Убеждена, не каждый может утверждать, что в его жизни есть или был человек, сыгравший огромную роль в профессиональном становлении. Наверное, это больше свойственно людям творческих профессий: писателям, актерам… Мне повезло: в моей жизни есть такой светлый, добрый и мудрый человек, которого я называю своим ангелом-хранителем. Это Нелли Аркадьевна Пугиева, кандидат филологических наук, методист районного отдела образования, опеки и попечительства. Учителя! Безбрежна ваша доброта. Духовности полны все мысли и деянья. Мы перед вами преклоняемся всегда И обещаем не свернуть с пути познанья! У человека всегда должна быть опора: семья, друзья, наставники… Только тогда он сможет выстоять в трудную минуту. Только тогда он разделит свою радость с близкими ему людьми. Только тогда ему не будет одиноко и горько в минуты невзгод. Жизнь моя не проста… Но, к счастью, со мной всегда были те, на кого можно положиться, кому можно доверить сокровенное… Мне было около двух лет, когда умерла мама. Ей тяжело было оставлять меня, такую кроху, в этом жестоком мире, но болезнь не спрашивает, есть ли у тебя дети и сколько тебе лет… Через несколько лет отец женился второй раз, и в моей жизни появилась мама (не хочу называть ее мачехой). Мы стали с ней друзьями… Она воспитала меня, как мне кажется, хорошим человеком, подарив тепло своего сердца. Время шло, я выросла. Вышла замуж, родила сына… А через полтора года овдовела, оставшись с годовалым ребенком на руках. Но рядом были подруги, они не давали мне с головой погрузиться в горе: отвлекали, помогали выкрутиться из каких-то бытовых неурядиц. Жизнь не стоит на месте: я снова вышла замуж. Мой муж – самый лучший на земле человек. Он всегда и во всем меня поддерживает. Он моя опора, защита, друг. Я окончила педагогический институт. Люблю свою работу. Муж был военным, мы много ездили по стране, и ни разу у меня не возникла мысль сменить профессию, потому что я не представляю себя вне школы. Пятнадцать лет назад судьба занесла нас с мужем на Каменскую землю. Была я в то время, как мне казалось, опытным педагогом: меня любили мои ученики, я побеждала в профессиональных конкурсах… Придя работать в Каменскую гимназию, я не боялась преподавать в старших классах: как же, все знаю… Но однажды одна замечательная женщина, побывав на интегрированном уроке литературы, который я вела в 5-м классе вместе с учителем географии, сказала: «Это замечательный классный час, прекрасное внеклассное мероприятие, но это — не урок литературы». Так началось мое знакомство с человеком, которого я просто обожаю… Дома у Нелли Аркадиевны Пугиевой лежит не защищенная ею докторская диссертация. Защите помешало горе: во время пожара погибла невестка, и Нелли Аркадьевна, оставив работу преподавателя в Грозненском университете, приехала к брату, чтобы всю себя отдать воспитанию маленькой девочки – своей племянницы, крестницы… Наверное, так было угодно Богу, чтобы мы встретились и подружились. Я многого добилась на профессиональном поприще: победила в профессиональном конкурсе «Учитель года-1996», участвовала в экспериментальной работе по программе профессора Воронежского государственного педагогического университета Берты Сергеевны Дыхановой, стала лауреатом конкурса лучших учителей России, заняла 2-е место во Всероссийском конкурсе методических разработок по программе под редакцией Геннадия Самуйловича Меркина… И в этом огромная заслуга Нелли Аркадьевны. Она – прирожденный педагог. Помню, в 1996 году я готовилась к областному конкурсу «Учитель года»: писала реферат, анализировала систему своей работы. Мне, практику, легче провести сто открытых уроков, чем написать одну научную работу. А реферат – это тот же научный труд. Прихожу к ней домой с написанной работой («Слава Богу, закончила, сейчас похвалят», – думаю я). Нелли Аркадьевна внимательно читает, делая карандашом какие-то заметки. И от моего, как мне казалось, замечательного реферата, остаются только ножки да рожки: все помечено, перечеркнуто и отдано на переработку. И так несколько раз. Она не делала работу за меня, что, наверное, было бы быстрее, сэкономило время и ее, и мое. Нет, она снова и снова заставляла меня править, включать мозги. Это ли не урок? Урок трудолюбия, урок мысли, урок чувства… По роду своей профессии ей приходилось частенько посещать мои уроки. Доброжелательная, тактичная, Нелли Аркадьевна всегда находила нужные слова, чтобы, не обидев, подсказать, как лучше провести тот или иной урок, на что надо обратить внимание в работе с детьми. И, смею вас заверить, ее замечания, а тем более похвала дорогого стоят. Вы обращали внимание, что далеко не каждый обладает талантом радоваться за других, разделять успех с человеком, который стал лучшим в чем-то? Мы легко бросаемся помочь, если у кого-то случилось горе («слава Богу, не у меня!»). Можем позавидовать, бросить реплику «Опять она! Надоело!», потом оклеветать… Но порадоваться??? Увы! Нелли Аркадьевна относится как раз к тем редким людям, которые искренне радуются успехам других. Она первой поздравит с успешно проведенным уроком, с победой в конкурсе, с удачным выступлением на конференции, с замечательными результатами Единого государственного экзамена (ЕГЭ) учеников… С улыбкой на добром лице она заставляет меня спуститься на землю, если я вдруг начинаю испытывать головокруженье от успеха, смеясь, произносит: «Спина не чешется? Крылышки не прорезываются?». Сейчас я сама могу научить других, как готовить учеников к успешной сдаче ЕГЭ. А в апреле 2003 года на меня и моих одиннадцатиклассников «страшное» слово «ЕГЭ» свалилось как снег на голову. Особенное беспокойство вызывала часть «С» тестовых заданий. Как к ней подступиться? Что делать ученикам, если даже я, учитель, в панике? «Если хочешь дать школьникам задание повышенной сложности, такое, как часть «С», – посоветовала мне тогда Нелли Аркадьевна, – выполни сначала это задание сама…». Наверное, поэтому она первая в районе выработала систему работы над текстом. Я пригласила ее на урок русского языка в 11 «А» класс и вместе с учениками, которым предстояло через полтора месяца сдавать ЕГЭ, под руководством Нелли Аркадьевны училась работать над текстом, находить средства выразительности, выявлять проблему, авторскую позицию, определять стиль и тип речи. Тогда на уроке мне показалось, что она получает удовольствие от общения с моими учениками, от преподавательской работы, которой ей так не хватает… Думаю, так оно и было. Вспоминаю и другой урок, преподанный мне Нелли Аркадьевной. Готовлюсь к участию в конкурсе лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Надо оформить массу документов, по которым и оценивается уровень профессионализма педагога-конкурсанта. Кипа бумаг. Лабиринты таблиц. Каторжный труд. Бессонные ночи в течение нескольких недель. И, конечно же, с утра до вечера Нелли Аркадьевна вместе со мной сидит над этими таблицами и их описанием. Мы оттачиваем каждое слово, продумываем каждую схему. Вот где в полную силу проявился острый ум ученого! Уверена, со мной никто не будет спорить, что Нелли Аркадьевна – один из самых уважаемых людей среди учительства района. Профессионал, мастер, УЧИТЕЛЬ, она не проходит мимо нового, откликаясь на инновации. Под ее руководством много лет проводится ученическая научно-практическая конференция «Я познаю мир». А в этом году в районе прошла первая учительская научно-практическая конференция. Если возникает какой-либо вопрос по теории русского языка, по методике преподавания, смело обращайтесь к ней, моей любимой учительнице. Она поможет, подскажет, наставит на путь истинный. А главное — заставит думать и повышать свой профессиональный уровень. Я очень люблю ее, мою дорогую Нелли Аркадьевну, справедливого, порядочного, тактичного человека широкой души. Я счастлива, что в моей жизни есть опора. Это муж, семья. Это подруги. И, конечно же, я безумна рада, что на моем жизненном пути повстречался настоящий УЧИТЕЛЬ, который заставляет меня всегда смотреть вперед, заставляет думать и не возноситься. Я благодарю Бога, что Он послал мне эту судьбоносную встречу… У великих профессий устав непростой – Подвиг духа вершить неустанно. Не с того ли и выбран был мудрой судьбой Для учительства знак Пеликана? Есть легенда, далекий прошедшая путь: Если смерть вдруг птенцов настигает, Разрывает тогда пеликан свою грудь – Кровью сердца к ним жизнь возвращает. Белоснежная стая летит в облаках, Осеняя земную обитель... Да пребудет священно на всех языках Твое гордое имя, Учитель! teacher2010.ru « Я – учитель!» эссе Демидович Е.А., учитель русского языка и литературы У великих профессий устав непростой - Подвиг духа вершить неустанно.Не с того ли и выбран был мудрой судьбойДля учительства знак Пеликана?Есть легенда, далёкий прошедшая путь:Если смерть вдруг птенцов настигает,Разрывает тогда пеликан свою грудь -Кровью сердца к ним жизнь возвращает.Белоснежная стая летит в облаках,Осеняя земную обитель...Да пребудет священно на всех языкахТвоё гордое имя, Учитель! Кем быть?... Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный путь в жизни, просто нет и быть не может. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы принимаем в юности. По словам поэта М.Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни. Оканчивая школу в 1996 году, я чётко определилась с выбором профессии: буду учителем! Не просто учителем, а преподавателем русского языка и литературы!!! ( в глазах стоял пример моей тети). Записалась на подготовительные курсы в педагогическое училище, с отличием их окончила и была зачислена на 1 курс. Затем педагогический институт. Вот только квалификация: учитель начальных классов - меня не совсем удовлетворяла. Тогда передо мной распахнул двери Кемеровский государственный университет: замечательные педагоги, атмосфера творчества и любви к литературе и языку - всё это было не передаваемо… С тех пор не устаю повторять: «Я - учитель!» Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно, как слово учитель. В это понятие вложен глубокий смысл и большое, разнообразное значение, что вполне соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом. Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание... «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…» - верно заметил Л.Н. Толстой. И я горжусь своей профессией, пусть это громко сказано, но именно учитель творит будущее, его достижения и ошибки прорастут дурными или добрыми всходами (тешу себя мыслью, что добрыми). В педагогике общеизвестен закон: мы не можем передать нашим воспитанникам более того, что имеем и чем владеем сами. Убеждает не слово, каким бы прекрасным оно ни было, но дела, личный пример и жизнь говорящего. Чтобы взрастить в юных душах подлинное нравственное основание, учитель отдает все свои силы, любовь и время. Поэтому истинное служение учителя соизмеримо с нравственным подвигом любви.Нравственный подвиг учителя ярче всего выявляется в общении и обращении с учащимися, особенно с теми, кто с детских лет недополучили родительского внимания, сердечной заботы и теплоты любви.Эта любовь учителя проявляется в педагогическом великодушии, благородстве, терпении, милости и строгости, приветливости и требовательности, в умении добиваться от детей необходимых результатов в воспитании и учении. Ведь неслучайно были созданы такие строки: «… верьте, у учителя только для вида разделилось на четверти сердце. Входит в класс не ценитель покоя, не заученных правил хранитель...Только сердце, пылая любовью, может выстрадать званье `учитель`»Как нелегко бывает учителю коснуться души своего питомца, зачастую испытывающего преждевременную усталость от жизни. Любовь это единственное средство, чудодейственное лекарство, которое мы можем употреблять в борьбе за души детей. Если учителю удалось научить своего ученика любить, можно сказать, что подвиг совершился. Потому что человек, который умеет любить, более устойчив в противостоянии злу. Часто на ум приходят слова Уинстона Черчилля: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Но в то же время, пользуясь доверием детей, учитель берет на себя огромный груз ответственности: не только научить знаниям, но и сохранить душу ребенка, уберечь ее от невзгод, закалить характер, сформировать устойчивое понимание человечности. Да, это так: за доверие детей надо отвечать не только педагогическим профессионализмом, но и творческим энтузиазмом, вечным поиском, пониманием, что учительство – это образ жизни, состояние души и, опять же, любовью к детям, верой в их силы и успех. В этом – трудное учительское счастье. Есть еще одна высокая миссия учителя: обучая и воспитывая, формируя судьбу отдельно взятого ребенка, учитель тем самым формирует будущее планеты Земля. Это – не высокопарные слова, не крикливый лозунг, это ежедневный труд человеческих душ, ученических и учительских. И очень важно, чтобы учитель каждое свое слово, каждый свой шаг совершал во благо нашим детям. Вот такой он, Учитель! Трудностей – масса, но профессия – завидная, судьба – интересная, жизнь – творческая. Что значит слово Учитель?Наставник, мудрец, человек?Значенье какое важнее,Спорьте хоть целый век.Думаю, просто профессиейНазвать учителя мало:Выбрать своё призваниеСудьба ему указала.Нет среди нас такого,Кто прожил бы без учителя!Руки врача и портного,Ученого и водителяЗнают бесценную силу,Данную им учителем.Каким должен быть учитель-Учитель, которого ждут?Вопрос непростой, учтите,Ответишь не в пять минут.Он знает, как быть человеком,Не лгать, не кривить душой.Поможет он стать ребёнкуНе кем-то - самим собой!Он хочет, чтоб в этом миреЦарили добро и покой,И солнцем душа светиласьВ каждом из нас с тобой!Он умеет помочь и поможет,Если боль приключилась вдруг.Умеет понять и услышать,Как самый надёжный друг!Он сделать так сможет, чтоб зёрнаТаланта большого в детяхВзошли, расцветали и крепли,Как главное чудо на свете!Конечно, учителю трудно:Душа постоянно в работе,В стремленье отдать свои знанья,В нелегкой о детях заботе.Наградой учителю служитСвет детских восторженных глаз,Умение мыслить и слушать,Взращённое в каждом из нас!Теперь я, пожалуй, отвечу,Что слово Учитель значит.Это Судьба и Призванье,Творчество, Вера, Удача! Давайте обсудим. Недавно прочитала в интернете Очень хочется услышать мнения педагогов. Как Вы относитесь к таким рекомендациям? 1. Откажитесь от заезженных фраз, школьных «штампов». Например: «Тишина в классе!» «Звонок с урока – для учителя, а не для вас!» Подумайте только, сколько раз детям приходится это слушать. Часто они уже просто не реагируют на подобные изречения. Будьте изобретательны даже в мелочах. Сочиняйте свои «кодовые» фразы. Удивляйте ребят! Особенно меня всегда забавляет фраза учителей «Ты как со мной разговариваешь?! Дома будешь так с родителями разговаривать, а не в школе!» И чему тогда мы учим ребенка? :) ) 2. Не будьте блюстителем школьных традиций! (читайте: «не будьте ЗАНУДОЙ!») Будьте инноватором! Дети уже привикли к устоявшемуся школьному укладу. Докажите, что уроки еще могут быть захватывающим занятием! Придумайте и распланируйте свой урок так, чтобы он прошел на одном дыхании! Чтобы у детей не было даже времени посмотреть на часы: а сколько-то там еще до перемены? Поставьте себе задачу: каждый вечер придумывать, изобретать нечто необычное, пробовать ранее неосвоенные методы, ставить себя на место детей: а что бы им было интересно? 3. Не ограничивайте свое общение с детьми 45 минутами урока: от звонка до звонка. Когда к детям подходишь во время перемены, чтобы просто поинтересоваться, как настроение, что новенького (а не чтобы отчитать/передать распоряжение и т. д.), они искренне удивляются! Они просто не привыкли к обычному неформальному общению. Потому и хочется, чтобы живые отношения с детьми стали нормой, потребностью для учителей. Чтобы всё не сводилось к проверке домашних заданий и объяснению нового материала. 4. Не используйте крик как основное средство борьбы с нарушителями дисциплины. Все, чего вы можете добиться при этом, – это временного затишья. А о воспитании и каком-то длительном эффекте не может быть и речи. Можно обратиться к ребенку так: «Меня очень огорчают твои слова», «Мне неприятно, что ты так себя повел в этой ситуации». Если у вас уже сложились доверительные отношения с детьми и ваше одобрение им не безразлично, поверьте, это подействует. Так вы обращаетесь к чувствам детей и показываете им, что они вам дороги: не зря же ваше настроение и душевное состояние так зависит от их поступков. 5. И последнее, но главное табу: не позволяйте себе приходить к детям в дурном настроении! И это касается не только детей. Помнится, в университете у нас был преподаватель, у которого это самое настроение менялось со скоростью света. Казалось бы: взрослые люди и все мы понимаем уже, и все равно! Почему, если у вас не задалось утро, нужно испортить другим весь день? Что уж говорить о детях! Они очень тонко чувствуют, в каком вы расположении духа, едва вы только переступили порог класса. И тут же настраиваются: либо на плодотворную работу, либо на защиту от вашей нерасположенности, враждебности. А ведь на защиту уходят все силы и эмоции. С кем же тогда работать? Я знаю, что настоящим учителям мои советы принесут мало пользы, потому как они эти прописные истины хранят в своем сердце и ни на минуту о них не забывают. И все же я пишу с надеждой, что кто-то извлечет для себя что-то новое, или же просто задумается, или напомнит себе о чем-то важном. Очень хочется услышать мнения педагогов. mentoralla.blogspot.ruЭссе учителя. У великих профессий устав непростой подвиг духа вершить неустанно автор
Знак Пеликана
Эссе "Я - учитель!"
< Предыдущая Следующая > Жизнь - это чудо: Я
14 признаков того,что вы учитель
1. Вы несёте из дома всё, что может вам пригодиться на рабочем месте.2. Вы приносите в дом массу бесполезного с точки зрения нормальных людей, ваших родных и близких, которые с опасением наблюдают за тем, как неотвратимо растёт гора макулатуры в вашей квартире.3. Ваша семья принесена в жертву образованию, она тоже работает с вами, хотя и не числится в штате. Работают, тихо жалея вас, а иные — проклиная школу. Участь вашего ребёнка — ждать. У кабинета, учительской, дома, ждать терпеливо и молча.4. Люди, далёкие от образования, не понимают, когда вы говорите о своих 30 детях и 45 родителях.5. Каждая неформальная встреча с коллегами неизбежно перерастает в мини-педсовет, несмотря на то, что вы всё время клянетесь о школе не говорить.6. Чужих денег в вашей сумочке всегда больше, чем своих.7. Вы вскакиваете среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к завтрашнему уроку.8. Ваш дом уже задыхается от вазочек и других ненужных безделушек, выбросить которые вам не позволяет совесть — подарки же.9. С вами здоровается половина района и эта же половина оценивает — как вы, где вы и с кем вы?10. Вы умеете красить, клеить, забивать гвозди, чинить мебель, работать до утра, уговаривать, прощать, ходить на работу больным и входить в чьё-то положение.11. Вы не умеете: толково отдыхать, говорить «нет» администрации, проходить мимо книжных прилавков.12. В вашей жизни в пять раз больше поводов для празднования, чем у других, — начало учебного года, начало четверти, конец четверти — и в пять раз больше поводов для головной боли — начало учебного года, начало четверти, конец четверти.13. Покупая сумочку, вы прежде всего смотрите не на её дизайн, а на её вместимость, чтобы туда вмещалось как можно больше тетрадей!14. Вы никак не можете определиться с 1 сентября — принимать вам поздравления или соболезнования.
Это копия я.... Как Вы относитесь к таким рекомендациям? Десять заповедей Януша Корчака для родителей
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности. 3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. 4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта. 5. Не унижай! 6. Не забывай, что самые важные встречи человека- его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке. 7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение. 9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему. 10. Люби своего ребенка любым- неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.