Здесь русский дух, здесь Русью пахнет. Здесь русский дух


Ящик пандоры – Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

ученики школы Щетинина

Даже мне, стороннику здорового образа жизни, тщательного изучения истории своего рода и Родины, было многое непонятно в специфике лицея-интерната, расположенного в лесу близ Геленджика. Но его генеральный директор академик Российской академии наук Михаил Петрович Щетинин, задумчиво поиграв на баяне что-то лирическое, поднял на меня глаза, излучающие светлую, немного магическую силу: “Поживите у нас несколько дней, позанимайтесь с детьми, тогда все поймете…”

К большому сожалению, плотный график работы ансамбля песни и пляски “Пограничник Кавказа”, с которым мы прибыли в лицей, не позволил нам воспользоваться гостеприимным предложением. Но кое-что понять удалось. И восхититься. 

А какое другое чувство может возникнуть у человека, воспитанного в однообразных серых коробках детского сада – школы – института? Не зря ведь ученые предупреждают, что монотонность нашего панельного жилья влияет на психику. Здесь же, в сказочных теремах, созданных самими детьми, нет места угрюмой тоске, лжи, вражде. И хочется вместе со всеми желать другим здоровья: “Здравствуйте!” – вкладывая в это слово его действительно магический исцеляющий смысл. 

Тем более что со стен лицея, пропитанных здоровым духом русского леса, из глубины веков мудро, добро, пристально на нас глядят наши пращуры. Вот, например, седой длиннобородый старец со свечой, плетью и филином: “Аз есмь росс “. Это – сварожье (мужское) начало, держатель духа. На противоположной стене – женский лик, мудрый и светлый, как бы вознесшийся над реками, озерами и лесами. Это Лада – женское начало славянского рода. 

Особенно впечатляют надписи: ” Рода русского солнце воссияет опять и Георгия сокол будет в небе летать” и “Жить России без ворога”. Так и хочется воскликнуть, уподобляясь великому русскому поэту: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!” 

Да, не зря Министерство образования РФ поручило именно Щетинину разрабатывать программу обучения ХХI века, предложившему модель русской родовой школы. Причем Михаил Петрович рассматривает Россию как славяно-тюркский монолит. Поэтому в лицее учатся ребята всех народностей дагестанцы, балкары, белорусы, молдаване… Много здесь и представителей Якутии, президент которой посещал лицей и решил создать нечто подобное у себя в республике. Тем более что “школа Щетинина” имеет сертификат ЮНЕСКО. 

А поучиться обюрокраченной системе российского образования здесь есть чему. В лицее сумели создать такие условия, что любой пятиклашка, прибывший из обычной школы, может за два года успешно пройти курс средней школы. И получить затем сразу два(!) высших образования. Очень важно и то, что дети сами кашеварят на кухне, пекут хлеб, выращивают зелень к столу. И, конечно же, не помышляют о воровстве из кухонных котлов… 

Есть в лицее своя пасека из 120 пчелосемей, цех по переработке лекарственных трав, большой рыбный стан на Черном море, “соевая корова” (аппарат для приготовления всяческих вкусностей из сои) и даже… страусиная ферма. 

Правда, лицеисты на общем собрании отвергли употребление мяса как вредного для здоровья, но это ничуть не влияет на их самочувствие и активность: вставая в полпятого утра, ребята до самого отбоя (21.00) сохраняют отличную работоспособность и усвояемость знаний. Причем дети не только учатся, но и работают в столярных мастерских, швейном цехе, на растворобетонном узле, пилораме. Ведь красочные уютные терема они не только проектируют, строят, отделывают, расписывают. Может быть, бедные детишки действительно попали в лапы мироеда-сектанта, нещадно эксплуатирующего труд юных созданий? Лично у меня такого впечатления не сложилось. Тем более что учатся здесь дети серьезных людей, в том числе и офицеров. К примеру, четырнадцатилетнего Диму Санникова привез сюда из Москвы его отец генерал-майор. И четверо детей дважды Героя России подполковника Марса Тимирханова не собираются менять лицей на что-либо другое. – Почему мы отдали сюда своих сыновей ? – переспрашивает подполковник Владимир Ширяев. – Во-первых, моя супруга Галина Владимировна – директор учебного отдела лицея. Но главное – здесь учат правильно жить в нашем обществе. Пусть не покажется высокопарным, но “лесная школа” прежде всего, прививает любовь к Родине. Кроме того, здесь, в отличие от любой городской школы, включают ребят в работу, приучают самостоятельно мыслить. Об этом же мне говорили многие лицеисты. Причем на “зомбированных сектантов” они вовсе не походили. Свободные, раскованные, но чрезвычайно вежливые, с живым блеском умных любознательных глаз, они охотно рассказывали и о причинах своего приезда сюда, и о жизни лицея. И конечно, удивляли. Например, двенадцатилетняя Аня Пастухова здесь всего полгода, но уже освоила полный курс химии и биологии за среднюю школу: – Срабатывает метод погружения. Это когда нравящийся мне предмет я “проглатываю” за неделю (к примеру, учебник за 6-й класс), а затем просто и доступно объясняю его содержание товарищу. Ему ведь важны не заумные фразы, а суть явлений, В свою очередь, он мне тоже “по-детски” рассказывает не нравившуюся мне ранее математику. И никакого страха перед “двойками” и наказаниями! А если голова устала, идем заниматься рукопашным боем или хореографией. – Услышав, что есть такая необыкновенная школа, – рассказывает Иван (фамилию он попросил не называть), – мы всей воскресной старообрядческой школой приехали посмотреть. Поразило, как здесь ребята ясно думают! А терема строят даже девчата и малыши. И все какие-то реактивные, способные быстро переключаться. Очень вежливые: здороваются, сколько бы раз ни увиделись. Вот мы и остались: родители – помочь в стройке, а я, два брата и сестра – учиться. Михаил бросил Краснодарский сельскохозяйственный институт и поступил здесь на истфак. Два года назад он здесь же женился и уехал к родителям. Там работает и учится. 

Сам Иван (ему 18 лет) совмещает обучение на втором курсе Армавирского пединститута и на первом – Академии архитектуры я художеств (г. Ростов): – Как успеваю? Встаю пораньше и, если надо, позже ложусь. Но контролирую себя, не допускаю перегрузок. Кроме того, помогают “активные перерывы” – рукопашный бой и хореография. А ещё я люблю заниматься резьбой по дереву. Свое будущее Иван представляет только с погонами на плечах: “Буду там, где больше нагрузок. Служить, так служить!” Очевидно, станет военным, продолжив путь своего погибшего отца – полковник ВДВ, и младший урядник, инструктор рукопашного боя Виталий Чумаков. Сейчас он оканчивает исторический факультет Армавирского пединститута, одновременно обучаясь на 1-м курсе Ростовской академии, архитектуры. Сюда Виталий приехал девятиклассником обычной школы, чтобы подготовить о необычном лицее телерепортаж для Приморско-Ахтарского телецентра. Да так и остался, найдя здесь и свое счастье – красавицу Катю (она из Питера). Эту прекрасную пару мы сразу заметили, когда они зашли в “главный” терем лицея, осенившись крестным знамением. 

- Почему крестимся? – переспросил меня статный девятнадцатилетний парень. – Так казак ломает папаху перед иконой, женщиной и за столом. Все мы православные! А казак – свободная, государственная личность. Сам потомственный казак Михаил Щетинин поддерживает казачье движение и в самом лицее, и в поселке Текос. А преподаватель математики Иван Тесля даже стад начальником штаба хуторского общества “Спас”. Наиболее отличившиеся казаки “лесной школы” входят в особую “Волчью сотню”, которая охраняет лицей и проводит занятия по системам выживания и рукопашного боя. Курируют ребят основатель “русского стиля” Кадочников и его лучшие ученики.

Причем от парней не отстают и девчата. Например, заместитель генерального директора по работе с лицеистами Елена Бекчаева не только студентка 1-го курса Ростовской академии архитектуры, но и инструктор рукопашного боя. Любопытно, что дед этой милой ашхабадской девушки был прокурором Туркмении, а предки по линии другого деда включают и …Степана Разина! – Наш рукопашный бой – это не драка, – утверждает она. 

- Наша задача – устранить агрессию. Поэтому мы не устраиваем состязаний или чемпионатов даже по футболу. Зачем поощрять агрессивность? Главное для нас – духовность, близость к природе. – Знаете, как приятно утром пробежаться по лесу! – добавляет директор лицея химиков “Сура” Надежда Пряхина. – Птицы поют, листва шелестит, ручей звенит и так душе приятно. Вы никогда зорьку не встречали? Эго ж такое чудо! 

Девушка так влюблена в природу, что однажды гости лицея приняли ее за легендарную Анастасию из книги Владимира Мегрэ. Сам автор тоже приезжал схода и остался доволен этим уголком чистоты и целомудрия. Надо сказать, что все должности здесь – выборные, приучающие ребят к самостоятельности, ответственности, инициативности. Лицей действительно отвечает своему названию и предназначению комплексного формирования личности детей и подростков. Это подтвердили мне и профессор новороссийского филиала Кубанского государственного технологического университета, руководитель Черноморского отделения комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Юрий Агишев, и командование ближайшего пограничного отряда, мечтающего получить на заставы отлично подготовленных к службе лицеистов. – У вас, как у пограничников, очень остро развито чувство Родины, – считает академик Михаил Щетинин. – Мы считаем фундаментальным мотивом развития личности пушкинское определение: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы”. Если такой мотив отсутствует, то нет и личности. Человек не представляет собой лицо рода. Он просто случайность, пыль на дороге. А вот когда я от рода иду, тогда я – Человек с большой буквы. 

Дети – это память рода. Видите, как наши ребята отличаются от “обычных” школьников? Они смотрят оттуда, из глубины веков, ощущая себя личностями. Мы даем им высшее образование, но центральный предмет – история. Главное ведь знать, ведать историю своего Отечества. И не просто знать, но чувствовать, любить. Михаил Петрович считает своим главным долгом формирование у детей державного мышления, умение строить нашу великую многонациональную Россию. Насколько успешен его метод, покажет время. Но пусть сбудется исполненное хором ансамбля песни и пляски “Пограничник Кавказа” многолетие ему и его делу: “Многая лета, многая лета!” 

” Граница России” № 20, 2001 г. Петр ИЛЮШКИН.

pandoraopen.ru

"Здесь русский дух,здесь Русью пахнет..."

А. С. Пушкин

У ЛУКОМОРЬЯ

Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Словарь

лукоморье v дугообразный изгиб реки или морского берега

златая - арх., золотая

песнь v арх, им., вин. п., песня

заводит v здесь, начинает

леший v в русской мифологии дух и хранитель леса, обычно представляется в

образе дряхлого старика с лохматыми волосами и всклокоченной бородой.

Леший может также принимать облик обычных людей, кустов, деревьев

и животных. Леший может увести путника с тропинки глубоко в лесную

чащу или водить его кругами по одному и тому же участку леса. Леший

также любит пугать людей в лесу громкими криками, хохотом и свистом.

русалка - в славянской мифологии v дух умершей (часто утонувшей) девушки.

Обычно изображается в виде полу-женщины-полурыбы.

на ветвях -- на ветках

избушка на курьих ножках v согласно русской мифологии Баба Яга живет в бревен-

чатом домике, стоящем на ногах курицы - на курьих ножках

дол v долина, равнина

о заре v здесь, на заре

прихлынут v нахлынут, прильют

брег v арх., берег

витязь v воин, богатырь,

чредой v арх., чередой, один за другим

из вод - поэт, из воды

дядька v в армии времен Пушкина, старый (опытный) солдат, которому поручено

опекать рекрутов, осуществлять за ними надзор

пленяет v здесь, берет в плен

в небесах v в небе

а бурый волк ей верно служит v волк (обычно серый волк) в русских сказках играет

роль помощника героя. Например, сначала съев коня Ивана царевича, затем

его заменяет и везёт героя к месту его очередного сказочного подвига.

ступа v mortar, в русских волшебных сказках транспортное средство бабы Яги,

которая в ней летает, помогая себе помелом (метлой)

сама собой v сама по себе, без посторонней помощи

царь Кащей (или Кощей), он же Кощей бессмертный v персонаж русских

волшебных сказок, по некоторым версиям, старший (и более

могущественный) брат бабы Яги. Кощей бессмертный сказочно

богат, умеет делаться невидимым и перевоплощаться в животных.

Его жизнь находится на кончике иглы, которая хранится в яйце

внутри утки или другой птицы, которая в свою очередь находится в зайце,

сидящем в сундуке, который висит на дубе, прикованный к нему цепями.

Обычно в русских сказках Кощей похищает красавицу и хочет на ней

жениться, чему препятствует герой сказки: узнав секрет его смерти,

и добравшись до заветного сундука он убивает Кощея и освобождает

красавицу..

злато v арх., золото

русский дух... Русью пахнет В русских сказках, баба Яга или другой представитель

╚нечистой силы╩ обычно определяет присутствие постороннего в своём жилище

по запаху и при этом говорит: ╚Здесь русским духом пахнет!╩. Слово ╚дух╩ в русском языке имеет два значения и может быть переведено на английский либо как ╚smell╩ либо словом ╚spirit╩. Совершенно очевидно, что Пушкин вложил оба эти значения в слово ╚дух╩.

И я там был, и мёд я пил... - здесь использован фрагмент традиционной концовки

многих русских сказок: ╚И я там был, мёд v пиво пил, по усам текло, да в

рот не попало╩. ╚Мёд╩ здесь v старинный алкогольный напиток,

приготовленный из перебродившего мёда.

Свои мне сказки говорил. ╚Говорил╩ - здесь, рассказывал.

www.blogs.germany.ru

Персональный сайт - Здесь русский дух...Здесь Русью пахнет..

Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца ево Моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина
Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском Лицее, открытом 19 октября 1811. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.
Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины.

 

 

В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати, в издававшемся в Москве журнале «Вестник Европы». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение «К другу-стихотворцу», подписанное псевдонимом Александр Н.к.ш.п

 

 

 

В 1816 году характер лирики Пушкина претерпевает существенные изменения.Элегия становится основным его жанром.

 

 

 

 

 

Из Лицея Пушкин был выпущен в июне1817 года в чине коллежского секретаря(10-го класса, по табели о рангах) и определён в Коллегию иностранных дел. Он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях «Арзамаса», в 1819 году вступает в члены литературно-театрального сообщества  "Зеленая лампа", которым руководит «Союз благоденствия». Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи.

 

 

Он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила», начатой в Лицее и отвечавшей программным установкам литературного общества «Арзамас» о необходимости создания национальной богатырской поэмы. Поэма закончена в мае 1820 и после публикации вызвала ожесточённые отклики критиков, возмущённых снижением высокого канона.

 

 

 

 

 

 

Весной 1820 года Пушкина перевели из столицы на юг в кишиневскую канцеляриюИ. Н. Инзова. По пути к новому месту службы Пушкин заболевает. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая  больного Пушкина с собой на Кавказ  и в Крым. Первая же «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» (1822 г.) поставила его во главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого поэта, неизменно ему сопутствующую вплоть до конца 1820-х г.г.
Позже выходит другая «южная поэма» "Бахчичарайский фонтан" (1824). Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто недосказанное, что и придало ей особую прелесть.

 

 

 

 

Со временем в Пушкине созрело убеждение (поначалу безысходно трагическое), что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. В таком ключе был начат в мае 1823 в Кишиневе  роман в стихах «Евгений Онегин»

 

 

 

 

 

 

 

Неспособность к государственной службе, приводит к тому, что поэт подаёт прошение об отставке.Пушкин был отстранён от службы и направлен в имение Михайловское под надзор родителей.

 

 

 

 

 

В Михайловском он стал подниматься по-деревенски рано, с петухами. И сразу брался за перо. Не одевался, чтобы не потянуло на прогулку. В сельском уединении никто не мешал думать. На лето он оборудовал себе кабинет в предбаннике. В свою келю он никого не допускал. Уединялся, даже когда являлись редкие, нежданные гости. Однажды один из гостей решил подглядеть в окошко, что же там делает Пушкин, и вот что он увидел:"Поэт находился в крайнем волнении.Он быстро ходил из угла в угол, хватался руками за голову, подходил к зеркалу, висевшему на стене и жестикулировал перед зеркалом, сжимая кулаки. Потом вдруг садился к столу и писал несколько минут. Вдруг вскакивал, опять ходил из угла в угол и опять размахивал руками и опять хватался за голову..."

 

 

 

 

 

 

В 1825 году встречает в соседнем имении Тригорском Анну Керн, которой посвящает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». В конце 1825 — начале 1826 года Пушкин завершает пятую и шестую главы романа «Евгений Онегин», которые в то время ему представляются как окончание первой части произведения. В последние дни Михайловской ссылки поэт пишет стихотворение «Пророк».

 

 

 

 

Няня Пушкина Арина Родионовна оставила глубокий след в жизни и творчестве поэта.

 

 

 

 

17 декабря 1825 узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, "могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв". С глубоким волнением ждал вестей из столицы, в письмах просил друзей "не отвечать и не ручаться" за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая I немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле).

 

 

 

 

В 1826 году Пушкина доставляют к царю для личной аудиенции. Николай I гарантировал поэту личное покровительство. Напуганный всеобщим неодобрением казнью и ссылкой дворян-офицеров, Николай I искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости, он объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: "Борис Годунов" был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем.

 

 

 

 

Приблизительно в это же время Александр Сергеевич начинает интересоваться Петром I, которой становится героем новой поэмы "Полтава".
В мае 1828 Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время поэт сватается к Н. Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках "Путешествие в Арзрум", в стихотворениях "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...".

 

 

 

 

В апреле 1830 Пушкин вновь сделал Н. Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято.18 февраля 1831 в Москве Пушкин обвенчался с Н.Гончаровой.

 

 

 

 

 

 

Весной молодожены переезжают в Царское Село, где снимают дачу. Александр Сергеевич Пушкин завершает отрезок биографии, связанный с романом «Евгений Онегин», т.к. дописывает «Письмо Онегина».В этом же году Пушкин вновь зачисляется на службу в качестве историографа. Однако на самом деле он лишь стремиться получить таким образом доступ к архивам. Неспокойные события в стране, а также нестабильность во внешней политике обязывают поэта Пушкина написать стихотворения «Клеветникам России», «Перед гробницею святой…», «Бородинская годовщина». Эти стихи Пушкина вызывают неоднозначную реакцию на Западе, а кое-где и в России.

 

 

 

 

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, т.к. это придворное звание обычно "жаловалось" молодым людям. За поэтом следили, перлюстрировали его письма, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей — Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, хотя в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны "Пиковая дама" (1833), "Египетские ночи", "Капитанская дочка" (1836)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы решить все свои проблемы Александр Сергеевич Пушкин решает издать журнал «Современник». Однако популярностью у публики журнал не пользуется, из-за непривычного формата для широких масс, хотя художественный уровень журнала был очень высок. Даже то, что здесь печатаются известнейшие авторы того времени (Н.Гоголь, А. Тургенев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский), не спасает издание. Два последних тома Пушкин практически на половину заполняет собственными произведениями.

 

 

 

 

 

Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом, усыновленным сыном голландского посланника барона Геккерена, и служащим русской гвардии, возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот. Узнав, что ранение смертельно, поэт стремиться уладить свои дела, и обменивается записками с Императором Николаем I, которой обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания. Через два дня после дуэли поэт скончался.
"Солнце русской поэзии закатилось", — написал В. Жуковский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев.
Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря.

 

В 1824 г. молодой Пушкин записал :"Вышед из Лицея, я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч., но все это нравилось мне недолго. Я любил и доныне люблю шум и толпу и согласен с Вольтером в том, что деревня est le premier…» Много позднее взрослый, мудрый Пушкин разлюбит «шум и толпу» и будет стремиться в деревню, как последнее человеческое прибежище.

«Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободную душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной…»

В своем давнем желании посетить «Кобылье городище» мы с Татьяной не могли не заехать по пути к месту побоища в «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское». И ясным ранним утром « ..пора, пора! Рога трубят..», как только «Румяной зарею покрылся восток..» мы выехали и со скоростью прожорливого Лачетти полетели по приснопамятной трассе «Балтия» в край, который по принятому обычаю называли «ганнибаловщиной».. «Когда императрица Елисавета взошла на престол, тогда Ганнибал написал ей евангельские слова «Помяни мя, егда приидеше во царствие свое». Елисавета тотчас призвала его ко двору, произвела его в бригадиры и вскоре потом в генерал-майоры и в генерал-аншефы, пожаловала ему несколько деревень губерниях Псковской и Петербугрской, в первой Зуево, Бор, Петровское…»

(«Начало автобиографии». А. Пушкин)

"Хоть тяжело подчас в ней бремя,Телега на ходу легка;Ямщик лихой, седое время,Везет, не слезет с облучка."

"С утра садимся мы в телегу;Мы рады голову сломатьИ, презирая лень и негу,Кричим: пошел!....."

"Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!"

«Стремглав лечу, лечу, лечу,Куда, не помню и не знаю,Лишь встречным звездочкам кричуПравей....»

"Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет. В избе холодной

Высокопарный, но голодный

Для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит,

Меж тем как сельские циклопы

Перед медлительным огнем

Российским лечат молотком

Изделье легкое Европы,

Благословляя колеи

И рвы отеческой земли."

Долго ли, коротко, но прибыли мы Пушкиногорский район.

«…Кругом простерлись по холмамВовек не рубленные рощи,Издавна почивают тамУгодника святые мощи…»

«Перед гробницею святойСтою с поникшею главой…Все спит кругом; одни лампадыВо мраке храма золотятСтолпов гранитные громады…»

"Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал."

«Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам…»

В июле 1823 года Пушкин добивается перевода по службе в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Именно в это время Пушкин сознаёт себя как профессиональный литератор, что предопределилось бурным читательским успехом его произведений. Интрижка с женой начальника и неспособность к государственной службе, приводит к тому, что поэт подаёт прошение об отставке.«Как я хорошо веду себя! как ты была бы мной довольна! за барышнями не ухаживаю,... Знаешь ли ты, что есть пословица: на чужой сторонке и старушка божий дар. То-то, женка. Бери с меня пример.»

«Как оживляется глухая сторона!

Как жизнь, о боже мой, становится полна!

Сначала косвенно-внимательные взоры,

Потом слов несколько, потом и разговоры,

А там и дружный смех, и песни вечерком,

И вальсы резвые, и шепот за столом,

И взоры томные, и ветреные речи,

На узкой лестнице замедленные встречи;

И дева в сумерки выходит на крыльцо:

Открыты шея, грудь…»

В результате в июле 1824 года Пушкин был отстранён от службы и направлен в псковское имение Михайловское под надзор родителей.

 

 

«Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда...»

«Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить, да освежить себя -

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.»

«Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега..»

 

«Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял на рекою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали села: здесь и там

Стада бродили по лугам.»

«В деревне, где Петра питомец, царей, цариц любимый раб И их забытый однодомец скрывался прадед мой арап...»

"...хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков..."

«Дед мой умер в 1807 году, в своей псковской деревне, от следствий невоздержанной жизни.»

 

«Что смолкнул веселия глас?

Раздайтесь, вакхнальны припевы!

Да здравствуют нежные девы

И юные жены, любившие нас!

Полнее стакан наливайте!»

 

«Подали водку, налив рюмку себе, велел он и мне поднести, я не поморщился – и тем, казалось, чрезвычайно одолжил старого Арапа. Через четверть часа он опять попросил водки и повторил это раз 5 или 6 до обеда..»

 

«…Я сиживал недвижим - глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны..

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собою

Убогий невод..»

«…Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся..

..В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса…»

 

 

"Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи

Да пруд под сенью ив густых"

 

"С благоговейною душой

Приближься, путник молодой,

Любви к пустынному приюту.

Здесь ею счастлив был я раз —

В восторге сладостном погас,

И время самое для нас

Остановилось на минуту."

«Разлука ждет нас у порогу,

Завет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу…»

"Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья."

 

 

Если и есть где на Руси место, претендующее быть «духовной родиной» Пушкина, -к Михайловскому это относится прежде всего. Этот уголок земли на протяжении всей жизни являлся для поэта источником душевной силы и тепла: «от вас беру воспоминанье, а сердце оставляю вам..» Впервые попав в родовые ганнибаловские вотчины «веселым юношей», здесь он испытывал себя вынужденным затворничеством «изгнанником два года незаметных», каждый раз приезжая в свой край и на свое место.

«Как счастлив я, когда могу покинуть

Докучный шум столицы и двора

И убежать в пустынные дубровы,

На берега сих молчаливых вод.»

«Я твой - люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят…»

"Недавно черных туч грядой

Свод неба глухо облекался,

Недавно дуб над высотой

В красе надменной величался..."

"...неужели

Разросся он кудрявой этой рощей?"

"В своей коляске выписной

Оставьте град неугомонный,

Где веселились вы зимой;

С моею музой своенравной

Пойдемте слушать шум дубравный"

«В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без Божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты»

«Цветы, любовь, деревня праздность,

Поля! Я предан вам душой.»

«…тотчас беседа

Заводит слово стороной

О скуке жизни холостой.

Зовут соседа к самовару..»

«…Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь…”

"Татьяна, по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть..."

"Пушки с берега палят

Кораблю пристать велят."

«…Грибы солить, кормить гусей,

Заказывать обед и ужин,

В анбар и погреб заглянуть.

Хозяйке глаз повсюду нужен…»

"Его здесь кресла

Стоят пустые, будто ожидая.."

«И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.»

"Вот опальный домик

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых ,

Ни кропотливого ее дозора."

«Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил..»

«…шкафы отворил:

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой…»

«Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит…»

"Известно буди всем, кто только ходит к нам:

Ногами не топтать парчового дивана,

Который получил мой праотец Фатам

В дар от персидского султана."

"Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках"

«…Я, бывало,

Хранила в памяти не мало

Старинных былей, небылиц

Про злых духов и про девиц..»

«..Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре…»

"На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят - одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал."

"По той дороге

Теперь поехал я и пред собою

Увидел их опять. Они все те же,

Все тот же их, знакомый уху шорох..."

"Вдруг осветился взор прекрасный;

К устам она прижала перст;

Казалось, умысел ужасный

Рождался... Страшный путь отверст:

Высокий мостик над потоком

Пред ней висит на двух скалах"

 

«Простите, верные дубравы!

Прости, беспечный мир полей,

И легкокрылые забавы

Столь быстро улетевших дней!

Прости, Тригорское, где радость

Меня встречала столько раз!

На то ль узнал я вашу сладость,

Чтоб навсегда покинуть вас?

От вас беру воспоминанье,

А сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье!),

Я к вашим возвращусь полям,

Приду под липовые своды,

На скат тригорского холма,

Поклонник дружеской свободы,

Веселья, граций и ума.»

"Здравствуй, Вульф, приятель мой!

Приезжай сюда зимой,

Да Языкова поэта

Затащи ко мне с собой

Погулять верхом порой,

Пострелять из пистолета.

Лайон, мой курчавый брат

(Не Михайловской приказчик),

Привезет нам, право, клад...

Что? - бутылок полный ящик.

Запируем уж, молчи!

Чудо - жизнь анахорета!

В Троегорском до ночи,

А в Михайловском до света:

Дни любви посвящены,

Ночью ц… Продолжение »

Михайловское — дворянское имение в Псковской области. Известно с ХVIII века, как часть владений царской семьи — Михайловская губа. Предположительно название происходит от находившегося на расположенной поблизости Савкиной горке «Михайловского монастыря с Городища».
Михайловское - родовое имение матери А.С. Пушкина, его поэтическая родина, место духовного становления поэта. Здесь он жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827, 1835 и 1836 годы.12 января 1742 года большая часть земель (41 деревня на 5 000 десятинах земли), составлявших Михайловскую губу псковского пригорода Воронича, именным указом императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы в вечное владение прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу - "арапу Петра Великого".После смерти Абрама Петровича в 1781 году сельцо Михайловское досталось по раздельному акту между его сыновьями Осипу Абрамовичу, который построил в нем господский дом и усадьбу, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками.
В 1806 году после смерти Осипа Абрамовича Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне, урожденной Пушкиной, а затем в 1818 году досталось Надежде Осиповне, матери поэта. С 1836 года отошло ее детям - Ольге, Льву и Александру. После смерти А.С. Пушкина опека выкупает имение у наследников детям поэта. В 1866 году в родовом имении поселился младший сын поэта Григорий Александрович. Сохранились две каменные постройки Г.А. Пушкина, одна из которых (большой каменный амбар) сейчас используется как выставочная галерея.
В Михайловском Григорий Александрович живет до 1899 г., когда в связи со 100-летием со дня рождения А.С. Пушкина имение у него было выкуплено на народные пожертвования и поступило в государственную собственность. В память о поэте в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 г. состоялось открытие первого пушкинского музея.
В феврале 1918 г. Михайловское было сожжено. Из усадебных построек уцелел только «домик няни», разрушенный позже в годы немецкой оккупации. Постановлением Совета народных комиссаров от 17 марта 1922 года Михайловское вошло в состав Пушкинского заповедника.
В 1937 г. к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина дом был вновь восстановлен. С 12 июля 1941 г. до 12 июля 1944 г. музей-заповедник был оккупирован немецкими войсками. В 1944 г. дом-музей А.С. Пушкина был уничтожен.
Вновь дом поэта восстановлен на старом фундаменте к 1949 году. Тогда же был восстановлен «домик няни», несколько позднее были восстановлены «кухня-людская», «контора управляющего», «дом управляющего». В здании «колонии литераторов», построенном в 1911 году по проекту архитектора Щуко, до 1992 года размещалась администрация Пушкинского заповедника.
В 1998-1999 годы в Михайловском были проведены реставрационно-восcтановительные работы, что позволило создать условия для дальнейшего сохранения музея-усадьбы, хранения экспонатов, представленных в музейных экспозициях, удобства для посетителей.
http://pushkin.ellink.ru/reserv/res1.asp

alexzhuc.narod.ru


Смотрите также