Микеланджело Меризи - Караваджо (1571 - 1610) работы Оттавио Леони Самая знаменитая картина Караваджо "Лютнист" Его биография сродни биографии поэта Франсуа Виньона,многое из событий покрыто тайной,больше домыслов и легенд. Он пользовался колоссальной популярностью и считался главным художникомсвоего времени. За один эскиз Караваджо платили больше, чем за крупнуюкартину с несколькими фигурами в полный рост кисти любого из егоколлег.Однако эстеты кривили нос: ах, он вульгарен, пишет не благородныхаристократов, а простое мужичье, и даже фрукты на его натюрмортах –пожухлые и поражены грибком! Но именно в этом заключалось его сила, егоэнергия: Караваджо не боялся сцен насилия и крови, святых рисовал снемытыми ногами и бородавками, а для Марии Магдалины ему позироваланастоящая проститутка.Многие европейские художники прошли черезувлечение творчеством Караваджо, но среди основных последователейживописца называют троих: Рубенса, Рембрандта, Веласкеса. Мальчик с корзиной фруктов Его главное новаторство – использование светотени.В эпоху Возрождения считалось, что тени портят изображение, а потомухудожникам предписывалось избегать яркого освещения или же изображатьпредметы без теней. По мнению великого Леонардо да Винчи теньнарушала гармонию изображения. Однако Караваджо не побоялся пойтинаперекор титанам живописи и стал играть со светом и тенью. Раньшеперсонажи на картинах были залиты ровным светом,как от прожекторов на сцене. Теперь же они выступали из драматической полутьмы.Появился накал страстей. Это тоже было вульгарно, но очень эффектно. Все сталиему подражать – так появился «караваджизм», основная стилистическаяманера эпохи барокко. Ужин в Эммаусе 1602 г Так,его картина «Ужин в Эммаусе» стала поворотным колесом в «теневой»истории живописи, когда тень впервые появилась на картине. После Караваджо тень плотно обосновалась в арсенале художников. Ужин в Эммаусе (второй вариант) 1606г Личная жизнь его была менее удачна из-за его пристрастия к азартнымиграм,умения накапливать долги и чрезмерной вспыльчивости,сопровождавшейся постоянными визитами в полицейский участок.В одной из случайных дуэлей, причиной которой стала игра в мяч, Караваджо убилхудожника и был вынужден, скрываясь от полиции, уехать из Рима ипоселиться на Мальте. За голову Караваджо была назначена награда.Мальтойтогда владел орден рыцарей-иоанитов. Караваджо написал красивый портретмагистра ордена в доспехах, за что получил деньги, а также стольнеобходимую ему «крышу» – его приняли в члены ордена. Однако обетцеломудрия и воздержания не помог: художник опять напился и открылкем-то дверь, сорвав ее с петель. Собратья-крестоносцы с трудом скрутиликутилу и заключили в крепость. Караваджо сумел хитростью сбежать оттуда, но остров ему пришлось покинуть. Горгона Медуза В следующей дуэли, случившейся всего через два года, он ранил знатногорыцаря и угодил в тюрьму. Совершив побег, живописец узнал, что рыцарьподослал к нему убийц. Тогда Караваджо начал повсюду ходить с кинжалом, аночью держал его под подушкой. Шулеры Теперь он постоянно скитался по Италии и жил на съёмных квартирах. Но стоило ему обжиться в каком-нибудь городе, как вспыхивала новая кабацкая ссора – и художнику приходилось опять скрываться.Однажды,когда художник отправился в питейное заведение, он был застигнут убийцами – Караваджо изуродовали лицо, и даже когда ранызатянулись, узнать художника было невозможно из-за множества шрамов.Основную часть сведений о жизни Караваджо в Риме, например, исследователичерпают из полицейских протоколов. Всего за ним насчитали три точнодоказанных трупа. Буйная голова Караваджо склонилась на 39-м году жизнипри невыясненных обстоятельствах.От чего Караваджо умер, не дожив до сорока – до сих пор не ясно.Он и в живописи был экстравагантен,вместо того чтобы ставить свойавтограф в правом нижнем углу картины, как делают все художники,Караваджо развлекался. Например, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя»,он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла изотрубленной головы святого, причем нацарапал свое имя красным.А в картинах "Саломея с головой Иоанна Крестителя" и"Давид с головой Голиафа" отрубленные головы он писал с себя.В книге "Новые открытия Караваджо",выпущенной к его юбилею,говорится,что и в картине "Больной Вакх" проглядывают его черты,а также Давид -это Караваджо в молодости. Давид с головой Голиафа Похоронили художника в групповой могиле на двести человек, а когда стали искатьего останки, выбрали тот скелет, в костях которого было больше всегосвинца, – в то время многие краски содержали этот элемент. Так возникла еще одна версия о причине смерти Караваджо – профессиональное отравление. Больной Вакх (вероятно,от похмелья) Он никогда не был женат и детей не оставил. Интересно, что обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – полно. Этот факт породил множество версий одействительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой». Но ничего до сих пор не доказано – инквизиция в ту пору не давала распускаться.Караваджо: художник, изменивший искусство. Караваджо духи
Экстравагантный Караваджо - agent_40
Гадалка
Чтобы найти его картину «Поцелуй Иуды», которую воры украли из Одесскогомузея, полиция внедрила в круги европейского криминала своего человека,притворившегося подпольным коллекционером. Он и «раскрутил» воров вБерлине на продажу краденого полотна. Их арестовали, а картину наофициальной церемонии в 2010 году передали Януковичу.Но в 2012 годувыяснилось ,что это была подделка,написанная спустя 10 лет после смертиКараваджо.А вот «Рождество», которое сицилийские мафиози похитили изцеркви в Палермо 40 лет назад, до сих пор входит в список ФБР «Главныепреступления в мире искусства».
Поцелуй Иуды
agent-40.livejournal.com
Караваджо: художник, изменивший искусство
«Без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера или Рембрандта. И Делакруа, и Мане писали бы по-другому». Так о великом итальянце сказал его соотечественник искусствовед Роберто Лонги. Слова эти недалеки от истины: Караваджо был не только гениальным художником. Он был тем, кто иначе взглянул на мир и перевернул существовавшие каноны живописи.
Сын архитектора
Юному Микеланджело Меризи (настоящее имя Караваджо) на роду было написано заниматься живописью или архитектурой. Его отец был зодчим, но он не успел передать свое мастерство сыну — умер, когда мальчику было 5 лет, в 1576 году. А мать с детьми переехала в городок Караваджо, расположенный недалеко от Милана. По этому городу художник и взял себе имя, которое сегодня знает весь мир.
Микеланджело рос весьма противоречивым юношей. Рано начав учиться живописи, к 20 годам он уже преуспел: талант художника был очевиден. При этом юноша был по природе вспыльчивым, а время от времени и просто агрессивным. Он не просто ввязывался в драки, но периодически оказывался в тюрьме. Все это мешало ему искать заказчиков и строить, как мы бы сейчас сказали, успешную карьеру.
Скиталец
Именно характер стал причиной того, что Караваджо немало скитался по стране. В Милане, где он учился, он ввязался в драку и убил человека. Пришлось бежать в Рим, где он жил в доме адвоката Пандольфо Пуччи, выполняя для него копии с изображений в церквях.
Образумился ли юный художник? Смог ли обуздать свой характер? К сожалению, нет, и вот уже в Риме он вновь попадает в тюрьму, где знакомится, кстати, с Джордано Бруно. В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти... Быть может, все эти события повлияли на его манеру: постепенно рождается стиль художника, который тяготел к реализму, сделал своими героями обычных людей, которых можно увидеть в толпе. Отвергая каноны прекрасного, существовавшие в его время, он успевал запечатлеть настоящую жизнь.
Каким он был в те годы? Каким было его окружение? На картине «Музыканты» (1595 год) он изобразил себя в виде музыканта, держащего рожок. Для персонажа, расположенного в центре картины, позировал Марио Миннити, модель, художник, ученик Караваджо. Некоторые искусствоведы отмечают, что это единственный автопортрет, где Караваджо изображен безмятежным.
Микеланджело Караваджо. Картина «Музыканты». Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Счастливый человек
Один из современников Караваджо, архиепископ Милана Федерико Борромео запомнил художника как «человека неотесанного, с грубыми манерами, вечно облаченного в рубище и обитающего где придется. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком».
Он и правда рисовал не так, как было принято. Одним из первых, а может быть, и первым, он применил прием «кьяроскуро» (или «тенебросо») — резкое противопоставление света и тени. Темный, практические черный фон, на котором не видны никакие детали, и словно высвеченные фигуры, полные драматизма — вот был его почерк.
Картины Караваджо
Герои картин Караваджо — не обязательно обитатели трактиров. Он много писал и на библейские сюжеты, но картины Караваджо были предельно натуралистичны. А зрителей того времени они могли просто ранить: так похожи были герои Священного писания на обычных людей. На картине «Смерть Марии» (1605-1606), например, тело Богоматери было таким настоящим, человеческим, смерть была изображена с такой степенью трагизма, что заказчики отказались забирать картину (по принятым канонам Мария должна была выглядеть или спящей, или возносящейся на небеса). А на картине «Принесение в жертву Исаака» (1601-1602) отражена такая гамма противоречивых чувств!
Микеланджело Караваджо. Картина «Смерть Марии». Лувр, Париж, Франция
Микеланджело Караваджо. Картина «Принесение в жертву Исаака». Галерея Уффици. Флоренция
Неугомонный дух
В конце 1590-х годов покровителем Караваджо стал кардинал Франческо Мария Борбоне дель Монте. Художник поселился в его доме, на вилле Мадама (там сейчас расположен парламент Итальянской республики), где и создал многие свои известные полотна — «Вакх» (1596), «Голова Медузы» (1597), «Куртизанка Филлида» (1597), «Портрет Маффео Барберини» (1598), «Нарцисс» (1599) и другие.
В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей. Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики. Именно поэтому многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания. Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606). Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная. Реалистичные изображение человеческих фигур, открытое платье Марии, а также то, что позировала для картины известная жрица любви — все сыграло против Караваджо.
Микеланджело Караваджо. Картина «Мадонна Палафреньери». (Мадонна со змеей). Галерея Боргезе. Рим, Италия
Снова в пути
В 1606 году в жизни Караваджо произошел резкий перелом. Характер художника не менялся: как и прежде, он был вспыльчивым и крайне резким. В одной из драк, в которой принимал участие Караваджо, погиб человек. Художника вновь обвинили в убийстве, и папа Павел V объявил его вне закона. А это означало не просто преследование: Караваджо теперь мог убить любой житель Рима, да еще и получить за это награду. Художнику вновь пришлось бежать. Сначала в Пальяно, что недалеко от Рима. Потом в Неаполь. Потом — на Мальту.
Несмотря на то, что вне закона объявил его глава Римской католической церкви, Караваджо продолжает писать картины на библейские сюжеты и работать по заказу церквей. Одна из самых известных работ этого периода — картина «Семь деяний милосердия», написанная для церкви в Неаполе. Там она находится и по сей день, так как работа произвела на заказчиков огромное впечатление. Обычно деяниям милосердия посвящаются отдельные полотна, но Караваджо объединил их все в одной композиции.
На Мальте Караваджо присоединился к ордену мальтийских рыцарей, надеясь, что это поможет ему получить помилование от папы. Однако и здесь он угодил в тюрьму, из которой умудрился бежать на Сицилию, где он встретил старого друга (позировавшему ему раньше для картин) Марио Минитти.
Скитания и невозможность вернуться в Рим удручали художника. Его настроение отразилось и в картинах. На полотне «Давид с головой Голиафа» (1609-1610) художник изобразил в виде Голиафа самого себя. Выражение отчаяния и скорби на лице поверженного библейского великана — вот что бросается в глаза.
Караваджо «Давид с головой Голиафа». Галерея Боргезе. Рим, Италия
Однако в какой-то момент до художника дошли слухи, что он может быть помилован. Он решил перебраться поближе к Риму, чтобы ждать хороших новостей. Караваджо плывет в Неаполь, но потом... исчезает. Скорее всего, он умер от малярии, но место его захоронения неизвестно.
Караваджо прожил совсем недолго, но оставил огромное наследие. Тем не менее, не сохранилось ни одного наброска или эскиза его картин — он сразу воплощал задуманное на холсте. Так же он и жил, словно крупными мазками нанося события жизни на холст времени. Ни эскизов, ни набросков, только миф. О Микеланджело Караваджо.
Караваджо «Лютнист» Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Караваджо «Юноша с корзиной фруктов». Галерея Боргезе. Рим, Италия
Караваджо «Гадалка» . Лувр, Париж, Франция
Караваджо «Вакх». Галерея Уффици. Флоренция
один караваджо равняется двум бернини
Как то он ее очень сексуально похищает, да? И вот это стоит прямо во Флоренции, прямо на улице возле галереи Уффици. Там же дети ходют. Хотелось на этих двоих как-то слегка простынку что ле накинуть, а то че они прям вот на площади. Они как живые, ей богу
История, если кто не в курсе, такая: Прозерпина-дочь Зевса, резвилась себе в цветущей долине. Голая. Плутон -властитель царства теней и умерших, увидел ее и тут же захотел женится. Ладно, знаю, так не бывает. Захотел трахнуть. Ну в смысле похитить. Ладно, похитить чтобы трахнуть. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Плутон. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Только вскрикнуть успела Прозерпина, а Плутон уже женился. Там потом Зевс повелел все таки Плутону отпустить Прозерпину на землю. Плутон кагбэ согласился, но предварительно дал Прозерпине проглотить зерна граната, символ брака. (ммм...эээ. Ладно, окей, раз так написано, значит это были именно зерна граната. )С тех пор Прозерпина две трети года живет на земле, а одну треть проводит со своим мужем, Плутоном.
В общем все эти зерна мы про них сразу подозреваем, глядя на статую Бернини, правда? А это значит, что Бернини, как ни крути- молодец.
А что там у нас Караваджо? Все мальчиков 16 летних с пухлыми влажными губами рисовал.Вот "Юноша, играющий на лютне". Все искуствоведы уже передрались из-за этого юноши, который то ли мальчик, то ли девочка. По моему так очевидный мальчик.
По нотам, которые перед мальчиком все таки лежат узнали, что лютнист играет песню о любви из мадригала «Вы знаете, что я вас люблю» фламандского композитора Аркадельта.Три года назад эту картину привозили в Эрмитаж. Итальянцы устроили целый перфоманс-презентацию духов "Караваджо". Это духи, которые воссоздают запах картины. Рецепт прост: нужно смешать ароматы всего, что выписано на холсте (ирис, ромашка, жасмин, листья апельсинового дерева, шиповник, дамасская роза, инжир, слива, груша).
Говорят, в день вернисажа весь путь от входа в Эрмитаж до зала, где выставляли Караваджо, пропах одним ароматом. Эффект сногсшибательный. Сладкая, тяжелая вонь, лишала воли и убивала мысли, оставляя только чувтва)(купить что ли себе эти духи? А то я все время думаю и ничего не чувствую. А так набрызгалась-и сразу чувтва, а не мысли)
Короче. В туалете -то у меня бумажная книжка бродского. А надо было сразу посмотреть в интернете. http://stroki.net/content/view/5160/24/там внизу сноска* Слова "караваджо" и "бернини" написаны с маленькой буквы намеренно - в связи с тем, что как-то на аукционе работа одного была оценена примерно в 100 миллионов лир, а другого - в 50.вот и весь фокус)
А кстати, стихотворение Ветрумн. Ветрумн-языческое божество, в римской мифологии бог перемен (будь то времена года, течение рек, настроения людей или созревание плодов)Это офгенное стихотворение.Оно не простое, конечно. Но если его почвствовать, словить этот ритм, в котором нас этим стихом бродский качает, то вот такенные мурашки с кулак размером сразу по спине бегут.
bisluk.livejournal.com
Шедевры Караваджо - PAILISH
Пьяцца дель Пополо
Но в Риме есть места, где можно насладиться картинами великих художников неспешно, практически в одиночестве, даже бесплатно. Например, одни из лучших картин Караваджо висят в капелле Черази церкви Санта Мария дель Пополо. Церковь стоит у самого входа на пьяцца дель Пополо со стороны пьяцца Фламинио. Внешне церковь ничем не примечательная, по римским меркам скромная.Название церкви связано с легендой. Говорят, что когда-то здесь находилась гробница Нерона, который жестоко преследовал христиан. Спустя века над склепом вырос тополь (на латыни populus), в кроне которого гнездились стаи воронов. Место прослыло проклятым, горожане обходили его стороной до тех пор, пока в 1099 году Папе Римскому Пасхалию II не явилась Дева Мария и не приказала срубить дерево. Папа исполнил ее волю и велел возвести на этом месте часовню, названную ее именем. Хотя, скорее всего, более верна другая версия: некоторые историки считают, что название возникло от словосочетания popolo romano (римский народ), поскольку средства на строительство собирали всем миром.Над интерьером церкви в разные времена работали Донато Браманте, Рафаэль Санти, Джованни Лоренцо Бернини. В убранстве церкви преобладает стиль барокко. В экранизации романа Дэна Брауна Ангелы и демоны действие фильма частично происходит в капелле Киджи этой церкви. Она носит имя заказчика, банкира Агостино Киджи. Проектировал будущую усыпальницу Рафаэль Санти.Но самая знаменитая капелла церкви - капелла Черази, в которой хранятся две знаменитые картины Караваджо: "Распятие апостола Петра" и "Обращение на пути в Дамаск" (или Обращение Савла).Караваджо считается одним из лучших художников вообще и самым известным представителем стиля барокко. А его работы для двух римских церквей, Сан-Луиджи-деи-Франчези и Санта Мария дель Пополо, сделали его одним из самых влиятельных живописцев Рима.Некоторые представители церквей считали эти и другие работы Караваджо нечистивыми, но в том-то и талант Караваджо, что он смог вдохнуть в религиозные картины подлинную жизнь.В обеих картинах Караваджи использует свой любимый прием: рисует на темном фоне и отбрасывает все ненужные детали, чтобы сосредоточить внимание на главной фигуре. Говорят, что необыкновенную реалистичность и естественность фигур на своих картинах Караваджо добивался наблюдая за обычными людьми на улице, а не рисуя натурщиков в застывших, избитых позах в студии.В картине распятия Петра, то есть его убийства, Караваджо использует для большего драматизма приглушенные краски и сильные контрасты света. Это, как сейчас говорят, фишка художника. Сейчас все эти приемы знает любой ученик художественной школы, но приемы эти не пришли ниоткуда, их путем проб и ошибок создавали великие художники прошлого. И всегда интересно посмотреть "откуда ноги растут".
Распятие апостола Петра
Обращение на пути в ДамаскСуществует выражение "путь в Дамаск", которое обозначает некий водораздел, событие, которое знаменует собой то, что полностью переворачивает жизнь
pailish.livejournal.com
Караваджо: очень плохой мальчик
В Москву привезут 11 работ Караваджо – гения и бунтаря, легендарного художника барокко, оказавшего колоссальное влияние на все дальнейшее развитие искусства. 10 увлекательных фактов о Караваджо – в обзоре «Вашего досуга».
Караваджо: очень . Источник: Караваджо: очень . Автор: Караваджо: очень
1.
Он пользовался колоссальной популярностью и считался главным художником своего времени. За один эскиз Караваджо платили больше, чем за крупную картину с несколькими фигурами в полный рост кисти любого из его коллег. Однако эстеты кривили нос: ах, он вульгарен, пишет не благородных аристократов, а простое мужичье, и даже фрукты на его натюрмортах – пожухлые и поражены грибком! Но именно в этом заключалось его сила, его энергия: Караваджо не боялся сцен насилия и крови, святых рисовал с немытыми ногами и бородавками, а для Марии Магдалины ему позировала настоящая проститутка.
2.
Его главное новаторство – использование светотени. Раньше персонажи на картинах были залиты ровным светом, как от прожекторов на сцене. Теперь же они выступали из драматической полутьмы. Появился накал страстей. Это тоже было вульгарно, но очень эффектно. Все стали ему подражать – так появился «караваджизм», основная стилистическая манера эпохи барокко.
3.
В 2005 году в Эрмитаже по знаменитой картине «Лютнист» была представлена ароматическая сюита. Одна итальянская парфюмерная компания создала 10 запахов – девять отдельных, каждого из цветов или фруктов, изображенных на картине, и десятый – объединяющий их вместе. Его назвали «Ароматом Караваджо».
Караваджо: очень . Источник: Караваджо: очень . Автор: Караваджо: очень
4.
Убил ли в юности Караваджо человека – до сих пор не доказано. Он клялся, что всего лишь участвовал в уличной драке, а смертельный удар нанес кто-то другой. Зато несколько лет спустя – и это достоверно известно – он ввязался в ссору во время игры в мяч и убил противника на дуэли. Потом убил кого-то еще, ранил полицейского... Караваджо постоянно скитался по Италии. Стоило ему обжиться в каком-нибудь городе, как вспыхивала новая кабацкая ссора – и художнику приходилось скрываться. Основную часть сведений о жизни Караваджо в Риме, например, исследователи черпают из полицейских протоколов. Всего за ним насчитали три точно доказанных трупа.
5.
За Караваджо охотились наемные убийцы, подосланные кем-то могущественным, кому он нахамил. В результате одного из нападений его лицо было изуродовано. Чтобы вызвать жалость в сердце рассердившегося покровителя, Караваджо написал картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя», изобразив отрубленную голову на блюде как свою собственную. Другой его известный автопортрет – в образе «Больного Вакха», явно страдающего от похмелья. Вместо того чтобы ставить свой автограф в правом нижнем углу картины, как делают все художники, Караваджо развлекался. Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красным.
6.
Он никогда не был женат и детей не оставил. Интересно, что обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – полно. Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой». Но ничего до сих пор не доказано – инквизиция в ту пору не давала распускаться. Кстати, в фильме «Караваджо» (1986) роль возлюбленного художника играет . Это одна из первых ролей будущего британского секс-символа – и единственная, где он играет мужчину нетрадиционной ориентации.
Караваджо: очень . Источник: Караваджо: очень . Автор: Караваджо: очень
7.
Одно из беспорядочных метаний (кстати, подозревают, что Караваджо страдал и от паранойи) завело художника на Мальту, которой тогда владел орден рыцарей-иоанитов. Караваджо написал красивый портрет магистра ордена в доспехах, за что получил деньги, а также столь необходимую ему «крышу» – его приняли в члены ордена. Однако обет целомудрия и воздержания не помог: художник опять напился и открыл кем-то дверь, сорвав ее с петель. Собратья-крестоносцы с трудом скрутили кутилу и заключили в крепость. Караваджо сумел хитростью сбежать и оттуда, но остров ему пришлось покинуть. Он жил на съемных квартирах. Однажды, поссорившись с квартирной хозяйкой (наверное, она попросила плату за прошедший месяц, вот глупая женщина), закидал ее окна камнями и спел под ними непристойные песни. А официанта в кафе избил за неправильно приготовленные овощи. Все это тоже известно из протоколов.
8.
Сегодня цена на картины Карваджо, если бы они вдруг оказались на аукционах, была бы близка к отметке в сто миллионов долларов. Когда в прошлом году в Риме проходила его юбилейная выставка, в последние недели часы ее работы продлили до ночи – столь велико было количество посетителей.
9.
Чтобы найти картину «Поцелуй Иуды», которую воры украли из Одесского музея, полиция внедрила в круги европейского криминала своего человека, притворившегося подпольным коллекционером. Он и «раскрутил» воров в Берлине на продажу краденого полотна. Их арестовали, а картину на официальной церемонии в 2010 году передали Януковичу. Зато «Рождество», которое сицилийские мафиози похитили из церкви в Палермо 40 лет назад, до сих пор входит в список ФБР «Главные преступления в мире искусства». Говорят, картину спрятали в сарае, где ее съели мыши и исклевали курицы, и она никогда не будет найдена.
Караваджо: очень . Источник: Караваджо: очень . Автор: Караваджо: очень
10.
От чего Караваджо умер, не дожив до сорока – до сих пор не ясно. Может быть, его нагнали, наконец, наемные убийцы, может быть, он слег от лихорадки. Похоронили художника в групповой могиле на двести человек, а когда стали искать его останки, выбрали тот скелет, в костях которого было больше всего свинца, – в то время многие краски содержали этот элемент. Так возникла еще одна версия о причине смерти Караваджо – профессиональное отравление.
www.vashdosug.ru
Очень плохой мальчик: shakko_kitsune
Вместо того чтобы ставить свой автограф в правом нижнем углу картины, как делают все художники, Караваджо развлекался. Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красной «кровью».
1.
Он пользовался колоссальной популярностью и считался главным художником своего времени. За один эскиз Караваджо платили больше, чем за крупную картину с несколькими фигурами в полный рост кисти любого из его коллег. Однако эстеты кривили нос: ах, он вульгарен, пишет не благородных аристократов, а простое мужичье, и даже фрукты на его натюрмортах – пожухлые и поражены грибком! Но именно в этом заключалось его сила, его энергия: Караваджо не боялся сцен насилия и крови, святых рисовал с немытыми ногами и бородавками, а для Марии Магдалины ему позировала настоящая проститутка.1) Мария Магдалина2) Успение Богоматери (фрагмент). Изображение Марии заказчицы-монахини посчитали слишком "трупным" (а оно с трупа и рисовалось) и отказались платить этому чортовому фрилансеру с гонором и выдумкой3) Распятие св. Петра (фрагмент)
2.
Его главное новаторство – использование светотени. Раньше персонажи на картинах были залиты ровным светом, как от прожекторов на сцене. Теперь же они выступали из драматической полутьмы. Появился накал страстей. Это тоже было вульгарно, но очень эффектно. Все стали ему подражать – так появился «караваджизм», основная стилистическая манера эпохи барокко.1) Нарцисс, вглядывающийся в свое отражение.2) Юный Иоанн Креститель
3.
В 2005 году в Эрмитаже по знаменитой картине «Лютнист» была представлена ароматическая сюита. Одна итальянская парфюмерная компания создала 10 запахов – девять отдельных, каждого из цветов или фруктов, изображенных на картине, и десятый – объединяющий их вместе. Его назвали «Ароматом Караваджо».4.
Убил ли в юности Караваджо человека – до сих пор не доказано. Он клялся, что всего лишь участвовал в уличной драке, а смертельный удар нанес кто-то другой. Зато несколько лет спустя – и это достоверно известно – он ввязался в ссору во время игры в мяч и убил противника на дуэли. Потом убил кого-то еще, ранил полицейского... Караваджо постоянно скитался по Италии. Стоило ему обжиться в каком-нибудь городе, как вспыхивала новая кабацкая ссора – и художнику приходилось скрываться. Основную часть сведений о жизни Караваджо в Риме, например, исследователи черпают из полицейских протоколов. Всего за ним насчитали три точно доказанных трупа.Юдифь, убивающая Олоферна
5.
За Караваджо охотились наемные убийцы, подосланные кем-то могущественным, кому он нахамил. В результате одного из нападений его лицо было изуродовано. Чтобы вызвать жалость в сердце рассердившегося покровителя, Караваджо написал картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя», изобразив отрубленную голову на блюде как свою собственную. Так же он нарисовал себя в «Давиде с головой Голиафа». Другой его известный автопортрет – в образе «Больного Вакха», явно страдающего от похмелья. Вместо того чтобы ставить свой автограф в правом нижнем углу картины, как делают все художники, Караваджо развлекался. Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красным.1) Отрубленная голова Горгоны Медузы на щите Афины2) Давид с головой Голиафа3) Больной Вакх
6.
Он никогда не был женат и детей не оставил. Интересно, что обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – полно. Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой». Но ничего до сих пор не доказано – инквизиция в ту пору не давала распускаться. Кстати, в фильме «Караваджо» (1986) роль возлюбленного художника играет Шон Бин. Это одна из первых ролей будущего британского секс-символа – и единственная, где он играет мужчину нетрадиционной ориентации.1) Юноша с корзиной фруктов2) Вакх3) Кадр из фильма с Шоном Бином
7.
Одно из беспорядочных метаний (кстати, подозревают, что Караваджо страдал и от паранойи) завело художника на Мальту, которой тогда владел орден рыцарей-иоанитов. Караваджо написал красивый портрет магистра ордена в доспехах, за что получил деньги, а также столь необходимую ему «крышу» – его приняли в члены ордена. Однако обет целомудрия и воздержания не помог: художник опять напился и открыл кем-то дверь, сорвав ее с петель. Собратья-крестоносцы с трудом скрутили кутилу и заключили в крепость. Караваджо сумел хитростью сбежать и оттуда, но остров ему пришлось покинуть.1) Портрет магистра мальтийского ордена, благодаря которому он заслужил покровительство2) Игроки. Шулеры (обратите внимание за карты, заткнутые за пояс) обыгрывают невинного юношу.
8.
Он жил на съемных квартирах. Однажды, поссорившись с квартирной хозяйкой (наверное, она попросила плату за прошедший месяц, вот глупая женщина), закидал ее окна камнями и спел под ними непристойные песни. А официанта в кафе избил за неправильно приготовленные овощи. Все это тоже известно из протоколов. Сегодня цена на картины Карваджо, если бы они вдруг оказались на аукционах, была бы близка к отметке в сто миллионов долларов. Когда в прошлом году в Риме проходила его юбилейная выставка, в последние недели часы ее работы продлили до ночи – столь велико было количество посетителей.
1) Мальчик, укушенный ящерицей2) Мария Магдалина, которой сестра ее Марта показывает зеркало, упрекая в тщеславии и самолюбовании
9.
Чтобы найти картину «Поцелуй Иуды», которую воры украли из Одесского музея, полиция внедрила в круги европейского криминала своего человека, притворившегося подпольным коллекционером. Он и «раскрутил» воров в Берлине на продажу краденого полотна. Их арестовали, а картину на официальной церемонии в 2010 году передали Януковичу. Зато «Рождество», которое сицилийские мафиози похитили из церкви в Палермо 40 лет назад, до сих пор входит в список ФБР «Главные преступления в мире искусства». Говорят, картину спрятали в сарае, где ее съели мыши и исклевали курицы, и она никогда не будет найдена.Одесский "Поцелуй Иуды" до и после ограбления
10.
От чего Караваджо умер, не дожив до сорока – до сих пор не ясно. Может быть, его нагнали, наконец, наемные убийцы, может быть, он слег от лихорадки. Похоронили художника в групповой могиле на двести человек, а когда стали искать его останки, выбрали тот скелет, в костях которого было больше всего свинца, – в то время многие краски содержали этот элемент. Так возникла еще одна версия о причине смерти Караваджо – профессиональное отравление.1) Зубодер2) Ужин в Эммаусе
(Оригинал)
shakko-kitsune.livejournal.com
Караваджо - Интересные факты из жизни
Выдающийся итальянский художник Караваджо (1571-1610 гг.) известен не только тем, что стал основателем реализма в живописи. Дело в том, что на закате эпохи Возрождения возник стиль барокко, виднейшим представителем которого и был Микеланджело Меризи да Караваджо (не путать с Микеланджело Буонарроти).
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 годЕсли вам нравятся интересные факты из жизни великих людей, тогда краткое описание жизни гениального мастера с его невероятными приключениями, однозначно принесет вам удовольствие.
Сразу нужно сказать, что картины Караваджо по-настоящему впечатляют даже тех, кто не силен в искусстве. Дело в том, что художник использовал технику «кьяроскуро», которая заключается в резком противопоставлении света и тени. Именно за счет этого приема маэстро особенным образом подчеркивал эмоции и переживания своих героев.
Интересен факт, что Караваджо, за свою недолгую жизнь (а прожил он всего 38 лет), не оставил ни одного рисунка или эскиза. Другими словами, он все свои, даже самые сложные идеи, реализовывал сразу же на холсте, без всяких предварительных этапов.
Юный Караваджо
Родившись в небольшом итальянском городке Караваджо, который расположен недалеко от Милана, Микеланджело Меризи в возрасте 13 лет идет в мастерскую Петерцано. Там он знакомится с искусством живописи, и уже к 20 годам своей жизни, молодой художник Караваджо подает большие надежды.
Однако его чрезвычайно резкий и вспыльчивый характер мешает ему строить карьеру. Постоянные скандалы, драки и тюремные заключения сопровождали его всю жизнь. Из Милана он вынужден был срочно уехать в Рим после того, как карточная игра закончилась скандалом и убийством.
Жизнь в Риме
Здесь весьма примечательно наблюдение итальянского священника Борромео, который, познакомившись с Караваджо, охарактеризовал его так:
«Человек неотесанный и грубый, вечно скитающийся по улицам и спящий где придется, он рисует бродяг, нищих и пьяниц, и кажется вполне счастливым человеком».
Первые работы Караваджо выполнены под заметным влиянием Леонардо да Винчи и Тициана. Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился. С тех пор в искусстве он известен именно под ним.
После очередной драки, Караваджо снова попадает в тюрьму, где встречается с Джордано Бруно. В 1593 он несколько месяцев был на грани жизни и смерти, так как серьезно заболел римской лихорадкой (малярия). На стадии выздоровления он пишет свой первый автопортрет. Картина называется «Больной Вакх».
Более же всего славы ему принесли картины на библейские сюжеты. Непонятно, каким образом Караваджо умудрялся соединять их с разгульной жизнью и постоянными скандалами. Он без разбора бросался со шпагой на любого, кто плохо отзывался о его художественных произведениях.
Бегство из Рима
В 1606 году маэстро был объявлен папой Павлом V (его портрет есть внизу) вне закона. А это значило, что любой человек мог его не только убить, но еще и получить за это награду. Конечно, для такого серьезного решения у папы были основания.
Случилось так, что в ходе игры в мяч началась драка между двумя компаниями. В одной предводительствовал Караваджо, а в другой - Рануччо Томассони. В конечном счете, Рануччо Томассони был убит, а художника обвинили в преступлении.
Поддавшись в бега, он скрывается в имении Колонна, где пишет мрачные картины «Святой Франциск в раздумье» и «Ужин в Эммаусе».
После этого он переезжает в Неаполь, а через год - на Мальту. Но тут он снова оказывается замешанным в какой-то скандал, и вновь попадает в тюрьму. Его посадили в так называемый каменный мешок, но он каким-то образом умудрился оттуда бежать.
В 1608 г. Караваджо приплыл на Сицилию в город Сиракузы. Переезжая по сицилийским городам, он пишет свои знаменитые картины.
Смерть и помилование
В прошествии нескольких лет, кардинал Гонзага начинает вести переговоры с римским папой Павлом V о том, чтобы помиловать Караваджо. В надежде на положительное решение, художник планирует тайно перебраться поближе к Риму.
Однако отплыв от Неаполя, он пропадает, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Есть только сведения, которым не все историки доверяют, что он, якобы, был задержан в крепости Пало, а затем пешком отправился в Порто-Эрколе.
Именно там 18 июля по неизвестным причинам мастер умер в возрасте 38 лет. А уже 31 июля обнародовали указ о помиловании Караваджо. Параллельно с ним было опубликовано и сообщение о смерти художника.
Интересные факты
Как мы уже говорили, Караваджо оказал колоссальное влияние на искусство вообще, и на творчество многих выдающихся художников в частности. Однако его буйный и невероятно вспыльчивый характер стал притчею в языцех.
Очевидцы рассказывают, что когда он писал картину «Воскрешение Лазаря», ему нужны были реальные образы. Будучи фанатом своего дела, он приказал принести в мастерскую недавно убитого человека, которого выкопали из могилы.
Два нанятых натурщика наотрез отказались позировать, вместе с начавшим разлагаться трупом. Недолго думая, Караваджо выхватил кинжал, и силой принудил их подчиниться собственной воле.
Картины Караваджо
Ниже приводим наиболее известные картины Караваджо. Обратите внимание на их удивительный реализм, потрясающую игру света и тени, а также точность в передаче малейших эмоций. Такое впечатление, что герои сюжетов живут своей жизнью, и лишь на мгновение замерли.
«Шулеры» (1594)«Мальчик с корзиной фруктов»«Больной Вакх» (фрагмент) (1593)«Гадалка» (1594)«Корзина с фруктами» (1596)«Лютнист» (Эрмитаж)«Призвание апостола Матфея» (1600)«Мальчик, укушенный ящерицей»«Амур-победитель», (ок. 1603)Портрет папы Павла V кисти Караваджо. Тот самый папа, который объявил художника вне закона.Если Вам нравится читать интересные факты обо всем, подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами Вы сможете не только расширить свой кругозор, но еще и всегда будете иметь отличное настроение.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
interesnyefakty.org