Автор публикации: Руденко Г.А. Дата публикации: 18.09.2016 Краткое описание: 1 2Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…». Презентация ода на день восшествия типичное произведение в духе классицизма
Презентация к уроку литературы Ода на день восшествия.. М.Ломоносова
М.В. Ломоносов. Ода «На день восшествия...» - типичное произведение в духе классицизма. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.
Композиция оды Основные темы Основные проблемы Художествен ныеособенности оды Вводная часть: приступ Основная часть ЗаключениеБлагодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
4
5
6
7
botana.cc
Презентация на тему "История создания оды"
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года»
№ слайда 2
История создания одыБольшая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечавшихся ежегодно: Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елисавете Петровне, Петру III, Екатерине II. Чтение од составляло часть праздничного церемониала, поэтому правительство их заказывало.Написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды.Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.
№ слайда 3





Жанр одыПобедно-патриотическиеТоржественные (похвальные)ФилософскиеДуховныеАнакреонтические
№ слайда 9

1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!
№ слайда 11
3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны: Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец…

В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I: Послал в Россию Человека,Каков неслыхан был от века.Сквозь все препятства он вознесГлаву, победами венчанну,Россию, грубостью попранну,С собой возвысил до небес.
№ слайда 13
Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки: Воззри на горы превысоки,Воззри в поля свои широки,Где Волга, Днепр, где Обь течет;Богатство, в оных потаенно,Наукой будет откровенно,Что щедростью твоей цветет.

22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой: Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
№ слайда 15
Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее мудрого , миролюбивого царствования: Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.

Тематика и проблематика одыПоэт говорит о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества.О важности миролюбивой политики императрицы.О необходимости развития просвещения и науки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и процветанию государства.
№ слайда 17
Художественное своеобразие Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ.

Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов:класы – колосья,зиждитель – Бог,дщерь – дочь,воззри – посмотри;образов, почерпнутых из античной мифологии:Минерва – богиня мудрости,Марс – бог войны,Нептун – бог моря,Борей – северный ветер;
№ слайда 19
Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений:«Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…»«Но ах, жестокая судьбина!»«Какая светлость окружает в толикой горести Парнас?»

Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения:«Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»;«Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют,Как в понт пловца способный ветр…»;«Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».
№ слайда 21
4 - Радостна премена... - дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон.7 - Послал в Россию Человека... - Петра I.9 - Тогда божественны науки... - речь идет об основанной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году.10 - Завистливым отторжен роком... - Петр I умер в 1725 году.11 - Екатерина I (1684-1727) - жена Петра I, российская императрица.

11 - Секвана - латинское название Сены, намек на Парижскую Академию наук.19 - Колумб Российский - Витус Беринг (1681-1741) - русский мореплаватель. 21 - Верхи Рифейски... - Урал.22 - Платон (427-347 до н. э.) - греческий философ. Невтон - Исаак Ньютон (1643-1727) - английский физик и математик.23 - Науки юношей питают... - строфа является стихотворным переводом фрагмента из речи римского оратора и политического деятеля Марка (106-43 до н. э.) в защиту поэта Архия (р. в 120 до н. э.).
№ слайда 23

Ода показала богатейшие возможности русского поэтического языка и тем самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы.Идеи, заложенные в оде, оказали существенное влияние на творчество Державина, Пушкина и др. русских писателей. Мысли Ломоносова о значении науки остаются актуальными по сей день. Они отражают позицию современного общества и человека и могут служить эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие.
№ слайда 25
Московский Государственный университет, престиж которого признан во всем мире, носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
№ слайда 26
Когда и в связи с чем написана ода? Каким стихотворным размером она написана?Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?Какова главная, ведущая тема оды?Каким стилем написана ода?Какие приемы, характерные для классической оды, встречаются в этом произведении?
ppt4web.ru
Презентация к уроку литературы Ода М.В.Ломоносова
Автор публикации: Кадырбаева В.А.
Дата публикации: 29.10.2016
Краткое описание:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
botana.cc
Презентация "Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". Литература. 9 класс.

Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
Литература 9 класс

Тишина – отсутствие войны
- Царей и царств земных отрада
- Возлюбленная тишина,
- Блаженство сел, градов ограда,
- Коль ты полезна и красна!
- Вокруг тебя цветы пестреют
- И класы на полях желтеют;
- Сокровищ полны корабли
- Дерзают в море за тобою;
- Ты сыплешь щедрою рукою
- Свое богатство по земли.

Счастье подданных превыше всего
- Но краше в свете не находит
- Елисаветы и тебя.
- Ты кроме той всего превыше;
- Душа ее зефира тише,
- И зрак прекраснее рая.

Мир превыше всего
- Тебя в Россию возвратила,
- Войне поставила конец ;

Деньги на Академию наук
- Молчите, пламенные звуки,
- И колебать престаньте свет;
- Здесь в мире расширять науки
- Изволила Елисавет.
- Вы, наглы вихри, не дерзайте
- Реветь, но кротко разглашайте
- Прекрасны наши времена.
- В безмолвии внимай, вселенна:
- Се хощет лира восхищенна
- Гласить велики имена.

Лучше созидать, а не разрушать
- Зиждитель мира искони
- Своими положил судьбами
- Себя прославить в наши дни;
- Послал в Россию Человека,
- Каков неслыхан был от века.
- Сквозь все препятства он вознес
- Главу, победами венчанну,
- Россию, грубостью попранну,
- С собой возвысил до небес.
- В полях кровавых Марс страшился,
- Свой меч в Петровых зря руках,
- И с трепетом Нептун чудился,
- Взирая на российский флаг.

Науки персонифицируются
- Тогда божественны науки
- Чрез горы, реки и моря
- В Россию простирали руки,
- К сему монарху говоря:
- «Мы с крайним тщанием готовы
- Подать в российском роде новы
- Чистейшего ума плоды».

Екатерина – продолжательница дела Петрова
- Все холмы покрывают лики;
- В долинах раздаются клики:
- Великая Петрова дщерь
- Щедроты отчи превышает,
- Довольство муз усугубляет
- И к счастью отверзает дверь.

Воинская слава затмевается стоном побеждённых
- Звучащу славу заглушает,
- И грому труб ее мешает
- Плачевный побежденных стон.

Освоение богатств с помощью наук
- Воззри на горы превысоки,
- Воззри в поля свои широки,
- Где Волга, Днепр, где Обь течет;
- Богатство, в оных потаенно,
- Наукой будет откровенно,
- Что щедростью твоей цветет.

Важно вырастить своих учёных
- О вы, которых ожидает
- Отечество от недр своих
- И видеть таковых желает,
- Каких зовет от стран чужих,
- О, ваши дни благословенны!
- Дерзайте ныне ободренны
- Раченьем вашим показать,
- Что может собственных Платонов
- И быстрых разумом Невтонов
- Российская земля рождать.

Ради собственного счастья и пользы хорошо заниматься науками
- Науки юношей питают,
- Отраду старым подают,
- В счастливой жизни украшают,
- В несчастной случай берегут;
- В домашних трудностях утеха
- И в дальних странствах не помеха.
- Науки пользуют везде,
- Среди народов и в пустыне,
- В градском шуму и наедине,
- В покое сладки и в труде.

Основные идеи оды
- 1. Прославление мира и отрицание войны
- 2. Счастье каждого конкретного человека
- 3. Прославление Петра, Екатерины, Елизаветы
- 4. Восславление величайших возможностей науки

Композиция оды
- Идея мира
- Елизавета
- Пётр
- Науки
- Елизавета
- Идея мира
- Величие России
- науки

М.В.Ломоносов
- Превосходный философ, политик, поэт
multiurok.ru
«Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…»
Разработано и проведено: Удодовой Аллой Михайловной, учителем русского языка и литературы I категории.Место работы: МОУ «Золотухинская СОШ»Стаж работы: 18 лет.Адрес: Локтевский район, С. Золотуха, ул. Степная, 1-2Контактный телефон: 8-385-86-25-4-25
Золотуха 2011г.
Пояснительная записка.Данный урок второй в системе уроков по изучению творчества М. В. Ломоносова в 9 классе. На первом уроке учащиеся узнали общие сведения о М. Ломоносове, познакомились с Ломоносовым как с реформатором русского языка, стихосложения и системы жанров. Подробно остановились на жанре оды как любимом жанре Ломоносова. Дома ребята должны были ответить на вопрос: что позволяет говорить о принадлежности поэзии Ломоносова к классицизму, вспомнив при этом особенности классицизма как художественного направления, и прочитать выразительно текст оды. Кроме того было дано индивидуальное задание – составить слайдовую презентацию по теме «Классицизм в России».
Второй урок по творчеству М. Ломоносова посвящен анализу «Оды на день восшествия Елизаветы Петровны…»
Цель урока: доказать, что ода Ломоносова - типичное классицистическое произведение.Задачи:
- вспомнить характерные черты русского классицизма;
- выяснить историю создания оды;
- произвести текстуальный анализ оды, взяв за основу типичные черты русского классицизма.Оборудование:
- слайдовая презентация «Русский классицизм»,
- слайдовая презентация «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» - типичное классицистическое произведение».
1
Конспект урока.Реализация домашнего задания:Вопрос: Что такое ода?
Что позволяет говорить о принадлежности поэзии Ломоносова к классицизму?Мотивация. Учитель читает слова, принадлежащие В. К. Кюхельбекеру: «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в супостата, блажит праведника, клянет изверга» (слова записаны на слайде).
Вопрос: Давайте разберемся, что хотел выразить этими словами друг
А.С. Пушкина
(Разбираются непонятные слова, архаизмы: сетует – жалуется, межует –мечет, перуны – стрелы, супостат – враг, блажит – восхваляет, праведник – человек, живущий по закону божию, изверг – жестокий человек).Целеполагание: Учитель наводящими вопросами подводит детей к формулировке темы и определению целей и задач урока.Ребята, дома вы должны были прочитать оду М. Ломоносова «На день восшествия императрицы Елизаветы Петровны…».Вопрос: Исходя из всего вышесказанного, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (анализу оды Ломоносова «На день восшествия»)Вопрос: Если вспомнить, что ода Ломоносова принадлежит к классицизму, что будет нашей основной задачей на уроке? (Доказать, что эта ода является типичным произведением классицизма.)Вопрос: Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ода «На день восшествия – типичное произведения в духе классицизма»).Тема записывается учителем на доске, учениками в тетради.Вопрос: Какую работу нужно провести, чтобы сделать анализ оды?
Дети предлагают: ответить на вопросы (вопросы записываются на доске или отображаются в слайдовой презентации)
1. В связи с чем и когда была написана ода?
2. Как нужно читать оду? (настроение, интонация)
3. Какой стихотворный размер использует автор?
2
4. Ключевой вопрос: можно ли считать оду по содержанию и форме классицистической?
Далее идет работа по предложенным детьми вопросам.
- В связи с чем и когда была написана ода?
- Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?
(Четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.)
4. Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?Этот вопрос становится стержневой проблемой текстуального анализа оды.Выразительное чтение оды и выделение микротем, т. е. составление плана оды:
(Ребята называют микротемы, обычно не замечая, что ода состоит из трех частей)
- картины мирной жизни
- восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?)
- гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру? Что ставится ему в заслугу?)
- описание безграничных просторов и богатств России
- обращение к молодежи - овладевать науками.Вопрос: Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится главное лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды?. Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые мы выделили в плане?
(главная тема оды – Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды…
3
Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей).
Вопрос: Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?
(Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова – национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия российского государства).Вопрос: Что вы можете сказать о центральной части оды?
(Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительно).Вопрос: Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.
(Потрет императрицы выставлен на слайде)
(Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражения, нив мирном труде по преобразованию страны, воплотилась в образе Петра Первого).Вопрос: Каким стилем написана ода?
Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания.Вопрос: Какие приемы характерные для стиля русской классической оды встречаются в этом произведении:
Находим:
- метафоры, сравнения;
- употребление образов античной мифологии;
- архаические слова и выражения;
- олицетворения;
- гиперболы;
- риторические вопросы и восклицания.4
Задание: Составить трехчастный план, который в тоже время является классицистической композицией, присущей оде. (Слайд)
- Вступление. Мир – основа блага государства.
- Главная часть Величие России, ее процветание:
Б) заслуги Петра перед народами России;
В) неисчерпаемые богатства и красота России;
Г) призыв к российской молодежи овладевать науками;
Д) наука и ее роль в российском обществе
3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.Рефлексия. Вопрос: Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию.Вывод: Все вышесказанное доказывает, что данная ода по содержанию и форме действительно является классицистической. (Каждая мысль учащихся, делающих обобщение по теме, высвечивается на слайде).
1. Для ломоносовской оды характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
2. Идеализация царицы Елизаветы.
3. Обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.
4. Присутствует нормативная поэтика (старославянизмы, высокая, пафосная лексика, силлабо – тоническое стихосложение), что сохраняет высокий стиль оды.
5. Данный трехчастный план убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная классицистическая композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.Д/з: выучить отрывок из оды Ломоносова.
5
100-bal.ru