Одновременно интересной и непонятной для многих является японская мифология, которая включает много сакральных знаний, поверья, традиции синтоизма и буддизма. В пантеоне представлено огромное количество божеств, которые выполняют свои функции. Немалое количество известно и демонов, в которые веруют люди. В основе мифов этой азиатской страны находится синтоизм – «путь богов», который появился в глубокой древности и определить точную дату просто невозможно. Мифология Японии является своеобразной и уникальной. Поклонялись люди разным духовным сущностям природы, местам и даже неодушевленных предметов. Боги могли быть злыми и добрыми. Стоит заметить, что имена их часто являются сложными, а иногда и слишком пространными. За небесное светило отвечает богиня Аматэрасу Омиками и в переводе ее имя называется «великая богиня, озаряющая небеса». Согласно верованиям богиня солнца в Японии является прародительницей великого императорского рода. Одна из главных богинь японского пантеона – Гуаньинь, которую еще называют «буддистской Мадонной». Верующие считали ее возлюбленной матерью и божественной посредницей, которой не были чужды повседневные дела обычных людей. Другие японские богини не имели такого большого значения в древности. За потусторонний мир отвечает Эмма, который является не только богом властителем, но и судьей мертвых, который управляет адом (в японской мифологии – дзигоку). Известный воинственный покровитель бог Хатиман не является выдуманным персонажем, поскольку он был срисован с реального японского воина Одзи, который правил страной. За его благие дела, верность японскому народу и любви к сражениям, было принято решение причислить его к божественному пантеону. Покровителем молнии и грома в мифологии считается Райдзин. В большинстве легенд его представляют вместе с богом ветра. Изображают его в окружении барабанов, в которые он бьет, создавая гром. В некоторых источниках его представляют ребенком или змеей. Японский бог Райдзин еще отвечает за дождь. Его считают японским эквивалентом западного демона или черта. За огонь в пантеоне ответственным считается Кагуцути. Согласно легендам, когда он рождался, то своим пламенем обжег мать и та скончалась. Отец, находясь в отчаянии, отрубил ему голову, а затем, поделил останки на восемь равных частей, из которых потом появились вулканы. С его крови появились другие боги Японии. Одним из старейших синтоистских божеств, которые населяли землю еще до появления человечества, считается Фудзин. Для тех, кого интересует, какой бог в Японии отвечал за ветер, и как он выглядел, стоит знать, что часто его представляли мускулистым мужчиной, который постоянно носил на своих плечах огромный мешок, набитый огромным количеством ветров, и они гуляют по земле, когда он открывает его. За водные владения нес ответственность Сусаноо, о котором уже упоминалось ранее. Он появился из капель воды, и приходится братом Аматэрасу. Он не хотел править морями и решил уйти в мир мертвых к своей матери, но чтобы оставить о себе след, предложил сестре произвести на свет детей. После этого японский бог моря совершил много ужасных вещей на земле, например, разорил каналы на полях, осквернил священные покои и так далее. За свои деяния он был изгнан другими богами с высокого неба. В перечень семи богов счастья входит Эбису, который отвечает за удачу. Еще его считают покровителем рыбалки и труда, а еще хранителем здоровья маленьких детей. Правителем ночи и спутника земли считается Цукиеми, который в мифологии иногда представлен божеством женского пола. Считается, что он обладает силами управлять приливами и отливами. В мифологии этой азиатской страны насчитывается целых семь богов счастья, которые отвечают за разные сферы, важные для людей. Часто их представляют в виде небольших фигурок, которые плывут по реке. Древние японские боги счастья имеют связь с верования Китая и Индии: Уже упоминалось, что мифология этой страны уникальная и многогранна. Есть в ней и темные силы и многие японские демоны играли важную роль в жизни древних людей, но в современном мире некоторых представителей темных сил боятся как дети, так и взрослые. Среди самых известных и интересных можно выделить: womanadvice.ru Япония невероятно интересная страна Восточной Азии, с которой связано множество загадок, тайн, легенд. На протяжения двухсот лет Япония была изолирована от всего окружающего мира, что привело к созданию необычной, но очень интересной культуры. Ярчайшим примером тому может послужить самобытная японская мифология. Содержание статьи: Демоны и духи Божества и герои Синтоизм – сущность «божественного пути» Несмотря на продолжительную изоляцию Страны восходящего солнца от европейских государств, Япония полна разнообразных религий. На ее территории исповедуют конфуцианство, некоторые ветви буддизма, практически повсеместно распространенные христианство, ислам. Но большая часть жителей обращена в синтоизм. Японская мифология - боги и демоны. Духи японской мифологии
Японская мифология - бестиарий и пантеон богов древней Японии
Пантеон японских богов
Японская богиня солнца
Японская богиня милосердия
Японский бог смерти
Японский бог войны
Японский бог грома
Японский бог огня
Японский бог ветра
Японский бог воды
Японский бог удачи
Японский бог Луны
Боги счастья в Японии
Японская мифология - демоны
Мифология Японии – демоны, духи, герои и божества
Однако в Японии есть ещё и особенная религиозная система – синкретизм, объединяющая в себе сразу несколько различных религий, что говорит о толерантности японцев к иноверцам.
Демоны и духи
Основной принцип японской мифологии – это вера в божественное происхождение природных стихий и в то, что каждая вещь имеет свою сущность. Поэтому демоны и духи также присутствуют в ней в большом количестве. Жители Японии считают, что сверхъестественными существами могут быть как духи, так и различные животные. Дух может представлять собой призрак умершего человека, которого положено называть юрэй.
В старинных японских легендах нередко фигурируют призраки ёкай – неприятного вида существа, обладающие длинной шеей и единственным глазом. Таинственные создания могут быть как злыми, так и вполне дружелюбными, но обычно они избегают людей. Зимой повстречаться с подобного рода нечистью практически невозможно.
Ака-намэ (дословно имя демона переводится, как «слизывающий грязь»). Этот персонаж навещает нечистоплотных людей, которые забывают вовремя убираться в своих банях. Он не несет никакой угрозы, но выглядит просто отвратительно. Считается, что люди начинают более тщательно заботиться о помывочных помещениях, лишь бы не встречаться снова с Ака-намэ.
Бакэ-дзори. Это старый и потрепанный сандаль, за которым хозяева плохо ухаживали. Этот башмак бегает по дому и почему-то распевает песенки. Причем песенки довольно глупого содержания.
Бакэ-нэко, животное в виде гигантской кошки. В соответствии с представлениями японцев, чтобы получить в свое распоряжение бакэ-нэко, следует завести домашнюю кошку и кормить ее в одном месте в течение 13-ти лет. Затем кошечка превращается в призрак, вырастает до полутора метров, получает способность творить иллюзии и ходить на двух ногах. Она становится хранителем для людей, которые хорошо с ней обращались. Тем же, кто преследовал кошку, бакэ-нэко приносит несчастья.
Гюки или юси-они. Это химера с телом, как у быка. Излюбленным местом обитания гюки являются водоемы – пруды, реки, озера или водопады. Иногда юси-они может принимать облик привлекательной девушки. Свою жертву демон преследует совершенно беззвучно, от него не скрыться даже на краю Земли. Гюки выпивает тень человека, после чего жертва в скором времени заболевает и умирает.
Дзюбокко – хищные деревья. Наверное, каждому известно, что средневековая Япония была страной довольно воинственной. На ее территории практически постоянно происходили кровопролитные сражения, что и породило миф о дзюбокко. Согласно легенде, на местах битв вырастали особые деревья, которые питали пристрастие к человеческой крови. Они ловили своими ветвями зазевавшихся путников, а затем выпивали их кровь.
Божества и герои
Япония богата храмами самых разнообразных божеств. Некоторым из них приписывается создание земной тверди, небесного свода, солнца, людей и животных. Японские священные тексты повествуют о событиях, которые происходили с момента сотворения мира и божеств до начала правления императоров. Нужно отметить, что о временных рамках в древних манускриптах ничего не сказано.
Вполне очевидно, что первейшие мифы Японии рассказываю о происхождении мира. Согласно им, первоначально существовал некий хаос, который позже разделился на равнину Такамагахара и остров Акусицима, который называют «островом стрекоз». Позже появились разнообразные божества, пары из братьев и сестер, которые символизировали стихии природы. Главнейшими божествами для жителей древней Японии, стали супруги бог Идзанаги и богиня Идзанами. От брака этой пары появилось большое количество различных островков, населенных людьми и другими богами.
Богиня Идзанами занемогла и ушла из жизни сразу после того, как породила божество Огня. Она попала в загробный мир, который в японской мифологии называется «мрак Ёми». Из этого места нельзя вернуться. Ее супруг бог Идзанаги был не в силах безропотно принять гибель своей жены и поспешил за ней. Однако Идзанаги обнаружил супругу не в лучшем состоянии, и сбежал из мира мрака, завалив за собой вход в него.
Богиня разозлилась из-за поступка своего супруга и пообещала ему, что каждый день она будет забирать жизнь у многих тысяч людей. Этот миф показывает, что умереть может каждый, и даже бог. Поэтому попытки вернуть ушедших бессмысленны. Еще одна легенда повествует о том, как Идзанаги вернулся из мрачного мира и смыл с себя всю скверну после посещения «мрака Ёми». Из капель, которые с него упали, появилось новое божество Солнца – богиня Аматэрасу.
Синтоизм – сущность «божественного пути»
Наиглавнейшая религия Японии, синтоизм, дала начало развитию мифологии Страны восходящего солнца. Основная японская религия основана на почитании природных стихий и поклонении им. Жители древнейшей Японии считали, что абсолютно каждое создание заключает в себе некую божественную сущность «ками» (яп. 神). Синтоизм предполагает поклонение разнообразным божествам и духам ушедших людей.
«Божественный путь» включает в себя культ тотема, колдовство, культ защитных предметов-амулетов, обрядов и ритуальных действий. Буддизм оказал немалое влияние на синтоизм, ведь наиглавнейший принцип жителей Японии – это спокойная жизнь в гармонии с природными стихиями. Японцы воспринимают мир за место, где совместно проживают люди, боги и духи.
Особенностью синтоизма является отсутствие строгих рамок и ограничений в понятии добра и зла. Все действия смертных оцениваются лишь по тому, с какой целью индивид их совершает. В представлении японцев добрый человек – это тот, кто уважает старших, по-дружески относится к окружающим людям, способен посочувствовать и помочь. Также одной из первейших добродетелей является исполнение своего долга. А дурной человек – эгоистичный, нетерпеливый, нарушающий социальные нормы.
В синтоизме нет таких абсолютных критериев, как зло и добро. Человек должен сам различать эти понятия, но для этого ему необходимо жить в согласии с окружающей средой, очищать свой разум и тело.
valtasar.ru
Японская мифология
Мифология – наука, изучающая мифы – сказания о Богах и героях И, конечно, огромное влияние на мифологию каждого народа оказывает их хозяйственная деятельность, уровень материальной культуры, религиозные воззрения и менталитет.
Япония – страна «восходящего солнца» расположена на островах, из которых только четыре крупные. Ее потрясают постоянные землетрясения, наводнения, извержения вулканов и другие природные катаклизмы. Японцам с древности приходилось бороться со стихиями за выживание и за каждый кусок хлеба.
Наверное, потому, что их жизнь была такой трудной, они имели особую ментальность. Выдержанные, трудолюбивые, скрывающие свои истинные чувства и очень вежливые – именно такими предстают перед нами жители Японии.
Кроме того, несколько тысяч лет Япония была изолированной от всего мира и это позволило ей создать совершенно уникальную неповторимую культуру, которую они свято хранят до сих и следуют традициям, зародившимся в древности.
Религия Японии
Ведущей религией Японии является синтоизм – обожествление сил природы, поклонение душам предков, животным и природным стихиям. Хотя природа Японии не была слишком ласкова со своим народом, но они верили в то, что человек обязан жить в гармонии с окружающим миром. Поэтому впоследствии буддизм здесь получил благодатную почву для развития.
В синтоизме мир не делится на добро и зло, белое и черное, но деление все же происходит на мужское и женское начало. Считается, что мужское начало – это камень, а женское – изменчивая и противоречивая вода.
Понятие добро и зло определяет для себя каждый человек сам. Если он уважает окружающих, делает добро, подчиняется законам природы, то он – добрый и порядочный человек. Самым страшные грехом японцы считают эгоизм, себялюбие, нетерпимость к окружающим, нарушение установленных порядков.
Пантеон богов
Творцами мира в японской мифологии были Идзанаги и Идзанами, боги мира и жизни. Жил они на парящем в небесах хрустальном мосту. Однажды они решили спустить вниз на твердь, для того чтобы узнать куда именно им спускаться, они спустили с моста железный топор, который полностью погрузился в океан. Но капли воды, падающие с него, образовали сушу – первый остров – Оногоро.
После этого творцы мира спустились на землю и именно от их союза и родились остальные японские острова, а также и весь пантеон богов. Последним родился огненный бог Кагуцути, искалечивший свою мать, впоследствии нашедшую свое успокоение в царстве Еми.
Еми — царство мертвых, где царят непроглядная тьма и вечный холод. Идзанаги спускается в это страшное царство, чтобы спасти свою возлюбленную, но в царстве Еми, некогда прекрасная, Идзанами превратилась в уродливую старуху. Муж с отвращением отворачивается от нее и требует развода. Возмущенная поступком мужа, богиня превращается в смерть, которая и поныне уносит души людей в царство мертвых.
По японской мифологии все живое когда-нибудь умирает, в том числе и боги – смертны, поэтому не стоит спорить с судьбой и природой и вырываться из рук смерти.
Вернувшись из страны мертвых, Идзанаги смыл с себя все нечистоты и из капель воды, падавшей с его одежды родились новые божества. Одна из них – прекрасноликая – Аминотэрасу- Богиня Солнца, самая почитаемая богиня.
Сказания о героях
Никакая мифология не может обойтись без рассказов о героических подвигах земных людей. Таким почитаемым героем в Японии считается Кинтаро, сын самурая. Еще в раннем детстве он обладал огромной силой: мать дала ему железный топор, и он вместе с лесорубами валил столетние деревья.
Гуляя по лесу, он развлекался тем, что ломал скалы и крошил крепкие камни. Но поскольку он был добрым и покладистым человеком, то смог подружиться со всеми лесными обитателями.
Однажды слуга князя Сатано увидел, как юноша валил огромные деревья одним ударом топора, и предложил ему поступить на службе к своему господину. Мать Кинтаро была чрезвычайно рада такому повороту событий, поскольку только на службе у богатого человека ее сын мог стать самураем и получить богатство и славу.
Первым подвигом юноши было убийство монстра, поедающего людей. За свою жизнь Кинтаро совершил множество подвигов и избавил население страны от чудищ, монстров и порождений тьмы, за что его имя до сих произносят с великим уважением и почтением.
Миф о молодом рыбаке
Еще один известный мифологический герой Японии – молодой рыбак Урасимо Таро. Однажды юноша спас от гибели огромную морскую черепаху, которая призналась, что приходится дочерью морского правителя. В награду она взяла рыбака с собой во дворец отца на дно моря. Пробыв в гостях несколько дней, Урасимо попросился домой. Тогда принцесса подарила ему небольшую коробочку и приказала никогда ее не открывать.
Но очутившись на суше, рыбак узнал, что с момента его отсутствия прошло уже более семисот лет. В ужасе он раскрыл подарок, оттуда вырвался серый дым, который мгновенно состарил юношу и он умер.
Рыбаки и моряки верили, что увидеть серую дымку над морским простором не к добру: от этого можно тяжело заболеть и умереть раньше назначенного срока.
Мифологические существа и духи
Японская мифология наполнена удивительными существами – бэнши, которые могут принимать вид других живых существ и морочить человеку голову. Причем они могут стать как прекрасными и внушать к себе любовь, так и ужасающими и внушать панический ужас.
К подобным относится Норапотонн – безликое чудовище, которое белым днем похоже на обычного человека, а по ночам является существом с синим шаром вместо лица.
Поскольку в синтоизме огромную роль играет тотемизм- обожествление животных, то и это существа занимают большое место в японской мифологии.
Тануки – енотовидные собаки- весельчаки и любители выпить саке, полезны людям, они приносят удачу, но иногда могут и подшутить над человеком.
Мудзэна – барсук- оборотень, он морочит людям голову, пугает их и может привести к беде.
Но совершенно особую роль в мифологии играют лисицы –кицунэ. Они мудры, целеустремлены, способны превращаться в ослепительных юных дев или в могучих и храбрых мужчин. Лисиц – оборотней можно отличить от простых животных по наличию девяти хвостов и по меху серебристого цвета. Эти существа наделены пророческим даром и очень проницательны. Бывает, что они дарят свое сердце человеку и тогда готовы на любые жертвы, чтобы быть рядом с возлюбленным.
Но если среди них попадаются коварные и злобные особи, то они погубят и уничтожат не только человека, которого считают своим врагом, но и весь его род.
Японские демоны
В любой мифологии есть злобные существа, которые являются из царства мертвых или являются порождением тьмы. В Японии таких существ великое множество.
Например, Юрей – призрак мертвого человека, они обитают в заброшенных домах или храмах и поджидают там припозднившихся путников.
Они- демоны с черной, красной или синей кожей с огромными клыками и страшными лицами. Их практически невозможно убить, поскольку отрубленные части тела вновь прирастают к ним. Они прячутся в лесной чаще или в горах, ловят людей и пожирают их.
Екай или обаке – духи, превращающиеся в животных и пугающие людей своим воем и визгом, а также предвещающие несчастья и катастрофы. Но в некоторых мифах животные выступают в роли помощников, обычно в благодарность людям за спасение их или членов их семей. Обычно такая благодарность ведет к службе и защите человека от злых сил.
С распространением буддизма в Японии несколько уменьшился интерес к мифам, но они продолжали свою жизнь в устном народном творчестве и пережили второе рождение в сказках и легендах.
Вам также будет интересно почитать:
mirjapan.ru