Святитель Иоанн Златоуст - Беседы на пророка Исаию, беседа 11. Убьет духом уст своих


Гибель антихриста  •  о конце времен...

«Никакая человеческая сила не может противостоять антихристу. Только сам Господь, придя вторично на землю во всей славе Своей, победит его. Тогда наступит Страшный Суд Христов и конец нашего мира. И схвачен (будет) зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые (будут) брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его. А диавол, прельщавший их, (будет) ввергнут в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». «Как бы ни изъясняли это таинственное видение, однако в нем нужно видеть факт, возвещенный для будущего времени, то есть будущее падение антихриста и разрушение его власти. Апостол Павел предсказывает такой же конец беззаконника антихриста: И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 Фес. 2, 8). Так думают и святые Отцы Церкви. Итак, оправдаются слова Псалмопевца: Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу (Пс. 36, 35—36). Победа останется за Богом и Его Христом». «Всего хода дел, как он этого достигнет, не изображает апостол, хотя приемы, какие он будет употреблять, указывает ниже. Здесь же говорит только наперед, что как великим ни покажется он, но Господь дохнет только, — и его не станет. Его же Господь Иисус убьет, лишит жизни, поразит насмерть, как человека смертного, достойного всякой кары. Духом уст Своих, или словом, или дохновением: скажет слово, или дохнет только, и жизнь того пресечется. По Экумению, дух уст есть повеление и приказ, и как бы дуновение. Еще Исайя провидел, что жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И в Апокалипсисе Христос Господь, наименованный Словом Божьим, изображается так, что из уст Его исходит оружие острое, как видно, в знак решительности, скорости и непощадности праведного суда Божьего и гнева, его сопровождающего; вследствие чего Он и зверя, и лживого пророка его, прельстившего многих знамениями своими, ввергнет в озеро огненное, горящее жупелом. Можно потому положить, что и у апостола здесь убиение духом уст есть окончательное решение участи беззаконника низвержением его в ад. И упразднит, праздным сделает место его, исключит его из числа живых, — то же, что и убьет. Греческое слово дает намек и на то, что с упразднением беззаконника Господь разорит, разделает и дела его. Вся помпа его, все при­зрачности обманчивые исчезнут, и все увидят ничтожность его и лживость показности его. Явлением пришествия Его, или актом пришествия, самим пришествием, или образом пришествия, тем видом, в каком оно совершится. То и другое означает, что как тает воск от лица огня, как исчезает дым пред лицом ветра, так пред лицом Господа, грядущего на суде, не постоит беззаконник и всё дело его, всё развеется, как прах. Так величественно, всемощно и грозно для человека беззакония и всех грешников будет пришествие Господне! Блаженный Феодорит пишет: Апостол, сколько можно было, показал великость Владычного могущества. Ибо, пришедши с небес, говорит он, ска­жет только и предаст конечной гибели губителя. Но думается, что в этом изображении можно видеть и всеочистительную силу Второго Пришествия Господня в огне пламенном, как помянуто выше. Теперь всякий грех и беззаконие ходят по стогнам мира, подняв главу, в смеси с добродетелью и правдой и даже с преобладанием над ними. Тогда же отделятся праведники от грешников, и эти последние заключены будут в одно неисходное место. На сцене мира останется одна чистота, святость и правда. Это имеющее быть, очищение всего сущего, и изображает апостол под видом упразднения беззаконника и дела его явлением пришествия Господня. Придет Господь, — и как гонит свет тьму, и ветер туман, так и Она прогонит и стеснит всякую неправду и грех в место, им определенное. И настанет всесветлое царство истины и добра. Об этой ничтожности беззаконника и всей призрачной помпы его пред величием и силой Господа говорит апостол прежде изображения льстивых и опасных для немощи нашей козней его, чтоб держать упование и надежду на Гос­пода в бодренном и крепком виде, а это для того, чтоб последующим изображением козней антихриста не навести уныния и ужаса на Солунян. Он внушает им: придет сын погибели, но не бойтесь, вы вот в какого Господа веруе­те! Св. Златоуст пишет: „Явится беззаконник. Что же потом? Тотчас за этим следует у апостола утешение, ибо он прибавляет: его же Господь убьет. Подобно тому, как огонь, когда только приближается, еще прежде чем подойдет, приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, которые даже вдали находятся; так точно и Христос одним Своим появлением и пришествием убьет антихриста. Довольно только того, что Он явится, и все это погибнет. Едва только явится Господь, как уже положит конец обольщению“. »Апостол, сколько можно было, — говорит блаженный Феодорит, — показал величие Владычнего могущества. Ибо, пришедши с небес, скажет только и тем предаст конечной гибели губителя «. Тайнозритель так изображает гибель антихриста и его лжепророка: „схвачен был зверь и с ним — лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми от обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению; оба живыми брошены в озеро огненное, горящее серою“, т. е. антихрист и лжепророк до страшного суда перейдут непосредственно из этой земной жизни в геенну (озеро огненное, горящее серою), так как для всех будет очевидным, что они заслужили вечные мучения. Обыкновенный порядок тот, что сначала наступает смерть, а потом — суд, а для людей последнего времени — изменение и суд, но для антихриста и лжепророка, чрезвычайных противников Божиих, эта последовательность не будет соблюдена, и они не будут судимы. Хотя тайнозритель не говорит, что они будут брошены в геенну после изменения тел, однако и не отрицает этого; здесь лишь неполнота откровения, но не противоречие другим местам Священного Писания. »После скорби дней антихриста и всех бедствий, которые (по учению Иисуса Христа) будут непродолжительными, ибо ради избранных сократятся, — последует всеобщее изменение законов природы. Грядет новое устроение мира — соответственно настоящему новому порядку в царстве Христовом. Сам Господь Иисус Христос открыл, что прежде Его пришествия последуют изменения, дивные перевороты в природе видимой и невидимой: «Солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе: и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». Второе славное Пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа, согласно учению христианской Церкви, есть один из догматов Православия, а именно седьмой член Символа Веры: И паки грядущего со славою судити живым и мертвым. Его же царствию не будет конца «. Существует предание, что после низвержения антихриста и его лжепророка в геенну мир окончится не сразу, но ещё 45 дней Честной Крест Господень будет сиять на небе, и лишь через 45 дней случится Страшный Суд. »По преданию Глинских старцев, также считается, что после низвержения антихриста и лжепророка в геенну огненную живыми, мир сей сразу после этого не окончится. Пройдет еще 45 дней, и тогда наступит Страшный суд. Когда отверзутся небеса и появится на белом коне сидящий Царь Славы, Господь наш Иисус Христос, когда Он Духом уст Своих убьет антихриста и лжепророка, и тех, кто будет с ним, но не сразу после этого наступит кончина мира, а на небе останется сияющий неизреченным небесным светом тот крест Господень, который будет пред­шествовать Царю Славы, и на котором Он был распят в дни Своего Первого Пришествия на землю. Этот Честной Крест Господень будет сиять на небе 45 дней до Второго пришествия Господня на страшный суд, призывая своим видом оставшихся в живых людей к покаянию, хотя антихриста и лжепророка уже не будет на земле. Вся вселенная, смятенная антихристом и испившая казни Божий — еще раз по Божьему милосердию будет призываться к покаянию негласным сиянием на небе Честного Креста. Хотя прельщенные антихристом люди и поклонились ему и приняли его печать и хотя этим они потеряли способность креститься, т. е. совершать крестное знамение на себе, и хотя, тем самым падением, тяжким отречением от Христа Спасителя нашего истинного Бога, хотя они потеряли Божественную благодать Христову, но у кого-то в то время появится при виде сияющего креста на небе чувство раскаяния и сожаления, что он признал скверного, ничтожного и суетного антихриста за бога, поклонившись ему, но теперь, при виде креста Господня, будет горько стенать и плакать об этом «. »Об особых 45 днях после низвержения сатаны в озеро серное, где уже будут пребывать антихрист и лжепророк, действительно говорит Господь через пророка Даниила: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней (Дан. 12, 11 и 12)». Простая арифметика дает нам искомые 45 дней: 1335 — 1290 = 45. Что же будет происходить в эти дни? Даниилу об этом не было открыто: «Я слышал это, но не понял, и потому сказал: „Господин мой! что же после этого будет?“ И отвечал он: „Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют“ (Дан. 12, 8-10). Мы видим, что нам открыто о том, что нечестивые этого не уразумеют, но только мудрые. Уразумеют сами при помощи Божией благодати и только из числа живущих в последнее время. Вот почему рассказать об этом в полноте не разрешено, иначе и нечестивые узнают, хотя и не поверят. Но кое-что мы можем знать все. Действительно, это будет временем серой мглы, когда солнца, луны и звезд уже не будет. На небе будет сияющее изображение Креста Господня, который будет виден отовсюду и от которого только и будет некоторый свет. Не будет времени в обычном земном понимании. Дни будут отсчитываться по церковному календарю, так как во вне перемен дня и ночи не будет, и никто не сможет узнать дня и часа пришествия Господа». Явится на суде знамение Сына человеческого, т. е. Святой Животворящий Крест Господень. Явится он как для утешения поклоняющихся Распятому Господу и распинающихся Ему, так и для посрамления нечестивых иудеев, распявших на Кресте Господа славы. Обнаружатся дела и сокровенные помышления каждого. Св. Андрей говорит: «отверзутся книги всех деяний и совести и придут в явление всем». Сам Иисус Христос будет полномощным Судьей, ибо Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Хотя на суде будут все три Лица Божественной и Нераздельной Троицы, однако весь суд будет принадлежать одному Сыну, ибо Он претерпел за нас вольные страдания. Судимый неправедно, будет судить всех не­лицеприятным судом. Священное Писание говорит, что кроме Христа будут многие судии. Когда сядет Сын человеческий на престол славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, говорит Господь ученикам, судить двенадцать колен израилевых (Матф. 19, 28). Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете, что мы будем судить аггелов? Апостолы и некоторые Святые будут судить судом несамовластным и самостоятельным, но сообщительным и соизволительным. Похваляя праведный суд Христов, праведники будут судить не только людей, но и демонов. Суд Христов будет отличен от суда человеческого, ибо на нем не все обличится словами, но многое — мыслью. Во всеуслышание Судья скажет тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Вот учение Священного Писания о страшном суде! Все сие мы должны постигать верой, но не любопытством и истязанием. «Видел ты, — говорит св. Златоуст, — как апостол укоряет испытание? (1 Тим. 6, 20). Ибо где вера, там нет места испытанию; где нечего испытывать, там лишни исследования». Испытание — пагуба для веры, ибо испытывающий — верить не может; сего ради говорит: «не упражняемся в испытаниях». Ибо если истязаем — это не вера: вера упокояет помышление. Итак, не будем испытывать, чтобы называться верными. Если слово челове­ческое, то его надлежит исследовать; если Божье — следует только слышать и верить; если не поверим словам, то не поверим и тому, что есть Бог. Первым основанием веры в Бога служит доверие Его учению. За сию веру были похваляемы все древние, без нее же вся растлишася « (Бес. 1-я). »Суд называется Страшным потому, что на нем обнажатся все наши дела, все наши помышления, слова и глубинные желания сердца; все, что мы делали тайно, станет явным, то, что совершалось наедине, — откроется перед всем миром. Что творилось в тайниках нашего сердца, станет открытым и обнаженным. И когда мы увидим свои собственные грехи во всей наготе, безобразии и гнусности, тогда мы готовы будем воскликнуть: «Горы, падите на нас и скройте нас от этого позора!» Святые отцы говорили, что у нас есть некая память сердца. Они называли ее даже камерой сердца, где записывается все, вся наша жизнь, и внутренняя, и внешняя. И вот, на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим на самом деле, какие мы есть, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня. Тогда мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только ко греху и страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом «.

widmaster.presscom.org

Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

<<< | ОГЛАВЛЕНИЕ | БИБЛИОТЕКА | >>>

См. также: Толковая Библия. 2-е послание к Фессалоникийцам св. ап. Павла

Новый Завет

Синодальный перевод*

Главы: 1 | 2 | 3

 

Глава 1

1 Павел и Силуан и Тимофей - Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: 

2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,

4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами 

5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.

6 Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, 

7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, 

8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, 

9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, 

10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, 

12 да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.

 

Глава 2

1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 

2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, 

4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.

7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего 

9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 

10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 

12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 

14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.

16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, 

17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.

 

Глава 3

1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 

2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, 

7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, 

8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,- 

9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.

15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: 

18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

 

 

Система Orphus Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<< | ОГЛАВЛЕНИЕ | БИБЛИОТЕКА | >>>

www.my-bible.info

Священное Писание об антихристе в писаниях святых отцов

Священное Писание об антихристе

Апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам (2, 1-12) пишет: Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом и святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что€€ не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

День второго славного пришествия Христова должен быть для нас вожделенным, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами (1 Фес. 4, 16-18). Зачем же христианам бояться пришествия антихриста, если за ним грядет встреча с Самим Господом Иисусом Христом?!

Ум, по учению Церкви, есть не только рассудок, но в первую очередь правомыслие, то есть Православие, которое требует соблюдать закон Христов, а никак не предаваться досужим фантазиям на благочестивые темы.

Не смущайтесь означает, что ничто не должно колебать нашу веру во Христа Иисуса, то есть нам нужно отвращаться от того, что может ей повредить, сделать ее неправой. Не следует верить никаким с виду благочестивым легендам или слушать людей, которые всячески преувеличивают силу диавола и его слуги антихриста, а следовательно, не веруют во всемогущество Божие. Великий учитель Церкви святой Иоанн Златоуст говорит: "Если кто вам скажет нечто такое, пусть даже Духом Святым изречет пророчество,- не верьте ему" ("Беседа на Послания к Фессалоникийцам"). Иными словами, да не обольстит вас никто никак.

Доколе не придет прежде отступление - эти слова означают не состояние отступления от Бога, в котором находится человечество после преступления Адама, но пришествие того, кто возглавит последнее, окончательное отступление всех времен и народов. Об этом ясно говорит святой Иоанн Златоуст: "Что есть отступление? Самого антихриста считай отступлением, так как он многих должен погубить и увести от Бога". То есть, говоря не смущайтесь, апостол разумеет, что не следует придавать большого значения разглагольствованиям о конце света и прочих грядущих событиях, поскольку они предопределены Самим Богом и никто не в силах здесь что-либо изменить. Будет и великий отступник, который придет во имя свое (Ин. 5, 43), потребует божественных почестей, будет заставлять всех людей исповедовать его истинным Богом. Но это еще не случилось, а поэтому нельзя говорить о пришествии антихриста и тем более о его печати, которая не может существовать до его воцарения над миром. Следовательно, поднимающие шум вокруг темы антихриста и конца света смущают, вводят в заблуждение людей и тем самым тяжко согрешают.

Выше всего называемого Богом и святынею. Антихрист уравняет и унифицирует все существующие мировые религии. Он предложит усредненный вариант единой мировой религии, объединенной, "чисто духовной" церкви, которая не будет учить идолопоклонству и спиритизму или призывать поклоняться сатане. Все старые боги будут упразднены, говорит святой Иоанн Златоуст, то есть подготовится пришествие нового, всеобщего бога, почитание которого превзойдет почитание прежних богов. Этот новый человекобог предложит "чистое поклонение истине в духе", в качестве же объекта поклонения будет фигурировать он сам. Характерным признаком этой эпохи, по учению святого Иоанна Златоуста, будет то, что антихрист не только воссядет как бог в иерусалимском храме, но и повелит поставить свои изображения во всех храмах мира. Многие из борцов за права человека окажутся его фанатичными сторонниками, потому что с самого начала своего владычества он будет стараться выглядеть добрым, усердным, демократичным руководителем человечества. Будем же осторожны - спасти и указать верный путь сможет только истинная вера во Христа и Его Церковь.

И ныне вы знаете, что€ не допускает открыться ему. Что же препятствует антихристу явиться сейчас и уничтожить Церковь? Святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Амвросий Медиоланский, Косьма Этолийский и все православные толкователи Апокалипсиса говорят, что удерживающим началом является римская государственная власть, а не особые дарования Святого Духа, полученные каким-то человеком. Так, святой Иоанн Златоуст учит, что власть Рима будет отменена антихристом. Так считал и преподобный Никодим Святогорец: "Ты же, читатель, прими как самое истинное объяснение святого Иоанна Златоуста".

Знамениями и чудесами ложными. Об этом много написано у святителя Игнатия (Брянчанинова) в книге "Чудеса и знамения", которую мы рекомендуем прочесть всем интересующимся сверхъестественными способностями антихриста.

Еще раз напомним последовательность событий, предшествующих воцарению антихриста. Сначала - падение христианских монархий, а затем и полное уничтожение христианской государственности как таковой, основанной на вере во Христа. После этого придет антихрист, который не сразу явит свою истинную сущность отступника и врага Христова. Печать с изображением своего имени он начнет ставить своим приверженцам лишь в конце царствования. Она никому не будет ставиться насильно, потому что диаволу нужно добровольное отречение от Бога. Далее в небе будет явлено знамение Честного Креста Господня и вслед за тем придет Христос.

Попытки извратить или переиначить ход событий, известный нам из священных книг и писаний святых мужей, свидетельствуют о том, что предпринимающий их человек заблуждается, действует под влиянием диавола, являясь орудием исполнения его замыслов и сея смущение, страх и уныние в людях!

Страхи, нагнетаемые вокруг темы антихриста и его печати, вольно или невольно способствуют лишь признанию его величия, могущества и одновременно порождают неверие во всемогущество Христово, ненадеяние на Бога и в конечном итоге - мысль об ущербности и неистинности христианства. Нам должно всегда помнить, что антихрист по сравнению со Христом - ничтожество! Господь убьет его одним духом уст Своих и истребит его власть и силу в мгновение ока.

В Первом соборном послании (2, 18-27) святой апостол и евангелист Иоанн говорит: Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.

Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

Апостол подчеркивает, что антихристы происходят из среды христиан, то есть они некогда принадлежали Церкви, но впоследствии отпали от нее, поскольку никогда не были ее истинными чадами. Оказывается, недостаточно формально принадлежать Церкви, надо еще стать причастными ее богочеловеческой природе, воспринять ее дух.

Слово "антихрист" можно понимать двояко: антихрист последних времен и та тайна беззакония, о которой говорит святой апостол Павел. Ее служителей, как сознательных, так и невольных, не отдающих себе отчета в том, что они творят, Церковь называет предтечами антихриста. Действие тайны беззакония распространяется с развитием цивилизации. Преподобный Никодим Святогорец особо подчеркивает, что антихристы - это еретики, чьи верования содержат кощунственные догматы; государственные деятели, преследующие христианскую веру и Церковь. История человечества знает немало предтеч антихриста - достаточно вспомнить хотя бы события ХХ века. Тот, кто произвольно искажает веру Церкви, ее учение или воюет против нее самой, неизбежно попадает в руки антихриста и уподобляется ему, будучи послушным орудием диавола, даже если он сам и не подозревает, кому служит.

Основным признаком антихристов является их полное и решительное отрицание того, что Иисус Христос есть Сын Божий, Единосущный Отцу. Веровать в Сына Божия означает исповедовать Его равным Отцу, Богом, вочеловечившимся ради нашего спасения. Отрицающий этот основной догмат христианской веры есть антихрист.

Как же защититься от многообразных козней диавола и его слуг? Единственный способ - хранить веру, в которой мы наставлены Церковью. Церковь есть столп и утверждение истины, и тот, кто не признает ее догматов и, полагаясь на свое разумение, дерзает ее поучать, уже не может считаться членом Церкви, поскольку пребывает в заблуждении и, как овца, отбившаяся от стада, неизбежно попадает в сети диавола, который, как мы знаем, всегда действует в мире.

В стихе 3 12-й главы Апокалипсиса говорится: И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. По толкованию церковных писателей Икумения, епископа Триккского (около 600 г.) и Арефы, архиепископа Кесарийского (конец IX - начало X в.), которые писали о трех зверях, речь идет о падшем ангеле, самом сатане.

Второй зверь выходит из моря: И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами (Откр. 13, 1). Море - это темный духовный мир, где правит дух, противоположный Христову Духу, где силы антихриста борются против христианства, воздействуя как на все общество сразу, так и на каждого человека отдельно, внушая ненависть ко Христу. Таким образом, второй зверь - не какой-то конкретный человек, а совокупность людей, стремящихся разрушить христианство. У зверя семь голов, то есть это не один человек, а совокупность людей. Иными словами, этот второй зверь не антихрист последних времен, а его предтечи.

Наиболее полно об антихристе говорится в Откровении святого Иоанна Богослова в главе 13, стихах 11-18: И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Другой зверь пришел из земли. Он кажется агнцем, однако слова и дела его далеко не безобидны. Он говорит от диавола, ему передана вся власть первого зверя, которому он требует поклонения от всех людей. Его невиданные чудеса должны прельстить людей и тем самым вынудить их поклониться зверю, что фактически означает признать в нем истинного Бога. Ему будет попущено вложить дух в образ, в икону зверя, чтобы ей поклонялись как Живому Богу.

Слова из земли означают, по мнению многих толкователей, что он будет обычным человеком. Однако, поскольку его интеллект намного превзойдет средний уровень, он будет казаться гением вселенского масштаба, на деле же окажется наглым, изворотливым и хладнокровным политиком. Только человек, изначально приверженный миру сему и его ценностям, может стать человеком греха, как его называет апостол Павел.

Чтобы преуспеть и претворить в жизнь свои замыслы, зверь, выходящий из земли, использует все возможности. Прикинувшись праведником, общественным деятелем, ратующим за всеобщую справедливость, равенство, братство, антихрист будет исподволь возбуждать сомнение в правоте христианства, призывать последователей всех религий объединиться, создать новую, "совершенную" форму духовной жизни, отказавшись от важнейшего элемента религии - общественных богослужений. Он будет рядиться в тогу "великого посвященного", призывать всех "очиститься" и стать адептами "поклонения в духе". И тогда вся рать первого зверя, выходящего из моря, соберется вокруг антихриста, признает его своим верховным вождем, отдастся всецело в его распоряжение. Это воинство антихриста и будет заставлять всех живущих на земле покориться первому зверю.

Итак, третий зверь выходит из земли, то есть из мира. Его задача - практическое ниспровержение христианства. Предтечи антихриста (головы второго зверя) сплотятся вокруг третьего зверя, чтобы уничтожить на земле веру во Христа. Их возглавит один человек, а не группа лиц. Он-то и будет антихристом последних времен, антихристом в собственном смысле слова. По учению святого Ипполита Римского, зверь, выходящий из земли, есть царство антихриста.

От Пятидесятницы до конца времен являлось и будет являться много антихристов. Их общий признак - противоборство Церкви Христовой, но никто из них не провозгласит себя богом, объектом религиозного поклонения. Все они придут во имя свое, но ни один не попытается ставить печать на своих приверженцев. И то и другое сделает только сам антихрист - в собственном смысле слова.

Под землей, из которой выходит зверь, следует также понимать земную жизнь. Как уже отмечалось, действия антихриста будут направлены на преодоление естественных трудностей человеческого бытия, а не на исполнение воли Божией. Поэтому-то и выходит он из земли, а не сходит с небес, как сошел Сын Человеческий. Чтобы возвыситься, он постепенно настроит мир против Бога, заставит враждовать с Ним. Для этого он начнет ревностно проповедовать необходимость объединения человечества в союз свободы, равенства и братства, используя обычные демагогические приемы двойного стандарта, ибо формально будет призывать людей к вере в Бога, а на деле - внушать безбожие. В его выступлениях будут звучать две главные темы: необходимость достижения компромисса и относительность истины. Религия, проповедуемая им, в конечном итоге только отвратит людей от Бога и заставит поклониться зверю.

Чудесами антихрист будет возбуждать в людях веру в себя, убеждать их в своей силе, тем самым отвращая от Бога. Пророк Илия сводил огонь с неба, чем посрамил жрецов Ваала, показав силу Бога Израилева. Антихрист же покажет ложные чудеса, внешний эффект которых превзойдет чудо святого пророка Илии, чтобы внушить мысль о ничтожности святых Божиих, а следовательно, и о бессилии Самого Бога. Древнеегипетские жрецы заставляли вещать статуи своих богов - по попущению Божию демоны входили в идолов и создавали иллюзию речи. Господь попустит и зверю творить чудеса, и его образ будет говорить. Возможно, что чудеса антихриста, сотворенные силой диавола и напоминающие происходящее на спиритических сеансах, будут восприняты как средство общения с внеземной реальностью, и людей, выступающих против них, сначала назовут врагами просвещения и истины, а затем начнут жестоко преследовать. Гонения примут две формы: физического уничтожения и изоляции в гетто.

Антихрист постарается ликвидировать расовые, социальные, политические и религиозные различия между людьми, но существование противников всемирной унификации будет мешать ее успешному проведению, поэтому все, кому чужда и ненавистна вера во Христа, единодушно объединятся под знаменами борьбы с "ретроградством" и "мракобесием". Глубоко уверовав в то, что наступающая эпоха станет золотым веком человечества и торжеством гуманности, они полностью покорятся власти антихриста и начнут ревностно уничтожать своих идеологических противников как врагов человечества (см. святителя Игнатия "О знамениях и чудесах").

Кто не согласен, тот враг, а врагов надо истреблять всеми доступными методами, один из которых - лишение возможности достать пропитание. Запрещение покупать и продавать - весьма действенный метод, благодаря которому инакомыслящие либо отрекутся от своих убеждений, либо будут уничтожены.

И даст им начертание. По Апокалипсису (14, 11), под начертанием следует понимать имя антихриста. Как уже отмечалось, печать появится во второй период его всемирного владычества, и только с ее появлением станет известно имя антихриста. Она будет свидетельством приверженности человека антихристу, а следовательно, веры этого человека в него как в Бога. Но никто из святых отцов никогда не считал число 666 как таковое печатью антихриста.

Печать - это его имя. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя (Откр. 13, 18). Какая тут требуется мудрость? "Обычной человеческой мудрости недостаточно для того, чтобы понять что-либо Божественное или постичь волю Божию. Поэтому мы не говорим, что человеческая мудрость упразднена, но что мудрость Божественную никто из князей века сего не познал. Познание ее можно приобрести только во Христе",- учит святой Григорий Палама ("Триады в защиту священнобезмолвствующих").

Так же учат и современные богословы. Приснопамятный профессор П. Брациотис пишет: "Мудрость в данном случае не означает человеческого разума, но мудрость Божественную, неподвластную рациональному постижению, находящуюся вне сферы действия человеческого ratio".

Между тем тезисы современных глашатаев конца света совершенно не сродни Божественной мудрости, более того, противны ей, напоминают митинговые выкрики и лозунги, уместные где угодно, только не в Церкви Христовой, не в афонской обители: "Спешите, мы упустим момент! Скоро будет поздно!" Это проявления чисто человеческой активности.

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, писал: "Сейчас время свидетельства о Христе в самом разгаре! Зато и утешение Богом нам уготовано бесконечное. Я полон радости и тишины. Христос во всякое время - наша Жизнь, Свет и Покой, рядом с Ним всегда и везде хорошо. А за благо Церкви я не беспокоюсь. Нужна вера, прежде всего вера, и особенно нам, пастырям. Сейчас надо забыть о наших собственных силах, дарованиях, разуме и уступить место благодати Божией! Для меня странны взгляды некоторых, наверное, даже лучших священников - я имею в виду Платонова,- о том, что надо стараться быть сильными, и тогда все опасности скоро отступят. А Христос когда? Для чего Он нам тогда нужен? Церковь спасают не Платонов, Чепурин или Вениамин, ее спасает Христос. И этот взгляд, проповедуемый Платоновым, просто губителен для Церкви!"

Сейчас у упомянутого митрополитом Вениамином Платонова появились последователи среди духовенства, монашествующих и мирян, которые призывают православный народ вооружиться дрекольем, ожидая антихриста. Им невдомек, что, как бы ни был силен антихрист, за ним грядет несравненно более Сильный, Который может в один миг уничтожить его со всей его ратью,- Господь Иисус Христос, спасающий каждого человека в отдельности и Свою Церковь, то есть всех нас вместе.

Счесть число зверя - значит назвать имя антихриста в соответствии с числовыми значениями составляющих его букв греческого алфавита, сумма которых должна равняться 666. Это число имени третьего зверя, выходящего из земли, антихриста в собственном смысле слова, человека греха, сына погибели.

Число человеческое. Речь идет не о какой-то системе, не о группе людей, а об имени одного человека. Доселе многие антихристы являлись в мире (1 Ин. 2, 18), все они ненавидели Христа, участвовали в одной тайне беззакония, действующей в сынах противления (Еф. 2, 2). Однако они были лишь предтечами антихриста последних времен, хотя и имели с ним много общего. Все они приходили во имя свое (Ин. 5, 43), но не требовали себе божественных почестей и не хотели подменить собой Христа.

Ни Нерон, ни Деций, Диоклетиан, Арий, Несторий, Евтихий, Лютер, Мухаммед, Маркс, ни кто-либо другой из философов и политических деятелей не связывал свое имя с числом 666. И только тот, кто сделает это и даст начертание на правую руку или на чело,- только он будет антихристом последних времен.

Число это символическое, обозначающее вполне конкретного человека, подобного всем прочим людям, с той лишь разницей, что он окажется исполненным греха и ненависти к Богу и в силу этого будет еще более жалок и ограничен. Являясь творением шестого дня, он никогда не войдет ни в седьмой день покоя, ни тем более в святой восьмой день вечного блаженства праведных. Тщетными окажутся потуги этого человека, подвластного, как и прочие люди, закону смерти, стать богом.

В Апокалипсисе (13, 11-16) мы читаем, что третий зверь будет служить первому - падшему ангелу, сатане - и заставлять весь мир поклоняться диаволу вместо Бога. А апостол Павел, по толкованию святого Ипполита Римского, во Втором послании к Фессалоникийцам (2, 4) говорит, что антихрист провозгласит себя богом.

Принятием антихриста завершится эпоха Возрождения, гуманистического Ренессанса, дойдя до крайнего атеистического антропоцентризма, и в лице антихриста люди будут поклоняться самому сатане, что явится самой роковой и трагической ошибкой в истории человечества.

Email рассылка Telegram

Читайте также

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

vsemolitva.ru

Святитель Иоанн Златоуст - Беседы на пророка Исаию, беседа 11

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на пророка Исаию

Беседа 11

1. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. Другие переводчики: из пня, а еврейский текст говорит: из стебля (в современном еврейско-масор. т.: из ствола). Видишь ли дивное? Видишь ли пророчество? И произойдет, говорить, от корня, показывая, что это — дело будущего. Некоторые передают это за сказанное о царе Езекии, но Езекия царствовал раньше того времени, когда было это сказано. Пророк утверждает, что эта отрасль происходит из корней предков. Хорошо сказал: от корня т.е. от Авраама и даже раньше его, открывая рождение без брака, как и другие говорят; "из пня". Отрасль, говорит, произойдет не из семени или из земли, но из корней, — произойдет, как бы не проходя чрез корни, но — из самих корней, т.е., Он принял плоть не от какого-либо тела, которое прошло чрез другое тело, но от тела Девы, не принося тела с неба, ни воспринимая иное тело чрез новое творение, и Сам не изменяясь во плоти, но принимая тело истинное от Девы, вместе с духом и разумом, тело Свое, Слова Божия, а не тело какого-либо человека вне себя, как и Павел говорит: пришло и произошло от жены (ср. Гал.4:4), обозначая вместе с тем тело без брака, от плоти жены. Отраслью пророк называет также и царство, так как Писание везде называет отрасли и честь царства — жезлом, цари (по нему) держат в руке золотой жезл, — таким образом жезл по нему служит названием царства, страха и возбуждения. Посмотрим, как пророк говорит здесь о телесном пришествии Того, Кого он выше назвал Отроком, имеющим родиться от Девы. И ветвь произрастет от корня его. Видишь ли, что этим означается также возрастание? Так как слова произойдет и произрастет означают преуспевающий и законосообразный рост, то он не говорит: возрастет от тебя, но от самой отрасли, так что цвет отрасли никогда не завянет. А чтобы здесь не разумели отрасли вещественной, пророк хорошо прибавил: Иессеева, как делают евангелисты, вразумляя, что Бог всяческих никого не гнушался.

2-3. И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума. Да устыдятся еретики, желающие толковать Писание по-иудейски. Дух, говорит, совета и крепости, дух ведения и благочестия. А другие прибавляют также: страха, т.е., исполнит Его дух страха Господня. Акила: над ним будет благовоние страха Божия. Симмах и Феодотион: Он Сам будет благоухать страхом Божиим. Почему Он, Бог, исполнится Духа? Если Он боится Отца, как вы богохульствуете, то почему Он имел нужду в Духе, Которого вы считаете ниже Его? Далее, для нас Он, в духе и теле Своем, принимает Духа премудрости и разума, ведения и благочестия, представляя нам пример в Себе Самом, что мы нуждаемся в таких дарах Духа Божия. Будучи Господом, Он не нуждается в этом приятии Духа, но Дух является в Нем, чтобы благодеяния Его открылись нам. Он воплотился и вочеловечился не по какой-либо свой нужде, но только для того, чтобы людей сделать сынами Божиими. Точно также Он принял Духа не по какой-либо скудости, но только для того, чтобы даровать Духа в обилии — нуждающимся. Так как, если что принадлежит Отцу, принадлежит и Ему (Сыну), как сказано в Евангелии: И все Мое Твое, и Твое Мое (Ин.17:10), то ясно, что Дух, сосущественный Отцу, сосуществен и Ему, и как Себя Самого Он положил за стадо, так даровал сосущественного Себе Духа, с соизволения Отца и Св. Духа, чтобы оживотворить мир, который был мертвым. Пророк утверждает, что Он принял Духа не в меру, но весь был исполнен Духа Божия. Ничто не сродно Отцу, кроме одного лица Сына, и ничто Сыну, кроме лона Отчего, также ничто не исполнено Св. Духа, кроме сосущественного Ему Сына. Дух, говорит, премудрости, разума, дух совета и крепости, ведения и благочестия и страха Господня, потому что где находится страх Господень, там есть все. Показывающей в себе Духа со всеми дарами Его показывает ради того, чтобы нас привести к страху благочестия, и потому не говорит о Себе Самом: Я убоялся Тебя, но: Я возлюбил Тебя (ср. Ин.14:31). Сыну возможно было любить, не бояться. Те, которые толкуют сказанное о другом человеке, исполнившемся Св. Духа, пусть укажут того, кто был способен к приятию всего Духа. Ты думаешь о Езекии или Зоровавеле? Не приводи других, об них я поговорю в своем месте, а теперь скажу об этих двух, т.е. о Езекии и Зоровавеле. Который из них мог получить полноту Духа? Если будешь настойчиво утверждать, что они были способны к этому, то почему ты не признаешь того же относительно Христа? Что мог Езекия? Хотя своей молитвой он сохранил город невредимым, но все это он сделал при помощи силы Божией; а какие силы явил Христос? Выслушай говорящего пророка: владычество на раменах Его (Ис.9:6). Этого недостаточно, — я обличу бесстыдных следующими словами: и будет судить не по взгляду очей Своих. Видишь ли признак Его божественности? Акила: не по видению очей будет судить, и не по речам будет обличать. Другие: не по слуху ушей будет обличать. Таковые дела — не по человеческому образу, а по Богу, как сказано: сокрытое принадлежит Господу Богу нашему (Втор.29:29), человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце (1Цар.16:7). Одному Богу свойственно судить не по подозрению, а нам свойственно — часто отступать от справедливости. Видишь ли? Все, что пророки повсюду приписывают божественной силе, тоже этот пророк (Исаия) приписывает Ему, — Он не говорит: то по подозрению, а то не по подозрению Он будет судить, но: никогда не будет судить по подозрению. Если бы Он был только про- роком, то и Он мог бы заблуждаться, подобно Самуилу и Елисею, которые многого не знали наперед, и узнавали тогда, когда желала благодать Св. Духа. Опять, показывая строгий суд, пророк прибавляет: и не по слуху ушей Своих решать дела. Видишь ли, какого призывает Судию, — который не только обличит по словам, но объявит и сердечные тайны, и таким образом совершит суд. Земные судьи судят только явное, и, вследствие незнания, часто поступают против права; но Бог исследует и сердечные тайны, пред Ним все открыто, по сказанному: слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр.4:12): оно не только отделяет дух от тела, но и душу, т.е., благодать Духа, от души, и не нуждается в речах и письмах, как сказано: отверзутся книги живых и воздастся суд (ср. Дан.7:10).

4-5. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. Там пророк показывает знание, здесь — строгость суда, подобно тому, как Он произнес суд о Лазаре и богаче, и — в другом месте: не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мф.20:23), именно, не от Меня Самого является препятствие (к этому), когда они (сыны Зеведеевы) считают себя достойными. Хорошо Он назвал славными земли, так как они не были славными неба. Смотри, как Он чрез Авраама осудил богатого, не применив Своего могущества, так как праведно судилище Его.

И духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда,

и препоясанием бедр Его — истина. Это ясно сказал Павел об антихристе, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2Фес.2:8), причем не будет иметь нужды ни в оружии, ни в военных снарядах: достаточно только явиться свету, чтобы исчезла тьма. Желаешь ли ты знать, каким образом Он поразит? Подобно тому, как Он увидел готовившихся схватить Его и сказал: кого ищете? И они тотчас отступили назад и пали на землю (Ин.18:4,6). Поразит землю, и духом уст Своих, — как сказано об Отце: Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их (Пс.32:6). Он угрожает морю и сушит, иссушает все реки, Он говорит солнцу: не восходи, и оно не восходит. Как случается с нами, что мы теми же руками, которыми делаем что-либо, можем и разрушить, так и с Богом: Словом Господним небеса утверждены (Пс.32:6). И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина. Симмах и Феодотион: грудь Его будет окружена верою, чтобы и мы облачились в эту одежду. Какой человек являлся имеющим вечную одежду, приличествующую одному Богу, о чем в конце этого пророчества говорится: облечется в броню — в правду (Прем.5:18; Ис.59:17) и в одежду Божию? Тогда волк будет жить вместе с ягненком(ст. 6). И опять: жезлом уст Своих поразит землю, а в другом месте: Он говорил и земля была изранена. Будешь ли (при этих словах) понимать тело, грехи которого были поражены жезлом, или, имеющее быть в конце мира, поражение на земле, — не впадешь в заблуждение.

6. Тогда волк будет жить вместе с ягненком. Акила переводит: волк будет странствовать к агнцу; Симмах: вместе будут обитать; Феодотион: будут странствовать. Волками называются жестокие людские нравы, а агнцами — благоразумные. Если кто утверждает, что здесь говорится не то, а только — о зверях, тот пусть объяснит, какой жезл произошел из корня Иессеева? Что здесь говорится о злых и добрых людях, помимо прочего, ясно из того, что другие переводчики утверждают это даже точнее. Один говорит: будет странствовать, другой: вместе будут обитать. О зверях этого понимать невозможно, тогда как польза странствования наблюдается в людях. Под волками, пасущимися с агнцами и друг другу не приносящими вреда, разумей солдат, диких умом, жестоких, сотников и полководцев, которые, вследствие благочестия и любви ко Христу, придя в себя, не будут обнаруживать гнева относительно смиренных и простых людей. И барс будет лежать вместе с козленком: и это Бог может легко сделать, да и мы можем, когда пожелаем. И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

7. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. Пророк говорит, что они не только ходят в одном и том же месте, но находятся вместе на том же пастбище, когда пища готова, не так, чтобы изменилась природа, но нравы жизни: по его словам, волк не изменится в агнца, но, оставаясь в диком состоянии и имея господство по храбрости, он тем не менее не будет причинять смиренному вреда. И в другом месте Св. Писание свирепых начальников называет арабскими волками. И барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе. Каждый из зверей оставить свой дикий нрав; это значит тоже, что сказано выше: обличит языцы многи. Не то удивительно, что Он произнесет суд и обличит славных земли, но более удивительно то, что Он вложит в людей такие добродетели, что они станут подражателями небесных путников, и великих и малых подчинить тому же закону, чтобы никто не мог обижать бедных. Таковы дела Творца Бога. И малое дитя будет водить их. Они будут так согласны, что не будут нуждаться ни в законах, ни в чем-либо ином подобном, но каждый будет управлять только самим собою, как и говорится: закон положен не для праведника (1Тим.1:9). Если кто придет для управления христианским городом, где все следуют Христу, то, хотя бы он и весьма мало знал и даже был малым отроком, тем не менее, обещая направлять жизнь по христианским нравам, он тотчас поведет всех легко, и они своему явившемуся вождю никогда не причинят никакой неприятности. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе. Эти слова означают для нас тоже, что и прежние, т.е., жестокие и разумные будут обитать вместе, и, вследствие благочестия, не будут обижать друг друга. Смотри, как он низводит речь до малых отроков, которых ныне и видим обнаруживающими такую добродетель благочестия в отроческом возрасте. И лев, как вол, будет есть солому. Если ты видел какого-либо полководца, который приготовлял свою обильную трапезу из награбленного, ел и пил таким образом, подобно неистовому льву, пожирал тела и размельчал кости других, свою трапезу наполнял кровью и мясом, а потом увидишь его, под влиянием благочестия, то постящимся, то умеренно употребляющим пищу, — тогда ты вспомни слова пророка, говорящего: как вол, будет есть солому, так как он изменил свою дикость и грубость, не только относительно общества, но и относительно трапезы, так что в нем невозможно более найти свойств дикости и грубости.

8-10. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей. Симмах: и пойдет младенец на пещеры аспидов, и отрок, питающийся молоком, видя василисков, возьмет их руками, и они не обидят его, и не причинят вреда на всей горе святой Моей. Слабые, обитающие среди злых, не будут подвергаться неприятностям от их злобы. Бог дал нам такую силу, вследствие которой их злоба не может вредить нам. Если уколы чародеев и ложные заклинания, которыми они пользуются, могут сделать тела злых зверей невредимыми от ядов, то тем более, вследствие помазания Духа и духовных заклинаний, которыми закляты умы наши, свободны будем от зла мы, когда пожелаем. Таким образом мы не только будем отвлечены от зла, но и будем так сильны, что нам не в состоянии будет вредить злоба других. Каким образом это исполнится? Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют моря. Все это творит познание Бога, которым обновляемся и изменяемся не только мы, но и вся земля. Не думай, что говоря, что вся земля наполнится познания Бога, пророк говорит только о Палестине: пророческие слова этой книги не допускают такой скудости, даже совершенно не согласуются с ней. Как воды наполняют моря. Не без причины пророк говорит: моря, а не: море. Каким же образом можно открыть добрые дела или благочестие христиан? Не видим ли мы распри и тяжбы между христианами? Они завидуют друг другу, борются между собой из желания господства, любят славу и мир, погрязают в мщении и судах, обходят землю и море ради наживы и торговли. Не видишь ли ты вождей и начальников христианских поглощающими живых людей? Наконец, каким образом на христианах исполнились те слова, или — вся земля наполнилась познания Господа? Почему очень многие народы, услышавшие христианскую религию, не отступили от своих диких нравов? Таким образом, покажи, скажут, нам, где эти во всяком случае хорошие законы. Говорить так, как мне кажется, значит думать и говорить пустое многое, — возмущать и возмущаться, и — стараться обнаруживать пустые пророчества и ложные слова. Думают, что мы не в состоянии подтвердить истины. Не бойтесь! По милости Божией, когда будем говорить об этом, мы скажем все то, что даст благодать Духа, так как ради Его славы трудимся и за Него ведем войну. Я покажу тебе, сколько войн окончено. Не враждовала ли сама с собой природа? Не поклонялись ли деревьям и камням и не кропили ли на все жертвенники кровью? Чем они отличались от волков? Они были даже хуже волков. Последние заботятся и жалеют своих детенышей, напротив люди, вместо милосердия, которого требовала природа, оказывались жестокими. Зачем нам стараться доказывать это на основании язычников? Выслушай говорящего пророка: и приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам (Пс.105:37), или, как написано в книге царей: царь Амон (св. И. Златоуст, вероятно, имеет здесь в виду рассказ 4 Царств относительно Меши, царя моавитского, который, во время войны против него Иорама и Иосафата, на стенах города принес своего сына во всесожжение. Об Аммоне, царе иудейском, оставившем Господа и служившем кумирам, книга Царств такого свидетельства не содержит (ср. 4Цар.21: 19-26)), когда вел войну, принес своего сына во всесожжение пред всеми (4Цар.3:27). Ужели это кажется признаком малой жестокости? Почему же теперь никто не делает этого, даже язычник? Отроки свободно живут с отцами и матерями, имеют заботу и любовь к родителям. Тогда отцы вели себя относительно сыновей, как палачи, а теперь они доставляют им пищу, жизнь и почести. Желаешь ли ты понять, каким образом младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи, и не будут делать зла? Все это открывается в христианах. Хотя во время мученичества их бросали зверям, однако чрезвычайная сила последних не могла вредить им, и часто даже младенцы в этих битвах получали венцы, одни оставляли свои имения, другие раздавали их. Не видишь ли ты, сколько учреждено больниц для расслабленных, сколько вспомоществований оказано сиротам, сколько заботливости о вдовицах? Да зачем нам перечислять внешнее? Войди в церковь, и ты собственными глазами увидишь эти учреждения, и тот, кто против нас писал все это, сам засвидетельствует, что в церкви пользуются одинаковой честью бедные и богатые, знатные и слуги. Не видишь ли, что все они уходят от той же трапезы (пользуются той же трапезой)? Но тебе видеть невозможно. Каким образом рыси будут лежать вместе с козлищами, жестокий и храбрый воитель — с смиренными и кроткими? Если они полюбили добродетели не все вместе, это неудивительно; но более удивительно то, что некоторые предались многим добродетелям, — а другие, будучи не вполне совершенными, однако отрешились от жестокого характера. Но когда вся земля исполнялась ведения Господня? Когда во всю землю вышло вещание их (Пс.18:5).

11. И будет в тот день. Видишь ли, когда все это должно было исполниться? Потом пророк говорит: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава. Кто надеялся на Зоровавеля или Езекию? И покой его будет слава. Кого? Мы не знаем, чтобы это исполнилось на ком-либо ином; но на Христе, конечно, исполнилось: и покой его будет слава, т.е., гроб, в котором Он был погребен, который всегда почитается и прославляется. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою; в тот день, т.е., во время пришествия Христова, исполнится это, когда Он, побуждаемый ревностью, опять соберет остаток прочих людей, какой останется у Ассура. Видишь ли, что все это совершит ревность Божия?

12-13. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли. И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема. Хотя Иуда был не велик и заключал в себе только два колена, однако к нему перешло царство. Потом указывается на поражение египтян, имевшее быть после возвращения из плена, когда некоторые будут поражены, а иные — покорены.

16. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской: упоминаются прежние, бывшие с ними, происшествия.

 

Система Orphus Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

www.biblioteka3.ru


Смотрите также