Для чего древние египтяне сохраняли тела умерших как мумии? Древние египтяне считали это жилищем духа умершего человека


Древнеегипетское представление о человеке

[adsense_id=»1″]

Результатом тысячелетних осмыслений погребальных обычаев, возникших из-за стремления сохранить тело умершего поблизости от его родных и близких, и медитативного познания сущности человеческого существа является учение великих посвященных Египта о человеке.

Посвященные Древнего Египта считали, что человек — это многомерное существо, которое имеет семь оболочек (из которых были поименованы пять), соответствующих семи уровням его существования.

Сах –физическое тело

Первая оболочка человека (др.-егип. Сах) — его вещественное тело, видимая часть человеческого существа. Она является лишь малой частью того, что на самом деле представляет собой человек.

Главное назначение оболочки Сах — входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим.

По состоянию и виду тела посвященный мог судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек.

Чистое тело могло со временем загрязниться и стать ритуально нечистым, а загрязненное тело могло быть очищено. Египетские посвященные полагали, что загрязнения в духовных оболочках в конце концов проникают и в вещественное тело, где проявляются в виде физических недугов.

Очистить Сах можно было употреблением более чистой пищи и питья, проведением обрядов ритуального очищения при помощи воды, солей натрия, воскурений, мазей, а также очищением духовных оболочек при помощи молитв, заклинаний, гимнов и т. п.

Египтяне дорожили сохранностью тела умершего. Более всего они заботились о сохранности головы — «седалища жизни». Обезглавливание и сожжение считались в Египте страшной участью. Не менее отвратительным представлялось быть растерзанным шакалами. Этого желали только врагам богов.

Тело покойного тщательно омывали, очищали солями натрия, умащали и бальзамировали. Первые, еще несовершенные попытки мумификации тел имели место уже при царях первых династий (начало III тысячелетия до н. э.).

Чтобы подстраховать умершего на случай уничтожения его Сах, египтяне устанавливали в гробницах портретные копии умершего из дерева и камня, в которые при необходимости могли вселяться его энергетические оболочки.

Считалось, что боги также имеют Сах, то есть данное в ощущениях тело. Помимо тел, созданных природой, боги стали пользоваться и оболочками, изготовленнымилюдьми — изваяниями, священными предметами и изображениями в храмах.

Ка — душа-двойник (биополе)

[adsense_id=»3″]

Вторая оболочка человека (др.-егип. Ку, позд.-егип. Ка, Кэ) представляла собой его жизненную энергию, эфирное тело, энергетический двойник человека, душу-двойник. Из современных понятий более всего этому соответствует термин «биополе».

Ка — это, с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, а с другой — Ка неразрывно связано с личностью, индивидуальностью умершего, его телесными и духовными чертами.

Посвященные могли узреть Ка в виде цветного, радужного сияния вокруг вещественного тела. Обычно вещественное тело и энергетический двойник человека не разлучаются. Но при слабом здоровье, сильном нервном потрясении или возбуждении эфирная оболочка Ка может частично покинуть тело Сах. В результате этого человек впадает в полубессознательное состояние или транс.

Незадолго до смерти, когда энергетическому двойнику Ка становится неуютно в вещественном теле Сах, он может выйти из него. (В этом заключено удивительное явление привидения-двойника — многие видят своих двойников перед смертью.)

После смерти человека его Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить там умершего, направляющегося к своему Ка. Они оба пребываютв мире ином, вместе с тем Ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего (вернее, принимает энергетические двойники-/Са яств и напитков, ладана и проч.)

Уже в гробницах вельмож Древнего царства ставились каменные или деревянные портретные изваяния умершего, которые в случае уничтожения или повреждения его мумии должны были стать пристанищем для Ка умершего. Портретное сходство изваяния было очень важно, чтобы душа-ТСа узнала его и вселилась в него.

Боги также имели Ка. Бог Птах имел свое Ка в святилище Мемфиса. Бог Ра имел 14 Ка — по мужскому и женскому аспекту на индивидуально отраженную энергию каждого светила (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна).

Ба — душа-проявление (астральное тело)

Третья оболочка человека (др.-егип. Би, позд.-егип. Ба, Бэ) сущность человека, то, что называют «жизненной силой», душа-проявление, оболочка подсознания, которую в современной литературе нередко именуют «астральным телом».

Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций. Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под влиянием каждого воздействия ощущений, чувств, желаний и мыслей.

В Древнем царстве считалось, что Ба обладают толь-ко боги, цари и первосвященники, то есть великие посвященные.

Ба мыслилось как нечто отдельно существующее только после смерти великого посвященного. Ба изображалось в виде сокола с головой человека. Полагали также, что Ба — это энергия, которая оживляет изваяние или фетиш бога, или мумию (при этом Сах и Ба мыслились связанными тесными узами).

Когда сущность (Ба) отделяется от тела (Сах), последнее впадает в сонное оцепенение. Посвященные египтяне могли по своему желанию совершать в виде Ба странствия в различные места и даже в мир иной.

Вместе с тем Ба, которое, как птица, могло покидать тело спящего, мумию в гробнице, изваяние бога или царя и удаляться сколь угодно далеко, неизменно должно было возвращаться к тому телу, чьей душой оно являлось. Ба изображалось иногда сидящим на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, но непременно спускающимся в гробницу к телу, с которым оно было связано.

Ба образуют мир иной душ и мир сновидений. Более того, именно Ба умершего обладало способностью переселяться в другие тела, переходить в другую вещественную сущность.

В «Книге Мертвых» говорится о вселении Ба умершего в божественного золотого ястреба, в птицу Феникс, в журавля, ласточку, овна, крокодила, змею.

Боги тоже имели свои души Ба, нередко несколько. Бог Pa обладал даже семью Ба, астральными энергиями семи светил (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна). Кроме того, планета Марс считалась Ба Гора (Красный Гор), Юпитер — Ба Гора и Ба Сета, Сатурн — Ба быка Гора.

Неподвижные звезды и созвездия также рассматривались как Ба богов. К примеру, созвездие Ориона считалось Ба Осириса (особенно Пояс Ориона), созвездие Большого Пса (звезда Сириус) — Ба Исиды. 36 звездных деканов воплощали Ба определенных богов.

Иногда один бог считался Ба другого бога. В частности, Ра именуется в текстах Ба Нуна, Апис — Ба Птаха, Сокарис — Ба Осириса.

Эб — душа-сердце (ментальное тело)

Четвертая оболочка человека (др.-егип. Иб, позд.-егип. Эб) душа-сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходит современное понятие «ментальное тело»).

Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб это бессмертная душа.

Средоточием человеческого сознания египетские посвященные считали сердце. Отсюда — единое именование для двух понятий: «ментальное тело» и «сердце». После смерти человека Эб возвращается к своему всеобщему первоисточнику — Эб бога Осириса.

Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, дать богам неблагоприятные показания о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека.

«Книга Мертвых» (главы 27 и 30) содержит магические заклинания, побуждающие Эб не свидетельствовать на Загробном Суде против умершего.

В процессе мумификации тела в него нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Амулет скарабея пеленался и над сердцем мумии. Эб-скарабей должен был обеспечить умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде.

Данная символика иносказательно описывает Эб как энергию Солнца, ведь скарабей — символ бога Хепри (одна из ипостасей Ра — бог восходящего Солнца).

Єб – надсознание (причинное или кармическое тело)

Пятая оболочка человека — также Эб, душа-причина или надсознание (ближайшее современное понятие: «причинное или кармическое тело»). Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие вопло щения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания.

Именно душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье, роде, племени, народе, товариществе и государстве, с членами которых у нее были связи и в прежних воплощениях.

Єб — самосознание

Шестая оболочка человека — также Эб, душа-смысл или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.

Если душа Эб (сознание) загрязнена злыми мысле-образами, то они препятствуют душе-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мгла препятствуют Солнцу (Оку Уджат) воспринять поверхность Земли.

Ах — дух

Седьмая оболочка человека — дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает «светлый, просветленный, освещенный, блаженный».

Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно все, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.

Ах — один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний,- перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки.

Дух-Ax есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра, а также собирательная множественность духов-душ или душ-духов инобытия, которые гостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба, Ах).

Дух Ах изображался в виде хохлатого ибиса.

Таким образом, при обращении с живым или мертвым человеком надо было принимать во внимание все семь его оболочек. Немалое внимание египетские посвященные уделяли и подлинному имени (др.-егип. Рин, позд.-егип. Рен) и тени (др.-егип. Шуит) человека.

Источник: «Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету»

[adsense_id=»2″]

www.theafterlife.ru

Представления египтян о структуре человеческой личности.

(по египетской Книге Мёртвых).

http://se.uploads.ru/MPfv6.jpg

Посвященные Древнего Египта считали, что человек - это многомерное существо, которое имеет семь оболочек (из которых были поименованы пять), соответствующих семи уровням его существования.

Первая оболочка человека (др.-егип. Сах) - его вещественное тело, видимая часть человеческого существа. Она является лишь малой частью того, что на самом деле представляет собой человек. Главное назначение оболочки Сах - входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим.

По состоянию и виду тела посвященный мог судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек.

Чистое тело могло со временем загрязниться и стать ритуально нечистым, а загрязненное тело могло быть очищено. Египетские посвященные полагали, что загрязнения в духовных оболочках в конце концов проникают и в вещественное тело, где проявляются в виде физических недугов. Очистить Сах можно было употреблением более чистой пищи и питья, проведением обрядов ритуального очищения при помощи воды, солей натрия, воскурений, мазей, а также очищением духовных оболочек при помощи молитв, заклинаний, гимнов и т. п.

Вторая оболочка человека (др.-егип. Ку, позд.-егип. Ка, Кэ) представляла собой его жизненную энергию, эфирное тело, энергетический двойник человека, душу-двойник. Из современных понятий более всего этому соответствует термин "биополе".

Ка - это, с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, а с другой - Ка неразрывно связано с личностью, индивидуальностью умершего, его телесными и духовными чертами.

      Посвященные могли узреть Ка в виде цветного, радужного сияния вокруг вещественного тела. Обычно вещественное тело и энергетический двойник человека не разлучаются. Но при слабом здоровье, сильном нервном потрясении или возбуждении эфирная оболочка Ка может частично покинуть тело Сах. В результате этого человек впадает в полубессознательное состояние или транс.

Незадолго до смерти, когда энергетическому двойнику Ка становится неуютно в вещественном теле Сах, он может выйти из него. (В этом заключено удивительное явление привидения-двойника - многие видят своих двойников перед смертью.)

      После смерти человека его Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить там умершего, направляющегося к своему Ка. Они оба пребывают в мире ином, вместе с тем Ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего.

Боги также имели Ка. Бог Птах имел свое Ка в святилище Мемфиса. Бог Ра имел 14 Ка - по мужскому и женскому аспекту на индивидуально отраженную энергию каждого светила (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна).

Третья оболочка человека (др.-егип. Би, позд.-егип. Ба, Бэ) сущность человека, то, что называют "жизненной силой", душа-проявление, оболочка подсознания, которую в современной литературе нередко именуют "астральным телом".

Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций. Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под влиянием каждого воздействия ощущений, чувств, желаний и мыслей.

      В Древнем царстве считалось, что Ба обладают только боги, цари и первосвященники, то есть великие посвященные.

      Ба мыслилось как нечто отдельно существующее только после смерти великого посвященного. Ба изображалось в виде сокола с головой человека. Полагали также, что Ба - это энергия, которая оживляет изваяние или фетиш бога, или мумию (при этом Сах и Ба мыслились связанными тесными узами).

      Когда сущность (Ба) отделяется от тела (Сах), последнее впадает в сонное оцепенение.

Посвященные египтяне могли по своему желанию совершать в виде Ба странствия в различные места и даже в мир иной.

Ба образуют мир иной душ и мир сновидений. Более того, именно Ба умершего обладало способностью переселяться в другие тела, переходить в другую вещественную сущность.

Боги тоже имели свои души Ба, нередко несколько. Бог Pa обладал семью Ба, астральными энергиями семи светил (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна). Кроме того, планета Марс считалась Ба Гора (Красный Гор), Юпитер - Ба Гора и Ба Сета, Сатурн - Ба быка Гора.     

Неподвижные звезды и созвездия также рассматривались как Ба богов. К примеру, созвездие Ориона считалось Ба Осириса (особенно Пояс Ориона), созвездие Большого Пса (звезда Сириус) - Ба Исиды. 36 звездных деканов воплощали Ба определенных богов.

      Иногда один бог считался Ба другого бога. В частности, Ра именуется в текстах Ба Нуна, Апис - Ба Птаха, Сокарис - Ба Осириса.

Четвертая оболочка человека (др.-егип. Иб, позд.-егип. Эб) душа-сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходит современное понятие "ментальное тело").

      Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб это бессмертная душа.

      Средоточием человеческого сознания египетские посвященные считали сердце. Отсюда - единое именование для двух понятий: "ментальное тело" и "сердце". После смерти человека Эб возвращается к своему всеобщему первоисточнику - Эб бога Осириса.

      Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, дать богам неблагоприятные показания о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека.

Пятая оболочка человека - также Эб, душа-причина или надсознание (ближайшее современное понятие: "причинное или кармическое тело"). Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания.

      Именно душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье, роде, племени, народе, товариществе и государстве, с членами которых у нее были связи и в прежних воплощениях.

Шестая оболочка человека - также Эб, душа-смысл или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.

      Если душа Эб (сознание) загрязнена злыми мыслеобразами, то они препятствуют душе-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мгла препятствуют Солнцу (Оку Уджат) воспринять поверхность Земли.

Седьмая оболочка человека - дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает "светлый, просветленный, освещенный, блаженный".

      Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно все, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.

      Ах - один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний, перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки.

      Дух-Ax есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра, а также собирательная множественность духов-душ или душ-духов инобытия, которые гостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба, Ах).     

Дух Ах изображался в виде хохлатого ибиса.

 

http://se.uploads.ru/xJaNE.jpg

После смерти человека все его оболочки (Ка, Ба, Эб, Ах) отделялись от тела (Сах) и покидали его на 70 дней. Пока на земле парасхиты и бальзамировщики превращали Сах в мумию, энергетические оболочки странствовали в воздушном надземном пространстве, поднимались в высшие сферы, достигали Луны, Планет и Солнца.

В этот промежуток душа Ка время от времени возвращается к своему телу и следит за правильностью выполнения всех обрядов родственниками и бальзамировщиками. В противном случае Ка умершего будет оскорблено и превратится в злого духа-двойника (привидение), который будет вечно преследовать свой род, насылая бедствия на головы потомков.

      Душа-Ба после смерти покидала тело-Сох и, выпорхнув через рот, отлетала на Око Ра, то есть на Солнце, где и находилась все 70 дней, до дня похорон. В это время жрецами совершался обряд поисков Ока Уджат.

Возвращенные к своему Сах души Ка, Ба, Эб и Ах обеспечивали магическое Воскресение умершего. Воскрешению, "второму рождению" умершего, способствовали амулеты скарабея и Ока Уджат. Все богини, связанные с деторождением (Исида, Хатхор, Рененутет, БЭС, Таурт, Месхент и Хекет), принимали участие во втором рождении умершего.

      Воскреснув, покойный приходил к Вратам Дома Осириса, Первым из западных (Хенте-Аменте), у которых он должен был назвать по имени и сказать заклинания стража, привратника и глашатая. Имена их соответственно были: "Тот, кто следит за огнем", "Тот, кто склоняет лик к земле, имеющий многие лики" и "Подающий голос".

      Миновав эти Врата, усопший выходил на две извилистые тропы, разделенные Огненным озером с мысами и заливами, где его подстерегали чудовища, злые духи и прочие бедствия. Пройти по тропе мимо озера могли только посвященные, которые знали заклинания и имена всех опасностей. Непосвященные становились добычей злых духов и теряли свое Сах.     

По пути умерший должен был перейти 14 холмов, символизирующих 14 душ-Ка бога Ра. Незнание имен и заклинаний какого-либо божества на любом из холмов приводило к утрате умершим его души-двойника (Ка). Это вновь вовлекало душу-Ка в круг земных воплощений.

      Семь пристанищ-арит символизировали 7 душ-Ба бога Ра. В ариту мог войти только тот, кто знал имена стражей, привратников, глашатаев каждого из 7 пристанищ. Не помнящий имен и заклинаний мог потерять в одном из пристанищ свою душу-Ка, которая там и оставалась до следующего воплощения.     

Так как у каждого пристанища было по три охранительных божества, то, соответственно, имелось по три пилона с воротами. Пройти 21 пилон мог лишь помнящий все имена и заклинания.

      Только миновав все вышеперечисленные препятствия, энергетические оболочки Ка, Ба, Эб, Ах умершего достигали зала Загробного Суда Величественного Чертога Двух Истин. Вход в центральный неф этого Чертога также требовал знания имен стража, привратника, глашатая, заклинаний ворот, створок, косяков, засовов и даже пола.

Войдя в центральный неф Чертога, умерший представлялся богу Ра и присутствующим богам, которые вершили Загробный Суд.

http://se.uploads.ru/QLDpo.jpg

      Среди богов непременно присутствовали боги Великого Сонма (Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Гор, Исида, Нефтида, Хатхор, Сет, бог божественной воли Ху и бог разума Сиа) и боги Малого Сонма (42 бога, по количеству областей-номов Египта). Умерший произносил оправдательную речь перед каждым из сонмов.

      Собрание богов включало Великую Гелиопольскую Эннеаду, то есть "девятку", куда входили Ра-Атум и восемь богов, ведущих свое начало от Атума: Шу и Тефнут, Геб и Нут, Нефтида и Сет, Исида и Осирис; Мемфисскую Триаду: Птах, Сехмет и Нефертум; Великую Огдоаду, то есть "восьмерку" богов, которые олицетворяли стихии: мужские божества с головами лягушек и их женские пары с головами змей - Хух и Хаукет, Нун и Наунет, Амон и Амаунет, Кук и Каукет; Малую Эннеаду (42 бога).

      Произнеся приветствие Ра и богам, умерший в своей "исповеди отрицания" отрекался от всех грехов. Он перечислял 42 греха и клятвенно заверял богов, что не совершал их и не виновен. Тем временем боги Тот и Анубис взвешивали душу-сознание (Эб) умершего на Весах Двух Истин. На одну чашу клали Эб, на другую - перо богини справедливости Маат. Если умерший лгал, отрицая свой грех, указатель весов отклонялся. Если же чаши Весов оставались в равновесии, умершего признавали "правогласным".

      После исповеди отрицания всех грехов умерший должен был обратиться к Малому Сонму богов, назвать по имени каждого из 42 богов и произнести "вторую оправдательную речь".

Когда собеседование заканчивалось, вперед выступали дух-хранитель Шаи, богиня Месхент, богиня доброй судьбы Рененутет и душа-проявление умершего Ба. Они свидетельствовали о характере покойного, его добрых и злых мыслях, словах и делах.

      Богини Нейт, Нефтида, Исида и Серкет-скорпион выступали с оправдательной речью в защиту покойного.

      Приняв во внимание результаты взвешивания души-Эб Тотом и Анубисом, свидетельства души-Ка покойного, доводы обвинителей Месхент, Шаи, Рененутет и защитников Исиды, Нефтиды и Нейт, Великая Эннеада выносила вердикт.

      Если приговор был обвинительным, то сердце умершего отдавалось на съедение ужасной богине Амме ("Пожирательнице"), чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Если приговор оказывался оправдательным, все оболочки умершего отправлялись в Святая Святых Храма Двух Истин, к престолу Осириса.

Умерший целовал порог, благословлял части двери и нефа Святыни, и представал перед Осирисом, восседавшим в окружении Исиды, Нефтиды, Маат, писаря Тота и четырех сыновей Гора в цветке лотоса.     

Тот объявлял о прибытии умершего, очищенного от всяких грехов и причисленного к лику святых. Побеседовав с прибывшим милостиво, боги отправляли его в Обитель Вечного Блаженства (Поле Тростника, или Поле Удовлетворения) в сопровождении духа-хранителя Шаи. Путь в обитель блаженных духов (Ах) преграждали последние Врата, которые следовало назвать по имени и произнести заклинания бога-хранителя.

      С точки зрения посвященного, суть этих иносказательных описаний состоит в следующем.

      Преодоление Первых Врат Дома Осириса означает окончательную смерть, в то время как невозможность миновать их предполагает либо выход из клинической смерти, либо состояние оцепенения, комы или летаргического сна. Это преграда лишь для тела-Сах и души-Ка; остальные души легко преодолевают этот предел.

      Первая череда испытаний (две Тропы у Огненного озера) имела своей целью либо вернуть душу-тело (Сах) умершего в круг земных воплощений, либо избавить его от них. Опасности и чудовища, овладевающие Сах, символизируют возвращение Сах в земной мир, то есть обретение нового тела. Успешное прохождение Троп избавляет Сах от нового воплощения в телесном облике.

      Вторая череда испытаний (14 холмов и их божества) имеет целью определить дальнейшую судьбу оболочки Ка (души-индивидуальности). Неудача при прохождении этих испытаний ввергала душу Ка в новое воплощение на Земле в определенный месяц в виде мужского или женского существа. Успешное прохождение 14 холмов избавляло душу Ка от возвращения в земную юдоль.

      Третья череда испытаний (7 арит и 21 пилон) имела целью решить участь души-проявления Ба. Если душам умершего не удалось войти в какое-то из пристанищ, то душа Ба оставалась в предыдущей арите. Она обрекалась на вселение в нечто вещественное на одном из семи священных светил (Солнце-Земле, Луне-Земле, Сатурне, Венере, Юпитере, Меркурии и Марсе). Успешное прохождение 7 арит освобождало душу-Ба от вселения в тела на планетах.

Четвертое испытание (Загробный Суд, взвешивание души-Эб, то есть сознания, самосознания и надсознания-причины) определяло участь трех энергетических оболочек, включая оболочку судьбы (того, что сегодня обозначают понятием "карма").

      Иносказательное пожирание души-сердца (Эб) чудовищем Аммой означает возвращение души Эб в круг переселения душ, скорее всего, соединение этой души с отставшими на прежних этапах испытаний душами Ба, Ка и Сах.

      Успешный вход в Святая Святых Храма Двух Истин знаменует обожествление умершего, уподобление его духа (Ах) блаженным духам богов (те же Ах). Дух может остаться среди родственных ему духов Сонма Богов и стать соучастником их бытия.

      Если же дух Ах преодолел Последние Врата на пути к Полю Удовлетворения, то он обретет вечное блаженство, не познает более мук переселения из тела в тело и избавляется от страданий воплощения.

Таким образом, при обращении с живым или мертвым человеком надо было принимать во внимание все семь его оболочек. Немалое внимание египетские посвященные уделяли и подлинному имени (Рен) и тени (Шуит) человека.

В Египте смерть была не концом жизни, а только ее началом. Египтяне верили, что тело - Сах - лишь одна частица нашей личности. А есть еще шесть, и они не умирали вместе с телом. Во-первых, это два Ка человека: точная копия тела и его тень. Копия умней своего хозяина и часто вела с ним беседы. Если человек беседовал сам с собой, то он говорил со своим Ка - "внутренним голосом". Вторая часть Ка - черная тень - была злобной. Она оставалась сторожить мумию и гробницу. Третью часть называли Ба - это птица с женским лицом. Славяне звали ее Алконостом, Гамаюном или Сирином. Для Ба хранили мумию. Если Ба не вернется, то человек не оживет.     

Похоже, египетские посвященные указали и точное место обитания блаженных душ - Солнце. "Мистический опыт" позволил им высказать эту дерзновенную истину, на что еще не скоро отважится европейская наука (если отважится вообще).

Возвращение энергетических оболочек человека, возникших в результате преломления и преобразования все того же солнечного излучения, к своему первоисточнику, пока не подлежит научному доказательству. Несмотря на то что уже почти столетие эмпирическая наука осознает явление энергии Солнца, преобразующейся на Земле в другие виды энергии, как основу существования и развития не только общей циркуляции атмосферы, водного режима суши и моря, но всей органической природы, экспериментальное изучение этого явления все еще топчется вокруг пресловутых "биополей" и не дерзает приблизиться к сокровенной тайне "духа".

      Такова древнеегипетская концепция посмертной участи душ, поражающая своей сложностью и детальной разработанностью. Ее создателями могли быть лишь великие посвященные.

Однако даже простой народ Древнего Египта, совершая отправление культа мертвых, не впадал в крайний примитивизм материалистов-египтологов. Строя погребальное "жилье", принося продукты и напитки (либо их "магические" заместители), древний египтянин был далек от мысли, что мумия непосредственно будет потреблять их.

      Заупокойная литература всех времен египетской истории, даже вполне "низовая", говорит о том, что душа-двойник Ка умершего потребляет не сами заупокойные приношения, а насыщается их душами-двойниками. Ка умершего ест не хлеб, а Ка хлеба, пьет не пиво, а Ка пива. Душа-проявление Ба и душа-сердце Эб вообще удовлетворяются не заупокойными подношениями и дарами родственников, близких и друзей, а их благочестивой и нелицемерной памятью, заботой об умершем, их ритуальной чистотой и отсутствием злого умысла.

     

Александр Шапошников.

idoorway.mirtesen.ru

зачем фараоны строили пирамиды и как попасть в мир мертвых

Древние египтяне оставили после себя впечатляющие масштабные сооружения и загадочные иероглифы, описывающие взлеты и падения их правителей. Египетская цивилизация просуществовала на северо-востоке Африканского континента более сорока веков с середины IV тысячелетия до н. э. по IV столетие н. э. Представления о загробной жизни в древнем Египте от современных существенно отличались деталями. В целом же они создали за порогом смерти мир, подобный земному. Три составляющие нематериальной души были тесно связаны с телесным воплощением, поэтому египтяне уделяли много внимания погребению и сохранению мертвого тела.

представление о загробной жизни в древнем египте

Ах, Ба и Ка — три элемента духа

В современном мире не найти точного соответствия древнеегипетским понятиям о душе. «Ах» связывают с духовными силами человека. Эта часть находится в тесном контакте с физическим телом. Частица «Ба» представляла собой чистый дух и способна была покидать мертвеца при погребении, странствуя по миру. «Ка» считалось наиболее важным элементом нематериального тела египтянина. Оно содержало его личность, характер, индивидуальные особенности, предписанную человеку судьбу. После смерти носителя «Ка» требовало жертвоприношений в виде пищи, иначе могло прекратить существование. А после уничтожения этой частицы духа и жизнь человека в загробном мире прекратилась бы безвозвратно. Становится понятно, почему мумификация проводилась так тщательно, а погребение старались сделать понадежнее, защищая покойного от диких животных и грабителей.

загробный мир древних египтян

Жизнь за порогом смерти по представлению древних египтян

Бальзамировщик выполнил свою работу и можно не беспокоиться за сохранность «Ах», «Ба» и «Ка». Строители соорудили гробницу. Все готово к погребению. Вместе с саркофагом, где покоилось тело покойного, помещались внутренние органы в отдельных сосудах. В гробнице размещали все, что понадобится мертвецу в новой посмертной жизни. Поначалу путь египтянина после смерти вел к звездам, а в более поздний период — в подземный мир. Но в обоих случаях ему приходилось преодолевать различные трудности, чтобы добраться до вожделенной новой нематериальной жизни. На следующем этапе умерший оказывался на последнем суде и если он давал правильные ответы, то попадал в Царство Осириса, бога мертвых.

  • Путь в загробный мир даже для фараонов был сложен и тернист. Египтяне составили подробные карты для душ покойных с описанием пути. Им предстояло преодолеть зловещие Подземные Пещеры и многочисленные таинственные Врата, требующие назвать правильные наименования составляющих их конструкций. Представление о загробной жизни позволяло избежать всех ловушек и опасностей, подстерегавших умершего в Древнем Египте.
  • Лишь после этого египтянин попадал в чертог Обеих Истин, где его ждал последний суд. На троне возвышался над подсудимым бог мертвых Осирис. По обе руки от него находились две богини — Исида и Нефтида. У подножья трона расположился трибунал из сорока двух богов. Решение принимали с помощью весов: на одну чашу клали сердце умершего, а на другую — страусовое перо богини справедливости Маат. Каждый из богов задавал человек вопрос о его жизни. Если подсудимый давал ложные ответы, то сердце оказывалось легче истины и чаша поднималась вверх. В случае, если приговор был в пользу умершего, то ему позволялось войти в царство мертвых. В противном случае он поглощался Пожиратильницей.
  • Если на суде все проходило благополучно, нематериальное тело египтянина отправлялось в Царство Осириса. Это не означало, что теперь все опасности позади. В загробном мире древних египтян поджидали еще более зубастые крупные хищники, знакомые им по миру живых. Каждый продолжал жить также, как и на Земле, только чуточку лучше: обычный крестьянин становился зажиточным крестьянином, а богач приобретал большее состояние. Хотя человек был мертв, его «Ка» нуждалось в одежде, постели, чтобы спать, миске для еды, любимых вещах. Потребности эти удовлетворялись материально с помощью погребальной утвари и жертвоприношений. Умерший способен был посещать живых родственников и друзей.

смерть в древнем египте

Представления о загробной жизни в Древнем Египте берут начало из легенды о боге Осирисе, умершем и горько оплакиваемом своими сестрами. Одна из них — Исида — рыдала столь горько, что верховное божество Ра сжалилось над ней и послало бога Анубиса. Он собрал части тела Осириса, забальзамировал и запеленал. Исида зачала дитя от мертвого брата. Так появился Гор, а Осирис вернулся к жизни и стал править Царством Мертвых.

Читайте также:

Что чувствует человек, когда умирает: интересные факты о последних мгновениях жизни

Следующий президент России 2018: предсказания

mistika.temaretik.com

О египетском культе мертвых и вере египтян в загробный мир

Как появилась наша Вселенная Кто такие русские

Представления древних египтян о загробной жизни имели решающее значение в их религии. Эти представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной и главных задач своей жизни. Благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования. Основным условие: загробной жизни считалось сохранение телесно оболочки умершего. Поэтому они бальзамировал тела усопших, старались сохранить их внешний вид. Кроме этого, египтяне снабжали покойника всем необходимым, что могло ему понадобиться в потустороннем мире. Этой цели служили и жертвоприношения, совершаемые у гробницы: усопшего снабжали продуктами в дорогу, давали ему питье и одежду. Предметы, которые клали в могилу, могли иметь и символический характер, как, например, маленькие глиняные блюда с глиняными изображениями продуктов.

Часто в могилу клали маленькие статуэтки слуг и рабов (Среднее царство), во времена Нового царства их называли «ушебти» и они были похожи на маленькие мумии. Они должны были обслуживать умершего и выполнять за него работу в загробном мире.

Представления о жизни в потустороннем мире не были у древних египтян всегда полностью одними и теми же. В архаичный период бессмертие и вечную жизнь символизировали звезды, которые были видны постоянно (например, Полярная звезда). Именно к ней направлялись души умерших, поэтому вход в пирамиду был расположен всегда на севере. В Древнем царстве эту роль начинает постепенно играть Солнце. Бог Солнца Ра путешествует ночью на своей ладье по стране мертвых и вершит над ними суд. Эта обязанность была вскоре передана богу Осирису, который в текстах пирамид конца Древнего царства выступает уже как властелин загробного мира. Позднее египтяне верили в то, что после выноса приговора в стране мертвых, если он был положительным, усопший отождествляется с богом Осирисом. Именно поэтому те, кто мог себе это позволить, старались возвести свою гробницу в священном городе бога Осириса — Абидосе или же поставить там обелиск с жертвенной молитвой. Некоторые богатые люди строили в Абидосе символические гробницы. Настенные росписи в гробницах часто изображают усопшего, направляющегося в сторону Абидоса в своей ладье.

Духовный мир древних египтян часто был неразделим с их верой в загробную жизнь. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Главными были «Ка» и «Ба». «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Гробницу умершего называли «Домом Ка», «служителем Ка» называли жреца, который совершал погребальные обряды. «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции.

«Ба» означала примерно то, что можно назвать «чистым духом». Он покидал человека после его смерти и направлялся на небеса. «Ба» считали внутренней энергией человека, его божественным содержанием.

По первоначальным представлениям, право существовать в загробном мире имел только фараон. Погребальные жрецы зачитывали магические заклинания, эти заклинания обеспечивали фараону загробную жизнь, жрецы совершали погребальные обряды и приносили жертвы. Позднее тексты заклинаний стали писать на стенах погребальной камеры фараона. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Это означало, что они имели право быть похороненными рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Но им не разрешалось, вплоть до конца Древнего царства, писать тексты магических заклинаний на стенах своих погребальных камер. Произнести их мог только погребальный жрец. Согласно официальным религиозным догмам Древнего царства обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. На это имели право только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах мастабы, или гробницы. Считалось, что хозяин забирает их с собой.

Единоличное право писать магические тексты на стенах погребальной камеры, принадлежавшее фараону, закончилось вместе с концом Древнего царства. Теперь каждый мог писать их на стенах своей гробницы, погребальной камеры, на крышке саркофага — где угодно. Каждый имел право на бессмертие и загробную жизнь. В начале Нового царства появилась «Книга мертвых», она была написана частично на основе древнейших религиозных текстов. Эта книга была самым популярным сборником религиозных текстов и заклинаний в Древнем Египте. Иллюстрированные экземпляры «Книги мертвых» клались в могилу рядом с мумией умершего и служили ему путеводителем по загробному миру.

www.smirnova-tatjana.ru

Долина Царей – «жизнь после смерти»

Я в Долине цариц. 27 июня 2015

Древние египтяне представляли рождение и смерть как две стороны единой жизни. Они верили, что никто и ничто не умирает, всё лишь меняется, трансформируется. Смерть для них не была концом жизни, а лишь новым началом, возрождением, продолжением существования Бессмертной Души человека в ином мире.

Египтяне верили, что человек продолжает существовать за пределами смерти, они считали, что человек — часть Вселенной. Древнеегипетские тексты представляют человека единством двух противоположностей: физическое тело — Кат — рыба, плывущая в материальном пространстве земной жизни, бессмертная душа Ба — птица.

После смерти физического тела человека – Кат, остается жить его имя — Рен, душа – Ба (вечная жизнь) и энергетический двойник человека – Ка (астральный план). Ка — уходит, как и Солнце, в страну мрака на запад – Дуат (загробный мир), где и пребывают души всех умерших.

На протяжении всей истории Древнего Египта, фараоны  руководствовались законами Вселенской Гармонии, которые воплощались в образе крылатой Богини Маат и ее символа — страусиного пера. Маат — Богиня истины и справедливости, символ благоразумия, порядка, единства и согласия.

В мифах говорится, что Бог Ра — Амон создал законы мироздания по Маат — по Истине. Чтобы заслужить после смерти жизнь в Вечности, необходимо было соблюдать законы Маат, которые были для египтян смыслом существования.

Согласно египетской мифологии, Богиня Маат — дочь Бога солнца Ра, участница сотворения мира. Древние египтяне верили, что каждый усопший должен был предстать перед 42 судьями и признать себя невиновным или виновным в грехах. Душу умершего взвешивали на чаше весов, уравновешенных страусиным пером Богини Маат. Весы держал Бог Анубис, приговор выносил супруг Маат — Бог Тот. Если человек прожил жизнь «с Маат в сердце», был чист и безгрешен, он оживал для счастливой жизни.

Вера египтян в «воскрешение душ» и потустороннюю жизнь подкреплялась окружающим их миром: каждый вечер Солнце заходило на западе, и каждое утро перерождалось на востоке, а Луна сокращалась и увеличивалась.

Египтяне считали, что всё в мире взаимозависимо, и жизнь после смерти тоже должна подчиняться определенным законам: тело должно пройти процесс мумификации и храниться в могиле, содержащей все необходимое для жизни в потустороннем мире. Процесс мумификации тела описан в древних «Текстах Пирамид»: «…со смертью Осириса – Бога мертвых, Вселенную поглотил Хаос, а слезы Богов превратились в материалы, чтобы мумифицировать его тело. Эти материалы включали в себя мед, канифоль и ладан».

Мумификация не была обязательным условием для воскрешения души в потустороннем мире, но ее считали наиболее верным способом достижения цели. Чтобы помочь усопшему совершить успешное перемещение в иной мир, использовались молитвы «Книги Мертвых».

Искусство мумификации предполагало удаление внутренних органов, которые омывались пальмовым вином и специями, и хранились в четырех отдельных «канопах» – сосудах, изготавливаемых из известняка, кальцита или глины. Сердце оставляли внутри тела – считалось, что в нем сосредоточен разум умершего.

На крышках «каноп» изображались четыре сына Бога Гора: божество с человеческой головой — Имсети охраняло печень, Хапи — бабуин был хранетилем легких, Дуамутеф — шакал защищал желудок, Кебехсенуеф — ястреб заботился о кишках.

Из тела умершего человека,  с использованием химических веществ растительного или животного происхождения, создавалась мумия. Лица умерших покрывали маской, которые изготавливались из папируса, дерева, серебра или золота. Наиболее известна погребальная маска фараона Тутанхамона.

Огромное значение придавалось процедуре погребения. Важное место в ней занимал обряд «отверзания уст и очей». Считалось, что в процессе этой церемонии, Душа умершего отлетает из тела и попадает на «последний суд Осириса».

Недавно археологи обнаружили дверь, которая вела из гробницы главного министра царицы Хатшепсут — Усера, в… «жизнь после смерти». Находке 3500 лет, она представляет собой плиту из розового гранита высотой 1,75 метра и шириной 0,5 метра, украшенную печатями и священными текстами.

Подобные «порталы» имелись практически во всех гробницах Древнего Египта. Через них души умерших должны были не только покидать наш мир, но и возвращаться. Фальшивые двери размещались в западных стенах гробниц.

В знаменитой Долине царей в Луксоре обнаружено около ста гробниц, почти все — фараонов, среди них: Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Рамсеса III, Рамсеса VI, Рамсеса IX.

В Долине цариц, где хоронили не только цариц — жен и матерей фараонов, но и безвременно усопших египетских принцев, археологи обнаружили свыше 70 гробниц. Наибольший интерес представляет гробница Нефертари, жены Рамсеса II. Настенные росписи ее гробницы иллюстрируют египетскую «Книгу Мёртвых».

Важнейшим древнеегипетским символом бессмертия был Анкх, в котором объединены два символа — крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие. Анкх — единство мужского и женского начал — овал Исиды и крест Осириса, ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа.

Египтяне считали, что изображение Анкха продлевает жизнь на земле. С этим  амулетом также хоронили, веря в то, что усопших ждет жизнь в другом мире. По представлениям египтян, именно такую форму имел ключ, которым можно было открыть врата смерти.

Древнегреческий историк Геродот писал: «Египтяне первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент. Пройдя через тела всех земных, морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденного ребенка. Это круговращение продолжается три тысячи лет».

zhitanska.com

Для чего древние египтяне сохраняли тела умерших как мумии?

Чтобы ответить на вопрос «Зачем древние египтяне мумифицировали тела умерших?», придется ненадолго углубится в их религиозные представления.

Самое важное, что следует отметить, смерть не мыслилась окончанием жизни. Это была всего лишь некая граница, пересекая которую человек покидал «земной» Египет и переселялся в Вечные поля на берега подземного Нила.

Конечно, человека в загробной жизни первым делом ждал суд, и особо согрешившие могли получить смертный приговор – погибнуть окончательно и безвозвратно. Но шанс спастись был у каждого: достаточно было правильно ответить на вопросы судий (для чего, кстати, существовала «шпаргалка» - перечень ответов). Так что египтянин был практически уверен, что после смерти ему предстоит вечное существование на бескрайних полях Дуата, где можно наслаждаться вкусной едой и питьем. Правда, вечный отдых отнюдь не гарантировался – некоторые обязанности закреплялись за каждым.

Представление о том, в каком именно виде человек пребывает в Дуате, у древних египтян было… скажем так, своеобразным.

Мы полагаем само собой разумеющимся, что в загробной жизни человек обретается в нетелесном, нематериальном виде – в виде души. У древних египтян такие представления тоже были. Но дело обстояло намного сложнее: ведь у египтянина была не одна душа, а несколько!

Сколько точно и какие функции они выполняли, понять сложно. Но самыми известными были три.

Первая душа – «рен» (имя) – была практически самостоятельной личностью. Она «проживала» в изображениях конкретного человека и была с ними тесно связана. Чтобы уничтожить рен, достаточно стереть или повредить ее иероглифическое изображение (саму надпись).

Две другие души – «ба» и «ка» - переплетены друг с другом и накрепко привязаны к телу.

«Ба» – это нечто близкое к духу. Имеется множество ее изображений в виде птицы (иногда с человеческой головой). Она проявляется только после смерти человека (до этого говорить о «ба» смысла не имеет) и обитает большей частью в его гробнице (могиле), хотя может и покидать ее.

«Ка» – духовный двойник человека, сопровождающий его от рождения и далее. Эта душа может отделяться от тела и странствовать, где угодно. Это призрак, хотя и не совсем.

Обе души (или одна в двух проявлениях) по представлениям египтян могли беспрепятственно переходить из одного мира в другой, причем состояние тела (живое или мертвое) при этом значения не имело.

Так, «ка» можно было отослать в загробный мир, где она незамедлительно приступала к выполнению предписанных обязанностей. Человек был еще жив и вполне здоров, но его душа уже пребывала в потустороннем мире и занималась делами, которыми ему суждено было заниматься после смерти!

Точно также после смерти человека его «ка» можно было призвать, общаться с нею как с живым человеком и даже кормить.

Для полноценной жизни в загробном мире были необходимы все души. «Ба», «ка» и «рен» обеспечивали существование по ту сторону в виде личности, обладающей сознанием, памятью, опытом – всем, что делает человека человеком. Уничтожение «рен» лишало большей части личности и осознания себя, лишение «ба» или «ка» – приводило к «второй смерти», полному исчезновению.

Но и тело было важным. Души были очень тесно связаны с этим «материальным носителем». Так, например, бытовали представления о том, что души время от времени нуждаются в пище. Если их не кормить, они озлобляются и превращаются в голодных духов, которые могут принести страшные бедствия, в первую очередь, родственникам умершего. Для кормления душа должна была возвращаться в земной мир: и если для «рен» достаточно было изображения умершего в виде рисунка или статуэтки (главное, чтобы на них было написано само имя), то «ка»для этого требовалось именно тело. Тело при этом было «дверью», через которую душа являлась в обычный мир, чтобы получить подпитку (и в виде еды, и в виде знаков почтения).

А кроме того, тело тоже переселялось в загробный мир. Так что в Дуате умерший обитал в нескольких видах: духовно и телесно.

Таким образом, существование тела обеспечивало существование душам и наоборот. Посмертие зависело от сохранности телесной оболочки: уничтожь ее, и души не смогут существовать, личность человека разрушится и исчезнет. А до своего исчезновения – в виде неразумных и не рассуждающих духов – они натворят много плохого (мор, падеж скота, несчастья и смерти потомкам точно обеспечены).

Так что для исключения подобных несчастий живых и обеспечения вечной жизни умерших тело требовалось сохранить.

Из всех способов древними египтянами было выбрано мумифицирование. Что совсем неудивительно: в условиях Египта захороненные тела (особенно погребенные в песке) могут самомумифицироваться.

www.bolshoyvopros.ru

Путь египтянина после смерти. Погребальный обряд.

[adsense_id=»1″]

Мумифицирование

После смерти человека все его оболочки (Ка, Ба, Эб, Ах) отделялись от тела (Сах) и покидали его на 70 дней. Пока на земле парасхиты и бальзамировщики превращали Сах в мумию, энергетические оболочки странствовали в воздушном надземном пространстве, поднимались в высшие сферы, достигали Луны, Планет и Солнца.

В этот промежуток душа Ка время от времени возвращается к своему телу и следит за правильностью выполнения всех обрядов родственниками и бальзамировщиками. В противном случае Ка умершего будет оскорблено и превратится в злого духа-двойника (привидение), который будет вечно преследовать свой род, насылая бедствия на головы потомков.

Душа-Ба после смерти покидала тело-Сох и, выпорхнув через рот, отлетала на Око Ра, то есть на Солнце, где и находилась все 70 дней, до дня похорон. В это время жрецами совершался обряд поисков Ока Уджат.

Похороны мумии

Через 70 дней происходило окончательное погребение мумии. Похоронная процессия, сопровождаемая горестными стонами и плачем, переплывала Нил и высаживалась на западном берегу.

Там процессию возглавляли жрецы заупокойного культа в одеждах и масках богов Дуата. Процессия подходила к могиле или скальному склепу. У входа в вечное пристанище гроб ставили на землю, и «боги Дуата» совершали над мумией обряд «отверзания уст».

Прикосновение жезлом с наконечником в виде головы барана к губам изображенного на деревянном гробе лика Осириса возвращало усопшему его душу-Ба и создавало его Ах.

Умерший вновь обретал способность есть, пить, а главное — говорить. Ведь ему придется называть немало имен и произносить множество заклинаний по пути через Царство Мертвых в Величественный Храм Двух Истин, и там на Загробном Суде выступать с речью.

Завершив обряд «отверзания уст», жрецы относили гроб в усыпальницу и помещали его в каменный сарко фаг. У стен погребальной камеры расставляли канопы: Имсета с печенью у южной, Хапи с легкими — у северной, Дуамутефа с желудком — у восточной и Кебехсе-нуфа с кишечником — у западной.

В погребальной камере устанавливали амулеты и фигурки бога воздуха Шу, чтобы умерший не задохнулся в Загробном Царстве. В стены помещали четыре оберега, отгоняющих от покойного злых духов, возжигали четыре светоча. Затем дверь склепа опечатывали печатью некрополя, закладывали глыбами и заваливали щебенкой.

Второе рождение человека

[adsense_id=»3″]

Возвращенные к своему Сах души Ка, Ба, Эб и Ах обеспечивали магическое Воскресение умершего. Воскрешению, «второму рождению», умершего способствовали амулеты скарабея и Ока Уджат.

Все богини, связанные с деторождением (Исида, Хатхор, Рененутет, БЭС, Таурт, Месхент и Хекет), принимали участие во втором рождении умершего.

Воскреснув, покойный приходил к Вратам Дома Осириса, Первым из западных (Хенте-Аменте), у которых он должен был назвать по имени и сказать заклинания стража, привратника и глашатая. Имена их соответственно были: «Тот, кто следит за огнем», «Тот, кто склоняет лик к земле, имеющий многие лики» и «Подающий голос».

Миновав эти Врата, усопший выходил на две извилистые тропы, разделенные Огненным озером с мысами и заливами, где его подстерегали чудовища, злые духи и про чие бедствия. Пройти по тропе мимо озера могли только посвященные, которые знали заклинания и имена всех опасностей. Непосвященные становились добычей злых духов и теряли свое Сах.

По пути умерший должен был перейти 14 холмов, символизирующих 14 душ-Ка бога Ра. Незнание имен и заклинаний какого-либо божества на любом из холмов приводило к утрате умершим его души-двойника (Ка). Это вновь вовлекало душу-Ка в круг земных воплощений.

Семь пристанищ-арит символизировали 7 душ-Ба бога Ра. В ариту мог войти только тот, кто знал имена стражей, привратников, глашатаев каждого из 7 пристанищ. Не помнящий имен и заклинаний мог потерять в одном из пристанищ свою душу-?а, которая там и оставалась до следующего воплощения.

Так как у каждого пристанища было по три охранительных божества, то, соответственно, имелось по три пилона с воротами. Пройти 21 пилон мог лишь помнящий все имена и заклинания.

Зал Загробного Суда

Только миновав все вышеперечисленные препятствия, энергетические оболочки Ка, Ба, Эб, Ах умершего достигали зала Загробного Суда Величественного Чертога Двух Истин. Вход в центральный неф этого Чертога также требовал знания имен стража, привратника, глашатая, заклинаний ворот, створок, косяков, засовов и даже пола.

Войдя в центральный неф Чертога, умерший представлялся богу Ра и присутствующим богам, которые вершили Загробный Суд.

Среди богов непременно присутствовали боги Великого Сонма (Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Гор, Исида, Нефтида, Хатхор, Сет, бог божественной воли Ху и бог разума Сиа) и боги Малого Сонма (42 бога, по количеству областей-номов Египта). Умерший произносил оправдательную речь перед каждым из сонмов.

Собрание богов включало Великую Гелиопольскую Эннеаду, то есть «девятку», куда входили Ра-Атум и восемь богов, ведущих свое начало от Атума: Шу и Тефнут, Геб и Нут, Нефтида и Сет, Исида и Осирис; Мем-фисскую Триаду: Птах, Сехмет и Нефертум; Великую Огдоаду, то есть «восьмерку» богов, которые олицетворяли стихии: мужские божества с головами лягушек и их женские пары с головами змей — Хух и Хаукет, Нун и Наунет, Амон и Амаунет, Кук и Каукет; Малую Эннеаду (42 бога).

Произнеся приветствие Ра и богам, умерший в своей «исповеди отрицания» отрекался от всех грехов. Он перечислял 42 греха и клятвенно заверял богов, что не совершал их и не виновен.

Тем временем боги Тот и Анубис взвешивали душу-сознание (Эб) умершего на Весах Двух Истин. На одну чашу клали Эб, на другую — перо богини справедливости Маат. Если умерший лгал, отрицая свой грех, указа тель весов отклонялся. Если же чаши Весов оставались в равновесии, умершего признавали «правогласным».

После исповеди отрицания всех грехов умерший должен был обратиться к Малому Сонму богов, назвать по имени каждого из 42 богов и произнести «вторую оправдательную речь».

Когда собеседование заканчивалось, вперед выступали дух-хранитель Шаи, богиня Месхент, богиня доброй судьбы Рененутет и душа-проявление умершего Ба. Они свидетельствовали о характере покойного, его добрых и злых мыслях, словах и делах.

Богини Нейт, Нефтида, Исида и Серкет-скорпион выступали с оправдательной речью в защиту покойного.

Приняв во внимание результаты взвешивания души-Эб Тотом и Анубисом, свидетельства души покойного, доводы обвинителей Месхент, Шаи, Рененутет и защитников Исиды, Нефтиды и Нейт, Великая Эннеада выносила вердикт.

Провозглашение приговора

Если приговор был обвинительным, то сердце умершего отдавалось на съедение ужасной богине Амме («Пожирательнице»), чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Если приговор оказывался оправдательным, все оболочки умершего отправлялись в Святая Святых Храма Двух Истин, к престолу Осириса.

Умерший целовал порог, благословлял части двери и нефа Святыни, и представал перед Осирисом, восседав шим в окружении Исиды, Нефтиды, Маат, писаря Тота и четырех сыновей Гора в цветке лотоса.

Тот объявлял о прибытии умершего, очищенного от всяких грехов и причисленного к лику святых. Побеседовав с прибывшим милостиво, боги отправляли его в Обитель Вечного Блаженства (Поле Тростника, или Поле Удовлетворения) в сопровождении духа-хранителя Шаи. Путь в обитель блаженных духов (Ах) преграждали последние Врата, которые следовало назвать по имени и произнести заклинания бога-хранителя.

Что символизируют испытания?

С точки зрения посвященного, суть этих иносказательных описаний состоит в следующем.

Преодоление Первых Врат Дома Осириса означает окончательную смерть, в то время как невозможность миновать их предполагает либо выход из клинической смерти, либо состояние оцепенения, комы или летаргического сна. Это преграда лишь для тела-Сах и души-Ка; остальные души легко преодолевают этот предел.

Первая череда испытаний (две Тропы у Огненного озера) имела своей целью либо вернуть душу-тело (Сах) умершего в круг земных воплощений, либо избавить его от них. Опасности и чудовища, овладевающие Сах, символизируют возвращение Сах в земной мир, то есть обретение нового тела. Успешное прохождение Троп избавляет Сах от нового воплощения в телесном облике.

Вторая череда испытаний (14 холмов и их божества) имеет целью определить дальнейшую судьбу оболочки Ка (души-индивидуальности). Неудача при прохождении этих испытаний ввергала душу Ка в новое воплощение на Земле в определенный месяц в виде мужского или женского существа. Успешное прохождение 14 холмов избавляло душу Ка от возвращения в земную юдоль.

Третья череда испытаний (7 арит и 21 пилон) имела целью решить участь души-проявления Ба. Если душам умершего не удалось войти в какое-то из пристанищ, то душа Ба оставалась в предыдущей арите. Она обрекалась на вселение в нечто вещественное на одном из семи священных светил (Солнце-Земле, Луне- Земле, Сатурне, Венере, Юпитере, Меркурии и Марсе). Успешное прохождение 7 арит освобождало душу-Ба от вселения в тела на планетах.

Четвертое испытание (Загробный Суд, взвешивание души-Эб, то есть сознания, самосознания и надсозна-ния-причины) определяло участь трех энергетических оболочек, включая оболочку судьбы (того, что сегодня обозначают понятием «карма»).

Иносказательное пожирание души-сердца (Эб) чудовищем Аммой означает возвращение души Эб в круг переселения душ, скорее всего, соединение этой души с отставшими на прежних этапах испытаний душами Ба, Ка и Сах.

Успешный вход в Святая Святых Храма Двух Истин знаменует обожествление умершего, уподобление его духа (Ах) блаженным духам богов (те же Ах). Дух может остаться среди родственных ему духов Сонма Богов и стать соучастником их бытия.

Если же дух Ах преодолел Последние Врата на пути к Полю Удовлетворения, то он обретет вечное блаженство, не познает более мук переселения из тела в тело и избавляется от страданий воплощения.

Похоже, египетские посвященные указали и точное место обитания блаженных душ — Солнце. «Мистический опыт» позволил им высказать эту дерзновенную истину, на что еще не скоро отважится европейская наука (если отважится вообще?).

Возвращение энергетических оболочек человека, возникших в результате преломления и преобразования все того же солнечного излучения, к своему первоисточнику пока не подлежит научному доказательству. Несмотря на то что уже почти столетие эмпирическая наука осознает явление энергии Солнца, преобразующейся на Земле в другие виды энергии, как основу существования и развития не только общей циркуляции атмосферы, водного режима суши и моря, но всей органической природы, экспериментальное изучение этого явления все еще топчется вокруг пресловутых «биополей» и не дерзает приблизиться к сокровенной тайне «духа».

Такова древнеегипетская концепция посмертной участи душ, поражающая своей сложностью и детальной разработанностью. Ее создателями могли быть лишь великие посвященные.

Египетские народные представления о посмертной жизни

Египетские народные представления о том, какая жизнь ждала умершего на Поле Тростника, никакого отношения к жреческому мистическому опыту не имеют. Перед нами действительно примитивное описание загробной жизни как более счастливого варианта земной.

Другого невозможно было ожидать, ведь никакой великий посвященный не сможет словесно выразить то состояние, которого достигают святые духи-Ах в вечном блаженстве. Никакой человеческий язык, ни иносказательно, ни по аналогии, ни даже приблизительно, не в состоянии передать те ощущения, чувства и мысли, которые ду­х-Ах переживает в Обители Вечного Блаженства. О неизреченном возможны лишь притчи. Одну из таких притч являет собой описание Поля Тростника.

Там умершего якобы ждет такая же жизнь, какую он вел и на Земле, только избавленная от страданий и неприятностей, счастливее и лучше. Его дух ни в чем не будет знать недостатка. Семь Хатхор, бог зерна Непри, скорпион-Серкет и другие боги сделают его пашни и пастбища исключительно плодородными, стада тучными, птицу многочисленной и жирной. Все работы на полях станут выполнять работники-ушебти. Так, в сытости, довольстве, любовных утехах, пении и плясках пройдут миллионы лет блаженного бытия духа-Ах. Этот приземленный идеал явно импонировал простому люду и рабам, а посвященные не стремились опровергнуть его или предложить свою версию.

[…] Заупокойная литература всех времен египетской истории, даже вполне «низовая», говорит о том, что душа-двойник Ка умершего потребляет не сами заупокойные приношения, а насыщается их душами-двойниками. Ка умершего ест не хлеб, а Ка хлеба, пьет не пиво, а Ка пива. Душа-проявление Ба и душа-сердце Эб вообще удовлетворяются не заупокойными подношениями и дарами родственников, близких и друзей, а их благочестивой и нелицемерной памятью, заботой об умершем, их ритуальной чистотой и отсутствием злого умысла.

Источник: «Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету»

[adsense_id=»2″]

www.theafterlife.ru


Смотрите также