XII. "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" Ин.16:13. Когда же придет он дух истины то наставит вас на всякую истину


30 мая. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 16, ст. 2–13. 

 

2. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

3. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

5. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?

6. Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

7. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

8. и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:

9. о грехе, что не веруют в Меня;

10. о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

11. о суде же, что князь мира сего осужден.

12. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

13. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

(Ин. 16, 2–13)

 

Зная, что ожидаемое поражает не столь сильно, как неожиданное, и желая, чтобы вера учеников оставалась твердой, Господь предупреждает о тех гонениях, которые их постигнут. Спаситель возвещает о том, что ученики будут изгнаны из синагог.

Необходимо отметить, что синагога играла в жизни иудея важную роль. Некоторые раввины говорили, что человек, произносящий молитву не в синагоге, не может рассчитывать на успех. Кроме того, ученики, как и все иудеи, нуждались в богослужениях. Но в глазах иудеев апостолы казались отступниками от отеческой веры, а потому Христос предрекает: наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16, 2).

Иудейский фанатизм действительно дошел до такой степени ослепления. Впоследствии в иудейском Талмуде прямо было установлено: кто убивает неправедного человека, тот этим самым приносит жертву Богу.

Причиной такого враждебного отношения иудеев будет то, что они не познали, как должно, ни Отца, ни Христа.

Александр Павлович Лопухин пишет: «О страданиях, ожидающих апостолов, Господь не говорил им в начале их следования за Христом. Причина этого состояла в том, что Он Сам был постоянно с ними. В случае каких-либо неприятностей, какие могли постигнуть апостолов со стороны иудеев, Христос всегда мог успокоить их. Но теперь Он удаляется от апостолов, и они должны знать все, что их ожидает».

Видя, что ученики глубоко опечалились, Господь спешит объяснить: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден (Ин. 16, 7–11).

Это обличение представляет собой нравственный суд над миром. Следствием же этого суда может быть одно из двух: или обращение ко Христу через покаяние, или совершенное духовное ослепление и ожесточение. Обличение мира Духом Святым должно совершиться через проповедь апостолов, их преемников и всех вообще верующих, принявших в себя Духа Святого.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Первый предмет обличения есть грех неверия в Господа как в Мессию, грех самый существенный и самый тяжкий, ибо им отвергается Искупитель и Спаситель человечества. Второй предмет – О правде, что к Отцу Моему иду – о том, что Христос действительно есть Сын Божий, праведность Которого, совершенно отличная от праведности фарисейской, засвидетельствована Богом тем, что Он посадил Его одесную Себя (Еф. 2, 6). Третий предмет – суд над князем мира сего – диаволом, каковому суду и осуждению подлежат и все нераскаянные и ожесточенные подобно диаволу».

Таким образом, Своими словами Спаситель возвестил, что при помощи Святого Духа апостолы одержат великую нравственную победу над миром, лежащим во зле, хотя мир этот будет их гнать и преследовать. Это пророчество Господа исполнилось, когда прежде робкие и боязливые ученики, разбежавшиеся в разные стороны при взятии Господа, после сошествия на них Святого Духа неустрашимо проповедовали о Христе по всему миру.

Слова Христа, дорогие братья и сестры, посвящены всем, кто следует за Ним и Его учениками. Мир остается миром, и в нем всегда есть люди, которые противятся слову Спасителя. А потому Христос не обещает Своим последователям благополучия и удобств в земной жизни. Господь не предлагает легкого пути, но желает, чтобы готовые ответить на Его призыв шли смело вперед ради Его имени и вместе с Ним разделили Его Славу у Отца Небесного.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

tv-soyuz.ru

Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Святой Дух является посредником между нами и Иисусом, и Он говорит только то, что слышит. Его задача как Духа истины заключается в том, чтобы прославлять Иисуса, принимая от Него истину и передавая эти тайны Христовы нашему пониманию через сверхъестественный язык.

Послание к Евреям 7:25 также говорит, что Иисус, наш Первосвященник, «всегда жив, чтобы ходатайствовать» за нас. Святой Дух слышит ходатайства, которые Иисус приносит за нас, и затем изливает их через наш дух во время молитвы на иных языках.

Что еще мы можем узнать об этих тайнах или божественных секретах, которые согласно 1-му Коринфянам 14:2, мы говорим во время молитвы в Духе? В процессе своего исследования я много молился и размышлял над значением этого стиха. Я обнаружил, что слово «тайны» является тем же самым греческим словом, которое использовано для описания некогда сокрытых тайн, но теперь ставших доступными нам благодаря служению Святого Духа в распределении

благодати.

Я был крайне удивлен и спорил: «Господь, Ты хочешь сказать, что тайны, сокрытые в Тебе до начала времен, это те же самые тайны, с которыми я прихожу к престолу Твоей благодати каждый раз, когда молюсь на иных языках?»

«Да, ты правильно понял!» — ответил Господь.

Поэтому каждый раз, когда вы молитесь на иных языках, ваша вера возрастает. Вы не получаете какой- то ощутимый электрический заряд, оттого что произносите набор звуков. Причина вашего назидания кроется в том, что вы произносите тайны, о которых писал Павел, тайны исцеления, тайны праведности, тайны искупления. Вы говорите эти тайны перед троном благодати, и Бог отвечает на них, как на любую другую молитву.

Дело в том, что слово «языки» — это то же самое слово, которое мы используем, говоря о языке какого-либо народа. Подобно любому языку сверхъестественный язык Святого Духа несет в себе мысли, выражения и полные предложения. Более того, Его язык выразительнее любого человеческого языка на земле. Бог использует этот язык назидания для того, чтобы увеличить ваше духовное понимание тайны, которая есть Христос в вас, упование славы (Кол. 1:27).

Именно поэтому дьявол позаботился о том, чтобы три четверти Церкви лишились языков. Верующих гораздо легче обмануть непостоянными человеческими учениями, если они оторваны от первостепенного инструмента обучения, позволяющего им черпать знание непосредственно от Святого Духа!

 

Как лично я обнаружил духовную связь

Когда я только начал молиться на языках в своей молитвенной келье, я не имел ни малейшего предста­вления о том, почему я получаю назидание. Я лишь знал, что языки оказывают на меня положительное влияние. Потому я молился в своей келье день за днем, и чем дольше я там находился, тем больше мне нравилось это молитвенное время.

Прошло около двух месяцев, как я молился, когда мне позвонил мой друг с лесопилки Эрл Хитсон. Эрл — великан метр девяносто ростом, а его грудная клетка размером с бочку. Но ни у кого я не встречал сердца, так нежно любящего Господа, как у этого большого, дюжего человека.

Эрл узнал, что я уволился с работы и закрылся в маленькой комнатке, чтобы молиться каждый день. Располагая свободным временем, он спросил меня: «Дэйв, не возражаешь, если я буду молиться вместе с тобой?» — «Конечно, не возражаю. Приходи».

Итак, Эрл присоединился ко мне. Для начала мы молились на английском. А когда темы для молитвы заканчивались, мы переходили на иные языки, я в одном углу кельи, Эрл — в другом.

Но, кроме молитвы со мной, Эрл еще и работал. Так что спустя некоторое время он начал уставать. И частенько засыпал, озвучивая пару часов своим храпом. Потом вздрагивал и просыпался. Первое, что он делал, открыв глаза, это украдкой бросал взгляд на меня: заметил я, что он заснул, или нет.

Может быть, Эрлу и было трудно не заснуть во время молитвы, но по прошествии нескольких месяцев он стал одним из моих духовных наставников. Именно он познакомил меня с «Движением веры» и прекрасным учением о вере таких проповедников, как Кеннет Хейгин, Кеннет Коупленд, Фред Прайс и Чарльз Каппс.

Почти три месяца я молился на иных языках, прежде чем произошло нечто необычное. В тот день я читал отрывок из Писания, который до этого прочитывал уже сотни раз. Внезапно эти стихи как будто оторвались от страницы, и понимание отрывка взорвалось в моем духе, разлетаясь во всех направлениях. Мгновение назад я и понятия не имел, что значат эти строки, но в следующий момент понимание озарило меня. Внутреннее помазание, научающее нас всему, раскрыло мне значение этих стихов!

Впрочем, помазание, которое вы полу­чили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

1 Иоанна 2:27

Я был в полном изумлении! «О, Господь, — подумал я, — что случилось? Я всегда думал, что эти стихи имеют совершенно другое значение!» (Учение моей традиционной церкви сильно отличалось от этого.)

Подобные случаи стали для меня частыми. Каждый раз, когда Святой Дух давал мне откровение Божьего Слова, я не мог дождаться прихода Эрла, чтобы рассказать ему об этом.

— Эрл, ты знаешь этот стих? — спрашивал я.

— Да, Дэйв.

— А знаешь ли ты, что он означает?

Эрл начинал объяснять мне значение стиха с уверенностью духовного наставника: «Дэйв, вот так и так». Я ждал, пока он не зайдет в своем объяснении достаточно далеко, чтобы мне понять, что он не знает того, что знаю я. И тогда мое терпение иссякало. — Нет, вот что на самом деле значит этот стих! — и я рассказывал, чему меня научил Святой Дух.

— Эрл смотрел на меня и спрашивал: «Откуда ты это взял?»

— Не знаю, Эрл. Что-то просто включается внутри меня. Я не знаю, как и почему это происходит, но я внезапно начинаю понимать тот или иной отрывок Писания.

Тогда мы оба не знали, что в такие моменты я получал откровение, и пытались найти этому логическое объяснение.

«Думаю, я понял, в чем дело, — сказал я однажды. — Несколько месяцев назад я уволился с работы, чтобы полностью посвятить себя служению. У меня нет никакого источника доходов, а в моей церкви некому проповедовать. Должно быть, Бог наполняет меня откровением, потому что я проповедник! Иначе о чем мне проповедовать?»

Таким образом, я пришел к заключению, что Бог наделяет меня откровением, потому что я посвятил себя служению. Но позднее увидел всю ошибочность такого мышления! Я знаю проповедников, которые всю свою жизнь провели в служении, но ни разу не сказали чего-либо достойного внимания!

Однажды Господь дал мне откровение о том, что является условием получения откровения- Бог общался со мной точно так же, как Он будет общаться с каждым человеком, молящимся тайнами на иных языках пред Его троном.

По мере того, как я ежедневно молился, произнося тайны, Бог отвечал на мои молитвы, давая мне лучшее понимание разума Христова. Божье Слово стало оживать для меня, а это, мой друг, является важной частью назидания.

Позвольте привести пример, который поможет вам лучше понять, что происходит, когда мы получаем знание посредством откровения. Вы можете представить молитву на иных языках в виде записи информации на компьютерный чип. Тогда что представляет собой компьютерный язык? Иные языки.

Таким образом, час за часом молясь на языках, вы наполняете божественными тайнами этот «компьютерный чип». Затем, в определенный момент Святой Дух мгновенно «загружает» содержание этого компьютерного чипа в ваш дух, передавая ему за доли секунды все накопленное откровение.

Внезапно ваш дух понимает совершенно новые аспекты Писания, которые ранее были для вас закрыты. Вам потребуются месяцы, чтобы научить других тому, что вы получили за доли секунды. Почему? Потому что ваш дух способен понять и принять сотни тысяч байт и единиц информации в секунду. Причиной проблем является ваш разум. Ваш разум ограничен, он может поглощать только один «параграф» откровения в единицу времени.

Чем больше вы молитесь на языках, тем больше божественных тайн «записываете» на чип духовного компьютера, И когда Святой Дух «загружает» его в ваш дух и высвобождает откровение, вы внезапно начинаете понимать разум Христов. Тайна Христа в вас, упование славы, оживает в вашем духе, сопровожда­емая великой верой. Таким образом, источник откровения Павла и средства его получения находятся в Первом Послании к Коринфянам. Святой Дух открыл ему сокровенные тайны божественной мудрости посредством языков для личного назидания. И тот самый дар, который использовал апостол Павел, доступен вам и мне. Это дар, которым мы можем пользоваться по своей воле, по своему желанию, в любое время, когда захотим!

cyberpedia.su

Чарльз Сперджен: «Святой Дух - великий Учитель» (Текстовые проповеди)

Проповеди: Чарльз Сперджен (Charles Haddon Spurgeon)Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. (Евангелие от Иоанна 16:13)

Нынешнее поколение постепенно и почти незаметно превратилось в безбожное поколение. Одна из главных болезней человечества сегодня — это скрытое, но глубоко укоренившееся безбожие, которое привело к отвержению знания о Боге. Наука объяснила взаимодействие вторичных причин в природе, и поэтому многие слишком редко вспоминают о великой Первопричине, Источнике всего. Люди так далеко проникли в секреты природы, что стали пренебрегать великой аксиомой о существовании Бога. Даже среди людей, называющих себя христианами, много религиозности и слишком мало благочестия: формализм преобладает над внутренним признанием Бога, люди не знают, что значит жить с Богом и во всем полагаться на Него. Это приводит к печальным последствиям. Во многих местах христианского поклонения можно услышать имя Бога, но едва ли можно узнать о Троице. Имя Иисуса остается на втором плане, а о Святом Духе и вовсе не заходит речи, о Его святом присутствии не говорится ни слова.

Даже религиозные люди в наш век стали в какой-то мере безбожниками. К сожалению, нам остро не хватает проповедей о Боге. Нам надо больше проповедей не о человеке, а о Боге и Его величии. Я глубоко убежден, что мы увидим тем большее проявление Божьей силы и Божьей славы в наших церквах, чем с большим почтением будем относиться к священному Божеству, удивительной Единой Троице. Да пошлет нам Бог служение, превозносящее Христа и основанное на любви к Духу, а также людей, которые будут провозглашать Бога Святого Духа во всех Его деяниях и превозносить Бога Спасителя как автора и совершителя нашей веры, не забывая при этом о великом Боге, Отце Своего народа, Который прежде бытия мира избрал нас во Христе, Своем Сыне, оправдал нас Его праведностью и обязательно сохранит и соберет нас всех в одно в великий последний день, когда все достигнет совершенства.

В избранном нами отрывке говорится о Боге Святом Духе. И мы будем говорить о Нем и только о Нем, если Он почтит нас Своим святым присутствием.

Христос наставил учеников в основных истинах, Он не пошел дальше, как мы сегодня сказали бы, основ христианства. И Он объясняет, почему Он так поступил:

«Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12).

У учеников еще не было Духа. Дух присутствовал в них только в той мере, какая была необходима для обращения; но этого было не достаточно для просвещения, глубоких наставлений, пророчества и божественного вдохновения. Иисус говорит: «Я иду к Отцу, и, когда я пойду от вас, я пошлю вам Утешителя. Вы теперь не можете вместить всего. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». И это обещание, данное ученикам, имеет силу для всех Его детей. Размышляя над ним, мы будем относиться к нему как к своему уделу и наследству и не сочтем свое отношение за незаконное вторжение во владения апостолов. Не попирая апостольских прав, мы можем отнести слова Иисуса к себе: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит нас на всякую истину».

Не выходя за рамки рассматриваемого отрывка, мы должны обратить внимание на следующие мысли. В первую очередь здесь говорится о достижении : о познании всякой истины; во-вторых, здесь есть намек на определенную сложность : нас нужно наставить в истине; в-третьих, здесь говорится о личности : «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину»; в-четвертых, указывается способ действия Святого Духа: «...наставит вас на всякую истину»; наконец, нам дан признак действия Святого Духа: мы можем узнать, действует Он или нет, опираясь на принцип «наставит вас на всякую истину» — на всю истину, а не истины.

I.

Здесь идет речь о достижении, которое заключается в познании всякой истины. Известно, что некоторые люди считают доктринальное знание маловажным и бесполезным. Но я думаю, они ошибаются. Мы убеждены, что наука о Христе распятом и все библейские учения очень важны. Мы считаем, что христианский проповедник должен не только утешать людей, но и наставлять их, не просто пробуждать ото сна, но просвещать их разум, обращаясь не только к чувствам, но и к разуму. Мы совсем не считаем, что знание доктрин второстепенно: знание истины и подчинение ей является одной из главнейших обязанностей христианина. Едва ли надо повторять сегодня, как прекрасно быть наставленным в истинах Царства Божьего.

По природе (освященной благодатью) в нас заложено сильное стремление познать всю истину. Человек даже в естественном греховном состоянии старается приобретать знание. Бог заложил в него инстинкт, который вызывает чувство неудовлетворенности, если какая-то тайна не постигнута до конца. И человек остается недовольным до тех пор, пока не разгадает загадку. То, что мы иногда называем любопытством, дано нам Богом, чтобы побуждать нас приобретать знание о материальном мире. Но то же самое любопытство, освященное Духом, двигает нас к постижению небесной науки и неземного знания. «Благослови Господа, — говорит Давид. — Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя святое имя Его!» Раз уж в нас заложено любопытство, то мы должны использовать и развивать его в поиске истины. «Вся внутренность моя» должна, будучи освященной Духом, развиваться. И, поистине, христианин испытывает желание поскорее покончить со своим невежеством и приобрести мудрость. Если прежде в человеке, находившемся в греховном состоянии, жила жажда познания материального мира, то насколько более жгучей должна быть теперь у него жажда познания священных тайн Божьего Слова! Настоящий христианин целенаправленно читает и изучает Писание, чтобы самому утвердиться в самых главных и фундаментальных истинах.

Мы приобретаем знание не только потому, что природа учит нас этому, но потому, что от него зависит наше утешение . Я уверен, что многие люди половину жизни провели в депрессии из-за того, что у них слишком смутное представление об истине. Несчастные души, впервые обличенные во грехе, находятся в отчаянном состоянии духа в три-четыре раза дольше, чем могли бы, если бы кто-нибудь толком объяснил им великую истину об оправдании. Также есть верующие, которые терзают себя опасениями отпасть от благодати. Но если бы они знали, что Бог до конца хранит наше спасение через веру, то их души утешились бы и перестали метаться.

Я встречал людей, которые не могли найти себе покоя из-за греха, который, как они считали, им не проститься. Но Бог учит нас, что ни один пробужденный человек не совершает такого греха, а в том случае, когда кто-то совершает такой грех, Бог предает его сожжению его же совести, после чего человек навсегда теряет страх Божий. Знание этого учения могло бы дать покой многим мятущимся душам. Доверьтесь этому правилу: чем больше вы познаете Божью истину, тем большим утешением вы будете обладать как христианин. Ничто не прольет на вашем пути столько света, как хорошее знание божественных истин.

Христиане часто ходят с унылыми лицами потому, что слышат проповеди искаженного Евангелия. Покажите мне собрание, где у людей сияют от радости лица, горят глаза во время проповеди Евангелия, и я покажу вам собрание, где люди слышат слова самого Бога. Но вместо этого мы нередко оказываемся на угрюмых богослужениях, посетители которых сидят с такими лицами, словно они глотают горькое лекарство, и это происходит из-за того, что проповеди, которые они слышат, пугают их законничеством, вместо того чтобы утешать благодатью. Я люблю ободряющее Евангелие и считаю, что «всякая истина» способна утешить христианина.

Я также утверждаю, что приобретение всякой истины желанно еще и потому, что это делает нас полезными людьми. Если мы не хотим быть эгоистами, значит, мы всегда должны думать о пользе других людей. Знание всякой истины сделает нас полезными в этом мире. Мы станем хорошими врачами, знающими, как подойти к несчастной душе под бременем греха, как прикоснуться к ее слепым глазам и удалить пелену, мешающую видеть небесный свет и утешаться им. И в каком бы сложном духовном положении человек ни оказался, мы всегда сможем оказать ему помощь и утешить его. Человек, познавший истину, обычно самый полезный человек. Однажды брат из пресвитерианской церкви сказал мне: «Я знаю, что Бог чрезвычайно благословил вас в приобретении душ. Но самое необычное заключается в том, что почти все мои знакомые, добивавшиеся успеха в приобретении душ, придерживались великого учения о благодати Божьей». Почти каждый, кого Бог благословил в созидании церкви и вокруг кого собирались люди, твердо держался учения о том, что спасение дается нам по благодати от начала до конца посредством полного искупления, совершенного Христом.

II.

В избранном отрывке говорится о том, что есть определенная сложность в познании: мы не можем обойтись без того, чтобы нас кто-нибудь наставил на всякую истину. Сложность заключается в том, что истину постичь не просто. Не родился еще не земле такой человек, который бы от рождения знал истину. Ни одно создание после грехопадения не обладает врожденным, природным знанием истины. Философы спорят о том, есть ли у человека врожденные идеи или нет. Однако можно не сомневаться в том, что врожденного знания истины у человека нет. У нас есть знание добра и зла, но в нас, т.е. в нашей плоти, не живет ничего доброго. Мы рождены во грехе и зачаты в беззаконии. В нас нет ничего доброго и нет склонности к праведности. И коль мы не рождены с истиной в сердце, то должны найти ее при жизни. Мы хотим прожить свою христианскую жизнь с максимальной пользой, но для того, чтобы обрести это благословение, мы должны быть хорошо наставлены в откровении. Именно здесь возникает сложность: мы не можем следовать таинственным путем истины без руководителя. Почему?

Во-первых, потому, что истина сама по себе очень сложна. Понять ее сложно. Те, кто воображают, будто они знают все, и постоянно учат других уму-разуму с присказкой «Мудрость умрет вместе с нами», — конечно, не видят сложности в той богословской системе, которой они придерживаются. Но я уверен, что серьезный исследователь Библии нередко находит в ней места, которые озадачивают его. И как бы усердно он ни изучал Писание, он понимает, что некоторые тайны слишком глубоки, чтобы раскрыть их до конца. Иногда он восклицает: «Истина! Я не могу найти тебя. Я не знаю, где ты, ты слишком далеко от меня. Я не могу увидеть тебя всю». Путь истины настолько узок, что по нему не могут пройти даже два человека. Обычно мы идем по нему в одиночестве, люди редко идут по одной дороге истины, взявшись за руки.

В главных вопросах мы верим в одно и то же, но не бывает так, чтобы мы соглашались во всем: путь индивидуальных убеждений слишком узок. По дороге истины идти очень сложно. Если вы делаете маленький шаг вправо, вы впадаете в опасное заблуждение, если вы слегка отклоняетесь влево, то тоже оказываетесь в болоте. С одной стороны — крутой обрыв, с другой — вязкая трясина. И если вы точно не следуете истине, тонкой, как волос, вы собьетесь с пути. Пути истины узок. Орлиный глаз не видел этой тропинки, и ныряльщик не ходил по ней в глубине моря. Она подобна прожилкам железа в руде, она чрезвычайно тонка и, более того, переходит из слоя в слой. Стоит потерять ее, и тогда можно перекопать километры, и так и не найти снова; глаз должен постоянно следить за ее направлением. Крупинки истины подобны крупинкам золота в австралийских реках, их надо промывать терпеливыми руками в потоке честности, а иначе в драгоценное золото попадет песок. Истина нередко смешивается с заблуждением, и, бывает, сложно провести грань между ними. Но мы славим Бога за то, что нам сказано:

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».

Мы нуждаемся в руководстве еще и потому, что заблуждение сложно заметить . Оно украдкой, тайком подбирается к нам. Мы живем словно в густом тумане, похожем на тот, который был в прошлый четверг. В тот день мы бродили по улицам, не зная, где находимся. Ничего не было видно на расстоянии полуметра. Вот мы подходим к перекрестку. Вроде бы мы узнали то место, в котором оказались. Сразу после аптеки следует повернуть влево. Но не тут-то было. На самом деле нужно было взять немного вправо. Мы бывали на этом углу так часто, что, казалось, знаем каждый камень в тротуаре, если пройти чуть дальше, то мы выйдем к лавке знакомого.

На улице темно, но уверенность в том, что мы на верном пути не покидает нас. Но на самом деле мы идем совсем не в ту сторону, и через некоторое время обнаруживаем, что находимся в километре от того места, в которое хотели попасть. Так случается и в отношении истины. Кажется, что мы на верном пути, а тут еще и лукавый нашептывает: «Вот дорога. Иди по ней». Вы послушно следуете его совету и к своему великому ужасу обнаруживаете, что вместо того, чтобы идти по пути истины, шли по дороге нечестия и заблуждения. Жизненный путь — лабиринт. Самые красивые и чарующие пути лежат дальше других от истины, самые соблазнительные тропинки проходят в тени исковерканных истин. Я думаю, что ни одна фальшивая монета в мире не похожа на настоящую так, как заблуждение похоже на истину. Одна монета из неблагородного металла, а другая из золота, но внешне они едва различимы.

Нам необходимо руководство, потому что мы очень склонны сбиваться с пути. Путь к небу — прямой, как пишет Буньян, он не сворачивает ни вправо, ни влево, но мы так легко сбиваемся с пути, что нередко идем направо, к Горе Разрушения, или налево, в Лес Одиночества. Давид говорит: «Я заблудился, как овца потерянная». Он заблуждался очень часто. Если овцу оставлять в поле двадцать раз, то она не забредет в лес двадцать один раз лишь потому, что луг огражден плетнем и она не может найти в нем дыру. Если бы благодать не вела человека, он бы заблудился, даже если бы на пути к небу стояло множество дорожных указателей. Если бы кто-нибудь не вел его, подобно ангелам, выведших Лота из Содома, и если бы никто не крикнул ему: «Спасай, спасай свою жизнь! Не оборачивайся, спеши подняться на гору!», — то он, даже увидев надпись «Дорога к городу-убежищу», повернул бы в другую сторону и попал бы в руки мстящего за кровь. Итак, вы понимаете, почему нам нужен руководитель.

III.

В приведенных стихах говорится о личности. Здесь идет речь ни о ком ином, как о Боге, а Бог — личность. Эта личность — «Он, Дух», «Дух истины», а не безликая сила. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...». Давайте поразмышляем о нашем Наставнике, чтобы убедиться, что Он способен справиться с поставленной перед Ним задачей.

Во-первых, Он непогрешим . Он знает все и никогда не уведет нас в сторону. Если возьму за руку другого человека, то, возможно, какое-то время он будет вести меня в правильном направлении, но постепенно начнет сворачивать с верного пути, а вместе с ним и я. Но если я предам себя в руки Святого Духа и попрошу Его о водительстве, то опасность заблудится для меня исчезнет.

Я повторяю, мы рады, что нам послан Дух, потому что Он всегда рядом. Иногда мы сталкиваемся с трудностями: «О, если бы я мог поговорить об этом с нашим пресвитером, он бы все объяснил. Но он так далеко живет, что у меня нет возможности встретиться с ним». Мы перечитываем заинтересовавший нас отрывок, подходим к нему то с одной, то с другой стороны, но ничего не понимаем. Тогда беремся за книги. Мы открываем преподобного Томаса Скотта, но он, как обычно, обходит сложные места молчанием. Затем мы переходим к святому Мэттью Генри (проповедник и комментатор Библии конца XVIII века, чьи комментарии на всю Библию Сперджен считал самыми лучшими из существовавших на то время. — Прим. пер.).

Если отрывок прост, он прекрасно все объясняет, но если библейский текст сложен для понимания, то он обходит его молчанием. И даже сам доктор Гилл (баптистский богослов XVIII века, который в прошлом был пастором церкви, которую теперь возглавлял Сперджен. — Прим. пер.), самый упорный исследователь Библии, сталкиваясь со сложным местом, явно уходит от четких объяснений. Но когда у нас нет под рукой толкований и пресвитер далеко, с нами остается Святой Дух. И я открою вам один секрет. Каждый раз, когда вам трудно понять тот или иной библейский отрывок, откройте Библию, опуститесь на колени и помолитесь. А если трудное место по-прежнему останется непонятным, то помолитесь вновь. Если молитва не дает результата, значит, вы столкнулись с одним из мест, которое Бог не хочет открывать вам, и следует смириться с отсутствием понимания. Молитва — это ключ, открывающий хранилища тайн. Молитва и вера — святые отмычки, которым не страшны замки, и с их помощью можно приобрести много богатства. Нет духовной школы, подобной той, в которой преподает Святой Дух, ибо к этому Наставнику, великому Толкователю истины, мы можем обратиться в любой момент.

Необходимо обратить внимание на одно Его удивительное качество. Я не знаю, замечали ли вы или нет, что Святой Дух может «наставить на всякую истину». Человек может объяснить нам истину и подвести к ней, но только Святой Дух может наставить в ней. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит (обратите внимание на это слово) вас на всякую истину...». Вам может потребоваться довольно много времени, чтобы объяснить кому-либо учение об избрании. Но даже после того, как вы объясните суть этого учения, докажете его правоту, вы все еще не наставили своего собеседника на истину. Вы можете показать, что само Писание учит об этом, но человек отвергнет эту истину, он будет ненавидеть ее. Вы подводите его к другой великой истине, но он вырос в другой среде, и поэтому, хотя не может опровергнуть ваши доводы, говорит: «Вы, возможно, правы».

А затем шепотом, так чтобы даже совесть не услышала, добавляет: «Но все это идет в разрез с моими предрассудками, поэтому я не могу принять истину». После того, как вы объяснили человеку истину, и он увидел, что она верна, как сложно наставить его в ней! Многие мои слушатели подведены к истине об их собственной испорченности, но они не наставлены в ней так, чтобы почувствовать ее. Многие из вас знают, что Бог дает нам жизнь изо дня в день, но вы не наставлены в этой истине так, чтобы во всем полагаться на Бога Святого Духа и искать удовлетворения своих потребностей в Нем. Как важно быть наставленным! Христианин должен поступать с истиной так, как улитка поступает со своей ракушкой: жить в ней, носить ее на спине и всегда брать ее с собой. Святой Дух, как сказано, наставит нас на всякую истину. Представьте, что вы стоите у дверей сокровищницы, наполненной золотом и серебром. Вы не станете богаче до тех пор, пока не войдете внутрь. Это дело Святого Духа — открыть двойные ворота и одарить нас золотом истины, чтобы мы могли принять ее. Как сказал Роуланд Хилл: «Хорошо, когда не только мы держимся истины, но когда истина держит нас».

IV.

В-четвертых, здесь говорится о способе действия Святого Духа: «Он будет вести вас к истине» («Слово жизни», Новый Завет в современном переводе). Позвольте, привести пример. Представьте себе, что истина — это пещера с причудливыми сталактитами, свисающими с потолка, и сталагмитами, растущими снизу вверх. Прежде чем отправиться в путь по пещере, вы ищете проводника, который мог бы провести вас. Следуя за ним, вы оказываетесь в самом центре пещеры. Проводник показывает вам разные залы, незаметные для вас ручейки воды, текущие между скал, называет минералы, выходящие наружу, рассказывает истории, связанные с тем или иным местом подземелья и помогает вам во многом другом. Истина — это галерея великолепных подземных залов, а мы удостоены чести ходить по ним, ведомые великим и мудрым Проводником. Когда мы попадаем в темное место, Он сияет светом среди нас, указывая путь и обращая наше внимание на красоту, окружающую нас. Святой Дух ведет нас тремя способами: мыслями, указанием направления и разъяснением.

Во-первых, наставляя нас в истине, Он наводит нас на мысли. В нашем разуме есть мысли, которые не были рождены в нем, а были, как некая диковинка, принесены с небес духом. Ангелы нашептывают нам, и бесы делают то же самое. Это не выдумки! И добрые, и злые духи беседуют с людьми, и некоторые из нас пережили это. Иногда нас посещают странные мысли — не плод деятельности нашей души, а следы ангельских визитов; в другое время нас одолевают искушения и злые мысли, созревшие не в нашей голове, а подкинутые в нее посетителями из ада.

Дух иногда обращается к сынам человеческим под покровом ночи. В ушедшие века Он говорил в снах и видениях, теперь Он говорит в Своем Слове. Разве вас не посещали неожиданно мысли о Боге, когда вы занимались каким-то делом, и вы не могли сказать, почему подумали именно об этом? А читая и изучая Писание, вы не вспоминали вдруг какой-нибудь стих, совершенно не связанный с тем, о чем думали? И хотя вы пытались отмахнуться от него, он неудержимо всплывал, как пробка в воде? Так вот на эти неожиданные полезные мысли вас наводил Святой Дух. Он часто наставляет христиан на всякую истину, наводя на какие-то мысли, подобно проводнику, освещающему темные углы пещеры факелом. Он, возможно, не говорит ни слова, а просто останавливается в каком-то месте, привлекая к нему ваше внимание. Так и Дух подбрасывает мысль, чтобы мы обратили на нее внимание.

Я хорошо запомнил, каким образом я был наставлен в учении о благодати в мгновение ока. Рожденный, как и все мы, по природе арминианином, я верил в те привычные идеи, которые слышал с кафедры, и я не понимал благодати Божьей. Помню, как однажды я сидел в доме Божьем и слушал сухую донельзя проповедь, как и все подобные проповеди, не стоящую ломаного гроша. Вдруг меня поразила мысль: как я обратился к Богу? Я молился, подумал я. Но почему я молился? Чтение Писания привело меня к молитве. Почему я читал Писание? Как почему? Просто читал и все. Но что заставляло меня читать? И тогда сразу же я понял, что у истока всего стоял Бог, и Он был творцом моей веры. И вдруг мне открылось все учение о благодати. Я не отступил от него до сегодняшнего дня.

Иногда Дух ведет нас, указывая направление . Проводник, указывая рукой, говорит: «Туда, джентльмены, идите по этой тропинке. Это нужная вам дорога». Так и Святой Дух задает направление нашим мыслям. Он не подсказывает новую мысль, а направляет в определенную сторону те мысли, которые уже возникли в нашей голове. Другими словами, Он не сталкивает лодку в воду с берега, а правит ей, когда она уже движется по реке. В наших размышлениях о священном Он ведет нас к еще более возвышенным размышлениям, чем те, с которых мы начали. Не раз с вами было так: вы начинаете думать о каком-то учении и непроизвольно что-то вас уводит в сторону, к размышлениям на другую тему. И тогда вы начинаете видеть взаимосвязь между, казалось бы, совершенно разными учениями: они опираются друг на друга, как камни, поддерживающие мост, а в конце концов все, оказывается, держится на краеугольном камне — Иисусе Христе распятом. И к этому выводу вы пришли не потому, что вам подсказана новая мысль, а потому, что вам указано направление для размышлений.

Но лучше всего Святой Дух наставляет нас на всякую истину разъяснением . Он разъясняет Библию. Есть ли у кого-нибудь из вас разъясненная Библия дома? «У меня есть Библия в кожаном переплете. А у меня есть Библия с пояснениями на полях». Очень хорошо, но есть ли у вас разъясненная Библия? «Да у меня есть Большая семейная Библия с иллюстрациями». На некоторых картинках изображен Иоанн Креститель, который крестит Иисуса Христа, возливая Ему на голову воду, и многие другие бессмыслицы. Но я говорю не об этом. Есть ли у вас разъясненная Библия? «Да, у меня есть Библия с прекрасными гравюрами». Да, и это хорошо, но есть ли у вас разъясненная Библия? «Я не понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите о разъяснен ной Библии». Разъясненная Библия есть только у христианина. Когда он покупает ее, то она еще не разъяснена, но когда он читает ее:

Величье золотит священные страницы, Как солнце восхитительно, чудесно. Всем возрастам познанье без границы Дает, дает навек и безвозмездно.

Ничто, возлюбленные, не может сравниться с чтением разъясненной Библии. Вы можете читать Писание целую вечность и ничего не постигнуть, если оно не будет разъяснено Святым Духом. Но когда Святой Дух действует, тогда его слова сияют подобно звездам. И кажется, что страницы сделаны из золота, а буквы — из бриллиантов. О, какое блаженство читать разъясненную Духом Библию, освещенную Его сиянием! Мой брат, неужели после чтения и изучения Библии твои глаза не становились светлее? Пойди и скажи: «О Господи, освети мою Библию. Я хочу, чтобы у меня была растолкованная Библия. Пусть свет изольется на нее. Я не могу читать ее с пользой, пока Ты не разъяснишь ее». Слепые читают Библию пальцами, но слепые души этого делать не могут. Нам нужен свет, чтобы читать ее, в темноте читать невозможно. Именно так Святой Дух наставляет нас на всякую истину: наводит нас на мысли, указывает направление для размышлений и разъясняет Писание, освещая Своим светом, когда мы читаем его.

V.

И, наконец, о признаке действия Святого Духа. Возникает вопрос: как я могу узнать, просвещен ли я Святым Духом и наставлен ли я на всякую истину? Вы может распознать действие Святого Духа, во-первых, по целостности истины (Он наставляет на всякую истину), во-вторых, по полноте истины (Он наставляет на всякую истину).

Если вы хотите узнать, есть ли у проповедника Святой Дух или нет, то судите в первую очередь по целостности его свидетельства. Человек, проповедующий то «да», то «нет», не просвещен Святым Духом. Дух никогда не говорит что-то одно сегодня и нечто противоположное завтра. Многие люди одновременно говорят и «да», и «нет». Но их противоречащие утверждения не могут быть от Бога Духа, ибо Бог Дух не называет одно и то же черным и белым, ложным и истинным. В этом заключается основополагающий принцип: истина едина. Но кто-то скажет: «Когда я читаю Библию, я вижу, что в разных местах утверждаются прямо противоположные вещи, и, несмотря на это, я должен верить ей»? Вы были бы абсолютно правы, дорогой брат, если бы Библия действительно противоречила сама себе. Но дело не в штанах, а в танцоре. Многие проповедники не знают своего дела. И надо заметить, что научиться ему не так-то просто. Нужно много работать, чтобы научиться гармонично совмещать все учения.

Вы также можете определить работу Святого Духа по ее полноте. Истинные дети Божьи наставлены не в нескольких истинах, а во всех. Когда они начинают свой путь, то они не знают и половины истины, они верят во всю истину, не понимая ее. Полнота истины заложена в них, но ей необходимо развиться. Ничто нас так не учит, как опыт. Никто не может стать богословом за неделю. Некоторые учения постигаются годами. Столетник растет десятилетиями, прежде чем расцвести, так и некоторые истины должны долго храниться в нашем сердце, прежде чем мы сможем говорить о них с подлинным пониманием. Дух постепенно наставит нас на всякую истину. Например, если истина в том, что Иисус Христос будет буквально царствовать на земле тысячу лет, и я склонен верить в это, то, ведомый Духом, я все лучше и лучше буду понимать это, и придет время, когда я буду говорить об этом совершенно уверенно. Некоторые люди начинают очень осторожно. Сначала человек говорит: «Я знаю, что мы оправданы по вере, и имеем мир с Богом, но так много людей не согласны с тем, что мы оправданы навечно, и поэтому я не уверен в этом». Но постепенно Дух Святой просвещает его, и он начинает понимать, что в тот час, когда были заплачены все его долги, с него была снята всякая вина, что в тот момент, когда грех был покрыт, каждая избранная душа была оправдана перед Богом, хотя перед самой собой она была оправдана позже.

Какие же практические выводы можно извлечь из этого великого учения? В первую очередь надо сказать о христианине, которого тяготит собственное невежество. Многие люди, которые были едва просвещены и едва вкусили небесной жизни, боятся, что они слишком мало знают, чтобы быть спасенными! Возлюбленные, Бог Святой Дух может научить любого, каким бы безграмотным и необразованным он ни был. Я знаю людей, которые были буквально недоразвиты ми до обращения, но впоследствии их способности удиви тельным образом развились. Давным-давно я знал человека, который был настолько темен и забит, что не только не умел читать, но говорил правильно лишь по ошибке. Более того, он был, выражаясь словами его соседей, «слабоумным». Но когда он обратился, первое, что он сделал, помолился. Он, заикаясь, произнес несколько слов, но со временем его способность говорить начала развиваться сама собой. Потом он решил, что хочет читать Писание, и после долгих, долгих месяцев упорных стараний он научился читать. Как вы думаете, что произошло дальше? Он подумал, что мог бы проповедовать, и начал понемногу проповедовать у себя дома в своей особой, ни на что не претендующей манере. Затем ему пришла в голову мысль о том, что он должен читать книги. Его умственные способности начали развиваться. И я уверен, что сегодня он несет благословенное служение проповедника в какой-нибудь деревушке. Требуется не так уж много интеллекта, чтобы быть наставленным Богом. Если вы чувствуете, что у вас туго со знаниями, не отчаивайтесь. Обратитесь к Духу, великому Учителю, и попросите его о священном воздействии на ваш разум. И придет время, и Он «наставит вас на всякую истину».

Еще один вывод состоит в следующем. Когда наши братья не понимают какой-то истины, давайте действовать по отношению к ним наиболее благоразумно. Не надо спорить с ними. Я слышал много споров, но ни один не привел к хорошим результатам. Едва ли кто-то научится чему-либо в споре, ибо убежденный против своей воли, все равно остается при своем мнении. Молитесь о них, чтобы Дух истины «наставил их на всякую истину». Не сердитесь на своего брата, молитесь за него; взывайте: «Господь! Открой его глаза, чтобы он увидел чудное в Твоем законе».

И, наконец, я обращаюсь к тем, кто ничего не знает ни о Духе истины, ни о самой истине. Возможно, некоторые из вас говорят: «Нам не важно, кто из вас прав, нам прекрасно живется и без всех этих истин». Но, несчастный грешник, если бы ты знал дар и знал, кто говорит истину, ты бы не говорил: «Мне все равно». Если бы ты знал, как важно знание истины для твоего спасения, ты бы говорил иначе. Если бы ты знал истину Божию о том, что ты пропащий грешник, которого Бог возлюбил до создания мира, несмотря на отсутствие причин для любви к тебе, и искупил Тебя кровью Сына, и оправдал тебя по вере перед небом и постепенно будет оправдывать Святым Духом по вере перед твоей совестью; если бы ты знал, что тебя ждет небо, что ты обязательно войдешь в него, что оденешь венец из немеркнущего золота, — тогда бы ты сказал: «О, как драгоценна истина моей душе!» Мои неверующие слушатели, заблуждающиеся люди хотят похитить у вас истину, которой вы можете спастись, лишить вас единственного Евангелия, которое избавляет от ада; они отвергают великую истину о благодати, но только она может спасти грешника от ада. И хотя эта истина не интересна вам сейчас, все равно вы должны желать постигнуть ее. Да даст Бог познать вам истину сердцем! Да наставит вас Святой Дух на всякую истину!" Ибо если вы не познаете истину здесь, вы увидите ее с обратной стороны в мраке могилы, в которой единственным светом будет пламя адского огня! Да познаете вы истину на этой земле! И истина сделает вас свободными. И если Сын сделает вас свободными, то вы истинно станете свободными, ибо Он говорит: «Я есмь путь, и истина, и жизнь». Доверьтесь Иисусу, падшие грешники, поверьте в Его любовь и милость, и будете спасены, ибо Бог Дух дает веру и вечную жизнь.

Утро, 18 ноября, 1855 г.

 

christian.dobro-est.com

XII. "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" Ин.16:13

XII. "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" Ин.16:13

"Когда же приидет Он, то наставит вас…" Как приблизить к своему пониманию тайну исполнения этого обетования? Как представить себе такое нисхождение Духа истины, т. е. Божественное вдохновение свыше с одной стороны, и приятие этого Духа человеком, т. е. боговдохновенность — с другой, — соединенные в одно неразрывное и живое целое, сознаваемое человеком, как наставление от Духа Божия? Прежде всего несомненно и очевидно, что это нисхождение есть дыхание Духа Божия в подобном ему духе человека. Но дыхание Духа Божия в духе человека нужно представлять себе так, что им нимало не нарушается свобода человека: иначе Бог самим делом противоречил бы Себе, в акте наивысшей Своей милости и благоволения низводя человека в ряд несвободных животных существ… Если Бог, по Своему произволению, ниспосылает в дух человека таинственную силу Своей жизни — дар Святого Духа, то человек со своей стороны должен также свободно принимать ее, т. е. сохраняя при этом свои природные душевные особенности и те черты, которые налагают на пего история и та среда, в которой он живет. Божественное начало и человеческое, сопроникаясь изнутри, взаимно должны пополнять, а не нарушать одно другого: Бог в Своем благодатном действии может не зависеть от частных и случайных свойств человека, а природа и характер последнего не должны подавляться Божественной силой.

Таково должно быть "наставление" от Духа Божия. Понять такое гармоничное соотношение между божеским и человеческим началом возможно единственно только при церковном учении о различии души и духа. Дух человеческий может свободно подчиняться силе Святого Духа, черная из нее свою мощь и свое духовное содержание; но предметное сознание и словесное выражение их находятся в неизбежной зависимости от той степени развития и тех его форм, до коих дошла душевная жизнь. Потому-то на всех Боговдохновенных писаниях отпечатлелись, однако без малейшего ущерба боговдохновенному содержанию, черты времени их происхождения и личные особенности их писателей, т. е. душевные стороны человека. В свою очередь и душевные силы человека не остаются без самого проникновенного влияния со стороны живого духа, дышащего силой Божией: сердце очищался и утончается, становится крепким, как адамант, и пламенным, как горячий уголь; воля закаляется па великие подвиги жизни, сгорая жаждой славы живого и Святого Бога на грешной земле; мысль проясняется, и ей изнутри открывается то, что было для ее косности доселе тайной, язык становится способным хотя отчасти передать то, что прежде казалось вполне неизреченным.

"Когда же при идет Он, Дух истины, наставит вас на всякую истину". Муж боговдохновенный направляет свое действие на все стороны человеческой жизни: и на очищение сердец людских и на прояснение их мыслей и на подвиг их воли. Он может карать людей и может умилять их; может раскрывать всю наготу порока и может указывать божественные идеалы добродетели; но во всем и всегда он исполняет неизменно одну и ту же миссию — открывает человеку истину, т. е. ту истинную действительность настоящего, прошедшего и будущего, которая недоступна ему или вследствие жестокости и омрачения сердца (Ин.3:20), или потому, что она в том или другом случае вообще находится за пределами земного постижения. Мы хотя живем в настоящем и окружены его действительностью, но не знаем ее, не можем проникнуть в ее духовные основы, не в состоянии разобраться в ней и найти ее внутренний смысл, найти тот Божий перст, который ведет ее к известной цели; мы живем в непрерывных иллюзиях, в тягостном заблуждении относительно настоящего; мы видим только то, чего хочет наше сердце, к чему тяготеет наша воля; мы нарочито измышляем такую действительность, которая оправдывала бы наши проступки, и верим в ее реальность. Поэтому мы менее всего видим действительность, какова она есть в себе, как она проходит пред очами Божиими во свете чистого сознания. Боговдохновенные мужи и открывают эту истинную действительность людям, призывая их к покаянию и к прозрению, чтобы отвратить несчастия, грядущие на них за их заблуждения и самочинные пути. Прошедшая действительность также извращается и затемняется нами, и мы не в состоянии удержать в себе ее правдивого облика и тем более не видим в ней тех письмен Божиих, которые ярко горят на темном фоне человеческой жизни для боговдохновенного писателя. Еще более недоступно нам будущее. Но взор боговдохновенного мужа проникает и туда, прозирая грядущую истину. Будущее коренится в основах настоящего, оно уже намечено в той духовной действительности, которая подлежит воплощению. Темный внебожий (удалившийся от Бога) мир идет по темным роковым законам судьбы, светлый Божий мир свободы и добра развивается по нравственным внутренним, но, тем не менее, также непреложным законам, и боговдохновенному взору открывается, как в блеске молний, возникающая из них грядущая действительность, и явственно рисуется во свете очей Всевидящего Бога будущая борьба добра и зла и все иногда страшные и гибельные, а иногда и спасительные для человека последствия. Так Святой Дух наставляет Своих избранных на всякую истину.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Утешитель - Сокрытое Сокровище

Прежде чем принести Себя в жертву, Христос стремился даровать Своим последователям самый важный и совершенный дар, который сделает для них доступными неисчерпаемые сокровища благодати. «Я умолю Отца, – сказал Он ученикам на последней вечере, – и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам».

Дух Божий и до этого был в мире, непрестанно влияя на сердца людей. Но пока Христос был на Земле, ученики не нуждались в другом Помощнике. Только после того, как лишились Его видимого присутствия, они почувствовали нужду в Духе.

Святой Дух – это представитель Христа, не имеющий человеческого облика и потому независимый. Ограниченный человеческим естеством, Христос не мог Сам присутствовать повсюду. Через Духа Спаситель оказался доступен для всех, и в этом смысле Он стал для людей ближе, чем во время Своего пребывания на Земле.

Также Иисус говорил: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю Его и явлюсь Ему Сам». В любое время и в любом месте, во всех печалях и во всех страданиях, когда будущее кажется мрачным и неопределенным, когда мы чувствуем себя беспомощными и одинокими, нам будет послан Утешитель в ответ на молитву веры. И где бы мы ни были, и куда бы мы ни шли, Он всегда одесную нас, чтобы помогать, поддерживать, подкреплять и ободрять.

Христос сказал, что посредством Духа явит Себя ученикам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему». Ученикам надлежало свидетельствовать о жизни и служении Христа. Через них Он намеревался говорить со всеми людьми Земли. Но унижение и смерть Христа готовили им великое испытание и разочарование. Иисус обещал им, что Утешитель «напомнит вам все, что Я говорил вам», чтобы после всех переживаний, апостолы могли излагать истину ясно и правильно.

«Еще многое имею сказать вам, – продолжал Он, – но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».Утешитель назван «Духом истины». Его задача – определять истину и оберегать ее. Именно в истине есть утешение и мир, чего нет во лжи. Посредством ложных теорий и преданий сатана овладевает умом человека. Через Писание Святой Дух обращается к разуму и запечатлевает истину в сердце. Так Он разоблачает и изгоняет заблуждение. Посредством Духа истины, действующего через Слово Божье, Христос привлекает к Себе Своих чад.

На протяжении многих веков влияние зла увеличивается. И поразительно, с какой покорностью люди отдаются в рабство сатане. Греху можно противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества – Святого Духа. Христос даровал нам Свой Дух как Божественную силу для победы над всеми унаследованными и приобретенными наклонностями ко злу. Тем самым Он запечатлел Себя в Своей Церкви.

Иисус сказал о Духе: «Он прославит Меня». Спаситель пришел, чтобы прославить Отца, явив Его любовь. Так и Дух должен прославить Христа, являя Его благодать миру. Образ Божий должен быть восстановлен в человечестве, а прославляет Бога и Христа совершенство детей Божьих.

Христос обещал Своей Церкви дар Святого Духа, и это обетование относится к нам так же, как и к первым Его ученикам. Но дано оно, как и всякое обетование, на определенных условиях. Дар Святого Духа нельзя получить, не вверяя себя Божественной силе, не желая подчиниться Богу. Дух дается только тем, кто смиренно ждет милости от Бога, кто ищет Его водительства. Люди должны проявить готовность просить и получать силу Божью, тогда они будут иметь ее. Это обещанное благословение дается по богатству благодати Христовой, и Он готов даровать его каждой душе по мере ее способности принимать.

Подготовила И. Беднякова

Евангелие от Иоанна 14:16-18, 21, 26; 15:26, 27; 16:1-15

sokrsokr.net

Пришествие Утешителя » Большая христианская библиотека

Дата публикации: 20.04.13 Просмотров: 2836    Все тексты автора Ле Рой Фрум

Глава 7. Преобразованные проповедники Христа

Какое же значение имеет все, происшедшее в Пятидесятницу? В продолжение трех с половиной лет общения Господа с учениками, Он, не жалея сил, учил и наставлял их. Он давал указания, увещевал, умолял. Он порицал и убеждал. Но в большинстве случаев ученики оставались такими же, как были. Почему? Потому что они восприняли поучения находящегося во плоти Христа только теоретически, поверхностно. А этого было недостаточно, чтобы избавиться от силы живущего в них греха.

Христос, находясь на земле, воздействовал на них преимущественно словами и Своим примером. «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:12, 13).

Постоянное присутствие Христа

Благодаря сошествию Святого Духа в день Пятидесятницы Христос постоянно пребывает со Своим народом. Он заполнил самые сокровенные уголки души. Он живет в людях. Таким образом, ранее не завершенное преобразование было достигнуто посредством пребывания Христа в них посредством Святого Духа. Это славное событие явилось источником для всех других благословений. Отметим некоторые драгоценные мысли:

«Христос обитает в нас Духом, и Дух Божий, принятый в сердце верою, есть начало жизни вечной» (Желание веков, с. 388).

«Когда в день Пятидесятницы на них сошел обещанный Утешитель и сила свыше, — верующие трепетали от сознания того, что среди них находится вознесшийся Господь» (Великая борьба, с. 351).

«В их распоряжении неисчерпаемые небесные источники. Христос дает им дыхание Своего Духа и жизнь от Своей жизни» (Служители Евангелия, с. 112). «О, мои братья, неужели вы будете оскорблять Святого Духа и таким образом заставите Его удалиться? Неужели вы будете отстранять блаженного Спасителя, потому что вы не приготовились к Его присутствию?» (Ревью энд Геральд, 22 марта 1887 г.).

Тот же самый Дух, способствовавший воплощению Христа, живет теперь в грешных людях. Это единственное возможное объяснение Пятидесятницы. Хотя Иисус пребывал на земле с людьми, тем не менее, это было внешнее соприкосновение. Теперь Он живет в нас посредством Святого Духа» (см. Ин. 14:16-18, 20). Изменения в боязливом Петре произошли потому, что смелый Победитель Христос пребывал теперь в нем. Смелость Иисуса передалась душе Петра благодаря единению с Ним. Когда же Иисус вселился в Иоанна, тогда Его любовь, смирение и самоотверженность проявились в нем с великой силой.

Проповедники, получившие силу

Произошедшее в учениках изменение сделало их способными к верному и плодотворному служению. Их новое состояние отражало Христову жизнь. До Голгофского креста они общались со Христом и относились к Нему с почтением. Теперь они стали Его друзьями, поскольку Спаситель пребывал в них Духом. И это изменило все их взгляды и поведение. Таким образом они были облечены силой для работы, которая казалась им прежде невыполнимой.

Это также единственно верный путь, чтобы одержать победу в жизни и преодолеть силу греха, находясь на грешной земле. Очень многие сосредотачивают свое внимание на земном служении исторического Христа, о котором мы безусловно должны знать, но они не осознают значение Пятидесятницы, которая сделала пребывание Христа реальным среди верующих. Посредством Духа Иисус совершает наше освящение, но этому предшествовала Его безгрешная жизнь, искупительная смерть, которая и сделала возможным наше освящение.

Наш прославленный и вознесшийся Господь, Который жил во плоти среди людей, теперь пребывает в людях Святым Духом, даруя им послушание и качества характера, присущие Ему. После Пятидесятницы Дух Святой находится не просто рядом с людьми, — Он живет в них. Таким образом жизнь верного христианина попадает под непосредственный контроль Святого Духа, пребывающего в человеке.

Только так может быть выполнена новая заповедь. Дух и любовь Иисуса наполняют жизнь потому, что Он наполнил ее. «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:16-19).

Необходимо отметить, что вышеприведенные тексты являются прямым противопоставлением пантеистической философии или рационалистической доктрине о «Божественной имманентности».

Работа для Бога — это одно дело, а работа Бога через нас, — это совсем другое. Одно дело — оставить мир и последовать за Христом, другое -быть человеком, в котором пребывает Дух Святой и через которого проявляет Свою силу и благодать. Пятидесятница учит нас тому, что необходимо не изменение человека, а измененный человек. Это будут те же старые проповедники, но уже с новой силой. Именно они закончат нашу всемирную работу. Бог не может использовать людей в деле благовестия до тех пор, пока не обновит их посредством Святого Духа.

Христу необходимо было уйти, чтобы Утешитель мог прийти и жить в нас. Спасительная благодать Иисуса стала достоянием людей посредством Духа Святого. Но остается еще одно — Его святое возвращение во плоти, когда мы станем подобны Ему и увидим Его. Тогда мы сможем общаться лицом к лицу с Тем, с Кем общаемся сейчас через Святого Духа.

Весть Петра в день пятидесятницы

Заметьте, какое воздействие произвел Дух на Петра. Он стал пламенным проповедником в день Пятидесятницы. За час до излития Святого Духа он не был готов к свидетельству, теперь же он был вполне пригоден для этого. Прочтите его проповедь. Апостолы и 70 учеников произнесли уже много проповедей до Пятидесятницы, но ни одну из них Дух Святой не побудил записать. Вдохновленная проповедь Петра вдень Пятидесятницы полна глубокого значения, как по способу изложения, так и по содержанию. Заметьте, что Петр встал. Уже одно это было ново и отличалось от поведения раввинов. Раввины сидели, а апостолы, стоя, передавали свои вести. Поэтому апостолы были не просто учителями, они были вестниками. Затем Петр возгласил. Он произносил весть ясно и правильно, так что все слышали и понимали.

Петр начал с того, что люди знали, и подвел слушателей к неизвестному. Это верный метод проповеди. Однако его проповедь была лишена логических доказательств или риторических приемов. Это было простое изложение фактов, свидетелем которых он был. Они казались неразумными из-за своей простоты и все же 3 000 человек были спасены после такой простой проповеди. Дух должен наделить проповедника необходимой силой, иначе его проповедь превратится в безжизненные ораторские доказательства.

Мы лишаем Святого Духа способности воздействовать, чрезмерно полагаясь на человеческие умозаключения. Да, мы, проповедники, нуждаемся в Божественной силе и помощи Святого Духа больше, чем во всем остальном. О Святом Духе Христос сказал:

• «Он обличит мир».

• «Он наставит вас».

• «Он прославит Меня».

Так проповедь Петра была сосредоточена на Христе. Дух Святой, подобно огромному телескопу, приближал Христа. Такой же будет и сегодня всякая проповедь, вдохновенная Духом Святым.

Несомненно, многие проповедь Петра могли назвать фанатичной. Исполненная Духом Церковь или проповедник представляют для мира необычайное зрелище. И это вызывает удивление, смущение и критику.

Петр высказывал суровые обличения. В Его проповеди не было ни тени сомнения или компромисса. Все было бы сказано решительно и смело. Проповедь возвеличивала Иисуса, представляла Его совершенную жизнь, Его заместительную смерть, Его воскресение и вознесение и, наконец, свидетельствовала, что Он «излил то». Это слово «то», состоящее из двух букв, является ключевым словом всей проповеди.

Многие люди спрашивали: «Что это значит?» (Деян.’2:12). И, отвечая им, Петр сказал: «Это есть предреченное пророком Иоилем» (ст. 16). Читая проповедь, мы достигаем ее кульминации, которая заключена в стихе 33: «Итак, Он, быв вознесен десницею Божию и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». «То» включало в себя все, что они видели и что вызывало у них смущение. Сославшись на пророчество, Петр указал своим слушателям прямо на служение Христа.

Убеждающая, обращающая сила

После проповеди люди умилились сердцем и 3000 человек обратилось к Господу. Это произошло не благодаря человеческой энергии, ревности, логики, мудрости или красноречию. Это было проявление убеждающей, обращающей силы Святого Духа. Это было провозглашение торжества власти Иисуса Христа в силе Святого Духа, подкрепленное личным свидетельством.

Эта весть обличила, побудила к послушанию и вселила желание присоединиться к Церкви. Тот, к Кому обращались за Святым Духом, излил Его теперь «на всякую плоть». Это стало достоянием всего народа. Этот дар принадлежит всей человеческой семье. И мы действительно находимся среди «дальних» (ст. 39). «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш».

Результаты же Пятидесятницы таковы: вначале прозвучало свидетельство, затем возникла, вражда, а вскоре после этого начались гонения и, наконец, многие приняли мученическую смерть. Преследования рассеяли учеников по земле. То же произойдет и с нами. Пятидесятница принесла новое побуждение и новое убеждение. Она преодолела непонимание. Возникла мощная волна евангельской работы всех членов Церкви, распространившаяся далеко за пределы Иерусалима. Ученики повсюду проповедовали слово. Гонения превратили их в миссионеров. В сокровищницу начали поступать средства. Я убежден, то же самое произойдет и с нами.

«Продавая свои дома или земли, они приносили вырученные деньги и слагали их к ногам апостолов; и „каждому давалось, в чем кто имел нужду». Эта щедрость верующих явилась результатом излития Духа» (Деяния апостолов, с. 70).

Таковы были последствия излития раннего дождя.

Поздний дождь превзойдет пятидесятницу

Поздний дождь будет более обильным, чем ранний дождь. Произойдут необычные явления — и эти события не за горами. Сила всегда проявляется в действии. Таков закон силы. Да совершит Бог в скором будущем это святое действие, чтобы завершить дело спасения.

Когда Христос пребывал на земле, Он обращался к умершим и воскрешал их. Но я убежден, гораздо труднее повлиять на волю упрямого человека, противящегося Богу. Духовно оживить грешного человека, ненавидящего Бога, является большим чудом, чем оживить физически умершего. Несомненно, Иисус именно это имел в виду, когда объявил Своим испуганным ученикам: «И больше сих сотворит» (Ин. 14:12).

Такое чудо произошло в день Пятидесятницы, когда 3000 человек, подверженные предрассудкам, исполненные злобой и горечью, с руками, запятнанными кровью Иисуса, Которого они ненавидели, раскаялись и прославили Его как Господа и

Христа.

«Подобное должно повториться, но с еще большей силой. Излитие Святого Духа в день Пятидесятницы было лишь ранним дождем. Поздний же дождь будет более обильным. Дух лишь ожидает нашей настойчивой просьбы и принятия. Христос должен быть снова открыт перед людьми в Своей полноте силою Святого Духа» (Наглядные уроки Христа, с. 121).

«Обетование Духа сегодня принадлежит нам в не меньшей мере, чем первым ученикам. Бог и ныне наделяет людей силой свыше, как Он делал это для тех, кто в день Пятидесятницы слышал слово спасения. В этот час Его Дух и Его благодать предлагаются всем, кто нуждается в них и желает поверить Богу на Слово» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 20).

Тысячи голосов провозгласят последнее предостережение:

«При завершении великого дела Евангелия сила Божия должна проявляться так же, как при его начале. Те пророчества, которые исполнились при излитии раннего дождя в самом начале проповеди, вновь должны повториться при излитии позднего дождя в конце времени. Это «времена отрады», которые предвкушал Петр, говоря: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа» (Деян. 3:19, 20).

«Слуги Божий с просветленными лицами, на которых лежит печать святого посвящения, будут торопиться принести небесную весть во все уголки земли. Тысячи голосов повсюду провозгласят это предостережение. Произойдет множество чудес, больные будут исцеляться, значения и сверхъестественные случаи будут сопровождать верующих. Сатана также будет творить «великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» (Откр. 13:13). Тогда-то жителям земли и предстоит сделать окончательный выбор.

«Эта весть будет распространяться не столько с человеческой мудростью, сколько глубоким убеждением Духа Божьего. Доказательства уже были даны. Семя было посеяно, и теперь оно взойдет и принесет плоды» (Великая борьба, с. 611,612).

soteria.ru


Смотрите также