Главные различия православия от католицизма. В католицизме дух святой


Таблица: Православие и католицизм

Православие

Католицизм

Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына».

Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».

Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом.

Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным.

Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц.

Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми.

Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа.

Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя.

Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г.

Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г.

Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа.

Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле.

Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность.

Утвердила догмат о чистилище. В загробной жизни существует чистилище — состояние между адом и раем. Здесь в течение срока, который зависит от важности и количества грехов, души усопших терпят разнообразные муки.

При совершении Таинств личности священнослужителя предаётся умеренное значение, так как признаётся, что Таинства совершаются Богом; священнику же принадлежит роль посредника, орудия Промысла Божьего. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий...».

При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается).

Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).

Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).

Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора).

Месса совершается на пресном хлебе (Гостия).

Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются.

Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются.

Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик.

Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа.

Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу.

Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

-

Учение об индульгенциях.

Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии.

Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии.

Православие

Католицизм

Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти.

Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти.

Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование.

Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»).

Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя.

Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни).

Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом.

В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда.

Алтарь, как правило, ориентирован на восток.

Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах.

В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день.

Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле.

Детей начинают причащать с младенчества.

К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево.

Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо.

Целибат обязателен только для монахов.

Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов).

Большая продолжительность постов и разные постовые традиции. Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых).

Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою).

Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов.

Минимальный евхаристический пост составляет один час.

В православном богослужении музыкальные инструменты не используются.

В католическом богослужении чаще всего используется орган.

В храмах нередко отсутствуют скамейки для молящихся, верующие благоговейно молятся стоя.

В храмах чаще всего присутствуют скамьи для молящихся, верующие молятся сидя.

Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны.

Брак принципиально нерасторжим.

Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др.

Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др.

Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник.

Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего».

Принят термин «освящение воды».

Принят термин «благословение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду.

Католическое духовенство, как правило, безбородо.

Отсутствие беатификации при причислении к лику святых.

Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация.

Монастыри различаются лишь уставом.

Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации.

В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме).

В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути.

Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари.

Используется григорианский календарь.

Православие

Католицизм

Основой всей жизни является Господь Иисус Христос.

Верующие стремятся жить по заповедям Христовым.

Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого.

Имеют апостольское преемство.

Имеют семь церковных Таинств.

Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания.

Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства.

Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу.

Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г.

Имеют общее представление о семье.

Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека.

Не признают гомосексуальные браки.

Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире.

Влияние православия на католицизм

1

При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции.

2

Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора.

3

В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах.

4

Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов.

5

Почитание святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский.

Влияние католицизма на православие

1

Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе.

2

Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах.

3

Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру.

6

Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи.

7

Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия.

azbyka.ru

Главные различия православия от католицизма

Православная и католическая церковь, как мы знаем, — две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются?

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.

 

4istilishe-minАнгел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении  не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

katolikiпапа Пий V

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

ispovedi исповедальни или конфессионалы ispovedi исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям. 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

« … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.

maria-magdalenaявление воскресшего христа марии магдалине

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

∗∗∗

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.

Читайте также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Святой Дух | Католическая Церковь в Ялте

Святой Дух2В Символе веры мы исповедуем, что веруем в Духа Святого как в третье Лицо Пресвятой Троицы: «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава; Который вещал через пророков». Каждое слово в этом исповедании важно и значимо.

На первый взгляд может показаться, что Святой Дух – абстрактное понятие. Можно понять, кто такой Отец и кто такой Сын, но кто такой Дух Святой? Наша задача усложняется еще и тем, что Святой Дух имеет множество имен. Иисус называет Его Параклитом – именем, которое переводится как Утешитель; Духом истины, Духом обетования, Духом усыновления, Духом славы.

 На первый взгляд может показаться, что Святой Дух – абстрактное понятие. Можно понять, кто такой Отец и кто такой Сын, но кто такой Дух Святой? Наша задача усложняется еще и тем, что Святой Дух имеет множество имен. Иисус называет Его Параклитом – именем, которое переводится как Утешитель; Духом истины, Духом обетования, Духом усыновления, Духом славы.

Библия использует множество символов, говоря о Святом Духе: это живая вода, утоляющая жажду и оживляющая; помазание елеем, которое исцеляет, укрепляет и посвящает; огонь, который горит, не сгорая, и преображает все в себя; облако, ведущее человека к Богу, и свет, который его просвещает; десница, которая благословляет и исцеляет, и перст, изгоняющий бесов, и пишущий на скрижалях закон. Святой Дух изображается в образе голубя, подобного тому, который был в ковчеге Ноя, или того, что сошел на Христа при Его Крещении.

Святой Дух1В Ветхом Завете Святой Дух – совершенно конкретная реальность. Термин «дух» – это перевод еврейского слова «руах», означающего дыхание. Дух проявляется в основном тремя способами. Прежде всего, Он есть Дух жизни. В Символе веры мы исповедуем Его как Господа Животворящего. В книге Бытия говорится, что Дух Божий носился над водою. Слово и Дух Божий соединяются, чтобы дать жизнь. Дух вдыхает в лицо Адама дыхание жизни. Кроме того, Он есть Дух истины. В Символе веры мы исповедуем, что Он вещал через пророков. Когда пророк говорит от имени Бога, он делает это силой Святого Духа (см., например, Ис 42, 1-5). В-третьих, Дух есть Дух святости, который позволяет верующим оставаться в общении с Богом, как говорит псалмопевец: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс 51(50), 13).

В Евангелии Дух проявляется двумя способами. С одной стороны, Он сопровождает Христа в Его миссии: Христос рождается от Духа Святого, при Его Крещении Святой Дух сходит на Него в виде голубя; потом Он же ведет Христа в пустыню и пребывает с Ним; именно Святой Дух вдохновляет проповедь Христа, как Он Сам свидетельствует об этом в синагоге Назарета: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение…» (Лк 4, 18). С другой стороны, Святой Дух является плодом миссии Христа. Перед самым своим арестом Иисус молит Отца дать ученикам Духа истины (Ин 14, 16-17). После своего воскресения Христос дает Духа Святого своим ученикам: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин 20, 22). Это одновременно Дух Христа и Дух Отца: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26). В другом месте Иисус говорит: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16, 7).

В Новом Завете Деяния Апостолов – это книга деяний Святого Духа. На Пятидесятницу (пятьдесят дней после Пасхи) на апостолов, собравшихся в горнице на молитву, сходит Дух Святой в виде сильного ветра и языков пламени: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян 2, 3-4). Это событие, делая апостолов свидетелями воскресшего Христа, считается рождением Церкви. Святой Дух неотделим от Церкви. В первых Символах веры христиане исповедовали эту истину так: «Верую в Святого Духа в святой Церкви».

Можно сказать, что Святой Дух находится в центре христианской жизни. Традиция Церкви различает семь даров Святого Духа: премудрость, разум, совет, крепость (мужество), ве́дение, благочестие и страх Божий.(Ис 11,2) Предание Церкви вслед за святым Павлом (Гал 5, 22), говорит о двенадцати плодах Святого Духа: это любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, благость, благожелательность, кротость, верность, скромность, воздержание, целомудрие.

 

yaltakatolik.ru

Чем Православие отличается от Католичества?: hojja_nusreddin

РАЗЛИЧИЯПервое, что вспоминают простые люди и всезнайки-газетчики:- догмат о непогрешимости Папы- басню о чистилище- реже, формулу ФилиоквеНа самом деле, различий куда больше и они глубже- и со времени 2-го Ватиканского Собора (1962), пересмотревшего многие аспекты канона- раскол между церквами расширился- но многие различия наметились ещё до раскола Церквей в 1054 году- онако, после взаимного упразднения анафем Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором в 1964 году- серьёзные богословы уже не решаются заявлять, что Церкви расколоты- а таинства их недействительны и не действенны.1. ВЕРА и РАЗУМПравославие.- следуя примеру Святых Отцов, Православие использует результаты науки и философии, дабы объяснять Веру- однако, Православие, в отличие от Католичества, не делает следующего:--- не полагается на свидетельства науки, дабы изменять догматы Веры--- не стремится объяснять противоречия между Верой и Разумом--- не делает попыток логически обосновать истинность Писаний- Если наука или философия случайно подтвердят то, чему учит Церковь:--- то Православие не отвергнет такой информации- Однако, в случае даже очевидных противоречий,--- Православие не делает ни малейших усилий достичь компромисса с наукой- Пример: философское учение о Логосе--- древние греки (Гераклит, 6 век до н.э.) развили учение о Логосе--- и Евангелие от Иоанна начинается словами: "В начале было Слово" (слово - логос, по-гречески)--- Логос язычников был не Богом, как у Христиан--- а неким абстрактным принципом, силой, судьбой, необходимостью, разумом, универсальным законом...--- и прочими атрибутами, с помощью которых Бог создает и организует Мир--- поэтому Православие, следуя за Св. Отцами, считает сходство Логоса Библии и логоса Гераклита--- просто знаком Провидения, а не закономерной эволюцией понимания человеком концепции Божества.Католичество.- человеческому интеллекту Католицизм придаёт несравненно большую ценность, чем Православие- история Католичества полна примеров включения результатов светской философии в состав Канона.- например, в 13 веке Фома Аквинский включил в Католицизм Аристотелевскую философию- и с тех пор, католики многократно изменяли Каноны под влиянием Разума, иногда весьма радикально- были изменены: и теология, и таинства, и структура Церкви.2. ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТРИНЫПравославие- не считает, что Учение Христа время от времени претерпевает изменения- напротив, Православие полагает, что следует сохранять Веру такой, какой она досталась Апостолам от Христа- Православные 21 века верят в те же самые принципы, что и Православные 1, 5, 10, 15 веков- Православие признает некоторые чисто внешние перемены:--- моду облачений священников, монастырские правила, новые посты, правила Вселенских и Поместных Соборов, и т.п.- но ни слова не было изменено в православном Символе Веры со времён вселенских соборов- целью любых перемен было исповедание старой Веры в новых обстоятельствах- Например:--- Библия и Служебники были переведены на новые языки--- были добавлены обряды, подчеркивавшие этнические особенности новообращенных племен- Но сохранялся принцип : "Един Бог, Едина Вера и Едино Крещение"- Главными свидетелями традиции помимо Св. Писания (Ветхого и Нового Заветов), у Православных являются:--- Св. Предание - Учение Св. Отцов (Греческая, Латинская, Сирийская и Славянская школы)--- Их место в составе Православной традиции не подвергается ни малейшему сомнению или изменению. Католичество- создало концепцию "эволюции доктрины" и поэтому- не может продемонстрировать непрерывности Кредо и Канона- католики развили идею "роста и развития веры" (кардинал Ньюман, 19 век) о том:--- что Христос дал только "зерно Веры"--- которое зрело и рoсло в веках--- что Святой Дух "выращивает веру", по мере роста Церкви и изменения обстоятельств- Католицизм рассматривает свою теологию, как прошедшую несколько стадий роста--- и включившую в себя новые знания- учение Св. Отцов в этой схеме рассматривается как:--- важная, но лишь 1-я стадия--- за которой последовала 2-я: Средневековая Схоластика--- за которой последовали другие стадии и новые идеи, например, идеи Ватиканских Соборов- поэтому новые догмы (такие как "непогрешимость Папы"):--- могут быть представлены верующим по мере их возникновения--- если Церковь сочтёт их необходимыми для их спасения.э--- предполагается, что новые догмы могут быть найдены в Традиции в "зачаточном состоянии"--- как намёки, или зерна, ждавшие своего часа, чтобы дать побег.3. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗЛИЧИЙРазличия Исповеданий можно классифицировать и перечислять по-разному:- например, по их качествам: догматические, теологические, церковно-организационные, обрядовые, миссионерские, политические, нравственные- самые принципиальные - догматические; хотя их немного, но они трудноустранимы--- ибо уже внесены в Догму, и изменить их можно лишь Соборным Решением.Я же попытался организовать перечисление различий иначе:- в рамках описания иерархической структуры Веры и Ритуала:--- Бог, Богочеловек-Христос, Человек, Богородица, Церковь, Каноны, Таинства, Иконы, Обряды.4. БОГПроблема постижения Бога при жизни.Католичество:- считает, будто человеческий ум в состоянии "научно" доказать:--- что Бог существует, является вечным, бесконечным, бестелесным, всемогущим и т.п.- эта концепция проникла в Католицизм в средневековье, трудами следующих теологов:--- Дамаскина, Эриугены, Эккарта, Кузанского, Бёме--- под сильным влиянием мистического течения Ислама (суфизма)- этот "умозрительный Бог" - не "Бог Авраама, Исаака и Иакова, но Бог мудрецов и философов", по знаменитым словам ПаскаляПравославие:- полагает (следуя учению Св. Отцов), что знание Бога:--- имманентно присуще человеческой душе--- врожденно и интуитивно--- и что именно душою люди Его и постигают--- и если Бог САМ не общается с нами напрямую, то мы не в состоянии познать Его нашим слабым логическим умом.Проблема постижения Бога посмертно.Католики считают:- что в Мире Ином душа, обладающая интеллектом, сможет (с помощью Милости Божией)--- осознать самую Сущность БогаПравославные полагают:--- что, по учению Св. Отцов, это невозможно в принципе--- даже и сама Милость Божия не даст человеку такой силы познания--- даже спасенные души смогут узреть лишь одну ипостась Бога - образ Христа во Славе ЕгоСущность и Атрибуты Бога.Католичество:- никогда не занималось исследованием вопроса о различиях между:--- Сущностью Бога (тем, что Он есть) и--- Его Несотворенными Атрибутами (Силами, которыми Он Себя проявляет) Православие:- св. Григорий Палама пытался объяснить эту разницу, сравнивая Бога и солнце--- подобно тому, как у солнца есть лучи--- у Бога есть Его Силы (среди них Благодать, Милость, Покой и Свет)--- именно Своими Силами Бог создал, поддерживает и правит Мир--- именно ими Он преобразует и обожествляет творение, наполняет творение, как вода наполняет губку.Милость Божия (важное различие).Католицизм:- учит, что Милость создана Богом для людейПравославие:- считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение- Милость - есть мистический атрибут Бага и одна из Его СилДух Святой и Филиокве - догматическое различие.Католики- полагают, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (принцип "Филиокве")--- этот принцип (предложенный впервые на католическом Поместном Соборе в Толедо в 589 году) противоречит Апостольской традиции--- по которой Бог-Отец - единственный Правитель (монарх) Сына и Духа Святого--- нарушается Правило 7-е постановлений 2-го (Константинополь, 381 г.) и 3-го (Ефес, 431 г.) Вселенских Соборов--- католики сепаратно изменили (в 11 в., Папским декретом, без утверждения Собором) Кредо Никейского Собора (4 век)--- добавив к нему 8-м членом Символа Веры - Принцип Филиокве:--- "Верую в Духа Святого, Бога, Дарителя Жизни, исходящего из Отца и Сына..."5. БОГОЧЕЛОВЕКХристос, став человеком, принес Себя в искупительную жертву.Но что именно Он искупил:- преступление человека (грех) или- наказание божье (смерть)?Католический ответ на этот вопрос отличен от Православного.Православие - Бессмертие и Обожение Человека- Православие следует Св. Преданию, считая что Христос на Кресте "отдал Свою душу для искупления многих" (Мат. 20:28).- этот выкуп был уплачен Аду: "От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их" (Ос. 13:14).- по-сути, выкуп этот был заплачен Сатане, как хозяину Ада и повелителю мертвых- Христос-человек добровольно принёс Себя в жертву, предав Себя Смерти. - но умерев, Христос воскрес и победил Смерть ("Смертию Смерть попрал")- потерявшую свою власть не только над Ним, но и над всеми подобными Ему людьми- oбретая такую свободу, любой человек сам становится богоподобен- (проходит процесс его обожения - деификация) и в конце концов воссоединяется с Богом.Католичество: Вечная Кара и Справедливость- Христос пожертвовал Собою, чтобы исполнилась Божественная Справедливость--- создавшая Смерть - как кару - в ответ на Первородный Грех Адама,--- оскорбившего вечного Бога, кара которого тоже вечна,--- и перенесена на потомство Адама- Но смерть Христа снимает древнее проклятье и торжествует Справедливость. Синтез идей:- Католицизм (исторически) не уделял внимания концепции обожения,- разрабатывая свою легалистскую теорию Справедливости.- Но в последнее время и Католические теологи осознали важность концепции обожения и- наметилось сближение с Православием в данном вопросе.6. ЧЕЛОВЕКПрирода человекаОба Исповедания согласны в следующем: человек от природы добр, находится в союзе со Св. Троицей, которая его сотворила. Человек создан по образу и подобию Божьему. Подобие означает нравственные достоинства, образ - свободу воли и разум. Женщина создана, как помощница мужчине, они должны жить в согласии и взаимном уважении.Греховность: Первородный грех, Смерть, РаспятиеНачиная со Св. Августина, Католики верят в концепцию "первородного греха", которым наделены не только Адам и Ева, но и все их потомки.Православные, следуя учению Св. Отцов, полагают, что единственная кара за первородный грех есть смертность и связаные с нею страдания (старость, болезни, страх, жадность и т.п.).Долгое время Католики были глухи к этой концепции, о том, что человек - раб смерти, которой манипулирует дьявол. Даже дьявол в первые века Католицизма был вытолкнут на обочину религиозного сознания. Поэтому и Распятие понималось Католиками как взятие Христом на себя наказания человечеству за первородный грех. Православие же всегда считало, что Христос пострадал не за этот старинный грех, а принес себя в жертву, дабы выкупить у дьявола наказание за него - смерть.Греховность: Искупление, Епитимия, Чистилище- католики веруют, что те души, которым "суждено" войти в рай после Дня Страшного Суда--- до той поры находятся и очищаются в некоем "зале ожидания" - Чистилище (за редкими исключениями)--- все же остальные попадают в Ад, на вечные муки- Происхождение доктрины о Чистилище:--- в древней Церкви, на верующего за грехи возлагались очень суровые, часто многолетние наказания (епитимия)--- лишавшие его доступа к Причастию; и многие так и умирали, без Причастия--- дабы избежать этого, Католики выдумали уловку:--- перенос части расплаты за грехи на "фильтрационный лагерь" в загробной жизни - Чистилище--- это дало им возможность уменьшить бремя прижизненного наказания--- эта доктрина была утверждена католиками на их поместном Тридентском соборе, в 1563 г.- Православие не признаёт этой доктриныГреховность: Искупление, БлаготворительностьПравославие не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает "правоверие" благотворителя, если не соблюдены остальные требования. В Католицизме, благотворительностью можно искупать грехи, в Православии нет.Греховность: Раскаяние, Прощение, Милость Божия- другая инновация Католицизма в том, что Христос и Его Святые якобы произвели и производят больше Милости--- чем необходимо для спасения ныне живых--- этим "излишком Милости" владеет католическая иерархия, которая может распоряжаться им по своему смотрению:--- например, передать его раскаявшимся грешникам, как живым, так и заточённым в Чистилище--- передача прав собственности на этот избыточный ресурс может быть как безвоздмездной, так и за плату- плату за эту "Милость" в форме "Индульгенций" католическое жульё взимало со своей паствы веками--- правда, ныне эта практика ("симония") осуждена обеими Исповеданиями.- впрочем, Богородица и Святые "получили право" (у католиков) на раздачу "прощения грехов" узникам Чистилища--- и безвозмездно, просто как ответ на молитвыЦель воспитания: Любовь или Воля?Католицизм воспитывает в пастве дисциплину воли и покорность внешнему церковному авторитету, даже в вопросах добра и зла, греха и его допустимости. В католиках воспитывают идею, что постоянными усилиями воли они способны понудить себя к предписаной авторитетом Церкви Вере.Православие старается пробудить искренюю любовь к Богу через любовь ко Христу, считая, что именно любовь пробуждает в душе христианскую волю и совесть. Православие полагает, что слепое подчинение авторитету заглушает личную совесть, что ни любовь, ни Вера, ни совесть воле не подчинены, и могут совсем не отозваться на ее "понуждения". Можно принудить себя ко внешнему служению (молитве, стоянию и поклонам, милостыне), но невозможно вынудить у себя благоговение, любовь, сострадание, милосердие и благодарение. Только внешнее "благочестие" повинуется воле, но оно может быть видимостью или притворством. За любовью — как земною, так и духовною — мысль и воображение следуют сами собой, естественно и охотно; но воля может биться над ними всю жизнь и не подчинить их своему давлению. Из раскрытого и любящего сердца — совесть, как голос Божий, заговорит самостоятельно и властно. Методы Обращения в ВеруПравославие настаивает на чистоте религиозного созерцания и свободе обращения от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета, материальной выгоды и помощи (даже от благотворительности). Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере.Православие следует Св. Апостолу Павлу (2 Кор. 1, 24) и не стремится "брать власть над чужою волею", но "споспешествовать радости" в сердцах людей; и твердо помнить завет Христа о "плевелах", не подлежащих преждевременному выпалыванию (Мф. 13, 25-30). Католицизм же считает, что "цель оправдывает средства", и что для обращения можно прибегать и к давлению. 7. БОГОРОДИЦАНепорочное Зачатие - догматическое различие.Православные отвергают Католическую версию догмы "непорочного зачатия" введенную в Кредо Папой Пием IX в 1854 г. По этой догме: "С момента зачатия, Благословенная Дева Мария была, по особой милости Всемогущего Бога и за заслуги Иисуса Христа, Спасителя человеков, освобождена от всех последствий первородного греха."

Для этой теории нету никаких оснований ни в Св. Писании, ни в Св. Предании. В ней введены в оборот новые идеи, например "заслуги Христа", безо всяких на то оснований в Писании.Православные не считают, что Богородица (и другие люди) родилась с унаследованным Адамовым грехом. Однако, она, как и все, унаследовала смертность. Поэтому Православие отвергает эту инновацию Католицизма. Вознесение Богородицы - догматическое различие.В 1950 г. Католики установили еще один новый догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии.

Несмотря на глубочайшее почтение к Богородице, Св. Отцы отмечали, что и она согрешила до Воскресения её Сына. Св. Иоанн Златоуст упоминает о том, что во время свадьбы в Кане Галилейской, она давала Ему указания (Иоанн 2: 3 - 4). Но восприяв Святого Духа во время Пятидесятницы, она смогла очиститься ото всякого греха и умерла безгрешною.8. ЦЕРКОВЬЕсть различия в вопросах Иерархии, статуса Папы, епископа и священника, монашестве, разделении властей, обращении.Принцип Соборности Православие считает единственно правильным, чтобы Церковь строилась Вселенскими и Поместными соборами. А не декретами иерархов. Статус Папы - догматическое отличие.Обе Церкви признают, что Папа является преемником Св. Апостола Петра, который был назначен на пост Главы Церкви самим Христом.Однако, Католики считают Папу:- Наместником Христа на Земле- Главой Вселенской Церкви- Главным Епископом всех Католиков,- Учителем Веры- Интерпретатором Христианской Традиции- Непогрешимым (экс-кафедра), т.е. выступая от лица Церкви, Папа защищен Святым Духом от ошибок в вопросах церкви, морали и доктрины. Догмат об учительской непогрешимости Папы был утверждён I-м Ватиканским собором в 1870 г.

Другие католические епископы - лишь заместители и представители Папы. Папа назначает каждого епископа и может отменить его решения. Каждая католическая епархия таким образом имеет 2 главы - Папу и местного епископа.

Православие хотя и уважает ранг Папы, как первого епископа, но признает единого главу Церкви — Иисуса Христа. Православие считает, что все епископы равны, как были равны рукоположившие их Апостолы. Православие считает двоевластие в епархиях ересью. Епископ и ИерархияКаждый из епископов может возвести свою линию к Апостолам (апостольское преемство), является "живой иконой Христа". Среди епископов есть ранги - архиепископы, митрополиты, примасы, патриархи, папы. Архиепископ - президент Синода епископов.

Различия: в Православии епископ обладает всеми апостольскими правами совершения таинств без ограничений со стороны других епископов в рамках Канона. Ранговые различия епископов используются только в административной деятельности Церкви или группы Церквей. Архиепископ не обладает большей экклезиастической властью, чем рядовые епископы. В Католицизме Архиепископ может ограничить права подчиненных ему епископов. СвященникУ Католиков, священник действует "в образе Христа".Православные считают его лишь агентом-помощником епископа, действующего в образе Христа.МонашествоОба Исповедания всегда обращали большое внимание на осознание верующими страстей Христовых через молитву (публичную и личную), посты (самоотречение), добровольное послушание и участие в Причастии. Поэтому высшей формой Христианской жизни считается монашество. В нём вся человеческая энергия целиком посвящена борьбе за совершенство.Есть и отличия. В Католицизме монашество отступило на второй план с окончанием Средневековья. Католические монахи малы числом, разбиты на Ордена и живут в гуще общества. Среди них нет затворников и пустынников.ОрденаПравославие не чтит Католические орденские организации (в особенности иезуитов).Разделение Духовной и Светской ВластиПравославие в отличие от Католицизма не признает за Церковью и епископами Светской Власти.В отношениях со Светской Властью Православие ограничивается советом, наставлением, обличением или отлучением.Прозелитизм среди ХристианПравославие категорически его отрицает - это каноническое различие.Прозелитизм - нарушение слов апостола Павла: "Я старался благовествовать не там, где уже известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании" (Рим. 15:20). Резолюция глав Поместных Православных Церквей в Константинополе в 1992 г. запрещает прозелитизм среди христиан.

Католицизм же считает, что "благо" и "истина" в миру только там, где мирянами руководит католическая церковь.Все остальные пребывают во тьме или в ереси и должны быть рано или поздно обращены. Католики даже организовали Крестовый Поход на уже крещёную Русь в 1243 г., совпавший с нашествием татар. Лишь в 1965 г. 2-й Ватиканский Собор признал Православных братьями по вере.Это одна из основных доктрин Католицизма, проницающая его оценки, организации, решения и действия. Некатолическое в мире - должно исчезнуть: в результате или обращения, или же Погублением Божиим.Методы МиссионерстваПравославие признает свободу исповедания и отвергает дух Католической инквизиции — истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение. Хотя и признаёт собственные сделанные в прошлом перегибы. Как впрочем, и Католицизм.9. ИЗМЕНЕНИЕ КАНОНОВСвященные Каноны были составлены Апостолами, Св. Отцами, и Соборами для руководства церковной и общинной жизнью. Право их применения и интерпретации принадлежит только епископам. Епископ может применять канон строго или мягко, хотя нормой является строгость.

В отличие от Католичества, Православие не рассматривает Каноны, как аналоги мирских законов, ограничивающих свободы или дающих человеку "права". Православие смотрит на них, как на руководство по созданию "нового человека" через послушание. Как метод тренировки в обретении достоинств и святости.

Католики постоянно изменяют Каноны, устраняют старые и вводят новые.Католический Канонический Закон был изменен совсем недавно в очередной раз.Православные, хотя и вводят иногда новые Каноны, делают это очень редко и, в основном, проясняя тонкости старых Канонов, но никогда их не отменяют. Ибо они вдохновленны Святым Духом. 10. ТАИНСТВАОбе Церкви признают 7 основных Таинств:- 1. Крещение (Омовение), 2. Миропомазание / Конфирмация, 3. Причастие, 4. Покаяние, 5. Священство, 6. Брак, 7. Елеосвящение.- Ритуалы почти идентичны, различия лишь в их интерпретации.1. КрещениеКатолики верят, что смысл Крещения:- в омовении "первородного греха"Православныe вкладывают в Крещение иной смысл:- смерть для мира сего и воскресение для Царства Божия и жизни вечной- в Православии ритуал Крещения объединяет 3 обряда:--- символизируемых 3-кратным погружением в святую воду1.1. Омовение (грехов)1.2. Крещение (смерть для мира сего) и1.3. Воскресение (для Жизни Вечной)

У обоих Церквей за Крещением следует Миропомазание.2. Миропомазание - таинство «Царственного Священства»- в Ветхом Завете человек, призывавшийся Богом на служение, получал силу от Духа Божьего--- это относилось к народным харизматическим вождям (судьям), царям, пророкам и священникам Храма--- в знак дарования силы Духа, на голову избранника Помазывали--- возливали из рога освященное масло оливы (елей)--- от этого обряда Помазания происходит и термин «Помазанник Божий»

- Однако с наступлением мессианской эры, дары Духа ниспосланы всем верным--- уже не отдельные избранники, а Церковь в целом становится «родом избранным, царственным священством, народом святым». - у Католиков и Православных нет фундаментальных различий- Конфирмация - особая форма Миропомазания (только в Католичестве)--- совершается лишь епископом--- над 7-летними детьми или новообращенными взрослыми,--- во время их "Первого Причастия"--- когда они уже могут сами осознать смысл Божьей Благодати.3. Причастие (Евхаристия)Православные:- считают, что творение (человек, вода, хлеб, вино, миро, елей) становится освященным, когда призван Дух СвятойКатолики:- полагают, что это достигается не Духом,- а священником, действующим "от имени Христа".

Католики-миряне латинского обряда обычно причащаются Тела и Крови Христовой "под одним видом", т.е. пресуществленным хлебом, православные же - "под двумя", т.е. пресуществленными хлебом и вином. В результате большинство православных богословов, ссылаясь на слова Спасителя: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин 6:53), объявляют католическое причастие нарушающим волю Спасителя и лишенным полноты благодати.Полемика принимала порой крайне злобный характер - в 1415г. католическая Церковь анафематствовала Яна Гуса за осуждение причастия под одним видом, а Тридентский Собор 1563 г. предал анафеме всех критиков латинского обряда причащения. В Кодексе по каноническому праву 1917 г. подтверждается обязательность причащения мирян под одним видом. Однако с тех пор официальная позиция Католической Церкви несколько изменилась: хотя в решениях II Ватиканского Собора и подтверждается незыблемость решений Тридентского Собора, но вместе с тем допускается возможность причащения мирян под двумя видами по усмотрению епископов в случаях, специально оговоренных Апостольским Престолом - например, непосредственно после крещения, перед пострижением в монашество и т.д. Тем не менее, среди католических богословов нередки призывы к еще более основательным изменениям, к возврату традиций древней Церкви.

Ожесточенные споры велись между католическими и православными богословами и по вопросу, какой хлеб использовать для совершения Евхаристии - пресный или квасной. В силу сложившихся традиций на Западе до сих пор для Евхаристии используется пресный хлеб, хотя католикам разрешено причащаться и квасным хлебом, к примеру, в православных церквах. Православная позиция, опять же, является гораздо более жесткой, но скорее, исходя из исторической традиции, чем из богословских соображений.

Различие в интерпретации Св. Даров: Некоторые видные католические теологи (св. Августин, например) считали их лишь "символами" присутствия Бога, а Православные полагают, что происходит реальная их трансформация - Пресуществление в Тело и Кровь Христову.4. Покаяние (Примирение)Иногда этот обряд называют Исповедью или Отпущением грехов. В ранней Церкви Покаянию подвергался лишь возвращающийся в лоно Церкви отступник - лицо изгнанное из Церкви, или добровольно её покинувшее. В современной Церкви Покаянию подлежит лицо, совершившее серьёзный грех, перед получением Причастия. Покаяние - примирение с Богом, возврат к Нему после того, как общение с Ним было нарушено грехом. Грех изглаживается из жизни человека.Различие минимально: у Католиков есть специальные кабинки, разделяющие кающегося и священника, а у Православных оно ведется с глазу на глаз.5. Священство (рукоположение, хиротония)Это церемония посвящения в сан: дьякона, священника или епископа.Поскольку у Католиков, священник действует "в образе Христа", а Православные считают его лишь агентом-помощником епископа, действующего в образе Христа, есть и различия в деталях данного ритуала.Главное в этом ритуале - призвание Святого Духа для того, чтобы в Нем являть людям Христа. Подобно древним харизматическим вождям и пророкам, священники действуют властью и силой Духа Божьего, посланного им через Христа. 6. Брак (Обручение и Венчание)У Католиков венчание совершается навсегда, представляет собой контракт между каждым из супругов и самой Церковью. Священник играет роль свидетеля контракта. Контракт не может быть отменен ни при каких обстоятельствах, за исключением нарушений в его ритуале. В последнем случае, его можно аннулировать, как если бы его вообще не было. Единственной целью брака в Католичестве является деторождение. Разводы не практикуются, за исключением бесплодия.

У Православных, венчание не контракт, а мистический духовный союз, имитирующий союз Христа и Его Церкви. Вступившие в брак создают домашнюю церковь.Свидетелем является не священник, а "весь Народ Божий", священник служит лишь посредником. Первостепенная цель брака в православии - осуществление самоотверженной любви и достижение духовно-телесного единства двух личностей, а затем - деторождение. Развод практикуется только в случае супружеской измены. 7. ЕлеосвящениеЦерковь сообщает больному особую Благодать Божию:- помогающую ему преодолеть тяготы связанные с болезнью или старостью,- обрести мир и мужество, а также- восстановить здоровье или- подготовиться к переходу в вечную жизнь.Различий нет.11. ИКОНЫОбе Церкви едины в следующем - иконы не идолы и им запрещено молиться. Молиться можно только Богу.На иконах разрешено изображать Христа, Богородицу, Святых, покойников. Бога Отца изображать нельзя, ибо Его никогда не видели. Бог Дух Святой являлся в виде голубя и язычков пламени и Его можно изображать в этих видах.Бога Сына можно изображать лишь в Его человеческом облике.

Далее идут различия.Православные иконы традиционно содержат лишь двумерные изображения, дабы подчеркнуть, что действие на них изображенное, происходит в ином измерении, в мире духа, куда обычными 5 чувствами проникнуть нельзя.Святые лики, изображенные на иконах не просто совершенные личности, а гораздо большее - они прошли стадии преображения и прославления, а посему преисполнены Милостью Божией. Православные чтут и целуют иконы, считая, что почитание иконы передаётся и Св. Лицу на ней изображённому.

Католическое искусство трехмерно, натуралистично, в нём разрешены статуи, и корнями оно восходит ко греко-римской языческой традиции. Священные персонажи Католических изображений подаются в их "естественном состоянии", "как живые". Эта идея восходит к представлению Католического Ренессанса о том, что "Милость Божия улучшает Природу" (а не просто наполняет её).

В Православии иконы играют бОльшую роль, чем в Католичестве, где они лишь средства визуального оформления и украшения богослужения.Такое различное отношение к иконе восходит своими корнями к различиям в отношении к Божьей Милости, отраженном в иконографии. Православные считают, что икона является сосудом для передачи Милости Божией, а Католики веруют, что Милость передается людям лишь непосредственно от Св. Лица или во время Таинства.12. ОБРЯДЫВ отношении Водосвятия, Пострижения и др. различия минимальны.Культура церковного пения: в Православии - Григорианский строй.Молитвословие: Православие не признает Латыни единственным служебным языком.Православные молятся оборотясь только на Восток. Католики - куда угодно.Звон: Православие не признает звонка во время совершительных молитв. Традиции колокольных звонов тоже различны.Знамение креста: у Православных трое-, а у Католиков двое-перстие. Устроение алтаря: различно.Пост: Православные не держат поста в Субботу (кроме Великой Субботы) и Воскресенье.Коленопреклонение: Православные не становятся на колени по Воскресеньям, и отвергают Католическое "приседание". Целибат: Православный клир может жениться до рукоположения. У Католиков - целибат.Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики - пресный.Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду ("теплоту" - символ Св. Духа), Католики - только хлеб и белое вино (мирянам - только хлеб).Православные монахи не состоят в Орденах.Облачение клира: моды священства различны. Католические монахи могут носить светские одежды.Православное духовенство должно быть бородато. Католическое в основном брито (хотя и не обязано).Есть и более мелкие этнические расхождения.ИСТОЧНИКИ- Father Michael Azkoul, "WHAT ARE THE DIFFERENCES BETWEEN ORTHODOXY AND ROMAN CATHOLICISM?" -http://www.ocf.org/OrthodoxPage/reading/ortho_cath.html- Иван Ильин, "О ПРАВОСЛАВИИ И КАТОЛИЧЕСТВЕ", Журнал "Москва", 1993, №3 - http://www.nevskiy.orthodoxy.ru/center/sprav/katolicism/pr_and_kat.html- Николай Державин, "ИНДУЛЬГЕНЦИИ В ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВЕЙ" - http://rgcc.narod.ru/indul.htm- Юрий Табак, "Учение о чистилище" - http://rgcc.narod.ru/chist.htm- "Догмат о Непорочном Зачатии Богородицы" - http://rgcc.narod.ru/nepr.htm- Митрополит Кирилл, "Католический Прозелитизм Среди Православных России" - http://www.krotov.org/acts/21/20020625.html

hojja-nusreddin.livejournal.com

«Чем отличается Католическая Церковь от Православной?"

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока."Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида - тот вызов, который требует срочных совместных усилий", - сказал Легойда. По его словам, "исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки - катастрофа для всего мира".

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными? 

Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»?  На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

Католики о православии и католицизме 

Суть католического ответа на  вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

 Католики об отличиях католической и православной церквей

1)  Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но  догматически это в православном учении  не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики - это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь. 

Православный взгляд на  православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

"Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном... Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе".

 

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике 

Триадологические:

• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.
Мариологические:

• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые  различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде — сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

Окропительное крещение пришло к нам из католичества...

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде — Адвент) имеет разную продолжительность.

В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь — «западную»).

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии — не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» — согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями — с полуночи.

В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях — «освящение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины[20]), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

www.geopolitica.ru


Смотрите также