Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество Божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
А.С. ПушкинМолитва в русской поэзии. И дух смирения терпения любви и целомудрия мне в сердце оживи
Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши -
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ
Сегодня мы с радостью просим молитв, С любовью прощая горечь обид. Давая совести очищение, В Прощенное Воскресение.
И если простим, то и мы прощены, От рабства греху и от гордости тьмы. Мы душу готовим к духовной весне, Неся подвиг Веры в Великом Посте.
Вот звон набата в Храм нас зовет: «Неси покаяние Православный народ!» Объятия Отчие открыты всегда, Для всех, кто с смирением молит Христа.
Мы все возьмем крест свой и в Храм принесем, Здесь слезы мы Богу в молитве прольем. И сложится истовый Храмовый Крест, Залог Жизни Вечной - Спасительный Перст.
Великий Пост (1-я седмица)
Мы снова вступили в постные дни, Когда у души праздник весны, Когда вся природа славит Христа. Мы слезы молитвы прольем у Креста.
Канон покаянный мы сердцем поймем, Душой убеленной к Распятию прильнем. С смирением просим у Бога: «Прости!» «О дай нам Владыка видеть грехи!»
И с радостью примет Господь в Отчий Дом, Всех тех, кто с смирением идет за Христом. Всех тех, кто слезами совесть омыл, Душою постясь и стремясь в Горний Мир.
Мы снова идем в эти постные дни, Когда у души праздник весны. Канон покаянный мы Богу поем: «Помилуй нас Боже. Верни в Отчий Дом»!
Великий Пост (2-я неделя)
Спасаясь от дольнего мира сетей соблазнительных стрел, И Горнему Миру давая врученный нам Богом надел, Смирения молитвой плывем среди моря житейского волн, Неся покаяние Творцу жизни вечной, Великим Постом.
Прощая обидчиков гневных, порой справедливый укор, Завистников жизни всегда неприветливый взор. Мы Господом Богом за это всегда прощены, Неся покаяние Творцу, в этот праздник духовной весны.
Ведь Матушка Церковь, прощая нас грешных, Благодатью любви всех к Богу ведёт: «Помилуй нас Боженька! Род неразумный». - Смиренной молитвой вздыхает народ.
И снова любовь проявляет Спаситель, Прощая нам тяжесть греха у Креста. Чтоб Верою в Бога мы жизнь освятили, Чтоб свято хранили заветы Творца.
Покаяние (Неделя 3-я Великого Поста)
Помилуй нас Боже - Источник жизни, Владыка Вселенной и вечности праздник, Что мы не внимаем к Твоей Святой Воле, А бродим во тьме мира гордости праздной.
Что нет места в сердце для Бога у нас, Всё занято гибельным мраком греха, Что отошли мы от Веры Отцов, Не выполняя Заветы Творца.
Помилуй нас, Боже, Владыка Вселенной, Неизреченный источник любви! Что мы не внимаем Премудрости Слову, Что тонем в болоте безверия тьмы.
Помилуй нас грешных, Господь Вседержитель, Творец Милосердный добра и любви! Слезами омоем Твой Образ, Спаситель, Прости нас, Владыка, и в дом свой прими!
Великий Пост (неделя 4-я Крестопоклонная)
Кресту Твоему Честному поклонимся, Владыка Святой. И растопится холод замерзших сердец от Твоей доброты Всеблагой. Как из смертного древа в залог жизни вечной Воскресением Твоим стал Спасительный крест, Так и всем нынче нам, от греха пробуждение Посылает Спаситель свой Всеблагостный Перст. И к Пречистым стопам Твоим припадем, Свят Господь наш. Облобызаем смиренно Твой спасительный Крест. Так испросим ещё раз у Бога прощение, Чтоб услышал Господь плач к Спасителю - грешника песнь.
Неделя преподобного Иоанна Лествичника
Лествица на небо возводящая, Всех, кто ко Христу с смирением идет. Царскими вратами в рай ведущая, Тех, кто смертной памятью живет.
Тридцать степеней борьбы с страстями и пороками, Учат нас как Господа любить. Как очистить душу от греха погибели, В новом человеке образ Божий вновь восстановить.
Всем спешащим написать имен залог во книге вечности, Что хранима Господом Живым на небесах. Лествица – есть путь удобопревосходнейший, Восхождения от земных равнин ко Господу Живому, что так любит нас.
«Похвала Пресвятой Богородице» (5-я неделя Великого Поста)
В тепле Твоей любви, Пречистая Владычице, Мы согреваемся душой и покаяние Богу принесем. Чтобы молилась Мати о нас Сыну своему – Христу Спасителю: «Прими, Владыка, плачущих детей своих и возврати их в Отчий дом»!
Ты Матерь всему миру и благословение, Тобою в Вифлееме был Спаситель мира наш рожден. Несла свой крест безропотным долготерпением, Спасая наши души материнской добротой.
Скобящим Радость и обидимым Заступница, Спаси и сохрани молящихся Тебе, Чтобы согрелись мы в лучах Твоих, Пречистая, Чтоб нежность материнская дала душе покой и свет.
И в утешение христианам, к Тебе с верой притекающих, Ты посылаешь нам своих чудесных образов великий сонм. От них исходит к нам щедрот поток неиссякаемый, Во исцеление у нас греховных ран и язв душевных стон.
О, Матерь Божия - Пресвятая Богородице! Молитвой материнской к Сыну – Христу Богу помолись! Смиренным сердцем, духом сокрушенным мы Тебе поклонимся, Покрой нас Омофором Пресвятым, Спаси и Сохрани!
Благовещение
Сегодня к нам приходит радостная весть, Что будем мы свободны от греха и вечной смерти тьмы. Сегодня открывается всем людям нашего спасения день, Чтоб Благовестием Святым спасали мир Христовой Верою любви.
К пречистой Деве в Назарете был Архангелом Глас Божий возвещен, И радовалась Благодатная: «Благословенна Ты в женах, Господь с Тобой»! И воссияла в Её сердце теплою свечой Благая Весть. Во исполнение чаяний пророков и людей Израиля надежд.
Так душу каждого из нас зовет Господь Святой. Благою Вестью к покаянию ведет всех нас Он щедрою рукой. Чтобы оставили мы все греха отчаяние мрачной тьмы, Вручая души Промыслу Божественному щедрой доброты.
И терпеливо ждет Владыка Мира оглашенных в райский сад, Святым благоуханием наполненный дивный вертоград. Прости наш Боже - согрешили перед Небом и Тобой, Прими в Объятия Отчие всех нас грешных Своей заботливой рукой.
Лазарева Суббота
Во дни, когда ожесточение сердец достигло крайности предел, И зло лукавым взором обжигало душу. В селении Вифания жил Лазарь - человек, Что был всегда Христу послушен.
Здесь часто был Господь Святой, В гостях у благочестия исполненной семьи. И радость рядом с Богом быть так наполняла дом, Давая этим душам мир и радость во Христе любви.
Но вдруг дошла до Господа печали весть, Что болен друг Его болезнью грозной. Тогда сказал Христос ученикам своим: «Эта болезнь не к смерти, а ко славе Божией».
И поспешил Господь в Вифанию ко другу Своему, Любовью освещая по пути всем людям души. Но встретил там Он Лазаря сестер моленье слез и плача стон, О Лазаре умершем, что был Господу всегда послушен.
Взывали в горе ко Христу Мария с Марфой верою надежды: «О, Господи! Если бы Ты был здесь, Не умер брат бы наш любимый Лазарь, А был бы с нами всё как прежде»!
Тогда ответил ей Христос: « Я есмь всем жизнь и воскресение: И верующий в Меня, Если умрет, то оживет Моим благословением. И всякий верующий в Меня да не умрет во век… Так веруешь ли ты?
И Марфа молвила Спасителю в ответ: «Так Господи! Я верую, Что Ты Христос Сын Божий, явивший нам свет жизни вечной райские сады! И что для нашего спасения пришедший в мир обетованием непреложным, Спасая нас от власти тьмы».
Тогда ко гробу Лазаря пришел Спаситель мира Иисус Христос, И со слезами на глазах благословил убрать от гроба камень. В молитве очи к небу Он возвел, взывая ко Творцу слезами: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал вновь Меня, Я знал, что Ты всегда меня услышишь, Но было сказано ведь для народа Моего, Чтобы поверили, что Ты послал меня, Всевышний»!
И в наши дни взывает к нам Спаситель Иисус Христос, Чтоб Богу мы вручили наши души покаянием. Чтобы проснулись от греха погибельного сна, Для жизни вечной со Христом спасительным обетованием.
Великий пост
Как тяжело поститься с непривычки, Когда живот привык к тяжелой пище Галдят вокруг голодные синички И руку тянет у погоста нищий.
Исхоженная стелется дорога, Успевшая к утру снежком укрыться. Иду поставить свечку перед богом И за здоровье близких помолиться.
Мне день чудесный в голос обещают И солнца луч и птицы у дороги. Блаженство и спокойствие встречают На каменном прихрамовом пороге.
И звон колоколов уже не слышен, Лишь в сердце гулким эхом отдается. Живое слово, словно голос свыше, Звучит вокруг и с нами остается.
Светлее мир и души наши чище, Когда горят здесь свечи и лампады, И голод по другой, духовной пище Я утоляю, большего не надо.
А свет ложится золотом на лики, Глаза Христа спасенье обещают. Сегодня пост суровый, но Великий И в небе чистом голуби летают.
ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Поутру печальный звон Растревожил крепкий сон. Полный грусти серебристой, Нынче - понедельник Чистый.
Накануне в воскресенье Совершался чин прощенья, В подражание святым Мы друг другу все простим.
С понедельника говея, Будем Критского Андрея Покаянный петь канон И творить земной поклон.
Будет семь недель поста - Благодати полнота! Будем радостно поститься И от всей души молиться.
На святой Крестопоклонной, Морем света озаренный Батюшка выносит в храме Крест, украшенный цветами.
И молитву воспевая, Крест поклоном величая, Славим Господа Христа В дни Великого поста.
В день апрельский мы с весною Благовещенье встречаем И на волю всей семьёю Божьих птичек выпускаем.
Птички радостно взлетают, Птичью песенку поют, Нас с весною поздравляют И приветы с неба шлют.
Вербочки пушистые, Серо-золотистые В воскресенье Вербное Мы приносим в храм.
Веточки узорные, В храме освященные, Дома, по обычаю, Ставим к образам.
Входит в Иерусалим Иисус, Давидов Сын, Славой осиянный. И бежит за Ним народ, Устилая вербой Вход, И кричит "Осанна!"
В пятницу страстной седмицы В храме - вынос Плащеницы. К ней с молитвой припадаем, Страсть Господню вспоминаем.
В этот день распят Господь, И обвил святую Плоть Плащаницею Иосиф, И во гроб Христа уносит.
Праздник праздников грядет. В храм святить народ несет Яйца, пасхи сырные, Куличи имбирные.
А за храмом трехпрестольным С бойким звоном колокольным Ночью крестный ход идет. Пасха - в небеса исход!
Служба кончилась. Светает. Солнышко крестом играет. С нами - благодать небес. Чистым золотом сияя, К жизни вечной призывая, Смерть поправ, Христос Воскрес!
С.Высоцкая
Назад к спискуsv-troica.prihod.ru
Молитва в русской поэзии
Автор Ольга Викторовна Юртаева — учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» (п. Краснобродский Кемеровской области).
Опубликовано в научном журнале Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. — 2010. — №10. — С . 115–122.
Фото: Рисунок Н.К.Рериха "Странник Светлого Града". 1933 г.
Самое удивительное свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него.
В процессе изучения стихотворных произведений в средней школе принято выделять такие виды лирики, как пейзажная, любовная, философская и совсем обходить стороной, не замечать молитвенную лирику, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. Опытом духовной жизни, запечатленным в стихах, могут воспользоваться и сегодняшние читатели, «томимые духовной жаждой» и стремящиеся к самопознанию и духовному совершенствованию.
Почти у каждого русского поэта, за редким исключением, есть стихотворения-молитвы, которые можно назвать жемчужинами духовной поэзии, потому что именно они обладают живительной силой исцелять измученные житейскими невзгодами человеческие души.
Набожность — отличительная черта русского человека прошлых столетий. Об этом свидетельствуют народные пословицы:
- Без Бога ни до порога.
- С верой нигде не пропадешь.
- Не торопись — сперва Богу помолись.
Через молитву человек соединялся с Богом, укреплялся духом, и легче ему было преодолевать выпавшие на его долю невзгоды и трудности. О постоянном обращении наших предков через молитву к Богу говорят следующие пословицы:
- Молитва место не ищет.
- Не хлебом живы — молитвою.
За семь десятилетий воинствующего атеизма не удалось убить в русском народе память о молитве. Она сохранилась в языке, в речевом этикете. Например, вежливый человек благодарность выражает словом спасибо, совершенно не осознавая, что это кратчайшая просительная молитва за ближнего, совершившего благодеяние. Если обратиться к этимологии этого слова, то можно узнать, что спасибо образовалось путем слияния двух слов: спаси, Бог. На вопрос «Как идут дела?» до сих пор можно услышать: «Слава Богу» — что означает: все идет хорошо, ничего плохого в жизни не случилось. И, наоборот, когда заходит речь о какой-либо беде, используются выражения: «Не дай, Бог», «Не приведи, Господи».
Молитва — это беседа человека с Богом. Они бывают разные: хвалебные и благодарственные, просительные и покаянные, обращеные к Спасителю (Иисусу Христу), Божией Матери, Ангелу-Хранителю, святым угодникам.
Первые глубокие поэтические и религиозные переживания А.С.Пушкина были связаны с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал. В пору младенчества он называл ее «мамушкой» и был очень привязан к ней. Об этом рассказано в стихотворении «Сон», написанном в Лицее в 1816 году.
- ...детских лет люблю воспоминанье.Ах! Умолчу ль о мамушке моей,О прелести таинственных ночей,Когда в чепце, в старинном одеянье,Она, духов молитвой уклоня,С усердием перекрестит меняИ шепотом рассказывать мне станетО мертвецах, подвигах Бовы...От ужаса не шелохнусь, бывало,Едва дыша, прижмусь под одеяло,Под образом простой ночник из глиныЧуть освещал глубокие морщины,Драгой антик, прабабушкин чепец........................ и тихо наконецТомленье сна на очи упадало [5, с. 126–127].
Итак, в памяти юноши Пушкина осталась усердная вечерняя молитва бабушки, крестное знамение, которым она его осеняла в кроватке перед сном, икона с засвеченной перед ней лампадой. В годы молодости поэт будет испытывать мучительное состояние безверия, но в зрелые годы он обретет в душе своей Бога. Этому способствовала Михайловская ссылка. Там, вдали от светских развлечений, у него было время глубже заглянуть в себя, в душу русского народа, заняться своим самообразованием и задуматься над самосовершенствованием.
Впервые войдя в живое, непосредственное общение с Церковью посредством братии Святогорского монастыря и окрестного духовенства, наблюдая тесную нравственную связь народа с монастырем, читая Карамзина и древние летописи, Пушкин начинает осознавать то великое духовное влияние, которое оказывала Церковь на русский народ. Углубленно и внимательно читает он в это время жития святых, Евангелие, которое глубоко входит в его душу. «Книга сия называется Евангелие, — пишет А.С.Пушкин, — и таковая ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем Ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в Ее божественное красноречие».
Истинную поэзию он видит теперь в Евангелии и молитве. У А.С.Пушкина есть поэтическое переложение самой главной молитвы христиан — «Отче наш». Другое ее название — «Господня молитва», так как она дана в качестве образца Иисусом Христом своим ученикам. Вот как она звучит:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
А вот стихотворение А.С.Пушкина:
- Отец людей, Отец небесный!Да имя вечное ТвоеСвятится нашими сердцами!Да прийдет Царствие Твое,Твоя да будет Воля с нами,Как в небесах, так на земли!Насущный хлеб нам ниспошлиТвоею щедрою рукою,И как прощаем мы людей,Так нас, ничтожных пред Тобою,Прости, Отец, Своих детей;Не ввергни нас во искушеньеИ от лукавого прельщеньяИзбави нас...
Как точен А.С.Пушкин в передаче слов молитвы! В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» поэт признается, что его любимая молитва — великопостная, читаемая в течение Великого поста:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Эта молитва была написана в IV веке преподобным Ефремом Сириным. Из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась в церковном богослужении. Она вдохновила А.С.Пушкина на одно из лучших его стихотворений.
- Отцы пустынники и жены непорочны,Чтоб сердцем возлетать во области заочны,Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,Сложили множество божественных молитв.
- Но ни одна из них меня не умиляет,Как та, которую священник повторяетВо дни печальные Великого поста;Всех чаще мне она приходит на уста
- И падшего крепит неведомою силой:Владыко дней моих! Дух праздности унылой,Любоначалия, змеи сокрытой сей,И празднословия не дай душе моей.
- Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,Да брат мой от меня не примет осужденья,И дух смирения, терпения, любвиИ целомудрия мне в сердце оживи [5, с. 584].
Автор воспетой поэтом молитвы жил в Сирии и был одним из пустынников, о которых говорит А.С.Пушкин в первой строке стихотворения. Может быть, поэт чувствовал сходство между его судьбой и своей. Основанием такому предположению служит стихотворение А.С.Пушкина «Воспоминание», написанное в 1828 году.
- ...В бездействии ночном живей горят во мнеЗмеи сердечной угрызенья;Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,Теснится тяжких дум избыток;Воспоминание безмолвно предо мнойСвой длинный развивает свиток;И с отвращением читая жизнь мою,Я трепещу и проклинаю,И горько жалуюсь, и горько слезы лью,Но строк печальных не смываю [5, с. 420].
А.С.Пушкин. Воспоминания. Читает Вячеслав Тихонов
В этом стихотворении выразилась нравственная мука человека, страдающего от совершенных грехов. В лирическом герое «Воспоминаний» мы узнаем самого А.С.Пушкина. Покаяние — это главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина, молодость которого, как и А.С.Пушкина, прошла бурно. «В молодые годы был я злоязычен, — вспоминал о себе святой, — бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям». Но позже он покаялся и переменил свою жизнь. Как и герой пушкинского стихотворения, по ночам он часто плакал о своих грехах.
Вернемся к стихотворению А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны». Оно состоит из двух частей: первая часть — рассуждение о молитве, вторая — сама молитва. Следует пояснить во второй строке словосочетание «во области заочны». Заочны (области) — те, что за очами, не видимые нашим зрением; это области духовные, приближающие человека к Богу.
Лирический герой стихотворения А.С.Пушкина признается, что он знаком со многими молитвами, которые укрепляют его среди житейских трудностей, «средь дольних бурь и битв», но милее его сердцу великопостная молитва, которая «чаще всех приходит на уста и падшего крепит неведомою силой». Почему лирического героя умиляет именно эта молитва? Может быть, в ней упоминаются те грехи, от которых он желал бы избавиться? Праздность — впустую потраченное время, любоначалие — довольствование положением начальника, празднословие — грех, связанный с напрасно произнесенными словами.
Что просит у Бога герой стихотворения? Помощи видеть собственные грехи, смирения, терпения, любви, целомудрия. Терпение, смирение, любовь и целомудрие — это христианские добродетели, без которых не может быть духовного роста. Терпение связано со смирением, смирение — с любовью и целомудрием. Любовь — это особое, благоговейное чувство к Богу, ближнему. Апостол Павел писал, что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» [1, с. 1256].
Целомудрие — мудрость не книжная, а от Бога, такая мудрость, которой был наделен человек первоначально, но по причине грехопадения он ее утратил.
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», написанное в 1836 году, отражает духовное состояние поэта. Оно — свидетельство того, что для А.С.Пушкина христианские идеалы стали нравственным ориентиром. На память приходят слова смертельно раненного на дуэли поэта П.А.Вяземскому: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином». Перед смертью А.С.Пушкин исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей, перекрестив каждого.
Всем хорошо известно стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва», которое было написано им в 1838 году в 24-летнем возрасте.
- В минуту жизни труднуюТеснится ль в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть сила благодатнаяВ созвучье слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.С души как бремя скатится,Сомненье далеко —И верится, и плачется,И так легко, легко... [4, с. 179].
"В минуту жизни трудную". Музыка — П.Булахов. Исполняет Юрий Горбунов, солист Челябинского театра оперы и балета им. Глинки. Киноконцерт "Русский романс", Челябинское телевидение, 1969 г.
Сколько искренности в его строках! Перед нами неузнаваемый М.Ю.Лермонтов, который делится опытом духовной жизни. Что значит словосочетание «духовная жизнь»? Это жизнь, связанная с устремлениями человека быть с Богом. А как человек может быть с Богом? Через молитву. И поэт поведал нам о молитве и ее чудодейственной силе. В лирическом герое этого стихотворения легко узнается его автор. В нем ясно видится причина обращения его к молитве: жизненные трудности. Их у поэта было много: рано потерял мать, бабушкой был разлучен с отцом, испытал сильную безответную любовь. Всю жизнь он ощущает себя одиноким.
Одиночество — один из главных мотивов лирики М.Ю.Лермонтова. Чувство одиночества очень мучительно. Оно вызывает тоску, грусть. Чтобы избавиться от душевной муки, поэт обращается к Богу с молитвой. В стихотворении «Молитва» можно выделить три смысловые части, каждая из которых соответствует строфе. О чем эти строфы? Первая строфа передает состояние души лирического героя, обращающегося в «минуту жизни трудную» к Богу с молитвой. Лермонтовский герой признается: «Молитву чудную твержу я наизусть». Глагол твержу говорит о том, что молитва — это духовный труд, так как лексическое и видовое значение этого глагола — многократное повторение одного и того же действия. Во второй строфе показана огромная, непонятная человеческому разуму сила молитвы. Она «благодатная», слова в ней «живые». А в третьей строфе лирический герой поведал нам о великом чуде как ответе на чистосердечную молитву: нет никаких сомнений, вновь обретена утраченная вера, поэтому от радости «плачется» и на душе «легко, легко...».
Небольшое по объему стихотворение М.Ю.Лермонтова передает неоднократно переживаемое лирическим героем состояние души: тяжелое и легкое. От первого состояния помогает избавиться простое, доступное средство — молитва, «благодатная» сила которой лечит больную душу, воскрешает ее к жизни, какой бы трудной она ни была. Знаем ли мы, какую молитву твердит лермонтовский герой? Нет. Поэт об этом умалчивает. Почему? Наверное, не важно, какая это молитва, а важно то, как она произносится. Любая молитва может стать «чудной», «благодатной», если она идет от чистого сердца и с глубокой верой.
В проанализированном стихотворении говорится о великой силе молитвы. Но у М.Ю.Лермонтова есть и стихотворения-молитвы. Одна такая «Молитва» написана поэтом в 15 лет:
- Не обвиняй меня, Всесильный,И не карай меня, молю,За то, что мрак земли могильныйС ее страстями я люблю;За то, что редко в душу входитЖивых речей Твоих струя;За то, что в заблужденье бродитМой ум далеко от Тебя;За то, что лава вдохновеньяКлокочет из груди моей;За то, что дикие волненьяМрачат стекло моих очей...От страшной жажды песнопеньяПускай, Творец, освобожусь,Тогда на тесный путь спасеньяК Тебе я снова обращусь [4, с. 35].
О чем это стихотворение совсем юного поэта? О грехах, в которых лирический герой признается Богу. Какое сознание! Герой говорит о своих страстях. А страсть, в христианском понимании, — высшая степень греха. Главная страсть, отдаляющая его от Бога, от «тесного пути спасения» — это поэзия. Для него она — «чудный пламень, всесожигающий костер». Он во власти пламени этого костра и не в силах освободиться от нее. Заключительные строки стихотворения свидетельствуют о том, что оно написано как сердечный отклик на Нагорную проповедь. О перекличке 4-х последних строк стихотворения с Нагорной проповедью говорит эпитет тесный. В Нагорной проповеди читаем: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» [1, с. 1019].
А вот стихотворение «Молитва», посвященное М.А.Лопухиной:
- Я, Матерь Божия, ныне с молитвоюПред Твоим образом, ярким сиянием,Не о спасении, не перед битвою,Не с благодарностью иль покаянием,
- Не за свою молю душу пустынную,За душу странника в свете безродного. —Но я хочу вручить деву невиннуюТеплой Заступнице мира холодного... [4, с. 162]
Стихотворение состоит из двух частей. В первой лирический герой дает оценку современной ему действительности. Мир, в котором он живет, обозначен эпитетом «холодный», соответствующим выражению Отцов Церкви: «мир во зле лежит». Вся надежда лирического героя — только на Божию Матерь, «теплую Заступницу», которой он возносит свою молитву. Только ей он хочет вручить «деву невинную», так как себя считает «странником в свете безродным» с «душою пустынной». Вторая часть стихотворения — просительная молитва за ближнего, возносимая Божией Матери. Она полна самоотречения и любви. Любви бескорыстной, трепетной и упования на материнское предстательство, которое защитит «душу достойную», «душу прекрасную».
В последний год своей жизни, незадолго до смерти, М.Ю.Лермонтов написал еще одно стихотворение, похожее на молитву. Оно называется «Благодарность».
- За все, за все Тебя благодарю я:За тайные мучения страстей,За горечь слез, отраву поцелуя,За месть врагов и клевету друзей;За жар души, растраченный в пустыне,За все, чем я обманут в жизни был...Устрой лишь так, чтобы Тебя отнынеНедолго я еще благодарил [4, с. 197].
Это стихотворение отражает духовный кризис поэта. Оно пронизано едкой иронией, горечью, отсутствием желания жить. Лирический герой идет навстречу своей гибели. Последние две строки — это вызов Богу. Причину своего несчастья он видит только в окружающей среде, а себя ни в чем не укоряет. В каждой фразе чувствуется безмерная гордость, не позволяющая увидеть свои недостатки. В молитве даже не упомянут Тот, к кому она обращена. Мы лишь догадываемся, что герой М.Ю.Лермонтова «благодарит» своего Создателя.
Отказавшись от Бога, человек попадает под влияние темных, демонических сил, желающих человеку только погибели. Почему же поэт в тяжелейшую минуту жизни вновь не обращается к той «чудной» молитве, сладость которой он когда-то испытывал?
Оптинский старец Варсонофий говорил своим духовным чадам о недостаточности молитвенного опыта М.Ю.Лермонтова. Молитва не спасла его, потому что он ждал только восторгов и не хотел понести труда молитвенного. Поэт А.С.Хомяков считал, что молитва — это подвиг.
- Подвиг есть и в сраженьи,Подвиг есть и в борьбе;Высший подвиг в терпеньи,Любви и мольбе... [3, с. 221]
Этот высший подвиг совершали и совершают монахи.
Они молились и молятся не только о собственном спасении, но и о спасении своего Отечества, всех православных христиан.
Стихотворения-молитвы в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова свидетельствуют о том, что поэты — носители православной культуры и веры. Молитвенная лирика — это исповедь измученной житейскими невзгодами человеческой души, стремящейся к духовному совершенствованию. Духовный рост человека, по мнению и А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, возможен только с Божией помощью, которая осуществляется через молитву. Творить молитву — значит совершать высший подвиг.
***
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Библия, Новый Завет, Мф. 7; 13; 14. — М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. — 1018 с.
2. Дунаев М. М. Православие и русская литература: учеб. пособие для студентов духовных академий и семинарий. — М.: Христианская литература, 1996. — С. 190–200.
3. Иванова С. Ф. Введение во храм слова. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 271 с.
4. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986. — Т. 1. — 719 с.
5. Пушкин А. С. Сочинения. — М.: Художественная литература, 1985. — Т. 1. — 735 с.
***
Источник
Вернуться на главнуюrusrand.ru
Стихи для детей о Великом Посте. | Иоакимо
Вербное воскресение
Верба, верба — наша пальма —Ты на вид совсем проста!Но тобою мы встречаемК нам грядущего Христа!Потому и отдаем мыКаждый год весною вновьБелой вербе нашу нежность,Нашу ласку и любовь.
Великий пост
Великий пост… души отдохновеньеОт вечной суеты, сжигающей огнем.О, как люблю я грусть священных песнопений,В них зов к нездешнему и слезы о былом.Душа скорбит… И эта скорбь — спасенье.У ног Распятого остаться б навсегда,И бремя нравственных ошибок и паденийСложить бы здесь, у этого Креста.
В душе покой и умиленье,И отступает суета,Когда приходим на моленьеВо дни Великого поста.Недобрых дел, грехов коростаС души измученной спадет,Когда таинственно и простоЦерковный клирос запоет.И улетучится тревога.А голос сердца учит насВсегда надеяться на Бога,Душою слышать Божий глас.Какое дивное волненье!В душе смиреной чистота,Когда приходим на моленьеВо дни Великого поста.
Отцы пустынники и жены непорочны,Чтоб сердцем возлетать во области заочны,Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,Сложили множество божественных молитв.Но ни одна из них меня не умиляет,Как та, которую священник повторяетВо дни печальные Великого поста;Всех чаще мне она приходит на устаИ падшего крепит неведомою силой:Владыко дней моих! Дух праздности унылой,Любоначалия, змеи сокрытой сей,И празднословия не дай душе моей.Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,Да брат мой от меня не примет осужденья,И дух смирения, терпения, любвиИ целомудрия мне в сердце оживи.
Отцы пустынники и жены непорочны,Чтоб сердцем возлетать во области заочны,Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,Сложили множество Божественных молитв;Но ни одна из них меня не умиляет,Как та, которую священник повторяетВо дни печальные Великого поста;Всех чаще мне она приходит на устаИ падшего крепит неведомою силой:Владыко дней моих! дух праздности унылой,Любоначалия, змеи сокрытой сей,И празднословия не дай душе моей.Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,Да брат мой от меня не примет осужденья,И дух смирения, терпения, любвиИ целомудрия мне в сердце оживи.А.С. Пушкин
Прощенное Воскресение
Сегодня мы с радостью просим молитв,С любовью прощая горечь обид.Давая совести очищение,В Прощенное Воскресение.
И если простим, то и мы прощены,От рабства греху и от гордости тьмы.Мы душу готовим к духовной весне,Неся подвиг Веры в Великом Посте.
Вот звон набата в Храм нас зовет:«Неси покаяние Православный народ!»Объятия Отчие открыты всегда,Для всех, кто с смирением молит Христа.
Мы все возьмем крест свой и в Храм принесем,Здесь слезы мы Богу в молитве прольем.И сложится истовый Храмовый Крест,Залог Жизни Вечной — Спасительный Перст.
Великий Пост (1-я седмица)Мы снова вступили в постные дни,Когда у души праздник весны,Когда вся природа славит Христа.Мы слезы молитвы прольем у Креста.
Канон покаянный мы сердцем поймем,Душой убеленной к Распятию прильнем.С смирением просим у Бога: «Прости!»«О дай нам Владыка видеть грехи!»
И с радостью примет Господь в Отчий Дом,Всех тех, кто с смирением идет за Христом.Всех тех, кто слезами совесть омыл,Душою постясь и стремясь в Горний Мир.
Мы снова идем в эти постные дни,Когда у души праздник весны.Канон покаянный мы Богу поем:«Помилуй нас Боже. Верни в Отчий Дом»!
Великий Пост (2-я неделя)
Спасаясь от дольнего мира сетей соблазнительных стрел,И Горнему Миру давая врученный нам Богом надел,Смирения молитвой плывем среди моря житейского волн,Неся покаяние Творцу жизни вечной, Великим Постом.
Прощая обидчиков гневных, порой справедливый укор,Завистников жизни всегда неприветливый взор.Мы Господом Богом за это всегда прощены,Неся покаяние Творцу, в этот праздник духовной весны.
Ведь Матушка Церковь, прощая нас грешных,Благодатью любви всех к Богу ведёт:«Помилуй нас Боженька! Род неразумный».— Смиренной молитвой вздыхает народ.
И снова любовь проявляет Спаситель,Прощая нам тяжесть греха у Креста.Чтоб Верою в Бога мы жизнь освятили,Чтоб свято хранили заветы Творца.
Покаяние (Неделя 3-я Великого Поста)Помилуй нас Боже — Источник жизни,Владыка Вселенной и вечности праздник,Что мы не внимаем к Твоей Святой Воле,А бродим во тьме мира гордости праздной.
Что нет места в сердце для Бога у нас,Всё занято гибельным мраком греха,Что отошли мы от Веры Отцов,Не выполняя Заветы Творца.
Помилуй нас, Боже, Владыка Вселенной,Неизреченный источник любви!Что мы не внимаем Премудрости Слову,Что тонем в болоте безверия тьмы.
Помилуй нас грешных, Господь Вседержитель,Творец Милосердный добра и любви!Слезами омоем Твой Образ, Спаситель,Прости нас, Владыка, и в дом свой прими!
Великий Пост (неделя 4-я Крестопоклонная)Кресту Твоему Честному поклонимся, Владыка Святой.И растопится холод замерзших сердец от Твоей доброты Всеблагой.Как из смертного древа в залог жизни вечнойВоскресением Твоим стал Спасительный крест,Так и всем нынче нам, от греха пробуждениеПосылает Спаситель свой Всеблагостный Перст.И к Пречистым стопам Твоим припадем, Свят Господь наш.Облобызаем смиренно Твой спасительный Крест.Так испросим ещё раз у Бога прощение,Чтоб услышал Господь плач к Спасителю — грешника песнь.
Неделя преподобного Иоанна ЛествичникаЛествица на небо возводящая,Всех, кто ко Христу с смирением идет.Царскими вратами в рай ведущая,Тех, кто смертной памятью живет.
Тридцать степеней борьбы с страстями и пороками,Учат нас как Господа любить.Как очистить душу от греха погибели,В новом человеке образ Божий вновь восстановить.
Всем спешащим написать имен залог во книге вечности,Что хранима Господом Живым на небесах.Лествица – есть путь удобопревосходнейший,Восхождения от земных равнин ко Господу Живому, что так любит нас.
«Похвала Пресвятой Богородице» (5-я неделя Великого Поста)В тепле Твоей любви, Пречистая Владычице,Мы согреваемся душой и покаяние Богу принесем.Чтобы молилась Мати о нас Сыну своему – Христу Спасителю:«Прими, Владыка, плачущих детей своих и возврати их в Отчий дом»!
Ты Матерь всему миру и благословение,Тобою в Вифлееме был Спаситель мира наш рожден.Несла свой крест безропотным долготерпением,Спасая наши души материнской добротой.
Скобящим Радость и обидимым Заступница,Спаси и сохрани молящихся Тебе,Чтобы согрелись мы в лучах Твоих, Пречистая,Чтоб нежность материнская дала душе покой и свет.
И в утешение христианам, к Тебе с верой притекающих,Ты посылаешь нам своих чудесных образов великий сонм.От них исходит к нам щедрот поток неиссякаемый,Во исцеление у нас греховных ран и язв душевных стон.
О, Матерь Божия — Пресвятая Богородице!Молитвой материнской к Сыну – Христу Богу помолись!Смиренным сердцем, духом сокрушенным мы Тебе поклонимся,Покрой нас Омофором Пресвятым, Спаси и Сохрани!
Благовещение
Сегодня к нам приходит радостная весть,Что будем мы свободны от греха и вечной смерти тьмы.Сегодня открывается всем людям нашего спасения день,Чтоб Благовестием Святым спасали мир Христовой Верою любви.
К пречистой Деве в Назарете был Архангелом Глас Божий возвещен,И радовалась Благодатная: «Благословенна Ты в женах, Господь с Тобой»!И воссияла в Её сердце теплою свечой Благая Весть.Во исполнение чаяний пророков и людей Израиля надежд.
Так душу каждого из нас зовет Господь Святой.Благою Вестью к покаянию ведет всех нас Он щедрою рукой.Чтобы оставили мы все греха отчаяние мрачной тьмы,Вручая души Промыслу Божественному щедрой доброты.
И терпеливо ждет Владыка Мира оглашенных в райский сад,Святым благоуханием наполненный дивный вертоград.Прости наш Боже — согрешили перед Небом и Тобой,Прими в Объятия Отчие всех нас грешных Своей заботливой рукой.
Лазарева Суббота
Во дни, когда ожесточение сердец достигло крайности предел,И зло лукавым взором обжигало душу.В селении Вифания жил Лазарь — человек,Что был всегда Христу послушен.
Здесь часто был Господь Святой,В гостях у благочестия исполненной семьи.И радость рядом с Богом быть так наполняла дом,Давая этим душам мир и радость во Христе любви.
Но вдруг дошла до Господа печали весть,Что болен друг Его болезнью грозной.Тогда сказал Христос ученикам своим:«Эта болезнь не к смерти, а ко славе Божией».
И поспешил Господь в Вифанию ко другу Своему,Любовью освещая по пути всем людям души.Но встретил там Он Лазаря сестер моленье слез и плача стон,О Лазаре умершем, что был Господу всегда послушен.
Взывали в горе ко Христу Мария с Марфой верою надежды:«О, Господи! Если бы Ты был здесь,Не умер брат бы наш любимый Лазарь,А был бы с нами всё как прежде»!
Тогда ответил ей Христос: « Я есмь всем жизнь и воскресение:И верующий в Меня, Если умрет, то оживет Моим благословением.И всякий верующий в Меня да не умрет во век…Так веруешь ли ты?
И Марфа молвила Спасителю в ответ: «Так Господи! Я верую,Что Ты Христос Сын Божий, явивший нам свет жизни вечной райские сады!И что для нашего спасения пришедший в мир обетованием непреложным,Спасая нас от власти тьмы».
Тогда ко гробу Лазаря пришел Спаситель мира Иисус Христос,И со слезами на глазах благословил убрать от гроба камень.В молитве очи к небу Он возвел, взывая ко Творцу слезами:«Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал вновь Меня,Я знал, что Ты всегда меня услышишь,Но было сказано ведь для народа Моего,Чтобы поверили, что Ты послал меня, Всевышний»!
И в наши дни взывает к нам Спаситель Иисус Христос,Чтоб Богу мы вручили наши души покаянием.Чтобы проснулись от греха погибельного сна,Для жизни вечной со Христом спасительным обетованием.
Великий постКак тяжело поститься с непривычки,Когда живот привык к тяжелой пищеГалдят вокруг голодные синичкиИ руку тянет у погоста нищий.
Исхоженная стелется дорога,Успевшая к утру снежком укрыться.Иду поставить свечку перед БогомИ за здоровье близких помолиться.
Мне день чудесный в голос обещаютИ солнца луч и птицы у дороги.Блаженство и спокойствие встречаютНа каменном прихрамовом пороге.
И звон колоколов уже не слышен,Лишь в сердце гулким эхом отдается.Живое слово, словно голос свыше,Звучит вокруг и с нами остается.
Светлее мир и души наши чище,Когда горят здесь свечи и лампады,И голод по другой, духовной пищеЯ утоляю, большего не надо.
А свет ложится золотом на лики,Глаза Христа спасенье обещают.Сегодня пост суровый, но ВеликийИ в небе чистом голуби летают.
ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Поутру печальный звонРастревожил крепкий сон.Полный грусти серебристой,Нынче — понедельник Чистый.
Накануне в воскресеньеСовершался чин прощенья,В подражание святымМы друг другу все простим.
С понедельника говея,Будем Критского АндреяПокаянный петь канонИ творить земной поклон.
Будет семь недель поста —Благодати полнота!Будем радостно поститьсяИ от всей души молиться.
На святой Крестопоклонной,Морем света озаренныйБатюшка выносит в храмеКрест, украшенный цветами.
И молитву воспевая,Крест поклоном величая,Славим Господа ХристаВ дни Великого поста.
В день апрельский мы с весноюБлаговещенье встречаемИ на волю всей семьёюБожьих птичек выпускаем.
Птички радостно взлетают,Птичью песенку поют,Нас с весною поздравляютИ приветы с неба шлют.
Вербочки пушистые,Серо-золотистыеВ воскресенье ВербноеМы приносим в храм.
Веточки узорные,В храме освященные,Дома, по обычаю,Ставим к образам.
Входит в ИерусалимИисус, Давидов Сын,Славой осиянный.И бежит за Ним народ,Устилая вербой Вход,И кричит «Осанна!»
В пятницу страстной седмицыВ храме — вынос Плащеницы.К ней с молитвой припадаем,Страсть Господню вспоминаем.
В этот день распят Господь,И обвил святую ПлотьПлащаницею Иосиф,И во гроб Христа уносит.
Праздник праздников грядет.В храм святить народ несетЯйца, пасхи сырные,Куличи имбирные.
А за храмом трехпрестольнымС бойким звоном колокольнымНочью крестный ход идет.Пасха — в небеса исход!
Служба кончилась. Светает.Солнышко крестом играет.С нами — благодать небес.Чистым золотом сияя,К жизни вечной призывая,Смерть поправ, Христос Воскрес!С.Высоцкая
http://www.vosvera.ru
ioakimo-annovskiy.prihod.ru