Программа по истории за 5 класс. Что такое дух история 5 класс


Введение. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

Что такое история и для чего ее изучают?

История – это наука о прошлом. Она имеет много периодов, и вы начинаете знакомиться с самым первым из них – историей Древнего мира. На страницах этого учебника вас ждет рассказ о появлении и жизни первых людей, об их борьбе за существование. Вы узнаете о том, как со временем менялся облик и образ жизни человека, как возникали древнейшие государства.

Изучать историю необходимо, потому что она хранит память о прошлом человечества, о его успехах и ошибках. На этих ошибках надо учиться, чтобы не повторять их. Нужно помнить и о достижениях прошлого, чтобы не пришлось вновь искать ответы на вопросы, уже однажды найденные. История поможет вам не только узнать, как жили люди прежде, но и понять, как они стали такими, какие есть. Изучая историю, вам будет легче понять события современности, предвидеть будущее.

Археологи раскапывают древнее захоронение

Как ученые узнают о событиях прошлого?

О прошлом человечества рассказывают исторические источники. Ведь человечество существует тысячи лет, и осталось очень много «следов», изучая которые можно воссоздать картины из жизни людей. Что же это за «следы»?

Ученые обнаружили множество останков древних людей, по которым узнали, как выглядел когда-то человек. Рядом с останками часто находили орудия труда, различную утварь. Учеными найдены и остатки жилищ. На стенах некоторых из них сохранились изображения, рассказывающие о жизни людей. Все эти следы деятельности человека называются вещественными историческими источниками.

Из глубокой древности до нас допели мифы и легенды – рассказы о богах и героях. Эти рассказы восходят к временам, когда еще не было письменности. Поэтому они передавались из уст в уста. В мифах и легендах часто содержатся бесценные сведения о представлениях древних людей.

Огромную помощь в изучении истории оказывают сохранившиеся до наших дней письменные источники. Возможность записывать важнейшие события люди получили около 5 тысяч лет назад, когда была изобретена письменность. Письменные источники часто содержат такую информацию о жизни народов Земли, которую мы больше ниоткуда не можем почерпнуть.

Как работать с учебником?

Учебник состоит из четырех разделов, которые включают одну или несколько глав, посвященных определенной теме. Главы, в свою очередь, разделены на параграфы. В тексте параграфов, кроме информации по теме, есть задания, обозначенные особыми значками. Эти задания необходимо выполнять при работе с текстом и прилагаемыми к нему иллюстрациями. В конце каждого параграфа, под заголовком «Подведем итоги», вы найдете краткий вывод по изученному материалу, объяснение новых слов и важнейшие даты, которые надо запомнить. Завершаются параграфы «Вопросами и заданиями».

Условные обозначения

Новые слова, которые необходимо запомнить, в тексте они выделены курсивом. Наиболее важные даты, требующие запоминания. Задания, которые нужно выполнять во время работы с текстом.
Вопросы и задания к картам и иллюстрациям. Высказывания, ярко характеризующие исторические события и их участников. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Словарь терминов и понятий по истории Древнего мира 5 класс

Античность – все то, что относится к истории и культуре Древней Греции и Рима.

Аристократия – 1) высший слой населения, богатая или родовая знать;

2) одна из форм государственной власти в Древней Греции, господство знати.

Бальзамирование – метод сохранения тела умершего человека.

Библиотека – 1) собрание печатных и рукописных материалов;

2) помещение для хранения книг.

Бюрократический аппарат – чиновники, находящиеся на службе в государстве и участвующие в управлении государством.

Вандализм – варварское разрушение культурных ценностей.

Варвар -1) любой иностранец, не говорящий по-гречески или на латыни;

2) невежественный, жестокий человек.

Варна – замкнутая группа различных по социальному положению людей, принадлежность к которым определялась рождением.

Великое переселение народов – движение разных народов (гуннов, готов, сарматов) с середины III по середину VI в. в Азии и Европе.

Гегемония – 1) господство; 2) руководящая роль какого-то государства или группы населения по отношению к другому государству или группе населения.

Государство – особая организация общества, созданная для поддержания внутреннего порядка, обороны от внешних врагов. В неоднородном обществе обеспечивает господство одной группы населения

над другими. Управление государством осуществляется органами власти в лице правителя и его помощников или выборными органами.

Гражданин – свободный человек, который имеет право участвовать в управлении государством.

Демократия – народовластие; политическая система, при которой все граждане участвуют в управлении государством.

Диктатор – 1) лицо, имеющее неограниченную власть в государстве;

2) должностное лицо Римской республики, назначаемое консулами при чрезвычайных обстоятельствах.

Династия – правящая страной или империей семья, в которой власть переходит от поколения к поколению.

Епископ – высшее духовное звание в христианской церкви.

Жрец – лицо, которое осуществляет религиозные обряды (ритуалы).

Империя – 1) монархическое государство, главой которого является император;

2) государство, созданное в результате подчинения других стран и народов.

Ирригация – система снабжения водой обрабатываемых земель и отвода лишней воды с полей.

Искусство – художественное творчество: литература, архитектура, скульптура, живопись, музыка.

Каста – замкнутая группа представителей одной профессии, которые жили в одном районе.

Колон – в Римской империи – арендатор небольшого земельного участка у крупного землевладельца.

Колония – 1) поселение людей, переселившихся из другой страны; 2) страна, захваченная и угнетаемая другой страной.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом.

Легион – 1) основное подразделение римской армии; 2) в некоторых странах – название различных воинских формирований (обычно непостоянного состава).

Матриархат – материнский род, в котором во главе общины стояла женщина.

Мессия – в некоторых религиях (иудаизм, христианство и др.) – Спаситель, который должен явиться для установления "Царства Божьего".

Метрополия -1) в Древней Греции – название города-государства по отношению к основанным им поселениям в чужих землях; 2) государство, владеющее колониями.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть в государстве находится в руках единоличного правителя – монарха и передается им по наследству.

Монотеизм – единобожие; религия, признающая единого бога.

Олигархия – политическая система, при которой правит небольшая группа людей.

Патриархат – отцовский род, в котором во главе общины стоял мужчина.

Патриции – 1) коренное население Рима; 2) сословие, родовая аристократия в Древнем Риме.

Пиратство – незаконный захват, ограбление или потопление судов, совершаемые в открытом море другими судами.

Плебеи – сословие, простые люди в Древнем Риме.

Племя – несколько родов, живущих по соседству, связанных общими обычаями и верованиями.

Полис – независимое греческое государство, состоящее из города и окружающих его земель.

Политеизм – многобожие, вера во многих богов.

Преторианцы – в Древнем Риме – личная охрана полководца, позднее – императорская гвардия.

Провинция – в Древнем Риме завоеванная территория, которая управлялась римским наместником.

Производительность труда – производство определенной продукции за единицу времени.

Пролетарии – в Древнем Риме – люди без имущества и без работы, живущие подачками.

Религия – вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.

Род – коллектив родственников, которые ведут совместное хозяйство и имеют общее имущество.

Санскрит – язык, на котором говорили древние арии; основа всех современных индоевропейских языков (украинского, русского, английского, немецкого, французского и др.).

Сатрап -1) наместник провинции в Персидском государстве; 2) верный слуга жестокого тирана.

Тиран – 1) правитель, имевший абсолютную власть; 2) жестокий, деспотичный властитель.

Фреска – роспись стен по сырой штукатурке.

Хронология -1) наука о различных системах счета времени; 2) последовательность исторических событий по времени.

Церковь – 1) здание для отправления христианского религиозного культа; 2) организация христиан, объединявшая общины и управляемая епископами; 3) организация последователей той или иной религии.

Цивилизация – страны и народы, которые объединяют определенный уровень экономического развития, духовная культура и традиции.

Эксплуатация – присвоение продуктов чужого труда.

Эллинистический период – период в истории стран Восточного Средиземноморья после смерти Александра Македонского, когда на месте его державы образовалось несколько государств -

Селевкидов, Птолемеев и др., где сочетались греческая и местные восточные культуры.

Язычество – обожествление сил природы.

multiurok.ru

Материалы школьной программы по истории за 5 класс: Древний мир

Wiki-учебник
Поиск по сайту
Реклама от партнёров:

 

В 5 классе на уроках истории изучается сам предмет истории, его значение и роль в современном естествознании. На начальном этапе происходит знакомство с основными с понятиями: летоисчисление, историческое событие, генеалогия и д.р.

Далее происходит  изучение истории древнего мира. Сначала рассматривается первобытное общество и его устои и порядки. Рассматриваются различные древние цивилизации. Начинается изучение с Древнего Востока: изучаются древний Египет, древняя Индия, древний Китай. После рассматриваются древняя Греция и древний Рим. Школьники изучают природные условия, население, культуру, а также основные исторические события, которые происходили в этих цивилизациях.

  • На данной странице представлены все темы школьной программы по истории за 5 класс. Материал каждой темы изложен интересным языком, что способствует усвоению и запоминанию.

Темы школьной программы 5 класс История:

Зачем изучать историю: что такое история и познание прошлогоСчет лет в истории: историческая хронология, календари, эрыДревнейшие люди: их внешность и география расселенияПоявление человека разумного (Homo sapiens)Рождение религии и искусстваДревние земледельцы, скотоводы и охотники: развитие человекаОт Неолита к медному векуПервые очаги цивилизаций: первые города, торговля, войныДревнее Междуречье: рождение цивилизацииКультура Древних Шумеров: письменность, религия, искусство и наукаДревний Вавилон: государственный строй, население, право и культураЕгипет - страна на берегах Нила и ее жители: земледелие и бытМир пирамид: пирамиды Древнего ЕгиптаМогущество Древнего Египта: армия, завоевания, культураВерования древних египтян: особенности, формирование, каста жрецовДревняя Финикия - страна мореплавателейДревняя Палестина: Самсон, Саул, Давид, СоломонБиблейские пророки: пророк МоисейАссирийская империя: город Ашшур, царь Ассирии, войны и захват земельНововавилонское царство: возникновение, расцвет и падениеДревняя Персия - страна странРанние цивилизации Древней Индии: быт, обычаи, религия и культураКак было устроено общество в Древней Индии: новая религияПервые китайские государства: города, императоры, гунны, Великая СтенаДревние китайцы: мудрость, изобретения и открытияПрирода и население Древней Греции: география, климат, природаБоги греков: пантеон БоговГерои греков и Древней Греции: Геракл и ПерсейПервые государства на Крите: Держава МиносаАхейская Греция: Тиринф, Пилос, МикеныПоэмы Гомера Илиада и Одиссея: влияние на Античный мирВозникновение полиса Греции: великая греческая колонизацияРождение демократии в Афинах: реформы Солона и КлисфенаДревняя олигархическая Спарта: власть аристократии, иерархия сословийПобеда греческой демократии над восточной деспотией: война с ПерсиейНачало Греко-Персидских войн: битва при МарафонеНашествие персидских войск на Элладу (Грецию): восстание и сраженияАфины при Перикле: народное собрание, особенности правленияАфинский Акрополь: греческая архитектура и скульптураТеатр Афин: трагедия и комедия, маски и костюмы, первые театрыОлимпийские игры в Древней Греции: история, суть, олимпийский огоньОбразование в Древней Греции: принципы обучения мальчиков и девочекПовседневная жизнь и быт древних греков: дома, одежда, еда, детиГорода Греции подчиняются Македонии: упадок ГрецииАлександр Македонский и завоевание ВостокаВосток и Греция после Македонского: новые государства, АлександрияЭтруски - предшественники римлян: быт, госустройство, культура, религияДревний Рим эпохи царей: 7 царей РимаРанняя республика Рим: гражданство, сословия, законы и борьба за властьРимская семья: нравы и религияРим завоевывает Италию: война с этрусками, галлами и грекамиПунические войны: три войны, причины победы РимаРим превращается в мировую державу: сильная стратегия римской армииГражданские войны в Риме: ранняя и поздняя ИмперияРеформы братьев Гракхов: земельная, аграрная и судебная реформыРабство в эпоху Поздней республики: торговля, условия жизнь и трудаГибель республики Рим: внешние войны, первый триумвиратДиктатура Цезаря: неограниченная власть монарха в республикеРим становится империей: Октивиан Август - становление могуществаПреемники императора Августа: Тиберий, Калигула, Клавдий и НеронВозникновение христианства: место и время, отличие от язычестваЗолотой век Римской империи: мудрость Траяна и гуманизм АвелияРимляне в повседневной жизни: жилища, одежда, пища, бани, образованиеРимская Империя в III - начале IV века: Христианство, реформы, падениеПадение Западной Римской Империи: причины, нападения вандалов

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Материалы школьной программы по обществознанию за 11 класс Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspМатериалы школьной программы по истории за 6 класс: Средние века

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru


Смотрите также