Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 8-й седмицы по Пятидесятнице. Всякий грех и хула простятся человекам а хула на духа не простится


Евангелие дня с толкованием на 13 августа

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

От Матфея 12:30-37

 

Толкование Евангелия  блаженногоФеофилакта Болгарского

250px-Theophylact_the_BulgarianБлаженный Феофилакт Болгарский

 Мф.12:30. Кто не со мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Как, говорит, веельзевул будет содействовать Мне, если он более всех других противостоит Мне? Я учу добродетели, он — злу. Как же он со Мною? Я собираю людей для спасения, а он рассеивает. Указывает и на фарисеев, потому что они, когда Он учил и приносил многим пользу, рассеивали народ, чтобы не приходили к Нему. Итак, Господь показывает, что они действительно подобны демонам.

Мф.12:31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

Мф.12:32. если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Говорит здесь следующее: всякий другой грех имеет хоть малое оправдание, например, блуд, воровство. Ибо мы в таких случаях ссылаемся на человеческую слабость и являемся заслуживающими извинения. Но когда кто-нибудь видит чудеса, совершаемые Духом, и клевещет на них, будто они бывают силою демона, какое оправдание может иметь он? Ясно, он знает, что они происходят от Святого Духа, но намеренно поступает дурно. Каким же образом таковой может получить извинение? Итак, когда иудеи видели, что Господь ест, пьет, обращается с мытарями и блудницами и делает все остальное, как Сын Человеческий, и затем порицали Его, как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения, и не потребуется от них покаяния в этом, так как им казалось, что они соблазняются по достаточной причине. Но если они, видя, что Он совершает чудеса, тем не менее, клеветали и поносили Святого Духа, говоря, что это — бесовское дело, то как можно допустить, что этот грех отпустится им, если они не покаются?

Итак, знай, что кто поносит Сына Человеческого, видя, что Он живет, как человек, и, называя Его другом блудников, ядцею и винопийцею за то, что Христос так делал, — такой человек, если и не покается, не даст ответа: он заслуживает извинения, потому что не думал, что в Иисусе Христе скрыт Бог. Но кто хулит Святого Духа или духовные дела Христа и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, ибо он не имел достаточной причины для клеветы, как тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Итак, не простится ему ни здесь, ни там, но он будет наказан и здесь, и там. Ибо многие наказываются здесь, а там совершенно нет, как бедный Лазарь; другие же и здесь, и там, как содомляне и те, кто хулит Святого Духа; третий же ни здесь, ни там, как апостолы и Предтеча. Они, по-видимому, несли наказания, когда подвергались гонениям, тем не менее это не было наказание за грехи, но испытания и венцы.

Мф.12:33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду.

Так как иудеи не могли оклеветать чудеса, как злые дела, Христа же, Который совершил их, хулили, как подобного демонам, то Господь говорит: или и Меня признавайте хорошим деревом, и тогда чудеса Мои, которые суть плод, будут прекрасны, или если вы признаете Меня худым деревом, то и плод, или чудеса Мои, очевидно, будут худыми. Но чудеса, то есть плоды, вы называете добрыми; следовательно, и Я — доброе дерево. Ибо дерево узнается по плодам, подобно этому и Я — по Моим чудесам.

Мф.12:34. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?

Вы, говорит, будучи худыми деревьями, приносите и плод худой, когда поносите Меня; так и Я, если бы был худой, приносил бы и плод худой, а не столь великие чудеса. Называет их порождениями ехидны, так как они хвалились Авраамом. Господь показывает, что они происходят не от Авраама, а от предков, достойных их злобы.Ибо от избытка сердца говорят уста.

Мф.12:35. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Когда видишь, что кто-либо срамословит, то знай, что в сердце своем он имеет не то, что говорит, но много более того. Ибо то, что выходит наружу, это выходит только от избытка, и тот, кто скрывает внутри себя сокровище, открывает только некоторую часть его. Подобно этому и тот, кто говорит доброе, гораздо больше носит в своем сердце.

Мф.12:36. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: Мф.12:37. ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.

Здесь Господь устрашает нас, что и мы дадим ответ за каждое пустое слово, то есть за ложное, клеветническое или бестактное и насмешливое. Затем приводит свидетельство из Писания, чтобы не подумали, что Он говорит нечто Свое: от слов, говорит, своих получишь оправдание и от слов своих будешь осужден.

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Похожие статьи

pravoslavie.fm

всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам, смотреть онлайн

 

Великий пост – время духовного рассуждения, богомыслия. А так как в дни Святой Четыредесятницы Евангелие за богослужением не читается, у нас есть прекрасная возможность изучить те фрагменты евангельской истории, которые вызывают вопросы.

Один из вопросов, связанный со словами Спасителя, задает Артур:

«В Евангелии от Матфея написано: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам (Мф. 12,13). А в третьей молитве на сон грядущим Святому Духу говорится: “Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем”. То есть просится прощение за хулу на Духа? Но она же (хула) не простится! Даже произнесенная мысленно».

Артур Бегиджанян

Давайте сначала поймем, что есть «хула на Духа». Господь пришел в этот мир проповедовать покаяние. И всякий человек, осознающий свои грехи, раскаивающийся в них и желающий исправить свою жизнь по Евангелию, может надеяться на прощение своих грехов.

Милосердие Божие бесконечно, и нет греха, который побеждал бы его, но всякий, кто упорно отвергает это милосердие, кто упорно противится самой спасающей благодати Божией, для того нет милосердия, и грех его остается непрощенным, и такой человек погибает.

Об этом пишет и архиепископ Аверкий (Таушев): «Это намеренное противление спасающей благодати Божьей , которая есть благодать Святого Духа, Господь называет хулой на Духа . Это ясно выразилось в том, что фарисеи осмелились назвать дела всемогущества Бога делами дьявола. Почему же нет прощения за этот грех “ни в сем веке, ни в будущем?” Да потому, что если человек отвергает очевидные действия спасающей благодати Святого Духа, то неоткуда взяться в нем и покаянию, без которого нет спасения».

Что же касается слов из молитв вечернего правила, то стоит отметить, что там речь идет не о хуле на Святого Духа как противлению спасающей благодати, а о мысленном хулении имени Божия. Это нечто иное. Имя Божие – это некое проявление Бога в мире. Похулить имя Божие – значит проявить неверие Богу в тот или иной момент времени, иными словами – смалодушничать. И сделать это в мыслях, а не в слове или в деле.

В святоотеческом писании мы не раз сталкиваемся с градацией греха: прилог, помысл, дело. Диавол, как враг рода человеческого, стремиться внушить нам недоверие Богу через прилоги, принимая которые, мы допускаем хульные помыслы. Если мы боремся с ними, молитвой и рассудительностью изгоняя их из своего ума, принося покаяние Богу, то можем получить от Бога прощение.

Именно поэтому и звучат эти слова молитвы: «Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем… Помилуй мя…». То есть если я неосознанно, в состоянии праздности допустил лукавый прилог и мысль, хуляющую имя Божие, проявил недоверие Богу – прости меня. Ибо само покаяние человека говорит о том, что он верит в милосердие Божие, благодатную силу Святого Духа, а значит осознанно никогда не произнесет хулу на Духа.

 

 

  По какому принципу Церковью выбирается тот или иной отрывок из Евангелия на каждый день?

Ксения Будченко

История евангельских зачал берет свое начало с первых веков формирования христианского богослужения. Зачало – это фрагмент текстов Евангелия или Апостола, которые читаются за богослужениями. Первоначально христиане собирались для богослужения в субботние и воскресные дни, именно тогда были сформированы субботние и воскресные евангельские зачала.

Субботние зачала были направлены на правильное понимание почитания субботы на примере чудес и пояснений Спасителем закона о священном дне. Воскресные зачала несут в себе поучения Господни о Царстве Божием, особенно в притчах, и действии Бога в мире через Иисуса Христа посредством чудотворения.

С установлением Господских, Богородичных праздников и дней памяти особо чтимых святых Церковь установила и для этих событий особые евангельские зачала – праздничные. Также были установленные особые чтения за богослужениями Святой Четыредесятницы и Страстной Седмицы. Таким образом сформировался важный костяк евангельских отрывков, который и поныне существует в современной практике.

Но стоит отметить, что до появления общежительных монастырей в Церкви не существовало практики ежедневного богослужения. Христиане собирались для общей молитвы в субботние, воскресные, праздничные дни и Страстную Седмицу. С установлением ежедневных богослужений появились и дневные зачала, составленные из тех евангельских отрывков, которые не вошли в состав субботних, воскресных или праздничных зачал. Так сформировался годовой круг богослужебных чтений.

Данный годовой круг нашел свое отражение в так называемых «Евангельских столбцах». Они всегда печатаются для удобства в конце богослужебного Евангелия. Начинаются они с пасхального евангельского зачала, а оканчиваются указанием на евангельское чтение в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье).

Но на этом трудности формирования ежегодного порядка богослужебных чтений не заканчиваются. Дело в том, что начало и конец «Евангельских столбцов» зависит от дат Пасхи: прошедшей и грядущей. Так как дата Пасхи колеблется от 22 марта до 25 апреля (по старому стилю), то и количество недель от прошедшей до грядущей Пасхи всегда разное.

Чтобы решить задачу с разным количеством седмиц в пасхальном году, Церковь разделила «Евангельские столбцы» на две части: от Пасхи до Недели по Воздвижении, и от Недели по Воздвижении до Недели о мытаре и фарисее. Если Пасха была ранней, то после Недели по Воздвижении повторяются евангельские зачала, прочитанные ранее, – обычно за одну или две недели. Если Пасха поздняя, то евангельские зачала одной или двух недель вовсе опускаются – это называется «преступка».

Также есть особенности, если следующая Пасха поздняя. Тогда такая же вставка или преступка делается перед Неделей о мытаре и фарисее, дополняя или сокращая количество седмиц до подготовительных недель к Великому Посту.

Для того чтобы мирянам и священнослужителям не путаться в составлении евангельских чтений для богослужения, Издательский совет Русской Православной Церкви издает богослужебные календари, в которых на каждый день года, помимо святых дня, также указываются евангельские и апостольские зачала, которые мы с вами, дорогие братья и сестры, в течение года читаем и на нашем православном телеканале «Союз».

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

tv-soyuz.ru

Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 8-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 47 зач., 12, 30–37

Сказал Господь: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Христос говорит: «Кто не собирает со Мною, тот расточает». В нашей духовной войне есть только один выбор – за Христа или против Христа, собирание со Христом или расточение с сатаной. Божественная благодать – любовь, прощающая грехи, идущая за пределы смерти. Сердце Христова благовестия: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, да всякий верующий в Него не погибнет, но имеет жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Эта благодать прощения познается в полноте во Христе, в Том, Кто взял на Себя грех мира и заплатил за него ценой искупительной любви. «Всякий грех простится человеку». Даже если грех наш вопиет к небу, у Господа – милосердие, которое превыше небес.

Однако человек остается до конца свободным. И если кто-то решительно отвергает то, что Бог Отец совершает Духом Святым во Христе и через Христа, такой человек ставит себя вне спасения. В книге Чисел мы читаем: «Слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил: истребится душа та» (Чис. 15, 31). Господь говорит, что кто произносит хулу на Духа Святого, тот отвергает единственную силу, могущую привести его к покаянию – Божественную благодать прощения. Прощение всегда связано с нашим участием, оно не мешок, набитый деньгами, который можно схватить и убежать. Если жизнь наша совершенно закрыта для общения с Богом, как можем мы принять Божественное прощение?

Господь говорит, что люди могут не понимать по-настоящему тайну Человека Иисуса из Назарета, и по неведению критически отзываться о том, что Он делает, и тем не менее не быть лишенными надежды на прощение. Но когда истина и правда Божия приходит к ним просвещением Духа Святого, и люди отвергают их, они ставят себя вне прощения. Непрощаемым грехом может быть попытка приписать дело Духа Святого сатане, и это уже нельзя назвать случайным преткновением. Это состояние постоянного предпочтения греха правде, это – грех как норма, то, что насаждается сегодня у нас. Грех как норма – атмосфера, благоприятная для прихода «человека беззакония», превозносящегося «выше всего, называемого Богом или святыней».

Разум и совесть человека настолько ожесточаются по отношению к истине и правде, что внушения Духа Святого не достигают их. Вне прощения оказываются те, кто отказывается слышать зов прощения. Так глубоко может исказиться отношение человека к Богу, что он навсегда поставит себя вне прощения.

Те, кто думает, что они совершили непрощаемый грех, должны знать, что сам факт сокрушения их об этом грехе – свидетельство слышания ими Духа Святого. Нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного. Непрощаемый грех – это совершенное отвержение Духа Святого, отказ от приведения Им нашей души к покаянию и прощению. Непрощаемый грех имеет вечные последствия. Фарисеи произносят ужасную хулу на Господа и Его дело, и Господь говорит о нашей страшной ответственности за слова. Он показывает каким образом слова выражают внутреннюю суть человека. «От избытка сердца говорят уста». Человека можно определить по тому, что и как он говорит, по его словам, отражающим его внутреннюю жизнь. В конечном счете, суд над нами будет совершаться на основании наших собственных слов – по словам мы осудимся или оправдаемся.

Целостность личности определяется словами и делами. «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». Сердце – корень дерева нашей жизни, а слово – его плод. Пока не будет у человека чистого сердца, не может быть у него чистых уст. «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?» Люди смотрели на фарисеев как на святых, но Христос называет их порождениями ехидниными. Могут ли змеи быть без жала, содержащего яд? И от плохих людей естественно ждать плохое. Но Христос предлагает всем спасение и всех зовет к покаянию.

Слова, как и дела, показывают, что мы на самом деле собой представляем. Последствия произнесенного слова могут быть порой непредсказуемы. Слово, которое я говорю, может поколебать нравственное состояние целого народа и всего человечества. Бывают оскорбительные слова, которые ранят и убивают, лживые, гнилые слова, которые отравляют всю жизнь. Но хуже всего, когда праздными, то есть ничего не значащими, становятся святые слова. Никогда не было слово так обессмыслено и обессолено, как сегодня. И мы знаем, какой значительный вклад вносят в этот процесс средства массовой информации. Однажды произнесенное, слово не может быть удержано, и мы не можем освободиться от ответственности за него. Одна из самых страшных тайн человека заключается в том, что в вечности мы предстанем теми, кто жил и говорил сегодня. Кто из нас не нуждается в Божием милосердии? Апостол Иаков в своем Послании пишет: «Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло». Весь вопрос в том – как привести «всякое помышление в послушание Христу?» (2 Кор. 10, 5).

www.pravoslavie.ru


Смотрите также