3 ноября. Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. Не знаете какого вы духа лк 9 55


rumagic.com : Не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 55) : Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) : читать онлайн

«Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9, 55)

31 августа 1948 г. Вторник недели 10-й по Пятидесятнице

Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим» (Лк. 9, 51). Господь знал, что ждет Его в Иерусалиме, знал, что там примет страшную крестную смерть, и пошел. Он мог бы остаться в Галилее, где ничто не грозило Ему, где не было злых врагов Его, книжников и фарисеев. Но Он не остается, Он идет туда, где ждет Его смерть.

Что же, не достаточно ли этого одного, чтобы познали мы, что Он добровольно принял смерть за грехи мира?

Он пошел, как всегда, пешком; пошел в дальний путь. Послал вперед некоторых из Своих учеников, чтобы приготовили Ему отдых в селении на пути. Ученики пошли, а селение было самарянское. Надо вам знать, что самаряне с иудеями не сообщались, между ними была вражда. Откуда и почему была эта вражда?

Из-за того, что самаряне принимали не все книги Ветхого Завета, а только пять книг Моисея, а все остальные отвергали. Они утверждали, что молиться Богу и приносить Ему жертвы можно только на горе Гаризим, а иудеи утверждали, что приносить жертвы и молиться Богу можно только в храме Иерусалимском. Вот это разделяло их, отсюда пошла вражда между ними. Они увидели Спасителя, узнали в Нем еврея и не приняли.

Тогда возгорелся гнев в учениках Христовых, любимых Его учениках, Иоанне и Иакове, гнев такой пылкий, что они хотели бы истребить этих самарян, просили у Христа позволения помолиться, чтобы ниспал на них с неба огонь, подобно тому, как молился пророк Илия, и по молитве его трижды попалял огонь с неба тех, кого послал нечестивый царь Ахав, чтобы схватить его.

Видите, к чему приводит разделение, вражда между людьми: оно приводит к тому, что люди стремятся друг друга истребить. Даже апостолы — те, которые всегда были со Христом, всегда слышали Его слова, полные любви, — даже они воспылали желанием призвать на самарян огонь с неба.

Так страшна вражда, так страшно разделение между людьми. Таким разделением, какое было между самарянами и иудеями, но гораздо худшим разделением полна нынешняя наша жизнь. И мы все разделены на отдельные народы, на отдельные государства, даже отдельные общественные группы, между которыми существует разделение и вражда: разделение, зависящее от различия наших политических и общественных взглядов, разделение, зависящее от разницы наших религиозных учений, разделение, зависящее даже от простой антипатии, которую мы питаем к людям только потому, что обычаи и нравы у людей другие, чем у нас, только потому, что они по внешности не таковы, как мы. Антипатичны нам бывают черты лица, даже структура тела других людей.

Ненавидят в южных штатах Америки несчастных негров за то, что черна кожа их, что приплюснут нос и толсты губы. Противны многим из нас черты лиц, не похожие на русские: не нравятся черты лица резко выраженного еврейского или монгольского типа; не нравятся их нравы и обычаи и всё различие наружное. И как было тогда, когда пришел Господь из Галилеи в Иерусалим, не принимают люди друг друга, отталкивают друг друга.

Умножается деление людей на разные группы, и нет святого единства между людьми, нет того, о чем просил Господь и Бог наш Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве к Отцу Своему перед крестными страданиями Своими.

Он молился об апостолах Своих, а потом и обо всех, верующих в Него: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 20–21).

Святые апостолы Павел и Петр в посланиях своих не раз научают нас тому, что не должно быть вражды и разделения между людьми; между ними должно быть единомыслие, единодушие, единение в любви.

Но люди не внимают этому призыву, совсем не понимают его, как не понимали ближайшие ученики Христовы, Иаков и Иоанн, которые хотели молиться о ниспослании огня с неба. Господь строго остановил их. Он сказал им: «Не знаете, какого вы духа…» Не знаете, какого вы духа, не знаете, что дух христианский должен быть духом любви ко всем, духом единения, а не разделения между людьми. А соединить может только святая любовь. Думаю я, что многие из вас тоже не знают, какого они духа.

Часто вы готовы просить, чтобы Бог истребил тех, кто причиняет вам зло и призываете все кары и страдания Божии на них, и недовольны тем, что Господь терпит их, и забываете о великих словах Божиих: «Мне отмщение, Аз воздам» (Втор. 32, 35. Евр. 10, 30). Он, только Он, Бог Всеведущий, имеет право воздавать каждому по делам его, а мы никому не имеем права мстить, не смеем и просить Бога о наказании тех, кто противен нам, кто мешает нам жить.

Господь Сам знает, кого и когда надо наказать, кому и когда надо отомстить. А вы молчите; вы не просите, чтобы Господь ниспослал огонь с неба и истребил тех, кого Он терпит. Помните, помните об этом, никогда не забывайте, как не приняли, отвергли Его самаряне, и какие удивительные слова были сказаны апостолам: «Не знаете, какого вы духа». Аминь.

rumagic.com

3 ноября. Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 9, ст. 49 - 56. 

 

49. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

50. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

51. Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;

52. и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;

53. но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

54. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

55. Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

56. ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

(Лк. 9, 49–56)

 

Служение Спасителя подходило к концу, и когда приблизились дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим (Лк. 9, 51). Прямой путь из Галилеи в Иерусалим лежал через Самарию, но большинство иудеев избегало его по причине существования вековой вражды между иудеями и самарянами, которые делали все возможное, чтобы помешать паломникам, пытавшимся пройти через их землю. Желая подготовить самарян к Своему прибытию, Господь послал вестников пред лицем Своим (Лк. 9, 52), чтобы они приготовили для Него и сопровождавших Его апостолов помещение для ночлега или дневного отдыха.

Блаженный Феофилакт поясняет: «Хотя Он знал, что самаряне не примут Его, однако ж, послал вестников, чтобы отнять у самарян всякое извинение, чтобы впоследствии они не могли сказать, что мы приняли бы Его, если б Он послал кого-нибудь перед Собой. Поступил Он так вместе и для пользы учеников Своих, а именно: чтобы они, когда увидят Его на Кресте в оскорблении, не соблазнились, но из настоящего случая научились, что как теперь Он незлобиво перенес презрение от самарян и даже самим ученикам воспретил возбуждать в Нем гнев на обидчиков, так и тогда терпит распятие не потому, будто бы Он бессилен, но потому, что долготерпелив».

Но самаряне не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим (Лк. 9, 53). В идя неприятие Господа жителями и будучи еще несовершенными, ученики Спасителя сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? (Лк. 9, 54). Но н а гневное заявление сынов Зеведеевых, желавших низвести огонь на неразумных самарян подобно пророку Илии, наказавшему посланных к нему от царя Охозии (4 Цар. 1, 1–12 ), Господь отвечает: не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 55). Этими словами Спаситель учит апостолов тому, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей, а напротив, научает переносить обиды с кротостью. Господь собственным примером научает своих последователей быть незлобивыми.

Александр Павлович Лопухин пишет: «На гневное заявление сынов Зеведеевых, которых сам Господь назвал сынами грома (Мк. 3, 17), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в Себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа».

Христос дал апостолам власть совершать чудеса, и они, несомненно, совершали их, потому что только испытавшие силу своего слова могли так уверенно сказать, что по их слову сойдет огонь с неба. Но в этом случае братья Иаков и Иоанн забыли, что сила эта дана им для того, чтобы делать добро, а не зло, и что их Учитель заповедал им прощать обидчиков, а не мстить им. И ученики Его должны быть проникнуты тем же духом любви и всепрощения.

Святитель Лука Крымский замечает: «Не знаете, какого вы духа, не знаете, что дух христианский должен быть духом любви ко всем, духом единения, а не разделения между людьми. А соединить может только святая любовь».

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что сама суть христианской жизни заключается в том, чтобы, как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжать дух мирен», который поможет нам внимательно и терпеливо относиться к нашим ближним, проявляя подлинные любовь и смирение.  Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

tv-soyuz.ru

2 ноября. Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 9, ст. 49–56. 

 

9.49. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

9.50. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

9.51. Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;

9.52. и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;

9.53. но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

9.54. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

9.55. Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

9.56. ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

(Лк. 9, 49–56)

 

Служение Спасителя подходило к концу, и когда приблизились дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим (Лк. 9, 51). Прямой путь из Галилеи в Иерусалим лежал через Самарию, но большинство иудеев избегало его по причине существования вековой вражды между иудеями и самарянами, которые делали все возможное, чтобы помешать паломникам, пытавшимся пройти через их землю. Желая подготовить самарян к Своему прибытию, Господь послал вестников пред лицем Своим (Лк. 9, 52), чтобы они приготовили для Него и сопровождавших Его апостолов помещение для ночлега или дневного отдыха.

Блаженный Феофилакт поясняет: «Хотя Он знал, что самаряне не примут Его, однако ж послал вестников, чтобы отнять у самарян всякое извинение, чтобы впоследствии они не могли сказать, что мы приняли бы Его, если б Он послал кого-нибудь перед Собой. Поступил Он так вместе и для пользы учеников Своих, а именно: чтобы они, когда увидят Его на Кресте в оскорблении, не соблазнились, но из настоящего случая научились, что как теперь Он незлобиво перенес презрение от самарян и даже самим ученикам воспретил возбуждать в Нем гнев на обидчиков, так и тогда терпит распятие не потому, будто бы Он бессилен, но потому, что долготерпелив».

Но самаряне не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим (Лк. 9, 53). Видя неприятие Господа самарянами и будучи еще несовершенными, ученики Спасителя сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? (Лк. 9, 54). Но на гневное заявление сынов Зеведеевых, желавших низвести огонь на неразумных самарян, подобно пророку Илии, наказавшему посланных к нему от царя Охозии ( 4 Цар. 1, 1–12 ), Господь отвечает: не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 55). Этими словами Спаситель учит их тому, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей, а напротив, научает переносить обиды с кротостью. Господь собственным примером научает апостолов быть незлобивыми.

Александр Павлович Лопухин пишет: «На гневное заявление сынов Зеведеевых, которых сам Господь назвал сынами грома (Мк. 3, 17), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в Себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа».

Христос дал апостолам власть совершать чудеса, и они, несомненно, совершали их, потому что только испытавшие силу своего слова могли так уверенно сказать, что по их слову сойдет огонь с неба. Но в этом случае братья Иаков и Иоанн забыли, что сила эта дана им для того, чтобы делать добро, а не зло, и что их Учитель заповедал им прощать обидчиков, а не мстить им. И ученики Его должны быть проникнуты тем же духом любви и всепрощения.

Святитель Лука Крымский замечает: «Не знаете, какого вы духа, не знаете, что дух христианский должен быть духом любви ко всем, духом единения, а не разделения между людьми. А соединить может только святая любовь».

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что сама суть христианской жизни заключается в том, чтобы, как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжать дух мирен», который поможет нам внимательно и терпеливо относиться к нашим ближним, проявляя подлинные любовь и смирение. 

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

tv-soyuz.ru


Смотрите также