10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа». Гегель о культуре как о саморазвитии абсолютного духа


Получается, что Гегель обозначил шесть культурных форм, которые и воплощают в себе сознание человека.

Поиск Лекций

Гегель о культуре как саморазвитии Абсолютного духа

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ(1770—1831)

Гегль может рассматриваться как протокультурология. Он заканчивает классическую эпоху.

Г. Гегель — автор концепции «абсолютного идеализма», согласно которой основой всего существующего выступает «мировой дух», а все природные и социальные формы рассматриваются как его проявления. Воплощаясь в образах, последовательно сменяющих друг друга, объективный дух в виде искусства, науки, нравственности, религии осуществляет процесс самопознания. Развитие отдельного человека в целом воспроизводит ту же схему.

Исходное понимание мира по Гегелю: в основе лежит духовное начало – мир смыслов, идей, духовных сущностей. Культура– смысловой мир. Само понятие «культура» создано для описания духовно-смысловой деятельности человека(в отличие от цивилизации).

История есть «развитие духа во времени», прогресс духа – «в сознании свободы», а цель истории - «свобода гражданина в гражданском обществе».

История культуры по Гегелю включает три основных этапа:

Восточный мир. Древние восточные народы полагали, что свободен один-единственный человек,

Античный мир. Греки и римляне объявили свободной «определенную» группу людей,

Германский мир. И лишь германские народы осознали, что свободны все.

Система Гегеля:

Движение (грандиозное) божественного Духа, которое в определенный момент вселяется в человека.

Божественный Дух проходит три этапа:

1). Философия логики. Прежде, чем предмет изучается в своем существовании, надо понять идею предмета, как он задуман творцом. 1-ая часть представляет диалектику идей. Идея хочет погрузиться в реальность и она погружается в природу.

2). Философия природы. За философией Духа следует философия погружения идеи в природу. Как постижение идеального развития природы, а не реального. В живой природе Духа больше, в итоге – человек.

3). Философия Духа – философия человеческой культуры через судьбы духовного.

Гегель выделял три уровня, модификации существования мирового разума:

1. Субъективный дух -это индивидуальное сознание человека и становление человеческой души

В представлении Гегеля разум, сознание, пройдя через «субъективный дух», воплощается в «объективном духе», т. е. объективируется в общественных формах: праве, морали, семье, гражданском обществе и государстве.

2. Объективный дух.Индивидуальное начинание соединяется с общим. Возникают общественные категории. Между индивидуумом и обществом прослойка – семья. Объективный дух - это те формы культуры, которые важны для того, чтобы индивидуальное сознание могло развиваться, Гегель выделял здесь три вида: мораль, право и нравственность.

И, наконец, объективный дух переходит в Абсолютный Дух.

3. Абсолютный дух -это Самосознание Духа,Бог хочет создать и увидеть себя в трёх высших формах: искусство; религия; философия.

Гегель прослеживает бытие Бога в ипостаси разума (сквозь призму разума, мышления). Эта история заканчивается этими тремя высшими формами проявления БОГА:

1. Искусство. Явление абсолютных идей (Бога) в художественном образе. Художественное выявление мистического переживания.

Г. Гегелю принадлежит одно из самых содержательных учений об искусстве. Прекрасное определяется им как «чувственное явление идеи», т. е. выражение не в логической форме, а в единстве со всем многообразием «земных обнаружений», в которых реализуется внешняя действительность. Поэтому художник, изображающий увиденное, должен воссоздать его и как чувственное, и так, чтобы «излучался» скрытый за ним смысл.

Религия– откровение, истина дана через веру, через сердце. Религиозное переживание.

Философия(самая высшая форма) – понимание – последний этап. Охватывает весь у универсальный мир как движение смыслов.

Располагает их Гегель по схеме («логическая триада»): искусство (тезис) - религия (антитезис) - философия (синтез).Философия - это синтез искусства и религии, и поэтому философия пытается не только выявить высший смысл, но и сделать его доступным для человека.

В формах «абсолютного духа» — искусстве, религии и, наконец, философии — дух возвращается к самому себе, снимает собственную предметность и постигает себя в абсолютной истине.

Получается, что Гегель обозначил шесть культурных форм, которые и воплощают в себе сознание человека.

У Гегеля мир цельный, наполнен божественным смыслом. Человек – элемент божественного бытия, но элемент несовершенный. Главная цель для человека - свобода, он трактовал свободу как "осознанную необходимость", - это способность принимать решения и совершать действия с учётом реальной ситуации, то есть не эмоционально, а рационально понимать сложившуюся ситуацию. Реализовать свою свободу человек может, если будут существовать три формы объективного духа (мораль, право и нравственность), которые должны существовать материально, для этого Гегель вводит понятие собственности - радикального двигателя культуры, своего рода "воздуха культуры". И эти три культурные формы необходимы, чтобы человеческое сознание осознало, что человечеству для развития необходима собственность.

Гегель разводит понятие мораль и нравственность. Если использовать логическую триаду, то получается: мораль (тезис) - право (антитезис) - нравственность (синтез).Это значит, что нравственность есть синтез морали и права. Мораль нужна для того, чтобы сделать собственность всеобщей, осознанной и необходимой. Недостаток морали заключается в том, что она всегда нуждается в добровольном признании, и следовательно, она не может всех склонить на принцип собственности. И тогда, развиваясь, человечество придумало право, которое выполняет туже функцию, но другими средствами (не требует добровольного признания). Но право, устранив недостаток морали, само обрело другой - оно опирается на насилие. Поэтому было необходимо соединить лучшие стороны морали и права (отсутствие насилия и всеобщность), и продуктом такого синтеза стала нравственность. Но поскольку у Гегеля всё находится в постоянном развитии, то развитие нравственности можно проследить как семья - сословие - государство. Это означает, что если рассматривать человеческую культуру через призму объективного духа, то оказывается, что главное культурное изобретение человека - государство. Нормально существовать человек за пределами государства не может, поскольку он не может достигнуть состояния свободы вне государства. Возникает идея синтеза свободы и государства, и получается такое государство, которое обеспечивает каждому индивиду свободу, выход на уровень свободы. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимы три другие формы абсолютного духа (искусство, религия, философия). И располагает их Гегель по той же схеме: искусство (тезис) - религия (антитезис) - философия (синтез).Философия - это синтез искусства и религии, по этому и получается то, что философия пытается не только выявить высший смысл, но и сделать его доступным для человека. Полноценное развитие человека возможно лишь в рамках государства, и если человек обращается в процессе этого развития к этим базовым формам, то есть они должны стать важным элементом образования мира.

История культуры по Гегелю включает три основных этапа:

Восточный мир.

Античный мир.

Германский мир.

Если рассматривать их через призму объективного духа, то нужно говорить о развитии государств. Культура возникает лишь в государстве, поэтому первобытной культуры не существовало. Первая культура (государства), по мнению Гегеля, возникают на Востоке (тезис). В чём же их специфика? В восточных государствах, существовала деспотия, власть аккумулировалась в руках одного человека. В таком государстве нет свободы, даже для деспота, есть только произвол. Рассматривая восточный мир, Гегель делил его на три части: Китай - Индия - Персия, также по степени развития. Ситуация с деспотизмом отрицается в античном мире (антитезисе), возникают первые демократические институты, которые создают возможность реализации человека, как свободного существа. Но свобода станет свободной, лишь когда она будет всеобщей, для всех в античном мире её не было (рабы), в античном мире свобода была доступна лишь избранным. Теперь германский мир (синтез), Гегель понимал под этим термином всю Европу, на пороге нового времени, когда возникают первые демократические государства. Европейский мир оказывается высшим этапом развития человеческой культуры, получается, что культура на германском мире заканчивается, это если смотреть на этот процесс через призму объективного духа. Если же через абсолютный дух, то государство появляется еще на Востоке, но не одна из форм абсолютного духа там не проявляется, она появляется лишь в античном мире - искусство. В германском мире, появляется религия, Гегель считал, что протестантизм - высшая форма развития христианской религии, теперь после появления религии, может возникнуть философия. Платон, Аристотель, Сократ, по Гегелю это далеко не философы, так как не они были не рациональны и бессистемны, в лучшем случае это можно назвать искусством. Гегель полагал, что история культуры может глубоко быть осмысленна лишь в русле философского подхода. В истории важны не случайности, а закономерности, лишь изучая развитую, наивысшую форму можно осознать более примитивные, "изучив анатомию человека, можно понять анатомию обезьяны". Отсюда пренебрежение Гегеля к восточным (примитивным) формам государства. У каждого высшая точка может быть достигнута в разном - религии, искусстве. Также Гегель считал, что его система (всё вышеизложенное), это высшая точка философии, и теперь мировой дух познал своё начало и свой конец. Теперь ничто будущее не имеет значение, ничего нового уже не придумаешь.

Гегель написал много книг, но книгу под названием "Философия культуры" он не писал, то что сейчас опубликовано, это его наброски, лекции, а знаете почему он не опубликовал этот материал? Его не устраивал такой конец…



poisk-ru.ru

Гегель о культуре, как о саморазвитии Абсолютного Духа. — КиберПедия

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин)- немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

Для Г. Гегеля духовная культура человечества предстает в ее развитии, как постепенное выявление творческих сил «мирового разума». Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно данных «вещей» и заканчивая «абсолютным знанием» - знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому и развитие действительности у него предстает как логико-рациональный процесс, в котором диалектика понятий довлеет над диалектикой вещей.

Главная идея учения о бытие Гегеля – отождествление бытия и мышления. Результатом чего становится выводимое Гегелем философское понятие «Абсолютная идея», являющееся исходным пунктом его философии.

Абсолютная идея – это:

- единственно существующая подлинная реальность;

- первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Мировая душа в философии Гегеля:

Мировая душа или абсолютный дух — в философии Гегеля то, что лежит в основе всего существующего. Только вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.

Абсолютная идея существует вечно и независимо от природы и человека. В своем движении она проходит три ступени:

Логика

Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только начало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея.

Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абсолютного к конкретному – общий принцип развития.

 

Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя.

 

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.

 

Философия природы

Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его словам, вне и времени и пространства.

Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прерывая внешнюю кору материальности как чего- то низшего.

По мнению Гегеля, все многообразие изменений в природе укладывается в рамках вечного круговорота.

 

 

«Философия духа»

Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек часть природы. Однако человеческий дух – продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом.

– труд посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития.

-Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе» . Действительная свобода состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Понимание свободы Гегелем носило прогрессивный характер, т.к. было направлено против феодальных пережитков.

Раскрытие абсолютного духа в истории:

Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис.

 

Раскрытие абсолютного духа в природе:

 

субъективный дух (антропология, феноменология, психология)

 

Антропология - это наука о душе, еще во многом зависимой от материи, и в своих действиях человек здесь остается «природным существом».

Феноменология - это наука о развитии сознания, т. с. души, которая теперь обрела способность самоотражаться. Сознание вступает в борьбу с телесностью, субъект воздействует на объект и через различные феномены познания стремится к истине.

Психология объединяет учения о душе и сознании, о субъективном и объективном в развитии самой субъективности. Здесь складывается учение о личности, начинаемое Гегелем снова с вопроса о созерцания, а завершаемое проблемами влечения и счастья.

 

объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность)

абсолютный дух (искусство, религия, философия)

2.cyberpedia.su

Философия культуры Гегеля

Чтобы понять конструкцию Гегеля нужно понять соответственно стержень этой конструкции. Гегеля относят к рационалистическому движению, его относят к просветителям, так как он в своих измышлениях делает ставку на разум. Он носитель теоретического разума, сознания, вершина рациональной философии.

Гердер: культура является политическим ядром истории. История всегда изменчива, текуча, поэтому истории противопоказана вечность, философия же не изменчива и, следовательно, вечна. Первое словосочетание «философия истории» использовал Вальтер, он не видел в нём ни какого противоречия, зато его увидел Гегель. Он оговаривал одно условие, только если сущность, постигаемая философией, развиваясь оказывается неизменной, то тогда можно говорить о этом словосочетании. Это позволило Гегелю выстроить учение о развитии диалектики, для нас важно лишь в этом моменте вынести одно умозаключение, термин «философия культуры» значит изменение культуры.

Второй момент - воплощение рационального начала у Гегеля, он считал, что в основе развития культуры, истории лежит духовное начало - мировой дух, разум. Если рассматривать Гегелевскую позицию в отношении к культуре в общем виде, то «история культуры» есть для Гегеля ничто иное, как развитие мирового духа, разума, в этом то и сущность историко-культурного процесса. Поскольку Гегель был рационалистом, он считал, что этот процесс:

  1. Подчиняется определённым законам и закономерностям.

  2. Этот процесс доступен пониманию.

Развитие мирового разума по Гегелю, это самопознание развития, его начало и конец. Это значит, что история культуры имеет своё начало и конец. Он рассматривал мировой разум через определённую логическую схему «Тезис – Антитезис – Синтез», по сути, это схема простого умозаключения, получившая название в данном случае «логическая триада». Гегель исходил в своих размышлениях также из принципа тождественности бытия и мышления. Эта триада не только механизм понимания, но и способ развития всех отраслей. Так как бытиё и мышление устроены одинаково (тождественны), то можно понять бытиё.

Гегель выделял три уровня, модификации существования мирового разума:

  1. Субъективный разум (дух) - это индивидуальное сознание человека.

  2. Объективный разум (дух) - это те формы культуры, которые важны для того, что индивидуальное сознание могло развиваться, Гегель выделял здесь три вида: мораль, право и нравственность.

  3. Абсолютный разум (дух) - это, по сути дела, те же культурные нормы (мораль право, нравственность), но занимающие самое высокое положение: искусство, религия и философия.

Получается, что Гегель обозначил шесть культурных форм, которые и воплощают в себе сознание человека. Модель оказывается разделённой на два блока: субъективный дух с одной стороны и объективный и абсолютный дух, с другой. И они все проходят через определённое развитие, вообще Гегель утверждал, что всё меняется, и интеллектуальное сознание человека не исключение. Понять в какую сторону оно развивается, можно определив начало развития. Главная цель для человека - свобода, он трактовал свободу как «осознанную необходимость», - это способность принимать решения и совершать действия с учётом реальной ситуации, то есть не эмоционально, а рационально понимать сложившуюся ситуацию. Реализовать свою свободу человек может, если будут существовать три формы объективного духа, которые должны существовать материально, для этого Гегель вводит понятие собственности - радикального двигателя культуры, своего рода «воздуха культуры». И эти три культурные формы необходимы, чтобы человеческое сознание осознало, что человечеству для развития необходима собственность. Гегель разводит понятие мораль и нравственность. Если использовать логическую триаду, то получается: мораль (тезис) - право (антитезис) - нравственность (синтез). Это значит, что нравственность есть синтез морали и права. Мораль нужна для того, чтобы сделать собственность всеобщей, осознанной и необходимой. Недостаток морали заключается в том, что она всегда нуждается в добровольном признании, и следовательно, она не может всех склонить на принцип собственности. И тогда, развиваясь, человечество придумало право, которое выполняет туже функцию, но другими средствами (не требует добровольного признания). Но право, устранив недостаток морали, само обрело другой - оно опирается на насилие. Поэтому было необходимо соединить лучшие стороны морали и права (отсутствие насилия и всеобщность), и продуктом такого синтеза стала нравственность. Но поскольку у Гегеля всё находится в постоянном развитии, то развитие нравственности можно проследить как семья - сословие - государство. Это означает, что если рассматривать человеческую культуру через призму объективного духа, то оказывается, что главное культурное изобретение человека - государство. Нормально существовать человек за пределами государства не может, поскольку он не может достигнуть состояния свободы вне государства. Возникает идея синтеза свободы и государства, и получается такое государство, которое обеспечивает каждому индивиду свободу, выход на уровень свободы. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимы три другие формы абсолютного духа (искусство, религия, философия). И располагает их Гегель по той же схеме: искусство (тезис) - религия (антитезис) - философия (синтез). Философия - это синтез искусства и религии, по этому и получается то, что философия пытается не только выявить высший смысл, но и сделать его доступным для человека. Полноценное развитие человека возможно лишь в рамках государства, и если человек обращается в процессе этого развития к этим базовым формам, то есть они должны стать важным элементом образования мира.

История культуры по Гегелю включает три основных этапа:

  1. Восточный мир.

  2. Античный мир.

  3. Германский мир.

Если рассматривать их через призму объективного духа, то нужно говорить о развитии государств. Культура возникает лишь в государстве, поэтому первобытной культуры не существовало. Первая культура (государства), по мнению Гегеля, возникают на Востоке (тезис). В чём же их специфика? В восточных государствах, существовала деспотия, власть аккумулировалась в руках одного человека. В таком государстве нет свободы, даже для деспота, есть только произвол. Рассматривая восточный мир, Гегель делил его на три части: Китай - Индия - Персия, также по степени развития. Ситуация с деспотизмом отрицается в античном мире (антитезисе), возникают первые демократические институты, которые создают возможность реализации человека, как свободного существа. Но свобода станет свободной, лишь когда она будет всеобщей, для всех в античном мире её не было (рабы), в античном мире свобода была доступна лишь избранным. Теперь германский мир (синтез), Гегель понимал под этим термином всю Европу, на пороге нового времени, когда возникают первые демократические государства. Европейский мир оказывается высшим этапом развития человеческой культуры, получается, что культура на германском мире заканчивается, это если смотреть на этот процесс через призму объективного духа. Если же через абсолютный дух, то государство появляется еще на Востоке, но не одна из форм абсолютного духа там не проявляется, она появляется лишь в античном мире - искусство. В германском мире, появляется религия, Гегель считал, что протестантизм - высшая форма развития христианской религии, теперь после появления религии, может возникнуть философия. Платон, Аристотель, Сократ, по Гегелю это далеко не философы, так как не они были не рациональны и бессистемны, в лучшем случае это можно назвать искусством. Гегель полагал, что история культуры может глубоко быть осмысленна лишь в русле философского подхода. В истории важны не случайности, а закономерности, лишь изучая развитую, наивысшую форму можно осознать более примитивные, «изучив анатомию человека, можно понять анатомию обезьяны». Отсюда пренебрежение Гегеля к восточным (примитивным) формам государства. У каждого высшая точка может быть достигнута в разном - религии, искусстве. Также Гегель считал, что его система (всё вышеизложенное), это высшая точка философии, и теперь мировой дух познал своё начало и свой конец. Теперь ничто будущее не имеет значение, ничего нового уже не придумаешь.

Гегель написал много книг, но книгу под названием «Философия культуры» он не писал, то что сейчас опубликовано, это его наброски, лекции, а знаете почему он не опубликовал этот материал? Его не устраивал такой конец…

studfiles.net

10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа».

Георг Гегельзавершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга,создал философскую систему Абсолютного Идеализма, построенную на следующих положениях:

1. Если Абсолютный Разум является тождеством субъекта и объекта, то есть тождеством мышления и природы, то Он содержит в себе всё, что существует в этом мире. Таким образом, Абсолютный Разум есть сам этот мир. Но, ведь,Абсолютный Разум есть не только этот мир, Он при этом есть всегда еще и то, что Он есть непосредственно сам по себе.

А что же такое Абсолютный Разум сам по себе? Абсолютный Разум сам по себе –это есть некая идея его самоочевидного существования, идея о том, что Абсолютный Разум вообще существует, безотносительно того, что такое есть при этом Абсолютный Разум.

Но если эта идея содержит в себе самоочевидное существование Абсолютного Разума как такового, то она же содержит в себе и то, каков есть этот Абсолютный Разум по своей природе. Потому что, если идея определяет, что Абсолютный Разум есть, то она же, эта самая же идея, определяет и то, что такое есть Абсолютный Разум полностью однозначно и безо всяких вариантов этому. Ведь, другие варианты предполагали бы для себя другую идею, но других вариантов быть не может, поскольку нечто абсолютное может быть только единственным вообще и в принципе.

Таким образом, Абсолютный Разум – это Абсолютная Идея, потому что нечто абсолютное содержать в себе может также только абсолютное.

Итак, самоочевидно существует некая Абсолютная Идея, содержащая в себе как само существование Абсолютного Разума, так и, соответственно этому, то, что такое есть этот Абсолютный Разум по своей природе.

То есть некая Абсолютная Идея определяет собой, что такое Абсолютный Разум, и, следовательно, эта Идея является первоосновой Абсолютного Разума.

2. Таким образом, получается, что эта Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум, необходимо сохраняется и в составе вещественного мира, который разворачивается из Абсолютного Разумав результате его дифференциации на дух и на природу, так как мир вещей – это всего лишь инобытийное состояние самого Абсолютного Разума.

А если это так, то Абсолютная Идея является устойчивым и неизменным первоэлементом, как мира духовного в составе Абсолютного Разума, так и мира природного, исшедшего из того же Абсолютного Разума.

Следовательно, Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум – это первооснова и сущность вообще всего и духовного и материального в мире.

Таким образом,

первым принципом правильного познания, правильной философии,должен быть принцип абсолютного идеализма–источником и первоосновой мира является его всеобщее духовное начало в виде Абсолютной Идеи.

3. Таким образом, Абсолютная Идея есть основа всякого бытия, и, следовательно, Она есть само бытие, как таковое, Она есть Бытие Всего.

Но, ведь, в бытии Абсолютной Идеи нет содержания, поскольку в нём тождественны и качественно неразличимы абсолютно все духовные и природные явления. То есть, по своему содержательному потенциалу бытие Абсолютной Идеи становится равным понятию бытия Ничего, то есть бытия не подлинного.

Таким образом, бытие всего, бытие Абсолютной Идеи становится Ничем, неподлинным бытием.

Но, при этом, это Ничто, это мнимое, неподлинное бытие Абсолютной Идеи, мыслится нами, когда мы определяем бескачественную природу этого бытия, его первосущность и т.д. Мы определяем его как необходимый элемент рассуждений, мыслим, и, следовательно, как мыслимое, оно становится тут же бытием подлинным.

Итак, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать подлинным, поскольку оно бессодержательно и бескачественно. Но, одновременно с этим, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать не подлинным, поскольку оно мыслится и тут же в силу этого становится подлинным.

Так, всё-таки, подлинно Бытие Абсолютной Идеи, и вместе с ней Бытие Всего в мире,или не подлинно?Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что однозначно здесьясно только одно – самоочевидно имеет право и тот вариант, и этот.Следовательно, что самоочевидно и однозначно ясно, то и подлинно.

То есть:

подлинны оба этих противоположных варианта, но не каждый из них по отдельности друг от друга, а только оба вместе в противоречивом взаимодействии друг с другом и в постоянном столкновении друг с другом, в течение которого один вариант переходит в другой и наоборот.

Таким образом, получается, что всё подлинное не может быть подлинным без чего-либо противоположного себе, в которое оно может перейти.

И вся подлинность чего-либо состоит только в том, что есть еще нечто противоположное, с чем оно не может разделиться, но при этом борется с ним же. А когда борется, то само становится своей противоположностью.

Итак,

нет ничего однозначно подлинного в Бытии, кроме одного – процесса перехода противоположностей друг в друга.

Следовательно,

вторым принципом правильного познания, правильной философии,должен быть

принцип диалектики–принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей.

4. Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего-то начаться. А начаться становление Бытия Всего должно с акта самопознания, потому что Абсолютная Идея – это прежде всего Разум, а любой Разум начинает свою деятельность, свое становление, с акта самоопределения, с акта самопознания.

Итак, становление Бытия Всего начинается с того, что Абсолютная Идея должна сначала самопознаться и самоопределиться сама в себе. То есть – она должна распознаться и раскрыться сама для себя в системе связанных понятий, для чего Ей необходима логика. Ведь только логика может непосредственно связать внутренние определения Абсолютной Идеи в систему Её самоидентификации, в систему Её самоузнавания и самоопределения.

Таким образом,

третьим принципом правильного познания является

принцип системности,то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума.

5. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, согласно законам логики, должно происходить в серии необходимых и закономерно вытекающих друг из друга переходов от одного состояния к другому.

Отсюда заявляется

четвертый принцип правильного познания, правильной философии –принцип историзма, подразумевающий рассмотрение познаваемого явления во всей последовательности всех этапов его изменения и развития.

6. Поскольку Абсолютная Идея есть непосредственно сам этот мир, то правильное познание Абсолютной Идеи есть, таким образом, правильное познание и духа этого мира, и его материи.

Следовательно, познание мираво всей совокупности его элементов и связей в их развитиичерез познание Абсолютной Идеи, это есть познаниемира, некогда задуманного Абсолютной Идеей, возникшего из Неё и развивающегося через Неё к какой-то цели, Ею же поставленной.

Из этого проистекает

пятый принцип правильного познания,принцип теологизма– то есть принцип того, что философия должна пониматься как основа религиозного сознания, решающего всеобщие проблемы возникновения мира, развития мира и общей цели существования мира.

Таким образом, в окончательной концепции Гегеля Абсолютная Идея–это саморазвивающаяся духовная первооснова мира, которая существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений,и саморазвивается в направлении к определенной цели.

В процессе саморазвития Абсолютная Идея проходитнесколько стадий:

1. Формирование системы теоретических категорий чистого разума. На этой стадии происходит самопознание Абсолютной Идеи и заложение Ею принципов создания природного мира в виде умственных категорий,содержащих характеристики будущего природного мира– пространство, время, материя, движение, взаимодействие, субстанция, сила, вещь, единичное, множественное, причинность и т.д.

2. Отчуждение от себя своего же природного инобытиядля формирования из него мира конечных вещей. Это – стадия самореализации Абсолютной Идеи в вещественном мире. В этом вещественном мире Она реализуется в категориях чистого разума, которые придумала для природы на первой стадии самопознания – мир будет существовать во времени и пространстве, материально, вещественно, в постоянном движении, в причинном взаимодействии и т.д.

На этой, второй стадии, всё также делается для самопознания, ибо Абсолютная Идея, как Разум, с самого начала и всегда будет делать одно и тоже: только и только познавать. Он будет делать это в соответствии со своей природой, поскольку он – Разум. А поскольку этот Разум есть всё, что есть вообще в бытии, то Он будет с самого начала и всегда познавать только и только самого себя.

И вот здесь, на этой стадии, Абсолютная Идея создает из себя новый объект познания для собственного самопознания – материальную природу.

3. Возникновение в мире конечных вещей человекаи вместе с ним человеческого духа. Здесь начинается самореализация Абсолютной Идеи в процессе познания и усвоения результатов Своей духовной деятельности, осуществленной в форме духовной деятельности человека.

По замыслу Абсолютной Идеи, на второй стадии отчуждения от Себя природного инобытия, природа создавалась не только для того, чтобы стать объектом познания для собственного самопознания. Служебное назначение природы с самого начала состояло еще в и том, что в ней должен будет появиться человек. Через человека Абсолютная Идея осуществляет Свою духовную деятельность в созданном мире, и эта духовная деятельность также становится объектом познания для собственного самопознания.

4. Высшая форма самореализации Абсолютной Идеи, формирование из неё Абсолютного Духа, понимаемого как совокупность духовной деятельности человечества, накопленной на протяжении тысячелетий. Это завершающий этап и конец развития Абсолютной Идеи, где она осознает самою себя и весь пройденный путь, и становится Абсолютным Духом.

Такова философская система Гегеля.

Основным же методом философии Гегеля является диалектический метод: рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и во взаимообусловленности их развития.

Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности:

1. Восхождение от абстрактного к действительности, то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности.

2. Соответствие исторического и логического, то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов.

3. Принцип всесторонности, то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов.

История по Гегелю носит строго закономерный характер, в котором проявляется целенаправленная деятельность Абсолютной Идеи, или Мирового Разума. Люди, преследуя свои цели, на самом деле реализуют в тоже время историческую необходимость, определенную замыслом Абсолютной Идеи.

Общая мировая история есть не что иное, как процесс самосознания Абсолютной Идеи, которая для этого заставляет отдельных людей и целые народы выполнять ту или иную историческую миссию в точности со Своим планом, для чего представляет детали этого плана людям таким образом, что те воспринимают их как собственные цели, устремления и желания.Так Абсолютная Идея творит ежеминутно историю, направленную на достижение Ею состояния Абсолютного Духа.

Основные термины

АБСОЛЮТ– ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который содержит в себе определения и возможности творения всего существующего.

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ– концепция, признающая источником и первоосновой мира всеобщее духовное начало.

АБСТРАКТНОЕ– идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.

БЫТИЕ– всё то, что действительно существует.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ– то, что есть в наличие.

ДИАЛЕКТИКА– метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.

ДУХ – неприродная сфера бытия.

ИДЕЯ (в мышлении)– мысленное представление о чём-либо.

ЛОГИКА – наука о формах правильного мышления.

ОБЪЕКТ– то, что познается.

ОТЧУЖДЕНИЕ – обособление целым от себя какой-то своей части и превращение её в независимое от себя самостоятельное целое.

ПОДЛИННОЕ – действительно существующее.

ПРИРОДА– совокупность всех внешних естественных условий существования человека.

СУБЪЕКТ– тот, кто познает.

СТАНОВЛЕНИЕ– непрерывная изменчивость вещей и явлений.

ТЕОЛОГИЯ– религиозная философия.

studfiles.net

Философия культуры Гегеля

Чтобы понять конструкцию Гегеля нужно понять соответственно стержень этой конструкции. Гегеля относят к рационалистическому движению, его относят к просветителям, так как он в своих измышлениях делает ставку на разум. Он носитель теоретического разума, сознания, вершина рациональной философии.

Гердер: культура является политическим ядром истории. История всегда изменчива, текуча, поэтому истории противопоказана вечность, философия же не изменчива и, следовательно, вечна. Первое словосочетание "философия истории" использовал Вальтер, он не видел в нём ни какого противоречия, зато его увидел Гегель. Он оговаривал одно условие, только если сущность, постигаемая философией, развиваясь оказывается неизменной, то тогда можно говорить о этом словосочетании. Это позволило Гегелю выстроить учение о развитии диалектики, для нас важно лишь в этом моменте вынести одно умозаключение, термин "философия культуры" значит изменение культуры.

Второй момент - воплощение рационального начала у Гегеля, он считал, что в основе развития культуры, истории лежит духовное начало - мировой дух, разум. Если рассматривать Гегелевскую позицию в отношении к культуре в общем виде, то "история культуры" есть для Гегеля ничто иное, как развитие мирового духа, разума, в этом то и сущность историко-культурного процесса. Поскольку Гегель был рационалистом, он считал, что этот процесс:

Подчиняется определённым законам и закономерностям.

Этот процесс доступен пониманию.

Развитие мирового разума по Гегелю, это самопознание развития, его начало и конец. Это значит, что история культуры имеет своё начало и конец. Он рассматривал мировой разум через определённую логическую схему "Тезис - Антитезис - Синтез", по сути, это схема простого умозаключения, получившая название в данном случае "логическая триада". Гегель исходил в своих размышлениях также из принципа тождественности бытия и мышления. Эта триада не только механизм понимания, но и способ развития всех отраслей. Так как бытиё и мышление устроены одинаково (тождественны), то можно понять бытиё.

Гегель выделял три уровня, модификации существования мирового разума:

Субъективный разум (дух) - это индивидуальное сознание человека.

Объективный разум (дух) - это те формы культуры, которые важны для того, что индивидуальное сознание могло развиваться, Гегель выделял здесь три вида: мораль, право и нравственность .

Абсолютный разум (дух) - это, по сути дела, те же культурные нормы (мораль право, нравственность), но занимающие самое высокое положение: искусство, религия и философия.

Получается, что Гегель обозначил шесть культурных форм, которые и воплощают в себе сознание человека. Модель оказывается разделённой на два блока: субъективный дух с одной стороны и объективный и абсолютный дух, с другой. И они все проходят через определённое развитие, вообще Гегель утверждал, что всё меняется, и интеллектуальное сознание человека не исключение. Понять в какую сторону оно развивается, можно определив начало развития. Главная цель для человека - свобода, он трактовал свободу как "осознанную необходимость", - это способность принимать решения и совершать действия с учётом реальной ситуации, то есть не эмоционально, а рационально понимать сложившуюся ситуацию. Реализовать свою свободу человек может, если будут существовать три формы объективного духа, которые должны существовать материально, для этого Гегель вводит понятие собственности - радикального двигателя культуры, своего рода "воздуха культуры". И эти три культурные формы необходимы, чтобы человеческое сознание осознало, что человечеству для развития необходима собственность. Гегель разводит понятие мораль и нравственность. Если использовать логическую триаду, то получается: мораль (тезис) - право (антитезис) - нравственность (синтез). Это значит, что нравственность есть синтез морали и права. Мораль нужна для того, чтобы сделать собственность всеобщей, осознанной и необходимой. Недостаток морали заключается в том, что она всегда нуждается в добровольном признании, и следовательно, она не может всех склонить на принцип собственности. И тогда, развиваясь, человечество придумало право, которое выполняет туже функцию, но другими средствами (не требует добровольного признания). Но право, устранив недостаток морали, само обрело другой - оно опирается на насилие. Поэтому было необходимо соединить лучшие стороны морали и права (отсутствие насилия и всеобщность), и продуктом такого синтеза стала нравственность. Но поскольку у Гегеля всё находится в постоянном развитии, то развитие нравственности можно проследить как семья - сословие - государство. Это означает, что если рассматривать человеческую культуру через призму объективного духа, то оказывается, что главное культурное изобретение человека - государство. Нормально существовать человек за пределами государства не может, поскольку он не может достигнуть состояния свободы вне государства. Возникает идея синтеза свободы и государства, и получается такое государство, которое обеспечивает каждому индивиду свободу, выход на уровень свободы. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимы три другие формы абсолютного духа (искусство, религия, философия). И располагает их Гегель по той же схеме: искусство (тезис) - религия (антитезис) - философия (синтез). Философия - это синтез искусства и религии, по этому и получается то, что философия пытается не только выявить высший смысл, но и сделать его доступным для человека. Полноценное развитие человека возможно лишь в рамках государства, и если человек обращается в процессе этого развития к этим базовым формам, то есть они должны стать важным элементом образования мира.

История культуры по Гегелю включает три основных этапа:

Восточный мир.

Античный мир.

Германский мир.

Если рассматривать их через призму объективного духа, то нужно говорить о развитии государств. Культура возникает лишь в государстве, поэтому первобытной культуры не существовало. Первая культура (государства), по мнению Гегеля, возникают на Востоке (тезис). В чём же их специфика? В восточных государствах, существовала деспотия, власть аккумулировалась в руках одного человека. В таком государстве нет свободы, даже для деспота, есть только произвол. Рассматривая восточный мир, Гегель делил его на три части: Китай - Индия - Персия, также по степени развития. Ситуация с деспотизмом отрицается в античном мире (антитезисе), возникают первые демократические институты, которые создают возможность реализации человека, как свободного существа. Но свобода станет свободной, лишь когда она будет всеобщей, для всех в античном мире её не было (рабы), в античном мире свобода была доступна лишь избранным. Теперь германский мир (синтез), Гегель понимал под этим термином всю Европу, на пороге нового времени, когда возникают первые демократические государства. Европейский мир оказывается высшим этапом развития человеческой культуры, получается, что культура на германском мире заканчивается, это если смотреть на этот процесс через призму объективного духа. Если же через абсолютный дух, то государство появляется еще на Востоке, но не одна из форм абсолютного духа там не проявляется, она появляется лишь в античном мире - искусство. В германском мире, появляется религия, Гегель считал, что протестантизм - высшая форма развития христианской религии, теперь после появления религии, может возникнуть философия. Платон, Аристотель, Сократ, по Гегелю это далеко не философы, так как не они были не рациональны и бессистемны, в лучшем случае это можно назвать искусством. Гегель полагал, что история культуры может глубоко быть осмысленна лишь в русле философского подхода. В истории важны не случайности, а закономерности, лишь изучая развитую, наивысшую форму можно осознать более примитивные, "изучив анатомию человека, можно понять анатомию обезьяны". Отсюда пренебрежение Гегеля к восточным (примитивным) формам государства. У каждого высшая точка может быть достигнута в разном - религии, искусстве. Также Гегель считал, что его система (всё вышеизложенное), это высшая точка философии, и теперь мировой дух познал своё начало и свой конец. Теперь ничто будущее не имеет значение, ничего нового уже не придумаешь.

Гегель написал много книг, но книгу под названием "Философия культуры" он не писал, то что сейчас опубликовано, это его наброски, лекции, а знаете почему он не опубликовал этот материал? Его не устраивал такой конец…

mirznanii.com

Философия культуры Гегеля | Рефераты KM.RU

Философия культуры Гегеля

Чтобы понять конструкцию Гегеля нужно понять соответственно стержень этой конструкции. Гегеля относят к рационалистическому движению, его относят к просветителям, так как он в своих измышлениях делает ставку на разум. Он носитель теоретического разума, сознания, вершина рациональной философии.

Гердер: культура является политическим ядром истории. История всегда изменчива, текуча, поэтому истории противопоказана вечность, философия же не изменчива и, следовательно, вечна. Первое словосочетание "философия истории" использовал Вальтер, он не видел в нём ни какого противоречия, зато его увидел Гегель. Он оговаривал одно условие, только если сущность, постигаемая философией, развиваясь оказывается неизменной, то тогда можно говорить о этом словосочетании. Это позволило Гегелю выстроить учение о развитии диалектики, для нас важно лишь в этом моменте вынести одно умозаключение, термин "философия культуры" значит изменение культуры.

Второй момент - воплощение рационального начала у Гегеля, он считал, что в основе развития культуры, истории лежит духовное начало - мировой дух, разум. Если рассматривать Гегелевскую позицию в отношении к культуре в общем виде, то "история культуры" есть для Гегеля ничто иное, как развитие мирового духа, разума, в этом то и сущность историко-культурного процесса. Поскольку Гегель был рационалистом, он считал, что этот процесс:

Подчиняется определённым законам и закономерностям.

Этот процесс доступен пониманию.

Развитие мирового разума по Гегелю, это самопознание развития, его начало и конец. Это значит, что история культуры имеет своё начало и конец. Он рассматривал мировой разум через определённую логическую схему "Тезис - Антитезис - Синтез", по сути, это схема простого умозаключения, получившая название в данном случае "логическая триада". Гегель исходил в своих размышлениях также из принципа тождественности бытия и мышления. Эта триада не только механизм понимания, но и способ развития всех отраслей. Так как бытиё и мышление устроены одинаково (тождественны), то можно понять бытиё.

Гегель выделял три уровня, модификации существования мирового разума:

Субъективный разум (дух) - это индивидуальное сознание человека.

Объективный разум (дух) - это те формы культуры, которые важны для того, что индивидуальное сознание могло развиваться, Гегель выделял здесь три вида: мораль, право и нравственность.

Абсолютный разум (дух) - это, по сути дела, те же культурные нормы (мораль право, нравственность), но занимающие самое высокое положение: искусство, религия и философия.

Получается, что Гегель обозначил шесть культурных форм, которые и воплощают в себе сознание человека. Модель оказывается разделённой на два блока: субъективный дух с одной стороны и объективный и абсолютный дух, с другой. И они все проходят через определённое развитие, вообще Гегель утверждал, что всё меняется, и интеллектуальное сознание человека не исключение. Понять в какую сторону оно развивается, можно определив начало развития. Главная цель для человека - свобода, он трактовал свободу как "осознанную необходимость", - это способность принимать решения и совершать действия с учётом реальной ситуации, то есть не эмоционально, а рационально понимать сложившуюся ситуацию. Реализовать свою свободу человек может, если будут существовать три формы объективного духа, которые должны существовать материально, для этого Гегель вводит понятие собственности - радикального двигателя культуры, своего рода "воздуха культуры". И эти три культурные формы необходимы, чтобы человеческое сознание осознало, что человечеству для развития необходима собственность. Гегель разводит понятие мораль и нравственность. Если использовать логическую триаду, то получается: мораль (тезис) - право (антитезис) - нравственность (синтез). Это значит, что нравственность есть синтез морали и права. Мораль нужна для того, чтобы сделать собственность всеобщей, осознанной и необходимой. Недостаток морали заключается в том, что она всегда нуждается в добровольном признании, и следовательно, она не может всех склонить на принцип собственности. И тогда, развиваясь, человечество придумало право, которое выполняет туже функцию, но другими средствами (не требует добровольного признания). Но право, устранив недостаток морали, само обрело другой - оно опирается на насилие. Поэтому было необходимо соединить лучшие стороны морали и права (отсутствие насилия и всеобщность), и продуктом такого синтеза стала нравственность. Но поскольку у Гегеля всё находится в постоянном развитии, то развитие нравственности можно проследить как семья - сословие - государство. Это означает, что если рассматривать человеческую культуру через призму объективного духа, то оказывается, что главное культурное изобретение человека - государство. Нормально существовать человек за пределами государства не может, поскольку он не может достигнуть состояния свободы вне государства. Возникает идея синтеза свободы и государства, и получается такое государство, которое обеспечивает каждому индивиду свободу, выход на уровень свободы. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимы три другие формы абсолютного духа (искусство, религия, философия). И располагает их Гегель по той же схеме: искусство (тезис) - религия (антитезис) - философия (синтез). Философия - это синтез искусства и религии, по этому и получается то, что философия пытается не только выявить высший смысл, но и сделать его доступным для человека. Полноценное развитие человека возможно лишь в рамках государства, и если человек обращается в процессе этого развития к этим базовым формам, то есть они должны стать важным элементом образования мира.

История культуры по Гегелю включает три основных этапа:

Восточный мир.

Античный мир.

Германский мир.

Если рассматривать их через призму объективного духа, то нужно говорить о развитии государств. Культура возникает лишь в государстве, поэтому первобытной культуры не существовало. Первая культура (государства), по мнению Гегеля, возникают на Востоке (тезис). В чём же их специфика? В восточных государствах, существовала деспотия, власть аккумулировалась в руках одного человека. В таком государстве нет свободы, даже для деспота, есть только произвол. Рассматривая восточный мир, Гегель делил его на три части: Китай - Индия - Персия, также по степени развития. Ситуация с деспотизмом отрицается в античном мире (антитезисе), возникают первые демократические институты, которые создают возможность реализации человека, как свободного существа. Но свобода станет свободной, лишь когда она будет всеобщей, для всех в античном мире её не было (рабы), в античном мире свобода была доступна лишь избранным. Теперь германский мир (синтез), Гегель понимал под этим термином всю Европу, на пороге нового времени, когда возникают первые демократические государства. Европейский мир оказывается высшим этапом развития человеческой культуры, получается, что культура на германском мире заканчивается, это если смотреть на этот процесс через призму объективного духа. Если же через абсолютный дух, то государство появляется еще на Востоке, но не одна из форм абсолютного духа там не проявляется, она появляется лишь в античном мире - искусство. В германском мире, появляется религия, Гегель считал, что протестантизм - высшая форма развития христианской религии, теперь после появления религии, может возникнуть философия. Платон, Аристотель, Сократ, по Гегелю это далеко не философы, так как не они были не рациональны и бессистемны, в лучшем случае это можно назвать искусством. Гегель полагал, что история культуры может глубоко быть осмысленна лишь в русле философского подхода. В истории важны не случайности, а закономерности, лишь изучая развитую, наивысшую форму можно осознать более примитивные, "изучив анатомию человека, можно понять анатомию обезьяны". Отсюда пренебрежение Гегеля к восточным (примитивным) формам государства. У каждого высшая точка может быть достигнута в разном - религии, искусстве. Также Гегель считал, что его система (всё вышеизложенное), это высшая точка философии, и теперь мировой дух познал своё начало и свой конец. Теперь ничто будущее не имеет значение, ничего нового уже не придумаешь.

Гегель написал много книг, но книгу под названием "Философия культуры" он не писал, то что сейчас опубликовано, это его наброски, лекции, а знаете почему он не опубликовал этот материал? Его не устраивал такой конец…

Дата добавления: 17.08.2001

www.km.ru

10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа»

10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа»

Георг Гегель

завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую систему Абсолютного Идеализма, построенную на следующих положениях:

1. Если Абсолютный Разум является тождеством субъекта и объекта, то есть тождеством мышления и природы, то Он содержит в себе всё, что существует в этом мире. Таким образом, Абсолютный Разум есть сам этот мир. Но, ведь, Абсолютный Разум есть не только этот мир, Он при этом есть всегда еще и то, что Он есть непосредственно сам по себе.

А что же такое Абсолютный Разум сам по себе? Абсолютный Разум сам по себе — это есть некая идея его самоочевидного существования, идея о том, что Абсолютный Разум вообще существует, безотносительно того, что такое есть при этом Абсолютный Разум.

Но если эта идея содержит в себе самоочевидное существование Абсолютного Разума как такового, то она же содержит в себе и то, каков есть этот Абсолютный Разум по своей природе. Потому что, если идея определяет, что Абсолютный Разум есть, то она же, эта самая же идея, определяет и то, что такое есть Абсолютный Разум полностью однозначно и безо всяких вариантов этому. Ведь, другие варианты предполагали бы для себя другую идею, но других вариантов быть не может, поскольку нечто абсолютное может быть только единственным вообще и в принципе.

Таким образом, Абсолютный Разум — это Абсолютная Идея, потому что нечто абсолютное содержать в себе может также только абсолютное.

Итак, самоочевидно существует некая Абсолютная Идея, содержащая в себе как само существование Абсолютного Разума, так и, соответственно этому, то, что такое есть этот Абсолютный Разум по своей природе.

То есть некая Абсолютная Идея определяет собой, что такое Абсолютный Разум, и, следовательно, эта Идея является первоосновой Абсолютного Разума.

2. Таким образом, получается, что эта Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум, необходимо сохраняется и в составе вещественного мира, который разворачивается из Абсолютного Разума в результате его дифференциации на дух и на природу, так как мир вещей — это всего лишь инобытийное состояние самого Абсолютного Разума.

А если это так, то Абсолютная Идея является устойчивым и неизменным первоэлементом, как мира духовного в составе Абсолютного Разума, так и мира природного, исшедшего из того же Абсолютного Разума.

Следовательно, Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум — это первооснова и сущность вообще всего и духовного и материального в мире.

Таким образом,

первым принципом правильного познания, правильной философии, должен быть принцип абсолютного идеализма — источником и первоосновой мира является его всеобщее духовное начало в виде Абсолютной Идеи.

3. Таким образом, Абсолютная Идея есть основа всякого бытия, и, следовательно, Она есть само бытие, как таковое, Она есть Бытие Всего.

Но, ведь, в бытии Абсолютной Идеи нет содержания, поскольку в нём тождественны и качественно неразличимы абсолютно все духовные и природные явления. То есть, по своему содержательному потенциалу бытие Абсолютной Идеи становится равным понятию бытия Ничего, то есть бытия не подлинного.

Таким образом, бытие всего, бытие Абсолютной Идеи становится Ничем, неподлинным бытием.

Но, при этом, это Ничто, это мнимое, неподлинное бытие Абсолютной Идеи, мыслится нами, когда мы определяем бескачественную природу этого бытия, его первосущность и т. д. Мы определяем его как необходимый элемент рассуждений, мыслим, и, следовательно, как мыслимое, оно становится тут же бытием подлинным.

Итак, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать подлинным, поскольку оно бессодержательно и бескачественно. Но, одновременно с этим, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать не подлинным, поскольку оно мыслится и тут же в силу этого становится подлинным.

Так, всё-таки, подлинно Бытие Абсолютной Идеи, и вместе с ней Бытие Всего в мире, или не подлинно? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что однозначно здесь ясно только одно — самоочевидно имеет право и тот вариант, и этот. Следовательно, что самоочевидно и однозначно ясно, то и подлинно.

То есть:

подлинны оба этих противоположных варианта, но не каждый из них по отдельности друг от друга, а только оба вместе в противоречивом взаимодействии друг с другом и в постоянном столкновении друг с другом, в течение которого один вариант переходит в другой и наоборот.

Таким образом, получается, что всё подлинное не может быть подлинным без чего-либо противоположного себе, в которое оно может перейти.

И вся подлинность чего-либо состоит только в том, что есть еще нечто противоположное, с чем оно не может разделиться, но при этом борется с ним же. А когда борется, то само становится своей противоположностью.

Итак,

нет ничего однозначно подлинного в Бытии, кроме одного — процесса перехода противоположностей друг в друга.

Следовательно,

вторым принципом правильного познания, правильной философии, должен быть

принцип диалектики — принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей.

4. Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего-то начаться. А начаться становление Бытия Всего должно с акта самопознания, потому что Абсолютная Идея — это прежде всего Разум, а любой Разум начинает свою деятельность, свое становление, с акта самоопределения, с акта самопознания.

Итак, становление Бытия Всего начинается с того, что Абсолютная Идея должна сначала самопознаться и самоопределиться сама в себе. То есть — она должна распознаться и раскрыться сама для себя в системе связанных понятий, для чего Ей необходима логика. Ведь только логика может непосредственно связать внутренние определения Абсолютной Идеи в систему Её самоидентификации, в систему Её самоузнавания и самоопределения.

Таким образом,

третьим принципом правильного познания является

принцип системности, то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума.

5. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, согласно законам логики, должно происходить в серии необходимых и закономерно вытекающих друг из друга переходов от одного состояния к другому.

Отсюда заявляется

четвертый принцип правильного познания, правильной философии — принцип историзма, подразумевающий рассмотрение познаваемого явления во всей последовательности всех этапов его изменения и развития.

6. Поскольку Абсолютная Идея есть непосредственно сам этот мир, то правильное познание Абсолютной Идеи есть, таким образом, правильное познание и духа этого мира, и его материи.

Следовательно, познание мира во всей совокупности его элементов и связей в их развитии через познание Абсолютной Идеи, это есть познание мира, некогда задуманного Абсолютной Идеей, возникшего из Неё и развивающегося через Неё к какой-то цели, Ею же поставленной.

Из этого проистекает

пятый принцип правильного познания, принцип теологизма — то есть принцип того, что философия должна пониматься как основа религиозного сознания, решающего всеобщие проблемы возникновения мира, развития мира и общей цели существования мира.

Таким образом, в окончательной концепции Гегеля Абсолютная Идея — это саморазвивающаяся духовная первооснова мира, которая существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений, и саморазвивается в направлении к определенной цели.

В процессе саморазвития Абсолютная Идея проходит несколько стадий:

1. Формирование системы теоретических категорий чистого разума. На этой стадии происходит самопознание Абсолютной Идеи и заложение Ею принципов создания природного мира в виде умственных категорий, содержащих характеристики будущего природного мира — пространство, время, материя, движение, взаимодействие, субстанция, сила, вещь, единичное, множественное, причинность и т. д.

2. Отчуждение от себя своего же природного инобытия для формирования из него мира конечных вещей. Это — стадия самореализации Абсолютной Идеи в вещественном мире. В этом вещественном мире Она реализуется в категориях чистого разума, которые придумала для природы на первой стадии самопознания — мир будет существовать во времени и пространстве, материально, вещественно, в постоянном движении, в причинном взаимодействии и т. д.

На этой, второй стадии, всё также делается для самопознания, ибо Абсолютная Идея, как Разум, с самого начала и всегда будет делать одно и тоже: только и только познавать. Он будет делать это в соответствии со своей природой, поскольку он — Разум. А поскольку этот Разум есть всё, что есть вообще в бытии, то Он будет с самого начала и всегда познавать только и только самого себя.

И вот здесь, на этой стадии, Абсолютная Идея создает из себя новый объект познания для собственного самопознания — материальную природу.

3. Возникновение в мире конечных вещей человека и вместе с ним человеческого духа. Здесь начинается самореализация Абсолютной Идеи в процессе познания и усвоения результатов Своей духовной деятельности, осуществленной в форме духовной деятельности человека.

По замыслу Абсолютной Идеи, на второй стадии отчуждения от Себя природного инобытия, природа создавалась не только для того, чтобы стать объектом познания для собственного самопознания. Служебное назначение природы с самого начала состояло еще в и том, что в ней должен будет появиться человек. Через человека Абсолютная Идея осуществляет Свою духовную деятельность в созданном мире, и эта духовная деятельность также становится объектом познания для собственного самопознания.

4. Высшая форма самореализации Абсолютной Идеи, формирование из неё Абсолютного Духа, понимаемого как совокупность духовной деятельности человечества, накопленной на протяжении тысячелетий. Это завершающий этап и конец развития Абсолютной Идеи, где она осознает самою себя и весь пройденный путь, и становится Абсолютным Духом.

Такова философская система Гегеля.

Основным же методом философии Гегеля является диалектический метод: рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и во взаимообусловленности их развития.

Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности:

1. Восхождение от абстрактного к действительности, то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности.

2. Соответствие исторического и логического, то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов.

3. Принцип всесторонности, то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов.

История по Гегелю носит строго закономерный характер, в котором проявляется целенаправленная деятельность Абсолютной Идеи, или Мирового Разума. Люди, преследуя свои цели, на самом деле реализуют в тоже время историческую необходимость, определенную замыслом Абсолютной Идеи.

Общая мировая история есть не что иное, как процесс самосознания Абсолютной Идеи, которая для этого заставляет отдельных людей и целые народы выполнять ту или иную историческую миссию в точности со Своим планом, для чего представляет детали этого плана людям таким образом, что те воспринимают их как собственные цели, устремления и желания. Так Абсолютная Идея творит ежеминутно историю, направленную на достижение Ею состояния Абсолютного Духа.

Основные термины

АБСОЛЮТ — ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который содержит в себе определения и возможности творения всего существующего.

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — концепция, признающая источником и первоосновой мира всеобщее духовное начало.

АБСТРАКТНОЕ — идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.

БЫТИЕ — всё то, что действительно существует.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — то, что есть в наличии.

ДИАЛЕКТИКА — метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.

ДУХ — неприродная сфера бытия.

ИДЕЯ (в мышлении) — мысленное представление о чём-либо.

ЛОГИКА — наука о формах правильного мышления.

ОБЪЕКТ — то, что познается.

ОТЧУЖДЕНИЕ — обособление целым от себя какой-то своей части и превращение её в независимое от себя самостоятельное целое.

ПОДЛИННОЕ — действительно существующее.

ПРИРОДА — совокупность всех внешних естественных условий существования человека.

СУБЪЕКТ — тот, кто познает.

СТАНОВЛЕНИЕ — непрерывная изменчивость вещей и явлений.

ТЕОЛОГИЯ — религиозная философия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru


Смотрите также