Патриотизм — источник духовных сил воина. Дух патриотизма
Дух патриотизма - ДД
|
Follow @durdominua
durdom.in.ua
Управление воспитательной работы рвсн
10
Методический материал в помощь руководителям групп общественно-государственной подготовки по теме:
«Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России».
ВОПРОСЫ:
1. Сущность, истоки и особенности российского патриотизма.
2. Патриотическое сознание воинов как фактор формирования морального духа армии.
3. Быть верным воинскому долгу - конкретное проявление патриотизма российских воинов.
4. Пути формирования у военнослужащих преданности Отечеству и верности воинскому долгу.
Российские Вооруженные Силы традиционно были сильны духом, высокими нравственными и боевыми качествами личного состава, обладали высокими чувствами патриотизма, долга и чести. Воспитание этих духовных ценностей было и остается важнейшей задачей в деятельности командиров, воспитателей, армейской общественности.
1. Сущность, истоки и особенности российского патриотизма.
Что же такое патриотизм? Патриотизм (от греческого слова patris-родина) - это осознание конкретным человеком своего особого, любовного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности для прогрессивного развития и процветания Родины.
Чувство патриотизма как общественное духовное явление включает несколько компонентов, среди которых основное место занимают патриотическое сознание и патриотическая деятельность.
Патриотическое сознание представляет собой систему идей, взглядов, традиций, чувств и настроений наций, социальных групп, личности, служащих побудительными мотивами патриотической деятельности по развитию Отечества и его защите.
Патриотическая деятельность - это совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей, на укрепление могущества и авторитета страны.
Можно с уверенностью сказать, что уже на заре нашей истории у вождей княжеских дружин возникла серьезная необходимость воспитания у дружинников высокого чувства преданности лидеру, любви к своей земле.
На первых порах патриотизм проявлялся как личностное качество. По мере накопления в народе патриотической силы и энергии, понимания необходимости национального объединения личностный патриотизм постепенно приобретал общенациональное значение.
Именно патриотизм, национальное единство обусловили победы русских воинов и изгнание с русской земли татаро-монгольских завоевателей, польских интервентов в смутное время и других захватчиков.
Впервые патриотизм получил, можно сказать, правовое закрепление в "Уставе ратных и пушечных дел..." (1607 г.) и стал нормой отношения к родной земле, поведения русского воина.
При Петре 1 чувство патриотизма ставилось выше всех ценностей и добродетелей, являлось важнейшим критерием при определении кандидатов на получение чинов, наград и мотивом в бою. Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр I говорил: "И так, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество..."
Последователи Петра I - великие полководцы и военачальники Суворов, Кутузов, Скобелев и другие большое внимание уделяли воспитанию чувства патриотизма у офицеров и солдат. Это было одной из причин, почему их войска не знали поражений. Их опыт по воспитанию подчиненных ценен и для нашего времени, его необходимо изучать и использовать.
Проблема патриотизма, познание его сущности привлекали внимание выдающихся общественных деятелей и ученых России и получили теоретическую разработку. Так, русские революционные демократы XIX века А.И. Герцен, В.Г. Белинский. Н.Г. Чернышевский утверждали, что патриотизм имеет социальные корни и отвечает интересам народа.
Значительное внимание разработке проблемы патриотизма уделяли русские мыслители и философы Н. Бердяев, В. Соловьев. И. Ильин. Последний, в частности, в чувстве патриотизма отмечал прежде всего духовность человека. "Именно духовная жизнь, - писал И. Ильин, есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. Через нее все получает свое истинное значение и подлинную ценность".
Дух патриотизма - универсальный нравственный идеал. Он лежит в основе всякой национальной военной системы, в противном случае она не имеет никакой ценности. Проявление патриотизма русского воина уникально, ибо имеет глубокие исторические и социальные корни (см. схему).
Схема
Какие же силы питали патриотизм русских воинов?
Во-первых, это естественное чувство самосохранения, зашита своего места обитания, российской земли от различных завоевателей. Чувство это формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. По подсчетам исследователей, только за период с 1368 по 1893 год, то есть за 525 лет, россияне 329 лет воевали.
Во-вторых, патриотизм русской армии имел особую силу и крепость еще и потому, что в ней даже на ранних этапах ее существования наемничество не имело широкого распространения, а затем совсем изжило себя. Армия, за редким исключением, пополнялась соотечественниками. которым была присуща любовь к Отечеству.
В-третьих, патриотизм русской армии питали мощные силы православия. На страницах Евангелия утверждалось. что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания. Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве "За Веру, Царя и Отечество!"
Особое внимание церковь всегда уделяла воспитанию чувства патриотизма в армейской среде. Сознавая огромную ответственность людей ратного труда за судьбы Отечества, церковь с самых древних времен окружила их заботой, вниманием и любовью. Она не совершала никаких специальных молебнов о людях какой-либо другой профессии, а лишь о военных.
Такое исключительное внимание церкви к армии объясняется тем, что именно от нее. как в прошлые времена, так и теперь, в большей степени, чем от какого-либо другого государственного института зависит судьба народа и государства. Здесь особенно ощутима цена ошибки или преступления. Особенно страшными и разрушительными могут быть последствия нравственной распущенности и упадка.
Церковь заботится о нравственном и духовном состоянии воина еще и потому, что он обязан быть предан своему долгу особым образом, как никто другой. Ведь выполнение воинского долга требует самого ценного - отдания собственной жизни. А это может сделать только высоконравственный, идеологически подкованный человек. Простое следование уставу или закону не может заставить человека переступить черту, отделяющую его жизнь от смерти. Самопожертвование - это осознанное, нравственное проявление.
В-четвертых, патриотизм русских воинов зиждился на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно. Русские полководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце и старались найти путь к ним. Здесь использовались различные средства, формы, методы, но главными были - забота о солдате и личный пример начальника.
Работа по воспитанию чувства патриотизма у русских воинов имела свои плоды. Героизм русских воинов общеизвестен, ему отдавали должное даже противники. Так, Фридрих II после Семилетней войны (1756 - 1763 гг.) вынужден был признать, "что ни один солдат в мире не сравнится с русским гренадером". А Наполеон о русском солдате так высказался: "Русский солдат создан для побед, умей только его водить. Если бы под мою команду дали русских солдат, я с моими маршалами давно бы завоевал Индию".
Каковы же особенности российского патриотизма, и в чем они проявляются?
Прежде всего в искренней любви русских людей к родной природе, которая особенно проявляется у россиян, оказавшихся в силу различных причин за рубежом. Им трудно забыть обширные просторы России, ее поля, луга, леса и реки. А белая береза стала символом России и всегда ассоциируется с любовью к родным краям.
В способности к быстрой мобилизации всех своих физических и духовных сил в случае угрозы Отечеству. Россияне неоднократно доказывали, что в критические моменты для страны они готовы сделать все: переносить неслыханные жизненные тяготы, терпеть невзгоды, передавать на нужды страны личные сбережения и ценности, вступать добровольцами в народное ополчение и в армейский строй, лишь бы спасти от серьезной опасности свою страну, ее народ.
Патриотизм россиян интернационален. В многонациональной стране, где многие народы имеют относительную самостоятельность, в случае опасности все выступают единым фронтом против завоевателей, а в мирное время - против стихийных бедствий и природных катаклизмов. Об этом свидетельствуют исторический опыт нашей страны, проведение контртеррористической операции в Чечне в настоящее время и взаимопомощь различных регионов при решении народнохозяйственных задач. И среди награжденных за героизм, проявленный как в военное, так и в мирное время, можно встретить представителей самых разных народов.
Патриотизм россиян сочетается с их гордостью и достоинством. Это обусловлено авторитетом страны на международной арене, ее геополитическим положением, достижениями в науке, культуре, образовании и в военной области. Хотя Россия переживает сейчас далеко не лучшие времена, но ее потенциальные возможности, а главное настрой и высокая ответственность граждан за судьбы Родины позволят им преодолеть временные трудности и вывести страну на передовые рубежи мирового прогресса.
Таким образом, исторический опыт свидетельствует, что патриотизм является мощной духовной силой, позволяющей России и ее воинам на крутых поворотах истории мобилизовывать свои ресурсы и добиваться значительных успехов в возрождении страны и армии.
studfiles.net
дух патриотизма - это... Что такое дух патриотизма?
patriotic spirit
Новый русско-английский словарь. 2013.
- дух и тело
- дух спортивности
Смотреть что такое "дух патриотизма" в других словарях:
МОРАЛЬНЫЙ ДУХ АРМИИ И ЕГО УКРЕПЛЕНИЕ — духовная готовность и способность войск (сил флота) переносить тяготы войны, активно вести военные действия в любых условиях обстановки и добиваться победы над врагом, сознательно отдавая для этого все свои силы. Является одним из наиболее важных … Война и мир в терминах и определениях
Геворг Марзпетуни (роман) — Геворг Марзпетуни Գևորգ Մարզպետունի Обложка русской публикации романа … Википедия
Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия
КИТАЙ. ИСТОРИЯ — Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не… … Энциклопедия Кольера
Самуил (пророк) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Самуил (значения). Самуил помазывает Давида на царство (Парижская псалтырь) Самуил (ивр. שְׁמוּאֵל, Шмуэль, «услышанный Господом») библейский пророк, последний и знаменитейший из судей и … Википедия
Самуил — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. В Википедии есть статьи о других людях с именем Самуил (значения) … Википедия
Пророк Самуил — Самуил помазывает Давида на царство Пророк Самуил (фреска из Киева начала XII века, Русский Музей) Самуил (ивр. שְׁמוּאֵל, Шмуэль, «услышанный Господом») библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.).… … Википедия
Самуил судия израильский — последний и знаменитейший из судей израильских (одиннадцать веков до Р. Х.). Родившись и воспитавшись при храме в самое тяжелое и смутное время в жизни израильтян, он явился преобразователем своего народа. При слабом первосвященнике и судие Илии… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Самуил, судия израильский — последний и знаменитейший из судей израильских (одиннадцать веков до Р. Хр.). Родившись и воспитавшись при храме в самое тяжелое и смутное время в жизни израильтян, он явился преобразователем своего народа. При слабом первосвященнике и судие Илии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Чарская, Лидия Алексеевна — (Чурилова; род. 1875) дореволюционная писательница для детей и юношества. Работала в б. Александрийском театре с 1898 по 1924 в качестве характерной актрисы на вторых и третьих ролях. Произведения Чарской посвящены преимущественно жизни закрытых… … Большая биографическая энциклопедия
Гиббон Эдуард — Гиббон (Gibbon) Эдуард (27.4.1737, графство Суррей, ≈ 16.1.1794, Лондон), английский историк. Основное сочинение ≈«История упадка и разрушения Римской империи» (рус. пер. В. Н. Неведомского, 1883≈86) содержит основанное на детальном изучении… … Большая советская энциклопедия
new_ru_en.academic.ru
Открытый урок музыки по теме "Дух патриотизма в музыке русского народа". 4-й класс
Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (12,4 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тема четверти: «Музыка моего народа»
Тип урока: урок-исследование
Цель урока: доказать с помощью исследования, как музыка русского народа поднимала в человеке дух патриотизма.
Задачи:
- воспитывать патриотические чувства школьников, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению путем приобщения к героической музыке, написанной в годы войны;
- развивать творческое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, интегрируя с изобразительным искусством, историей, литературой;
- обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к лучшим образцам русской музыки героико-патриотической тематике.
Структура урока:
Организационный момент:
– Мотивация. – Проблемная ситуация. – Слушание и осмысливание. – Закрепление нового материала. – Выполнение творческих заданий. – Оценивание.
Виды деятельности учащихся:
1. Слушание музыки. 2. Вокально-хоровая работа. 3. Анализирование музыкальных произведений.
Методы обучения:
- Словесный.
- Наглядно-слуховой.
- Стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковой ситуации.
- Анализ, сравнение, обобщение.
Оборудование: видеофрагменты из документальных фильмов, аудиозаписи песен, портреты композиторов, фортепиано, компьютер, презентация, мультимедийный проектор.
Музыкальные материалы:
- русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»;
- хор из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский» «Вставайте, люди русские»;
- песни военных лет:
- сл. Лебедева-Кумача, муз. Александрова «Священная война»;
- сл. Матусовского, муз. Баснера «На безымянной высоте»;
- сл. Суркова, муз. Листова «В землянке»;
- сл. Исаковского, муз. Блантера «Катюша»;
- сл. Шведова, муз. Новикова « Смуглянка»;
- сл. Жигалкиной, муз. Савельева «Большой хоровод».
Изобразительный ряд: воины времен Ледового побоища, война с Наполеоном 1812 год, солдаты Великой Отечественной войны.
Музыкальный эпиграф:
«Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную!»
В. ЛуговскойС.Прокофьев
Литературный эпиграф:
«Если завтра война, – всколыхнется страна От Кронштадта до Владивостока. Всколыхнется страна, велика и сильна, И врага разобьем мы жестоко.
Подымайся народ, собирайся в поход! Барабаны, сильней барабаньте! Музыканты вперед! Запевалы, вперед! Нашу пеню победную гряньте!»
В. Лебедев-Кумач,1938 г.
ХОД УРОКА
Вход в класс под музыку С.С. Прокофьева «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский».
Музыкальное приветствие: «Музыкальный урок» сл. Серпина, муз. Тиличеевой.
Представление гостей.
Слайд №1
Учителем озвучивается литературный эпиграф.
Учитель: Ребята, скажите, какой характер носила музыка, под которую вы зашли в класс? (Она маршевая, героическая).
– Что вы представили, слушая музыку этого произведения? К чему призывала русских людей эта песня? (призывала к борьбе с врагом, звучала торжественно, возбужденно, призывно).
Слайд №2
– Давайте попробуем на этом уроке провести исследование и докажем, что музыка русского народа во все времена помогала людям бороться с врагом. Ставим проблемную ситуацию на двух эпиграфах, выделяем главные слова (вставайте, подымайся, вперед, гряньте).
Слайд №3
Учитель: Ребята, давайте вспомним тему нашей четверти. (Музыка моего народа). – Сколько вы знаете разновидностей музыки? (Композиторская, народная, композиторская в народном стиле). – Назовите черты русской народной музыки? (Лирическая, распевная, нежная). – Как в думаете, музыка под которую мы заходили в класс – композиторская, народная, композиторская в народном стиле? (Композиторская в народном стиле).
Слайды № 4-6
Учитель: Ребята, давайте прослушаем это произведение еще раз, более внимательно, и попробуем представить себе события, которые происходили в это время.
– Какой образ вы себе нарисовали? (Образ воинов, которые идут на борьбу с врагом, они сильные, смелые герои).
Слайды № 7-8
Учитель: Это произведение композитора С.С. Прокофьева кантата «Александр Невский» было написано в 1939 году (в ХХ веке), а посвящено событию, произошедшему в XIII веке и известному как Ледовое побоище. – Как вы думаете, кто такой Александр Невский? Какими качествами характера он обладал? (Сильный, смелый русский богатырь, герой, ведет за собой свою дружину на борьбу с врагами земли русской). – А что поднимает воинов на войну, на борьбу, чем эти люди сильны? (Они сильны духом, на борьбу поднимает любовь к Родине, патриотизм). – Какой был древнерусский обычай возвещать о важных событиях, о приближении опасности, собирать весь народ на Вече? (Колокола – набаты, которые звонили на колокольне).
Учитель: Молодцы, это и отражено в оркестровом вступлении, а позже в сопровождении хора. Песня призывает к борьбе, мы слышим этот зов в самом начале мелодии: интервала кварты всегда ассоциируется у человека с призывом, сигналом к вниманию. Ритм марша подчеркивает героический величавый характер хора, поднимает дух человека.
Слайд №9
– Ребята, это произведение написано в жанре кантаты – это вокальный жанр для хора, солистов и оркестра.
Слайд № 10-16
Учитель: Ребята, знакома ли вам эта музыка? (Играю мелодию «Солдатушки, бравы ребятушки»). (Знакома, это песня «Солдатушки, бравы ребятушки»).
Учитель: Композиторская она или народная? (Народная, солдатская)
– Давайте попробуем исполнить I куплет, поработаем над звуком, интонацией, звуковедением. Постараемся передать характер, настроение мелодии (исполнение всех 3 куплетов).
Учитель: В армии много песен складывали солдаты – участники военных событий. Это были песни о славных суворовских походах, о борьбе с наполеоновской армией и др. военных сражениях. Солдаты сочиняли песни разных жанров, появлялись «походные», маршевые песни. Песня «Солдатушки…» была написана во времена Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон решил с ходу завоевать Россию, а в результате, что получилось? Мы его победили.
Слайд №17
– Ребята, какой образ рисует эта песня? (Образ бравых солдат). – Какие это люди? (Смелые, мужественные, энергичные) – Какого характера мелодия в песне? (Удалая, бойкая, маршевая) – К чему призывает эта музыка? (К борьбе с врагами, поднимает дух русского бравого солдата).
Слайд №18
Учитель еще раз читает литературный эпиграф.
– Ребята, если бы вы стали композиторами, к этим строчкам стихотворения какую бы по характеру музыку вы сочинили? (мужественную, трагичную, призывную, энергичную).
Слайд №19 (видеофрагмент «Священная война»)
Учитель: Великая Отечественная война – сколько горя, несчастья, боли оставила она в душе каждого человека. Песня написана в первые дни войны.
(История создании песни композитором Александровым)
Слайд №20.
– Ребята, как на вас воздействовала эта песня, к чему она призывала советских людей? (Песня призывает к борьбе с врагом, утверждающе звучат слова и мелодия)
Слайды №21-23
– Ребята, эта песня призывает сражаться советских людей, защищать свою Родину, она поднимает дух народа.
Учитель: В этом году наша страна 9 мая отмечала 65-ю годовщину ВОВ. Во время войны артистов практически не брали в армию. Из них создавались концертные бригады, которые ездили по воинским частям и давали концерты для поднятия боевого духа солдат. Часто эти концерты проходили на передовой, между боями, в такие редкие моменты передышки.
Слайды №24-25
Учитель:
Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!
Поют «Смуглянку»
Нынче – у нас передышка, Завтра вернемся к боям. Что ж твоей песни не слышно, Друг наш походный баян?
Поют «Катюшу»
Пой, наш певучий братишка, Наш неразлучный баян! Нынче у нас передышка, Завтра – вернёмся к боям.
Поют «Землянку», «Огонек»
Почему все не так? Вроде – все как всегда: То же небо – опять голубое, Тот же лес, то же воздух и та же вода… Только он не вернулся из боя.
Поют «На безымянной высоте»
Слайд № 26
Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Мы сегодня с помощью исследования попытались рассмотреть русскую музыку в разные времена военных событий.
Таблица
– Какая это музыка? Какого характера? (Решительная, маршевая, энергичная, боевая, героическая, мужественная)
Слайд №27
– Как помогали эти песни русскому народу в борьбе с врагом, к чему они призывали? ( призывали к борьбе, поднимали дух солдат, воспевали героизм, патриотические чувства)
Слайд №28
– Как же мы можем назвать тему сегодняшнего урока? Доказали мы, что музыка помогала поднять дух патриотизма русского народа?
Слайд №29
(Мы можем назвать тему нашего урока сегодня «Дух патриотизма в музыке русского народа»).
Слайды №30, 31
Учитель: Молодцы, и в завершение урока я предполагаю исполнить всем песню Савельева «Большой хоровод», в которой поется о мире, дружбе всех народов. Она призывает радостно жить , улыбаться, дарить счастье друг другу.
Чтобы исчезло горе, пропала беда, Чтобы яркое солнце светило всегда!
– Все получают «5»
Домашнее задание: нарисовать собирательный образ русского солдата.
Приложение 1
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Патриотизм — источник духовных сил воина — КиберПедия
Особое место среди духовных качеств российских воинов занимают любовь к Родине, высочайший патриотизм. Дух патриотизма, как беззаветной любви к Родине, своему Отечеству, лежит в основе и венчает всякую современную военную систему. "Выше всего, — отмечал видный военный педагог М.И. Драгомиров, — стоит готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение ... оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви".
А что такое патриотизм, Родина, Отечество? Какой смысл вкладываем мы в эти понятия? А любовь к Родине? Когда и как она зарождается в сердце человека и осознается им? Как становится той силой, которая вдохновляет и поднимает его на подвиг?
Любовь к Родине у каждого человека возникает, наверно, в свое время. Одно несомненно. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться и любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину — свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот.
Под патриотизмом понимается преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Патриотизм — это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.
Родина — это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая Родина — это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: "Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — в великом целом своем — для всех одна".
Отечество — понятие родственное Родине, в которое, однако, вкладывается более глубокое содержание и прежде всего нравственное, духовное.
Следует отметить, что человек может прожить жизнь и "не найти своей родины", не стать ее патриотом, то есть человеком, влюбленным в свое Отечество.
Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям — отцу и матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт С. Викулов:
И ты, великодушная на диво,
Казни меня забвеньем, коль солгу...
И без меня ты можешь быть счастливой, —
Я без тебя, Россия, не могу.
Патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. .Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним» как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.
В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.
Ни территория, ни расовое происхождение, ни привычный быт, ни язык, ни формальное подданство другого государства сами по себе не составляют Родину. Родина этим не исчерпывается и к этому не сводится. Родина предполагает в человеке живое начало духовности, нечто священное, прекрасное и любимое. "Родина, — писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, — есть нечто от духа и для духа".
Подлинный патриотизм несовместим с национализмом и шовинизмом. Любить свою Родину — совсем не значит отвергать все иностранное и хвалить только свое отечественное. Любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему лучшему, что создано мировой цивилизацией.
Следует подчеркнуть, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так, патриотизм у научного работника будет иной, чем у крестьянина, рабочего, военного или художника. Имея единую Родину, все они 6удут любить ее, но каждый по-своему.
У военнослужащего патриотизм, в его высшей пробе, проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия неразрывно связаны и по сути дела являются синонимами.
Верность воинскому долгу
Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.
Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны — воинский, к товарищам — товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. "У нас у всех, — отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, — есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга".
Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: "Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть".
Если любовь к Родине — это проявление патриотизма, то защита Отечества — это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.
История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. "Горе тем странам, — отмечал известный военный теоретик Г. Жомини, — в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье, или свое имущество".
Наш отечественный опыт говорит о другом отношении к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отече ственной воины многие юноши и даже девушки, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов, стремясь стать защитниками Родины. Наверное, каждый из них мог повторить проникновенные строки уральского поэта Михаила Найдича:
Я только раз
использовал все связи —
Чтобы попасть
на фронт в шестнадцать лет.
В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения вверенной техникой и оружием, совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.
Быть верным воинскому долгу — значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, — встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример.
В летопись Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.
Обусловлено это было прежде всего тем, что русские войска не знали военного наемничества, к которому длительное время прибегали многие государства Европы. В армиях, создаваемых из деклассированных элементов и иноземных наемников, и речи не могло быть о патриотизме, о воинском долге, так как для этих людей не существовало самого понятия Родины. Их моральный дух был настолько низок, что они могли в любое время, а особенно в момент опасности для жизни, оставить поле боя. Было немало случаев и массового перехода наемников на сторону противника, выигравшего сражение.
И в наши дни не перевелись наемники. Они имеются, в частности, в армиях некоторых стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Испытывали свое счастье "солдаты удачи" также в некоторых новых государствах бывшей Югославии и Чеченской Республике. Какую родину могли защищать, например, в Чечне наемники из Прибалтики, Украины, стран Центральной Азии и Ближнего Востока? Они имели одну цель — деньги, а некоторых из них, кроме того; влекла идея религиозного фанатизма.
Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали боевые традиции, приумножали славу отцов.
По мере накопления опыта в защите Отечества военный героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Основой военного героизма, его источником являются патриотизм, любовь к России, верность воинскому долгу.
Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Воины, совершившие боевые подвиги, назывались героями. Хотя высшего знака отличия в старину не было, но существовала целая система военных орденов и медалей, которыми награждались солдаты, младшие командиры, офицеры и генералы.
Утверждение 16 апреля 1934 г. высшей степени отличия в нашей стране — звания Героя Советского Союза было логичным развитием славных героических традиций русской армии и флота.
В марте 1992 г. было установлено звание Героя Российской Федерации и утвержден знак отличия — медаль "Золотая Звезда".
Всего звание Героя Советского Союза получили 12 773 человека на 1 января 1996 г., более 60 человек звания Героя Российской Федерации.
В послевоенные годы в мирной будничной жизни и в ходе боевых действий в ряде стран наши воины своими ратными делами и героическими подвигами множество раз убедительно доказывали свою верность воинскому долгу, присяге, преданность Родине. Только в 80-е годы за самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тыс. человек награждены орденами и медалями, из них 110 тыс. солдат и сержантов.
Вот как действовали в бою два наших российских героя.
Душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.
Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыслом службы в армии реформируемого Российского государства. Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах и героических поступках.
Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины каждодневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и за пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это происходило в Чеченской Республике.
Вот лишь два примера.
В бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант тут же покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушка и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона — боекомплект был весь израсходован.
Во время штурма объекта погиб командир взвода. Командование подразделением взял на себя сержант Евгений Саркисов и продолжил выполнение боевой задачи. Евгений получил ранение, но оставался в строю и руководил боем. И лишь после того, как разрывом гранаты Е. Саркисову оторвало руку, его вынесли с поля боя. И подобных примеров можно привести много. Ими наполнены дни опасной, но очень необходимой для сохранения целостности Родины военной службы на территории Чечни.
Еще в русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А начиная с 1840 г. воины, совершавшие наиболее яркие подвиги» стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгиского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: "Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении".
Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова, его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: "Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины". Эта прекрасная традиция продолжается и в Российских Вооруженных Силах.
В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.
Воинская честь
Любовь к Родине, верность воинскому долгу неразделимы с воинской честью и достоинством. Обладать честью во все времена считалось необходимостью для людей, связанных с ратным делом. При всех остальных хороших служебных качествах авторитет воина резко падал, если он своим действием или бездействием бросал тень на честь мундира.
Не мундир делает человека достойным, а человек должен быть достойным мундира. Эта мысль с самого начала утверждалась в русской армии, пронизывала все воинские законы и уставы Петра I. Так, в "Уставе ратных и пушечных дел" подчеркивалось, что "... лучше есть честно умерети, нежели с бесчестием жити...". Чувство чести, по мнению А.В. Суворова, было главной пружиной, двигавшей воинов на ратные дела.
Исстари считалось, что воинская честь — это главная добродетель солдата, она заставляет его быть требовательным к себе и своим поступкам. Так, один из военных писателей отмечал: "Честь — святыня... она высшее благо... честь —НАГРАДА в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь не знает ни тягостей, ни опасностей: делает лишения легкими и ведет к славным подвигам. Честь не терпит и не выносит никакого пятна".
Честь Родины, своего полка, товарищей по оружию всегда была превыше всего для молодого бойца и многоопытного фронтовика. Во имя успеха боя, выполнения приказа российские воины преодолевали любые преграды и трудности. И чем труднее складывалась обстановка, тем ярче проявлялось стремление сохранить честь и достоинство. Например, гвардии рядовой Ю. Смирнов был распят фашистами на кресте, но сохранил воинскую честь, не запятнал своего имени предательством.
Не менее важно сохранять честь в мирной, будничной армейской жизни. Для воина это означает быстро и качественно освоить технику и оружие, мастерски и без страха действовать в ходе учений, строго выполнять уставные положения и законы, никогда и ни при каких условиях не отступать от нравственных норм, не нарушать воинскую дисциплину. Поэтому не зря в армии родилась поговорка: "Действуй по уставу, завоюешь честь и славу". Отступление же от требований устава, от правил чести по малодушию, трусости, разгильдяйству или другим причинам ведет к моральным травмам или даже к нравственной смерти, которая для многих бывает страшнее физической.
В российской армии всегда презирались трусость, паникерство, предательство. Они осуждались также в народе и влекли за собой суровое наказание.
Честь российского солдата неотделима от его благородства по отношению к окружающим, в том числе к поверженному противнику и населению побежденных стран. "Обывателя не обижай! Он тебя поит и кормит. Солдат — не разбойник", — неоднократно подчеркивал А.В. Суворов. И авторитет суворовских солдат был исключительно высок. Об этом свидетельствует такой исторический факт. После взятия Измаила (1790 г.) местные жители через некоторое время стали продавать суворовским солдатам продукты в долг, зная их честность и порядочность.
Ни российский, ни советский солдат никогда не позволяли себе тех бесчинств, актов вандализма и зверств, которые чинили на оккупированной территории хваленые солдаты Наполеона и немецко-фашистские варвары. Жители европейских городов встречали наших воинов — освободителей с радостью и цветами, что являлось признанием их высоких моральных качеств и доверия.
И в недавнем прошлом, находясь в Афганистане, наши воины бережно относились к национальным традициям и обычаям, местного населения не допускали жестокостей и тактики "выжженной земли". Более того, они помогали крестьянам убирать урожай, ремонтировать сельхозтехнику, строить дома, довольно часто делились продуктами и лекарствами с бедными жителями кишлаков и городов.
Примечателен в этом плане случай, о котором поведал на страницах газеты "Комсомольская правда" бывший "афганец", назвавшийся просто Анатолием. Однажды, выбив из кишлака банду, его подразделение прочесывало дворы. В одном из них была обнаружена маленькая девочка, которая была крайне истощена и, чуть шевеля губами, просила есть. А у Анатолия ничего не было, чтобы дать ей поесть. Он побежал к товарищам, нашел немного хлеба, горсть изюма и кинулся обратно. Но девочка была уже мертва. Анатолий считает, что если бы он дал хлеба сразу, как ее увидел, то она бы продержалась, не умерла. После случая с девочкой он стал брать с собой на ликвидацию очередной банды, кроме запасов патронов, гранат, и кучи других тяжелых и нужных в бою вещей, еще и хлеб. И никогда его назад не привозил.
Вот так близко к сердцу воспринимает наш российский солдат чужую беду и старается помочь при первой возможности. Известно множество случаев, когда воины рисковали жизнью, но не отступали от нравственных норм. Вот один из них.
...Грузовик с мирными афганцами был объят пламенем — подожгли душманы. На помощь попавшим в беду пришли российские воины. Из горящей кабины доносились стоны. Машина могла взорваться в любую минуту, но это не остановило рядового А. Белова. Он бросился к кабине и вытащил из нее раненого водителя. Когда солдат оттащил его на безопасное расстояние, раздался взрыв.
Сейчас по-разному оцениваются в обществе и характер этой войны, и ее последствия. Но никому не дано перечеркнуть отвагу и мужество наших воинов, достойно выполнивших на афганской земле свой воинский долг. Они и сегодня продолжают славные боевые традиции русского воинства, Советской Армии, постоянно демонстрируя пламенный патриотизм, высокие морально-боевые и психологические качества.
Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.
cyberpedia.su