Автор Игорь Борисович Орлов — д.и.н., профессор, НИУ-ВШЭ, Москва. Доклад на Всероссийской научно-общественной конференции "Государственная идеология и современная Россия", состоявшейся 28 марта 2014 г. в Москве. «Новый советский патриотизм есть факт, который бессмысленно отрицать. Это есть единственный шанс на бытие России. Если он будет бит, если народ откажется защищать Россию Сталина, как он отказался защищать Россию Николая II и Россию демократической республики, то для этого народа, вероятно, нет возможностей исторического существования» (Г.П.Федотов) Русского историка и религиозного философа Георгия Петровича Федотова (1886–1951), четверть века прожившего в эмиграции, трудно заподозрить в любви к сталинскому режиму. В статье «Защита России», опубликованной в 4-м номере парижской «Новой России» за 1936 г., мыслитель не берется оценивать «силу и живучесть нового русского патриотизма», носителем которого является «новая знать», управляющая Россией. Более того, он сомневается в силе патриотического чувства рабочих и крестьян, «на спинах которых строится сталинский трон»[1]. То есть для Федотова было очевидно различие между патриотизмом, как идеологическим конструктом, и патриотическим чувством, носителем которого является народ. Но эта двойственность патриотизма — внешняя, т.к. по своей природе он представляет собой взаимосвязь двух принципов — социально-политического и нравственного (рис. 1), двух измерений — малой и большой Родины и двух проявлений — чувства любви к Родине и готовности к защите Отечества[2]. Рис. 1. Сущность патриотизма По своей глубинной сути патриотизм выступает основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности личности и социума. В его основе лежат два архетипических образа: Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, символизирующего государство. Так что же такое патриотизм: «последнее прибежище негодяя» (по определению автора знаменитого «Словаря английского языка» Самуэля Джонсона), «орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей» (в понимании Л.Н.Толстого) или «добродетель» и «любовь ко благу и славе Отечества» (по убеждению Н.М.Карамзина и В.С.Соловьева)? Где грань между национализмом, настоящим и ложным патриотизмом? Совместим ли патриотизм с общечеловеческими ценностями? Проблема патриотизма представляла и представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества[3]. Не удивительно, что только за время существования новой российской государственности отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось и продолжает варьироваться от полного неприятия до безусловной поддержки. Сегодня в России о патриотизме заговорили все — от монархистов до коммунистов, от державников до интернационалистов. Мало кто будет спорить с тем, что почти две трети истории нашего народа представляет собой борьбу за независимость. Неудивительно, что в таких этих условиях патриотизм стал краеугольным камнем государственной идеологии. Надо учитывать и то, что формирование патриотической идеи, совпавшее по времени с возникновением Русского государства, с самого начала оказалось связанным с выполнением ратного (воинского) долга. Как идея объединения русских земель в борьбе с врагами он отчетливо звучит в «Повести временных лет» и проповедях Сергия Радонежского, в «Слове о полку Игореве» и «Слове о законе и благодати» Иллариона. Но при этом, обращает на себя внимание отсутствие в русских былинах единого типа воина-героя. Но всех их (Микулу Селяниновича и Илью Муромца, Садко и Никиту Кожемяки) объединяет любовь к «отеческим гробам» и стремление «постоять за землю Русскую». Показательно, что термин «патриот» получил хождение в России только в XVIII ст. в связи с Северной войной. В своем труде, посвященном этой войне, вице-канцлер барон П.П.Шафиров впервые применил его со значением «сын Отечества». Именно для петровского времени характерен рост национального самосознания в целом и государственного начала в нем, в частности. Можно считать, что при первом российском императоре патриотизм приобрел характер государственной идеологии, главным девизом которой стала формула «Бог, Царь и Отечество». Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр Великий подчеркивал, что сражаются они за государство, свой род и православную веру. «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав», — все эти и иные законы петровской эпохи закрепили патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина. Позже великий русский полководец А.В.Суворов использовал в этом же значении термин «отечественник»[4]. И это не случайно. Ведь своим происхождением слово «патриотизм» обязано греческому «соотечественник», берущему свое начало от древнегреческого «патра», что означало род. Вспомним, что древние мыслители считали отношение к Отечеству самым благородным помышлением. Для античности патриотизм выступал главной нравственной обязанностью члена полиса, вкладывая в это понятие не только военную защиту города-государства, но и активное участие в управлении полисом[5]. К сожалению, в российской истории (в том числе по ряду объективных причин) патриотизм как чувство Гражданина своего Отечества получило гораздо меньшее развитие, нежели его военная составляющая. Как идеология патриотизм представляет собой идеологическую основу эффективного функционирования социальных и государственных институтов, один из механизмов легитимности власти и инструмент формирования социально-политической и психологической идентификации народа. Для всей российской истории центральной составляющей патриотизма была державность, понимаемая как характеристика политического, экономического, военного и духовного могущества страны в мире, а также способность оказывать влияние на международные отношения. Но державность всегда была и некоторым недостижимым идеалом государственного устройства, приобретавшего иногда весьма неожиданные черты, как например, самодержавная республика у К.Д.Кавелина. Очевидно, что характер патриотизма обусловлен исторической эпохой и спецификой государственности. В царской России, например, долг перед Отечеством, преданность царю, ответственность перед обществом развивались из поколения в поколение. Для императорской России, с ее попытками культивирования общегосударственного патриотизма, основным содержанием «теории официальной народности» стали идеи державности и народности как опоры на собственные традиции. Не случайно, именно история рассматривалась в качестве главного предмета в воспитании гражданственности и патриотизма подданных Российской империи. В свою очередь, истоки советской державности лежат в идее «строительства социализма в одной, отдельно взятой стране». Усиление государственно-патриотических начал оказалось связано с понятием «новой социалистической Родины». Заметим, что формирование советского патриотизма шло под лозунгом «вобрать в себя лучшие традиции русской истории» и при обращении к идее славянского единства. В основание нового патриотизма было положено сочетание любви к Родине (патриотизм в традиционном понимании) и идеи строительства коммунизма и интернационализма. Необходимость защиты социалистического Отечества подкреплялась убеждением в превосходстве социализма над капитализмом и обосновывалась учением о справедливых и несправедливых войнах. То есть речь шла о защите более прогрессивного общественного строя, который служил образцом для остальных народов мира («Все мы знаем, что Земля начинается с Кремля»). Впрочем, активное обращение к традиционным национальным ценностям произошло лишь во время Великой Отечественной войны, когда встал вопрос о выживании не только советской власти, но и нации, как таковой. Именно этим было обусловлено обращение коммунистической власти к русской православной церкви и воспроизведение в массовой пропаганде образов таких национальных героев, как Александр Невский и Дмитрий Донской, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Федор Ушаков и др.[6] Но содержание и направленность патриотизма определяются, в том числе, духовным и нравственным климатом общества. О патриотических качествах русского народа писали вольнодумец А.Н.Радищев и декабристы Н.П.Муравьев и С.Пестель, революционеры-демократы В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский, русские философы В.С.Соловьев, И.А.Ильин, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев и др. Показательно, что у них под патриотизмом понимались не только готовность к защите Отечества, но и гражданское достоинство[7]. На волне преобразований Александра II, реформ С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, патриотизм все больше воспринимался в российском обществе как некая школа воспитания гражданственности и ответственности за судьбу своего Отечества. Так, согласно И.А.Ильину, сама идея Родины предполагает в человеке начало духовности, отражающей особенности людей разных национальностей. Говоря о патриотизме, А.И.Солженицын видел в нем «цельное и настойчивое чувство любви к своей нации со служением ей не угодливым, не поддержкой несправедливых ее притязаний, а откровенным в оценке пороков, грехов и в раскаянии за них»[8]. О величайшем патриотизме, поднимавшем людей на подвиг в дни битвы за Москву, писал в своих воспоминаниях Г.К.Жуков[9]. Другими словами, патриотизм — это не только идеологическая конструкция, но и ценность, позиционируемая в общей системе индивидуальных и общественных ценностей. Прежде всего, он относится к высшим ценностям, т.к. разделяется более чем половиной социальных групп страны. Патриотизм является и общепринятой ценностью, в силу того, что поддерживается более чем 3⁄4 населения (или, по крайней мере, доминирующей ценностью, разделяемой более чем половиной граждан). Патриотизм, несомненно, ценность, интегрирующая общество, и активная, т.к. предполагает осознанное и эмоционально нагруженное действие. И, наконец, в силу своей двойственной природы, он относится к терминальным (целевым) ценностям и, одновременно, к ценностям инструментальным, служащим средством по отношению к целям[10]. Как нравственный феномен, патриотизм предполагает практические действия по преодолению национальной ограниченности, уважение к личности и преобразующую человеческое сообщество деятельность. Роль патриотизма возрастает на крутых изломах истории, требующих резкого повышения напряжения сил граждан, и, прежде всего, во время войн и нашествий, социальных конфликтов и политических кризисов, стихийных бедствий и т.п. Именно в кризисных условиях патриотизм выступает как атрибут жизнеспособности и даже, нередко, просто выживаемости социума. Сегодняшнюю ситуацию, связанную с попытками изоляции России, вполне можно рассматривать как форс-мажорную, всегда в истории нашей страны приводившую к консолидации населения, его сближению с властью и усилению государственно-патриотических начал. Впрочем, это не значит, что в остальные периоды истории, патриотизм не функционален. Он представляет собой одно из основных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов, а также источник духовных и нравственных сил и здоровья общества. Если французские просветители XVIII в. отмечали зависимость патриотических чувств от государства и его законов, то Гегель связывал патриотизм, прежде всего, с чувством доверия граждан к государству[11]. К сожалению, уже во второй половине 1980-х гг. у «прорабов перестройки» сложился взгляд на патриотизм как отжившую ценность, мешающую строить новое демократическое общество. Более того, абсолютизируя внутреннюю связь идеологии и политики, постсоветская элита, сама того не подозревая, вслед за К.Марксом, увидела в идеологии вообще и в патриотизме, в частности, ложную форму сознания. Неудивительно, что в 1990-е гг. исследователи нередко подчеркивали «неустойчивый, аморфный, неопределенный характер» российского патриотизма[12]. Свои позитивные плоды дала только «реабилитация» патриотизма накануне 50-летия Победы над фашизмом. В начале 2000-х гг., если судить по данным опроса РосБизнесКонсалтинга, патриотами себя считали 42% россиян, и только 8% к таковым себя не относили[13]. Руководство страны созрело к признанию, что новая государственность должна опираться не только на уважение к закону, но и на чувство гражданского долга, высшим проявлением которого является патриотизм. Не менее важным моментом стало осознание, что без четко сформулированной идеи защиты интересов России невозможно выработать суверенную внешнюю политику. Дефицит (или даже системный кризис) патриотизма в современной России связан с ревизией самого понятия «патриотизм» в связи с разрушением идеологической оболочки социализма. Это привело к дискредитации любых идеологических механизмов легитимации власти, — именно этим объясняется сохранение конституционного запрета на государственную идеологию в современной России. Отчасти «дискриминация» государственной идеологии вызвана непониманием того, что идеи представляет собой не только порождение интересов определенных социальных слоев, но и ценности, укорененные в народном сознании. Думается, что спор по этому поводу неокантианцев и марксистов давно потерял свою актуальность. На практике разрушение патриотизма в России привело не только к ослаблению постсоветской государственности, но и к размыванию социальных и духовных основ российского общества. Не удивительно, что даже понятие Родины девальвировалось и потеряло свое сущностное содержание. Но идеология является неустранимым элементом общественной жизни и формой включения людей в общественную связь. Трудно согласится с И.Валлерстайном и его последователями, что только наличие врага придает идеологии (в том числе патриотизму) жизненную силу и интегрирующий характер. Конечно, вне морали и права любая идеология потенциально опасна для общества. Но в том и состоит особенность патриотизма, как уже указывалось, что именно любовь к Родине, вне зависимости от наличия врага, выводит патриотическое чувство за рамки политического эгоизма и создает защиту от идеологических манипуляций. В сегодняшней России возрождение патриотизма властями напрямую связывается только с идеей восстановления статуса великой державы. Это понятно, т.к. только гордость своей страной, народом и его историей может стать конструктивной основой патриотического чувства. Но при этом не принимается во внимание, что в отечественной истории державность всегда сочеталась с другими ценностными компонентами: православной верой в дореволюционной России или интернационализмом в СССР (рис. 2). Можно утверждать, что в формировании идей державности и величии России, патриотизма и преданности Отечеству, особого пути России и т.п., составляющих важнейшие компоненты политического сознания россиян, немаловажную роль сыграла именно православная вера. Но очевидно, что патриотическая формула дореволюционной России «За веру, царя и отечество!» никак не встраивается в современное российское общество. Рис. 2. Составляющие патриотической идеи Думается, сегодня патриотизм как механизм идентичности народа, которая является базовой потребностью человека[14], и легитимизации власти также невозможен без второй ценностной составляющей — принципа социальной справедливости. Вспомним, что в архетипах российского сознания закон и право лишь тогда выступают ценностью, когда к ним добавлено прилагательное «справедливый». Справедливость всегда была не просто сохранением в российской жизни традиционно-общинных форм социальной регуляции, но и своеобразной нравственной самозащитой личности в внеправовом государстве. При таком подходе патриотические настроения выступают существенным фактором мобилизации и социально-политической активности[15]. Другими словами, патриотизм подразумевает коллективную национальную идентичность. Без сформированного позитивного образа страны, в котором присутствует идея державности, граждане современной России не смогут закрепить свою национальную идентичность. Следует учитывать, что патриотизм является важной составной частью национальной идеи, поисками которой российская власть озабочена с конца 1990-х гг., и которая должна способствовать самоидентификации России в мировом сообществе. В свою очередь, идеология патриотизма, как основа стратегии успешного развития страны, в силу своей понятности может быть воспринята большей частью российского общества в качестве инструментария выхода из духовного кризиса и пути обретения настоящего суверенитета. И здесь потребуется усилие над собой, а не насилие над другими. Кроме того, никакое внешнее освобождение не будет эффективным без освобождения внутреннего. Давайте прислушаемся к словам А.И.Герцена о консерватизме не только трона и амвона, но и самого народа. Или к рассуждениям С.Л.Франка о сознательном патриотизме как осознании ценности национального бытия и его организации в лице государственности. Сегодня, как никогда, важен и «перевод» идеи патриотизма с языка этнического на язык общенациональный. ПРИМЕЧАНИЯ [1] Федотов Г.П. Защита России // Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т. 2. М.: Изд-во «София», 1992. С. 125. [2] См., например: Краткий политический словарь. М.: Политиздат, 1989. С. 411; Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т.: Т. 2. М.: Большая рос. энцикл., 1999. С. 409; Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. С. 538. [3] См., например: Государственная идеология и общенациональная идея. М.: Клуб «Реалисты», 1997; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис... д-ра филос. наук. М., 1998; Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М.: Триада-фарм, 2003. [4] Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке (Очерки). М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1958. С. 147; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. М.: ВУ, 1997. С. 48–52; Пушкарев Л.Н. Менталитет и политическая история России: переломные этапы. // Менталитет и политическое развитие России. Тезисы докладов научной конференции. Москва, 29–31 окт. 1996 г. М.: ИРИ РАН, 1996. С. 6. [5] См., например: Цицерон. Диалоги «О государстве», «О законах». М.: Наука, 1966. С. 87. [6] Форсова Н.К. Духовный поворот в Советской ментальности в условиях Великой Отечественной войны, его последствия // Великий подвиг. К 55-летию Победы. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. С. 35–36. [7] Белинский В.Г. Сочинения. Т. 4. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 489; Восстание декабристов: в 8 т. Т. 7. М.: Госполитиздат, 1927. С. 86; Ильин И. Мы были правы // О грядущем России / Под ред. Н.П.Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. С. 333–334. и др. [8] Солженицын А. Публицистика. В 3 т. Т. 1. Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни. Ярославль; Верхневолжское кн. изд-во, 1995. С. 65. [9] Жуков Г.К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории // Роман-газета. 1994. No 18. С. 101. [10] Классификацию ценностей см.: Горяинов В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Полис. 1996. No 4; Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.: Ин-т философии РАН, 1994. [11] Гегель Г. Работы разных лет. Т. 2. М.: Мысль, 1971. С. 70. [12] Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1995. С. 16. [13] Новикова Н. Патриотизм — готовность пожертвовать всем, если это не вредит вашему бизнесу // Профиль. 2002. No 42. С. 4. [14] Идентичность является одним из наиболее эффективных механизмов мобилизации населения, а критерии идентификации, в свою очередь, выстраиваются с помощью идеологии как совокупности идей и идеалов. [15] Подробнее о механизме формирования и активизации идентичностей см.: Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами «идентичности» // Ad Imperio. 2002. No 3. С. 61–116. rusrand.ru Проблема патриотического воспитания в современных условиях является одной из самых актуальных в теории и практике воспитания подрастающего поколения. «Патриотизм», объяснить происхождение и значение этого слова достаточно просто - его толкование есть в любом словаре. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу» [1]. Человек защищает только то, что любит. Это семья, друзья, родной дом, «малая Родина». Любовь к Родине складывается из любви к родной природе, к родному городу, из гордости прошлым родной страны и из веры в ее будущее, из стремления впитать в себя ценность своей культуры. Устранив патриотизм, связанную с ним национальную гордость, народ теряет себя. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [2] Содержание понятия патриотизм включат в себя: - чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; - уважительное отношение к языку своего народа; - забота об интересах Родины; - осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости; - проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; - гордость за социальные и культурные достижения своей страны; - гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ; - уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; - ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; - гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделённость, неразрывность с Отечеством. Скоро будут разработаны новые образовательные стандарты, и российским учителям придётся не только учить детей, но воспитывать «успешного гражданина России XXI века». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – это основа образовательного стандарта. В ней описывается, какого «человека будущего хочет видеть государство и общество». Основой её является патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, религия, искусство и литература, природа и человечество». Патриотами не рождаются - ими становятся. Это емкая, но точная по смыслу истина зародилась много десятилетий тому назад. С того времени в мире произошло много изменений, но глубокий смысл этой крылатой фразы остается неизменным. Она как бы выражает самую существенную, определяющую черту человека - высокоразвитое чувство любви к Родине. Основой возникновения патриотического чувства в душе человека является генетическая память предков, но лишь тогда они достигнут высоких результатов, когда с детьми ведется систематическая работа. Это не только уроки истории и тематические часы, но и большая воспитательная внеурочная деятельность. Хочется привести примеры высказываний авторов из истории древнего мира. «Сменяющие друг друга поколения становятся всё хуже и хуже». (Древняя Греция) [2] «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк». (Древний Египет 2000 лет до н. э.) [2] «Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычая не признают Несут миру погибель и станут последним его пределом». (Надпись на гробнице фараона 3500 лет до н. э.) [2] «Наша молодёжь растлена до глубины души. Молодые нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь былых времён и не сумеют сохранить нашу культуру». (Вавилон 3000 лет до н. э.) [2] Оказывается, старшее поколение во все времена было не довольно подрастающим поколение, обвиняя их в нерадивости, непослушании. Отсюда вытекают серьёзные, важные и интересные аспекты жизни. В обществе бытует мнение, что нынешняя молодёжь утратила патриотизм, не интересуется тем, что происходит со страной, не хочет думать, а тем более что-то делать, т.е нынешнее поколение не имеет чёткой гражданской позиции, живёт только своими интересами. Проведя анкетирование среди учащихся 9-11 классов, мне хочется развеять такое мнение. Был предложен круг вопросов.[4] О чём же говорят результаты? Большинство школьников знакомы с Конституцией своей страны и считают себя патриотами. 83% знают слова национального гимна. Дети гордятся тем, что являются гражданами России. Наша школа ведет целенаправленную деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию. Поэтому в системе патриотического воспитания можно выделить основные направления: - гражданско-патриотическое; - историко-краеведческое; - духовно-нравственное; - патриотическое; - спортивно-патриотическое. В каждой школе есть такой уголок, который притягивает к себе подростков. У нас это школьный центр гражданского, патриотического и духовного воспитания. Открытие этого центра явилось одним из этапов проекта, над которым работали учащиеся. Тема патриотизма легла в основу работы данного центра. Это одно из самых любимых мест школьников. Наш центр не просто существует, он живёт. Здесь проходят уроки по истории и культуре Воронежской области, встречи с ветеранами войны и труда, уроки мужества, защиты проектов, тематические экскурсии, используется материал и во внеклассной работе. В частности за 2009-2014 уч. год были представлены интересные проекты «Мы – будущие избиратели», «Шурави – герои афганской войны», «Память за собою позови…», «Воронеж – город воинской славы». Школьники пишут сочинения и рефераты, например: «Наша школа», «Мой город», «Молодёжь и выборы» и др. Ведется большая исследовательская и поисковая работа на тему «Человек в истории» - война в судьбе моей семьи. Дети активно собирают материал о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, являются участника областных и всероссийских конкурсов. На протяжении нескольких лет ведётся факультативный курс «Я – гражданин России» (авторской программы Кононовича). Одним из направлений явилось патриотическое воспитание, где на итоговом занятии школьники защищают проект под названием «Их именами названы улицы нашего города». Центр сотрудничает с военкоматом Советского района, для будущих призывников проводится мероприятие «Наказ будущему воину», где в торжественной обстановке вручаются приписные удостоверения. Существует клуб «Юных избирателей», его участники – ребята активные, принимают участие в конкурсах по избирательному праву, познают основы избирательной системы России. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что пока не поздно, за молодёжь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших детей, завтра даст соответствующие результаты. Породим бездельников, наркоманов и невежд, - значит, своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, активных здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается главный подход каждого учителя в деле воспитания молодёжи. Только правильно поставленная работа с детьми окажет глубокое влияние на их сознание и мировосприятие, научит ценить дружбу, вызовет чувство обеспокоенности за судьбу близкого человека, заставит трепетно относиться к старшему поколению, приучить к исследовательской работе. И, в конечном итоге, поможет нам воспитать гражданина и патриота, человека, любящего свою Родину. Список литературы. Анкета 1. В современном обществе, когда люди начинают себя ощущать «Гражданами мира», патриотизм теряет своё значение. Назвали ли бы себя патриотом? Да Нет Не могу сказать 2. Считаете ли вы, что любовь и уважение к Родине автоматически подразумевают Обязательное уважение и к государственной власти? Да Нет Не могу сказать 3. Согласны ли вы с суждением: «Я горжусь тем, что я гражданин России»? Да Нет 4. Что вы считаете своей Родиной? Вся моя страна – Россия Город, в котором я живу Прежде всего, мой народ, его история, язык, культура, традиции Моя семья, друзья, близкие люди Любое место в мире, где я и мои близкие чувствуют себя защищёнными Вся наша планета, я ощущаю себя «Гражданином мира» 5. Знакомы ли вы с Конституцией России? Если да, то, каким образом? Читал самостоятельно Изучал положения на уроках истории и обществознания. 6. Знаете ли вы музыку и слова национального гимна? Да Нет 7. Если у вас будет выбор, то вы предпочли Жить и работать в России Сохранить гражданство России, а работать за границей Жить и работать за границей open-lesson.net В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.
Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением. На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом. А вот мнение, которое выразил в своей авторской работе участник
нашего конкурса «Я – писатель» Андрей
Сёмин из Нижнего Новгорода, учащийся 10 «А» класса средней
общеобразовательной школы №45. Здесь приведен отрывок из сочинения
автора «Патриотизм». Патриотизм! Чувство, которое должно быть у любого уважающего себя
человека. Чувство гордости и сопереживания за свою страну, своей
страной, вместе со своей страной. И мне кажется, что чем больше человек
любит свою Родину, готов за нее отдать свою жизнь, убить врага во благо
своей Родины при вероломном нападении или дерзкой вылазке в ее стан,
тем больше человек получает духовных сил, нравственных впечатлений,
прямого контакта с культурой, историей и сердцем своей Родины. Мне
кажется также, что сегодня человек не только может, но и должен всеми
своими средствами души и тела восхвалять свою Родину. Ведь именно она,
Родина, дает жизнь. Ведь именно она, Родина, дает возможность проявить
себя.
Всегда нужно быть активным, любознательным к богатствам святой земли
Русской. Нужно проявить себя как гражданин, как патриот – это не просто
важно. Это необходимо.
Россия. Как много в этом слове. Богатая история и великая культура,
кровавые войны и революции и подвиги русского народа. Очень многие люди
умирали с этим великим словом на устах. Мы живем в великой стране с
богатым историческим опытом. И не случайно многие поэты и писатели
размышляли о судьбе своей Родины. И если бы мне довелось сейчас увидеть
Николая Васильевича, то я бы на его вопрос «Русь, куда ж несешься ты?»
ответил следующее: «В ту даль, где свет и жизнь трепещет, и где лишь
разум со душою говорит». * * * Давайте задумаемся и ответим себе на следующие вопросы: www.zanimatika.ruПатриотизм в истории России: государственная идеология и ценностный потенциал. Патриотизм важнейшая сторона и личной и общественной жизни духа эссе
государственная идеология и ценностный потенциал
Патриотизм и духовность в молодёжной среде как важнейший национальный приоритет современной России.
Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников.
Дорогие школьники! Спасибо!