Православные иконы и молитвы. У животных нет духа


Есть ли душа у животных по Библии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день.

Многих верующих людей интересует вопрос есть ли душа у животных. Ведь наверняка каждый, кто держал в своем доме любимца знает, как тяжело его терять. И каждом бы хотелось, попав в рай встретить там своего любимца. Нужно сказать, что мнение на этот счет не однозначное. Одни священники утверждают, что она есть у животных, а другие говорят, что нет. Что об этом говорить нам Библия попробуем разобраться ниже.

0834

Есть ли душа у животных по Библии

Понятие душа каждый трактует по-своему. Те, кто верит в Бога понимают это слово как сознание, эмоции, характер. Для многих верующих люде душа означает еще и связь между жизнью и ожидаемой вечностью. Но эти понятия больше касаются человеческого существования.

Те, кто хоть раз держал животное на руках тоже скажет, что ему свойственные такие же эмоции как и человеку. Но это не совсем так. Да, животные также понимают и имеют свои эмоции, имеют индивидуальный характер.  Конечно, у них есть наличие души, но согласно Библии, она по отличию от человеческой является разрушимой. То есть, после того как животное умирает — его душа умирает вместе с телом.

Молитвы • Очень полезные молитвы на каждый день

Молитвы • Очень полезные молитвы на каждый день

Молитва от страха, тревоги и боязниВ мире нет людей, которые никогда в жизни не чувствовали страх, тревогу, боязнь, волнение или иные подобные чувства. Что заложено в понятии страх? Тут мы увидим, что в этом понятие заложено много ложных чувств и для него совершенно нет никаких причин.Перед страхом все люди ра... Читайте далее

Молитвы • Очень полезные молитвы на каждый день

Молитва Оптинских старцев на каждый деньЛюди, которые только стали более глубоко изучать религию, сталкиваются со многим новым: новой информацией, новыми людьми, которые имеют или имели влияние на людей своей духовностью. Среди таких людей выделяют Оптинских старцев. Молитва Оптинских старцев на каждый день с... Читайте далее

Уже на первых страницах Библии говорится о творении мира. Впервые понятие души встречается тогда, когда рассказывается о творении рыб и птиц. После чего идет повествование о том, что земля производит души животных. Потому на вопрос «Есть ли душа у животных?» православие дает утвердительный ответ, да она есть, но вот что происходит с душей после смерти, Библия однозначного ответа не дает.

Куда девается душа животного после гибели

Как уже упоминалось выше, куда попадают души животных после смерти православие не дает однозначного ответа. Но несмотря на это, все же некоторые священнослужители высказывают свое мнение на этот счет. Например:

  • священник Василий Великий упоминал в своих летописях о том, что душа бессловесных является единой, поэтому после не смотря на то, если при жизни каждый является индивидуальностью после смерти души животных восходят к единой общей живой душе;
  • святитель Филарет Московский, чья молитва оберег на каждый день известна каждому христианину, объясняет такое явление тем, что человек совокупляет в себе жизнь растений и животных. Он просто не может без них существовать, поэтому отечественные святые писания очень часто называют человека таким понятием как «человек малого мира». Согласно трактовки Филарета душа животного не просто растворяется в небытие, а переходит в новую, человеческую жизнь.

Мнение церкви

Как известно, в православной религии существует традиция, согласно которой после того как умирает человек, принято делать поминки по усопшему на 9 и 40-й день. Делается это для того, чтобы молитвами заступится за усопшего перед Богом. Но когда умирает кошка, собака или любое другое животное такой традиции нет.

Исходя из этого можно сказать, что православная церковь не совсем принимает мнение о том, что душа животного все же существует. Но среди православных верян существует мнение, что душа умершего животного поселяется в доме, где он жил при жизни. В таких случаях они могут мучать своего хозяина различными неприятностями под видом духов умерших.

Господь всегда с Вами!

  • Интересное в православии

ikona-i-molitva.info

Наследует ли животный мир жизнь вечную? / Православие.Ru

Вопрос:

Наследует ли животный мир жизнь вечную? Или же каждое животное навсегда уничтожается земной смертью?

В толковании на первую главу книги Бытия святитель Василий Великий ясно говорит о том, что душа животных, в отличие от человеческой, разрушима. «Да изведет земля душу живу. Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. Итак да изведет земля душу живу. Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали cиe, были бессмысленнее рыб» (Беседы на шестоднев. Беседа 8-я). Из земных созданий только человек сотворен по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души.

Будут ли животные в будущей жизни, когда произойдет преображение природы? Мнения экзегетов принципиально расходятся: одни признают такую возможность, а другие нет. Сторонники первого мнения могут найти некоторую опору в Священном Писании. Земной рай, в котором нашлось место и бессловесной твари, был предъизображением небесного рая. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что Бог «все творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а рай насадил после тех семи дней, да будет в образ будущего века» (Слово сорок пятое). Св. Исаия, изображая будущее Царство Мессии, пророчествует: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:1-9). И у св. апостола Павла имеется пророчество о будущем состоянии мира: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-23). Это место у святых отцов изъясняется не однозначно. Блаж. Августин понимает под тварью только человеческий род. Однако св. Симеон Новый Богослов видит в словах апостола указание на будущее обновление, которое совершится над всем тварным миром: «Но посмотрим, как тварь имеет возобновиться, и придти опять в состояние первоначальной красоты? Полагаю, что ни один христианин не подумает не поверить словам Господа, давшего обетование сделать небо новым и землю новою, т.-е., что как собственные наши тела, разрушающиеся теперь на стихии и однакож в ничто необращающиеся, опять возобновлены будут через воскресение, - так и небо и земля со всем что на ней, т.-е. вся тварь имеет возобновлена быть и освобождена от работы тлению, и эти стихии вместе с нами сделаются причастными светлости, происходящей от Божественного огня <...> Таким же образом и тварь, обветшавшая и ставшая непотребною по грехам нашим, будет Богом Творцом как бы растоплена в огне и перелита, и явится новою, несравненно светлейшую, нежели как она теперь есть. Видишь, как все твари имеют обновиться огнем» (Слово сорок пятое).

При всей ясности пророчеств о будущем обновлении тварного мира, мы стоим перед тайной. Какие именно бессловесные твари будут с человеком в будущей жизни? Вряд ли все несчетное множество всех животных, живших прежде, будут обитателями новой земли. Возможно, те из них, которые будут жить в последние мгновения падшего мира.

Человек духовно здоровый не может не любить те создания, которые сотворил Бог. Поэтому смерть наших домашних животных вызывает печаль. Однако она бывает нередко чрезмерной. В таких случаях мы имеем повод задуматься о правильности нашего духовного устроения. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если мы научимся это соблюдать, то любовь к животным в нашей душе займет свое устойчивое, но скромное место.

31 декабря 2004 г.

www.pravoslavie.ru

Душа животных после смерти – куда уходят питомцы?

душа животных после смерти

Обычно человек использует ресурсы животного мира, не воспринимая представителей царства зверей как равных. Но потеря любимых питомцев многих заставляет задуматься о том, есть ли у четверолапых нечто большее, чем тело, психо-эмоциональная составляющая и рефлексы. Куда уходит душа животных после смерти? В разных религиях встречаются различные взгляды на этот вопрос.

Душа животных после смерти в Индии

 

В индуизме всё «живое», что есть на земле – люди, животные, и даже растения или вода – для души могут стать домом. С точки зрения индусов, тело – только временная, а душа – вечная субстанция, которая не случайно оказывается в данный момент в данном физическом воплощении.

 

Конечно, на цепь перерождений непосредственно влияет карма (сумма деяний в предыдущей жизни) – и в этом плане считается, что лучше оказаться в теле человека, а тело животного дается душе за какие-то прегрешения в прошлой жизни. Но учитываются и желания самой частички атмана получать некие земные удовольствия в каком-то конкретном обличии (кошки, слона, коровы).

Не случайно в Индии настолько распространено вегетарианство; мясо одних животных считается священным и не употребляется в пищу, плоть других идет в ход только в некоторых местностях, в ритуальных целях и по большим праздникам. В джайнизме, еще одной религии индусов, принцип непричинения вреда всему живому – в принципе, база мировоззрения последователей. Душой, по их мнению, обладают все существа – даже небольшие насекомые. Из-за этого джайны отказываются заниматься сельским хозяйством (чтобы случайно не убить «живое» при пахотных работах). Каждая душа в джайнизме священна и от рождения обладает знанием. Этим восприятие животных в дхармических религиях сильно отличается от отношения к ним в христианстве и исламе.

Души животных в христианстве, иудаизме и исламе

Несмотря на то, что в Библии прямо указано на то, что дикие и домашние, земные и водные животные обладают душой, в ней же говорится о том, что все они «взяты из праха, в прах и обратятся». Христианство акцентирует внимание на отличии души как психо-эмоциональной составляющей живых существ от духа как вечной души разумных людей. Люди обладают речевыми способностями и знаниями, они «подобны богу». И человек как венец творения в христианстве имеет право на пользование животным миром. Единственное, на что налагается запрет – употребление в пищу крови земного скота. В ней, по словам творца, находится душа зверей (Бытие 9:1).

Тем не менее, вегетарианское питание – сегодня зачастую общая рекомендация и в христианстве, в том числе православном. Если человек может выдержать отказ от мяса, считается, что лучше не есть его не только в периоды поста, но и во все остальное время. Но священнослужители напоминают прихожанам, которые в последнее время все чаще задаются вопросом об этичности употребления в пищу мяса, о том, что сами апостолы были рыбаками и ели рыбу, а в Библии есть еще и очень важные эпизоды с жертвоприношением домашнего скота (например, в Ветхом завете).

Тем же, кто беспокоится о судьбе своих питомцев после смерти, духовники говорят что иногда, действительно, души некоторых животных «преображаются» от длительного общения с человеком. Домашние любимцы начинают проявлять признаки сознания и воли. Хозяевам может показаться, что и у них есть разум.

 

Но нельзя наверняка сказать, будут ли животные в раю (или в аду). Не только потому, что изначально считается, что животные не обладают вечной душой, но и потому, что до конца неизвестно, каким в точности является устройство загробного мира.

 

Распространено представление о том, что у иудеев души животных также приравниваются к человеческой душе. Однако, это в корне не так. В иудаизме есть несколько уровней душ: высшие воплощены в людях, низшие – в животных. В Торе также содержатся указания на то, что душа животных связана с кровью, и потому кровь запрещается употреблять в пищу. И так же, как в христианстве, в иудаизме принято считать, что та душа, которая есть в животных – не вечная душа человека, а временная. Её дает и забирает творец, и продолжения у неё нет. В исламе – схожие представления: душа у животных есть, но она не бессмертна и не продолжает существование в загробном мире.

Ксения Жарчинская

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru


Смотрите также