«Гриша», анализ рассказа Чехова. Анализ не в духе


«Горе», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «Горе» был напечатан в «Петербургской газете» 25 ноября 1885 г. с подзаголовком: (Зимняя картинка). Л.Толстой отнёс «Горе» к лучшим рассказам Чехова.

Литературное направление, жанр

«Горе» - реалистический психологический рассказ.

Проблематика

В рассказе Чехов сокрушается над основной бедой русского человека – пьянством. Токарь Григорий Петров всю жизнь прожил «безмятежно, ровно, в пьяном полузабытьи». Он как напился лет 40 назад на своей свадьбе, «так словно и до сих пор не просыпался».

Другая проблема русского человека – лень и сопутствующая ей бедность. Даже жену выдали за токаря благодаря его мастерству, да только он всю жизнь пролежал на печи.

Косвенно Чехов затрагивает проблему судьбы русской женщины, бесправной, без любви выданной замуж и полностью зависящей от мужа.

Глубинная проблема - бесполезность и бессмысленность человеческой жизни вообще, неизбежность и неожиданность смерти.

Герои рассказа

Главный герой – токарь Григорий Петров. Он талантливый мастер, но пьяница и лентяй, поколачивающий свою жену, выгоняющий её просить милостыню. Жизнь его подобна беспробудному сну, как жизнь большинства русских мужиков. Только горе – болезнь жены – пробуждает его от спячки. Лейтмотив его беспутной жизни – «Как на этом свете всё быстро делается».

Жизнь «проснувшегося» токаря ещё больше похожа на сон, чем предыдущие 40 лет. Как во сне, он теряет дорогу и оказывается не там, где задумал. Он не может пошевелить ни руками, ни ногами, не находит в себе сил вылезти из саней. Следующий день похож не просто на сон, а на кошмар. Доктор сообщает Григорию, что смерть близка. Но Григорий как будто не осознаёт этого, старается проснуться, рассуждает о своих занятиях после пробуждения: отдать чужую лошадь, похоронить старуху, выточить доктору портсигар и шары для крокета.

Речь Григория - это речь мужика, богатая просторечиями: сызнова, покеда, вышескородие, тово, фатера, завсегда, нешто, ишь.

Другой герой рассказа – земский врач Павел Иваныч. Сначала о его характере читатель узнаёт из воображаемого диалога токаря. Павел Иваныч славный, обходительный, не отказывает в помощи, но ругает токаря за безалаберность и пьянство.

В конце рассказа читатель знакомится с доктором лично. Павел Иваныч подобен гласу Божьему для Григория: объявляет ему о скорой смерти, наталкивает токаря на мысль о бесполезности дальнейшей жизни (зачем?) и не принимает возражений.

Из размышлений Григория читатель узнаёт о жизни Матрёны. Эта когда-то красивая, весёлая и богатая девушка в конце жизни – несчастнейшее существо с мученическим выражением глаз, «как у собак, которых много бьют и плохо кормят». Именно изменение её взгляда стало причиной пробуждения Григория.

Сюжет и композиция

Григорий Петров везёт свою заболевшую жену Матрёну в земскую больницу, находящуюся в 30 верстах. Для этого он попросил у соседа слабосильную кобылку, которая едва переставляет ноги, не в силах справиться с вьюгой.

Пока Григорий едет, перед его глазами проносится вся его непутёвая жизнь. Монолог этого пьяного человека превращается в воображаемый диалог с молчащей женой, с земским врачом, которого нужно будет уговорить принять больную не вовремя, с самим собой.

Рассказ называется «Горе», потому что это чувство, которое впервые испытывает главный герой. По мере развития событий горе всё усиливается. Накануне вечером горе пришло с болезнью жены. Горе делает пьяницу человеком, способным опомниться, пожалеть. По дороге старуха умирает. Токарь воспринимает это как развязку своего горя.

Но рассказу ещё далеко до развязки. Пьяный токарь, охваченный горем и воспоминаниями, путается не только в пространстве, но и во времени, то собираясь хоронить покойницу, то думая о ней как о живой.

Горе ещё нарастает, когда токарь узнаёт, что отморозил руки и ноги.

Стилевые особенности

Безнадёжность подчёркивают детали: слабосильная кобылка, которая тащится по велению беспутного человека, подобна человеческой жизни, слепой, бессмысленной.

Кошмарны детали, связанные с мёртвой старухой: упавшая как плеть холодная рука, нетающие снежинки на лице, бьющаяся о сани голова.

Выточенный из карельской берёзы портсигар, кегли, шары для крокета – это символы возможной благополучной жизни Григория, которую он погубил.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Гриша», анализ рассказа Чехова
  • «После театра», анализ рассказа Чехова
  • «В аптеке», анализ рассказа Чехова
  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
  • «Альбом», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
  • «Дома», анализ рассказа Чехова
  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

По произведению: «Горе»

По писателю: Чехов Антон Павлович

goldlit.ru

«Дома», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «Дома» был написан 1887 г. и напечатан в журнале «Новое время». Произведение вызвало восхищение критиков, Толстой отнёс его к рассказам «1-го сорта».

Литературное направление, жанр

«Дома» - реалистический психологический рассказ, обнаруживающий понимание Чеховым человеческой души вообще и души ребёнка в частности.

Проблематика

Самая важная проблема рассказа - проблема воспитания. Прокурор Быковский не считает курение собственным недостатком (он курит) и опасностью для сына, но обещает гувернантке поговорить с мальчиком. Логические доводы не приносят результата. Интуитивно отец находит способ поразить мальчика, так что тот решает не курить.

Близка к первой проблема отцов и детей. Они говорят на разных языках: «При внимательном наблюдении, взрослому Серёжа мог показаться ненормальным».

Третья проблема (что такое зло и как с ним бороться) не может быть решена симпатичным героем прокурором Быковским: «Чем непонятнее зло, тем ожесточённее и грубее борются с ним». Быковский осуждает директора своей гимназии, который считал курение преступным и исключал курильщиков. Не случайно Чехов сделал своего героя прокурором, обвинителем преступников.

Ещё одна проблема рассказа – свобода и несвобода личности. Быковский и его маленький сын внутренне свободны. Они живут без страха и чувства вины. Именно это даёт им возможность рассуждать и выбирать (наказывать или нет, курить или не курить). Не так ведёт себя гувернантка. Сама она не смогла объяснить мальчику, почему нельзя курить, из-за страха перед этим явлением.

Герои рассказа

Главный герой – прокурор Евгений Петрович Быковский, человек умный и рассудительный. Его глубокие размышления о сыне, о воспитании, о преступлении и наказании – всего лишь приятный домашний отдых. Быковский свободен от казённого мышления. Его не пугает курение сына так, как оно напугало гувернантку. Быковский рассуждает здраво. Он понимает, что страхи гувернантки небеспочвенны. При этом прокурор не хочет переносить свои профессиональные приёмы обвинителя на домашнюю жизнь. Он задаёт Серёже вопросы и внимательно слушает ответы, даже ловит сына на лжи. Но ни одно из его доказательств не достигает цели.

Семилетний Серёжа, рано лишившийся матери, очень любит папу. Он совсем не боится, что папа накажет его за проступок. Как и Быковский, Серёжа рассуждает. Но его логика совсем другая, детская. Ребёнок не приемлет казённости и формализма. Его убеждает бросить курить нелепая сказка, сочинённая отцом.

В рассказе важна роль гувернантки. С одной стороны, она заменяет мать в воспитании ребёнка. С другой, гувернантка – это начало всей казённой школы, которую так ненавидел Чехов.

Сюжет и композиция

События рассказа занимают один вечер. У них есть звуковой фон. Когда Быковский приходит в кабинет, он слышит игру в 4 руки и шаги человека, который «о чём-то мучительно думал или же страдал зубною болью». После окончания разговора отца с сыном гаммы уже не играют, но шаги ещё слышны, как будто беседа не смогла разрешить мучительных раздумий.

Весь разговор построен как диалог, прерывающийся размышлениями Быковского или мальчика. Каждый новый довод прокурор начинает с мысли: «Что я ему скажу?»

Попытка объяснить, что такое собственность, подделываясь под язык ребёнка, потерпела поражение, потому что Серёжа задумался, из чего делается клей. Рассказ о дяде Игнатии, который курил и умер от чахотки, наводит мальчика на печальные мысли об умершей маме. Эти рассуждения Чехов передаёт детским языком: «Смерть уносит на тот свет матерей и дядей, а их дети и скрипки остаются на земле».

Отец понимает, что логики и морали недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребёнком. Быковский сдаётся, отправляет сына спать, сымпровизировав перед сном сказку. Незамысловатая сказка о царе, у которого сын умер, потому что курил, вызвала сочувствие и подействовала на Серёжу лучше всяких доводов.

Стилевые особенности

Детали портрета мальчика оживляют его образ: «Тщедушный, белолицый, хрупкий», при этом нежный и мягкий. Серёжа не говорит, а пропевает слова.

Психология героев раскрывается благодаря чередованию диалогов, внутренних монологов прокурора и произнесённых монологов Серёжи, а также несобственно-прямой речи героев.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Гриша», анализ рассказа Чехова
  • «После театра», анализ рассказа Чехова
  • «В аптеке», анализ рассказа Чехова
  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
  • «Альбом», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
  • «Горе», анализ рассказа Чехова
  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

По произведению: «Дома»

По писателю: Чехов Антон Павлович

goldlit.ru

АНАЛИЗ ДУХА: Общение (продолжение) - Хлеб насущный

ПРОДОЛЖЕНИЕДух премудрости и откровения

В общении с Богом дух премудрости и откровения необходим. "Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам духа мудрости и откровения к познанию Его" (Еф.1:17). Так как новый дух обретен при возрождении, его функции ожидают развития, потому что они находятся в дремлющем состоянии. Апостол Павел молился за возрожденных верующих, чтобы они приняли духа премудрости и откровения, чтобы они могли знать Бога интуитивно. Либо эта способность есть скрытая функция духа верующего, которая активизируется через молитву, либо это что-то привнесенное Святым Духом в дух верующего как результат молитвы, мы не знаем. Но одно определенно: этот дух премудрости и откровения является существенным в общении с Богом. Также мы признаем, что это может быть достигнуто через молитву.Хотя наша интуиция способна общаться с Богом, но она требует премудрости и откровения. Мы нуждаемся в ней, чтобы знать что приходит от Бога, а что от нас самих. Мы должны иметь мудрость, чтобы различать подделку врага и его атаку. Нам она также требуется для того, чтобы знать как общаться с людьми. В тысячах других путях нам нужна мудрость Божия, потому что мы глупы и склонны к ошибкам. Как трудно для нас выполнять волю Божию во всех отношениях, но Он дает нам необходимое снабжение. Он не наделяет им наш ум; скорее Он дает дух премудрости нам для того, чтобы мы могли иметь мудрость в нашем духе. Бог дает ее в нашу интуицию, чтобы Он мог вести нас через интуицию по пути премудрости. В то время как наш разум остается притупленным, наша интуиция полна мудрости. Часто, когда наша собственная мудрость заканчивается, то постепенно восстает внутри нас иной вид мудрости, чтобы вести нас. Мудрость и откровение тесно связаны, потому что все Божии откровения по сути мудрость. Если мы живем природной жизнью, то у нас нет пути понимать Бога. В природном человеке не живет ничего, кроме тьмы. Бог и духовные сути находятся далеко за пределами достижения человеческого ума. И хотя наш дух может быть оживлен, он все еще пребывает в темноте, если нет откровения от Святого Духа. Оживший дух показывает, что он способен принимать Божие откровение. Но это не означает, что он теперь может двигаться независимо.В нашем общении с Богом, Он часто дает откровение. Нам должно молиться об этом. Дух откровения подразумевает то, что Бог открывает в нашем духе. Дух премудрости и откровения показывает, где Бог открывает Себя и как Он наделяет нас Его мудростью. Импульсивная мысль не может быть интерпретирована как дух откровения. Только то, что мы интуитивно знаем разум Божий через действие Святого Духа в нашем духе, всегда может рассматриваться как дух откровения. Бог общается с нами там и нигде больше.Дух премудрости и откровения приносит нам истинное знание Бога; иначе это не глубже чем внешнее, вообразительное, поверхностное и потому неправильное знание. Мы часто говорим о Божией святости, праведности, милости, любви и других добродетелях. Человеческий разум способен задумываться об этих Божиих атрибутах, хотя такое ментальное знание подобно смотрению через каменную стену. Когда, однако, верующий получит откровение от Бога относительно Его святости, то он увидит себя развращенным до сердцевины, пустым от всякой чистоты перед светом Божиим, в неприступном свете, куда грешный, природный человек не может приступить. О, многие из нас могли бы поделиться подобным опытом. И потому давайте сравним того, кто получил такое откровение о Божией святости с другими, которые не имеют такого опыта, но просто говорят о Божией святости. Они может используют ту же терминологию, но слова, сказанные первыми, кажутся намного весомее тех слов, которые говорят вторые. Первый говорит не только устами, но всем своим существом. Только лишь дух откровения выражает это. Применяется такое говорение ко всем истинам Библии. Иногда мы понимаем определенную истину и признаем ее важность, но только после того, как она откроется Богом в нашем духе, мы будем способны говорить с особым ударением.То, что мы приняли снаружи, но не стало открытым внутри, не может затронуть ни нас, ни других. Откровение духа лишь одно содержит духовную силу. Общаться с Богом значит получать Его откровение в своем духе. Они редки для многих из нас, потому что мы редко ожидаем их от Него. Как мы можем сравнить занятую собственной природой жизнь с жизнью, которая основана на откровении? Если мы хотим обеспечить возможность Богу в нашей жизни действовать, мы должны в самом деле часто получать откровение. Жизнь апостолов обильно приводит достаточные основания этого утверждения.

Духовное понимание

Существует как душевная так и духовная мудрость. Первая проистекает из человеческого ума, в то время как вторая питается духом от Бога. Образование может восполнить всякую нужду в понимании и мудрости в природном человеке, но оно не может изменить природного дарования. Духовная мудрость может быть познана через молитву верующего (Иаков 1:5). Одну вещь мы должны держать в своих умах, что при искуплении "...у Бога нет лицеприятия" (Деян.10:34) Он помещает всех грешников, мудрых и глупых, в одно положение и дарует им одно и то же спасение. Как все существо мудрого растлено, точно так и существо глупого. В глазах Божиих разум мудрого так же неэффективен, как и разум глупого. Оба нуждаются в возрождении духа; и после этого мудрому человеку никак не легче знать слова Божии. Очень трудно для глупого человека знать Бога; но разве не менее это трудно и для того, кто есть мудрейший из людей? Точно также, потому что Бог познается только в духе каждого. Их умы могут быть бесподобными, но духи обоих будут мертвы и потому они равно глупы и неполноценны в духовных реальностях. Человеческая природная изощренность не поможет ему в знании Бога и Божиих истин. Без сомнения мудрому легче в рассуждениях и быстрее в понимании, но все это ограничено ментальной сферой и полностью противостоит интуитивному знанию.Не подумайте, что после возрождения мудрый имеет преимущество перед глупым в духовном прогрессе. Если они не более верны и покорны, их лучшее ментальное воображение не добавит ничего к их интуитивному знанию. Старое человеческое творение никогда не послужит источником для нового творения. Духовное преимущество измеряется верным подчинением. Природное дарование не способствует духовной жизни ни коим образом, но уступает приоритет для плоти. В духовной опыте каждый начинает с одной и той же стартовой точки, проходит через те же процессы и достигает тех же результатов. Все возрожденные верующие, включая природно-мудрых, должны постоянно искать духовного понимания, без которого никто не может поддерживать с Богом нормальных отношений. Ничто не должно занять место духовного понимания."...чтобы вы были исполнены познанием воли Его, во всей мудрости и понимании духовном, чтобы поступали достойно Бога, полностью угождая Ему, принося плод во всяком добром деле и возрастая в познании Бога" (Кол1:9-10). Это то, о чем Павел молился за святых в Колоссах. В этой молитве мы находим, что духовное знание Божией воли предшествует духовному пониманию и затем так: 1. проводить жизнь, достойную Господа, во всем угождая Ему; 2. приносить плод во всяком деле благом; 3. возрастать в познании Бога.Не важно каким хорошим бы ни было его природное дарование, человек не сможет знать Бога посредством этого дарования. Требуется духовное понимание для того , чтобы знать волю Божию и общаться с Ним. Только духовное понимание может проникнуть в духовное царство. Природный вид понимания может уловить некоторые учения, но они остаются в разуме и не способны течь как жизнь. Потому что духовное понимание исходит из духа и может воплотить понятое в жизнь. Постигли ли мы теперь, что истинное знание возникает в духе? Дух откровения движется рука об руку с духовным пониманием. Бог дает нам духа премудрости и откровения также как и духовное понимание. Премудрость и откровение, полученные нами в духе нуждаются в духовном понимании. Откровение это то, что мы получаем от Бога; понимание помогает уразуметь то, что открыто. Духовное понимание снабжает нас смыслом всех происходящих движений внутри нашего духа, чтобы нам понять Божию волю. Общение с Богом включает принятие откровения в духе, то есть интуиции духа и затем, постигается смысл откровения духовным пониманием. Наше понимание не происходит по природе, но просвещается духом.Явно из этих двух стихов в послании к Колоссянам, что если мы желаем угождать Богу и приносить плод, то мы должны знать Бога нашим духом. Наши взаимоотношения с Ним в духе есть основа угождения Богу и принесения плода. Как напрасно для нас ожидать угождения Богу, ходя душою. Богу не угодить ничем иным, кроме Его собственной воли. Ничто другое не может удовлетворить Его сердца. Наша боль в том, что мы не знаем волю Божию. Мы ищем и думаем, но кажется, что не способны прикоснуться к Его разуму. Мы должны тем не менее помнить, что путь знания Божьего разума лежит не в исследовании и не рассуждении, но в духовном понимании. Ничто кроме человеческого духа не может рассуждать о Божией воле, потому что он один имеет интуитивную силу различать Его движения.Если мы постигаем Бога таким путем постоянно, мы возрастем в познании Его. Интуиция может расти и расти. Она не знает границ. Ее развитие означает развитие всей духовной жизни верующего. Всякое истинное общение с Богом научает нас общаться с Ним лучше, чем прежде. Мы должны искать того, чтобы усовершаться; потому мы должны пользоваться всякой возможностью упражнять свой дух в лучшем знании Бога. Сегодняшняя наша нужда в том, чтобы знать Бога и принимать Его в глубины нашего существа. Как часто мы думаем, что различили Его волю, но позже мы увидели, что ошибались. Так как мы имеем нужду знать Бога и Его волю, мы должны искать того, чтобы быть наполненными знанием этой воли во всяком духовном понимании.

Дух премудрости и откровения

В общении с Богом дух премудрости и откровения необходим. "Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам духа мудрости и откровения к познанию Его" (Еф.1:17). Так как новый дух обретен при возрождении, его функции ожидают развития, потому что они находятся в дремлющем состоянии. Апостол Павел молился за возрожденных верующих, чтобы они приняли духа премудрости и откровения, чтобы они могли знать Бога интуитивно. Либо эта способность есть скрытая функция духа верующего, которая активизируется через молитву, либо это что-то привнесенное Святым Духом в дух верующего как результат молитвы, мы не знаем. Но одно определенно: этот дух премудрости и откровения является существенным в общении с Богом. Также мы признаем, что это может быть достигнуто через молитву.Хотя наша интуиция способна общаться с Богом, но она требует премудрости и откровения. Мы нуждаемся в ней, чтобы знать что приходит от Бога, а что от нас самих. Мы должны иметь мудрость, чтобы различать подделку врага и его атаку. Нам она также требуется для того, чтобы знать как общаться с людьми. В тысячах других путях нам нужна мудрость Божия, потому что мы глупы и склонны к ошибкам. Как трудно для нас выполнять волю Божию во всех отношениях, но Он дает нам необходимое снабжение. Он не наделяет им наш ум; скорее Он дает дух премудрости нам для того, чтобы мы могли иметь мудрость в нашем духе. Бог дает ее в нашу интуицию, чтобы Он мог вести нас через интуицию по пути премудрости. В то время как наш разум остается притупленным, наша интуиция полна мудрости. Часто, когда наша собственная мудрость заканчивается, то постепенно восстает внутри нас иной вид мудрости, чтобы вести нас. Мудрость и откровение тесно связаны, потому что все Божии откровения по сути мудрость. Если мы живем природной жизнью, то у нас нет пути понимать Бога. В природном человеке не живет ничего, кроме тьмы. Бог и духовные сути находятся далеко за пределами достижения человеческого ума. И хотя наш дух может быть оживлен, он все еще пребывает в темноте, если нет откровения от Святого Духа. Оживший дух показывает, что он способен принимать Божие откровение. Но это не означает, что он теперь может двигаться независимо.В нашем общении с Богом, Он часто дает откровение. Нам должно молиться об этом. Дух откровения подразумевает то, что Бог открывает в нашем духе. Дух премудрости и откровения показывает, где Бог открывает Себя и как Он наделяет нас Его мудростью. Импульсивная мысль не может быть интерпретирована как дух откровения. Только то, что мы интуитивно знаем разум Божий через действие Святого Духа в нашем духе, всегда может рассматриваться как дух откровения. Бог общается с нами там и нигде больше.Дух премудрости и откровения приносит нам истинное знание Бога; иначе это не глубже чем внешнее, вообразительное, поверхностное и потому неправильное знание. Мы часто говорим о Божией святости, праведности, милости, любви и других добродетелях. Человеческий разум способен задумываться об этих Божиих атрибутах, хотя такое ментальное знание подобно смотрению через каменную стену. Когда, однако, верующий получит откровение от Бога относительно Его святости, то он увидит себя развращенным до сердцевины, пустым от всякой чистоты перед светом Божиим, в неприступном свете, куда грешный, природный человек не может приступить. О, многие из нас могли бы поделиться подобным опытом. И потому давайте сравним того, кто получил такое откровение о Божией святости с другими, которые не имеют такого опыта, но просто говорят о Божией святости. Они может используют ту же терминологию, но слова, сказанные первыми, кажутся намного весомее тех слов, которые говорят вторые. Первый говорит не только устами, но всем своим существом. Только лишь дух откровения выражает это. Применяется такое говорение ко всем истинам Библии. Иногда мы понимаем определенную истину и признаем ее важность, но только после того, как она откроется Богом в нашем духе, мы будем способны говорить с особым ударением.То, что мы приняли снаружи, но не стало открытым внутри, не может затронуть ни нас, ни других. Откровение духа лишь одно содержит духовную силу. Общаться с Богом значит получать Его откровение в своем духе. Они редки для многих из нас, потому что мы редко ожидаем их от Него. Как мы можем сравнить занятую собственной природой жизнь с жизнью, которая основана на откровении? Если мы хотим обеспечить возможность Богу в нашей жизни действовать, мы должны в самом деле часто получать откровение. Жизнь апостолов обильно приводит достаточные основания этого утверждения.Духовное понимание

Существует как душевная так и духовная мудрость. Первая проистекает из человеческого ума, в то время как вторая питается духом от Бога. Образование может восполнить всякую нужду в понимании и мудрости в природном человеке, но оно не может изменить природного дарования. Духовная мудрость может быть познана через молитву верующего (Иаков 1:5). Одну вещь мы должны держать в своих умах, что при искуплении "...у Бога нет лицеприятия" (Деян.10:34) Он помещает всех грешников, мудрых и глупых, в одно положение и дарует им одно и то же спасение. Как все существо мудрого растлено, точно так и существо глупого. В глазах Божиих разум мудрого так же неэффективен, как и разум глупого. Оба нуждаются в возрождении духа; и после этого мудрому человеку никак не легче знать слова Божии. Очень трудно для глупого человека знать Бога; но разве не менее это трудно и для того, кто есть мудрейший из людей? Точно также, потому что Бог познается только в духе каждого. Их умы могут быть бесподобными, но духи обоих будут мертвы и потому они равно глупы и неполноценны в духовных реальностях. Человеческая природная изощренность не поможет ему в знании Бога и Божиих истин. Без сомнения мудрому легче в рассуждениях и быстрее в понимании, но все это ограничено ментальной сферой и полностью противостоит интуитивному знанию.Не подумайте, что после возрождения мудрый имеет преимущество перед глупым в духовном прогрессе. Если они не более верны и покорны, их лучшее ментальное воображение не добавит ничего к их интуитивному знанию. Старое человеческое творение никогда не послужит источником для нового творения. Духовное преимущество измеряется верным подчинением. Природное дарование не способствует духовной жизни ни коим образом, но уступает приоритет для плоти. В духовной опыте каждый начинает с одной и той же стартовой точки, проходит через те же процессы и достигает тех же результатов. Все возрожденные верующие, включая природно-мудрых, должны постоянно искать духовного понимания, без которого никто не может поддерживать с Богом нормальных отношений. Ничто не должно занять место духовного понимания."...чтобы вы были исполнены познанием воли Его, во всей мудрости и понимании духовном, чтобы поступали достойно Бога, полностью угождая Ему, принося плод во всяком добром деле и возрастая в познании Бога" (Кол1:9-10). Это то, о чем Павел молился за святых в Колоссах. В этой молитве мы находим, что духовное знание Божией воли предшествует духовному пониманию и затем так: 1. проводить жизнь, достойную Господа, во всем угождая Ему; 2. приносить плод во всяком деле благом; 3. возрастать в познании Бога.Не важно каким хорошим бы ни было его природное дарование, человек не сможет знать Бога посредством этого дарования. Требуется духовное понимание для того , чтобы знать волю Божию и общаться с Ним. Только духовное понимание может проникнуть в духовное царство. Природный вид понимания может уловить некоторые учения, но они остаются в разуме и не способны течь как жизнь. Потому что духовное понимание исходит из духа и может воплотить понятое в жизнь. Постигли ли мы теперь, что истинное знание возникает в духе? Дух откровения движется рука об руку с духовным пониманием. Бог дает нам духа премудрости и откровения также как и духовное понимание. Премудрость и откровение, полученные нами в духе нуждаются в духовном понимании. Откровение это то, что мы получаем от Бога; понимание помогает уразуметь то, что открыто. Духовное понимание снабжает нас смыслом всех происходящих движений внутри нашего духа, чтобы нам понять Божию волю. Общение с Богом включает принятие откровения в духе, то есть интуиции духа и затем, постигается смысл откровения духовным пониманием. Наше понимание не происходит по природе, но просвещается духом.Явно из этих двух стихов в послании к Колоссянам, что если мы желаем угождать Богу и приносить плод, то мы должны знать Бога нашим духом. Наши взаимоотношения с Ним в духе есть основа угождения Богу и принесения плода. Как напрасно для нас ожидать угождения Богу, ходя душою. Богу не угодить ничем иным, кроме Его собственной воли. Ничто другое не может удовлетворить Его сердца. Наша боль в том, что мы не знаем волю Божию. Мы ищем и думаем, но кажется, что не способны прикоснуться к Его разуму. Мы должны тем не менее помнить, что путь знания Божьего разума лежит не в исследовании и не рассуждении, но в духовном понимании. Ничто кроме человеческого духа не может рассуждать о Божией воле, потому что он один имеет интуитивную силу различать Его движения.Если мы постигаем Бога таким путем постоянно, мы возрастем в познании Его. Интуиция может расти и расти. Она не знает границ. Ее развитие означает развитие всей духовной жизни верующего. Всякое истинное общение с Богом научает нас общаться с Ним лучше, чем прежде. Мы должны искать того, чтобы усовершаться; потому мы должны пользоваться всякой возможностью упражнять свой дух в лучшем знании Бога. Сегодняшняя наша нужда в том, чтобы знать Бога и принимать Его в глубины нашего существа. Как часто мы думаем, что различили Его волю, но позже мы увидели, что ошибались. Так как мы имеем нужду знать Бога и Его волю, мы должны искать того, чтобы быть наполненными знанием этой воли во всяком духовном понимании.

luk-konstantin.livejournal.com

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Главный герой рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, но это вначале, впоследствии же он просто Ионыч. В сюжете рассказа нет ничего необычного, он повествует о том, как человек с хорошими задатками, мечтами и желаниями постепенно превращается в серого обывателя, серого и невзрачного города полного таких же обывателей.

На первом этапе своей жизни в городе С. Дмитрий Ионович Старцев представляется нам молодым врачом. Он энергичен, полностью поглощен своей работой, можно даже сказать трудоголик. Он все свое время посвящает пациентам, даже в праздники. Почти ни с кем не общается и никуда не ходит.

Жители города С. в большинстве своем мало образованы, да и сам город не образец культуры, здесь даже библиотека существует лишь за счет молодых девушек. Самыми образованными и культурными жители считают семью Туркиных, потому что Иван Петрович, глава семейства, очень остроумно шутит, потому что его жена, Вера Иосифовна, пишет романы, а дочь, Екатерина Ивановна, играет на фортепьяно. Но вот если взять во внимание нюансы, то выясняется, что шутки однообразны, что романы скучны и неправдоподобны, а этюды исполняемые Екатериной, сложны и неприятны для слуха. Но семья все-таки гордится своими достижениями и постоянно этим хвастается.

В течение рассказа Дмитрий Ионович влюбляется в Катю, но сделав ей предложения руки и сердца, получил резкий отказ. Естественно он был шокирован, Дмитрий никогда бы не подумал, что ему могут отказать.

Через четыре года у Дмитрия Ионовича уже была большая медицинская практика, он пополнел. Старцев бывал в разных домах, но ни с кем очень близко не общался, в принципе он вообще почти не общался. Ему было не интересно разговаривать с людьми, которые говорили об одном и том же, и не высказывали, ни интересных, ни новых мыслей.

Отношение Старцева к Кате тоже изменилось, он уже не испытывал тех нежных чувств как прежде. Он уже не видел в ней легкую, воздушную девушку, она превратилась в разочарованную жизнью женщину. Дмитрий Ионович решил что все-таки сделал тогда хорошо что не женился.

Через несколько лет Ионыч ожирел, стал скупым, грубым, некультурным, почти ни с кем не общался. Забыл напрочь Туркиных и Катю. Его новым идеалом стали деньги и дома, он их покупал, не церемонясь, и расхаживая как хозяин, не обращая внимания на нынешних жильцов.

Постепенно Дмитрий Ионович Старцев превратился просто в Ионыча. Стал таким же скучным обывателем, как и все в городе С. Он уже ничего не хотел кроме богатства и комфорта, он не занимался ни своим образованием, ни своей душой.

На первых порах деградация Старцева вызывает жалость и сочувствие, потом отвращение. Ответить однозначно, почему Ионыч деградировал, очень сложно. Безусловно, в чем-то виноват он сам, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, но самая большая доля вины припадает на окружающее Старцева общество. Именно из-за недостатка образования в обществе Старцев не мог поддерживать свою культуру и духовную глубину.

Кроме анализа рассказа Антона Павловича Чехова А.П. «Ионыч» также прочитайте:

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Гриша», анализ рассказа Чехова
  • «После театра», анализ рассказа Чехова
  • «В аптеке», анализ рассказа Чехова
  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
  • «Альбом», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
  • «Горе», анализ рассказа Чехова
  • «Дома», анализ рассказа Чехова
  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

По произведению: «Ионыч»

По писателю: Чехов Антон Павлович

goldlit.ru

«Гриша», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «Гриша» был напечатан в журнале «Осколки» №14 в 1886 г. Тема рассказа подсказана Билибиным, который предложил Чехову изобразить психологию маленького ребёнка 2-4 лет. Прототипом Гриши стал приёмный сын издателя Лейкина Федя.

Литературное направление, жанр

«Гриша» - реалистический рассказ, раскрывающий психологию ребёнка.

Проблематика

Самая важная – проблема бережного отношения к детству. Она была актуальна весь 19 век. К детству относились не как к особому периоду в жизни человека, а как к подготовке к настоящей, взрослой жизни. Ребёнок считался неполноценным, неразумным существом. Чехов, наблюдающий за детьми, в том числе и за Федей Лейкиным, показывает, что в мире взрослых и детей разные ценности и страхи, потому что у них разные точки зрения.

Сопутствующая первой проблема, связанная с тем, что в ребёнке не видят личности, – плохое к нему отношение. Ни мама, ни няня не решают потребностей Гриши. Ему жарко, он хочет пить и есть, но взрослые не замечают этого. Куда уж им заметить его внутренний мир.

Герои рассказа

Главный герой – маленький Гриша, чей возраст указан очень точно: «Родившийся два года и восемь месяцев тому назад». Так подчёркнут младенческий возраст ребёнка, который впервые знакомится с «большим» миром улицы.

Гриша настолько мал, что плохо выражает свои мысли. Он произносит короткие предложения, часто из одного слова. Поэтому мальчик говорит «не столько языком, сколько лицом и руками».

Все события рассказа читатель видит глазами Гриши, а значит, и о других героях узнает через призму Гришиного восприятия. Самое близкое существо – нянька, которая делит с Гришей комнату и спит в другом углу на сундуке. Следующие по важности существа – мама и кошка. Гриша уже умеет сопоставлять предметы и явления: «Мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Предназначение няни и мамы – кормить Гришу и ухаживать за ним. Предназначение папы Грише непонятно.

Все женщины для мальчика делятся на мам, тёть и нянь (очевидно, в зависимости от того, выглядят они как дамы или как простые женщины). Мужчин Гриша различает. Он пугается солдат, радуется человеку со светлыми пуговицами (такая форма была у городовых и пожарных).

Но всё-таки определённое мнение о взрослых читатель может составить самостоятельно. Нянька равнодушна к Грише и плохо выполняет свои обязанности: ведёт его в гости к кухарке, оставляет в тёплой одежде в душной кухне, даёт ему выпить и становится причиной его болезни. Мама невнимательна к жизни своего сына. Она лечит жар касторкой.

Сюжет и композиция

Маленький рассказ повествует о событиях одного дня в жизни малыша. Этот день необычный: ребёнок впервые оказывается на улице, а потом в чужом доме. Он переполнен эмоциями, распираем «впечатлениями новой, только что изведанной жизни».

Композиция рассказа кольцевая. Сначала читатель видит Гришу извне, глазами взрослого. Во время прогулки мир передаётся через восприятие ребёнка. Вечером точка зрения меняется на первоначальную. Но Гришина личность сквозит и через это внешнее описание. Гриша показывает, как блестит солнце, но это может быть понятно только самому Грише. Только мальчику известны переживания перед сном, которые проносятся у него в мозгу.

Ребёнок на улице видит то, что не замечает взрослый человек: кошек и ноги лошади, пуговицы незнакомца. Его пугают предметы и явления, нестрашные для взрослых: шеренга солдат, печка, которая смотрит на мальчика.

За один день малыш знакомится со многими законами человеческого общежития: люди не бегают за кошками, не берут у чужих нянь апельсины, не поднимают с земли блестящих стёклышек, в гостях обнимаются, пьют, едят пироги и поют.

Стилевые особенности

Психология ребёнка раскрывается через умелое соединение взгляда на людей, предметы и явления Гриши и взрослого (автора). Автор рассказывает о четырёхугольном мире Гриши, а глазами Гриши читатель видит обстановку комнаты. С точки зрения Гриши описаны родители, но о папе и тёте написано «по-взрослому» как о в высшей степени загадочных личностях.

Большое значение имеют детали. Это постоянное упоминание о жаре, определённые детали в обстановке дома (красные кресла), предметы, которые замечает мальчик на улице: кошки, лошади, корыто с апельсинами, светлые пуговицы.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «В аптеке», анализ рассказа Чехова
  • «После театра», анализ рассказа Чехова
  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
  • «Альбом», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
  • «Горе», анализ рассказа Чехова
  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
  • «Дома», анализ рассказа Чехова
  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

По произведению: «Гриша»

По писателю: Чехов Антон Павлович

goldlit.ru


Смотрите также