Отечество мое! Россия! В тебе дух старины живет. И не одна еще стихия Не победила твой народ. «Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов» Цель: на примере исторических личностей воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству. Отечество мое россия в тебе дух старины живет
Игумен земли Русской
Одно в нём близких огорчало: Давалась грамота с трудом, Но это тоже означало Особый Промысел о нём.
Он старца дивного встречает, Ему решается сказать, Что более всего желает Науку книжную понять.
И черноризец, помолившись, Просфору отроку подал. А тот, вкусив её, не сбившись, Псалтирь с усердьем прочитал.
С тех пор успешно он учился, Тем радуя отца и мать. И больше прежнего молился, Мечтая сам монахом стать.
Как отраженье жизни новой В небесном отблеске зари, Всегда защитой и опорой Служили нам монастыри.
Лишь только брата два женились, В один из тех монастырей Отец и мать переселились И с ними их Варфоломей.
Своих родителей седины Сын возмужавший уважал. До самой праведной кончины Во всём их старость утешал.
Почтил умерших поминаньем И милостыню раздавал, Благоговейно, со слезами Он сорок дней Псалтирь читал.
Всё бренно в мире быстротечном. Блажен, кто Богу угодил. В Хотькове на покое вечном Лежат Мария и Кирилл.
Чету святую люди знают. Здесь многих путников причал. Их непременно посещают, Как Преподобный завещал.
Сказанье дальше продолжая, Спешим подвижнику вослед. Стефана-брата убеждает Он навсегда оставить свет.
Они в лесу уединились. Вдали мирская суета. Здесь Богу горячо молились У возведённого креста.
Потом построить храм решили. И вот средь зелени густой С любовью церковку срубили Во имя Троицы Святой.
Стефан, уже монахом ставший, (Жену он рано потерял), Себе иной судьбы желавший, Душой томился, унывал.
Он вскоре с братом расстаётся – Знать, так Господь благословил. В безлюдной чаще остаётся Блаженный юноша один.
Как прежде, молодой отшельник, Ища спасения души, В нужде, невзгодах, искушеньях Упорно трудится в глуши.
Какое вскоре утешенье! За то, что праведно он жил. Достиг в монахи постриженья И Сергий имя получил.
Но бесы святости не терпят, Они, с затворником борясь, В смятенье приводя и трепет, Являются ему не раз.
Наводят ужасы и страхи, Голодных хищников стада, Но сила Божия в монахе, И страхований нет следа.
Зри, современный наш читатель, На проявленье Божества. На лик святой, простое платье… С мятежным миром нет родства.
Ни тени грешных пожеланий. Всё – воплощение Христа. И нам, потомкам, в назиданье: Свет веры, кротость, чистота.
И потому к нему, как к Ною, Всяк зверь с покорностью идёт. Ведь повинуется земное Тому, в ком Дух Святой живёт.
Всё тайное бывает явным. Слух о подвижнике – в миру. Поговорить о самом главном Приходят странники к нему.
И вскоре за молвою следом Услышал Радонежский лес Звон топоров, людей беседы, Увидел множество чудес.
И вот уже общиной дружной С ним многие в трудах. Теперь об их печётся нуждах Великий труженик-монах.
Заботится об их жилищах, Им воду носит, хлеб печёт, Дрова готовит, варит пищу. Так жизнь теперь его течёт.
Желал безмолвствовать в пустыне, Но воля Божия сильней! Он служит людям и поныне – Наставник братии своей.
Проходит время, и однажды Сказали иноки: «Беда!Как часто мы томимы жаждой,Но далеко от нас вода».
Игумен, выслушав, спустился В овраг вблизи монастыря, К земле иссохшей преклонился, Молитву кроткую творя.
И тут Господь являет чудо: Родник из недр фонтаном бьёт! К нему доныне отовсюду Честной стекается народ.
Идут на Сергиев источник От скверны сердце очищать, Омыть заплаканные очи, Вкусить надежды благодать.
Всё место это стало свято. Растёт и крепнет древний град. Смиренным иноком когда-то Основан Сергиев Посад.
Мы тоже многие стремимся Сюда, где дух его почил. И Божьим чудесам дивимся И вспоминаем, как он жил.
Во искушенье все припасы Закончились в монастыре. Монахов жалобные гласы! Ведь нет ни крохи на дворе.
И многие тогда взроптали:«Уж мочи нету так терпеть!» Но тут в ворота постучали. Стоит обоз. В телегах – снедь.
Так трое суток продолжалось, Что неизвестный доброхот, К насельникам имея жалость, Привёз провизии на год.
Всё по молитвам совершилось. Напрасно незачем роптать! И стой поры установилось: Во всём на Бога уповать.
Однажды батюшке в обитель Больного сына на руках Принёс благочестивый житель, Но мальчик умер на глазах.
Тогда отец, убитый горем, Уходит. Гробик мастерит. Но, возвратившись, видит вскоре: Малютка жив и в келье спит.
Он бросился к ногам святого, Но тот его остановил. Мол, нет тут чуда никакого! Так думать даже запретил.
Не для людского прославленья Творил молитвы он свои, А ради веры укрепленья, Во имя жертвенной любви.
За увядающие нивы Молился и для Бога жил. И, как слуга трудолюбивый, Пешком вся землю исходил.
Он усмирял князей гордыню, Объединял их во Христе. В преданьях помнят и доныне Игумена того везде.
Над ней, родимой, снова тучи! Восстал ордынский хан Мамай. Пошёл на нас волной могучей Испепелить весь отчий край.
Дары и просьбы отвергает Надменный вождь, безбожный хан. Знать, за грехи Господь карает. Тяжёлый крест Отчизне дан.
В ту пору славный князь Димитрий Землёю русской управлял. Готовясь к предстоящей битве, Он с верой этот крест подъял.
И Троице Живоначальной, Спеша все почести воздать, Пришёл с дружиной достохвальной Благословенье старца взять.
С надеждой ждал их Преподобный, Молитву в храме возносил. Он предсказал и плач надгробный, И славу ратную Руси.
Благословил идти без страха, Коль Русь святая дорога! И в подкрепленье двух монахов Послал на злобного врага.
В смиренье иноки одеты, Но, слыша Сергия наказ, Встают Ослябя с Пересветом В ряды дружины в тот же час.
Под Божьей Матери покровом Теперь вся воинская рать. В день Рождества Её святого Не страшно будет умирать!
На берегу родной Непрядвы Встань, юный витязь, не робей! Зовёт к началу бранной жатвы Татарин наглый Челубей.
Выходит он, насмешник дерзкий, Дрожит под ним свирепый конь. Ну что? Мол, здесь сражаться не с кем! Погоним русичей за Дон!
В войсках томленье, ожиданье. Орлов паренье в небесах. Коней нетерпеливых ржанье… России участь на весах.
На поединок выезжает Послушник верный Пересвет. Его нисколько не смущает, Что он в доспехи не одет.
На нём оружие нетленно. На схиме вышит Крест Христов. Кончина воина блаженна. Он к этому всегда готов.
Святой водою окроплённый, Помчался русский богатырь, Небесной молнии подобный, - И пал на выжженный пустырь.
Его копьём сражён Тетерин. Обоих их настигла смерть. Но вечно жив и светозарен Священноинок Пересвет.
- Преспело, братья, время битвы!- Провозгласил великий князь. На поле славы и молитвы К полудню сеча началась.
Был бой жестокий и кипучий: В открытой битве жалок трус. И кровь лилась, как дождь из тучи, За веру правую, за Русь!
Смешенье тел, железа скрежет… О сколько нынче новых вдов! Сочатся раны под одеждой, И кони топчут седоков.
Всё время Сергий преподобный На поле том незримо был. И к вечеру во храме Божьем Всем о победе возвестил.
Молитва русского монаха, А на хоругвях – Спаса лик. Уже бежит Мамай со страхом:«Как христианский Бог велик!»
Нашли татары здесь могилу. Их кончилась над нами власть. Откуда же такая сила Вдруг у Димитрия взялась?
Все княжества по доброй воле Плечом к плечу стояли с ним. За битву на широком поле Назвал народ его Донским.
Не страшен враг. Сладка награда Для тех, кто верой облечён. Вот так за Русь сражаться надо: Святой молитвой и мечом!
Семь дней убитых хоронили С залитых кровию холмов. На небо ангелы носили Их души под святой Покров.
Тогда на поле Куликовом Была Россия спасена. Так неужели будет снова При нас повержена она?
От предков нам она досталась Богохранимою страной. И православьем укреплялась, Как нерушимою стеной!
Подвижников и чудотворцев Немало было на Руси. И не сумели богоборцы Их свет нетленный угасить.
В церквах веками воздаётся Святому Сергию хвала! И величание поётся, И славятся его дела.
Он милосердьем украшался. Одетый в Божью благодать, Учеников своих старался В любви Христовой наставлять.
За них он пламенно молился, И вот однажды в час ночной Во двор обители спустился, На свет влекомый неземной.
Тогда в сиянии чудесном Он птиц предивных увидал. В ночи раздался глас Небесный, Который батюшке сказал,
Что так умножится и стая Потом его учеников, И Лавра станет здесь святая Под сенью золотых крестов.
И вскоре, по молитвам старца, Откроются монастыри, В которых будут подвизаться Духовных дел богатыри.
И за великое смиренье Печальник праведный, святой Был удостоен посещенья Пречистой Матери Самой.
Глубокой ночью осветилась Вся келия огнём живым. Царица света появилась С апостолами перед ним.
Где старца мощи почивают. И каждый день сюда народ, Святого пеньем ублажая, С мольбой и просьбами идёт.
Светильник Божий! Он, как прежде, Усердно молится за нас. И припадаем мы с надеждой К его мощам в печали час.
Он в грозные, худые годы Отчизны горестной моей Стал утешением народа И ангелом среди людей.
Нас старец Радонежский кличет За други душу положить! Державе возвратить величье! Порфиру царственную шить!
Христианин! Об этом помни: Отчизна – мать, её храни! Молись за Русь! Ведь нет ей ровни. В ней вера предков, как гранит.
Так было и должно быть снова! Ветвям не утерять корней. Россия – поле Куликово. Дух Преподобного над ней.
Заступник, господу угодный! Крест помоги нам донести. Моли, наш Сергий преподобный, Русь православную спасти!
kurskonb.ru
Житие преподобного Сергия Радонежского в стихах
В наше время, когда возрождается духовная основа святой Руси – православная вера – московский художник Сергей Николаевич Ефошкин написал серию картин, отражающих события XIV века. Эти полотна вдохновили православного педагога Софью Олеговну Никулину на создание созвучных картинам стихов. Благодаря этим работам начинаешь понимать дух того времени, далекие события становятся рядом, их ощущаешь без толщи веков.
***
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И преподобный Сергий в ней.
Вo время тяжких испытаний
(Под игом Русь тогда была)
Вблизи Ростова, по преданью,
Мария сына родила.
Дитя все с нетерпеньем ждали.
Как утешенья средь скорбей.
И вот младенцу имя дали
«Сын радости» – Варфоломей.
В семье боярина Кирилла,
Благочестивого отца.
Три сына, как известно, было.
Но средний умилял сердца.
Он был украшен воздержаньем.
Постился строго с ранних лет.
В молитве и благодеяньях
Проходит дней его расцвет.
Любил он бедную одежду,
Трудился для семейных нужд.
Был кроток, тих, во всем прилежен
И развлечений детских чужд.
Одно в нем близких огорчало:
Давалась грамота с трудом,
Но это тоже означало
Особый Промысел о нём.
Он старца дивного встречает,
Ему решается сказать.
Что более всего желает
Науку книжную понять.
И черноризец [1], помолившись,
Просфору [2] отроку подал.
А тот, вкусив её, не сбившись,
Псалтирь [3] с усердьем прочитал.
С тех пор успешно он учился,
Тем радуя отца и мать.
И больше прежнего молился,
Мечтая сам монахом стать.
Как отраженье жизни новой
В небесном отблеске зари.
Всегда защитой и опорой
Служили нам монастыри.
Лишь только брата два женились,
В один из тех монастырей
Отец и мать переселились
И с ними их Варфоломей.
Своих родителей седины
Сын возмужавший уважал.
До самой праведной кончины
Во всем их старость утешал.
Почтил умерших поминаньем
И милостыню раздавал,
Благоговейно, со слезами
Он сорок дней Псалтирь читал.
Всё бренно в мире быстротечном.
Блажен, кто Богу угодил.
В Хотькове на покое вечном
Лежат Мария и Кирилл.
Чету святую люди знают.
Здесь многих путников причал.
Их непременно посещают.
Как Преподобный [4] завещал.
Сказанье дальше продолжая.
Спешим подвижнику вослед.
Стефана-брата убеждает
Он навсегда оставить свет.
Они в лесу уединились.
Вдали мирская суета.
Здесь Богу горячо молились
У возведенного креста.
Потом построить храм решили.
И вот средь зелени густой
С любовью церковку срубили
Во имя Троицы Святой.
Стефан, уже монахом ставший,
(Жену он рано потерял).
Себе иной судьбы желавший.
Душой томился, унывал.
Он вскоре с братом расстается –
Знать, так Господь благословил.
В безлюдной чаще остается
Блаженный юноша один.
Как прежде, молодой отшельник,
Ища спасения души,
В нужде, невзгодах, искушеньях [5]
Упорно трудится в глуши.
Какое вскоре утешенье!
За то, что праведно он жил.
Достиг в монахи постриженья
И Сергий имя получил.
Но бесы святости не терпят,
Они, с затворником борясь,
В смятенье приводя и трепет.
Являются ему не раз.
Наводят ужасы и страхи.
Голодных хищников стада.
Но сила Божия в монахе,
И страхований нет следа.
Зри, современный наш читатель,
На проявленье Божества.
На лик святой, простое платье...
С мятежным миром нет родства.
Ни тени грешных пожеланий.
Всё – воплощение Христа.
И нам, потомкам, в назиданье:
Свет веры, кротость, чистота.
И потому к нему, как к Ною,
Всяк зверь с покорностью идёт.
Ведь повинуется земное
Тому, в ком Дух Святой живёт.
Всё тайное бывает явным.
Слух о подвижнике – в миру.
Поговорить о самом главном
Приходят странники к нему.
И вскоре за молвою следом
Услышал радонежский лес
Звон топоров, людей беседы,
Увидел множество чудес.
И вот уже общиной дружной
С ним многие живут в трудах.
Теперь об их печётся нуждах
Великий труженик-монах.
Заботится об их жилищах,
Им воду носит, хлеб печет.
Дрова готовит, варит пищу.
Так жизнь теперь его течёт.
Желал безмолвствовать в пустыне.
Но воля Божия сильней!
Он служит людям и поныне –
Наставник братии своей.
Проходит время, и однажды
Сказали иноки: «Беда!
Как часто мы томимы жаждой,
Но далеко от нас вода».
Игумен [6], выслушав, спустился
В овраг вблизи монастыря,
К земле иссохшей преклонился.
Молитву кроткую творя.
И тут Господь являет чудо:
Родник из недр фонтаном бьет!
К нему доньше отовсюду
Честной стекается народ.
Идут на Сергиев источник
От скверны сердце очищать.
Омыть заплаканные очи,
Вкусить надежды благодать.
Всё место это стало свято.
Растёт и крепнет древний град.
Смиренным иноком когда-то
Основан Сергиев Посад.
Мы тоже многие стремимся
Сюда, где дух его почил.
И Божьим чудесам дивимся
И вспоминаем, как он жил.
При нём обитель укреплялась
Во всех делах её благих.
И много там чудес случалось.
Вот только несколько из них.
Во искушенье все припасы
Закончились в монастыре.
Монахов жалобные гласы!
Ведь нет ни крохи на дворе.
И многие тогда взроптали:
«Уж мочи нету так терпеть!»
Но тут в ворота постучали.
Стоит обоз. В телегах – снедь.
Так трое суток продолжалось,
Что неизвестный доброхот,
К насельникам [7] имея жалость.
Привез провизии на год.
Всё по молитвам совершилось.
Напрасно незачем роптать!
И с той.поры установилось:
Во всём на Бога уповать.
Однажды батюшке в обитель
Больного сына на руках
Принёс благочестивый житель.
Но мальчик умер на глазах.
Тогда отец, убитый горем,
Уходит. Гробик мастерит.
Но, возвратившись, видит вскоре:
Малютка жив и в келье [8] спит.
Он бросился к ногам святого,
Но тот его остановил.
Мол, нет тут чуда никакого!
Так думать даже запретил.
Не для людского прославленья
Творил молитвы он свои,
А ради веры укрепленья.
Во имя жертвенной любви.
За увядающие нивы
Молился и для Бога жил.
И, как слуга трудолюбивый.
Пешком всю землю исходил.
Он усмирял князей гордыню,
Объединял их во Христе.
В преданьях помнят и доныне
Игумена того везде.
С митрополитом [9] Алексием
Христово стадо верно пас.
По их предстательству Россия
Была спасённою не раз.
Над ней, родимой, снова тучи!
Восстал ордынский хан Мамай.
Пошёл на нас волной могучей
Испепелить весь отчий край.
Дары и просьбы отвергает
Надменный вождь, безбожный хан.
Знать, за грехи Господь карает.
Тяжёлый крест Отчизне дан.
в ту пору славный князь Димитрий
Землёю русской управлял.
Готовясь к предстоящей битве,
Он с верой этот крест подъял.
И Троице Живоначальной,
Спеша все почести воздать.
Пришёл с дружиной достохвальной
Благословенье старца взять.
С надеждой ждал их Преподобный,
Молитву в храме возносил.
Он предсказал и плач надгробный,
И славу ратную Руси.
Благословил идти без страха,
Коль Русь святая дорога!
И в подкрепленье двух монахов
Послал на злобного врага.
В смиренье иноки одеты,
Но, слыша Сергия наказ.
Встают Ослябя с Пересветом
В ряды дружины в тот же час.
Под Божьей Матери покровом
Теперь вся воинская рать.
В день Рождества Её святого
Не страшно будет умирать!
На берегу родной Непрядвы
Встань, юный витязь, не робей!
Зовёт к началу бранной жатвы
Татарин наглый Челубей.
Выходит он, насмешник дерзкий.
Дрожит под ним свирепый конь.
Ну что? Мол, здесь сражаться не с кем!
Погоним русичей за Дон!
В войсках томленье, ожиданье.
Орлов паренье в небесах.
Коней нетерпеливых ржанье...
России участь на весах.
На поединок выезжает
Послушник верный Пересвет.
Его нисколько не смущает,
Что он в доспехи не одет.
На нём оружие нетленно.
На схиме [10] вышит Крест Христов.
Кончина воина блаженна.
Он к этому всегда готов.
Святой водою окроплённый.
Помчался русский богатырь.
Небесной молнии подобный, –
И пал на выжженный пустырь.
Его копьём сражён татарин.
Обоих их настигла смерть.
Но вечно жив и светозарен
Священноинок Пересвет.
– Приспело, братья, время битвы! –
Провозгласил великий князь.
На поле славы и молитвы
К полудню сеча началась.
Был бой жестокий и кипучий:
В открытой битве жалок трус.
И кровь лилась, как дождь из тучи.
За веру правую, за Русь!
Смешенье тел, железа скрежет...
О сколько нынче новых вдов!
Сочатся раны под одеждой,
И кони топчут седоков.
Всё время Сергий преподобный
На поле том незримо был.
И к вечеру во храме Божьем
Всем о победе возвестил.
Молитва русского монаха,
А на хоругвях [11] – Спаса лик.
Уже бежит Мамай со страхом:
«Как христианский Бог велик!
Нашли татары здесь могилу.
Их кончилась над нами власть.
Откуда же такая сила
Вдруг у Димитрия взялась?
Все княжества по доброй воле
Плечом к плечу стояли с ним.
За битву на широком поле
Назвал народ его Донским.
Не страшен враг. Сладка награда
Для тех, кто верой облечён.
Вот так за Русь сражаться надо:
Святой молитвой и мечом!
Семь дней убитых хоронили
С залитых кровию холмов.
На небо ангелы носили
Их души под святой Покров.
Тогда на поле Куликовом
Была Россия спасена.
Так неужели будет снова
При нас повержена она?
От предков нам она досталась
Богохранимою страной.
И православьем укреплялась,
Как нерушимою стеной!
Подвижников и чудотворцев
Немало было на Руси.
И не сумели богоборцы
Их свет нетленный угасить.
В церквах веками воздается
Святому Сергию хвала!
И величание поется,
И славятся его дела.
Он милосердьем украшался.
Одетый в Божью благодать,
Учеников своих старался
В любви Христовой наставлять.
За них он пламенно молился,
И вот однажды в час ночной
Во двор обители спустился.
На свет влекомый неземной.
Тогда в сиянии чудесном
Он птиц предивных увидал.
В ночи раздался глас Небесный,
Который батюшке сказал,
Что так умножится и стая
Потом его учеников,
И Лавра [12] станет здесь святая
Под сенью золотых крестов.
И вскоре, по молитвам старца.
Откроются монастыри,
В которых будут подвизаться
Духовных дел богатыри.
И за великое смиренье
Печальник праведный, святой
Был удостоен посещенья
Пречистой Матери Самой.
Глубокой ночью осветилась
Вся келия огнём живым.
Царица света появилась
С апостолами [13] перед ним.
Повержен ниц его келейник,
Он сам коленопреклонён.
И этот миг, мой современник.
Над ракою [14] изображён,
Где старца мощи [15] почивают.
И каждый день сюда народ.
Святого пеньем ублажая,
С мольбой и просьбами идёт.
Светильник Божий! Он, как прежде.
Усердно молится за нас.
И припадаем мы с надеждой
К его мощам в печали час.
Он в грозные, худые годы
Отчизны горестной моей
Стал утешением народа
И ангелом среди людей.
Нас старец радонежский кличет
За други душу положить!
Державе возвратить величье!
Порфиру [16] царственную шить!
Христианин! Об этом помни:
Отчизна – мать, её храни!
Молись за Русь! Ведь нет ей ровни.
В ней вера предков, как гранит.
Так было и должно быть снова!
Ветвям не утерять корней.
Россия – поле Куликово.
Дух Преподобного над ней.
Заступник, Господу угодный!
Крест помоги нам донести.
Моли, наш Сергий преподобный,
Русь православную спасти!
Источник: Никулина С.О. Игумен земли Русской. Житие ПреподобногоСергия Радонежского в стихах. Худ. С.Н. Ефошкин. – Рязань, Изд. «Зерна», 2002.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Черноризец, инок – монах.
[2] Просфора – специально испеченный хлеб для богослужения.
[3] Псалтирь – книга божественных песнопений (псалмов).
[4] Преподобный – монах, достигший святости.
[5] Искушенье – испытание.
[6] Игумен – настоятель мужского монастыря.
[7] Насельник – житель монастыря.
[8] Келья – жилище монаха.
[9] Митрополит – глава церковного округа.
[10] Схима – высшая степень монашества; одежда монаха-схимника.
[11] Хоругвь – церковное знамя.
[12] Лавра – крупный монастырь.
[13] Апостол – ученик Иисуса Христа.
[14] Рака – гробница, где почивают мощи святого.
[15] Мощи – останки тел святых.
[16] Порфира – пурпуровая одежда царей.
STSL.Ru
www.stsl.ru
на примере исторических личностей воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству.
Отечество мое! Россия!
Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна еще стихия
Не победила твой народ.
«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»
Цель: на примере исторических личностей воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству.
Задачи:
1.Закрепить представления детей о том, кто такие защитники Отечества.
2. Познакомить с жизнью и подвигами русского полководца М.И. Кутузова и некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества, - Отечественной войной 1812 года.
3.Формировать у детей чувство гордости и уважение к защитникам Отечества.
Материал: мяч; картина В.М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации портретов русских князей Дмитрия Донского и Александра Невского; русских полководцев Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова.
Ход занятия:
Дети, мы с вами уже говорили, что 23 февраля наша страна отмечает праздник – День защитника Отечества. Как вы думаете, кто такие защитники Отечества? (ответы детей). Защитники – это люди, которые защищали, охраняли русскую землю от врагов и любили ее.
У каждого народа есть свои герои. Славятся они не только силой, решительностью и смелостью. Свои подвиги герои совершают с чистым сердцем, на благо своего народа и Отечества.
Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Велико наше Отечество – Русская земля, но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Русь. Ведь Россия – страна богатая, красивая, и очень многие хотели бы владеть ею. Многие люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины.
Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна еще стихия
Не победила твой народ.
Славилась русская земля мужественными и сильными людьми – богатырями. Посмотрите на картину и назовите русских богатырей – защитников Руси (ответы детей). Правильно, это Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Они настоящие воины, защитники земли русской, стерегут ее границы и покой.
А кто помнит русских князей, защитников земли русской (ответы детей). Посмотрите, это Дмитрий Донской – московский князь возглавил вооруженную борьбу русского народа против татарского войска и разгромил его в Куликовской битве на реке Дон, за что был прозван Донским. Александр Невский – прославился победой над немецкими крестоносцами в знаменитом «Ледовом побоище» на льду Чудского озера. Ему принадлежат слова, которые дошли до наших дней: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и падет».
Давайте встанем в круг и поиграем в игру. Вы будете передавать мяч, и проговаривать пословицу о смелости, силе и отваге.
Пословицы:
Смелость силе воевода.
На Руси не все караси – есть и ерши.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Кто смел, тот на коня сел.
Слава идет не по роду-племени, а по богатырским делам, да подвигам.
Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.
Подумайте и скажите, кто такой полководец? (ответы детей) Полководец – это человек, который командует войсками. Во многом успех сражений зависел от полководца. Слава многих полководцев пережила века, их помнит и любит русский народ. Каких русских полководцев вы знаете? (ответы детей) Молодцы! Это великие русские полководцы Александр Васильевич Суворов, он славно воевал во время русско-турецкой войны, одержал много побед. Солдаты любили Суворова, были готовы идти за ним в бой, отдать за него жизнь. А его слова мы повторяем до сих пор: «Тяжело в ученье, легко в бою», «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Сегодня в России есть специальные учебные заведения для будущих военных, названные в честь Суворова – суворовские училища. Может быть, кто из наших мальчиков будет учиться в таком училище.
Михаил Илларионович Кутузов, он прославился в битве с французскими войсками. Про него солдаты говорили: «Пришел Кутузов бить французов».
Сегодня мы вспомним и побеседуем об опытном и дальновидном военачальнике Михаиле Илларионовиче Кутузове, которым по праву гордится наша Родина. Он жил много лет назад. Но его имя и сегодня знает каждый россиянин.
Давным-давно, больше ста лет назад, на Россию напала армия французского императора Наполеона. Это был очень опытный полководец. Он уже завоевал много стран, прежде чем пойти войной на Россию. В его армии сражались солдаты из 26 стран, и армия эта была сильной. Но когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Главным командующим русской армией был назначен храбрый маршал М.И. Кутузов, посмотрите вот его портрет. Солдаты уже давно его знали и любили. Они говорили: «Пришел Кутузов бить французов». Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой, где и произошло самое знаменитое сражение. Врагов было в два раза больше, но русские сражались не на жизнь, а на смерть.
Это было страшное сражение! Только темная ночь остановила бой. Наполеон сказал: «Это самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!». Русских было намного меньше, чем французов, и Кутузов приказывает отступить, сдать столицу России Москву, чтобы сохранить войска и потом вновь ударить по врагу. Он предвидел, что победить врагов поможет не только отвага и храбрость русских солдат, но и суровая снежная зима с трескучими морозами и ледяными ветрами.
Закатным пламенем объят был небосклон,
Когда в Москву вступил Наполеон,
Он город взял без славы и почета,
Его не встретили, не принесли ключей,
Никто не отворил ему ворота –
Москва была заброшенной, ничьей…
На улицах и в храмах – ни души.
Москва была пуста. Жители из нее ушли. Город горел, горели дома и имущество, чтобы ничего не досталось врагу. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир. Ни никто ему мира не предлагал. Французам нечего было есть, они мерзли, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы. Кутузов заставил французскую армию идти по той дороге, по которой Наполеон пришел в Россию. По Смоленской дороге, уже разоренной походом на Москву. Французские войска погибали в глубоких снегах от голода, холода и набегов партизан. Партизаны – это члены народного вооруженного отряда, действующего самостоятельно от русской армии в тылу врага. Наконец Наполеон с позором покинул Россию. Так и не удалось ему покорить Россию!
Художник Франц Алексеевич Рубо нарисовал Бородинское сражение и в настоящее время можно увидеть это знаменитое сражение в Москве, Бородинской панораме. А перед зданием Бородинской панорамы стоит памятник великому полководцу М.И. Кутузову. В честь Кутузова также назван проспект, где расположена Бородинская панорама.
Знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Бородино». Послушайте небольшой отрывок.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали»
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Фельдмаршал Кутузов умер 16 апреля 1813 года и был с почестями похоронен в Петербурге в Казанском соборе, а рядом на площади ему воздвигли памятник и люди возлагают цветы, венки к памятнику.
Вот так русские всегда защищали свое Отечество, свою Родину. Их помнит Россия, их помнит русский народ. Как народ чтит память тех, кто защищал свою родину? (ответы детей) Правильно, возводит храмы, ставит памятники, пишет песни, стихи. Дети, помните защитников русской земли, чтите их память!
Спокойна великая наша страна,Надежна защита огромных просторов.Защитников громкие есть имена -Кутузов, Нахимов, Буденный, Суворов...
И праздник сегодня, сквозь множество летДля тех, кто уют и покой охраняет,Кто Родине дал нерушимый обет,Святые традиции преумножает.
Автор: Илья Вардиев
infourok.ru
Классный час "ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ"
ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Наша сегодняшняя встреча посвящена защитникам Отечества.
Отечество … Что значит это слово?
Слово «отечество» того же корня, что и слова «Отчизна», «отец», «отчий дом».
Отечество – это место, где жили наши отцы, где родились мы. Значит «Отечество» - это родина. А что такое Родина?
Давайте послушаем разговор двух девочек. Оли и Лены.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовём!
А как называется наша большая Родина?
(Россия)
Слово предоставляется первоклассникам. Сейчас мы узнаем, что для них Родина.
У моей России - длинные косички.
У моей России - светлые реснички.
У моей России - голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.
Для меня Россия – дивные берёзы.
Для меня Россия – утренние росы.
Для меня Россия – ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа.
Недаром говорят Россия-матушка.
Наша Россия очень большая и богатая страна.
И чтоб она всегда оставалась такой, нам нужно любить, оберегать и стараться проживать каждый день с пользой для Родины.
- Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Своих героев каждый народ знает по имени, хранит о них память веками.
С такими людьми мы сегодня познакомимся. Возможно о некоторых вы уже слышали…..
Говорить будем о защитниках земли Русской.
Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. Своими подвигами прославляют родную землю, защищают её от врагов.
- Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени, что-то вспомним, о чём-то вы услышите впервые. Поговорим о событиях, которые связаны с защитниками нашей Родины, поучаствуете в конкурсах.
Как вы думаете, каков он русский герой, защитник?
Самые первые защитники, имена которых дошли до наших дней – это русские богатыри. Давайте вспомним их имена……
Известный художник Виктор Васнецов работал над своей картиной 17 лет. Художник душа, которого была наполнена беззаветной любовью к народу и к своей Родине, представил богатырскую заставу – заставу, мимо которой ни зверь не прошмыгнёт, ни птица не пролетит незамеченной.
Размеры этой картины 295 см х 446см
Образы богатырей, созданных Васнецовым, выразительны и индивидуальны.
Посмотрите на картину Виктора Васнецова «Богатыри».
В народной памяти сохранились их имена и до сегодняшнего дня. Давайте вспомним былины и попробуем сказать, кто из них, где изображён на картине.
- Илья Муромец (в центре), Алёша Попович (справа), Добрыня Никитич (слева).
Алёша побеждал своей ловкостью и хитростью.
- Это следующий защитник….. Может кто- нибудь знает кто это?
Александр Невский.
Великий полководец-Александр Невский, который в тяжёлое время для Руси смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке.
- Дмитрий Донской
Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон. Куликовская битва
Следующие защитники – это..
полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей-горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства.
- Прошли века, и на карте появилось государство Российская империя. И рубежи нашего государства были под надежной защитой.
Александр Васильевич Суворов –За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения. Это было в период 18 века.
Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века.
В XX веке ко всем этим именам добавилось ещё имя великого полководца Великой Отечественной войны – Георгий Константинович Жуков. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых он проявил свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага.
Давайте вспомним имена героев, которые прозвучали...
Это самые яркие личности, но героев, которые защищали и защищают Родину очень много…..
Мальчикам представится такая возможность испытать себя в роли ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА, когда им будет 18 лет, а на сегодняшний день – они защитники для младших товарищей и девочек.
Не забывайте, что в жизни всегда есть место для подвига!
Слово предоставляется:____________________________________________
1 уч-ся:
Мы будем помнить ваши имена
И память завещать Грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье.
2 уч-ся:
Сыны России подрастают вновь
И Родине служить они готовы,
Чтоб солнце не ушло навеки в ночь,
А утром озаряло землю снова.
3 уч-ся:
Пусть небо будет голубым
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат,
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
4 уч-ся:
Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу.
Он на посту - и наш народ
Гордится Армией по праву.
А девочки могут быть защитниками Отечества?
Сейчас я предлагаю провести небольшое соревнование между будущими защитниками.
Поэтому прошу принять активное участие в соревновании всех ребят.
Прежде, чем начать, хочется напомнить о правилах поведения.
ПРАВИЛА
Внимательно слушай задание.
Хочешь, ответить или спросить – подними руку.
Действуй дружно в своей команде.
Уважай мнение товарища.
Умей отстаивать своё мнение, аргументируя.
1 конкурс «РАЗМИНКА»
За правильный ответ получаете жетон.
Что общего есть у дерева и винтовки? Ствол
Почему копьё и щит – друзья и враги одновременно? (Один – защищает, другой – нападает)
Какому полководцу принадлежат слова: «Тяжело в ученье, легко в бою!» (Суворов А В)
Кого называют бойцом невидимого фронта? (Разведчика)
Как называются наплечные знаки в русской армии? (Погоны)
Какая военная техника носит женское имя? (Катюша)
Молодцы!
«РАЗМИНИРУЙ ПОЛЕ»
Каждая команда должна выбрать сапёра. Ребята, а кто такой сапёр? В чём заключается его работа?
Вот и наши сапёры должны обезвредить мины (шишки) с закрытыми глазами, при этом не взорваться, те не наступить на мину. Кто больше разминирует мин, та команда получает жетон. Наблюдателями будут соперники.
Разбросаны шишки, собрать с закрытыми глазами.
«ВСПОМНИ ПОСЛОВИЦУ»
Каждый солдат должен быть эрудированным, и это задание для таких. Соберите пословицы.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина мать – умей за неё постоять.
Смелость – города берёт.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Смелого пуля боится, смелого штык не берёт.
«РАЗВЕДЧИКИ НА МИННОМ ПОЛЕ»
Вам нужно будет всем дружно пробежать или пройти по минному полю, держа друг друга за пояс, но так, чтобы не взорвалась ни одна мина. Учитываться будет и скорость, и не сбитые кегли. Не забывайте, одно неверное движение и ваша песенка спета.
Кегли. Пройти не сбив.
«Полководец» (мозаика)
Каждый полководец, чтобы не потерпеть поражения, должен уметь продумывать на несколько ходов вперёд. Посмотрим, как вы умеете продумывать свои ходы. Предлагаю собрать мозаику. Будет учитываться скорость и правильность.
Молодцы!
Давайте подведём итоги! Сегодня на соревнованиях все ребята старались. Но кому-то сегодня повезло больше. Но я думаю, что они поделятся своей победой с другими участниками. Будем считать, что победила «Дружба», так как будущие защитники должны быть ….. какими?
Какими качествами характера должен обладать защитник? (выбери из предложенного, можно дополнить)
Из вас должны получиться неплохие солдаты. Не забывайте, что место для подвига есть всегда! И даже в повседневной жизни….
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
Каждый мечтает о мирном небе, ярком солнце…..
Предлагаю в заключение нашего классного часа дружно спеть песню «Солнечный круг».
Пожалуйста, внесите свой вклад! Возьмите по лучику, если вы согласны с мальчиком.
Если вам понравилось как вы провели время – жёлтый лучик, вы скучали – красный лучик, если вы провели это время с пользой для себя – оранжевый лучик.
Приклейте к солнышку.
infourok.ru
Отечество мое! Россия! В тебе дух старины живет. И не одна еще стихия Не победила твой народ. «Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов» Цель: на примере исторических личностей воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству.
weburok.com
Преподобный Сергий-миротворец в русских междуусобицах
С. Никулина
В 2014 году Россия и весь православный мир отмечают 700-летие со дня рождения преподобного Сергия. Наверное, есть какая-то непостижимая тайна в том, что такие духовные светочи приходят на русскую землю в самые тяжелые ее времена, тогда, когда они жизненно необходимы русскому народу, русской земле. В.О. Ключевский, один из крупнейших русских историков писал: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди 14 века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение НРАВСТВЕНОЕ ЧУВСТВО НАРОДА, поднять его дух выше его привычного уровня — такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом». Преподобный Сергий за свои духовные подвиги кроме прочих даров стяжал от Бога «дух мирен» и примерами своей жизни показал, что такое истинное МИРОТВОРЧЕСТВО. О Сергии Радонежском как о миротворце сохранились известия в Летописях Нижегородской земли, а также в «Житиях святых, изложенных по руководству Четьих-Миней св. Дмитрия Ростовского». Эти сведения интересны и актуальны сегодня, в годину междоусобиц на территориях, примыкающих к России с юга. Благодаря этим сведениям, мы узнаем о деятельном участии Сергия в умиротворении враждующих сил и принятии решительных действий для предотвращения дальнейшего конфликта.
Увещание князя Олега. Фреска Южного притвора Троицкого Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
В смутное и лихое время жил Сергий: читая летописные сказания, то и дело встречаешь известия, что такой-то князь приехал в Орду добывать себе титул великокняжеский, другой разорил или совсем отнял удел соседа, третий подговорил Литву и тех же татар идти ратью на Москву. В 1358 году — Сергий убеждает ростовского князя Константина не выступать против Москвы. Более того, «князь Константин обязался после сего быть в совершенной зависимости от великого князя Московского».
Проходит год и пустынник-примиритель снова пешком отправляется в путь, в Нижний Новгород. В те времена княжество Новгородское «крепко стояло» и в сотоянии было соперничать с Москвой. Между братьями Дмитрием и Борисом Константиновичами начались распри: Дмитрий требовал княжения в Нижнем «по-старшинству». Но Борису при поддержке ханов Ордынских удалось отстоять право на власть. Между тем, в орду съездил также и сын Дмитрия старшего и выпросил отцу ярлык на княжение землей Владимирской, которая тяготела к Москве. Но от этого ярлыка Дмитрий отказался, Уступая его Москве и продолжая настаивать на владение Нижним Новгородом. Московский князь Дмитрий Иванович (ему было всего лет, но он находился под мудрым духовным руководством митрополита Алексия) послал в нижний послов, чтобы «братья помирись и разделили вотчину. Но Борис ответил высокомерным отказом: «князей судит только Бог. Князь знает только хана, который утвердил за ним княжение и больше подчиняться никому не желает!» И тогда «Преподобный Сергий игумен по Митрополичю слову Алексиеву и Великого Князя Дмитрия Ивановича церкви вся затвори». Сергий прозревает злую кончину Бориса и его детей. Борис вынужден был покориться, тем более что из Москвы под начальством его брата Дмитрия Суздальского пришла сильная рать. И Борис вышел навстречу брату с повинной (1365 год).
Благословение Дмитрия на решительное сражение против татар на Куликовом поле — тоже один из ярких примеров миротворчества преподобного Сергия. Междоусобицы, начавшиеся в Орде, помогли нашему Отечеству собрать все силы в единый кулак, начать объединяться вокруг Москвы. Но сомнения все же не покидали Дмитрия: войско Мамая было сильно и многочисленно. Пророчество Сергия о победе, его духовное наставничество и присутствие Пересвета и Осляби ободрило и придало уверенность князю Дмитрию. Святой игумен укреплял мужество князя и воинов и во время самой битвы. Сергий обладал даром пророчества, прозревал чувства и мысли людей и, поэтому, «послал грамоту князю Дмитрию, благословение Святой Троицы и Богородичную просфору». Он стоял на молитве все время, пока шла битва, сообщал то, что видел своим внутренним взором и первым возвестил о победе русского войска.
В 1385 году Сергий в качестве посла-миротворца отправляется в Рязань вместе со старейшими боярами. «Чудный старец долго беседовал с князем о спасении души, о мире и о любви, и своими тихими, кроткими, богоуветливыми речами привел его в умиление , уговорил Олега заключить вечный мир с великим князем Дмитрием».
Подписью Преподобного скреплена духовная (грамота) московского князя. «В этой духовной навсегда был установлен порядок владения престолом великокняжеским: власть великокняжескую должен был наследовать от отца сын». Новый принцип престолонаследия положил конец княжеским распрям и стал основой российской государственности.
Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014
STSL.Ru
www.stsl.ru
Святой Сергий - строитель русской духовной культуры
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (140 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: сформировать представление о Сергии Радонежском, как строителе русской духовной культуры.
Задачи:
- показать высоконравственный образ русского Святого Сергия;
- развитие чувства ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как бескорыстие, великодушие, патриотизм, ответственность, трудолюбие и милосердие.
1. Организационный момент.
(слайд1)
Указом президента России 2014 год объявлен ГОДОМ КУЛЬТУРЫ. Знаменательно, что в этом же году отмечается 700-летие Строителя русской духовной культуры Преподобного Сергия Радонежского.
2. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона) (слайд2)
Ученик:
Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт. И ни одна ещё стихия Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала И становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало, И преподобный Сергий в ней.
Учитель: (слайд3)
“Жизнь бесталанна без героя”, – так гласит древняя мудрость. Во все времена, а особенно в дни падения нравственности и веры, озлобления и грубости, людям очень важно иметь в сердцах память о народных героях, основными достоинствами которых всегда являлись милосердие и любовь к людям.
Таким героем и вождем, Учителем был и остается Сергий Радонежский – благодатный воспитатель русского народного духа, который стал для многих поколений вечным спутником и путеводителем, “светильником” – человеком, который сумел подчинить свою жизнь евангельским заповедям любви.
Присмотримся же к жизни Великого Святителя, который поднял свой крест за Россию, за создание русского государства, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
3. Знакомство с житием: "Сказание о детстве преподобного Сергия". (аудиозапись со сменой слайдов 4-10)
Во время тяжких испытаний (Под игом Русь тогда была) Вблизи Ростова, по преданью, Мария сына родила. Дитя все с нетерпеньем ждали, Как утешенье средь скорбей. И вот младенцу имя дали “Сын радости ” - Варфоломей. В семье боярина Кирилла, Благочестивого отца, Три сына, как известно, было, Но средний умилял сердца.
Он был украшен воздержаньем, Постился строго с ранних лет. В молитве и благодеяньях Проходит дней его расцвет. Любил он бедную одежду, Трудился для семейных нужд. Был кроток, тих, во всем прилежен И развлечений детских чужд. Одно в нем близких огорчало: Давалась грамота с трудом, Но это тоже означало Особый промысел о нем. Он старца дивного встречает, Ему решается сказать Что более всего желает Науку книжную понять. И черноризец, помолившись, Просфору отроку подал, А тот, вкусив ее, не сбившись, Псалтирь с усердьем прочитал. С тех пор успешно он учился, Тем радуя отца и мать И больше прежнего молился, Мечтая сам монахом стать.
Вопросы по содержанию:
- Какое имя дали мальчику при рождении?
- Как проходило его детство?
- Кем он мечтал стать?
Учитель: (слайд 11)
В “Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия” (составленного на основании жития пр. Сергия, написанного учеником Епифанием в XV в.) сказано, что – незадолго до его рождения мать пошла в Церковь и младенец в ее чреве так громко три раза вскрикнул, что все услышали. Из сего уразумели все, что произойдет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы.
С первых дней своей жизни он показал себя великим постником: не питался молоком матери по средам и пятницам и в те дни, когда мать употребляла в пищу мясо; мать вовсе отказалась от мясной пищи. Рано почувствовал любовь к Молитве.
Встреча с дивным старцем пробудила в отроке спящие духовные силы и открыла истинное его предназначение. (аудиозапись) (слайд12)
Как отраженье жизни новой В небесном отблеске зари, Всегда защитой и опорой Служили нам монастыри.
Лишь только брата два женились, В один из тех монастырей Отец и мать переселились И с ними их Варфоломей. Своих родителей седины Сын возмужавший уважал. До самой праведной кончины Во всём их старость утешал. Почтил умерших поминаньем И милостыню раздавал, Благоговейно, со слезами Он сорок дней Псалтирь читал.
После смерти родителей, 23-летний Варфоломей из Радонежа смог осуществить свое заветное желание-стремление к отшельничеству, к суровому подвигу.
(слайд13)
Сказанье дальше продолжая, (аудиозапись) Спешим подвижнику вослед. Стефана-брата убеждает Он навсегда оставить свет. (слайд 14 - мультфильм)
Знать, так Господь благословил. (аудиозапись, слайд15) В безлюдной чаще остаётся Блаженный юноша один. Как прежде, молодой отшельник, Ища спасения души, В нужде, невзгодах, искушеньях Упорно трудится в глуши. Какое вскоре утешенье! За то, что праведно он жил. Достиг в монахи постриженья И Сергий имя получил.
Сначала к нему приходили только звери. Пришел и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился. (слайд16)
Ученик:
Ему с тобою было хорошо! Тянулся он звериною душою К тому, что именуют добротою, К тому, что светом духа мы зовем. Он слов не знал. Но сердце зверя знало - Кто друг ему и кто его поймет, Краюшку хлеба с лаской принесет И в облике мохнатом узрит брата.
Всё тайное бывает явным. (аудиозапись со сменой слайдов 17-20) Слух о подвижнике – в миру. Поговорить о самом главном Приходят странники к нему. И вскоре за молвою следом Услышал Радонежский лес Звон топоров, людей беседы, Увидел множество чудес. И вот уже общиной дружной
С ним многие в трудах. Теперь об их печётся нуждах Великий труженик-монах. Заботится об их жилищах, Им воду носит, хлеб печёт, Дрова готовит, варит пищу. Так жизнь теперь его течёт. Желал безмолвствовать в пустыне, Но воля Божия сильней! Он служит людям и поныне – Наставник братии своей.
Учитель: (слайд21)
Образцом во всем для вновь прибывших был сам Преподобный: он сам рубил кельи, таскал бревна, колол дрова, носил воду, молол ручными жерновами, варил квас, делал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на всех, по выражению Епифания – автора “Жития”, “как раб купленный”. Летом и зимой он ходил в одной и той же одежде – ветхой и покрытой заплатами и, несмотря на скудную пищу, был очень крепким – “имел силу против двух человек”.
Труд в его Учении вообще играл огромную роль; он требовал, чтобы все жили от своего труда и запрещал своим ученикам ходить из обители по деревням и просить подаяния. Сам он подавал пример такого трудолюбия и требовал от них такой же суровой жизни, какую вел сам.
При этом он всячески поощрял развитие духовно-просветительских искусств, таких как иконопись и списывание книг, расцвечение их узорами и заставками в красках и золотом. Сергий следил за внешней дисциплиной монахов: было установлено, что у себя в келии инок проводит время или за молитвой, или за размышлениями о своих грехах, или за чтением святых книг, переписыванием их, иконописью, – но никак не в разговорах.
Однажды Сергий три дня оставался без пищи, а на четвертый пришел к одному из своих учеников, у которого, как он знал, был запас хлеба и сказал ему: “слышал я, что ты хочешь построить сени к твоей келии, построю я тебе их, чтобы руки мои не были праздны. Работа эта не дорого обойдется тебе, мне вот хочется гнилого хлеба, а он у тебя есть, больше же сего от тебя не потребую”.
Когда Даниил – его ученик – сразу вынес ему решето с кусками гнилого хлеба, которого не мог есть, Преподобный Сергий отказался взять, пока не закончил работу – поздним вечером.
Некоторые ученики изумлялись долготерпению своего наставника, который не захотел даже такую пищу принять без труда.
Подобный пример лучше всего укреплял неокрепших еще в подвиге самоотвержения.
Он знал важность и необходимость труда, и поэтому непрестанный труд ставился им как условие и средство духовного достижения.
Труд был возведен им в священное понятие, неотделимое от духовного самоусовершенствования.
Его работа в обители “как раба купленного” показывает не только священное, воспитательное значение труда, но и пример великого сотрудничества.
Мудрый Сергий – строитель понимал, что без сотрудничества не только ничего нельзя построить, но ничто и жить не может, и потому своим личным примером хотел запечатлеть в сознании учеников и приходящих к нему великое значение сотрудничества, как в большом, так и в малом. Им был введен порядок, при котором каждый трудился не для себя только, но, прежде всего, для общей пользы.
Так было заложено Преподобным начало понимания сотрудничества.
При нём обитель укреплялась (аудиозапись со сменой слайдов 22-23) Во всех делах её благих. И много там чудес случалось. Вот только несколько из них. Во искушенье все припасы Закончились в монастыре. Монахов жалобные гласы! Ведь нет ни крохи на дворе. И многие тогда взроптали: “Уж мочи нету так терпеть!” Но тут в ворота постучали. Стоит обоз. В телегах – снедь. Так трое суток продолжалось, Что неизвестный доброхот, К насельникам имея жалость, Привёз провизии на год. Всё по молитвам совершилось. Напрасно незачем роптать! И с той поры установилось: Во всём на Бога уповать.
Однажды батюшке в обитель Больного сына на руках Принёс благочестивый житель, Но мальчик умер на глазах. Тогда отец, убитый горем, Уходит. Гробик мастерит. Но, возвратившись, видит вскоре: Малютка жив и в келье спит. Он бросился к ногам святого, Но тот его остановил. Мол, нет тут чуда никакого! Так думать даже запретил. Не для людского прославленья Творил молитвы он свои, А ради веры укрепленья, Во имя жертвенной любви.
Ученик: (слайд 24)
Еще случай, который увеличил славу Сергия. Монахи были недовольны отсутствием воды: небольшой ручеек, который находился поблизости, – иссяк, а река находилась далеко от Обители. Монахи стали жаловаться, что далеко ходить им за водою. На это Сергий отвечал: “я хотел безмолвствовать один на месте сем. Богу же угодно было воздвигнуть здесь Обитель. Но дерзайте, молитесь!”.
Потом, взяв с собой одного ученика, вышел из Обители и, найдя недалеко в овраге скопившиеся воды, стал молиться, чтобы Господь даровал им воду на этом месте. Сергий затем сделал крест на земле и сразу пробился из земли источник чистой, холодной воды. Монахи хотели назвать его Сергиевым, но он запретил им.
Учитель: (слайд 25)
Полное отсутствие властолюбия привело Сергия к духовной власти небывалой силы. Напрочь лишенный честолюбия , он прославился на века. Он не имел ни в малейшей степени чувства собственности, но Обитель его богатела с каждым днем. Предстоя постоянно перед Ликом Всевышнего, он принимал участие во всех земных делах, и они неизменно процветали. Он подражал совершенствам Наивысшего, и ему тоже стали подражать. Создалась целая плеяда его учеников - монахов, которые, в свою очередь, начали создавать очаги духовной культуры. В те времена именно монастыри являлись рассадниками грамотности и просвещения. К ним тянулись, около их селились, учились простые люди. Так формировалась Русь.
(слайд 26)
Сергий Радонежский сыграл решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того, чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.
Сергий благословил русское воинство на Куликовскую битву – ему выпала величайшая историческая миссия нравственно поддержать и благословить князя Дмитрия Донского на битву с татарами. ( слайд 27- фильм)
4. Работа в группах. (слайд 28)
В. Афанасьев "Схимник Пересвет" (см. приложение 1)
(стихотворение разрезано на части)
Задание – восстановить последовательность событий. Победит та группа, которая первой соберет стихотворение и выразительно прочитает его.
5. Составление духовного портрета Сергия Радонежского.
Учитель: (слайд29)
Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения душ, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь.
Он умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного учения и дать проблеск в Мир Высший. Так, он посылает учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. Окрепла нравственность, окреп дух, поднялись силы народа, и подвиг освобождения Земли Русской, на который благословил его Преподобный, стал возможным.
“Строителем русской духовной культуры” назвал Сергия Н.К. Рерих. Как понять эти слова? Что имел в виду художник, прекрасно знавший русскую историю и в своем творчестве не раз обращавшийся к образу “великого старца”?
Вероятно, прежде всего, непрерывность идущей от Сергия традиции внутренней свободы.
Заветы Сергия – любовь к людям, непрерывное восхождение к нравственному совершенству путем мужественного самоотречения – стали характерными чертами русской духовной культуры.
С чего начал он строить духовную культуру, без которой нет возрождения нации? Он начал ее с себя, со своего личного примера. Вспоминая о том, что он делал, как поступал, мы начинаем понимать жизненный смысл слов " духовная культура". Начинаем понимать, что это не просто красивые слова, но красота, внесенная в жизнь. Ему стали подражать, это и есть начало пути к победе, к достижению духа, к возрождению.
Давайте составим духовный портрет Преподобного Сергия. (слайд 30)
6. Работа в группах.
Задание: привести пример из жизни Преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.
1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
(Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.)
2. Жить – Богу служить.
(Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.)
3. Послушание паче поста и молитвы.
(Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.)
4. Умный смиряется, глупый надувается.
(Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.)
5. С молитвою в устах, с работою в руках.
(Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.)
7. Обобщение.
Четыре великих дела Сергия Радонежского: (слайд31)
1 дело: Создание и распространение нового типа монастырей.
2 дело: Начало освобождения от татаро-монгольского ига.
3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.
4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры”. )
Учитель: (слайд 32)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра – уникальный памятник крепостной архитектуры XVI-XVII веков. На её территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Поражает своим величием колокольня. Здесь же располагается Московская Духовная академия. Надкладезная часовня сооружена в конце XVII века над источником, пробившимся из земли, яркая шатровая сень была сооружена позднее на частные пожертвования. Тысячи паломников посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой.
Историк Ключевский еще в 1892 году писал: “Конец русскому государству будет тогда, когда разрушатся наши нравственные основы, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Преподобного и закроются врата его Лавры”.
8. Итог.
Учитель: (слайд33)
Далеко за пределами церковного подвига строительное просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценный Ковчег Духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий.
Ученик: (слайд34)
Молчанье. Тайна. Тишина. Следы медвежьих лап по снегу. Сверканье звезд. И вышина Деревьев, устремленных к небу...
Надземное слилось с земным, И Сердце было местом встречи. Восстала Подвигом одним Из праха Русь в победной сече.
Там захоронено зерно, Что процветает, к срокам зрея, Незримое - воплощено, Неслышное - громов звучнее.
И вот во имя Красоты На землю сходит в вихрях света Тот Храм, который держишь Ты В Руке, на благо всей планеты!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai