Медведь-призрак или кермодский медведьв закладки 7. Медведя дух


Медвежий дух - Любомудр

Культурный контекст

Фелиситас Гудмэн назвала данную позу «Медвежий дух», отталкиваясь от резной деревянной фигурки, изготовленной в племени квакиутль (северо-западное побережье Канады). Эта деревянная статуэтка изображает маленького человечка, за спиной у которого сидит на корточках огромный медведь. Он держит человека между задними и передними лапами, как бы защищая его. Такая поза встречается и во многих других культурах; там человек изображается без медведя. Эта поза знакома нам и по произведениям тех культур, которым медведь вообще не был известен. Позы, заимствованные у этих культур, во время транса вызывают такое же сильное исцеляющее переживание, как и позы, оригинальные изображения которых относятся к какой-либо «медвежьей культуре».Медведь — один из тех представителей животного мира, у которых сложились с человеком особые отношения. След этих отношений уводит нас в глубины духовного поля наших прародительниц — европейских шаманок. Будучи большим, сильным и умным зверем, а также учителем и помощником в видимых и невидимых мирах, медведь на протяжении тысячелетий по-братски (и по-сестрински) являлся для шаманок Европы, Центральной Азии и Северной Америки союзником и посредником между мирами.В Анатолии были найдены изображения медведей, сделанные 10 000 лет назад. Известны также мелкие статуэтки медведеобразных персонажей из Месопотамии (этим фигуркам около 6000 лет). В эпоху неолита на юго-востоке Европы в рамках культа «Великой Богини» Артемиду изображали в виде кормящей матери-медведицы.На заре человеческой истории люди считали медведя спутником Великой Матери. Ведь недаром она с такой готовностью принимает его в свое лоно! В качестве ее спутника медведь являлся посредником между мирами, поскольку передвигался по нижнему миру с такой же легкостью, как и по среднему, и даже мог подниматься на небо, где охотился в виде созвездия!Разве поздней осенью медведь, до отвала насытившийся плодами земными, не отправляется к Великой Матери вглубь земли, где спит рядом с богиней всю долгую зиму напролет? Разве в середине зимы мать-земля не посылает ему в темной берлоге медвежат, и разве в начале весны медведь, омолодившись, не выходит он с приплодом обратно на солнечный свет?Без всякой религии и философии, опираясь лишь на точное наблюдение, в этом «медвежьем цикле» можно опознать круговорот всеобщего становления, изменения и исчезновения, начальной и конечной точкой которого является Великая Мать. И нужно лишь посмотреть внимательным взглядом наблюдателя, чтобы понять, почему везде, где обитает медведь, в этом спутнике Великой Матери с древних времен видели не просто животное, а нечто большее. В особенности это относится к северным областям нашей планеты, где медведя часто считают прародителем или прародительницей людей. «Дедулечка», «медовая лапа», «медоед», «мать», «мохнатый старец», «Умный Отец», «мудрый старик», «Могучий Господин» — вот лишь несколько из эпитетов, которыми наделяют медведя сибирские и северные народы. А собственное название медведя, которое означало «господин зверей», «господин леса и гор», «космический солнечный охотник», в древних охотничьих сообществах было табуировано, и произносить его запрещалось. Слишком уж велик был священный трепет перед вездесущей, распространявшейся на все миры властью, которой обладал спутник Великой Матери, небесный солнечный охотник, «великий медведь». Медведя считают своим предком не только народы Сибири и Северной Америки; на севере Европы готы и датчане тоже придавали большое значение своему происхождению от медведя. Может быть, медведь казался им ипостасью рыжеволосого бога Тора?В английском языке слово «forebears» (праотцы, прародители) все еще заключает в себе ссылку на то, что в качестве предка когда-то рассматривался именно медведь, а само слово «медведь» (bear) — совпадает со словом, означающим «рождать, производить на свет» (to bear).На взаимосвязь между медведем и немецким словом nbaeren* в значении «плодоносить, порождать, рожать» указывают и братья Гримм в своем словаре немецкого языка.Из книги Наны Наувальд «Сила медведя и медицина ягуара», 2002 год (публикуется с любезного разрешения издательства «АТ»).

Выполнение

Стоя. Ступни параллельны и находятся на расстоянии около 15 см друг от друга. Колени слегка согнуты.Верхняя часть рук от плеч до локтей без напряжения прилегает к туловищу. Кисти сложены в кулаки таким образом, как будто в каждой руке вы держите по маленькому яичку. Большие пальцы лежат на кулаках сверху и сближены друг с другом. Кулаки расположить над пупком таким образом, чтобы соприкасались только костяшки указательных пальцев, образуя вершину треугольника, открытого снизу. Пупок находится внутри этого открытого треугольника. Кулаки крепко прижаты к телу. Голова откинута назад настолько, насколько это можно сделать, не прилагая усилий. Рот слегка приоткрыт. Спина прямая.

Ключевые моменты опыта

Мощный прилив энергии. Сильная активизация процессов исцеления. Обновление, инициация, защита, защищенность и безопасность, доверие к жизни. Медведи.

Комментарии

Эта поза особенно подходит для активизации процессов исцеления; она хороша и в качестве первого опыта работы с ритуальными позами. Ее также можно выполнять, стоя на коленях, сидя на стуле или лежа на полу. В лежачем положении нужно подложить под колени подушки, чтобы ноги были согнуты. Если подложить под шею свернутое одеяло или платок, это поможет откинуть голову назад.Подушка, подложенная под локти, не даст рукам соскользнуть с туловища.

lybomudr.ru

Кермодский медведь, медведь призрак

Кермод, или кермодский медведь - это подвид американского чёрного медведя (барибала), обитающий исключительно в лесах западного побережья Канады.

Примерно 10 % популяции кермодского медведя имеют белый или кремовый цвет шерсти.

Появление медведей с белой шерстью связано с наличием рецессивной аллели гена окраски. Эти медведи не являются альбиносами. Также они не являются родственниками белых медведей. Кермодский медведь был назван в честь Фрэнсиса Кермода, который первым описал его. У местных племён индейцев медведь носит иное название – медведь призрак (Spirit Bear).

Такой цвет шерсти служит кермодским медведям своеобразным камуфляжем при ловле лосося на реке, что и помогает им насытиться большим количеством рыбки, чем их родственникам с темной шерстью.

Вот, что сказал биолог Уэйн Маккрори об одном из самых редких видов медведей в мире: «Они умеют стоять на задних лапах, они могут сидеть... они даже храпят во сне... Они смекалистые, любопытные, быстро учатся и хорошо приспосабливаются, и, кажется, у них бывает такое же настроение, что и у нас».

Внешний вид кермодского медведя

Размеры кермодского медведя могут достигать 1,8 метра в длину и до метра - высота в плечах. Весят самцы до 300 кг, самки менее крупные.

Как и у всех барибалов, у него довольно длинная морда, большие, до 8 см, уши и короткий хвост.

Образ жизни, питание кермодского медведя

Осенью впадает на полгода в спячку, берлогой может служить расселина или пещера в горах, углубление под корнями упавшего дерева. В середине зимы рождаются детеныши весом около 300 граммов, к весне они вырастают в несколько раз и могут следовать за матерью.

За то, что эти медведи существуют и в наши дни, нужно благодарить индейцев и переселенцев, которые никогда не добывали их ради удивительной белой шкуры. Хотя это довольно робкий хищник, который даже будучи раненым, не нападает, а спасается бегством.

Охотится кермодский медведь на лосося, который поднимается на нерест. Когда не голоден, съедает только икру и голову, остатки рыбы гниют и служат питанием для местной буйной растительности.

Когда сезон рыбалки заканчивается, питается, в основном, растительной пищей: травой, грибам, ягодами, медом, хотя не брезгует падалью, насекомыми.

У двух медведей черного окраса может родиться медвежонок с белой шерстью, если оба родителя являются носителями рецессивной аллели гена окраски. В этом случае шанс появления на свет медведя с белой шерстью 25%, т.е. один к четырем.

Белая окраска кермодского медведя обусловлена встречей двух рецессивных аллелей гена MC1R - того же гена, который отвечает за светлые волосы и кожу у людей. Чтобы родиться белым, зверь должен унаследовать по одной аллели от каждого из родителей, которые совсем не обязательно будут обладателями белого окраса, они только должны быть носителями рецессивного признака. Поэтому вовсе не редки случаи, когда у черной пары рождается белый медвежонок. На материковой части Британской Колумбии белый окрас встречается у одного из из 100 черных медведей.

До сих пор неясно, как возникла мутация, которая привела к появлению белой окраски у черных медведей. Выдвигалась «ледниковая» гипотеза: якобы, белая окраска появилась как адаптация во время последнего ледникового периода, который закончился здесь 11 тысяч лет назад. В те времена большая часть современной Британской Колумбии была покрыта льдом, и белая шкура могла служить отличной маскировкой.

Вот как описывает свою встречу с кермодским медведем призраком Брюс Баркотт:

«Дождевой лес Великого Медведя - один из самых больших прибрежных заповедных лесов умеренного пояса. Этот древесный массив расположен в Канаде, и здесь часто моросит мелкий дождь. Тяжелая от икры рыба переполняет полноводные реки леса - многим хищникам настоящее раздолье. Сейчас к берегу реки неуклюже спускается косолапая фигура - черный медведь идет завтракать.

Марвен Робинсон заметил медведя, но остался равнодушен к его появлению. «Возможно, выше по течению нам повезет больше», - говорит Робинсон. 43-летний Марвен, с ног до головы закутанный в противодождевую экипировку, - лесной гид и представитель индейского племени гитгаат, одного из четырнадцати племен древнего народа цимшиан. Черный медведь - совсем не то, что Марвен хочет сегодня найти. Он ищет гораздо более редкое и почитаемое создание - зверя, которого индейцы гитгаат называют «муксгмол», медведя-призрака, ходячее противоречие - белого черного медведя.

Марвен замечает пучок белой шерсти, зацепившийся за ветку ольхи. «Они где-то рядом, это точно, - говорит Марвен и показывает на обглоданную кору. - Они любят стоять и жевать древесную кору, просто чтобы сообщить другим медведям: я здесь живу и кормлюсь на этой реке».

Проходит час. Мы с Робинсоном терпеливо ждем, взгромоздившись на поросший мхом валун. Наконец в кустарнике послышался шорох. Белый медведь выходит из-под лесного покрова и садится на камень, возвышающийся над поверхностью реки. Нет, он вовсе не чисто-белый.

Скорее, как давно не чищенный ковер цвета ванили. Мишка поворачивает голову из стороны в сторону, вглядываясь в поток в поисках рыбы. Но прежде чем он делает попытку поймать добычу, из леса неожиданно выбегает черный медведь и прогоняет белого с его наблюдательного поста. Хотя, выбегает - слишком сильное слово. Медведи движутся как в замедленной съемке, будто стараются сэкономить каждую калорию перед надвигающейся голодной зимой. Белый медведь тяжело идет прочь и исчезает в чаще…

Когда в конце восемнадцатого века европейские коммерсанты открыли здесь пушную компанию, индейские охотники рьяно взялись поставлять шкуры черных медведей. Но даже в те времена, трогать белого медведя было запрещено, это табу - традиция, пронесенная через много поколений. «О медведе-призраке мы даже никогда не говорим».

Подобное молчание, возможно, является одной из древних мер по защите природы. Запрет на разговоры о белом медведе и тем более на охоту на него позволил гитгаат и соседним племенам сохранить само существование редкого зверя в тайне от торговцев пушниной.

Даже сегодня индейцы гитгаат и китасу-ксайксаис тщательно присматривают за своими подопечными в сезон охоты. «Охотиться на белого медведя на нашей земле - не очень удачная идея, - говорит Робинсон. - Неизвестно, что может случиться. Иногда наши соплеменники могут и выстрелить в ответ».

curious-world.ru

Медведь-призрак или кермодский медведь | Наука и жизнь

В труднодоступных лесах на западном побережье Канады живет таинственный медведь-призрак, как назвали его местные индейцы. Его впервые описал Френсис Кермод, поэтому медведь называется кермодским (Ursus americanus kermodei).

 

Чтобы увидеть этого зверя, к месту его обитания нужно добираться на гидросамолете или лодке. Это один из подвидов американского черного медведя барибала. И около десяти процентов особей имеют шерсть белого или светло-кремового цвета!

Это не белый медведь и не альбинос, как можно было бы думать. Ученые считают, что так сработала генетика, и признак закрепился. Во всех остальных проявлениях — это обычный черный медведь, только белого цвета. Размеры его могут достигать 1,8 метра в длину и до метра — высота в плечах. Весят самцы до 300 кг, самки менее крупные.

Как и у всех барибалов, у него довольно длинная морда, большие, до 8 см, уши и короткий хвост.

 

Фото 3.

 

Охотится кермодский медведь на лосося, который поднимается на нерест. Когда не голоден, съедает только икру и голову, остатки рыбы гниют и служат питанием для местной буйной растительности.

Когда сезон рыбалки заканчивается, питается, в основном, растительной пищей: травой, грибам, ягодами, медом, хотя не брезгует падалью, насекомыми.

 

Фото 4.

 

Осенью впадает на полгода в спячку, берлогой может служить расселина или пещера в горах, углубление под корнями упавшего дерева. В середине зимы рождаются детеныши весом около 300 граммов, к весне они вырастают в несколько раз и могут следовать за матерью.

За то, что эти «духи медведя» существуют и в наши дни, нужно благодарить индейцев и переселенцев, которые никогда не добывали их ради удивительной белой шкуры. Хотя это довольно робкий хищник, который даже будучи раненым, не нападает, а спасается бегством.

 

Фото 5.

 

Вот как описывает свою встречу с этим медведем Брюс Баркотт:

 

Дождевой лес Великого Медведя — один из самых больших прибрежных заповедных лесов умеренного пояса. Этот древесный массив расположен в Канаде, и здесь часто моросит мелкий дождь. Тяжелая от икры рыба переполняет полноводные реки леса — многим хищникам настоящее раздолье. Сейчас к берегу реки неуклюже спускается косолапая фигура — черный медведь идет завтракать.

Марвен Робинсон заметил медведя, но остался равнодушен к его появлению. «Возможно, выше по течению нам повезет больше», — говорит Робинсон. 43-летний Марвен, с ног до головы закутанный в противодождевую экипировку, — лесной гид и представитель индейского племени гитгаат, одного из четырнадцати племен древнего народа цимшиан. Черный медведь — совсем не то, что Марвен хочет сегодня найти. Он ищет гораздо более редкое и почитаемое создание — зверя, которого индейцы гитгаат называют «муксгмол», медведя-призрака, ходячее противоречие — белого черного медведя.

Медведь-призрак (кермодский медведь) — не гибрид, а белая разновидность североамериканского черного медведя, и обитает он исключительно в лесах западного побережья Канады. Гризли, черные медведи, волки, росомахи, горбатые киты и косатки в изобилии водятся в регионе, где с незапамятных времен живут коренные индейские племена, та

 

Фото 6.

Фото 7.

 

Марвен замечает пучок белой шерсти, зацепившийся за ветку ольхи. «Они где-то рядом, это точно, — говорит Марвен и показывает на обглоданную кору. — Они любят стоять и жевать древесную кору, просто чтобы сообщить другим медведям: я здесь живу и кормлюсь на этой реке».

Проходит час. Мы с Робинсоном терпеливо ждем, взгромоздившись на поросший мхом валун. Наконец в кустарнике послышался шорох. Белый медведь выходит из-под лесного покрова и садится на камень, возвышающийся над поверхностью реки. Нет, он вовсе не чисто-белый.

Скорее, как давно не чищенный ковер цвета ванили. Мишка поворачивает голову из стороны в сторону, вглядываясь в поток в поисках рыбы. Но прежде чем он делает попытку поймать добычу, из леса неожиданно выбегает черный медведь и прогоняет белого с его наблюдательного поста. Хотя, выбегает — слишком сильное слово. Медведи движутся как в замедленной съемке, будто стараются сэкономить каждую калорию перед надвигающейся голодной зимой. Белый медведь тяжело идет прочь и исчезает в чаще.

 

Фото 8.

 

Робинсон с детства живет рядом с медведями-призраками. Но все равно всякий раз при встрече с ними замирает, очарованный. «Этот белый медведь очень робок, — говорит Робинсон. — Иногда у меня просто сердце сжимается. Хочется защитить альбиноса. Однажды я видел, как на старого белого медведя напал молодой черный зверь. Я был готов броситься к ним и выпустить на агрессора весь перцовый баллончик. Но, к счастью, белый встал на дыбы и сбросил нападавшего». Робинсон улыбается, прекрасно понимая всю абсурдность желания человека вмешаться в драку медведей.

Инстинкт защиты очень силен у жителей Дождевого леса Великого Медведя. И это — одна из причин того, что медведю-призраку удалось выжить. «Наш народ никогда не охотился на белого медведя», — говорит Хелен Клифтон, с которой мы разговариваем на кухне у нее дома в Хартли-Бей, маленькой рыбацкой деревушке. Хелен — 86-летняя женщина с сильным и уверенным голосом — матриарх клана гитгаат. Хелен рассказывает, что медвежатина никогда не была распространенной едой местных жителей. Когда в конце восемнадцатого века европейские коммерсанты открыли здесь пушную компанию, индейские охотники рьяно взялись поставлять шкуры черных медведей. Но даже в те времена трогать белого медведя было запрещено, это табу — традиция, пронесенная через много поколений. «О медведе-призраке мы даже никогда не говорим», — замечает Хелен.

 

Фото 9.

 

Подобное молчание, возможно, является одной из древних мер по защите природы. Запрет на разговоры о белом медведе и тем более на охоту на него позволил гитгаат и соседним племенам сохранить само существование редкого зверя в тайне от торговцев пушниной. «Я всегда говорю молодым людям, — продолжает Хелен Клифтон, — если ты встретил медведя-призрака, не стоит сообщать об этом по рации всему миру. Если хочешь поделиться с кем-то, скажи, что видел муксгмола. Кому надо, тот поймет. И это поможет нам защитить медведей».

 

Фото 10.

 

Даже сегодня индейцы гитгаат и китасу-ксайксаис тщательно присматривают за своими подопечными в сезон охоты. «Охотиться на белого медведя на нашей земле — не очень удачная идея, — говорит Робинсон. — Неизвестно, что может случиться. Иногда наши соплеменники могут и выстрелить в ответ».

Медведям долго приходилось несладко: не прекращавшиеся на протяжении десятилетий деятельность браконьеров и трофейных охотников и работа лесопилок привели к тому, что медведи гризли стали встречаться в регионе редко. Но когда промышленные предприятия закрылись, а охоту на гризли запретили в некоторых частях дождевого леса, медведи среагировали очень быстро. «В годы моей юности увидеть гризли было настоящим событием», — рассказывает Дуг Стюарт. В качестве офицера рыболовного надзора он наблюдает за нерестом рыбы в царстве Великого Медведя вот уже 35 лет. «А теперь, — продолжает Дуг, — их можно видеть постоянно. Иногда я встречаю до пяти гризли за утро».

Они настолько расплодились, что эксперты опасаются, не оттеснят ли гризли черных, и прежде всего белую разновидность черных медведей, от лучших рыбных мест на реке. «Там, где гризли, не увидишь черного медведя, и белого тоже, — говорит Дуг Нислос, лесной гид из племени китасу-ксайксаис. — Черные медведи предпочитают держаться от гризли подальше».

 

Фото 11.

 

Этот факт дает почву для интересного предположения: возможно, именно гризли обеспечили повышенную концентрацию гена кермодского медведя на островах Гриббелл и Принсесс-Ройал. «Гризли и черные медведи сосуществуют повсюду, кроме этих небольших островов, — говорит Томас Реймчен, биолог из Университета Виктории. — Среда обитания там для гризли слишком ограничена. Им нужны большие поросшие травой устья рек, субальпийские луга и обширная индивидуальная территория, чего на островах не найдешь».

 

Фото 12.

 

Белая окраска кермодского медведя обусловлена встречей двух рецессивных аллелей гена MC1R — того же гена, который отвечает за светлые волосы и кожу у людей. Чтобы родиться белым, зверь должен унаследовать по одной аллели от каждого из родителей, которые совсем не обязательно будут обладателями белого окраса, они только должны быть носителями рецессивного признака. Поэтому вовсе не редки случаи, когда у черной пары рождается белый медвежонок. На материковой части Британской Колумбии белый окрас встречается у одного из 40 или даже из 100 черных медведей.

До сих пор неясно, как возникла мутация, которая привела к появлению белой окраски у черных медведей. Выдвигалась «ледниковая» гипотеза: якобы, белая окраска появилась как адаптация во время последнего ледникового периода, который закончился здесь 11 тысяч лет назад. В те времена большая часть современной Британской Колумбии была покрыта льдом, и белая шкура могла служить отличной маскировкой.

 

Фото 13.

 

Мы с Дугом Нислосом отправляемся на остров Принсесс-Ройал. Выпрыгнув из лодки на берег возле устья небольшой речки, Дуг произносит: «Здравствуй, медведь!». Словно приветствует старого друга по имени Медведь, хотя ни одного животного поблизости не видно. «Мы же не хотим застать их врасплох», — из уст молодого 28-летнего мужчины эти слова звучат неожиданно. На ремне у него — баллончик экстрасильного перцового спрея. Дуг с хрустом проходит по валунам, покрытым россыпью мелких ракушек, и раздвигает занавес дождевого леса.

Мы занимаем позицию под высоким деревом тсуги и потуже затягиваем тесемки капюшонов, чтобы защититься от бесконечного дождя. Недавно Дуг видел здесь белого медведя, однако нет никакой гарантии, что мишка придет сюда и сегодня. Но нам повезло: в начале четвертого Дуг показывает мне на противоположную сторону реки. Белый медведь вразвалку бредет вдоль берега. Под кожей на его животе перекатывается толстый слой жира. Кажется, что шкура велика косолапому на пару размеров. Медведь останавливается над небольшой заводью, затем стремительно бросается в воду и — вот она, добыча: упитанная рыбина около метра длиной.

 

Фото 14.

 

Недавние исследования показали, что белый окрас дает медведю-призраку определенное преимущество при ловле рыбы. Ночью медведи тоже добывают пропитание, и тогда успех в равной мере сопутствует белым и черным особям. Однако Реймчен и Дэн Кинка из Университета Виктории отметили, что в дневное время количество удачных попыток у белых и черных сородичей разное: белым медведям удается поймать рыбу в одной из трех попыток, а черным — в одной из четырех. «Светлые объекты, видимые сквозь поверхность воды, в меньшей степени отпугивают рыбу», — предполагает Реймчен. Возможно, это одна из причин, почему такой признак, как белый окрас шерсти, сохранился до наших дней. Лососевые рыбы — основной источник жира и белка для прибрежных медведей, поэтому удачливая самка может накопить больше жира на время зимы, что потенциально увеличивает число медвежат, которых она произведет на свет.

Остров Принсесс-Ройал все еще во власти дождя, и мы с Дугом Нислосом наблюдаем за пирующим медведем-призраком. Когда добычи много, мишки становятся привередливыми. Некоторые едят только рыбьи головы. Другие вспарывают рыбам животы и высасывают икру. Третьи превращаются в обжор и стараются съесть как можно больше рыбы. «Я раз видел, как медведь-призрак съел 80 лососей в один присест», — улыбается Нислос. Но у нашего медведя своя фишка: он предпочитает обедать в одиночестве. Косолапый берет рыбу в зубы и удаляется вверх по склону холма искать место поукромнее. Минут через двадцать он возвращается, ловит еще одну рыбу и снова уносит ее в лес. Так продолжается несколько часов, пока на остров не опускается ночь — и мы покидаем свой наблюдательный пост.

 

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

 

Окт 12, 2015

zhizninauka.info

Лапа медвежья

Один из самых энергетически правильных талисманов для человека, сильного духом, является лапа медведя. Медведь – символ русского народа. Он олицетворяет его характер, дух и невероятную мощь. Традиционно, что многие древние города имею в своем гербе изображение медведя. В геральдической науке он имеет значение хитрости, свирепости в защите своей территории. Это сакральный тотем, в который заключен боевой дух русской нации. Она сквозь века не смогла растратить способности, заложенные предками.

Ни волк, ни орел, ни другой лесной зверь не вызывают такую симпатию, какая возникает в отношении образа медведя. Собственно весь трепет уважения, вложенный людьми в отношение к медведю, вылился в целую серию тотемических оберегов, отображающих его роль в жизни человека. В далекой древности, используя клыки или когти убитого животного, принято было делать оберег, затем тотем преобразовался в рукотворный амулет, но при этом не утратил своего первичного назначения – питать силу духа.

Медвежий коготь или клык – прекрасный оберег для сильного мужчины-воина. Считалось важным, чтобы дух силы медведя вошел в тело охотника, наделив его своими способностями, а отважный воин мог стать на защиту своего племени, хранить от опасностей своих соплеменников и отстаивать интересы своего рода.

  • Интересно! Считается, что слово «оберег» происходит от корня «бер», что означало медведь у древних Ариев. Беречь, берёг, оберег – оберегающий дух, то качество, которым наделили медведя пращуры.

Прежде всего, магическое значение приобрели когти медведя и клыки, которыми животное пользовалось для нападения на врага или защиты своих владений. И в наше время эти древние знаки не утратили своей актуальности, талисман с духом медвежьей силы – один из самых действенных для сублимации мужской энергии в ауру человека.

Медвежья лапа – символ охотника

Этот амулет является типичным для славян, представляя медведя родственным духом, они отождествляли человека с животным. Поэтому талисман становился своеобразным аккумулятором для ауры, усиливая и обостряя животное чутье в человеке.

Конечно, сам талисман очень давно трансформировался в стилистическое напоминание лапы медведя, совершенно не нужно охотиться за бурым мишкой, чтобы носить на себе его настоящую лапу. Но действие оберега осталось неизменно сильным.

Так же, как и у других народов древности, славяне проводили ритуал инициации, когда мальчику разрешалось войти в возраст мужчины, сдав экзамен на мужественность. После того, как юноша докажет свои способности охотника, умение обращаться с оружием, взять на себя ответственность за добычу пищи, мужчине дарили первый в его жизни амулет – медвежий след.

Выполненный из металла или дерева талисман символизировал переход из возраста детства в следующую серьезную стадию своего развития. Дух медведя должен был вести молодого мужчину, усиливая в нем чутье охотника, мощь воина и ответственность защитника своего племени.

Божество, властвующее над этим оберегом – Велес. Древнее божество, которое могло даровать богатство, защиту от колдовства, мудрость и расчетливость. Порой самого Велеса (Великого) изображали в шкуре медведя, который обходит свои владения и наводит в них порядок.

  • Велес – бог, хозяин Нави. Он имел невероятную власть над магией и колдовством. Мог одаривать благами, а мог карать за подлость и ложь. Всячески поощрял доброго и заботливого хозяина, наделял мужчину смелостью и мудростью.

Это все те качества, которые развивает талисман в характере своего владельца. Главное условие – мужчина должен достигнуть своего совершенного возраста, перешагнуть порог детства, чтобы соответствовать силе духа того, кого призывает в свои духовные наставники.

Коготь медведя – сильнейшая защита от колдовства

Медведь – самое сильное животное в наших лесах, сравниться с ним даже на равных едва ли кому-то дано. Поэтому заручиться его энергетической поддержкой считалось обязательным для всякого человека, особенно в древности, когда множество факторов несли в себе опасность для жизни – человек был очень уязвимым существом.

Как медведь использует свои когти для нападения и защиты своих интересов, так и человек старался, сделав амулет из них, воспользоваться мощью косолапого. Считалось, что если обработать коготь медведя, оправив его в металл, то можно усилить свои защитные способности.

  • Медвежий коготь – амулет защиты. Причем способности оберегать распространялись на многие сферы человеческого бытия. Но особенно выделялись магические моменты – сглаз, порча, колдовской удар.

Коготь медведя является наиболее сильным амулетом для борьбы с ведьмами, колдунами, демонами и прочими Навьми слугами. Его особенная сила создает вокруг своего властелина некий непробиваемый кокон мощной энергии животного. Вследствие чего нападающий колдун, насылающий свои злодейские чары, получает обратно не только свой посыл обратно, но и своеобразный удар медвежьей силы. Причем действие происходит неосознанно, на ментальном уровне, оберегая биоэнергетику человека от всякого зла.

Из-за этих способностей защищать коготь медведя наиболее часто дарили, как оберег детям. Причем этот амулет становился чуть ли не самым первым для малыша. Еще до того, как родится ребенок, старались раздобыть и обработать медвежий коготь, чтобы с первых часов жизни талисман уже висел у колыбельки младенца.

Купить проверенные обереги

Важно! Висящий у кроватки ребенка коготь медведя станет невероятно сильной защитой от сглаза и порчи. Дети не обладают еще сильной аурой, дабы отражать магические удары, которые зачастую бывают неосознанного происхождения, как сглазы. Коготь в данном случае выполняет роль магического охранника младенцу, зорко блюдя его безопасность от всякого наведения недобрых сил.

Клык медведя – сила воина

Изначально предполагалось, что обработать свой первый добытый на охоте клык должен был сам молодой охотник. Оберег становился полноценным только тогда, когда, собрав волю воедино, запасшись упорством и чутьем, мужчина получал свой первый большой трофей в виде поверженного медведя. Именно после такого подвига он становился полноправным защитником племени и воином, на которого можно было возложить надежды рода.

Имея на шее клык медведя, мужчина подтверждал свое место в ряду самых отважных соплеменников. Этот символ победы давал ему право встать на одну ступень с теми, кому отдавались почести и уважение рода. Энергия поверженного врага переходила к тому, кто побеждал.

Нужно признать, что не все мужчины удостаивались участи обработать свой собственный медвежий клык – слабые и хилые так и не получали талисман воина в свое распоряжение. Поэтому таким не удавалось выбиться в ряды уважаемых и почитаемых персон.

До наших дней, конечно, не сохранился ритуал охоты на медведя, но носить сам оберег всё так же разрешено сильному, смелому, целеустремлённому мужчине. Тогда сила медвежьего духа поддержит его и направит по пути побед и достижений.

Важно! Клык – амулет исключительно мужской силы и выносливости, поэтому ношение женщинами категорически не приветствуется, если в ее задачи не входит борьба и упорное достижение целей.

Замечено, что мужская энергетика убивает в женщинах утонченность, изысканность и привлекательность, присущие исключительно им. Поэтому используя обереги сублимирующие в ауру противоположную энергетику, нужно быть крайне осторожными и осмотрительными.

Предостережение!

Медведь не является классическим хищником, каким принято считать волка или лису. Медведю народная молва приписывает образ доброго хозяина, пчеловода и собирателя, который если и использует свою мощь, то только в ответ на зло и нападение врага. Поэтому выбирая себе в амулеты медвежьи символы, нужно четко осознавать меру ответственности. Такой охранник может не только оберегать, но и покарать, если его силой решит заручиться подлый и лживый человек. Избрав себе в защитники и покровители медвежий дух, обязательно соблюдайте законы чести и справедливости.

comments powered by HyperComments

vseobryady.ru

"Медвежьи" легенды

Одна из моих самых больших коллекций посвящена медведям. На сегодняшний день  удалость собрать более двух тысяч экземпляров косолапых – фарфоровых, деревянных, плюшевых, пластмассовых, нарисованных… Не менее интересным оказалось собирать и «медвежьи» легенды, некоторые из которых небезосновательно утверждают: предком человека был именно медведь…

 

Медведь – предок человека

Экспонат экспозиционного комплекса,посвященного М.Б. Кенин - Лопсанув зале шаманизма Национального музеяРеспублики Тыва, г. Кызыл

С легендой о том, как человеческий род пошел от Медведя, я познакомился во время своего путешествия по Республике Тыва. По верованиям тувинского народа, в далекой древности на «азарлар денгири» (на небе племени небожителей) жил «адыг хайыракан» (медведь-бог), который однажды спустился (по другой версии – был сброшен) на землю. От него, представителя рода «азарларов» (небожителей), произошел первый тувинский шаман. Именно поэтому, говорили древние тувинцы, человеческое тело подобно телу медведя.

«Хайыраканом» (богом, владыкой, предком) медведя люди называли из страха и почтения. Считалось, что прямо и громко произносить имя «адыг» (по-русски «медведь») нельзя, поэтому тувинцы применяли иносказательные прозвища – «хайыракан» (предок), «мажаалай» (тихий), «чер кулактыг» (чудовище с земным слухом), «турлуг чуве» (страшное существо), «кара чуве» (черное существо), «улуг хайыракан» (великое божество). В существующем в тувинской речи восклицании «Өршээ, хайыракан!» («Господи, помилуй!») некоторые религиоведы видят отголоски тех самых шаманских воззваний к «медведю как духу-предку».  

В мифах тувинских шаманов медведь – не только предок человека, но и защитник охотников. Согласно древним сказаниям, встретившись с медведем, охотник должен был совершить поклон и угостить зверя пищей. Никто не мог направить в сторону медведя ружье, потому что он являлся владыкой страны. Охота на «хайыракана» была большим грехом.

Существует у тувинцев также миф и об «Адыг-ээрен» (дух-Медведе). По старинному преданию, этот дух-Медведь отличается исключительной наблюдательностью и богатырской силой. Держать дух-Медведя при себе – для защиты юрты от злых духов - могли только шаманы, обладающие «высшей силой».  

Поклонение медведю-предку у современных тувинцев проявляется в сохранившемся ритуале «медвежьего праздника», объединившего в себе элементы тотемизма и промыслового культа. Главной составляющей праздника становится ритуальная (чаще инсценированная) охота на медведя с последующим извинительным обрядом, воспеванием зверя как предка рода, поеданием его мяса и захоронением костей зверя для его скорейшего возрождения.

Одно из известных шаманских обществ в Туве сегодня - «Адыг-ээрен» («Дух медведя»), его председатель Кара-оол Допчун-оол - один из сильнейших тувинских шаманов. В обществе около 30 человек, среди которых Орлана Монгуш, шаманка небесного происхождения, Николай Сарыглар, потомственный шаман, Геннадий Саая, потомственный шаман от духов земли, чертей и Черного Ворона, и другие известные в республике шаманы.

 

Легенда о сотворении мира.

Рассказ деда адыг-тулуша внуку адыг-оолу.

Выдержка из материала газеты «Тувинская Правда», № 4, 2012 год.

Адыг-Тулуш: Когда, создавалась Мать-земля, Солнце и Луна позвали создателя-чаякчы Небо-отца. Солнце светило днем, а Луна ночами. В то время земля была ровная, а небо – синее синего, и ничего не происходило. От тоски Мать-земля рассердилась, образовались горы и равнины, морщины и соленые озера.

– Дед, а почему шаманов называют адыг-ээрен (дух медведя)?

– Потому что растениям, животным и людям досталась частичка создателя Тын, они также как Улу – родственники. Истинное название шамана – Кам-кижи, переводится как защитник рода-племени. Есть еще албыс-шулбус, которые мешают жить людям, потому что они не нашли свое тело на земле, от того они злые и нехорошие. С древних времен повелось так, что Кам–кижи при рождении получает чуть больше небесного тын-духа. Он может путешествовать в миры, обладая памятью и сознанием, используя свой солнечный бубен.

– Дед, а от кого мы произошли?

– Мы – из рода медведей, произошли от медведя. Когда-то он хотел достать Небо-отца, взобрался на вершину горы Тей и коснулся неба. Тут его утреннее солнце опалило, и он спустился со скал без шкуры, а скалы без леса и травы остались, так и появилось племя Адыг-Тулуш. И те скалы теперь называются Хайыракан, и село называется так же, оно находится в Улуг-Хемском кожууне. Вот видишь, мои волосы тут белые – это знак создателя, мы – избранные небом.

Поэтому мы поклоняемся Отцу-небу – Тэнгри. Ежегодно люди должны подниматься на гору Бай-Тайга. Они одевают шапки с острыми верхушками – это знак неба и солнца, напоминающий о том, что мы спустились со скалы на равнину и стали людьми.

sachev.ru


Смотрите также