Довольно часто каждый человек чувствует себя подавленным и разбитым, когда любимая деятельность и общение с близкими людьми не доставляет абсолютно никакого удовольствия. В большинстве случаев подобное подавленное состояние сопровождается хандрой, унынием, апатией, депрессией и даже мыслями о самоубийстве. Такое мрачное настроение очень опасно для человеческого организма, поскольку оно отрицательно влияет не только на психическое здоровье, но и сказывается на работе всех внутренних органов и систем. В данной статье мы расскажем вам, какие причины могут вызывать подавленное настроение, и как от него избавиться, не прибегая к помощи профессионального психолога. Содержание: Как правило, подобное подавленное состояние называют депрессией. В действительности, этот термин имеет другое значение. С точки зрения медицины слово «депрессия» – это серьезное заболевание, которое требует обязательного лечения, а при его отсутствии приводит к самоубийству. Если присутствует безнадежная ситуация, уже не помогут различные психологические приемы и народные средства. Чаще всего заболевший человек помещается в больницу, где получает комплексное лечение, включающее в себя необходимые лекарственные препараты и физиотерапевтические методы. Вместе с тем безнадежная печаль и мрачное подавленное состояние духа не всегда являются проявлениями депрессии. Такое нарушение психического равновесия встречается довольно часто и всегда является результатом действия определенных неблагополучных факторов. Данное состояние имеет название «реактивный психоз». Оно всегда протекает по-разному в зависимости от степени уравновешенности человека, конституциональных особенностей его личности и наличия у него психологических проблем, а также от силы отрицательного внешнего воздействия. Реактивный психоз практически всегда является обратимым состоянием, для выхода из которого требуется определенное количество времени. Несмотря на то что в тяжелых ситуациях это заболевание сопровождается помрачением сознания, возникновением бреда и галлюцинаций, а также аффективных и двигательных расстройств, в большинстве случаев оно прекрасно поддается лечению и исчезает без следа, после чего человек возвращается к своей привычной жизни и трудовой деятельности. В большинстве случаев подавленное состояние духа сопровождается следующими признаками: Причин такого состояния, при котором не хочется ничего делать, а будущее представляется исключительно в мрачном свете, может быть очень и очень много. В большинстве случаев оно является следствием так называемой черной полосы, при которой у человека случаются неприятности во всех сферах жизни. Нередко уныние, печаль и хандра возникают в результате серьезной ссоры с самыми близкими людьми. В некоторых ситуациях его причиной становится увольнение с работы или конфликты с сослуживцами. Кроме того, особо чувствительные люди могут испытывать страшное волнение и подавленность в преддверии какого-то очень важного события, например, вступительных или выпускных экзаменов или собственной свадьбы. Иногда даже плохая погода может стать причиной возникновения легкой хандры и уныния. Кроме того, очень часто подавленное состояние отмечается у женщин при беременности. В большинстве случаев при беременности это бывает связано со страхом перед родами, плохим физическим самочувствием, ограничением привычного образа жизни, материальными трудностями. Также иногда состояние апатии и уныния в период ожидания ребенка связывают с гормональными изменениями в организме беременной женщины и нарушением обмена веществ, что, в свою очередь, оказывает влияние на работу вегетативной нервной системы будущей мамы. В тяжелых случаях, когда человек не может самостоятельно справиться с подавленным состоянием духа и плохим настроением, необходимо обратиться к психологу или психотерапевту. Квалифицированный специалист объективно оценит общее состояние организма, разберется в причинах уныния и поможет вам избавиться от изматывающей хандры при помощи различных методов психокоррекции и применения необходимых медикаментов. Как правило, справиться с реактивным психозом, депрессией и другими психическими расстройствами, приводящими к состоянию подавленности, на начальной стадии можно самостоятельно. Для этого необходимо следовать таким полезным рекомендациям, как: Некоторые психологи утверждают, что состояние подавленности, тревоги и безнадежной печали возникает у человека от безделья. Безусловно, это мнение является спорным, однако, определенный смысл в этом высказывании есть. Ведь если человек постоянно занят своим любимым делом, у него нет времени на хандру и уныние, а значит, от всех своих проблем он может отвлечься и не думать о них. Таким образом, если вы почувствовали нежелание общаться и работать, вспомните обо всех делах, которые могли бы доставить вам истинное наслаждение, и постарайтесь выделить на них некоторое время. Увидите, все тревоги, страхи и депрессивные настроения моментально отойдут на второй план. Понравиласьстатья? Поделитесьс друзьями! mjusli.ru «Любостяжательный, понеся утрату, горько печалится, а презревший имущество беспечален. Славолюбивый печалится, когда терпит бесчестие, а смиренномудрый принимает его как сотоварища" Св. Ефрем Сирин Уныние есть самое безрассудное чувство, ибо оно направлено на прошлое, которого невозможно ни вернуть, ни поправить, и пренебрегает будущим, убивает искать охоту улучшения нашей участи. Даниель Дефо И снова для начала - что предлагают нам словари? Толковый словарь Ушакова: Мрачное, подавленное состояние духа, безнадежная печаль. Словарь Ожегова: Безнадёжная печаль; гнетущая скука. Толковый словарь русского языка Кузнецова: Мрачное, подавленное состояние духа; чувство тоски, печали, скуки. Полный церковнословянский словарь: удрученное состояние духа, беспечность, бездействие в деле спасения. Православный энциклопедический словарь: тягчайший грех, приводящий к отчаянию. Уныние рождается там, где угасает вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему и к людям. Потому уныние - грех маловерия, богоотступничества. Уныние Давид называл "бесом полуденным" (Псалм 90), поскольку он одолевает человека именно днем, когда необходимо вершить дела и трудиться физически и духовно. Уныние по христианской традиции относится к одному из семи (или восьми) смертных грехов (или страстей): • Gula (чревоугодие)• Fornicatio (блуд)• Avaritia (сребролюбие)• Ira (гнев)• Tristitia (печаль)• Acedia (уныние)• Vanagloria (тщеславие)• Superbia (гордость) Я, как психиатр, разумеется не могу отрицать того, что человек может быть подвержен болезненной депрессии, требующей врачебного вмешательства. Но с точки зрения бытийной, в большинстве случаев человек имеет достаточно оснований и внутренних ресурсов, чтобы не впадать в уныние или выйти из него без помощи лекарств. Именно поэтому я уделяю чувству уныния столько внимания и, рассматривая его, прдоставляю слово, главным образом, служителям Бога. Преп. Иоанн Лествичник: Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив... Свящ. Николай Гумеров: Уныние, в отличие от печали, более связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Святитель Феофан Затворник: уныние есть скучание за всяким делом, желание бросить делание... ПРОЯВЛЕНИЯ УНЫНИЯ Признак уныния - мрачное состояние духа. Как говорится в 118 псалме Давида, "воздремала душа моя от уныния" (Пс. 118, 28). "И подлинно, не тело, а душа дремлет в это время, - подтверждает Иоанн Кассиан, - ибо душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами». Святитель Тихон Задонский подмечал, что с практической точки зрения эта «печаль мирская бесполезна, ибо не может возвратить или дать человеку ничего из того, о чем скорбит». И правда, если, например, грусть и тоска в состоянии мотивировать человека на поступки, способные изменить неблагоприятную ситуацию, то уныние не имеет мотивационной силы. При этом, по словам Св. Иоанна Кассиана, "уныние проявляется ленью в одних делах (делать, что должно) и суетливлостью и неустанностью в других... Главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает". "По временам человек чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя" (Св. Иннокентий Херсонский). Иоанн Кассиан: «От уныния рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, праздность, сонливость, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость… Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу». Прот. Сергей Филимонов перечисляет ряд признаков уныния: "Человек, который не страдает унынием, есть человек внутренний... Человек духовно здоровый пребывает внутри себя, следит за собой, а не за другими людьми"... Человек, который страдает страстью уныния, есть человек внешний, распыленный и смотрящий за другими людьми... Таковой человек постоянно пребывает вне себя... Уныние может проявляться суетностью: человек постоянно мечется, он все время в телесном служении, он готов что угодно сделать, но лишь только необходимо совершить духовное движение сердца, оказывается, что на это у него нет никаких сил... Унылый человек живет в будущих делах, которые еще не сделал, и неизвестно, сделает ли... Уныние подучает к странноприимству. То есть унывающий любит приглашать гостей к себе домой и принимать их там, любит и сам ходить по гостям... Унывающего тянет посещать больных и немощных. Когда человеку необходимо свои семейные обязанности исполнить или сделать какую-то свою работу, он готов лучше помогать другим, выходить на любые послушания, делать чужие важные дела, забывая о том, что прежде всего надо разобраться с собственными неотъемлемыми обязанностями на работе и в семье... Будучи малодушным, унывающий сам утешает малодушных. То есть человек, который страдает страстью уныния, проявляет себя тем, что старается постоянно кого-то опекать, наставлять, постоянно кому-то давать какие-то советы... Унывающий замечает грехи других и мало видит собственные грехи... Уныние - такое состояние сердца, как надсадность, поспешение; сердце внутри нетерпеливо, в нем нет тишины, нет мира, нет спокойствия, в сердце будто какой-то кол стоит..." Василий Львов отмечает, что "уныние часто вызывает и сопровождается ропотом. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге – на Бога, себя же считает безвинно страдающим и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в грехе ропота и озлобляется... В ропоте проявляется духовный и психологический инфантилизм: человек отказывается принимать ответственность за свои поступки, отказывается видеть, что происходящее с ним – естественное следствие его действий, его выбора, его прихоти. И вместо того чтобы признать очевидное, он начинает искать виноватого"... ПРИЧИНЫ УНЫНИЯ Прот. Сергий Филимонов отмечает, что "в основе всех «выгораний», в основе любого уныния, которые испытывает человек, лежит то, что его сердце во время повседневной жизни далеко отстоит от Бога". Это причина рассматривается всеми религиозными детелями и филосовами, в качестве основной. Далее он пишет, что уныние "рождается от того, что противно (беды, огорчения)". Уныние может быть вызвано продолжительной скорбью, которую человек пытается побороть "подручными срелствами". Святитель Игнатий (Брянчанинов) предостерегает, что бегство в земные развлечения "только заглушают, но не истребляют скорбь: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою». Св. Иннокентий Херсонский: "Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки"... Тщеславие и гордыня лежат в основе уныния, которое является следствием неудовлетворения самолюбивого пожелания, неисполнения желаний. Так, ощущение собственного бессилия подрывает самолюбие человека, его уверенность в собственном всесилии. Также в уныние может привести и зависть другим, имеющим больше и живущим лучше. Причин оскорбленного самолюбия много, главная же причина (можно сказать, причина причин) состоит в том, что что-то происходит не так, как человек себе представил. И он считает это личным оскорблением (ведь штурвал не слушается его, и корабль его летит совершенно в другом направлении) и человек будет разозлен на целый свет. Прот. Сергий Филимонов отмечает, что "унылость души бывает следствием гневных помыслов; ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает уныние". Любое событие в жизни несет возможность постижения смыслов, познания самого себя и совершенстования своих лучших качеств. Если же человек воспринимает нежелательные события как несправедливость, то он впадет в гнев. Если нежелательные обстоятельства не поддаются его контролю, то постепенно уныние пробивает себе дорогу. Потеря ощущения осмысленности жизни также ведет к унынию. Это может быть смерть значимого близкого, вокруг которого человек выстраивал свою собственную жизнь. Невозможность осуществления значимой деятельности (например, в силу болезни или ухода на пенсию) также способна лишить жизнь смысла. Кроме того, "перестав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою" (святитель Иннокентий Херсонский). Пессимизм, вызванный, например "галактическим" взглядом на мир, когда все земные дела кажутся из космической и вечной перспективы такими мелкими и жалкими, делает существование человека лишенным смысла. Безрадостные и тяжелые мысли о мировой несправедливости, о царящем по всей земле горе, о войнах, грозящих принести несчастья отражают страх человека перед лицом бусстрастной и жестокой судьбы и вызывают уныние от безысходности. ВЫХОД ИЗ УНЫНИЯ Важным условием выхода из уныния (как и профилактикой отчаяния) является стремление использовать любую ситуацию для внутреннего роста и совершентствования. "Если случится с тобою огорчение, то потерпеть его — не крайнее еще зло; тяжело же и опасно оставаться в огорчении, - говорит Св. Ефим Сирин, - услышал неприятное слово — и скорбишь. Но если право уязвлен ты словом, радуйся, что уязвлен для вразумления, и постарайся исправиться в своем падении". Главное противодействие унынию, по словам Св. Иоанна Кассиана будет: "не уступай, сиди за делом... От уныния врачует терпеливость и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия... Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь...". Выйти из уныния помогает великая цель, к которой человек может стремиться, в достижимость которой он верит и во имя которой готов переносить трудности, неприятности, боль. Подобная цель должна находиться вне ситуации и вне самого человека (например, дело жизни, творчество). Религиозная традиция такой целью считает спасение души и вечную жизнь в Боге. Одним из первых шагов для выхода из уныния будут терпение и безропотное принятие страданий, попытка открыть смысл, который несет в себе любое событие собственной жизни. Главный враг уныния, по словам Иоанна Лествичника, есть помышление о смерти. Конечно, здесь имеется в виду не желание себя убить, а осознание того, что смерть ставит предел нашему бытию, за которым мы уже не можем ничего исправить. Пока же мы живы, мы в состоянии совершать поступки, которые соответствуют нашей совести и помогают раскрывать наши задатки. Человек же, от уныния склонен к бездействию, потому-то к унынию по христианской традиции приравнивается ЛЕНЬ. Уныние, сопровождаемое длительным плохим настроением, ощущением безрадостности, заторможенностью, снижением работоспостобности, нежеланием что-либо делать, может (в отличие от тоски и грусти) отражать предрасположенность человека к депрессивным реакциям. В наиболее выраженном своем проявлении уныние может проявиться депрессией, характеризуемой двумя или более основными симптомами (подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил») и двумя или более дополнительными симптомами (пессимизм, чувство вины, бесполезности, тревоги и страха, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти и самоубийстве; нестабильный аппетит, нарушенный сон – бессонница или пересыпание). Так называемая эндогенная депрессия вызвана расстройством обмена веществ в мозгу (в частности, серотонина, норадреналина, допамина), поэтому в ряде случаев будет необходим прием антидепрессантов, нормализующих баланс этих веществ. Поэтому не лишним будет при сильно выраженном унынии (особенно при наличии мыслей о самоубийстве) обратиться к врачу. Уныние может явиться следствием погруженности в "негатив", которая имеет место в рамках ВРЕМЕННОЙ ДИССОЦИАЦИИ как распространенной попытки ухода от тревоги... Ссылки по теме: Фильмы По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? Изобразительные ссылки По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? . Музыкальные ссылки По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? Литературные ссылки По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? Креатив по теме: Литературный креатив По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? www.strah-i-trevoga.ru «Любостяжательный, понеся утрату, горько печалится, а презревший имущество беспечален. Славолюбивый печалится, когда терпит бесчестие, а смиренномудрый принимает его как сотоварища" Св. Ефрем Сирин Уныние есть самое безрассудное чувство, ибо оно направлено на прошлое, которого невозможно ни вернуть, ни поправить, и пренебрегает будущим, убивает искать охоту улучшения нашей участи. Даниель Дефо И снова для начала - что предлагают нам словари? Толковый словарь Ушакова: Мрачное, подавленное состояние духа, безнадежная печаль. Словарь Ожегова: Безнадёжная печаль; гнетущая скука. Толковый словарь русского языка Кузнецова: Мрачное, подавленное состояние духа; чувство тоски, печали, скуки. Полный церковнословянский словарь: удрученное состояние духа, беспечность, бездействие в деле спасения. Православный энциклопедический словарь: тягчайший грех, приводящий к отчаянию. Уныние рождается там, где угасает вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему и к людям. Потому уныние - грех маловерия, богоотступничества. Уныние Давид называл "бесом полуденным" (Псалм 90), поскольку он одолевает человека именно днем, когда необходимо вершить дела и трудиться физически и духовно. Уныние по христианской традиции относится к одному из семи (или восьми) смертных грехов (или страстей): • Gula (чревоугодие)• Fornicatio (блуд)• Avaritia (сребролюбие)• Ira (гнев)• Tristitia (печаль)• Acedia (уныние)• Vanagloria (тщеславие)• Superbia (гордость) Я, как психиатр, разумеется не могу отрицать того, что человек может быть подвержен болезненной депрессии, требующей врачебного вмешательства. Но с точки зрения бытийной, в большинстве случаев человек имеет достаточно оснований и внутренних ресурсов, чтобы не впадать в уныние или выйти из него без помощи лекарств. Именно поэтому я уделяю чувству уныния столько внимания и, рассматривая его, прдоставляю слово, главным образом, служителям Бога. Преп. Иоанн Лествичник: Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив... Свящ. Николай Гумеров: Уныние, в отличие от печали, более связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Святитель Феофан Затворник: уныние есть скучание за всяким делом, желание бросить делание... ПРОЯВЛЕНИЯ УНЫНИЯ Признак уныния - мрачное состояние духа. Как говорится в 118 псалме Давида, "воздремала душа моя от уныния" (Пс. 118, 28). "И подлинно, не тело, а душа дремлет в это время, - подтверждает Иоанн Кассиан, - ибо душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами». Святитель Тихон Задонский подмечал, что с практической точки зрения эта «печаль мирская бесполезна, ибо не может возвратить или дать человеку ничего из того, о чем скорбит». И правда, если, например, грусть и тоска в состоянии мотивировать человека на поступки, способные изменить неблагоприятную ситуацию, то уныние не имеет мотивационной силы. При этом, по словам Св. Иоанна Кассиана, "уныние проявляется ленью в одних делах (делать, что должно) и суетливлостью и неустанностью в других... Главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает". "По временам человек чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя" (Св. Иннокентий Херсонский). Иоанн Кассиан: «От уныния рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, праздность, сонливость, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость… Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу». Прот. Сергей Филимонов перечисляет ряд признаков уныния: "Человек, который не страдает унынием, есть человек внутренний... Человек духовно здоровый пребывает внутри себя, следит за собой, а не за другими людьми"... Человек, который страдает страстью уныния, есть человек внешний, распыленный и смотрящий за другими людьми... Таковой человек постоянно пребывает вне себя... Уныние может проявляться суетностью: человек постоянно мечется, он все время в телесном служении, он готов что угодно сделать, но лишь только необходимо совершить духовное движение сердца, оказывается, что на это у него нет никаких сил... Унылый человек живет в будущих делах, которые еще не сделал, и неизвестно, сделает ли... Уныние подучает к странноприимству. То есть унывающий любит приглашать гостей к себе домой и принимать их там, любит и сам ходить по гостям... Унывающего тянет посещать больных и немощных. Когда человеку необходимо свои семейные обязанности исполнить или сделать какую-то свою работу, он готов лучше помогать другим, выходить на любые послушания, делать чужие важные дела, забывая о том, что прежде всего надо разобраться с собственными неотъемлемыми обязанностями на работе и в семье... Будучи малодушным, унывающий сам утешает малодушных. То есть человек, который страдает страстью уныния, проявляет себя тем, что старается постоянно кого-то опекать, наставлять, постоянно кому-то давать какие-то советы... Унывающий замечает грехи других и мало видит собственные грехи... Уныние - такое состояние сердца, как надсадность, поспешение; сердце внутри нетерпеливо, в нем нет тишины, нет мира, нет спокойствия, в сердце будто какой-то кол стоит..." Василий Львов отмечает, что "уныние часто вызывает и сопровождается ропотом. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге – на Бога, себя же считает безвинно страдающим и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в грехе ропота и озлобляется... В ропоте проявляется духовный и психологический инфантилизм: человек отказывается принимать ответственность за свои поступки, отказывается видеть, что происходящее с ним – естественное следствие его действий, его выбора, его прихоти. И вместо того чтобы признать очевидное, он начинает искать виноватого"... ПРИЧИНЫ УНЫНИЯ Прот. Сергий Филимонов отмечает, что "в основе всех «выгораний», в основе любого уныния, которые испытывает человек, лежит то, что его сердце во время повседневной жизни далеко отстоит от Бога". Это причина рассматривается всеми религиозными детелями и филосовами, в качестве основной. Далее он пишет, что уныние "рождается от того, что противно (беды, огорчения)". Уныние может быть вызвано продолжительной скорбью, которую человек пытается побороть "подручными срелствами". Святитель Игнатий (Брянчанинов) предостерегает, что бегство в земные развлечения "только заглушают, но не истребляют скорбь: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою». Св. Иннокентий Херсонский: "Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки"... Тщеславие и гордыня лежат в основе уныния, которое является следствием неудовлетворения самолюбивого пожелания, неисполнения желаний. Так, ощущение собственного бессилия подрывает самолюбие человека, его уверенность в собственном всесилии. Также в уныние может привести и зависть другим, имеющим больше и живущим лучше. Причин оскорбленного самолюбия много, главная же причина (можно сказать, причина причин) состоит в том, что что-то происходит не так, как человек себе представил. И он считает это личным оскорблением (ведь штурвал не слушается его, и корабль его летит совершенно в другом направлении) и человек будет разозлен на целый свет. Прот. Сергий Филимонов отмечает, что "унылость души бывает следствием гневных помыслов; ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает уныние". Любое событие в жизни несет возможность постижения смыслов, познания самого себя и совершенстования своих лучших качеств. Если же человек воспринимает нежелательные события как несправедливость, то он впадет в гнев. Если нежелательные обстоятельства не поддаются его контролю, то постепенно уныние пробивает себе дорогу. Потеря ощущения осмысленности жизни также ведет к унынию. Это может быть смерть значимого близкого, вокруг которого человек выстраивал свою собственную жизнь. Невозможность осуществления значимой деятельности (например, в силу болезни или ухода на пенсию) также способна лишить жизнь смысла. Кроме того, "перестав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою" (святитель Иннокентий Херсонский). Пессимизм, вызванный, например "галактическим" взглядом на мир, когда все земные дела кажутся из космической и вечной перспективы такими мелкими и жалкими, делает существование человека лишенным смысла. Безрадостные и тяжелые мысли о мировой несправедливости, о царящем по всей земле горе, о войнах, грозящих принести несчастья отражают страх человека перед лицом бусстрастной и жестокой судьбы и вызывают уныние от безысходности. ВЫХОД ИЗ УНЫНИЯ Важным условием выхода из уныния (как и профилактикой отчаяния) является стремление использовать любую ситуацию для внутреннего роста и совершентствования. "Если случится с тобою огорчение, то потерпеть его — не крайнее еще зло; тяжело же и опасно оставаться в огорчении, - говорит Св. Ефим Сирин, - услышал неприятное слово — и скорбишь. Но если право уязвлен ты словом, радуйся, что уязвлен для вразумления, и постарайся исправиться в своем падении". Главное противодействие унынию, по словам Св. Иоанна Кассиана будет: "не уступай, сиди за делом... От уныния врачует терпеливость и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия... Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь...". Выйти из уныния помогает великая цель, к которой человек может стремиться, в достижимость которой он верит и во имя которой готов переносить трудности, неприятности, боль. Подобная цель должна находиться вне ситуации и вне самого человека (например, дело жизни, творчество). Религиозная традиция такой целью считает спасение души и вечную жизнь в Боге. Одним из первых шагов для выхода из уныния будут терпение и безропотное принятие страданий, попытка открыть смысл, который несет в себе любое событие собственной жизни. Главный враг уныния, по словам Иоанна Лествичника, есть помышление о смерти. Конечно, здесь имеется в виду не желание себя убить, а осознание того, что смерть ставит предел нашему бытию, за которым мы уже не можем ничего исправить. Пока же мы живы, мы в состоянии совершать поступки, которые соответствуют нашей совести и помогают раскрывать наши задатки. Человек же, от уныния склонен к бездействию, потому-то к унынию по христианской традиции приравнивается ЛЕНЬ. Уныние, сопровождаемое длительным плохим настроением, ощущением безрадостности, заторможенностью, снижением работоспостобности, нежеланием что-либо делать, может (в отличие от тоски и грусти) отражать предрасположенность человека к депрессивным реакциям. В наиболее выраженном своем проявлении уныние может проявиться депрессией, характеризуемой двумя или более основными симптомами (подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил») и двумя или более дополнительными симптомами (пессимизм, чувство вины, бесполезности, тревоги и страха, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти и самоубийстве; нестабильный аппетит, нарушенный сон – бессонница или пересыпание). Так называемая эндогенная депрессия вызвана расстройством обмена веществ в мозгу (в частности, серотонина, норадреналина, допамина), поэтому в ряде случаев будет необходим прием антидепрессантов, нормализующих баланс этих веществ. Поэтому не лишним будет при сильно выраженном унынии (особенно при наличии мыслей о самоубийстве) обратиться к врачу. Уныние может явиться следствием погруженности в "негатив", которая имеет место в рамках ВРЕМЕННОЙ ДИССОЦИАЦИИ как распространенной попытки ухода от тревоги... Ссылки по теме: Фильмы По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? Изобразительные ссылки По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? . Музыкальные ссылки По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? Литературные ссылки По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? Креатив по теме: Литературный креатив По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? www.strah-i-trevoga.ru «Любостяжательный, понеся утрату, горько печалится, а презревший имущество беспечален. Славолюбивый печалится, когда терпит бесчестие, а смиренномудрый принимает его как сотоварища" Св. Ефрем Сирин Уныние есть самое безрассудное чувство, ибо оно направлено на прошлое, которого невозможно ни вернуть, ни поправить, и пренебрегает будущим, убивает искать охоту улучшения нашей участи. Даниель Дефо И снова для начала - что предлагают нам словари? Толковый словарь Ушакова: Мрачное, подавленное состояние духа, безнадежная печаль. Словарь Ожегова: Безнадёжная печаль; гнетущая скука. Толковый словарь русского языка Кузнецова: Мрачное, подавленное состояние духа; чувство тоски, печали, скуки. Полный церковнословянский словарь: удрученное состояние духа, беспечность, бездействие в деле спасения. Православный энциклопедический словарь: тягчайший грех, приводящий к отчаянию. Уныние рождается там, где угасает вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему и к людям. Потому уныние - грех маловерия, богоотступничества. Уныние Давид называл "бесом полуденным" (Псалм 90), поскольку он одолевает человека именно днем, когда необходимо вершить дела и трудиться физически и духовно. Уныние по христианской традиции относится к одному из семи (или восьми) смертных грехов (или страстей): • Gula (чревоугодие)• Fornicatio (блуд)• Avaritia (сребролюбие)• Ira (гнев)• Tristitia (печаль)• Acedia (уныние)• Vanagloria (тщеславие)• Superbia (гордость) Я, как психиатр, разумеется не могу отрицать того, что человек может быть подвержен болезненной депрессии, требующей врачебного вмешательства. Но с точки зрения бытийной, в большинстве случаев человек имеет достаточно оснований и внутренних ресурсов, чтобы не впадать в уныние или выйти из него без помощи лекарств. Именно поэтому я уделяю чувству уныния столько внимания и, рассматривая его, прдоставляю слово, главным образом, служителям Бога. Преп. Иоанн Лествичник: Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив... Свящ. Николай Гумеров: Уныние, в отличие от печали, более связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Святитель Феофан Затворник: уныние есть скучание за всяким делом, желание бросить делание... ПРОЯВЛЕНИЯ УНЫНИЯ Признак уныния - мрачное состояние духа. Как говорится в 118 псалме Давида, "воздремала душа моя от уныния" (Пс. 118, 28). "И подлинно, не тело, а душа дремлет в это время, - подтверждает Иоанн Кассиан, - ибо душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами». Святитель Тихон Задонский подмечал, что с практической точки зрения эта «печаль мирская бесполезна, ибо не может возвратить или дать человеку ничего из того, о чем скорбит». И правда, если, например, грусть и тоска в состоянии мотивировать человека на поступки, способные изменить неблагоприятную ситуацию, то уныние не имеет мотивационной силы. При этом, по словам Св. Иоанна Кассиана, "уныние проявляется ленью в одних делах (делать, что должно) и суетливлостью и неустанностью в других... Главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает". "По временам человек чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя" (Св. Иннокентий Херсонский). Иоанн Кассиан: «От уныния рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, праздность, сонливость, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость… Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу». Прот. Сергей Филимонов перечисляет ряд признаков уныния: "Человек, который не страдает унынием, есть человек внутренний... Человек духовно здоровый пребывает внутри себя, следит за собой, а не за другими людьми"... Человек, который страдает страстью уныния, есть человек внешний, распыленный и смотрящий за другими людьми... Таковой человек постоянно пребывает вне себя... Уныние может проявляться суетностью: человек постоянно мечется, он все время в телесном служении, он готов что угодно сделать, но лишь только необходимо совершить духовное движение сердца, оказывается, что на это у него нет никаких сил... Унылый человек живет в будущих делах, которые еще не сделал, и неизвестно, сделает ли... Уныние подучает к странноприимству. То есть унывающий любит приглашать гостей к себе домой и принимать их там, любит и сам ходить по гостям... Унывающего тянет посещать больных и немощных. Когда человеку необходимо свои семейные обязанности исполнить или сделать какую-то свою работу, он готов лучше помогать другим, выходить на любые послушания, делать чужие важные дела, забывая о том, что прежде всего надо разобраться с собственными неотъемлемыми обязанностями на работе и в семье... Будучи малодушным, унывающий сам утешает малодушных. То есть человек, который страдает страстью уныния, проявляет себя тем, что старается постоянно кого-то опекать, наставлять, постоянно кому-то давать какие-то советы... Унывающий замечает грехи других и мало видит собственные грехи... Уныние - такое состояние сердца, как надсадность, поспешение; сердце внутри нетерпеливо, в нем нет тишины, нет мира, нет спокойствия, в сердце будто какой-то кол стоит..." Василий Львов отмечает, что "уныние часто вызывает и сопровождается ропотом. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге – на Бога, себя же считает безвинно страдающим и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в грехе ропота и озлобляется... В ропоте проявляется духовный и психологический инфантилизм: человек отказывается принимать ответственность за свои поступки, отказывается видеть, что происходящее с ним – естественное следствие его действий, его выбора, его прихоти. И вместо того чтобы признать очевидное, он начинает искать виноватого"... ПРИЧИНЫ УНЫНИЯ Прот. Сергий Филимонов отмечает, что "в основе всех «выгораний», в основе любого уныния, которые испытывает человек, лежит то, что его сердце во время повседневной жизни далеко отстоит от Бога". Это причина рассматривается всеми религиозными детелями и филосовами, в качестве основной. Далее он пишет, что уныние "рождается от того, что противно (беды, огорчения)". Уныние может быть вызвано продолжительной скорбью, которую человек пытается побороть "подручными срелствами". Святитель Игнатий (Брянчанинов) предостерегает, что бегство в земные развлечения "только заглушают, но не истребляют скорбь: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою». Св. Иннокентий Херсонский: "Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки"... Тщеславие и гордыня лежат в основе уныния, которое является следствием неудовлетворения самолюбивого пожелания, неисполнения желаний. Так, ощущение собственного бессилия подрывает самолюбие человека, его уверенность в собственном всесилии. Также в уныние может привести и зависть другим, имеющим больше и живущим лучше. Причин оскорбленного самолюбия много, главная же причина (можно сказать, причина причин) состоит в том, что что-то происходит не так, как человек себе представил. И он считает это личным оскорблением (ведь штурвал не слушается его, и корабль его летит совершенно в другом направлении) и человек будет разозлен на целый свет. Прот. Сергий Филимонов отмечает, что "унылость души бывает следствием гневных помыслов; ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает уныние". Любое событие в жизни несет возможность постижения смыслов, познания самого себя и совершенстования своих лучших качеств. Если же человек воспринимает нежелательные события как несправедливость, то он впадет в гнев. Если нежелательные обстоятельства не поддаются его контролю, то постепенно уныние пробивает себе дорогу. Потеря ощущения осмысленности жизни также ведет к унынию. Это может быть смерть значимого близкого, вокруг которого человек выстраивал свою собственную жизнь. Невозможность осуществления значимой деятельности (например, в силу болезни или ухода на пенсию) также способна лишить жизнь смысла. Кроме того, "перестав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою" (святитель Иннокентий Херсонский). Пессимизм, вызванный, например "галактическим" взглядом на мир, когда все земные дела кажутся из космической и вечной перспективы такими мелкими и жалкими, делает существование человека лишенным смысла. Безрадостные и тяжелые мысли о мировой несправедливости, о царящем по всей земле горе, о войнах, грозящих принести несчастья отражают страх человека перед лицом бусстрастной и жестокой судьбы и вызывают уныние от безысходности. ВЫХОД ИЗ УНЫНИЯ Важным условием выхода из уныния (как и профилактикой отчаяния) является стремление использовать любую ситуацию для внутреннего роста и совершентствования. "Если случится с тобою огорчение, то потерпеть его — не крайнее еще зло; тяжело же и опасно оставаться в огорчении, - говорит Св. Ефим Сирин, - услышал неприятное слово — и скорбишь. Но если право уязвлен ты словом, радуйся, что уязвлен для вразумления, и постарайся исправиться в своем падении". Главное противодействие унынию, по словам Св. Иоанна Кассиана будет: "не уступай, сиди за делом... От уныния врачует терпеливость и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия... Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь...". Выйти из уныния помогает великая цель, к которой человек может стремиться, в достижимость которой он верит и во имя которой готов переносить трудности, неприятности, боль. Подобная цель должна находиться вне ситуации и вне самого человека (например, дело жизни, творчество). Религиозная традиция такой целью считает спасение души и вечную жизнь в Боге. Одним из первых шагов для выхода из уныния будут терпение и безропотное принятие страданий, попытка открыть смысл, который несет в себе любое событие собственной жизни. Главный враг уныния, по словам Иоанна Лествичника, есть помышление о смерти. Конечно, здесь имеется в виду не желание себя убить, а осознание того, что смерть ставит предел нашему бытию, за которым мы уже не можем ничего исправить. Пока же мы живы, мы в состоянии совершать поступки, которые соответствуют нашей совести и помогают раскрывать наши задатки. Человек же, от уныния склонен к бездействию, потому-то к унынию по христианской традиции приравнивается ЛЕНЬ. Уныние, сопровождаемое длительным плохим настроением, ощущением безрадостности, заторможенностью, снижением работоспостобности, нежеланием что-либо делать, может (в отличие от тоски и грусти) отражать предрасположенность человека к депрессивным реакциям. В наиболее выраженном своем проявлении уныние может проявиться депрессией, характеризуемой двумя или более основными симптомами (подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил») и двумя или более дополнительными симптомами (пессимизм, чувство вины, бесполезности, тревоги и страха, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти и самоубийстве; нестабильный аппетит, нарушенный сон – бессонница или пересыпание). Так называемая эндогенная депрессия вызвана расстройством обмена веществ в мозгу (в частности, серотонина, норадреналина, допамина), поэтому в ряде случаев будет необходим прием антидепрессантов, нормализующих баланс этих веществ. Поэтому не лишним будет при сильно выраженном унынии (особенно при наличии мыслей о самоубийстве) обратиться к врачу. Уныние может явиться следствием погруженности в "негатив", которая имеет место в рамках ВРЕМЕННОЙ ДИССОЦИАЦИИ как распространенной попытки ухода от тревоги... Ссылки по теме: Фильмы По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? Изобразительные ссылки По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? . Музыкальные ссылки По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? Литературные ссылки По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? Креатив по теме: Литературный креатив По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? www.strah-i-trevoga.ru «Любостяжательный, понеся утрату, горько печалится, а презревший имущество беспечален. Славолюбивый печалится, когда терпит бесчестие, а смиренномудрый принимает его как сотоварища" Св. Ефрем Сирин Уныние есть самое безрассудное чувство, ибо оно направлено на прошлое, которого невозможно ни вернуть, ни поправить, и пренебрегает будущим, убивает искать охоту улучшения нашей участи. Даниель Дефо И снова для начала - что предлагают нам словари? Толковый словарь Ушакова: Мрачное, подавленное состояние духа, безнадежная печаль. Словарь Ожегова: Безнадёжная печаль; гнетущая скука. Толковый словарь русского языка Кузнецова: Мрачное, подавленное состояние духа; чувство тоски, печали, скуки. Полный церковнословянский словарь: удрученное состояние духа, беспечность, бездействие в деле спасения. Православный энциклопедический словарь: тягчайший грех, приводящий к отчаянию. Уныние рождается там, где угасает вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему и к людям. Потому уныние - грех маловерия, богоотступничества. Уныние Давид называл "бесом полуденным" (Псалм 90), поскольку он одолевает человека именно днем, когда необходимо вершить дела и трудиться физически и духовно. Уныние по христианской традиции относится к одному из семи (или восьми) смертных грехов (или страстей): • Gula (чревоугодие)• Fornicatio (блуд)• Avaritia (сребролюбие)• Ira (гнев)• Tristitia (печаль)• Acedia (уныние)• Vanagloria (тщеславие)• Superbia (гордость) Я, как психиатр, разумеется не могу отрицать того, что человек может быть подвержен болезненной депрессии, требующей врачебного вмешательства. Но с точки зрения бытийной, в большинстве случаев человек имеет достаточно оснований и внутренних ресурсов, чтобы не впадать в уныние или выйти из него без помощи лекарств. Именно поэтому я уделяю чувству уныния столько внимания и, рассматривая его, прдоставляю слово, главным образом, служителям Бога. Преп. Иоанн Лествичник: Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив... Свящ. Николай Гумеров: Уныние, в отличие от печали, более связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Святитель Феофан Затворник: уныние есть скучание за всяким делом, желание бросить делание... ПРОЯВЛЕНИЯ УНЫНИЯ Признак уныния - мрачное состояние духа. Как говорится в 118 псалме Давида, "воздремала душа моя от уныния" (Пс. 118, 28). "И подлинно, не тело, а душа дремлет в это время, - подтверждает Иоанн Кассиан, - ибо душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами». Святитель Тихон Задонский подмечал, что с практической точки зрения эта «печаль мирская бесполезна, ибо не может возвратить или дать человеку ничего из того, о чем скорбит». И правда, если, например, грусть и тоска в состоянии мотивировать человека на поступки, способные изменить неблагоприятную ситуацию, то уныние не имеет мотивационной силы. При этом, по словам Св. Иоанна Кассиана, "уныние проявляется ленью в одних делах (делать, что должно) и суетливлостью и неустанностью в других... Главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает". "По временам человек чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя" (Св. Иннокентий Херсонский). Иоанн Кассиан: «От уныния рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, праздность, сонливость, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость… Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу». Прот. Сергей Филимонов перечисляет ряд признаков уныния: "Человек, который не страдает унынием, есть человек внутренний... Человек духовно здоровый пребывает внутри себя, следит за собой, а не за другими людьми"... Человек, который страдает страстью уныния, есть человек внешний, распыленный и смотрящий за другими людьми... Таковой человек постоянно пребывает вне себя... Уныние может проявляться суетностью: человек постоянно мечется, он все время в телесном служении, он готов что угодно сделать, но лишь только необходимо совершить духовное движение сердца, оказывается, что на это у него нет никаких сил... Унылый человек живет в будущих делах, которые еще не сделал, и неизвестно, сделает ли... Уныние подучает к странноприимству. То есть унывающий любит приглашать гостей к себе домой и принимать их там, любит и сам ходить по гостям... Унывающего тянет посещать больных и немощных. Когда человеку необходимо свои семейные обязанности исполнить или сделать какую-то свою работу, он готов лучше помогать другим, выходить на любые послушания, делать чужие важные дела, забывая о том, что прежде всего надо разобраться с собственными неотъемлемыми обязанностями на работе и в семье... Будучи малодушным, унывающий сам утешает малодушных. То есть человек, который страдает страстью уныния, проявляет себя тем, что старается постоянно кого-то опекать, наставлять, постоянно кому-то давать какие-то советы... Унывающий замечает грехи других и мало видит собственные грехи... Уныние - такое состояние сердца, как надсадность, поспешение; сердце внутри нетерпеливо, в нем нет тишины, нет мира, нет спокойствия, в сердце будто какой-то кол стоит..." Василий Львов отмечает, что "уныние часто вызывает и сопровождается ропотом. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге – на Бога, себя же считает безвинно страдающим и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в грехе ропота и озлобляется... В ропоте проявляется духовный и психологический инфантилизм: человек отказывается принимать ответственность за свои поступки, отказывается видеть, что происходящее с ним – естественное следствие его действий, его выбора, его прихоти. И вместо того чтобы признать очевидное, он начинает искать виноватого"... ПРИЧИНЫ УНЫНИЯ Прот. Сергий Филимонов отмечает, что "в основе всех «выгораний», в основе любого уныния, которые испытывает человек, лежит то, что его сердце во время повседневной жизни далеко отстоит от Бога". Это причина рассматривается всеми религиозными детелями и филосовами, в качестве основной. Далее он пишет, что уныние "рождается от того, что противно (беды, огорчения)". Уныние может быть вызвано продолжительной скорбью, которую человек пытается побороть "подручными срелствами". Святитель Игнатий (Брянчанинов) предостерегает, что бегство в земные развлечения "только заглушают, но не истребляют скорбь: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою». Св. Иннокентий Херсонский: "Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки"... Тщеславие и гордыня лежат в основе уныния, которое является следствием неудовлетворения самолюбивого пожелания, неисполнения желаний. Так, ощущение собственного бессилия подрывает самолюбие человека, его уверенность в собственном всесилии. Также в уныние может привести и зависть другим, имеющим больше и живущим лучше. Причин оскорбленного самолюбия много, главная же причина (можно сказать, причина причин) состоит в том, что что-то происходит не так, как человек себе представил. И он считает это личным оскорблением (ведь штурвал не слушается его, и корабль его летит совершенно в другом направлении) и человек будет разозлен на целый свет. Прот. Сергий Филимонов отмечает, что "унылость души бывает следствием гневных помыслов; ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает уныние". Любое событие в жизни несет возможность постижения смыслов, познания самого себя и совершенстования своих лучших качеств. Если же человек воспринимает нежелательные события как несправедливость, то он впадет в гнев. Если нежелательные обстоятельства не поддаются его контролю, то постепенно уныние пробивает себе дорогу. Потеря ощущения осмысленности жизни также ведет к унынию. Это может быть смерть значимого близкого, вокруг которого человек выстраивал свою собственную жизнь. Невозможность осуществления значимой деятельности (например, в силу болезни или ухода на пенсию) также способна лишить жизнь смысла. Кроме того, "перестав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою" (святитель Иннокентий Херсонский). Пессимизм, вызванный, например "галактическим" взглядом на мир, когда все земные дела кажутся из космической и вечной перспективы такими мелкими и жалкими, делает существование человека лишенным смысла. Безрадостные и тяжелые мысли о мировой несправедливости, о царящем по всей земле горе, о войнах, грозящих принести несчастья отражают страх человека перед лицом бусстрастной и жестокой судьбы и вызывают уныние от безысходности. ВЫХОД ИЗ УНЫНИЯ Важным условием выхода из уныния (как и профилактикой отчаяния) является стремление использовать любую ситуацию для внутреннего роста и совершентствования. "Если случится с тобою огорчение, то потерпеть его — не крайнее еще зло; тяжело же и опасно оставаться в огорчении, - говорит Св. Ефим Сирин, - услышал неприятное слово — и скорбишь. Но если право уязвлен ты словом, радуйся, что уязвлен для вразумления, и постарайся исправиться в своем падении". Главное противодействие унынию, по словам Св. Иоанна Кассиана будет: "не уступай, сиди за делом... От уныния врачует терпеливость и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия... Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь...". Выйти из уныния помогает великая цель, к которой человек может стремиться, в достижимость которой он верит и во имя которой готов переносить трудности, неприятности, боль. Подобная цель должна находиться вне ситуации и вне самого человека (например, дело жизни, творчество). Религиозная традиция такой целью считает спасение души и вечную жизнь в Боге. Одним из первых шагов для выхода из уныния будут терпение и безропотное принятие страданий, попытка открыть смысл, который несет в себе любое событие собственной жизни. Главный враг уныния, по словам Иоанна Лествичника, есть помышление о смерти. Конечно, здесь имеется в виду не желание себя убить, а осознание того, что смерть ставит предел нашему бытию, за которым мы уже не можем ничего исправить. Пока же мы живы, мы в состоянии совершать поступки, которые соответствуют нашей совести и помогают раскрывать наши задатки. Человек же, от уныния склонен к бездействию, потому-то к унынию по христианской традиции приравнивается ЛЕНЬ. Уныние, сопровождаемое длительным плохим настроением, ощущением безрадостности, заторможенностью, снижением работоспостобности, нежеланием что-либо делать, может (в отличие от тоски и грусти) отражать предрасположенность человека к депрессивным реакциям. В наиболее выраженном своем проявлении уныние может проявиться депрессией, характеризуемой двумя или более основными симптомами (подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил») и двумя или более дополнительными симптомами (пессимизм, чувство вины, бесполезности, тревоги и страха, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти и самоубийстве; нестабильный аппетит, нарушенный сон – бессонница или пересыпание). Так называемая эндогенная депрессия вызвана расстройством обмена веществ в мозгу (в частности, серотонина, норадреналина, допамина), поэтому в ряде случаев будет необходим прием антидепрессантов, нормализующих баланс этих веществ. Поэтому не лишним будет при сильно выраженном унынии (особенно при наличии мыслей о самоубийстве) обратиться к врачу. Уныние может явиться следствием погруженности в "негатив", которая имеет место в рамках ВРЕМЕННОЙ ДИССОЦИАЦИИ как распространенной попытки ухода от тревоги... Ссылки по теме: Фильмы По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? Изобразительные ссылки По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? . Музыкальные ссылки По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? Литературные ссылки По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? Креатив по теме: Литературный креатив По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? www.strah-i-trevoga.ru Наша жизнь состоит не только из хороших, благополучных дней, когда вокруг всё прекрасно. Каждому из нас знакомо мрачное, подавленное состояние духа, когда кажется, что нет никакой надежды, что Бог оставил нас, и наши молитвы не поднимаются выше потолка. Это состояние называется унынием или депрессией. Согласно различных словарей, уныние — это «безнадежная печаль, гнетущая скука». Безнадежная печаль, гнетущие мысли время от времени атакуют нас со всех сторон. Всегда есть что-то негативное, что пытается сбить нас с толку и заставить нас страдать, тревожиться, болеть духовно, душевно. Но у Бога есть лекарство от уныния! «Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Марка 11:22–24). Уныние приходит от безысходности и беспомощности. Это место Писания дано нам, чтобы избавить от уныния. Бог уже совершил всё во Христе Иисусе, Который умер на кресте, будучи распят. Нужен лишь путь, которым можно получить что-то от Бога. Этим путём является вера. Нет другого «моста», соединяющего нас с Богом. Библия говорит: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Вера — это дыхание, жизнь, наша связь с Богом. Если прервать эту связь, Бог становится далёким, а мы чувствуем себя одинокими на этой земле. Мы барахтаемся в отчаянии и не знаем, что делать. Но есть хорошая новость: если мост веры разрушен, Бог силен восстановить его. По этому мосту мы сможем «ходить» к Богу. Каждый из нас когда-либо испытывал чувство полной беспомощности, когда есть проблема, и мы ничего не можем сделать при всём нашем желании, от нас ничего не зависит. Вера освобождает от этого чувства. Вера не беспомощна, но всегда знает, что делать в той или иной ситуации. Какая бы гора ни возвышалась, вера может с ней справиться. Она — мастер, специалист в любой сфере. Исходя из этого, Иисус гарантирует : «Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам». Если бы к нам пришел в гости миллиардер и сказал: «Всё, чего ни попросите, я вам дам», оставались ли бы мы в унынии и депрессии, в безнадежной печали? Еще не имея в руках ответа, мы радовались бы, имея одно только обещание! Но мы имеем дело не с человеком, каким бы богатым он ни был. Сам Всемогущий Бог, Творец неба и земли предлагает нам «чек», выписанный на наше имя! Иисус даёт гарантию, Своё слово. У Него нет другого выхода, как только ответить! Почему же мы не получаем? Не хватает определенного звена: «А без веры угодить Богу невозможно». Что-то должно произойти с нашим мышлением, нашим отношением к словам Иисуса Христа. Всегда есть наша часть и наш выбор. В Библии мы можем видеть, что проблема уныния время от времени постигала и Божьих людей. «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Унывает во мне душа моя; посему я вспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар» (Псалом 41:6-7). Это писал человек Божий, который в унынии забрался на гору и печалился там. Был знаком с унынием и великий муж Божий, Авраам. «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой» (Бытие 15:1-3). Иными словами, Авраам жалуется: «Да у меня нет ничего, Господи», хотя Библия говорит, что он был очень богат золотом, серебром и скотом. Это означает, что у любого человека есть причины для уныния. У кого-то много детей, но нет материальных средств. Кто-то купается в роскоши, но страдает от одиночества. У кого-то есть и деньги, и дети, но нет здоровья. Этот список бесконечен. Пока мы живем на этой земле, всегда будут причины, чтобы печалиться. Авраам был уже в преклонном возрасте, но не имел потомства, что в те времена считалось большим позором. И он пошел за Богом, потому что Бог пообещал ему ответ на его нужду. Написано: «И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» (Бытие 15:4-5). В то время не было Библии, поэтому Бог просто вывел Авраама на улицу и обратил его взгляд на звезды. И душа Авраама оказалась, словно на весах. С одной стороны — аргументы о его возрасте и бесплодности Сарры, которые приводили к унынию. С другой стороны — слово Господне, обещание о сыне. Авраам выбрал верить Богу. Какое-то время его вера вела его, давала силы идти дальше, он жил Божьим словом каждый день. Но проходят годы — ребенка всё нет. Была ли у Авраама серьезная причина для уныния? Конечно. Мы все начинаем унывать, когда ничего в нашей ситуации не меняется. В критический момент их переживаний Сарра предложила Аврааму свой вариант решения проблем — родился Измаил. На какое-то время стало легче. Но уныние никуда не делось, потому что когда Бог снова заговорил с Авраамом, он «пал на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!» (Бытие 17:17-18). И снова Бог заговорил с Авраамом: «Именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его…» (Быт.17:19-20). Написано, что Авраам поверил Господу. Чувства Авраама твердили обратное, реальность показывала на невозможное, естественные обстоятельства говорили, что ему суждено закончить жизнь бездетным. Но есть альтернатива — Божье слово, и Авраам выбрал его! И когда он поверил Богу, «Он вменил ему это в праведность». Авраам получил свой ответ. Бог исполнил всё, что ему обещал, и радость Авраама была совершенной! Есть Божья часть, а есть наша. Мы все бываем в таком состоянии, когда чаша аргументов старается перевесить чашу Божьих обещаний. Мы должны выбрать. В унынии ничего хорошего нет. Написано: «Унылый дух сушит кости» (Притчи 17:22). От нашего уныния плохо и нам самим, и нашей семье, и окружающим. Уныние не решает проблем, не движет к достижению цели, не поднимает и не делает нас активными. Наоборот, опускаются руки, ничего не хочется делать. Не лучше ли выбрать слово Господа? В Новом Завете мы видим историю о царедворце, который проделал долгий путь, чтобы попросить Иисуса об исцелении умирающего сына. Он пришел в подавленном состоянии, потому что человек в такой ситуации просто не может быть радостным. Но царедворец спешил ко Христу, потому что слышал, что Он исцеляет, есть конкретные результаты. Вдруг происходит неожиданное: Иисус не пошел к нему домой. Он сказал всего три слова: «Сын твой здоров». Что делать в такой ситуации? С одной стороны — чувства, мысли об умирающем дома сыне, атакующие разум, как раскаленные стрелы. С другой стороны — слова Иисуса Христа. Царедворец сделал свой выбор, и подавленный, несчастный отец превратился в совершенно другого человека. Его обратный путь домой был уже совсем другим — полным ожидания. Когда он встретил своих слуг, их лица уже о чем-то говорили. Вернувшись домой, он увидел своего сына здоровым, и радости его не было конца! Вот что Бог хочет сделать с нами! Вот что Он хочет произвести в наших сердцах! Вера — это лекарство от уныния, от гнетущей скуки, когда мы не видим никакой перспективы, никакой надежды. Вера освобождает от этого состояния, исцеляет от уныния. Скука уходит, возвращается интерес к жизни, появляются новые цели, возможности! Когда Иисус Христос умер на кресте, ученики находились не просто в унынии, но в глубокой скорби. Но вот они отправились ко гробу и встретили там двух ангелов, которые сказали: «Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим» (Луки 24:6-9). Всё, что нам нужно — вспомнить слова Иисуса. Вспомнить всё, что Он говорил нам. Когда мы вспомним, вера поднимется в наших сердцах, и с унынием будет покончено! Вспоминайте снова и снова. Также пребывайте в написанном Слове Божьем. Когда обстоятельства атакуют, когда чувства поднимаются, когда всё говорит обратное, так важно знать: а что Бог говорит по этому случаю? Каково Его мнение? Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Церковь или корпорация? и Как достичь терпения? www.invictory.comКак побороть уныние и депрессию. Мрачное подавленное состояние духа безнадежная печаль
Подавленное состояние, хандра – что делать, и как вернуться к обычной жизни?
Уныние - Восхождение
Уныние
Уныние - Восхождение
Уныние
Уныние - Восхождение
Уныние
Уныние - Восхождение
Уныние
Как побороть уныние и депрессию