Разработка урока по истории на тему Возникновение земледелия и скотоводства (5 класс, параграф 4). Прочитайте пункт 5 духи идолы и жертвы параграф 4 составьте план


Разработка урока по истории на тему 'Возникновение земледелия и скотоводства' (5 класс, параграф 4)

Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Урок 4. Возникновение земледелия и скотоводства

План:

1. Мотыжное земледелие

2. Приручение животных

3. Глиняная посуда и одежда из тканей

4. Родовые общины и племя

5. Духи, идолы и жертвы

Более 2 млн лет люди жили за счёт даров природы, занимаясь охотой и собирательством. Они не производили для себя пищу, а лишь присваивали то, что давала природа. Охоту и собирательство называют, поэтому присваивающим хозяйством.

Но людям предстояло совершить важнейший переворот в своей жизни - научиться самим производить продукты питания, то есть перейти к производящему хозяйству. Наивысшими достижениями людей далёкого прошлого стали земледёлие и скотоводство.

Земледелие и скотоводство возникли примерно 10 тысяч лет назад.

1. Мотыжное земледелие. Возможно, появлением земледелия человечество обязано наблюдательности женщин, они заметили, что упавшие в землю зёрна прорастают, из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Женщины стали специально их сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.

Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были - ячмень, просо, пшеница, рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедобных растений, которые научились выращивать. Например, родиной ячменя, риса и чая является Азия; пшеницы - Азия, Африка и Европа; капусты - Европа; а кукурузы, картофеля, подсолнечника, какао, табака и тыквы - Америка.

Земледелие было тяжёлым делом, Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. Однако человеку это оказалось под силу, у него уже был топор. Вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали. Пепел перемешивали с землей. Он выступал в качестве удобрения. Поле рыхлили мотыгой, которая сменила палку-копалку - орудие собирателей. Сначала это были сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Кроме мотыги в земледелии применялись каменный топор и серп. При помощи топора вырубали деревья и кустарник, затем выкорчевывали пни, и все сжигали. Урожай собирали при помощи серпа, изготавливавшегося из кости. В серп вставляли каменные лезвия. Полученное зерно перетирали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу выпекали у костра на углях.

Но не все племена на планете перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые, Земледелие возникало там, где были благоприятные условия - тепло, много воды, плодородная почва, и где в диком виде росли подходящие для посева растения.

«С какой целью люди занимались собирательством и с какой - земледелием?» В ходе беседы выясняется, что с помощью обоих занятий люди добывали себе растительную пищу.

«В чем различие между собирательством и земледелием? - продолжает учитель и вновь называет линию сравнения. - Какое занятие надежнее: в большей степени обеспечивает людей пищей? Сделайте вывод из сравнения».

Записать. Земледелие - обработка земли и выращивание растений. Мотыга - орудие труда для рыхления почвы. Плуг - орудие труда для вспашки земли.

2.Приручение животных.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники разделывали тушу, а выброшенные остатки доставались собакам. Дикие собаки старались жить возле людей, предупреждали лаем о приближении других хищников. Собака стала первым приручённым домашним животным, она помогала человеку на охоте.

Порой у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных.

Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров. Собаки охраняли стада приручённых животных, став хорошими помощниками не только охотникам, но и пастухам. Таким образом из охоты возникло скотоводство.

Учитель предлагает учащимся уже самостоятельно сравнить охоту и скотоводство и сделать вывод. Сотни тысяч лет люди, подобно зверям, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти. Жизнь людей стала зависеть от труда и умений, а не только от природы.

Рядом с поселениями зеленели поля, на лугах пасся скот. Земледельцы и скотоводы стали оседлым населением. Они жили постоянно на одном месте, по берегам рек и озёр, чтобы было удобнее орошать поля.

Записать. Оседлое население - население, постоянно проживающее на одном месте.

3. Глиняная посуда и одежда из тканей. Появление ремесла.

Кроме скотоводства и земледелия, люди занимались и другим необходимым трудом. Они изготовляли орудия труда, одежду, посуду, строили жилища, научились гладко шлифовать и сверлить камень. Земледельцы и скотоводы изобрели глиняную посуду и ткань.

Вначале для хранения продуктов использовались пустые скорлупы кокосов или высушенные тыквы. Делали сосуды из дерева и коры, корзины из тонких прутьев. Все материалы для этого имеются в готовом виде. А вот обожжённая глина, или керамика, созданная людьми примерно 8 тысяч лет назад, - материал, которого нет в природе. Издавна люди плели корзины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размокала, если в корзину попадала вода. Однажды, когда корзина попала в огонь, глина обгорела и стала твердой. Глиняную посуду лепили вручную. Глиняная посуда сделала возможной варку пищи и лучшее сохранение жидкостей.

Другими важными изобретениями земледельцев и скотоводов были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше. Но вот прясть нити из шерсти и волокон льна научились лишь те, кто разводил коз и овец или выращивал полезные растения.

Ранее ткачеством занимались вручную, потом около 6 тысяч лет назад был изобретен простейший ткацкий станок. С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, сшитых жилами, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканей

Такую несложную работу в родовых общинах умели делать многие. Каждому оказалось под силу вылепить грубый глиняный горшок, изготовить каменное орудие. Но затем положение изменилось. Посуду стали делать на гончарном круге, который (как и колесо) люди изобрели около 6 тысяч лет назад, обжигать в специальных печах, украшать выдавленным орнаментом, раскрашивать яркими красками. Прочную и красивую посуду изготавливали только искусные мастера, которые учились этому долгое время. Мастер обеспечивал посудой многих людей. Гончарство стало его основным занятием, ремеслом.

Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились ткачи, оружейники, ювелиры, строители.

4. Родовые общины и племя. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку было очень трудно, поэтому существовало несколько родов, во главе которых стояли старейшины. Старейшина руководил всей жизнью рода, разрешал споры между родичами и был старшим над всеми. Велико было уважение к старейшине, все подчинялись ему беспрекословно.

Родовые общины были небольшими. Несколько родовых общин объединялись в племя.

Племенем управлял совет старейшин. Самый главный из них становился вождём. Мужчины племени избирали его на общем собрании. Под руководством выборного племенного вождя они охраняли принадлежавшие племени леса, пастбища и поля, а также совершали набеги на соседей с целью захвата добычи.

Постепенно племя превращалось в сплочённую группу людей. «Чужим» для человека становился теперь иноплеменник, а соплеменник - «своим». У каждого племени появилась «своя» территория, на которую не пускали «чужих». Объединённые в родовые общины и племена, люди больше помогали друг другу, успешнее охотились, лучше сражались с врагами.

Родовая община - коллектив близких родственников, живущих и работающих вместе.

Записать. Старейшина - руководитель рода. Племя - объединение нескольких родов. Вождь - руководитель племени.

5. Духи, идолы и жертвы. Мировоззрение.

Для людей все в природе было одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами.

Самые могущественные духи назывались богами.

Если все вокруг живое, то со всем можно договориться - нужно только обратить к богам просьбу - молитву. Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня и т.д.

Изображения богов назывались идолами. Для задобрения богов к идолам приносили жертвы.

Невозможность объяснить многие явления природ привела к тому, что у первобытного человека возникла вера в сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами и религиозными обрядами.

Вопросы и ответы:

1. Чем отличается мотыжное земледелие от плужного? (Мотыга - орудие труда для рыхления почвы. Плуг - орудие труда для вспашки земли, более качественная обработка)

2. Как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству? (Улучшилась: Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти. Жизнь людей стала зависеть от их труда и умений, а не только от природы).

3. Какое первое животное приручил человек и почему? (Собака)

4. Что такое родовая община? (Родовая община - коллектив близких родственников, живущих и работающих вместе).

5. Кто и как становился старейшиной? (Самый опытный и умный член рода становился старейшиной - руководителем рода).

6. Что называется племенем? (Племя - объединение нескольких родов, которым руководит вождь)

botana.cc

Разработка урока по истории на тему Возникновение земледелия и скотоводства (5 класс, параграф 4)

Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙГлава 2. Первобытные земледельцы и скотоводыУрок 4. Возникновение земледелия и скотоводстваПлан:1. Мотыжное земледелие2. Приручение животных3. Глиняная посуда и одежда из тканей4. Родовые общины и племя5. Духи, идолы и жертвы

Более 2 млн лет люди жили за счёт даров природы, занимаясь охотой и собирательством. Они не производили для себя пищу, а лишь присваивали то, что давала природа. Охоту и собирательство называют, поэтому присваивающим хозяйством. Но людям предстояло совершить важнейший переворот в своей жизни научиться самим производить продукты питания, то есть перейти к производящему хозяйству. Наивысшими достижениями людей далёкого прошлого стали земледёлие и скотоводство. Земледелие и скотоводство возникли примерно 10 тысяч лет назад.

1. Мотыжное земледелие. Возможно, появлением земледелия человечество обязано наблюдательности женщин, они заметили, что упавшие в землю зёрна прорастают, из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Женщины стали специально их сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были - ячмень, просо, пшеница, рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедобных растений, которые научились выращивать. Например, родиной ячменя, риса и чая является Азия; пшеницы - Азия, Африка и Европа; капусты – Европа; а кукурузы, картофеля, подсолнечника, какао, табака и тыквы Америка.Земледелие было тяжёлым делом, Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. Однако человеку это оказалось под силу, у него уже был топор. Вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали. Пепел перемешивали с землей. Он выступал в качестве удобрения. Поле рыхлили мотыгой, которая сменила палку-копалку орудие собирателей. Сначала это были сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Кроме мотыги в земледелии применялись каменный топор и серп. При помощи топора вырубали деревья и кустарник, затем выкорчевывали пни, и все сжигали. Урожай собирали при помощи серпа, изготавливавшегося из кости. В серп вставляли каменные лезвия. Полученное зерно перетирали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу выпекали у костра на углях.Но не все племена на планете перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые, Земледелие возникало там, где были благоприятные условия тепло, много воды, плодородная почва, и где в диком виде росли подходящие для посева растения.«С какой целью люди занимались собирательством и с какой – земледелием?» В ходе беседы выясняется, что с помощью обоих занятий люди добывали себе растительную пищу. «В чем различие между собирательством и земледелием? - продолжает учитель и вновь называет линию сравнения. - Какое занятие надежнее: в большей степени обеспечивает людей пищей? Сделайте вывод из сравнения».Записать. Земледелие – обработка земли и выращивание растений. Мотыга – орудие труда для рыхления почвы. Плуг – орудие труда для вспашки земли.

2.Приручение животных.Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники разделывали тушу, а выброшенные остатки доставались собакам. Дикие собаки старались жить возле людей, предупреждали лаем о приближении других хищников. Собака стала первым приручённым домашним животным, она помогала человеку на охоте. Порой у людей оставался запас пищи. Охотники перестали сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокойных и послушных животных. Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров. Собаки охраняли стада приручённых животных, став хорошими помощниками не только охотникам, но и пастухам. Таким образом из охоты возникло скотоводство. Учитель предлагает учащимся уже самостоятельно сравнить охоту и скотоводство и сделать вывод. Сотни тысяч лет люди, подобно зверям, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти. Жизнь людей стала зависеть от труда и умений, а не только от природы.Рядом с поселениями зеленели поля, на лугах пасся скот. Земледельцы и скотоводы стали оседлым населением. Они жили постоянно на одном месте, по берегам рек и озёр, чтобы было удобнее орошать поля.Записать. Оседлое население – население, постоянно проживающее на одном месте.

3. Глиняная посуда и одежда из тканей. Появление ремесла.Кроме скотоводства и земледелия, люди занимались и другим необходимым трудом. Они изготовляли орудия труда, одежду, посуду, строили жилища, научились гладко шлифовать и сверлить камень. Земледельцы и скотоводы изобрели глиняную посуду и ткань. Вначале для хранения продуктов использовались пустые скорлупы кокосов или высушенные тыквы. Делали сосуды из дерева и коры, корзины из тонких прутьев. Все материалы для этого имеются в готовом виде. А вот обожжённая глина, или керамика, созданная людьми примерно 8 тысяч лет назад, материал, которого нет в природе. Издавна люди плели корзины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размокала, если в корзину попадала вода. Однажды, когда корзина попала в огонь, глина обгорела и стала твердой. Глиняную посуду лепили вручную. Глиняная посуда сделала возможной варку пищи и лучшее сохранение жидкостей.Другими важными изобретениями земледельцев и скотоводов были прядение и ткачество. Плести корзины или соломенные циновки люди умели и раньше. Но вот прясть нити из шерсти и волокон льна научились лишь те, кто разводил коз и овец или выращивал полезные растения.Ранее ткачеством занимались вручную, потом около 6 тысяч лет назад был изобретен простейший ткацкий станок. С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, сшитых жилами, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканейТакую несложную работу в родовых общинах умели делать многие. Каждому оказалось под силу вылепить грубый глиняный горшок, изготовить каменное орудие. Но затем положение изменилось. Посуду стали делать на гончарном круге, который (как и колесо) люди изобрели около 6 тысяч лет назад, обжигать в специальных печах, украшать выдавленным орнаментом, раскрашивать яркими красками. Прочную и красивую посуду изготавливали только искусные мастера, которые учились этому долгое время. Мастер обеспечивал посудой многих людей. Гончарство стало его основным занятием, ремеслом.Возникали и другие ремёсла. Ремесленниками становились ткачи, оружейники, ювелиры, строители.

4. Родовые общины и племя. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку было очень трудно, поэтому существовало несколько родов, во главе которых стояли старейшины. Старейшина руководил всей жизнью рода, разрешал споры между родичами и был старшим над всеми. Велико было уважение к старейшине, все подчинялись ему беспрекословно. Родовые общины были небольшими. Несколько родовых общин объединялись в племя.Племенем управлял совет старейшин. Самый главный из них становился вождём. Мужчины племени избирали его на общем собрании. Под руководством выборного племенного вождя они охраняли принадлежавшие племени леса, пастбища и поля, а также совершали набеги на соседей с целью захвата добычи.Постепенно племя превращалось в сплочённую группу людей. «Чужим» для человека становился теперь иноплеменник, а соплеменник «своим». У каждого племени появилась «своя» территория, на которую не пускали «чужих». Объединённые в родовые общины и племена, люди больше помогали друг другу, успешнее охотились, лучше сражались с врагами.Родовая община – коллектив близких родственников, живущих и работающих вместе.Записать. Старейшина – руководитель рода. Племя – объединение нескольких родов. Вождь – руководитель племени.

5. Духи, идолы и жертвы. Мировоззрение.Для людей все в природе было одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами.Самые могущественные духи назывались богами.Если все вокруг живое, то со всем можно договориться – нужно только обратить к богам просьбу – молитву. Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня и т.д.Изображения богов назывались идолами. Для задобрения богов к идолам приносили жертвы.Невозможность объяснить многие явления природ привела к тому, что у первобытного человека возникла вера в сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами и религиозными обрядами.

Вопросы и ответы:1. Чем отличается мотыжное земледелие от плужного? (Мотыга – орудие труда для рыхления почвы. Плуг – орудие труда для вспашки земли, более качественная обработка)2. Как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству? (Улучшилась: Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти. Жизнь людей стала зависеть от их труда и умений, а не только от природы).3. Какое первое животное приручил человек и почему? (Собака)4. Что такое родовая община? (Родовая община – коллектив близких родственников, живущих и работающих вместе).5. Кто и как становился старейшиной? (Самый опытный и умный член рода становился старейшиной – руководителем рода).6. Что называется племенем? (Племя – объединение нескольких родов, которым руководит вождь)

13PAGE 15

13PAGE 14215

Заголовок 215

weburok.com

Урок истории в 5 классе

- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: земледелие, скотоводство, оседлость, ткачество, племя, совет старейшин, народное собрание.

— воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

9. Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, презентация «Первобытные земледельцы и скотоводы»(частично использована prezent_istvseob_5kl_ur6), рабочие тетради с печатной основой, карточки с заданиями для индивидуальной работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

2

3

4

5

1

Этап мотивации к учебной деятельности Микроцель: выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»):

Демонстрация ЭОР Слайд № 1

– По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить?

– Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве.

Рассматривают слайд №1

– О скотоводстве и земледелии.

Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.

3

2

Этап актуализации и пробного учебного действия Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- А как вы думаете всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?

Слайд № 2

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства.

Выдвигают версии:

- Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота»

- А почему на смену этим занятиям пришли другие?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

А почему возникли «земледелие» и «скотоводство»?

2

3

Этап выявления места и причины затруднения Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Как вы думаете легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям?

Слайд № 3

Выдвигают версии:

- Легко – они быстро всему учились

- Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда

Рассматривают картины, называют, что в них общее – родовая община

и чем различаются: используют лук, стрелы, приручили собаку

3

4

Этап построения проекта выхода из затруднения Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбора способа и средств их реализации.

Создание плана проекта:

1.А для чего же люди изобрели лук, приручили собаку?

2. А как можно было этот процесс усовершенствовать?

3.А какие орудия труда они использовали? Давайте обратимся к учебнику стр.20

– Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.

– А девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

– Давайте проверим, что у нас получилось.

– Слушаем мальчиков.

Фиксирует на доске:

От охоты к скотоводству. Всегда есть запасы еды.

- Облегчился процесс добывания пищи.

- Использовать орудия труда.

3–4 минуты читают текст,

выполняют задание индивидуально,самостоятельно.

Причина.

– Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.

Последствие.

– Так зародилось скотоводство.

10

– Теперь послушаем девочек.

Фиксирует на доске:

От собирательства – к земледелию.

Причина.

– Догадались, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, выращивать их рядом с домом.

Последствие.

– Научились обрабатывать землю.

Так зародилось земледелие.

5

Этап реализации построенного проекта

Микроцель: построение учащимися нового способа действийи формирование умений его применять при решении задачи,вызвавшей затруднение

– Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.

– Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.

Слайды № 4-10

Фиксирует на доске:

Переход к оседлому образу жизни

Работают над заданиями слайдов

– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.

10

– Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин.

Фиксирует на доске:

Родовые общины племя

– Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.

– Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз – племя.

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия.

Слайды № 11 -13

– Рассмотрите схему на слайде. Используя условные обозначения, объясните, кто стоял во главе племени?

– Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?

– Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён.

– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?

– Вождь.

– Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин.

– Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.

– Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель.– Люди уходили в другие места в поисках новых земель.

– Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племён. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности племён, которые одинаково вели хозяйство, говорили на одном языке.

3

7

Этап самостоятельной работы ссамопроверкой по эталону

Микроцель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений поэталону; создание ситуации успеха

– По карте на стр 7 определите, где зародилось земледелие.

Предлагает выполнить задания 13 из Рабочей тетради на с. 13

Выполняют задания, применяя знания в новой ситуации

4

8

Этап включения в систему знанийи повторения

Микроцель: включение нового способа действий всистему знаний, при этом — повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Слайды № 14-15

Применяем новые знания:

- Сравните управление в родовой общине и племени.

– Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?

Выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия.

Высказывают своё мнение с точки

зрения нравственных ценностей.

3

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Микроцель: самооценка учащимися результатов своейучебной деятельности, осознание метода построения и границприменения нового способа действия.

- Предлагаю вам выполнить творческое задание – СИНКВЕЙН Учащимся раздаются карточки- памятки

Слайды № 16 — 19

- подведем итоги:

Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно(5)

Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4)

Есть в нашем классе ребята, которые не выполнили задания?

— запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить синквейн по этому вопросу.

© , 2018

sundekor.ru


Смотрите также