Технологическая карта по теме Дух предпринимательства преобразует экономику. Дух предпринимательства преобразует экономику технологическая карта


Технологическая карта по теме Дух предпринимательства преобразует экономику

Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере. ОБРАЗЕЦ! Технологическая карта учащегося по теме «Дух предпринимательства преобразует экономику» , Новая история 7 класс. Авторы УМК: Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Применяемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо. Использованные ресурсы: Учебное электронное издание « Всеобщее история » . Рабочий лист урока учащегося Дата _____________ _________________________ ТЕМА: ( прописывается после этапа « Вызов » или актуализации знаний) 1. «ВЫЗОВ»  Что может объединять картины и фотографии в иллюстративном ряду?  Как представленные фото документы могут быть связаны с темой нашего ур ока?  Исходя из анализа фото документов, постарайтесь сформулировать тему урока. 1. 2. 5. 6. 3. 4. 7. 8. Изображения на рисунках: 1. Амстердам. Здание складов. 2. Здание городских весов. Нидерланды. 3. Гали он XVII века. Реконструкция. 4. Торговая площадь. 5. Биржа в Амстердаме. 6. Банкир Марк Вельзер. 7. Здание голландской Ост - индской компании 8. Торговка. ПРОБЛЕМА 1 : 1. Подумайте, какие изменения в экономической жизни служат доказательством разложения традиционного общес тва. Круг необходимых знаний для решения проблемы?  Что необходимо знать для решения проблемы: Что я уже знаю __________________________________________________________ __________________________________________________________ ____________________________ ______________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Что мне необходимо узнать __________________________________________________________ _________________________ _________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ _________________________________________________ _________ __________________________________________________________ 2. «ОСМЫСЛЕНИЕ» Лекция. Часть1. Разрушение натурального хозяйства. Развитие товарно - денежных отношений. Мировая торговля, возрастание значение банков и бирж. Приток золота из - за океана, поступление в оборот бывших церковных ценностей, отнятых светской вл астью, усиливали в Европе соперничество, войны и способствовали развитию торговли. Прогресс торговли и средств сообщения способствовал развитию внутренних и общеевропейских рынков. А возникновение поселений европейских колонистов в Азии, Африке, Америке п оложило начало складыванию мирового рынка. Теперь государи разных стран стали бороться уже не только за территории, которые могли быть превращены в колонии, но, прежде всего, за торговые пути. С середины 16 века морской путь вокруг Африки стал наиболее популярным. По нему проходили основные денежные потоки из Европы в Азию. Возросла роль портовых городов Европы, расположенных на побережье Атлантического океана . В течение 16 - 17 веков века значительно выросли нидерландские города: Амстердам, Роттердам, Ан тверпен. Они были расположены на перекрестке самых оживленных торговых путей Европы, проходивших через пролив Ла - Манш и Северному морю, а также по реке Рейн. Благодаря активной политике своих городов - портов к середине 16 века Нидерланды превратились в гла вный перевалочный пункт в торговле между Европой и колониями. Сюда съезжались купцы со всей Европы - негоцианты, желавшие закупать товары оптом прямо со складов или с кораблей, чтобы потом продавать их в розницу у себя на родине. Здесь бурно развивалось ро стовщичество , возникали и быстро росли банки, банкирские дома и биржи. Здесь сложилась система кредита и векселей, т.е. ценных бумаг. Здесь появилась знаменитая фраза “время – деньги”, означавшая, что теперь на смену неспешным средневековым купцам пришли энергичные, активные предприниматели, обладающие внутренней дисциплиной и готовностью проявлять и нициативу. Эти люди ценили свое время на вес золота, а золото превращали в капитал, т.е. ценности, которые постоянно находятся в движении и приносят доход своему владельцу. Так подъем мировой торговли дал в 16 веке сильный толчок к усилению развития капи тализма, т.е. системы отношений и общественного строя, которые основаны на накоплении богатств отдельными людьми, стремящимися использовать их с наибольшей для себя выгодой. Непременным условием капиталистического общества является наличие у людей права свободно распоряжаться своим имуществом, т.е. права собственности. Возможность распоряжаться своим имуществом предоставляет рынок, или свободный обмен любых товаров, услуг, знаний друг на друга или на деньги. О том, какую роль играл рынок в жизни людей, мо жно судить по пословицам того времени: “Все продается на рынке, кроме молчаливой осторожности и чести”, “Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке”. Развитие рыночных отношений вело к разрушению остатков средневекового натурального хозяйства. Ведь теперь то, что не мог произвести крестьянин или ремесленник в поместье феодала, легко можно было купить на рынке. Натуральное хозяйство оказалось невыгодным. И ему на смену приходили фермерские поместья. Фермеры – свободные люди, которые владели земельным наделом, или арендовали его, старались производить в своем хозяйстве то, что можно было продать на рынке. Постепенно их хозяйства целиком стали ориентироваться на рынок, а целью фермеров стало производство все большего количества товара. Для этого фермеры старались производить только то, что им лучше удавалось. Так возникла специализация, которая распространилась на ремесленное и мануфактурное производство, а затем и на специализацию экономики разных стран. Это означало, что, к примеру, в Англии и Испании производили шерсть и везли ее в Нидерланды, а обратно отправляли уже готовое сукно. Так Великие географические открытия привели не только к расширению рыночной торговли, но и к существенным изменениям в самих странах - участницах этой торговли. Более того, торговля вела к имущественному рас слоению населения и накоплению капиталов. Одни люди разорялись, другие приобретали огромные богатства. Началось так называемое “первоначальное накопление капиталов”, т.е. его сосредоточение в руках крупных торговых компаний, банков, бирж и ростовщиков, вл адельцев больших мануфактур, которые воспользовались выгодами от подъема мировой торговли. Купцы стали объединяться в акционерные торговые компании. Участниками таких компаний были десятки, а то и сотни человек. Каждый из них вносил в общий капитал опре деленную сумму денег. Свидетельством их вклада были акции - документы, количество которых соответствовало той доле, которую внес тот или иной человек. Размер доли или пая определял размер доходов или убытков, а также выплачиваемых ежегодно процентов, или д ивидендов . Иногда размер дивидендов был так велик, что позволял вкладчику безбедно существовать только на эти деньги. Государство также могло быть вкладчиком такой торговой компании. Тогда оно предоставляло компании монополию , т.е. исключительное право за ниматься той или иной деятельностью, например, торговлей. Рост количества торговых сделок привел к возникновению новых форм самой торговли. Купцы - негоцианты все чаще стали торговать по образцам товара или его описанию. Места, где совершались подобные сдел ки, назывались товарными биржами . Биржи способствовали развитию международной и оптовой торговли. Очень скоро предприниматели стали использовать в качестве товара векселя и другие ценные бумаги, или, как их называли “фонды”. Так возникли фондовые биржи . Приток в Европу большого количества золота, серебра и драгоценных камней привел к так называемой революции цен . Она заключалась в резких повышениях цен на продовольств ие, вызванных обесцениванием денег. Дело в том, что в 16 веке не существовало бумажных денег – ассигнаций, и в обращении были только золотые и серебряные монеты. В результате освоения американских колоний, богатых залежами драгоценных металлов, и грабежа сокровищ индейцев в Европу хлынул поток “дешевого” золота. Эти деньги разоряли крестьян и ремесленников и обогащали торговцев и предпринимателей. Так “революция цен”, длившаяся не одно десятилетие, совершенно изменила жизнь в Старом Свете. ЗАДАНИЕ: 1. Вста вьте пропущенные слова по материалам лекции ( в рабочем листе ученика выделенные слова отсутствуют) . 2. Используйте материалы лекции для решения проблемы. 3. Составьте словарь по материалам лекции. 4. Выделите экономические явления, которые изменили жизнь европейце в. Внимание! Данный текст в р абочем листе ученика имеет пропуск и! СЛОВАРЬ: Ценная бумага, представляющая собой свидетельство о вложении определённой доли капитала или средств в акционерное общество и дающая право на получение некоторой част и его прибыли в виде дивиденда______________________ Бумажны е деньги _____________________________ Физическое лицо, занимающееся финансовыми операциями, в качестве владельца банка или менеджера __________________________________________________________ Ф орма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменимых товаров, продающихся по стандартам (установленным сортам), а иногда и по образцам (зерно, сахар, шерсть, хлопок, кофе, каучук, металлы), а также рынка заменимых ценных бумаг ( акций, облигаций) и иностранной валюты. ________________________________ Ценности , используемые для преумножения богатства___________________________ . Предоставление денег или товаров в долг с уплатой процентов____________________ Обмен товарами и услугами между людьми и фирмами разных стран______________ _________________________ Оптовый купец, ведущий крупные (международные) оптовые сделки__________________ Торговля крупными партиями________________________________ Основной институт любой системы права; совокупность правовых норм, закрепляющих состояни е принадлежности вещей - средств производства и результатов труда - за отдельными лицами или коллективами и основанные на этом правомочия владения, пользования и распоряжения ими указанными вещами ________________________ Инициативная самостоятельная деяте льность граждан и их предприятий, направленная на получение прибыли__________________________________________________ Обогащение одних и разорение других__________________________________________ Повышение цен на товары___________________________________ _____ Форма общественного разделения труда, выражающаяся в делении старых и формировании новых отраслей производства, а так же в разделении труда внутри отраслей_________________________________________________ «ВЫЗОВ»:  Как можно хранить деньги? Какое хранение денег может принести капитал? Предприятия нового типа ПРОБЛЕМА 2:  Выделите основные причины возникновения мануфактурного производства;  Согласны ли вы с утверждением, что развитие мануфактурного произ водства считается признаком рождения капитализма? Сравнительный анализ :  Каковы размеры предприятия?  Кто работал на предприятии?  Какие орудия труда применялись?  Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция?  Существовало ли разделение труда? Выделить отличие мануфактуры от ремесленной мастерской. Почему мануфактура является предприятием нового типа? Мануфактура – это___________________________________________________________ _____________________________________________ _________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ _____________________________________________________ _________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ РЕФЛЕКСИЯ. Обсужде ние вопроса «Как поступить купцу средневекового общества со своими сбережениями?». Примерный вывод: Деньги приносили прибыль тем, кто вкладывал их в производство, создание мануфактур.

profhelp.net

Тема урока «Дух предпринимательства преобразует экономику»

История Нового времени. 7 класс.

Тема урока «Дух предпринимательства преобразует экономику»

Цели урока:

-вспомнить определения понятий «традиционное общество», «индустриальное общество»;

- познакомить учащихся с особенностями развития европейской экономики в XVI - XVII вв., с новыми понятиями т. к. монополия, биржа, мануфактура, капитал, капитализм, углубить знания уже известных понятий и терминов: рынок, банк, предпринимательство;

- продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы, сравнительный анализ.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор.

Планируемые результаты обучения: учащиеся узнают новых явлениях в торговле (развитии мирового рынка, создании банков, бирж, компаний), о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Проблемный или частично поисковый метод с применением новых педтехнологий.

Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с художественным текстом, текстом параграфа, обучение решению учебных проблем, метод ассоциаций.

Развитие умений учащихся: учатся делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с художественным текстом, работать с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку событиям.

Основные понятия и термины: монополия, мануфактура, капитал, капитализм, биржа, банк, торговая компания.

План урока:

1 Организационный момент. Приветствует учащихся. Психологическая установка на работу.

2 Мотивационная часть урока. Цель и проблема урока.

3 Изучение нового материала.

4 Подведение итогов.

Ход урока:

1 Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся. Психологически устанавливает на работу.

2 Мотивационная часть урока. Цель и проблема урока.

Ребята, а когда вы были на рынке? Часто ли вы бываете на рынках? Сейчас, в наше время, какие типы рынков можно выделить? Отлично. Молодцы.

Сегодня мы поговорим о развитии рынков в Новое время. Давайте вспомним, какие рынки были в Средневековье? Итак, что же собой представляют рынки Нового времени и как они продолжали развиваться. Т.О. тема сегодняшнего урока «Дух предпринимательства преобразует экономику».

3 Изучения нового материала.

План изучения нового материала:

1. Рост рынков.

2. Развитие мировой торговли.

3. Биржи и банки.

4. Мануфактура - предприятие нового типа.

Записывают тему в тетрадь.

Основное содержание.

- Предлагает рассмотреть иллюстрацию учебника на стр. 37:

Задание: Рассмотрим рисунок, представим себе городской рынок.

- Задает вопросы классу:

Что такое рынок? Какие ассоциации к слову «рынок» мы можем выделить?

- Уточняет определение термина:

Рынок – место, где сходятся интересы покупателей и продавцов.

Что такое монополия?

Монополия- исключительное право на производство или продажу чего-либо.

Задание: Прочитать текст учебника на страницах 37-38 (до 4 абзаца) и объяснить синквейн «Биржа» (в зависимости от подготовки класса)

Биржа

Шумная Антверпенская

Заключала влияла способствовала

«На пользу купцов всех наций и языков»

Биржа - место, для заключения торговых сделок.

Что такое банк?

Банк- учреждение, собирающее и накапливающее деньги, предоставляющее деньги в долг, с уплатой процентов.

Ремесленная мастерская.

Рассказ учителя о мануфактурах. Объяснение терминов «капитал» и «капитализм».

Капитал-средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

Капитализм- общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве.

Что такое мануфактура?

Мануфактура- предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

Почему мануфактура является предприятием нового типа?

4 Подведение итогов.

Закрепление изученного.

Рефлексия. Ребята, что вы узнали нового на уроке?

– Что вам понравилось на уроке, что запомнилось?

– С какими новыми терминами вы познакомились? Учащиеся высказывают свое мнение.

Итоги урока. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал и дневники учащихся.

Домашнее задание - прочитать § 4, выучить новые термины.

Дополнительный материал.

Традиционное(аграрное) общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.

Индустриа́льное о́бщество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.[1].

Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

gigabaza.ru

Конспект урока по истории на тему "Дух предпринимательства преобразует экономику"

Автор презентации: Быкова Ирина Александровна

Урок истории. 7 класс

Тема урока «Дух предпринимательства преобразует экономику»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с особенностями развития европейской экономики в XVI - XVII вв., с новыми понятиями т. к. монополия, биржа, мануфактура, капитал, капитализм, углубить знания уже известных понятий и терминов: рынок, банк, предпринимательство;

  • продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы, сравнительный анализ.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • карта «Западная Европа в 1648 г.»,

  • энциклопедия (дополнительный материал о развитии торговли и мануфактур),

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор.

Ход урока

№ п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин.)

1

Организационный момент

Приветствует учащихся. Психологическая установка на работу.

 

1

2

Мотивационная часть урока

1. Сегодняшний наш урок- урок изучения нового материала, откройте учебник на стр. 32 прочитайте название параграфа и подумайте, о чем пойдет речь на уроке?

2. Какие события XV –XVI вв. могли повлиять на развитие экономики? Каким образом?

Приложение 1 (презентация)

Показывает слайд №1 с целью фиксации учащимися темы урока, плана изучения нового материала.

План изучения нового материала:

1. Рост рынков.

2. Развитие мировой торговли.

3. Биржи и банки.

4. Мануфактура- предприятие нового типа.

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 Записывают тему в тетрадь.

 

3

 

 

 

 

 

 

1

 

3

Основное содержание

урока

  • Сообщает первый пункт изучения нового материала.

  • Предлагает рассмотреть иллюстрацию учебника на стр. 33:

Задание: Рассмотрим рисунок, представим себе городской рынок.

Что такое рынок?

Рынок – место, где сходятся интересы покупателей и продавцов.

1. Покажите на карте, где находятся страны Голландия и Англия?

2. Покажите на карте, где находится город Антверпен?

3. Что такое монополия?

Монополия- исключительное право на производство или продажу чего-либо.

Задание: Прочитать текст учебника на страницах 37-38 (до 4 абзаца) и объяснить синквейн «Биржа».

(слайд № 4)

Биржа

Шумная Антверпенская

Заключала влияла способствовала

«На пользу купцов всех наций и языков»

Место

1. Что такое биржа?

Биржа - место, для заключения торговых сделок.

1. Что такое банк?

Банк- учреждение, собирающее и накапливающее деньги, предоставляющее деньги в долг, с уплатой процентов.

1. Что собой представляла ремесленная мастерская?

  • Показывает слайд №5, затем № 6 для того, чтобы дети сравнили свои ответы с текстом слайда.

1. Подумайте, почему ремесленные мастерские в XVI в. стали препятствием в развитии экономики стран?

Капитал-средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

Капитализм- общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве.

Задание: Заполним таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской».

  • Показывает слайд № 7

  • Показывает слайд № 8 для того, чтобы дети сравнили свои ответы с текстом слайда.

1.Почему мануфактура является предприятием нового типа?

2. Что такое мануфактура?

Мануфактура- предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

 Записывают 1-й пункт плана в тетрадь.

Рассматривают иллюстрацию. Составляют рассказ.

Ребята отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

По ходу объяснения учителя заполняют  схему в тетради.

Записывают 2-й пункт плана в тетрадь.

По ходу объяснения учителя заполняют  схему в тетради.

Находят на карте страны.

Находят на карте город Антверпен.

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

Записывают 3-й пункт плана в тетрадь.

Читают материал учебника и выполняют задание.

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

Записывают 4-й пункт плана в тетрадь.

Заполняют таблицу слайд №

Отвечают на вопрос, используя план ответа (карточка № 1)

Слушают объяснение учителя.

Записывают в тетрадь определение терминов.

Заполняют таблицу, используя слайд № 7

Отвечают на вопрос, используя план ответа (карточка № 1)

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь определение термина.

 

 

5

5

10

4

Закрепление изученного

на уроке

Задание: «Соотнесите понятия и определения»

Работа с терминами, карточка № 2.

3

5

Рефлексия

– Что узнали на уроке?

– Что вам понравилось на уроке, что запомнилось?

– С какими новыми терминами вы познакомились?

Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы.

4

6

Итоги урока

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал и дневники учащихся.

3

7

Домашнее задание

1. Прочитать § 4.

2.Выучить новые термины.

3. Задание 3 (составьте рассказ (по выбору).

Записывают домашнее задание.

2

Используемая литература:

1. А.Я. Юдовская и др. Новая история 1500-1800. М., Просвещение, 2006.

2. Поурочные разработки к учебнику «Новая история. 1500-1800. 7 класс. М., Просвещение, 2006.

3. Энциклопедия.

Приложение № 1 (карточки)

Карточка № 1. Схема ответа

П-позиция Я считаю, что…

О-объяснение позиции Потому, что…

П- пример т.к. это я могу подтвердить примером…

С- следствие т.о. я прихожу к выводу

Карточка № 2. Задание «Соотнесите понятия и определения»

1. монополия а) место, где сходятся интересы покупателей и продавцов

2. биржа б) учреждение, собирающее и накапливающее деньги

3. мануфактура в) деятельность, направленная на получение прибыли

4. капитал г) исключительное право на производство или продажу чего- либо

5. капитализм д) предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда

6. рынок е) место, для заключения торговых сделок

7. банк г) средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли

8. предпринимательство з) общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве

edudocs.info


Смотрите также