Цитаты о красоте, гармонии и совершенстве. Красота человеческого духа


Красота души человека | Волшебная муза

Полет-души-3-Красота души человека – самое ценное, что есть на земле, и её просто невозможно переоценить. Внешность – это всего лишь оболочка, внешнее оформление внутреннего мира личности.

«То, что восхищает нас в видимой красоте, — это всегда лишь невидимое»    Мария фон Эбнер-Эшенбах

Волшебная муза приветствует вас, друзья! Давайте поговорим о том, что есть у каждого человека — его внутреннем мире, о его душе — не зависимо от того,  верит он в это или нет. И о том, что душа каждого человека изначально прекрасна и чиста.

Душа человека

 

Думаю с тем, что у каждого человека есть душа, все из вас согласятся. Вот только мнения о том, что она из себя представляет, где находится, откуда приходит и куда уходит после смерти, разнятся. Учёные пытаются разгадать тайну с чисто материальной точки зрения, а религия выдвигает свою теорию. Самое интересное, что единого мнения на этот счёт не существует, не смотря на высокие достижения науки и техники.

Я ни в коем случае не посягаю на поиск окончательного решения в этом вопросе, а лишь хочу высказать своё мнение и поделиться своими мыслями с читателями.

 

Где живёт душа?

 

В свете последних достижений человечества, можно уверенно сказать, что в человеке успешно сочетается материальная его часть, в виде тела, которое видимо, осязаемо, подвержено временным процессам и физическим законам, в совокупности с физиологическими закономерностями. А также – не материальная часть, взгляды на которую различны. Если тело доступно для изучения, как учёными, так и самим человеком, то духовная составляющая личности ещё очень мало изучена. Но представляет исключительно великий интерес у всего человечества.

Где живёт душа? В мозге, в сердечной чакре или в солнечном сплетении? А разве это столь важно, чтобы устраивать дискуссию?! Она живёт в нас, в каждом из нас. Своя, индивидуальная душа. Частичка всеобщей Вселенской силы. Вполне возможно, что перед рождением, душа заранее выбирает себе уроки и испытания, которые ей предстоит пройти на Земле, в тесном контакте с телом ребёнка, а затем человека, в котором она воплотится. Вот почему говорят, что душа всё заранее знает, стоит лишь к ней прислушаться. А интуиция, не является ли она «языком» бессловесной души? Ведь как часто наши предчувствия оправдываются…

 

Красота души человека

 

Бытует мнение, что все души изначально светлые и чистые. Вот почему ребёнок после рождения похож на ангелочка. Ведь ангелы – слуги Души. Это уже потом на чистую душу малыша накладываются оболочки чёрствости, эгоизма, капризов, а также – ответственности, долга, трудолюбия… Слой за слоем, час за часом.… И вскоре чистота может стать не видна под шелухой обыденности и земной жизни. Но это лишь оболочки. А сама душа под ними как была чиста и красива, так и осталась! Только не все это видят. Не все хотят видеть и ощущать. А ведь душа нежна как аромат цветка, светла как первый луч солнца, красива как гранёный алмаз и легка как весенний ветерок. Но под грузом наслоений она находится в заточении. И лишь редкие прозрения, такие как мелодия или запах из далёкого детства, могут вызвать у нас проблески воспоминаний, играющие на струнах нашей души. И уж тогда она встрепенётся, вспыхнет  надеждой, обрадуется…

Только в нашей власти дать шанс внутреннему Я проявить себя, сбросить шелуху наслоений, обременяющих душу.  Накапливаемое годами, наше эго не спешит сдавать позиций и глубоко ошибается тот, кто думает, что очистить душу, вернуть ей прежнюю красоту, легко и беспроблемно.  Люди, ставшие на путь саморазвития, согласятся со мной, что этот процесс труден, но радостен.

 

Зачем это нужно?

 

Предвижу хор голосов, возражающих мне. Поэтому, уважая мнение каждого, я не буду спорить ни с кем. Ваша душа, как и ваша судьба – только в ваших руках! Вы имеете полное право верить или не верить в существование духовной составляющей человека. Как с этим поступать – тоже находится в ограничительных рамках возможностей каждой личности.

Только следует помнить, что прекрасная душа любит однозначно своего обладателя, верит и ждёт его прозрения! Ибо она сама выбрала его, пришла в этот мир, проходит вместе с ним все испытания и только по истечению земной жизни, покинет его тело, чтобы вернуться в океан непознанного. А что с нею будет дальше не ведомо никому. Но во многом зависит от пройденного земного пути. Красота души и тела очень связаны, улучшая состояние тела, мы помогаем душе.

 Думаю, над этим стоит задуматься…

 »Красоту тела уносят годы, красоту души не унесёшь»

Во все времена красота ассоциировалась с красотой женщины. И раз уж мы говорим сейчас о красоте души, то стоит акцентировать внимание, что лишь та женщина по-настоящему заслуживает восхищения, в которой прекрасно всё, и прежде всего её внутренний мир, отражаемый как в первородных озёрах, в её глазах.

Судите сами:

 

Понравилась статья? Помогите и друзьям узнать о ней!

____________________________________________________________________________________

Хотите верьте, хотите нет...

  

magic-muse.ru

цитаты и стихи великих людей

Что такое красота? О том, что скрывается под этим понятием, ведутся бесконечные споры с начала сотворения мира. Оскар Уайлд говорил, что у красоты столько значений, сколько и настроений у человека. Но это о видимом, о вершине прекрасного айсберга. А то, что скрывается под темной толщей воды - красота души человека. О ней ведется еще больше прений. Об этом мы и поговорим.

красота души

Суть мира

Существует мнение, что в наше время всё меньше говорят о духовности, о том, что такое истинная красота души, и всё больше обращают внимание на внешнее, на то, что можно увидеть, пощупать, купить или продать. Так ли это? Возможно, это правда. Но с другой стороны, суть мира не меняется. Всегда были и будут богатые и бедные, правда и ложь, искренность и лицемерие, любовь и ненависть, черное и белое. Всё есть. Суть не меняется, на свет появляются только новые средства. А значит, и разговор о том, что такое красота души, не теряет своей актуальности. И самое время вспомнить слова гениальных писателей, поэтов, великих философов, религиозных деятелей и многих других.

красота души человека

Где живёт душа?

У каждого человека есть душа. С этим утверждением трудно не согласиться. Никто и не пытается. Единственное, о чём до сих пор спорят – где она обитает, в какой части тела и продолжает ли жить после смерти телесной.

С одной стороны, с научной точки зрения, это очень интересные вопросы. А с другой – так ли это на самом деле важно, где? Она может быть и в солнечном сплетении, и в сердце, и в голове. Главное одно – она истинна, уникальна и неповторима, как рисунок на кончике пальца. Бразильский писатель Пауло Коэльо утверждает, что каждый из нас – это не тело, наделенное душой, а душа, часть которой видна и называется телом.

О том, что дух первичен, рассуждал и выдающийся ливанский прозаик и философ Джебран Халиль Джебран. Он писал, что красота души подобна невидимому корню, уходящему вглубь земли, но питающему цветок, дающему ему цвет и аромат.

истинная красота души

Древнегреческие философы

Начиная с Аристотеля, многие философы утверждали, что красота – это двоякое понятие. Существует красота тела и красота души. Под первым понимают пропорциональность частей, привлекательность, грациозность. Всё тот же Аристотель говорил, что такую красоту понимает и ценит простой народ, который привык воспринимать и ощущать мир лишь пятью основными чувствами. Тот, кто восхищается такой красотой, «лишь малым отличается от животных», полагающихся только на свои инстинкты.

Иначе дело обстоит с внутренним миром человека. Там действуют иные законы, а значит, и всё, что случается среди его необъятных широт, улавливается иными чувствами. Платон утверждал, что красота души осязаема только людьми добродетельными, ибо прекрасное и дурное не могут сосуществовать, одно другое исключает.

Вторит ему и наш современник – Пауло Коэльо, который говорит, что если человек способен замечать прекрасное, то только потому, что он носит это внутри. Мир – зеркало, отражающее наше истинное.

красота души цитаты

Красота души: цитаты писателей и поэтов

О том, что красота и душа – это понятия идентичные, говорили не только древнегреческие философы. Об этом писали классики мировой литературы и продолжают обсуждать наши с вами современники. Приведем несколько примеров. Немецкий поэт и драматург XVIII века Готхольд Эфраим Лессинг был убежден, что даже самое невзрачное тело преображается благодаря духовной красоте. И наоборот, нищета духа кладет на «самое великолепное сложение» какой-то особый, неподдающийся описанию отпечаток и вызывает непонятное отвращение.

Век спустя, русский поэт и прозаик В. Я. Брюсов говорил об этом же, но другими словами: «После смерти душа человека продолжает жить своей невидимой и ускользающей от нас жизнью. Но если кто-то из нас был поэтом, художником или архитектором, то после гибели тела красота его души живет и на небе, и на земле, запечатленная в форму слова, цвета или камня».

А русский философ И. А. Ильин пытался постигнуть еще одну тайну – что есть красота русской души. Он сравнивал её с русской песней, в которой необъяснимым образом сливаются воедино и «человеческое страдание, и глубочайшая молитва, и сладостная любовь, и великое утешение».

стихи о красоте души

Стихи о красоте души

О том что у красоты есть две обратные стороны, пишут и поэты. Одним из самых замечательных стихотворений на эту тему является произведение Эдуарда Асадова «Две красоты». Автор, серьезно и шутя одновременно, отмечает, что две красоты редко оказываются в одном месте. Как правило, одно другому мешает. Но люди зачастую этого не замечают и долго остаются «близоруки» к красоте душевной. И только тогда, когда её антипод «порядочно и крепко насолит», «смущаясь» начинают задумываться об истинном.

В конце стихотворения поэт приходит к одному выводу – к концу жизни две красоты всегда меняются. Одна старится, дряхлеет, поддаваясь безжалостному влиянию времени. А другая - красота души - остается прежней. Она не знает, что такое морщины, возраст и не умеет подсчитывать года. Всё что ей остается – ярко гореть и улыбаться.

красота русской души

Другие поэты о вечном

Сожалеет о бренности красоты земной прекрасный русский поэт Василий Капнист. Он с грустью замечает, что всему на земле дан один срок – мгновенье. Оно исчезает, а вместе с ним канут в бездну и прекрасная Аврора, и метеор, и красота. Но что же может победить смерть? Только дух. Его «сожрать» не в силах ни время, ни могила. И только в нем вечен цвет красы.

Воспевает вечную красоту любви, страдания и отречения и талантливый русский поэт-символист Константин Бальмонт. В своем стихотворении «Одна есть в мире красота» он пишет, что и боги Эллады, и голубое море, и водопады, и «тяжелые громады гор», каким бы красивыми ни были, не могут сравниться с красотой души Иисуса Христа, согласившегося на добровольные мучения ради человечества.

Выводы

Так, если на протяжении веков великие умы говорят об одном и том же – о вечности духа и бренности тела, то почему мы продолжаем эту бессмысленную гонку за блеском, великолепием и картинностью? Израильский каббалист Михаэль Лайтман утверждает, что душа рождается вновь и вновь лишь затем, чтобы пережить различные состояния, словно примеряя на себя различные одежды. И только перемеряв все и осознав, что погоня за славой, богатством, внешней красотой и вечной молодостью не несет ничего, кроме пустоты и разочарования, душа обращает свой взор на истинное, заглядывает внутрь себя и ищет ответы на все вопросы только у Бога.

Иными словами, ученый говорит, что культивирование красоты тела – есть не что иное, как необходимый этап развития. Ведь невозможно в школе из первого класса сразу перескочить в десятый и понять, что такое тригонометрия, если всё еще тренируешься писать красиво цифры и буквы в прописи. И, как говорил арабский философ Д. Х. Джебран, наступает момент, когда вы воспринимаете мир не как образ, который бы хотелось видеть, и не как песню, которую бы хотелось слышать, а как образ и песню, которые человек видит и слышит, даже если закрывает глаза и уши.

fb.ru

Что такое красота человека и его души? :: SYL.ru

Что важнее - духовная красота или внешняя? Может ли человек обладать одним и при этом обходиться без другого?

Главные понятия

Что такое красота? В широком смысле слова это общая категория в эстетике. Она, как правило, указывает на законченное совершенство предмета или объекта. Гармонию во всех аспектах. Красота вызывает наслаждение своим видом.

что такое красота Антонимом этого слова стало уродство или безобразие.

В философском аспекте красоту человека разделяют на внутреннюю и внешнюю. Каждая из них может сосуществовать с другой, дополнять или, порой, заменять в глазах остальных друг друга.

Что такое нравственная красота?

Такие именитые писатели, как Чехов, Антуан де Сент-Экзюпери, Гюго, Диккенс, да и многие другие, постоянно делали акцент на великолепии внутреннего мира человека.

Они подчеркивали незаменимость души, в то время как внешний эстетический облик с годами страдает, меняется.

Что такое красота внутренняя? Это набор определенных качеств человека, которые можно определить лишь общаясь с ним. Внешне они могут быть совсем не заметны.

Основные характерные черты определяющие, что такое нравственная красота:

  • отзывчивость;

  • готовность идти на жертвы ради других;

  • доброта в отношении любого человека, животного;

  • искренность;

  • высокий интеллектуальный уровень;

  • открытость;

  • справедливость;

что такое нравственная красотаУ каждого человека есть свои собственные требования к обладателю красивого внутреннего мира. Все по-своему определяют, что такое красота. Здесь были перечислены лишь самые распространенные.

Такую красоту невозможно увидеть, ее только ощущают.

Нередки случаи, когда привлекательный внутри человек, начинает восприниматься таким и снаружи. А внешняя обложка блекнет, как только собеседник замечает эгоистичные черты характера.

Что такое внутренняя красота в литературе?

Ярким примером восприятия человека через его душу становится эпизод из эпопеи русского писателя Льва Толстого «Война и мир». Во время бала, когда происходит встреча главных героев, привлекательный Андрей Балконский знакомится с двумя девушками. С Элен и Наташей. Внешность первой красивее, чем второй девушки. Но привлекает героя именно Наташа. Что такое красота женщины для Андрея?

Князь был очарован прелестной искренней улыбкой Наташи, выражением неподдельной радости и интереса. И даже не совсем привлекательная, еще не оформившаяся фигура девушки затмила всю красоту ее подруги.

Почему так произошло? Балконский влюбился в искренность, в простоту.

Вторым примером, который знаком всем с детства, может стать сказка «Аленький цветочек». Главная героиня Настенька влюбляется в ужасное чудовище, увидев всю его внутреннюю красоту. Эта вымышленная история учит русского человека с юных лет тому, что нельзя судить по обложке. Пообщавшись с заколдованным принцем, девушка видит, что была к нему несправедлива, испугавшись страшного облика.

Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери» дает еще один пример внутренней красоты и уродливости снаружи. Горбун по имени Квазимодо, замечательный, отзывчивый, добрый человек, вынужден проводить все время в стенах храма, чтобы люди его не боялись. Прекрасная цыганка Эсмеральда страдает от внешней красоты, постоянно преследуемая мужчинами. Каждый из них страдает по-своему. И один и другой задаются вопросом о том, что такое красота в действительности? В итоге спасительной оказывается душа.

Духовная красота в современном мире

В век, когда внешняя красота становится более популярной, чем внутренняя, очень сложно оставаться открытым к людям с видимыми недостатками.

что такое красота человекаЧтобы с раннего возраста обучить детей ценности души, в школьную программу специально вводят этику и эстетику как обязательные предметы. Во время таких уроков детям рассказывают про людей, не похожих на остальных, которые получили какие-то увечья или родились с ними. Школьников учат не бояться их, не причинять вреда, а узнать этих людей ближе. Они начинают понимать, что такое красота природы, ценить ее.

Внешняя красота женщины

Прелестные девичьи образы – любимый предмет описания для писателей, художников, скульпторов, поэтов.

Для каждого из них красота девушки сугубо индивидуальна. Одним нравится маленький нос, другим его вздернутый кончик, третьи предпочитает орлиный профиль.

Кто-то любит худышек, кому-то по душе пышнотелые женщины.

Существуют и общие эстетические нормы: симметричное лицо, правильные черты и тому подобное.

что такое красота душиЧеловек не может пройти мимо того, что ассоциируется у него с красотой. Поэтому так популярны картинные галереи, где можно любоваться тем, что вызывает эстетическое наслаждение.

Эстетика образа

Многие ученые уверяют, что потребность в прекрасном заложена на подсознательном уровне. Люди, которые по тем или иным причинам ассоциируются у других с красотой, будут пользоваться большей популярностью. Они сразу же попадут в круг доверия к человеку, даже не произнося слов. Но если у эталона окажется жуткий нрав, недостаток интеллекта или проблемы с самоконтролем, образ прекрасного тут же испарится, и на него будут смотреть совсем по-другому.

Одно неудачно сказанное слово может разрушить образ. Подсознательная тяга к красивому человеку сменяется разочарованием.ы

Негативные качества, способные перечеркнуть первое впечатление от внешности:

  • грубость;

  • эгоизм;

  • зависть;

  • жадность;

Постепенно, глядя на красивого человека с такими недостатками, его собеседник перестает замечать эстетическую составляющую внешнего вида, находит изъяны.

Душа против Природы

Красота снаружи даруется природой, хорошими генами родителей, усиленной работой над внешностью, косметикой или пластическими хирургами. Она меняется в зависимости от моды.

что такое красота женщиныА что такое красота души? Над внутренней составляющей приходится очень долго трудиться, воспитывая и развивая в себе определенные положительные качества.

Внешность поможет завязать знакомство. Душа отвечает за его продолжительность.

Со временем люди понимают, что внешняя оболочка не так важна. Те, кто несет в себе радость, оптимистический настрой, щедрость, как правило, задерживаются надолго в жизни других.

Своим положительным примером они пробуждают в остальных способности, о которых раньше те и не догадывались. В ответ человек тоже хочет делать добро. Положительный настрой передается.

Взаимодействие

Идеальное сочетание – это не противопоставление внешности и души, а объединение.

Писатель Антон Павлович Чехов не зря подчеркивал, что прекрасный человек должен быть таким как внутри, так и снаружи.

Нужно научиться соединять в себе привлекательную внешность и приятный характер. При желании добиться этого можно всегда. Главное - постараться.

Одна древняя легенда гласит, что как-то к мудрому сенсею пришел ученик. Он задавал вопросы своему учителю о том, что прежде всего нужно развивать, что такое красота человека.

что такое красота природыМудрец спросил у юноши: а если б он приобрел себе дом, и денег хватало только на украшение его снаружи или внутри, что бы тот выбрал. Ученик подумал и сказал, что лучше бы сделал красивым помещение внутри. Учитель похвалил его за выбор, заметив, что только тщеславные люди, жаждущие всеобщего одобрения, способны испытывать неудобства, глядя на голые стены, лишь бы вызывать одобрение окружающих. Старик напомнил, что лучше привести в гармонию оба аспекта, одинаково их развивая. Это и есть ответ на вопрос о том, что такое истинная красота.

Каждый должен понять, что важнее в жизни именно для него, и следовать по этому пути. Нельзя ограничиваться чем-то одним, забывая про другое.

что такое истинная красотаСлучаи, когда человек красив внешне и внутренне, очень редки. Такие люди притягивают к себе внимание и уже не отпускают его.

Данная красота состоит в полной гармонии со всеми качествами человека.

www.syl.ru

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ДУХА | Аналитика культурологии

Автор(ы) статьи: Попова Л. О., Ромах О.В.Раздел: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Ключевые слова:

красота духа, самодостаточность человека, благородство, справедливость, дуальность: красота духа – здоровье общества.

Аннотация:

Сегодня, с позиции формирующегося нового космического мироощущения, становится возможным научно обосновать значение красоты в духовном совершенствовании человека. Эта проблема становится все более актуальной, так как в современном мире научно – технического прогресса, красота утратила свое высокое предназначение и понимается как украшательство, роскошь, оторванная от жизни. Так Н.К. Рерих считал, что выходом из кризисной ситуации – является утверждение в сознании людей основ истинной культуры и прежде всего понимания значения красоты.

Текст статьи:

Красота с древнейших времен играла важную роль в жизни народов и, в первую очередь, в духовном развитии человека, его внутреннего мира.  Об этом ярко свидетельствует вся история эстетической и философской мысли, накопившая значительный  материал различных представлений о духовной сути красоты и ее значении. Человечество с давних пор решает вопрос о совместимости духовной красоты и физического совершенства. Категория красоты духа применима к людям независимо от их возраста и пола и определяет отношение к мудрости, честности, уравновешенности, порядочности человека [3].

Особенно сильно чувство красоты было развито у древних народов. В Древнем Египте и Древней Греции красота воспринималась как источник жизни. Чтобы так ценить красоту, надо, несомненно, обладать высокой духовностью. Великая античная культура была основана на культе красоты. Именно в древнегреческой философии возникла идея красоты как космического явления, и была создана духовная иерархия ценностей, выраженная в триединстве – истины, добра и красоты. Само слово «космос» в переводе с греческого означает «красота», «гармония», «порядок».  Мерою прекрасного являлся  сам человек как совершенный микрокосм, подобный макрокосму. Идеи греческих мыслителей  напитали все последующие культурные эпохи и, соответственно, были развиты на более высоком уровне, а античный классический  идеал, составил основу европейской культуры [6].

Восприятие красоты античными философами было обобщено в работах Плотина, где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному в двух специальных трактатах «О прекрасном» и «О мысленной красоте». Согласно его концепции, красота пронизывает весь универсум и является показателем оптимальной бытийственности всех его составляющих. Чем выше уровень красоты, тем выше уровень бытия. «Прекрасное ведь и есть не что иное, как цветущее на бытии», «цветущая на бытии окраска есть красота» [6]. В системе своей теории Плотин разработал стройную иерархию красоты, состоящую из трех ступеней». Первая и высшая — умопостигаемая красота. Она «истекает» от бога — высшего единства блага и красоты, и ее носителями поступенчато выступают ум и душа мира, которая в свою очередь даёт начало следующей ступени — красоте, постигаемой душой человека. На этой ступени находится идеальная красота природы, красота души человека и красота добродетелей, наук, искусств. Нижнюю ступень занимает чувственно воспринимаемая красота, к которой Плотин относил видимую красоту материального мира и красоту произведений искусства.

В работах средневековых мыслителей Гуго Сен-Викторского, Роберта Гроссетеста, Иоанна Скотта Эриугены, Гильома Овернского, Альберта Великого, Бонавентуры, Ульриха Страсбургского, Фомы Аквинского сложилась многоаспектная средневековая концепция красоты.  С одной стороны, красота понималась объективно как творение Бога, объективированная сияющая Слава Божия, получающая отражение в материальном мире — его красоте. С другой, — красиво то, что «нравится само по себе» (Гильом), доставляет наслаждение в процессе неутилитарного созерцания вещи. Красота осмысливается как сияние (или просвечивание) «формы» (идеи) вещи в ее материальном облике (Альберт Великий). Развивается световая эстетика, утверждается анталогическая функция красоты (Иоанн Скотт Эриугена) [6].

В противовес этому гуманисты эпохи Возрождения утверждали красоту природы и радость её восприятия. Мыслители и художники итальянского Ренессанса поставили в центр своих эстетических представлений и творческих исканий красоту искусства. Ренессансные мыслители были убеждены, что только в искусстве являет себя истинная красота мира, «божественная идея красоты» (Альберти). Она осеняет художника, и он стремится воплотить ее в своем творчестве, убирая в процессе высвечивания «внутреннего образа» всё преходящее, поверхностное, случайное из своего искусства [6].

С появлением в XVIII в. эстетики как науки красота рассматривается в качестве предмета и главной категории этой науки.  Немецкая классическая эстетика внесла ряд диалектических идей в понимании природы красоты духа. В этическом плане Кант рассматривает красоту как «символ нравственно доброго». Он убежден, что неутилитарный интерес к природе, ее красоте свидетельствует о высоком нравственном чувстве созерцающего; а с другой стороны, красота в природе «имеет более высокий смысл», чем в искусстве, то есть обладает своего рода анагогической функцией, ориентирует душу воспринимающего на трансцендентальную сферу. Подход Гегеля к этой категории пронизан историзмом. В красоте он видел один из этапов общемирового движения духа (абсолютной идеи). В своём развитии дух обретает гармоническое единство с материальной формой, идея находит полное и адекватное выражение в форме, и это красиво. Такого состояния абсолютная идея достигает в век классического искусства (Древняя Греция). Красота для Шиллера, как затем для Гердера и ряда других философов выступала чувственным образом (или явлением) истины [6].

На рубеже 19-20 вв. в западно-европейской эстетике получили распространение субъективные и идеалистические воззрения, согласно которым человек в процессе исторического восприятия как бы одухотворяет эстетически нейтральный мир и заставляет его излучать красоту. Только индивид вносит красоту в природу, которая сама по себе лежит «по ту сторону прекрасного и безобразного», она «внеэстетична», как и «внеморальна» и «внелогична» [1].

Особое отношение к красоте существовало и у славянских народов. Так, в эпоху Киевской Руси красота воспринималась как символ святости, благочестия, духовных ценностей [3]. Далее преемственность этих идей была синтезирована в культуре Серебряного века и русском космизме на новом уровне, и возникло новое понимание красоты, как силы способной преобразить человека и мир. Тема красоты проходит через все произведения мировой литературы.

Сегодня, с позиции формирующегося нового космического мироощущения, становится возможным научно обосновать значение  красоты в духовном совершенствовании человека. Эта проблема становится все более актуальной, так как в современном мире научно – технического  прогресса, красота утратила свое высокое предназначение и понимается как украшательство, роскошь, оторванная от жизни. Так  Н.К. Рерих считал, что выходом из кризисной ситуации – является утверждение  в сознании людей основ истинной культуры и прежде всего понимания значения  красоты.  Е. Рерих создала новую концепцию культуры, пронизанную идеями Живой Этики (философии космической реальности), имеющую практическое эволюционное значение. Особое значение в ней придавалось красоте как энергетическому явлению и созидательной силе мироздания, способной преобразить сознание человека [8]. Рерихи существенно изменили формулу Достоевского, который  говорил «Осознание красоты спасет мир» [2].  Следовательно, мир спасет не красота сама по себе, а красота возвышенная и утвержденная в сознании человека, его внутренняя красота: красота мыслей, чувств, поступков. Поэтому, Рерихи считали необходимым постоянное стремление к прекрасному, где жизнь основывается на красоте [5]. Учитывая этимологическое значение слова «культура»: культ – поклонение и ур (санскрит) – свет, огонь, Н.К. Рерих определяет культуру как «почитание света», как синтез трех составляющих науки, искусства и этики.  В основу культуры Рерих включает триединство – знание, любовь и красота, которое созвучно античной триаде [4]. Эти идеи развиваются на основе нового энергетического мировоззрения, определяя красоту «…как энергетический закон гармонии духа. Красота постигается человеком через культуру, энергетическое поле которой и есть источник красоты» [8]. Таким образом, само понятие «культура» неразрывно связано с понятием «красоты».

Идеи Рериха находят подтверждение в новой научной парадигме о многомерности Вселенной и человека, в которой культура рассматривается как «самоорганизующаяся система духа, действующая в соответствии с уровнем и качеством энергетики этого духа». Сущность красоты, согласно новому космическому мировоззрению заключается в создании гармонии в космосе, и человеке, его внутреннем мире [8].  Следовательно, красота спасет мир тем, что формирует из хаоса – космос (порядок, гармонию) и этот процесс идет как в макро, так и в микрокосме. Красота как категория духа утончает материю жизни и энергетику человека.

Таким образом, история развития понятия с древнейших времён и до наших дней затрагивает все чувства человека. Тема красоты человеческой души остается актуальной и в современном мире, так как духовная красота универсальна, как универсально духовное знание. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенству. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия. 

Литература

1. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991.

2. Кошин Н.В. «Эстетика Ф.М. Достоевского» — М., 1980.

3.Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. – М., 1987.

4. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М., 1994.

5. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. – М., 1993.

6. Сталович Л.Н. «Филоcофия красоты» — М., 1980.

7. Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. – М., 2001.

8.Эстетические воззрения в Учении Живой Этики. Монография. – М., 2005.

analiculturolog.ru

Духовная красота

Духовная красота

Духовная красота

Вы когда-нибудь пробовали остановиться, оторваться от суеты повседневной жизни и взглянуть на синеву небес, на белые воздушные облака?! А на сочно-зеленой траве вышитые будто бисером и сверкающие, переливающиеся в лучах солнца множеством оттенков цветов на капли росы?! А вам знакомо гордо колосящаяся на ветру, выросшая на твердой тропинке, всегда стремящаяся вверх ромашка с желтыми глазами?! Вы когда-нибудь встречали на пути маленького ежа с влажным крохотным носиком, завернувшегося в клубочек?! А наблюдали ли вы за парными голубями, парящими в небе под великой, только им знакомой музыкой Любви? Видели ли вы когда-нибудь от радости рыдавшего человека? От любви сияющие лиц, лучезарные глаза, всегда улыбающиеся губы?... Если вы часто обнаруживаете такие картины в своей жизни, значит, вы один из счастливых людей, ибо именно только тот Человек, который смог увидеть, почувствовать, провести через себя всю эту Красоту в повседневной суете может стать настоящим хозяином Величайшей Красоты Духовного Мира. Как так?! Ведь именно он первооткрыватель той Красоты. А Человек, который умеет видеть и различать естественную и в то же время простую, обычную Красоту - самый богатый Человек. Духовное богатство – это огромное, несравненное сокровище.

В своей жизни со многими приходилось мне общаться. Кого только не было среди них… И чернорабочие, которые очень много пережили в своей жизни, и деятели искусства, например, художники, писатели, поэты, певцы, композиторы, и общественные деятели, такие как политики, депутаты, главы регионов, муниципалитетов, и религиозные деятели, профессора, философы, психологи… Да их и не перечислишь. Из каждой встречи, каждой беседы, разговора я черпала для себя «ценную волшебную капельку».

Душа человека – белое полотно: какие орнаменты, узоры будешь вышивать, такие знаки и будут тебя сопровождать всю твою жизнь.  Душа человека – плодотворная почва: что посеешь, то и пожнешь. Именно поэтому я с детства решила провести огромный значительный опыт для себя.  Я хотела узнать - насколько можно сплести в душу человека самые прекрасные качества человечества, зарыть в нее клад знаний, воспитать стремление к естественной духовной красоте, к совершенствованию, к идеалу – ВСЕВЫШНЕМУ АЛЛАХУ, преобразить человека в наивысший образец Нравственности, Культуры. Как говорил наш Пророк (с.а.в.): «Будьте среди людей (в любом обществе) как прекрасный, достойный узор». Конечно, здесь речь идет не только о внешней красоте, вернее, подразумевается единая духовная красота Человека. Красота – это одно целое, состоящее из души и тела, их никак невозможно отделить друг от друга. Они неразделимы.

Красота излучается в десятках тысяч глаз, сверкает улыбкой, проникает в речь человека, будто бесценные жемчужины нашего лексикона… Кто же ОН, Хозяин Красоты?! Безусловно, это - ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ. «Он – Первосоздатель небес и земли» (2/117). И все, что творено, - все безупречно, идеально, необъяснимо, неповторимо, красиво. Допустим, возьмем в ладонь обычную снежинку: что мы видим - ее многообразные узоры не похожи друг на друга. Обратите внимание на «желтые глазки» ромашки, которые состоят из десятков крохотных цветов, будто букетик желтых звезд. А порхание – удивительный танец разноцветной бабочки - еще одно чудо… Выходит, что везде, в каждом узоре Природы, в каждом ее проявлении можно увидеть удивительные краски, цвета Красоты. Великий деятель Искусства, неповторимый Художник, Творитель всякой вещи – это ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ. Все ЕГО творчество, работа имеет огромное значение, подобно тому, как в цепочке все звенья связаны друг с другом; и этот замкнутый круг, великая Система называется Жизнью. Лишь только человек как самое разумное существо может понять это.

Кроме природы, животных и птиц я люблю наблюдать за людьми, оценивая их, заглянув в глубину их глаз. Если бы вы знали, как же многообразен мир глаз… Грозные глаза. Масляно, ядовито сверкающие глаза. Грустные глаза. Умирающие глаза. Стеклянно-холодные глаза. Лучезарные, светлые, добрые глаза… Глаза – это двери, открывающие душу Человека. Очень просто – открой и заходи, но каждой двери ключ может подобрать лишь проницательный, чуткий человек. В глазах - отражение характера человека: если внимательно посмотришь в них, можно разглядеть семена Красоты. У некоторых они уже все в цветах, а у некоторых из-за плохой почвы совсем засохли, у кого-то из-за испытаний они стали гнилыми, а у кого-то, несмотря на прекрасные цветы, обречены к варварству со стороны злых людей. Выходит, что человеческая Красота, Красота души, духовного мира зависит от окружающей среды.  Не зря же говорят - с кем поведешься, от того и наберешься.

А что можно сказать про слепых?! Ведь в их глазах нет ничего живого. Душевное состояние тех людей можно понять через их размышления. Очень часто бывает так, что из уст слепого ребенка можно услышать настолько поучительные слова по сравнению со взрослыми зрячими. Их стремление к Жизни, Силу воли, Целеустремленность ни с чем не сравнить. Среди слепых, немых, глухих бывают и на вид и уродливые лица. Но часто в ужасной кожуре обнаруживается замечательный, талантливый, умный человек с огромной душой. Неописуемую красоту духовного мира, взгляд на жизнь таких людей можно познать, ощутить через их шедевры, через их творчество. Ну, разве можно считать их, как это делают некоторые бесчувственные люди, за ненужных, лишних, «маленьких» людей?! А ведь, к сожалению, так и думают. Если так посмотреть, то инвалиды, с физическими отклонениями, больные намного отличаются от нас – здоровых. Нет-нет, речь идет не о внешности и не о теле. Просто они очень близки Господу Миров - ВСЕВЫШНЕМУ АЛЛАХУ – и любимы ИМ, ибо они остаются в сторонке от Зла, Грязи, Несправедливости, ведь они обитают в своем внутреннем мире со своими светлыми идеалами, прекрасными иллюзиями, мечтами. Вот почему их взгляд на мир своеобразен, не похож на других, и потому их творения, поделки сияют особой теплотой, светом. Именно поэтому их творчество бесценно. По крайнее мере, я так думаю.

Вы когда-нибудь видели слепого, на ощупь читающего Священный Коран?! А одноногого, ниц падающего перед ВСЕМОГУЩИМ, немого, внимательно слушающего аяты из Корана? Так и хочется подбежать к ним, крепко обнять и поблагодарить за их терпение (сабр) и за искренность… Не могу удержать слез… О АЛЛАХ, прости, прости нас, будучи здоровыми, не знающих цену жизни, не находящих смысл существования, не умеющих различать истинную, естественную Красоту от искусственного, от краски…

Красота… Часто твердят, что именно Красота спасет мир… Но многие, не понимая эту фразу, становятся жертвами искусственной Красоты. Женщины превращаются в рабынь разноцветных тряпок, мужчины, думая, что правят миром, заботятся о своем положении в обществе. В последнее время даже стали торговать Красотой, кто-то украшает свою внешность, части своего тела, делает всяческие пластические операции, кто-то продает, кто-то покупает, кто-то обманывает, кто-то становится жертвой обмана… Но как они не понимают, что Настоящая, Естественная Красота не продается, Ее никак невозможно купить. Ведь Красота - это определенное качество, зарожденное в сердце Человека, это букет из самых прекрасных чувств, это весьма высокая нравственность, это безупречно чистая душа, бесценная жемчужина духовного мира Человека…

Как нам известно, с далекого прошлого, среди разных племен, народов всегда выбирали самых красивых. И в нынешнее время очень актуальны эти конкурсы. К ногам красавиц бросали цветы, окутывали их в дорогие наряды, дарили им драгоценности… Спрашивается - для чего?! Для внешней кожуры??? Как показывают исследования и наблюдения, часто в этих красавицах не встречается ни единой капли той самой, великой внутренней истинной Красоты. Грубость, высокомерие, сухость, холодное, как лед, каменное сердце – вот что взамен они имеют. Многие среди них оказываются обитателями грязного, пошлого, страшного на вид болота. 

Разве такая Красота может спасти наш Мир, нашу Землю, которая с каждым днем все больше и больше погружается в грязь, на самое дно болота???? Ответа даже не требуется. Мне кажется, совершенную истинную Красоту невозможно взвесить и ни какие конкурсы неуместны тут, ибо нет цены духовной Красоте.

Среди нас живут обычные люди с истинной Красотой. Вы только посмотрите на Мать, кормящую грудью ребенка! Вот это Красота! Именно эта Красота может спасти Мир от зла, от грязи, от несправедливости… Красоту богобоязненной Матери в Исламе невозможно ни описать словами, ни палитрой красок, ни музыкой, ее не объяснишь и не покажешь, не расскажешь… Эту Красоту можно только ощутить, увидеть собственными глазами.  Но такие глаза, прозревшие именно с духовным миром Человека, к сожалению, очень редкому даны.

Красота спасет мир… Прочное, теплое взаимоотношение, уважение, любовь между родителями и детьми, высоконравственное воспитание в семье могут быть прочной Опорой на Будущее, основой благополучного Общества, всего Человечества. Именно плоды такой Красоты по-настоящему смогут спасти Мир от безнравственности, от зла. 

…Красоту мы видим глазами, слышим ушами, чувствуем сердцем, и душой, и простыми обычными руками Ее из нечего можем превратить в самое Прекрасное. Кто-то вышивает разноцветные узоры, кто-то умеет делать удивительные поделки, то есть рукодельничает. Сколько теплоты вложено в эту работу, пропитано ею. Через свою кисточку и с помощью цветовой гаммы Художник превращает Мгновение Красоты в Вечность, а писатели умеют сплести Красоту из самых прекраснейших слов, словосочетаний, оборотов, определений, композиторы с помощью нотных букетов создают Музыку Красоты – Музыку Природы, Жизни… Скульптуры из дерева, из гипса, глины  создают удивительные сказочные волшебные Шедевры. Садовод всем сердцем превращает свой обычный земельный участок в цветущее царство, получает богатый урожай из фруктов, из овощей. Это тоже определенное творение Красоты. Кто-то умеет управлять словами, превращать их в Величайшую Силу. Их называют ораторами, этот вид искусства поражает каждого: человек, будто в гипнозе, не может оторвать взгляд от уст умело говорящего. А певцы своими мелодичными голосами способны даже поражать не только людей, но и самих птиц. Обобщив, можно сказать, что творчество любого деятеля искусства - это и есть проявление Красоты; Красоты, одаренной талантом от ВСЕВЫШНЕГО, но исходящей от Сердца Человека. Шедевр, результат работы Человека – это и есть зеркало Совести, Лицо Человека, это и есть отражение Духовного Мира Человека в реальных творениях. Даже капли пота, сверкающие на лбу у хлебороба в поле, -  это тоже проявление красоты, ибо  в них чувствуется Любовь к Земле, к Матушке-Родине. Даже весенняя грязь Родной Земли Прекрасна. Не зря же говорят люди, проживающие вдали от Родины, которые никак не могут воротиться в свои Родные Края, что прижали бы к груди именно ту весеннюю грязную глину Родной Земли. Это называется Тоска, Любовь к Земле. Это тоже проявление Красоты.  В каждом аккорде Чувства Человеческого огромного духовного мира есть множество капель безупречной Красоты. Особенно их можно увидеть в Любви. Так оно и должно быть на свете – живое и неживое с любовью творено самим ВСЕВЫШНИМ.  Поэтому Любовь и Красота неразрывны друг с другом. Если в Человеческом сердце нет ни единой капли Любви, значит, он никак не сможет увидеть, почувствовать, понять Красоту. Такие люди, к сожалению, обречены на несчастье. Если Человек умеет любить, то он умеет и видеть, ощущать, пропускать через себя самое Прекрасное и даже создать саму Красоту. Человек, который любит Жизнь, радуется к каждому дню, доволен всем, поклоняется Великому Творцу – ВСЕВЫШНЕМУ АЛЛАХУ. Лишь тот, который знает цену каждого мгновения, знает и основу Красоты, и живет, стремясь к совершенствованию, к высокой нравственности, знаниям и, конечно же, к Любви, к Любви ВСЕМОГУЩЕГО. Разве такая Жизнь не Счастье?! Выходит, Красота – это дух Человека, а Дух от АЛЛАХА. Насколько богобоязненность огромна, иман крепок, настолько и велика человеческая Красота. А красивый человек – украшение общества, всего окружающего.

Итак, красота – это проявление внутреннего духовного мира во внешнем созерцании Человека. Духовная Красота с материальной - это  составляющее одно целое, это гармония под названием Единой Величайшей Красоты. В заключение хочу сказать, что одной Красоты на земле мало, Ее надо видеть, чувствовать, надо уметь открывать ворота в Мир Красоты  - в Мир Волшебства, Сказки. Лишь только тогда можно понять, что Красота – это огромное бесценное богатство, неиссякаемое Счастье.Открой глаза! Взгляни в небеса! Остановись на минуту, подумай, зачем ты родился, почему Ты живешь в этом мире… Время коротко, быстротечно, не опоздай! Цени свою Жизнь, каждый Миг! Живи Красиво в красивом образце, будь Прекрасным Примером для всех! Не забудь, ты на земле лишь для того, чтоб исполнить свой предначертанный долг перед ВСЕВЫШНИМ. Поклоняйся ЕМУ, Люби ЕГО, стремись к НЕМУ!!! Ибо это ВЕРА – ни с чем несравненная, наивысшая, сверхъестественная КРАСОТА.

Пусть семена величайшей волшебной Красоты никогда не высохнут в наших сердцах, а наоборот, превратят наш духовный, внутренний Мир в прекрасный вечноцветущий сад, и пусть наше окружение озарится истинной, естественной Красотой, Милосердием, Справедливостью и Любовью ко ВСЕВЫШНЕМУ АЛЛАХУ.

Гульназ Сабитова-Апаслы

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства

     «Искусство – это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…»  В.А.Сухомлинский

Меняется время, меняется и предназначение учителя. Его способность справиться со сложными задачами, возникающими в педагогической практике, обусловливается квалификацией, опытом. Сегодня, когда от человека требуется умение принять нестандартные решения, я стараюсь на своих уроках привить  детям нравственность и духовность- это важное  качество современного человека. Раскрывая аспекты, связанные с духовно-нравственным воспитанием школьников, необходимо, прежде всего, определиться с понятиями «нравственность» и «духовность». Мой предмет является интегрированным с литературой, историей, окружающим миром. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе – литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности.

Музыка, как интегративный предмет, органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения и поэтому мы много говорим о нравственных качествах: честность, честь, справедливость, долг, порядочность, уважение к старшим, ответственность, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие.

Понятие нравственности трактуется как процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Что же касается духовности? В философском определении «духовность» - это есть особый высший результат, материальной общественно-исторической практики людей. Если рассматривать слово «духовность», то изначально оно имело точный церковный смысл, а именно: говорить о духовности - значило говорить о Духе Святом.

Понятие «духовность» можно трактовать как уровень развития учреждений культуры, например: театры, выставки, концерты - все это составляет духовную жизнь общества.

Понятие «духовность» можно раскрыть как наличие в обществе определенной центральной идеологии, которая способна «одухотворить» общество. И объединив эти два понятия «духовность» и «нравственность» я, как учитель изобразительного искусства, развиваю его в детях, ведь приоритетной целью художественного образования в школе является духовно–нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

На уроках изобразительной деятельности дети не только рисуют, но и учатся любоваться красотой родной природы, узнавать историческое прошлое нашего народа, рассказывать о картинах великих художников, учиться видеть прекрасное в нашем мире. И если ребенок на моем уроке выразил свое впечатление от темы урока, свои положительные эмоции  в рисунке, то урок прошел не даром. Обучающиеся нашей школы активно участвуют в выставках своих рисунков различных тематик на «Школьном вернисаже», в областных конкурсах. Пробуют и учатся размещать свои работы на сайтах. Хотя они не занимают призовых мест, но участие тоже  является результатом их деятельности.

 Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

Григорий Щеголихин 12 лет

Благодарственное письмо за активное участив в районном конкурсе рисунков "Чернобыль глазами детей"

rich12345-rich.blogspot.ru

Лучшие высказывания о красоте, гармонии и совершенстве

Нет прекрасной возможности: прекрасно только реальное. Ален

Красота возвышает нравственные достоинства, но без них красота в наше время существует только для глаз, а не для сердца. В. Г. Белинский

Внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты. В. Г. Белинский

Не может быть красоты в том, в чем нет мудрости. Э. Л. Буле

Красота обладает духовной ценностью. Эстетическое наслаждение — это всегда наслаждение духа, интеллекта. К. Василёв

Красота — это гармония случая и добра. С. Вейль

Красота не нуждается в дополнительных украшениях — больше всего его красит отсутствие украшений. И. Гердер

Красота везде весьма желанный гость. И. Гёте

Прекрасное — манифестация сокровенных сил природы. И. Гёте

Глупая красота — не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд — красота ее превратится мало-помалу в поразительное безобразие. И. А. Гончаров

Лицо — зеркало души. М. Горький

Лицо человека всегда отражает его внутренний мир, и ошибочно думать, будто мысль лишена окраски. В. Гюго

Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. В. Гюго

Кто чувствует красоту, тот может уловить и понять сущность жизни настоящего человека. Ф. Э. Дзержинский

Красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении лица, в том жизненном смысле, который в нем проявляется. Н. А. Добролюбов

Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. Т. Жуффруа

Украшать себя нужно не для того, чтобы хорошо выглядеть, но для того лишь, чтобы не выглядеть плохо. Ф. Кабальеро

Созерцание красоты пробуждает сильнейшее чувство сострадания и любви к людям. Я. Кавабата

Прекрасное — это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу. И. Кант

Красота хороша, только когда она сама себя не замечает. В. О. Ключевский

Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того чтобы удержать их, требуется красота души. Ч. Колтон

Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай. Я. Коменский

Красота, грация, внешность, приятный голое облегчают жизненный путь. Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред. Я. Корчак

Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри. Ф. Купер

Человек с большими достоинствами и большим умом, которые признаны всеми, не безобразен, если имеет даже уродливые черты лица: безобразие, хотя бы оно и было, не производит впечатления. Ж. Лабрюйер

Хорошие манеры — более сильные узы, чем красивое лицо. Первые связывают, последние только привлекают. А. Ламартин

Изящество для тела — это то же, что здравый смысл для ума. Ф. Ларошфуко

Сияющая красота юности уменьшается в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений. Леонардо да Винчи

Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. Г. Лессинг

Когда мы прекрасны, мы прекраснее всего без нарядов. Г. Лессинг

Самая занимательная для нас поверхность на земле — это человеческое лицо. Г. Лихтенберг

Сила побеждает силу, красота побеждает всех. Лопе де Вега

Каждой вещи свойственна своя особая красота и, если перенести ее на что-либо другое, она становится уродством. Лукиан

Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками. А. С. Макаренко

Красота — ключ к сердцам, кокетство — отмычка. П. Массон

Нет на свете прекраснее одежды, чем бронза мускулов и свежесть кожи. В. В. Маяковский

Обаяние чаще заключается в уме, чем в лице, так как красота лица обнаруживается сразу и не таит ничего неожиданного; но ум раскрывается лишь понемногу, когда сам человек этого желает и в той мере, в какой он этого желает. Ш. Монтескье

Красивым кажется все, на что смотришь с любовью. К. Моргенштерн

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. А. С. Пушкин

Красота, истинное счастье и подлинный героизм не нуждаются в громких словах. В. Раабе

Душевные качества не могут страдать от телесных уродств, тогда как душевная красота придает свой отблеск и телу. Сенека Младший

Только красота, сочетающаяся со скромностью, имеет право называться красотою. Красота же без скромности — это не красота, всего-навсего миловидность. М. Сервантес

Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца. М. Сервантес

Не всякая красота внушает любовь: иногда она радует взор, но не покоряет сердца. М. Сервантес

Красота — это королева, которая правит очень недолго. Сократ

Красота есть не что иное, как обещание счастья. Стендаль

Я предпочитаю красоту, которая не нуждается в лицезрении и проявляет себя в душевных качествах. Р. Тагор

Прекрасное, как и полезное, имеет свое разумное основание. Ж. Фабр

Не наружность надо украшать, но быть красивым и в духовных начинаниях. Фалес

Только чистые сердца видят настоящую красоту. Янка Брыль

xn----itbcbkbuedi0cs5c6cc.xn--p1ai


Смотрите также