23. Теория воспитания джентльмена Локка. Здоровый дух в здоровом теле джон локк


23. Теория воспитания джентльмена Локка

23. Теория воспитания джентльмена Локка.

  1. Педагогическая теория Джона Локка.

Джон Локк (1632 – 1704 г.г.)

В трудах Джон Локка – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.

Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести «свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «В здоровом теле — здоровый дух», — подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости.

Свою мораль Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей.

«Детей нельзя воспитывать правилами, которые ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это посредством практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай».

Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы...».

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.

Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным. Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.

studfiles.net

Джон Локк

Шергина Мария.

Преподаватели:

Джуринский Александр Наумович,

Олейникова Марина Анатольевна.

Джон Локк

В здоровом теле здоровый дух!

Образование создает разницу между людьми.

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Джон Локк — видный английский философ, политический мыслитель и педагог, один из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Его жизнь в основном протекала в условиях острых общественных противоречий в Англии середины XVII в. Он родился в небольшом городке Рингтоне в графстве Сомерсет в 1632 г. в семье адвоката, последователя пуританизма — религиозного движения, оппозиционного англиканской церкви, находившейся под властью короля. Д. Локк окончил Вестминстерскую школу, одну из старейших латинских школ Англии того времени, где изучались в основном богословие, латинский и греческий языки, риторика и грамматика. После этого Д. Локк поступил в колледж Христовой церкви Оксфордского университета, окончив который в 1660 г., стал преподавать в том же университете греческий язык, риторику и этику.

Еще в студенческие годы Д. Локк увлекся эмпирической философией английских мыслителей Ф. Бэкона (1561 —1626 гг.), Т. Гоббса (1588— 1679 гг.) и французского философа П. Гассенди (1592—1655 гг.), углубленно изучал медицину, труды И. Ньютона, проводил эксперименты вместе с известным английским химиком и физиком Р. Бойлем.

В годы реставрации монархии Стюартов (1660—1668 гг.) Д. Локк переехал в Лондон, приняв предложенное ему место домашнего врача и воспитателя в семье лидера партии вигов (либералов) — лорда А. Эшли Купера, графа Шефтсбери. Из-за своего участия в оппозиции режиму Реставрации ему пришлось эмигрировать в Голландию (1683 г.). Вернуться на родину он смог только после «Славной революции» 1688—1689 гг., установившей в Англии конституционную монархию. Движение Англии к гражданскому обществу нашло отражение в философских, социально-политических и педагогических трудах Д. Локка.

В своем фундаментальном сочинении «Опыт о человеческом разумении» (1690 г.) Д. Локк выступил с отрицанием врожденных идей и нравственных принципов, утверждая, что все человеческие знания происходят из опыта: внешнего (ощущения), формирующего простые идеи, и внутреннего (рефлексия), формирующего сложные идеи. Раскрыв свое понимание механизма формирования человеческого знания, Д. Локк теоретически обосновал решающую роль среды и воспитания в становлении личности.

Свои педагогические идеи Д. Локк изложил в сочинениях «Мысли о воспитании» (1693 г.), «Мысли о том, что читать джентльмену» (1703 г.), «Об управлении разумом», опубликованном посмертно в 1706 г. и др. Главная цель воспитания — формирование делового человека, джентльмена — представителя высших торгово-промышленных кругов и «нового дворянства», связанного с товарным производством.

В процессе воспитания должно быть обеспечено физичёское, нравственное и умственное развитие молодых людей. Считая ведущим принципом воспитания полезность, Д. Локк трактовал ее достаточно широко. Так, забота о физическом развитии и укреплении здоровья детей рассматривалась им как предпосылка общего развития личности. Практическая направленность обучения подчинялась задачам нравственного воспитания. Образование рассматривалось как средство развития таких важнейших качеств личности, как стремление быть полезным своей стране и сочетать желание личного успеха с аналогичным желанием других людей.

Д. Локк наметил и содержание реального образования, которое должно включать в себя изучение естественно-научных дисциплин, наряду с которыми также предусматривалось изучение истории, права, этики и других учебных предметов, «требующихся для промышленности и торговли». Он отстаивал «мягкие методы» обучения, опирающиеся на естественные интересы и положительные эмоции детей.

Регулятором поведения, по Д. Локку, должен служить здравый смысл, обеспечивающий господство разума над чувствами. В самоограничении он видел условие разумного поведения и управления собой.

«Мысли о воспитании»

Главная цель моего рассуждения заключается в выяснении надлежащих методов воспитания молодого джентельмена, начиная с детских лет. Эти методы не могут во всем подходить к воспитанию дочерей.

Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Счастье или несчастье человека большей частью является делом его собственных рук.

Умение плавать многим спасает жизнь, и римляне считале его настолько необходимым, что ставили на одну доску с грамотой, а о человеке плохо воспитанном и ни к чему негодном говорили: «Он не научился ни грамоте, ни плаванию».

Можно, мне думается, сказать, что девать десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми.

Ранний возраст

Родители должны уделять достаточно внимания тому, чтобы сделать душу ребенка послушной дисциплине и разуму в наиболее подходящий для этого период, когда юная душа наиболее нежна и легче всего подвержена воздействию. Родители любят своих малюток, но часто они любят в своих детях также их недостатки – это большая ошибка. Солон очень хорошо ответил одному «нежному» родителю, который не хотел наказать ребенка за одну скверную выходку, извиняя ее тем, что это неважная вещь: да, сказал он, но привычка - важная вещь. Поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, родители портят в них природные задатки. Когда дети вырастают, вместе с ними вырастают также и их дурные привычки. Если ребенок привык во всем проявлять свою волю, пока он носил детскую рубашонку, то почему мы должны считать странным, когда, надевши уже штаны, он стремится к тому же и претендует на то же самое?

Тот, кто не привык подчинять свои желания разуму других, когда он молод, вряд ли будет вслушиваться и подчиняться голосу своего собственного разума, достигши того возраста, когда он способен им пользоваться. И нетрудно предвидеть, какого рода человек, по всей вероятности, выйдет из такого субъекта.

Капризы

Когда дети подрастут, мы должны смотреть на них как на равных нам, как на людей с такими же страстями, с такими же желаниями, как наши страсти и желания. Мы желаем, чтобы и нас признавали разумные создания, мы стремимся к свободе: мы не любим, если нам надоедают постоянными выговорами и окриками и не миримся с тем, чтобы люди, с которыми мы сталкиваемся, проявляли к нам суровое отношение или держали нас на почтительном расстоянии. Тот, кто, будучи взрослым, встречает подобное отношение к себе, будет искать другого общества, других друзей, других собеседников, с которыми он мог бы чувствовать себя легко. Так и у детей.

Побои

Обычный метод воздействия наказанием и розгой, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию воспитателей, является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания. Я не могу признать полезным для ребенка какое бы то ни было наказание, при котором стыд пострадать за совершенный проступок не действует на него сильнее, чем само страдание.

Правила

Здесь позвольте мне обратить внимание на одну вещь, которую я считаю ошибкой обычного метода воспитания; она заключается в обременении детской памяти всевозможными правилами и предписаниями, которые часто бывают недоступны их пониманию и всегда детьми забываются сейчас же, как только они их получили. Если вы желаете, чтобы дети выполнили какое-либо действие или сделали это иначе, когда они забывают или делают это неудачно, заставляйте их много раз переделывать, пока они не достигнут совершенства. Этим вы добьетесь двух полезных результатов. Во-первых, вы увидите, способны ли они выполнить данную работу и можно ли рассчитывать, что они ее выполнят. Другая польза, которая получается от этого, заключается в том, что, если дети будут многократно проделывать одно и то же действие до тех пор, пока оно не станет для них привычным, выполнение не будет зависеть от памяти или размышления, свойственных не детству, а зрелому возрасту, но станет у них чем-то естественным.

Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они, будучи раз созданы, соблюдались. Для малолетних детей требуется немного законов, и, лишь по мере того как они становятся старше и какое-либо правило в результате практики прочно утвердилось, вы можете прибавить новое правило.

Обязательные задания

Ни один предмет, который они должны изучить, не следует превращать в бремя для них или навязывать им как нечто обязательное. Все, что предлагается в такой форме, немедленно становится скучным, душа проникается отвращением к этому даже в том случае, если оно раньше было для нее приятно или безразлично. Разве то, что дети с удовольствием делают по своей воле, не становится сразу же для них тягостным и невыносимым, как только они увидят, что это вменяется им в обязанность? Думайте о детях как вам угодно, но им также хочется показать, что они свободны, что их хорошие поступки исходят от них самих, что они самостоятельны и независимы, как это хочется самому гордому из вас, взрослых людей.

Рассуждение

Говоря о рассуждениях, я имею в виду лишь такие, которые подходят к детским способностям и уровню понимания. Длинные речи и философские рассуждения в лучшем случае приводят детей в изумление и смущение, но нисколько не учат их. Поэтому, когда я говорю, что с ними нужно обращаться как с разумными существами, я имею в виду, что вы должны мягкостью своего обращения и сдержанностью даже в мерах воздействия на них научить их понимать, что то, что вы делаете, исходит от вашего разума (диктуется вашим разумом) и полезно и необходимо для них, что если вы что-нибудь приказываете или запрещаете им, то это не вытекает из каприза, страсти или фантазии. Доводы, которые на них действуют, должны быть очевидными и соответствовать уровню их мышления; они должны быть, так сказать, ощутимыми, осязательными. Тем не менее, если мы будем учитывать их возраст, характер и наклонности, у нас никогда не будет недостатка в доводах, достаточно для них убедительных.

Примеры

Самый простой и легкий и вместе с тем эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать. Если фиксировать их внимание на таких примерах, из поступков знакомых им людей и сопровождать это отзывами о достоинстве или неприличии данного поступка, это будет сильнее толкать или удерживать их от подражания, чем какие бы то ни было отвлеченные рассуждения, обращенные к ним. Никакие слова не могут сделать столь ясными для их понимания добродетели и пороки, как поступки других людей, если вы при этом руководите их наблюдением и фиксируете их внимание на той или иной хорошей или дурной черте в поведении этих людей. Ничто не проникает так незаметно и так глубоко в душу человека, как пример: какую бы дурную черту люди ни проглядели в себе и не прощали себе самим, она может внушать им только отвращение и стыд, когда она выступает перед ними в других людях...

Любознательность

Любознательность в детях нужно так же заботливо поощрять, как другие желания подавлять. Нужно заботиться, чтобы они всегда делали с удовольствием то, что для них полезно. Полезные же занятия следует прерывать в такой момент, когда они еще занимаются с охотой, по крайней мере раньше, чем они устанут или почувствуют полное отвращение к ним; нужно, чтобы дети могли возвращаться к полезным занятиям как к ожидающему их удовольствию. Предоставление детям свободы в их развлечениях полезно в том отношении, что в условиях такой свободы высказываются природные характеры детей, выявляются их наклонности и способности, и разумные родители могут в этом почерпнуть указания относительно выбора для них карьеры и профессии и в то же время относительно способов исправления любого недостатка, который, по их наблюдениям, грозит направить ребенка на дурной путь.

Жалобы

Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью.

Щедрость

Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими друзьями тем, что у них есть, и заставьте их убедиться на опыте, что самый щедрый человек всегда оказывается и самым богатым да вдобавок еще пользуется признанием и одобрением; и тогда они быстро научатся быть щедрыми на деле. Пусть всегда, во всех случаях проявления подобной щедрости, ребенок получает награду, и притом с процентами: и пусть он осязательно чувствует, что доброта, которую он проявляет по отношению к другим, небезвыгодна и для него самого, что она вызывает доброе отношение к нему со стороны как тех, которые воспользовались его добротой, так и тех, кто ее наблюдает со стороны. Делайте это предметом соревнования между детьми, чтобы они старались превзойти друг друга в этом отношении.

Заключение

Философско-педагогические и социально-политические идеи Д. Локка Доказали мощное воздействие на дальнейшее развитие европейской фило-3? софско-педагогической мысли. Они нашли отражение в педагогических взглядах и деятельности таких просветителей XVIII в., как И.И. Бецкой, М.В. Ломоносов, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, И.И. Новиков, И.Г. Песталоцци и др.

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы утилитаризм - каждый предмет должен готовить к жизни.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

o Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.

o Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.

o Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу, как высшему существу.

o Нравственное воспитание: воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка характера, воли, изящных манер, навыков галантного поведения.

o Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Итак, Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»).

Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы, нравственность, главнейшие части гражданского права, риторика, логика, натурфилософия, физика — вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла.

Образованию детей простого народа Локк уделяет довольно мало внимания и акцент делает на результате педагогической деятельности как на джентльмене из дворянской семьи, приятного для общества и могущего вести свои дела с умом и без излишней расточительности.

 

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 170 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.067 сек.)

mybiblioteka.su

Джон Локк о воспитании детей

Локк, в соответствии со своей убежденностью в отсутствии врожденных детерминант как процесса приобретения знаний (он противник концепции врожденных идей), так и процесса обретения человеком социальных черт основную роль в этом процессе отводит воспитанию: «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть,– добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно и создаёт большие различия между людьми»

Локк утверждает, что «детскую душу так же легко направить по тому или иному пути, как и речную воду; но хотя в этом и заключается основная задача воспитания и должно заботиться главным образом о внутренней стороне человека, однако не следует оставлять без внимания и бренную оболочку». Т.е. важными являются и «вопросы, касающиеся здоровья тела. К тому же с этими вопросами можно скорее покончить, - их круг весьма невелик. Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остаётся желать немногого; а кто лишён хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, чей дух – неразумный руководитель, никогда не найдёт правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперёд по этому пути. История знает исключения, но их немного. Локк указывает на необходимость закаливания организма, ношения удобной одежды, правильного режима и рациона питания, умеренности в употреблении спиртного, апеллируя к историческим примерам, в т.ч. таких долгожителей как Сенека, др. великих личностей.   

Не следует  потакать необоснованным капризам детей: «балуя детей, когда они малы, родители портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус. Когда дети вырастают, вместе с ними вырастают их дурные привычки» и тогда родители сталкиваются с их испорченностью. Важно уметь не допускать исполнения желаний детей только из-за выражаемого ими нетерпения: «они так же мало будут плакать при отказе в чём-либо другом, как мало плачут из-за того, что им не дают луны с неба».

Безусловно, дети требуют особого «нежного обращения; для них игры и игрушки являются действительной потребностью». Однако «когда дети хотят получить или сделать что-либо им ненужное, не следует давать или разрешать это только потому, что они маленькие и им этого захотелось».

Родители должны быть источником авторитета для своих детей: не уместны снисходительность и фамильярность по отношению к ребенку, которые сменятся суровостью по мере его взросления: «властное и строгое отношение – плохой способ обращения с теми, кто уже обладает собственным разумом». Страх и почтительность дают «первую власть над их душами, а любовь и дружба закрепляют её».

Всякий человек должен рано или поздно быть предоставлен самому себе, и хороший человек должен быть воспитан таковым внутренне. Полезные привычки и представления о  правильном поведении должны стать частью его натуры, а не лицемерной личиной, надетой лишь из страха и с единственной целью избежать в данное время гнева отца, который может лишить наследства.

Обычный метод воздействия телесным наказанием, который не требует ни усилий, ни много времени, является наименее пригодным из всех мыслимых приёмов воспитания. Этот вид наказания не способствует преодолению нашей естественной склонности предаваться физическим и мимолетным удовольствиям и всячески избегать страданий, а скорее поощряет эту склонность и тем самым укрепляет в нас то, что является корнем всех порочных поступков и отступлений от правильной жизни.

Рабская дисциплина создает рабский характер. Ребёнок подчиняется и притворяется послушным, пока над ним висит страх розги; но как только этот страх отпал, он даёт ещё больший простор своей естественной наклонности,

Локк говорит о правильном выборе системы поощрений желаемого поведения ребенка:  если мы хотим влиять на детей, нужно обещать им награды и предупреждать их о наказании. Ошибка заключается в том, что применяемые обычно награды и наказания плохо выбираются. Телесные страдания и телесные удовольствия, когда они превращаются в награды или наказания, которыми рассчитывают воздействовать на детей, дают дурные результаты, ибо они только усиливают и укрепляют те наклонности, подавление которых является нашей задачей.

Развитие в ребенке надлежащих черт характера, знание правил этикета и обходительность должны сочетаться с должным уровнем развития воли, интеллекта, знаний, а также трудовых навыков, для чего крайне полезно овладение ремеслом: труд предотвращает возможность вредной праздности. 

Очень важное место в системе средств формирования нравственности человека явл. религиозное воспитание, но его суть – не в приучении детей к обрядам, а в формировании любви и почтения к Богу как к высшему духовному благу.

Хорошее воспитание детей является не только «долгом и интересом родителей». От него зависит благополучие нации. Содействие воспитанию молодежи следует осуществлять с учетом  «различных условий её жизни» и тем способом, который всего легче, быстрее и вернее способен создать добродетельных, дельных и способных людей в границах их различных призваний. Таким образом, важно в процессе воспитания прививать молодежи представления о моральном долге, а также деловитость, предприимчивость, при этом учитывая призвание каждого, а в первую очередь - призвание джентльмена, ибо «если люди этого ранга однажды поставлены воспитанием на верный путь, они быстро приведут в порядок всё остальное».



biofile.ru

23. Теория воспитания джентльмена Локка.

Педагогическая теория Джона Локка.

Джон Локк (1632 – 1704 г.г.)

В трудах Джон Локка – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.

Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести «свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «В здоровом теле — здоровый дух», — подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости.

Свою мораль Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей.

«Детей нельзя воспитывать правилами, которые ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это посредством практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай».

Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы...».

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.

Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным. Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.

studfiles.net


Смотрите также