Картина Васнецова "Витязь на распутье". История создания и описание. Воплощение духа русского народа в картине витязь на распутье


Сочинение по картине «Витязь на распутье» Васнецова

Виктор Васнецов — талантливейший художник-живописец, чьи картины считаются самыми прекрасными и народными. Из биографии художника известно, что рисовать он начал очень рано и его первым учителем стал отец, который, хотя и был священником, слыл очень умным человеком, получившим хорошее образование. Виктор Васнецов долго и много учился, поэтому его живописному перу принадлежит много чудесных работ. В своих работах он отражал национальный характер русского народа. Одной из самых великолепных и известных работ Виктора Михайловича по праву считается картина «Витязь на распутье».Картина «Витязь на распутье»

Началась эта работа еще в 1870 году, когда стали появляться первые наброски к его замыслу. Но сначала эти наброски и эскизы делались лишь только карандашом, а со временем стали перерастать в большое полотно с интересным сюжетом. На сюжет картины повлияли и знакомство художника с былинами, которые никого не могут оставить равнодушными. Свои впечатления он пытается передать в нескольких своих картинах, и лишь только в 1877 году работа была окончена. Картина была предоставлена на суд зрителя на одной из выставок, но вскоре художник опять вернулся к ней, изменяя и краски, и немного сюжет. Поэтому немного измененная картина уже появилась в 1882 году. Как утверждал сам создатель картины, он собирался подарить ее Савве Мамонтову.

Центральное место на картине занимает мужественный витязь, который стоит перед камнем. Видно, что на потемневшем от времени камне есть какая-то надпись. Как утверждал сам Васнецов, что на камне написаны слова из былины о том, что будет, если поедешь налево, направо или прямо. Автор утверждал, что для того, чтобы было видна давность этого камня, он решил оставить лишь обрывки этой фразы, а остальное он просто спрятал под многовековой пылью и мхом.

Сюжет картины прост: героический былинный богатырь оказался в просторном и широком поле. Он слез со своего верного коня и стоит перед древним камнем, читая надпись. Но все вокруг стало недобрым: черное и какое-то зловещее небо, черные птицы, которых на этом поле оказалось очень много. Как-то тревожно становиться, когда смотришь на эту картину. Камень этот в изображении художника становится символом его судьбы, которая жестокая и неотвратимая. Какую бы сторону он сейчас не выбрал бы, обязательно путь этот будет тяжел и трагичен.

Чтобы передать это трагическое и тревожное чувство, автор картины использовал лишь только темные цвета. Страх и ужас овладевает, когда внимательно всматриваешься в то, чем усыпано поле за камнем: черепа и кости, которые как раз и привлекают ворон. От камня уходить темная дорога, которая ведет неизвестно куда. Перед отважным воином, богатырем стоит важный и серьезный вопрос о выборе своей жизни и дальнейшей судьбе. Герой васнецовского полотна просто замер на месте, пытаясь определиться с тем, куда пойти и что потерять.

Богатырь просто согнулся перед этим камнем Судьбы, никак не понимая, что же все-таки ему выбрать. В бою этому смелому воину все ясно и понятно: надо убивать врагов и защищать родную землю. Но сейчас он задумчив, он даже низко склонил свою голову над этим камнем. Лица героя картины зритель не видит, так как Илья Муромца стоит спиной и можно увидеть его лишь только сбоку. Но сама фигура мощная и сильная, которая показывает мужество, решительность и силу главного героя.

На картине можно заметить, что богатырь в любую минуту готов вступить в бой, поэтому он так хорошо вооружен. У него есть большое копье с железным наконечником, мощная и очень тяжелая булава, колчан, в котором много стрел, щит, который сможет защитить Илью Муромца от ударов неприятеля. Такой сильный и мужественный конь белого цвета стоит рядом. Он помог своему хозяину уже во многих боях, спас ему жизнь. Но Илья Муромец понимает, что иногда одной силы мало, ведь какие-то потусторонние силы могут разрушить жизнь даже самого сильного человека. Конь стоит рядом с хозяином спокойно, он чувствует настроение своего наездника, его задумчивость. Он, как обычно, верно ждет, когда же тот примет решение.

Не выделяется среди всего этого и задний план васнецовской картины, который также темен и мрачен. Видно, что кругом тянутся болотистые места неприглядного цвета. Они местами серые, кое-где бурые и даже немного зеленые. И эта цветовая гамма навеивает грусть и печаль.

Автор картины пытался показать свои сюжетом, что все люди беспомощны перед теми ударами судьбы, которые она преподносит. И неважно, насколько смел и бесстрашен этот человек, но если он оказывается на распутье, где решается его судьба, то даже былинный герой, который победил во многих битвах и сражениях, может оказаться уязвимым и долго стоять, задумавшись, решая свою судьбу. От того решения, которое будет принято, зависеть и то, как сложиться дальнейшая жизнь. А это очень важно.

sochinyalka.ru

Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6, 7 класс

Картина витязь на распутье кисти художника В. М. Васнецова является одной из самых известных картин данного художника . Картина была создана в 1882 году .

В центре произведения богатырь Илья Муромец сильный и мужественный герой русских сказок и былин . Главный герой сидит на сильном боевом белом коне Мы видим его со спины сбоку . Хотя изначально автор картины хотел развернуть фигуру богатыря лицом к зрителю . Он вооружен луком полным стрел корьём булавой . Несмотря на то что мы не видим его лица мы может разглядеть задумчивость и усталость во всем его образе. очевидно что голову героя наполняют тяжёлые мысли видно что он очень встревожен .

Богатырь на конеОн вероятно понимает какая опасность его ожидает . какой не простой бой впереди . Его голова склонена вниз . Рука которой он держит копье тоже опущена . Автор картины показывает единство богатыря и верного боевого коня : поза лошади повторяет позу хозяина .она так склонила голову .

Перед богатырем стоит большой камень с мрачной надписью :

Как прямо ехати - живу не бывати.Нет пути ни прохожему,Ни проезжему, ни пролетному.

остальные надписей на картине почти не видно .но кто читал сказки про богатырей может вспомнить их . в любом случаи какой бы путь он не выбрал его везде поджидает опасность . перед персонажем стоит трудный выбор наверно у каждого человека в жизни были моменты когда надо принять непростое решенье : рискнуть двигаться вперёд или испугавшись отступить . вот и богатырю несмотря на всю его мужественность силу и отвагу непросто принять это решенье .

Ворогы на камняхКартина создаёт атмосферу затишья перед бурей ,грядущей, неизбежной опасности . мрачный даже зловещий общий вид лишь подчеркивает настроение картины .

Автор изображает болотистую местность почти лишённую растительности . Разбросанные камни мрачных тёмных тонов .Видны даже человеческие кости оставшиеся вероятно после боёв . наверно не мало погибло там людей . в небе летают в поисках добычи вороны и надвигаются грозовые тучи .

Сюжет картины очевидно бы навеян былинной «Илья Муромец и разбойники » .В былине богатырь в итоге не побоялся трудного пути и в непростом бою одержал победу над разбойниками .

6, 7 класс

Васнецов - Витязь на распутье

Васнецов - Витязь на распутье Сейчас читают:
  • Сочинение Весна в лесу (весенний лес)

    Весна является замечательным сезоном года. Весной природа оживает. Все вокруг становиться ярким зеленым и привлекательным. Солнышко освещает землю и согревает все живое вокруг.

  • Сочинения на тему Зима
  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир сочинение

    В классическом тексте Толстого Льва Николаевича немало страниц занимает описание военных баталий. И часть из них посвящена Шенграбенскому сражению. Благодаря классику сражение под Шенграбеном получило широкую известность.

  • Сочинение Моя любимая игрушка 4, 5, 6 класс описание для мальчика и девочки

    Среди мальчишек моя машинка была самой лучшей. У всех были старые, дешёвые, пластмассовые грузовички, бывало что с разбитом стеклом или без колеса. Зато моя была спортивная, в прекрасном состоянии, а как блестела!

  • Любовь Обломова и Ольги в романе Обломов сочинение

    Невероятная история любви главного героя Обломова и Ольги зародилась весной, как весна приходит после долгой и протяжной зимы, так и отношения зародились в весенний период, а именно в период цветения сирени, в то время когда её аромат окружает

  • Дикой и Кабаниха сходство и различе - темное царствов драме Гроза сочинение

    Действие пьесы Островского «Гроза» происходит в некоем городе Калинове, находящемся на берегу Волги, окруженный зеленью деревьев и кустарников. Кажется, здесь царит покой и порядок. Но это только первое впечатление. Это город боли и безысходности,

uchim-klass.ru

«Витязь на распутье». Сочинение по картине В.М. Васнецова.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье».

Виктор Михайлович Васнецов — талантливый русский художник, родился в 1848 году в Вятской губернии, в селе Лопьял Уржумского уезда. Отец мальчика был сельским священником, умным и образованным человеком. Именно отец стал первым учителем рисования для Виктора Васнецова. Начальное образование Васнецов получил в духовном училище, потом в духовной семинарии. Кроме того, юноша постоянно рисовал, практиковался в копировании с литографий, увлекался графикой. В.М. Васнецов создал множество удивительных работ. Он стал одним из основоположников национально-романтического варианта русского модерна. Картина «Витязь на распутье» — это одна из самых знаменитых работ художника. Первые карандашные наброски и эскизы к этому произведению появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Виктор Михайлович написал этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия. В то время художник пребывал под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники». Первый вариант картины был завершён в 1877 году. Полотно было выставлено на VI Передвижной выставке 1878 года. В 1882 года был создан окончательный вариант картины. Она предназначалась в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова. На камне можно разглядеть надпись, которая соответствует текстам былины. Сам Виктор Михайлович Васнецов писал в письме, адресованном Владимиру Стасову: «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стёр частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии». Критик Стасов высоко оценил картину. Когда художник создавал начальные эскизы, лицо витязя было повёрнуто к зрителю. Но когда картина была завершена, размер холста заметно увеличился. Фигура зрителя выглядела более монументальной. В первых эскизах была изображена дорога. Но потом художник отказался от неё. Это было сделано для большей выразительности — у витязя не должно быть другого выхода, чем тот, который указан на камне. Для Васнецова былинная тема всегда имела огромное значение. Ещё в ранних своих произведениях он обращался к былинам. Так были созданы картины «Богатырь» (1870), «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914). Сюжет «Витязя на распутье» был воспроизведён на надгробии самого Виктора Михайловича Васнецова. Сюжет картины очень интересен, он восходит к древним былинам. Сильный и бесстрашный богатырь оказался в чистом поле. Здесь зловещая атмосфера — небо недоброго красного цвета, кружатся в нем чёрные птицы. Всё вызывает тревогу. А среди поля стоит огромный камень, на котором написаны слова: Налево ехати — богату быти, Направо ехати — женату быти. Как прямо ехати — живу не бывати. Нет пути ни прохожему, Ни проезжему, ни пролётному. Как тут не остановиться и не задуматься. Куда же богатырю теперь путь держать? Камень олицетворяет жестокую и неотвратимую судьбу. Каждый путь по-своему опасен, даже если он на первый взгляд кажется заманчивым. Цвета картины только подчёркивают тревожное настроение, которое ощущается в самом сюжете произведения. Череп и кости, кружащиеся вороны, дорога, которой конца-краю не видно — всё это заставляет задуматься о бренности всего земного. Историкобытовая тема очень привлекала художника. И картина была создана в особой манере, свойственной Васнецову — свободной и живописной. Цикл работ, которые были созданы по сюжетам былин и русских сказок, оказались совершенно новым словом и изобразительном искусстве. Васнецова стали считать «художником-сказочником». На самом деле его интересовали и привлекали былины, сказки и сама русская старина. Даже дом художника выглядел как деревянная изба. Картина «Витязь на распутье» может восприниматься как олицетворение судьбы самого Виктора Васнецова. Он был художником-передвижником, создавал жанровые композиции на остросоциальные темы, которые тревожили передовых людей того времени. Однако былинные и сказочные мотивы настолько захватили его, что проблемы современности ушли на второй план. Васнецов рисковал подвергнуться осуждению общественности, но русская старина более привлекала его. Иными словами, в жизни самого художника вставал вопрос о выборе пути. Вопрос выбора в рамках человеческой жизни всегда очень и очень непрост. Можно выбрать любой путь. И откроется широкая дорога. Но пройти её удастся далеко не каждому. Ждут на пути нелёгкие испытания, для преодоления которых потребуются силы, мудрость, решительность. На холсте художника выбор пути приобретает поистине эпическое значение. Опечаленный богатырь согнулся перед старинным камнем. Судьбу нельзя обмануть, она настигнет и воздаст по заслугам. В центре композиции находится сам богатырь. Мы не видим лица Ильи Муромца, он открывается сбоку со спины. Монументальная фигура витязя говорит о его силе и решимости. Богатырь не боится встретить на пути врагов. Он хорошо вооружён копьём, булавой. Есть у него щит и колчан, полный стрел. У Ильи Муромца мощный боевой конь белого цвета. Если на пути встретится враг, Илья Муромец обязательно одержит победу. Но противиться судьбе не может ни один из смертных. Поэтому старинный камень с предсказанием вызвал у витязя тяжкие раздумья. Потусторонние силы всегда готовы вмешаться с жизнь людей. И тут никакая сила и решимость не смогут помочь. Вот поэтому так задумчив богатырь. Он склонил голову, размышляя над мрачными словами, начертанными на камне. Поза коня также выражает задумчивость и сомнение. Конь склонил головы, словно он чувствует настроение своего хозяина. Мрачный задний фон картины полностью соответствует общей атмосфере. Местность здесь неприветливая, болотистая. Преобладают серые, бурые, зелёные цвета, что вызывает скрытую тревогу, печаль. На земле разбросаны кости. Здесь когда-то давным-давно нашли последний приют несчастные путники. Что случилось с ними? Может быть, они погибли в неравном бою... Или их растерзали дикие звери... Сильный и бесстрашный воин, оказавшись на распутье, не может не чувствовать свою уязвимость и беспомощность перед лицом судьбы. На чужбине всегда нелегко. Здесь никто не поддержит, и нужно надеяться только на свои силы. Очень важно принять верное решение. От этого зависит не только выбор пути, но и вся дальнейшая жизнь.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

gdzplus.com

Урок развития речи в 6 классе по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье»

1. Урок развития речи в 6 классе по картине В. М. Васнецова «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ»

2. Автопортрет Виктора Михайловича Васнецова 1873 год

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец. Написал много прекрасных полотен. С 1880 года создавал картины на темы русской истории, сказок, былин. Он одним из первых обратился к русскому фольклору. Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

4. Алёнушка (1881)

5. "Иван-царевич на сером волке" (1889)

"Иван-царевич на сером волке" (1889)

6. Ковер-самолет (1880)

7. "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880)

"После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880)

8. "Богатыри" (1881-1898)

"Богатыри" (1881-1898)

9. «Баян» (1910)

10. Ф.И. Шаляпин был потрясен картинами Васнецова: «Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в

меня ощущение мощи физической и духовной».

11. Одним из прекраснейших полотен является картина «Витязь на распутье». Она была написана В. М. Васнецовым под влиянием русской

народной былины «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету были созданы в начале 1870-х годов. В 1882 году увидел свет ее окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского мецената. Сейчас картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

12. «Да наехал он во чистом поле три дороженьки, Три дороженьки, три ростании. На тех ростанях лежит там бел горюч камень. А на

камени том подпись подписана: “Налеву ехати - богату быть, Направу ехати - женату быть, Как пряму ехати - живу не бывати, Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному!”» Из былины “Илья Муромец и разбойники”

13. ЗАДАНИЕ Рассмотрите иллюстрацию, ответьте на вопросы и выполните задания

14. Задание 1: «Витязь»

Подберите синонимы к слову витязь (упр. 148) Опишите фигуру воина: • во что одет; • каково оружие ; • какова поза витязя, используя слова и словосочетания: центральное место, кольчуга, шлем, деревянное копье, колчан, щит, булава, монументальный, усталая решимость, задумчивая поза, склоненная голова

15. Задание 2: «Конь»

Рассмотрите коня, опишите: • внешний вид; • поза; • отметьте единство с фигурой наездника Составьте предложения со словами: мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги, уверенно стоя, автор желает показать, единство помыслов.

16. Задание 3: «Камень»

Запишите фразу, которая написана на камне: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному» В какое предложение вы ее включите? Какие знаки препинания поставите? Почему витязь стоит в задумчивости перед камнем? Предположите, о чем он может размышлять в этот момент.

17. Задание 4: «Мрачный пейзаж»

Опишите местность, в которой находится богатырь. Что вы видите вокруг? Какое настроение создается при виде этой картины? Что могло произойти здесь? Составьте предложения со словами: мрачный задний фон, болотистая местность, тощая растительность, чужая сторона, воронье, автор использует тона, создается настроение.

18. Сравните картину В.М. Васнецова с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Пред ним открылся дол широкий При блеске утренних небес. Трепещет витязь поневоле: Он видит старой битвы поле. Вдали все пусто; здесь и там Желтеют кости; по холмам Разбросаны колчаны, латы; Где сбруя, где заржавый щит; В костях руки здесь меч лежит; Травой оброс там шлем косматый, И старый череп тлеет в нем…

19. Задание 5: «Небосклон»

Какие краски использует художник, рисуя небо на картине? Какое время суток изображено? Какие мысли вызывает у вас небосклон? Можно ли сказать, что светлеющее небо символизирует надежду на светлое будущее, на новые победы богатыря?

20. Задание 6: «Заключение»

Сформулируйте итог сочинения, используя слова: защитник земли русской, мужественный богатырь, вся картина проникнута, полотно завораживает, живет дух русского народа, огромный талант В.М. Васнецова.

21. Составьте и запишите план сочинения:

I. В.М. Васнецов – великий русский живописец. II. Эпическая картина «Витязь на распутье». 1. Истоки сюжета картины. 2. Центральное место занимает витязь на коне. 3. Роковой камень. 4. Мрачный пейзаж. 5. Зарождающаяся заря. III. Воплощение духа русского народа.

22. Список использованной литературы:

• Ефремова Л.А. Васнецов. – ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010. • Учебник «Русский язык», 6 класс/под ред. М.М. Разумовской. – М., 2009. • http://bibliotekar.ru/rusVasnecov /index.htm • http://schooltask.ru/sochineniepo-kartine-vm-vasnecova-vityazna-raspute/

ppt-online.org

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье»

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье»

Виктор Михайлович Васнецов — талантливый рус­ский художник, родился в 1848 году в Вятской губер­нии, в селе Лопьял Уржумского уезда. Отец мальчика был сельским священником, умным и образованным человеком. Именно отец стал первым учителем рисо­вания для Виктора Васнецова. Начальное образова­ние Васнецов получил в духовном училище, потом в духовной семинарии. Кроме того, юноша постоянно рисовал, практиковался в копировании с литографий, увлекался графикой.

В. М. Васнецов создал множество удивительных работ. Он стал одним из основоположников нацио­нально-романтического варианта русского модерна.

Картина «Витязь на распутье» — это одна из самых знаменитых работ художника. Первые карандашные наброски и эскизы к этому произведению появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Виктор Михай­лович написал этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия. В то время художник пре­бывал под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».

Первый вариант картины был завершён в 1877 го­ду. Полотно было выставлено на VI Передвижной выставке 1878 года. В 1882 года был создан окон­чательный вариант картины. Она предназначалась в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова.

На камне можно разглядеть надпись, которая соот­ветствует текстам былины. Сам Виктор Михайлович Васнецов писал в письме, адресованном Владимиру Стасову:

«На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Следуемые далее надписи: «Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стёр частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».

Критик Стасов высоко оценил картину.

Когда художник создавал начальные эскизы, лицо витязя было повёрнуто к зрителю. Но когда картина была завершена, размер холста заметно увеличился. Фигура зрителя выглядела более монументальной. В первых эскизах была изображена дорога. Но потом художник отказался от неё. Это было сделано для большей выразительности — у витязя не должно быть другого выхода, чем тот, который указан на камне.

Для Васнецова былинная тема всегда имела огром­ное значение. Ещё в ранних своих произведениях он обращался к былинам. Так были созданы картины «Богатырь» (1870), «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914). Сюжет «Витязя на распутье» был воспро­изведён на надгробии самого Виктора Михайловича Васнецова.

Сюжет картины очень интересен, он восходит к древним былинам. Сильный и бесстрашный богатырь оказался в чистом поле. Здесь зловещая атмосфера — небо недоброго красного цвета, кружатся в нем чёрные птицы. Всё вызывает тревогу.

Как тут не остановиться и не задуматься. Куда же богатырю теперь путь держать? Камень олицетворя­ет жестокую и неотвратимую судьбу. Каждый путь по-своему опасен, даже если он на первый взгляд кажется заманчивым.

Цвета картины только подчёркивают тревожное настроение, которое ощущается в самом сюжете про­изведения. Череп и кости, кружащиеся вороны, доро­га, которой конца-краю не видно — всё это заставляет задуматься о бренности всего земного. Историко­бытовая тема очень привлекала художника. И кар­тина была создана в особой манере, свойственной Васнецову — свободной и живописной.

Цикл работ, которые были созданы по сюжетам былин и русских сказок, оказались совершенно новым словом и изобразительном искусстве. Васнецова стали считать «художником-сказочником». На самом деле его интересовали и привлекали былины, сказки и сама русская старина. Даже дом художника выглядел как деревянная изба.

Картина «Витязь на распутье» может восприни­маться как олицетворение судьбы самого Виктора Васнецова. Он был художником-передвижником, со­здавал жанровые композиции на остросоциальные темы, которые тревожили передовых людей того вре­мени. Однако былинные и сказочные мотивы настоль­ко захватили его, что проблемы современности ушли на второй план. Васнецов рисковал подвергнуться осуждению общественности, но русская старина бо­лее привлекала его. Иными словами, в жизни самого художника вставал вопрос о выборе пути.

Вопрос выбора в рамках человеческой жизни все­гда очень и очень непрост. Можно выбрать любой путь. И откроется широкая дорога. Но пройти её удастся далеко не каждому. Ждут на пути нелёгкие испытания, для преодоления которых потребуются силы, мудрость, решительность.

На холсте художника выбор пути приобретает поистине эпическое значение. Опечаленный богатырь согнулся перед старинным камнем. Судьбу нельзя обмануть, она настигнет и воздаст по заслугам.

В центре композиции находится сам богатырь. Мы не видим лица Ильи Муромца, он открывается сбоку со спины. Монументальная фигура витязя говорит о его силе и решимости. Богатырь не боится встретить на пути врагов. Он хорошо вооружён копьём, булавой. Есть у него щит и колчан, полный стрел. У Ильи Муромца мощный боевой конь белого цвета. Если на пути встретится враг, Илья Муромец обязательно одержит победу.

Но противиться судьбе не может ни один из смерт­ных. Поэтому старинный камень с предсказанием вызвал у витязя тяжкие раздумья. Потусторонние силы всегда готовы вмешаться с жизнь людей. И тут никакая сила и решимость не смогут помочь. Вот поэтому так задумчив богатырь. Он склонил голову, размышляя над мрачными словами, начертанными на камне. Поза коня также выражает задумчивость и со­мнение. Конь склонил головы, словно он чувствует настроение своего хозяина.

Мрачный задний фон картины полностью соот­ветствует общей атмосфере. Местность здесь непри­ветливая, болотистая. Преобладают серые, бурые, зелёные цвета, что вызывает скрытую тревогу, печаль. На земле разбросаны кости. Здесь когда-то давным- давно нашли последний приют несчастные путники. Что случилось с ними? Может быть, они погибли в неравном бою… Или их растерзали дикие звери…

Сильный и бесстрашный воин, оказавшись на распутье, не может не чувствовать свою уязвимость и беспомощность перед лицом судьбы. На чужбине всегда нелегко. Здесь никто не поддержит, и нужно надеяться только на свои силы. Очень важно принять верное решение. От этого зависит не только выбор пути, но и вся дальнейшая жизнь.

На этой странице искали :
  • сочинение по картине витязь на распутье
  • сочинение по картине васнецова витязь на распутье
  • сочинение витязь на распутье
  • витязь на распутье сочинение
  • сочинение на тему витязь на распутье

vsesochineniya.ru

Картина «Витязь на распутье» Васнецова. Описание картины

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

В. Васнецов «Витязь на распутье»

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

5sec.info

Картина Васнецова "Витязь на распутье". История создания и описание

Русский художник Васнецов Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического жанра, фольклорных традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым источников вдохновения.

Картина Васнецова

Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания

Конец 70-х годов XIX стал для В.М. Васнецова переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.

В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.

Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.

Витязь на распутье. Васнецов

Сравнительная таблица
Отличия окончательного вариантаСимволика
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором – спиной.Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков.
Уменьшено пространство позади богатыря.Не важно, откуда пришел путник.
Увеличено пространство за камнем.Больше примет грядущей опасности.
Небо стало более грозным. В первом случае – мягкий закат, во втором – надвигающиеся тучи.Еще одна примета поджидающей опасности.

Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа.

Красный – цвет крови и агрессии.
Камень стал более старым, и на нем появился мох.По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта.

Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.

Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание

В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.

Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.

Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.

Мастерство изображения деталей

Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны – все это нагнетает трагизм ситуации.

Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.

фото

Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.

fb.ru


Смотрите также