Тест по МХК "Художественная культура Средних веков" (10 класс). Искусство средневековья проникнуто духом


2. Характеристика средневекового искусства. Искусство Средневековья

Похожие главы из других работ:

Братья Ленен

1. Вступление. Краткая характеристика французского искусства XVI-XVII веков

...

Древнерусское искусство

1.1 Типичные виды искусства древнейшей Руси и их краткая характеристика

Сложение древнерусской государственности и обращение к христианству, воздействие византийской художественной традиции оказало значительное влияние на формирование древнерусского искусства...

Искусство арабских народов

2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА

История средневекового искусства Египта начинает-ся коптским периодом. Искусство коптов -- египтян, исповедующих христианство,-- развивалось в IV--VII веках н.э., в период, когда Египет входил в состав Византийской империи...

Искусство Ближнего и Среднего Востока

Глава 3. Декоративно-прикладные искусства и ремесла средневекового ближнего и среднего востока

...

Искусство и культура в конце XIX и начале XX веков: футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство и другие

Глава 1. Общая характеристика искусства и культуры в конце XIX ? начале ХХ веков

Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX--XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной...

Искусство Средневековья

1. Исторические предпосылки становления средневекового искусства

Воинственные народы, под ударами которых пал Рим, были не только разрушителями -- они омолодили одряхлевший мир, влили в него новые живительные силы. По всей территории бывшей Римской империи они уничтожили рабство...

Красочный слой темперной живописи

5. Палитра средневекового художника

Древнеримский историк Плиний Старший знал уже все пименты, которыми пользовались затем художники вплоть до начала индустриальной эры. Он приводит около двадцати названий красок, но при этом замечает...

Культура Древнего Египта

Общая характеристика искусства

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Несколько тысячелетий в плодородной долине Нила развивалась своеобразная культура, оставившая человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства...

Культура Западной Европы в Средние века

4. Феномен средневекового карнавала

Карнавал - это праздник, родившийся в христианской традиции, хотя во внешних проявлениях он напоминал Дионисии и Аполлонии. В народных представлениях был силен языческий элемент. Низкий уровень культуры этому способствовал...

Культура и искусство Древнего Вавилона

1.1 Характеристика исторической эпохи и влияние религии на основные направления искусства Древнего Вавилона

культура искусство вавилон Вавилон, знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли «Баб-илю»...

Культура периода Ренессанса

2. Характеристика искусства Высокого Ренессанса

Характеризуя искусство периода начала Высокого Ренессанса, нельзя не упомянуть и Милан, как один из главных центров Северной Италии. Наивысшая политическая активность Миланского герцогства приходится на конец XV века...

Раннехристианское искусство Древнего Рима

Глава 1. Характеристика раннехристианского искусства древнего Рима

...

Сюрреализм в творчестве Рене Магритта

Глава 1. Общая характеристика искусства сюрреализма

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность -- совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made»...

Теоретические взгляды и художественная практика Айвазовского

1.1 Характеристика русского искусства XIX века

Первая половина XIX века - время расцвета русской художественной культуры, получившей мировое признание. В этот период были созданы величайшие по своему значению произведения литературы (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь, М.Ю...

Характерные черты японского традиционного костюма

1. Общая характеристика культуры и искусства Японии

Культура - многогранное понятие, включающее все материальные и духовные достижения человечества. В западной и восточной цивилизациях различные аспекты духовной культуры народов - религия и обычаи, литература и искусство...

cult.bobrodobro.ru

Средневековое искусство и его особенности

Средневековье - это уникальный исторический период. Для каждой страны он начинался и заканчивался в разное время. К примеру, в Западной Европе Средневековьем считается период с V по XV вв., в России - с X по XVII вв., а на Востоке - с IV по XVIII вв. Рассмотрим далее, какое духовное наследие оставили нам творцы той эпохи. средневековое искусство

Общая характеристика

Каким было средневековое искусство? Кратко говоря, в нем соединились духовные искания живших в то время мастеров. Основные темы их творений определялись церковью. Именно она выступала тогда в качестве главного заказчика. Между тем история средневекового искусства связана не только с христианскими догматами. В народной памяти того времени все еще оставались признаки языческого мироощущения. Это можно увидеть в обычаях, фольклоре и обрядах.

Музыка

Без нее нельзя рассматривать средневековое искусство. Музыка считалась неотъемлемым элементом жизни людей того времени. Она всегда сопровождала праздники, торжества, дни рождения. Среди наиболее популярных инструментов были рожки, флейты, колокольчики, бубны, свистульки, барабаны. Из восточных стран в музыку средневековья пришла лютня. Были в мотивах того времени ритуальные черты. К примеру, в начале весны сочинялась специальная музыка, под которую люди прогоняли духов зимы и возвещали наступление тепла. Под Рождество всегда звучал колокольный звон. Он нес благую весть о появлении Спасителя.

Книги

Средневековая литература и искусство оставили богатейшее наследие потомкам. Ранние книги той эпохи были тщательно переписаны и затем проиллюстрированы монахами. В то время бумага считалась большой редкостью, в связи с чем ее заменяли пергаментом. Его изготавливали из кожи теленка либо ягненка. Писать учились на так называемых деревянных таблетках, покрытых черным или зеленым воском. Средневековые произведения искусства воплощались преимущественно на деревянных досках. Для наиболее ценных томов использовали простое кожаное тиснение. Средневековая культура и искусство обогащались за счет странствующих ученых и поэтов. Они отправлялись в походы, чтобы изучить формы письма других стран. С появлением куртуазной любви средневековое искусство наполнилось романтизмом. Он проявлялся в первую очередь в прозе и музыке. При дворах пели песни, посвященные эпическим сражениям Карла Великого, Артура и Роланда. Активно продолжала развиваться письменность. В эпоху средневековья появились строчные и заглавные буквы, определились правила написания. Книги в то время считались настоящим сокровищем. Они не были доступны широкой массе населения. Как правило, их хранили под замком. Если у кого-то возникали проблемы с деньгами, книгу можно было заложить и получить хорошее вознаграждение. средневековое искусство живопись

Средневековое искусство: живопись

В то далекое время созданием фресок и картин занимались только те, кто действительно имел талант и обладал необходимыми способностями к рисованию. Эта творческая работа не являлась каким-то хобби или развлечением. Средневековое искусство предъявляло к мастерам определенные требования. У каждой картины или фрески был свой заказчик. Как правило, расписывались церковные стены, алтарь или помещение для молитвы. Художников средневековья можно, скорее, назвать ремесленниками, какими были, например, кузнецы или плотники. Именно поэтому имена многих из них не дошли до настоящих дней. К примеру, сапожники не ставят свою подпись на каждой паре обуви. Кроме того, создание фресок было зачастую коллективным. Художники не ставили целью точно копировать окружающий мир. Средневековое искусство предполагало морализаторское и эмоциональное воздействие на людей. Из этого сформировались определенные негласные правила:

Искусство средневекового витража основывалось, преимущественно, на религиозной тематике. Как правило, рисовали такие сюжеты, как "Рождество Христово", "Распятие", "Страсти Христовы", "Мадонна с младенцем" и пр.

Романский стиль

Им было наполнено средневековое искусство Западной Европы в Х - XII вв. В некоторых областях этот стиль сохранился и до XIII века. Он стал одним из важнейших этапов искусства средневековья. Романский стиль соединил в себе меровингские и позднеантичные сюжеты, компоненты "Каролингского возрождения", периода Великого переселения. Вошли в средневековое искусство Западной Европы византийские и восточные элементы. Романский стиль зарождался в условиях развития феодализма и распространения идеологии католической церкви. Основное строительство, создание скульптур, оформление рукописей осуществлялось монахами. Церковь достаточно долго была источником, распространявшим средневековое искусство. Архитектура также была культовой. Главными распространителями стиля в то время выступали монастырские ордена. Только к концу XI века начали зарождаться бродячие артели мирян-каменотесов. средневековое искусство западной европы

Зодчество

Отдельные постройки и комплексы (замки, церкви, монастыри) в романском стиле возводились, как правило, в сельской местности. Они господствовали над окружающим, воплощая в себе подобие "града Господня" или выступая в качестве наглядного выражения могущества феодала. Западное средневековое искусство базировалось на гармонии. Ясные силуэты и компактные формы построек как бы повторяли и завершали ландшафт. В качестве основного строительного материала выступал природный камень. Он превосходно гармонировал с зеленью и почвой. Главной особенностью сооружений в романском стиле являлись массивные стены. Их тяжеловесность подчеркивалась узкими оконными проемами и углубленными ступенчатыми порталами (проходами). Одним из ключевых элементов композиции считалась высокая башня. Романские здания представляли собой системы стереометрических простых объемов: призм, кубов, параллелепипедов, цилиндров. Их поверхность расчленялась галереями, лопатками, аркатурными фризами. Эти элементы ритмизировали массивность стен, но не нарушали при этом их монолитной целостности.

Храмы

В них развивались унаследованные от раннехристианской архитектуры типы центрической и базиликанской церкви. В последнем неотъемлемыми элементами были башня или фонарь. Каждую главную часть храма создавали как отдельную пространственную конструкцию. И внешне и внутри она четко отделялась от остальных. Общее впечатление было усилено сводами. Они были преимущественно крестовыми, цилиндрическими или крестово-реберными. На некоторых храмах устанавливали купола. средневековые произведения искусства

Отличительные черты декора

На ранних этапах в романском стиле основная роль принадлежала настенной живописи. К концу XI - началу XII вв., когда конфигурация стен и сводов стала сложнее, в храмовый декор вошли монументальные рельефы. Ими украшались порталы, а зачастую и полностью фасадные стены. Внутри сооружений они наносились на капители колонн. В позднем романском стиле на смену плоскому рельефу приходит более высокий и насыщенный эффектами света и тени, но сохраняющий органическую связь с поверхностью стены. Центральное место в живописи и скульптуре занимали темы, выражавшие грозное и безграничное Божье могущество. В строго симметричных композициях преобладала фигура Христа. Что касается повествовательных циклов на евангельские и библейские темы, то они приняли более динамичный и свободный характер. Романская пластика отличается отклонениями от натуральных пропорций. За счет этого образ человека становился носителем излишне экспрессивного жеста либо элементом орнамента, не теряя вместе с этим духовной выразительности.

Готика

Это понятие было введено в эпоху Возрождения. Готическое искусство средневековой Европы считалось "варварским". Расцветом романского стиля считается Х - XII вв. Когда был определен этот период, для готики были ограничены хронологические рамки. Таким образом, были выделены ранний, зрелый (высокий) и поздний (пламенеющий) этапы. Развитие готики было интенсивно в тех странах, в которых господствовало католичество. Она выступала преимущественно культовым искусством по религиозным темам и своему назначению. Готику соотносили с вечностью, высокими иррациональными силами. искусство и наука в средневековой индии

Особенности формирования

Искусство средневекового витража, скульптура, зодчество в готический период унаследовали от романского стиля множество элементов. Отдельное место занимал собор. На развитие готики влияли кардинальные изменения социальной структуры. В тот период начинали формироваться централизованные государства, росли и укреплялись города, стали выдвигаться светские силы - торговые, ремесленные, городские, придворно-рыцарские круги. По мере становления общественного сознания, совершенствования техники стали расширяться возможности для эстетического осмысления окружающего мира. Начали складываться новые архитектурные направления. Широкое распространение получило градостроительство. В городских архитектурных ансамблях присутствовали светские и культовые сооружения, мосты, укрепления, колодцы. Во многих случаях на главной площади города возводились дома с аркадами, складскими и торговыми помещениями на цокольных этажах. От нее отходили главные улицы. Вдоль них выстраивались узкие фасады преимущественно двухэтажных домов (редко трехэтажных) с высокими фронтонами. Города стали окружать мощными стенами, которые украшались проездными башнями. Королевские и феодальные замки стали постепенно превращаться в целые комплексы, включающие культовые, дворцовые и крепостные сооружения. средневековое искусство архитектура

Скульптура

Она выступала в качестве основного вида изобразительного искусства. Соборы снаружи и внутри украшали большим количеством рельефов и статуй. Готическая скульптура, по сравнению с романской, отличалась динамичностью, обращенностью фигур друг к другу и к зрителям. Начал проявляться интерес к натуральным природным формам, к человеческой красоте и чувствам. По-новому стали трактоваться темы материнства, жертвенной стойкости, нравственных страданий. Претерпел изменения и образ Христа. В готике на первый план стала выходить тема мученичества. В искусстве начал складываться культ Богоматери. Это происходило практически в одно время с поклонением прекрасным дамам. Зачастую оба эти культа переплетались. Во многих произведениях Богоматерь представала в образе прекрасной дамы. Вместе с этим у людей сохранилась вера в чудеса, сказочных чудовищ, фантастических животных. Их изображения можно встретить в готике также часто, как и в романском стиле.

Индия

Эта страна известна на весь мир своими несметными природными богатствами, великолепными ремесленными изделиями. С малых лет дети бедняков приучались к труду. Обучение сыновей и дочерей знати начиналось на пятом году их жизни. Образование они получали в школах при храмах или дома. Дети из касты брахманов обучались на дому у наставника. Ребенку надлежало почитать учителя, во всем его слушаться. Сыновья воинов и князей обучались военному делу и искусству государственного управления. Некоторые монастыри выступали в качестве образовательных центров. Преподавание в них велось на высочайшем уровне. Таким центром, к примеру, был монастырь в Ноланде. Он функционировал на доходы, поступавшие от ста деревень, а также за счет даров правителей. В некоторых городах средневековой Индии действовали обсерватории. Математики могли вычислять объемы тел и площади фигур, свободно обращаться с дробными числами. Хорошо развита была в Индии медицина. В книгах описывалось строение тела человека, внутренних органов. Индийские врачи, используя порядка 200 инструментов и различные средства обезболивания, делали сложные операции. Для установления диагноза медики измеряли температуру тела, пульс пациента, визуально осматривали больного, обращая внимание на цвет языка и кожи. Искусство и наука в средневековой Индии достигли небывалых высот. история средневекового искусства

Каменная скульптура

Она служила в качестве украшения архитектуры. Как правило, скульптура была представлена декоративными горельефами. В них все фигуры были тесно связаны. Движения, жесты, позы людей выглядят удивительно изящными и выразительными. Это обусловлено влиянием на развитие скульптуры искусства танца, которое было широко распространено в Индии с самой древности. В скалах еще при Ашоке начали создавать пещерные кельи и храмы для отшельников. Они были небольшого размера и воспроизводили жилые деревянные строения. В северных районах Индии строились храмы удлиненно-овальной (параболической) формы. На их верхушке сооружали зонт-лотос. На юге страны храмы имели форму прямоугольной пирамиды. Внутри помещения были темными и низкими. Они именовались святилищами. Войти в них мог далеко не каждый человек. Дворы храмов украшались скульптурами, изображавшими эпические сцены или трактовавшими в символической форме почитание бога, во славу которого возведен храм. Впоследствии в Индии, в особенности на юге страны, скульптурных элементов стало настолько много, что культовые сооружения выступали в качестве постаментов для них. Такими, например, являются храмы в Ориссе, Конараке, Кхаджурахо.

Классические произведения

В период Средневековья в большей части районов Индии для их создания использовали сетные языки. При этом множество поэтов писали и на санскрите. Эта литература сначала была переработкой классических образцов. Однако с течением времени она становится более изысканной и рассчитанной на придворных. Таким произведением, например, была поэма "Рамачарита". В каждом ее стихе заложен двойной смысл, который может приравнивать деяния царя Рампала к подвигам эпического Рамы. В средние века в основном развивалась поэзия, однако, к 12-13 вв. стала появляться и поза. Произведения писались на санскрите в жанре обрамленных повестей - рассказов, связанных одним сквозным сюжетом. Таким, например, является повествование "Кадамбари". Это произведение рассказывает о двух влюбленных, которые дважды жили на земле в разных обличьях. В сатирическом романе "Приключение 10 принцев" высмеиваются правители, аскеты, сановники и даже боги. средневековое искусство кратко

Расцвет

Он приходится на IV-VI вв. В тот период северная часть Индии объединилась в могущественное государство. Управление им осуществляли цари династии Гуптов. Сложившееся в этих районах средневековое искусство распространилось на южные территории. В буддийских монастырях и храмах в Аджанте сохранились уникальные образцы того времени. В этом районе со 2-го века на протяжении девяти последующих столетий появилось 29 пещер. Их потолки, стены, колонны расписаны сюжетами буддийских легенд и преданий, украшены резьбой и скульптурой. Аджанта выступала как центр не только религии, но и искусства, и науки. В настоящее время она символизирует величие духа древности. В Аджанту съезжается множество туристов со всех уголков мира.

fb.ru

Контрольное тестирование по мировой художественной культуре за курс 10 класса

Контрольное тестирование

 по МХК за курс 10 класса.

Пояснительная записка

к аттестационному материалу по мировой художественной культуре за курс 10 класса

Промежуточная аттестация за курс 10 класса проводится с целью выявления уровня знаний  по темам «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций», «Художественная культура античности», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура средневекового Востока», «Художественная культура Возрождения» в форме контрольного тестирования.

Аттестационный материал составлен на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), примерной (типовой) учебной программы и авторской программы: Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл./сост.  Г.И.Данилова. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011.

Использованы следующие методические пособия:

Мировая художественная культура: учебник для 10 класса / Г.И. Данилова – М.: Дрофа, 2013

Структура аттестационной работы:

Данное тестирование охватывает материал по мировой художественной культуре  первобытного общества, культуры античности, средних веков, средневекового Востока и художественную культуру Возрождения. Базовый уровень. На выполнение работы  - 45 минут. Предлагаемый тест состоит из 3 частей

1 часть – 20 вопросов (с1по 20 вопросы) – базовый уровень,

2 часть – 5 вопросов (с 21 по 25 вопросы) – конструктивный ( на соотношение),

3 часть – 1 (26 вопрос) – творческое задание

 

ТЕСТ

1 часть 

1.Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках

а) изображение человека

б) животных

2. Девушки – статуи, поддерживающие крышу храма называются:

а) кариатиды;

б) куросы;

в) атланты

 3.Как называется самый знаменитый древнегреческий храм:

а) Акрополь;

б) Парфенон;

в) Илион.

4. Сфинкс – это каменное сооружение в виде

а) лев с головой человека;

б) человек с головой шакала;

в) кошка с головой человека.

5. "Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":

а) менестрели;

б) миннезингеры;

в) трубадуры.

6. Этот памятник архитектуры - синтез художественного опыта античноcти и воззрений христианства: "Он велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров)".

а) Софийский собор в Полоцке;

б) Софийский собор в Константинополе.

в) Храм Василия Блаженного;

7. Искусство средневековья проникнуто духом:

а) символики;

б) науки;

в) мифологии. 

8. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название:

а) реформация;

б) интуитивизм

в) гуманизм;

9. Отличительные черты Возрождения:

а) связь культуры и религии, подчинение человека церкви;

б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих способностей;

в) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.

10. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:

а) изобразительное;

б) "искусство слова";

в) музыкальное.

11. Любимый сюжет живописи Ренессанса:

а) исторические события Италии 14-16 вв.;

б) Mадонна с младенцем;

в) изображение природы Италии.

12. Среди работ этого художника - "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа" и другие:

а) Брунеллески;

б) Джотто;

в) Боттичелли.

13. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:

а) искусство Западной Европы;

б) искусство Древнего Востока;

в) искусство Византии.

в) Леонардо да Винчи.

14. Временные рамки эпохи Возрождения:

а) 12-15 века;

б) 12-14 века;

в) 13-16 века.

15. В чем отличие мастеров эпохи Возрождения от средневековья:

а) они хотели остаться безызвестными;

б) они придавали оригинальность произведениям и подчеркивали свое авторство;

в) они копировали старых мастеров.

16. Одной из живописных последних работ Микеланджело была выполненная в 1514 г. огромная фреска Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был изображен?

а) "Сотворение мира";

б) "Потоп";

в) 'Тайная вечеря"

17. Временные рамки Северного Возрождения:

а) 14-16 века;

б) 12-16 века;

в) 15-16 века.

18. Расцвет каменного зодчества на Руси связан с именем князя:

а) Андрея Боголюбского;

б) Владимира,

 в)Ярослава Мудрого;

19. В творчестве Дюрера ренессансная ясность представлений

сочетается:

а) с научностью;

б) со средневековой фантастикой и суеверием;

в) с оптимизмом.

20. Главные персонажи в картинах Питера Брейгеля:

а) люди и природа;

б) библейские пророки;

в) богатые горожане.

 

2 часть

 

21. Соотнеси название работы и автора:

1) "Джоконда";                                      а) Микеланджело;

2) "Рождение Венеры";                        б) Боттичелли;

3) "Давид",                                            в)Леонардо да Винчи

22. Соотнеси автора и название:

а) "Воз сена";                                     1) Альбрехт Дюрер;

б) "Битва Карнавала и Поста";        2) Иероним Босх;

в) "Всадник, смерть и дьявол";        3) Питер Брейгель.

 

23. Альбрехт Дюрер выполнил 15 гравюр на тему Апокалипсиса. Известен лист " Всадник, смерть и дьявол ", символизирующий 3 разрушительные силы. Назовите, какую разрушительную силу символизировал каждый из всадников.

1-                                                 ;              

2-                                                 ;             3-                                                  .           

24.Установите соотношение эпох, стилей и художественных методов предложенным определениям, составив пары из цифр и букв:

1.В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».

2.Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума

3.«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,).  Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек  и его разум возведен на пьедестал.

А) Возрождение

В) Средние века

Д) Античность

25. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и понятия (географические единицы, памятники культуры, явления, деятели и пр.) к ней относящиеся:

А) Индия

Б) Китай

В) Япония

Г) Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций…

Д)  кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку…

Е) Тадж-Махал, Ганг, «Махабхарата», «Рамаяна», аюрведа

3 часть

26. В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: "Мадонна Конестабиле", "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком", "Сикстинская Мадонна" и др. Одно из вышеназванных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Проанализируйте это произведение.

 

 

 

КЛЮЧИ:

№ вопроса

Ответ

Кол.-во баллов

1

а

1 балл

2

а

1 балл

3

б

1 балл

4

а

1 балл

5

в

1 балл

6

б

1 балл

7

а

1 балл

8

в

1 балл

9

в

1 балл

10

а

1 балл

11

б

1 балл

12

б

1 балл

13

в

1балла

14

в

1 балл

15

в

1 балл

16

б

1 балл

17

б

1 балл

18

а

1 балла

19

а

1 балл

20

а

1 балл

21

1 - в,2 - б ,3 – а

3 балл

22

1-в , 2-а, 3-б;

3 балл

23

ветер, огонь, вода,

3 балла

24.

1 –  В, 2 –  Д, 3 –  А

 

5 баллов  (1 – 2б, 2 – 1б, 3 – 2б)

25.

А-Е, Б-Г, В-Д

 

3 балла

26.

«Сикстинская Мадонна»

3 балла

 

Критерии оценивания работы:

Максимальное количество баллов – 40

35 – 40 баллов –«5» - отлично

25 - 34 балла –   «4» - хорошо

19 - 24  балла –  «3» - удовлетворительно

Менее 19 баллов  -« 2» - неудовлетворительно

Просмотр содержимого документа «Контрольное тестирование по мировой художественной культуре за курс 10 класса »

Контрольное тестирование

по МХК за курс 10 класса.

Пояснительная записка

к аттестационному материалу по мировой художественной культуре за курс 10 класса

Промежуточная аттестация за курс 10 класса проводится с целью выявления уровня знаний по темам «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций», «Художественная культура античности», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура средневекового Востока», «Художественная культура Возрождения» в форме контрольного тестирования.

Аттестационный материал составлен на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), примерной (типовой) учебной программы и авторской программы: Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл./сост. Г.И.Данилова. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011.

Использованы следующие методические пособия:

Мировая художественная культура: учебник для 10 класса / Г.И. Данилова – М.: Дрофа, 2013

Структура аттестационной работы:

Данное тестирование охватывает материал по мировой художественной культуре первобытного общества, культуры античности, средних веков, средневекового Востока и художественную культуру Возрождения. Базовый уровень. На выполнение работы - 45 минут. Предлагаемый тест состоит из 3 частей

1 часть – 20 вопросов (с1по 20 вопросы) – базовый уровень,

2 часть – 5 вопросов (с 21 по 25 вопросы) – конструктивный ( на соотношение),

3 часть – 1 (26 вопрос) – творческое задание

ТЕСТ

1 часть

1.Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках

а) изображение человека

б) животных

2. Девушки – статуи, поддерживающие крышу храма называются:

а) кариатиды;

б) куросы;

в) атланты

 3.Как называется самый знаменитый древнегреческий храм:

а) Акрополь;

б) Парфенон;

в) Илион.

4. Сфинкс – это каменное сооружение в виде

а) лев с головой человека;

б) человек с головой шакала;

в) кошка с головой человека.

5. "Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":

а) менестрели;

б) миннезингеры;

в) трубадуры.

6. Этот памятник архитектуры - синтез художественного опыта античноcти и воззрений христианства: "Он велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров)".

а) Софийский собор в Полоцке;

б) Софийский собор в Константинополе.

в) Храм Василия Блаженного;

7. Искусство средневековья проникнуто духом:

а) символики;

б) науки;

в) мифологии. 

8. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название:

а) реформация;

б) интуитивизм

в) гуманизм;

9. Отличительные черты Возрождения:

а) связь культуры и религии, подчинение человека церкви;

б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих способностей;

в) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.

10. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:

а) изобразительное;

б) "искусство слова";

в) музыкальное.

11. Любимый сюжет живописи Ренессанса:

а) исторические события Италии 14-16 вв.;

б) Mадонна с младенцем;

в) изображение природы Италии.

12. Среди работ этого художника - "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа" и другие:

а) Брунеллески;

б) Джотто;

в) Боттичелли.

13. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:

а) искусство Западной Европы;

б) искусство Древнего Востока;

в) искусство Византии.

в) Леонардо да Винчи.

14. Временные рамки эпохи Возрождения:

а) 12-15 века;

б) 12-14 века;

в) 13-16 века.

15. В чем отличие мастеров эпохи Возрождения от средневековья:

а) они хотели остаться безызвестными;

б) они придавали оригинальность произведениям и подчеркивали свое авторство;

в) они копировали старых мастеров.

16. Одной из живописных последних работ Микеланджело была выполненная в 1514 г. огромная фреска Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был изображен?

а) "Сотворение мира";

б) "Потоп";

в) 'Тайная вечеря"

17. Временные рамки Северного Возрождения:

а) 14-16 века;

б) 12-16 века;

в) 15-16 века.

18. Расцвет каменного зодчества на Руси связан с именем князя:

а) Андрея Боголюбского;

б) Владимира,

в)Ярослава Мудрого;

19. В творчестве Дюрера ренессансная ясность представлений

сочетается:

а) с научностью;

б) со средневековой фантастикой и суеверием;

в) с оптимизмом.

20. Главные персонажи в картинах Питера Брейгеля:

а) люди и природа;

б) библейские пророки;

в) богатые горожане.

2 часть

21. Соотнеси название работы и автора:

1) "Джоконда";                                      а) Микеланджело;

2) "Рождение Венеры";                        б) Боттичелли;

3) "Давид",                                            в)Леонардо да Винчи

22. Соотнеси автора и название:

а) "Воз сена";                                     1) Альбрехт Дюрер;

б) "Битва Карнавала и Поста";        2) Иероним Босх;

в) "Всадник, смерть и дьявол";        3) Питер Брейгель.

23. Альбрехт Дюрер выполнил 15 гравюр на тему Апокалипсиса. Известен лист " Всадник, смерть и дьявол ", символизирующий 3 разрушительные силы. Назовите, какую разрушительную силу символизировал каждый из всадников.

1- ;              

2- ;             3- .          

24.Установите соотношение эпох, стилей и художественных методов предложенным определениям, составив пары из цифр и букв:

1.В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».

2.Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума

3.«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.

А) Возрождение

В) Средние века

Д) Античность

25. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и понятия (географические единицы, памятники культуры, явления, деятели и пр.) к ней относящиеся:

А) Индия

Б) Китай

В) Япония

Г) Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций…

Д) кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку…

Е) Тадж-Махал, Ганг, «Махабхарата», «Рамаяна», аюрведа

3 часть

26. В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: "Мадонна Конестабиле", "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком", "Сикстинская Мадонна" и др. Одно из вышеназванных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Проанализируйте это произведение.

КЛЮЧИ:

№ вопроса

Ответ

Кол.-во баллов

1

а

1 балл

2

а

1 балл

3

б

1 балл

4

а

1 балл

5

в

1 балл

6

б

1 балл

7

а

1 балл

8

в

1 балл

9

в

1 балл

10

а

1 балл

11

б

1 балл

12

б

1 балл

13

в

1балла

14

в

1 балл

15

в

1 балл

16

б

1 балл

17

б

1 балл

18

а

1 балла

19

а

1 балл

20

а

1 балл

21

1 - в,2 - б ,3 – а

3 балл

22

1-в , 2-а, 3-б;

3 балл

23

ветер, огонь, вода,

3 балла

24.

1 – В, 2 – Д, 3 – А

5 баллов (1 – 2б, 2 – 1б, 3 – 2б)

25.

А-Е, Б-Г, В-Д

3 балла

26.

«Сикстинская Мадонна»

3 балла

Критерии оценивания работы:

Максимальное количество баллов – 40

35 – 40 баллов –«5» - отлично

25 - 34 балла – «4» - хорошо

19 - 24 балла – «3» - удовлетворительно

Менее 19 баллов -« 2» - неудовлетворительно

kopilkaurokov.ru

Тест по МХК "Художественная культура Средних веков" (10 класс)

Тест по теме «Художественная культура Средних веков»

10 класс

1. Средневековым искусством принято считать

а) искусство до начала эпохи Возрождения (конец ХIII века)

б) период V – ХV веков

в) период позднего феодализма (ХIV – ХVI века)

2. Искусство средневековья проникнуто духом

а) символики

б) науки

в) мифологии

3. Идеал эпохи Средневековья заключается

а) в телесной красоте

б) в телесной и духовной красоте

в) в духовной красоте

4. Одной из причин для перемен в средневековой культуре стало

а) развитие цивилизаций

б) развитие городской культуры

в) распространение христианства

5. В Средние века центром образования и культуры является

а) церковь

б) школа

в) государство

6. Отметьте, какая характеристика стилей и художественных методов

соответствует средневековой эпохе

а) Пришедшая на смену древним первобытным цивилизациям «образцовая,

классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии,

ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа

художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-

гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много

веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая

представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума

б) «Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли,

страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи,

Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство

воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих

чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в

эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том,

что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная

тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и

величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.

в) В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров

(дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2

ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы,

поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление

литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока.

Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм –

«библия в камне».

7. Сосредоточием богослужебного христианского культа стал византийский

крестово-купольный храм. Он отражал идею…

а) вечного блаженства на небесах

б) сложное символическое средство общения с Богом на земле

в) идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в

загробном мире

8. В Средние века одним из самых распространенных общественных

сооружений становится

а) античная римская базилика

б) трансепт

в) хора

9. Первый образец византийского стиля в архитектуре

а) церковь Сан-Витале в Равенне

б) собор Св. Софии в Константинополе

в) мавзолей Констанции в Риме

10. Эта икона является одним из лучших образцов византийской живописи,

созданным в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на

Русь и с тех пор не покидала её пределов. Множество легенд связано с этой

иконой. По старинному обычаю её везли на санях летом. В нескольких

верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их

сдвинуть с места. Смена лошадей также ни к чему не привела. С тех пор и

решили оставить икону на этой земле и на том месте возвели храм в её

честь. О какой иконе идет речь?

а) Богоматерь Донская;

б) Владимирская Богоматерь;

в) Богоматерь Оранта

11. О каком архитектурном стиле идет речь: “Главная роль отводилась суровой,

крепостного характера архитектуре...”

а) готический;

б) романский;

в) барокко.

12. Временные рамки романского стиля в архитектуре

а) XV-XVII вв.

б) X-XII вв.

в) XII-XIV вв.

13. Где находилась знаменитая «Падающая башня»?

а) Пиза

б) Севастополь

г) Германия

14. Где возник готический стиль архитектуры?

а) Испания

б) Германия

в) Франция

15. Где впервые применили новую архитектурную конструкцию с

использованием каркасной системы и стрельчатого свода в готическом

стиле архитектуры?

а) Иль де Франс

б) Кельн

в) Рим

16. Какой собор принадлежал к шедеврам ранней французской готики?

а) Собор Сан-Марко

б) Собор Святого Петра

в) Нотр -Дам в Париже (собор Парижской Богоматери)

17. Особенностью романского изобразительного искусства стали

орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ.

Эти существа - …

а) сатиры

б) нимфы

в) химеры

18. Музыкальным символом эпохи Европейского Средневековья стал

а) знаменный распев

б) григорианский хорал

19. Миракли, моралите, мистерии – это …

а) виды пародийных комических представлений

б) виды религиозных массовых представлений

в) скульптурный декор готических храмов

20. Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к

даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы, -

это …

а) менестрели

б) миннезингеры

в) трубадуры

21. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало

а) искусство Западной Европы

б) искусство Античности

в) искусство Византии

22. Наиболее значительным видом искусства в Древней Руси было

а) музыка

б) литература

в) храмовое зодчество

23. Какой тип храма получил широкое распространение на Руси?

а) крестово-купольный

б) базилика

в) периптер

24. Этот вид художественного изображения людей был наиболее слабо развит

на Руси, одна из причин - негативное отношение церкви, видевшей схожесть

между этими изображениями и языческими идолами. И только в ХVIII веке

этот вид искусства станет активно развиваться. Речь идёт о...

а) портретной живописи

б) скульптуре

в) иллюстрации в книгах

25. Храм Василия Блаженного был возведен на Красной площади в честь

военной победы русского войска…

а) над татаро-монголами

б) над Казанским ханством

в) в Куликовской битве

26. Расцвет каменного зодчества на Руси связан с именем князя

а) Андрея Боголюбского;

б) Владимира,

в) Ярослава Мудрого;

27. В какой период заложены основы профессионального театра на Руси?

а) Х век

б) ХV век

в) ХVII век

28. К истокам древнерусской музыкальной культуры относятся…

а) византийская культура

б) языческие традиции восточных славян

в) античная музыкальная культура

29. Партесное пение – это …

а) одноголосное пение

б) многоголосное пение

в) пение без музыкального сопровождения

30. Симеон Полоцкий – автор произведения …

а) «Повесть временных лет»

б) «Слово о полку Игореве»

в) «Комедия притчи о блудном сыне»

infourok.ru

Добро пожаловать на сайт Гимназии 62

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

18.04.2018 03:00 admin_62

для родителей пятиклассников прошел в БОУ г. Омска «Гимназия № 62» 14 апреля 2018 года.

Общая тема Дня открытых дверей в этом учебном году – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ. Родителей ожидали интересные открытые уроки по математике, русскому языку, информатике, английскому языку, истории, изобразительному искусству и физической культуре, где они вместе с ребятами узнавали много интересного из истории освоения космоса и не только! Все уроки ярко, интересно, позитивно, конечно, этот день запомнится ребятам надолго.

Подробнее...  

Конкурс

16.04.2018 07:22 admin_62

Завершился «космический» конкурс, организованный пресс-центром гимназии №62 для учеников, их родителей, учителей школ г.Омска.Необходимо было сочинить хайку (хокку, японское трёхстишие), посвящённое созерцанию звёздного неба, загадкам космоса, полёту человека в космос, вопросам мироздания.Победителями стали четыре ученицы образовательных учреждений г.Омска, среди которых и ученица 7 "А" класса Китаева Яна!

Огромное спасибо Яне за мысли и чувства, оформленные в лаконичную структуру хокку!

Все победительницы награждены дипломами и призами.

 

"Лучший пасхальный натюрморт"

16.04.2018 07:21 admin_62

Подведены итоги фотоконкурса "Лучший пасхальный натюрморт", посвященного Светлому Христову Воскресению.Творческий конкурс проводился в группе школьного пресс-центра (https://vk.com/gymnasia62)Ученики гимназии, родители, учителя могли поделиться изображением пасхального натюрморта.После было организовано онлайн-голосование за понравившийся натюрморт! Ребята активно голосовали, и очень скоро определились фавориты:1 место - Семёнова Милена (5.1 класс)2 место - Китаева Полина (8 "В" класс)3 место - Валентина Викторовна М. (учитель)Поздравляем всех участников конкурса за творческий подход и активность!

 

Конкурс песни и строя

09.04.2018 04:05 admin_62

5 апреля 2018 года в наши ребята из 4-б класса приняли участие в ежегодном смотре строя и песни среди учащихся младшей возрастной группы. Мероприятие традиционно было посвящено Дню защитника Отечества. Строгое жюри оценивало внешний вид, строевую выправку, воинское приветствие, строевые приемы на месте, строевой шаг прохождения торжественным маршем, исполнение строевой песни, строевые приемы с оружием, действие командира. С трепетом  ребята готовились к этому празднику. Чеканя шаг, с воодушевлением пели песню. Все очень волновались. Однако это не помешало справиться с трудной задачей: ребята чётко и правильно выполнили все упражнения. И заняли в округе 4 место. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!.

 

График работы

09.04.2018 03:54 admin_62

График работы пришкольного лагеря при БОУ г. Омска «Гимназия № 62» с  29.05.18 - 30.06.2018 год.

Дни     недели

ЧИСЛО

 

Понедельник

_______

4

11

18

25

Вторник

29

открытие

5

12

выходной

19

26

Среда

30

ЕГЭ 6

13

ЕГЭ 20

27

Четверг

ЕГЭ 31

7

ЕГЭ 14

21

28

Пятница

ЕГЭ 1

8

15

22

29

Суббота

ЕГЭ 2

9

16

23

 

Итоги предметной недели по физической культуре, технологии, музыке, ИЗО.

04.04.2018 06:49 admin_62

с  12 марта  по 18 марта 2018 года проходила

«Неделя физической культуры, музыки, технологии и  изо».

с  12 марта  по 18 марта в рамках Предметной недели по физической культуре прошло много спортивных соревнований и интеллектуальных конкурсов.

Начиная с понедельника,   12 марта были проведены соревнования Волейбол по упрощенным правилам среди 6-ых классов:

I место – 6-1

II место – 6 –в

III место - 6-а

IV место – 6- б

Подробнее...  

КВН

04.04.2018 06:46 admin_62

16 марта состоялся малый финал городского школьного турнира младшей школьной лиги КВН.

Наша команда «Repeat»  (под руководством педагога Макаровой Ю.Л.) заняла 3 место, за что была награждена кубком. Ребята молодцы!!! Всегда радуют нас творческими и позитивными выступлениями!!!

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ Государственный пожарный надзор

03.04.2018 03:29 admin_62

И Н Ф О Р М И Р У Е Т

По состоянию на 1 апреля состояние оперативной обстановки с пожарами и последствиями от них характеризуется следующими показателями:

Количество пожаров

Последствия от пожаров

Погибло людей

Получили травмы

2017

2018

+ %

2017

2018

+ %

2017

2018

Всего по области

450

427

- 5 %

30

39

30 %

40

48

Всего по  г. Омск

219

195

- 11 %

10

9

-10 %

23

30

Центральный АО

62

55

- 11 %

6

4

-33 %

4

7

Ленинский АО

49

47

0 %

1

3

3 раза

4

4

Кировский АО

50

31

- 38 %

3

0

- 3 сл.

6

4

Октябрьский АО

30

35

17 %

0

2

+2 сл.

5

12

Советский АО

28

27

- 4 %

0

0

0 %

4

3

Подробнее...  

Лидеры системы общего образования субъектов РФ

27.03.2018 02:56 admin_62

Руководствуясь задачами выявления стабильных учреждений общего образования регионального и муниципального уровней, а также повышения управленческого уровня руководителей организаций общего образования, обозначенной Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, Главный интернет-портал регионов России, ОИА «Новости России» и редакция журнала «Экономическая политика России» формируют в сети интернет Единый всероссийский реестр презентаций Лидеры системы общего образования субъектов РФ.

Данный бесплатный образовательный интернет реестр презентаций ставит целью информирование федеральных органов власти о деятельности всех видов образовательных учреждений и организаций регионов России в сфере общего образования и воспитания подрастающего поколения, расширение их взаимодействия с научными организациями и образовательными учреждениями, деятелями науки и образования из других субъектов РФ, а также выработку дополнительных предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной инновационной политики и государственной политики в области образования.

 

"Почемучка"

22.03.2018 08:28 admin_62

 
Страница 1 из 55

ou62.omsk.obr55.ru

Средневековое искусство (музыка, литература, живопись)

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: 4.5/5 (54 votes cast)

Средневековое искусство

Средние века – период истории, наполненный духовными исканиями творцов. С одной стороны искусство средневековья наполнено христианскими догматами и неотделимо от церкви, с другой в народной памяти ещё живо языческое мироощущение, что находит отражение в фольклоре, обрядах и обычаях.

Говоря об искусстве средневековья, обычно подразумевают творчество западноевропейских мастеров, главным заказчиком которого являлась церковь, что и определяло основные темы их  работ. Если взглянуть на средневековое искусство с запада на восток, то выяснится, что понятие средних веков для каждой страны своё, и закончилось средневековье для всех в разное время. Так, например, для Западной Европы это V – XV века,  для России X – XVII, а для стран Востока IV – XVIII.

Средневековая музыка

Музыка была неотъемлемой частью жизни людей в эпоху средневековья. Средневековая музыка непременно звучала на праздниках, торжествах, и днях рождения, поднимая настроение собравшимся. На свадьбах и в день «Святого Валентина» игрались романтические мелодии, называемые «chivaree». Напевность и плавность в них соединялась с веселыми и разудалыми крещендо. Романтическая атмосфера влюбленности была обеспечена.

Среди музыкальных инструментов средневековья можно выделить различные флейты, рожки, свистульки, колокольчики, бубны и барабаны. С Востока в средневековую музыку пришла лютня.

У средневековой музыки были и ритуальные черты. Так, например, в начале весны люди танцевали под специально-сочиненную музыку, которая должна была окончательно прогнать духов зимы и возвестить приход тепла. Рождество сопровождал колокольный звон, несущий благую весть о рождении спасителя.

Прием пищи в средние века также часто сопровождался прослушиванием музыки, считалось, что это благоприятно сказывается на пищеварении.

Средневековая музыка была очень важна для людей той эпохи, она могла сопровождать как торжества, праздники, похороны так простое вкушение пищи.

средневековая музыка

Средневековая литература

Средневековье стало началом для возрождения литературы. Ранние средневековые книги были тщательнейшим образом переписаны и проиллюстрированы монахами. Бумага была большой редкостью, поэтому заменялась пергаментом, сделанным из кожи ягненка или теленка. Студенты учились писать, используя так называемые деревянные таблетки, покрытые зеленым или черным воском. Наибольшая часть средневековой литературы воплощалась в деревянных досках и только для более дорогих томов использовалось простое тиснение кожи.

Странствующие ученые и поэты отправлялись в крестовые походы, чтобы изучить новые формы литературного письма. Куртуазная любовь породила новый интерес в среденевековой литературе — интерес к романтической прозе. При дворах средневековой Европы трубадуры пели песни, сложенные в честь эпических битв с участием Артура, Роланда и Карла Великого.

Продолжалось развитие письменности. Появились заглавные и строчные буквы, а также правила их написания. Книги почитались за сокровища и поэтому редко были доступны широким массам. Удел большинства книг средневековой литературы — быть хорошо спрятанными под замком. Если у кого-то не было денег, но имелась книга, он мог заложить ее и получить хорошую прибыль.

Средневековая книга

Средневековая живопись

В средние века живопись была уделом тех, кто действительно имел способность и талант к рисованию. Создание картин и фресок не было каким-то развлечением или хобби, у каждого полотна был конкретный заказчик, предъявляющий свои требования к автору. В основном художникам заказывали роспись церковных стен, алтаря или помещения для уединенной молитвы. Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. Потому имена многих мастеров того времени, не дошли до нас – ведь сапожник не будет ставить свою подпись на каждой паре созданной им обуви. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда.

Средневековый живописец не ставил своей целью изобразить окружающий мир один в один. Главной его целью было эмоциональное и морализаторское воздействие на смотрящего. Отсюда следуют несколько негласных правил живописи средневековья:

Самой популярной темой для картин была, конечно, религия. Чаще всего рисовались следующие сюжеты: «Благовещение девы Марии», «Рождество Христово», «Мадонна с младенцем», «Страсти христовы» и «Распятие».

Работы средневековых авторов в нашей галерее:Джотто ди Бондоне Коппо ди МарковальдоБосх

Средневековое искусство, 4.5 out of 5 based on 54 ratings

Смотрите также:

paranormal-blog.ru

Диплом: Искусство Средневековья

Содержание

Введение

. Исторические предпосылки становления средневекового искусства

. Характеристика средневекового искусства

Заключение

Список литературы

Введение

Длительная полоса в истории человечества, охватывающая более тысячи лет, составила важнейшую веху в развитии европейской культуры. «Мрачное средневековье», как его нередко называют, было в действительности эпохой очень сложной, насыщенной интенсивной духовной жизнью, эпохой, заложившей основы современных европейских наций, государств, языков.

От эпохи Средневековья сохранились в основном культовые памятники, а большинство светских произведений погибло. Это обстоятельство рисует во многом одностороннюю картину художественной жизни этого времени. Важно учитывать и то обстоятельство, что деятели церкви, особенно в Западной Европе (где грамотными были по преимуществу клирики) нередко совмещали церковные и светские должности: в Византии они были выходцами из крупной аристократии, не чуравшейся светской образованности, и это не могло не накладывать определенного отпечатка на характер заказываемых ими произведений.

1. Исторические предпосылки становления средневекового искусства

Воинственные народы, под ударами которых пал Рим, были не только разрушителями - они омолодили одряхлевший мир, влили в него новые живительные силы. По всей территории бывшей Римской империи они уничтожили рабство, установив общественный строй, опиравшийся на свободный труд крестьянина-земледельца (речь идет об эпохе раннего, еще пред феодального средневековья). Простые воины-дружинники и земледельцы, не знавшие грамоты, еще долго сохранявшие общинные формы отношений (даже внутри уже сложившихся государств) и языческие верования, они положили начало всей современной европейской культуре.

Это новое складывалось, однако, не только на основе примитивной культуры варваров - оно вырастало на корнях античности. Как это нередко бывало и прежде, завоеватели, уничтожавшие чуждую им цивилизацию, сами постепенно к ней приобщались, на свой лад, осмысливая и развивая. Связующим же звеном между миром древним и новым явилось христианство. В эпоху раннего средневековья оно выступило главным хранителем элементов античной культуры. Христианство принесло варварским народам понятия и представления, выработанные в результате длительного развития человеческой культуры, - понятия морали, нравственного долга, духовного совершенствования и т. п. Через христианство в Европу пришла грамотность.

Восприятие и интерпретация христианских догматов менялись на протяжении столетий Средневековья (V - XV вв.). Они получили различную трактовку в учениях восточной и западной церквей, которая диктовалась различиями политических и социальных реалий этих двух больших регионов.

2. Характеристика средневекового искусства

средневековый искусство европейский

В течение многих столетий церкви и монастыри были очагами средневековой культуры. Здесь хранились древние манускрипты - бесценные сокровища человеческой мысли: монахи переписывали их, сберегая от разрушений временем; при монастырях организовывались школы, мастерские письма (они способствовали распространению книжного дела), ваяния, резания по дереву, а также певческие капеллы. Строительство храмов послужило средневековым мастерам стимулом для освоения римской строительной техники - не случайно стиль этих ранних средневековых соборов получил название «романский» (термин был введен в начале XIX века).

Культовая музыка средневековья, заложившая основы всей современной профессиональной европейской музыки, была взращена на древних музыкальных традициях, уходивших корнями в практику как культового (иудейского, сирийского, римского и др.), так и светского музицирования (греческого, римского).

Своеобразная кульминация в истории раннего средневековья - время создания огромной империи Карла Великого (768 - 814 годы), объединившего под своей властью почти все западноевропейские земли. Это было время первого кратковременного расцвета средневековой культуры - своеобразный средневековый (его еще называют «каролингский») ренессанс.

После смерти Карла его империя распалась на ряд государств, давших начало современным европейским государствам. Пришла в упадок так неожиданно (как будто до срока) расцветшая культура каролингов. Результаты этого подъема, конечно, сказались - позже.

Начиная с XI века в феодальном обществе неприметно накапливались черты нового. Рост городов, развитие ремесел, торговли постепенно меняли уклад жизни. XII - XIII века - эпоха зрелого европейского средневековья. К этому времени заметно расширяется производство, увеличивается сеть дорог, земля становится более «обжитой» и обозримой. Сильным толчком для развития и обновления всей жизни послужили крестовые походы (при всей их чудовищной жестокости, вызванной религиозным фанатизмом): они открыли народам Европы новые земли и страны, вывели их из вековой замкнутости.

В этих условиях центры культуры постепенно перемещались из монастырей в города. На главных площадях возводились небывалые по размерам соборы, способные вместить всех желающих жителей города, - складывался новый готический стиль. Развитие инженерного дела давало возможность совершенно преобразить облик храма - расчленить внутреннее пространство сложной игрой объемов, делающих его почти необозримым и как бы устремленным ввысь.

Кафедральные соборы становились средоточением городской культурной жизни. При соборах открывались церковные школы, а также - школы светские, позже преобразованные в университеты. Среди самых ранних - Кембриджский и Оксфордский в Англии, Парижский - во Франции. Университеты становились центрами развития науки, еще проникнутой духом схоластики, долгое время - подчиненной теологии, но, тем не менее, постепенно накапливавшей знания о мире.

В число наук входила и музыка. Долгое время она рассматривалась в одном ряду с математикой, астрономией. Лишь позже, в эпоху Возрождения произошло постепенное ее переосмысление: музыку стали воспринимать с точки зрения ее эстетической природы, возникло представление о художественном наслаждении, которое она несет людям, - рождалось понятие «музыкальное искусство».

Средневековое искусство остроконфликтно, оно проникнуто непримиримыми антитезами: священное - греховное, вечное - временное, небесное - земное, душа - тело. При этом земная, «телесная» красота трактовалась как нечто греховное, истинно ценное видели в духовной красоте человека. То же подчеркивание духовного начала - в средневековой живописи (например, в многочисленных алтарных росписях).

Конечно, среди произведений средневекового искусства есть и другие - ясные, излучающие покой и свет. И все-таки идеал людей этой эпохи связан с образом страдающего человека. Он бесконечно далек от идеала античности. То единство красоты физической и духовной, которое было характерно для мироощущения древних, теперь распалось. Телу, подверженной тлению плотской «оболочке» средневековое сознание противопоставляло бессмертную человеческую душу.

Искусство этой эпохи проникнуто духом символики. Пренебрегая видимым, объемным миром, живопись, например, давала плоскостное изображение предметов и людей. На одной картине фигуры могли быть разномасштабными или передавать как одно целое эпизоды, происходившие в разное время. Особый выразительный эффект создавала так называемая «обратная перспектива», очень часто использовавшаяся в церковной живописи. Люди и предметы, находившиеся на втором плане, давались больших размеров, чем те, которые располагались на первом; линии, уходящие внутрь картины, расходились, воображаемая точка их пересечения как бы выносилась вперед. Благодаря этому изображаемые художником лица приближались - словно являлись тем, кто созерцал их в храме.

Символикой было проникнуто и устройство храма, в частности готического, который мыслился как зримое воплощение установленного миропорядка. Каждая деталь здесь была важна не сама по себе, а как выражение этой идеи. Многочисленные статуи объединялись в сложные ансамбли, символизирующие единство мироздания. Священное прошлое человечества представало на востоке храма (алтарная часть), его грядущее будущее (конец света, страшный суд) - на западе. Обозревая алтарь, приделы, все внутреннее убранство, прихожанин постигал сущность христианского вероучения. В эпоху неграмотности это было важным источником, из которого человек черпал свои представления о мире.

И все-таки в искусство средневековья проникали образы, которые никак не вмещались в систему христианских догматов, связанных с иным переживанием мира, гораздо более светлым, опирающимся на простые житейские наблюдения. В каменном резном декоре, покрывающем стены собора, рядом с эпизодами священного писания спокойно уживались картины сельскохозяйственных работ или сцены строительства храма. Среди статуй святых вдруг появлялись странные существа - грифоны, химеры, причудливые полуживотные-полурастения: в «космос» храма они вписывались, вероятно, как изображение злой «нечисти».

Свою задачу художники средневековья видели в утверждении общепринятого, а отнюдь не в отыскании нового. Творческое начало проявлялось в изобретательности, с которой они использовали известные художественные приемы.

Все эти специфические особенности художественного мышления определили и образный строй средневековой музыки. Подобно другим искусствам, профессиональная музыка в течение долгого времени развивалась в рамках церкви: «серьезное», «содержательное» было для средневекового человека неотделимо от понятия «религиозное». Она была неразрывно связана с культовым ритуалом и со словом - носителем содержания молитвенных песнопений. Классический тип ранней средневековой культовой музыки складывался постепенно. С распространением христианства в Европе старинные песнопения вбирали в себя влияния местных народно-песенных традиций, в разных странах утверждался свой особый стиль богослужебной музыки. Эти различия, с годами нараставшие, грозили церковному единству. Перед римской церковью, стремившейся сконцентрировать в своих руках всю духовную власть над западноевропейским миром, встала задача создания единого культового ритуала и соответствующей ему богослужебной музыки. Это была огромная работа. На рубеже VI и VII веков ее завершил папа Григорий I (540 - 604). Из огромного числа бытовавших в церковной практике (преимущественно римской) напевов были отобраны наиболее употребительные и отвечающие духу религиозности; они распределились по дням церковного календаря, каждый был строго связан с определенным моментом церковной службы. Это было важнейшим событием в истории европейской музыки. Став основой католического богослужения, постоянно исполняемый во всех соборах Европы, григорианский хорал определял слуховые навыки людей, весь строй их музыкального мышления. Его влияния сказались на развитии не только духовной, но и возникшей несколько позже светской профессиональной музыки.

В григорианском искусстве закрепились и определенные приемы исполнения, пришедшие в христианство из далекой древности. Одна из самых распространенных форм - антифонное пение, опирающееся на принцип чередования двух хоров (или хоровых групп). Другая - респонсорное пение, основанное на сопоставлении эпизодов сольных и хоровых.

Повсеместное распространение получили тропы. Это были текстовые и музыкальные дополнения, украшающие основные молитвенные песнопения. Эта форма послужила основой для создания особого вида культового искусства - литургической драмы (время ее возникновения и расцвета - конец IX - XIII век).

Эпизоды священного писания, духовные притчи - вот сюжеты этих своеобразных театрализованных действ. Обычно они носили напряженно-драматический характер. Особенно популярны были литургические драмы, посвященные страданиям и смерти Иисуса Христа (так называемые «Страсти»). В их исполнении участвовало несколько священнослужителей и хор. Музыка литургической драмы основывалась на григорианском пении; особенно широко вводились популярные в народе секвенции и гимны.

В эпоху зрелого средневековья, в пору, когда уже города становились средоточием новой жизни, с неожиданной силой заявило о себе рыцарское искусство - в светской лирике трубадуров, труверов, миннезингеров. Искусство трубадуров сложилось на юге Франции, в Провансе (в XI - первой половине XII века). Трубадуры были поэтам и музыкантами, нередко - и исполнителями своих сочинений. Довольно часто вместе с тем их песни «разносили» по свету жонглеры, получая за это определенное вознаграждение.

Это было искусство, новое во всех отношениях. Прежде всего в самом понимании творчества, которое стало формой самовыражения художника. Авторство произведений не только не замалчивалось - оно гордо утверждалось. Искусство трубадуров исходило из нового отношения к человеческой личности, из признания богатства ее внутреннего мира.

Трудно переоценить значение рыцарского искусства в истории европейской культуры. Оно оказало влияние на формирование не только художественного творчества, но и на развитие культуры чувств, определило новое понимание любви как светлого, животворного начала.

Во время варварских набегов и междоусобных войн, а также от рук христианских фанатиков погибло множество античных памятников и произведений искусства. Мастера самых различных профилей - ювелиры, скульпторы, архитекторы, художники - погибли либо были уведены в плен. Оставшиеся в живых писатели, философы, историографы были вынуждены приспосабливаться к требованиям и вкусам новых хозяев Европы - варварских королей. В результате были утрачены многие достижения античности в самых разных сферах художественной культуры. Само искусство приобрело новые черты, резко отличавшие его от искусства Греции и Рима.

С наступлением эпохи готики стиль мышления изменился. Произошли изменения в скульптуре. Теперь она стала более реалистичной. Мастера стали придерживаться пропорций, фигуры приобрели портретное сходство с оригиналами. Готические соборы обильно украшались статуями и с наружной стороны, причем число их могло исчисляться десятками и сотнями.

Особо следует сказать об оформлении книг. Рукописные книги были настоящими произведениями искусства. Их обложка делалась из дерева, обтягивалась кожей, и, особенно у церковных книг, оформлялась золотой и серебряной чеканкой, драгоценными камнями. Внутри книги были полны рисунками, или миниатюрами. В виде маленькой миниатюры всегда выполнялась и заглавная буква в каждой главе. Как уже указывалось, книжные миниатюры имели те же черты, что и романские настенные изображения: схематизм, полное или частичное отсутствие перспективы, выделение размерами главного героя миниатюры. Исполнялись миниатюры яркими красками, полутона и тени отсутствовали. Нужно также отметить, что техника книжной миниатюры с небольшими изменениями просуществовала в Европе вплоть до нового времени.

Заключение

Средневековье создало культуру, отличную от античной. Это было время господства в Византии и Западной Европе монотеистической христианской религии. Церковь занимала особое положение в структуре феодального общества и определяла основную направленность его духовных устремлений. Она была главным заказчиком художественных произведений. Средневековое искусство отразило новое понимание положения человека в мире (творение Божие и его раб, микрокосм и тлен), провозглашало новые моральные и духовные ценности и на их основе создало свою эстетику, утверждавшую примат духовного начала над материальным и стремившуюся к универсальности эстетической оценки «божественной вселенной».

Завершая разговор о культуре и искусстве средних веков, следует отметить, что эта эпоха не была ни случайной, ни противоестественной. Несмотря на разительный контраст между античной и средневековой культурой, все же нужно признать, что средневековье в целом не было упадком. Это было время особого мировоззрения, особого видения многих вещей, что нашло свое отражение во всех сферах культуры. И именно в недрах средневековья зародилось то, что в последующую эпоху дало всплеск культурного развития; но семена Возрождения упали на хорошо возделанную почву средневековья.

Список литературы

1.Борзова Е.П. История мировой культуры. - СПб. 2001.

2.Борзова Е.П. История мировой культуры. - СПб., 2001.

.Культурология. /Под ред. А.А.Радугина. - М.: 1996.

.Культурология. /Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д., 1995.

.Культурология. Левяш И.Я. - Мн.: 1999.

.Садохин А. П., Грушевицкая П.Г. Мировая художественная культура. - М., 2001.

Теги: Искусство Средневековья  Диплом  Культурология

dodiplom.ru


Смотрите также