Евангельское чтение с толкованием на 28 ноября. Кто скажет хулу на святого духа тому не простится


20 ноября. А кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится, смотреть онлайн

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 12, ст. 2 - 12. 

2. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

3. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.

4. Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

5. но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

6. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

7. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

8. Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

9. а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

10. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

11. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,

12. ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

(Лк. 12, 2 – 12)

 

Начальные слова сегодняшнего евангельского чтения указывают на бесполезность лицемерия: как ни скрывает лицемер свое душевное состояние, в конце концов оно все же обнаружится явно для всех, потому что н аступит Судный День, открывающий тайные помышления и желания и выявляющий то, что считалось скрытым .

Блаженный Феофилакт отмечает, что Господь « говорит это ученикам, а между тем направляет против фарисеев, намекая на их коварные умыслы, и выражает как бы так: фарисеи! Что вы замышляли в темноте, в ваших темных сердцах, желая уловить Меня, то будет услышано и узнано во свете, ибо Я свет, и вы не можете укрыться от Меня, но во Мне – Свете – распознается все, что замышляет ваша темнота ».

После обличения фарисеев Господь обращается к Своим друзьям, ожидая от них открытого, честного и безбоязненного служения. Он научает пренебрегать телесной смертью по причине того, что убийцы вредят одному только телу, душе же повредить не могут. Только лишь Бог может ввергнуть в геенну и тем самым казнить и душу, и тело.

Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен замечает: «Не бойтесь тех, которые убивают тело, и не оставляйте ради этого проповеди, но бойтесь Того, Который послал вас на это служение, и делайте то, что Он повелел вам. Те, хотя и убьют тело, но не одолеют души, а этот и душу и тело может погубить в геенне, т.е. наказать».

Продолжая свою речь, Господь побуждает учеников к твердому исповеданию веры, говоря: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими (Лк. 12, 8). Под исповеданием Он подразумевает свидетельство о Себе. Поэтому говорит: всякого, кто объявит Меня Богом, Я объявлю верующим перед Ангелами Божиими, то есть слугами, окружающими престол Небесного Царя.

И даже в момент призыва к мужественному свидетельству Спаситель говорит о том, что не будут навсегда лишены прощения те, кто отвергнет Его по немощи или неведению: И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет (Лк. 12, 10), но тут же добавляет: а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится (Лк. 12, 10). Почему же нет прощения за этот грех ?

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому, что Христа не знали, Кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нем очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесете за нее наказание».

Милосердие Божие бесконечно, и нет греха, который побеждал бы его, но грех всякого, кто упорно отвергает это милосердие и противится самой спасающей благодати Божией, остается непрощенным, ведя к погибели души. Это намеренное противление спасающей благодати Божией , которая есть благодать Святого Духа, Господь называет хулой на Духа . Если же человек отвергает очевидные действия спасающей благодати Святого Духа, то неоткуда взяться в нем и покаянию, без которого нет спасения.

Это побуждает нас задуматься о следующем: если мы со всей тщательностью соблюдаем заповеди Божии, искренне принося покаяние в тех ошибках, которые совершаем, тогда Божественная благодать, пребывающая внутри нас, взирая на наше прилежание, действенно заявляет о своем присутствии.

Господь призывает нас, дорогие братья и сестры, исповедовать Его всей своей жизнью, свидетельствуя истинной, живой верой, совершая дела милосердия; достойно, с упованием на Божие попечение о нас, преодолевать жизненные трудности, испытывая радость о Господе и возвещая эту радость окружающим нас людям.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

tv-soyuz.ru

Милосердие Божье и свобода человека

МИЛОСЕРДИЕ БОГА ПО ОТНОШЕНИЮ К УМИРАЮЩЕМУ, КОТОРЫЙ ОБРАЩАЕТСЯ К НЕМУ

Может ли получить вечное спасение грешник. который только в самый момент смерти обращается к Богу и раскаивается в грехах?

— Смерть последний момент для обращения

Всегда, даже в самый момент смерти можно раскаиваться в своих грехах и вернуться к Богу, получая Его прощение. Благодаря этому обращению человек может получить вечное спасение. Христос сказал: 

"Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных." (Мф 20, 1-16)

По словам Спасителя даже тот, кто обращается к Богу в момент смерти, может получить вечную жизнь, потому что Бог желает спасти и вознаградить каждого.

— Искреннее обращение

Это обращение состоит в искреннем раскаянии в своих грехах, в желании Божьего прощения и возмещения Ему и людям всего злого. Если это возможно, необходимо также исповедание в своих провинностях священнику, то есть принятие таинства покаяния. Кто не знает этого таинства или не имеет возможности исповедоваться до смерти, тому Бог также прощает его грехи, если искренне, из любви к Нему, раскаивается в них.

БОДРСТВОВАНИЕ И ЖИЗНЬ В ЛЮБВИ

Почему Иисус призывает нас к постоянному бодрствованию?

— Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа

Час нашей смерти нам неизвестен и не знаем, успеем ли мы обратиться, когда наступит последний момент нашей земной жизни и суд над нашей душой. Поэтому мы должны бодрствовать и быть всегда приготовлены к вечной жизни. К этому призывает нас Иисус Христос словами Своей притчи:

"Тогда подобно будет Царство небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрые, и пять неразумных. Неразумный, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: "вот, жених идет, выходите навстречу ему". Тогда встали все девы те, и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым:  "дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут". А мудрые отвечали: "чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше; к продающим и купите себе". Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: "Господи! Господи! отвори нам". Он же сказал им в ответ: "Истинно говорю вам: не знаю вас". Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий." (Мф 25,1-13).

— Смерть в соединении с Богом или в отделении от Него

В Царстве Небесном может быть только тот, кто умирает соединенный с Богом, у кого в момент смерти есть благодатный дар Божьей любви, изображенной как масло в притче о десяти девах. Соединенный с Богом человек после смерти будет любить навсегда и тем самым будет спасен.

Если человек умирает погруженный в тяжкие, то есть в смертные грехи, и в них не раскаивается, он не может достигнуть вечного счастья, так как эти грехи являются смертью любви, эгоизмом, ненавистью. Уничтожая любовь, тяжкие грехи лишают человека благодатного соединения с Богом, необходимого для вечной жизни и счастья. Отделенный от Бога - Любви человек погрузится в ненависть и станет осужденным навсегда после смерти.

ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО

В чем состоит хула на Духа Святого?

— Упорное сопротивление Богу

Хула на Духа Святого отличается от всех других тяжких грехов тем, что человек не только грешит, но и беспрестанно сознательно и с упорством сопротивляется Богу, желающему привести его через Духа к обращению и к совершенной любви. В этот грех попали фарисеи и книжники и он угрожает также верующим.

— Хула на Духа Святого фарисеев и книжников

Об этом грехе сказал Иисус тем, кто постоянно отбрасывал Его слово и знаки, не хотя обратиться и превратить свою жизнь; тем, кто говорил, что в Нем нечистый дух:

"Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься." (Мф 12,22-37).

Фарисеи и книжника отвергали все, что делал и говорил Иисус. Слова и действия Спасителя не побуждали их к перемене поведения, но, напротив, склоняли только к ехидным нападкам на Него. Они слышали слова Христа, видели Его пример и знаки, но не обращались, хотя Дух Святой помогал им Своим светом все хорошо понять и побуждал их сердца к обращению. Их грех был хулой на Духа Святого.

Враги Иисуса с упорством приписывали нечистому духу чудесные дела милосердия, которые Он совершал силой Духа Святого. Освещенный Духом Святым народ, который видел необыкновенные дела Иисуса, дивился и говорил: "не это ли Христос, сын Давидов?" Книжники и фарисеи так не говорили. Они – отвергая сознательно и с упорством внутренний свет Духа Святого и Его благодать – сказали: "Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского." Итак, вместе того, чтобы принять учение Христа и изменять свою жизнь, они все более ненавидели Его, отбрасывали Его Евангелие, хотя видели Его чудеса. 

Упорство книжников и фарисеев стало особенно явным, когда Христос воскрес: даже тогда они отбросили Его. Св. Матфей свидетельствует, что после воскресения Христа "некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня." (Мф 28, 11-15)

— Хула на Сына Человеческого и хула на Духа Святого

В чем заключается разница между хулой на Сына Человеческого и хулой на Духа Святого?

Есть хула на Сына Человеческого и хула на Духа Святого. (Ср. Лк. 12, 10) Первый грех является плодом человеческой слабости, второй – явным отвержением света Духа Святого, Его благодати и дел Божьего милосердия.

Разницу между хулой на Сына Человеческого и хулой на Духа Святого хорошо показывает Константин Островский: "Бывает, человек погружен во тьму неверия и поэтому хулит Христа, а когда Дух Святой рассеет эту тьму, то человек кается и становится христианином. Хула на Христа ему легко прощается. Но бывает и по-другому. Дух Святой рассеивает тьму, человеку приоткрывается истина, он должен избрать ее; человек стоит перед свободным выбором: поверить Святому Духу, который указывает ему истину, и тем почтить Его или отвергнуть Божие призвание, не поверить Святому Духу и тем похулить его. Такая хула не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем по очевидной причине: человек сознательно и свободно (точнее сказать, своевольно) отверг свое спасение и как бы предварил Страшный суд. (Священник Константин Островский, Умереть нам не удастся, Интернет, www.wco.ru)

— Кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится

Почему всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится? (Ср. Лк. 12, 10)

Хула на Духа Святого не будет вовеки прощена человеку, потому что она состоит в сознательном ожесточении, в пренебрежении с упорством Божьим призванием к дружбе и любви. Этот грех заключается в том, что – замечая Божью правду, любовь, милосердие, терпение, а даже и чудеса – человек не только не раскаивается в своих грехах, не возмещает их добром, не обращается, но, напротив, еще более грешит, ожесточается и подвергается злу. Бог не прощает тому, кто сознательно желает и совсем добровольно хочет грешить.

— "Бог милосерден, я могу грешить"

Почему откладывание обращения к Богу и покаяния на момент смерти является опасностью для вечного спасения?

Хулит Духа Святого тот, кто – зная Божье терпение и милосердие – говорит: "Бог милосерден, я могу грешить. В момент смерти я покаюсь и получу вечную жизнь". Кто так думает и поступает, тот может никогда не обратиться, даже и в самый момент смерти. Такой человек постоянно сопротивляется благодати Духа Святого и разрушает свою любовь, тем самым становится неспособным к искреннему раскаянию и обрекает себя на вечное осуждение.

— Опасность жизни в грехе и откладывания обращения

Великой опасностью для вечного спасения является постоянная жизнь в грехе и откладывание обращения. От этого предостерегает нас Спаситель в Своей притче: 

"Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов." (Мф 24,42-51).

Иисус призывает нас к честной жизни, к постоянной справедливости и любви. Не любит искренне Бога ни людей тот, кто сознательно грешит, покаяние же откладывает на момент смерти. 

Такое поведение очень опасно для вечного спасения. Каким образом может полюбить Бога в час смерти человек, который во время всей жизни делал сознательно и добровольно зло и не пытался изменить свое поведение, не раскаивался в своих провинностях, пренебрегал Господом Богом? Кто так поступал, тот постоянно отбрасывал Божью благодать. Примет ли он ее в момент смерти?

Бог приглашает нас стать Его друзьями, полюбить Его, но Он не хочет принуждать нас к любви, ни в течение нашей жизни, ни в час смерти. Господь уважает нас, нашу вольную волю и наши жизненные решения.

www.katolik.ru

Хула на Духа Свята – Филиокве (Filioque). | Блог Глеб Т.

Святитель Иоанн Дамаскин

Точное изложение православной веры

(избранные цитаты)

   (Веруем) во единого Отца, начало всего и причину, не от кого-либо  рожденного,Который один только не имеет причины и не рожден, Творца всего, но Отца, по естеству,одного Единородного Сына Его, Господа же и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и в изводителя Всесвятого Духа. И во единого Сына Божия Единородного, Господа нашего,Иисуса Христа, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все произошло.

   Говоря о Нем: прежде всех веков, – мы показываем, что Его рождение –безвременно и безначально; ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отчей (Евр. 1, 3), живая премудрость и сила, Слово ипостасное, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога; но Он присно был с Отцеми в Отце, из Которого родился вечно и безначально.

   Ибо Отец никогда не существовал,когда не было бы Сына, но вместе Отец, вместе и Сын, от Него рожденный. Ибо Отец без Сына не назывался бы Отцем, если бы существовал когда-либо без Сына, то не был бы Отцем, и если после стал иметь Сына, то также после сделался Отцем, не будучи прежде Отцем, и подвергся бы изменению в том, что, не быв Отцем, стал Им, а такая мысль есть ужаснее всякого богохульства, ибо нельзя сказать о Боге, чтобы Он не имел естественной силы рождения, а сила рождения состоит в способности родить из себя, т.е. из собственной сущности, существо, подобное себе по естеству .

   Ибо один только Отец нерожден, потому что Он имеет бытие не из другой какой-либо ипостаси; и один только Сын рожден, потому что из сущности Отца родился безначально и безлетно; и один только Дух Святый исходящ, потому что из сущности Отца не рождается, но исходит. Так учит Божественное Писание, хотя образ рождения и исхождения пребывает для нас непостижимым.Если же говорим, что Отец есть начало Сына и больше Его (Ин. 14, 28), то этим непоказываем, что Он первенствует пред Сыном по времени или по естеству; ибо чрез Него Отец веки сотвори (Евр. 1, 2).

   Не первенствует и в каком-либо другом отношении, если нев отношении причины; то есть потому, что Сын родился из Отца, а не Отец из Сына, что Отец есть виновник Сына по естеству, подобно тому, как не говорим, что огонь происходит из света, но, напротив, свет от огня. Итак, когда услышим, что Отец есть начало и больше Сына, то должны разуметь Отца как причину.

   И как не говорим, что огонь – одной сущности, а свет –другой, так нельзя говорить, что Отец – одной сущности,а Сын – иной, но (оба) – одной и той же. Подобным образом веруем и во единого Духа Святаго, Господа животворящего, из Отца исходящего и в Сыне почивающего, Отцу и Сыну спокланяема и сславима, как иединосущного и совечного; в Духа от Бога, Духа правого, владычествующего, источника премудрости, жизни и освящения; в Бога, со Отцем и Сыном сущего и называемого, несозданного, Полноту, Творца, Вседержителя, всесовершающего, всесильного, бесконечно могущественного, обладающего всякой тварью и не подчиненного господству, в Духа боготворящего, и небоготворимого; наполняющего, не наполняемого;сообщающего, но ничего не заимствующего; освящающего и не освящаемого, Утешителя, как принимающего моления всех; во всем подобного Отцу и Сыну; от Отца исходящего, чрез Сына подаваемого и воспринимаемого всею тварью; чрез Себя Самого творящего и осуществляющего все без изъятия, освящающего и сохраняющего; ипостасного, существующего в Своей собственной ипостаси, неотлучного и неотделимого от Отца и Сына; имеющего все, что имеет Отец и Сын, кроме нерожденности и рожденности; ибо Отец безвиновен и нерожден, потому что не есть от кого-либо, но Сам от Себя имеет бытие и из того, что имеет, ничего не имеет от другого; напротив, Он Сам есть для всегоначало и причина того образа, как оно существует от природы.

   Сын же от Отца – по образу рождения; Дух же Святый, хоть также от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. Что, конечно, различие между рождением и исхождением есть, это мы узнали; но какой образ различия, этого никак не постигаем. [Знаем только, что] и рождение Сына, и исхождение Святаго Духа происходят одновременно.

   Итак, все, что имеет Сын, и Дух имеет от Отца, даже самое бытие. И если что не Отец, то не есть ни Сын, ни Дух; и если бы чего не имел Отец, того не имеет Сын и Дух; но чрез Отца, то есть потому, что существует Отец, существует Сын и Дух, и чрез Отца имеет Сын, также и Дух, все, что имеет, потому, то есть, что Отец имеет все это, – кроме нерождаемости и рождения, и исхождения.

   Ибо одними только ипостасными свойствамии различаются между собою три святые ипостаси, нераздельно различаемые не посущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси. Когда же думаю о взаимном отношении Ипостасей, разумею, что Отец есть пресущественное Солнце, Источник благости, Бездна существа, разума, мудрости, силы, света, Божества, Источник рождающий и производящий сокровенное в Нем благо. Итак, Он – Ум, Бездна разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает; и, чтобы не говорить много, в Отце нет (другого) слова, премудрости, силы и желания, кроме Сына, Который есть единственная сила Отца, предначинательная, которой все сотворено, как совершенная Ипостась из совершенной Ипостаси рожденная так, как то ведает Сам Тот, Кто есть и называется Сыном.

   Дух же Святый есть сила Отца, проявляющая сокровенное Божество, из Отца чрез Сына исходящая, как знает Сам Он, но не через рождение; а потому и Дух Святый есть Совершитель творения всяческих. Итак, что прилично Виновнику - Отцу, Источнику, Родителю, должно приличествовать одному Отцу. А что – произведенному, рожденному Сыну, Слову, Силе предначинающей, желанию, мудрости; то должно относить к Сыну.

   Что же прилично произведенному, исходящему и открывающему,совершительной Силе, то должно относить к Святому Духу. Отец есть Источник и Причина Сына и Святаго Духа; но Он – Отец одного только Сына и Изводитель Святаго Духа.

   Сын есть Сын, Слово, Премудрость, Сила, Образ, Сияние, изображение Отца и от Отца. Но Дух Святый не Сын Отца, но Дух Отца от Отца исходящий. Ибо никакого возбуждения не бывает без Духа. Но Он – также и Дух Сына, но не потому, что из Него, но потому, что чрез Него из Отца исходит. Ибо один только Виновник – Отец. 

Почему «филиокве» есть хула на Духа Свята и чем оно омерзительно?

   Как выше изложено святым и праведным Иоанном Дамасским, Бог – Пресвятая Троица, един в существе, но тройственнен в лицах, ипостасях.

   Как такое может быть? Не имея достаточного и ясного понимания вещественного мира, мы с трудом можем понимать мир духовный, совсем отличный от мира вещественного, имеющего другие законы и другое существование. 

  Как можно аллегорически представить Бога, Пресвятую Троицу в виде некоего образа, неподвластного закону времени?

   Допустим есть некий человек, отроческого возраста, имеющий разум и волю, свободный в своих поступках, имеющий своё мнение, взгляды и суждения. Можно ли назвать его личностью? Да, естественно, он личность.

   Допустим возьмем этого же человека, но уже среднего возраста, зрелого мужа, а не отрока. Он имеет уже совершенно другие, отличные от отрочества взгляды, мнения, суждения, умноженные его жизненным опытом и мудростью, умноженную временем и размышлениями. Можно ли назвать его личностью? Да, несомненно, он личность.

   Если сравнить личность одного и того же человека, но в разном возрасте, в возрасте отрока и в возрасте зрелого мужа, можно ли сказать, что это одна и та же личность? Нет, нельзя, ибо с течением времени и с взрослением человек меняется, приобретая новые качества и новые привычки, неведомые ему ранее, а потому личность отрока и взрослого человека различны настолько, что кажется это две разные личности.

   Допустим возьмем этого же человека, но уже преклонного возраста. Можем ли мы утверждать, что личность старика не изменилась по сравнению с личностью отрока и личностью зрелого мужа? Нет, не можем. Личность отрока всегда будет более мягкой и идеализированной, личность зрелого мужа всегда отражает ответственность и силу, свойственную его возрасту и положению наиболее пригодному для совершения и защиты семьи, а личность старика уже изменена мудростью жизни, большими познаниями и большим терпением, чем личности отрока и мужа.

   Таким образом личность одного и того же человека в разном возрасте различна настолько, как будто это разные люди.

   А теперь представьте такую ситуацию, что отрок, муж и старик, являясь одним и тем же человеком, встретились в одно и то же время в одном и том же месте.

   Можно ли сказать, что это различные люди? Нет, нельзя. Это один и тот же человек. Можно ли сказать, что они разные личности (ипостаси)? Несомненно – они разные личности (ипостаси) одного и того же человека.

   Такое же состояние есть у Бога – Пресвятой Троицы. Бог один, но в трёх лицах (ипостасях), но одной сущности. Можно ли сказать, что Бог – Отец не тот же Бог, что и Бог – Сын? Нельзя, это тот же Бог. Можно ли сказать, что Бог Святой Дух не тот же Бог, что Бог – Сын? Нельзя. Это тот же Бог. Они Трое – один и тот же Бог, различные только в личностях (ипостасях), но не в сущностях.

   Если позволите, то Бог Отец – это более проявление Мудрости и ума, а также сдержанности и добродушия.

   Бог Сын – это более проявление Силы, разума, стойкости и веры.

   Бог Святой Дух – это более всех проявление Любви всенаполняющей.

  Именно потому хула на Бога Святого Духа всегда есть проявление незаслуженного кощунства и никогда не простится Богом Сыном ни в сем веке, ни в будущем. Наименее всех ипостасей Бога, Бог Святой Дух заслуживает пренебрежения и оскорбления, ибо Он – чистая, всепоглощающая любовь.

   Потому Бог Сын как проявление Силы определил, что:

Матф.12:32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Лук.12:10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.

   Еретики католики ввели в Символ Православной веры свое еретическое измышление – филиокве, которое добавляет ложь о том, что Бог Дух Свят исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

Этим самым РАВНОЦЕННУЮ ЛИЧНОСТЬ БОГА ПРЕСВЯТУЮ ТРОИЦУ РАЗДЕЛЯЮТ, ДЕЛАЯ ИЗ БОГА СВЯТОГО ДУХА НЕ ЛИЧНОСТЬ, А НЕКУЮ СИЛУ, ПРОИЗВОДНУЮ ОТ БОГА СЫНА. НО РАЗВЕ БОГ МОЖЕТ САМ В СЕБЕ РАЗДЕЛИТСЯ? НЕТ! БОГ ЕДИН В ТРЕХ ЛИЦАХ!

   Разделяют Бога Пресвятую Троицу люди, еретики католики. Причем разделение это наиболее гнусное еще и тем, что с одной стороны, это подстрекательство к разделению Бога единого, провоцирование на конфликт в единой Троицы, а с другой стороны, это гнусное унижение самого воплощения любви Божьей, Бога Святого духа, который наиболее похож на нежного и чистого отрока, отдавшего всего себя самой сущности любви, явивший себя живым воплощением любви Божьей всему миру.

   Это гнусно, это недопустимо, это неприемлемо, как самая низкая и подлая клевета и мерзость, что только может быть на свете.

   Не даром Бог Сын сказал - "кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет", так как Ему Суждено судить Мир, поэтому Он, как проявление Силы, проявляет и Твердость и нелицеприятный справедливый суд, а потому не может быть проявлением всепоглощающей любви, а должен быть проявлением Царя, закона и порядка, которое подразумевает наказание грешников и осуждение виновных.

   Дух Святой же, как Бог, лишен этой необходимости судить Мир, а потому может без остатка отдаться проявлению любви Божьей, весь мир, лежащий во зле, держится любовью Бога Духа Святого, который проявляет эту любовь ко всем, ни мало этого не заслужившим.

   И мир еще смеет хулить этого Святого Бога – Духа Свята? И мир еще может в лице еретиков – католиков унижать Божественную сущность Святого Духа, полноправного Бога, единого сущностью Богу Отцу и Богу Сыну?

    Да не смеют! Так же, как святой Марк Эфесский, так же, как двухтысячелетняя Православная Церковь, мы порицаем такое гнусное кощунство и отвергаем еретиков, его произносящих как нечисть и врагов Бога Сына Иисуса Христа! Мы, недостойные грешники, зная своё прегрешение и недостойность святого имени Божия, единым своим утешением призываем правую веру в Бога и правое прославление Духа Свята, Господа животворящего, Ему же славу воссылаем во веки со всей Пресвятой Троицей равного и святого Бога!

   Гнусность же еретиков – католиков, как хула на Единого Бога и лицо Пресвятой Троицы, да падёт в ад с бесами, сотворившими эту хулу и внушившими ее еретикам!

    Да славится во веки Пресвятая Троица Единого Бога совершенного в трёх ипостасях, равных сущностью, великих в лицах, Святого изначально, неделимого, но единого Бога Всевышнего! +

×

cont.ws

И всякому кто скажет слово на Сына Человеческого прощено будет а кто скажет хулу на Святаго Духа тому не простится — Христианство

Мужчинаalim

Свободен

22-05-2011 - 10:19И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. [Лук 12:10]Хула на Святого Духа - это единственный грех, о котором сказано, что он не прощается. Но что такое хула на Святого Духа? И почему именно хула на Святого Духа не прощается, не на Бога Отца, не на Иисуса Христа, а именно на Духа Святого? Я как-то мало об этом встречал и в литературе, и просто в общении. МужчинаАnimus

Женат

22-05-2011 - 12:42Я тоже не очень это понимаю, но может это одна из тайн вселенной которую мы не должны понимать, а просто принимать как оно есть и исполнять, со смирением. Раз уж в таком малом нам трудно смириться, то уж говорить о крупных неприятностях. Далеко не все понимают откуда в розетке берется ток, но каждый знает, что пальцами туда лезть нельзя, будет больно. Мужчинаalim

Свободен

22-05-2011 - 14:02Что бы исплонять надо хоть как-то представлять себе что именно надо исполнять, а тут тем более так жестко сказано. МужчинаАnimus

Женат

22-05-2011 - 17:54Да вроде бы все ясно сказано, что исполнять надо - не хулите Духа Святаго. Мужчина

Свободен

22-05-2011 - 22:42Полагаю, из всей Троицы у Духа была наиболее скользкая репутация. Вот ребята за него и вступились.Не знаю, кто как, но я бы на месте плотника Иосифа, из этого Духа дух-то бы и вышиб. Мужчинаalim

Свободен

23-05-2011 - 05:31
QUOTE (Аnimus @ 22.05.2011 - время: 17:54)
Да вроде бы все ясно сказано, что исполнять надо - не хулите Духа Святаго.
Так ли все ясно? Ну, например, отрицание троицы - это хула на Духа Святого? МужчинаРеланиум

Женат

23-05-2011 - 11:35Я думаю это потому, что Святой Дух - это как бы.. материя чуда. Я не знаю, как это еще объяснить. Все чудеса и благости совершаются Святым Духом, это так сказать - соль земли. Можно не верить Богу-Отцу, можно не верить Богу-Сыну, но когда совершается чудо, нисходит благодать посредством Святого духа, а человек и при этом продолжает вредничать - это крайняя степень неблагодарности. Мужчинаalim

Свободен

23-05-2011 - 14:07А вот для меня понятие "чудо" просто не существует. Вернее, чудо - для меня чисто психологический эффект, а не объективная реальность. Возможно я в чем-то не прав, но таковы мои ощущения. Конечно у каждого могут быть свои ощущения, но когда ощущения по одному вопросу слишком разные, тогда в этом вопросе чувствуется некий интелектуальный вакуум. МужчинаРеланиум

Женат

23-05-2011 - 15:23Нет, с "чудом" я готов согласиться. Просто я использовал такую формулировку :) МужчинаАnimus

Женат

23-05-2011 - 15:40
QUOTE (alim @ 23.05.2011 - время: 05:31)

Так ли все ясно? Ну, например, отрицание троицы - это хула на Духа Святого?

В толковом словаре Ушакова Хула это - осуждение порицание. Следовательно отрицание это другой грех. Хотя может я и не прав.Действительно согласен с Реланиумом, Дух Святой это та часть Святой Троицы, которая постоянно соприкасается с нами. Снисхождением Духа Святого освящается всякая вещь и наши действия. Может быть все доброе что творим мы на земле навеяно Духом Святым. МужчинаdedO'K

Женат

24-05-2011 - 00:37Мф. 1224 Фарисеи же, услышав это, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою вельзевула, князя бесовского.

33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познаётся по плоду.34 Порождения ехиднины! Как вы можете творить доброе, будучи злыми? Ибо от избытка сердца говорят уста.35 добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой из злого сокровища выносит злое.

Это сообщение отредактировал dedO'K - 24-05-2011 - 07:18

Мужчинаalim

Свободен

24-05-2011 - 06:48
QUOTE (Аnimus @ 23.05.2011 - время: 15:40)
В толковом словаре Ушакова Хула это - осуждение порицание.
Это правильно. Я тоже часто сверяюсь со словарем. Но вот практически я плохо себе представляю такую ситуацию. Люди довольно часто возводят хулу на Бога, но именно на Бога: дескать кругом войны, катастрофы, эпидемии и во всем виноват Бог. Но вот хулу именно на Духа Святого я не только не встречал, но и даже теоретически не могу представить, кому может придти в голову именно такая мысль. Однако именно этот грех особо подчеркнут в Библии. Почему? Ради красного словца?А вообще вопрос этот у меня возник в связи с темой об объединении религий. Безусловно, компромисс в вопросах веры невозможен, но тем не менее находить общий язык с другими конфессиями надо, и тут уже компромисс необходим, т.е. компромисс в жизни, в общении, и, кстати, в следовании традициям. Для христианина это не слишком большая проблема, ибо христианин должен любить и прощать даже врагов. Но все же: есть ли предел терпимости, предел компромиссов? Единственный предел, который ясно обозначен в Библии - это хула на Духа Святого. И вот основной вопрос: как практически найти допустимый предел терпимости? Или возможно, это означает, что практически нет предела терпимости? Какой поступок, какое действие должно заставить меня (причем меня именно как христианина)отвернуться от человека. К примеру, судя по объему внимания, разговоров в православной среде самый ужасный грех - это гомосексуализм. Однако в Библии я вижу совсем другие акценты. МужчинаРеланиум

Женат

24-05-2011 - 08:02
QUOTE (alim @ 24.05.2011 - время: 06:48)
Это правильно. Я тоже часто сверяюсь со словарем. Но вот практически я плохо себе представляю такую ситуацию. Люди довольно часто возводят хулу на Бога, но именно на Бога: дескать кругом войны, катастрофы, эпидемии и во всем виноват Бог. Но вот  хулу именно на Духа Святого я не только не встречал, но и даже теоретически не могу представить, кому может придти в голову именно такая мысль. Однако именно этот грех особо подчеркнут в Библии. Почему? Ради красного словца?
Хула на Святого духа - это, ИМХО, отвержение его даров, а так как дары Святого Духа - вещи нематериальные (любовь, радость и тд.), то и хула на него не в действии, а в мнении.Вот пример:http://www.sxnarod.com/index.php?showtopic...post&p=10768050

Христос произнес слова о наказании за хулу на Святого Духа, когда сотворив чудо перед фарисеями, те причислили его силу к дьявольской. Т.е., они не просто обвинили самого Христа в том, что он лжепророк, но, видя чудо (опять я использую это слово), они все равно отказались от него.

Это сообщение отредактировал Реланиум - 24-05-2011 - 08:06

МужчинаМартин Север

В поиске

24-05-2011 - 08:54Наипервейшая хула на Духа Святого это низложение третьей божьей сущности до простой твари - т.е сотворенной сущности. Как это делают многие секты. А ведь Священное Писание именует Духа Святого так же, как Отца и Сына, Богом. Апостол Пётр, обличая Ананию , говорил: "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?...Ты солгал не человеку, а Богу"(Деяния. 5, 3-4)Апостол называет верующих то храмом Божьим, то храмом Духа Святого и этим свидетельствует, что Дух Святой есть Бог. Он обладает всеми свойствами Божественной природы. А некоторые "мыслители" низводят Духа Святого до уровня действующей силы господа, что-то вроде электричества в электроприборе или посыльного- сходи туда -то и сделай то-то. Это ересь граничащая с кощунством." Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно".(1Кор 12:8-11) Так что низводить Духа Святого, Бога и третью ипостась Троицы до уровня электричества это и есть хула на Духа Святого. МужчинаАnimus

Женат

24-05-2011 - 14:23Но ведь люди которые побывал в секте или просто атеисты отрицают Святой дух как третье лицо. Но придя или вернувшись в лоно Церкви этот грех им отпускается. И то что мы не ценим дары духа святого тоже отпускается. А там сказано о том, что этот грех не прощается совсем, то есть вечная гибель! МужчинаdedO'K

Женат

25-05-2011 - 05:40Когда Он говорил эти слова, говорил с фарисеями. МужчинаBillyB

Свободен

25-05-2011 - 14:53
QUOTE (dedO'K @ 25.05.2011 - время: 05:40)
Когда Он говорил эти слова, говорил с фарисеями.
А вот Иоанн-Креститель к фарисеям относился нормально 00064.gif"Они же сказали ему (Иисусу): ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а твои едят и пьют?" [Лука 5:33], [Матф 9:14], [Марк 2:18].Тем более непонятно отношение Иисуса к фарисеям, чей лозунг был "Закон для народа, а не народ для закона", да и фарисеи были единственными кто не желал казни Иисусу. Садукеи- понятно, элита, предшественники г. Гундяева, ессеи- тоже, гм, "анархия-мать порядка", а фарисеи как раз самая вменяемая и продвинутая часть общества, поэтому и настолько популярная. МужчинаdedO'K

Женат

25-05-2011 - 16:00Это я к тому, что хуление Святого Духа- это не словесное поругание некоего образа по имени Святой Дух. МужчинаРеланиум

Женат

25-05-2011 - 20:20
QUOTE (BillyB @ 25.05.2011 - время: 14:53)
Тем более непонятно отношение Иисуса к фарисеям, чей лозунг был "Закон для народа, а не народ для закона"
То-то он им все время втолковывал, что суббота для человека, а не человек для субботы. Мужчинаalim

Свободен

26-05-2011 - 05:27
QUOTE (Реланиум @ 24.05.2011 - время: 08:02)
Хула на Святого духа - это, ИМХО, отвержение его даров, а так как дары Святого Духа - вещи нематериальные (любовь, радость и тд.), то и хула на него не в действии, а в мнении.Вот пример:http://www.sxnarod.com/index.php?showtopic...post&p=10768050
Да, слова Гадкого Крыса выглядят, как прямая хула Святого Духа. Но Вы сами говорите, что хула не в действии а во мнении. А мнение у Гадкого Крыса не в том, что Святой Дух может солгать, а в том, что нет никакого Святого Духа, как нет ни Бога Отца, ни Бога Сына! Такое мнение является хулой на Духа Святого?Вот и Дедок считает, что
QUOTE
хуление Святого Духа- это не словесное поругание некоего образа по имени Святой Дух
Мужчина

Свободен

26-05-2011 - 07:07Почему нет, раз есть мальчик, значит есть и папа.А то, что он представился Деве Марии Духом Святым. Так то была первоапрельская шутка. Ну а под Новый Год, как водится, родился мальчик. МужчинаdedO'K

Женат

26-05-2011 - 07:41Тогда уж не первоапрельская, а двадцативосьмимартовая, если, конечно, это не последствия вмешательства древнеиудейской генной инженерии. Мужчинаflast11

Свободен

29-05-2011 - 19:28
QUOTE (alim @ 22.05.2011 - время: 11:19)
И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. [Лук 12:10]Хула на Святого Духа - это единственный грех, о котором сказано, что он не прощается. Но что такое хула на Святого Духа? И почему именно хула на Святого Духа не прощается, не на Бога Отца, не на Иисуса Христа, а именно на Духа Святого? Я как-то мало об этом встречал и в литературе, и просто в общении.
Отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святого.Этот грех нЕкому прощать. Он против самого себя.

"Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… "Иоанн Златоуст

Кроме Иоанна Златоуста об этом писали: Симеон Новый Богослов, Афанасий Великий, Феофилакт Болгарский и др.Некоторые цитаты со ссылками на литературу можно здесь посмотреть:http://azbyka.ru/dictionary/21/hula_na_duh...atogo-all.shtml

Мужчинаalim

Свободен

30-05-2011 - 16:45
QUOTE (flast11 @ 29.05.2011 - время: 19:28)
Отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святого.Этот грех нЕкому прощать. Он против самого себя.
Но к сожалению, не все очевидное истинно, а не всякая истина очевидна!!Очевидно, что земя плоская, но увы...

Это сообщение отредактировал alim - 30-05-2011 - 16:45

МужчинаdedO'K

Женат

30-05-2011 - 17:13Земля плоская для тех кто не ходит по земле и не замечает, что на ней происходит. pessimists

Свободен

31-05-2011 - 08:29"В каждом человеке есть голос истины, голос совести, чувство осознания и понимания правды. Как мы возмущаемся на неправду, особенно в других людях. Мы знаем что такое совестность и что такое бессовестность. У всех есть вот это чувство. Это живое, это реальность. У каждого есть определенное познание истины, когда он видит: вот где верность, вот где истина, а это ложь и неправда. Так вот под хулой на Духа Святого разумеется сознательное противление той истине, в которой я вижу, убедился , что она именно есть – истина. Я убежден, я знаю что это верно и я сознательно иду против этой истины."

Это сообщение отредактировал pessimists - 31-05-2011 - 08:30

Мужчинаalim

Свободен

01-06-2011 - 04:46Что касается "идти против совести", то это можно сказать абсолютно о любом грехе!Что значит "идти против истины" мне не совсем понятно, вернее, совсем не понятно. Если это просто ложь, то это грех лжесвидетельства а ни как не хула на Духа Святого. Но что-то в этом есть...Я тут подумал: всякий человек конечно грешит, но вот попытка оправдать свой грех - это грех непростительный, ибо закрывает дорогу к покаянию. Если человек вместо покаяния начинает говорить, что виноват не он а обстоятельства, другие люди, то да се. Ни это ли имеется в виду? МужчинаdedO'K

Женат

01-06-2011 - 07:40Это только малая толика хулы на Духа Святого, выражаемой в помыслах, словах и действиях.Кривить душой, идти против Истины, жить ложью как "своей правдой", упорствуя в ней. Вот как это объяснить? Мужчинаalim

Свободен

01-06-2011 - 08:13Но что значит "идти против Истины"? Не соглашаться с тем, что кто-то считает истиной? Но кто этот кто-то, кто знает истину? МужчинаdedO'K

Женат

01-06-2011 - 08:53
QUOTE (alim @ 01.06.2011 - время: 09:13)
Но что значит "идти против Истины"? Не соглашаться с тем, что кто-то считает истиной? Но кто этот кто-то, кто знает истину?
Сам, всё сам... Есть душа от Бога, есть совесть, есть знание добра и зла. Есть Закон Творения и его Божественная сущность. Не терять связи с единой Божественной сущностью мироздания, проявляемой и в большом и в малом и искренне открыться ей. "Ищущий да обрящет". Вот так просто, но как трудно. Мужчина

Свободен

02-06-2011 - 20:21А интересно, является ли выражение "Питается Духом Святым" оскорблением этого самого Святого Духа. Ведь тут, как-никак ставится знак равенства между Духом Святым и Пустым Местом.... МужчинаdedO'K

Женат

02-06-2011 - 22:00Откуда только силы берутся- вот буквальный перевод. Хлеб наш насущный и пища духовная в доатеистические времена имело другой смысл. Мужчина

Свободен

02-06-2011 - 23:31
QUOTE (dedO'K @ 02.06.2011 - время: 22:00)
Откуда только силы берутся- вот буквальный перевод. Хлеб наш насущный и пища духовная в доатеистические времена имело другой смысл.
Вы не делаете разницы между духовной пищей и Святым Духом... МужчинаdedO'K

Женат

02-06-2011 - 23:49Так Святой Дух в данном случае- жизненная сила от Бога. "Святым Духом питался"- держался на силе воли.Это потом это выражение, степное "Без Бога шире дорога", "Бог- Он Бог, да сам не будь плох", "На Бога надейся, да и сам не плошай", поменяли смысл стараниями антихристианской пропаганды. Мужчина

Свободен

03-06-2011 - 06:51А мне из детства помнится, что Святым Духом питается - это не жрёт ничего, безо всякого там намёка на духовные старания.

www.sxnarod.com

Евангельское чтение с толкованием на 28 ноября

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.

От Луки 12:8-12

Толкование Евангелия  блаженногоФеофилакта Болгарского

 

Блаженный Феофилакт Болгарский

Лк.12:8. Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; Лк.12:9. а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

Теперь предлагает награду за исповедание веры. Так как Он сказал: «не бойтесь убивающих тело» и прибавил, что и «волосы ваши сочтены» , то чтобы кто-нибудь не сказал: дай же мне и награду какую-нибудь, ибо что мне будет из того, что Ты счел мои волосы.Он говорит (таковому): ты желаешь и награды? Слушай. Кто исповедает (веру) во Мне, тот Мной будет признан пред Богом. Сказал: исповедает «во Мне», то есть при Моем содействии и Моей силой, и Я исповедую его «в нем», то есть при его содействии. Ибо как мы предварительно нуждаемся в Боге, так как без Него не можем ничего сделать (Ин. 15,5), так и Бог нуждается в нас. Ибо если Он не найдет в нас дел достойных, Он и не принимает нас; а иначе Он был бы лицеприятен. Итак, мы исповедуем в «Нем», то есть при Его содействии, а Он «в нас», то есть при нашем содействии. Ибо если мы не дадим Ему повода, Он и не будет свидетельствовать за нас. А отвергающийся отвергается не силой Божией, почему Он и не присовокупил: «Мною», но сказал: кто отвергается «Меня» .Так как всякий святой пребывает во Христе, а Христос в нем (Ин. 15,5), то, может быть, и не поэтому ли сказал так: кто (Меня) исповедует «во Мне», то есть пребывая, того исповедую и Я, в нем пребывая.

Лк.12:10. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет;

Это значит: кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого сына человеческого, едящего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли, или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а поэтому грех не вменяется ему. Ибо естественно он мог подумать, что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Поэтому того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком.

а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

Слова эти имеют такое значение. Кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит действия Святого Духа, приписывая веельзевулу, тот, изрыгая «хулу на Святого Духа» и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а поэтому он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех.

Лк.12:11. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить,

Слабость наша двоякого рода: мы убегаем от исповедания веры или по страху наказаний, или по простоте и неспособности дать ответ в нашей вере. Страх наказаний Господь уврачевал словами: «не бойтесь убивающих тело» . Теперь Он врачует страх, происходящий от простоты. Поскольку немного «мудрых по плоти» (1 Кор. 1, 26) уверовало, а большая часть простых, то Он говорит: не бойся, необразованный и простец, и не заботься, как или что отвечать при допросе от властителя или что говорить при другом случае, – у тебя будет иной образ речи.

Лк.12:12. ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.

Поэтому какая нужда заботиться, если ты в тотчас научен будешь Духом Святым? Итак, с той и другой стороны укрепляет нас на подвиг исповедания, врачуя страх как телесной немощи, так и страх простоты и неведения.

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Похожие статьи

pravoslavie.fm


Смотрите также