Электронная тетрадь Вальт Дианы. Вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы


Мировые религии. Шпаргалка для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Интересно? Расскажите друзьям   

Тотемизм (от индейского тотем – его род): Возник тогда, когда основным занятием людей была охота и собирательство. На этом этапе появилась вера в сверхъестественное родство человека с животными или растениями. Суть тотемизма в поклонении животному или растению как своему мифическому предку или защитнику. Постепенно тотемизм оброс значительным количеством ритуалов и магии, от которых неотделим фетишизм – вера в магические свойства различных предметов. Магия и фетишизм не являются формами религии. Анимизм: Происходит от «анимо» - душа, т.е. это вера в духов и душу, или всеобщую одухотворенность природы. Анимизм является результатом естественного развития тотемизма. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий. Так, постепенно духи и боги приобретали более антропоморфный характер, т.е. наделялись человеческими качествами. Появляются первые политеистические религии – многобожие. На более же высоких стадиях появляются и монотеистические религии (единобожие). Одной из первых таких религий был иудаизм. С развитием монотеизма появляется и церковь (от греч. божий дом) – религиозная организация, возникающая в определенных исторических условиях, как средство упорядочивания отношений внутри религиозных объединений, их связей со светскими группами и организациями. В церкви действует определенная система норм религиозной морали, канонического нрава, ценностей, образцов и санкций. Во многих церквях верующие делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре. В современном мире религии можно подразделить на три группы: 1) Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день 2) Национально-государственные религии, составляющие основы жизни отдельных наций (иудаизм, индуизм, конфуцианство и пр.) 3) Мировые религии (буддизм, христианство, ислам). Буддизм: Действующая мировая религия, возникшая в VI – V веках д.н.э. в Индии. Закрепился в сознании народов Азии и Дальнего Востока. Традиция связывает возникновение этой религии с царевичем Сиддхартхом Гауталлой, называемого Буддой (просветленным знанием). Однако в буддизме отсутствует идея бога, как творца мира. Суть учения: жизнь и страдания неразделимы по причине людских страстей и желаний. Избавление от страданий связано с отречением от земных страстей и желаний. После смерти происходит новое возрождение, но уже в виде иного живого существа, жизнь которого определяется не только собственным поведением, но и поведением тех, в ком была воплощена душа ранее. Человеку необходимо вырваться из круговорота бытия через нирвану – высшее бытие, достигаемое путем отказа от земных страстей, удовольствий и желаний. Это и является путем спасения человека и человечества. Свод священных книг буддистской религии носит название Тититака (три корзины). К письменному структурированному виду они приведены монахами Цейлона в 80 году д.н.э. Сейчас в мире насчитывается 500 000 000 буддистов. В РФ они преобладают в Туве, Бурятии, Калмыкии. Христианство: Возникло в I веке в восточной части Римской Империи. Наибольшее влияние на его становление и развитие оказала иудаистская религиозная традиция. Оттуда взят монотеизм, миссианство, эсхатологизм – вера в гибель существующего мира в результате божественного вмешательства. К основным догматам относится учение о Троице. Краеугольным камнем является вера в спасителя Иисуса Христа, имеющего две ипостаси: божественную и человеческую. Существует вера в загробную жизнь, где выделяются царство небесное и ад. Спасение людей связывается со страданиями и мученической смертью Христа. Второе пришествие Христа связывают с концом света, воскрешением из мертвых и страшным судом. Главная книга христиан – Библия. В V веке император Константин уравнял христианство с другими религиями Римской Империи. В 1054 году происходит разделение на православие и католицизм. В XVI веке – реформация, в результате которой появляются протестантизм (англиканство, кальвинизм и лютеранство). На сегодняшний день в мире насчитывается около 1000 000 000 христиан. Ислам (мусульманство): Выражает покорность единому богу – Аллаху, всемогущему, предопределяющему судьбу и жизнь человека. Возник ислам в 610 году на Аравийском полуострове. Основателем считается Мухамед, объявивший себя посланником единого бога. Ислам выступил как «синтез» религии, политических и правовых норм, нравственно-бытовых предписаний, что обусловило создание на его основе централизованного государства. В исламе жизнь не делиться на религиозную и светскую. Ислам это и вера  и образ жизни. Главная книга – Каран, кроме него существует Сунна – сборник назидательных рассказов о жизни пророка и Шариат – свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. На сегодняшний день в мире насчитывается около 1,5 миллиардов мусульман. Функции религий (способы действия ее в обществе): 1.Мировоззренческая, т.е. определенные взгляды на человека, общество и природу. 2.Компенсаторская: восполняет бессилие человека перед существующим миром. 3.Коммуникативная: религиозное сознание предписывает два типа общения: а) Верующих друг с другом б) Верующих с богом, святыми и пр. 4.Регулятивная функция: упорядочивает помыслы и стремления людей, их деятельность. 5.Культуротранслирующая: передача поколениям письменности, книгопечатания, искусства и всего, что связано с осуществлением религиозных культов.

humanitar.ru

Роль религии в жизни общества

Роль религии в жизни общества

Религия

  • Форма духовной культуры, основанная на вере в сверхъестественное.
  • Наряду с другими компонентами культуры представляется способом познания мира
  • По отношению к культуре выступает одной из основ духовного производства
  • Как часть культуры находит свое выражение в общественной деятельности людей

Возникновение религии: 

  • Социальные причины - это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями между людьми.
  • Гносеологические причины - это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т.е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания.
  • Психологические причины - причины, согласно которым религиозные верования возникают  в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции (чувства горя, скорби, одиночества) могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. 

Классификация религии:

  • Ранние (архаичные, догосударственные) формы религий (закрытые формы религии)
    • магия - это вера в существование сверхъестественных средств воздействия на природу, совокупность колдовских действий, с помощью которых человек пытался воздействовать на предметы и явления.
    • фетишизм - приписывание сверхъестественных свойств, каким либо материальным предметам и почитание их. Формы фетишей разнообразны. Ими могли служить камни, куски дерева, части тела животного, изображения – идолы.
    • анимизм - более высокая форма первобытных верований, т.е. вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. По представлению первобытного человека окружающий его мир (животные, растения, явления и предметы природы) обладает душой. 
    • тотемизм - вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений.
  • Национально-государственныеформы религий
    • Иудаизм - Израиль
    • Индуизм, джайнизм, парсизм, сикхизм - Индия
    • Даосизм, конфуцианство - Китай
    • Синтоизм - Япония
  • Мировые религии
    • Буддизм (IV-V вв. до н.э.) - число исповедующих данную религию сегодня составляет несколько сот миллионов. Основой буддизма является нравственное учение, цель которого - сделать человека совершенным.
    • Христианство (I в. н.э.) - одна из самых распространенных на сегодняшний день религия, ее приверженцами являются более миллиарда человек, т.е. примерно 20% населения земного шара
    • Ислам (VII в. н. э.) - исповедуют эту религию арабоязычные народы, а также жители Северной Африки и большей части Азии. Основной книгой ислама является Коран, который представляет собой собрание изречений и поучений Мухаммеда.
  • Новые нетрадиционные религии
    • Неоориенталистские культы  являются модернизированными вариантами индуизма, буддизма и других восточных учений. Лидеры неоиндуистских культов говорят о пробуждении в человеке божественного начала, слиянии с божественной реальностью посредством различных способов медитации, произнесения мантр - специальных слов и звуковых сочетаний, имеющих мистический смысл.
    • Неохристианские - Для этих культов характерен объединение христианской идеологии с элементами восточных религий, наделение руководителей сакральным статусом, предполагающим новое откровение (различные секты).
    • Саентологические - международное движение, основанное на созданной американским писателем-фантастом Роном Хаббардом системе верований и практик, состоящей из скомпилированных разного рода околонаучных и религиозных идей и ориентированное на людей, стремящихся к карьере и успеху. (Псевдонаучная религия, замена современной картины мира) 
    • Неооккультные (магия, спиритизм, экстрасенсорика). Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший авторитет получают новые магические учения и направления, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций.

Функции религии: 

  • Мировоззренческая - специфически отражая действительность, религия создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире
  • Культуротранслирующая - связана с развитием и трансляцией культурных ценностей и культурного богатства в целом. Религия поощряет и осуждает разные культурные явления, осуществляя селекцию и оценку.
  • Терапевтическая - функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций
  • Регулятивная - эта функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека
  • Коммуникативная -  люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, дает им определенные мировоззренческие ориентиры.
  • Легитимизирующая - узаконение религией тех или иных явлений, что повышает их ценность в глазах верующих. Так, одобрение церковью государственных мер увеличивает положительную активность граждан. 
  • Синтезирующая

Религия - это система,структурными элементами которой являются:

  • Религиозное сознание (обыденный и теоретический уровень) - вера в сверхъестественное.
    • Религиозная психология (обыденный уровень) — это совокупность религиозных представлений чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих и выступают в качестве побудительного мотива их поступков. 
    • Религиозная идеология (теоретический уровень) — это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.
  • Религиозный культ (деятельность) 
  • Религиозная организация (система элементов, социальный институт)

Религия и мораль

Источники:

germany31.blogspot.ru

Тема 4 Становление религии и ее ранние формы

1. Возникновение религии

Вопрос о происхождении религии один из центральных вопросов религиоведения. Наука критически относится к утверждению богословов о сверхъестественном источнике религии. Со времени появления религиоведения собрано много достоверной информации убеждающей в том, что религия это историческая категория культуры и ее истоки находится в земных реалиях бытия человека первобытного общества.

Первобытная религия это порождение мифологического этапы становления культуры человечества, отражение начального состояния психики, разума и знания первобытного человека о себе и о окружающем мире.

Большинство авторитетных историков и религиоведов констатирует наличие беспорных следов верования и культа лишь у человека разумного появившегося примерно 40000 лет тому назад.

Религия появилась как естественная и закономерная форма мифологического восприятия первобытного предка. Основой этого мировосприятия служило мифологическое сознание, в котором сочетались реальное и вымышленное, действительное и желаемое, практический опыт и нелепое суеверие.

В лоне мифологического сознания как непосредственно чувственная реакция на жизненные реалии формировались первобытное верование и первобытный культ, а также множество дошедшие до наших дней предрассудков, поверий и нелепых примет.

Сегодня вряд ли возможно точно выявить самую раннюю форму религии, можно лишь предположить, что наиболее ранними были такие, особенно примитивные ее формы как тотемизм и фетишизм.

2. Первобытные верования

Одной из древнейших форм религии считается тотемизм - это вера в родственную связь между группой людей, составляющей род и племя с определенным видом животных или растений, изредка с неодушевленными предметами и явлениями природы. Такое животное или растение является тотемом данной группы.

Тотем - это порождение свойственного мифологического сознанию антропоморфизма то есть очеловечивание окружающего мира, наделение человекоподобными чертами. Первобытный человек не выделял себя из окружающего мира и ощущал кровное родство с ним. Отсюда и вера в происхождение своего племени или рода тотемных, чаще всего промысловых, животных и растений, а затем и их почитание.

Следы древнего тотемизма сохранились и во многих современных религиях в виде почитания священных животных и растений. В рамках тотемизма возникла система запретов (половозрастных, пищевых и других), называемых табу, регулировавших социальные отношения. В первобытном обществе также возник фетишизм - почитание неодушевленных, материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами. Случайная связь важных событий с теми или иными предметами, воспринималась как существующее и эти предметы становились фетишами ( объектами поклонения). С их помощью пытались воздействовать на загадочные силы природы с целью вызвать наступление благоприятных событий. Пережитки фетишизма обнаруживаются в культе современных религий, в ритуалы, которых обязательно включают предметы наделяемыми сакральным смыслом, особенно этими пережитками насыщенны суеверия, таковы например и поныне популярные у многих талисманы и амулеты.

Еще одной формой первобытных верований и связанной с ними практикой была магия - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Вера здесь более отчетлива и осознана, а связанная с ней магическая практика пронизывает разнообразные сферы деятельности: охота, земледелие, военные столкновения соседними племенами и т.д.

Со временем магическая практика стала особым занятием сведущих в ней сородичей, колдунов, шаманов, позднее жрецов. Благодаря им магические приемы приобрели мифический, чаще скрытный от непосвященных содержания и стали передаваться из поколения в поколение. Исследователи зафиксировали у доцивилизованных народов огромное количество проявления магии: вредоносную, военную, целебную, промысловую, завораживающую и др.

Первобытный человек часто перебегал как магии, пытаясь воздействовать на загадочные силы природы. Он наделял природу антропоморфными качествами, олицетворял силы природы и поклонялся им. Так на основе магии возник культ природы, выражающийся в поклонении солнцу, луне, звездам, стихиям.

Более развитой формой первобытных верований считают анимизм - веру в существование души и духов или всеобщую одухотворенность природы. Анимизм наполняет окружающий мир духами предков и духами стихий. Наиболее ярко анимизм проявляется в языческих политеистических верованиях у древних славян, греков.

Народное мифотворчество наделило всю окружающую природу душами и духами, нимфами, русалками, лешими, водяными и др. Добрые или злые силы природы в анимизме персонифицируются, их можно упросить и задобрить пожертвованиями. Идея существования души со временем рождает веру в загробный мир, а во многих религиях востока - учение о переселении душ.

На основе погребальных обрядов и веры в посмертное существование души, складывается культ предков - вера в способность духов умерших предков навещать живых сородичей, помогать им или вредить. Культ предков характерен для развитого родового строя, в основном для отцовского рода. Вступая в иллюзорное отношение с миром духов, человек желал заранее узнать результаты своего обращения к ним.

На основе желания узнать свое будущее сформировалась мантика (гадание) - мнимое, воображаемое искусство угадывание будущего, вера в возможность предсказания будущего и возможность оказать на него определенное воздействие, относится к числу стойких предрассудков.

studfiles.net


Смотрите также