6.Немецкий социолог, автор работы «Протестантская этика и дух капитализма», в которой он отстаивал мысль о связи зарождения капитализма в Европе с протестантизмом: а) О. Шпенглер; б) Э. Дюркгейм; в) М. Вебер. 7.Назовите одну из ранних форм религии, означавшую веру в существование сверхъестественных сил в виде духов, душ: а) тотемизм; б) анимизм; в) фетишизм. 8.Назовите имя знаменитого римского оратора: а) Сенека; б) Марк Аврелий; в) Цицерон. 9. К какому понятию относится следующее определение: «Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовно-практической деятельности людей»? а) к понятию «нравственность»; б) к понятию «культура»; в) к понятию «общечеловеческие ценности». 10. Как называется система взглядов, отвергающих религиозные представления (вера в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир и т. п.) и религию в целом? а) атеизм; б) религиозный анархизм; в) свобода совести. ТЕСТ № 1 (15) 1. Мировую славу Вергилию принесла поэма: а) «Метаморфозы»; б) «Теогония»; в) «Энеида»; г) «Наука любви» 2. Приведите в соответствие страны и произведения народного эпоса: а) Англия; б) Франция; в) Исландия; г) Германия; а) «Песнь о Роланде»; б) «Сага об Эрике Рыжем»; в) «Песнь о Нибелунгах»; г) баллады о Робин Гуде; 3. Подберите понятие к следующему определению: «Одна из форм общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей; опирается на общественное мнение и воздействие, на убеждения, традиции и привычки»: а) искусство; б) религия; в) мораль. 4. Кому принадлежит идея о разъединяющей роли религии в доиндустриальном обществе? а) О. Шпенглеру; б) Н. Данилевскому; в) А. Тойнби. 5.Элементами какой культуры являются «наркотическая культура», «восточная мистика» и оккультизм, «сексуально-революционная культура»? а) молодежной субкультуры; б) элитарной культуры; в) молодежной контркультуры. 6. В какой мировой религии основным принципом является отказ от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, освободиться от которых можно, лишь избрав «восьмеричный путь спасения»? а) в буддизме; б) в христианстве; в) в исламе. 7. Как называется мировоззрение, культурная традиция, для которой характерны абсолютизация социальной роли науки, рассмотрение ее в качестве универсального средства решения всех проблем, ее противопоставление философии и другим формам культуры, убежденность в том, что методы точных и естественных наук универсальны и их необходимо распространять на все остальные науки? а) рационализм; б) сциентизм; в) антисциентизм. 8.При переходе к какому обществу совершилось коренное переосмысление всех общественных ценностей: от преобладания интереса к земному и материальному к системе морали и религии; высшей реальностью стали считать потусторонний мир; производительным идеалом стало самообеспечение? а) к капитализму; б) к феодализму; в) к античному обществу. 9. Что такое религиозный синкретизм? а) религиозная нетерпимость; б) религиозная обрядность; в) синтез нескольких религиозных учений. 10. Что является средством приобщения человека к образу жизни и образу действия общества, т. е. к его культуре? а) наука; б) образование; в) мировоззрение. studfiles.net 12 Базовый уровень А. 1.К первым формам религии первобытного обществане относится:б) ритуал 2.Назовите период, когда люди научились использовать металл для изготовления орудий труда, оружия и ритуальных предметов:а) энеолит 3.В античной культуре:а) судьба человека полностью предопределена богами 4.Концепцию массового общества и масскульта разработал:г) Х. Ортега-и-Гассет/ Курс лекций по культурологии / ТЕСТЫП~1. Одна из ранних форм религии выражающая веру в существование духов
ТЕСТЫП~1
Kulturologia2
6.Какие религии относятся к мировым?е) буддизм, христианство, ислам
7.Какие проблемы являются глобальными?д) все перечисленные
8.Подберите правильное определение к понятию "мифология":д) все определения правильны
9.Что означает в переводе на русский язык греческое слово, от которого получила свое название наука этнография?а) народ
10.Кто является основателем буддизма?б) Гаутама
11.Определите хронологические рамки европейского Средневековья:в) XII—XIII вв
12.Художественный стиль, получивший распространение в конце 16 века сначала в Италии, а затем и в других странах Европы, который отличался декоративной пышностью, динамическими и деструктивными формами:в) барокко
13. Ислам возник в:а) 7 в. на Аравийском полуострове
14. Символ веры – это: а) изложение сущности христианского вероучения
15.Сочинение, повествующее о жизни Христа:в) Евангелие
16.Художественный стиль, взявший за образец архитектуру и литературу античности, называется:б) классицизм
17. Назовите Евангелия, признанные христианской церковью ортодоксальными:от Иоанна, Луки, Марка и Матфея
18. Авраамические религии - это:б) иудаизм, христианство, ислам
19. Сунна состоит из:а) хадисов
20. Библия состоит из:Ветхого и Нового Заветов
21.Какой термин используется для обозначения разнородных течений молодежи, противопоставляющих свои идейно-политические установки официальным ценностям обществаг) контркультура
22. Укажите самую молодую из существующих религий б) ислам
23. Как называется главное святилище мусульман?в) Кааба
24. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала?г) Ф.Ницше
25. Новое мусульманское летоисчисление берет за основу дату:б) перехода Мухаммада с соратниками из Мекки в Медину
26. Одно их христианских таинств, в котором хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы:б) причащение
27. Христос в переводе с греческого означает:б) «помазанник, мессия»
28.Концепцию «элитарности культуры» разрабатывал: б) А.Шопенгауэр
29. Стиль в европейском искусстве конца 19 – начала 20 вв., противопоставлявший себя в качестве нового стиля распространенному во 2-ой половине 19 века нетворческому воспроизведению стилей прошлого:б) модерн
30. Начало Реформации, положившее основу появлению протестантизма, состоялось:а) 31 октября 1517 г.
31. Христианство зародилось в:б) 1 в. н. э.
32. Как называется положение, которое утверждается в религиозных системах и богословии высшими церковными инстанциями и объявляется неоспоримой, непреложной истиной для верующих?в) догмат
33. Евангелие в переводе с греческого означает:г) «благая весть»
34. Как называется религиозное учение о конечных судьбах мира и человека?г) эсхатология
35.Искусство – это:а) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры
36. Коран состоит из:а) сур и аятов
37.В структуре религии выделяют: б) религиозную организацию
38. Как переводится с арабского слово, от которого получила название священная книга мусульман «Коран»?а)чтение
39.Выберите правильное высказывание:б) религия – один из элементов культуры, включающий специфическое мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и действия, основанные на вере в сверхъестественное
40.Гедонизм – это:г) наслаждение
41.Как в религиозной культуре называется акт причисления того или иного лица к лику святых?в) канонизация
42.Художественный стиль, зародившийся во Франции в конце 12 в. и характеризующийся устремленностью ввысь, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, стрельчатыми сводами, мозаичными витражами:г) готика
43. Католицизм в переводе с греческого означает: б) всеобщий, вселенский
44. В каком году Киевская Русь приняла христианство?в) 988
45.Раскол в христианстве между католиками и православными был окончательно оформлен в:б) 11в.
46.Какая из нижеперечисленных религий является по своему происхождению наиболее ранней?в) иудаизм
47. Как называется вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии? г) ересь
48. Как называется религиозное мировоззрение, ставящее над природой личность Бога? б) теизм
49. Библия в переводе с греческого означает:б) книга, свиток
50. В каком из христианских вероисповеданий отвергнуто почитание икон: б) в протестантизме
51. Государственное признание христианской религии в Римской империи имело место в:а) 4 в.
52. Исламский канон предписывает верующему совершение:а) пяти ежедневных молитв
53. Джихад в исламе – это:б) борьба за веру
54. Основателем, вдохновителем Реформации был:а) Мартин Лютер
55.Апокалипсис – это:а)часть Нового Завета
56. Как согласно религиозным верованиям евреев называется ниспосланный богом спаситель, который должен установить на земле царство «разумной справедливости»?б) мессия
57. Священное, сакральное место в христианском храме называется: б) алтарь
58. Клир в христианстве – это:а) то же, что и духовенство
59. Как называют учеников Иисуса Христа? в) апостолы
60. Как называется совокупность религиозных обрядов определенной религии или культа, главными элементами которых являются молитва, жертвоприношение, очищение и т. д.?в) ритуал
61. Как называется помещение для отправления религиозного культа у мусульман?б) мечеть
62. Как называют человека, отступившего от христианского вероучения и общепринятых церковных правил и порядков? г) еретик
63. Как называется живописное изображение бога или святого, являющееся предметом религиозного поклонения?в) икона
64. Какая из религий осуществляет жесткий запрет на изображение всего живого? в) ислам
65.Можно ли понимать религию как символическую модель мира, обобщающую и по определенным принципам упорядочивающую весь опыт отношения человека к природе и космосу, к самому себе и всему человечеству:а)да, можно
66. Харизма – это: а) способность пророчествовать, учительствовать, «божественный дар»
67.Сущность христианской нравственности сформулирована в:б) Нагорной проповеди Иисуса
68. Датой начала нового мусульманского летоисчисления принято считать:б) 622 г.
69.Основное разногласие, вызвавшее разделение христианства на православие и католицизм:б) Спор о «филиокве»
70.Кто из римских императоров уравнял в правах с другими религиями христианство?б) Константин Великийв) Нерон г) Михаил Палеолог
71.Основная причина широкого распространения христианства в Римской империи:б) универсализм
72.Индульгенция – это: а) папская грамота об отпущении грехов
73. Монотеистические религии – это:в) ислам и иудаизм
74.Какое из нижеприведенных суждений правильно раскрывает понятие «миф»?в) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях
75. Назовите понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление:г) массовая культура
76. Терпимость к чужим мнениям и верованиям называется: г) толерантность
77. Какой вид культуры продуцируют современные коммуникативные технологии? б) профессиональную
78.Назовите одну из ранних форм религии, связанную с поклонением какому-либо животному или с верой в происхождение от них:б) тотемизм
79. Как называется культ неодушевленных предметов, наделенных, по представлению верующих, сверхъестественными свойствами?в) фетишизм
80.Как называется одна из форм ранней религии, связанная с верой в способность человека нанести особым, таинственным путем вред другому человеку (например, сглазить, нанести порчу и т.п.)?б) магия
81.Как называется предмет, носимый суеверными людьми на теле как колдовское средство, якобы предохраняющее от всяких бед?г) амулет
82.Как называется вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений?г) анимизм
83.Огромную роль в развитии древнерусской культуры сыграла:б) Византия
84.Славянское алфавитное письмо создали:б) Кирилл и Мефодий в 9 в.
85.Канон – это:б) обычай
86.Древнерусское государство – Киевская Русь – возникло:б) в 9 в. при князе Рюрике
87.Как называется пограничная, переходная культура, возникающая на стыке культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур социальных групп?б) маргинальная культура
88.В какой европейской стране возник классицизм?в) во Франции
89.Как называется стиль позднего классицизма в западноевропейской культуре и прикладном искусстве?б) ампир
90. Что такое славянофильство?г) теория особого пути развития России
91.Что такое панславизм б) патриотическая идея объединения всех славян в единое государство
92.Чем можно объяснить появление массовой культуры? г) кризисом элитарной культуры в начале 20 века
93.Образ мира, ориентированный на тотем, на деяния «великого предка», - характерная черта культуры: в) первобытного общества
94.Основной составляющей античной греческой культурыне является: в) архе
95.Термин, которым древние греки обозначали воспитание, образование, просвещение, - это: г) пайдейя
96. Укажите дату начала исторических Олимпийских игр:б) 776 г. до н.э.
97.Двумядревнегреческими скульпторами являются:б) Фидийг) Поликлет.
98. Двумяхарактерными чертами античной культуры являются:в) агональность г) космологичность
99.Отличительная черта греческой культуры – неудержимое стремление древних греков к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни – это:г) агон
100.Укажитедваизвестнейших архитектурных памятника древнего Рима:б) термы Каракаллы
в) Пант
101.Две характерные черты первобытной культуры – это: б) синкретизмг) бесписьменность
102. Одна из отличительных черт восточного общества:б) деспотизм
103.Эволюционному направлению динамики культуры свойственно положение о том, что культура:б) развивается равномерно, неуклонно и поступательно от простого к сложному, от низкого к высокому
104. Кто из ученых пришел к выводу, что культура существует в сочетании и равновесии «дионисийского» и «апполоновского» начал? в) Ф.Ницше
105.Укажитедвечерты,не характерныедля западного типа культуры:б) коллективизм в) теоцентризм
106.Укажитедвечерты, характерные для западного типа культуры:б) прагматизм
в) динамизм
107.Первый из ученых, исследовавший психологические особенности массы: а) Х.Ортега-и-Гассет
108. Что такое субкультура?б) автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами и комплексами ценностей
109.Какое понятие обозначает особую форму организации молодежи, представляющую собой автономное целостное образование внутри господствующей культуры и определяющую стиль жизни и мышление ее носителей?б) молодежная субкультура
110.В отличие от понятия, обозначающего культуру, ориентированную на избранную, интеллектуальную публику, данное понятие используется для обозначения культуры, распространяющей духовные и материальные ценности, ориентированные на массового потребителя с «усредненным» уровнем развития:д) массовая культура
111.Выберите правильное высказывание:д) все высказывания правильны
112.Ветхий Завет включает в себя:а) 39 книг
113. Новый Завет включает в себя:б) 27 книг
114. Реституция культурных ценностей это:б) возвращение культурных ценностей на родину
115. Двехарактерные черты русской духовной культуры:а) правдоискательство
116. Две черты, характеризующие восточный тип культуры:а) фатализмв) рационализм
117. Славянофилы приписывали русскому народу особую историческую миссию, так как:в) православие обеспечивает единство чувства, ума и воли для достижения истины
118.Двумяхарактерными чертамирусскойдуховной культуры являются:а) соборность
г) перевес этического начала над правовым
119.Формирование взглядов западников происходило на основе идей: г) Просвещения
120. Н.А. Бердяевутверждает, что:б) русская культура соединяет два мира и в высшей степени противоречива, она есть “огромный Востоко-Запад”
121.Представителиевразийстваспецифику России усматривали:в) во взаимном влиянии на неё западных и восточных элементов, полагая, что именно в России сошлись Восток и Запад
122.Буржуазная культура, с характерным для нее автономным типом личности, возникла в эпоху:б) Нового времени
123.Принятие христианства:а) позволило Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти Римского папства
124.Укажитедве черты западного типа культуры, характеризующие отношения личности и общества:б) разнообразие и подвижность норм социального поведения
г) стремление к социальному творчеству
125.Укажите двехарактеристики античной картины мира:б) телесностьв) синкретичность
126.Для какой культуры характерны чрезвычайно пёстрый этнический состав населения, традиционные формы мифологии, магии, шаманство и колдовство:г) Юга
127.Культура конкретного, исторически определённого общества, обладающая специфическими чертами, - это культура:а) локальная
128.О формировании национальной культуры свидетельствует:б) доминирование общенациональных стандартов при снижении сословной дифференциации
129.В научный обиход термин “средние века” ввели:б) итальянские гуманисты эпохи Возрождения
130.Ситуация в культуре середины XX века, для которой характерны отрицание норм, традиций, отказ от авторитетов, от диктата разума, получила название:в) постмодерна
131.К тенденциям современного мирового социокультурного развитиянеотносится:в) формирование крупной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня
132.Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стали возможными в условиях культуры:г) постиндустриального типа
133. Контркультура – это:б) понятие, применяемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих основным принципам конкретной культуры
134. Характерной чертой современной социокультурной ситуации является:а) расцвет массовой культуры
135. Двумя ценностями современной культуры являютсяб) скорость в) развитие
136.Что такое фетишизм?б) поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественная сила
137.Как называется вера в духовные сущности, заключенные в предметах, в одушевленность всех вещей окружающей действительности?г) анимизм
138.Для элитарной культуры характерно:в) сложность восприятия
139. Формирование национальных культур состоялось в: а) эпоху первобытности
140. Укажитедвехарактерные черты эпохи Возрождения:б) гуманизм в) антропоцентризм
Уровень Б.Задания повышенной сложности.
1.Установите соответствие между термином и определением:
1) фетишизм а) вера в сверхъестественные связи между реальными
объектами и действиями
2) анимизм б) наделение душами всех живых существ, явлений
природы и материальных предметов
3) магия в) почитание неодушевлённых предметов и наделение
их сверхъестественными свойствами
1-в) 2-б) 3-3)
2. Установите историческую последовательность типов культур, выделенных М.Мид по принципу взаимодействия поколений:
а) префигуративная б) кофигуративная в) постфигуративная
в)-1 2-б) 3-а)
3.Установите соответствие между понятием вида культуры и его определением:
1) маргинальная культура а) специфическая, автономно
существующая
2) срединная культура б) периферийная, пограничная
3) субкультура в) рассчитанная на пассивное потребление
4) массовая культура г) доминирующая в обществе
1-б) 2-в) 3-а) 4 –г)
4.Установите соответствие между типом культуры и его особенностями:
1) первобытная культура а) развитие рационализма и мистицизма,
культ аскетизма
2) античная культура б) вера в судьбу, дух состязательности,
появление зрелищных видов искусства
3) средневековая культура в) синкретизм и мифологичность мышления
1 – в, 2 – б, 3 – а
5. Установите соответствие между понятием и его определением:
1) контркультура а) культура, построенная на основе отказа от базовых
ценностей данного общества
2) субкультура б) культура, складывающаяся на стыке 2-х культур под влиянием противоречащих друг другу норм и ценностей
3) маргинальная культура в) специфическая культура, складывающаяся на основе социально-экономических, возрастных, этнических и других отличий от общей культуры
1-а) 2-б) 3-в)
6. Установите соответствие между культурно-исторической эпохой и характеристикой её картины мира
1) первобытность а) рационалистичность
2) средневековье б) символичность
3) Новое время в) мифологичность
1-в 2-б 3-а
7. Установите соответствие между исторической эпохой и её характеристикой:
1) культура античности а) технократичность культуры,
доступность и разнообразие
информации, унификация культуры
2) культура Нового времени б) поиск более совершенных форм
организации жизни, утопизм, развитие
общедоступного образования
3) современная культура в) развитие начал научных знаний,
абстрактных понятий
3-а 2-б 1-в
8. Установите соответствие между типом культуры и его особенностями:
1) этническая культура а) тяготение к замкнутости и к сохранению
различий с другими культурами
2) национальная культура б) демонстративное выделение различий
с другими группами населения
3) контркультура в) нивелирование различий между разными
группами населения
1-а) 2-б) 3-в)
9.Установите соответствие между типом культуры, выделенным Маргарет Мид, и принципом взаимодействия поколений, лежащим в его основе:
1) постфигуративная культура а) дети учатся преимущественно у своих
предшественников
2) кофигуративная культура б) дети и взрослые учатся преимущественно
у своих сверстников
3) префигуративная культура в) взрослые учатся преимущественно у
более молодых
1-а) 2-б)3-в)
10. Установите соответствие между типом культуры и его особенностями:
1) первобытная культура а) догматичность, типизация, символичность
2) античная культура б) космологичность, антропоцентризм
3) средневековая культура в) антропоморфизм, табуированность
1- в)2-б) 3-а)
11. Найдите соответствие между явлениями и их характеристиками:
1) экологическое сознание а) разрушение экосистемы, угрожающее
здоровью и жизни человека
2) экологическое равновесие б) убежденность в необходимости
позитивного влияния на улучшение окружающей среды
3) экологический кризис в) соотношение естественных и
антропогенных компонентов природных
процессов, приводящее к длительному
существованию экосистемы
определенного вида
1-б) 2-в) 3-а)
12.В деятельности Д.Мережковского, З.Гиппиус, Вяч.Иванова, А.Блока,
А. Белого поэзия была неотделима от философствования. К какому ведущему идейно-художественному и религиозно-философскому направлению они принадлежат?
а) символизм
13.Какое из приведенных суждений адекватно отражает понятие «романтизм»?
г) направление в искусстве, которому свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний
14.Какое из приведенных суждений адекватно отражает понятие «модернизм»?
в) направление в искусстве и литературе, отрицающее их традиционные формы и опирающееся на условность стиля, ведущее поиск новых эстетических принципов
15.Общее наименование кризисных явлений конца 19-начала 20 века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом:б) декадентство
16.Назовите русского историка и писателя, идеолога дворянства и просвещенного абсолютизма, а также основоположника русского сентиментализма:б) Н. М. Карамзин
17.Установите соответствие между личностью и ее взглядами:
1) Гомер а) Я – гражданин мира
2) Геродот б) наш народ – лучший в мире
3) Сократ в) наш народ – худший, все остальные лучше нас
1 – б, 2 – а, 3 – в
18. К какому историческому типу культуры относится характеристика, данная А.Ф. Лосевым:
"Культура внеличностна, построена на восприятии космоса объективно-материальным, одушевленно-разумным и чувственным. Космос абсолютен. Все существует только в космосе и ничего кроме него нет. Основное представление о мире ... сводится к тому, что это есть театральная сцена. А люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят... Приходят они с неба... и уходят они туда же и там растворяются, как капли в море. А земля — это сцена, где они исполняют свою роль. Кто-то спросит: какую же пьесу разыгрывают эти актеры? отвечу: сам Космос сочиняет драмы и комедии»? б) античная культура
19.Из 7 христианских таинств протестантизм оставил:б) причащение и крещение
20. Назовите основные особенности современной мировой культуры.
Вестернизация, европоцентризм, этноцентризм, американизм, девестернизация
21. Укажите известные вам характеристики информационного общества.
1.Информационная экономика 2. высокий уровень информационных потребностей всех членов обществаифактическое их 3.удовлетворение для основной массы населения 4.высокая информационная культура свободный доступ каждого члена общества к информации, ограниченной только инф. безопасностью личности, общественных групп и всего общества.
22. В чем проявляется бинарность русской культуры?
Бинарность российской культуры проявляется буквально во всем. Всегда существовало два центра государственности: Киев и Новгород в Древней Руси, Москва и Петербург в России. Существовали и продолжают существовать «западники» , утверждающие, что Россия должна развиваться по типу европейских стран, и «славянофилы» , считающие, что Россия имеет свой уникальный путь развития. Бинарность выражается даже в противоречивых названиях произведений русской литературы, где соседствуют противоположные, противопоставленные понятия: «Живой труп» , «Война и мир» , «Отцы и дети» , «Былое и думы» , «Поэт и толпа» , «Мертвые души» и т. д. Противоречия лежат в основе развития российской культуры. Они составляют движущую силу этого развития.
23. В чем суть теории культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского?
24. Что вам известно о концепции локальных цивилизаций А.Тойнби?
25. Какое влияние оказал географический фактор на формирование особенностей русской культуры?
26. Какое влияние на характер и содержание русской культуры оказало православие?
27. Что вам известно о концепции локальных цивилизаций О.Шпенглера?
28. Что вам известно о теории «осевого времени» К.Ясперса?
Осевое время (нем.Achsenzeit) — термин, введённый немецкимфилософомКарлом Ясперсомдля обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическомумировоззрениюпришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время800—200годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет,ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.
studfiles.net
Ранние формы религии | reshebniki-online.ru
Содержание
1. Первые представления людей о сверхъестественном.
2. Политеизм как одна из наиболее ранних форм религии
Заключение
Список литературы
Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.
Религии мира различаются между собой по возрасту, распространённости, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, какие-то - исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богословскую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жёстких природных условиях. Некоторые религии ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые - толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позволяют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии призывают к самоубийству, некоторые - предполагают достижение бессмертия.
И тем не менее все религии равноценны. Нельзя сказать, что какая-то религия безусловно лучше, чем другая.
В истории религии нельзя отметить прогресса или регресса, эта история представляет собой настоящую мозаику, совершенно беспорядочное движение; секуляризация и наступление религиозности, переменный успех в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение - все эти процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга без всякой строгой последовательности и вне всякой целенаправленности.
Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий
О начале развития религии мы можем судить из археологических раскопок. И первые представления о существовании религии у первобытного человека возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки воспринимались, как свидетельства существования погребального обряда. Наши предки занимались охотой и земледелием и зачастую они не могли объяснить многих явлений природы, удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясь найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы, в сознании человека возникают первоначальные представления о сверхъестественном. По рисункам и статуэткам видно, что у племен существовали тотемические верования (вера в магическую связь между человеком и животным или предметом). Также существовал культ женского начала (находки скульптурных женских изображений). Считается, что эти статуэтки изображают либо жриц-исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.
Есть некоторые свидетельства существования культа Солнца. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т.п. Культ связан с занятием земледелием человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия.
Таким образом, Бог для тех людей представал в обличии предмета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и поклонение этим "богам" обусловлено образом жизни человека.
Также можно судить о религии первобытного человека по племенам настоящего времени, находящимся в похожих условиях. И опять основное проявление начальной стадии развития религии - тотемизм. Особенно ярко он выражен у народов Австралии. Эта форма религии, заключается в том, что каждый род, племя магически-родственно связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого члена может быть свой тотем, существует также половой тотемизм, т.е. один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В этом качестве могут выступать различные животные, значительно реже - растения, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в связи с его территориальным положением и образом деятельности. Животное-тотем, - как правило, не опасное для человека создание. В некоторых племенах Австралии тотем не считается божеством, скорее родственником. Близость между человеком и его тотемом выражается прежде всего в запрете убивать и есть животное-тотем. Существуют тотемические мифы, в которых предки делают все, что и сами верующие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в скалу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.
Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д.
Помимо этого проявление ранней стадии развития религии – это анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки анимизма - там подразумевается существование духов и взаимодействие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и могут вызывать дождь, лечить и пр. Также здесь существует вера в магические предметы, способные влиять на человека.
Шаманизм мы встречаем у народов Америки (яганы, эскимосы, калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). У индейцев развито понятие личных духов-покровителей.
В славянских верованиях мы опять встречаем анимистические представления.Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сворог, Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Велес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь - богиня женских работ, прядения и ткачества.
Само понятие "бог" исконно славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С течением времени представление об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким духом, дающим удачу. Другое общеславянское обозначение сверхъестественного существа - бес, которое означало всенеобъяснимое и страшное.
К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян она была связана с народной медициной. Таким образом, славянам помимо анимистических верований был присущ политеизм - более высокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее сформировавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека.
Существуют естественные факторы, приведшие к его появлению политеистических религий. Наиболее важные из них следующие:
1. Разнообразие явлений природы и жизни.
Людям казалось наиболее правильным рассматривать явления природы и духовной жизни как действия отдельных сверхъестественных существ, а не одного Бога, управляющего всеми силами в мире. Если на уровне анимизма люди верили в присутствие множества невидимых душ или духов в предметах, то им нетрудно было перейти к вере во множество богов.
2. Идея повторных божественных воплощений в мире. Если считать эту идею правильной, как это принято в раннем индуизме, она повлечет за собой обожествление каждого из воплощений, что в конце концов приведет к политеизму.
3. Иерархическая структура общества.
Людям казалось, что если организация человеческого общества проявляется в форме семьи, племени или государства, где разные люди исполняют разные функции и занимают разное социальное положение, а также проявляют свои хорошие и дурные качества, то и в сверхъестественном мире должно быть так: главные боги и множество подчиненных им богов. Главный бог какого-либо племени или народа уподоблялся главе семьи, вождю или царю. Он мог родиться, расти, жениться, иметь детей и советников в разных сферах правления и деятельности, а также пользоваться услугами богов-исполнителей. Эти боги могли быть его детьми или родственниками. Кроме того, считалось, что подобно тому, как это бывает в человеческом обществе, могут быть боги являющиеся его врагами. На основании таких рассуждений политеисты верили в богов неба, земли, земледелия, войны, искусства, науки, любви, мести и т. д.
4. Территориальное деление и другие признаки. Если вожди племен или цари разных государств управляют своими территориями, то люди думали, что так должно быть и в мире сверхъестественных существ. Поэтому они допускали параллельное существование иерархической системы богов у разных народов. Если можно делить людей на глупых и мудрых, простых и знатных, добрых и недобрых, то, по понятию людей того времени, и боги должны были быть такими. Языческий мир допускает такую возможность в своем мировоззрении.
Политеизм проявился в обществе не только в вере людей в существование иерархической системы богов в невидимом мире, но и в том, что в мире видимом, материальном каждый из этих богов имел свое изображение. Изображения богов, созданные из камня, дерева или металла, в виде человека, животного, птицы или другого живого существа, называются идолами. Слово «идол» по-гречески означает образ, вид. В некотором смысле всякая вещь или идея могут стать для человека идолом, если он поставит их на место истинного Бога и сделает предметом поклонения. Идол — это видимое изображение божества, в котором, по мнению идолопоклонников, живет его дух.
Следует отметить положительные и отрицательные стороны политеизма в целом. К его положительным сторонам можно отнести персонализацию представления человека о божестве. Представляя бога в форме личности, человек показывает, в чем он сам нуждается.
Что касается негативной стороны политеизма, то она несравненно больше. Известно изречение: «Каков у человека бог, которому он поклоняется, таков он сам». Однако можно сказать и обратное:каков человек, такого бога он создаст для себя, если не познает истинного Бога. Обе эти идеи отражены в политеистических религиях. С одной стороны, люди представляли себе богов такими, какими являлись сами, а с другой — ссылались на богов в свое оправдание.
другой силы природы. Вопрос только в том, как сами люди относятся к ней.
Проблема политеизма состоит в том, что, делая богом или богиней безличные силы природы, человек ставит их выше себя и попадает в зависимость от них. Поклоняться таким богам — значит исполнять их волю или следовать их примеру. Неудивительно, что в языческом обоготворении плодородия мы наблюдаем полное отсутствие морали в половой жизни. Если, рассуждая по-язычески, половое влечение есть бог, то надо отдаваться этому влечению полностью.
На ранних этапах развития в связи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему, и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его жизнью: животным, которые его окружают, на которых он охотится, от которых зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которых зависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Человек пытается воздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, принося жертвы. Он пытается обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всех отношениях. Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы пока еще на подсознании, установление которых приписывается тем же силам. Они передаются из поколения в поколение.
Итак, с начала бог для человека изображается в животном обличии или как полуживотное-получеловек, и его функции в основном связаны с жизнью самого человека.
В дальнейшем мы встречаем частичное отделение необъяснимого от природы, т.е. существование независимых физически, но покровительствующих природе духов, которых человек не может видеть и ощущать, но считает возможным влияние на них. Сам способ влияния не изменился - это те же моления и жертвоприношения. Уже на этом уровне возникают вопросы о возникновении всего сущего, возникают космогонические мифы о возникновении мира. Также появляются представления о сущности смерти, о продолжении существования после смерти и т.д. Т.е. мы встречаем попытку человека осознать мир и свое место в нем. В этот момент бог предстает перед человеком, как множество физически неоформленных сил, жизнь которого зависит от них. Теперь человек пытается общаться с ними путем сновидений, подсознательных явлений и т.д.
Далее боги формируются в четкое и определенное понятие. Это либо люди (они, как правило, выступают в некотором множестве), либо антропоморфные существа, которым опять приписывают силы природы, жизненный успех, ремесленнические покровительства. Образ их существования схож с человеческим, т.к. приносимые жертвы в основном считаются пищей и предметами пользования богов. На этом этапе возникают мифы о появлении богов, об их влиянии друг на друга, часто об их жизни и бессмертии. Человек боится смерти, и поэтому бессмертие он приписывает богам. Ранее и сейчас мы встречаем в любой религии правила, которые должен исполнять человек на протяжении жизни. Одно из самых древних "правил" - это поклонение предкам. История этого культа тянется еще со времен племенного устройства. Часто он связан с обожествлением самих предков и представлениях о загробном мире. Еще одно из основных правил это почитание богов. Также существует правило сохранения государственных устоев. Оно проявляется как обожествление императоров и выполнение своих обязанностей перед ним.
Вот некоторые из основных необходимых понятий для человека. Помимо них проявляются чисто нравственные понятия более свойственные для мировых религий.
Итак Бог из животного пройдя некий путь развития переходит в схожее с человеком существо, до некоторого периода выступающее в множественном числе, которое является либо путем появления всего сущего, либо не являясь причиной, становится творителем и правителем мира, он устанавливает правила, следит за их выполнением и решает судьбу человека в зависимости от их исполнения.
Список литературы
1. Аверьялов Хрестоматия по религии, М. 2000
2. Гараджа В. И. Религиоведение, М., 1995
3. Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. Ред. А.Н. Красникова. – М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках).
- Радугин А. А. Культурология, М. 1998
reshebniki-online.ru
Ранние формы религии. Феномен неоязычества.
Цель лекции:рассмотреть ранние формы религиозных верований, магических представлений, продолжающих свое существование до сих пор.
План лекции:
1. Тотемизм как ранняя форма религиозных представлений. Тотем и табу.
Концепция З. Фрейда.
2.Анимистические верования: особенность и современность. Э. Тайлор об анимизме.
3.Магия и религия.
4. Фетишизм.
Основные понятия:тотемизм, табу, анимизм, аниматизм, мана, фетишизм.
Сегодня общепринятым мнением среди религиоведов является утверждение, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Таким образом, религиозные представления появляются с формированием человека современного типа (Homo sapiens). С.А. Токарев указывает на то, что даже неандертальские погребения представляют собой один из источников возникновения религиозных представлений. Первобытный сапиентный человек уже имел определенные представления о загробной жизни и хоронил своих близких с определенными церемониями вместе с предметами обихода, утварью, необходимыми в «иной» жизни. То есть имелись религиозные представления о том, что умерший продолжает жить в загробном мире. В эпоху верхнего палеолита сложились представления о существовании мира умерших и духов, причем считалось, что покойники могут влиять на мир живых.
Большинство наскальных рисунков пещерной живописи представляют сцены охоты, изображения животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование связи между людьми и животными. Отсюда берет начало одна из форм ранних религиозных представлений – тотемизм. Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. Основные черты тотемизма очень точно описал З.Фрейд в своем произведении «Тотем и табу» на примере туземцев Австралии. Тотем, во-первых, является праотцом всей семьи, кроме того, ангелом-хранителем и помощником, предрекающим будущее и милующим своих детей. Лица одного тотема связаны священным обязательством не убивать своего тотема и воздерживаться от употребления его мяса. Время от времени устраиваются праздники, на которых лица одного тотема в церемониальных танцах изображают или подражают движениям своего тотема. Тотем передается по наследству по материнской или отцовской линии. Тотем не связан ни с областью и местоположением. Лица одного тотема живут раздельно и мирно уживаются с приверженцами других тотемов. Выбор тотемов связан с физико-географическим характером местности. Например, у племен Австралии в качестве тотемов выступают встречающиеся здесь часто кенгуру, страус эму, опоссум, дикая собака, ящерица, летучая мышь. Важно отметить, что тотем не обожествляется, его не наделяют качествами бога, люди просто верят в свое родство с ним.
В рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Значение табу разветвляется в двух противоположных направлениях: святой, освященный и жуткий, опасный, запретный, нечистый. Табу называют древним неписаным законодательным кодексом человечества. Источником табу считают особенную силу – Mana, имеющуюся в людях и духах, которая может быть перенесена при помощи неодушевленных предметов. Цели табу разнообразны: А) охрана важных лиц: вождей, священников; б) защита слабых – женщин, детей и обыкновенных людей против магической силы вождей и священников; с) защита от опасностей, связанных с прикосновением к трупам; д) охрана важных жизненных актов: родов, посвящение взрослого мужчины, брака, сексуальной деятельности; е) защита человеческих существ от гнева демонов и богов; ж) охрана нерожденных детей и младенцев. Табу также служит защите собственности какого-либо человека. Самые старые и важные запреты табу составляют два основных закона тотемизма. Один – запрет убивать животное-тотем; второе – запрет полового сношения с товарищем по тотему, следовательно, невозможность вступления в брак с членом тотемной группы. Это составляет начало экзогамии. Фрейд связывает тотемизм с боязнью инцеста. Например, психоаналитик приводит обычаи, которые можно назвать «избеганием». Мальчикам запрещается с определенного возраста общение с матерью и сестрами. Девушка должна избегать общения с отцом.
Для первобытного человека также был характерен анимизм, который до сих пор остается действенным мироощущением людей. Анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающий им разум, сверхъестественное могущество. Среди этнографов и религиоведов существует мнение, что анимизму предшествовала стадия аниматизма – вера во всеобщую одушевленность природы. Люди обожествляли и одухотворяли небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, горы и реки, холмы и леса, камни и ручьи. Соответственно, все перечисленное могло чувствовать и действовать, приносить вред или пользу. З. Фрейд пишет: «Всеобщей тенденцией человеческого рода является стремление понимать всякое существо как себе подобное и переносить на каждый объект такие качества, с которыми он сам хорошо знаком и что он знает лучше всего». Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тайлором в работе «Первобытная культура». Анимистические верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями как сон, видения, болезнь, смерть, переживание транса и галлюцинаций. В результате в качестве объяснения этих непонятных процессов вырабатывается понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ, о загробном мире. Второй ряд анимистических верований возник из стремления к одухотворению окружающей действительности. Как уже говорилось, древний человек рассматривал все предметы объективного мира как подобные себе. Отсюда возникает вера в существование духов природы. Постепенно в ходе сложной эволюции анимистические верования трансформировались в политеизм и монотеизм. Таким образом, анимизм является ярким выражением представления о существовании рядом с реальным земным миром потустороннего мира, мира, где обитают духи и души.
Люди стремились привести эти два мира в соответствие, средством выступала магия. Дж. Фрезер в своей книге «Золотая ветвь» дает следующее определение магии: «Магия является искаженной системой природных законов и ложным руководящим принципом поведения». Магия представляет собой определенную систему наблюдений и действий, основанную на убеждении в возможность заставить управляющие миром, предметами и самим человеком силы действовать согласно воле и желаниям самого человека. Б. Малиновский считает, что магия существовала изначально у всех народов и передается из поколения в поколение. Сколько существует человек, столько будет существовать магические обряды, так как магия человечна по своей направленности, магические действия относятся к практической деятельности и состояниям человека. Человек обращается к магии в тупиковых ситуациях, когда обычными средствами помочь нельзя: охотник упустил добычу или просто тяжелая жизненная ситуация. Магия основана на теории манны – некая абстрактная сила, отличительная способность, присущая какому-либо человеку. Маги, как правило, являются обладателями маны в первобытном обществе. Вокруг каждого мага ореол рассказов о чудесной силе его проклятий и т.д. Магия предполагает определенную строгую технику: колдовские заклинания, ритуал и личные способности исполнителя. Дж. Фрезер называет магию псевдонаукой. Но, наука основана на строгом систематическом наблюдении за природой. Магия базируется на опыте особых эмоциональных состояний, раскрывается в игре чувств, охватывающих человека. Знание в науке рационально, в магии часто эмоционально, строится на ассоциативных связях. Магию и религию роднит то, что они опираются на мифологическую традицию, на чудесное ожидание, окружены системой обрядов и табу. Магия – практическое искусство для выполнения действий, каждое из которых является средством для достижения практической цели. Религия – система действий, выполнение которых само по себе есть некоторая цель. У магии строгая техника исполнения. Религия не имеет такой строгой техники, она не сводится к системе формальных действий, к идейному содержанию. Верования магии крайне просты: вера во власть человека достичь желаемой цели с помощью колдовства и ритуала. В религии наблюдается сложность и многообразие сверхъестественного мира, догматика. Религиозная мифология более сложна и разнообразна, сосредоточена вокруг догматических положений. Магическая мифология проста: рассказы о сверхобычных достижениях. Магия – дело специалистов – колдунов. В религиозных ритуалах участвуют все.
Дж. Фрезер дает подробный анализ магии, ее принципов. Исследователь делит магию на гомеопатическую и контагиозную. Гомеопатическая или имитативная основана на том, что любое желаемое действие можно произвести путем простого подражания. Контагиозная магия предполагает что, все действия, проделываемые с предметом, оказывают воздействие на личность, которая была с этим предметом в соприкосновении. На практике два вида магии сочетаются. По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.д. Дж. Фрезер обращает внимание на феномен мага. Магами были, как правило, люди неординарные, честолюбивые, способные. В перспективе именно они становились вождями племени. Таким образом, магия помимо социальных функций является источником политической власти. Фрезер пишет, что в результате демократия сменилась монархией, точнее олигархией старейшин. Это важный этап выхода человечества из стадии дикости.
Распространение магии привело к тому, что конкретные явления и предметы начали восприниматься в качестве носителей магической силы. Так возник фетишизм – почитание различных предметов, которые должны приносить удачу или отводить опасность. Фетишизм проявился в создании амулетов, талисманов и идолов, предметов из дерева, глины, других материалов. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, окраски или размера, кусок дерева, части тела животного ( клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки). У многих народов встречаются фетиши-черепа и кости умерших родственников. Если фетиш не выполнял своей функции, его заменяли другим. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например, камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы). Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо гора или дерево. Особая группа фетишей связана с распространенным у многих народов культом предков. Их изображения становятся предметом поклонения. Иногда это идолы – человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины. Например, алэлы енисейских кельтов. Алэл – это деревянная кукла с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусинок, одетая в традиционную одежду. Обычно они изображают старух, которые призваны помогать семье во всех ее делах. Человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае семье грозит гибель. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов, обладающий свойством отвращать несчастья и приносить удачу. Также, до наших дней сохранились талисманы, которым приписывались свойства отвращать беды, талисман прятали от посторонних глаз.
В первобытной культуре был распространен культ животных – зоолатрия. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, вера в их особую связь с миром духов и богов, посвящение животных божествам. Культ животных проявляется в запрете убивать определенных зверей, поедать из мясо или, наоборот в ритуальном заклании и поедании зверя. У народов есть предания об умирающем и воскресающем звере, о браках людей с животными. Культ растений – филолатрия также получил широкое распространение. В растениях заключены семена жизни. Например, в скандинавских легендах ясень хранит все живое, включая человека. Фольклор многих народов содержит свидетельства о том, что злаковые культуры наделены душой. Например, образ Матери Хлеба, Матери Зерна. Причинение вреда священным растениям есть святотатство. У многих народов распространено представление, что в камнях пребывает магическая сила. Камни могут вызывать дождь или способствовали увеличению урожая.
Одним из анимистических культов, сохранившихся до наших дней, является культ предков (почитание душ умерших родственников). Духи предков почитаются, им приносятся жертвоприношения, верят в их постоянное покровительство. Культ предков прежде всего отражается в погребальных обрядах, которые у каждого народа имеют свои особенности (зарывание в землю, кремации, воздушное погребение, эндоканибализм, ношение трупа с собой). В мифологии многих народов находим сюжеты, связанные с представлениями о смерти, о взаимоотношении мира умерших и мира живых. Очень важным является тщательное соблюдение похоронного обряда. Иначе, душа не сможет соедиться с душами умерших в потустороннем мире и не будет покровительствовать родственникам. У народов умершие делятся на две категории. «Чистые» покойники, умершие естественной смертью. «Нечистые» покойники – те, кто погиб неестественной смертью: самоубийцы, утопленники, умершие от пьянства и колдуны. «Нечистых» покойников боялись и старались обезвредить. Почитание родителей – это настоящий семейный, а раньше родовой культ предков, сохранившийся до сих пор.
Выводы:
Итак, к ранним формам религиозных представлений относятся тотемизм, фетишизм, анимизм, зоолатрия, филолатрия, магические представления. Ранние формы религии возникли вместе с появлением современного человека (homo sapiens). В них уже содержатся все те идеи, которые в дальнейшем были развиты в мировых религиях. Характерной чертой ранних форм религии является вера в одушевленность природы (живой и неживой), отсюда вера в родство групп людей с определенным животным или растением, наделение душой и сверхъестественными свойствами различных предметов. Многие из этих ранних религиозных представлений жизнеспособны в современную эпоху, более того обладают властью над сознанием людей современного общества.
Методические рекомендации к лекции:
Запомните определения ранних форм религий, их сходство и отличие друг от друга. В дальнейшее с целью более углубленного изучения темы обратитесь к названным в тексте авторам, которые являются признанными специалистами по ранним формам религиозных верований. Внимательно остановитесь на концепции З. Фрейда, отраженной в книге «Тотем и табу».
Читайте также:
lektsia.com
Ранние формы религии
Содержание
1. Первые представления людей о сверхъестественном.
2. Политеизм как одна из наиболее ранних форм религии
Заключение
Список литературы
Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.
Религии мира различаются между собой по возрасту, распространённости, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, какие-то - исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богословскую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жёстких природных условиях. Некоторые религии ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые - толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позволяют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии призывают к самоубийству, некоторые - предполагают достижение бессмертия.
И тем не менее все религии равноценны. Нельзя сказать, что какая-то религия безусловно лучше, чем другая.
В истории религии нельзя отметить прогресса или регресса, эта история представляет собой настоящую мозаику, совершенно беспорядочное движение; секуляризация и наступление религиозности, переменный успех в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение - все эти процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга без всякой строгой последовательности и вне всякой целенаправленности.
Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий
О начале развития религии мы можем судить из археологических раскопок. И первые представления о существовании религии у первобытного человека возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки воспринимались, как свидетельства существования погребального обряда. Наши предки занимались охотой и земледелием и зачастую они не могли объяснить многих явлений природы, удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясь найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы, в сознании человека возникают первоначальные представления о сверхъестественном. По рисункам и статуэткам видно, что у племен существовали тотемические верования (вера в магическую связь между человеком и животным или предметом). Также существовал культ женского начала (находки скульптурных женских изображений). Считается, что эти статуэтки изображают либо жриц-исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.
Есть некоторые свидетельства существования культа Солнца. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т.п. Культ связан с занятием земледелием человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия.
Таким образом, Бог для тех людей представал в обличии предмета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и поклонение этим "богам" обусловлено образом жизни человека.
Также можно судить о религии первобытного человека по племенам настоящего времени, находящимся в похожих условиях. И опять основное проявление начальной стадии развития религии - тотемизм. Особенно ярко он выражен у народов Австралии. Эта форма религии, заключается в том, что каждый род, племя магически-родственно связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого члена может быть свой тотем, существует также половой тотемизм, т.е. один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В этом качестве могут выступать различные животные, значительно реже - растения, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в связи с его территориальным положением и образом деятельности. Животное-тотем, - как правило, не опасное для человека создание. В некоторых племенах Австралии тотем не считается божеством, скорее родственником. Близость между человеком и его тотемом выражается прежде всего в запрете убивать и есть животное-тотем. Существуют тотемические мифы, в которых предки делают все, что и сами верующие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в скалу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.
Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д.
Помимо этого проявление ранней стадии развития религии – это анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки анимизма - там подразумевается существование духов и взаимодействие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и могут вызывать дождь, лечить и пр. Также здесь существует вера в магические предметы, способные влиять на человека.
Шаманизм мы встречаем у народов Америки (яганы, эскимосы, калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). У индейцев развито понятие личных духов-покровителей.
В славянских верованиях мы опять встречаем анимистические представления.Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сворог, Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Велес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь - богиня женских работ, прядения и ткачества.
Само понятие "бог" исконно славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С течением времени представление об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким духом, дающим удачу. Другое общеславянское обозначение сверхъестественного существа - бес, которое означало всенеобъяснимое и страшное.
К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян она была связана с народной медициной. Таким образом, славянам помимо анимистических верований был присущ политеизм - более высокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее сформировавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека.
Существуют естественные факторы, приведшие к его появлению политеистических религий. Наиболее важные из них следующие:
1. Разнообразие явлений природы и жизни.
Людям казалось наиболее правильным рассматривать явления природы и духовной жизни как действия отдельных сверхъестественных существ, а не одного Бога, управляющего всеми силами в мире. Если на уровне анимизма люди верили в присутствие множества невидимых душ или духов в предметах, то им нетрудно было перейти к вере во множество богов.
2. Идея повторных божественных воплощений в мире. Если считать эту идею правильной, как это принято в раннем индуизме, она повлечет за собой обожествление каждого из воплощений, что в конце концов приведет к политеизму.
3. Иерархическая структура общества.
Людям казалось, что если организация человеческого общества проявляется в форме семьи, племени или государства, где разные люди исполняют разные функции и занимают разное социальное положение, а также проявляют свои хорошие и дурные качества, то и в сверхъестественном мире должно быть так: главные боги и множество подчиненных им богов. Главный бог какого-либо племени или народа уподоблялся главе семьи, вождю или царю. Он мог родиться, расти, жениться, иметь детей и советников в разных сферах правления и деятельности, а также пользоваться услугами богов-исполнителей. Эти боги могли быть его детьми или родственниками. Кроме того, считалось, что подобно тому, как это бывает в человеческом обществе, могут быть боги являющиеся его врагами. На основании таких рассуждений политеисты верили в богов неба, земли, земледелия, войны, искусства, науки, любви, мести и т. д.
4. Территориальное деление и другие признаки. Если вожди племен или цари разных государств управляют своими территориями, то люди думали, что так должно быть и в мире сверхъестественных существ. Поэтому они допускали параллельное существование иерархической системы богов у разных народов. Если можно делить людей на глупых и мудрых, простых и знатных, добрых и недобрых, то, по понятию людей того времени, и боги должны были быть такими. Языческий мир допускает такую возможность в своем мировоззрении.
mirznanii.com