Аромат – это всегда некое послание, которое мы отправляем в мир, сообщая о себе и о своих намерениях определенную информацию. Чтобы посыл был услышан и правильно понят, он должен быть не только приятен нам, но и уместен в предлагаемых обстоятельствах. И хотя понятие парфюмерного этикета довольно условно, есть закономерности и негласные правила, которые делают коммуникацию с другими людьми более приятной, а иногда и более эффективной. Выбор композиции в какой-то степени зависит от времени суток. Если говорить про утро- день-вечер, то я бы совместила эту историю с моим любимым «кругом Майкла Эдвардса», известного парфюмерного критика. Описанный им «круг» открывается цитрусовыми нотами, потом идут водные и травяные, следом за ними – флоральные (цветочные), переходящие в специи, которые в свою очередь перетекают в мох и древесные ноты. Когда все это смешивается, получается так называемый «фужер». Вот эта гениальная схема и может стать подсказкой для правильного решения. Свежее утро – это цитрус, трава, вода. Наполненный делами и встречами день – время цветов, сначала лёгких полевых (колокольчиков, ромашек, максимально близких к звучанию зелени), а потом более ярких и «звучных» (таких как ландыш, роза, пион, гардения). Ближе к вечеру в свои права вступают разнообразные специи: от розового перца до корицы. И, наконец, на самый поздний час можно смело приготовить древесные, смолистые, удовые композиции. В этом плане моя любимая марка на день – это Jo Malone London. Она идеальна, как дневная библиотека ароматов, продуманная «для меня» и на каждый день. Я пришла, купила там розу, потом грейпфрут, потом мимозу... и все, можно больше ни о чем не думать! Ведь когда ты смотришь на сложносочиненный шедевр, то в голове выстраивается целая цепочка: какие сегодня встречи, нужно ли забежать школу к детям, продержится ли аромат до вечера... не тяжеловато ли, не сложновато ли. А тут такая прекрасная чистая линия, которая подойдёт «и на завтрак, и на обед, и на ужин». Просто хрустальная женская история.Духи от знаменитостей: спасибо, не надо! Духи и носы
Парфюмерный этикет: какие ароматы где и когда уместно носить
В офис
Как ни удивительно, но часто люди одной профессии имеют общие парфюмерные предпочтения. Так, молодые служащие, только начинающие свою карьеру, как правило, проходят на работу, буквально благоухая свежестью. Что вполне логично: так они демонстрируют свою энергию, готовность что-то делать, смелость и решительность. Цитрусовые, акватические и зеленые ноты идеально передают такой посыл. За такими композициями стоят утренняя пробежка или спортивный зал, здоровый завтрак и невероятная динамика молодости. Менеджеры высшего звена, достигшие определённых высот, предпочитают «богатые» ароматы сандала, палисандра, ветивера. Эти редкие и поэтому дорогие во всех смыслах ингредиенты звучат неброско, но уверенно, подчёркивая профессиональный или социальный статус.
Люди творческие предпочитают более глубокие и сложные парфюмы, шлейф которых напоминает им запах кулис, винтажных костюмов, букеты в гримерке. Речь идёт о пудровых композициях с нотами фиалки, ириса, табака, специй... Врачи, учителя, воспитатели традиционно отдают предпочтение цветочным духам, как бы позволяя себе быть женщиной, несмотря на ежедневную огромную ответственность и постоянную необходимость принимать серьёзные решения. Белые цветы, роза, пион, гардения – эти милые любому дамскому сердцу ноты дают возможность побыть слабой и соблазнительной даже тогда, когда ты спасаешь человеческие жизни.
Может ли аромат помочь подняться по карьерной лестнице? Я бы сказала, что в какой-то мере да. Если ваш парфюм нравится начальнику, то, возможно, он будет чаще вызывать вас в кабинет и вольно или невольно симпатизировать вам. Но в случае, когда какие-то ноты категорически раздражают шефа, вызывают головную боль, повышают раздражительность, он, скорее всего, будет избегать личных встреч, стараясь отдалить вас (а на самом деле – избавиться от причины своего недомогания).
Дурной тон: Однозначно не стоит «носить» в офис слишком яркие пронзительные ароматы с такими нотами, как, например, тубероза, которая вообще в нашем климате очень неоднозначна (особенно в жару). Также не рекомендую в «офисных» композициях ландыш, сирень и даже иногда пион, который может звучать слишком «откровенно». Это навязчиво, отвлекает и создаёт в ощущение духоты и какофонии запахов.
В театр
Многие женщины держат на работе специальный флакон духов «для вечера». Это правильно, но парфюм не должен быть слишком сильным. Не стоит забывать, что весь рабочий день вы ходили на встречи, сидели за компьютером, переживали, тратили силы и напрягались... Одним словом, эмоции к вечеру уже совсем не на том уровне, чтобы вытянуть броский неоднозначный аромат. Кроме того, композиции «на выход» требуют идеальной чистоты и тела, и одежды. А в офисе далеко не всегда есть возможность освежиться перед мероприятием и поменять наряд.
Если же вы идёте в театр из дома, где целый день накапливали положительную энергию, собирались не спеша, с удовольствием, то можно позволить себя практически все – в парфюмерном плане, конечно. Ведь вы готовились к этому событию, выбирали более торжественный наряд, надевали украшения. Безусловно, это особый случай, который требует специальных духов. Если вы открыты к любым нотам, то советую обратить внимание на специи: ваниль, мускус, амбру. А также послушать фужерные, мшистые, смолистые ароматы, которые идеально сочетаются с шикарными брошами. Ведь, согласитесь, винтажная брошь и грейпфрут – это же нонсенс... Если уж вы сделали укладку и покрыли ногти фиолетовым лаком Сhanel, то хочется добавить к этому какого-то пьянящего аромата: виски, красного вина. Пускай вот это и будет. В театр хочется нарядиться, в том числе нарядиться и духами.
Слева направо: D’ame de Pique, Evody Parfums; Glacialis Terra, L’Artian Parfumeur; Note di Colonia, Acqua di Parma.В модный бар и на романтический ужин дома
Обычно в популярных местах, где много народу, хочется быть модной, так сказать, в тренде. Поэтому все цветочные ароматы исключаем сразу. Единственная форма женственности, которая здесь будет к месту и ко времени, – это сексуальная женственность. Она должна так вибрировать с нотами сладкого сандала или мокрыми пачули, чтобы мужчина очень сильно захотел понюхать… ваше декольте.
А вот романтический вечер вдвоём, наоборот, требует приглушенной чувственности без лишней истерики. Дома пригодятся ароматы «чистоты» и свежести (легкие белые цветы, зеленые листья, водные ноты, озоновые) в чуть более ощутимой дозировке. Также допустима умеренная сладость: молоко, мягкая ваниль – такое «обещание нежности».
Слева: Blackpapper, Comes des Garcon. Справа: Essence № 8, Elie Saab.Слева: Orchidee Vanille, Van Cleef & Arpels. Справа: Lait Concentre, Chabaud.Дурной тон: Ноты розы и гардении вряд ли будут оценены по достоинству на вечеринке в модном баре. Мужчины, возможно, и отдадут вам дань уважения, но, посидев рядом пару минут, пойдут искать что-нибудь потеплее и посмолистее.
В самолете
Золотое правило гласит: как бы не была сильна наша зависимость от ароматов, мы не должны травмировать людей рядом. Но это не означает, что придётся путешествовать исключительно «а-ля натюрель». Для этой проблемы есть прекрасное решение в виде парфюмерных масел, которые сейчас так активно выпускают косметические марки.
Вам даже не нужно возить с собой флакон. Нанесли несколько капель на запястья и за мочки ушей и сидите спокойно в своём арома-коконе. Масло захватывает вокруг себя не так много пространства, оно скорее обозначает территорию и создаёт вашу собственную зону комфорта. Хочется повторить: все предельно интеллигентно, никакого душа для окружающих.
Слева: Sandalwood, Charolina Herrera. Справа: Musk, Elixir Precieux, Christian Dior.Дурной тон: Самый ужасный (во всяком случае, с этической точки зрения) момент в перелетах – это когда перед посадкой женщины достают из сумочек ароматы и начинают ими буквально поливаться. Неужели кто-то правда думает, что это освежает и придаёт определённый шарм? После полёта абсолютно у всех, даже у пилотов, нервная система взвинчена, а значит, возбуждены нервные окончания, которые сильнее реагируют на любые раздражители, в том числе и на парфюмерные. Так что запретить, просто категорически запретить такое поведение.
В храме
По моему мнению, в храме духи неуместны. Там есть свой аромат – своя аура. Ведь аромат ещё и создаёт атмосферу вокруг себя, которой не надо мешать. Ладан, мирра – то, что всегда ассоциируется со святыми местами. Однако, выходя из церкви, иногда хочется задержать внутреннее ощущение. Так что не случайно ноты миры и ладана часто встречаются в хорошей парфюмерии. Например, из совсем нового – композиция Kingdom of Dreams, Laurent Mazzone с йеменским ладаном, янтарем, черным перцем. Это как бы один путь. Но есть и другой – прочтение религиозных символов с помощью тех или иных нот. Так, роза – символ страдания, лилия – невинности и так далее. И если вам приятно находиться внутри этих ассоциаций, то почему бы и нет… Я сама инициировала и принимала участие в создании линейки «Монастырский сад», основанной на ингредиентах-символах и ассоциациях, связанных с православием. Это и «Малиновый звон», где звучат персик, малина, сладкие цветы и «белые ризы» с холодными аккордами травы и берёзы.
Дурной тон: Наносить любой парфюм перед посещением храма, а также в светской жизни использовать аромат, полностью копирующий запахи церкви, по меньшей мере, нетактично. Нужно чётко понимать: в церкви свои ароматы, а в миру свои, и мешать эти понятия не стоит.
Наталья Черкасова – эксперт в области парфюмерии, куратор проекта La Niche.Фото: архивы пресс-служб, Getty Images
www.marieclaire.ru
Как правильно «носить» духи | Секреты красоты | Здоровье
Утром, собираясь на работу, или вечером, перед тем как отправиться на свидание, ты наносишь духи за мочками ушей и поливаешь ими шарфик? Не удивляйся тому, что коллеги требуют открыть окно, а глаза возлюбленного начинают слезиться во время поцелуя. Ты неправильно пользуешься парфюмерией.
Только на кожу!
Любой парфюмерный аромат в обязательном порядке имеет в своем составе ингредиенты, которые имитируют запах кожи человека. Благодаря этим оттенкам духи и туалетная вода органично «смотрятся» на телах людей и усиливают нашу привлекательность в глазах окружающих. Отсюда вывод: парфюм можно наносить только на кожу! Если ты распылишь содержимое флакончика на одежду или аксессуары, духи не станут работать на тебя: во-первых, их букет так и не раскроется, во-вторых, аромат будет жить собственной жизнью, словно ты воспользовалась не дорогой туалетной водой, а освежителем воздуха.
Теплое место
Впрочем, если ты обильно польешь духами кожу там, где тебе вздумается, тоже ничего хорошего не выйдет. Чтобы парфюм зазвучал правильно, он должен быть нанесен на открытые места. Дело в том, что в потаенных уголках нашего тела – в подмышечных впадинах, в ложбинке между грудей и в других интимных складочках обитает огромное количество микроорганизмов, которые уничтожают патогенную микрофлору и тем самым защищают нас от болезне-творных бактерий. Поэтому, если ты воспользуешься ароматом, например, за мочками ушей, уже совсем скоро твою кожу будет украшать запах продуктов жизнедеятельности микроорганизмов, а не парфюма. Маленькие «защитники» переработают духи за компанию с вредными бактериями. Кстати, идеальное место для нанесения парфюма должно быть не только открытым, но и теплым: аромат выигрывает от нагревания – он полностью раскрывает свой букет. А кожа теплее в тех местах, где вены расположены близко к поверхности: это запястья, шея в районе сонных артерий, яремная впадинка между ключицами. Летом, когда ты носишь одежду с коротким рукавом и легкие юбки, ароматом не возбраняется украсить внутренние сгибы локтей и область под коленями. Только учти, не стоит наносить парфюм сразу на все доступные точки, иначе людям, находящимся с тобой в одном помещении, будет тяжело дышать. Чтобы не переборщить, остановись на трех стратегически важных для тебя местах.
Всему свое время
Если, «надев» на себя духи, ты испытываешь исключительно положительные эмоции, а окружающие тебя люди не устают делать комплименты парфюму – это значит, что в аромате идеальное для твоего организма сочетание мускуса и амбры – аналогов человеческих половых гормонов: андростенола и андростенона. Но из-за того, что гормональный фон постоянно меняется (во время менструации, стрессов и т. д.), не нужно ждать, что любимая туалетная вода всегда будет «сидеть» на тебе идеально. Если, проснувшись утром, ты чувствуешь, что не испытываешь обычной радости по поводу своего парфюма, не стоит его наносить.
Не для себя, а для других
Запомни, духи подходят тебе на 100%, если ты не замечаешь их аромат. Идеальный парфюм чувствуется только в первые минуты после нанесения. В остальное время он должен оставаться неуловимым для твоих рецепторов. Ведь ты не чувствуешь запаха своего тела: нос начинает принюхиваться, только если что-то идет не так, например ты заболела, сильно вспотела, не успела сходить в душ и т. д. Правильный парфюм должен восприниматься организмом как норма. Если ты ловишь себя на мысли, что постоянно ощущаешь аромат новых духов, не стоит их использовать – они тебе не подходят.
Мнение специалиста
Жанна Гладкова, парфюмер, председатель жюри международного конкурса «Аромат года»:
– Духи полностью раскрывают свое звучание только на коже человека, поэтому вам не стоит оценивать аромат, распылив его на блоттер. Кстати, если у вас появилась новая туалетная вода и вы еще не знаете, насколько сильно ее звучание и какое количество нужно наносить, распылите ее на волосы. Дело в том, что они имеют свойство впитывать запах и отдавать его в течение дня небольшими порциями. Важно, чтобы волосы были чистыми: прысните небольшое количество туалетной воды в воздух и войдите в это ароматное облако.
Смотрите также:
www.aif.ru
40 фактов о запахах и обонянии на Аромо.Ру
Представьте, что бы произошло, перестань вы чувствовать аромат цветов в саду, множество запахов, которые неосознанно ощущаете в повседневной жизни, или, например, запах еды на тарелке. Блюда потеряют половину своей привлекательности, а жизнь станет монотонной, однообразной и скучной. Запахи и ароматы привносят многогранность и яркость в нашу жизнь. Без них калейдоскоп эмоций и воспоминаний потеряет свой колорит и значимость. В мире гораздо больше запахов, чем кажется на первый взгляд. Откройтесь восприятию новых фактов и случайных мелочей о запахах, парфюмах, обонянии и всем том, что окружает уникальный мир ароматов.
Об обонянии
1. Фактически мы воспринимаем запахи мозгом, не носом, как можно было бы предположить.
2. Каждый человек обладает своим собственным, уникальным восприятием запахов. В мире нет двух человек, которые чувствовали бы запахи абсолютно одинаково. Все потому, что каждый из нас имеет ароматические зоны нечувствительности, куда входят те запахи, которые мы не можем распознать. Один и тот же парфюм пахнет для вас фиалками, а для друга травами? Вы оба можете быть правы.
3. Запахи могут воскрешать в памяти воспоминания, однако большинство ароматических воспоминаний формируются в первое десятилетие жизни, в отличие, скажем, от визуальных или других сенсорных типов памяти. Самые глубокие воспоминания из детства связаны с запахом только что поточенных карандашей!
4. Наш нос содержит 10 миллионов обонятельных рецепторов, которые способны различить 10 триллионов различных ароматов.
5. Чувства страха и отвращения транслируются через пот. Когда вы слышите этот запах, то автоматически можете перенять эту эмоцию. Также по запаху можно вычислить счастье и сексуальное возбуждение, и это происходит до тех пор, пока человек, которого вы нюхаете, является близким романтическим партнером.
6. Люди, не имеющие обоняния (страдающие аносмией), более склонны к депрессиям, нежели те, кто не лишен этого чувства. Еще одно нарушение – дизосмия – подразумевает спутанность обоняния, то есть когда вещи пахнут не так, как должны. Гиперосмия (болезненно обостренное обоняние) – еще одно нарушение, с которым часто сталкиваются беременные женщины.
7. Человеческий нос почти столь же чувствителен, как и носы многих животных, включая собак.
8. Клетки обонятельных рецепторов обновляются каждые 28 дней. Да, каждые четыре недели мы получаем «новый нос», но сама острота обоняния с возрастом угасает.
9. Приятные запахи делают нас счастливее. Вдыхание аромата, который мы считаем для себя приятным, оказывает положительное влияние на головной мозг. Так что если вы любите мускус, розу или цитрусы, держите на рабочем столе небольшой флакончик эфирного масла – так вы сможете поднять себе настроение при первой необходимости.
10. Обоняние – таинственный и неуловимый процесс. Все запахи мира можно разделить на несколько групп – некоторые исследователи выделяют всего семь категорий запахов: мускусный, гнилостный, острый, камфорный (как запах нафталина), эфирный (как жидкость для сухой чистки), цветочный и мятный.
11. Вопреки расхожему мнению, слепые люди не наделены повышенной обонятельной способностью.
12. Парфюмеры столь блестяще выполняют свою работу не потому, что у них более «качественные носы», а потому что они усовершенствовали искусство восприятия ароматов и научились их классифицировать.
13. Люди имеют 350 функциональных генов ольфакторных рецепторов. У мышей их насчитывается 1300.
14. Наш нос может перенасыщаться, когда мы слушаем множество различных ароматов подряд. Важно давать носу передышку. Как? Уткнитесь носом в собственную одежду и вдохните ее запах. Одежда может не обладать сильным запахом, но этот прием очистит носовые проходы, чтобы помочь организму воспринимать другие запахи. Кроме того, вдыхание аромата кофейных зерен помогает «отформатировать» обонятельную палитру.
15. Мужчины чувствуют запах женской овуляции. Представители обоих полов слышат запахи главного комплекса гистосовместимости (генетические коды, важные для иммунной системы), отличные от их собственных. Это интересно, поскольку потомство от родителей с различными кодами имеет более выносливую иммунную систему.
16. Извращенные вкусовые пристрастия беременных женщин могут быть вызваны обостренным обонянием: нос становится гиперчувствительным, что приводит к развитию аномального чувства вкуса. Наверное, этим обосновывается умение беременных женщин совмещать в одном блюде соленое и сладкое, кислое и острое.
О парфюме
17. Первые духи были разработаны древними египтянами и использовались в отправлении религиозных ритуалов.
18. Первым известным парфюмером в мире стала Тапутти, химик из Месопотамии.
19. В ходе недавних раскопок были найдены первые парфюмерные фабрики, возраст которых превышает 4000 лет.
20. Клеопатра использовала литры ароматических масел, чтобы соблазнить Юлия Цезаря.
21. Древние римляне окропляли стены различными маслами, чтобы создать в доме приятный аромат.
22. Древние греки создавали различные ароматические композиции для разных частей тела.
23. Наполеон Бонапарт просил свою возлюбленную Жозефину не мыться перед его возвращением домой. Вот как он любил ее естественный запах.
24. Первые духи также служили напитками. Парфюм «Hungary Water», созданный в 1370 году, считается прародителем современных духов, так как в его составе был алкоголь (бренди). Для более ярко выраженного эффекта, помимо нанесения непосредственно на кожу, этот парфюм предлагалось пить. Учитывая стоимость духов, в настоящее время подобная внутренняя ароматизация обошлась бы неоправданно дорого.
Еще несколько интересных фактов и любопытных мелочей
25. В среднем современная женщина одновременно имеет в своем арсенале пять различных флаконов духов.
26. Любимый запах мужчин – аромат свежего завтрака; любимый аромат женщин – запах новорожденного ребенка.
27. 88% женщин носят духи, чтобы порадовать исключительно себя, не делая оглядки на мнение окружающих о парфюме.
28. 55% женщин используют парфюм для поднятия настроения.
29. Треть всех мужских ароматов покупают и носят женщины.
30. Самым дорогим парфюмом в мире является Imperial Majesty от Клайва Кристиана – за 500 мл уникальной композиции придется заплатить 215 000 долларов. Аромат заключен в хрустальный флакон Baccarat, а его горлышко украшено 18-каратным золотом и инкрустировано бриллиантом весом в 5 карат.
31. Амбра является одним из самых ценных видов сырья в парфюмерии. Запах этого ингредиента описывают как водянистый и сладковатый, а зарождается он в желудочно-кишечном тракте кашалотов. В настоящее время использование натуральной амбры запрещено, и редкий ингредиент заменяют его синтетическими аналогами.
32. Процесс создания парфюма предполагает два различных подхода, каждый из которых требует экстракции ароматов из цветов или других трав. В первом способе используется насыщенный жирами воск, который в течение трех месяцев поглощает аромат смешанных друг с другом ингредиентов. Впоследствии для удаления запаха воска используется алкоголь. Другой подход требует помещения цветов в воду до тех пор, пока они в три раза не увеличат собственный вес. Затем эту воду доводят до кипения, а получившийся конденсат накапливают и охлаждают. Перед использованием все ароматы пропускаются через фильтры для удаления лишних примесей.
33. На сегодняшний день в мире насчитывается около 1000 настоящих «носов», из них около 400 входят в когорту парфюмеров высшего класса. Эти четыре сотни – элита, ответственная за все современные парфюмы мира.
34. На тренировку носа требуется потратить много лет.
35. Один из тестов, через которые должны пройти начинающие парфюмеры, заключается в умении распознать каждую ноту композиции, состоящей из 250 ингредиентов.
36. Создание одного парфюма может занять несколько месяцев, а то и лет.
37. Есть причина, по которой мужчины используют одеколон, а женщины этого не делают (хотя некоторые женщины действительно больше предпочитают мужские ароматы). Уровни кислотности туалетной и парфюмированной воды сильно различаются. Мужская кожа имеет более высокий уровень рН, нежели женская, а значит, мужские ароматы призваны этот уровень регулировать. Уровень кислотности кожи каждого человека различен, добавьте сюда индивидуальный гормональный фон, рацион питания, состояние кожи и вы поймете, что на каждом человеке один и тот же парфюм пахнет по-разному. Раскрытие аромата на конкретном человеке зависит исключительно от химических свойств его кожи.
38. Если вы наносите духи на запястья и сразу начинаете интенсивно их тереть друг о друга, вы тем самым рушите молекулярную связь ингредиентов и ломаете пирамиду аромата. Парфюм должен дышать так же, как и ваша кожа.
39. Запах любимого парфюма будет больше окутывать вас, если нанести его на волосы, но будьте осторожны с алкоголем – он может повредить волосы.
40. Перед нанесением любого аромата в любой концентрации, будь то легкий одеколон или насыщенный эликсир, как следует увлажните кожу. Самым ярким букетом парфюм раскроется именно на хорошо увлажненной коже. Для этого желательно нанести крем того же аромата или средство вообще без посторонней отдушки.
Будем надеяться, что вас порадовал и хоть чем-то удивил наш перечень фактов о запахах и обонянии, и напоследок: помните, что лучшее место для хранения аромата - в холодильнике!
Автор: Шошина Ольга
aromo.ru
Духи от знаменитостей: спасибо, не надо!
Первое, что мы замечаем, встречаясь с кем-то, это духи или лосьон после бритья, которыми человек надушен.
Во всяком случае, именно так произошло, когда я встретился со своей знакомой Керри. Я тут же спросил у нее, чем это от нее так прекрасно пахнет?
"Бритни Спирс "Midnight Fantasy"("Полуночная фантазия")", - ответила она. Я, конечно, знал, что Бритни - это поп-дива, но почему столь заметный запах носит ее имя, мне было непонятно.
Еще не так давно духи ассоциировались в основном с такими именами, как Ральф Лорен, или такими люксовыми брендами, как Шанель. Но за последние два десятка лет рынок заполонили "духи от знаменитостей".
С чего это вдруг? Ответ: Дженнифер Лопес.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption У Дженнифер Лопес за последние 10 лет вышло много новых ароматов"Духопреставление"
"Glow" совершили переворот", - объясняет Чандлер Берр, бывший критик-флейворист газеты New York Times и автор нескольких книг о духах.
Он считает, что первые духи, выпущенные Дженнифер Лопес в 2002 году, привели к тому, что рынок оказался завален "пахучим товаром".
"Элизабет Тейлор была одной из первых [у кого появились именные духи], но именно "Glow" привели к тому, что произошло перенасыщение", - говорит он.
Лопес привела в движение то, что развлекательный портал Jezebel с блеском назвал "духопреставлением".
Вдруг у всех знаменитостей (и чуть ли не у их собачек) появились собственные духи, которые стали продаваться бидонами.
"Бренды начинают лучше продаваться и о них больше знают, когда с духами связано имя какой-нибудь знаменитости," - говорит Джилл Смит, управляющая директор сетевого магазина The Perfume Shop, где лучше всего раскупается парфюмерная продукция Бейонсе и Арианы Гранде.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Джиджи Хадид (слева) стала "лицом" бренда Tommy Hilfiger, а Кендалл Дженнер рекламирует духи Estee Lauder "Modern Muse""Доступная единица знаменитости"
За счет чего такая популярность?
"Приобщенность и отождествление", - поясняет Берр.
"Запах - это доступная единица знаменитости. Если допустить, что звезда сама участвовала в создании этих духов, то тогда их запах ассоциируется с этим человеком на интимном уровне. В каком-то смысле это сродни знакомству", - говорит Берр.
В идеале духи должны соответствовать имиджу знаменитости и в то же время быть привлекательными для целевой аудитории, что объясняет, почему у поп-звезд, имеющих юных поклонниц и поклонников, духи обычно имеют сладкий конфетный запах.
"Все мы хотим быть похожими на своих кумиров, и один из способов это сделать - это их духи. Бритни Спирс прошла проверку временем. Ее ярые поклонницы, которые покупали "Britney Fantasy" 12 лет назад, по-прежнему приходят к нам за ее новыми запахами".
Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Спрос на хорошие духи не падает никогда"Секрет" Антонио Бандераса
Здесь мне, по-видимому, придется кое в чем признаться, хотя для начала скажу, что особой гордости по этому поводу не испытываю.
В августе 2014 года я отдыхал в Испании и оказался в аэропорту Барселоны в магазине беспошлинной торговли. Было рано, и я от скуки и чтобы потратить последние остававшиеся у меня евро, стал брызгаться разными лосьонами, и вдруг один из них мне понравился. Я посмотрел на бутыль и, к своему удивлению, увидел, что это "Секрет" Антонио Бандераса.
Именно его я и купил, за что был тут же высмеян друзьями. Но именно тогда я понял, что если что-то хорошо пахнет, то это будет продаваться, несмотря ни на что.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Бритни Спирс и Антонио Бандераса выпустили несколько ароматовЕсли же селебрити не хочет давать свое имя новому запаху, а просто начинает рекламировать какие-то уже существующие духи, то это все равно в итоге скажется на продажах.
"Джонни Депп как "лицо" Dior "Savage" помог сделать эту туалетную воду более известной, - поясняет Джилл Смит. - Спустя полтора года с момента их выпуска они по-прежнему входят у нас в десятку самых продаваемых духов ежедневно. Среди других примеров можно назвать "Tommy Girl" с лицом Джиджи Хадид; Джареда Лето, рекламирующего Gucci, и Кендал Дженнер - "лицо" духов Estee Lauder "Modern Muse".
Эксперт также отмечает, что недавнее объявление французской фирмы Guerlain, что они будут работать с Анджелиной Джоли, дало этому давно существующему на рынке, устоявшемуся парфюмерному дому столь необходимую им поддержку известного в поп-культуре имени.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В Британии стали больше покупать духов известных брендов, таких как Prada и ChanelНеужели нанюхались?
Впрочем, в последние годы стало отмечаться падение популярности духов, выпущенных знаменитостями, и началась эта тенденция опять же в США.
"Впервые это было отмечено в 2008 году, с началом экономического кризиса, а теперь это уже известный факт, что в США этот рынок упал или сильно уменьшился. Духи Рианны и еще нескольких знаменитостей по-прежнему продаются, но это совсем не то, что раньше", - говорит Берр.
В Британии покупатели также отворачивают носы от духов с именами поп-звезд: по данным исследовательской группы Национальный дневник покупок (NDP), в 2016 году потребительский спрос на духи знаменитостей сократился на 12 млн фунтов (около 15 млн долларов), то есть на 22%.
И это несмотря на то, что потребление парфюмерной продукции в целом выросло на 1,4%, так что дело не в том, что люди перестали покупать духи - их просто больше не интересуют селебрити в качестве парфюмеров.
Продажи парфюмерной продукции таких знаменитых брендов, как Prada, Chanel и Dior, выросли в 2016 году на 6%.
Image caption Бой-бенд One Direction тоже выпустил свой, коллективный, аромат в 2013 годуНужен "правильный" запах
Как говорит одна из экспертов по парфюмерно-косметической продукции в NDP Тереза Фишер, падение спроса на духи знаменитостей было отмечено за последние два года, и частично это может быть связано с тем, что было меньше запусков новой продукции.
"Несколько лет назад рынок был в очень хорошей форме, потому что было много разных именных духов знаменитостей. Мы отмечали рост продаж после выпуска ароматов [поп-группы] One Direction и "James Bond", но сегодня не очень многие звезды запускают свои линии", - отмечает Фишер.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption У Рианны и британской певицы Алиши Диксон (справа) тоже имеются свои флакончикиВ то же время, по ее мнению, ставить точку на этой тенденции еще рано.
"Покупатели по-прежнему хотят покупать духи знаменитых людей, главное, чтобы это была "правильная" знаменитость и "правильный" запах", - отмечает Фишер.
Из этих двух составляющих успеха "правильный" запах все-таки выходит на первый план.
Чандлер Берр в годы работы в New York Times наградил духи Бритни Спирс "Midnight Fantasy" четырьмя звездочками (из пяти), четко и ясно давая понять, что если аромат сам по себе хорош, то снобизм по поводу того, что их сотворила поп-дива, неуместен.
Берр также называет парфюм Сары Джессики Паркер "Lovely" одним из лучших, с которыми ему приходилось сталкиваться в этой категории духов, и признается, что сейчас разрабатывает свои собственные духи, которые будут называться "You" или "Someone Like You".
Правообладатель иллюстрации iStock Image caption "Духопреставление" стало постепенно убыватьТереза Фишер полагает, что на рынке духов наметились две тенденции: "С одной стороны, потребители стали искать духи со скидкой или охотиться за спецпредложением, и тогда, возможно, купят именные духи той или иной знаменитости. Но, с другой стороны, покупатели стали более разборчивыми. Вместо того чтобы покупать 10 флаконов в год, они, возможно, купят всего 5 флаконов. То есть они потратят те же деньги, но на более эксклюзивный или дорогой товар".
В прошлом году в Британии оборот парфюмерной продукции составил 1,25 млрд фунтов (1,55 млрд долларов), и пока не видно снижения темпов продаж.
Хотя, если наметившаяся тенденция продолжится, то на флаконах мы увидим меньше знаменитых имен и лиц.
Так что, скорее всего, на свой следующий день рождения вы получите флакончик от Жана-Поля Готье, а не от Джастина Бибера.
Знаменитые духи или духи знаменитостей - краткий курс:
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Софи Лорен и Элизабет Тейлор стали первыми кинозвездами, запустившими в продажу собственные духи- Одри Хепберн и Джоан Кроуфорд были известны тем, что рекламировали духи Givenchy и Estee Lauder соответственно, тогда как Катрин Денёв в 1970-е годы стала "лицом" легендарных Chanel N5
- Софи Лорен была одной из первых кинозвезд, выпустивших в 1981 году свой аромат - "Sophia by Coty".
- Чуть позже ее примеру последовала Элизабет Тейлор, выпустив целую линию своих ароматов, а ее духи "White Diamonds", вышедшие на рынок в 1991 году, стали самыми продаваемыми духами в истории
- Парфюм "Glow", выпущенный Дженнифер Лопес в 2002 году, стал поворотной точкой для длинной вереницы селебрити, решивших сделать то же самое.
- Этот тренд пришел из США в Британию, где свои ароматы выпустили футболист Дэвид Бекхэм, поп-певицы Алиша Диксон, Тулиса и гёрл-группа Little Mix.
- В 2016 году духи от знаменитостей составили лишь 4% продаж элитных парфюмерных названий, тогда как такие модные бренды, как Boss и Armani, достигли в совокупности 53%, и чуть более 30% пришлось на люксовые марки Chanel и Prada.
www.bbc.com
Душистые ноты и пахнущие звуки ~ Авторские очерки
Уверен, вы много раз обращали внимание на музыкальные термины, которые часто возникают в разговоре о парфюмерии. Консультанты в магазине предлагают нам «послушать» новый аромат, в описаниях постоянно упоминаются «ноты» и «аккорды». Откуда взялся весь этот музыкальный лексикон и действительно ли так много общего между музыкой и парфюмерией?
К сожалению, в нашей речи не так много слов для описания запахов. Это легко проверить – попробуйте описать, скажем, запах лимона, подобрать к нему хотя бы десять прилагательных. Если вы не парфюмерный блоггер со стажем, то такая задача может оказаться для вас довольно сложной. Проще всего бывает назвать сам предмет, источник конкретного запаха. Лимон, собственно пахнет как лимон – кто же не знает как он пахнет? Грейпфрут тоже пахнет почти как лимон, вот этот гель для душа тоже пахнет лимоном, а вот этот шампунь – скорее как металлическая дверная ручка.
Дальше на помощь нам приходят другие чувства – мы можем использовать те же слова, что для описания цвета, вкуса, тактильных ощущений и тому подобное. Можно смело сказать, что запах лимона свежий, лёгкий, яркий, жёлтый, радостный, сочный. Такая синестезия - вещь очень индивидуальная, у каждого получится свой набор прилагательных и правильных и неправильных вариантов тут в принципе быть не может. Получается, что слов для описания именно запаха практически нет. Всё это будут варианты «пахнет приятно» или «пахнет неприятно», что само по себе уже весьма относительно и во многом определяется культурой и личным ольфакторным опытом.
Ароматный словарь профессионалов шире, но иногда даже парфюмерам и эвалюаторам не хватает слов, чтобы точно описать запах. Доходит до курьёзов: в одной крупной компании, например, чтобы не путаться и лучше понимать друг друга, договорились называть один из оттенков зелёного запаха - «пахнет слоновьей ногой».
Человеку свойственно желание всё упорядочивать и классифицировать. Желание разбить душистые материалы на несколько смысловых сегментов и найти взаимосвязь между компонентами у парфюмеров закономерно возникало постоянно с незапамятных времен. Однако долгое время ничего лучше классификации по ботаническому признаку (это эфирные масла из плодов цитрусовых, это – из наземной части растений семейства яснотковых, из коры, из корней, из смолы) предложить никто не мог.
Нечто принципиально новое предложил Джордж Уилсон Септимус Пьесс, английский химик и парфюмер. В 1857 году он написал свою знаменитую книгу «Искусство парфюмерии», в которой он обобщил свой парфюмерный опыт и предпринял одну из первых попыток систематизации и классификации ароматических ингредиентов.
Основная идея Пиесса заключалась в том, что мир ароматов подчиняется законам, очень похожим на законы музыкальной гармонии. Он расположил известные ему ингредиенты по нотам гаммы таким образом, чтобы между ароматными материалами существовали взаимосвязи, аналогичные музыкальным. Септимус Пиесс ввёл понятие «нота» для ощутимой и хорошо различимой части аромата и «аккорд» для удачного благозвучного сочетания нескольких нот.
Книгу Пиесса вы сможете без труда отыскать в интернете в электронном виде, а если вы хорошо владеете английским языком, то получите ещё и особое наслаждение от его изысканного литературного слога. Справедливости ради всё же стоит отметить, что классификация ингредиентов у Пиесса получилась довольно умозрительная и не имеющая особого практического применения.
Давайте повнимательнее рассмотрим гамму Пиесса и попробуем разобраться, работают ли тут те же закономерности, что и в музыке. Ноты музыкальной гаммы расположены в порядке возрастания высоты их тона. Было бы логично расположить парфюмерные материалы, например, в порядке возрастания их летучести, но беглого взгляда на «парфюмерный звукоряд» Пиесса хватает, чтобы понять, что это не так: бергамот находится ниже амбры, цибетин – вообще в самом верху гаммы, и так далее.
Принцип расположения ингредиентов остаётся для меня загадкой и любому, кто на уровне школы знаком с теорией музыки, вполне очевидно, что музыкальные законы в предложенной душистой гамме тоже не действуют. Например, было бы логично ожидать, что компоненты, находящиеся на расстоянии октавы будут очень похожи (это следует из законов физики, у двух нот, находящихся на расстоянии одной октавы, то есть отличающиеся по высоте в два раза, максимально похожий набор обертонов). По аналогии в парфюмерии это могли бы быть очень похожие по природе материалы: лимон-апельсин или толуанский и перуанский бальзамы. Тут же иногда мы видим пары вроде фиалка-миндаль, нарцисс-амбра и прочие нелепости, хотя кое-где определенная закономерность всё-таки прослеживается. Если копнуть хоть чуточку дальше, то система разваливается окончательно. Малые секунды и тритоны в музыке будут довольно диссонирующими сочетаниями, квинты звучат стабильно, но пусто, в квартах всегда есть определенное скрытое движение – все эти вещи у Пиесса либо отсутствуют, либо совсем уж притянуты за уши. Да это и понятно – едва ли можно ожидать прямой аналогии между законами музыки, с их прозрачной и чёткой математической красотой, и взаимосвязями между различными запахами, вещью ускользающей, которая и по сей день с трудом поддаётся какому-либо научному описанию.
Тем не менее, музыкальные термины прижились и до сих пор многие часто ими используются. Несомненно, у музыки и парфюмерии, как и у любых видов творчества, очень много схожего. В одном из интервью София Гройсман (Sophia Grojsman) сказала, что у процесса создания духов и написания музыки очень много общего, сам творческий процесс практически одинаков. Ольфакторно-звуковая синестезия тоже хорошо многим знакомая вещь. Современные деятели искусств всё чаще выбирают ароматы, в качестве комплеметарного компонента для музыкальных произведений.
С «нотой» всё более-менее понятно, отмечу лишь тот факт, что одной ноте в так называемой пирамиде не обязательно соответствует один конкретный ингредиент. Парфюмерная нота – это исключительно вопрос перцепции. Нота розы в аромате может быть представлена натуральным эфирным маслом или абсолютом, сложной базой из нескольких десятков ингредиентов, которую парфюмер любя составлял много лет, либо даже единственным веществом (фенилэтиловым спиртом, к примеру). Поэтому понятие «нота» чаще всего относится только к восприятию запаха и по большому счёту никак не связано с реальным составом, компонентами и ингредиентами.
Что же такое парфюмерный аккорд? Сочетание нескольких парфюмерных нот? Тут дело обстоит чуть сложнее, на этом я бы хотел остановится чуть подробнее. Вернёмся на минуту к музыке.
В музыке аккордом называется сочетание трёх и более нот разной высоты. Когда нот только две – это интервал, кстати, термин незаслуженно парфюмерией проигнорированный. Аккордов в музыке великое множество, причём порой в зависимости от контекста одно и то же сочетание звуков может нести совершенно разную функцию (помните то странное платье – то ли чёрно-синее, то ли бело-золотое?). Иногда композитор может придумать настолько яркое и необычное созвучие, что такой аккорд получает собственное имя. Посмотрите, какая красота: первый аккорд – это обычно тоническое трезвучие, один из самых фундаментальных консонансов. У многих композиторов были свои «любимчики»: у Чайковского – это септаккорд II ступени (спасибо, Татьяна Борисовна Подкидова – видите, я это помню до сих пор!), у Прокофьева это доминантсептаккорд с повышенной квинтой и септимой («прокофьевский аккорд», «прокофьевская доминанта»), у Шопена – тот же доминантсептаккорд с секстой, вместо квинты, у Листа и Грига – с добавленной сверху ноной. Вагнер для вступления к «Тристану и Изольде» придумал очень простой аккорд из 4 звуков, но настолько выразительный и необычный, что теоретики до сих пор бьются, пытаясь его классифицировать. Скрябин (великий популяризатор синестезии в музыке, надо сказать) в своей «Поэме огня» («Прометее» - говоря о синестезии сложно не упомянуть, что там, помимо музыки, есть партия света – первая в истории светомузыка, по сути) использовал потрясающий шестизвучный аккорд – фантастический, нереальный и совершенно не похожий всё, что было до этого момента. Любой поклонник группы Beatles ни с чем никогда не спутает вступительный аккорд из “Hard Day’s Night”, а последний на рисунке – это, пожалуй, мой самый любимый аккорд, его можно услышать в кульминации Allegro Maestoso второй симфонии Густава Малера.
Как дело обстоит с сочетаниями запахов? В течение жизни мы постоянно сталкиваемся с самыми различными запахами, информация о них навсегда остаётся в нашем мозгу и неразрывно связана с нашими эмоциями и ассоциациями (по сути самая важная часть работы парфюмера – это тренировка ольфакторной памяти и умение находить ассоциации для каждого запаха и назвать, вербализовать их). Каждый раз, когда мы ощущаем запах, мозг сравнивает его с уже имеющимися «файлами» в нашей персональной ольфакторной картотеке. Найдя что-то наиболее подходящее, мозг даёт нам сигнал: «это клубника». Когда мы имеем дело со сложной смесью запахов, наш мозг проделывает что-то типа быстрого преобразования Фурье (да простят меня математики) и вычленяет из смеси уже известные нам индивидуальные запахи. Мы безошибочно определяем, что пахнет клубникой и лимоном, несмотря на то, что в реальности этот запах определяет смесь из сотни различных индивидуальных соединений. Помимо этого, мы даже можем оценить количественное соотношение – пахнет ли больше клубникой или же в основном лимоном, а клубники совсем немного. Но в нашем восприятии запаха смесей существует одна очень любопытная и важная с точки зрения парфюмерии деталь.
Иногда, когда два ингредиента находятся в равновесных соотношениях (не в равных по массе, а именно уравновешенные по интенсивности запаха), возникает удивительная вещь: мы перестаём воспринимать запахи по отдельности и результат ощущается нами как самостоятельный новый запах. Возникает мощный синергетический эффект и результирующий аромат имеет даже какие-то свои особенные уникальные свойства, которых не было ни у одного из исходных ингредиентов. Вот именно такая смесь и называется парфюмерным аккордом. Таких парфюмерных устойчивых аккордов огромное множество: зелёный травяной стемон и сливочно-кокосовый окталактон вместе дают эффект инжира, кожано-анималистический кастореум и бальзамический травяной бензилсалицилат создают эффект оливок и оливкового масла, приторный медовый, пыльный и восковой изобутилфенилацетат и ванилин – запах шоколада.
Сразу оговорюсь, что далеко не каждая пара веществ способна образовывать аккорд, иногда его не получается вовсе, иногда синергетический эффект довольно слабый и мы можем легко идентифицировать компоненты смеси, но иногда два компонента настолько хорошо сочетаются, что будто входят друг в друга как кирпичики лего. Аккорды могут быть не только из двух материалов, число компонентов может быть и больше. Иногда сочетания бывают настолько монолитными, что даже профессиональные парфюмеры не всегда могут сразу определить состав такой смеси. На этом предположении основана целая линейка ароматов PentaChords Энди Тауэра (Tauer Perfumes) – в состав каждого из этих ароматов ровно пять синтетических матералов, гармонично сочетающихся и дополняющих друг друга. В аромате Verdant это сочетание уже упомянутого сочного зелёного стемона, пахнущего сладкой ватой этимальтола, кожаного изобутилхинолина, табачно-древесного окумаля и амбрового, сухого и сладковатого амброксана.
Некоторые аккорды оказались настолько удачными, что дали начало целым огромным жанрам парфюмерии (шипровый аккорд, фужерный, амбровый). Ярким примером стабильного очень цельного аккорда является аромат колы, многие привыкли считать, что характерный аромат придают напитку экзотические орехи кола, но в действительности за запах и вкус отвечает довольно простая смесь хорошо знакомых нам душистых материалов. Попробуйте сами проанализировать и догадаться, как устроен этот аромат.
Как же быть с предложением «послушать аромат»? Часто консультанты в парфюмерном магазине утверждают, что это единственный правильный вариант, ароматы - это настолько возвышенная субстанция, что их можно только «слушать». Если обратить внимание, то в русском языке в принципе нет подходящего слова. Ведь можно смотреть картину, слушать музыку, но нельзя «нюхать запах». Запах можно «чувствовать», но это слово применимо, разумеется, и по отношению к любому другому чувству. Не вижу никакого криминала в выражении «понюхайте духи» или «попробуйте новый аромат», собственно и «послушайте новинку от Кензо» меня тоже не очень огорчает, пока не настаивают на этом варианте, как единственном возможном – ни от одного парфюмера или профи из индустрии я никогда не слышал про «послушать аромат», как, впрочем, никогда не сталкивался с похожим оборотом на каком-либо языке, кроме русского. И всё же синестетические метафоры запаха в разных языках, в частности взаимосвязь запах-слух – вещь чрезвычайно интересная и ждущая своего дотошного исследователя.
Матвей Юдов Автор Fragrantica Матвей - химик, специалист в области душистых веществ (закончил в 1999 году химфак МГУ им. Ломоносова), автор научно-популярного парфюмерного блога "гиперболоид кота Леопольда". |
www.fragrantica.ru