План урока по русскому языку на тему "Простое осложненное предложение" (8 класс). Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность


Юлиус Фучик - Репортаж с петлей на шее

В моем повествовании – не знаю, смогу ли я продолжать его (ведь неизвестно, что сулит любой день и час), – часто повторяется слово, которое служит названием этой главы: "Четырехсотка".

Сначала "Четырехсотка" была для меня только комнатой, где я провел первые часы в безрадостных размышлениях. Но это была не просто комната – это был коллектив. И коллектив бодрый и боевой.

"Четырехсотка" родилась в 1940 году, когда значительно "расширилось делопроизводство" отдела по борьбе с коммунистами. Здесь устроили филиал "кинотеатра", где, ожидая допроса, сидели подследственные; это был филиал специально для коммунистов, чтобы не приходилось таскать арестованных по всякому поводу с первого этажа на четвертый. Арестованные должны были постоянно находиться у следователей под рукой. Это облегчало работу. Таково было назначение "Четырехсотки".

Но посади вместе двух заключенных, да еще коммунистов, и через пять минут возникает коллектив, который перепутает все карты гестаповцев.

В 1942 году "Четырехсотку" уже не называли иначе, как "коммунистическим центром". Многое видала эта комната, не одна тысяча коммунистов, женщин и мужчин, сменилась на этих скамейках, одно лишь оставалось неизменным: дух коллектива, преданность борьбе и вера в победу.

"Четырехсотка" – это был окоп, выдвинутый далеко за передний край, со всех сторон окруженный противником, обстреливаемый сосредоточенным огнем, однако ни на миг не помышляющий о сдаче. Это был окоп под красным знаменем, и здесь проявлялась солидарность всего народа, борющегося за свое освобождение.

Внизу, в "кинотеатре", прохаживались эсэсовцы и покрикивали на арестованных за каждое движение глаз. Здесь, в "Четырехсотке", за нами надзирали чешские инспекторы и агенты из полицейского управления, попавшие на службу в гестапо в качестве переводчиков – иногда добровольно, иногда по приказу начальства. Каждый из них делал свое дело: одни выполняли обязанности сотрудника гестапо, другие – долг чеха. Некоторые держались средней линии.

Здесь нас не заставляли сидеть вытянувшись, сложив руки на коленях и устремив неподвижный взгляд вперед. Здесь можно было сидеть более непринужденно, оглянуться, сделать знак рукой… А иной раз можно было отважиться и на большее – в зависимости от того, кто из надзирателей дежурил.

"Четырехсотка" была местом глубочайшего познания существа, именуемого человеком. Близость смерти обнажала каждого: и тех, кто носил на левой руке красную повязку заключенного коммуниста или подозреваемого в сотрудничестве с коммунистами, и тех, чьей обязанностью было сторожить их или допрашивать в одной из соседних комнат. На допросах слова могли быть защитой или оружием. Но в "Четырехсотке" укрыться за слова было невозможно. Здесь были важны не твои слова, а твое нутро. А от него оставалось только самое основное. Все второстепенное, наносное, все, что сглаживало, ослабляло, приукрашивало основные черты твоего характера, отпадало, уносилось предсмертным вихрем. Оставалась только самая суть, самое простое: верный остается верным, предатель предает, обыватель отчаивается, герой борется. В каждом человеке есть сила и слабость, мужество и страх, твердость и колебание, чистота и грязь. Здесь оставалось только одно из двух. Или – или. Тот, кто пытался незаметно балансировать, бросался в глаза так, как если бы вздумал с кастаньетами и в шляпе с пером плясать на похоронах.

Были такие и среди заключенных, были такие и среди чешских инспекторов и агентов. В кабинете следователя иной кадил нацистскому господу богу, а в "Четырехсотке" – большевистскому "дьяволу". На глазах у немецкого следователя он выбивал заключенному зубы, чтобы заставить его выдать явки, а в "Четырехсотке" дружески предлагал ему кусок хлеба. При обыске он начисто обкладывал твою квартиру, а в "Четырехсотке" подсовывал тебе украденную у тебя же сигарету – я, мол, тебе сочувствую. Была и другая разновидность того же типа: эти по своей инициативе никого не истязали, но и не помогали никому. Они беспокоились только о собственной шкуре. Это делало их отличным политическим барометром. Они сухи и строго официальны с заключенными? Можете быть уверены: немцы наступают на Сталинград. Они приветливы и заговаривают с нами? Положение улучшается, немцев, очевидно, побили под Сталинградом. Начинаются толки о том, что они коренные чехи и что их силой заставили служить в гестапо? Превосходно! Наверняка Красная Армия продолжает наступление – уже за Ростовом! Такой уж это народ: когда тонешь, они стоят, засунув руки в карманы, а когда тебе удается без их помощи выбраться на берег, они бегут к тебе с протянутой рукой.

Люди этого сорта чувствовали коллектив "Четырехсотки" и старались сблизиться с ним, ибо сознавали его силу. Но никогда они не принадлежали к нему.

Были и такие, которые не имели никакого представления о коллективе. Их можно было бы назвать убийцами, но убийцы – все-таки люди. Это были говорившие по-чешски звери с дубинками и железными прутьями в руках. Чехов-заключенных они истязали так, что даже многие гестаповцы-немцы не выдерживали этого зрелища. У таких мучителей не могло быть даже лицемерной ссылки на интересы своей нации или германского государства, они мучили и убивали просто из садизма. Они выбивали зубы, били так, что лопались барабанные перепонки, выдавливали глазные яблоки, били ногами, в пах, пробивали черепа, забивали до смерти с неслыханной жестокостью, не имевшей других источников, кроме звериной натуры. Ежедневно я видел этих палачей, вынужден был говорить с ними, терпеть их присутствие, от которого все вокруг наполнялось кровью и стонами. Нам помогала лишь твердая вера, что они не уйдут от возмездия. Не уйдут, даже если бы им удалось умертвить всех свидетелей своих злодеяний!

А рядом с ними, за тем же столом и как будто в тех же чинах, сидели те, которых справедливо было бы назвать Людьми с большой буквы. Люди, которые превращали организацию заключения в организацию заключенных, которые помогали создавать коллектив "Четырехсотки" и сами принадлежали к нему всем сердцем, бесстрашно служили ему. Величие их души тем больше, что они не были коммунистами. Наоборот, прежде в качестве чехословацких полицейских они воевали с коммунистами, но потом, когда увидели коммунистов в борьбе с оккупантами, поняли силу и значение коммунистов для всего чешского народа. А поняв, стали верно служить общему делу и помогать каждому, кто и в тюрьме остался верен этому делу.

Многие подпольщики на свободе поколебались бы, если бы ясно представили себе, какие ужасы ждут их в застенках гестапо. У наших тайных друзей в тюрьме все эти ужасы были постоянно перед глазами, они видели их каждый день, каждый час. Каждый день, каждый час они могли сами стать заключенными, и им пришлось бы еще хуже, чем другим. И все же они не колебались. Они помогли спасти тысячи жизней и облегчить участь тех, кого спасти не удалось. Назовем их по праву героями. Без их помощи "Четырехсотка" никогда не могла бы стать тем, чем она стала для многих тысяч коммунистов: светлым пятном в доме мрака, укреплением в тылу у врага, очагом борьбы за свободу в самой берлоге оккупантов.

Глава V. ЛЮДИ И ЛЮДИШКИ. 1

Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.

Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безыменных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали: не было безыменных героев. Были люди, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!

Пали целые поколения героев. Полюбите хотя бы одного из них, как сыновья и дочери, гордитесь им, как великим человеком, который жил будущим. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня. Тот же, кто из праха прошлого хотел соорудить плотину и остановить половодье революции, тот – лишь фигурка из гнилого дерева, пусть даже на мундире у него сейчас золотые галуны! Но и этих людишек надо разглядеть во всем их ничтожестве и подлости, во всей их жестокости и смехотворности, ибо и они – материал для будущих суждений.

То, что я смогу еще рассказать, – это только сырой материал, свидетельские показания, не больше. Фрагменты, которые мне удалось подметить на малом участке без перспективы. Но в них есть черты подлинной правды, контуры больших и малых людей и людишек.

ЕЛИНЕКИ

Иозеф и Мария. Он трамвайщик, она служанка. Стоило посмотреть на их квартиру! Простая, непритязательная современная мебель, библиотечка, статуэтки, картины на стенах и чистота прямо невероятная. Казалось, что вся жизнь хозяйки – в этой квартирке, что она и понятия не имеет об окружающем мире. А между тем она уже давно была членом Коммунистической партии и по-своему мечтала о справедливости. Оба вели работу скромно и незаметно, оба были преданы делу и не отступили перед трудностями в тяжелые времена оккупации.

Юлиус Фучик - Репортаж с петлей на шее

Через три года гестаповцы ворвались в их квартиру. Иозеф и Мария стояли рядом, подняв руки…

profilib.net

Читать онлайн "Репортаж с петлей на шее" автора Фучик Юлиус - RuLit

Но посади вместе двух заключенных, да еще коммунистов, и через пять минут возникает коллектив, который перепутает все карты гестаповцев.

В 1942 году «Четырехсотку» уже не называли иначе, как «коммунистическим центром». Многое видала эта комната, не одна тысяча коммунистов, женщин и мужчин, сменилась на этих скамейках, одно лишь оставалось неизменным: дух коллектива, преданность борьбе и вера в победу.

«Четырехсотка» – это был окоп, выдвинутый далеко за передний край, со всех сторон окруженный противником, обстреливаемый сосредоточенным огнем, однако ни на миг не помышляющий о сдаче. Это был окоп под красным знаменем, и здесь проявлялась солидарность всего народа, борющегося за свое освобождение.

Внизу, в «кинотеатре», прохаживались эсэсовцы и покрикивали на арестованных за каждое движение глаз. Здесь, в «Четырехсотке», за нами надзирали чешские инспекторы и агенты из полицейского управления, попавшие на службу в гестапо в качестве переводчиков – иногда добровольно, иногда по приказу начальства. Каждый из них делал свое дело: одни выполняли обязанности сотрудника гестапо, другие – долг чеха. Некоторые держались средней линии.

Здесь нас не заставляли сидеть вытянувшись, сложив руки на коленях и устремив неподвижный взгляд вперед. Здесь можно было сидеть более непринужденно, оглянуться, сделать знак рукой… А иной раз можно было отважиться и на большее – в зависимости от того, кто из надзирателей дежурил.

«Четырехсотка» была местом глубочайшего познания существа, именуемого человеком. Близость смерти обнажала каждого: и тех, кто носил на левой руке красную повязку заключенного коммуниста или подозреваемого в сотрудничестве с коммунистами, и тех, чьей обязанностью было сторожить их или допрашивать в одной из соседних комнат. На допросах слова могли быть защитой или оружием. Но в «Четырехсотке» укрыться за слова было невозможно. Здесь были важны не твои слова, а твое нутро. А от него оставалось только самое основное. Все второстепенное, наносное, все, что сглаживало, ослабляло, приукрашивало основные черты твоего характера, отпадало, уносилось предсмертным вихрем. Оставалась только самая суть, самое простое: верный остается верным, предатель предает, обыватель отчаивается, герой борется. В каждом человеке есть сила и слабость, мужество и страх, твердость и колебание, чистота и грязь. Здесь оставалось только одно из двух. Или – или. Тот, кто пытался незаметно балансировать, бросался в глаза так, как если бы вздумал с кастаньетами и в шляпе с пером плясать на похоронах.

Были такие и среди заключенных, были такие и среди чешских инспекторов и агентов. В кабинете следователя иной кадил нацистскому господу богу, а в «Четырехсотке» – большевистскому «дьяволу». На глазах у немецкого следователя он выбивал заключенному зубы, чтобы заставить его выдать явки, а в «Четырехсотке» дружески предлагал ему кусок хлеба. При обыске он начисто обкладывал твою квартиру, а в «Четырехсотке» подсовывал тебе украденную у тебя же сигарету – я, мол, тебе сочувствую. Была и другая разновидность того же типа: эти по своей инициативе никого не истязали, но и не помогали никому. Они беспокоились только о собственной шкуре. Это делало их отличным политическим барометром. Они сухи и строго официальны с заключенными? Можете быть уверены: немцы наступают на Сталинград. Они приветливы и заговаривают с нами? Положение улучшается, немцев, очевидно, побили под Сталинградом. Начинаются толки о том, что они коренные чехи и что их силой заставили служить в гестапо? Превосходно! Наверняка Красная Армия продолжает наступление – уже за Ростовом! Такой уж это народ: когда тонешь, они стоят, засунув руки в карманы, а когда тебе удается без их помощи выбраться на берег, они бегут к тебе с протянутой рукой.

Люди этого сорта чувствовали коллектив «Четырехсотки» и старались сблизиться с ним, ибо сознавали его силу. Но никогда они не принадлежали к нему.

Были и такие, которые не имели никакого представления о коллективе. Их можно было бы назвать убийцами, но убийцы – все-таки люди. Это были говорившие по-чешски звери с дубинками и железными прутьями в руках. Чехов-заключенных они истязали так, что даже многие гестаповцы-немцы не выдерживали этого зрелища. У таких мучителей не могло быть даже лицемерной ссылки на интересы своей нации или германского государства, они мучили и убивали просто из садизма. Они выбивали зубы, били так, что лопались барабанные перепонки, выдавливали глазные яблоки, били ногами, в пах, пробивали черепа, забивали до смерти с неслыханной жестокостью, не имевшей других источников, кроме звериной натуры. Ежедневно я видел этих палачей, вынужден был говорить с ними, терпеть их присутствие, от которого все вокруг наполнялось кровью и стонами. Нам помогала лишь твердая вера, что они не уйдут от возмездия. Не уйдут, даже если бы им удалось умертвить всех свидетелей своих злодеяний!

www.rulit.me

Telegina-2 - Город мастеров - Дистанционные творческие конкурсы

 

 

ГБС(К)ОУ "Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №142 VIII вида"

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Несклоняемые имена существительные»

 

 

 

 

 

Разработала:

Учитель русского языка

и литературы ГБС(к)ОУ

«Казанская школа №142»

Телегина С.А.

 

 

 

 

 

 

Тема: Простое предложение

 

Цели:

1.       систематизировать знания о простом осложнённом предложении с

обособленными однородными членами,  с обособленными определениями,  с обособленными обстоятельствами,  дополнениями;

2. закреплять умение   различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте,  объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать  предложения с обособленными членами предложения и  передавать  смысловые отношения между частями предложения; 

3. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться  изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

4. содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.

 

Оборудование: карточки с текстом для анализа, карточка-ребус, проектор, экран,  компьютер, презентация.

Ход урока:

I.                  Организационный момент. Рефлексия.

II.           Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.

 

- На доске дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

                  

Говорила она,  как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.

 (М.Горький. Детство.)

 

- Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные  члены предложения, обособленные определения и обстоятельства)

         - Итак, что же мы должны с вами повторить, уметь видеть и использовать.  Определите цели нашего урока.

                  

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

 

1.            Повторение теории с попутным закреплением материала:

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым? (Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:1) однородные члены предложения;

2) обособленные члены предложения;

3) вводные и вставные конструкции;

4) обращения

 

1) однородные члены предложения:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие слова называются обобщающими?

- Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

-В предложениях с однородными членами  расставьте пропущенные знаки препинания,  составьте схемы.

 

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6.  И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы)

 

2) вводные слова и вставные конструкции:

- Что могут  обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения)

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения)

- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире)

Задание на отличие вводных слов от членов предложения:

- Заполните таблицу примерами.  Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

 

   1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно  едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно  огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов)  6. Ваше право на отпуск  бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9.  Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить.  10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

              Вводные слова

       Члены предложения

 

 

(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11  предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)

 (Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

 

3) обособленные определения и обстоятельства:

-Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

- Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

1. Проверка домашнего задания:

- Откройте домашний текст №17, назовите предложения с обособленными определениями и объясните условия их обособления.(дети зачитывают и объясняют)

2. Задания, связанные с причастными , деепричастными оборотами.

А. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

1) 1;

2) 1,2;

3) 1,3;

4) 1, 2, 3

Б. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснение все запятые?

   Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звездами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.

1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота;

2) 2, 4 - выделяются два причастных оборота;

3) 1,3 - выделяется причастный оборот;

4) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот

(ответы А-3; Б – 3)

 

3. Чтение текста «Рождение музыки» и его анализ.

- Послушайте текст и определите его тему.

- Назовите основную мысль текста.

- Задание по вариантам: 1 вариант находит предложения с обособленными определениями и записывает их номер, второй вариант - предложения с обособленными обстоятельствами.

- Чуткость к музыке – это огромная сила, облагораживающая  духовный мир человека,  и в этой  чуткости  один из  источников  человеческой культуры.  Законна  гордость  любого народа  своими  памятниками,  литературой,  музыкой.   А  что  значит  музыка  для вас?   

(устные ответы-рассуждения учащихся,  учащиеся получают задание наблюдать за употреблением в устной речи  грамотно построенных осложнённых конструкций)                                                    

III.       Информация о домашнем задании

1. Написать сочинение-рассуждение по тексту  «Рождение музыки» А. И. Немировского. Мифы Древней Эллады

2. Подготовить сообщение на тему «Знаки препинания в осложненных простых предложениях»

 3. Составление  тестовых заданий  по теме «Простое осложнённое предложение».

 

IV.       Подведение итогов урока

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

- Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

- Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?

- Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

 

V.           Рефлексия

 

 

www.ggorodmasterov.ru

План урока по русскому языку на тему "Простое осложненное предложение" (8 класс)

Уроки

8-А - 8-Б - 8-В-

Тема: Простое осложненное предложение. Виды осложнений в простых предложениях.

Цели:

1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;

2.закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;

3. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

4. содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.

Ход урока

1х30

  1. Организационный момент. Рефлексия.

  2. Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.

1. Проверка домашнего задания

2. Слово учителя: Давайте вспомним об основных понятиях синтаксиса. У каждого из вас на столе лежит раздаточный материал. Возьмите лист №1. Запишите ответы на тест в тетрадях . На работу у вас есть 5 минут.

Лист №1

Задание   1. Какое предложение является побудительным по цели высказывания?

1. Савраска плетётся ни шагом, ни бегом, не встретишь души на пути.

2. «То-то, — сказал я, — не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

 Задание  2. Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!

2. Только ручей да осиновый лист что-то до боли родное бормочут!

 Задание  3. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

А. Словосочетание.    Б. Предложение.

 Задание 4. Какой знак стоит в конце предложения?

1. От кого у тебя перстенёк золотой

2. Не падай духом Не умирай раньше времени

3. Ах, это ты, Чернушка

А. Точка.    Б. Вопросительный знак.           В. Восклицательный знак.

 Задание 5. Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?

2. Журка в воду — и поплыл через море.

А. Распространённое.   Б. Нераспространённое.

 Задание 6. Определите тип связи в словосочетании «неправильно сказать».

1.Согласование. 2. Управление. 3. Примыкание.

Задание  7.      Определите подлежащее в предложениях.

1. Враги нам лучшие друзья...  (А. Враги.  Б. Друзья)

2. Что ветры мне и сине море?  ( А. Ветры и море.   Б. Что.)

3. О чём ты воешь, ветер ночной?  ( А. Ветер.  Б. Ты.)

  Задание  8.  Какое предложение не имеет подлежащего?

1. И этот звон люблю я! .

2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!

Задание 9. Определите сказуемое в предложении «Их круг тесней уж становился»

1. Становился. 2. Становился тесней.

  Задание 10. Определите, ставится ли тире в простых предложениях.

1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.

2. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

А. Тире ставится.   Б. Тире не ставится.

 Задание 11.   Завершите высказывание. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:

1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.

2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме местоимений): существительными, глаголами, числительными.

3. Перед указательными словами это, вот, это значит.

 

Задание 12.  Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым.  Всем известно, что сорока —

1. Самая болтливая птица на свете.

2. В мороз летает у самой земли.

3. Как надоедливая трещотка.

Задание 13. Определите тип связи в словосочетании «купаться в пруду».

1.Согласование. 2. Управление. 3. Примыкание.

2х30

3. Ознакомление с теоретическим материалом.

Параграф учебника.

4. В раздаточном материале дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.

(М.Горький. Детство.)

- Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные члены предложения, обособленные определения и обстоятельства)

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

    1. Повторение теории с попутным закреплением материала:

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым? (Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:      1) однородные члены предложения;

      2) обособленные члены предложения;

      3) вводные и вставные конструкции;

      4) обращения

1) однородные члены предложения:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие слова называются обобщающими?

- Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

-В предложениях с однородными членами расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6.  И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы)

2) вводные слова и вставные конструкции:

- Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения)

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения)

- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире)

Задание на отличие вводных слов от членов предложения:

- Заполните таблицу примерами. Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов) 6. Ваше право на отпуск бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9. Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить. 10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

Вводные слова

Члены предложения

(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11 предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)

(Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

3) обособленные определения и обстоятельства:

-Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

- Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

3х30

1. Работа в тетрадях и у доски.

Графически объяснить расстановку знаков препинания в предложениях.

1. Книги, прочитанные вами, верните в библиотеку. 2. С самолета не совсем ясно виднелся город, окутанный серым дымом. 3. Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, заинтересовавшими многих, прочитал ряд публичных лекций. 4. Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой. 5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные в нескольких журналах и вышедшие также отдельным изданием, свидетельствуют о несомненном таланте их автора.6. Сопровождаемый лаем караульных псов, я вышел к зоне. 7. Глубоко взволнованный, начинен­ный взрывчатой радостью, ехал из донской станицы Пантелей Прокофьевич. 8. Прямая и честная, матушка ненавидела всякие подходы и извороты. 9. Ниж­няя часть окна была как бы подернута ровным морозом, искристо-голубая, непрозрачная.10. Осажденные, озверелые от голода и тревог, мечутся люди, рвутся под бьющей бедой, стеная и проклиная. 11. Где-то наверху каркали вороны, перелетая с ели на ель, и сбрасывали на тебя снег с потревоженных вершин.

Самостоятельная работа

Вариант 1

1 Члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью, являются одним и тем же членом предложения, называются:

а) обособленными

б) уточняющими

в) однородными

2 Слова, словосочетания, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания, называются:

а) обособленными

б) уточняющими

в) вводными

3 Обращение может быть распространенным:

а) да

б) нет

4 Место обобщающего слова в предложении:

а) обобщающие слова стоят только перед однородными членами

б) обобщающие слова стоят только после однородных членов

в) обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них

5 Слова, которые называют того, к кому обращена речь, называются:

а) обращениями

б) вводными словами

в) подлежащим

Вариант 2

1 Определите, каким является обращение

Русый ветер, какой ты счастливый!

а) нераспространенное

б) распространенное

2 Определите, является ли выделенное слово вводным

Осенью, как водится, бывает по ночам много падающих звезд

а) является

б) не является

3 Укажите значение вводного слова(словосочетания)

Пушкин, по его собственным словам, каждую осень расцветал вновь.

а) чувства говорящего

б) уверенность

в) источник высказывания

4 Укажите, есть ли в предложении с однородными членами обобщающие слова

Хлебом, яблоком, медом, парным молоком ноздреватая пахнет земля.

а) есть обобщающее слово

б) нет обобщающего слова

5 Определите, сколько в предложении однородных членов, если они есть

Свищет ветер под крутым забором, прячется в траву.

а) нет однородных членов

б) два однородных члена

в) три однородных члена

  1. Подведение итогов урока

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

- Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

- Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?

- Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

  1. Домашнее задание

Упражнение 198 письменно

infourok.ru

Тема: Простое осложненное предложение

Тема: Простое осложненное предложение

Цели: 1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;

2.закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;

3. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

^ . содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: карточки с текстом для анализа, карточка-ребус, проектор, экран, компьютер, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия.
  2. Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.
- На доске дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.

(М.Горький. Детство.)

- Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные члены предложения, обособленные определения и обстоятельства)

- Итак, что же мы должны с вами повторить, уметь видеть и использовать. Определите цели нашего урока.

^

    1. Повторение теории с попутным закреплением материала:
- В каких случаях простое предложение считается осложнённым? (Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:      1) однородные члены предложения;

      ^

      3) вводные и вставные конструкции;

      4) обращения

1) однородные члены предложения:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие слова называются обобщающими?

- Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

-В предложениях с однородными членами расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6.  И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы)

2) вводные слова и вставные конструкции:

- Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (^ )

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения)

- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире)

^

- Заполните таблицу примерами. Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов) 6. Ваше право на отпуск бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9. Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить. 10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

Вводные слова Члены предложения
(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11 предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)

(Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

3) обособленные определения и обстоятельства:

-Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

- Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

^

- Откройте домашний текст №17, назовите предложения с обособленными определениями и объясните условия их обособления.(дети зачитывают и объясняют)

^

А. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

^

1) 1;

2) 1,2;

3) 1,3;

4) 1, 2, 3

Б. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснение все запятые?

^

1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота;

2) 2, 4 - выделяются два причастных оборота;

3) 1,3 - выделяется причастный оборот;

^

(ответы А-3; Б – 3)

3. Чтение текста «Рождение музыки» и его анализ.

- Послушайте текст и определите его тему.

- Назовите основную мысль текста.

- Задание по вариантам: 1 вариант находит предложения с обособленными определениями и записывает их номер, второй вариант - предложения с обособленными обстоятельствами.

- Чуткость к музыке – это огромная сила, облагораживающая духовный мир человека, и в этой чуткости один из источников человеческой культуры. Законна гордость любого народа своими памятниками, литературой, музыкой. А что значит музыка для вас?

(устные ответы-рассуждения учащихся, учащиеся получают задание наблюдать за употреблением в устной речи грамотно построенных осложнённых конструкций)

  1. Информация о домашнем задании
1. Написать сочинение-рассуждение по тексту «Рождение музыки» А. И. Немировского. Мифы Древней Эллады

2. Подготовить сообщение на тему «Знаки препинания в осложненных простых предложениях»

3. Составление тестовых заданий по теме «Простое осложнённое предложение».

  1. Подведение итогов урока
- В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

- Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

- Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?

- Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

  1. Рефлексия

dmee.ru

Отработка навыков по строению простого предлож

Урок письма и развития речи в 7 классе Дата: Тема: Отработка навыков по построению простого предложения Цель:  систематизировать знания о простом предложении. Задачи: -закреплять умение   различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; -умение находить их в тексте,  объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать  предложения с обособленными членами предложения и  передавать  смысловые отношения между частями предложения;   -закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться  изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения Оборудование: учебник Тип урока: комбинированный Ход урока Оргмомент. Подготовка к работе на основном этапе.         - На доске дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.                  Говорила она,  как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.  (М.Горький. Детство.)- Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные  члены предложения, обособленные определения и обстоятельства)-3.Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 4.Повторение теории с попутным закреплением материала: -В каких случаях простое предложение считается осложнённым? (Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются: 1) однородные члены предложения;       2) обособленные члены предложения;       3) вводные и вставные конструкции;       4) обращения 1) однородные члены предложения:  - Какие члены предложения называются однородными? - Какие слова называются обобщающими? - Каковы правила пунктуации при однородных членах? Задание: -В предложениях с однородными членами  расставьте пропущенные знаки препинания,  составьте схемы. 1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6.  И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом. 2) вводные слова и вставные конструкции: - Что могут  обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения) - Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения) - Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире)Задание на определение простого предложения:  1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно  едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно  огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов)  6. Ваше право на отпуск  бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9.  Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить.  10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев) 3) обособленные определения и обстоятельства: -Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.) - Каковы условия обособления второстепенных членов предложения? - Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений? - Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств? - С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения? Итог. Рефлексия Д/з: самостоятельно придумать простое предложение, записать, составить схему 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о видах предложений по их признакам; отрабатывать навыки синтаксического анализа предложения; повторить ранее изученный материал. 2. Развивать навыки анализа простого осложненного предложения. 3. Прививать интерес к изучению русского языка. Ход урока. 1.Орг. момент. Приветствие. Сообщение цели занятия. Оформление тетради. 2.Блиц-опрос (устно). В переводе с греческого языка слово «синтаксис» обозначает? (составление, построение, порядок) Что изучает синтаксис? (словосочетание и предложение) Словосочетание – это… (два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически) Предложение – это… (основная единица языка, которая выражает законченную мысль и отношение говорящего к тому, что он говорит, т. е. предложение обязательно показывает, зачем он это говорит: сообщает о чем-то, или требует, чтобы что-то было сделано, или спрашивает о чем-то) Какие способы подчинительной связи в словосочетании характерны для русского языка? Определите способ связи слов в следующих словосочетаниях: говорить улыбаясь (прим.), хороший день (согл.), страницы книги (управ.), стремление познать (прим.) Какие предложения могут быть: - по цели высказывания - по эмоциональной окраске - по количеству грамматических основ - по наличию главных членов - по наличию второстепенных членов Какие виды односоставных предложений свойственны русскому языку? По количеству грамматических основ предложения могут быть простыми и сложными. Какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП) Средством связи простых предложений в составе ССП являются сочинительные союзы. На какие группы они делятся? В чем заключается разница между ССП и СПП? Какие виды придаточных предложений вам известны? Какие типы подчинения придаточных предложений в составе СПП вы знаете? (однородное, последовательное, параллельное). Когда между частями БСП ставится двоеточие? Какое синтаксическое средство использовано в строчках М. Цветаевой: «Брат нежный мой! Сестра моя!» (Инверсия) 3.Практическая работа Выполнить синтаксический анализ предложений. 1) Впереди меня многое ждет: хорошая специальность, оправдание родительских чаяний и самая лучшая девушка в мире, о которой даже думается в стихах! 2) Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть. 3) Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. 4) История – лучший драматург: она позволяет себе любые условности, симметрию почти геометрическую (Д.Гр.). 5) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. 6) Вижу лунный свет сквозь листву густых ракит, слышу ровный стук неподкованных копыт. 7) Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. 8) Мне нравится, что Вы больны не мной. (М. Цветаева) 5.Подведение итогов занятия. 6.Домашнее задание: Пока свободою горим, Пока сердца1 для чести3 живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!4 (А. С. Пушкин)

schoolfiles.net

План урока по русскому языку на тему 'Простое осложненное предложение' (8 класс)

Уроки

8-А - 8-Б - 8-В-

Тема: Простое осложненное предложение. Виды осложнений в простых предложениях.

Цели:

1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;

2.закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;

3. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

4. содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.

Ход урока

1х30

  1. Организационный момент. Рефлексия.

  2. Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.

1. Проверка домашнего задания

2. Слово учителя: Давайте вспомним об основных понятиях синтаксиса. У каждого из вас на столе лежит раздаточный материал. Возьмите лист №1. Запишите ответы на тест в тетрадях . На работу у вас есть 5 минут.

Лист №1

Задание 1. Какое предложение является побудительным по цели высказывания?

1. Савраска плетётся ни шагом, ни бегом, не встретишь души на пути.

2. «То-то, - сказал я, - не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Задание 2. Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!

2. Только ручей да осиновый лист что-то до боли родное бормочут!

Задание 3. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

А. Словосочетание. Б. Предложение.

Задание 4. Какой знак стоит в конце предложения?

1. От кого у тебя перстенёк золотой

2. Не падай духом Не умирай раньше времени

3. Ах, это ты, Чернушка

А. Точка. Б. Вопросительный знак. В. Восклицательный знак.

Задание 5. Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?

2. Журка в воду - и поплыл через море.

А. Распространённое. Б. Нераспространённое.

Задание 6. Определите тип связи в словосочетании «неправильно сказать».

1.Согласование. 2. Управление. 3. Примыкание.

Задание 7. Определите подлежащее в предложениях.

1. Враги нам лучшие друзья... (А. Враги. Б. Друзья)

2. Что ветры мне и сине море? ( А. Ветры и море. Б. Что.)

3. О чём ты воешь, ветер ночной? ( А. Ветер. Б. Ты.)

Задание 8. Какое предложение не имеет подлежащего?

1. И этот звон люблю я! .

2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!

Задание 9. Определите сказуемое в предложении «Их круг тесней уж становился»

1. Становился. 2. Становился тесней.

Задание 10. Определите, ставится ли тире в простых предложениях.

1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.

2. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

А. Тире ставится. Б. Тире не ставится.

Задание 11. Завершите высказывание. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:

1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.

2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме местоимений): существительными, глаголами, числительными.

3. Перед указательными словами это, вот, это значит.

Задание 12. Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым. Всем известно, что сорока -

1. Самая болтливая птица на свете.

2. В мороз летает у самой земли.

3. Как надоедливая трещотка.

Задание 13. Определите тип связи в словосочетании «купаться в пруду».

1.Согласование. 2. Управление. 3. Примыкание.

2х30

3. Ознакомление с теоретическим материалом.

Параграф учебника.

4. В раздаточном материале дан текст - расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.

(М.Горький. Детство.)

- Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные члены предложения, обособленные определения и обстоятельства)

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

  1. Повторение теории с попутным закреплением материала:

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым? (Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:1) однородные члены предложения;

2) обособленные члены предложения;

3) вводные и вставные конструкции;

4) обращения

1) однородные члены предложения:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие слова называются обобщающими?

- Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

-В предложениях с однородными членами расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы)

2) вводные слова и вставные конструкции:

- Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения)

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения)

- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире)

Задание на отличие вводных слов от членов предложения:

- Заполните таблицу примерами. Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов) 6. Ваше право на отпуск бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9. Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить. 10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

Вводные слова

Члены предложения

(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11 предложениях выделенные слова - вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 - члены предложения)

(Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

3) обособленные определения и обстоятельства:

-Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

- Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

3х30

1. Работа в тетрадях и у доски.

Графически объяснить расстановку знаков препинания в предложениях.

1. Книги, прочитанные вами, верните в библиотеку. 2. С самолета не совсем ясно виднелся город, окутанный серым дымом. 3. Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, заинтересовавшими многих, прочитал ряд публичных лекций. 4. Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой. 5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные в нескольких журналах и вышедшие также отдельным изданием, свидетельствуют о несомненном таланте их автора.6. Сопровождаемый лаем караульных псов, я вышел к зоне. 7. Глубоко взволнованный, начинен­ный взрывчатой радостью, ехал из донской станицы Пантелей Прокофьевич. 8. Прямая и честная, матушка ненавидела всякие подходы и извороты. 9. Ниж­няя часть окна была как бы подернута ровным морозом, искристо-голубая, непрозрачная.10. Осажденные, озверелые от голода и тревог, мечутся люди, рвутся под бьющей бедой, стеная и проклиная. 11. Где-то наверху каркали вороны, перелетая с ели на ель, и сбрасывали на тебя снег с потревоженных вершин.

Самостоятельная работа

Вариант 1

1 Члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью, являются одним и тем же членом предложения, называются:

а) обособленными

б) уточняющими

в) однородными

2 Слова, словосочетания, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания, называются:

а) обособленными

б) уточняющими

в) вводными

3 Обращение может быть распространенным:

а) да

б) нет

4 Место обобщающего слова в предложении:

а) обобщающие слова стоят только перед однородными членами

б) обобщающие слова стоят только после однородных членов

в) обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них

5 Слова, которые называют того, к кому обращена речь, называются:

а) обращениями

б) вводными словами

в) подлежащим

Вариант 2

1 Определите, каким является обращение

Русый ветер, какой ты счастливый!

а) нераспространенное

б) распространенное

2 Определите, является ли выделенное слово вводным

Осенью, как водится, бывает по ночам много падающих звезд

а) является

б) не является

3 Укажите значение вводного слова(словосочетания)

Пушкин, по его собственным словам, каждую осень расцветал вновь.

а) чувства говорящего

б) уверенность

в) источник высказывания

4 Укажите, есть ли в предложении с однородными членами обобщающие слова

Хлебом, яблоком, медом, парным молоком ноздреватая пахнет земля.

а) есть обобщающее слово

б) нет обобщающего слова

5 Определите, сколько в предложении однородных членов, если они есть

Свищет ветер под крутым забором, прячется в траву.

а) нет однородных членов

б) два однородных члена

в) три однородных члена

  1. Подведение итогов урока

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

- Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

- Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?

- Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

  1. Домашнее задание

Упражнение 198 письменно

botana.cc


Смотрите также