Жизнь древнего человека. Образ жизни древних людей. Кто такие духи история 5 класс у древних людей


Жизнь древнего человека. Образ жизни древних людей

Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все первые люди жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.

Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.

Первый огонь

жизнь древнего человекаБорьба с природными стихиями всегда интересовала человека. Покорение огня было первым шагом на пути выживания человечества. Древние люди впервые познакомились с огнем, увидев вулканические извержения и лесные пожары. Люди не побоялись масштаба бедствий, обрушившихся на них, а наоборот, захотели использовать огонь для своей пользы. Поэтому научились добывать его искусственным путем. Получить огонь было достаточно трудоемким процессом, поэтому его тщательно берегли и сохраняли. Древние люди добывали огонь следующим способом. Брали сухую дощечку, проделывали в ней ямку и крутили в ней палочку до тех пор, пока не появлялся дым, а за ним и огонь в сухих листьях возле ямки.

Оружие и орудия труда

История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: оружия, орудия труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.

Особенности приготовления пищи

Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.жизнь человека в искусстве древнего египта

Рыболовство, охота и собирательство

В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.

Выращивание скота

На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. Образ жизни древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми одомашненными животными были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.духовная жизнь древнего человека

Земледелие

Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис - в Индокитае, пшеницу - в Азии, капусту - в Европе и так далее.история жизни древних людей

Ремесла

Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.

Духовная жизнь

Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к загробной жизни. Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.жизнь древних людей 5 класс

Жизнь человека в искусстве Древнего Египта

В Древнем Египетском государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.

Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.образ жизни древних людей

Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.

Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.

fb.ru

Жизнь древних людей. История древнего человека

Как появился человек? Общепринятого мнения на этот счет нет до сих пор. Наука и религия могут дать разные ответы. Последняя учит тому, что первый человек был создан Богом. Верующие считают, что таким образом люди были наделены бессмертной душой и разумом. жизнь древних людей

Особенности научной точки зрения

Большинство ученых придерживается мнения о том, что человек происходит от обезьяноподобных существ. Последние менялись в процессе эволюции. Их спины распрямились, длинные руки укоротились. Мозг продолжал развиваться. Благодаря этому данные существа становились умнее. Их выделение из животного мира было неизбежным. Так появились первые древние люди. Стоит отметить, что вышеописанная теория подтверждена научными доказательствами не полностью. Тем не менее еще в школе начинают изучать, как жили древние люди (5 класс школьной программы дает краткие сведения о той эпохе).

Особенности внешнего облика

История древнего человека начинается около двух миллионов лет назад. Самые ранние останки были обнаружены учеными в Африке. Благодаря этому появилась возможность установить то, как он выглядел. Этот человек мог ходить, только сильно наклонившись вперед. Он имел настолько длинные руки, что они свешивались даже ниже колен. При этом его лоб был покатым и низким. Мощные надбровные дуги выступали над глазами. Размер его мозга был меньше, чем у современного человека. Однако если проводить сравнение с обезьяньим, он был крупнее. Этот человек еще не научился разговаривать. Он был способен издавать только отрывистые звуки. Люди продолжали развиваться со временем. Объем их мозга увеличился. Изменился и внешний облик. Постепенно они начали осваивать речь. история древнего человека

Особенности первых инструментов

Жизнь древних людей была полна опасностей. Им была необходима добыча пропитания и защита от различных хищников. Для этого нужны были специальные приспособления. Так появились первые орудия древних людей. Они изготавливались из подручных материалов, имеющихся в природе. Нескольких ударов камнями между собой было достаточно для того, чтобы появилось грубое, но прочное приспособление, имеющее заостренный конец. С помощью него обтачивались палки-копалки и вырубались дубины. Первые орудия древних людей были представлены именно ими, а также заостренными камнями. Благодаря умению изготавливать их человек отличался от животных. Труд древних людей можно назвать кропотливым и тяжелым. орудия древних людей

Основные занятия

Жизнь древних людей, в частности неандертальцев, проходила в пещерах. В ледниковую эпоху они защищали человека от холода. Рядом с останками неандертальцев ученым часто удавалось обнаружить кости пещерных гиен, львов и медведей. Это означает, что человеку приходилось бороться с хищными животными за жилище. Останки других зверей, таких крупных как носорог или мамонт, позволяют сделать вывод о том, что жизнь древних людей была тесно связана с интенсивной охотой. Во времена Мустье она особенно развилась. История древнего человека свидетельствует о том, что в значительной мере пища добывалась путем охоты на мелких животных, а также собирания плодов и корней. древние люди 5 класс

Особенности охотничьего процесса

Неандертальцы из мустьерской эпохи отправлялись на охоту не только на открытых территориях. Также для этих целей они посещали леса. Там они преследовали, в основном, животных средних размеров. Жизнь древних людей заставляла их объединяться. Очень часто они нападали сообща на крупных зверей. Иногда это были больные и беззащитные животные, попавшие в болото или яму. Неандертальцы не брезговали поеданием их трупов. Весь процесс разделки животного делился на несколько этапов. Убив его, неандертальцы с помощью каменных орудий разрезали кожу. Также путем их использования снималось мясо. Длинные кости разбивались. Далее извлекался питательный костный мозг, а из черепа – головной. Мясо употреблялось в сыром виде. Также его могли предварительно пожарить на костре. Скорее всего, шкуры убитых животных использовались для того, чтобы укрыть тело. первые древние люди

Дальнейшее развитие

В эпоху Мустье ведение и техника хозяйства существенно усложнились. Разделение труда продолжалось. Наиболее опытные охотники становились руководящими в первобытном стаде. Стоит отметить, что европейские неандертальцы были вполне приспособлены к условиям среды, даже достаточно тяжелым. Однако продолжительность их жизни существенно снижалась из-за трудностей борьбы и разных болезней.

Особенности каменных приспособлений

Существование первобытного человека было наполнено опасностями и лишениями. Что касается каменных инструментов неандертальцев, то они уже отличались большим разнообразием. Кроме того, улучшился процесс их обработки по сравнению с предшествующими эпохами. Ручные рубила, относящиеся к шелльской культуре, изготавливались благодаря оббивке каменного ядрища с определенным расчетом. Так, один конец должен был стать режущим, колющим и ударным инструментом. В то же время другой делался таким, чтобы его было удобно держать в руке, сжатой в кулак. Эпоха Шелль также характеризуется другими формами орудий, помимо ручного рубила. Культура Ашель отличается более симметричными инструментами. Они имеют оббивку по всей поверхности. Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что именно тогда возникли приемы новой техники. Также встречаются орудия, которые изготовлены из осколков, сбитых с ядрищ. Что касается эпохи Мустье, то для нее наиболее типичными являются остроконечники и скребла. Они вырабатывались не из кремневого ядрища, а из отщепов. В эпоху Мустье техника изготовления орудий сильно изменилась. Об этом свидетельствует выделка приспособлений, найденных в европейских месторождениях. Если проводить сравнение с ашельской формой, то произошло изменение величины древних орудий. Это дает возможность более точно судить о способах их употребления. В некоторых случаях орудия удается найти в больших количествах. Обычно они находятся рядом с остатками кострищ и разбитыми костями животных. Древние орудия людей, а также некоторые другие элементы, связанные с их деятельностью, предоставляют возможность сделать важные выводы об образе жизни человека того времени. То же самое относится к уровню экономического и общественного развития. труд древних людей

Особенности организации труда

Конечно же, работать приходилось не только мужчинам, но и женщинам. Однако очевидно, что форма их трудового участия была другой. Здесь целесообразно учесть анатомо-физиологические особенности, присущие женщинам. Они не могли принимать участие в охоте на крупных животных, так как она требовала быстрой и долгой погони. Кроме того, женщинам труднее было бороться с опасными зверями, а также метать камни. Таким образом, возникла острая необходимость в разделении труда. Причем этого требовала не только охота, но и многие другие особенности жизни древних людей. Происходило усложнение общественных взаимоотношений, а также коллективных действий.

fb.ru

История древнего мира. 5 класс. Первобытные люди

История древнего мира. 5 класс.

Первобытные люди.

  1. Укажите главное отличие древнейших людей от животных:
а) внешний облик.

б) умение изготовлять орудия труда,

в) физическая сила,

г) приспособление к природным условиям.

  1. Когда 900 тыс. лет назад на землю опустился с севера ледник, стало холодно. Погибли многие растения и животные, а люди выжили. Почему? Назовите не менее трех причин.
  2. Найдите правильный ответ:
А) То, чем трудился древний человек.

Б) Люди охотились на животных, которых сейчас нет на земле.

В) Поиск съедобных кореньев и ягод.

Г) Изготовление изделий, орудий труда, посуды, одежды.

Д) Время, когда орудия труда изготовлялись из камня.

Е) Коллектив людей, состоящий из отдельных семей.

(собирательство, земледелие, мамонт, антилопа, родовая община, соседская община, орудия труда, каменный век, металлический век, ремесло).

  1. Соотнесите:
Палка-копалка охота

Гарпун земледелие

Копье ремесло

Зернотерка рыболовство

Лук со стрелами

Мотыга

Прибор для сверления

Плуг

Заостренный камень.
  1. Какое животное человек приручил самым первым? Как вы думаете, почему именно его?
  1. Медные орудия изготовлялись быстрее, чем каменные. Почему же еще долгое время каменные орудия труда существовали вместе с медными?
  2. Какое условие было главным для развития и выживания человека:
А) пища,

Б) климат,

В) труд,

Г) физическая сила,

Д) умение хорошо прятаться и быстро бегать,

Е) невысокий рост.

  1. Вставьте пропущенные слова:
Первобытный человек считал окружающие его предметы ___. А если это так, то к ним можно обратиться с ___, можно задобрить подарками - ___. В каждом предмете живет ___. Самых могущественных ___ называли ___. Их изображения из дерева или камня называли ___. В каждом человеке есть ___. Если она покинет тело, то человек ___. (Идол, молитва, боги, душа, умрет, живые, жертва, дух).
  1. Назовите принцип, объединяющий эти слова: жилище, костер, запасы дров, пищи, кости и шкуры животных, орудия труда.
А) это то, что клали в могилу умершего,

Б) это то, что было общим у сородичей,

В) это то, что принадлежало самым лучшим охотникам.

10. Отметьте признаки племени: А) древнейший коллектив людей е) небольшой коллектив людей

Б) совет старейшин ж) объединение родов

В) единая территория проживания з) общий для коллектива язык

Г) коллектив охотников и) общие обычаи

Д) непостоянный коллектив людей к) совместный труд. 11. Найдите (подчеркните) правильный ответ:

А) причины возникновения религии (появление наскальной живописи, бессилие людей перед природой, магические действия шаманов).

Б) сверхъестественные существа, управляющие миром (идолы, духи, апостолы)

В) символическим изображением сверхъестественного существа был (идол, шаман, бог)

Г) древние люди обращались к божествам через (священные книги, священников, магические обряды)

Д) что заставляло людей верить в существование души (смех, болезнь, сон).

Древний Египет. 15. Объясните понятия: Фараон –

Канал –

Дамба –

Вельможа –

Налоги - 16.Выберите правильный ответ:

А) древнейшая столица Египта: Мемфис, Александрия, Фивы, Вавилон.

Б) когда произошло объединение Египта: после победы Северного царства над Южным,

после победы Южного царства над Северным, в результате войны сорока царств.

В) что такое шадуф: искусственное русло, плотина с воротами, египетский корабль, устройство для подъема воды. 17. Что не относится к Египту:

А) государством правит фараон,

Б) гробницы в виде пирамид,

В) писали на глине,

Г) « не поднимающие глаз»

Д) «живые убитые».

18.Почему египтяне называли свою страну «дар Нила»?

19.Соотнесите:

Хапи плодородие

Осирис война

Сет Нил

Исида пустыня

Тот домашний очаг

Сехмет письменность

20.Вставьте пропущенные слова:

Египетская книга хранилась в свернутом виде как ___________. Текст писали на ___ чернилами ___________, а новый абзац начинали чернилами __________. Отсюда в русском языке появилось выражение начать с ____ _________________.

21.Признаки египетского государства:

А) власть в Египте принадлежала фараону

Б) писцы по приказу вельмож собирали налоги в казну,

В) появились земледелие и ремесло,

Г) египтяне верили в многочисленных богов,

Д) фараону служило постоянное войско.

22.Известно 7 древних чудес света. Одно из них было в Египте. Какое? Что вы о нем знаете? 23.В Египте существовала поговорка; «Уши мальчика на спине его». Что она означает?

Почему не говорили: «Уши девочки на спине ее»?

24.Что в Египте называли налогами:

А) военную добычу

Б) регулярную плату в казну части дохода

В) подарки, полученные фараоном от вельмож,

Г) дань с завоеванных народов.

История Средних веков. 6 класс.

  1. Почему Средние века получили такое название?
  2. Объясните понятия:
А) двуполье б) феодальная раздробленность в) сеньор г) феодал д) оброк е) барщина.
  1. Заполните таблицу, вписав в нее слова из скобок:
Оброк. Барщина. Десятина.

( 12 яиц, накосить стог сена, поросенок, 20 овец, мешок зерна в монастырь, вырыть пруд,

построить хлев, 20 охапок дров, бочка вина, ловить рыбу, десятая часть урожая, 5 метров

ткани выткать).

  1. Соотнесите:
Хлодвиг вождь франков

Карл Великий случай с чашей

50 военных походов

граф Роланд

Суассон

завоевание Галлии

завоевание саксов

король

император.
  1. Мог ли крестьянин стать рыцарем? Почему?
  2. Подчеркните ошибку в тексте и исправьте ее, написав сверху:

Жилищем феодала была хижина. Ее окружал забор. Каждый феодал

был рыцарем – пешим воином. У вассалов были сеньеры, которые должны были им подчиняться и давать советы. Государство у франков образовалось в 800 году.
  1. Прочитайте стихотворения и их помощью ответьте на вопросы: В чем вассал видит свой долг и что он считает для себя позором? Каковы обязанности сеньора?
Вассал сеньору служит своему,

Он терпит зимний холод и жару,

Кровь за него не жаль пролить ему.

…Пускай не скажет обо мне никто,

Что от испуга позабыл я долг,

Не посрамлю я никогда свой род.

Велел собрать все, что оставил враг:

Коней со сбруей, мулов хоть куда,

Баулы золота и серебра,

И самоцветы и борзых собак,

Так много получил любой вассал…

Ответ:

  1. Отметьте знаком «+» те человеческие качества, которыми должен обладать рыцарь:
- воинская доблесть

- гордость своими предками

- великодушие к побежденным

- безразличие к своему происхождению

- защита слабых и обиженных

- мудрость

- щедрость

- готовность бороться с врагами христианства

- презрение к простонародью

- преклонение перед дамами

- уважение к труду крестьян

- умеренность в еде.

9. Найдите и назовите элементы замка:

Ответ:

10.Найдите и назовите предметы вооружения рыцаря:

Ответ: 11.Во французской поэме описывается осада замка. Какие средства штурма замка применяют осаждающие? Какие способы обороны используют осажденные? Идут на штурм французы неудержно,

По лестницам наверх упорно лезут.

Ломают стены с грохотом и треском,

Пускают луки в ход и арбалеты,

Во рвы свергают сотнями неверных.

А турки отражают наступленье:

Большие камни во французов мечат,

Их навзничь в воду сбрасывают с лестниц,

В них ядра шлют из камнеметов сверху,

Из арбалетов выпускают стрелы.

Ответ:

12.Укажите цифры того, что является

А) собственностью феодала

Б) собственностью зависимых крестьян.

Ответ:

13.Найдите правильный ответ (подчеркните):

А) союз купцов (братство, орден, гильдии, цехи).

Б) как наказывали ремесленников за некачественный товар (убивали, высмеивали,

сажали в тюрьму, брали штраф, выгоняли из города).

В) в 11 веке (с\х отделилось от ремесла, ремесло отделилось от с\к, крестьянин

занимался и ремеслом и с\х).

Г) ремесленник владел (домом, скотом, землей, изделиями, орудиями труда,

учениками).

14.Укажите цифру с указанием элементов цеха.

Ответ:

15.Укажите цифру с указанием элементов средневекового города:

Ответ:

mognovse.ru

Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. - Возникновение искусства и религиозных верований.

Комментарии преподавателя

Зарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.

Каменная фигурка быка

Рис. Каменная фигурка быка

На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками — красной, чёрной и коричневой — древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.

Бизон

Рис. Бизон. Наскальное изображение

Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы — часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.

Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.

Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа — боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.

Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.

Глиняная фигурка богини

Рис. Глиняная фигурка богини

В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся ещё и вещи, которыми он пользовался при жизни. Мужчина получит там возможность охотиться, а женщина — шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли учёным узнать, что у человека разумного появилась религия.

Подведём итоги

С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.

Религия — вера в существование богов, души и загробного мира.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, с чем связано появление искусства? О чём это свидетельствовало?
  2. Назовите древнейшие формы искусства.
  3. Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?
  4. Как древние люди представляли себе загробную жизнь?

 

К занятию прикреплены файлы  «Это интересно!» и файл "Тест". Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.

 

Источники:

https://www.youtube.com/watch?v=XJZ2Kl5fKKs

http://www.youtube.com/watch?v=XNJ3ldD3URw

http://www.tepka.ru/istoriya_5/3.html

www.kursoteka.ru


Смотрите также