Олицетворение первобытным человеком явлений объективного и субъективного мира явилось первой формой представления человека о сверхъестественном. Вот почему Ф. Энгельс говорил: “Именно это стремление к олицетворению и создало повсюду богов” 1 Олицетворенные предметы и явления первобытный человек подвергал моральной оценке. Благоприятные из них считались добрыми, неблагоприятные – злыми. 117 Ряд явлений, которые в одном отношении были благоприятными, а в другом – неблагоприятными, так и представлялись двойственными: и добрыми и злыми одновременно. Главное, чего ждал от них первобытный человек, это чтобы хорошее в олицетворенных явлениях и предметах обильнее проявляло себя, злое – воздерживалось от действий. Следует учесть, что не все из олицетворенного человеком попадает в разряд религиозного. Ведь олицетворение дало начало искусству, художественному освоению действительности. В область религии отходили только те продукты духовной деятельности человека, в которых получали свое олицетворение силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни; силы, перед которыми человек чувствовал свою беспомощность, испытывал страх, зависел от них 2. Именно благодаря такому олицетворению в сознании первобытного человека впервые возникли представления о сверхъестественных существах. Со сверхъестественными существами человек пытался наладить связи, как с себе подобными. Он их упрашивал, задабривал, угрожал им. Один из европейских путешественников был свидетелем того, как вождь североамериканского племени, испугавшись внезапной ночной грозы, встал и начал предлагать грому табаку, чтобы этим заставить его умолкнуть 3. С развитием социально-экономической жизни и обогащением опыта человек убеждается, что явления природы на самом деле и не живые и не личные. Но, не зная сущности этих явлений, он представил себе, что ими управляют какие-то неведомые, таинственные силы, существа. Они со временем и начали называться добрыми или злыми духами. В вере в духа можно ясно видеть остаток олицетворения явлений объективного и субъективного мира. Так, у многих народов общие понятия и представления о предметах, явлениях и боги (духи) этих явлений назывались одним и тем же словом. Следовательно, раньше они и представлялись одним и тем же. Л. Я. Штернберг, описывая религию гиляков, свидетельствует: “Гкляк называет вселенную курн, но этим же словом он обозначает понятие личного человекоподобного бога. Словом паль он обозначает гору и бога – “хозяина” горы, словом толь – море и бога моря” 4. 118 Или возьмем для примера религию древних римлян. По словам английского историка Дж. Мэрфи, “Веста у римлян была не только духом – хранителем очага, но и самим огнем, горящим в очаге; Янус оказывался не просто духом порога, охраняющим дверь, – он был самим порогом, самой дверью; Юпитер осмысливался не только как дух неба, обнаруживающийся в молнии, но и сама молния”5. Подобно этому и у древних славян Трясовица– это и один из видов лихорадки и одновременно один из духов лихорадки; злыдни – и духи бедности и сама бедность и тому подобное 6. Поскольку первобытный человек смотрел на мир открытыми глазами ребенка, то мир в его сознании играл всеми своими красками, всем многообразием своих качеств. Мир казался человеку нагромождением огромного количества самых разнообразных и неизвестных предметов и явлений. Человек воспринимал множественность мира, но еще не усматривал в этой множественности единства. Эта множественность переносилась и на сверхъестественное. За каждым отдельным явлением тогда предполагался отдельный дух. Исследователь религиозных верований австралийцев английский ученый Олд-фильд писал: “Число страшных, хотя и нелюбимых сверхъестественных существ, которых они признают, крайне велико; не только небо населено ими, но и вся поверхность земли кишит сверхъестественными существами: каждый лесочек, большинство водопоев, все скалистые места заполнены ими. Так само всякое естественное явление считается делом духов...”7 Подобно этому гвинейские негры тоже считали, что в скалах, в дуплах деревьев, в горах, реках, в лесах, пещерах – возде живут добрые и злые духи 8. Духов человек тогда представлял себе хотя и особенными существами, такими, что их видит не каждый, но вполне конкретными, материальными, имеющими свое определенное “тело”. Так, духа леса – лесовика древние славяне рисовали себе в виде старого деда, своим внешним видом напоминавшего старое корявое дерево; духа зимы – в виде крепкого, тепло одетого старика с красным носом; духа воды – водяного – в виде толстого, одутловатого человека с длинным косматым чубом; полу-денницу – в виде старой женщины с растрепанными рыжими косами в красном платье и т.п. 119 Особенность этих духов – в отличие от последующих представлений о богах – заключалась в том, что их считали не творцами, а просто хозяевами тех или иных предметов и явлений. Лесовой, домовой, например, не создавали леса, дома, а только жили и хозяйничали в них. Если исчезал лес, дом, вместе с ними исчезали и лесовик, домовой. В пересохшей реке водяной больше не жил. Все духи, как и олицетворяемые ими предметы и явления, по представлению первобытных людей существовали один рядом с другим. И в этой обособленности они были друг другу равны. Представление о равенстве духов отображало не только ступень состояния и развития человеческого познания того времени. Оно являлось и своеобразным отображением состояния первобытного общества, в котором все члены общества были равны между собой. Между духами, как и между людьми, могли быть тогда только более сильные или более слабые, но не главенствующие и подчиненные. studfiles.netГлава 1. Мир богов и духов в представлениях ненцев. Вера в богов и духов одним словом
От веры в духов к вере в единого бога в начале было олицетворение
Равноправные духи-боги
ВЕР - Мир богов и духов - Религия
Смотрите еще толкования, синонимы и значения слова ВЕР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
slovar.cc
Глава 1. Мир богов и духов в представлениях ненцев
ТОП 10:
Мы не знаем, как называли свою религию ненцы в конце XVI - начале XVIII столетия. Слов "шаманизм" и "шаман" в их языке не было. Понятие "шаманизм" ("шаманство") появилось в литературе очень давно - в XVIII веке. Слово "шаман", воспринятое из языка эвенков, упоминается в письменных источниках еще более раннего времени: в "отписках" и "доездах" русских служилых людей, в ясачных книгах и других документах XVII века: а немного позднее - в сочинениях иностранцев, описывавших обычаи народов Сибири [Токарев, 1990, с. 267]. Через русских переселенцев оно распространилось по всей Сибири, а затем проникло в западноевропейские языки и стало интернациональным научным термином. Существующие определения термина "шаманство" неодинаковы. Ученые по-разному истолковывают суть этого явления, однако практически все сходятся в том, что шаман - это священнослужитель в своем обществе, который выступает посредником между своим коллективом и сверхъестественным миром божеств. Следовательно, чтобы правильно понимать функции шамана, вначале мы должны познакомиться с общими представлениями ненцев об окружающем мире. Согласно традиционному мировоззрению ненецкого народа, растения, животные, люди, а также невидимые силы, обозначаемые термином "духи",- это создания единой Природы, которые находятся в постоянном взаимодействии. Для религиозной психологии ненцев характерно чувство зависимости от сверхъестественных сил, окружающих оленевода, охотника и рыбака. В религии ненцев олицетворение природы основано на принципах древнего дуалистического мировоззрения, свойственного ранним ступеням развития общественного сознания. По представлениям ненцев, у каждого объекта или явления окружающей природы, будь то река или озеро, дерево или камень, птица или зверь, и т. д., имеется свой "хозяин" - самостоятельное существо, как бы слившееся с данным объектом или явлением. Такое восприятие - одно из проявлений идеологии шаманизма, основанной на анимистических представлениях, связанных с обожествлением природы, почитанием животного мира. У ненцев имеется весьма многочисленный и сложный пантеон, включающий десятки имен: Илебям'пэртя (бертя) - бог изобилия, дарующий людям оленей, Cuy-Нга-Нися - отец семи смертей, Я'Миня - богиня-покровительница рождения и земли, ЯмалНе - богиня Ямала, Я'Небя - мать Земля и др. Эти боги являются, по существу, олицетворением сил и стихий природы и выступают покровителями разных видов человеческой деятельности. Важнейшее место в пантеоне занимают два образа богов. Один из них - Нум , олицетворение сияющего неба. Это верховное божество, которое пребывает в небесной зоне Вселенной и распоряжается судьбами народов. В его ведении находятся и судьбы шаманов. Облик Нума остается для нас не вполне ясным. Словом Нум обозначаются и невидимое абстрактное божество - Нум Вэсоко, и небеса как сфера Вселенной - нум'тид (нув'тид), куда поднимаются шаманы. Второй образ связан с подземным миром, где, по воззрениям ненцев, обитают враждебные людям духи. Это - глава духов нижнего мира, НгаВэсоко. Представления о Нга Вэсоко также не совсем ясны. Ненцы считают, что это грозное божество питается кровяной пищей и душами умерших людей и каждый раз требует себе жертв. В случае их отсутствия или недовольства дарами он насылает на народ различные бедствия, болезни и омерть. После кончины провинившегося человека Нга берет его душу к себе в услужение и посылает на землю причинять зло всему живому. Нга живет на девятом ярусе подземного мира, достигаемом шаманами, приносящими жертву. Согласно мифам и легендам ненцев, Нга участвовал в сотворении мира. В некоторых преданиях Нум и Нга называются братьями. К обитателям Нижнего мира относятся Мэд'на - дух уродов, Хабця'Минрена - дух всех болезней, Хансосяда - дух, уносящий разум, Я'Вол - дух зла земли и др. Кознями пришельцев из этой враждебной страны объясняли глазные болезни, проказу, паралич, понос, нарывы, цингу и т. д. Жизнь обитателей Нижнего мира в легендах и мифах изображается схожей с бытом людей. Ненецкие боги и духи - это фантастическое отражение самих ненцев, их устремлений, желаний, вкусов и потребностей. Б соответствии со своими понятиями и особенностями мыслительной деятельности ненцы представляли себе и формы связи с этими существами, полагая, что на них можно влиять путем жертвоприношений, ублажая и подкупая угощениями. Чем слабее чувствовал себя человек, тем обильнее были жертвы. Представления о взаимосвязи людей с миром богов и духов обусловили и веру в необходимость соблюдения определенных норм поведения, которые обеспечивают сохранение сложившихся отношений со сверхъестественными существами. Нарушение установленных правил, по воззрениям ненцев, вызывает недовольство богов и духов и приводит к дисгармонии, проявляющейся в возникновении болезней, эпидемий, пожаров, засухи и других несчастий и стихийных бедствий. Морально-этические нормы по отношению к божествам и духам у ненецкого народа были четко и однозначно определены и предполагали безусловное подчинение. Едва ли не самая большая часть религиозно-этических норм связана с пребыванием человека на природе: в тундре, на воде, в тайге и т. д. Правила поведения в таких местах были обусловлены преимущественно почитанием духов-хозяев данной местности и отражали зависимость людей от сил природы. По религиозным воззрениям ненцев, на земле существуют духи-хозяева: хозяин гор - Пэ'Ерв, хозяин лесной зоны - Пэдара Ере, хозяин моря - Яв'Ерв, хозяин озера - ТоЕре, хозяин реки - Яха'Ерв и др. К ним обычно обращается каждый верующий. От их воли будто бы зависит умножение поголовья оленей, здоровье и благополучие людей. Считалось, что за нарушение религиозно-этических норм эти "нечеловеческие существа" карают здесь же, на этой земле, при жизни, а не после смерти провинившегося, что, конечно, укрепляло у ненцев чувство не только зависимости, но и страха. Любое несчастье рассматривалось как наказание. С помощью шамана обычно выясняли, кем из духов и за что послано наказание, как смягчить его или избавиться от него, какую жертву принести в искупление. В общем, правила поведения сводились к серии различных запретов, оберегающих от людей покой духов-хозяев данной местности и их богатства. Все духи-хозяева сами по себе не добры и не злы, но они могут быть дружественны или неблагожелательны по отношению к человеку, в зависимости от его поведения: если он проявляет должное почтение к ним, соблюдает установленные запреты, правила охоты, не действует излишне жестоко, убивает животных лишь в необходимом количестве, то духи милостивы к нему, посылают дичь. В случае нарушения правил они гневаются и наказывают человека. Эти запреты отражают бережное отношение ненцев к окружающей природе, которое имеет рациональную основу, подтвержденную опытом жизни и хозяйствования в местных условиях многих поколений оленеводов, охотников и рыбаков. Вот некоторые нормы поведения. Во время пребывания в тундре или тайге на промысле зверя запрещается кричать, свистеть, громко смеяться и разговаривать. Нельзя загрязнять воду в реках и озерах, так как хозяин воды - Ид'Ерв этого не терпит и рано или поздно наказывает за неуважение к себе различными неприятностями, болезнями. Некоторые ненцы говорят о недопустимости вырывать траву с корнем, мотивируя данный запрет таким образом: трава - волосы земли и хозяин земли -Я'Ерв гневается за боль, причиняемую ей, и карает провинившихся. Нарушение правил поведения по отношению к духам и божествам в условиях семейного быта также влекло за собой различные виды наказания. Эти правила сосуществовали с этическими нормами, которые определяли формы поведения в среде родственников, сложившиеся на основе классификационной системы родства с ее делением на старших и младших. Нарушение этики в отношениях между людьми подвергалось осуждению в обычном праве, преимущественно в воспитательном аспекте. Но стоило преступить нормы поведения, предписывающие уважительное отношение к духам, как следовало наказание, которое причиняло нарушителю ощутимый ущерб - болезнь либо иное несчастье. Считалось совершенно недопустимым осквернять огонь, бросая в него мусор и нечистоты, класть в огонь острые железные предметы, перешагивать через очаг, наступать на золу. Нельзя было отступать от ежедневного кормления и угощения огня кусочками пищи и напитками, входившими в рацион хозяев чума. За пренебрежение перечисленными нормами поведения хозяин или хозяйка огня - Ту'Ерв или Ту'Хада наказывали обитателей жилища различными болезнями и лишали их своей охраны от злых духов. В каждой семье хранятся изображения духов-покровителей домашнего очага: хозяйки чума - Мядпухуца. духа-предка - нгытырма или сидрянг. Как и раньше, изготавливаются они специальными людьми и освящаются шаманами. По поверьям ненцев, в мире множество богов и духов с конкретными назначениями и функциями; они определяют весь ход жизни - рождение, болезни, смерть, удачи, несчастья и т. п. Во главе всех богов и духов стоит Вечный Нум Вэсоко, который все видит и знает. Восстановление нарушенной в природе гармонии является главным назначением шамана, предопределенным свыше. Для выполнения данной цели шаманы наделяются даром ясновидения - внутренним зрением (сэвтана) и всевидением, магическим слухом (ябта инзелесь) - способностью видеть и воспринимать последствия возмущения "сил природы". В отдаленные от наших дней времена был установлен своего рода закон взаимоотношений между шаманом и природой: шаман обязан почитать своих предков, строго соблюдать древние обычаи тундры, тайги, гор, рек, почитать и задабривать духов-хозяев промысловых угодий (хэхэ'седа) и, главное, охранять род от духов болезней и несчастий (нгылико. хабцанго минрена и тэри нгамзэ). Смысл жизни у ненцев заключается в потомстве, счастье, соблюдении заветов отцов. Цель жизни многогранна - материальное благополучие, здоровье и долгая жизнь, утверждение своего "я" и др. Шаманы, опираясь на традиционные ценности, выступали в роли авторитетного регулятора общественной жизни оленеводов, рыбаков и охотников. Религиозно-этические нормы, утверждавшие традиционную мораль, касались буквально всех сторон жизни человека, предписывали ему определенный тип поведения с целью умилостивить сверхъестественные силы. Как и в других религиях, в шаманизме ненцев представлены общечеловеческие моральные требования: не убивать, не красть, уважать родителей, не желать зла ближнему и т. д. По шаманским представлениям, зло наказуемо, поэтому нельзя лгать, обманывать, обижать сирот и больных и т. п. Принцип "хывы" или "хывы, илар вэвангэнгу" ("грех" или "грех! У тебя будет плохая жизнь") действовал эффективно. Имелись особые предписания и запреты в отношении женщин. Женщины не могли участвовать в общественном жертвоприношении (хан'ты), ездить на посвященном божествам олене, посещать культовые места и т. д.; они не допускались на церемонии посвящения шамана, изготовления и кормления некоторых категорий сядаев (идолов). Женщины считались нечистыми во время и после родов и менструаций. Менструальная кровь, по шаманским представлениям, оскверняет не только саму женщину, но и ее дом и мужа. Поэтому, для того чтобы вернуться к домашним и семейным делам, после родов и менструации женщина должна пройти обряд очищения (нибтесь). У ненцев разработаны предписания и запреты, относящиеся к приготовлению и приему пищи. Существовали строгие правила забоя животного и разделки туши, распределения мяса между участниками жертвоприношений духам. Обязательным было угощение домашних духов кусочками свеженины и вином, запрещалось употреблять в пищу мясо некоторых зверей и птиц, например горностая, лисы, гагары, орла, вороны, чайки, лебедя. Роль шаманов в религиозно-нравственной и религиозно-правовой жизни своего общества была особенно велика. Они истолковывали волю богов и разъясняли, кого и за что забрали боги или духи. В сферу влияния шаманизма входили властные отношения, экономика и культура.
infopedia.su
Глава 1. Мир богов и духов в представлениях ненцев. «Шаманы и Боги»
Мы не знаем, как называли свою религию ненцы в конце XVI - начале XVIII столетия. Слов "шаманизм" и "шаман" в их языке не было. Понятие "шаманизм" ("шаманство") появилось в литературе очень давно - в XVIII веке. Слово "шаман", воспринятое из языка эвенков, упоминается в письменных источниках еще более раннего времени: в "отписках" и "доездах" русских служилых людей, в ясачных книгах и других документах XVII века: а немного позднее - в сочинениях иностранцев, описывавших обычаи народов Сибири [Токарев, 1990, с. 267]. Через русских переселенцев оно распространилось по всей Сибири, а затем проникло в западноевропейские языки и стало интернациональным научным термином.
Существующие определения термина "шаманство" неодинаковы. Ученые по-разному истолковывают суть этого явления, однако практически все сходятся в том, что шаман - это священнослужитель в своем обществе, который выступает посредником между своим коллективом и сверхъестественным миром божеств. Следовательно, чтобы правильно понимать функции шамана, вначале мы должны познакомиться с общими представлениями ненцев об окружающем мире.
Согласно традиционному мировоззрению ненецкого народа, растения, животные, люди, а также невидимые силы, обозначаемые термином "духи",- это создания единой Природы, которые находятся в постоянном взаимодействии. Для религиозной психологии ненцев характерно чувство зависимости от сверхъестественных сил, окружающих оленевода, охотника и рыбака.
В религии ненцев олицетворение природы основано на принципах древнего дуалистического мировоззрения, свойственного ранним ступеням развития общественного сознания. По представлениям ненцев, у каждого объекта или явления окружающей природы, будь то река или озеро, дерево или камень, птица или зверь, и т. д., имеется свой "хозяин" - самостоятельное существо, как бы слившееся с данным объектом или явлением. Такое восприятие - одно из проявлений идеологии шаманизма, основанной на анимистических представлениях, связанных с обожествлением природы, почитанием животного мира.
У ненцев имеется весьма многочисленный и сложный пантеон, включающий десятки имен: Илебям'пэртя (бертя) - бог изобилия, дарующий людям оленей, Cuy-Нга-Нися - отец семи смертей, Я'Миня - богиня-покровительница рождения и земли, ЯмалНе - богиня Ямала, Я'Небя - мать Земля и др. Эти боги являются, по существу, олицетворением сил и стихий природы и выступают покровителями разных видов человеческой деятельности.
Важнейшее место в пантеоне занимают два образа богов. Один из них - Нум , олицетворение сияющего неба. Это верховное божество, которое пребывает в небесной зоне Вселенной и распоряжается судьбами народов. В его ведении находятся и судьбы шаманов. Облик Нума остается для нас не вполне ясным. Словом Нум обозначаются и невидимое абстрактное божество - Нум Вэсоко, и небеса как сфера Вселенной - нум'тид (нув'тид), куда поднимаются шаманы.
Второй образ связан с подземным миром, где, по воззрениям ненцев, обитают враждебные людям духи. Это - глава духов нижнего мира, НгаВэсоко. Представления о Нга Вэсоко также не совсем ясны. Ненцы считают, что это грозное божество питается кровяной пищей и душами умерших людей и каждый раз требует себе жертв. В случае их отсутствия или недовольства дарами он насылает на народ различные бедствия, болезни и омерть. После кончины провинившегося человека Нга берет его душу к себе в услужение и посылает на землю причинять зло всему живому. Нга живет на девятом ярусе подземного мира, достигаемом шаманами, приносящими жертву. Согласно мифам и легендам ненцев, Нга участвовал в сотворении мира. В некоторых преданиях Нум и Нга называются братьями.
К обитателям Нижнего мира относятся Мэд'на - дух уродов, Хабця'Минрена - дух всех болезней, Хансосяда - дух, уносящий разум, Я'Вол - дух зла земли и др. Кознями пришельцев из этой враждебной страны объясняли глазные болезни, проказу, паралич, понос, нарывы, цингу и т. д. Жизнь обитателей Нижнего мира в легендах и мифах изображается схожей с бытом людей.
Ненецкие боги и духи - это фантастическое отражение самих ненцев, их устремлений, желаний, вкусов и потребностей. Б соответствии со своими понятиями и особенностями мыслительной деятельности ненцы представляли себе и формы связи с этими существами, полагая, что на них можно влиять путем жертвоприношений, ублажая и подкупая угощениями. Чем слабее чувствовал себя человек, тем обильнее были жертвы.
Представления о взаимосвязи людей с миром богов и духов обусловили и веру в необходимость соблюдения определенных норм поведения, которые обеспечивают сохранение сложившихся отношений со сверхъестественными существами. Нарушение установленных правил, по воззрениям ненцев, вызывает недовольство богов и духов и приводит к дисгармонии, проявляющейся в возникновении болезней, эпидемий, пожаров, засухи и других несчастий и стихийных бедствий. Морально-этические нормы по отношению к божествам и духам у ненецкого народа были четко и однозначно определены и предполагали безусловное подчинение.
Едва ли не самая большая часть религиозно-этических норм связана с пребыванием человека на природе: в тундре, на воде, в тайге и т. д. Правила поведения в таких местах были обусловлены преимущественно почитанием духов-хозяев данной местности и отражали зависимость людей от сил природы. По религиозным воззрениям ненцев, на земле существуют духи-хозяева: хозяин гор - Пэ'Ерв, хозяин лесной зоны - Пэдара Ере, хозяин моря - Яв'Ерв, хозяин озера - ТоЕре, хозяин реки - Яха'Ерв и др. К ним обычно обращается каждый верующий. От их воли будто бы зависит умножение поголовья оленей, здоровье и благополучие людей. Считалось, что за нарушение религиозно-этических норм эти "нечеловеческие существа" карают здесь же, на этой земле, при жизни, а не после смерти провинившегося, что, конечно, укрепляло у ненцев чувство не только зависимости, но и страха. Любое несчастье рассматривалось как наказание. С помощью шамана обычно выясняли, кем из духов и за что послано наказание, как смягчить его или избавиться от него, какую жертву принести в искупление.
В общем, правила поведения сводились к серии различных запретов, оберегающих от людей покой духов-хозяев данной местности и их богатства. Все духи-хозяева сами по себе не добры и не злы, но они могут быть дружественны или неблагожелательны по отношению к человеку, в зависимости от его поведения: если он проявляет должное почтение к ним, соблюдает установленные запреты, правила охоты, не действует излишне жестоко, убивает животных лишь в необходимом количестве, то духи милостивы к нему, посылают дичь. В случае нарушения правил они гневаются и наказывают человека. Эти запреты отражают бережное отношение ненцев к окружающей природе, которое имеет рациональную основу, подтвержденную опытом жизни и хозяйствования в местных условиях многих поколений оленеводов, охотников и рыбаков.
Вот некоторые нормы поведения. Во время пребывания в тундре или тайге на промысле зверя запрещается кричать, свистеть, громко смеяться и разговаривать. Нельзя загрязнять воду в реках и озерах, так как хозяин воды - Ид'Ерв этого не терпит и рано или поздно наказывает за неуважение к себе различными неприятностями, болезнями. Некоторые ненцы говорят о недопустимости вырывать траву с корнем, мотивируя данный запрет таким образом: трава - волосы земли и хозяин земли -Я'Ерв гневается за боль, причиняемую ей, и карает провинившихся.
Нарушение правил поведения по отношению к духам и божествам в условиях семейного быта также влекло за собой различные виды наказания. Эти правила сосуществовали с этическими нормами, которые определяли формы поведения в среде родственников, сложившиеся на основе классификационной системы родства с ее делением на старших и младших. Нарушение этики в отношениях между людьми подвергалось осуждению в обычном праве, преимущественно в воспитательном аспекте. Но стоило преступить нормы поведения, предписывающие уважительное отношение к духам, как следовало наказание, которое причиняло нарушителю ощутимый ущерб - болезнь либо иное несчастье.
Считалось совершенно недопустимым осквернять огонь, бросая в него мусор и нечистоты, класть в огонь острые железные предметы, перешагивать через очаг, наступать на золу. Нельзя было отступать от ежедневного кормления и угощения огня кусочками пищи и напитками, входившими в рацион хозяев чума. За пренебрежение перечисленными нормами поведения хозяин или хозяйка огня - Ту'Ерв или Ту'Хада наказывали обитателей жилища различными болезнями и лишали их своей охраны от злых духов.
В каждой семье хранятся изображения духов-покровителей домашнего очага: хозяйки чума - Мядпухуца. духа-предка - нгытырма или сидрянг. Как и раньше, изготавливаются они специальными людьми и освящаются шаманами. По поверьям ненцев, в мире множество богов и духов с конкретными назначениями и функциями; они определяют весь ход жизни - рождение, болезни, смерть, удачи, несчастья и т. п. Во главе всех богов и духов стоит Вечный Нум Вэсоко, который все видит и знает.
Восстановление нарушенной в природе гармонии является главным назначением шамана, предопределенным свыше. Для выполнения данной цели шаманы наделяются даром ясновидения - внутренним зрением (сэвтана) и всевидением, магическим слухом (ябта инзелесь) - способностью видеть и воспринимать последствия возмущения "сил природы". В отдаленные от наших дней времена был установлен своего рода закон взаимоотношений между шаманом и природой: шаман обязан почитать своих предков, строго соблюдать древние обычаи тундры, тайги, гор, рек, почитать и задабривать духов-хозяев промысловых угодий (хэхэ'седа) и, главное, охранять род от духов болезней и несчастий (нгылико. хабцанго минрена и тэри нгамзэ).
Смысл жизни у ненцев заключается в потомстве, счастье, соблюдении заветов отцов. Цель жизни многогранна - материальное благополучие, здоровье и долгая жизнь, утверждение своего "я" и др. Шаманы, опираясь на традиционные ценности, выступали в роли авторитетного регулятора общественной жизни оленеводов, рыбаков и охотников. Религиозно-этические нормы, утверждавшие традиционную мораль, касались буквально всех сторон жизни человека, предписывали ему определенный тип поведения с целью умилостивить сверхъестественные силы.
Как и в других религиях, в шаманизме ненцев представлены общечеловеческие моральные требования: не убивать, не красть, уважать родителей, не желать зла ближнему и т. д. По шаманским представлениям, зло наказуемо, поэтому нельзя лгать, обманывать, обижать сирот и больных и т. п. Принцип "хывы" или "хывы, илар вэвангэнгу" ("грех" или "грех! У тебя будет плохая жизнь") действовал эффективно.
Имелись особые предписания и запреты в отношении женщин. Женщины не могли участвовать в общественном жертвоприношении (хан'ты), ездить на посвященном божествам олене, посещать культовые места и т. д.; они не допускались на церемонии посвящения шамана, изготовления и кормления некоторых категорий сядаев (идолов). Женщины считались нечистыми во время и после родов и менструаций. Менструальная кровь, по шаманским представлениям, оскверняет не только саму женщину, но и ее дом и мужа. Поэтому, для того чтобы вернуться к домашним и семейным делам, после родов и менструации женщина должна пройти обряд очищения (нибтесь).
У ненцев разработаны предписания и запреты, относящиеся к приготовлению и приему пищи. Существовали строгие правила забоя животного и разделки туши, распределения мяса между участниками жертвоприношений духам. Обязательным было угощение домашних духов кусочками свеженины и вином, запрещалось употреблять в пищу мясо некоторых зверей и птиц, например горностая, лисы, гагары, орла, вороны, чайки, лебедя.
Роль шаманов в религиозно-нравственной и религиозно-правовой жизни своего общества была особенно велика. Они истолковывали волю богов и разъясняли, кого и за что забрали боги или духи. В сферу влияния шаманизма входили властные отношения, экономика и культура.
litresp.ru