Журнал «Почта духов» И.А. Крылова. Крылов анализ почта духов


Журнал Крылова Почта духов (Крылов И. А.)

Русское просветительство XVIII века имело особый, национальный характер. Оно опиралось на народную основу и заключало в себе демократические элементы, которые наиболее полное выражение получили в творчестве Новикова, Фонвизина, Радищева. К ним примыкал и молодой Крылов.

Крылов-прозаик выступает как продолжатель сатирических традиций и принципов Новикова и Фонвизина, углубив и заострив их критику дворянского общества; он расширил рамки этой критики, охватив ею самые различные сферы русской жизни.

Деятельности молодого Крылова развивалась под знаком передовых идей.

Идея преданного служения родине и народу определяет для писателя беспощадное осуждение и разоблачение вельмож-бюрократов и помещиков-крепостников. Осмеяние дворянского паразитизма и космополитизма, моральной развращенности представителей крепостнического общества составляет основное содержание произведений Крылова. Он жестоко издевается в “Почте духов” над знатными лоботрясами Припрыжкнными, которые проматывали целые состояния на модные наряды и беспутные прихоти. Эти типичные представители крепостнических верхов – “петиметры” – любят, по словам Крылова, “все нации”, за исключением своего народа.

С негодованием Крылов рисует пустую, паразитическую жизнь дворянской молодежи, развращенной даровыми доходами, получаемыми с крепостных крестьян. Промотавшийся вертопрах и щеголь Промот в одном из писем “Почты духов” признается своей неверной любовнице Неотказе, сколько крепостных “душ” он “продепансировал” (потратил) на свой наряд: “Познай, бесчеловечная! – продолжал он с трагическим восклицанием, показывая ей правую руку, усеянную перстнями.- Познай, что на этих пальцах сидит мое село Остатково; на ногах ношу я две деревни: Безжитову и Грабленную; в этих дорогих часах ты видишь любимое мое село Частодававо; карета моя и четверня лошадей напоминают мне прекрасную мою мызу Пустышку; словом, я не могу теперь взглянуть ни на один мой кафтан и ни на одну мою ливрею, которые бы не приводили мне на память заложенного села, или деревни, или нескольких душ, проданных в рекруты дворовых”. В этой едкой характеристике дворянского расточительства Крылов достигает широкого сатирического обобщения.

Крыловская “Почта духов” – своеобразный журнал одного автора, в котором помещена переписка “духов” с “арабским философом Маликульмульком”. Такая форма сатиры позволяла под видом писем “духов” о разных событиях “водяного” или “подземного” царства довольно прозрачно говорить о нравах и порядках столицы и всего государственного аппарата. Деспотизм и произвол царской власти, взяточничество и недобросовестность чиновников, дворянская спесь и мотовство, невежество и лицемерие аристократических верхов, бесправие и тяжелая жизнь бедняков – все это находило отображение на страницах журнала.

Уже в одном из первых писем “Почты духов” (письмо Дальновида) Крылов, характеризуя представителей господствующих кругов, дает всем им резко отрицательную оценку. Прежде всего он говорит о деспоте-монархе, который “для удовольствования непомерного своего честолюбия, разоряет свое государство и приводит в крайнюю погибель своих подданных”. Не менее отрицательно отзывается писатель о вельможах и придворных, “терзаемых честолюбием, желанием приумнонсить свое могущество и страхом лишиться милости своего государя”, о “духовных особах”, “неустанно помышляющих о приумножении своего богатства”, об “алчных и корыстолюбивых купцах”. Все они заботятся лишь о своем благополучии, угнетают и разоряют народ. Крылов рисует также резкими сатирическими штрихами судей и приказных, наживающихся на обмане и казнокрадстве: Тихокрадовых, Частобраловых, Хапкиных, одинаково бесчестных и корыстных.

Сурово осудил Крылов и представителей денежной плутократии, роль которой все сильнее сказывалась в жизни страны. Он показал алчность и грубость откупщиков и богачей Плута-резов и Золотосоров, которые совместно с вельможами и чиновниками безнаказанно грабили и разоряли народ.

Крылов решительно выступал против сословных привилегий дворянства, считая эти привилегии нелепыми и вредными. Его критика дворянского общества выходит за пределы моралистической сатиры XVIII века, осмеивавшей “повреждение нравов”. Дворянским привилегиям Крылов противопоставлял требование равенства сословий и честного исполнения каждым человеком своего гражданского долга: “Мещанин добродетельный и честный крестьянин, преисполненные добросердечием, для меня во сто раз драгоценнее дворянина, счисляющего в своем роде до 30 дворянских колен, но не имеющего никаких достоинств, кроме того счастия, что родился от благородных родителей, которые так те, может быть, не...

более его принесли пользы своему отечеству, как только умножали число бесплодных ветвей своего родословного дерева”.

Достигая радищевского пафоса, Крылов обличает деспотизм и жестокий произвол враждебной народу власти тиранов и поработителей народов. В “Почте духов” он с гневом говорит о злодеяниях венценосных деспотов, которые своими грабительскими, захватническими войнами разоряют и уничтожают целые страны и пароды. Крылов сравнивает этих “кровожадных тиранов” с лютыми хищниками: “Весьма часто… оплакиваю я злополучие смертных, поработивших себя власти и своенравию таких людей, кои родились для их погибели. Львы и тигры менее причиняли вреда людям, нежели некоторые государи и их министры”. Не меньший вред они, по мнению Крылова, причиняют и тем, что грабят и угнетают свой собственный народ.

В “Почте духов” Крылов прибегает к “эзоповскому языку”, не имея возможности прямо выступать против произвола и деспотизма самодержавного режима Екатерины II. Он описывает в письмах “духов” порядки, господствующие в подземном царстве Плутона и подводном царстве Нептуна, в этой завуалированной форме весьма прозрачно высмеивая придворные обычаи и нравы. Подлинно сатирического накала достигает Крылов, рассказывая, как в царстве Плутона по настоянию Прозерпины “первым начальником ада” назначается танцовщик Фурбиний, Который “плясывал при многих европейских дворах и был вхож ко всем придворным женщинам”. Самый приказ о назначении Фурбиния является злой пародией на императорские манифесты и указы. Требуя, “чтобы все другие тени повиновались его (т. е. Фурбиния) повелениям”, приказ отмечает, что, “хотя бы оные возбуждали народный плач”, “со всем тем повелеваем признавать их справедливыми”.

Однако, высмеивая деспотизм самодержавной власти, направляя стрелы своей сатиры на всевластную императрицу и ее двор, Крылов в отличие от Радищева остается на просветительских позициях. Он разделяет иллюзии просветителей о “просвещенном государе”, который якобы может обеспечить соблюдение законов и печется о своих подданных. Следуя мудрым наставлениям философа-“мизантропа”, такой государь может стать “похвалы достойным”.

Сатира Крылова в “Почте духов” выделяется среди современной ему журналистики не только идейным содержанием, но и разнообразием художественных средств. Крылов пользуется самыми различными приемами, создавая гиперболически заостренные образы, прибегая к гротеску и пародийному использованию мифологии. “Духи” передают свои наблюдения над жизнью людей в тоне простодушного рассказа, в котором отрицательные свойства тех персонажей, о которых идет речь, становятся особенно наглядными. Бездушные, пустые представители дворянского общества уподобляются куклам в золотых кафтанах, которые, как деревянные автоматы, расхаживают по сцене.

Эту характерную особенность повествовательной манеры отметил сам Крылов в словах гнома Зора: “Чем более живу я между людьми… тем больше кажется мне, будто я окружен бесчисленным множеством кукол, которых самая малая причина заставляет прыгать, кричать, смеяться… Никто не делает ничего по своей воле, по все как будто па пружинах…” Наряду с подчеркиванием “кукольности”, автоматизма жестов и поступков персонажей, обнажающих их внутреннюю пустоту и бездушие, Крылов уподобляет их животным 1. Петиметр напоминает кривляющуюся обезьяну, откупщик носит недвусмысленную фамилию – “Скотонрав”. В этих образах можно уже видеть зачатки будущих басенных образов Крылова.

“Почта духов” просуществовала лишь до августа 1789 года. События Французской революции, взятие Бастилии – все это привело к усилению реакции в России, к суровым репрессиям против печати. Видимо, это и сделало невозможным дальнейшее издание такого острого сатирического журнала, как “Почта духов”. Однако и после прекращения “Почты духов” Крылов дважды принимается за издание журналов “Зритель” в 1792 году и “Санкт-Петербургский Меркурий” в 1793 году, Вокруг которых он сплачивает прогрессивные силы.

Издание этих журналов осуществлено было Крыловым в сотрудничестве с виднейшими актерами и драматургами – И. Дмитревским и П. Плавилыциковым – и молодым литератором А. Клушиным, образовавшими товарищество для издания книг и журналов. В типографии “Г. Крылова с товарищи”, помимо “Зрителя” и “Санкт-Петербургского Меркурия”, вышел ряд книг просветительно-прогрессивного характера.

Источники:

    И. А. Крылов Сочинения в двух томах / Вступительная статья Н. Л. Степанов. – М.: Библиотека “Огоне” издательство “Правда”, 1956. – 475 с. Loading... Журнал Крылова Почта духов (Крылов И. А.)

    Categories: Школьные сочинения

ege-essay.ru

Иван Крылов "Почта духов" (1789)

Крылов Почта духов

Стремление Ивана Крылова к нравоучениям заметно с ранних работ. Ярким примером тому является периодическое издание “Почта духов”, написанное в сорока восьми письмах. Волшебнику Маликульмульку приходят послания от духов земли, воздуха и воды, а также от Астарота и Эмпедокла, раскрывающие перед читателем нравы людей. Под воображаемым миром читатель должен понимать происходящее на самом деле, а не плод фантазии некоего фантазёра-секретаря волшебника. Крылов обличает пороки общества и укоряет власть, делая это от лица сказочных созданий, впервые за многие тысячи лет оказавшихся среди людей.

Гномы, духи земли, предстают перед читателем в первую очередь. Они являются посланниками ада. Им поручены задания Плутоном и Прозерпиной. Они отчитываются о выполнении, по прихоти Крылова, перед волшебником Маликульмульком. Гномы ничего не держат в секрете, рассказывая без утайки обо всём увиденном, сопровождая текст собственным отношением к встреченным ими глупостям. Посмеяться есть над чем: мода, литература, театр, лизоблюдство перед властителями, измены мужей добродетельным жёнам. Только шутки правдивы – смеяться приходится над самим собой. Ничего в человеке не изменяется, в каких бы условиях он не жил. Поэтому читателю надо удивиться неосведомлённости о том гномов, будто в аду они видели иные нравы среди умерших.

По именам духов можно судить о содержании их посланий. Если Зор и Буристон вызывают сомнения, то Вестодав пишет неизменно о происходящих в аду событиях. Сильфы, духи воздуха, в этом отношении проще: Дальновид говорит о людях вообще, Световид – о порядках в иных странах, лишь Выспрепар не был понят.

Создания воздуха видят в людях не внешнюю сторону жизни, о которой размышляют гномы, они смотрят в человека глубже. Легко отметить налёт философии в их письмах. От их посланий произведение Крылова принимает вид жёсткой сатиры. Поэтому ближайшее сравнение допустимо со сказаниями Джонатана Свифта о путешествиях Гулливера, только в случае “Почты духов” описание прямое, без использования аллегории. Крылов сразу обозначил интерес сильфов – краткость жизни людей, ненасытность их желаний, стремление к блаженству и к бесконечной вечности. В противовес легковесным нуждам человека духами воздуха предложено культивировать мизантропию, как единственное средство для спасения человеческих нравов от губящего людской род пустого времяпровождения.

Круг интересов Крылова был широк, поэтому в уста сильфов он вложил много размышлений. Чаще он осуждал сторонников жизни на широкую ногу, пользующихся этим молодых девушек, подражателей всему французскому – петиметров. Счастье в глупости, считал Крылов, ибо не знают глупые забот мудрецов. Чем заняты думы будущего баснописца, что заставляет его страдать от бездумного поведения других, то было причиной счастья тех, кого призывал он образумиться. Возникает вопрос – зачем думать о чём-то и от того страдать, если можно просто жить и ни о каких проблемах общества не задумываться?

Ондин Бореид, дух воды, поведал волшебнику Маликульмульку о бедах Нептуна и утонувшего мусульманина. Не осталось более морскому божеству места, чтобы он мог спокойно существовать. Человек распространил своё влияние повсюду, поэтому Нептуну остаётся негодовать и устраивать бури. Но часто этим заниматься нельзя, так как с поверхности воды сваливается на его голову ещё больше проблем, например в виде людей, расстроенных от несостоятельности их убеждений: после смерти нет того, что обещала им религия.

В переписке Астарота, Эмпедокла и самого Маликульмулька преобладает отражение порочности человеческих порядков. Есть чему поучиться у Крылова, если имеется желание добиться успеха. Придётся для того, в первую очередь, прогибаться под вышестоящих, а уже потом желать чего-то другого, когда финансы того позволят.

При жизни Крылова “Почта духов” спросом не пользовалась: третья часть труда не увидела свет. И ныне сей труд забыт. Пора вспомнить о действительно нужном наследии, способном показать обыденность с её действительной стороны.

Дополнительные метки: крылов почта духов критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Ivan Krylov analysis, review, book, content

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:

Ozon

Это тоже может вас заинтересовать:– Перечень критических статей на тему творчества Ивана Крылова– “Адская почта” Фёдора Эмина

trounin.ru

Журнал «Почта духов» И.А. Крылова — контрольная работа

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Министерство  образования и науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Тюменский государственный университет

Филологический  факультет

Кафедра истории и теории журналистики

 

Контрольная работа по истории отечественной журналистики

 

 

 

Журнал «Почта духов» И.А. Крылова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2008

 

Содержание работы:

  1. Введение
  2. Практическая часть работы
  3. Слово об авторе: Иван Андреевич Крылов
  4. Список литературы

 

Введение

«Почта духов» — журнал, издававшийся Крыловым в 1789 году под названием: «Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами».

Непосредственным образцом для крыловской «Почты духов» послужил сатирический журнал «Адская почта», издававшийся Ф.Эминым в 1769 году. «Адская почта» — «журнал», заполнявшийся одним автором — Эминым, состоявший из «переписки» двух бесов, «кривого» и «хромоногого», в которой в острой сатирической форме высмеивались пороки и недостатки современного дворянского общества.

В 1879 г., в типографии И. Г. Рахманинова, образованного и преданного литературному делу человека, Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов», в котором участвует Радищев. Изображение недостатков современного русского общества обличено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Сатира «Почты духов» и по идеям, и по степени глубины и рельефности служит прямым продолжением журналов начала 70-х годов, но в отношении искусства изображения замечается крупный шаг вперёд. По словам Я.К. Грота, "Козицкий, Новиков, Эмин были только умными наблюдателями; Крылов является уже возникающим художником".

«Почта духов» выходила только с января по август 1789 года, имела всего 80 подписчиков. Издание «Почты духов» осталось незавершенным. Прекращение «Почты духов» едва ли было связано с недостаточным количеством подписчиков. Третья часть «Почты духов», которая должна была заключать переписку за четыре последних месяца, так и не появилась, очевидно, из-за неблагоприятных цензурных условий. 

 

Практическая часть работы

Взятые для анализа  «письма» («Письмо осьмое. От сильфа Световида к волшебнику Маликульмульку», «Письмо первоенадесять. От гнома Зора к волшебнику Маликульмульку», «Письмо двадцать четвертое. От сильфа Дальновида к волшебнику Маликульмульку»), это части целостного по композиции издания. Но связаны они не только стилем написания и оформления, общими героями и единством композиции. Каждое письмо представляет собой небольшое произведение – фельетон или сатирическую зарисовку, новеллу.

Главная тема, которая звучит во всех письмах «Почты духов» - порицание  человеческих пороков. И. Крылов словами  своих героев говорит о жадности богачей, услужливости вельмож и придворных, казнокрадстве и обмане. В этом есть некоторое сходство публицистики крыловской и современной. Свобода слова, которой наделены средства массовой информации, должна служить не только информированием. Среди функций журналистики не последнее место занимают и формирование общественного мнения, и рассмотрение, анализ злободневных проблем, касающихся общественной жизни. Различие – в форме подачи одного и того же материала.

Современные авторы для того, чтобы заострить внимание читателей например на проблеме коррупции среди чиновников,  строят свои публикации, основываясь на конкретном примере, факте. Крылов же применяет аллегории, иносказания, вкладывая основную мысль в «письма» своих «персонажей». Видимо, связано это с жестким надзором цензуры.

Еще одно отличие  крыловской публицистики от материалов нашего времени – художественность. В настоящее время в журналистских материалах все больше ценится краткость и меткость выражений, использование только тех художественных приемов, которые не «утяжеляют» текст, а наоборот способствуют быстрому его усвоению. В «письмах» духов напротив используются многословные обращения и эпитеты. Хотя в данном случае стоит учитывать и авторскую задумку, ведь герой публикаций Крылова – выдумка, то есть сам текст – больше художественное произведение нежели публицистическое. Где в современной печати можно встретить подобную форму подачи авторского материала? Думаю, «Почта духов» в чем-то похожа на «записки путешественника», которые публикуются в некоторых научно-популярных журналах. Можно провести аналогию и с авторскими колонками, где журналисты достаточно субъективно подходят к своим публикациям, как и Крылов, используя при этом достаточно широко выразительные средства. К тому же крыловские «письма» - это прототип современного фельетона, который, хоть и редко, но встречается в современных периодических изданиях.

Еще одно сходство с современными публикациями, замеченное мною при  анализе – использование речи героев публикаций (отрывки диалогов или цитаты, призванные передать какие-то особенности человека, среды, которой он принадлежит). Но у Крылова диалоги приводятся достаточно полными, что больше свойственно художественным произведениям, если речь, конечно, идет не об интервью или публикации типа «круглый стол». В современных же публикациях из речи героев «выхвачены» наиболее яркие, характерные цитаты.

Изобилие определений  и аллегорий – прерогатива, конечно, художественного текста, но в условиях жесткой цензуры за витиеватыми мифологическими сюжетами проще было скрыть главное – злободневность поднимаемой проблемы – от глаз цензора и донести это ценное знание или наблюдение до читателя. Именно поэтому в текстах Ивана Андреевича Крылова, отрывках из «Почты духов», так много различий и в то же время так много сходства с современной публицистикой.

  Слово об авторе: Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич Крылов - русский поэт, баснописец, переводчик, писатель. Родился он 2 (13) февраля 1769 года в Москве. Умер 21 ноября 1844 года в Санкт-Петербурге.

В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала  «Почта духов» и ходившей в списках  пародийной трагедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе.  Сюжеты многих басен заимствованы из произведений Эзопа и Лафонтена, хотя большинство его произведений носит оригинальный характер. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

 

Список литературы

  1. Есин Б.И. История русской журналистики (1703—1917). – М., 2000.
  2. Кожин А.А. О своеобразии художественного повествования (на материале «Почты духов» И.А. Крылова) // Стилистика художественной литературы. - М., 1982.
  3. Крылов И.А. Почта духов. // Русская проза XVIII века. - М.; Л., 1950. 
  4. Шмелева А.С. Периодическая печать России: Журналы и продолжающиеся издания. 1703–1917. Каталог-справочник. - М., 1976.
  5. www.wikipedia.ru

referat911.ru


Смотрите также