Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов… Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага. Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне. Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине. Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат "Все для фронта, все для победы"! "Все для фронта! Все для победы". Автор плаката — Лазарь Лисицкий. 1942 год. Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве. Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат "Родина-мать зовет" работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды. Репродукция плаката "Родина-мать зовет!", 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу. В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии. В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника. Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.Вторая мировая война в 108 фотографиях: вспомнить всё. Произведения искусства которые поднимали боевой дух во время вов фото
Плакаты времен Великой Отечественной войны
Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.
Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.
"Победа будет за нами", 1941 год
"Таран — оружие героев". Автор — А.Волошин, 1941 год
Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.
На поддержку красной армии — могучее народное ополчение!
Плакат В. Правдина, 1941 год.
Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год.
В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.
Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.
Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.
Художник Виктор Дени (Денисов) «"Лицо" гитлеризма», 1941 год.
Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.
Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем...», 1941 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год.
С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями.
Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.
Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год.
Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.
Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год.
Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, — в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше — победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти.
«Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».
Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель.
По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров.
«Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.
Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.
Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.
Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.
Художник Владимир Серов, 1941 год.
Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.
Художник Анатолий Казанцев «Не отдавать врагу ни одной пяди нашей земли (И. Сталин)», 1943 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.
Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.
Художник неизвестен, 194х год.
Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков...
«Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.
«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску:«Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».
В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.
В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.
Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».
Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника — передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморализующе.
Воин-защитник, воин-освободитель, — таков герой плаката 1944-1945 годов.
Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное — окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году.
Художник Пётр Магнушевский «Всё ближе грозные штыки…», 1944 год.
Репродукция плаката "Красной армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг!", художник Виктор Николаевич Дени, 1945 год
Репродукция плаката "Вперед! Победа близка!". 1944 год. Художник Нина Ватолина.
«Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей.
Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.
Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.
Художник Леонид Голованов «Родина, встречай героев!», 1945 год.
Художник Леонид Голованов «Красной Армии — слава!», 1945 год.
Художник Мария Нестерова-Берзина «Дождались», 1945 год.
Художник Виктор Иванов «Ты вернул нам жизнь!», 1943 год.
Художник Нина Ватолина «С Победой!», 1945 год.
Художник Виктор Климашин «Слава воину-победителю!», 1945 год.
Эволюция образа врага на плакатах – от ужасающей громадины до мелкого паразита, мешающего спокойно жить добрым людям, — отражает весь ход войны, рост силы и уверенности в своей правоте нового советского народа, которому под силу было противостоять всемирному Злу, восстановить из руин страну, а позже полететь в космос…
Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.
Компиляция материала - Fox
ussrlife.blogspot.ru
Плакаты времен Великой Отечественной войны
Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов…
Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага. Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.
Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.
Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат "Все для фронта, все для победы"!
"Все для фронта! Все для победы". Автор плаката — Лазарь Лисицкий. 1942 год.
Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.
Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат "Родина-мать зовет" работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.
Репродукция плаката "Родина-мать зовет!", 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе
Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.
В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.
В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.
Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.
Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.
Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.
"Победа будет за нами", 1941 год
"Таран — оружие героев". Автор — А.Волошин, 1941 год
Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.
На поддержку красной армии — могучее народное ополчение!
Плакат В. Правдина, 1941 год.
Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год.
В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.
Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.
Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.
Художник Виктор Дени (Денисов) «"Лицо" гитлеризма», 1941 год.
Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.
Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем...», 1941 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год.
С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями.
Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.
Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год.
Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.
Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год.
Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, — в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше — победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти.
«Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».
Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель.
По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров.
«Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»
Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.
Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.
Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.
Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.
Художник Владимир Серов, 1941 год.
Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.
Художник Анатолий Казанцев «Не отдавать врагу ни одной пяди нашей земли (И. Сталин)», 1943 год.
Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.
Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.
Художник неизвестен, 194х год.
Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков...
«Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.
«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску:«Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».
В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.
В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.
Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».
Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника — передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморализующе.
Воин-защитник, воин-освободитель, — таков герой плаката 1944-1945 годов.
Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное — окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году.
Художник Пётр Магнушевский «Всё ближе грозные штыки…», 1944 год.
Репродукция плаката "Красной армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг!", художник Виктор Николаевич Дени, 1945 год
Репродукция плаката "Вперед! Победа близка!". 1944 год. Художник Нина Ватолина.
«Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей.
Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.
Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.
Художник Леонид Голованов «Родина, встречай героев!», 1945 год.
Художник Леонид Голованов «Красной Армии — слава!», 1945 год.
Художник Мария Нестерова-Берзина «Дождались», 1945 год.
Художник Виктор Иванов «Ты вернул нам жизнь!», 1943 год.
Художник Нина Ватолина «С Победой!», 1945 год.
Художник Виктор Климашин «Слава воину-победителю!», 1945 год.
Эволюция образа врага на плакатах – от ужасающей громадины до мелкого паразита, мешающего спокойно жить добрым людям, — отражает весь ход войны, рост силы и уверенности в своей правоте нового советского народа, которому под силу было противостоять всемирному Злу, восстановить из руин страну, а позже полететь в космос…
Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.
http://ussrlife.blogspot.co.il/2016/05/blog-post.html
myhistori.ru
Живопись периода Великой Отечественной войны
Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить. Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, повышенная эмоциональность, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа.
В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям. Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист М. И. Авилов.
Ряд картин на исторические темы написал в годы войны художник П. П. Соколов-Скаля. Самая значительная из них — «Иван IV в Ливонии. Взятие крепости Кокен Гаузен» (1940— 1942) — посвящается победе русского народа над ливонскими псами рыцарями.
Старейший советский художник Н. П. Ульянов создал образ великого русского полководца М. И. Кутузова в картине «Лористон в ставке Кутузова» (1945).
Народный художник РСФСР Е. Е. Лансере написал гуашью серию небольших картин, объединенных общим названием «Трофеи русского оружия». Автор задумал показать великие победы русского оружия в различные исторические эпохи: «После Ледового побоища», «На Куликовом поле», «Полтавская победа», «1812 год» и т. д. Смерть помешала художнику завершить эту интересную работу.
Благородную задачу воплотить в искусстве образы наших великих предков, чьи исторические подвиги вдохновляли советских людей на борьбу с врагом, поставили перед собой многие мастера искусства.
«Я писал его, — рассказывает художник, — в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост».
Темы исторического прошлого тесно переплетались с темами героического настоящего. Художники были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений. Время не ждало. Надо было писать по живым впечатлениям. Художники работали, напрягая все силы. Картины не всегда удавались, некоторым из них не хватало глубины раскрытия темы, силы обобщения. Но ни у одной из них нельзя было отнять главного — искренности и страстности, сознания высокого патриотического долга.
Картину победоносного наступления советских войск запечатлел в одном из первых батальных полотен военных лет художник В. Н. Яковлев («Бой под слободой Стрелецкой», 1942).
Художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков — защитников города-героя.
Им же были написаны картины «Сбитый фашистский ас», «Авиационный десант на Днепре» и другие.
В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.
Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина «Прорыв блокады 18 января 1943 года», написанная коллективом ленинградских художников в составе А. А. Казанцева, И. А. Серебряного, В. А. Серова.
Картина изображает радостный момент соединения войск двух фронтов. Она была создана художниками вскоре после прорыва блокады, когда в памяти людей еще свежи были недавние переживания и горести, когда сама земля еще хранила следы ожесточенных сражений.
В годы Отечественной войны выдвинулись многие молодые художники, для которых работа над батальными темами явилась большой и плодотворной школой идейного и творческого роста.
В числе их наиболее ярко проявили себя воспитанники студии военных художников имени Грекова. Основанная в 1934 году как учебная, в дни войны она превратилась в боевой коллектив военных художников-профессионалов. Их работа протекала на передовых линиях фронта. Студийцы были непосредственными участниками подмосковных боев, великой битвы на Волге, форсирования Днепра и штурма Берлина.
Среди этой талантливой молодежи особенно выдвинулся живописец-баталист П. А. Кривоногов. В 1945 году он создал картину «Корсунь-Шевченковский», в которой запечатлел одно из больших сражений в районе Правобережной Украины, во время которого было окружено и уничтожено 11 немецких дивизий. Художник был свидетелем этой операции, что обусловило жизненную достоверность и документальную точность картины.
Наряду с историческим, батальным и бытовым жанрами видное место в советской живописи военных лет принадлежало портрету и пейзажу. Высокого расцвета достигло искусство художника А. М. Герасимова. В 1944 году им было написано одно из лучших произведений — групповой портрет старейших русских художников В. Н. Мешкова, И. Н. Павлова, В. К. Бялыницкого-Бируля и В. Н. Бакшеева.
Автору удалось передать неповторимое своеобразие каждого и вместе с тем раскрыть то общее, что свойственно всем, — жизнерадостность, душевность, сердечность в отношении к людям.
Целую галерею портретов белорусских партизан оставил нам художник Ф. А. Модоров. Здесь люди различных возрастов и званий, известные прославленные командиры и рядовые участники партизанских рейдов. Художник сосредоточил внимание на раскрытии внутреннего мира каждого, любовно написал их мужественные простые лица.
Новыми чертами отмечена также пейзажная живопись. В военный пейзаж художники вложили взволнованные чувства советских патриотов. Они показали сожженные врагом мирные села и города, варварски разрушенные памятники культуры. Грозное дыхание войны наполнило эти пейзажи героическим звучанием.
Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы, но и мастера скульптуры.
Отечественная война поставила перед ними чрезвычайно сложную и благородную задачу — увековечить для потомства образы защитников, советской страны, героев фронта и тыла, отважных партизан. Поэтому одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество.
Образы героев войны получили наиболее яркое воплощение в творчестве В. И. Мухиной. При внешней скромности и сдержанности композиционных решений Мухиной всегда удавалось раскрыть богатство внутренней жизни портретируемого, создать настоящий героический портрет. Таковы портреты полковников Б. А. Юсупова (1942), И. Л. Хижняка (1942), портрет партизанки.
Читайте также:
- I.4.Этническая структура населения Королевства Югославия до Второй мировой войны.
- Битвы и военные операции Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
- Богослужение Великой Субботы
- Большую роль в формировании новой буржуазной армии и в организации ее побед над королевским войском сыграл Оливер Кромвель, крупный политический деятель и талантливый полководец гражданской войны.
- В 406 году до н. э. при Аргинусских островах у берегов Малой Азии разыгрался самый крупный морской бой времен Пелопоннесской войны.
- В такой обстановке Дания вышла из войны, и в 1629 г. в Любеке был подписан мирный договор, согласно которому датское правительство обязалось не вмешиваться в дела империи.
- В ходе войны в Нидерландах гёзы широко применяли блокгаузы (земляные укрепления), а также сражались небольшими группами стрелков из-за валов, стенок, заборов, рвов и прочих препятствий.
- Великие герои, жившие до Троянской войны
- Внутриполитическое развитие России в период Первой мировой войны.
- Во время Пелопоннесской войны наряду с сухопутными действиями шла морская война. Большое количество морских походов и боев способствовало развитию морской стратегии и тактики.
- Война, бой и основные правила их ведения. Макиавелли теоретически не различал вопросов стратегии и тактики, но писал о ведении войны и способах ведения боя.
- Войны за колониальный раздел мира
lektsia.com
Советская живопись: Картины о Великой Отечественной войне.
1. "Штурм Сапун-горы". Мальцев П.Т.
2. "Лихолетье". Присекин Н.С.
3. "Победа". Моисеенко Е.Е.
4. "Враг остановлен". Усыпенко Ф.П.
5. "Ночной бой". Усыпенко Ф.П.
6. "В районе Корсунь-Шевченковской операции". Кривоногов П.А.
7. "На Курской Дуге". Кривоногов П.А.
8. "Сестрица". Самсонов М.И.
9. "Без вести пропавший". Горский А.П.
10. "Капитуляция". Кривоногов П.А.
11. "Победители". Антонов К.М.
12. "За Родину!". Широков А.
13. "Защитники Брестской крепости". Кривоногов П.А.
14. "Товарищи". Тарелкин Б.И.
15. "Зло мира". Щербаков Б.В.
16. "Оборона Севастополя". Дейнека А.А.
17. "Сбитый ас". Дейнека А.А.
18. "Конец". Кукрыниксы.
19. "Последний бой на 35 батарее". Шорохов А.Ф.
20. "Часовой. Детство отменённое войной". Толочко В.И.
21. Сталин.
22. Диарама "Сталинградская битва". Авторы работы: Бут Н.Я., Жигимонт П.И., Мальцев П.Т., Марченко Г.И., Самсонов М.И., Усыпенко Ф.П.
23. Диарама "Блокада Ленинграда". Корнеев Е.А.
24. Диарама "Штурм Берлина". Сибирский В.М.
25. "Жажда". Шорохов А.Ф.
26. "Прощание Славянки". Васильев К.А.
27. "Парад Победы". Присекин С.Н.
28. "Победа". Кривоногов П.А.
29. "За великий русский народ". Хмелько М.И.
30. "Триумф победившей Родины". Хмелько М.И.
_________________________________________
Всё кликабельно.
Фотоальбомы "Великая Отечественная война" здесь
Фотоальбомы "Живопись" здесь
ВСЕ МОИ ФОТОАЛЬБОМЫ ЗДЕСЬ
aloban75.livejournal.com
Картина о Великой Отечественной войне
Люди всегда будут помнить войну и подвиги героев. Война затронула каждую семью, испытывая ей духовно и физически. Полное отчаянье от потерь, голод и при этом боевой дух, патриотизм, неистовая радость победы — всё это, конечно, не могло отразиться на творчестве того времени. Впрочем, и сейчас, прошлое находит свое отражение в искусстве, пусть и не так ярко. Выдающиеся художники во время войны создавали шедевры, которые впоследствии прославили их на весь мир.
Картины времен Великой Отечественной войны отражают идеи и духовный настрой людей, живших в ту драматическую эпоху. Художники показывали в своих полотнах одновременно трагизм жестокой войны и героический подвиг народа, вставшего на защиту родной страны. Созданные в разных направлениях, они объединяют стремление художников отразить эмоциональный фон, основой которого было обострённое чувство патриотизма. Авторы использовали различные стили: бытовой, жанровый, пейзажный, портретную живопись, исторический реализм.
Живопись этого периода
Каждая картина о Великой Отечественной войне – одновременно символ, призыв и отражение эмоций. Многие полотна были созданы непосредственно в военные годы. Они передавали зрителям мощный патриотический посыл.
Например, картина А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942). На холсте – фашистский самолёт, из которого лётчик стреляет по полю со стадом и маленьким пастушком. Картина выражает гнев, понятный любому советскому человеку, ненависть к бессмысленной жестокости врага.
Многие полотна внушали призыв, вдохновляли людей на самопожертвование во имя родной страны. Таково произведение А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Написанная непосредственно в ходе военных событий, эта картина о Великой Отечественной войне показывает уличный бой в Севастополе. Противостояние бойцов-черноморцев и фашистов на холсте – символ отчаянного мужества советских людей.
Знаменитое полотно «Таня», созданное Кукрыниксами в 1942 г., изображает подвиг замученной фашистами юной партизанки Зои Космодемьянской. Картина показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян, циничную жестокость немцев.
Жанровая живопись эпохи
Великая Отечественная война в картинах представлена не только батальными сценами. Множество полотен показывают короткие, но пронзительные сюжеты из жизни людей в пору тяжёлых испытаний.
К примеру, полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (Кукрыниксы, 1944) показывает сцены вандализма фашистов в древнем Новгородском кремле. Убегая, мародеры поджигают бесценные исторические здания.
Ещё одна жанровая картина о Великой Отечественной войне — «Ленинград. Зима 1941-1942. Очередь за хлебом» (Я. Николаев, 1942). Измученные голодом люди, ожидающие хлеба, мёртвое тело на снегу – таковы были жуткие реалии блокадного города-героя.
Знаменитое полотно «Мать партизана» (М. Герасимов, 1943) показывает гордость и достоинство русской женщины, её моральное превосходство над фашистским офицером.
Портретная живопись
Портретная тема в сороковых годов несла на себе общую для искусства тех лет идею. Художники писали полководцев-победителей, героических тружеников, солдат и партизан. Простых людей писали, используя средства реализма и символизма. Портреты военачальников были парадными, например, портрет маршала Г. К. Жукова (П. Корин, 1945). Ф. Модоров написал целую серию портретов партизан, а В.Яковлев – изображений простых солдат.
Если обобщить, картина о Великой Отечественной войне в какой-то мере отражает характерную для того времени советскую идеологию. Но главная их мысль – гордость за воинов и тружеников, сумевших ценой огромных жертв победить и сохранить человеческие черты: гуманизм, веру, национальное достоинство.
fb.ru
35 знаменитых снимков Великой Отечественной Войны / Всё самое лучшее из интернета
klikabol.com
вспомнить всё — Российское фото
Представляем подборку малоизвестных фотографий военных лет разных стран и народов, по которой становится очевидно: у войны нет национальности, и любая попытка реабилитировать нацизм — преступление против самого себя. Поздравляем наших дорогих ветеранов, Защитников Отечества, с 69-й годовщиной Великой Победы!
Жители Москвы слушают выступление В. Молотова по радио о нападении Германии на Советский Союз. Авторское название: «Первый день войны». Иван Шагин 22.06.1941
Отправка советских солдат и командиров на фронт.
Налет немецкой авиации на Москву 26 июля 1941 года. Тонкие трассы — работа ПВО, толстая белая линия — немецкие осветительные ракеты на парашютах для подсветки местности для нанесения и корректировки бомбовых ударов (из-за большой выдержки при фотографировании следы слились в одну линию). На снимке Москва-река, Кремлевская набережная, Кремль с Водовзводной и Боровицкой башнями, Большой Каменный мост. 26.07.1941. Автор: Маргарет Бурк-Уайт
Солдаты из сибирских регионов СССР в товарном вагоне («теплушке») едут на защиту Москвы. Сидящий впереди солдат играет на гармони. Октябрь 1941. Автор: Марк Марков-Гринберг
Немецкий солдат переходит улицу горящей советской деревни у 37-мм противотанковой пушки PaK 35/36. Фотография опубликована на обложке американского журнала Newsweek от 20 октября 1941 года. Источник: www.nationaalarchief.nl.
Захваченный финнами пленный красноармеец перед допросом. Источник: sa-kuva.fi. Время съемки: 11.09.1941. Автор: Эско Маннинен (Esko Manninen)
Советская конница в рейде по немецким тылам. 1942. Автор: Михаил Савин .Источник: m.vfl.ru. Источник информации о фото: picaboom.ru
Советские кавалеристы в сабельной атаке. 1941
Колонна советских военнопленных проходит мимо пункта сбора военнопленных в районе Киева. На переднем плане разбитый сгоревший советский грузовик ГАЗ-АА. 1941. Источник: www.nationaalarchief.nl.
Солдаты дивизии СС «Рейх» перебегают дорогу на фоне горящей советской деревни. 1941. Источник: www.nationaalarchief.nl.
Пробитый пулей партийный билет (№ 2535823) советского политрука Андрея Андреевича Никулина. А.А. Никулин — 1911 года рождения. Уроженец Кустанайской области Казахстана. Служил политруком пулеметной роты 316-й стрелковой дивизии (8-й Гвардейской) 16-й армии Западного фронта. Политрук Никулин был убит в бою 23.10.1941. Похоронен в Звенигородском районе Московской области. 08.12.1941. Автор: Виктор Кинеловский. Источник: Государственный Зеленоградский историко-краеведческий музей.
Трое матросов идут по Эрмитажном мосту в Ленинграде. 1941
Немецкие солдаты сдаются в плен красноармейцам во время битвы за Москву. Зима 1941 — 1942 гг. Источник: Государственный Зеленоградский историко-краеведческий музей.
Два советских снайпера в маскхалатах идут по снегу под Ленинградом. Декабрь 1942
Летчики 124-го истребительного авиаполка ПВО на отдыхе. Слева направо: Николай Александров, командир звена младший лейтенант Михаил Барсов, неизвестный старший лейтенант, Николай Цисаренко. Волховский фронт. Май 1942. Автор: Михаил Трахман. Источник информации о фото: fotosoyuz.ru
Летчики 145-го истребительного авиаполка капитан Иван Васильевич Бочков, капитан Лаврушин и майор Павел Степанович Кутахов на аэродроме. Карельский фронт. Источник: Архив музея Шонгуйской средней школы (Мурманская область). Аэродром Шонгуй, Мурманская область. Весна 1942
Легендарный снайпер 163-й стрелковой дивизии старший сержант Семен Данилович Номоконов (1900–1973), на отдыхе с боевыми товарищами. Северо-Западный фронт. На груди снайпера — орден Ленина, которым он был награжден 22 июня 1942 года. За годы войны Семен Номоконов, эвенк по национальности, потомственный охотник, ликвидировал 367 солдат и офицеров противника, включая одного немецкого генерал-майора. 1942. Автор: Петр Бернштейн
Советские автоматчики атакуют противника в степи под Сталинградом. 1942. Автор: Александр Капустянский. Источник информации о фото: www.visualrian.ru
Солдат дивизии «Великая Германия» (Großdeutschland) играет лентой пулемета MG-34 с кошкой в боевом отделении бронетранспортера Sd.Kfz. 250/1 Ausf. A под Воронежем. 16.07.1942
Красноармейцы, захватившие штабную машину противника с ценными документами и доставшие ее в расположение своей части. Слева направо гвардейцы-разведчики: А. Сычев, А. Камнев, Т. Туренко и Н. Анахов. 1942
Жители блокадного Ленинграда передвигают трамвайный вагон подальше от фасада разрушенного бомбардировкой дома. 1942
Заградительные аэростаты на Невском проспекте блокадного Ленинграда.
Советский солдат обнимает свою семью после долгого расставания. Авторское название фото: «Мимо родного села». 1943 год. Автор: Олег Кнорринг
Военные корреспонденты и кинооператоры Центрального фронта во дворе у деревенского дома. На фото Е. Копыт, М. Посельский, В. Кинеловский, А. Казаков, Н. Вихерев, К. Литко, Г. Капустянский и другие. Место съемки: деревня Кубань, Курская область 15.07.1943. Автор: Виктор Кинеловский
Экипаж советского бронеавтомобиля БА-10: старший сержант Е. Эндрексон, сержант В.П. Ершаков и овчарка Джульбарс. Южный фронт. Ростов-на-Дону. 1943. Автор: Эммануил Евзерихин
Участник боев на Курской дуге — разведчик 325-й «Двинской» Стрелковой дивизии, гвардии старший сержант Алексей Григорьевич Фролченко (1905–1967), награжденный орденом Красной звезды. Белгородское направление. Август 1943. Автор: Анатолий Архипов
Командир 5-го штурмового авиакорпуса Герой Советского Союза генерал-майор Николай Петрович Каманин (1909–1982) и летчик 423-й отдельной корпусной авиаэскадрильи связи ефрейтор А.Н. Каманин в кабине самолета У-2. Аркадий Николаевич Каманин (1928–1947). Самый молодой летчик Второй мировой войны, сын Н. П. Каманина. В 1941 г. работал механиком на авиазаводе в Москве. В 1943 г. приехал на Калининский фронт к отцу — командиру 5-го ШАК. Добился зачисления в ряды РККА. Служил механиком по спецоборудованию 423-й ОКАЭС, затем бортмехаником и штурманом-наблюдателем. Освоил управление самолетом и в июле 1943 г. (в 14 лет) был допущен к самостоятельным полётам на У-2. К концу апреля 1945 г. совершил более 650 вылетов на связь с частями корпуса. Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». 1943 год.
Боец взвода фоторазведки 796-го отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона рядовой Василий Михайлович Арзамасцев кормит своего питомца — совенка. Оригинальная подпись к фото: «Обитательница моей машины». Щёлково, Московская область.
Бойцы советской 1001-го стрелкового полка 279-й стрелковой дивизии ведут бой в районе реки Северский Донец. 1943. Источник: life.lg.ua.
Командир советской 76-мм дивизионной пушки образца 1942 года ЗиС-3 отдает команду расчету. 1943. Источник: www.nationaalarchief.nl.
Пожилой житель освобожденного Харькова приветствует советского танкиста у Т-34. Август 1943
Советская пехота при поддержке танка Т-34 ведет бой в украинском селе. Лето 1943 года. Источник информации о фото: commons.wikimedia.org
Дважды Герой Советского Союза майор А.В. Алелюхин (1920–1990) на истребителе Ла-7, подаренном ему трестом № 41 НКАП (Народного комиссариата авиационной промышленности). На капоте личная эмблема пилота — сердце, пронзенное стрелой. Один из самых известных советских летчиков-асов. Источник: legendary-aircraft.blogspot.ru.
Огонь из 122-мм корпусной пушки образца 1931/37 годов (А-19) ведет артиллерийский расчет Д.С. Половенко. 3-й Белорусский фронт. На 25-кг осколочно-фугасных снарядах надписи «Гитлеру», «За Черняховского» — в память о погибшем за день до этого командующем фронтом генерале армии И.Д. Черняховском. Генерал был смертельно ранен осколком снаряда и умер 18 февраля 1945 года.
Советские танкисты обедают у своего танка Т-34.
Советские офицеры проходят мимо немецких пленных, стоящих у разбитых трамвайных вагонов в Сталинграде. Второй справа — командующий 62-й армией генерал-лейтенант В.И. Чуйков. 1943. Автор: Георгий Зельма. Источник информации о фото: www.visualrian.ru
Советские артиллеристы у 120-мм полкового миномета образца 1938 года на позиции на Курской дуге. 1943
Медик из состава 48-го медицинского батальона 2-й бронетанковой дивизии армии США делает перевязку раненому немецкому солдату. Июль 1943.
Солдат вермахта сдается в плен красноармейцу, прихватив с собой две винтовки. Автор: Наталья Боде. Источник: young.rzd.ru. Источник информации о фото: www.fotosoyuz.ru
Советский солдат из 23-й армии, раненый во время боев за Вуосалми (Выборгско-Петрозаводская стратегическая наступательная операция). : Дружное, Выборгский район, Ленинградская область. Июль 1944
Советский солдат готовится выстрелить из фаустпатрона (Panzerfaust). В руках солдата одна из модификаций фаустпатрона Panzerfaust 60M или Panzerfaust 100M.
Советский снайпер сержант Жидков, вооруженный самозарядной винтовкой СВТ-40 с оптическим прицелом ПУ, на огневой позиции. Северный фронт.
Красноармейцы рассматривают Георгиевский крест товарища. Рядом с крестом орден Красной Звезды. Авторское название фото — «Боевая награда». Наталья Боде. Источник информации о фото: www.fotosoyuz.ru
Советский артиллерист наблюдает за атакой пехоты у 76-мм дивизионной пушки ЗиС-3. Яков Рюмкин
Командир РККА поднимает на руке латышского мальчика. Снимок сделан вскоре после ввода Красной армии на территорию Латвии. Рига, Латвия. Июль 1940. Источник: latvianhistory.wordpress.com.
Советские летчики-сержанты С. Слесарчук, С. Гозин и А. Перевера из 34-го истребительного авиаполка ПВО Москвы у истребителя И-16. Истребитель И-16 оснащен направляющими для реактивных снарядов РС-82. На борту машины надпись «За Родину». 1942 год.
Советские военнопленные у колючей проволоки концентрационного лагеря «Шталаг XVIIIA» (Stalag XVIIIA). Фотография сделана пленным британским капралом Эриком Эвансом (Eric Evants), находившимся в том же лагере. Вольфсберг, Австрия. Автор: Эрик Эванс
Американский морской пехотинец гладит свою собаку, смертельно раненую японским снайпером на острове Бугенвиль (Соломоновы острова). Бугенвиль, Соломоновы острова. 1944
Советский боец помогает идти своему раненому в бою товарищу. Судя по камуфляжным маскхалатам, бойцы на фотографии из состава фронтового разведывательного подразделения, либо из состава инженерно-штурмовой части РВГК. Фотография сделана в период боев за Рассеняй в августе 1944 г. Автор: Самарий Гурарий
Портрет красноармейца-зенитчика Юрия Владимировича Никулина (1921–1997). С начала Великой Отечественной войны Юрий Владимирович участвовал в обороне Ленинграда, в ходе которой был контужен. Войну закончил в Прибалтике в звании старшего сержанта в составе 72-го отдельного зенитного дивизиона. В годы войны награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За победу над Германией».
Советский солдат бреется в траншее в боевой обстановке. На переднем плане советский автомат ППШ-41 (с рожком), граната РГ-42 и каска СШ-40. Источник: Альбом «Фотографии Устинова А.В. 1941–1945», 1978. Александр Устинов
Советские солдаты переходят мост через Дунайский канал в Вене. Источник: Альбом «Фотографии Устинова А.В. 1941–1945», 1978. Австрия, Вена. Май 1945. Автор: Александр Устинов
Советские солдаты на конных подводах проезжают возле Бранденбургских ворот в Берлине. 1945. Авторы: Борис Шейнин
Оркестр заключенных Яновского концлагеря исполняет «Танго смерти» . Фото оркестрантов было одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе. Во время повешения заключенных оркестру приказывали исполнять танго, во время пыток — фокстрот, а иногда вечером оркестрантов заставляли играть под окнами начальника лагеря по несколько часов подряд. Накануне освобождения Львова частями Красной Армии немцы выстроили круг из 40 человек из оркестра. Охрана лагеря окружила музыкантов плотным кольцом и приказала играть. Сначала был казнен дирижер оркестра Мунд, дальше по приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю и раздевался догола, после чего его убивали выстрелом в голову.
Советские бойцы дают прощальный залп в честь погибших танкистов.
Ворон, сидящий на теле убитого немецкого солдата.
Красноармейцы просматривают стенд с карикатурами ТАСС: «Били с треском, били с жаром, мы брусиловким ударом!», «Крепко всыпали по чину за Донбасс и Украину!», Источник: архив А.П. Константинова.
Летчик 2-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС Северного флота заместитель командира эскадрильи гвардии старший лейтенант Николай Матвеевич Диденко на аэродроме у истребителя Р-39 «Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra), поставлявшегося в СССР по программе ленд-лиза. Источник: Из фондов Военно-морского музея СФ. аэродром Ваенга-1, Мурманская область. 1944. Роберт Диамент
Советский солдат на конной подводе проезжает возле подбитого немецкого среднего танка Pz.Kpfw. IV в украинской деревне. На танке пометка советской трофейной команды: «УА 434». 1944
Ленинградцы и красноармейцы у приказа войскам Ленинградского фронта о снятии блокады города. Январь 1944. Автор: Борис Кудояров. Источник информации о фото: rgakfd.altsoft.spb.ru
Встреча жителей Одессы с бойцами освободивших город советских частей. Авторское название фото — «Встреча победителей в Одессе». 1944. Автор: Дмитрий Бальтерманц
Жители Бухареста приветствуют советских солдат, сидящих на броне истребителя танков СУ-85. Источник: www.nationaalarchief.nl. Бухарест, Румыния. 23.09.1944. Автор: Михаил Трахман
Командир катерного тральщика «КМ-97» 7-го дивизиона катерных тральщиков Краснознаменного Балтийского флота Герой Советского Союза старшина 1-й статьи Давиденко Григорий Митрофанович (24.02.1916 — 25.04.1993). В 1943–1944 годах Г.М. Давиденко принял участие в 121-й боевой операции по противоминному наблюдению, тралению, бомбометанию и конвоированию транспортов. Он участвовал в 18-ти десантных операциях КБФ. Звания Героя Советского Союза удостоен указом от 22 июля 1944 года. Источник: Эстонский Исторический Музей (EAM) / F4061. 1944 год.
Советские солдаты с флагом на крыше разрушенного здания Панорамы «Оборона Севастополя» в освобожденном Севастополе. 1944. Автор: Борис Шейнин
Легкий крейсер «Киров» салютует в честь окончательного прорыва блокады Ленинграда. Источник: Чернышев А.А., Кулагин К.Л. От «Кирова» до «Кагановича». Советские крейсера Великой Отечественной. Ленинград. 27.01.1944
Немецкие военнопленные в Нидерландах в очереди за едой. 1944
Красноармеец на площади Кальвария (Kalvaria ter) в Будапеште. В центре — брошенная немецкая 105-мм гаубица leFh28 (Kalvaria ter). Авторское название фото — «Советский военный разведчик ведет наблюдение за кварталами Будапешта, занятыми гитлеровцами». Источник информации о фото: rgakfd.altsoft.spb.ru. 1945 год. Автор: Евгений Халдей
Советские бойцы в окопах на подступах к Берлину. На заднем плане виден трофейный немецкий гранатомет «Панцерфауст». 1945
Эскадренный миноносец «Огневой» выходит из Южной бухты Севастополя. Корабль вступил в строй под конец войны — 8 апреля 1945 года, однако успел повоевать гораздо раньше, в одни из самых драматических дней войны. Перед приходом в Николаев немцев в августе 1941 года было решено использовать недостроенный эсминец для эвакуации семей рабочих и служащих заводов. Для этого на корабле оборудовали временные жилые помещения, а трюмы загрузили бронзовой арматурой и другим ценным имуществом. 1945.
Старший сержант И. Киреев стреляет из трофейного немецкого гранатомета «фаустпатрон» во время ночного боя в городе Бреслау. 1-й Украинский фронт. Дмитрий Бальтерманц. 31.03.1945
Капитуляция немцев на косе Фриш-Нерунг, Восточная Пруссия. Немецкий и советский офицеры обсуждают условия капитуляции и порядок сдачи в плен немецких войск. 1945. Автор: Михаил Савин. Источник: m.vfl.ru.
Саперы сержанта В. Мозгового ползком тащат ящики со взрывчаткой для которые подрыва дома, превращенного противником в укрепленный пункт. Из окон дома позади их прикрывают автоматчики. Улица Дер С.А. штрассе (Strasse der SA) в Бреслау. Март 1945
Снимок колонны беженцев из Кенигсберга, сделанный из салона автомобиля. Восточная Пруссия, Германия. 10.04.1945. Автор: Михаил Савин. Источник информации о фото: www.fotosoyuz.ru
Канадские военные проводят дезинфекцию освобожденных советских военнопленных в городе Фризойте (Friesoythe), Германия. Апрель 1945
Советские артиллеристы обедают рядом с орудием на подступах к Берлину. Апрель 1945.
Советские артиллеристы пишут на снарядах «Гитлеру», «В Берлин», «По Рейхстагу». Германия. 01.05.1945. Автор: Олег Кнорринг
Наводчик советского танка выглядывает из люка своего танка во время битвы за Берлин. Апрель 1945. Источник: bag-of-dirt.tumblr.com
Обручальные кольца, обнаруженные американскими солдатами 5 мая 1945 г. в Бухенвальде. 5 мая 1945
Жители Дрездена на разборе завалов после бомбардировок союзников 13-15 февраля 1945 года.
Корреспондент газеты «Красная Звезда» Василий Семенович Гроссман (1905–1964) в Германии. В.С. Гроссман — автор романов «За правое дело» (1952) и «Жизнь и судьба» (1959). Германия. Март 1945
Вид с городской ратуши Дрездена на руины города после англо-американских бомбардировок в феврале 1945 года. Справа, скульптура Августа Шрайтмюллера (August Schreitmueller) — «Добро».
Освобожденные американцами советские военнопленные из лагеря у пограничного с Германией французского городка Саргемин (Sarreguemines). В общей сложности было освобождено около тысячи человек, на ряду с советскими военнопленными в лагере содержались сербы, поляки, итальянцы и французы. Источник информации о фото: www.apimages.com Автор: Байрон Роллинз (Byron Rollins). 1945
Советские солдаты раздают хлеб жителям немецкого города Бреслау. 1945.
Первый день мира в Берлине. Советские солдаты общаются с мирными жителями. 1945.
Танки Т-34-85 НОАЮ идут на параде в честь годовщины освобождения Белграда от немецких войск. Танки проходят по Бульвару короля Александра. На стене здания слева портрет маршала Югославии Иосипа Броз-Тито. Источник информации о фото: rgakfd.altsoft.spb.ru. 1945 год.
Автоколонна на параде в Киеве 1 мая 1945 года. Киев, Украина, СССР. 01.05.1945
Празднование Победы в Великой Отечественной войне на площади Свердлова (ныне Театральная) в Москве. Май 1945. Автор: Яков Рюмкин
Советские солдаты фотографируются в вагоне поезда перед отправкой домой из Берлина. 1945. Автор: Наталья Боде. Источник информации о фото: www.fotosoyuz.ru
Встреча воинов-победителей на Белорусском вокзале в Москве. Георгий Петрусов
Встреча фронтовиков на Белорусском вокзале в Москве. Георгий Петрусов
Встреча эшелона с воинами-победителями на Белорусском вокзале в Москве. Аркадий Шайхет.
Девочка дарит цветы Герою Советского Союза гвардии полковнику Анатолию Георгиевичу Афанасьеву, идущему во главе сводной роты 63-й гвардейской стрелковой дивизии, во время парада на Дворцовой площади Ленинграда. 08.07.1945. Автор: Давид Трахтенберг
Салют Победы в Москве. Вид на Красную площадь. Праздничный салют начался 9 мая 1945 года в 22.00. Последовало тридцать залпов из тысячи орудий в небо, освещаемое прожекторами.
Источник фотографий: http://waralbum.ru/
rosphoto.com