Главная »
Духи »
Мятежный дух лирики м ю лермонтова сочинение
Мятежный дух лирики м ю лермонтова сочинение
👍Лучшее сочинение – «Мятежный дух лирики М Ю Лермонтова (3)» Лермонтов
1. Основные темы лирики Лермонтова.
2. Философские раздумья и личные переживания.
3. Образы, характерные для лирики поэта.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М. Ю. Лермонтов
Тематика лирики М. Ю. Лермонтова достаточно широка. В ней мы найдем пейзажные зарисовки, стихотворения, посвященные родине, любовные стихотворения, философские раздумья о смысле человеческого бытия, судьбах поколения и родной страны, вере и безверии, стихотворения, соответствующие исторической тематике. Однако, несмотря на столь широкий разброс тем, при ближайшем знакомстве с лирикой Лермонтова легко просматриваются ее ведущие мотивы. Одним из них является мотив резкого неприятия неприглядной действительности, характеризующейся жестокостью и несправедливостью людей по отношению друг к другу, черствостью и равнодушием, зачастую прикрытых фальшивой улыбкой:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Неудовлетворенность современной действительностью заставляет поэта обращаться к историческим сюжетам. В прошлом России и других стран Лермонтов пытается найти героические образы, которых он не видит в повседневной жизни. Для лирического героя Лермонтова характерно противопоставление себя обществу и связанные с этим чувства отчужденности и одиночества. В то же время в пейзажных зарисовках порой просматривается гармоничное соответствие между стихийными проявлениями природных сил и душевным состоянием лирического героя:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..
Но нередко на фоне невозмутимой гармонии природы лишь резче проступает мучительный разлад, царящий в душе лирического героя:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Пейзажная лирика в творческом наследии Лермонтова тесно переплетается с мотивами философского осмысления вечных проблем бытия. В ней, как и во всем творчестве поэта, ярко видны характерные противоречия. Природа выступает то как неисчерпаемый источник духовного обновления человека, то как зеркало, в котором отражаются страдания одинокой души («На севере диком...», «Утес»).
Легко заметить, насколько противоречивы и неоднозначные переживания лирического героя Лермонтова: он «мятежный, просит бури», и он же ищет «свободы и покоя», хотел бы «забыться и заснуть»! Жажда деятельности, борьбы и разочарование в жизни, порывы любви и веры и в то же время холодное, демоническое созерцание порочного мира... Именно благодаря этим, казалось бы, неразрешимым противоречиям лирика Лермонтова обрела неповторимое своеобразие. Эти темы повторяются у всех авторов. Особенность каждого состоит в том, как он раскроет конкретную.
Так, тема родины, как и вся лирика Лермонтова, сопровождается двойственным отношением: «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ» — «Люблю отчизну я, но странною любовью! / Не победит ее рассудок мой».
Вот в этих словах: «Не победит ее рассудок мой», — возможно, скрыт один из ключей к пониманию противоречий, переполняющих лирику Лермонтова. Это противопоставление чувства и рассудка, божественной и демонической природы человека. Особенно резко проступает оно в любовной лирике Лермонтова. Глубине и силе чувств лирического героя нередко противостоит его гордость: «Я не унижусь пред тобой...».
Размышляя о судьбах своего поколения, Лермонтов сурово осуждает равнодушие и бездеятельность своих ровесников, бесцельность их существования. Эта тема нашла воплощение и в прозаическом произведении Лермонтова — романе «Герой нашего времени». В лирике поэта звучит и другая тема, также отразившаяся в романе, — тема поиска смысла жизни и попыток постичь основы мироздания. Тема самопознания вообще очень важна в творческом наследии Лермонтова — личность оказывается сосредоточением борьбы вселенских сил добра и зла, а взаимоотношения человека с сущностями иной природы (Богом, ангелами и демонами) предстают как проявление различных полюсов человеческой души.
Пронзительная тема одиночества в творчестве Лермонтова тесно смыкается с темой избранности и судьбы неординарной личности. Естественное противопоставление таланта — избранника Божьего — толпе, чьи сердца очерствели и перестали воспринимать божественные откровения, становится основной причиной трагического несоответствия между миром внутренним и миром внешним. В стихотворении «Пророк» герой находит гармонию в природе. Птицы и звезды оказываются ближе к Богу, чем сердца людей, некогда оживленные искрой Его дыхания.
Характерные для творчества поэта экзистенциальные противоречия нашли воплощение в образах маски и демона, а также изгнанника (пленника или странника). Демон — это тот же странник, изгнанник из рая и пленник своей гордыни, своего знания, своей нелюбви к миру. Образ демона — один из центральных в лирике Лермонтова. Он как нельзя лучше отражает противоречия, свойственные человеческой душе — радужные предчувствия, которые зачастую оказываются ложными, и горькое разочарование, которое способно отравить всю жизнь:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
Образ демона является своеобразным преломлением темы одиночества и избранности, однако избранность в данном случае выступает в качестве своего рода проклятия. Впрочем, в «Пророке», хотя там избранность и является даром Божиим, она также в глазах людей выступает лишь признаком неосновательной гордыни героя. В лирике Лермонтова встречается и прямое сопоставление судьбы демона и лирического героя: Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой...
Если образ демона — это символическое выражение отчужденности, замкнутости и презрения к миру, то образ маски — это символ притворства и лжи, весьма распространенных в человеческом обществе.
Образ узника («Узник», «Пленный рыцарь») еще одна интерпретация темы одиночества и мучительного вынужденного бездействия. Стремление к движению, к борьбе, в которых личность духовно растет, нашло наиболее сильное отражение в знаменитом стихотворении Лермонтова «Парус»:
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 15 тысяч сочиненийСохранить сочинение:
|
sochineniepro.ru
👍Сочинение Мятежный дух лирики М Ю Лермонтова Лермонтов
1. Основные темы лирики Лермонтова.
2. Философские раздумья и личные переживания.
3. Образы, характерные для лирики поэта.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М. Ю. Лермонтов
Тематика лирики М. Ю. Лермонтова достаточно широка. В ней мы найдем пейзажные зарисовки, стихотворения, посвященные родине, любовные стихотворения, философские раздумья о смысле человеческого бытия, судьбах поколения и родной страны, вере и безверии, стихотворения, соответствующие исторической тематике. Однако, несмотря на столь широкий разброс тем, при ближайшем знакомстве с лирикой Лермонтова легко просматриваются ее ведущие мотивы. Одним из них является мотив резкого неприятия неприглядной действительности, характеризующейся жестокостью и несправедливостью людей по отношению друг к другу, черствостью и равнодушием, зачастую прикрытых фальшивой улыбкой:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Неудовлетворенность современной действительностью заставляет поэта обращаться к историческим сюжетам. В прошлом России и других стран Лермонтов пытается найти героические образы, которых он не видит в повседневной жизни. Для лирического героя Лермонтова характерно противопоставление себя обществу и связанные с этим чувства отчужденности и одиночества. В то же время в пейзажных зарисовках порой просматривается гармоничное соответствие между стихийными проявлениями природных сил и душевным состоянием лирического героя:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..
Но нередко на фоне невозмутимой гармонии природы лишь резче проступает мучительный разлад, царящий в душе лирического героя:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Пейзажная лирика в творческом наследии Лермонтова тесно переплетается с мотивами философского осмысления вечных проблем бытия. В ней, как и во всем творчестве поэта, ярко видны характерные противоречия. Природа выступает то как неисчерпаемый источник духовного обновления человека, то как зеркало, в котором отражаются страдания одинокой души («На севере диком...», «Утес»).
Легко заметить, насколько противоречивы и неоднозначные переживания лирического героя Лермонтова: он «мятежный, просит бури», и он же ищет «свободы и покоя», хотел бы «забыться и заснуть»! Жажда деятельности, борьбы и разочарование в жизни, порывы любви и веры и в то же время холодное, демоническое созерцание порочного мира... Именно благодаря этим, казалось бы, неразрешимым противоречиям лирика Лермонтова обрела неповторимое своеобразие. Эти темы повторяются у всех авторов. Особенность каждого состоит в том, как он раскроет конкретную.
Так, тема родины, как и вся лирика Лермонтова, сопровождается двойственным отношением: «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ» — «Люблю отчизну я, но странною любовью! / Не победит ее рассудок мой».
Вот в этих словах: «Не победит ее рассудок мой», — возможно, скрыт один из ключей к пониманию противоречий, переполняющих лирику Лермонтова. Это противопоставление чувства и рассудка, божественной и демонической природы человека. Особенно резко проступает оно в любовной лирике Лермонтова. Глубине и силе чувств лирического героя нередко противостоит его гордость: «Я не унижусь пред тобой...».
Размышляя о судьбах своего поколения, Лермонтов сурово осуждает равнодушие и бездеятельность своих ровесников, бесцельность их существования. Эта тема нашла воплощение и в прозаическом произведении Лермонтова — романе «Герой нашего времени». В лирике поэта звучит и другая тема, также отразившаяся в романе, — тема поиска смысла жизни и попыток постичь основы мироздания. Тема самопознания вообще очень важна в творческом наследии Лермонтова — личность оказывается сосредоточением борьбы вселенских сил добра и зла, а взаимоотношения человека с сущностями иной природы (Богом, ангелами и демонами) предстают как проявление различных полюсов человеческой души.
Пронзительная тема одиночества в творчестве Лермонтова тесно смыкается с темой избранности и судьбы неординарной личности. Естественное противопоставление таланта — избранника Божьего — толпе, чьи сердца очерствели и перестали воспринимать божественные откровения, становится основной причиной трагического несоответствия между миром внутренним и миром внешним. В стихотворении «Пророк» герой находит гармонию в природе. Птицы и звезды оказываются ближе к Богу, чем сердца людей, некогда оживленные искрой Его дыхания.
Характерные для творчества поэта экзистенциальные противоречия нашли воплощение в образах маски и демона, а также изгнанника (пленника или странника). Демон — это тот же странник, изгнанник из рая и пленник своей гордыни, своего знания, своей нелюбви к миру. Образ демона — один из центральных в лирике Лермонтова. Он как нельзя лучше отражает противоречия, свойственные человеческой душе — радужные предчувствия, которые зачастую оказываются ложными, и горькое разочарование, которое способно отравить всю жизнь:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
Образ демона является своеобразным преломлением темы одиночества и избранности, однако избранность в данном случае выступает в качестве своего рода проклятия. Впрочем, в «Пророке», хотя там избранность и является даром Божиим, она также в глазах людей выступает лишь признаком неосновательной гордыни героя. В лирике Лермонтова встречается и прямое сопоставление судьбы демона и лирического героя: Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой...
Если образ демона — это символическое выражение отчужденности, замкнутости и презрения к миру, то образ маски — это символ притворства и лжи, весьма распространенных в человеческом обществе.
Образ узника («Узник», «Пленный рыцарь») еще одна интерпретация темы одиночества и мучительного вынужденного бездействия. Стремление к движению, к борьбе, в которых личность духовно растет, нашло наиболее сильное отражение в знаменитом стихотворении Лермонтова «Парус»:
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
ПоискБольшая база сочинений для вас открыта всегдаСохранить себе |
vamsochinenie.ru
👍Сочинение – «МЯТЕЖНЫЙ ДУХ ЛИРИКИ М Ю ЛЕРМОНТОВА» Лермонтов
Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в не самое благополучное, а точнее, в одно из самых сложных в истории России время - николаевскую реакцию, которая наступила вслед за национально-патриотическим подъемом, вызванным победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Воспитывался будущий поэт в семье, близкой к декабристским кругам. Брат бабушки, А. Столыпин, дружил с Грибоедовым и Рылеевым; другой брат, Д. Столыпин, был близким другом Пестеля. С детства Лермонтов буквально «впитывал» дух свободомыслия. Казни, изгнания, вынужденное молчание и бездействие современников только разжигали мятежность его духа. Отчаявшись что-нибудь изменить к лучшему в социально-экономическом укладе страны, многие передовые люди из дворянства ушли от борьбы за преобразование отечества, их протест выражался не в действии, а лишь в отрицании всего и вся, в озлоблении. Это всеобщее бездействие наиболее волновало поэта. Не боясь преследований со стороны царя, Лермонтов не перестает бичевать современников, он вскрывает все язвы своего смирившегося и покорившегося «воле Господней» поколения.
Склоняясь перед памятью своего кумира, в то же время гордо и смело входит Лермонтов в литературу: его знаменитое стихотворение «Смерть Поэта», написанное в первые дни после смерти А. С. Пушкина, мгновенно облетело всю страну. В нем Лермонтов бесстрашно и открыто выступает против погрязшего в клевете, обмане, зависти высшего общества и называет врагов Пушкина «палачами». Более того, автор обещает и предсказывает Божий суд, который «не доступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед». Лермонтов нисколько не сомневается и заставляет поверить всех, что суд этот явится расплатой за все зло, причиненное «дивному гению», страстному певцу воли и свободы:
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
И эти дерзкие слова стали причиной его ссылки.
«Смерть Поэта» - не первое стихотворение Лермонтова, в котором автор бунтует против равнодушия, пассивности своего поколения. Еще в пятнадцатилетнем возрасте в стихотворении «Жалобы турка» поэт с грустью и сожалением говорит о том, как рано угасают в своем отечестве «умы и хладные и твердые, как камень», с неподдельным возмущением отзывается об угнетающем человека крепостном праве, унижающем его родину:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! Этот край... моя отчизна!
И, продолжая эту тему в стихотворении «1831-го июня 11 дня», юный поэт увлеченно и уверенно заявляет:
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал...
Действовать, действовать, действовать - призывал Лермонтова его мятежный дух. И как горько и обидно было поэту, что эти слова не являлись лозунгом целого поколения, живущего без цели и стремлений. Печаль, презрение и осуждение - вот что ждет современников:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Жаждущий действия поэт порицает и осуждает своих современников за то, что они «к добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы; перед опасностью позорно малодушны и перед влас-тию - презренные рабы» («Дума»), что они стоят в стороне от общественной борьбы. Лермонтов призывает свое поколение не жить «ошибками отцов и поздним их умом». В стихотворении «Поэт» автор предсказывает, что потомок «прах наш оскорбит презрительным стихом... обманутого сына» за отсутствие твердых убеждений и сильных чувств, за неспособность на большое дело, на подвиг.
Доказательством тому, что сам Лермонтов готов был на такой подвиг во имя большого дела, служит его жизнь. А в стихотворении «Из Андрея Шенье» он так и сказал:
За дело общее, быть может, я паду,
Иль жизнь в изгнании бесплодном проведу...
Мятежным духом поэта проникнуто и стихотворение «Желанье», в котором автор подчеркивает свою готовность к риску, готовность сразиться со стихией, какой бы страшной она ни была:
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Поэт жаждет борьбы со стихией, которая даст ему уверенность в своих силах. Чем грознее и непредсказуемее будет она, тем более закалится дух. «Буйный спор с дикой прихотью пучин» дает Лермонтову радость и наслаждение свободой. Только в таком «буйном споре» мятежный дух поэта способен удовлетвориться.
Призыв к действию, к борьбе во имя собственной свободы и свободы грядущих поколений - отличительные черты лирики Лермонтова. Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 20 тысяч сочиненийСохранить сочинение: Сочинение по вашей теме МЯТЕЖНЫЙ ДУХ ЛИРИКИ М Ю ЛЕРМОНТОВА. Поищите еще с сайта похожие. |
antisochinenie.ru
👍Лучшее сочинение – «Мятежный дух лирики М Ю Лермонтова» Лермонтов
Так жизнь скучна, когда боренья нет.
М. Ю. Лермонтов
Кто не помнит знаменитых пушкинских слов: «В мой жестокий век восславил я свободу!» Это было написано в середине 30-х годов XIX века. Но истинно «жестокий век» наступил в России после 1825 года и продолжался три десятилетия. Царствование Николая I сопровождалось виселицами и ссылками на каторгу. Вся страна была превращена в грандиозную военную казарму. Свирепствовала цензура, под запретом оказались слова «свобода» и «вольность».
Взгляды М. Ю. Лермонтова формировались в мрачных условиях «жестокого» века. Уже в юношеских его стихах звучат свободолюбивые мотивы и протест против царившей в стране реакции. В стихотворении «Жалоба турка» юный Лермонтов так говорил о своей родине:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!
Друг! Этот край... моя отчизна!
Для лермонтовского героя характерны революционная мятежность, глубокая скорбь и ощущение своего одиночества. Его «Узник» стремится на волю, но у него нет единомышленников, нет поддержки: «Одинок я — нет отрады...» Мы чувствуем трагическое одиночество, обреченность юноши.
Поэт противопоставляет эпохе насилия и произвола рожденных собственной фантазией борцов за свободу — гордого Демона и вольнолюбивого Мцыри. «Царь познанья и свободы», Демон отрицает неограниченную власть, прославляет человека, который не склоняет головы даже перед богами на небесах. Во взволнованном рассказе юного беглеца Мцыри, в его страстном откровении — свободолюбивый идеал поэта:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну, но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Лермонтов критикует «нынешнее племя», не способное сдержать «клятву верности», за покорность судьбе и бездеятельность. В приподнятом, возвышенном тоне написано стихотворение «Париж, 30 июля 1830 года», в котором Лермонтов приветствует Французскую революцию, «знамя вольности», которое, как дух, реет «пред гордою толпою».
В стихотворении «Тучи» Лермонтов противопоставляет, в сущности, не тучи и поэта, а два мировосприятия, два типа отношения к жизни. Та свобода, которая «освобождает человека от горячей привязанности к другому, от теплоты, от участия в судьбе века», не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле — чувство родины. И как бы ни сильна была его тоска, он не променяет судьбу изгнанника и свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания, потому что нет родины.
Мятежная душа поэта просит бури. Он не может жить так, как большая часть его современников, людей умных, образованных, но равнодушных и смиренных. Он обличает их и в стихотворении «Дума». «Позорное малодушие», душевная апатия этих людей приведет к забвению целого поколения. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Свобода не приходит сама, за нее борются, страдают, идут на каторгу и умирают. Дав уничтожающую характеристику поколению 30-х годов, Лермонтов негодует и грустит одновременно. Он призывает своих современников встряхнуться от спячки, зовет к активной деятельности. Поэт не может сдержать своего негодования, которое переходит в решительный протест:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!
Лермонтов чувствует себя гражданином, чей талант поэта должен служить народу и родине. Поэт должен всегда быть с народом и «во дни торжеств», и дни «бед народных». Лермонтов убежден, что задача поэзии состоит в том, чтобы «воспламенять бойца для битвы».
В своей всегда искренней, страстной и взволнованной поэзии Лермонтов желает видеть народ и родину свободными. Он восстает против политического гнета, против бездеятельности и страстно зовет современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Подобно мятежному и одинокому парусу, Лермонтов не знает покоя, хотя порой и мечтает о нем.
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 15 тысяч сочиненийСохранить сочинение:
|
sochineniepro.ru