Тема: Подготовка речи и публичное выступление. В книжно письменной речи используется фразеологизм дух времени


Книжные и разговорные фразеологизмы: примеры

Приходит время, когда школьники начинают изучать, что такое фразеологизмы. Их изучение стало неотъемлемой частью школьной программы. Знания о том, что такое фразеологизмы и как их используют, пригодятся не только на уроках русского языка и литературы, но и жизни. Образная речь - признак как минимум начитанного человека.

Разговорные фразеологизмы примеры

Что такое фразеологизм?

Фразеологизм - это выражение с определенным содержанием слов, которые в данном сочетании имеют иное значение, чем при употреблении этих слов по отдельности. То есть фразеологизм можно назвать устойчивым выражением.

Фразеологические обороты в русском языке нашли широкое применение. Изучением фразеологизмов занимался лингвист Виноградов, в большей степени благодаря ему их начали широко использовать. В иностранных языках тоже есть фразеологизмы, только называют их идиомами. Лингвисты до сих пор спорят, есть ли различие между фразеологизмом и идиомой, но точного ответа пока что не нашли.

Наиболее популярными являются разговорные фразеологизмы. Примеры их употребления можно найти ниже.

Примеры фразеологизмов и их значения

Признаки фразеологизмов

У фразеологизмов есть несколько важных особенностей и признаков:

  1. Фразеологизм является готовой языковой единицей. Это значит, что человек, употребляющий его в своей речи или на письме, извлекает это выражение из памяти, а не придумывает на ходу.
  2. Они имеют постоянную структуру.
  3. К фразеологизму всегда можно подобрать синонимичное слово (иногда и антоним).
  4. Фразеологизм - это выражение, которое не может состоять менее, чем из двух слов.
  5. Практически все фразеологизмы являются экспрессивными, побуждают собеседника или читателя на проявление ярких эмоций.

Функции фразеологизмов в русском языке

У каждого фразеологизма главная функция одна - придать речи яркость, живость, выразительность и, конечно же, высказать авторское отношение к чему-либо. Для того чтобы представить, насколько речь становится ярче при употреблениии фразеологизма, представьте, как юморист или писатель высмеивает кого-то с употреблением фразеологизмов. Речь становится интереснее.

Фразеологизмы разговорного стиля примеры

Стили фразеологизмов

Классификация фразеологизмов по стилю - очень важная их особенность. Всего, выделяют 4 основных стиля устойчивых выражений: межстилевые, книжные, разговорные и просторечные. Каждый фразеологизм относится к какой-то из этих групп, в зависимости от его значения.

Разговорные фразеологизмы - это самая большая группа выражений. Некоторые считают, что межстилевые и просторечные фразеологизмы должны входить в одну группу с разговорными. Тогда выделяется всего две группы устойчивых выражений: разговорные и книжные.

Различия между книжными и разговорными фразеологизмами

Каждый стиль фразеологизмов отличается друг отдруга, а самую яркую разницу демонстрируют книжные и разговорные фразеологизмы. Примеры: не стоит медного гроша и дурак дураком. Первое устойчивое выражение книжное, потому что его можно использовать в каком-либо художественном произведением, в научно-публицистической статье, официально-деловом разговоре и пр. Тогда как выражение "дурак дураком" широко используется в разговорах, но не в книгах.

Книжные и разговорные фразеологизмы примеры

Книжные фразеологизмы

Книжные фразеологизмы - это устойчивые выражения, которые намного чаще используются на письме, чем в разговорах. Они не характерны ярко выраженной агрессией и негативностью. Книжные фразеологизмы нашли широкое применение в публицистике, научных статьях, художественной литературе.

Примеры фразеологизмов и их значения:

  1. Во время оно - значит что-то, происходившее очень давно. Выражение является старославянским, часто используется в литературных произведениях.
  2. Тянуть канитель - значение длительного процесса. В старину канителью называли длинную металлическую нить, ее вытягивали щипцами из металической проволоки. Канителью вышивали по бархату, это было долгая и весьма кропотливая работа. Итак, тянуть канитель - это длительная и крайне скучная работа.
  3. Играть с огнем - заниматься чем-то крайне опасным, "быть на острие".
  4. Остаться с носом - остаться без чего-то, что очень хотел.
  5. Казанская сирота - это фразеологизм про человека, который выдает себя за нищего или больного, при этом имея цель получить выгоду.
  6. На козе не подъедешь - так давным-давно говорили про девушек, которых в праздники шуты и скоморохи никак не могли развеселить.
  7. Вывести на чистую воду - разоблачить в совершении чего-то нелицеприятного.

Книжных фразеологизмов крайне много.

Межстилевые фразеологические обороты

Межстилевые фразеологические обороты иногда называют нейтральными разговорными, потому как и со стилевой, и с эмоциональной точки зрения они нейтральны. Нейтральные разговорные и книжные фразеологизмы путают, потому что межстилевые тоже не особо эмоционально окрашены. Важная особенность межстилевых оборотов заключается в том, что они не выражают эмоции человека.

Примеры фразеологизмов и их значения:

  1. Ни капли - значит полное отсутствие чего-либо.
  2. Играть роль - как-то повлиять на то или иное событие, стать причиной чего-либо.

Межстилевых фразеологических оборотов не очень много в русском языке, но зато они употребляются в речи чаще других.

Разговорные фразеологические обороты

Самые популярные выражения - это разговорные фразеологизмы. Примеры их употребления могут быть самыми разнообразными, от выражения эмоций до описания человека. Разговорные фразеологические обороты, пожалуй, являются самыми выразительными среди всех. Их настолько много, что можно до бесконечности приводить примеры. Разговорные фразеологизмы (примеры) указаны ниже. Некоторые из них могут звучать по-разному, но при этом иметь схожее значение (то есть являться синонимами). А другие выражения, наоборот, имеют в составе одно и то же слово, но являются яркими антонимами.

Синонимичные разговорные фразеологизмы, примеры:

  1. Все без исключения, значение обощения: все, как один; и стар, и млад; от мала до велика.
  2. Очень быстро: в одно мгновение; не успел оглянуться; в миг; не успел глазом моргнуть.
  3. Трудиться усердно и прилежно: не покладая рук; до седьмого пота; засучив рукава; в поте лица.
  4. Значение близости: в двух шагах; быть под боком; рукой подать.
  5. Бежать быстро: сломя голову; что есть сил; во всю прыть; что есть мочи; во все лопатки; со всех ног; только пятками сверкает.
  6. Значение схожести: все, как один; все, как на подбор; один к одному; молодец к молодцу.

Антонимичные разговорные фразеологизмы, примеры:

  1. Кот наплакал (мало) - Куры не клюют (много).
  2. Ни зги не видно (темно, плохо видно) - Хоть иголки собирай (светло, хорошо видно).
  3. Потерять голову (плохо соображать) - Голова на плечах (рассудительный человек).
  4. Как кошка с собакой (врадждующие люди) - Не разлей вода, сиамские близнецы; душа в душу (близкие, очень дружные или похожие люди).
  5. В двух шагах (рядом) - За тридевять земель (далеко).
  6. Витать в облаках (задумчивый, мечтающий и несосредоточенный человек) - Смотреть в оба, держать ухо востро (внимательный человек).
  7. Чесать язык (разговарить, распускать сплетни) - Проглотить язык (молчать).
  8. Ума палата (умный человек) - Без царя в голове, жить чужим умом (глупый или безрассудный человек).

Фразеологизмы разговорного стиля, примеры с объяснением:

  1. Американский дядюшка - человек, который очень неожиданно выручает из материально тяжелой ситуации.
  2. Биться как рыба об лед - делать ненужные, бесполезные действия, не приводящие ни к какому результату.
  3. Бить баклуши - бездельничать.
  4. Бросить перчатку - вступить в спор с кем-либо, бросить вызов.
  5. Вернуться к своим баранам - вернуться к основной теме разговора или делу.
  6. Водить за нос - обманывать кого-то, вводить в заблуждение.
  7. Всемирный потоп - бедствие, затронувшее всех.
  8. Глухая тетеря - плохо слышаший человек.
  9. Делать из мухи слона - сильно преувеличивать, необоснованно предавать чему-то незначительному крайне большое значение.
  10. Египетский труд - очень тяжелый работа, изнуряющая человека.
  11. Завести шарманку - повторять одно и то же несколько раз.
  12. Золотая молодежь - дети богатых родителей, проводящие время в свое удовольствие и тратящие деньги.
  13. Играть в бирюльки - заниматься ненужными делами, бездельничать.
  14. Илья Муромец - человек крупного телосложения, очень высокий и сильный.
  15. Как Мамай прошел - беспорядок.
  16. Кануть в Лету - быть забытым, внезапно и бесследно исчезнуть.
  17. Сесть за круглый стол - развить дискуссию или переговоры, совещание с человеком на равных правах и полномочиях.
  18. Мартышкин труд - никому не нужная, бесполезная работа.
  19. Метать громы и молнии - угрожать кому-либо, ругать за что-то, быть гневным и раздраженным.
  20. Ни кола, ни двора - очень бедный и неимущий человек.

Разговорно бытовые фразеологизмы примеры

Просторечные фразеологические обороты

Просторечные обороты легко спутать с разговорными. Однако просторечные выражения употребляются в речи, как и разговорные. Они более эмоциональные, яркие, невежественные, имеют еще более сниженный стилистический характер и чаще всего характеризуются крайне отрицательной окраской. Их используют для совершения угроз, описания человека с отрицательной позиции и описывают что-то в плохом и пренебрежительном свете.

Разговорные и просторечные фразеологизмы, примеры:

  1. Показать кузькину мать.
  2. Драть козла.
  3. Орать благим матом.
  4. Мелкая сошка.
  5. Олух царя небесного.
  6. Гайка слаба.
  7. Канцелярская пресса.

Разговорные и просторечные фразеологизмы примеры

Разговорно-бытовые фразеологические обороты

Разговорно-бытовые фразеологизмы, примеры со значением:

  1. Набить карман - наживать богатсво нечестным путем, получать большие доходы.
  2. Навострить лыжи - собраться быстро и неожиданно для всех.
  3. Как сельди в бочке - тесно, много (чаще всего об огромном скоплении людей, толпе),
  4. Заморить червячка - перекусить быстро и немного.
  5. Подложить свинью - устроить большую неприятность.

Классификация фразеологизмов по стилю

Фразеологизмы и их значения

Примеры книжных и разговорных фразеологизмов и их значения:

  1. Авгиевы конюшни - в наше время так называют очень грязное помещение или же сильную запущенность дел.
  2. Ахиллесова пята - слабое, уязвимое место человека.
  3. Белая ворона - человек, который очень сильно отличается от других внешностью или поведением.
  4. Варфоломеевская ночь - событие, запомнившееся жестокостью.
  5. Глас вопиющего в пустыне - бесполезные и постоянные просьбы, призывы, которые остаются без внимания.
  6. Держать в черном теле - обращаться с кем-то, как с рабом, сурово поступать с людьми.
  7. Жить на широкую ногу - ни в чем себе не отказывать, жить богато и пышно.
  8. Запретный плод (сладок) - фразеологизм, основанный на библейском мифе. Так говорится о чем-то желанном, но запрещенном.
  9. Идти ва-банк - действовать с большой смелостью, идти на риск во имя чего-то.
  10. Камень преткновения - почти непреодолимое препятствие.

fb.ru

Подготовка речи и публичное выступление

В публичном выступлении эффективно использовать …

    нейтральные слова вместо книжных
      обобщённые наименования вместо конкретных
      длинные предложения вместо коротких
      пассивные конструкции вместо активных

Тема: Орфографическая грамотность

Частица не пишется в предложениях …

    Взялась за роли потруднее, да и провалилась, – пороху н.. хватило!
    Кто н.. едал розового, румяного, томлённого в крестьянской печке молока?
    Всё, что про меня печатают, есть н.. что иное, как пустая сказка.
      Куда н.. посмотришь, ничего не увидишь, кроме необозримых степей.

Тема: Теоретические основы культуры речи

Словообразовательные нормы русского языка регулируют …

    выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова
      образование грамматических форм слов
      построение словосочетаний и предложений
      употребление слов

Тема: Лингвистические словари русского языка

Нормы произношения и ударения слов и форм слов представлены в __________ словаре.

    орфоэпическом
      фразеологическом
      толковом
      диалектном

Тема: Грамматические ошибки

Грамматические ошибки допущены в предложениях …

    Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы.
    Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
      Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве Бунина.
      В своих заметках автор детально описывает путешествие на Кавказ.

Тема: Нормы современного русского литературного языка: лексические нормы фразеологических оборотов

В книжно-письменной речи используется фразеологизм …

    дух времени
      висеть над душой
      давать задний ход
      хоть лоб расшиби

Тема: Нормы современного русского литературного языка: морфологические нормы

Неправильная форма предложного падежа существительного использована в словосочетании …

    в круге друзей
      сад в цвету
      трудиться в поте лица
      в ряде случаев

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка

Грамматически правильное продолжение предложения представлено в рядах …Приехав в родной город, …

    я с удовольствием прошла по знакомым улицам
    было интересно пройти по знакомым улицам
      мне было интересно пройти по знакомым улицам
      у меня возникло желание пройти по знакомым улицам

Тема: Нормы современного русского литературного языка: нормы ударения

Правильно выделен ударный гласный во всех формах слов, представленных в рядах …

    введён – введена – введено – введены
    занят – занята – занято – заняты
      изжит – изжита – изжито – изжиты
      заключен – заключена – заключено – заключены

Тема: Морфологические нормы местоимений и прилагательных

Краткие формы прилагательных правильно использованы в предложениях …

    Их точки зрения полярны.
    Наша республика известна своими озёрами.
    Его выступление незабываемо.
      Это человек верен.

Тема: Нормы современного русского литературного языка: лексические нормы

Слово габариты лексически сочетается со словом …

    станка
      строительства
      издания
      дороги

Тема: Пунктуационная грамотность

Перед союзом и запятая ставится в предложениях …

    С неба свет лился прямыми потоками и под этим светом особенно выпуклыми казались вершины леса.
    Все люки были наглухо закрыты и свежий воздух не проникал.
      Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза.
      Трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще.

Тема: Речевые ошибки

Тавтология, которая свидетельствует о недостаточной языковой грамотности, допущена в предложении …

    На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.
      В романе «Прокляты и убиты» писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям о героизме и трагедии войны.
      Сторонники нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства».
      Авангардизм объявил о разрыве с культурным наследием прошлого и провозгласил «новое искусство».

Тема: Нормы современного русского литературного языка: орфоэпические нормы

Гласный [э] под ударением произносится в обоих словах ряда …

stydopedia.ru

Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи" — контрольная работа

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Тема: «Скованность и страх  перед публичным выступлением и  пути их преодоления».

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по русскому языку и  культуре речи

 

 

 

Проверил: доцент Е. А. Торохова

 

 

Выполнил: студент 1 курса

А. В. Абдулова

(профиль – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», гр. 6, шифр 5012)

 

Ижевск  2012г.

 

Теоритические вопросы.

1. Скованность  и страх перед публичным выступлением  и пути их преодоления.

Скованность (или даже страх перед  публичным выступлением) возникает  в тех случаях, когда выступающий  слишком сильно переживает: мысль  о предмете речи вытесняется мыслью о предстоящем испытании, причем оратор скептически оценивает собственные  способности. «Смогу ли я произнести речь?», «Примут ли меня слушатели?», «Поймут ли они меня?», «Будут ли вообще слушать?», «Смогу ли я сообщить им нечто новое?». Если такие мысли выступают на передний план и к тому же сопровождаются осознанием оратором своей несостоятельности в данной области, это приводит к негативному эмоциональному возбуждению.

В числе причин, вызывающих скованность  в такой ситуации можно назвать:

1. Чрезмерное погружение  в собственные переживания.

Большинство начинающих ораторов перед  публичным выступлением концентрируется на своих собственных ощущениях, волнениях, переживаниях. Концентрируясь на собственных негативных мыслях, мы в нашем воображении сами себе рисуем свое выступление, реакцию слушателей, неудачу. Картина, придуманная нами, чаще всего оказывается очень далекой от реальности, но созданная нашим воображением и усиленная силой подсознания может воплотиться и в жизни. Чтобы такого не произошло, учитесь переносить центр своего внимания с собственных ощущений на саму тему выступления. Думайте о деле, сконцентрируйте внимание на содержании речи; представляемая вами позиция важнее вашей особы!

2. Недооценка собственных  возможностей.

Часто неопытные ораторы задаются вопросом: «Достаточно ли я компетентен в сфере, о которой собираюсь поведать публике?»,«Хватит ли мне знаний, чтобы заинтересовать слушателей, а не просто рассказать какие-то общеизвестные факты?». Понятно, что бывают и такие выступления, которые не несут в себе ничего нового. Например, большинство лекций в ВУЗах – это простое повторение текста учебников. Если вы хотите выделяться на фоне большинства современных  ораторов - выступайте по той теме, которая интересна лично вам, в которой вы можете считаться экспертом. Если же вам приходится выступать по теме, в которой вы малосведущи вам, во-первых, необходимо почитать литературу по этой теме, если возможно -  пообщаться с людьми, которые разбираются в этом деле, а во-вторых, составить собственное мнение, относительно центральной проблемы выступления. Поймите, что вы хорошо подготовились к выступлению и можете сообщить слушателям нечто важное и интересное.

3. Недостаток опыта.

Наберитесь смелости и при удобном  случае попросите слова, выскажите  свое личное мнение; широко используйте  возможности участия в различных  дискуссиях: в кругу семьи, на семинарах, конференциях, на работе.

4. Ошибочная оценка слушателей.

Порой у начинающих ораторов возникает  ощущение, что слушатели только и  ждут удобного момента, чтобы оценить  и покритиковать выступающего. На самом деле это далеко не так. Учитесь  видеть в слушателях не злонамеренных  цензоров, а понимающих партнеров, доброжелательно  настроенных по отношению к оратору, особенно начинающему.

5. Воспоминания о провале.

Смиритесь с мыслью о том, что  одно из ваших выступлений действительно  может оказаться неудачным и не будет принято слушателями так, как бы вы этого хотели. Такое может случиться и с опытным оратором. Преодоление последствий таких неудач является составной частью процесса становления оратора. Реагируйте на неудачу спокойно, как и подобает человеку с большим жизненным опытом. Выявите причины неудачи, проанализируйте свое выступление, способ изложения и аргументацию, сделайте на основании самоанализа соответствующие выводы.

    Есть еще и другие причины скованности при выступлении, например: опасение потерять нить повествования, оговориться, не суметь соответственно прореагировать на непредвиденные ситуации и так далее.

Прежде всего, стоит еще раз  подчеркнуть: усиленное целевое  напряжение оратора до и во время речи – явление нормальное, типичное как для опытных ораторов, так и для новичков.

    Человек, не имеющий  опыта публичных выступлений  и по этой причине чувствующий себя на трибуне не совсем уверенно, может стать прекрасным оратором, если он будет учиться на собственных выступлениях, тщательно анализировать накопленный при этом личный опыт и сознательно использовать изложенные выше методы противодействия негативным реакциям в речевой ситуации.

    Лучшей гарантией этого являются основательное овладение необходимыми знаниями, вера в собственные возможности, желание выступать и регулярная тренировка в виде участия в различных дискуссиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовые задания.

ВАРИАНТ 1

1. Грамматические нормы в употреблении  предлогов не нарушены в предложениях…

а) Вследствие проведенных мероприятий  улучшилось качество продукции.

b) Ввиду ожидаемых заморозков  посевные работы отменяются.

c) На предприятии немало сделано  по повышению производительности  труда.

d) Благодаря низкого качества строительных работ значительное время уйдет на устранение неполадок.

Ответ: Грамматические нормы в употреблении предлогов не нарушены в предложениях: а) Вследствие проведённых мероприятий улучшилось качество продукции; b) Ввиду ожидаемых заморозков посевные работы отменяются.

2. Для выражения благодарности  в служебно-деловом общении используются  речевые формулы …

а) Позвольте выразить нашу признательность  за …

b) Разрешите поблагодарить Вас  за …

с) Будьте добры, передайте …

d) Можем ли мы рассчитывать  на вашу помощь?

Ответ: Для выражения благодарности в служебно-деловом общении используются речевые формулы с) Будьте добры, передайте …

3. При составлении письма-просьбы  используются стандартные языковые  формулы …

а) Обращаемся к Вам с просьбой …

b) Убедительно прошу решить вопрос  о …

с) Ставим Вас в известность о  том, что …

d) Довожу до Вашего сведения, что …

Ответ: При составлении письма-просьбы могут использоваться языковые формулы а) Обращаемся к Вам с просьбой…; с) Ставим Вас в известность о том, что….

4. К числу необязательных (на  усмотрение соискателя) разделов  резюме относятся…

а) сведения о физических данных соискателя

b) отличия и награды, ученые  степени

с) наименование вакансии, на которую  претендует автор резюме

d) сведения об образовании и  имеющемся опыте работы

Ответ: Необязательным разделом резюме будут являться а) сведения о физических данных соискателя.

5.Правильно выделен ударный  гласный в родительном падеже  единственного числа обоих существительных,  представленных в рядах …

а) бинт – бинта, ковш – ковша

b) зонт – зонта, пруд – пруда

с) шарф – шарфа, гриб – гриба

d) шприц – шприца, шест – шеста

Ответ: Правильно выделен ударный гласный в родительном падеже единственного числа обоих существительных, представленных в ряду а) бинт – бинта, ковш – ковша b) зонт – зонта, пруд – пруда

6. Юбилейная речь является жанром _________ красноречия

а) социально-бытового

b) социально-политического

с) духовного

d) академического

Ответ: Юбилейная речь является жанром социально-бытового и социально-политического красноречия.

7. Проанализируйте словарные статьи  и выполните задание.

Тˋермин, -а, мн. –ы, -ов ! неправ. [тэ] рмин.

Дˋекан, -а [доп. дэ]

Информация, данная о словах, представлена в __________ словаре.

а) орфоэпическом

b) грамматическом

с) сочетаемости

d) словообразовательном

Ответ: Информация, данная о словах, представлена в орфоэпическом словаре.

8. Верно указано произношение обоих слов в ряду …

а) юри[с]консульт, конста[т̕ ]ировать

b) юрис[т]консульт, конста[т̕ ]ировать

с) юри[с]консульт, конста[нт̕ ]ировать

d) юрис[т]консульт, конста[нт̕ ]ировать

Ответ: Верно указано произношение обоих слов в ряду а) юри[с]консульт, конста[т̕ ]ировать.

9. Одна и та же буква пишется во всех словах, представленных в рядах …

а) мальч..нка, камыш..вый, трущ..ба

b) непр..ходящие (ценности), пр..забавный, пр..рогатива

с) пр..вилегия, пр..зентабельный, пр..емственность (поколений)

d) сгущ..нка, парч..вый, расч..ска

Ответ: Одна и та же буква пишется во всех слова, представленных в рядах а) мальч..нка, камыш..вый, трущ..ба; b) непр..ходящие (ценности), пр..забавный, пр..рогатива

10. Грамматически правильно построены  предложения…

а) Все, кто работал на фабрике, жили в поселке за рекой.

b) О великой силе любви Орфея  и Эвридики рассказывается в книге "Мифы Древней Эллады", составленной А. И. Немировским.

с) Переводя текст, мне понадобился  словарь.

d) Это был самый ужаснейший  поступок в его жизни.

Ответ: Грамматически правильно построены предложения под буквами а) Все, кто работал на фабрике, жили в поселке за рекой. b) О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге "Мифы Древней Эллады", составленной А. И. Немировским.

11. В книжно – письменной речи используется фразеологизм …

а) дух времени

b) висеть над душой

с) давать задний ход

d) хоть лоб расшиби

Ответ: В книжно-письменной речи используется фразеологизм дух времени

12. Речевая ошибка, связанная с  неправильным употреблением слова,  обнаруживается в предложении …

а) Большая половина территории Тургайской впадины расположена в степной полосе.

b) В настоящее время катастрофически  быстро идёт утрата и многих  местообитаний, и видов живых организмов.

с) Ещё на заре человеческого общества существовали определённые ограничения на добывание зверей, птиц, рыб.

d) Беспечное и неразумное отношение  людей к животному и растительному  миру привело к исчезновению многих видов.

Ответ: Речевая ошибка, связанная с неправильным употребление слова, обнаруживается в предложении с) Ещё на заре человеческого общества существовали определённые ограничения на добывание зверей, птиц, рыб.13. К числу контактоустанавливающих речевых действий относятся …

а) приветствие

b) обращение

с) извинение

d) коммуникативное состояние говорящего

Ответ: К числу контактоустанавливающих речевых действия относятся приветствие и обращение.

14. Правильные формы родительного  падежа множественного числа  существительных использованы в словосочетаниях ряда ...

а) пара чулок, нет носков

b) килограмм помидор, ящик мандарин

с) триста грамм, пять гектар

d) много грузинов, жить среди болгар

Ответ: Правильные формы родительного падежа множественного числа существительных использованы в словосочетаниях b) килограмм помидор, ящик мандарин.

15. Правильные формы числительных  использованы в словосочетаниях  …

а) влить полтора стакана воды

b) приблизиться к полутораста  тысячам километров

с) ограничиться полторастами экземплярами

d) прочитать около полуторасот страниц

Ответ: Правильные формы числительных использованы в словосочетаниях а) влить полтора стакана воды и b) приблизиться к полутораста тысячам километров.

16. Частица не пишется в предложениях  …

а) Взялась за роли потруднее, да и провалилась, - пороху н.. хватило!

b) Кто н.. едал розового, румяного, томлённого в крестьянской печке молока?

yaneuch.ru

Фразеологизмы в устной и письменной речи

Конспект урока русского языка в 6 классе «Фразеологизмы в устной и письменнойречи».Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи урока:

1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

 2) формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

 3) развивать творческие способности и образное мышление школьников;

 4) обогащать словарный запас школьников;

 5) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

 Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.        

3.Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся объясняют постановку знаков препинания в предложениях.

Лес – школа для птиц. Берегите, ребята, птиц!

4.Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня мы начинаем знакомство с фразеологизмами.

5.Объяснение нового материала.Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов.Фразеологизмы – это устойчивые (неделимые) соединения слов, в которых лексическое значение заключено во всём сочетании в целом. Это устойчивые словосочетания являются в предложении одним членом предложения.

Миша клевал носом.- Каким членом предложения является сочетание слов «клевал носом»? (сказуемым).- Назовите лексическое значение выражения «клевал носом» (дремал).- Можно ли в данном сочетании слов изменить или опустить хотя бы одно слово, не изменив лексического значения (то есть смысла) сочетания? (нельзя).- Какой вывод мы можем сделать? (Некоторые сочетания слов равны по значению отдельному слову. И в этих сочетаниях слов нельзя ни опустить, ни заменить слова, не нарушив смысла таких оборотов речи. Эти устойчивые сочетания слов и называются фразеологизмами).- А теперь давайте посмотрим, в чём же состоит разница между фразеологизмами и похожими на них свободными словосочетаниями? Найдите среди предложений те, в которых есть словосочетания и фразеологизмы.1. Витя, высунув язык, громко засмеялся.

2. Мальчик бежал, высунув язык.

3.Женя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги.4. Родители поставили на ноги сына, и теперь он живёт самостоятельно.- Итак, какие выводы из этого следуют?

1. Фразеологизм имеет лексическое значение в целом, не делясь, а в свободном словосочетании каждое слово имеет лексическое значение.2. Фразеологизм является устойчивым соединением, неделимым, он не поддается изменениям; во фразеологизме нельзя опускать или изменять слова.3. Фразеологизм в предложении является одним членом предложения.4. Фразеологизм можно заменить словом-синонимом.поставили на ноги = вырастили ; высунув язык = очень быстро.

Ребята, фразеологические обороты делают нашу речь меткой, образной, выразительной, придают ей эмоционально – экспрессивную окрашенность.

Сегодня на уроке мы с вами постараемся обогатить свой язык фразеологизмами и поучимся уместно их употреблять. Значение многих из них вы объясните без труда, а также разъяснения значений и употребления фразеологических оборотов можно найти в «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И. Молоткова и в «Школьном фразеологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского (демонстрируются словари).

6.Закрепление изученного материала.

1)Прочитать текст, указать в нем фразеологизмы:

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:

- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.

- А вот такие, - сказал дежурный. - Слушайте! Откуда произошли выражения:

Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами?

2)Заменить фразеологические выражения словами-синонимами:

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой, повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки, раз, два и обчелся; куры не клюют, кожа да кости.

Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

3) Работа с учебником. Упр.

4)Игра «Кто быстрее?» Подобрать по шесть фразеологизмов с общим для них словом (существительным):

Нос (задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, остаться с носом).

Глаз…

Нога…

Язык…

Зуб…

Голова…

Рука…

5)Выборочный диктант

. 1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)

Сломя голову

Сидеть, сложа руки

Во все лопатки

Водить за нос

Втирать очки

Бить баклуши

Во весь дух

Вводить в заблуждение

Со всех ног

Высунув язык

6)Игра: учитель демонстрирует рисунки, на которых фразеологизмы

изображены в буквальном значении, ученики должны отгадать, что

изображено и заменить фразеологизм одним словом.

7) Фразеологическая викторина по творчеству И.А. Крылова.

1.Вспомнить названия басен, ставшие крылатыми словами.

Для справок: «Слон на воеводстве», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха»…

2.Участникам викторины предлагается определить, из какой басни крылатые слова. По количеству правильных ответов набирают очки, устанавливается победитель.

7.Рефлексия.

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Теперь я знаю, как…

Подберите фразеологизм, который бы охарактеризовал работу на уроке ваших одноклассников.

Выставление оценок.

8.Домашнее задание.1. Найдите в словарях 6 фразеологизмов, составьте с ними сложные предложения.2. Подготовьте небольшое сообщение о том, как возникли данные фразеологизмы: яблоко раздора, где раки зимуют, точить лясы, крокодиловы слезы.

infourok.ru


Смотрите также