Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…». Презентация ода на день восшествия типичное произведение в духе классицизма


Презентация к уроку литературы Ода на день восшествия.. М.Ломоносова

Автор публикации: Руденко Г.А.

Дата публикации: 18.09.2016

Краткое описание:



1

М.В. Ломоносов. Ода «На день восшествия...» - типичное произведение в духе кл...М.В. Ломоносов. Ода «На день восшествия...» - типичное произведение в духе классицизма. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.

2

Композиция оды Основные темы Основные проблемы Художествен ныеособенности оды...Композиция оды Основные темы Основные проблемы Художествен ныеособенности оды Вводная часть: приступ Основная часть ЗаключениеБлагодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

- Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов? Почему? Царей и царств земных...- Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов? Почему? Царей и царств земных отрада Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют, Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою, Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

4

Тишина – это «тема» возлюбленная - это «главная мысль» Царей и царств земных...Тишина – это «тема» возлюбленная - это «главная мысль» Царей и царств земных отрада Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют, Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою, Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

5

Великое светило миру, Блистая с вечной высоты На бисер, злато и порфиру, На...
Великое светило миру, Блистая с вечной высоты На бисер, злато и порфиру, На все земные красоты, Во все страны свой взор возводит, Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя. Ты кроме той всего превыше, Душа ее зефира тише, И зрак прекраснее рая.

6

В чем видит Ломоносов заслуги Елизаветы? Когда на трон она вступила, Как вышн...В чем видит Ломоносов заслуги Елизаветы? Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец, Тебя прияв облобызала: Мне полно тех побед, сказала, Для коих крови льется ток. Я россов счастьем услаждаюсь, Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток…….

7

О каком именно человеке идет речь? ….Ужасный чудными делами Зиждитель мира ис...О каком именно человеке идет речь? ….Ужасный чудными делами Зиждитель мира искони Своими положил судьбами Себя прославить в наши дни, Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.

8

Композиция Основныетемы Основные проблемы Художественные особенности оды Ввод...Композиция Основныетемы Основные проблемы Художественные особенности оды Вводная часть: приступ Тишина(=мир) Возлюбленная= блаженная Процветанию страны способствуетмир Строгость построения церковнославянизмы Основная часть Елизавета Петровна ПетрI Природныебогатства России Освоение севера Открытие новых земель Проблема просвещенной монархии Риторические фигуры Гипербола Красочные метафоры Заключение Наука образование Просвещение молодого поколения Проблема служения Отечеству Использование Местоименийв качестве обращений!!!

botana.cc

Презентация на тему "История создания оды"

Презентация на тему: История создания оды

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Гос
Описание слайда:

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года»

№ слайда 2 История создания одыБольшая часть торжественных од Ломоносова была написана по с Описание слайда:

История создания одыБольшая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечавшихся ежегодно: Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елисавете Петровне, Петру III, Екатерине II. Чтение од составляло часть праздничного церемониала, поэтому правительство их заказывало.Написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды.Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.

№ слайда 3
Описание слайда: № слайда 4 Описание слайда: № слайда 5 Описание слайда: № слайда 6 Описание слайда: № слайда 7 Описание слайда: № слайда 8 Жанр одыПобедно-патриотическиеТоржественные (похвальные)ФилософскиеДуховныеАнакр Описание слайда:

Жанр одыПобедно-патриотическиеТоржественные (похвальные)ФилософскиеДуховныеАнакреонтические

№ слайда 9 В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Описание слайда:

В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей. «Ода на день восшествия…» состоит из 24 десятистишных строф с повторяющейся рифмовкой.

№ слайда 10 1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты Описание слайда:

1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!

№ слайда 11 3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны: Когда на трон Описание слайда:

3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны: Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец…

№ слайда 12 В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал р Описание слайда:

В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I: Послал в Россию Человека,Каков неслыхан был от века.Сквозь все препятства он вознесГлаву, победами венчанну,Россию, грубостью попранну,С собой возвысил до небес.

№ слайда 13 Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщер Описание слайда:

Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки: Воззри на горы превысоки,Воззри в поля свои широки,Где Волга, Днепр, где Обь течет;Богатство, в оных потаенно,Наукой будет откровенно,Что щедростью твоей цветет.

№ слайда 14 22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убе Описание слайда:

22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой: Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

№ слайда 15 Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение е Описание слайда:

Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее мудрого , миролюбивого царствования: Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.

№ слайда 16 Тематика и проблематика одыПоэт говорит о том, что, по его мнению, должно способ Описание слайда:

Тематика и проблематика одыПоэт говорит о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества.О важности миролюбивой политики императрицы.О необходимости развития просвещения и науки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и процветанию государства.

№ слайда 17 Художественное своеобразие Художественные особенности произведения определяются Описание слайда:

Художественное своеобразие Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ.

№ слайда 18 Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов:класы – колось Описание слайда:

Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов:класы – колосья,зиждитель – Бог,дщерь – дочь,воззри – посмотри;образов, почерпнутых из античной мифологии:Минерва – богиня мудрости,Марс – бог войны,Нептун – бог моря,Борей – северный ветер;

№ слайда 19 Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений:«Молчите, пламенные звук Описание слайда:

Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений:«Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…»«Но ах, жестокая судьбина!»«Какая светлость окружает в толикой горести Парнас?»

№ слайда 20 Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения:«Там т Описание слайда:

Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения:«Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»;«Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют,Как в понт пловца способный ветр…»;«Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».

№ слайда 21 4 - Радостна премена... - дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон.7 - П Описание слайда:

4 - Радостна премена... - дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон.7 - Послал в Россию Человека... - Петра I.9 - Тогда божественны науки... - речь идет об основанной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году.10 - Завистливым отторжен роком... - Петр I умер в 1725 году.11 - Екатерина I (1684-1727) - жена Петра I, российская императрица.

№ слайда 22 11 - Секвана - латинское название Сены, намек на Парижскую Академию наук.19 - Ко Описание слайда:

11 - Секвана - латинское название Сены, намек на Парижскую Академию наук.19 - Колумб Российский - Витус Беринг (1681-1741) - русский мореплаватель. 21 - Верхи Рифейски... - Урал.22 - Платон (427-347 до н. э.) - греческий философ. Невтон - Исаак Ньютон (1643-1727) - английский физик и математик.23 - Науки юношей питают... - строфа является стихотворным переводом фрагмента из речи римского оратора и политического деятеля Марка (106-43 до н. э.) в защиту поэта Архия (р. в 120 до н. э.).

№ слайда 23 «С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим» В. Описание слайда:

«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим» В.Г.Белинский

№ слайда 24 Ода показала богатейшие возможности русского поэтического языка и тем самым спос Описание слайда:

Ода показала богатейшие возможности русского поэтического языка и тем самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы.Идеи, заложенные в оде, оказали существенное влияние на творчество Державина, Пушкина и др. русских писателей. Мысли Ломоносова о значении науки остаются актуальными по сей день. Они отражают позицию современного общества и человека и могут служить эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие.

№ слайда 25 Московский Государственный университет, престиж которого признан во всем мире, н Описание слайда:

Московский Государственный университет, престиж которого признан во всем мире, носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

№ слайда 26 Когда и в связи с чем написана ода? Каким стихотворным размером она написана?Мож Описание слайда:

Когда и в связи с чем написана ода? Каким стихотворным размером она написана?Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?Какова главная, ведущая тема оды?Каким стилем написана ода?Какие приемы, характерные для классической оды, встречаются в этом произведении?

ppt4web.ru

Презентация к уроку литературы Ода М.В.Ломоносова

Автор публикации: Кадырбаева В.А.

Дата публикации: 29.10.2016

Краткое описание:



1

«Ода на день восшествия…» – типичное произведение русского классицизма«Ода на день восшествия…» – типичное произведение русского классицизма

2

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни имп...«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в сопостатов, блажит праведника, клянёт изверга. В.К.КюхельбекерБлагодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

Жанр оды – любимый жанр Ломоносова Ломоносов написал 20 больших по объему то...Жанр оды – любимый жанр Ломоносова Ломоносов написал 20 больших по объему торжественных од. Они положили начало ангажированной поэзии, поэзии заказной, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собою систему взглядов, нашедшую выражение в одах. Монархов воспевали, потому что они олицетворяли государство, героев – потому что они государству служили, географические просторы – потому что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому что он способствовал процветанию государства.

4

Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в...Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма на рубеже 17-18 вв., а идеальным героем был Петр 1. Императрица же Елизавета Петровна слишком не похожа была на своего отца. Несмотря на то что ода сочинялась в связи с каким-нибудь официальным событием – военной победой, очередной годовщиной вступления на престол царствующей особы и т.п., Ломоносов всегда находил возможность говорить о том, что его волновало, что было особенно важным для России. Его хвалы Елизавете носили поучительный характер и были, скорее, похвалами не за то, что совершено императрицей, а за то, что должна была бы она предпринять в интересах государства, науки, просвещения.

5

Анализ оды Когда и в связи с чем написана ода? День восшествия на престол зан...Анализ оды Когда и в связи с чем написана ода? День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

6

Анализ оды Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? Па...Анализ оды Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? Патриотический восторг, призыв и т.п.) Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов? Четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует наилучшему выражению мысли.

7

Содержание оды Эту оду по содержанию и форме можно считать классической. Обра...Содержание оды Эту оду по содержанию и форме можно считать классической. Обратите внимание на 3-4 строфы, прочитайте. Эти строфы особенно характерны для оды классической. Какие темы затронуты в оде, какие из них вы считаете главными, ведущими? Картины мирной жизни, Восхваление Елизаветы (За что прославляет поэт императрицу?), Гимн Петру (Каково отношение Ломоносову к Петру1? Что ставится ему в заслугу?) Описание безграничных просторов и богатств России, Обращение и призыв к молодежи – овладевать науками. Это и структура оды, и ее основные темы.

8

Главная тема оды Какова же главная тема оды? Главная тема оды – Россия, ее пр...Главная тема оды Какова же главная тема оды? Главная тема оды – Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины» как условия расцвета отечественных наук, необходимого для освоения богатств родной земли, для подготовки российского юношества к полезной для всего народа научно-практической деятельности во славу родины. Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды… Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.

9

Главная идея оды Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом б...Главная идея оды Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»? Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр 1 для Ломоносова – национальный герой, прославившийся победами на суше и на море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношества. В этом залог русского государства.

10

Идея оды Что вы можете сказать о центральной части оды? Выделяется тема просв...Идея оды Что вы можете сказать о центральной части оды? Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна. Такое преобразование традиционной тематики хвалебной оды, характерное для русского классицизма, - великая заслуга Ломоносова, личные чувства и переживания которого воедино слиты с общегосударственными, гражданскими интересами.

11

Образ Елизаветы Петровны Сравним портрет императрицы с ее описанием в оде. По...Образ Елизаветы Петровны Сравним портрет императрицы с ее описанием в оде. Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равному которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра 1.

12

Составление плана оды 1. Вступление. Мир – основа блага государства. 2. Главн...Составление плана оды 1. Вступление. Мир – основа блага государства. 2. Главная часть. Величие России, ее процветание: а) хвала щедротам Елизаветы, б) заслуги Петра 1 перед народом России, в) богатства, красота России, г) призыв к молодежи овладевать науками, д) наука и ее роль в российском обществе. 3. Заключение. Благодарность монархине за деяние на благо России.

13

вывод План убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской о...вывод План убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.

14

Анализ оды Каким стилем написана ода? Высокий, торжественный стиль оды создае...Анализ оды Каким стилем написана ода? Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием, усеченных форм прилагательных (сей, токмо, оный, толикий, класы и др.), изменением порядка слов в предложении и т.п. Использование этих художественных средств играет роль в раскрытии идейного содержания. Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении? (метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, архаизмы, риторические вопросы и восклицания, употребление образов античной мифологии).

15

Духовно-философская ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае...Духовно-философская ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» Ключевым словом поэзии Ломоносова является слово «восторг». Как бы вы сформулировали тему этой оды? Чем восторгается поэт? Как передает свой восторг? (обратите внимание на лексику и синтаксис) Какую роль здесь играют вопросы и восклицания? К какому стилю относится это произведение?

16

Смысл названия оды Для Ломоносова природа – это одушевленное проявление Божье...Смысл названия оды Для Ломоносова природа – это одушевленное проявление Божьего могущества. Тайны природы – это Божьи тайны, раскрыть которые до конца для человеческого ума невозможно. Авторское «Я» – это воплощение дерзостного порыва пытливого ума постичь созданное творцом.

17

Своеобразие оды Ломоносов понимал одический жанр очень широко. Предметом оды...Своеобразие оды Ломоносов понимал одический жанр очень широко. Предметом оды становилось всё, что возжигало душу высоким пламенем, - воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочная красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла, величие Творца. Поэтому и возникали наряду с гражданскими и публицистическими религиозно-философские духовные оды.

botana.cc

Презентация "Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". Литература. 9 класс.

Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года Литература 9 класс

Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

Литература 9 класс

Тишина – отсутствие войны

Тишина – отсутствие войны

  • Царей и царств земных отрада
  • Возлюбленная тишина,
  • Блаженство сел, градов ограда,
  • Коль ты полезна и красна!
  • Вокруг тебя цветы пестреют
  • И класы на полях желтеют;
  • Сокровищ полны корабли
  • Дерзают в море за тобою;
  • Ты сыплешь щедрою рукою
  • Свое богатство по земли.
Счастье подданных превыше всего

Счастье подданных превыше всего

  • Но краше в свете не находит
  • Елисаветы и тебя.
  • Ты кроме той всего превыше;
  • Душа ее зефира тише,
  • И зрак прекраснее рая.
Мир превыше всего

Мир превыше всего

  • Тебя в Россию возвратила,
  • Войне поставила конец ;
Деньги на Академию наук Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет; Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет. Вы, наглы вихри, не дерзайте Реветь, но кротко разглашайте Прекрасны наши времена. В безмолвии внимай, вселенна: Се хощет лира восхищенна Гласить велики имена.

Деньги на Академию наук

  • Молчите, пламенные звуки,
  • И колебать престаньте свет;
  • Здесь в мире расширять науки
  • Изволила Елисавет.
  • Вы, наглы вихри, не дерзайте
  • Реветь, но кротко разглашайте
  • Прекрасны наши времена.
  • В безмолвии внимай, вселенна:
  • Се хощет лира восхищенна
  • Гласить велики имена.
Лучше созидать, а не разрушать

Лучше созидать, а не разрушать

  • Зиждитель мира искони
  • Своими положил судьбами
  • Себя прославить в наши дни;
  • Послал в Россию Человека,
  • Каков неслыхан был от века.
  • Сквозь все препятства он вознес
  • Главу, победами венчанну,
  • Россию, грубостью попранну,
  • С собой возвысил до небес.
  • В полях кровавых Марс страшился,
  • Свой меч в Петровых зря руках,
  • И с трепетом Нептун чудился,
  • Взирая на российский флаг.
Науки персонифицируются

Науки персонифицируются

  • Тогда божественны науки
  • Чрез горы, реки и моря
  • В Россию простирали руки,
  • К сему монарху говоря:
  • «Мы с крайним тщанием готовы
  • Подать в российском роде новы
  • Чистейшего ума плоды».
Екатерина – продолжательница дела Петрова

Екатерина – продолжательница дела Петрова

  • Все холмы покрывают лики;
  • В долинах раздаются клики:
  • Великая Петрова дщерь
  • Щедроты отчи превышает,
  • Довольство муз усугубляет
  • И к счастью отверзает дверь.
Воинская слава затмевается стоном побеждённых

Воинская слава затмевается стоном побеждённых

  • Звучащу славу заглушает,
  • И грому труб ее мешает
  • Плачевный побежденных стон.
Освоение богатств с помощью наук

Освоение богатств с помощью наук

  • Воззри на горы превысоки,
  • Воззри в поля свои широки,
  • Где Волга, Днепр, где Обь течет;
  • Богатство, в оных потаенно,
  • Наукой будет откровенно,
  • Что щедростью твоей цветет.
Важно вырастить своих учёных

Важно вырастить своих учёных

  • О вы, которых ожидает
  • Отечество от недр своих
  • И видеть таковых желает,
  • Каких зовет от стран чужих,
  • О, ваши дни благословенны!
  • Дерзайте ныне ободренны
  • Раченьем вашим показать,
  • Что может собственных Платонов
  • И быстрых разумом Невтонов
  • Российская земля рождать.
Ради собственного счастья и пользы хорошо заниматься науками

Ради собственного счастья и пользы хорошо заниматься науками

  • Науки юношей питают,
  • Отраду старым подают,
  • В счастливой жизни украшают,
  • В несчастной случай берегут;
  • В домашних трудностях утеха
  • И в дальних странствах не помеха.
  • Науки пользуют везде,
  • Среди народов и в пустыне,
  • В градском шуму и наедине,
  • В покое сладки и в труде.
Основные идеи оды

Основные идеи оды

  • 1. Прославление мира и отрицание войны
  • 2. Счастье каждого конкретного человека
  • 3. Прославление Петра, Екатерины, Елизаветы
  • 4. Восславление величайших возможностей науки
Композиция оды

Композиция оды

  • Идея мира
  • Елизавета
  • Пётр
  • Науки
  • Елизавета
  • Идея мира
  • Величие России
  • науки
М.В.Ломоносов

М.В.Ломоносов

  • Превосходный философ, политик, поэт

multiurok.ru

«Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…»

Наименование общеобразовательного учреждения: МОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» М. В. Ломоносова - типичное произведение в духе классицизма» (9 класс).

Разработано и проведено: Удодовой Аллой Михайловной, учителем русского языка и литературы I категории.Место работы: МОУ «Золотухинская СОШ»Стаж работы: 18 лет.Адрес: Локтевский район, С. Золотуха, ул. Степная, 1-2Контактный телефон: 8-385-86-25-4-25

Золотуха 2011г.

Пояснительная записка.Данный урок второй в системе уроков по изучению творчества М. В. Ломоносова в 9 классе. На первом уроке учащиеся узнали общие сведения о М. Ломоносове, познакомились с Ломоносовым как с реформатором русского языка, стихосложения и системы жанров. Подробно остановились на жанре оды как любимом жанре Ломоносова. Дома ребята должны были ответить на вопрос: что позволяет говорить о принадлежности поэзии Ломоносова к классицизму, вспомнив при этом особенности классицизма как художественного направления, и прочитать выразительно текст оды. Кроме того было дано индивидуальное задание – составить слайдовую презентацию по теме «Классицизм в России».

Второй урок по творчеству М. Ломоносова посвящен анализу «Оды на день восшествия Елизаветы Петровны…»

Цель урока: доказать, что ода Ломоносова - типичное классицистическое произведение.Задачи:

- вспомнить характерные черты русского классицизма;

- выяснить историю создания оды;

- произвести текстуальный анализ оды, взяв за основу типичные черты русского классицизма.Оборудование:

  1. слайдовая презентация «Русский классицизм»,
  2. слайдовая презентация «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» - типичное классицистическое произведение».

1

Конспект урока.Реализация домашнего задания:Вопрос: Что такое ода?

Что позволяет говорить о принадлежности поэзии Ломоносова к классицизму?Мотивация. Учитель читает слова, принадлежащие В. К. Кюхельбекеру: «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в супостата, блажит праведника, клянет изверга» (слова записаны на слайде).

Вопрос: Давайте разберемся, что хотел выразить этими словами друг

А.С. Пушкина

(Разбираются непонятные слова, архаизмы: сетует – жалуется, межует –мечет, перуны – стрелы, супостат – враг, блажит – восхваляет, праведник – человек, живущий по закону божию, изверг – жестокий человек).Целеполагание: Учитель наводящими вопросами подводит детей к формулировке темы и определению целей и задач урока.Ребята, дома вы должны были прочитать оду М. Ломоносова «На день восшествия императрицы Елизаветы Петровны…».Вопрос: Исходя из всего вышесказанного, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (анализу оды Ломоносова «На день восшествия»)Вопрос: Если вспомнить, что ода Ломоносова принадлежит к классицизму, что будет нашей основной задачей на уроке? (Доказать, что эта ода является типичным произведением классицизма.)Вопрос: Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ода «На день восшествия – типичное произведения в духе классицизма»).Тема записывается учителем на доске, учениками в тетради.Вопрос: Какую работу нужно провести, чтобы сделать анализ оды?

Дети предлагают: ответить на вопросы (вопросы записываются на доске или отображаются в слайдовой презентации)

1. В связи с чем и когда была написана ода?

2. Как нужно читать оду? (настроение, интонация)

3. Какой стихотворный размер использует автор?

2

4. Ключевой вопрос: можно ли считать оду по содержанию и форме классицистической?

Далее идет работа по предложенным детьми вопросам.

  1. В связи с чем и когда была написана ода?
(День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы Петровны. Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России).
  1. Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?
(Патриотический восторг, призыв и т. д.)3. Какой стихотворный размер выбирает автор?

(Четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.)

4. Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?Этот вопрос становится стержневой проблемой текстуального анализа оды.Выразительное чтение оды и выделение микротем, т. е. составление плана оды:

(Ребята называют микротемы, обычно не замечая, что ода состоит из трех частей)

- картины мирной жизни

- восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?)

- гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру? Что ставится ему в заслугу?)

- описание безграничных просторов и богатств России

- обращение к молодежи - овладевать науками.Вопрос: Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится главное лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды?. Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые мы выделили в плане?

(главная тема оды – Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды…

3

Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей).

Вопрос: Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?

(Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова – национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия российского государства).Вопрос: Что вы можете сказать о центральной части оды?

(Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительно).Вопрос: Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.

(Потрет императрицы выставлен на слайде)

(Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражения, нив мирном труде по преобразованию страны, воплотилась в образе Петра Первого).Вопрос: Каким стилем написана ода?

Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания.Вопрос: Какие приемы характерные для стиля русской классической оды встречаются в этом произведении:

Находим:

- метафоры, сравнения;

- употребление образов античной мифологии;

- архаические слова и выражения;

- олицетворения;

- гиперболы;

- риторические вопросы и восклицания.4

Задание: Составить трехчастный план, который в тоже время является классицистической композицией, присущей оде. (Слайд)

  1. Вступление. Мир – основа блага государства.
  2. Главная часть Величие России, ее процветание:
А) хвала щедротам Елизаветы;

Б) заслуги Петра перед народами России;

В) неисчерпаемые богатства и красота России;

Г) призыв к российской молодежи овладевать науками;

Д) наука и ее роль в российском обществе

3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.Рефлексия. Вопрос: Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию.Вывод: Все вышесказанное доказывает, что данная ода по содержанию и форме действительно является классицистической. (Каждая мысль учащихся, делающих обобщение по теме, высвечивается на слайде).

1. Для ломоносовской оды характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

2. Идеализация царицы Елизаветы.

3. Обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.

4. Присутствует нормативная поэтика (старославянизмы, высокая, пафосная лексика, силлабо – тоническое стихосложение), что сохраняет высокий стиль оды.

5. Данный трехчастный план убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная классицистическая композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.Д/з: выучить отрывок из оды Ломоносова.

5

100-bal.ru


Смотрите также