/ Тесты по философии. Учение согласно которому дух первичен


Тесты по философии

17. Философский идеализм – это учение, согласно которому … материальное и идеальное равноправны сознание, мышление первичны, а материя, природа вторичны материя, природа первичны, а сознание и мышление – вторичны

18. Сенсуализм – это философское воззрение, выводящее все содержание знаний из … деятельности органов чувств деятельности разума чувственной и рациональной деятельности

19. Рационализм – это философское направление, признающее … чувственный опыт основой познания равенство эмпирического и теоретического познания разум основой познания

20. Схоластика – это … философское учение о Боге и его месте в Природе религиозно-философское учение о Природе религиозная философия, подчиненная теологии, основанная на догматических предпосылках и формально-логических основаниях

21. Субъективный идеализм – это разновидность идеализма, признающая реальность … в виде всеобщего духовного начала как результат деятельности сознания как результат деятельности божественного начала

22. Материализм – это философское учение о … первичности сознания и вторичности материального первичности материального и вторичности идеального равноправии духа и материи

23. Дуализм – это философское учение о … приоритете духа над материей приоритете материального над духовным равноправии духа и материи

24. Агностицизм – это учение о … мире непознаваемости мира законах познания

25. Теизм – это … религиозное мировоззрение, исходящее из понятия Бога как абсолютного начала, сотворившего мир и управляющего им религиозное мировоззрение, исходящее из понятия Бога равного Природе, тождественных друг другу религиозно-философское мировоззрение, исходящее из понятия Бога как силы только сотворившей Природу, но не управляющей ею

26. Эклектика – это … философское учение, учитывающее лишь одну сторону в развитии философское учение, стремящееся учитывать все стороны и тенденции развития философские построения, проявляющиеся в соединении разнородных взглядов и идей

27. Гносеология – это учение о … познании мира непознаваемости мира развитии мира

28. Натурфилософия – это … религиозно-философское представление о природе умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности философско-идеалистическое учение о природе

29. Диалектика – это … религиозно-философское учение учение о развитии и противоречиях система логических понятий

30. Детерминизм – это … учение о познании закономерностей учение о причинной обусловленности учение о случайности

13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

в) мировоззрение;

5. Великий греческий философ, основатель Академии

б) Платон 2. Термин «философия» означает: г) любовь к мудрости;

2. В переводе с древнегреческого, философия – это:

в) любовь к мудрости

7. Проблему, человека в античной философии впервые поставил:

в) Сократ

8. Эпоха возникновения философского мировоззрения:

г) Античность

9. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:

г) Страдание

10. Мировая религия которая не является монотеистической:

в) Буддизм

6. Первых философов называли:

д) физики

11. Древнегреческий философ, который осуществил синтез и систематизацию всего комплекса античного научно-философского знания:

в) Аристотель

12. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:

г) огонь

/\ Как соотносятся философия и мировоззрение?

- а) философия - часть мировоззрения;

- б) философия есть мировоззрение;

- в) мировоззрение – часть философии;

+ г) философия – рационально-теоретическая основа

мировоззрения.\/

/\ Какие из перечисленных вопросов являются философскими?

+ а) что такое истина?

+ б) в чем смысл жизни человека?

- в) что такое экономика?

- г) каковы свойства твердого тела? \/

/\ Какое определение философии Вы считаете наиболее правильным?

Философия – это…

- а) система научных знаний о мире и человеке;

-б) идеология

- в) искусство познания истины;

+г) рационально-теоретическая форма мировоззрения\/

/\ Что такое мировоззрение?

- а) эмоционально-чувственное отражение мира;

- б) совокупность знаний об окружающей действительности;

+в) система взглядов на мир в целом и место человека в нем. \/

/\ Какие функции выполняет философия?

+ а) мировоззренческую;

+ б) методологическую;

+ в) познавательную;

+г) критическую \/

/\ Основателем даосизма в Китае был

- а) Мо-цзы

+ б) Лао-цзы

- в) Конфуций

- г) Чжуан-цзы. \/

/\ Укажите философские школы эпохи эллинизма:

+ а) стоицизм;

- б) рационализм;

+ в) кинизм;

+ г) неоплатонизм;

- д) пифагорейство\/

.

/\ Сократ в молодости обучался в школе

а) софистов

б) элеатов

в) пифагорейцев

г) милетцев.\/

/\ Какая философская школа впервые поставила исходный философский вопрос о природе всего («Откуда все?»)

- а) софисты

- б) пифагорейцы

+ в) Милетская школа

- г) Элейская школа;\/

/\ Кто из философов объявил акты сознания особым «миром идей»?

- 1.Гераклит

- 2. Демокрит

+ 3. Платон

- 4. Аристотель

- 5. Декарт

- 6. Гегель\/

/\ Назовите древнегреческих философов – атомистов:

- а) Зенон;

- б) Левкипп;

+ в) Демокрит;

+г) Эпикур. \/

/\ О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил

- а) Сократ

- б) Демокрит

+ в) Платон

- г) Аристотель.\/

/\ В каких регионах мира зародилась философия?

-а) Египет

+б) Греция

+в) Индия

- г) Рим \/

/\ Кто является автором термина «философия»?

- а) Аристотель

+ б) Пифагор

- в) Сократ \/

/\ Основателем какого философского направления считается Платон?

- а) материализм

+б) объективный идеализм

- в) субъективный идеализм

- г) софистика \/

/\ Автором атомистического учения является:

- а) Платон

+ б) Демокрит

+ в) Левкипп

- г) Зенон \/

/\ Открытие сферы бессознательного связано с именем_(З.Фрейда)? \/

/\ Установите соответствие между проблематикой и разделом философского знания:

1. Онтология, а) учение о человеке

2. Гносеология, б) учение о бытии

3. Философская антропология, в) учение о познании

4. Социальная философия г) учение об обществе \/

/\ Назовите представителей философского идеализма:

- а) К.Маркс + г) Г.Гегель

- б) Демокрит + д) Д.Беркли

+ в) Платон - е) Гольбах\/

/\ Основателем буддизма был:

- а) Лао-цзы

- б) Конфуций

+ в) Сидхартха Гаутама \/

/\ Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию

- а) надежду - в) желание

- б) любовь + г) страдание \/

/\ По мнению этого философа, знание - высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей – сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?

- а) Диоген + в) Сократ

- б) Гераклит - г) Пифагор \/

/\ « В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил:

- а) Фалес + в) Гераклит

- б) Демокрит -г) Аристотель \/

/\ Главной проблемой философии Возрождения является:

- а) познаваемость мира

- б) доказательство бытия Бога

- в) поиски субстанции мира

+ г) человеческая личность \/

/\ Кто из мыслителей Возрождения впервые сформулировал идеи пантеизма?

-а) Н.Коперник

-б) Лоренцо Вала

+в) Н Кузанский

-г) Н.Макиавелли \/

/\ Пантеизм как философское течение эпохи Возрождения

-а) противопоставляет природу Богу

+б) отождествляет природу и Бога

+ в) наделяет природу божественными атрибутами

-г) отрицает существование Бога.\/

/\ Главной проблемой философии Нового времени является:

а) проблема соотношения материального и идеального

б) проблема человека и его бытия в мире

в) проблема материальности мира. \/

/\ Время - это:

– 1.Неотвратимость будущего

- 2. Вектор мирового движения

+ 3. Форма бытия материи, выражающая последовательность и длительность существования ее параметров.

- 4. Все перечисленное.\/

/\ Когда возникло диалектическое мышление?

– 1. В античности

- 2. В средние века

- 3. В философии Гегеля

- 4. В учении К. Маркса

+ 5. Формировалось общими усилиями с античности до сегодняшних дней \/

/\ Кто из перечисленных философов относится к материалистам?

- а) Анаксимен

- б) Сократ

+ в) Гераклит

- г) Парменид \/

/\ Какими проблемами занималась средневековая философия?

-а) проблемами науки

+б) проблемами природы

-в) проблемами Бога

+г) проблемами души. \/

/\ Какими чертами характеризуется средневековая философия?

- а) рациональность

+б) схоластичность

- в) космоцентризм

+г) догматизм \/

/\ Реализм как течение средневековой философии представляет собой:

- а) учение о реальном существовании единичных вещей

+ б) учение о реальном существовании общих понятий

- в) учение о реальности окружающего мира \/

/\ Номинализм в средневековой философии означал:

+1.Подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи

- 2. Реальностью обладают и общие понятия – «универсалии» \/

/\ Кому принадлежит высказывание «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах?

- 1. Декарт

- 2. Беркли

+ 3. Локк

- 4. Вольтер

- 5.Юм \/

/\ По мнению большинства историков философии Ф.Бэкон является родоначальником:

- а) идеализма

- б) скептицизма

+ в) эмпиризма

- г) позитивизма.\/

/\ Главным атрибутом материи по Декарту является:

+ а) делимость - в) вечность

+ б) протяженность - г) изменчивость.\/

/\ По Ф.Бэкону, эмпиризм – это:

+ а) опыт, опирающийся на эксперимент

- б) чувственное восприятие

- в) форма, присущая самой вещи

- г) мыслительный образ вещи \/

/\ Что означает понятие «вещь в себе» у И.Канта?

- а) закон,

- б) скрытый смысл вещи;

- в) закрытую для других личность;

+ г) сущность.\/

/\ Что означает понятие «антропогенез»?

- а) раздел науки о человеке;

+ б) процесс возникновения и становления человека;

- в) совокупность генетических признаков человека.\/

/\ Подчеркните представителей немецкой классической философии:

Декарт, Демокрит, Кант, Ницше, Фейербах, Локк, Гегель. \/

/\ Кто из русских философов является автором «философии всеединства»?

- а) Н.Бердяев;

- б) Н.Лосский;

+ в) В.Соловьев;

-г) Ф.Достоевский \/

/\ Кто открыл закон определяющей роли материального производства в жизни общества?

- а) Г.Гегель

+ б) К.Маркс

- в) В.И.Ленин

- г) Н.Бердяев.\/

/\ Кто из философов считал важнейшим мотивом деятельности волю к власти?

- а) Аристотель,

- б) Шопенгауэр,

+ в) Ницше

- г) К.Маркс \/

/\ Какие признаки человека отличают его от животного?

+ а) разумность;

- б) бессознательное

+ в) осознанная деятельность

- г) действия.\/

/\ Какое определение понятия «человек» наиболее полно раскрывает его сущность?

Человек – это…

- а) индивид с присущей ему генетической программой;

- б) животное, способное изготавливать и использовать орудия труда;

- в) социальное существо;

+ г) биосоциальное существо, способное к мышлению и целенаправленной деятельности.\/

/\ Выделите формы чувственного познания:

- а) понятие,

+ б) представление;

+ в) ощущение;

+г) восприятие.\/

/\ Что такое истина?

+ а) знание, соответствующее предмету действительности и своему понятию;

- б) это конвенция, соглашение;

- в) это знание рационально и просто описывающее опыт;

- г) это то, что подтверждается опытом\/

/\ С каким определением понятия «свобода» вы согласны?

Свобода – это…

- а) полная независимость от обстоятельств;

+ б) осознанная необходимость и возможность выбора;

- в) способность субъекта принимать решения со знанием дела.\/

/\ Какой критерий является основанием для формационного подхода к общественному развитию?

- а) рыночные отношения;

- б) тип культуры;

- в) уровень развития производительных сил;

+ г) способ производства материальных благ; \/

/\ Какое определение понятия «бытие» является наиболее правильным?

Бытие – это …

- А) вселенная;

- Б) материя;

+ В) вся совокупная объективная и субъективная действительность;

- Г) окружающая нас действительность\/

/\ Выделите формы рационального познания:

- а) представление

+ б) понятие;

+ в) суждение;

- г) ощущение.\/

/\ Определите понятие «общество»:

- а) совокупность людей, проживающих на определенной территории;

- б) союз людей, объединенных производственными, религиозными, национальными и др. интересами.

+ в) обособившиеся от природы специфически материальное образование, воспроизводящее все стороны человеческой жизни и представляющее собой исторически сложившуюся форму жизнедеятельности. \/

/\Что такое диалектика?

- а) искусство спора;

+ б) учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления;

- в) наука о закономерностях самоорганизации открытых, нелинейных систем. \/

/\ Как вы определяете понятие» материя»?

- а) это все то, что не является сознанием;

- б) это абсолютная неизменная субстанция;

+ в) это объективная реальность, независимая от человеческого сознания и данная человеку в его ощущениях.\/

/\ Что вы понимаете под бессознательным?

- а) все, что не осознается человеком;

- б) интуитивные действия;

+ в) явления и процессы, влияющие на поведение человека, но не осознаваемые им.\/

/\ Детерминизм – это…

+ а) учение о взаимообусловленности в мире;

- б) учение о невозможности познания причинности событий и явлений в мире;

- в) учение о том, что все причины познаваемы наукой или философией. \/

/\Определите понятие «личность»:

- а) это зрелый человек;

- б) синоним человека;

- в) сознательный исторический деятель;

+ г) человек с присущими ему социально значимыми качествами, обеспечивающими использование прав и выполнение обязанностей.\/

/\ Сознание – это …

- а) свойство мозга формировать понятия;

+ б) свойство мозга отражать объективную действительность;

- в) свойство человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных или логических образах?\/

/\ С каким определением понятия «язык» вы согласны?

Язык – это…

- А) средство общения;

- Б) средство выражения мыслей;

- В) орган речи;

+ Г) знаковая система, служащая для фиксации, хранения и передачи информации \/

/\ Выделите уровни научного познания:

- а) естественнонаучный и гуманитарный;

- б) чувственный и рациональный;

+ в) эмпирический и теоретический \/

/\ Непосредственной целью науки является:

- а) связь с практикой;

+ б) достижение истины и открытие объективных законов;

- в) развитие материального производства;

+ г) получение новых знаний. \/

/\ Что изучает логика?

- а) законы развития общества;

- б) законы развития природы;

+ в) законы и формы мыслительной деятельности.\/

/\ Укажите эмпирические методы научного познания:

+ а) наблюдение;

+ б) эксперимент

- в) абстрагирование

- г) математизации.\/

/\ Укажите теоретические методы научного познания:

+ а) синтез

- б) измерение

- в) наблюдение

+ г) абстрагирование

+ д) формализация \/

. /\ Выделите современное понимание цивилизации:

- а) это синоним культуры;

- б) уровень развития общества и культуры

- в) ступень развития общества, следующая за варварством;

+ г) культурно-историческое сообщество, отличающееся общностью духовных, сходством социально-экономического и политического развития и образа жизни людей. \/

/\ Укажите определяющий критерий общественного прогресса:

+ а) уровень развития производительных сил;

+ б) степень развития свободы и демократии.

- в) уровень развития духовной культуры.

- г) эффективность решения глобальных проблем.\/

/\ Какие факторы в развитии общества являются определяющими?

- а) народные массы;

- б) выдающиеся личности;

+ в) способ материального производства;

- г) национальные проблемы.\/

/\ Идеализм – это:

– 1. Учение об идеалах и их роли в жизни.

- 2.Мечтательность души, не замечающей житейской реальности.

+ 3.Учение о первичности сознания и вторичности материи

- 4. Стремление сделать свою и общественную жизнь идеально истинной, доброй, красивой.\/

/\ Материя – это:

– 1.Совокупность всех вещей и предметов во Вселенной.

+ 2.То, что первично по отношению к духовному и доступно познанию.

– 3.Первовещество; то, что есть во всем.

- 4.То, что независимо от сознания человека \/

/\ Детерминизм – это:

+ 1.Учение о том, что все в мире имеет причину, причинно взаимосвязано.

- 2.Учение, представители которого утверждают, что причину событий до конца познать невозможно.

- 3. Учение о том, что все причины познаваемы наукой или философией.

- 4.Все перечисленное.\/

/\ Какие из перечисленных отношений не входят в производственные отношения?

- 1. Отношения собственности

+ 2. Правовые отношения

- 3.Отношения обмена.

- 4.Отношения потребления\/

/\ Как соотносятся понятия «человек» и «личность»?

- 1. Это тождественные понятия

+ 2. Человек – это антропологическое понятие, личность – социальное.

- 3. Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.

- 4. Все перечисленное верно.\/

/\Что такое свобода?

+ 1. Возможность самоопределения и выбора.

- 2. Нежелание считаться с необходимостью.

+ 3. Познанная и учитываемая в деятельности необходимость.

- 4. Следование своим желаниям \/

/\ Какие качества личности определяют ее активность в качестве социального субъекта?

- 1. Мировоззрение

- 2. Гражданственность

- 3. Нравственные качества

- 4. Профессионализм

+ 5. Все перечисленное \/

/\ Какое утверждение является верным?

+ 1. Правовое государство возможно только в условиях существования гражданского общества.

- 2. Правовое государство делает ненужным гражданское общество.

- 3. Понятия гражданского государства и гражданского общества тождественны.

- 4. Ошибочны все предложенные варианты \/

/\ В чем суть экологической угрозы?

- 1. Истощение почв

- 2. Обеднение флоры и фауны в результате деятельности человека.

- 3. Загрязнение природных вод

- 4. Нарастание « парникового эффекта»

+ 5. Все перечисленное \/

/\Главное содержание диалектического учения – это:

- А) учение о движении и его законах

- Б) учение об искусстве спора и доказательства

+ В) учение о законах универсальной связи и развития.\/

/\ Закон - это:

- А) физическое явление

- Б) стихийно складывающиеся случайные отношения между людьми и явлениями

+ В) объективная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями. \/

/\ Выберите правильный ответ:

- А) сознание – духовный феномен

- Б) сознание – идеальное явление, качественно отличное от материального.

+ В) сознание – отражение субъектом окружающего мира в идеальных образах.\/

/\ Учение о методах научного познания – это:

+ А) гносеология

- Б) Аксиология

- В) Праксиология.\/

/\ Какие формы знаний относятся к донаучным?

- А) искусство

- Б) философия

+ В) религия

+ Г) магия./\

/\ Какими чертами характеризуется научное познание?

- А) стихийностью

+ Б) объективностью

+ В) обоснованностью

- Г) догматичностью.\/

/\ Истина – это:

- А) то, что является общепринятым

- Б) то, что приносит конкретную пользу

- В) результат соглашения между учеными

+ Г) объективное содержание наших знаний.\/

/\ Критерием истины является:

-А) суждение

- Б) опыт

+ В) практика

- Г) абсолютная идея.\/

/\ Как вы определяете человека?

- А) бессознательное существо

+ Б) биологический вид «homo sapiens»

+ В) биосоциальное существо\/

/\ Как вы определяете личность?

- а) индивид

- б) биосоциальное существо

+ в) творческая индивидуальность

+ г) социальное существо.\/

/\ Общество представляет собой:

- А) результат божественного творения

- Б) сообщество автономных индивидов

+ В) совокупность общественных отношений.\/

(1 вопрос) 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества

1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

2. Термин «философия» означает:

г) любовь к мудрости;

3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

г) всеобщее в системе «мир-человек»;

4. Философии присущи функции:

г) все эти функции вместе взятые.

5. Философия объясняет мир с помощью:

г) рациональной аргументации;

6. Философия — это:

а) мировоззрение;

7. Ответы на философские вопросы ищут в:

г) доводах и умозаключениях разума;

8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;

9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты):

б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)? в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)? г) как быть счастливым (Сократ)?

10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):

б) в чем сущность человека? г) в чем смысл жизни?

11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) разумное миропонимание;

12. Необходимым признаком философского мировоззрения является:

г) абстрактность;

13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

в) мировоззрение;

14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:

б) мифология; г) религия. а) философия; в) наука;

15. В своих истоках философия и наука опирались на:

а) мифологию;

16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ):

г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;

17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:

в) в мифологической;

18. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

в) философия и наука частично включаются друг в друга;

19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты):

а) онтология; г) аксиология; е) антропология; ж) гносеология.

20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия:

г) онтология;

21. Философское учение о всеобщих законах познания — это:

а) гносеология;

22. Центральной проблемой онтологии является:

studfiles.net

Философские термины

АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

ГИЛОЗОИЗМ - философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и, пре­жде всего, чувствительность, способность к ощущению, восприятию.

ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его дос­товерности и истинности.

ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще, способ существования материи, всякое взаимодействие и смена их состоя­ний.

ДЕИЗМ - философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.

ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и осно­ванный на этом учении метод мышления. Слово “ДИАЛЕКТИКА” впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог. Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположно­стей, борьба идей, перенесённая впоследствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем проти­воречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед.

ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.

ИДЕАЛИЗМ - 1.Метод, считающий, что существует какая-то объективная реальность, “мировая душа”, “мировой разум ”, являющаяся первоначалом всего. 2.Общее обозначение философских учений, утверждаю­щих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физи­ческое - вторично, производно, зависимо, обусловлено.

ИНДИВИД - 1.Единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика чело­века. 2.Обозначение единичного в отличие от совокупности, массы.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существова­ния.

КАТЕГОРИИ - формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, при­роде, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно, верно отражать мир.

ПАНТЕИЗМ - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.

ПОКОЙ - состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.

ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ, в отличие от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человече­ского разума в деле толкования священного писания, отказалась от использования рациональной логики и не согласилась расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов логических умозаключений.

ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную сторону предметной общественно-исто­рической деятельности людей: преобразования природы и общества.

РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и сис­тем, имеющих определенную направленность.

РАЦИОНАЛИЗМ - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и крите­рием его истинности.

СЕНСУАЛИЗМ - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания.

СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Един­ство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего соб­ственного бытия.

СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи, внутренняя сущность вещей активно само порождающее и само развивающееся начало.

СУБСТРАТ - основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, еди­ничного предмета, вещи и их совокупности.

СУБЪЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличие

studfiles.net

Filosofia_otvety

Вопрос № 554

Вопрос: Установите соответствие между подходами к пониманию сущности природы и философскими концепциями. 1. Вся природа одушевлена 2. В природе есть особая жизненная сила 3. Основой природы являются физические процессы

Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Правильно выбрав подходы, Вы неверно установили соответствие между ними и философскими направлениями.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Телеологизм – направление, рассматривающее всякое движение как целенаправленное, целесообразное. С точки зрения телеологизма, не только действия человека, но и природные явления и исторические события направлены к определенной цели. Метафизический телеологизм предполагает конечную цель, господствующую над всем мировым процессом; антропоцентрический телеологизм исходит из того, что все существует для человека; имманентный телеологизм полагает, что цель заключена в самих вещах. Таким образом, телеологизм, с одной стороны, не противоречит ни одному из представленных направлений, с другой – не предполагает ни одного из них.

Закрыть данную подсказку.

гилозоизм

витализм

механицизм

телеологизм

//

Решение: Природа, или мир, – понятие, обозначающее совокупность всех материальных вещей, процессов, явлений в их всеобщей связи. Одной из проблем онтологии является решение вопроса о соотношении живого и неживого в природе: существует ли единая (одушевленная или неодушевленная) сущность всех природных явлений или же эти две формы существования имеют самостоятельные, несводимые друг к другу сущности? Гилозоизм – концепция, рассматривающая всю материю и природу как живую, одушевленную (свойственна в основном древнейшим учениям). Близким гилозоизму является панпсихизм – учение, согласно которому все вещи одушевлены, обладают психикой, сознанием. Витализм – воззрение, согласно которому в природе имеется наличие особой жизненной силы, выступающей первопричиной всякого проявления жизни. Витализм отрицает физико-механическую причинность в объяснении жизненных процессов, приписывая им собственную внутреннюю закономерность (характерен в основном для идеализма и иррационализма). Механицизм – учение, в основе которого лежит представление о природе как механизме, мировой машине, сущностью которой являются физические процессы (характерен для материализма древности и Нового времени).

Вопрос № 555

Вопрос: Установите соответствие между формами бытия и их содержанием. 1. Природное 2. Социальное 3. Субъективное духовное 4. Объективное духовное

Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Правильно выбрав содержание понятий, Вы неверно установили соответствие между ними и формами бытия.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Система – сложное упорядоченное целое – является характеристикой бытия в целом, а также каждой его формы, представляющей собой совокупность взаимодействующих элементов. Понятие системы не раскрывает содержание форм бытия, а указывает на их целостность и структурную организацию.

Закрыть данную подсказку.

индивидуальная психика

система

искусственная среда

общественное сознание

естественная среда

//

Решение: Бытие – весь существующий мир – представляет собой единство многообразных форм и уровней: предметно-вещественной реальности, человека и духа. Природное бытие – совокупность всех вещей и событий в их всеобщей связи; естественная среда обитания. Сферой, противоположной природе, является дух во всех формах его проявления, в том числе в форме культуры. Человеческая сущность есть единство природы и духа, что позволяет человеку отделять себя от природы и преобразовывать ее, создавая искусственную среду обитания. Социальное бытие – сложноорганизованное целое, представляющее собой как отельную личность (субъект сознательной деятельности), так и социальные общности (социальные группы, классы, государства и т.д.). Частью социального бытия является искусственный мир, созданный человеком – материальная культура, цивилизация (орудия труда, техника, сооружения и т.д.). Субъективное духовное (идеальное) – внутренний мир человеческой психики, включающий в себя бессознательное, сознание и самосознание. Духовная сущность человека проявляется в способности осознавать собственное бытие, создавать и воспроизводить идеи, выстраивать иерархию ценностей. Объективное духовное – разнообразные формы общественного сознания, воплощенные в различных формах духовной культуры (мораль, искусство, религия, право, философия, наука и т.д.).

Вопрос № 556

Вопрос: Соотношение покоя и движения наиболее верно отражено в суждениях:

Ответы: ● Ответ неверный! ● Теория относительности А. Эйнштейна содержит естественнонаучные доказательства всеобщего характера взаимосвязей движения и покоя. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● Всякое движение стремится к покою и заканчивается им. ● Покой есть момент движения. ● Движение всегда абсолютно. ● Движение и покой не связаны между собой.

Решение: Покой есть момент движения – состояние покоя в данной системе тел всегда относительно, потому что любое изменение в связях между телами приводит к движению. Движение всегда абсолютно – движение всеобще, вне движения тела существовать не могут, это способ существования тел.

Вопрос № 557

Человеческая природа в христианской концепции выражена в добродетелях: вера, надежда, любовь, святость, спасение, смирение.

Вопрос № 558

Вопрос: Характеристиками человека в традиционном обществе (деревенская культура и крестьянский образ жизни) являются …

Ответы: ● Ответ неверный! ● Крестьянский образ жизни детерминирован природной ритмикой и динамикой (цикл сельскохозяйственных работ – основа крестьянского социокультурного типа). ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● недистанцированность личностных, социальных связей, отсутствие выраженной индивидуальности ● локальность, цикличность, непосредственность ● яркая индивидуальность, широкие социальные связи ● обыденность, размеренность

Решение: Характеристиками человека в традиционном обществе (деревенская культура и крестьянский образ жизни) являются локальность, цикличность, непосредственность, недистанцированность личностных, социальных связей, отсутствие выраженной индивидуальности.

Вопрос № 559

Моральные нормы и ценности: 1) регулируют общественные отношения на основе оценки поведения людей с точки зрения добра и зла; 2) универсальны, то есть могут применяться в различных, в том числе нетипичных, жизненных ситуациях, распространяются на все общество; 3) исключают прямое принуждение, то есть основаны на добровольном принятии и внутренней свободе личности.

Вопрос № 560

К духовным общественным отношениям относятся…

☑ политические☑религиозные☑нравственные

Вопрос № 561

К теоретическим методам познания относятся…

Анализ и научная теория относятся к теоретическим методам познания мира, но вместе с тем они относятся и к философским методам познания. Их отличительная черта состоит в том, что они всеобщи, универсальны.

Вопрос № 562

Направления философии, занимающиеся исследованием человека и общества, называются …

☑ социальнойфилософией☑антропологией

Вопрос № 563

Уровни научного познания, в результате которого формируется научная картина мира, называются…

☑ эмпирическим☑теоретическим

Вопрос № 564

К доказательствам бытия Бога в средневековой философии и теологии относятся …☑онтологическое☑телеологическое☑космологическое

Вопрос № 565

Вопрос: Установите соответствие между принципами и идеями философской системы Г. Гегеля. 1. Панлогизм 2. Диалектический идеализм 3. Антропологизм

Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Правильно выбрав идеи, Вы неверно установили соответствие между ними и принципами философской системы Г. Гегеля.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Бог как отчуждение человеческой сущности – идея, лежащая в основе антропологизма Л. Фейербаха. Г. Гегель же, отводя центральное место в системе самораскрытия Абсолютного духа человеку, в отличие от Л. Фейербаха, не лишает Бога его онтологического статуса, признавая за ним самостоятельное существование.

Закрыть данную подсказку.

процессуальность бытия

тождество бытия и мышления

культура как самопознание Духа

Бог как отчуждение человеческой сущности

//

Решение: Г. Гегель (соч. «Феноменология духа», «Наука логики») создал учение «Абсолютного идеализма», в центре которого находится проблема саморазвития Абсолютного духа. Панлогизм (pan – все, logos – разум) – крайняя форма рационализма, учение о разуме как абсолютной действительности и мире как осуществлении разума («Все действительное разумно, все разумное действительно») – принцип, в основе которого лежит идея тождества бытия и мышления. Диалектический идеализм – понимание мира как саморазвивающейся Абсолютной идеи, где сущее предстает в понятийной взаимосвязи, фиксирующей движение противоположностей – принцип, в основе которого лежит идея процессуальности бытия. Антропологизм – принцип, согласно которому идея обретает сознание, волю и личность только в человеке. По Г. Гегелю, развитие Духа осуществляется через культурно-историческое развитие человека как существа, способного к познанию самого себя, в процессе чего происходит освоение идей, которые до этого заключены внутри Духа как неосознанные и непроизвольные.

Вопрос № 566

Вопрос: К мировоззренческим принципам неклассической философии относятся…

Ответы: ☐редукционизм☐системность☑имморализм☑историческийпессимизм☑органицизм☑иррационализм

Решение: К мировоззренческим принципам неклассической философии (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер и др.) относятся органицизм, иррационализм, имморализм, исторический пессимизм. Неклассическая философия, или «философия жизни», – широкое идейно-теоретическое направление рубежа XIX–XX вв., сформировавшееся в противовес классической философии XVII–XIX вв. под влиянием таких факторов как: а) открытие культур и цивилизаций, основанных на иных, нежели западная, системах ценностей; б) развитие психологии, открывшей для научного исследования область бессознательного; в) кризис либерально-демократических ценностей. Органицизм – утверждение в качестве первичной реальности «жизни» органической целостности, предшествующей разделению на субъект и объект, материю и дух, бытие и сознание. Понятие «жизнь» противостоит понятию «бытие» – оно подчеркивает сложный, противоречивый, непредсказуемый характер действительности, раскрывающейся непосредственно через человека, а не противостоящей ему. Ф. Ницше характеризует жизнь как «вечное становление»; А. Бергсон – как «творческий порыв», В. Дильтей – как «поток культурно-исторических переживаний». Иррационализм – учение, согласно которому в основе мира лежит «живой поток» алогичной стихии, а основой познания является бессознательная сверхразумная психическая активность – интуиция, инстинкт, эмоция, любовь, вера, понимание. Это определяет интуитивизм неклассической философии в сфере познания: сложная реальность не может быть выражена с помощью логических категорий – ее можно лишь интуитивно почувствовать и передать с помощью художественного образа, мифа, символа. Имморализм – отказ от этики долга, сущностью которой является сознательное самоограничение человека. «Философия жизни» считает сознательное лишь оболочкой другой, более истинной реальности, находящейся «по ту сторону добра и зла» (Ф. Ницше), поэтому традиционной морали, создающей лишь «видимость» добра, она противопоставляет этику индивидуальной свободы и творческой самореализации. Исторический пессимизм – отказ от веры в прогресс на началах разума, свободы и справедливости. Пессимизм исходит из релятивизма – признания относительности всех культурно-исторических ценностей и отсутствия общей логики и цели истории.

Вопрос № 567

Установите соответствие между философскими направлениями XIX века и их представителями: 3. А.И. Герцен

религиозное направление 1. В.С. Соловьёв

антропологический материализм 2. Н.Г. Чернышевский

универсальный эволюционизм

материализм 3. А.И. Герцен

Вопрос № 568

К натуралистическим теориям познания относятся…

☑ физическийредукционизм☑физикализм

Вопрос № 569

К вненаучному знанию относятся…

☑ паранаучное☑протонаучное

Вопрос № 570

Источниками исторического прогресса, с точки зрения философии французского просвещения, являются …

☑ развитиечеловеческогоразума,науки,образования☑созданиегражданскогообщества

Вопрос № 571

Вопрос: Участниками работы Римского клуба являются…

Ответы: ☑АурелиоПеччеи☑Дж.Форрестер☐Томас Мальтус☐РаймонАрон

Решение: Аурелио Печчеи – президент Римского клуба – неформальной организации ученых, занимающихся исследованием глобальных проблем, предлагающих различные сценарии мирового развития. Дж. Форрестер – американский экономист, разработавший программу исследования социально-экономических прогнозов в книге «Мировая динамика», считается основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа.

Вопрос № 572

Вопрос: К мировым религиям относятся…

Ответы: ☐иудаизм☐тотемизм☑буддизм☑христианство☑ислам

Решение: К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Их характерными чертами является огромное число последователей; космополитизм, то есть межэтнический характер, выход за пределы наций и государств; эгалитаризм – проповедь равенства всех людей, обращенность ко всем социальным группам.

Вопрос № 573

Вопрос: Установите соответствие между представителями древнегреческой натурфилософии и идеями первоначала всего существующего. 1. Фалес 2. Анаксимен 3. Гераклит 4. Эмпедокл

Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Правильно выбрав термины, обозначающие представления о первоначале, Вы неверно установили соответствие между ними и именами древнегреческих философов.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Термин «апейрон» («бесконечное, бесформенное») использовался Анаксимандром (представителем милетской школы) в качестве атрибута «вечной и нестареющей природы», «объемлющей все небосводы (=миры) и космосы (=пространства) в них»; сама же природа мыслилась им как «смесь» всех качественно различных веществ, получающих оформление в результате «разделения» и поляризации противоположностей, взаимодействия «горячего» и «холодного».

Закрыть данную подсказку.

огонь, воздух, вода, земля

воздух

вода

огонь

апейрон

//

Решение: Фалес (основоположник ранней греческой философии и милетской школы) полагал, что вода – основное, исходное вещество и источник жизни. Анаксимен (последний представитель милетской школы) развил концепцию, согласно которой все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации («порождения»), образующиеся путем его сгущения или разрежения. Гераклит из Эфеса писал, что мир есть «вечно живой огонь, мерно загорающий и мерно потухающий»; огонь у Гераклита является символом вечного движения, ритмичной пульсации космоса. Эмпедокл (последователь ионийской физики) считал, что четыре стихии – огонь, воздух, вода и земля – являются первичными «элементами», то есть несводимыми, самотождественными, качественно неизменяемыми субстанциями, из сочетания которых образуются конкретные вещи.

Вопрос № 574

Натурфилософии Возрождения свойственны следующие принципы:

☑ эманационизм☑гелиоцентризм☑мистицизм

Вопрос № 575

Гносеология изучает …

☑ структурупроцессапознания☑познавательныеспособностичеловека☑проблемупознаваемостимира

Вопрос № 576

Общими чертами чувственного и рационального познания являются …Общей чертой чувственного и рационального познания является способность отражать объективные стороны познаваемого объекта. Другой общей чертой чувственного и рационального познания является социальная обусловленность.

Вопрос № 577

Вопрос: Особенности механизма взаимодействия человека и природной среды определяются …

Ответы: ● Ответ неверный! ● Человек, оставаясь частью природы, вынужден приспосабливаться к ней. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● космическими факторами (солнечной активностью) ● социальной практикой ● приоритетом окружающей природы над человеком и его деятельностью ● спецификой различных объектов природной среды

Решение: Особенности механизма взаимодействия человека и природной среды определяются спецификой различных объектов природной среды и приоритетом окружающей природы над человеком и его деятельностью.

Вопрос № 578

Истинная жизнь личности, по И. Канту, состоит в стремлении к прекрасному, к жизни по законам Истины, Добра и Красоты.

Вопрос № 579

Вопрос: О смысле жизни человек начинает задумываться, когда …

Ответы: ☑попадаетвэкстремальнуюжизненнуюситуацию☐начинаетходитьиговорить☑подводититогижизненногопути☐выбираетпрофессию

Решение: О смысле жизни человек начинает задумываться, когда подводит итоги жизненного пути или когда попадает в экстремальную жизненную ситуацию.

Вопрос № 580

Представителями провиденциализма в философии являются…

☑ В.С.Соловьев☑А.Тойнби☑АвгустинАврелий

Вопрос № 581

Вопрос: Наиболее общими понятиями онтологии являются…

Ответы: ☑действительность☑бытие☑небытие☐цивилизация☐культура

Решение: Онтология – раздел философии, рассматривающий исходную категорию философского осмысления мира – бытие. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Всё, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию. В философской литературе в качестве синонимов понятия «бытие» употребляются «существование», «действительность», «реальность».

Вопрос № 582

К задачам, общим для философии и науки, относятся …

☑ объяснениедействительности☑достижениеистинногознания

Общими для философии и науки задачами является то, что они опираются на логические выводы и доказательства. Они не просто описывают, а объясняют действительность.Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе, истина как таковая.

Вопрос № 583

Установите соответствие между категориями диалектики и их содержанием. 1. Явление 2. Сущность 3. Качество 4. Количество

Диалектический анализ объекта предполагает раздвоение его на противоположности, выделение общего и особенного. Цель такого анализа – переход от описания объекта к его объяснению. Явление – чувственно воспринимаемый, конкретный, индивидуальный предмет, процесс, свойство или состояние; внешняя форма существования объекта, включающая в себя пространственно-временные, количественные и качественные характеристики. Сущность – это внутренне содержание объекта, выражающееся в единстве всех многообразных форм его бытия; это главный, существенный признак предмета, постигаемый только мышлением. Сущность – это то общее, устойчивое, что характерно для множества единичных явлений (например, сущностью человека является наличие сознания). Качество – категория, отображающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество – это устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, и вместе с тем – то общее, что характеризует класс однородных объектов (например, органическое вещество качественно отличается от неорганического). Количество – категория, отображающая отвлеченные от конкретного содержания признаки объекта; общее и единое в вещах и явлениях. Количественные характеристики объекта: число, размер, порядок связи элементов, скорость движения, степень развития и т.д. Раскрывая качественную и количественную определенность вещей, человек вместе с тем устанавливает их различие и тождество.

Вопрос № 584

Наиболее корректно соотношение технического и общественного прогресса сформулировано в суждении…

☑ техническийпрогрессявляетсянеобходимымусловием общественного прогресса☑техническийпрогресснарядусдуховнымявляетсяважнейшейсоставляющейобщественногопрогресса

Вопрос № 585

Вопрос: Установите соответствие между формами бытия и понятиями гносеологического учения И. Канта. 1. Трансцендентное 2. Трансцендентальное 3. Опытное

Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Правильно выбрав гносеологические понятия, Вы неверно установили соответствие между ними и формами бытия.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Модусы – единичные проявления единой субстанции, бесконечное многообразие отдельных вещей – онтологический термин Б. Спинозы. И. Кант по отношению к вещам использует понятие «феномены» (явления, постигаемые в чувственном опыте), смещая акцент с субстанциональных свойств вещей на гносеологические, когда «объективное» понимается как «трансцендентальное единство апперцепции» (узнавания, сопоставления).

Закрыть данную подсказку.

ощущения

модусы

категории

ноумены

//

Решение: Учение И. Канта (соч. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»), названное «трансцендентальным идеализмом», совершило «коперниканский переворот» в философии от метафизических абсолютных первоначал к человеческому субъекту. Трансцендентное – то, что находится за пределами сознания субъекта и является непознаваемым: это ноумены, или «вещи в себе», к которым И. Кант относит метафизические идеи души, мира и Бога (как абсолютные бесконечные первопринципы), которые нельзя рационально ни доказать, ни опровергнуть, – эти идеи несут ценностный смысл и являются предметами веры, или «практического разума». Трансцендентальное (transcendere – переступать, переходить) – до-опытное (a priori – предшествующее опыту), но при этом познаваемое «теоретическим разумом», внутренне присущее мышлению субъекта; то, что придает предмету форму необходимого и всеобщего знания, конструирует и упорядочивает содержание разрозненного опыта в объективное единство самосознания (сознания целостности своего Я). К трансцендентальному И. Кант относит формы пространства и времени и логические категории – категории качества (реальность, отрицание, ограничение), количества (единство, множество, цельность), отношения (субстанция, свойство, причина, действие), модальности (возможность, необходимость, действительность, случайность). Опытное (a posteriori – последующее по отношению к опыту) – чувственно постигаемое, существующее в виде ощущений и под воздействием трансцендентальных форм мышления образующее феномены – явления внешнего мира, данные в восприятии субъекта.

Вопрос № 586

Вопрос: Общими принципами позитивизма и материализма являются…

Ответы: ☑эмпиризм☑сциентизм☐диалектика☑натурализм☐эволюционизм☐онтологическийреализм

Решение: Общими принципами позитивизма и материализма являются сциентизм, эмпиризм, натурализм. Позитивизм – направление, отождествляющее философское познание с научно-исследовательской деятельностью (основоположники О. Конт, Г. Спенсер). Материализм – учение, признающее в качестве первичной реальности материальное бытие. Исторически материализм возник раньше позитивизма и прошел в своем развитии стадии античной натурфилософии и атомизма, механистического материализма Просвещения и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс), рассматривающего материальное бытие как саморазвивающуюся систему. Сциентизм – признание науки высшей ценностью в сфере познания и преобразования действительности. И то, и другое направление критически относятся к «спекулятивной философии» – метафизике. Эмпиризм – признание данных опыта, «фактичности» в качестве достоверного (позитивного) знания и фундамента науки. Натурализм – принцип, отрицающий существование трансцендентного по отношению к природе начала. Для материализма характерен онтологический атеизм, отрицающий существование духовной реальности вне человеческого сознания. Для позитивизма характерен агностический атеизм, отрицающий возможность научного познания сверхприродных сущностей. И то, и другое направление стремится к объединению естественных и гуманитарных наук, будучи уверенными в наличии общих естественных законов действительности.

studfiles.net

Философия Содержание

Основные учения и понятия_______________________1-5

Предмет философии______________________________5

Специфика философии____________________________5

Функции философии______________________________5

Концепции бытия--------------------------------------------------5-6

Картины мира____________________________________6

Материя, движение, пространство-время_______________6

Диалектика_______________________________________6-7

Познание и сознание_______________________________7

Научное познание_________________________________7-8

Происхождение и сущность человека________________8-9

Ценности и смысл жизни__________________________9

Общество_______________________________________9-10

История философии_____________________________10-12

1.Основные философские учения и понятия

Агностицизм – учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант. С точки зрения агностицизма, познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).

Феноменология – разделяет позицию агностицизма.

Аксиология – учение о ценностях.

Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.

Анализ – метод познания объекта посредством разложения его на части.

Анархизм – учение, согласно которому необходимо уничтожение государства как института насилия над личностью. (Бакунин, Кропоткин)

Антисциентизм – учение, согласно которому достижения современной науки приносят вред обществу. (Против науки)

Антитехницизм – учение, согласно которому развитие техники становится самоцелью.

Антропный принцип фиксирует связь между свойствами Вселенной и существованием в нём человека

Антропогенез – процесс становления и развития человека.

Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.

Аскетизм – ограничение материального потребления только самым необходимым.

Атеизм – отрицание Бога

Антропоморфизм – очеловечивание природы, заселение её человекоподобными существами: водяными, лешими, человекоподобными богами: Нептун-бог морей, Марс – бог войны и т.п.

Вера – оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований.

Время характеризуется одномерностью и необратимостью

Гедонизм – учение, согласно которому смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях.

Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.

Герменевтика – учение о понимании (интерпретации) Основатель Шлейермахер (XIX в.), представитель Гадамер (XX в.)

Глобализация в экономической сфере выражается в выходе экономики за национальные (государственные) рамки.

Глобализация в политической сфере выражается в создании международных (межгосударственных) организаций и союзов.

Гносеологический оптимизм – точка зрения, согласно которой мир познаваем.

Гносеология (эпистемология) – учение о познании. Изучает 1) истину, 2) формы познания, 3) уровни познания, 4) методы познания.

Движение это любое изменение.

Дедукция – восхождение от общего к частному

Деизм – учение, согласно которому Бог выполняет в мире только функцию творения, а после сотворения мира он не участвует в его существовании, мир после сотворения существует по своим естественным законам.

Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).

Детерминизм - учение о причинной обусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности (создатель – Лапласс), для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.

Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи явлений.

Идеалистическая диалектика – учение о развитии объективного духа. Создатель – Гегель.

Материалистическая диалектика – учение о развитии материи. Создатели: Маркс, Энгельс.

Дуализм – учение, в котором признаётся два первоначала – материальное и духовное (дуа – два). Представитель – Декарт.

Заблуждение – непреднамеренное искажение знания

Законы диалектики:

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону причиной и движущей силой развития является разрешение внутренних противоречий.

Закон отрицания отрицания. Этот закон выражает повторяемость и цикличность в развитии объектов.

Знание – совокупность достоверных знаний 0 мире, которой располагает общество или индивид.

Идеализм – учение, в котором за первичное принимается сознание, духовное.

Идеализм объективный – учение, в котором за первичное принимается духовная реальность, существующая как бы объективно по отношению к человеку: Бог, дух, всемирный разум, мировая душа, «идеи» как духовные сущности вещей и т.п.

Представители объективного идеализма:

В древней Греции : Платон,

В немецкой классической философии: Гегель,

В русской философии: Соловьёв, Бердяев.

Идеализм субъективный – учение, в котором за первичное принимается сознание человека.

Представители: Беркли, Юм. Субъективный идеализм в гносеологии проявляется в том, что первичным признаётся субъект познания, его ощущения.

Индетерминизм – учение, отрицающее причинность.(Юм, Кант).

Индивид – характеризуется телесно-духовной целостностью и выступает конкретным субъектом деятельности.

Индивидуализация - приобретение специфических черт личности.

Индукция – восхождение от частного к общему.

Инструментализм – учение, согласно которому знание – это лишь инструмент для вычислений и предсказаний.

Интуиция – способность человека постигать истину без помощи доказательств и осознания путей её постижения.

Иррационализм - учение, согласно которому главную роль в существовании человека играют нерациональные проявления психики человека: воля, интуиция, инстинкты, бессознательное и др. Основатель - Шопенгауэр. Иррационализм скептиче- ски относится к науке.

Истина (диалектический материализм) – это адекватное отражение объекта в сознании человека (классическая концепция), использует принцип корреспонденции.

Истина (прагматизм). – это знание, которое ведет к успеху

Классы – большие группы людей, различающиеся своим местом в общественном производстве (собственники и несобственники).

Конвенционализм – учение, согласно которому все теории – лишь удобные соглашения (Пуанкаре)

Креационизм – учение о сотворении Богом мира из ничего.

Критерии научного знания – объективность, системность.

Критерий истины в диалектическом материализме – практика.

Культура становится специальным предметом исследования в философии Просвещения (Гердер)

Культура – часть окружения, созданная самими людьми.

Культура – система надбиологических программ жизнедеятельности человека.

Культура –деятельность людей по воспроизводству и обновлению социального бытия, а также продукты и результаты этой деятельности,

Куммулятивизм – учение, согласно которому история науки представляет собой накопление знаний.

Лингвистическая философия – учение о познании, в котором главная проблема – это проблема языка. (Витгенштейн)

Логика – учение о законах мышления. Формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Материализм – учение, в котором за первичное принимается материя, в котором мир рассматривается как существующий по естественным законам, а не по законам Бога. Материализм всегда связан с атеизмом (отрицанием Бога).

studfiles.net

Polnaya_filosofia

Гипотетический императив предписывает поступок Как средство для достижения другой цели

«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» была издана:Во Франции во второй половине XVIII века Работу «Сущность христианства» написал:Фейербах

Фейербах главным объектом познания считал: Человека Наделение человеческими качествами животных, неодушевленных предметов, абстрактных понятий – это:Антропоморфизм

Итогом философского творчества Фейербаха стала: Антропология Концепция Л. Фейрбаха получила название:Антропологический материализм

Новая этика и религия человека, к которым призывал Фейербах, это религия и этика Любви

Какая из названных работ является трудом Людвига Фейербаха: «Основы философии будущего» Фейербах рассматривал религию как: Приписыванием Богу атрибутов человека Философия Л. Фейербаха — это:Натурализм или материализм

Какая из названных работ не является трудом Людвига Фейербаха:«Энциклопедия философских наук» (это Гегель)

Философское направление, стремящееся объяснить природу исходя из нее самой без обращения к сверхъестественным сущностям: Натурализм

Философское направление, согласно которому физическая субстанция первична по отношению к духовной субстанции: Материализм Почему Маркс считал самым революционным классом пролетариат?Он самый организованный

Принципиально новое в философии марксизма по сравнению с прошлыми философскими и социальными системами, это Материалистическое понимание истории

Какой главный труд написал Маркс Капитал

Фихте критиковал Канта за: Дуализм

Что является материальной основой общества согласно Марксу Способ производства Как сформулирован основной закон развития общества у МарксаЗакон прибавочной стоимости (?)

Что является источником развития с точки зрения диалектики Противоречие между противоположностями Как в марксистской философии определяется материяФилософская категория для обозначения объективной реальности

Автором работы «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука» является: Кант Помимо явлений Кант выделяет:мир вещей в себе

Немецкий философ, считавший, что искусство выше философии, поскольку оно может объективировать то, что в философии существует в субъективной формеШеллинг Разрабатывая свою диалектику, Маркс, прежде всего, опирался на идеи:Гегеля

Представитель немецкой классической философии, являющийся сторонником объективного идеализма Шеллинг Представитель немецкой классической философии, являющийся сторонником субъективного идеализмаФихте Систему трансцендентального идеализма создал:Шеллинг По мнению Шеллинга весь мир есть:Живое произведение искусства

В какой сфере деятельности, по мнению Шеллинга, человек достигает высшего тождества субъекта и объекта Искусство Ламетри полагал, что «душа»: Это определенная способность нашего тела Французский философ эпохи Просвещения, сторонник сенсуализма:Дидро

Переход от состояния цивилизованности к состоянию моральности Кант видел как результат: Духовного перерождения человечества

(?)

В философском творчестве И. Канта выделяются периоды: Докритический и критический;

По мнению Канта, «вещь в себе» – это: Бог Согласно Канту, зло естьПроизведение природы (?)

По мнению Канта, все беды, пороки человечества проистекают из: Его природного (естественного) состояния

Отчуждение означает Процесс отделения от субъекта процесса и результатов его деятельности Философ, утверждавший, что человек бессознательно и непроизвольно создает бога по своему образу: ФейербахВ своей философии Гегель обосновывает утверждение: Все то, что разумно — действительноГегель рассматривал историю в своей философии, как Развитие мирового духа во времени

Принцип системности в философской системе Гегеля означает, что Действительность – это взаимосвязанное целое, все элементы которого находятся между собой в необходимой связи

Диалектический метод Гегеля основан на принципе Противоречия

Французский философ эпохи Просвещения, сторонник сенсуализма: Дидро

Принцип историзма в философской системе Гегеля означает, что Всякий объект познания не находится в застывшем состоянии, а есть или результат, или процесс развития

Диалектика Гегеля является учением о Развитии

Философский трактат «Наука логики» был написан: Гегелем С кем из предшественников Ф. Энгельс связывал «конец немецкой классической философии»?Фейербах

Концепция Л. Фейрбаха получила название: Антропологический материализм

В своей философии Фейербах не отстаивает: Субъективный идеализм

Кчислу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести Идею приоритета коллективного над индивидуальным

Кчислу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести Идею соборности

Философ, утверждавший, что человек бессознательно и непроизвольно создает бога по своему образу: Фейербах

Антропология – это: Учение о человеке Три шага диалектики у Гегеля – это:Тезис-антитезис-синтез

Дух, с точки зрения Гегеля, разворачивается, развивается в пространстве и времени для того, чтобы: Познать самого себя Гегель использует диалектику для описания:Закономерностей развития Духа (или Абсолютной идеи) и нашего мышления Всё, что существует, по Гегелю, это проявлениеДуха или Абсолютной идеи

Ощущение рассматривается как "единственное начало, определяющее все познание, а вместе с ним и развитие человеческих способностей" в ученииКондильяка

Страна, в которой в соответствии с идеями Маркса была предпринята попытка построить коммунистической государство: СССР

Какой социальный класс или группа людей больше всего страдают от отчужденного труда, с точки зрения Маркса: рабочие Что является критерием научного познания в марксистской философиипрактика Что является источником развития с точки зрения диалектикиПротиворечие между противоположностями

Коммунизм — это, согласно Марксу, самый лучший способ устройства экономики и производства, так как: Решается проблема отчужденного труда, его не будет вообще

Основной вопрос философии, согласно марксистскому пониманию, этоОтношение мышления к бытию Аналитические суждения, по Канту, отличаются от синтетических тем, что они:Не дают нам новой информации об объекте суждения

A priori в буквальном переводе означает: До опыта

Выберите пример синтетического суждения: Все холостяки несчастны

\

Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума согласно представлениям И. Канта Какова конечная цель истории?

К немецкой классической философии не относится:Шопенгауэр Феномен у Канта – это:Явление, данное нам в опыте

Автором работы «Критика практического разума» является:Кант Свою философскую систему Фихте назвал:Наукоучением Немецкий философ, написавший работу «Основы общего наукоучения»:Фихте Право на жизнь, безопасность, свободу, собственность являютсяЕстественными правами человека

С каким утверждением о науках и искусствах Руссо не соглашался: Они направляют нравственное совершенствование Представитель философии Французского Просвещения

\

Представитель философии Французского Просвещения

Представитель философии Французского Просвещения

\

Представитель философии Французского Просвещения

Работа, которая написана не Марксом:

Согласно Фейербаху, единственным богом для человека является Человек

Автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Энциклопедии философских наук»: Гегель

В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зрения Незаинтересованности

\

С точки зрения Маркса, история представляет собой: Последовательное изменение разных типов производства и соответствующих им социальных, политических, культурных и др. институтов

Понятие отчуждения у Маркса описывает процесс, в результате которого: Труд перестает быть средством самореализации человека

Кому из представителей немецкой философии XIX века принадлежит высказывание: «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека»Фейербаху

studfiles.net


Смотрите также