Тема урока: "Образы старинных русских романсов" (6-й класс). Какой из романсов написан в духе народной песни музыка 6 класс


Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков 6 Класс

Водопьянова Т.М.

Урок музыки в 6 классе

Образы романсов и песен русских композиторов.

Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

Н. В. Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу, и вьются около моего сердца?»

Н. В. Гоголь - портрет

Исполнительница народных песен Татьяна Петрова рассказывала, что в Японии в музыкальных школах обязательным правилом является знание десяти русских песен, как самых совершенных мелодических и гармонических образцов. С конца XVIII века русская народная песня записывается и издается; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской музыки. По мнению И. А. Ильина: «Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение выход из грозящего озлобления».

Татьяна Петрова в народном костюме

Руководитель Московского камерного хора Владимир Минин считает, что на Руси теперь совсем не поют, хотя мы русские по природе певческая нация. Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. В ансамбле хорового пения, чем всегда славилась Россия, в гармонии соединяются души и сердца, а если перестанет народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.

Московский камерный хор

Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные свойства и переживания: «Липа вековая над рекой стоит...», «Калинка...». В песнях утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских необъятных просторов: «Ах ты, степь широкая...», «Вниз по матушке, по Волге...».

http://yandex.ru/images/search?text=Липа%20вековая%20над%20рекой%20стоит.%20&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-664-pd-1-wp-16x9_1366x768&pin=1

«Липа вековая над рекой стоит...»,

В каждой из народных песен слиты воедино безмерные русские просторы и столь же безмерные страсти и душевные порывы. В й народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Тихий Дон и Волга, Байкал и Русский Север: «На диком бреге Иртыша...», «Славное море - священный Байкал...», «Жигули», «По Дону гуляет казак молодой...». Даже, когда действие песни развертывается в пределах первопрестольной Москвы, и тут присутствует безмерная широта русской души: «Москва златоглавая» и «Вдоль по Питерской...» - песня, исполняемая великом русским певцом Федором Ивановичем Шаляпиным.

http://yandex.ru/images/search?p=1&text=«На%20диком%20бреге%20Иртыша...»&img_url=http%3A%2F%2Frasfokus.ru%2Fimages%2Fphotos%2Fmedium%2F79489f6192d43062afc2cab7e3aeec75.jpg&pos=43&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-664-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1406056806259

«На диком бреге Иртыша...»

На смену «российской песне» в начале XIX века приходит жанр «русской песни» - своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную традицию. Основателем этого направления был А. Мерзляков. Самая знаменитая песня Мерзлякова - "Среди долины ровныя…"- вышла в народ, как и многие другие "русские песни.

«Среди долины ровныя»- картина

И. Шишкина

Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться -

Позвольте я в любви Вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса:

Я Вас люблю, я думаю о Вас,

Вы для меня - смятение отныне.

Покорно жду ответа Ваших глаз,

И повторяю в мыслях Ваше имя.

Исполнитель романса

Мелодии, популярные в те далекие времена,

не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил»… Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению романсов. Интересно, что имя Светлана впервые появилось в романсе «Светлана и Мстислав». Василий Андреевич Жуковский взял из романса Востокова имя для героини своей баллады. Старинный романс – это совершенно особый жанр, в нем затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом. К романсу обращались композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Булахов и многие другие.

«Светлана»- К. Брюллов

Любили старинный русский романс М. Глинка. Вершиной романсного творчества являются произведения П. Чайковского и С. Рахманинова. Старинные русские романсы разнообразны по содержанию и настроению, но среди них всегда было больше печальных, чем радостных и весёлых. Даже в безудержной лихости непременно слышится своя грустная, часто запрятанная вглубь, но всегда так остро колющая сердце нота. Человеку чуткому с трудом удаётся подавить подкатывающий к горлу тёплый комок не то радости, не то печали от зазвучавшей вдруг в душе забытой струны. Особое место среди других занимают романсы о ямщиках, которые в XIX веке путешествуя по бескрайним просторам, лучше всех чувствовали и понимали, что такое душа России…

http://yandex.ru/images/search?text=русский%20романс%20картинки&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-664-pd-1-wp-16x9_1366x768&pin=1

О. Маслов «Русский романс»

Вопрос:

Кого на Руси называли ямщиком?

Ответ:

В словаре Ожегова слово ямщик трактуется, как возница на ямских лошадях, перевозящая почту, грузы и пассажиров. Позднее ямщиком стали называть и того, кто управлял этой возницей.

Ямщики

У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов связывается с открытостью, щедростью души русского человека. Знаменитая певица Лидия Русланова, выступая на слете ямщиков в конце 20-х годах прошлого столетия, говорила, что существует более 80-ти песен о ямщиках. Так как в романсе «Колокольчик» затрагивается тема природы и души русского человека. Автор романса «Колокольчик» Александр Гурилев, сын крепостного крестьянина сочинил романс, напоминающий русскую лирическую песню. Музыкальное образование Гурилев получил от своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно меланхолический, задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент.

А. Гурилев - портрет

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Певец Бантышев заказал композитору новый романс, но тот все время тянул. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.

- Экий ты, право, - вознегодовал однажды Варламов. - Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу!

- Завтра? - язвительно спрашивает Бантышев.

- Завтра, завтра!

Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.

-Это вам, господин Бантышев, - говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию. Назывался романс «На заре ты ее не буди»!

А. Варламов - портрет

Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья. Сопровождение романса написано в энергичном ритме испанского танца болеро.

«Белеет парус одинокий» - иллюстрация

«Гори́, гори́, моя́ звезда́…» — русский романс Петра Булахова на слова Владимира Чуевского. Один из наиболее известных и популярных русских романсов. Он был написан в 1846 году композитором Петром Булаховым на слова Владимира Чуевского, студента юридического факультета Московского университета. Возможно, «тему» романса подсказало предсказание астрономом Леверье существования планеты Нептун в 1846 году. Спустя несколько месяцев планета была открыта Иоганном Галле. В мировую культуру романс "Гори, гори, моя звезда" вошёл как символ России, а в сознание русских людей как нечто обретающее смысл жизни, остающееся и после её земного существования, вечное и неизменное...

Анна Герман - фото

Граф Борис Сергеевич Шереметев остался в истории как автор самого популярного из вариантов романса «Я вас любил» на пушкинский текст. Музыка упоительно красивая и возвышенная, льется очень естественно, как будто находится в полной гармонии со словами. Композитор Шереметев являлся предводителем дворянства Волоколамского уезда, организовал музыкальный салон, который посещали соседи – дворяне. Известно, что он участвовал в Севастопольской обороне, служил в лейб-гвардии Преображенскому полку.

http://clubs.ya.ru/4611686018427462890/replies.xml?item_no=804

Однажды в Царском Селе проходил парад, которым Александр II остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, пол дрожал от пляски, а в перерывах звенели гитары. Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Всё вокруг покрыл пушистый снег...

— Как красиво, как хорошо, — сказал Эраст Абаза. — Утро туманное, утро седое... Замечательно написал Тургенев... И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды сменяли друг друга. Рождалась мелодия. Сначала вполголоса, затем всё громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса «Утро туманное”. Эраст Агеевич Абаза, гусар и одарённый музыкант-любитель. В Крымскую войну майор Эраст Абаза командовал батальоном в осаждённом Севастополе. Там и погиб в сражении у Корабельной бухты. Все в полку знали, что он написал на стихи Тургенева элегию «Утро туманное», помнили его красивый баритон.

http://otvet.mail.ru/question/83630966

http://content.foto.mail.ru/mail/lavr602011/_answers/i-5932.jpgУтро туманное

Начало XX века отмечено ростом технических достижений, популяризации романса способствуют граммофоны и пластинки. Романсы писались на стихи БрюсоваБлока, Бальмонта и других поэтов серебряного века. В основном это записи Вяльцевой, Паниной, Плевицкой, Давыдова. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Обухова - портрет

Начиная с 30-х годов романсные интонации проникают и в кинематограф, например, в фильм «Веселые ребята», « Верные друзья»,

«Ирония судьбы», «Жестокий романс». Главная героиня фильма - Лариса Огудалова – поёт в фильме очень много романсов.

Лариса Гузеева в фильме «Жестокий романс».

В СССР в прокате был очень популярен фильм «Сестра его дворецкого», в котором американская актриса Дина Дурбин исполнила фрагменты трех романсов на русском языке — «Эй, ямщик, гони-ка к „Яру“…», «Калитка», «Две гитары». Последующие годы свидетельствуют о прочном укоренении романса в киномузыке.

Дина Дурбин - фильм «Сестра его дворецкого»

Классическая камерно-вокальная форма получает развитие в музыке Мясковского, Прокофьева, Шостаковича. Пишутся романсы на стихи А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти, а также романсы в форме музыкальной пьесы. («Романс» Шостаковича в ленте «Овод», Свиридова в фильме

« Метель»).

«Овод» - сцена О. Стриженова и Н. Симонова

Музыка к театральным постановкам также обращается к романсу. Наиболее запомнившиеся публике театральные романсы – «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Белый шиповник» А. Рыбникова (спектакль «Юнона и Авось»).

«Ты меня на рассвете разбудишь» с Певцовым

Романсовой интонацией пронизаны многие авторские песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора. Романс можно встретить и в рок-музыке ( « Для вас любовь была, увы, забавным словом» Чигракова, «Романс № 4» Дианы Арбениной).

Диана Арбенина с гитарой

В книге «Елена Образцова» приводятся слова выдающейся певицы: «В опере много наглядно, предметно, реально. А в романсе я могу спеть мечту, воспоминание, недосказанность». За то время, что звучит романс, слушатель успевает воскресить в памяти ситуацию, прожить ее заново. Российские и зарубежные ученые провели множество исследований, результаты которых таковы: негромкое пение старинных русских романсов помогают снять стресс.

Елена Образцова - фото

Люблю я слушать русские романсы,

Волнующе и трепетно в душе,

Эстрада делает им реверансы,

Ей лучше чувств не передать уже!

Близка романсу Золушки судьба,

Всегда он был и бедным, и гонимым,

Ему чужда, неведома борьба,

И был то страстным, то таким ранимым!

Душа романса трепетно - красива,

А жанром развлекательным считался,

На фоне же эстрадного мотива

Он подлинно серьёзным оказался!

Исполнитель романсов – С. Захаров га концерте

doc4web.ru

Презентация к уроку "Образы романсов и песен русских композиторов" 6 класс

РУССКИЙ РОМАНС Презентацию подготовила учитель музыки МБУ «Школы №91» г.о.Тольятти Ватаманюк Е.В.

РУССКИЙ РОМАНС

Презентацию подготовила учитель музыки МБУ «Школы №91» г.о.Тольятти Ватаманюк Е.В.

ИСТОРИЯ РОМАНСА Романс (испан. romance) — камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях.

ИСТОРИЯ РОМАНСА

Романс

(испан. romance)

— камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях.

В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии. Новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры. Первоначально поэтический текст, написанный в куплетной форме лирического содержания на французском языке, определял и название музыкального произведения. На русском языке такое же по характеру произведение называлось российской песней.

В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии. Новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры.

Первоначально поэтический текст, написанный в куплетной форме лирического содержания на французском языке, определял и название музыкального произведения.

На русском языке такое же по характеру произведение называлось российской песней.

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. А.А. Гурилёв А.А. Алябьев Основоположниками русского романса считают Алябьева, Гурилёва, Варламова. А.Е. Варламов

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века.

А.А. Гурилёв

А.А. Алябьев

Основоположниками русского романса считают

Алябьева, Гурилёва, Варламова.

А.Е. Варламов

Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцева, Плевицкой и Панина. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза – Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева. Пётр Лещенко Изабелла Юрьева Тамара Церетели Вадим Козин

Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцева, Плевицкой и Панина. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза – Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.

Пётр Лещенко

Изабелла Юрьева

Тамара Церетели

Вадим Козин

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. Композиторы и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям. .

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. Композиторы и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.

.

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономарёвой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко. Николай Сличенко Валентина Пономарёва Валентин Баглаенко Нани Брегвадзе

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении

Валентины Пономарёвой и

Нани Брегвадзе,

Николая Сличенко и

Валентина Баглаенко.

Николай Сличенко

Валентина

Пономарёва

Валентин

Баглаенко

Нани Брегвадзе

Виды русского романса Классический романс — написанный профессиональными композиторами. Городской романс (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона. Цыганский романс - жанр русского романса. Ему свойственны эмоциональная насыщенность, сочетание напевности и декламационности, специфическая гитарная фактура сопровождения с переборами аккордов и контрапунктирующим с вокальной мелодией басом. Жестокий романс - своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя или смертельное горе. Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону.

Виды русского романса

  • Классический романс — написанный профессиональными композиторами.
  • Городской романс (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона.
  • Цыганский романс - жанр русского романса. Ему свойственны эмоциональная насыщенность, сочетание напевности и декламационности, специфическая гитарная фактура сопровождения с переборами аккордов и контрапунктирующим с вокальной мелодией басом.
  • Жестокий романс - своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя или смертельное горе.
  • Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону.
РОМАНС «Колокольчик» Автор романса Александр Львович Гурилёв. Первое музыкальное образование он получил от своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент .

РОМАНС «Колокольчик»

Автор романса Александр Львович Гурилёв.

Первое музыкальное образование он получил от своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент .

РОМАНС «Гори, гори моя звезда…» Автор романса Пётр Петрович Булахов. Пётр Петрович Булахов родился в семье музыкантов. Его отец Петр Александрович и младший брат Павел Петрович — известные оперные тенора. Музыкальное образование Пётр Петрович получил дома.

РОМАНС «Гори, гори моя звезда…»

Автор романса

Пётр Петрович Булахов.

Пётр Петрович Булахов родился в семье музыкантов. Его отец Петр Александрович и младший брат Павел Петрович — известные оперные тенора. Музыкальное образование Пётр Петрович получил дома.

РОМАНС « Я вас, любил …» Автор романса Бори́с Серге́евич Шереме́тев — композитор-дилетант, главный смотритель Странноприимного дома в Москве. Происходил из нетитулованной ветви рода Шереметевых. Александр Сергеевич Пушкин Анна Алексеевна Оленина

РОМАНС « Я вас, любил …»

Автор романса Бори́с Серге́евич Шереме́тев — композитор-дилетант, главный смотритель Странноприимного дома в Москве. Происходил из нетитулованной ветви рода Шереметевых.

Александр Сергеевич Пушкин

Анна Алексеевна Оленина

РОМАНС « Красный сарафан» Автор романса Александр Егорович Варламов Родился в семье мелкого чиновника. С раннего детства играл по слуху на скрипке и гитаре. В десять лет его отдали в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге.

РОМАНС « Красный сарафан»

Автор романса

Александр Егорович Варламов

Родился в семье мелкого чиновника.

С раннего детства играл по слуху на скрипке и гитаре.

В десять лет его отдали в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

multiurok.ru

2 урок музыки в 6 класс «Романса трепетные звуки…»

ТЕМА: «Романса трепетные звуки…»

ЦЕЛЬ: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;

  • совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

  • проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;

  • развивать творческое мышление и певческие навыки;

  • обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.

ТИП УРОКА: интегрированный.

ФОРМА УРОКА: музыкально – поэтическая гостиная.

Содержание урока

  1. Организационный момент

  2. Активация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.

  3. Ознакомление с новой темой.

  4. Знакомство с русскими романсами.

  5. Вокально-хоровая работа

  6. Жанровые особенности романса.

  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока.

Эпиграф урока: «Романс старинный, звон гитары мы рады слышать каждый час, романса трепетные звуки, они всегда волнуют нас…»

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

  1. Активизация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё один песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.

- Но сначала... Что такое песня? Из чего она сложена? (из музыки и стихов).

- Кто ее исполняет? (певцы голосом и музыканты на инструментах).

А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим, разгадав наш кроссворд (на примере загадок, учащиеся отгадывают кроссворд)

КРОССВОРД

hello_html_m31f271ac.gif

Загадки:

1.Он церковный наш служитель.Был для Баха вдохновитель.Целый оркестр он заменит один.Как называется тот господин? (Орган)

2.Я стою на трёх ногах,Ноги в чёрных сапогах.Зубы белые, педаль. Как зовут меня?.. (рояль)

3.В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут ее? (Гармонь)

4. А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит,

Всех и на танец пригласит. Кто такая? Отгадай – ка… Это наша… (Балалайка)

5.Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)

6.Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка. Звучит мечтательный мотив, Его названье... (скрипка).

Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? РОМАНС

А теперь выберите тему нашего урока, чтобы использовалось слово романс:

1.«Музыка вокруг нас»

2.«Романса трепетные звуки…»

3.«Нам песня строить и жить помогает»

3. Ознакомление с новой темой.

Итак, тема нашего урока «Романса трепетные звуки». И сегодня я приглашаю Вас в музыкально - поэтическую гостиную, т.к. романс – это жанр камерной музыки, а камерная, значит, предназначенная для небольших (камерных) помещений и для небольшого количества слушателей.

Выясним, что главное в романсе музыка или текст? Что станет с романсом, если исчезнет литература?

Кто из вас слышал что-нибудь о романсе? Что это за музыкальный жанр?

Ответы учащихся.

Раз вы затрудняетесь, значит, нам предстоит это выяснить.

Если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так как хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.

Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцать первым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

Легенда о романсе:

Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс.

  1. Звучит «Романс» Свиридоваиз к)ф «Метель»

Мы с вами услышали инструментальный «Романс» выдающегося композитора прошлого века Георгия Свиридова, который был написан к повести А. С. Пушкина «Метель». Стихов в романсе мы не услышали, но музыка написана к литературному произведению – повести и наполнена образами, чувствами, настроением.

Скажите, какое настроение в этом романсе, какие чувства передает нам композитор Свиридов?

Ответы детей

На самом деле «романс» возник в Испании в Средневековье в 15 веке. В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах русского общества.

Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, на тему любви к природе, человеку, на тему воспоминаний об ушедшем. Исполняется одним солистом с инструментальным сопровождением чаще всего гитары.

Романс (испан. romance) – камерное вокальное произведение для певца с инструментальным сопровождением.

Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском языке.

Позднее «романс» стал обозначать, с одной стороны, поэтический жанр: особо напевное лирическое стихотворение (а также стихотворение, предназначенное для музыки), а с другой – жанр вокальной музыки.

В романсе мелодия более ярко выражена, чем в песне, связана со стихом.

Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное выразительное значение.

Главными инструментами, которые используются для сопровождения, являются гитара и фортепиано.

В XIX в. романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему, душевному миру человека и к сокровищам народного искусства.

Романс является одним из самых любимых жанров в музыке во всём мире, так как он отражает душу человека.

4.Знакомство с русскими романсами.

В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, и многие другие, очень полюбили этот жанр лирической песни. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни.

Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки, и постараемся услышать о чем в нем рассказывается.

  1. Звучит романс «Жаворонок» М. Глинки

О чем же рассказал нам романс?

Какие чувства заключены в музыке? Кто исполнял этот романс?

Как вы думаете, если мы уберем слова, что останется?

Ответы детей.

Прослушаем еще один роман о природе «Колокольчики мои»

  1. «Колокольчики мои»

5. Жанровые признаки романса.

Романс очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров.

Жанровые признаки романса:

- содержание романса всегда лирично;

- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;

- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.

- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.

Разнообразие романсов по поэтическому содержанию.

  1. Философское раздумье, размышление.

  1. Драматическое скорбное переживание.

  1. Любование природой.

  1. Сказочное повествование.

  1. Шуточный романс.

  1. Лирический романс – любовный.

Скажите, а каким по поэтическому содержанию был романс Глинки «Жаворонок»?

Совершенно верно. В 19 веке в поэтических салонах не только пели и слушали красивую музыку, но еще и танцевали. Дамы и кавалеры в танце знакомились, влюблялись, назначали свидания, выражали свои чувства. Я тоже приглашаю вас окунуться в атмосферу того времени вместе с романсом «Я помню вальса звук прелестный».

  1. «Я помню вальса звук прелестный» Н. Листов.

Скажите, какое настроение было у этого романса?

Ответы детей.

О чем рассказала нам эта музыка? (О светлом воспоминании, об ушедшем времени).

А что передает смысл этого романса слова или музыка?

  1. Я помню чудное мгновенье..

Какую роль играют слова в романсе? (Главную. В них заключен смысл и душевные переживания).

Ах, романс, наш старинный романс -

Недосказанность главных событий,

В те века тебе слава пришлась,

А теперь ты почти позабытый…

Ах, романс, наш душевный романс -

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души полилась,

Унося повседневные грусти.

Ах, романс, наш любовный романс -

Растревожил до трепета душу,

Даже муза тобой восторглась,

Рвётся истинно сердце наружу.

Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

В этом мире всё так преходяще,

Оставайся навечно для нас

Воплощением чувств настоящих.

6.Подведение итога урока. Рефлексия.

А сейчас я предлагаю вам взять краски и бумагу, подумайте, какого цвета бывает музыка романсов? Нарисуйте ее.

  1. Под музыку романса «Гори, гори, моя звезда» дети рисуют и крепят свои рисунки на доску.

Романс, который сейчас прозвучал написан Петром Булаховым и Василием Чуевским, а исполнила его великая польская певица Анна Герман.

Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс?

А почему, как вы думаете? (у романса разный характер).

Так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально – поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.

Вопросы для закрепления:

- Что такое романс и где он зародился? (песня о любви, в Испании).

- О чем поется в романсе? (чувствах любви ).

Так в чем же особенность русского романса? ( Особенность русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота).

Ученики определяют свой вывод урока.

Среди них: «Романс – поэтический жанр.

В романсе отражён огромный мир музыкальных образов.

В романсе звучат разные чувства.

В романсе есть внимание и любовь к окружающему миру.

В романсе есть сердечность, нежная грусть, задушевная теплота.

Проверка знаний на листочках.

  1. А на последок я скажу.. Романс из фильма

Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна.

В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады такие как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью.

Не забывайте песен старых,

Они о многом расскажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

Наша встреча в музыкальной гостиной заканчивается и на последок я хочу подарить вам старинный романс, но в современном звучании. Итак, Витас «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

  1. «Отцвели уж давно хризантемы в саду»

- До новых встреч!

infourok.ru

"Образы старинных русских романсов" (6-й класс)

Разделы: Музыка

Цель урока: ввести учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса.

Задачи урока:

  • расширить знания о понятии романс, как жанре старинной вокальной музыки;
  • развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;
  • воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Музыкальный материал:

  • «Колокольчик» музыка А.Л.Гурилёва, слова И.Макарова,
  • «Я вас любил» музыка Б.С.Шереметева, слова А.С.Пушкина,
  • «Романс о романсе» музыка А.Петрова, слова Б.Ахмадулиной.
  • Р.н.п. «Тонкая рябина» (гитара)

Оборудование:

  • портреты композиторов А.Л.Гурилёва, Б.С.Шереметева;
  • предметы, пришедшие к нам из старины (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик, гитара и др.).

Ход урока

I. Музыкальное приветствие.

II. Вступительная беседа.

На фоне звучания музыки «Романс о романсе» А.Петрова учитель читает стихи Б.Ахмадулиной:

Не довольно ли нам пререкаться Не пора ли предаться любви, Чем старинней наивность романса Тем живее его соловьи.

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне, Что я знаю про век и про дни, Отвори мне калитку в былое И былым моё время продли.

Учитель. Сегодня на уроке, мы отвлечёмся от нашей современной жизни с её сумасшедшими и стремительными темпами и «отворим калитку в былое», окунёмся в мир старины.

Посмотрите на выставку предметов, которую я подготовила, что объединяет эти вещи? (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик и др.)

Дети. Эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может о многом рассказать.

Учитель (берёт в руки веер)

-Что вы знаете об этом предмете?

Дети делятся знаниями о веере.

Учитель. По древней легенде, история вееров началась в знойный райский день, когда изнемогающая от жары Ева сорвала пальмовую ветвь и начала обмахиваться ею. По прошествии нескольких веков эта милая вещица стала популярной и в России. Светские львицы использовали веер не только для навивания прохлады - существовал особый язык вееров. С помощью его красавицы посылали своим обожателям тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.

-Поднимите руку, а у кого дома есть шкатулка?

Эта старинная безделушка популярна и в наше время. Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или мелких вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились удивительные музыкальные шкатулки.

(послушать звучание музыкальной шкатулки).

- Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки музыкальным инструментом, который сейчас прозвучит?

Звучит р.н.п. «Тонкая рябина» в исполнении гитары.

- Какой музыкальный инструмент звучал? Что можете о нём рассказать?

Дети. Струнный музыкальный инструмент гитара.

Учитель. Правильно, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».

На выставке появляется гитара, старинный музыкальный инструмент.

- А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?

Дети. Романс.

III. Объяснение нового материала на основе изученного в 5-м классе.

Учитель. Вы знакомились с жанром романс в 5-м классе.

- Вспомните происхождение этого слова?

Дети. Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.

В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.

Учитель. Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

Учитель. До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.

Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил» и др. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композиторы, о которых мы сегодня поговорим, их имена вы услышите позже, а сейчас прочитайте текст романса «Колокольчик» русского поэта И.Макарова.

IV. Слушание и восприятие музыки.

Дети. Знакомятся с текстом романса Гурилёва «Колокольчик», который лежит у них на столах.

Учитель. Почему произведение называется «Колокольчик»? Раскройте содержание?

Дети. Поэт описывает дальнюю дорогу, в которой мы слышим песнь ямщика и звон колокольчика. Этот звон сопровождает весь долгий путь, без него картина дороги, путешествия на Руси была бы не полной.

Учитель. Ребята, кого на Руси называли ямщиком?

Дети. Управляющий лошадиной тройкой.

Учитель. В словаре С.И.Ожегова слово ямщик трактуется, как возница на ямских лошадях, перевозящая почту, грузы и пассажиров. Позднее ямщиком стали называть и того, кто управлял этой возницей.

Процитируйте строки из стихотворения, в которых говорится, о чём размышляет путник.

Дети. Он вспоминает дорогое прошлое: «И припомнил я ночи другие, и родные поля и леса»

«Столько чувства в той песне унылой, столько чувства в напеве родном…

Учитель. Послушайте романс «Колокольчик», о каких чувствах говорит путник?

Звучит романс «Колокольчик»

Ответы детей: тоска о чём-то родном, воспоминания, переживания, волнение…

 Учитель. Как звучит мелодия романса (наиграть первые строки)? (поступенно, просто, искренне; близка естественной речи; с движением)

- Как звучит аккомпанемент, на что похожа мелодия? (аккомпанемент простой, похож на вальс, хочется покачаться)

-Послушайте ещё раз этот романс и нарисуйте мысленно картину, которая предстаёт перед путником, едущим в дальнюю дорогу?

Повторное слушание романса «Колокольчик».

Примерные ответы детей: дальняя дорога, широкие поля, бескрайние леса, тишина…

Учитель: У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов ассоциируется и с просторами России, и с открытостью, щедростью души русского человека.

Так как в романсе «Колокольчик» затрагивается тема природы и души русского человека, какой образ рисуется в этом старинном произведении? (выбрать из предложенных образов: исторический, комический, лирический, драматический, трагический, эпический)

Дети. В старинном русском романсе «Колокольчик» рисуется лирический образ.

Учитель. Чем наполнен этот образ? (размышлением о жизни, воспоминанием о дорогом, переживанием о чём-то ушедшем)

Давайте обратимся к выставке, какие предметы по принадлежности близки романсу «Колокольчик»?

Дети. Колокольчик, русский платок.

Учитель. Для кого предназначался этот романс: простого народа или светского общества?

Романс «Колокольчик» был популярен в демократической среде и близок простой бытовой песне.

V. Разучивание I куплета романса «Колокольчик»

Разучивая мелодию романса «Колокольчик», предложить детям проследить за особенностями развития мелодической линии по нотной записи в учебнике. Дать учащимся почувствовать единство музыкальной и поэтической речи романса. Добиваться ровного, свободного льющегося звучания на всём диапазоне произведения.

Слушание и восприятие музыки (продолжение)

Учитель. Сейчас прозвучит ещё один старинный романс « Я вас любил», сравните его с романсом «Колокольчик» найдите сходство и различие.

Звучит романс «Я вас любил»

Учитель. Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом)

-Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой? (Лирический)

- Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором …? (любви)

Любовь – великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

- Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)

-Может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь?

- Образ какой любви воплощён в романсе «Я вас любил» (неразделённой) Почему?

- Продолжает ли любить герой романса свою возлюбленную? Объясните.

Повторное слушание

- Какими чувствами наполнен романс «Я вас любил»?

Дети. Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.

VI. Обобщение урока.

- Итак, вы познакомились с двумя старинными романсами, которые являются шедеврами русской музыкальной культуры, её лучшими образцами. Подведите итог, заполнив таблицу.

Работа в таблице (заполнить)

 

Романс «Колокольчик»

Романс «Я вас любил»

чувства

волнение, тоска, переживание

любовь, благодарность, сомнение

мелодия

просто, искренне; близка естественной речи; с движением)

трепетно, проникновенно, с сожалением; красивая, благородная мелодия;

образ

лирический

любовная лирика

голос

баритон

бас

сопровождение

фортепиано

оркестр рус.нар. инструментов

экспонаты выставки

колокольчик, русский платок

веер, шкатулка с драгоценностями

в каком обществе популярен

демократическом, среди простых людей

светском обществе

композитор

?

?

Учитель. Что вызвало затруднение?

Дети. Неизвестны композиторы

Учитель. Послушайте короткие сведения об авторах и самостоятельно определите, какой романс написал данный композитор?

1. Борис Сергеевич Шереметев (1822 – 1906 гг.) владелец имения в селе Волочаново. (портрет) Он был младшим из 10 детей Сергея Васильевича и Варвары Петровны Шереметевых, получил блестящее образование, с 1842 г. Служил в лейб-гвардии Преображенскому полку, участвовал в Севастопольской обороне. В 1875 г являлся предводителем дворянства Волоколамского уезда, организовал музыкальный салон, который посещали соседи – дворяне.

2. Александр Львович Гурилёв (1802 – 1856 гг.) (портрет). Первое музыкальное образование получил от своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно меланхолический, задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент.

-Кто автор романса «Колокольчик» и романса «Я вас любил», объясните, почему так решили?

Дети. Автор романса «Колокольчик» А.Л.Гурилёв, так как он сын крепостного крестьянина и общаясь с простым русским народом сочинил романс, напоминающий русскую лирическую песню. Композитор Шереметев представитель светского общества и по духу романс «Я вас любил» близок знатным дамам и господам.

VII. Итог.

- О чём сочиняли романсы русские композиторы?

- Что могут рассказать нам старинные русские романсы?

VIII. Домашнее задание.

Запишите в тетрадь названия старинных русских романсов.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также