Вдруг сырный дух Лису остановил. Вдруг сырный дух лису остановил
Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы. Басни Ивана Андреевича Крылова (1769–1844) напоминают драматические сценки, герои их – живые образы, говорят, думают, ведут себя в соответствии с характерами. Басня Ивана Андреевича Крылова "Ворона и Лисица" была создана не позднее конца 1807 года, а напечатана впервые в журнале "Драматический вестник" в 1908 году. Сюжет этой басни известен еще с древних времен и путешествует по странам и векам до сего времени. Мы встречам его у Эзопа* (Древняя Греция), Федра (Древний Рим), Лафонтена (Франция, XVII век), Лессинга* (Германия, XVIII век), русских поэтов А.П.Сумарокова (XVIII век), В.К.Тредиаковского (XVIII век), И.А.Крылова (XIX век). Сравним басни Эзопа и Крылова. В басне Эзопа – Ворон, а у Крылова – Ворона. Ворон считается птицей мудрой и вещей, его не проведешь. Ворона же издавна – синоним глупости, и Крылов в шутку называет ее здесь вещуньей (предсказательницей). Она не сумела предсказать судьбу сыра. Образ Лисы у Эзопа не является ярким характером. Лиса просто хитра. У Крылова же используется значительно обогащенный фольклорный образ Лисы. Ворона "взгромоздилась" (тяжела, неповоротлива), а Лиса "близехонько бежала". Читатель видит осторожную плутовку на цыпочках. Какие обороты иcпользует Крылов для характеристики своих героев? Лиса "вертит хвостом", "говорит ... сладко, чуть дыша", "плутовка": она хитра, умна, коварна и осторожна. Перед нами целый характер. Сравним с Вороной. Смешно, когда расхваленная как красавица и певунья Ворона "каркнула во все воронье горло". Именно у Крылова Ворона кажется особенно глупой и тщеславной. | ||||
Иван Андреевич Крылов (1769-1844)Ворона и Лисица Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил,Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, –При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!"Вещуньина* с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:Сыр выпал – с ним была плутовка такова. | ||||
*Вещунья – предсказательница. В народных легендах и сказках ворон, ворона изображаются как вещие птицы. | ||||
| ||||
"Еще удачнее "Ворона и Лисица". Отправляясь от стиха "На ель ворона взгромоздясь...", Серов дает зрителю почувствовать, что ворона действительно высоко поднялась, усевшись на еловую ветвь. Очутившись этим путем на первом плане, она видит внизу крошечную лисичку, всячески изощряющуюся в лести. У вороны подчеркнута безнадежная глупость. Работая над баснями, Серов, по словам ого близких; свидетелей его неустанных исканий, использовал многочисленные альбомы, в которых имелись зарисовки нужных ему животных. Недостававшие он тут же брал с натуры, заполняя новый "звериный" альбом. Бывали случаи, когда, испытывая нужду и том или другом повороте и движениях очередного зверя, он бросал все и уезжал в зоологический сад." (Игорь Грабарь. Серов-рисовальщик. М., 1961.) | ||||
*Серов Валентин Александрович (1865–1911) – русский живописец и график, мастер портрета (см. его работу "Портрет А.М.Горького" на этом сайте). | ||||
*Эзоп (VI-V вв. до н.э.)Ворон и Лисица Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед Вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать". Басня уместна против человека неразумного. | ||||
*Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) Ворона и Лисица Ворона несла в когтях кусок отравленного мяса, которое рассерженный садовник подбросил для кошек своего соседа. И только она уселась на старый дуб, чтобы съесть свою добычу, как подкралась лисица и воскликнула, обращаясь к ней: – Слава тебе, о птица Юпитера! – За кого ты меня принимаешь? – спросила ворона. – За кого я тебя принимаю? – возразила лисица. – Разве не ты тот благородный орел, что каждый день спускается с руки Зевса на этот дуб и приносит мне, бедной, еду? Почему ты притворствуешь? Иль я не вижу в победоносных когтях твоих вымоленное мной подаяние, которое мне твой повелитель все еще посылает с тобою? Ворона была удивлена и искренно обрадована тем, что ее сочли за орла."Незачем выводить лисицу из этого заблуждения", – подумала она. И, преисполненная глупого великодушия, она бросила лисе свою добычу и гордо полетела прочь. Лиса смеясь подхватила мясо и с злорадством съела его. Но скоро ее радость обратилась в болезненное ощущение; яд начал действовать, и она издохла. Пусть бы и вам, проклятые лицемеры, в награду за ваши хвалы не добиться ничего, кроме яда. | ||||
(вернуться в начало страницы)
literatura5.narod.ru
Вдруг сырный дух Лису остановил
("дух" здесь означает запах). Лиса почувствовала запах сыра, он ей понравился, и она захотела съесть этот сыр.
И говорит так сладко, чуть дыша...
("сладко говорить" - значит, говорить очень тихо, ласково, нежно). И что же Лиса говорит?
Какие перышки! Какой носок!
("носок" - это не тот носок, который ты надеваешь на ногу, а особая форма слова "нос" - "носик").
И, верно, ангельский быть должен голосок
("ангельский голосок" - красивый, нежный, как у ангелов).
И потом:
Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!
Царь-птица - это самая главная, самая важная птица в лесу, у которой и оперенье прекрасное, и голос замечательный, словом, она всех во всем превосходит. А вот и совсем непонятное слово:
Вещуньина с похвал вскружилась голова
(вещунья - это от слова "ведать", знать. Вещунья - колдунья, которая все знает заранее. Считается, что вороны могут предсказывать судьбу, поэтому в басне Ворона и названа вещуньей).
От радости в зобу дыханье сперло
(зоб - это кожный мешочек у птиц на горле, в который попадает еда при глотании). "В зобу дыханье сперло" -означает, что Ворона чуть не задохнулась от похвал..."
. . . . .
Басню нужно рассказывать ребенку раз в день и объяснять ее примерно так, как я это изложила. Некоторые дети могут понять всю басню сразу, а кто-то - всего лишь несколько строк. Не спешите! Тогда ребенку захочется повторять все более и более длинные отрывки басни.
N.B.После того, как малыш уже прослушал басню несколько раз, перемените тактику - повторяйте то, что ребенок только что сказал. Таким образом, вы побудите его продолжать басню дальше уже самостоятельно.
Следующие, более длинные басни.Когда ребенок уже познакомился с относительно короткими баснями, можно перейти к более длинным, таким, как "Лисица и Аист", "Лисица и Козел", "Волк и Собака".
Вы даже можете сами сделать книжечку, разделив басню на отрывки, и к каждому подготовить рисунок.
Лиса, скупая от природы,
Вдруг хлебосолкою затеяла прослыть.
Да только как тут быть,
Чтоб не вовлечь себя в излишние расходы?
Вопрос мудрен, решит его не всяк,
Но для Лисы такой вопрос пустяк.
Плутовка жидкой каши наварила,
Ее на блюдо тонко наложила.
И, Аиста зовет преважно на обед.
На зов является сосед,
И оба принялись за поданное блюдо.
Ну, кашка хоть куда!
Одно лишь худо,
Что Аист есть так не привык...
Он в блюдо носом тык да тык,
Но в клюв ему ни крошки не попало;
А Лисонька меж тем в единый миг
Всю кашу языком слизала.
Вот Аист, в свой черед,
Чтоб наказать Лису, а частью для забавы,
Ее назавтра ужинать зовет.
Нажарил мяса он, сварил к нему приправы,
На мелкие кусочки накрошил
И в узенький кувшин сложил.
Меж тем Лиса, почуяв запах мяса,
Пришла голодная, едва дождавшись часа,
И ну, что было сил,
Давай вокруг стола юлить и увиваться.
И, щедрости соседа удивляться.
Но лесть ей тут не помогла:
По клюву Аисту кувшин пришелся впору,
У гостьи ж мордочка чресчур была кругла...
И жадная Кума ни с чем, как и пришла,
Поджавши хвост, к себе убралась в нору.
Каждую страничку этой книги объясняйте так же, как я делала это при анализе "Вороны и Лисицы". Вот вы раскрыли смысл первого кусочка басни, затем второго; советую вернуться опять к первому, рассказать и объяснить еще раз оба кусочка вместе и таким образом прочесть с ребенком всю басню.
Вводите выражения Лафонтена в повседневную жизнь. Если у вас есть такой же кувшин, как у Аиста, скажите малышу, что у этого кувшина, как и у того, длинное и "узенькое" горло. Когда ребенок будет слушать пение птиц, напомните ему: "...при красоте такой и петь ты мастерица..." Сравните тщеславие мачехи из сказки о Белоснежке с тщеславием Вороны. О приготовленном вами супе скажите, что это уж никак не "жидкая каша", и т.п.
Если ребенок привык к подобному усложненному языку, можно знакомить его не только с баснями, но и со стихами. Я предпочитаю читать детям поэтов XIX века, которые о "вечных" темах писали прекрасным и ясным языком. Я считаю, что ребенок гораздо ближе по своим вкусам стоит к взрослому, чем подросток. Главная цель ребенка - понять вселенную, овладеть ею и выжить. У подростка этих проблем нет, он совершенно не сомневается в своем существовании, цель его в другом: он жаждет утвердиться в этом мире. Очень часто ребенка принимают за "пред-подростка", и это неверно. Закрывая для детей мир взрослых, который их неодолимо влечет, вы готовите, таким образом, для вашего малыша трудное отрочество - он будет вынужден противостоять миру, не научившись разбираться в нем. Именно поэтому следует обязательно затрагивать важные жизненные темы, в том числе и печальные, в которых ребята тем больше хотят разобраться, чем усиленнее такие проблемы от них скрывают. Это относится, например, к темам смерти, заточения в тюрьму и т.п.
Встретившись с понятием смерти или наблюдая сам факт смерти, ребенок пытается разобраться, что это такое. В обсуждении этой проблемы вам может помочь стихотворение Виктора Гюго "Внук":
Смотри, мой мальчик, он - рассвет,
А я - вечерняя заря.
Он появляется на свет,
Навеки угасаю я.
Он примеряет колыбель,
А я - могильной ночи сон.
Но что увидим впереди -
Не ведаем ни я, ни он.
Очень часто в книжках дети читают, что кого-то заточают или бросают в тюрьму, они могут узнать об этом из передач радио и телевидения. Сколько раз вам приходилось слышать, как ребенок говорит: "Вот я тебя сейчас в тюрьму отведу!"
Чтобы малыш лучше понял, что означает быть лишенным свободы и не иметь возможности уйти и прийти, когда тебе этого захочется, прочтите ему стихотворение А. С. Пушкина "Узник":[16]
Сижу за решеткой в темнице сырой,
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Клюет и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим.
И вымолвить хочет: "Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.."
А если ваш ребенок любит поэзию и учится музыке, познакомьте его с Восьмым сонетом Шекспира, который, безусловно, поведет его за собой в эту таинственную страну:
Ты - музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку радостью такой?
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, -
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Я совершенно не хочу давать здесь целую антологию поэзии, просто эти примеры могут помочь в выборе подходящих стихотворений тем, кто не сможет сделать этого сам.
Не следует также забывать о поэзии эпической и юмористической, которую дети очень любят. Например, знаменитая "Баллада о носе" из пьесы Э. Ростана "Сирано де Бержерак" сама по себе представляет прекрасный урок расширения словарного запаса. Детей, которые изучают историю Франции и знают, кто такой Наполеон, стихотворение "Ватерлоо" В. Гюго из цикла "Возмездие" заставит трепетать!
Но совершенно не следует погружать ребенка в океан поэзии. Достаточно в год прочесть несколько хороших стихотворений, выбранных в зависимости от интересов малыша в данный период его развития. Это поможет не только расширить словарный запас ребенка, но и будет способствовать тренировке памяти и, может быть, пониманию того, зачем вообще существует поэзия. Не говорю уже, что ребенку с хорошо тренированной памятью легче учиться в школе.
Родителям, которые начинают заниматься со своим ребенком позже, причем малыш уже испытывает некоторое отвращение к поэзии как к упражнениям для развития памяти. Сначала выучите какое-либо стихотворение с ребенком вместе; после чего прочтите его с малышом так: одну строку - вы, другую - он, а потом наоборот. Затем, наконец, повторите стихотворение целиком - каждый свою строчку. Покажите ему, что это занятие интересует и занимает вас, именно ВАС. Это единственный путь привить ребенку вкус к чтению стихов.
Театр. Если вы хоть чуть-чуть артистичны и сами интересуетесь театром, то к различным занятиям с ребенком можно добавить еще и театр. Добродушный юмор мольеровских комедий всегда будет иметь успех у детей, например, первая сцена комедии "Лекарь поневоле" или урок орфографии в "Мещанине во дворянстве" (акт II, явление 6). При этом героя Мольера вы можете сравнить с мещанином из басни Лафонтена "Лягушка и Вол".
Я выбрала Мольера, а не другого, более современного автора, потому что, прежде всего, нужно заботиться о развитии разговорного языка, о его чистоте. Ребенок находится под сильным влиянием языка средств массовой информации, школы и нас самих, нередко он слышит тот убогий и вульгарный язык, которым говорят герои современных пьес и фильмов. Но ведь малыш в этом возрасте очень любознателен и, именно сейчас, его нужно знакомить с образцами хорошего языка и стиля, а не через десять лет, когда он начнет восставать против авторитетов и классических языковых норм.
КНИГИ
Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Привить малышу любовь к чтению книг - ваша главная задача.
Контакт с книгой.Как можно скорее приучите вашего ребенка рассматривать вместе с вами книгу с картинками, при этом иллюстрации вы должны ему пояснять.
Приучите ребенка следить за тем, что вы ему рассказываете.Перескажите малышу книгу, где с помощью картинок изложена самая простая история: про утенка, который ищет свою маму, или же про щенка, который услышал мяуканье и стал всех на ферме расспрашивать, кто же сказал "мяу"... Или же возьмите книжечки из серии "Для самых маленьких", реалистические рисунки которых нравятся детям. Расскажите, например, малышу историю "Мартина больна" только по картинкам, не обращая никакого внимания на текст. В период, пока малышу один-два года, часто повторяйте одни и те же истории.
Когда вы почувствовали, что ребенок научился следить за ходом простого рассказа, подберите ему книжки на этот раз уже не для изложения по картинкам, а для чтения, с коротким и живым текстом. Беттельгейм выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок в формировании личности ребенка. По его мнению, детям для снятия чувства тоски и страха совершенно необходимы полные драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребенка чего-то важного, так как из ее подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т.п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства.
Обязательно пересказывайте ребенку то, что вы только что прочитали. Каждая последующая книжка должна быть несколько сложнее и длиннее предыдущей. Не читайте монотонно! Объясняйте ребенку новые слова. Разделите книжку на отрывки, которые будете читать малышу каждый день. Действуйте по методу Эхтернаха (Echternach): шаг назад, два шага вперед; то есть прочтите снова то, что ребенок слышал накануне, и только потом приступайте к следующему кусочку, который должны повторить ему завтра. Закончив книжку, перечитайте ее еще раз. Таким образом, каждую книжку вы прочтете малышу трижды и только потом перейдете к следующей. Трехлетнему ребенку можно читать книжки из серии "Классический Дисней", конечно, в зависимости от того, какой именно диснеевский фильм ваш малыш уже видел или какой фильм вы собираетесь ему показать.
Великие мифы.У трехлетнего ребенка уже, как правило, достаточно развита речь и накоплен определенный словарный запас. Теперь в программу занятий можно включить изучение великих мифов: Библии, греческой и римской мифологии. Только вы, и более никто будете изучать с вашим ребенком основы культуры, ведь школа от этого отказалась давным-давно. Тем более важно этим заниматься. Кроме того, вы сможете находить параллели в живописи (см. главу "История искусства и рисование"). Каждую книгу по мифологии можно будет читать долго, по частям.
Если вы с вашим малышом занимаетесь историей Франции, возьмите хорошую книгу на эту тему и прочтите ее. Следуя системе, которую я рекомендовала, начинайте прямо с Гуго Капета и дойдите до наших дней. После этого скажите ребенку: "Теперь давай посмотрим, что же происходило до Гуго Капета, когда Франции как таковой еще не существовало", и прочтите ему начало книги.
"Маленький принц" А. Сент-Экзюпери и "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла - вот две прекрасные книги, которые можно читать в первый раз детям в возрасте трех-четырех лет. Если вы хорошо "преподнесете" их ребенку, увлекательно объясните сложные места, то они просто очаруют малыша. Они запомнятся ему и войдут в его духовный мир, и ребенок прочтет их снова и снова, когда уже сумеет это сделать сам.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому следите за своей речью, разговаривая с малышом, избегайте жаргонных, вульгарных слов. Не допускайте, чтобы ваша мысль выражалась туманно и неопределенно. Почаще употребляйте синонимы используемых вами слов. В то же время не забывайте о простонародном говоре, он поможет ребенку войти в другую языковую среду. Если малыш с детства будет слышать не только правильную речь, это даст ему реальное и более полное ощущение языка.
Для расширения словарного запаса ребенка можно делать систематические упражнения, включающие редкие слова. Изготовьте карточки по приводимому ниже образцу, они позволят вам заниматься с детьми во время долгих поездок.
Звуки, издаваемые животными, птицами, насекомыми.Каждый раз, когда вы рассказываете ребенку, например, о каком-нибудь животном или птице, не забудьте упомянуть о том, как называется звук, который они издают. Когда малыш выучит весь составленный вами список, затейте с ним игру: "Какая птичка так поет?" и "Как лает собачка?" Вот примерный перечень слов, который может вам помочь:
Пчела-жужжит
Осел-ревет
Утка-крякает
Кошка-мяукает
Кузнечик-стрекочет
Петух-поет, кукарекает
Ворона-каркает
Индюк-кулдыкает
Лягушка-квакает
Кабаны, свиньи-хрюкают
Лошадь-ржет
Коза-блеет
Собака-лает
Сова-ухает
Гусь-гогочет
Голубь-воркует
Сорока-трещит
Корова-мычит
Слон-трубит
Тигр, лев-рычит
Научные термины. Для игр с ребенком вы можете составить также списки научных терминов.
Зоология
Орнитология-наука о птицах
Ихтиологиянаука о рыбах
Энтомология-наука о насекомых
Гельминтология-наука о паразитах
Медицина
Кардиолог-врач, который лечит сердце
Хирург-врач, который делает операции
Дерматолог-врач, который лечит заболевания кожи
Невропатолог-врач, который лечит нервную систему
Отоларинголог-врач, который лечит заболевания уха, горла и носа
Педиатр-врач, который лечит детей
Психиатр-врач, который лечит умственные расстройства
Стоматолог-врач, который лечит зубы и заболевания ротовой полости
Число подобных игр можно увеличивать до бесконечности. Свяжите слова с теми отраслями знаний, к которым они могут относиться: звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми, - с "уроками зоологии", профессии врачей - с "уроками анатомии".
Словарик синонимов. Выберите слово и вспомните вместе с ребенком все синонимы, которые вы сможете подобрать к нему, потом проверьте себя по словарю.
Поздравьте друг друга, если вам удалось что-то вспомнить вместе, объясните ребенку те слова, которые ему пока неизвестны.
ГРАММАТИКА
В два-три года малыш начинает болтать без передышки, радуясь тому, что наконец-то овладел разговорной речью. Значит, наступил подходящий момент, чтобы помочь ребенку осознать природу слов и структуру фразы.
Расчленение фразы на слова.Стихотворение, которое ребенок знает наизусть, напишите большими буквами, выделяя отдельные слова. Попросите малыша прочесть это стихотворение наизусть и научите его показывать пальцем каждое слово. Вначале ему будет трудно, он начнет путаться, но очень скоро разберется и поймет, что фраза делится на слова. Совершенно неважно, что ребенок еще не умеет читать, подобное упражнение - прекрасная подготовка к чтению.
Грамматическая категория рода.Объясните ребенку различие между мужским, женским и средним родом. Расскажите, что род легко определить, если к слову добавить местоимения "мой, моя, мое" или "он, она, оно". Потом назовите несколько существительных, например "стул, кровать, яблоко", и попросите сказать, к какому роду они относятся.
Единственное и множественное число существительных.Произнесите несколько небольших фраз и попросите ребенка определить число существительных. Объясните ему, что бывают существительные только во множественном числе (например, ножницы). Расскажите, что множественное число образуется по-разному: стол - столы, стул - стулья, яблоко - яблоки, лошадь - лошади и т.д. Когда ребенок усвоит само понятие множественного числа, можно упомянуть и более сложные случаи: небо - небеса. Не забудьте о множественном числе местоимений и глаголов: мы едем, они уехали и т.п.
Подлежащее и сказуемое.Объясните ребенку, что подлежащее - это тот, кто делает, а сказуемое - это то, что делают.
Петя пьет, мама ест, папа спит.
Я хочу молока, папа ест суп.
Кто идет? Куда идет бабушка?
Грамматическая категория времени.Объясните ребенку разницу между настоящим, прошедшим и будущим временем. Говорите фразы, начинающиеся со слов "вчера", "сегодня", "завтра". Помогите ребенку разобраться и самому употребить в данной фразе единственно верную форму.
Дополнения.Основываясь на тех же принципах, расскажите малышу, что такое прямое и косвенное дополнения, обстоятельства места, времени и т. п.
После того, как ребенок научится читать, познакомьте его с простейшими грамматическими конструкциями. Это не только даст ему возможность глубже проникнуть в родной язык, но и будет способствовать развитию логического мышления. Сделайте таблицу наподобие приведенной ниже, разлинуйте ее, раскрасьте квадратики в разные цвета.
Мужской род
Женский род
Средний род
Единственное число
Множественное число
(обе эти категории можно использовать одновременно)
Подлежащее
Сказуемое
Прошедшее время
Настоящее время
Будущее время
Подлежащее
Сказуемое
Дополнение
Количество грамматических понятий, которые вы бы хотели объяснить малышу, можно увеличить. На первых порах таблица должна быть перед глазами ребенка. Говорите ему несколько слов или фразу, ребенок должен их повторить, хлопая рукой каждый раз по соответствующей клетке.
Когда вы вместе с малышом овладеете конструкцией целой фразы, то можете начертить каждую клетку на отдельной карточке; ребенок должен выбрать карточки и разложить их так, чтобы получилась фраза. Было бы хорошо использовать этот метод и тогда, когда ребенок начнет учиться в школе, или в тех случаях, когда он не может понять какого-нибудь грамматического явления.
Глава 4. Чтение и письмо
Эта методика была разработана после многочисленных поисков и долгих блужданий в недрах теории и практики Домана, Энгельмана, Рашели Коэн, Додсона и др. Она создавалась с таким расчетом, чтобы приносить удовлетворение как ребенку, увлеченному абстракциями, так и детям, которые могут испытывать к ним отвращение. Методика опирается на два основных принципа:
во-первых, нужно, прежде всего, знать что-то, чтобы затем это понять;
во-вторых, чтение есть способ получить доступ к определенному содержанию, а не упражнение в расшифровке бессмыслицы.
Из первого принципа вытекает серия упражнений, позволяющих ребенку запомнить (незаметно и в процессе игры) алфавит, гласные, согласные, а также правила чтения некоторых буквосочетаний.[17]
Второй принцип приводит нас к необходимости создать такой материал для чтения, который близок ребенку и внушает ему уверенность в том, что чтение есть для него первейшая необходимость.[18]
ПЕСЕНКИ
Песенка алфавита.
На мотив песенки "Как мне маме объяснить..." или любой другой детской песенки пропойте названия букв. Это упражнение можно начинать сразу после рождения ребенка, оно должно стать основным в вашем "репертуаре".
Тогда малыш сможет спеть эту песенку уже в двухлетнем возрасте или даже раньше.
Когда песенка пропета сотни раз, и ребенок станет узнавать ее, можно перейти к песенкам сначала о гласных, а потом о согласных.
Гласные - А Е И О У Ы Э Ю Я
Согласные - Б В Г Д Ж 3 Й К Л М Н П Р С Т Ф X Ц Ч Ш Щ.
Их можно петь на тот же мотив, что и алфавит (гласные заменяют звуком типа "м... м... м").
Ммм Б В Г ДМмм Ж 3Ммм
К Л М НМмм П Р С ТМмм Ф
Х Ц Ч Ш ЩМмм Ммм Ммм Ммм
И хотя для младенца такие песенки понятны не более чем "тра-ля-ля, тра-ля-ля", зато позже они наполняются для него смыслом и, кроме того, создадут у ребенка впечатление, что все буквы - и гласные, и согласные - старые знакомые, обретшие, наконец, свое истинное лицо.
Тем, кто не умеет читать ноты.Совсем не обязательно использовать придуманные мной мелодии, можно петь буквы на любой мотив или просто проговаривать их в определенном ритме.
Песенка алфавита(на мотив "Ah vous dirais-je, maman...[19]").
A B C D E F G
H I J K L M N
P Q R S T U
V W X Y Z
infopedia.su
Вдруг сырный дух Лису остановил — КиберПедия
("дух" здесь означает запах). Лиса почувствовала запах сыра, он ей понравился, и она захотела съесть этот сыр.
И говорит так сладко, чуть дыша...
("сладко говорить" - значит, говорить очень тихо, ласково, нежно). И что же Лиса говорит?
Какие перышки! Какой носок!
("носок" - это не тот носок, который ты надеваешь на ногу, а особая форма слова "нос" - "носик").
И, верно, ангельский быть должен голосок
("ангельский голосок" - красивый, нежный, как у ангелов).
И потом:
Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!
Царь-птица - это самая главная, самая важная птица в лесу, у которой и оперенье прекрасное, и голос замечательный, словом, она всех во всем превосходит. А вот и совсем непонятное слово:
Вещуньина с похвал вскружилась голова
(вещунья - это от слова "ведать", знать. Вещунья - колдунья, которая все знает заранее. Считается, что вороны могут предсказывать судьбу, поэтому в басне Ворона и названа вещуньей).
От радости в зобу дыханье сперло
(зоб - это кожный мешочек у птиц на горле, в который попадает еда при глотании). "В зобу дыханье сперло" -означает, что Ворона чуть не задохнулась от похвал..."
. . . . .
Басню нужно рассказывать ребенку раз в день и объяснять ее примерно так, как я это изложила. Некоторые дети могут понять всю басню сразу, а кто-то - всего лишь несколько строк. Не спешите! Тогда ребенку захочется повторять все более и более длинные отрывки басни.
N.B.После того, как малыш уже прослушал басню несколько раз, перемените тактику - повторяйте то, что ребенок только что сказал. Таким образом, вы побудите его продолжать басню дальше уже самостоятельно.
Следующие, более длинные басни.Когда ребенок уже познакомился с относительно короткими баснями, можно перейти к более длинным, таким, как "Лисица и Аист", "Лисица и Козел", "Волк и Собака".
Вы даже можете сами сделать книжечку, разделив басню на отрывки, и к каждому подготовить рисунок.
Лиса, скупая от природы,
Вдруг хлебосолкою затеяла прослыть.
Да только как тут быть,
Чтоб не вовлечь себя в излишние расходы?
Вопрос мудрен, решит его не всяк,
Но для Лисы такой вопрос пустяк.
Плутовка жидкой каши наварила,
Ее на блюдо тонко наложила.
И, Аиста зовет преважно на обед.
На зов является сосед,
И оба принялись за поданное блюдо.
Ну, кашка хоть куда!
Одно лишь худо,
Что Аист есть так не привык...
Он в блюдо носом тык да тык,
Но в клюв ему ни крошки не попало;
А Лисонька меж тем в единый миг
Всю кашу языком слизала.
Вот Аист, в свой черед,
Чтоб наказать Лису, а частью для забавы,
Ее назавтра ужинать зовет.
Нажарил мяса он, сварил к нему приправы,
На мелкие кусочки накрошил
И в узенький кувшин сложил.
Меж тем Лиса, почуяв запах мяса,
Пришла голодная, едва дождавшись часа,
И ну, что было сил,
Давай вокруг стола юлить и увиваться.
И, щедрости соседа удивляться.
Но лесть ей тут не помогла:
По клюву Аисту кувшин пришелся впору,
У гостьи ж мордочка чресчур была кругла...
И жадная Кума ни с чем, как и пришла,
Поджавши хвост, к себе убралась в нору.
Каждую страничку этой книги объясняйте так же, как я делала это при анализе "Вороны и Лисицы". Вот вы раскрыли смысл первого кусочка басни, затем второго; советую вернуться опять к первому, рассказать и объяснить еще раз оба кусочка вместе и таким образом прочесть с ребенком всю басню.
Вводите выражения Лафонтена в повседневную жизнь. Если у вас есть такой же кувшин, как у Аиста, скажите малышу, что у этого кувшина, как и у того, длинное и "узенькое" горло. Когда ребенок будет слушать пение птиц, напомните ему: "...при красоте такой и петь ты мастерица..." Сравните тщеславие мачехи из сказки о Белоснежке с тщеславием Вороны. О приготовленном вами супе скажите, что это уж никак не "жидкая каша", и т.п.
Если ребенок привык к подобному усложненному языку, можно знакомить его не только с баснями, но и со стихами. Я предпочитаю читать детям поэтов XIX века, которые о "вечных" темах писали прекрасным и ясным языком. Я считаю, что ребенок гораздо ближе по своим вкусам стоит к взрослому, чем подросток. Главная цель ребенка - понять вселенную, овладеть ею и выжить. У подростка этих проблем нет, он совершенно не сомневается в своем существовании, цель его в другом: он жаждет утвердиться в этом мире. Очень часто ребенка принимают за "пред-подростка", и это неверно. Закрывая для детей мир взрослых, который их неодолимо влечет, вы готовите, таким образом, для вашего малыша трудное отрочество - он будет вынужден противостоять миру, не научившись разбираться в нем. Именно поэтому следует обязательно затрагивать важные жизненные темы, в том числе и печальные, в которых ребята тем больше хотят разобраться, чем усиленнее такие проблемы от них скрывают. Это относится, например, к темам смерти, заточения в тюрьму и т.п.
Встретившись с понятием смерти или наблюдая сам факт смерти, ребенок пытается разобраться, что это такое. В обсуждении этой проблемы вам может помочь стихотворение Виктора Гюго "Внук":
Смотри, мой мальчик, он - рассвет,
А я - вечерняя заря.
Он появляется на свет,
Навеки угасаю я.
Он примеряет колыбель,
А я - могильной ночи сон.
Но что увидим впереди -
Не ведаем ни я, ни он.
Очень часто в книжках дети читают, что кого-то заточают или бросают в тюрьму, они могут узнать об этом из передач радио и телевидения. Сколько раз вам приходилось слышать, как ребенок говорит: "Вот я тебя сейчас в тюрьму отведу!"
Чтобы малыш лучше понял, что означает быть лишенным свободы и не иметь возможности уйти и прийти, когда тебе этого захочется, прочтите ему стихотворение А. С. Пушкина "Узник":[16]
Сижу за решеткой в темнице сырой,
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Клюет и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим.
И вымолвить хочет: "Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.."
А если ваш ребенок любит поэзию и учится музыке, познакомьте его с Восьмым сонетом Шекспира, который, безусловно, поведет его за собой в эту таинственную страну:
Ты - музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку радостью такой?
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, -
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Я совершенно не хочу давать здесь целую антологию поэзии, просто эти примеры могут помочь в выборе подходящих стихотворений тем, кто не сможет сделать этого сам.
Не следует также забывать о поэзии эпической и юмористической, которую дети очень любят. Например, знаменитая "Баллада о носе" из пьесы Э. Ростана "Сирано де Бержерак" сама по себе представляет прекрасный урок расширения словарного запаса. Детей, которые изучают историю Франции и знают, кто такой Наполеон, стихотворение "Ватерлоо" В. Гюго из цикла "Возмездие" заставит трепетать!
Но совершенно не следует погружать ребенка в океан поэзии. Достаточно в год прочесть несколько хороших стихотворений, выбранных в зависимости от интересов малыша в данный период его развития. Это поможет не только расширить словарный запас ребенка, но и будет способствовать тренировке памяти и, может быть, пониманию того, зачем вообще существует поэзия. Не говорю уже, что ребенку с хорошо тренированной памятью легче учиться в школе.
Родителям, которые начинают заниматься со своим ребенком позже, причем малыш уже испытывает некоторое отвращение к поэзии как к упражнениям для развития памяти. Сначала выучите какое-либо стихотворение с ребенком вместе; после чего прочтите его с малышом так: одну строку - вы, другую - он, а потом наоборот. Затем, наконец, повторите стихотворение целиком - каждый свою строчку. Покажите ему, что это занятие интересует и занимает вас, именно ВАС. Это единственный путь привить ребенку вкус к чтению стихов.
Театр. Если вы хоть чуть-чуть артистичны и сами интересуетесь театром, то к различным занятиям с ребенком можно добавить еще и театр. Добродушный юмор мольеровских комедий всегда будет иметь успех у детей, например, первая сцена комедии "Лекарь поневоле" или урок орфографии в "Мещанине во дворянстве" (акт II, явление 6). При этом героя Мольера вы можете сравнить с мещанином из басни Лафонтена "Лягушка и Вол".
Я выбрала Мольера, а не другого, более современного автора, потому что, прежде всего, нужно заботиться о развитии разговорного языка, о его чистоте. Ребенок находится под сильным влиянием языка средств массовой информации, школы и нас самих, нередко он слышит тот убогий и вульгарный язык, которым говорят герои современных пьес и фильмов. Но ведь малыш в этом возрасте очень любознателен и, именно сейчас, его нужно знакомить с образцами хорошего языка и стиля, а не через десять лет, когда он начнет восставать против авторитетов и классических языковых норм.
КНИГИ
Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Привить малышу любовь к чтению книг - ваша главная задача.
Контакт с книгой.Как можно скорее приучите вашего ребенка рассматривать вместе с вами книгу с картинками, при этом иллюстрации вы должны ему пояснять.
Приучите ребенка следить за тем, что вы ему рассказываете.Перескажите малышу книгу, где с помощью картинок изложена самая простая история: про утенка, который ищет свою маму, или же про щенка, который услышал мяуканье и стал всех на ферме расспрашивать, кто же сказал "мяу"... Или же возьмите книжечки из серии "Для самых маленьких", реалистические рисунки которых нравятся детям. Расскажите, например, малышу историю "Мартина больна" только по картинкам, не обращая никакого внимания на текст. В период, пока малышу один-два года, часто повторяйте одни и те же истории.
Когда вы почувствовали, что ребенок научился следить за ходом простого рассказа, подберите ему книжки на этот раз уже не для изложения по картинкам, а для чтения, с коротким и живым текстом. Беттельгейм выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок в формировании личности ребенка. По его мнению, детям для снятия чувства тоски и страха совершенно необходимы полные драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребенка чего-то важного, так как из ее подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т.п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства.
Обязательно пересказывайте ребенку то, что вы только что прочитали. Каждая последующая книжка должна быть несколько сложнее и длиннее предыдущей. Не читайте монотонно! Объясняйте ребенку новые слова. Разделите книжку на отрывки, которые будете читать малышу каждый день. Действуйте по методу Эхтернаха (Echternach): шаг назад, два шага вперед; то есть прочтите снова то, что ребенок слышал накануне, и только потом приступайте к следующему кусочку, который должны повторить ему завтра. Закончив книжку, перечитайте ее еще раз. Таким образом, каждую книжку вы прочтете малышу трижды и только потом перейдете к следующей. Трехлетнему ребенку можно читать книжки из серии "Классический Дисней", конечно, в зависимости от того, какой именно диснеевский фильм ваш малыш уже видел или какой фильм вы собираетесь ему показать.
Великие мифы.У трехлетнего ребенка уже, как правило, достаточно развита речь и накоплен определенный словарный запас. Теперь в программу занятий можно включить изучение великих мифов: Библии, греческой и римской мифологии. Только вы, и более никто будете изучать с вашим ребенком основы культуры, ведь школа от этого отказалась давным-давно. Тем более важно этим заниматься. Кроме того, вы сможете находить параллели в живописи (см. главу "История искусства и рисование"). Каждую книгу по мифологии можно будет читать долго, по частям.
Если вы с вашим малышом занимаетесь историей Франции, возьмите хорошую книгу на эту тему и прочтите ее. Следуя системе, которую я рекомендовала, начинайте прямо с Гуго Капета и дойдите до наших дней. После этого скажите ребенку: "Теперь давай посмотрим, что же происходило до Гуго Капета, когда Франции как таковой еще не существовало", и прочтите ему начало книги.
"Маленький принц" А. Сент-Экзюпери и "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла - вот две прекрасные книги, которые можно читать в первый раз детям в возрасте трех-четырех лет. Если вы хорошо "преподнесете" их ребенку, увлекательно объясните сложные места, то они просто очаруют малыша. Они запомнятся ему и войдут в его духовный мир, и ребенок прочтет их снова и снова, когда уже сумеет это сделать сам.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому следите за своей речью, разговаривая с малышом, избегайте жаргонных, вульгарных слов. Не допускайте, чтобы ваша мысль выражалась туманно и неопределенно. Почаще употребляйте синонимы используемых вами слов. В то же время не забывайте о простонародном говоре, он поможет ребенку войти в другую языковую среду. Если малыш с детства будет слышать не только правильную речь, это даст ему реальное и более полное ощущение языка.
Для расширения словарного запаса ребенка можно делать систематические упражнения, включающие редкие слова. Изготовьте карточки по приводимому ниже образцу, они позволят вам заниматься с детьми во время долгих поездок.
Звуки, издаваемые животными, птицами, насекомыми.Каждый раз, когда вы рассказываете ребенку, например, о каком-нибудь животном или птице, не забудьте упомянуть о том, как называется звук, который они издают. Когда малыш выучит весь составленный вами список, затейте с ним игру: "Какая птичка так поет?" и "Как лает собачка?" Вот примерный перечень слов, который может вам помочь:
Пчела-жужжит
Осел-ревет
Утка-крякает
Кошка-мяукает
Кузнечик-стрекочет
Петух-поет, кукарекает
Ворона-каркает
Индюк-кулдыкает
Лягушка-квакает
Кабаны, свиньи-хрюкают
Лошадь-ржет
Коза-блеет
Собака-лает
Сова-ухает
Гусь-гогочет
Голубь-воркует
Сорока-трещит
Корова-мычит
Слон-трубит
Тигр, лев-рычит
Научные термины. Для игр с ребенком вы можете составить также списки научных терминов.
Зоология
Орнитология-наука о птицах
Ихтиологиянаука о рыбах
Энтомология-наука о насекомых
Гельминтология-наука о паразитах
Медицина
Кардиолог-врач, который лечит сердце
Хирург-врач, который делает операции
Дерматолог-врач, который лечит заболевания кожи
Невропатолог-врач, который лечит нервную систему
Отоларинголог-врач, который лечит заболевания уха, горла и носа
Педиатр-врач, который лечит детей
Психиатр-врач, который лечит умственные расстройства
Стоматолог-врач, который лечит зубы и заболевания ротовой полости
Число подобных игр можно увеличивать до бесконечности. Свяжите слова с теми отраслями знаний, к которым они могут относиться: звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми, - с "уроками зоологии", профессии врачей - с "уроками анатомии".
Словарик синонимов. Выберите слово и вспомните вместе с ребенком все синонимы, которые вы сможете подобрать к нему, потом проверьте себя по словарю.
Поздравьте друг друга, если вам удалось что-то вспомнить вместе, объясните ребенку те слова, которые ему пока неизвестны.
ГРАММАТИКА
В два-три года малыш начинает болтать без передышки, радуясь тому, что наконец-то овладел разговорной речью. Значит, наступил подходящий момент, чтобы помочь ребенку осознать природу слов и структуру фразы.
Расчленение фразы на слова.Стихотворение, которое ребенок знает наизусть, напишите большими буквами, выделяя отдельные слова. Попросите малыша прочесть это стихотворение наизусть и научите его показывать пальцем каждое слово. Вначале ему будет трудно, он начнет путаться, но очень скоро разберется и поймет, что фраза делится на слова. Совершенно неважно, что ребенок еще не умеет читать, подобное упражнение - прекрасная подготовка к чтению.
Грамматическая категория рода.Объясните ребенку различие между мужским, женским и средним родом. Расскажите, что род легко определить, если к слову добавить местоимения "мой, моя, мое" или "он, она, оно". Потом назовите несколько существительных, например "стул, кровать, яблоко", и попросите сказать, к какому роду они относятся.
Единственное и множественное число существительных.Произнесите несколько небольших фраз и попросите ребенка определить число существительных. Объясните ему, что бывают существительные только во множественном числе (например, ножницы). Расскажите, что множественное число образуется по-разному: стол - столы, стул - стулья, яблоко - яблоки, лошадь - лошади и т.д. Когда ребенок усвоит само понятие множественного числа, можно упомянуть и более сложные случаи: небо - небеса. Не забудьте о множественном числе местоимений и глаголов: мы едем, они уехали и т.п.
Подлежащее и сказуемое.Объясните ребенку, что подлежащее - это тот, кто делает, а сказуемое - это то, что делают.
Петя пьет, мама ест, папа спит.
Я хочу молока, папа ест суп.
Кто идет? Куда идет бабушка?
Грамматическая категория времени.Объясните ребенку разницу между настоящим, прошедшим и будущим временем. Говорите фразы, начинающиеся со слов "вчера", "сегодня", "завтра". Помогите ребенку разобраться и самому употребить в данной фразе единственно верную форму.
Дополнения.Основываясь на тех же принципах, расскажите малышу, что такое прямое и косвенное дополнения, обстоятельства места, времени и т. п.
После того, как ребенок научится читать, познакомьте его с простейшими грамматическими конструкциями. Это не только даст ему возможность глубже проникнуть в родной язык, но и будет способствовать развитию логического мышления. Сделайте таблицу наподобие приведенной ниже, разлинуйте ее, раскрасьте квадратики в разные цвета.
Мужской род
Женский род
Средний род
Единственное число
Множественное число
(обе эти категории можно использовать одновременно)
Подлежащее
Сказуемое
Прошедшее время
Настоящее время
Будущее время
Подлежащее
Сказуемое
Дополнение
Количество грамматических понятий, которые вы бы хотели объяснить малышу, можно увеличить. На первых порах таблица должна быть перед глазами ребенка. Говорите ему несколько слов или фразу, ребенок должен их повторить, хлопая рукой каждый раз по соответствующей клетке.
Когда вы вместе с малышом овладеете конструкцией целой фразы, то можете начертить каждую клетку на отдельной карточке; ребенок должен выбрать карточки и разложить их так, чтобы получилась фраза. Было бы хорошо использовать этот метод и тогда, когда ребенок начнет учиться в школе, или в тех случаях, когда он не может понять какого-нибудь грамматического явления.
Глава 4. Чтение и письмо
Эта методика была разработана после многочисленных поисков и долгих блужданий в недрах теории и практики Домана, Энгельмана, Рашели Коэн, Додсона и др. Она создавалась с таким расчетом, чтобы приносить удовлетворение как ребенку, увлеченному абстракциями, так и детям, которые могут испытывать к ним отвращение. Методика опирается на два основных принципа:
во-первых, нужно, прежде всего, знать что-то, чтобы затем это понять;
во-вторых, чтение есть способ получить доступ к определенному содержанию, а не упражнение в расшифровке бессмыслицы.
Из первого принципа вытекает серия упражнений, позволяющих ребенку запомнить (незаметно и в процессе игры) алфавит, гласные, согласные, а также правила чтения некоторых буквосочетаний.[17]
Второй принцип приводит нас к необходимости создать такой материал для чтения, который близок ребенку и внушает ему уверенность в том, что чтение есть для него первейшая необходимость.[18]
ПЕСЕНКИ
Песенка алфавита.
На мотив песенки "Как мне маме объяснить..." или любой другой детской песенки пропойте названия букв. Это упражнение можно начинать сразу после рождения ребенка, оно должно стать основным в вашем "репертуаре".
Тогда малыш сможет спеть эту песенку уже в двухлетнем возрасте или даже раньше.
Когда песенка пропета сотни раз, и ребенок станет узнавать ее, можно перейти к песенкам сначала о гласных, а потом о согласных.
Гласные - А Е И О У Ы Э Ю Я
Согласные - Б В Г Д Ж 3 Й К Л М Н П Р С Т Ф X Ц Ч Ш Щ.
Их можно петь на тот же мотив, что и алфавит (гласные заменяют звуком типа "м... м... м").
Ммм Б В Г ДМмм Ж 3Ммм
К Л М НМмм П Р С ТМмм Ф
Х Ц Ч Ш ЩМмм Ммм Ммм Ммм
И хотя для младенца такие песенки понятны не более чем "тра-ля-ля, тра-ля-ля", зато позже они наполняются для него смыслом и, кроме того, создадут у ребенка впечатление, что все буквы - и гласные, и согласные - старые знакомые, обретшие, наконец, свое истинное лицо.
Тем, кто не умеет читать ноты.Совсем не обязательно использовать придуманные мной мелодии, можно петь буквы на любой мотив или просто проговаривать их в определенном ритме.
Песенка алфавита(на мотив "Ah vous dirais-je, maman...[19]").
A B C D E F G
H I J K L M N
P Q R S T U
V W X Y Z
cyberpedia.su