«Презентация по технологии на тему «Художественное творчество» (8 класс)». Считаете ли вы художественным творчеством создание новых духов вин тортов


Контрольная работа по эстетике — Мегаобучалка

1. Что изучает эстетика:

    • с точки зрения марксизма
    • с точки зрения Канта

С точки зрения марксизма, эстетика, поставила своей задачей раскрыть внутреннюю природу и закономерность возникновения, развития и общественного бытия эстетической мысли. С точки зрения марксизма, эстетические идеи, как и всякие другие, являются отражением реального процесса человеческой жизни. Поэтому источник их возникновения и развития, причины расцвета и упадка нужно искать не в самих идеях, а в материальных условиях жизни общества, в характере классовой борьбы на каждом отдельном этапе общественного развития, учитывая при этом, что область эстетического находится в живом взаимодействии с другими сторонами общественного сознания — политикой, моралью, искусством и т. д.

Критическая философия Иммануила Канта изложена в трудах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждений». В первом из них Кант изложил свое учение о познании, во втором — этику, в третьем — эстетику. Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о «вещи в себе» и «явлениях». Согласно Канту, существует независимый от нашего сознания мир вещей, их философ называет «вещи в себе». Познание начинается с того, что «вещи в себе» действуют на органы чувств и вызывают ощущения. Признавая существование «вещей в себе» независимо от сознания человека, Кант становится на позиции материализма. Первичным для него является не наше сознание, а предметы материального мира. Но, как только Кант переходит к рассмотрению вопроса о познании, его формах и границах, он оставляет материалистическую точку зрения и развивает идеалистическое учение о познании. Решение этих трех вопросов Кант связывает с исследованием трех основных свойств познания: I) чувственности; 2) рассудка; 3) разума. Чувственность — свойство ощущений, рассудок — свойство понятий и суждений, разум — свойство умозаключений, которые восходят к «идее» — понятие о безусловном соединении всех обусловленных явлений.

2.В чем отличие друг от друга видов эстетической деятельности

искусство

архитектура

дизайн

 

Искусство более обширное понятие.

Архитектура рассматривается как вид искусства. Однако архитектура представляет собой не только вид искусства, но и особый вид освоения мира человеком, главным содержанием которого является человек, бытие человека не только материально-бытовое, но и социально-культурное и духовное.

Дизайн -- предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. Это новый, промышленный вид эстетической деятельности, Дизайн порожден потребностями массового производства и потребления.

3. Охарактеризуйте категорию «прекрасное»

· согласно платновоско-пифогарейской традиции

· согласно рационалистической трактовке эпохи классицизма

 

 

Пифагорейцы оказали большое влияние на последующее развитие эстетики, в особенности на музыкальную эстетику. Они впервые диалектически подошли к истолкованию гармонии и красоты, поскольку стали рассматривать их как единство противоположностей.

Классицизм трактовал П. и его оценку рационалистично и нормативно.

4. Прав ли Брахт, считающий, что вне восприятия публикой искусство не существует: «Статуя, погруженная на дно моря, не есть произведение исскусства»?

Вопрос спорный, так как статуя может быть выполнена талантливым мастером, и эта статуя тогда является произведением искусства, а может быть это ширпотреб выполненный халтурщиком. Статуя, может быть произведением искусства, а может быть нет, независимо от того где она находиться. Если статуя выполнена талантливо, то бесспорно она является произведением искусства и на дне моря.

5. Почему классицизм обращается к античным мифам.

Стремление художников изобразить современные проблемы в зеркале античных мифов было связано с задачей выявить в том или ином явлении его родовые, устойчивые черты, понять сущность человека, идеальное воплощение которой они видели в античной классике.

6. Приведите пример образа «типичного героя» в реалистическом романе ( например в романах Ч.Диккенса, У. Теккирея, Флобера, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, Л. Толстого и т.п.)

Печорин — типичный герой 1830-х годов, и в Лермонтове есть что-то от Печорина. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, с лермонтовскими словами: "Но судьбу я и мир презираю"! Поэтому в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос автора.

Конечно, Лермонтов — натура исключительная, но что общего у Лермонтова с его героем Печориным? Несомненно, что они были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное время. Они жили в эпоху "безвременья", породившую страшную болезнь. Болезнь эта состояла в том, что в условиях самодержавно-полицейского государства "силы необъятные", дремавшие в молодом поколении, не могли найти себе достойного применения. Люди, одаренные от природы "умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным", остро переживали эту трагедию.

 

7. Что символизирует «Демон» М. Врубеля.

Мысль изобразить, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве под впечатлением оперы русского композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна «Демон» и одноименной поэмы Михаила Лермонтова. В понимании Врубеля, Демон — не черт и не дьявол, потому что «черт» по-гречески значит просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «Демон» означает «душа».

8. Является ли реклама вещи художественным произведением. Почему?

Реклама, безусловно, способствует и эстетическому осмыслению предметного мира, повышая чувствительность к красоте, воспитывая и развивая культуру восприятия, вкус, в чем проявляется дидактическая ее направленность. Реклама, точно так же, как и искусство, обращается к эмоциональной сфере человека, воздействуя на него посредством чувственных образов и удовлетворяя потребности эмоциональной жизни. Такие функции, как эстетическая и гедонистическая (способность доставлять наслаждение), присущи рекламе постольку, поскольку она сама является одним из видов художественной деятельности и неизбежно использует модели отображения эстетических свойств явлений действительности и предметного мира, а также приемы их художественного постижения, которые выработаны искусством.

9. Как соотносится символ и канон в религиозном искусстве.

Так или иначе, но символы всех религий, а христианства в особенности, имеют тайный смысл, строго соответствующий основным догматам веры.

В иконографическом каноне София изображается сидящей на огненном троне между богоматерью и Иоанном Предтечей с пылающими крыльями и огненным ликом. Не менее сложно символическое значение грома и молнии, которые в иконографическом варианте являются символом нуминоза, т. е. божественной силы и власти.

10. Как возможно изображать Бога для православия, для ислама, для протестантизма, для буддизма.

В богослужении, в изобразительной его части, мы видим символическое изображение Бога Отца. На Великой вечерне, при пении клиром "Благослови, душе моя, Господа... Вся премудростью сотворил еси", из алтаря, царскими вратами, исходит для каждения священник, предшествуемый дьяконом, и обходит храм. Тут священник знаменует Бога Отца, сотворяющего вселенную, и являет собою как бы икону Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли. Но и в изобразительной части богослужения, подобной каждению на "Господи, воззвах", мы не видим самодовлеющего изображения Бога Отца, но лишь во взаимном отношении к двум другим ипостасям или в промыслительном попечении о вселенной, и в этом смысле отрицательное отношение отцов Церкви к изображению Бога Отца остается в силе и действует в Церкви, несмотря на такое богатство Отеческих изображений.

Изображение Бога в Исламе невозможно, оно приводит к неверию, в чём мусульманское учение бескомпромиссно. Господь говорит нам в Коране, что нет ничего и никого похожего на Него:

“Нет ничего подобного Ему, Он Всевидящ и Всеслышащ.” (Коран 42:11)

Антропоморфных изображений Будды в тхераваде изначально не существовало. Образы Будды и буддийских божеств были введены лишь с развитием и распространением учения Махаяны, а позднее приобрели большую популярность в ваджраяне. То есть в этих двух школах Будда почитается как один из богов. В тхераваде, на сегодняшний день, изображения и статуи Будды признаются и используются, но они имеют иное семантическое значение. Буддисты тхеравады почитают их как «образ величайшего и мудрейшего, как самого великодушного, сострадательного и святого человека в истории».

11. Библейские сюжеты в искусстве. Примеры.

МЕРТВЫЙ ХРИСТОС

Джузеппе Саммартино - итальянский скульптор южно-итальянской школы. Работал в Неаполе. В его манере традиции барокко соединились с веризмом неаполитанской пластики. "Мертвый Христос" - самая известная его работа. Скульптура выполнена в 1756 году.

МУЗЫКА

ГЕНРИХ ФОН БИБЕР (1644 - 1704)

Генрих фон БИБЕР — австрийский композитор и скрипач родом из Богемии.

Наиболее известен сборник его 15 сонат «Розарий» (ок.1676). Автор духовной музыки, инструментальных ансамблей, опер. По-видимому, Б. является автором 53-голосной «Зальцбургской мессы», которая долгое время приписывалась разным авторам.Написал 16 мистерий-сонат для скрипки и бассо-континуо (орган, виола да гамба). Часто встречаются символы розы и креста

АРХИТЕКТУРА

БАЗИЛИКА ХИГВЕЙ

Базилика Хигвей – главный кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, расположенный на центральной улице одноименного города. Базилика является одной из самых важных и самых посещаемых святынь в Доминиканской Республике и известным религиозным центром в Латинской Америке.

ЖИВОПИСЬ

#thebibleart #painting #Поленов

ПОЛЕНОВ ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ

 

ИСПОЛНЯЛСЯ ПРЕМУДРОСТИ

1890–1900-е гг.

Холст на картоне, масло.

25.5 × 31 см

Государственная Третьяковская галерея,

Москва, Россия

Картина В. Д. Поленова «Исполнялся премудрости» является одним из вариантов (возможно эскизом) одноименной композиции, входящей в цикл картин «Из жизни Христа».

ПРОЗА

УЛИЦКАЯ ЛЮДМИЛА ЕВГЕНЬЕВНА(род.1943)

МЕДЕЯ И ЕЕ ДЕТИ

Мотивы дома, семьи, религиозных ценностей являются центральными в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети». Действие романа происходит в Крыму, в доме пожилой Медеи.

12. Евангелистские сюжеты в искусстве. Примеры.

«Иисус из Назарета» Дж. Дзефирелли. Дзефирелли в своей картине наглядно показал, что изобразить идеал технически возможно, но с точки зрения художественного результата невыполнимо. Целью режиссера, снимавшего фильм по заказу католической церкви, видимо было создание научно-популярного изложения описывающего евангельские события.

Изгнание торгующих из храма Рембранд. Описанное событие является эпизодом земной жизни Иисуса Христа. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи были обязаны «заклать пасхальных агнцев и принести жертвы Богу», в связи с чем в храм сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях. Здесь же располагались разменные кассы: в обиходе были римские монеты, а подати в храм по закону уплачивались еврейскими cиклями.

13. Приведите примеры поп-арта в городской среде.

Зарождение поп-арта. В 1952 при Институте современного искусства в Лондоне несколько критиков, художников и архитекторов образовали «Независимую группу», изучавшую современные технологии и городскую народную культуру.

Изучения проводились на основе американской культуры, к которой члены группы испытывали смешанные чувства иронии и восхищения. Ричард Гамильтон и Эдуард Паолоцци создавали композиции-коллажи из наиболее популярных тем печати и рекламы новых промышленных изделий (Ричард Гамильтон «Так что же делает наши сегодняшние дома такими особенными, такими привлекательными?».

14. Значение термина «дизайн». Чем отличается дизайн от ремесла и от декоративно-прикладного искусства.

Дизайн — творческий процесс создания вещи, в котором эстетика определяет содержимое (суть), а технологии форму вещи.

Для дизайна актуально множество направлений.

Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.

Декоративно-прикладное искусство, раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Д.-п. и. могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения.

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия. Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

Кузнечное, гончарное, плотницкое, столярное и т.д.

15. Опишите суть деятельности одного из объединений создателей дизайна: «Веркбунд», «ВХУТЕМАС» «Баухауз».

Вхутемас

 

Вхутемас, Высшие государственные художественно-технические мастерские, учебное заведение в Москве. В. создан в 1920 постановлением Советского правительства как "... специальное художественное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования" (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, 1920, 19 декабря, № 98, ст. 522, с. 540). Образован путём слияния московских 1-х и 2-х Свободных художественных мастерских. Включал факультеты: художественные (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). Практически В. готовил в основном художников-станковистов и архитекторов.

16. Что такое «стайлинг»?

Стайлинг – особый тип формально-эстетической модернизации, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Стилизация придает изделию новый, коммерчески выгодный вид. Стилизация тесно связан с конкретными характерными чертами образа жизни, с модой и изменением предпочтений.

17. Что такое массовая культура. Особенности кинематографии Голливуда на конкретном примере.

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, массовую литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство, кино и т. п.

Крупнейшим водоразделом в истории Голливуда стало наступление эры звукового кино в конце 1920-х гг. В течение последующих 20-30 лет кинематограф США был организован по принципу централизованной студийной системы: восемь кинотрестов установили практически тотальный контроль как над производством, так и над дистрибуцией фильмов в США.

Для классического Голливуда характерна детально разработанная система жанров:

Комедии (М. Линдера, Ч. Чаплина, Б. Китона, братьев Маркс), в том числе:

лирические кинокомедии Э. Любича и Дж. Кьюкора,

бурлескные комедии Ф. Капры и Х. Хоукса.

Многообразные мелодрамы — от фильмов плаща и шпаги с участием Эррола Флинна до социально заострённых фильмов Д. Сирка.

Вестерны Джона Форда и Х. Хоукса.

Фильмы-нуар с Х. Богартом и Б. Стэнвик;

Мюзиклы с Фредом Астером и Джином Келли;

Криминальные триллеры А. Хичкока и др.

. Мощная волна нового, необычного, откровенного кино 1970-х захватила зрителей и в голливудском кино началась новая эпоха, которая продлилась до начала 1980-х годов.

 

Фильмы, над которыми работали молодые режиссёры, зачастую ставили под сомнение базовые установки традиционных жанров (ревизионистский вестерн, нео-нуар и т.п.). Они использовали находки европейского авторского кино и вводили в киноиндустрию тематику и стилистику, идущие наперекор традициям студий. Снятые на крупные бюджеты в студийных условиях фильмы Стэнли Кубрика, Ф. Ф. Копполы, Мартина Скорсезе, Романа Полански, Вуди Аллена, Роберта Олтмена отличались исключительно высоким художественным уровнем, позволяющим рассматривать их как авторские высказывания.

Интерес к экспериментам пропал в конце 1970-х после провала нескольких крупнобюджетных экспериментальных проектов вроде фильма «Врата рая» (1980). Поскольку к тому времени основную кассу приносили остросюжетные либо научно-фантастические блокбастеры Дж. Лукаса («Звёздные войны») и Стивена Спилберга («Челюсти»), руководство студий решило впредь полагаться на проверенные рецепты коммерческого успеха. Период интенсивного художественного экспериментирования в истории Голливуда подошёл к концу.

18. Существует ли прогресс в искусстве согласно

  • Ницше – существует прогресс
  • Гегелю – не существует прогресса
  • Шпенглеру – существует прогресс
  • Вико – не существует прогресс

 

19. Эстетическое - это предмет эстетики как науки.

20. «Искусство - это зеркало, которое уходит вперед, как часы» (Ф.Кафка) Как вы понимаете данное высказывание, согласны ли с ним, аргументируйте ответ.

Искусство – зеркало, потому как отражает действительность в мире людей. Искусство развивается, движется, как бежит стрелка часов. Одна эпоха сменяет другую, стрелка часов бежит по отрезкам времени.

21. Можно ли считать Интернет-арт новой формой художественного творчества? Почему?

Медиаискусство: нет-арт — интернет-искусство

Закономерно, что новые изобретения могут становиться инструментарием для искусства людей. Современных художников называют медиахудожниками или медиаартистами. Такие художники делают и презентуют свои произведения с помощью современных информационных и коммуникационных технологий — видео, компьютера, интернета. Медиаискусство на сегодня имеет много жанров и разновидностей, которые постоянно изменяются и развиваются, в частности это видеоарт, медиаинсталяция, медиаперформанс, интернет-арт или нет-арт и другие.

 

Последний вид искусства – нет-арт (Net.art, или сетевое / интернет искусство) — это художественные проекты, которые могут существовать исключительно в веб-среде. Интернет в данном случае является обязательным и единственным средством выражения медиахудожника. Произведения сетевого искусства уникальны и фактически отрицают главные идеи традиционного искусства. Невозможно сходить в музей или на выставку и увидеть там эти произведения, поскольку они существуют только в онлайне и является результатом интерактивности виртуального пространства.

 

Автор, художник, создает только главную идею, контекст и инструментарий, с помощью которого пользователь может воплощать собственные фантазии и задумки. То есть на первый план выходит не демонстрация уже готового произведения, а взаимодействие, художественное общение. Из этого следует парадоксальный вывод: самого произведения как материального объекта фактически не существует, поэтому понятно, что нет-арт является некоммерческим. Не нужно платить за билет в галерею, все будет происходить в окне вашего браузера.

Есть же концептуально искусство… вот и здесь идея.

 

 

megaobuchalka.ru

значение, виды. Творческая деятельность детей :: SYL.ru

Творческая деятельность - это процесс по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией. Результатом таких действий, как правило, является появление ранее неизвестных направлений искусства, науки или технологий. Итог творчества невозможно вывести из условий начального цикла. В этом его отличие от результатов производственного процесса, которые всегда предсказуемы. Творческая деятельность обладает главным критерием привлекательности - она всегда уникальна.

творческая деятельность

Возможности

Автор в процессе творческих изысканий может достичь результата, которого он и не предполагал. В этом заключается главное преимущество свободного выражения своих идей художником, литератором или артистом. Творческая деятельность, кроме общеизвестных направлений, может быть реализована в каком-либо особом ключе. Например, музыкант с мировым именем по ряду объективных причин стал чувствовать определенную ограниченность своей концертной деятельности и решил расширить свой потенциал. Используя личный опыт, а также некоторые технические средства, артист создает ранее неизвестный музыкальный инструмент, который совершает переворот в мире музыки. В этом и заключается истинная творческая деятельность. История знает немало подобных примеров.

Прикладное значение

Творческая деятельность человека - это духовно-материальная практика, ориентированная на создание оригинальных, не существовавших ранее культурных ценностей, открытие новых закономерностей, а также методик преобразования мирового пространства. Прикладное значение последней категории трудно переоценить. Это, по сути, познавательно-творческая деятельность, лежащая в основе глубокого практического применения во многих сферах общественной жизни. Результаты ее в большинстве случаев носят глобальный характер.

творческая деятельность виды

Новые достижения

Особое место в жизни человека занимает творческая художественная деятельность, когда творец создает ценности в категории изящных изобразительных искусств, литературе, музыке, живописи. Процесс появления новых достижений в сфере высокого искусства различных жанров всегда вызывает бурю положительных эмоций: люди постоянно находятся в ожидании премьерных показов в театре, новинок кинематографа, вернисажей и многих других событий - всего того, чем живет общество. Творческая художественная деятельность мастеров различных жанров нередко объединяет их усилия, и в результате появляется некий синтетический шедевр, который производит настоящий фурор. Великолепные оперные арии могут быть дополнены удачным либретто, замечательное литературное произведение входит в органичное сочетание с неповторимой красоты иллюстрациями.

Многогранность

Творческая деятельность, виды которой бесконечно разнообразны, является благодатной почвой для развития талантов в широких слоях населения. Люди разных возрастов и профессий стремятся реализовать свои способности во всех сферах общественной жизни, и когда это удается, человек получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Особенно радует художественная творческая деятельность, виды которой тоже многочисленны. Это и живопись, и ваяние, и пение, и участие в театральных спектаклях, и чтение стихов, и бальные танцы.

Фактически творческая деятельность человека может отражаться в любой области его жизненных интересов: производственно-технической, научной, политической, художественной. Кроме того, существует целый ряд второстепенных направлений. Творческий процесс может характеризоваться двумя основными течениями:

  • психологией индивидуума, создателя определенных духовных или материальных ценностей;
  • философской составляющей, раскрывающей сущность феномена созидания.

творческая художественная деятельность

Психология

В разные исторические периоды вопрос о смысле творческого начала ставился неоднозначно. Античная философия увязывала процесс созидания с конкретными результатами, не размещая их в русле вечного бытия. Другими словами, творчество считалось вполне земным делом, без особых созерцательных тонкостей. Однако наряду с практичностью во времена Платона создавались предпосылки к признанию творческих устремлений человека как феноменального явления. Сторонников такого подхода было немало.

Ренессанс

Эпоха Возрождения культивировала понятие феномена творческой деятельности, поскольку в тот период возможности что-то создавать в самых разных сферах были огромны. Философия Ренессанса не предполагала созидания на уровне ремесла или домотворчества. Шедевры Микеланджело или инженерные проекты Леонардо да Винчи нельзя назвать творческим процессом - настолько они грандиозны. Это были мегатворения космической значимости.

творческая деятельность дошкольников

Аналитический подход

В современном мире наблюдается тенденция к исследованию феномена творчества, ученые пытаются осмыслить психологию процесса, изучается состояние души художника, инженера или писателя, в то время, когда они заняты созиданием. Нередко результаты подобных анализов ложатся в основу докторских диссертаций, ведь наблюдения ученых - это тоже творческая деятельность. Научный интерес, основанный на психологии, всегда дает непредсказуемые результаты, а это значит, что можно ожидать новых открытий.

Творческая активность, если рассматривать ее через призму философии, трактуется как характеристика личности, сформировавшаяся на основе развития специальных способностей индивидуума. При условии достаточной профессиональной подготовки и высокого уровня мотивации образуются социально-психологические установки, которые ведут творца к конечному результату.

творческая деятельность детей

Критерии

Применительно к творческой деятельности как таковой стремление достичь оригинальных решений всегда будет реализовано при условии четко обозначенной цели. В некоторых случаях цель может подменяться каким-либо стимулом - результат будет тот же. Творческая активность личности определяется следующими критериями:

  1. Настрой в соответствии с поставленными задачами: научной, технической, художественной, управленческой, исследовательской. Гармония задания с психологическими установками. Должна присутствовать социальная, общественно-значимая мотивировка.
  2. Способность автора осмыслить принцип конструкции будущей работы. Понадобится также восприимчивость к новому, творческая инициатива, неприятие стереотипов.
  3. Способность определить рамки собственной инициативы в поисках границ задания. Умение рационально выстраивать очередность творческих приемов.
  4. Высокий уровень интеллекта, пространственное мышление и развитое воображение. Способность к системным ассоциациям и обобщению.

Творческий процесс можно условно разделить на несколько частей:

  • "зачаточная" стадия, когда зарождается замысел, часто расплывчатый;
  • появление контуров идеи - просматривается общий рисунок;
  • следующий этап - это возможность выбора решений, формирующих программу действий;
  • выбор методов и оптимальных действий, нацеленных на результат;
  • появление творческого азарта, часто сопровождаемого "озарениями" и эмоциональным подъемом;
  • стадия завершающая, кристаллизация идеи, оценка уровня проделанной работы и эффективности результата;

Однако распределение и тем более планирование действий носит чисто условный характер, поскольку любой творческий процесс - это достаточно спонтанное явление с неуловимой подсознательной логикой, которая может по ходу дела вносить свои коррективы. Тем не менее творчество - это живой процесс, наиболее интересный в первой своей фазе, когда появляется потребность созидания. Как будет она реализована, всецело зависит от профессионализма индивидуума.

творческая деятельность детей

Творческая деятельность детей

Ребенок в возрасте 4-6 лет, как правило, стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками - все это дает ему возможность применить свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Однако творческий потенциал, заложенный в детях, тоже часто требует реализации. В дошкольных учреждениях существуют специальные программы развития. Воспитательницы и методисты в детских садах отводят несколько часов ежедневно для творческой деятельности своих подопечных. Девочки и мальчики превращаются в маленьких художников и скульпторов, инженеров-конструкторов или создателей фантастических трансформеров.

Творческая деятельность дошкольников разнообразна, задания воспитателей зачастую носят усложненный характер, но тем интереснее ребенку справиться с непростой задачей. Первое, чем хочет поделиться малыш с родителями, вернувшись домой из детского сада, - это тем, как он нарисовал картинку или что-то вылепил из пластилина. И если творческая деятельность дошкольников развивает в детях способность к созиданию, то мальчики и девочки постарше учатся полученные навыки применять на практике. В начальных классах школьные программы рассчитаны на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине, уважения к окружающим. Творческая деятельность учащихся ориентирована на создание общественных ценностей, как духовных, так и материальных. Школьники создают на уроках труда нехитрые поделки, которые затем отправляются в детские дома или интернаты.

творческая деятельность человека

Перспективы на будущее

Творчество в любой форме полезно для развития личности. Ребенок, нарисовавший однажды на листе бумаги "солнечный круг и небо вокруг", может стать в будущем знаменитым художником, а первоклассница, написавшая сочинение на тему "Как я провела лето в деревне" – известной писательницей. Возможности творческой деятельности безграничны!

www.syl.ru

Моменты, которые уничтожают творчество — Всё самое интересное!

Продолжаем раздел "Рукоделие" и подраздел "Теоретические основы" статьёй про моменты, которые уничтожают творчество. Где мы рассмотрим несколько моментов, которые могут подавить творческий порыв — чтобы в новом году творчество было неуничтожимым 🙂 

Моменты, которые уничтожают творчество — это несколько интересных пунктов, которые могут помочь и тем, кто профессионально занимаются рукоделием, и людям, для кого рукоделие — это просто хобби. Творчество — это прерогатива не только художников и поэтов. Каждый из нас имеет возможность развивать свою творческую жилку — предлагая новые, неизбитые пути усовершенствования того, что нас окружает, чтобы сделать жизнь легче и радостнее. Творческое начало увеличит эффективность ваших природных талантов, создает ощущение большей успешности и счастья. Ведь оно помогает находить более легкие пути к тому, что нам нравится делать.  

Творчество как таковое — это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий.

Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Моменты, которые уничтожают творчество

Место творчеству есть в любой сфере жизни. Нас окружают результаты творческих идей, как значительные, так и небольшие. И небольшие проявления творчества не менее важны, чем значительные. В сущности, чем больше творчества в незначительных явлениях вашей жизни, тем выше вероятность того, что вы проявите себя творческой личностью в чем-то значительном.

Творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

Подъемы и спады творческого настроения вполне ожидаемы. Сегодня мы полны новых идей, а завтра наш мозг отказывается работать. Хотя это и естественно, но зачастую неспособность творчески мыслить закрепляется в нашем поведении, и мы все чаще демонстрируем монотонность и скуку, а не творческий потенциал.

Это происходит по двум причинам. Первая причина — это подавляющее окружение. А вторая причина спадов и подЪёмов в творчестве — это то, что наше привычное поведение не всегда полезно. Основная часть этих вредных предпочтений может быть разбита на семь категорий, на семь моментов, которые уничтожают творчество. 

Первый момент, который уничтожает творчество — это недостаток знаний и внимания.

Знания и внимание — это обязательное условие творческого процесса. Творческое мышление нельзя применить до тех пор, пока не будет достигнут определенный уровень знаний по текущей ситуации или проблеме. Таким образом, творчество зависит от обоих полушарий головного мозга — творческого правого и отвечающего за логику левого.

Первые действия нашего ума, когда он берется за творческую авантюру, в действительности управляются логикой, а не творчеством. Это все потому, что творчество основано на том, что было до него. Ваше логическое левое полушарие анализирует ситуацию и все известные факты, определяет проблему, которая должна быть решена, а затем передает информацию творческому правому полушарию мозга. Другими словами, когда появляется творческая задача, сначала вы должны положиться на свою логику и проанализировать то, что вам уже известно. Если не включить логику, процесс рассмотрения пойдет в неверном направлении.

Ну и, естественно, без внимания никакой процесс — в том числе творческий — не начнётся. Так что первый шаг к творчеству — это уделить чему-то достаточное количество внимания. И первый момент, который уничтожит творчество — это НЕ уделять достаточное количество внимания. Какое количество внимания будет достаточным? Такое, которое определит, какие знания необходимы для достижения цели. 

Момент, убивающий творчество под названием "Недостаток энтузиазма и увлеченности"

Энтузиазм — это жизненная сила творчества. Творчество расцветает, когда вы воспринимаете свое дело с энтузиазмом и увлеченностью. Очень сложно инициировать творческие решения для того, что вам совершенно неинтересно. Когда вас подстегивает любопытство и искренний интерес к делу, ваше творческое начало и мотивированность автоматически усиливаются.

Однако, для большинства людей момент "недостаток энтузиазма и увлечённости" — непреодолимое препятствие, которое невозможно преодолеть сознательно, и которое исчезает лишь случайно. Спешим вас обрадовать — способ восполнить недостаток энтузиазма и увлечённости есть. Так что ищите — и найдёте 🙂 

Ещё один момент — это стремление делать только то, что вы делали всегда

Существует высказывание, что надо быть сумасшедшим, чтобы делать одно и то же снова и снова, ожидая при этом разные результаты. Если вы продолжаете делать то, что вы уже делали, вы получите то, что получили раньше. Конечно, вы сведете к минимуму ошибки и фактор неожиданности, но это также лишит вас преимуществ творчества.

Мы все являемся плодом нашего предыдущего опыта, но мы должны выходить за свою зону комфорта и браться за неиспытанные ранее виды деятельности. Конечно, если мы хотим каких-то достижений в будущем. Основа практического творчества — это просто попытаться сделать что-то новое, чтобы увидеть, что работает, а что нет.

Пользуйтесь крылатым выражением: 

Чтобы иметь то, что никогда не имели, делайте то, что никогда не делали 🙂

А мы переходим далее, и рассмотрим такой момент, уничтожающий творчество, как страх неудачи. Самые творческие авантюры — это шаг в неизвестное, увлекающий вас в направлении того, чего вы никогда еще не делали. Любое путешествие по территориям, неотмеченным на картах, несет некоторую долю естественного риска. Многие люди боятся рисковать, из-за чего гибнут все их творческие идеи, прежде чем у них появляется шанс их разработать.

Если вы хотите развивать свою творческую жилку, вам необходимо преодолеть свой страх неудачи. Уверенность и увлеченность своими идеями подскажут решение. Если вы уверены в себе и увлечены своими идеями, вы скорее примете на себя рассчитанные риски, воспользуетесь случаем и преодолеете другие факторы, которые ограничивают ваш творческий полет. Ведь по большому счету вы понимаете, что за каждым успехом стоит испытание неудачей и что каждая неудача ведет к успеху.

Отсутствие пауз и остановок — это ещё один момент, уничтожающий творчество

Где вы находитесь, когда к вам приходят самые творческие идеи? Мне кажется, что в этот момент вы не сидите за своим письменным столом за работой и не стараетесь изо всех сил мыслить творчески. Скорее, это происходит тогда, когда вы даете отдых логической стороне своего мозга и делаете что-то другое, например, идете не спеша по улице.

Самые серьезные творческие озарения часто приходят тогда, когда вы немного отвлекаетесь от проблем. Это дает вашему мозгу шанс обдумать информацию, часто подсознательно, и посмотреть на ситуацию под новым углом. Это может быть отличной возможностью уйти от логического процесса в глубины творчества, чтобы получить доступ к новым идеям и решениям. После пары часов непрерывной работы лучшим способом подстегнуть ваше творчество будет обычная пробежка.

Итак, переключение того самого внимания, о котором говорилось в первом моменте, убивающем творчество — это один из ключей к тому, чтобы справиться с подавлением творчества. 

Следующий момент — это нежелание проверить, какое впечатление производит ваше творение

Как ни глупо это звучит, некоторые творческие идеи не имели успеха у общества просто потому, что их создатели не понимали значения того, что они создают, и не думали о впечатлении, которое производит результат их труда. Это — отличный пример того, что творчество относится к обеим сторонам мозга, к творческому правому и логическому левому полушариям. Когда ваши творческие способности побуждают вас что-то создать, логическая часть вашей натуры должна все это проверить, подтвердить и обосновать.

Другими словами, творческий процесс — это нечто большее, чем просто придумать идею и однажды воплотить ее в жизнь за закрытыми дверями. Самые творческие идеи, которые оставили след в мире, безжалостно проверяются, пересматриваются незаинтересованными лицами, иногда переделываются и проверяются снова. Ученые занимаются этим в лаборатории с другими учеными. Художники делают это, когда рисуют картины и выставляют их в галереи. Блоггеры делают это, когда переносят свои мысли в рассказы и статьи и выкладывают их в сети.

Есть конечно, мнение, что творчество — это в первую очередь творчество для себя. Но общение с самим собой — это не очень хороший признак 🙂 Так что творите для других и проверяйте, насколько вас поняли. И тогда вы сможете преодолеть этот момент, убивающий творчество. 

И напоследок ещё один момент антитворчества: ограничение себя рамками, которые поставили другие

Не имеет значения, какая вы творческая личность или как много вы сделали, всегда найдутся люди, которые будут утверждать, что то, что вы делаете, — невозможно. Или они заявят, что ваши творческие идеи непрактичны и смешны, потому что они никому не нужны, даже если для их утверждений не будет никакого основания. Когда вы столкнетесь с такими людьми, не пытайтесь убеждать их. Вместо этого забудьте об их существовании. Они только испортят ваш творческий порыв и зря потратят ваше время.

И, к сожалению, в ваш творческий процесс могут также вмешиваться и те люди, которые искренне о вас заботятся. Они видят, что вы рискуете, заходя на неизведанные территории, и они попытаются вернуть вас назад, на знакомую дорожку. Они делают это для того, чтобы защитить вас — заслонить от возможной неудачи. Но в действительности они так же заслоняют вас от возможности осуществить свои великие замыслы.

Когда дело доходит до воплощения творческих планов в жизнь, вы должны попробовать сделать то, что вам хочется попробовать, идти туда, куда вам хочется пойти, и следовать своей собственной интуиции. Не сделайте неправильный выбор. Не позволяйте другим посадить ваши идеи в клетку.

Может показаться, что последний и предпоследний моменты противоречат друг другу — один побуждает показывать результаты творчества, а второй — не слушать негативные отзывы о результатах творчества. Но на самом деле никакого противоречия нет. Есть лишь основное правило, несоблюдение которого может здорово подавить и уничтожить любое творчество: 

Полдела дураку не показывают. 

Вы можете сказать: так, со второй группой причин, уничтожающих творчество, мы разобрались… А с первой? Первая (активное подавление в жизни) — это тема отдельной статьи, которая, вполне возможно, выйдет позже. А сейчас пара моментов, которые ГАРАНТИРОВАННО уменьшат наличие подавления в жизни и сделают её более стабильной и уверенной (а также поднимут творческий потенциал): 

  1. Не читайте газет. Вообще. Никаких. Ни разу. В том числе в интернете (в особенности типа "Шок! У Ололоевой отросла третья грудь!" или "Бандиты взорвали детский дом!"). 
  2. Не смотрите телевизор. Вообще. Даже (ОСОБЕННО!) новости и любимую рекламу. 
  3. Делайте прогулки в одиночестве каждый день (минимум 5 км). 
  4. Общайтесь с людьми, которые вам по-настоящему нравятся! 

Вы можете сказать: 

  • ну, нужно знать, что пишут… 
  • ну, неплохо было бы знать, что в мире происходит… 
  • гулять некогда…
  • ну, с неприятными людьми приходится общаться по долгу, а приятных у меня нет… 

Естественно. Именно поэтому и происходят в жизни подъёмы и спады, уничтожающие творчество.

Но это уже ваш выбор — убрать причины подавления из жизни или не убирать. 

Вот такие вот советы, как избежать уничтожения творчества. 

Пользуйтесь на здоровье 🙂

И пишите отзывы, если что.

Моменты, которые уничтожают творчество

По материалам http://www.blogbaster.org/post211401085/

interesko.info

Творчество

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество как способность

Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
  • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]». 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Теория

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц — элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания — в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Из истории вопроса

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она — не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда — за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния — и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.
  2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем — осуществляется. В конце первого акта — это гипотеза, в конце второго — представление; в конце третьего — явление. Первый акт определяет его телеологически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт даёт замысел, второй — план, третий — поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи — формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

www.braintools.ru

15 малоизвестных фактов о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи, Mixer.lv

15 малоизвестных фактов о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи

фото

Витрувианский человек — рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. 1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего “Витрувианского человека” напоказ

фото

Леонардо да Винчи.

Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня “Витрувианский человек” является одной из самых известных работ художника, наряду с “Тайной вечерей” и “Моной Лизой”.

2. Сочетание искусства и науки

фото

Витрувианский человек.

Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия

фото

Витрувианский человек.

Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо

фото

Витрувианский человек.

В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл

фото

Витрувианский человек.

В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: “Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной”.

6. “Витрувианский человек” — только один из многих набросков

фото

Витрувианский человек.

Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек — идеал мужчины

фото

Витрувианский человек.

Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет

фото

Витрувианский человек.

Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал “Витрувианского человека” с себя.

9. У Витрувианского человека была грыжа

фото

Витрувианский человек.

Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему

фото

Витрувианский человек.

Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: “Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека – 4 локтя или 24 ладони… Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий”.

11. Тело расчерчено мерными линиями

фото

Витрувианский человек.

Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия

фото

Витрувианский человек.

Эскиз также называют “Канон пропорций” или “Пропорции мужчины”.

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз

фото

Витрувианский человек.

На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности

фото

Витрувианский человек.

Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике

фото

Витрувианский человек.

Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. “Витрувианский человек”, как правило, хранится под замком в “Галерее Академии” в Венеции.

www.mixnews.lv

«Презентация по технологии на тему «Художественное творчество» (8 класс)»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Художественное творчество «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» Древняя пословица Травные узоры Хохломы Платки Павлово-Посада Подносы Жостова Федоскинская миниатюра Вид творчества Функция (цель) Предмет (результат) Художественноетворчество Создание новых эмоций Произведения искусства Научноетворчество Создание новых знаний Теории, открытия, изобретения Техническоетворчество Создание новых средств труда Процессы, механизмы Спортивноетворчество Создание (достижение) новых результатов Сила, скорость, выносливость Виды и функции творчества Техники, связанные с использованием бумаги  Бумагопластика  По виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты. Квиллинг  (от англ. слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения Орига́ми  древнее китайское искусство складывания фигурок из бумаги Орига́ми модульное создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами Кусудама Бумажная модель, которая обычно формируется сшиванием или склеиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей. В результате получается тело шарообразной формы. Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. Папье-маше (фр. papier-mвchй «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги, картона с клеящими веществами. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель. Техники, связанные с плетением Имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но и в наши дни изделия и бисера пользуются большим успехом. Бисероплетение Мальтийское рукоделие. В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг, бисер. Ганутель  техника узелкового плетения, известная ещё с древности Макраме  Вологодское, Елецкое, Кировское кружево Плетение кружева на коклюшках Фриволите это техника узелкового плетения, которую в народе еще называют челночным кружевом Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений Городецкая роспись Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Это жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры. Хохломская роспись  Зародилась в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную, в основном, чёрным и красным цветом по золотистому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Жостовская роспись Этот промысел возник в начале XIX века в деревне Жостово Московской области. Жостовские подносы расписывают от руки. Чаще на чёрном фоне изображают букеты цветов.  Ба́тик роспись по ткани с использованием резервирующих составов Витраж Своеобразная роспись по стеклу или иному прозрачному материалу специальными красками.  Гильоширование  техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата Граттаж  Техника царапанья. Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью.  Энка́устика Техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде, можно при помощи утюга. Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей Вышивка  Вышивка крестиком Вышивка гладью Вышивка Гобелен Вышивка лентами Вышивка Золотое шитьевышивка металлической нитью (золотой, серебряной) Прошваузкая полоска кружева, ткани или кожи, вшитая, вставленная между чем- нибудь Швы и узелки «рококо» Швы представляют собой выпуклые спиральки, которые можно легко уложить по форме крупных и мелких цветов, листьев и розеток. Вышивка Мережка вышивка представляет собой сквозные швы на ткани, из которой предварительно были вырезаны или выдернуты определенное количество нитей, расположенных в одном направлении. Ришельерод ажурной вышивки, при котором основные элементы узора обшиваются гладью (вручную или на швейной машинке), а промежутки между ними вырезаются, создавая кружево.  Декоративные швы Пэчворк   или Лоскутное шитьё  это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в изделии Квадратики натурального шелка складывают как в оригами. Затем лепестки будущих цветов наклеиваются на основу.  Ими можно украсить заколки для волос, ободки, броши и т. д. Канзаши Техники, связанные с обработкой дерева и древоподобных материалов для выжигания лучше всего подходят:липа, ольха,тополь ,каштан Выжигание по дереву Выпиливание  Резьба по дереву Аппликация - это способ работы с цветными кусочками различныхматериалов: бумаги, ткани, кожи, меха, бусины, бисер, шерстяные нити, высушенных листьев. Такое применение разнообразных материалов близко к другому средству изображения –коллаж.Декупаж - это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Украшают таким образом посуду, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, и даже обувь! Карвинг в кулинарии – это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов.  Другие самодостаточные техники: 4. Лепка.  Придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов. Материалом может служить пластилин, глина, пластика, солёное тесто.5. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители. 6. Скульпту́ра. Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок).  Контрольные вопросы Назовите виды творчества. Что такое «Художественное творчество» ? Считаете ли вы художественным творчеством создание новых духов, вин, тортов? Обладает ли красивое цветущее растение художественной ценностью? Что такое авторские работы? Назовите виды техник с использованием бумаги (не менее 5).Какие виды техник, связанные с росписью, вы знаете?Назовите виды вышивок (не менее 5).Оригами – это … (продолжить)Как вы понимаете термин «архаичные технологии»? учитель технологии МБОУ СОШ № 51 г. ПензыМоисеева Евгения Валентиновна Спасибо за внимание!

Приложенные файлы

schoolfiles.net

"Креативность" НЕ равно "Творчество". Вы не знали?

Да какая разница?! — может воскликнуть «человек обычный» :) . О, если б только в понятии! Иногда эта разница (а точнее, ее незнание) бьёт по кошельку и заканчивается разочарованием. Как? Читайте дальше.

В Ч.2 «Что спасает во время трансформации личности?» мы вышли на понятие «ТВОРЧЕСТВО». Способность к творчеству обеспечивает человеку:

  • успешное самовыражение,
  • всесторонняя самореализация
  • эффективная адаптации в современном мире.

Его ошибочно ставят в ряд с модным словом «креативность», особенно, когда рекламируют тренинги личностного развития. (Или в случае приема на работу). Давайте разберемся: Вы творческий человек или креативный?

развитие креативности

По определению С.Л. Рубинштейна:

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание НОВЫХ материальных и духовных ЦЕННОСТЕЙ.

При этом внутренним ресурсом, потенциалом, без которого процесс творчества невозможен, является креативность.

Как думаете, фото ниже — это творческий акт или креативная идея?

ДОБРЫЙ-КРЕАТИВ

Подходы к определению КРЕАТИВНОСТИ — разные:

  • (По Роджерсу) Это способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения.
  • (Из психоанализа) Это способность принимать материал из подсознания в сознание.
  • (Современный словарь по психологии) Это творческий потенциал, который проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных процессах, в коммуникации с другими, а также в различных формах деятельности, инициативности, активности, связанных с созданием тех или иных предметов.

А что на этом фото: креатив или творчество?

креатив-из-фруктов

По определению К. Роджерса:

ТВОРЧЕСТВО — это СОЗДАНИЕ с помощью действия НОВОГО ПРОДУКТА, с одной стороны, вырастающего из уникальности индивида, а с другой – обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни.

Можно ли, по-вашему, (исходя из этого определения) назвать творчеством серию фото-инсталяций «Найди женскую фигуру»?

креатив в фотографии

В общем, КРЕАТИВНОСТЬ понимают как способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить оригинальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда.

К примеру, пришло бы вам в голову «обвязать деревья» (или другие конструкции)?

креативное дерево-с-вязанием

А польская художница по текстилю Агата Олек вдохновилась и останавливаться не собирается. Вот уже и локомотив обвязала :) Большой проект — 7 лет! По вашему, это творчество или креатив?

вязаный-стрит-арт-поезд

Как проявляется креативность?В особенностях мышления:

  • быстрота,
  • гибкость,
  • точность,
  • оригинальность,
  • богатое воображение,
  • чувство юмора,
  • приверженность высоким эстетическим ценностям,
  • умение детализировать образ проблемы.

И тогда на уровне «hand-made» возникает нечто подобное :) …

клумба-на-заборе

А на уровне производственно-монументальном люди способны задумать вот это (библиотека в Канзас-сити, США):

креатив-библиотека

Креативный человек способен:

  • быть участником процесса перемен,
  • отказываться от фиксированных представлений о порядке вещей и событий,
  • ясно воспринимать актуальное положение дел,
  • создавать условия для всестороннего проявления и реализации своих возможностей.

Кроме особенностей мышления важной чертой «человека креативного» являются самообладание и уверенность в себе. А потому любые преграды он воспринимает примерно так :) :

разноцветный креативный забор

Подведем итоги:

Креативность — это составляющая творческого процесса, который в итоге оформляется в некий продукт (информационный, материальный, социальный).

Те, кто задумывался над своими ресурсами, креативными способностями и личностным ростом, стремятся совершенствовать  свою результативность.

От чего зависит ТВОРЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ?Она определяется:

  • качеством  мыслительных операций,
  • личностными характеристиками,
  • способностью объединить ресурсы правого и левого полушария

интеграция-левого-и-правого-полушария

Дж. Гилфорд считал:

Для ИСТИННОГО творчества необходима интеграция КОНВЕРГЕНТНОГО (логического, последовательного, линейного) и ДИВЕРГЕНТНОГО (целостного, интуитивного, релятивного) мышления.

Какие условия нужны для активного творческого самовыражения?Как преодолеть внутренние барьеры, которые мешают проявить креативность?Как научиться управлять творческим процессом?Практика — ЗДЕСЬ.

А теорию читайте в следующем посте этой серии «Ч.4 «Творческая дружба ПРАВОГО и ЛЕВОГО»

Похожее

kachanova.com


Смотрите также