфинксы значительно меньшего размера были установлены по сторонам двух прямоугольных входов в нижний заупокойный храм Хефрена. Пирамиды эпох среднего и нового царства гораздо менее грандиозны. Они выполняются не только меньших размеров, но непрочны и их конструкции, строительный материал. Возводятся они не сплошной каменной кладкой, а лишь из кирпичных пересекающихся стенок. В пространстве между этими стенами специально оставленные пустоты засыпали обломками камня, щебнем и песком. Даже облицовка известняковыми плитами, соединенными друг с другом деревянными креплениями, не спасла пирамиды от быстрого разрушения. В период нового царства вновь изменилось построение гробниц фараонов. Начиная с фараона XVIII династии Тутмоса I, все цари стали устраивать для себя усыпальницы в ущельях и обрывах долины, называемой в наши дни “Долина”, или “Врата царей” (например, знаменитая гробница фараона Тутанхамона, умершего в детском возрасте). От гробниц окончательно отделились заупокойные храмы, представляющие собой зачастую тщательно скрытые тайники-сокровищницы. Примером крупных, отделившихся от гробниц храмовых комплексов могут служить храмы в Карнаке и Луксоре (для них характерны большие гипостильные залы, перед фасадом – огромный парадный двор, грандиозные колонны в виде массивных четырехгранных столбов). Особое место в искусстве Древнего Египта занимала скульптура. Формирование ее основных канонов, сюжетов и техник так же происходило в ранние эпохи, в частности, в эпоху Древнего царства. Стиль скульптуры Древнего царства сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальной постановки фигур, величавой торжественности образов. Скульптура в значительной степени подчинялась архитектуре (статуи не были рассчитаны на рассматривание их с разных сторон, они прислонены спиной к плоскости стены). Каноны скульптурного творчества запрещали случайные позы скульптуры. Так, например, характерна прямо стоящая или сидящая фигура мужчины. У спокойно прямо стоящей фигуры мужчины (поза «путника») левая нога выдвинута вперед, руки или опущены вдоль тела, или же одна из них опирается на посох. У сидящих фигур - так же фронтальная постановка: близко сдвинуты и сомкнуты колени, одна или обе руки лежат на коленях. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами. Правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. Передача спокойных, устойчивых даже величавых поз отражала идею “торжественного предстояния перед вечностью”. Древнеегипетские статуи раскрашивались, глаза их инкрустировались светлым и темным камнем. Наиболее яркие примеры – статуя фараона Джосера, изваяние из диорита фараона Хефрена, статуи жрецов Каапера, Ранофера и т.д. Своеобразие портретной пластики заключалось в том, что тела зачастую идеализировались, а сходство лица скульптуры с оригиналом исполнялось более реалистично. Лица могли быть в разной степени индивидуализированными, но выражение их всегда спокойно, замкнуто, отрешенно. Реформа Эхнатона периода Нового царства не прошла бесследно для египетской культуры. Наиболее полное свое выражение она нашла в искусстве этого периода, которое наполняется светскими мотивами, становится более живым, интересующимся чувствами простых людей, показывающим фараона не живым воплощением божества, а простым человеком (например, произведения живописи “Дочери Эхнатона”, “Эхнатон с женой”, голова Нефертити, скульптора Тутмоса и т.д.). Эти новые сюжеты во многом противоречили древнему каноническому, статичному и монументальному искусству. И хотя после смерти Эхнатона вновь усиливается преобладающая значимость сакрального искусства, в противоположность светскому, в нем все явственнее проступает этический элемент, появляются вольнодумные настроения. В целом, искусство Древнего Египта синкретично; оно может восприниматься как особый способ материализации сложного цельного мировосприятия древней культуры. Особенностью художественного мышления египтян с древнейших времен стало выработка канона художественного творчества (канон пропорций, цветов, расположения тел на плоскости и т.д.) и строгое ему следование. Впервые в истории человечества канон становится в Древнем Египте главным принципом художественной деятельности. Истинный художник признается мастером только при условии владения всеми основами канона. Истинное произведение искусства только тогда значимо, когда оно не выходит за рамки канона, т.е. следует истине, сформулированной еще в глубокой древности. По мнению древних мастеров, только канон давал возможность гармоничного сочетания всеобщего (истины) и индивидуального начала в произведении искусства, сочетания незыблемого миропорядка и текучего изменяющегося мира. Изучение древнеегипетской культуры продолжается вот уже много лет, но до сих пор остается неразгаданной тайна её спокойного величия, грандиозности и какой-то “космической” отрешенности. Вот уже два тысячелетия как древнеегипетская культура «канула в Лету», но ее символы - вечные пирамиды - продолжают взирать на нас и нести идеи гармонии, стройности, суровой простоты как основ истины и красоты. В древнеегипетском искусстве наиболее полно отразились великие философские идеи, исповедуемые восточными культурами – бренность земной жизни и величие, незыблемость вечности. Древнеегипетские жрецы говорили: “Земная жизнь коротка. Дома, в которых мы живем – это гостиницы. Подлинное жилище человека – это гробница, дом вечности, где он будет обитать миллионы лет. Если хочешь быть бессмертным, позаботься о своей гробнице”. Перефразировав эти слова, можно сказать, что великая древнеегипетская цивилизация, «позаботившись о своей гробнице» оставила нам в наследство свою грандиозную культуру, в котором она будет жить миллионы лет. studfiles.net ВВЕДЕНИЕ. Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. И обычно наше с ними знакомство начинается с удивления их произведениями искусства.. Египетская культура - целый мир, и ключ к его пониманию надо искать в его истории, это она рассказывает нам о человеке и его времени. Минули тысячелетия, живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Напротив ! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы. . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности , над загадкой бились и античные философы , историки , писатели . " Вырезанные на камне изображения - это магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке нашей эры . " Египетское письмо имеет символический характер . Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу ", - предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие. Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма . После дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация , процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила . Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей , созданных талантливым и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства. Во всем искусстве Египта мы отмечаем величие. Архитектура здесь правит бал, и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной органичной монументальности. Величие здесь во всем - ведь тогда не разделялись так однозначно как у нас сферы жизни на "быт" и собственно "искусство". Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей. Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. О связи египетского искусства с письменностью нужно сказать отдельно. Нигде больше, даже в Китае, изображения и надписи не образуют такого прочного художественного синтеза, как в Египте. И связь здесь не только декоративная, а более глубокая, обусловленная мировоззрением египтян и их пониманием искусства. Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло. В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны. Как уже было сказано выше, интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор. Написано множество книг об истории , традициях "Страны Большого Хапи " , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих книг я использовал при написании этой работы . БЫТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Ранним царством называют период охватывающий правления I-II династий по Манефону. Древним же царством принято считать правления III-VIII династий. Основная масса сведений об этом периоде дошла до нас в форме расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних помещений гробниц вельмож Древнего царства. Основой экономики Египта в этот период было сельское хозяйство. Как и в последующие времена, Верхний Египет - узкая долина реки в южной части страны - и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом папируса. В эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-эммер, которые служили для приготовления их основной пищи на протяжении всей древнеегипетской истории вплоть до греко-римского периода. Земледельцы неолитических поселений не могли заимствовать навыки по выращиванию зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не установлены связи этой страны с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э. Поэтому ученые полагают, что земледелие в Египте развивалось самостоятельным путем. Ухудшение природных условий жизни ранних земледельцев нагорий к западу и востоку от Нила могло ускорить процесс их расселения по берегам реки и стимулировать борьбу с болотами и зарослями долины. Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволило населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий, необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей (мотыг, тесел и топоров), что намного повысило производительность труда. На естественных холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения ранних земледельцев второго додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.), которые перешли к оседлому образу жизни. Они научились использовать паводки могучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных валов, удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка. В результате длительного опыта осушительных работ в дельте и долине Нила, тяжким и мучительным трудом земледельцев была создана основа сложной бассейновой системы орошения. Она образовалась не сразу, а постепенно, путем сооружения земляных валов, окружающих поля, дамбы и плотины. Для создания бассейновой системы орошения, позволявшей задерживать на полях воду паводка в необходимое для посева время, наблюдательные древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенности водного режима Нила и характер рельефа страны. Во время регулярных ежегодных разливов Нила (с июня по октябрь) воды паводка выходили из русла реки и заливали берега до края пустынных нагорий, которые в те времена были покрыты саванно-степной растительностью. Для Древнего царства можно говорить уже об искусственном орошении земель, недоступных естественному паводку, путем подведения к ним воды по большим искусственно вырытым каналам. Создание ирригационной системы потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большого развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и строительного дела. Поскольку земледелие в Древнем Египте было основано на бассейновой системе орошения, годовой цикл работ египетских земледельцев был тесно связан с водным режимом Нила. С древнейших времен земледельцы, а позднее астрономы Египта вели наблюдение за первым ранним восходом на небе звезды Пса (Сириуса), который сопутствовал поднятию вод Нила и знаменовал начало нового года. На основании этих наблюдений был изобретен сельскохозяйственный календарь. Он делился на три времени года по четыре месяца каждый: "половодье" ("ахет"), "выхождение" ("пернит") и "сухость" ("шему"). Как показывают сами наименования времен года, они соответствовали водному режиму Нила и связанным с ним сельскохозяйственным работам. Календарный год древних египтян, состоящий из 365 дней был переходным (он расходился с астрономическим годом на 1/4 дня), поэтому времена года могли приходиться на разные месяцы. Новый год, возвещенный Сириусом, совпадал с началом их астрономического года только через 1461 год, составляющий так называемый период Сотиса (греческое название Сириуса). Примитивный, но мудрый и полезный сельскохозяйственный календарь времен года можно рассматривать как практическое руководство для различных сельскохозяйственных работ. Специальные чиновники наблюдали за уровнем подъема вод Нила во время паводка. Высоту паводка отмечали на ниломерах, установленных в разных местах реки. Результаты наблюдений сообщали верховному сановнику государства и записывали в царские летописи. Ниломеры Древнего царства находились, вероятно, один - вблизи Мемфиса, другой - на скалах острова Элефантина, возле первого порога. Мемфисский ниломер представляет собой колодец, выложенный из одинаковых по величине квадратных камней - вода в колодце поднимается и опускается вместе с поднятием и понижением вод Нила; на стене колодца сохранились древние пометки, отмечавшие уровень подъема воды. Данные ниломеров позволяли заблаговременно предусмотреть размеры паводка, от которого зависел будущий урожай в стране. Известия о подъеме вод Нила гонцы разносили по всей стране, чтобы земледельцы могли подготовиться к паводку. Если данные ниломера превышали обычный для того или иного времени уровень паводка, то стране грозило наводнение, при котором могли оказаться затопленными не только поля, но и селения. Этим объясняется, почему поселения в Египте ютились большей частью на холмах. Но гораздо больше бедствий стране приносил низкий паводок, при котором часть "высоких земель" (искусственно орошаемых) могла остаться неорошенной, вследствие чего ей грозила засуха, влекущая за собой неурожай и голод. С началом паводка в стране наступало великое ликование, которое воспето в более поздних гимнах Хапи, т.е. Нилу. В надписях древнего царства Нил характеризуется как кормилец царя и людей, который "стоит во главе Египта". mirznanii.com obraz-hudozhestvennoj-kultury-drevnego-egipta.doc 1 Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире (IV тыс. до н. э. – 332 г. до н. э.). Она подарила человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Долгое время культура Египта развивалась изолированно. Сложившиеся еще в глубокой древности правила и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивались раз и навсегда установленными приемами. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Характерными чертами древнеегипетской культуры были сознание силы, желание ее сохранить и преумножить, жажда бессмертия. Искусство в целом имело монументальный характер, подавлявший зрителя. Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти. Египтяне верили в бессмертие души — это было основой египетской религии, и страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян. Стремление к бессмертию стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться и о строительстве усыпальницы для тела – гробницы, стены которой расписывались картинами из жизни умершего, чтобы перешедшая в загробный мир душа могла вспомнить подробности своего прошлого. Большинство росписей древности не сохранилось, зато дошло много образцов Среднего царства. Склепы этого периода разрисовывались фресками внутри. На них изображались сцены из жизни, быта людей, природа на берегах Нила. Слуги изображались очень маленькими. В усыпальницах царей и вельмож были найдены так называемые «ушебти» — многочисленные статуэтки рабов, музыкантов, поваров в свободных, раскованных позах, отличающихся эмоциональностью и движением. Со временем динамичные, сложные композиции сменили плавные, неторопливые сюжеты. Это рассказы о великих путешествиях, сцены охоты и великолепных пиров. Колорит росписей обогащается теплыми розовыми, золотистыми полутонами, передающими оттенки человеческой кожи. Рядом с саркофагом ставилась скульптура умершего в полный рост, именно по ней душа вспоминала свой прежний облик. В гробнице помещались все предметы обихода, необходимые для жизни, чтобы перевоплотившийся ни в чём не нуждался после земной смерти. Архитектура Важной особенностью древнеегипетской культуры было строительство пирамид. К появлению таких сооружений, как пирамиды привели поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал устремленное вверх сооружение из семи поставленных одна на другую уменьшающихся ступеней (число 7 — священное, высота 70 м). Последователи Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемый классического типа, с гладкими гранями, поражавших воображение со¬временников и далеких потомков. Основным типом архитектурного сооружения в период Нового царства становится храм. В столице Египта Фивах были созданы два прославленных храмовых комплекса в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Если усыпальницы фараонов превратились в тайные захоронения, то тем большее значение для прославления царей получило строительство заупокойных храмов. Особое место среди заупокойных храмов занимает храм царицы Хатшепсут (XV в. до н. э.). Скульптура Архитектура Египта была неразрывно связана со скульптурой, а скульптура связывалась в первую очередь с представлениями о загробной жизни. Человек изображался в статичных позах. Ваятели стремились создать впечатление монументальности. Статуи окрашены в традиционные тона: мужские — в красно-коричневый, женские — в желтый цвет. Для их украшения использовались драгоценные камни и металлы. Рядом с пирамидой фараона Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработанная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м. Задача сфинкса — охранять дорогу Восхождения, по которой тащили саркофаг с телом фараона. Портретные черты сфинкса сов¬падают с чертами фараона Хефрен. Классическими образцами пластики Древнего царства могут служить статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет. В период расцвета Среднего царства в пластике Египта формируется новое направление. Мастера начинают уделять больше внимания индивидуальным особенностям личности. С помощью тщательно проработанных деталей они стремятся показать характер человека, его возраст, настроение. Новый стиль гармонии и красоты проявляется и в изобрази¬тельном искусстве и скульптуре Нового царства. Так, тронные портреты Хатшепсут изображают женщину-фараона в полном царском уборе и даже с искусственной бородой — таков канон. Но есть и другие изображения царицы, где она предстает во всем обаянии женской мягкости и красоты. Вершиной скульптурного искусства Древнего Египта являются портретные бюсты прекрасной супруги Эхнатона царицы Нефертити. Прекрасная голова Нефертити на длинной и гибкой шее увенчана царской короной. Впечатление усиливают теплые телесные тона покрытия в сочетании с роскошным ожерельем и ярко-синей короной царицы. utchimwmeste.ruХудожественная культура Древнего Египта (стр. 1 из 10). Есть ли в художественной культуре древнего египта идеи близкие по духу
3.2. Культура Древнего Египта
Художественная культура Древнего Египта
Образ художественной культуры Древнего Египта (Билет 2-1)
Глава 2
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Древнеегипетская цивилизация – вторая по древности после шумерской из известных на сегодняшний день. Она до сих пор поражает исследователей и всех, кто сталкивается с её уцелевшими следами, невероятным уровнем знаний, в том числе естественнонаучных, лежавших в основе жизнедеятельности египетского общества, специфической формой государственного управления во главе с фараоном, уникальным искусством, производящим незабываемое впечатление на зрителя, религиозно-философскими представлениями, отголоски которых встречаются в совершенно, казалось бы, далёких и чуждых культурах и традициях.
В Древнем Египте не было и не могло быть эстетики как науки, но эстетические представления древних египтян, обусловившие неповторимый облик всей древнеегипетской художественной культуры, могут быть реконструированы путём изучения языков и выразительных средств древнеегипетского искусства, расшифровки лежащей в его основе символики и последующей реконструкции общих принципов эстетического мировосприятия и мироотношения, являвшихся детерминантами своеобразия внешних форм древнеегипетской цивилизации.
От материальной культуры Древнего Египта сохранилось мало, но гробницы и погребально-храмовые комплексы уцелели до наших дней. Уже в этом проявляется одна из ключевых особенностей древнеегипетской цивилизации – устремлённость за пределы земного бытия человека. На первый взгляд, египтяне были одержимы идеей смерти и бессмертия – лучшие умы, природные и людские ресурсы бросались на то, чтобы обустроить наилучшим образом загробное бытие человека, а не прижизненное. Города в Древнем Египте располагались вдоль Нила, и каждому городу соответствовал его двойник-некрополь на противоположном берегу великой реки – селились египтяне на восточном берегу, а хоронить умерших полагалось на западном. И некрополи – города мёртвых – порой разрастались больше поселений живых, наглядно являя собой расстановку ценностей в древнеегипетской культуре, где отец – бог Осирис – правил в мире мёртвых, а сын – бог Гор – вторым по важности миром живых.
И в этом проявлялась не столько страстная жажда бессмертия, сколько уверенность в бессмертной природе человека. Бессмертие было не целью, а отправным пунктом древнеегипетской культуры, поскольку оно было если и не доказано, то уж точно логически обосновано жрецами.
Главными факторами в обосновании бессмертия человеческой природы стали миф о смерти и воскресении Осириса и уникальное понимание древнеегипетскими посвящёнными сущности человека.
Миф об Осирисе в общих чертах состоит в следующем. Сын богини неба Нут и бога земли Геба Сет из зависти и жажды власти хитростью убил своего старшего брата Осириса. Он изрубил его тело Осириса на множество частей и рассеял их по всему Египту. Жена Осириса Исида отправилась на поиски тела мужа и всякий раз, как она находила фрагмент тела, она основывала на месте находки святилище в честь Осириса, чем принято объяснять всеегипетский масштаб почитания этого божества. Исида сумела собрать тело мужа, за исключением одного фрагмента, сделала мумию Осириса и зачала от него сына Гора. Мотив рождения Исидой сына после смерти мужа при отсутствии необходимого для этого фрагмента тела супруга перекликается с идеей непорочного зачатия в Евангелии. Образ Исиды с маленьким Гором на руках, кормящей сына грудью, сопоставимый с образом Девы Марии с младенцем, был особенно популярен в египетской религии и был запечатлён во множестве статуэток и рельефов.
Гор родился втайне, уцелел среди бесчисленных опасностей, вырос и сразился с Сетом. Исида добыла ему в помощь око бога Ра. Сет в поединке с Гором сумел вырвать око, изрубил его на 64 части и разбросал по всему Египту, но бог Тот собрал все части воедино и восстановил око ещё более могущественным – теперь оно могло воскресить умершего. Гор воскресил своего отца Осириса. После победы над Сетом Гор, как уже упоминалось, воцаряется в мире живых, а Осирис возглавляет царство мёртвых.
Воскресение Осириса было воспринято в Египте как прецедент – египтяне верили, что воскресение умершего бога стало залогом воскресения умершего человека.
В ритуале Осириса встречаются формулировки, чрезвычайно близкие к догматике христианской церкви, согласно которой «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»: в текстах пирамид есть сходные мотивы: «Если Осирис живёт, то и ты будешь жить, если Осирис не умер, то и ты не умрёшь, если Осирис жив, то и ты не погибнешь».
Культ умирающего и воскресающего бога сыграл чрезвычайно важную роль в истории культуры Египта, став основой заупокойного культа. Подобно христианам, египтяне верили не только в воскресение души, но и в воскресение плоти.
Эта идея абсолютного бессмертия определила смысл, предназначение и содержание древнеегипетского искусства.
Храмы были центрами духовной, научной, культурной, хозяйственной и политической жизни Египта. А фараон, воплощавший в себе при жизни Гора, а после смерти – Осириса, был выражением мирового порядка на земле, концентрируя божественный мир в одном лице и осуществляя посредничество между земным и сакральным мирами. Фараоны считались потомками Гора, являясь в силу этого настоящими богами и представляя собой живое свидетельство о потустороннем высшем мире и доказательство самого его существования. Подобное положение вещей не только обеспечивало фараону безраздельную власть, полное повиновение народа и всеобщее поклонение, но и, прежде всего, налагало полную ответственность за судьбу страны.
С позиции сегодняшнего дня можно рассматривать подобные представления сколь угодно критически, да и на протяжении длительной истории существования египетской цивилизации её духовные основания вовсе не оставались неизменными, порой совершая колебания от одних представлений к диаметрально противоположным и обратно, но для того, чтобы реконструировать основные эстетические представления древних египтян, достаточно ограничиться рамками периода расцвета культуры, когда, собственно, и создавались все отличительные признаки именно этой цивилизации, и со всей серьёзностью отнестись к тому, во что верили сами египтяне.
А египтяне, помимо того, что полагали воскресение бога залогом собственного бессмертия, совершенно отличным от сегодняшнего понимания образом воспринимали человеческую природу. Человеческое существо представлялось им многомерным, состоящим из семи оболочек, соответствующих семи уровням существования. Для сравнения необходимо отметить, что в современной западноевропейской традиции человека свойственно рассматривать существующим на трёх уровнях – а именно как существо биологическое, существо социальное и существо духовное. Ещё совсем недавно человека принято было считать и вовсе существующим на двух уровнях – как био-социальное существо. Причём биологический фактор в человеке ставит его в зависимость от функционирования организма, то есть фактически ограничивает человека его телом. Для абсолютного большинства современных людей на поверку жизнь человека заканчивается с прекращением функционирования его тела. Соответственно, все остальные планы и уровни человеческого существования должны быть реализованы за время оптимального функционирования организма. И для убеждённой веры в бессмертие души в условиях современного мира человеку необходимо прилагать известные усилия – иметь определённый уровень знаний, сохранять мотивацию, подкрепляя её соответствующим образом жизни. Это очень чётко прослеживается в буддизме, отправной точкой которого является идея сансары – бесконечной цепи перерождений, переходов из одного состояния в другое, т. е. фактического отсутствия смерти.
Египтяне же рассматривали человека существующим на семи уровнях, что в соотношении с современным пониманием человека составляет примерно такую же разницу, как восприятие мира двумя глазами и одним или объёмное изображение в сравнении с плоским.
Первым уровнем существования человека (сах), по представлениям древних египтян, выступало физическое тело, чувственно воспринимаемая часть человеческого существа. Её назначением было обеспечение существования всей системы в вещественном мире. Сах функционировал по принципу скафандра: как скафандр защищает человека при погружении в среду с чуждыми принципами жизнедеятельности, так и тело (сах) позволяло человеку существовать в условиях земного мира. Египтяне дорожили сохранностью тела умершего, особенно головы – средоточия жизни, по их представлениям. Обезглавливание, сожжение, растерзание дикими зверями считались страшной участью, поскольку не оставляли возможности дальнейшего существования всей системы. Именно поэтому Сет изрубил на множество кусков тело брата и око бога Ра – чтобы исключить возможность их существования в загробном мире.
На случай повреждения или уничтожения сах умершего в Египте было принято помещать в гробницах своеобразные заменители, куда при необходимости могли бы вселяться остальные составляющие человеческого существа. Саркофаги, в которых помещались мумии, были не просто аналогом распространённых во многих культурах гробов – они были заменителями сах, даже очертаниями повторяя формы человеческого тела и имея на крышке точное портретное изображение умершего из дерева или камня, чтобы прочие оболочки человека могли узнать его и обитать в нём, как прежде в теле.
Древнеегипетские саркофаги
Вторым уровнем существования человека в древнем Египте считалась ка – энергетическая сущность человека. Энергетический план существования человека сегодня совершенно не рассматривается, но во всех древних культурах именно он считался наиболее важным и играл определяющую роль в установлении норм межличностного общения – ведь в случае признания существования энергетической составляющей человека приходилось учитывать не только то, что один человек может сделать другому физически, но и то, как на человеке может сказаться даже то, как окружающие к нему относятся – положительно или негативно.
Посвящённые в Древнем Египте в особом состоянии могли видеть ка и описывали её как разноцветное сияние вокруг вещественного тела (сегодня подобное явление могли бы назвать аурой). Ка, покинувшая тело, воспринималась как точный двойник человека, но не обладающий материальностью (примерный аналог призрака). После смерти человека ка может сразу перемещаться в потусторонний мир, а может обитать в гробнице со своим сах или заменяющим его изваянием. Именно с ка вступали в общение родственники умершего, обращаясь к ней с просьбами, оставляя ей подношения. То, что вес поднесённого ка винограда после её трапезы остаётся неизменным, никого не смущал – ведь ка умершего угощалась ка винограда, и это никак не связано с состоянием физической оболочки ягод.
Третья составляющая человека в Древнем Египте именовалась ба. Это собственно душа человека, то, что делает тело живым и покидает его в момент смерти. Ба, по мнению египетских посвящённых, – это вид существования человека в мире ином и в мире сновидений. Ведь когда человек спит, его тело мирно покоится в постели, не участвуя в событиях сна, в то время как человек может обладать иной внешностью, другой личностью, находиться в совершенно другой местности, владеть умениями, недоступными ему в реальной жизни, например, летать, плавать, водить машину и т. п. Эту проблему поднимал ещё выдающийся китайский мудрец Чжуан-цзы: «Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он – бабочка, порхающая в воздухе и довольная собой. Он не знал, что он – Чжуан Чжоу. Вдруг он проснулся и понял, что он – Чжуан Чжоу. Только он не знал, кто он – то ли Чжуан Чжоу, которому снилось, что он – бабочка, или же он бабочка, которой снится, что он – Чжуан Чжоу».
Великие посвящённые Египта полагали, что сонное оцепенение есть следствие того, что ба временно покидает тело. Обычный человек не может контролировать себя в состоянии сна, но египетские жрецы специальными практиками развивали в себе способность управления своей ба – вводя себя в состояние, когда ба покидала тело, они сохраняли способность сознавать происходящее и ставили перед собой конкретные задачи: например, переноситься на большие расстояния в заданную точку, вселяться в другое тело, исследовать даже загробный мир. Обязательным условием было только вовремя вернуться в своё собственное тело, иначе наступала смерть.
Четвёртый уровень существования человека представлял собой эб – сознание. На базовом уровне его образовывали мысли и мыслеобразы, индивидуальные у каждого человека; на высшем уровне это был разум.
Посвящённые Египта считали, что при поступательном развитии и совершенствовании эб приобретает сияющую неземную красоту.
Иными словами, по мере развития эб начинает излучать свечение, что воспринимается человеческим зрением как красота. Взаимосвязь интеллектуального самосовершенствования (и вообще совершенствования) со свечением прослеживалась и в других культурных традициях, отдалённых от Египта как в пространстве, так и во времени. Например, в буддизме медитация Сиддхартхи Гаутамы под деревом бодхи привела к его прозрению и открытию им основного закона бытия и пути выхода из-под действия этого закона, и это интеллектуально-духовное просветление выразилось также на физическом уровне – Будду традиционно изображают с нимбом вокруг головы, поскольку таким образом обозначается сияние, исходившее от него после достижения им просветления. Свечение является непременным атрибутом святости в христианстве и фигурирует практически во всех религиях и культурах.
После смерти человека, по представлениям древних египтян, эб покидает тело и возвращается к своему первоисточнику – к эб Осириса, божественному разуму. Таким образом, у египтян разум в человеке – нить, связующая и роднящая его с богами, а сам человек происходит из света и после смерти возвращается в свет.
Средоточием человеческого сознания древние египтяне считали сердце. На загробном суде в чертогах Осириса для оценки жизненного пути человека взвешивали его сердце, поскольку там сохраняются все помыслы, намерения и поступки человека. Так, за тысячелетия до европейцев, египтяне исходили из закона сохранения энергии, согласно которому энергия не уничтожается, а переходит в другое состояние. Поскольку за каждым словом и действием вначале лежит мысль, то в эб человека сохранялся неуничтожимый отпечаток всего что человек за свою жизнь сделал, сказал и даже подумал или ощутил.
Пятой составляющей человека в древнем Египте считался ах, который принято переводить как дух. До недавнего времени это была самая малопонятная составляющая человека. Исследователи обычно упоминали, что по представлениям древних египтян у человека была сложносоставная трёхчастная душа, представленная ка, ба и ах, но если первые две составляющие рассматривались достаточно подробно, то ах, за едким исключением, просто перечислялась. Только новейшие технические достижения, такие как создание интернета, помогли понять природу того, что египтяне могли понимать под ах.
Ах – это общее для всего мироздания информационное поле: вездесущее, общее на всех, хранящее информацию обо всём во всех её видах.
Современный человек не может пользоваться возможностями этого поля хотя бы в силу того, что не подозревает о его существовании, и уже по этой причине не поднимается сам вопрос о развитии в человеке необходимых способностей. В итоге, уровня ах не существует для современных людей либо по причине нарушения воспринимающей способности, либо оттого, что эта способность не активирована. В Египте же посвящённые жрецы отбирали людей с особыми способностями, которые впоследствии ещё и развивались специальными практиками. В результате человек (как правило, жрец самого высокого сана) получал возможность доступа к информации обо всём, что было, имеет место в данный момент или ещё только грядёт, с каждым человеком, когда-либо жившим на земле, живущим сейчас или которому ещё только предстоит родиться на свет. В современном мире в редчайших случаях встречаются люди с подобными способностями, но они не могут объяснить природу своего дара и не могут его контролировать. Египетские же посвящённые формировали и использовали такую способность совершенно сознательно. Это выводило их на уровень сверхчеловеческой мудрости, открывало дар предвидения и даже давало возможность общения с миром божественного.
Несмотря на то, активирован в человеке доступ к уровню ах или нет, потенциальная способность к этому считалась одной из составляющих человека.
Шестой оболочкой человека в Древнем Египте было его подлинное имя – рен. Имя человека имело в древнеегипетской цивилизации важнейшее значение – считалось, что тот, кто знает имя, обладает властью над носителем имени, поскольку знает его суть. Сегодня представителям западной цивилизации трудно ощутить сакральную силу имени, столь тонко воспринимавшуюся в древних обществах, потому что современные западные люди редко носят имя на собственном языке – в основном, используются имена, заимствованные из других языков – греческого, латинского, древнееврейского, скандинавских языков. Это привело к тому, что имя постепенно стало восприниматься, прежде всего, с точки зрения его благозвучности и только во вторую очередь исходя из его значения. Например, имя Пульхерия в переводе с латинского означает «прекрасная», но с точки зрения звучания оно никогда не было востребованным в русском языке.
На родном языке человека имя обладает программирующим и формирующим действием, которое отдалённо ощущается даже в именах, заимствованных из других языков.
В учении об именах имя облекает сокровенную сущность человека или любого другого объекта подобно тому, как тончайший слой красящего вещества, распылённый из пульверизатора, выявил бы невидимку и позволил бы получить о нём общее представление.
Ради сохранения имени египтяне предпринимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считалось, что уничтожение имени наносит непоправимый вред загробному бытию человека. Так поступали только со злейшими врагами – например, пасынок женщины-фараона Хатшепсут, у которого она в своё время перехватила власть, после её смерти повелел стереть её имя на всех надписях. А фараон Эхнатон во время своей религиозной реформы по учреждению культа Атона приказал уничтожить имя бога Амона, даже в тех случаях, когда оно составной частью входило в состав имён людей, включая его собственное изначальное имя Аменхотеп.
Во время посмертных странствий душе, по верованиям древних египтян, приходилось преодолевать множество препятствий и ловушек, против которых действенным приёмом был один: назвать подлинное имя преграды. Тексты пирамид, главным образом, и представляют собой наставления умершему, как выходить их таких ситуаций. При входе же в чертоги Осириса, где решалась судьба человека, необходимо было назвать собственное подлинное имя, что становилось невозможным, если имя было уничтожено в мире живых. Без имени человек и его душа исчезали.
Наконец, седьмой составляющей человека древние египтяне считали его тень – шуит. О шуит мало что известно сегодня, но подобные представления родились, скорее всего, из поклонения египтян свету. Тень присуща всем реально существующим объектам. Отсутствие тени позволяет заподозрить иллюзорную природу явления. Тень представляет собой результат взаимодействия плотного тела с потоком света. Как рентгеновское излучение позволяет по характеру прохождения частиц через тело человека определить состояние человека по отношению к норме, так и то, как человек отбрасывает тень, оказавшись на пути света, может дать о нём информацию, сопоставимую с той, какую рентгеновский снимок сообщает хирургу.
Таким образом, при обращении с живым или умершим человеком древним египтянам необходимо было учитывать все его уровни существования – от тела до имени и отбрасываемой им тени. В свете подобных представлений вся жизнь и деятельность людей в древнем Египте определялась первоочередной значимостью загробного бытия по отношению к земной жизни. Это не было отчаянной тоской по бессмертию, борьбой со смертью или мечтой о вечной жизни. Напротив, воспринимая мир в нескольких плоскостях, египтяне исходили из того, что большая часть человеческого существа, шесть из семи его составляющих потенциально неуничтожимы, поскольку представляют собой различные виды энергии, а седьмую бренную часть человека – его тело – они научились сохранять для вечности путём мумификации. Примечательно, что в христианской и буддистской традициях путь совершенствования духа и разума приводил к тому, что тело оставалось нетленным после кончины человека без процедур мумифицирования (например, нетленность мощей святых в христианстве или сохранность тел архатов в состоянии самадхи).
Вся художественная культура Древнего Египта была подчинена канону, обусловленному мировоззрением. Основными типами культовых сооружений были гробницы и заупокойные храмы. Самой ранней формой усыпальницы являлась мастаба – прямоугольный саркофаг с наклонными внутрь стенами. Мастаба стала конструктивной основой для монументальных гробниц – ступенчатых пирамид, завершающим этапом которых стали гробницы фараонов в Гизе. Пирамиды строго ориентировались по сторонам света и воплощали в себе сакральные для египтян числа 1, 3 и 4 – четырёхугольник в основании, треугольные грани сходятся в одной точке вершины.
Заупокойные храмы при гробницах строились по единому плану. У входа располагались пилоны – башни в виде усечённых пирамид. За входом был двор, обнесённый по периметру колоннами, за ним второй двор, заставленный лесом колонн, затем – святилище со статуей божества. Перед храмом устанавливали каменный обелиск – «окаменевший луч Ра», вела к храму аллея сфинксов.
В эпоху Среднего царства фараоны отказались от гробниц в виде пирамид и стали строить ансамбли из скальных гробниц в сочетании с заупокойным храмом. Ансамбль представлял собой насколько террас, поддерживаемых колоннами, на верхней террасе устанавливалась небольшая пирамида. Частично такие храмы вырубались в скалах.
Ещё в Древнем царстве в соответствии с каноном были выработаны строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу и сидящая, с руками, положенными на колени.
Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона. Статуи раскрашивались: тела мужских фигур – красновато-коричневым цветом, женских – желтым, волосы – черным, одежды – белым цветом. Для передачи цвета глаз использовались инкрустации из самоцветных камней: например, радужная оболочка в статуях царевича Рахотепа и его жены Нофрет выполнена из серо-голубого халцедона, что придаёт взгляду серо-голубых глаз поразительную жизненность.
Основными характеристиками в скульптуре являлись торжественная монументальность и строгое спокойствие, а также точная портретность в передаче внешности. Лица статуй отличает максимальное портретное сходство и предельная обобщённость – они передают вневременной образ сущности конкретного человека, без второстепенных деталей внешности. Мастера Древнего Египта изображали людей в вечности, придавая лицам и позам выражение величественного спокойствия и бесстрастности.
Повсеместно были распространены рельефные композиции и рисунки. Ими сплошь покрывались стены дворцов, храмов и гробниц. Сюжеты изображений были самыми разными – природными, бытовыми, героическими, историческими, мифологическими, культовыми.
К характерным особенностям изобразительного канона в рельефе и настенной росписи относятся:
1. Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости на горизонтальные пояса), в силу чего композиция скорее последовательно читалась, чем смотрелась.
2. Композиционная организация сцен (внутри поясов) на основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в так называемых мотивах шествия, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами.
3. Разномасштабность фигур: так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции, то его, как и богов, изображали в больших размерах, чем все остальные фигуры.
4. Принцип распластывания фигуры на плоскости в изображении человека, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз – в фас. Избирались самые четкие, ясно читаемые аспекты, органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.
5. Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их вертикального расположения: то, что находится дальше, изображается на плоскости выше.
6. Единство изображений и иероглифических надписей.
Передача трёхмерного пространства в двухмерном изображении – не просто техническая задача: её решение зависит от определённого отношения к действительности.
Египтяне передавали действительность такой, какой её знали, а не такой, какой она видится.
Отсюда и проистекают все существенные особенности древнеегипетского изобразительного искусства. Тело или предмет изображали не таким, каким его видят в целом, с определённой точки зрения, в какой-то момент времени, но сопоставляя отдельные его части в наиболее характерном для каждой из них виде. Отсюда и традиция лицо человека, руки и ноги изображать в профиль, глаза и туловище до пояса – анфас. Объясняется она, как и раскрашивание фигур яркими цветами без градации оттенков с обведением их чёткими контурами, тем, что изображение мыслилось находящимся в потоке света, где какие-либо тени и оттенки были невозможны, а индивидуальные черты внешности передавал только профиль лица (лицо анфас в потоке света превращается в силуэт без каких-либо характерных черт). Контур подчёркивал озарённые светом границы тела.
Так, особое отношение древних египтян к свету как источнику истины и жизни, нашло своё выражение в художественной культуре. Само понятие нефер – прекрасное – связывалось в их понимании с духовным совершенством и божественным светом. Таким образом, свет в эстетике Древнего Египта выступал в качестве метафизически-эстетической категории.
Изучение сохранившихся сооружений и изображений позволило сделать вывод, что древнеегипетским жрецам и мастерам был знаком принцип «золотого сечения», в котором отражается знание законов гармонии Вселенной. Благодаря этому знанию, жрецы могли организовывать пространство временного земного пребывания человека в соответствии с единым ритмом целостного организма мироздания. Это позволяло влиять на психику человека с тем, чтобы он мог органично существовать в окружающем мире, сохраняя целостность, покой и гармонию.
Таким образом, в Древнем Египте прекрасным (нефер) считался порядок мировой гармонии. Создать нечто прекрасное означало следовать этому высшему закону, быть прекрасным означало пробудить его в себе. Условием для этого являлось овладение тайным знанием, хранителями и создателями которого выступали жрецы и фараон, что выразилось в наставлении: «Обратись к писаниям, вложи в них своё сердце, и тогда всё, что ты скажешь, будет прекрасным».
ebooks.grsu.by
Культура Древнего Египта | Мудрый Философ
На первый взгляд, Египет как страна, находящаяся на Севере Африки, не может быть отнесен с полным основанием к культурам Древнего Востока (или Ближнего). Но в данном случае понятия «Восток» и «Запад» имеют не столько географическое, сколько культурологическое понятие. Культура Древнего Египта одна из самых древних — она существует с V тысячелетия до н.э. и по своему существу одна из самых традиционных. Поэтому ее относят к восточному обществу.
Существенным фактором, оказавшим влияние на развитие древнеегипетской цивилизации, были природные условия. Плодородная долина Нила позволила собирать по два урожая в год. По некоторым данным урожай этот был очень обильным — до 100 центнеров с гектара. Плодородная долина Нила была довольно узкой. За сравнительно небольшой полоской плодородной земли по обе стороны реки простиралась безжизненная пустыня. После разлива Нила нужно было подавать воду на посевы — оросительная система была развитой и совершенной.
Пирамиды и оросительная система являются своеобразной отличительной чертой древнеегипетской цивилизации. Египетское общество было обществом закрытого типа. Это была рабовладельческая деспотия, своим социальным устройством напоминавшая пирамиду: внизу — рабы, затем крестьяне, ремесленники, писцы, жрецы, чиновники, вельможи и на вершине — фараон, власть которого была неограниченной и абсолютной. Фараон занимался всем: торговлей, политикой, ирригационными работами, религией. Он соединял в себе высшую религиозную и политическую власть. Его фигура была божественной. Египетские пирамиды древние греки относили к одному из семи чудес света. Они поражали их своими размерами. Ничего подобного античный мир не знал. Размер пирамиды Хеопса поражает: основание — 5 га, высота — 146,5 м Сложена из 2300000 гранитных камней, каждый из которых весит 2,5 т. Но практической целесообразности в сооружении пирамид не было. Ничьей жизни они не улучшили, никому благосостояния не принесли. Их сооружение тяжелым бременем ложилось на египетскую экономику. И все-таки пирамиды упорно сооружались в течение нескольких столетий. Почему?
Люди, жившие в долинах рек, стали по-другому воспринимать мир. Раньше реальность была смесью хаоса и космоса, божественного и обычного. Но теперь это представление об устройстве мира изменилось.
Всем известно, что пирамиды воздвигались в качестве усыпальниц фараонов. Каждая из них посвящена определенному властителю. Чем же объяснить громадность пирамид, их подавляющее величие? Необходимостью вызвать представление о мощи и величии фараона. Сверхчеловеческое — это уже божественное. Фигура царя обожествляется. Именно царь — бог в представлении древневосточных людей был источником всех тех монументальных сооружений, которые характеризуют любую культуру Древнего Востока. Эти сооружения представляли собой выражение того, что среди людей в качестве их повелителя пребывает божество, что оно несоизмеримо ни с чем человеческим, бесконечно его превосходя. Следовательно, монументализм древневосточных культур и царская власть неразрывно связанны, друг друга дополняют и проясняют.
Характер и размах государственной деятельности древних египтян определил направленность их материальной и духовной культуры. Большой размах работ по созданию оросительной системы требовал четкой организации работ, практических навыков и научных знаний. Общеизвестны обширные познания египтян в математике и астрономии. Они вычислили площадь круга, дали миру календарь, разделили сутки на 24 часа, письменность (24 иероглифа), папирус, кирпич, дрожжевой хлеб и многое другое. Особенно большой вклад они внесли в медицину. Египетские жрецы были не только служителями культа, но и одновременно врачами, метеорологами, магами. Конечно, медицинские и другие научные знания носили эзотерический характер, были вплетены в религиозно-финансовую систему, но носили довольно обширный характер.
В древнеегипетской культуре есть чудесные памятники искусства: мифы, сказки, повести, поучения. Литературные произведения имели ритмическую форму, традиционные сюжеты. Несмотря на связь с религиозной идеологией, развитие литературных жанров не останавливалось.
В изобразительном искусстве древние египтяне оставили нам образцы портрета, скульптуры, архитектуры. Изображение человека в скульптуре у египтян отличалось статичностью, неподвижностью. Если это было изображение на каменной плите или надгробии, то почти всегда фигура человека изображается в фас, а голова и ноги — в профиль. Это объясняется тем, что одним из источников живописи была пиктография — переходная форма к иероглифическому письму. Изображение вельможи или фараона в групповой композиции отличалось тем, что его фигура всегда была в полтора — два раза графически выше остальных (простых) людей.
Мифологию, религию и культуру древних египтян помогают представить найденные археологами «Тексты пирамид» — сложная система молитв, гимнов, заклинаний, которыми сопровождались похоронные царские ритуалы. К подобного рода источникам относятся и «Тексты саркофагов», которые сохранялись на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI — XVIII ст. до н.э.), а также «Книга мертвых».
Вселенная, согласно представлениям египтян, создана богом Солнца, родившимся из бутона голубого лотоса — символа жизни. Жизнь — это вечная борьба света и мрака, добра и зла. Египтяне обожествляли животных и растения — это особенность их религии. Каждое божество выступало в виде какого-либо животного, рыбы или птицы. В египетской мифологии много божеств, но выделялась триада главных: Амон (Ра), Мут — богиня неба, их сын Хор. Особо выделялся также Осирис — бог подземного царства, его жена Исида — богиня плодородия, символ супружеской верности и материнства. Хор — символ власти фараона, Шу — бог ветра, Нут — богиня неба, Тефнут — богиня влажности. Геб — бог земли, Сет — бог луны, Неферт — богиня красоты.
Духовный мир древних египтян был тесно связан с их верой в потустороннюю жизнь. Основным условием загробной жизни считали сохранение телесной оболочки умершего. Поэтому такое огромное значение придавалось бальзамированию и обеспечению покойника необходимыми на том свете вещами. Культ мертвых, идея бессмертия, неуничтожимость человеческой сущности нашел отражение не только в традиции бальзамирования, но и в египетской скульптуре (статуя Рамсеса II, золотая маска Тутанхамона), в живописи (росписи гробниц), в архитектуре (пирамиды фараонов).
Символами египетской культуры являются не только фараоны, но и сфинксы (олицетворение тайной премудрости), и боги Ра, и Осирис, и анкх — египетский крест с петлей — «ключ Нила» — атрибут богов и власти. Это культура рабовладельческого общества и такой его разновидности, как рабовладельческая деспотия. Достижения древнеегипетской культуры велики — это монументальная каменная архитектура, пирамиды, папирусы, техника ирригационных работ, зачатки медицинских знаний, математические и астрономические познания, скульптурный портрет, литературные памятники, идея социальных законов, чиновничий аппарат. Исторические рамки этой культуры — начало V-IV тысячелетия до н.э., конец XI-IV век до н.э. Ее значение в том, что она послужила прототипом других культур ближнего Востока. Многие ее достижения через греческую и римскую античность были включены в последующую общечеловеческую культурную традицию.
Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»:Культура Древнего ВостокаКультура Древнего КитаяКультура Древней Индии
Читайте также:Первобытная культураАнтичная культураСредневековая культураКультура Западноевропейского ВозрожденияКультурное значение РеформацииКультура Нового Времени
www.mudriyfilosof.ru