Патриотизм — источник духовных сил воина. Дух патриотизма


Дух патриотизма - ДД

Я не даром позволил себе вынести в эпиграф высказывание выдающегося философа и юриста Шарля Монтескье, хотя на выбор было не менее двух десятков разномастных цитат. В первую очередь, это связано с уважением к простым и понятным концепциям отношений между державой и гражданином, которые предложены знаменитым французом более 250 лет тому назад. В оные годы мне выпала приятная возможность писать работу по его «Духу закона», заявляю – актуальнейшее произведение, за исключением некоторых анахронизмов и предубеждений, свойственных перелому 17-18 веков. Впрочем, мы отвлеклись.   Тема патриотизма никогда не теряла своей актуальности в беседах обывателей и диспутах ученых, редко сходила с газетных полос и страниц журналов. С развитием Интернета обсуждение сути и механизма действия патриотизма приобрело невиданный размах. Как это всегда происходит, публика расслоилась и образовала несколько лагерей, редко взаимопроникающих и дополняющих друг друга, а, как правило, крайне антагонистичных. Позвольте мне представить основные направления мыслей в Интернет-обществе: патриоты и поцреоты.   Что есть такое патриот? Каждый вкладывает свою смысловую нагрузку. Тему кое-как расширяет соответствующая статья в Википедии. Википедисты различают 5 видов патриотизма, откинув неактуальные, в сухом остатке имеем следующее: этнический патриотизм (национализм), государственный патриотизм и ура-патриотизм; последний позволю себе именовать поцреотизмом. Термин поцреот не является моим творчеством. Уже достаточно давно он используется в Рунете, определение и описание носителей поцреотизма можно найти тут. Ура-патриотизм и поцреотизм – близнецы-братья, за исключение узкоспециальных нюансов, связанных со средой обитания поцреотов. Также существует эффект перетекания субъектов из одной категории в другую, с образованием множества промежуточных, тяжело описываемых, подвидов патриотов.   Попробуйте дать однозначное описание патриотизму. Ничего не выйдет! Нации и границы, гражданский долг и личные свободы пересекаются и вступают в противоречия, затрудняя понимание сути предмета. Четкого определения найти невозможно. Энциклопедисты утверждают, что суть патриотизма изменялась с изменением мировоззрения граждан и образа правления принятого в том или ином государстве. Рискну предложить следующее – патриотизм, в своей основе, весьма атавистическое чувство. Реализация феномена патриотизма во всех его проявлениях, скорее является врожденным первообразом – архетипом. В доказательство этого предположения отмечу, что патриотизм в любых определениях не требует логического обоснования. Также стоит отметить амбивалентность патриотизма (наличие позитивного и негативного значений у одного объекта), что дополнительно указывает на его принадлежность к архетипичным структурам. Желающие проанализировать патриотизм, соотнеся его со всеми критериями определения понятия архетипа, будут удивлены, обнаружив соответствия практически по всем пунктам. Хочу указать, что архетипы представляют собой структурные элементы естественного отбора, улучшающие выживаемость вида (это в моем мнении, сослаться на первоисточник не могу). Если это так, то и патриотизм является одним из условий выживания вида homo sapiens. Прошу обратить внимание и запомнить следующее: если патриотизм – архетип, то каждый индивидуум, для поддержания в норме своего психологического гомеостаза, в той или иной степени должен им обладать. При этом для субъекта не имеет значения, на какой объект он будет ориентирован.   Внесу на рассмотрение следующую дефиницию: патриотизм – это способ односторонней связи особи и общности, к которой она (особь) себя относит. Направление связи идет от особи к общности, без обратной связи. В таком варианте нет необходимости деления патриотизма на имперский, этнический, государственный или иной другой, поскольку все они прямо указывают на общность. Сама общность напрямую не требует от особи, включенной в ее структуру, проявления патриотических чувств. Это и не удивительно, поскольку национальные и государственные структуры деперсонифицированы. С другой стороны, патриотизм является непременным атрибутом гражданственности в широком смысле и одним из условий существования любой из вышеперечисленных общностей, в том числе и жестко авторитарных. В математике есть условия достаточные и необходимые. Для общности патриотизм – необходимое условие. Исчезновение патриотизма разрушает общность любого типа в чрезвычайно короткий промежуток времени. Без подробного анализа приведу тривиальные примеры: крах Римской империи, как результат катастрофического упадка патриотизма и гражданственности, причин коим множество и распад СССР – последствие апокалипсических событий, основу которых положила массовая утрата патриотизма вследствие потери веры в светлое коммунистическое будущее. Все перечисленные события легко объяснимы, если принять патриотизм в качестве архетипа. Действия индивидуума, идущие вразрез с архетипом поведения, рано или поздно вызывают у него невротические проявления с последующими тяжелыми расстройствами психической деятельности. Соответственно, исчезновение или искажение патриотизма ведет к разрушениям психики целых общностей с вполне понятными и печальными последствиями (реально причин распада сложных социально-политических структур типа государства всегда больше, утрата патриотизма – одна из них, и не последняя).   Обосновав (в меру возможностей) источник патриотизма, попробуем предположить механизм его действия. Скорее всего, он является частью легитимизации полномочий власти на осуществление своих действий. Широта полномочий есть прямым следствием уровня патриотизма. Например, процесс подготовки населения к войне напоминает мне автокатализ: правительство уповает на патриотизм населения, возрастание последнего расширяет полномочия руководства, которое, в свою очередь, снова апеллирует к патриотическим чувствам. Так проходит несколько циклов, пока расширение полномочий власти доходит до стадии практически полного отказа большинства населения от своих свобод в пользу патриотических чувств. При достижении этой черты появляется возможность осуществлять ранее немыслимую деятельность – вести войны, этнические или социальные чистки, прокладывать Беломорканалы и т.д. Этой особенностью патриотизма воспользовалось немало негодяев, чем изрядно подточили его здоровые основы.   Патриотизм – величина, которая может быть вымерена, может не в абсолютных, но точно – в условных единицах. Создание подобной шкалы – тема отдельная и требующая основательной подготовки. Предположу, что существуют нормальные значения патриотизма, в критических для социума ситуациях оно резко повышается, подобно выбросу кортикостероидов надпочечниками при угрозе для особи млекопитающих. Если рост значений продолжается слишком долго проходит радикализация общества или, как при отказе надпочечников, резкое падение патриотизма и смерть. Можно прикинуть еще множество других, не менее адекватных моделей, однако это займет много места и меня могут обвинить в занудности и пересказе истин. Поэтому, предлагаю перейти к следующей части – анализу патриотизма, спроецированного на украинское Интернет-пространство.   Уникальной особенность Украины, в смысле патриотизма, является проживание значительного числа патриотов и поцреотов несуществующих государств. Основная их масса представлена патриотами бесславно почившего СССР. Еще одна, неширокая прослойка, это патриоты мифической державы укров-ариев. Вторым фактором уникальности назову сосуществование патриотов сразу двух государственных образований – РФ и Украины и, соответственно, двух наций в одном пространстве единовременно. Такое широкое представительство с одной стороны обеспечивает разнообразие, которое позитивно сказывается на любом биоценозе (совокупности живых организмов, проживающих в одном ареале), а с другой – несет потенциальные риски для Украины, как для государства.   Создается впечатление, что патриоты, а в основном – поцреоты, восточного соседа не представляют значительной угрозы. Их количество не велико, сколько среди них граждан Украины оценить практически невозможно, скорее всего, не более половины. Основная их масса – малообразованные поцреоты с характерной поцреотической стилистикой и манерой общения. Думаю, не ошибусь, утверждая, что все встречались с фразами наподобие следующей: «Украина и Россия братья навек. Пиндосский заговор и жиды разорвали братские узы. Но ничего, скоро свершится славянское братство!» и так далее. Примеров несть числа, желающие найдут сотни вариантов. Общий посыл русофильских поцреотов известен и приведен выше. Подавляющее большинство активных украинских интернет-пользователей не реагируют на убогих, и лишь изредка опускаются до ленивой перебранки.   Настоящих патриотов России в украинских сетях можно встретить редко. Например, периодически они попадаются в комментариях к статьям «Зеркало недели». Как правило, это культурные, достаточно образованные люди, искренне недоумевающие, почему мы до сих пор не просимся назад, в империю. Из-за просматривания новостей по ОРТ и РТР у них сложилось превратное представление о жизни на Украине. Особенно интересно, что часть этих патриотов – наши сограждане! Этот подвид склонен доверять не своим глазам, а информационным потокам из РФ. Из событий они подсознательно отбирают те, которые соответствуют свежим представлениям правящего режима России. В диалогах зачастую апеллируют к общей истории, славянскому братству и прочим мифам. Часто позволяют себе мягкую критику Путина и Медведева. Некоторые, особо продвинутые, неодобрительно отзываются и про И. Сталина. При упоминании 2004 года, Ющенка, Майдана, битвы под Крутами, Мазепы и Голодомора склонны к трансформации в поцреотов. По стилистике их посты зачастую напоминают творчество ботов, что часто приводит к недоразумениям.   Отечественные поцреоты, аналогично своим восточным антиподам, на диво малочисленны. Зато вреда от них значительно больше! Тяжело даже предположить, кто нанес больший вред украинскому патриотизму, чем печально известный О. Тягнибок. Последний шедевр его соратницы И. Фарион хотел преподнести Вам дословно, но с сайта Тягнибока этот документ пропал. Придется привести по памяти: «В України державні посадовці мають бути етнічними українцями». Не комментирую, умные не нуждаются, тупые не поймут. Выступление самого Тягнибока 17 августа 2004 года вызвало тогда немалый резонанс. Я ознакомился с текстом (на фирменном сайте не ищите, удалено, есть тут). Создается впечатление, что он намеренно толкал тезисы такого содержания (хотя не все в них делирий, многое из сказанного соответствует действительности). По крайней мере во Львове активно утверждали, что Тягнибок – «запроданець», выполнявший заказ по легитимизации утверждений про разделение Украины на 3 сорта, – помните, приспешники Януковича облили грязью полстраны этим творчеством. Я, лично, никогда им этого не забуду. В общем, Олежек – типичный представитель украинского поцреота. Единственное, что может радовать – их малое количество и слабая активность. Кстати, на Западной Украине многие убедились в вороватости Тягнибоковских соратников. За то время, что они представлены в исполнительных органах власти, к их рукам прилипло немало землицы. Надеюсь, на ближайших выборах это не сойдет им с рук.   Наиболее оригинальную и одиозную прослойку являют собою патриоты СССР или, в простонародье – «совки». Стоит отметить их изрядную распространенность и большое количество образуемых подвидов. Так, например, совки склонны к миграции в патриоты России, что достаточно удовлетворительно объясняется впечатлением от РФ как от правопреемника СССР. Многие из них поначалу похожи на патриотов Украины. Стилистика их постов проста: сначала он (она) описывают уровень своей любви к Украине и количество благих дел, кои ими свершены в ее благо. Стоит отметить, что, как правило, они не лгут. Большинство этих людей годами упорно работали во благо советской родины. Как уже упоминалось, патриотизм необходим для здоровья психики своего носителя. После развала СССР они, поначалу, перенесли патриотизм на Украину. Причем искренне. Однако по прошествии времени выяснилось, что жизнь в новом социально-экономическом окружении во многом тяжела и непонятна. Исчезновение или трансформация основных социальных гарантий, необходимость самостоятельного принятия решений с полной ответственностью за последствия, появление частной собственности и явно диспропорциональное ее распределение сокрушило украинский патриотизм многих индивидуумов. Они вернулись в прошлое, которого уже не существует, и начали ментально подпитывать эту «бездну голодных глаз» (по Олди).   Определить патриота СССР несложно. Все они болезненно реагируют на малейшую критику следующих легенд и фактов: великая победа великого советского народа в великой отечественной войне, запуск Гагарина, могучая и непобедимая советская армия, самое справедливое распределение социальных благ, наилучший кинематограф, литература и даже мультипликация. Достаточно легонько ковырнуть любую из перечисленных (впрочем, я не претендую на полноту) тем, и совки всплывают на поверхность с отчаянной руганью. Под руганью необязательно имеется в виду мат. Это может быть апелляция к Вашим дедам, светлую память которых Вы оскорбили; родителей, которым Вы обязаны (по мнению совков) плюнуть в лицо своими словами. В дальнейшей дискуссии большинство патриотов СССР, при несогласии оппонентов, традиционно переходят на личности и мат. Справедливости ради отмечу, что многие другие подвиды и виды патриотов склонны к оскорблениям т нецензурной лексике.   Отметив ранее вредоносность украинских поцреотов, я упомянул, что тяжело отыскать еще кого-то, кто нанес бы больший вред украинскому патриотизму и Украине в целом. Так вот – это совки. Осознано или нет, они отравляют мифами про могучую и светлую державу умы молодежи. Особенно ярко это проявляется в восточных регионах, где совковское мифотворчество накладывается на Российское информационное пространство. Не секрет, что современный режим РФ что есть мочи (а ее реально немного) стремится к воскрешению покойного совка. В этом стремлении они опираются на несплоченную, но обширную прослойку совков во всех государствах бывшего СССР.   Будущее Украины неразрывно связано с исчезновением этой категории патриотов. Когда их количество достигнет логичного минимума, прекратится подпитка деструктивной по содержанию сути СССР. Только в этом случае возможно движение вперед. При поддержании популяции патриотов совка на нынешнем уровне, у украинского патриотизма шансы на выживание остаются весьма призрачными. © Юра Химик [07.01.2010] | Рейтинг: 41.0/51 | Просмотров: 3838

Follow @durdominua

durdom.in.ua

Управление воспитательной работы рвсн

10

Методический материал в помощь руководителям групп общественно-государственной подготовки по теме:

«Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России».

ВОПРОСЫ:

1. Сущность, истоки и особенности российского патриотизма.

2. Патриотическое сознание воинов как фактор формирования морального духа армии.

3. Быть верным воинскому долгу - конкретное проявление патриотизма российских воинов.

4. Пути формирования у военнослужащих преданности Отечеству и верности воинскому долгу.

Российские Вооруженные Силы традиционно были сильны духом, высокими нравственными и боевыми качествами личного состава, обладали высокими чувствами патриотизма, долга и чести. Воспитание этих духовных ценностей было и остается важнейшей задачей в деятельности командиров, воспитателей, армейской общественности.

1. Сущность, истоки и особенности российского патриотизма.

Что же такое патриотизм? Патриотизм (от греческого слова patris-родина) - это осознание конкретным человеком своего особого, любовного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности для прогрессивного развития и процветания Родины.

Чувство патриотизма как общественное духовное явление включает несколько компонентов, среди которых основное место занимают патриотическое сознание и патриотическая деятельность.

Патриотическое сознание представляет собой систему идей, взглядов, традиций, чувств и настроений наций, социальных групп, личности, служащих побудительными мотивами патриотической деятельности по развитию Отечества и его защите.

Патриотическая деятельность - это совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей, на укрепление могущества и авторитета страны.

Можно с уверенностью сказать, что уже на заре нашей истории у вождей княжеских дружин возникла серьезная необходимость воспитания у дружинников высокого чувства преданности лидеру, любви к своей земле.

На первых порах патриотизм проявлялся как личностное качество. По мере накопления в народе патриотической силы и энергии, понимания необходимости национального объединения личностный патриотизм постепенно приобретал общенациональное значение.

Именно патриотизм, национальное единство обусловили победы русских воинов и изгнание с русской земли татаро-монгольских завоевателей, польских интервентов в смутное время и других захватчиков.

Впервые патриотизм получил, можно сказать, правовое закрепление в "Уставе ратных и пушечных дел..." (1607 г.) и стал нормой отношения к родной земле, поведения русского воина.

При Петре 1 чувство патриотизма ставилось выше всех ценностей и добродетелей, являлось важнейшим критерием при определении кандидатов на получение чинов, наград и мотивом в бою. Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр I говорил: "И так, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество..."

Последователи Петра I - великие полководцы и военачальники Суворов, Кутузов, Скобелев и другие большое внимание уделяли воспитанию чувства патриотизма у офицеров и солдат. Это было одной из причин, почему их войска не знали поражений. Их опыт по воспитанию подчиненных ценен и для нашего времени, его необходимо изучать и использовать.

Проблема патриотизма, познание его сущности привлекали внимание выдающихся общественных деятелей и ученых России и получили теоретическую разработку. Так, русские революционные демократы XIX века А.И. Герцен, В.Г. Белинский. Н.Г. Чернышевский утверждали, что патриотизм имеет социальные корни и отвечает интересам народа.

Значительное внимание разработке проблемы патриотизма уделяли русские мыслители и философы Н. Бердяев, В. Соловьев. И. Ильин. Последний, в частности, в чувстве патриотизма отмечал прежде всего духовность человека. "Именно духовная жизнь, - писал И. Ильин, есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. Через нее все получает свое истинное значение и подлинную ценность".

Дух патриотизма - универсальный нравственный идеал. Он лежит в основе всякой национальной военной системы, в противном случае она не имеет никакой ценности. Проявление патриотизма русского воина уникально, ибо имеет глубокие исторические и социальные корни (см. схему).

Схема

Какие же силы питали патриотизм русских воинов?

Во-первых, это естественное чувство самосохранения, зашита своего места обитания, российской земли от различных завоевателей. Чувство это формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. По подсчетам исследователей, только за период с 1368 по 1893 год, то есть за 525 лет, россияне 329 лет воевали.

Во-вторых, патриотизм русской армии имел особую силу и крепость еще и потому, что в ней даже на ранних этапах ее существования наемничество не имело широкого распространения, а затем совсем изжило себя. Армия, за редким исключением, пополнялась соотечественниками. которым была присуща любовь к Отечеству.

В-третьих, патриотизм русской армии питали мощные силы православия. На страницах Евангелия утверждалось. что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания. Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве "За Веру, Царя и Отечество!"

Особое внимание церковь всегда уделяла воспитанию чувства патриотизма в армейской среде. Сознавая огромную ответственность людей ратного труда за судьбы Отечества, церковь с самых древних времен окружила их заботой, вниманием и любовью. Она не совершала никаких специальных молебнов о людях какой-либо другой профессии, а лишь о военных.

Такое исключительное внимание церкви к армии объясняется тем, что именно от нее. как в прошлые времена, так и теперь, в большей степени, чем от какого-либо другого государственного института зависит судьба народа и государства. Здесь особенно ощутима цена ошибки или преступления. Особенно страшными и разрушительными могут быть последствия нравственной распущенности и упадка.

Церковь заботится о нравственном и духовном состоянии воина еще и потому, что он обязан быть предан своему долгу особым образом, как никто другой. Ведь выполнение воинского долга требует самого ценного - отдания собственной жизни. А это может сделать только высоконравственный, идеологически подкованный человек. Простое следование уставу или закону не может заставить человека переступить черту, отделяющую его жизнь от смерти. Самопожертвование - это осознанное, нравственное проявление.

В-четвертых, патриотизм русских воинов зиждился на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно. Русские полководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце и старались найти путь к ним. Здесь использовались различные средства, формы, методы, но главными были - забота о солдате и личный пример начальника.

Работа по воспитанию чувства патриотизма у русских воинов имела свои плоды. Героизм русских воинов общеизвестен, ему отдавали должное даже противники. Так, Фридрих II после Семилетней войны (1756 - 1763 гг.) вынужден был признать, "что ни один солдат в мире не сравнится с русским гренадером". А Наполеон о русском солдате так высказался: "Русский солдат создан для побед, умей только его водить. Если бы под мою команду дали русских солдат, я с моими маршалами давно бы завоевал Индию".

Каковы же особенности российского патриотизма, и в чем они проявляются?

Прежде всего в искренней любви русских людей к родной природе, которая особенно проявляется у россиян, оказавшихся в силу различных причин за рубежом. Им трудно забыть обширные просторы России, ее поля, луга, леса и реки. А белая береза стала символом России и всегда ассоциируется с любовью к родным краям.

В способности к быстрой мобилизации всех своих физических и духовных сил в случае угрозы Отечеству. Россияне неоднократно доказывали, что в критические моменты для страны они готовы сделать все: переносить неслыханные жизненные тяготы, терпеть невзгоды, передавать на нужды страны личные сбережения и ценности, вступать добровольцами в народное ополчение и в армейский строй, лишь бы спасти от серьезной опасности свою страну, ее народ.

Патриотизм россиян интернационален. В многонациональной стране, где многие народы имеют относительную самостоятельность, в случае опасности все выступают единым фронтом против завоевателей, а в мирное время - против стихийных бедствий и природных катаклизмов. Об этом свидетельствуют исторический опыт нашей страны, проведение контртеррористической операции в Чечне в настоящее время и взаимопомощь различных регионов при решении народнохозяйственных задач. И среди награжденных за героизм, проявленный как в военное, так и в мирное время, можно встретить представителей самых разных народов.

Патриотизм россиян сочетается с их гордостью и достоинством. Это обусловлено авторитетом страны на международной арене, ее геополитическим положением, достижениями в науке, культуре, образовании и в военной области. Хотя Россия переживает сейчас далеко не лучшие времена, но ее потенциальные возможности, а главное настрой и высокая ответственность граждан за судьбы Родины позволят им преодолеть временные трудности и вывести страну на передовые рубежи мирового прогресса.

Таким образом, исторический опыт свидетельствует, что патриотизм является мощной духовной силой, позволяющей России и ее воинам на крутых поворотах истории мобилизовывать свои ресурсы и добиваться значительных успехов в возрождении страны и армии.

studfiles.net

дух патриотизма - это... Что такое дух патриотизма?

 дух патриотизма

patriotic spirit

Новый русско-английский словарь. 2013.

  • дух и тело
  • дух спортивности

Смотреть что такое "дух патриотизма" в других словарях:

  • МОРАЛЬНЫЙ ДУХ АРМИИ И ЕГО УКРЕПЛЕНИЕ — духовная готовность и способность войск (сил флота) переносить тяготы войны, активно вести военные действия в любых условиях обстановки и добиваться победы над врагом, сознательно отдавая для этого все свои силы. Является одним из наиболее важных …   Война и мир в терминах и определениях

  • Геворг Марзпетуни (роман) — Геворг Марзпетуни Գևորգ Մարզպետունի Обложка русской публикации романа …   Википедия

  • Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… …   Географическая энциклопедия

  • КИТАЙ. ИСТОРИЯ — Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не… …   Энциклопедия Кольера

  • Самуил (пророк) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Самуил (значения). Самуил помазывает Давида на царство (Парижская псалтырь) Самуил (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэль, «услышанный Господом»)  библейский пророк, последний и знаменитейший из судей и …   Википедия

  • Самуил — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. В Википедии есть статьи о других людях с именем Самуил (значения) …   Википедия

  • Пророк Самуил — Самуил помазывает Давида на царство Пророк Самуил (фреска из Киева начала XII века, Русский Музей) Самуил (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэль, «услышанный Господом»)  библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.).… …   Википедия

  • Самуил судия израильский — последний и знаменитейший из судей израильских (одиннадцать веков до Р. Х.). Родившись и воспитавшись при храме в самое тяжелое и смутное время в жизни израильтян, он явился преобразователем своего народа. При слабом первосвященнике и судие Илии… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Самуил, судия израильский — последний и знаменитейший из судей израильских (одиннадцать веков до Р. Хр.). Родившись и воспитавшись при храме в самое тяжелое и смутное время в жизни израильтян, он явился преобразователем своего народа. При слабом первосвященнике и судие Илии …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Чарская, Лидия Алексеевна — (Чурилова; род. 1875) дореволюционная писательница для детей и юношества. Работала в б. Александрийском театре с 1898 по 1924 в качестве характерной актрисы на вторых и третьих ролях. Произведения Чарской посвящены преимущественно жизни закрытых… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гиббон Эдуард — Гиббон (Gibbon) Эдуард (27.4.1737, графство Суррей, ≈ 16.1.1794, Лондон), английский историк. Основное сочинение ≈«История упадка и разрушения Римской империи» (рус. пер. В. Н. Неведомского, 1883≈86) содержит основанное на детальном изучении… …   Большая советская энциклопедия

new_ru_en.academic.ru

Открытый урок музыки по теме "Дух патриотизма в музыке русского народа". 4-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема четверти: «Музыка моего народа»

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: доказать с помощью исследования, как музыка русского народа поднимала в человеке дух патриотизма.

Задачи:

  • воспитывать патриотические чувства школьников, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению путем приобщения к героической  музыке, написанной  в годы войны;
  • развивать творческое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, интегрируя с изобразительным искусством, историей, литературой;
  • обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к лучшим образцам русской музыки героико-патриотической тематике.

Структура урока:

Организационный момент:

– Мотивация. – Проблемная ситуация. – Слушание и осмысливание. – Закрепление нового материала. – Выполнение творческих заданий. – Оценивание.

Виды деятельности учащихся:

1. Слушание музыки. 2. Вокально-хоровая работа. 3. Анализирование  музыкальных произведений.

Методы обучения:

  • Словесный.
  • Наглядно-слуховой.
  • Стимулирование музыкально-творческой деятельности через    создание проблемно-поисковой ситуации.
  • Анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование: видеофрагменты из документальных фильмов, аудиозаписи песен, портреты композиторов, фортепиано, компьютер, презентация, мультимедийный проектор.

Музыкальные материалы: 

  • русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»;
  • хор из кантаты С.С.Прокофьева  «Александр Невский» «Вставайте, люди русские»;
  • песни военных лет:  
    • сл. Лебедева-Кумача, муз. Александрова «Священная война»;
    • сл. Матусовского, муз. Баснера «На безымянной высоте»;
    • сл. Суркова, муз. Листова «В землянке»;
    • сл. Исаковского, муз. Блантера  «Катюша»;     
    • сл. Шведова, муз. Новикова « Смуглянка»;
    • сл. Жигалкиной, муз. Савельева  «Большой хоровод».

Изобразительный ряд: воины времен Ледового побоища, война с Наполеоном 1812 год, солдаты Великой Отечественной войны.

Музыкальный эпиграф:

«Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную!»

В. ЛуговскойС.Прокофьев

Литературный эпиграф:

«Если завтра война, – всколыхнется страна От Кронштадта до Владивостока. Всколыхнется страна, велика и сильна, И врага разобьем мы жестоко.

Подымайся народ, собирайся в поход! Барабаны, сильней барабаньте! Музыканты вперед! Запевалы, вперед! Нашу пеню победную гряньте!»

В. Лебедев-Кумач,1938 г.

ХОД УРОКА

Вход в класс под  музыку С.С. Прокофьева «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский».

Музыкальное приветствие: «Музыкальный урок» сл. Серпина, муз. Тиличеевой.

Представление гостей.

Слайд №1

Учителем озвучивается литературный эпиграф.

Учитель: Ребята, скажите, какой характер носила музыка, под которую вы зашли в класс? (Она маршевая, героическая).

– Что вы представили, слушая музыку этого произведения? К чему призывала русских людей эта песня? (призывала к борьбе с врагом, звучала торжественно, возбужденно, призывно).

Слайд №2

– Давайте попробуем на этом уроке провести исследование и докажем, что музыка русского народа во все времена помогала людям бороться с врагом. Ставим проблемную ситуацию на двух эпиграфах, выделяем главные слова   (вставайте, подымайся, вперед, гряньте).

Слайд №3

Учитель: Ребята, давайте вспомним тему нашей четверти. (Музыка моего народа). – Сколько вы знаете разновидностей музыки? (Композиторская, народная, композиторская в народном стиле). – Назовите черты русской народной музыки? (Лирическая, распевная, нежная). – Как в думаете, музыка под которую мы заходили в класс – композиторская, народная, композиторская в народном стиле? (Композиторская в народном стиле).

Слайды № 4-6

Учитель: Ребята, давайте прослушаем это произведение еще раз, более внимательно, и попробуем представить себе события, которые происходили в это время.

– Какой образ вы себе нарисовали? (Образ воинов, которые идут на борьбу с врагом, они сильные, смелые герои).

Слайды № 7-8

Учитель: Это произведение композитора С.С. Прокофьева кантата «Александр Невский» было написано в 1939 году (в ХХ веке), а посвящено событию, произошедшему в XIII веке и известному как Ледовое побоище. – Как вы думаете, кто такой Александр Невский? Какими качествами характера он обладал? (Сильный, смелый русский богатырь, герой, ведет за собой свою дружину на борьбу с врагами земли русской). – А что поднимает воинов на войну, на борьбу, чем эти люди сильны? (Они сильны духом, на борьбу поднимает  любовь к Родине, патриотизм). – Какой был древнерусский обычай возвещать о важных событиях, о приближении опасности, собирать весь народ на Вече? (Колокола – набаты, которые звонили на колокольне).

Учитель: Молодцы, это и отражено в оркестровом вступлении, а позже в сопровождении хора. Песня призывает к борьбе, мы слышим этот зов в самом начале мелодии: интервала кварты всегда ассоциируется у человека с призывом, сигналом к вниманию. Ритм марша подчеркивает героический величавый характер хора, поднимает дух человека.

Слайд №9

– Ребята, это произведение написано в жанре кантаты – это вокальный жанр для хора, солистов и оркестра.

Слайд № 10-16

Учитель: Ребята, знакома ли вам эта музыка? (Играю мелодию «Солдатушки, бравы ребятушки»). (Знакома, это песня «Солдатушки, бравы ребятушки»).

Учитель: Композиторская она или народная? (Народная, солдатская)

– Давайте попробуем исполнить I куплет, поработаем над звуком, интонацией, звуковедением. Постараемся передать характер, настроение мелодии (исполнение всех 3 куплетов).

Учитель: В армии много песен складывали солдаты – участники военных событий. Это были песни о славных суворовских походах, о борьбе с наполеоновской армией и др. военных сражениях. Солдаты сочиняли песни разных жанров, появлялись «походные», маршевые песни. Песня «Солдатушки…» была написана во времена Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон решил с ходу завоевать Россию, а в результате, что получилось? Мы его победили.

Слайд №17

– Ребята, какой образ рисует эта песня? (Образ бравых солдат). – Какие это люди? (Смелые, мужественные, энергичные) – Какого характера мелодия в песне? (Удалая, бойкая, маршевая) – К чему призывает эта музыка? (К борьбе с врагами, поднимает дух русского бравого солдата).

Слайд №18

Учитель еще раз читает литературный эпиграф.

– Ребята, если бы вы стали композиторами, к этим строчкам стихотворения какую бы по характеру музыку вы сочинили? (мужественную, трагичную, призывную, энергичную).

Слайд №19 (видеофрагмент «Священная война»)

Учитель: Великая Отечественная война – сколько горя, несчастья, боли оставила она в душе каждого человека. Песня написана в первые дни войны.

(История создании песни композитором Александровым)

Слайд  №20.

– Ребята, как на вас воздействовала эта песня, к чему она призывала советских людей? (Песня призывает к борьбе с врагом, утверждающе звучат слова и мелодия)

Слайды №21-23

– Ребята, эта песня призывает сражаться советских людей, защищать свою Родину, она поднимает дух народа.

Учитель: В этом году наша страна 9 мая отмечала 65-ю годовщину ВОВ. Во время войны артистов практически не брали в армию. Из них создавались концертные бригады, которые ездили по воинским частям и давали концерты для поднятия боевого духа солдат. Часто эти концерты проходили на передовой, между боями,  в такие редкие моменты передышки.

Слайды №24-25

Учитель:

Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Поют «Смуглянку»

Нынче – у нас передышка, Завтра вернемся к боям. Что ж твоей песни не слышно, Друг наш походный баян?

Поют «Катюшу»

Пой, наш певучий братишка, Наш неразлучный баян! Нынче у нас передышка, Завтра – вернёмся к боям.

Поют «Землянку», «Огонек»

Почему все не так? Вроде – все как всегда: То же небо –  опять голубое, Тот же лес, то же воздух и та же вода… Только он не вернулся из боя.

Поют «На безымянной высоте»

Слайд № 26

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Мы сегодня с помощью исследования попытались рассмотреть русскую музыку в разные времена военных событий.

Таблица

– Какая это музыка? Какого характера? (Решительная, маршевая, энергичная, боевая, героическая, мужественная)

Слайд №27

– Как помогали эти песни русскому народу в борьбе с врагом, к чему они призывали? ( призывали к борьбе, поднимали дух солдат, воспевали героизм, патриотические чувства)

Слайд №28

– Как же мы можем назвать тему сегодняшнего урока? Доказали мы, что музыка помогала поднять дух патриотизма русского народа?

Слайд №29

(Мы можем назвать тему нашего урока сегодня «Дух патриотизма в музыке русского народа»).

Слайды №30, 31

Учитель: Молодцы, и в завершение урока я предполагаю исполнить всем песню Савельева «Большой  хоровод», в которой поется о мире, дружбе всех народов. Она призывает радостно жить , улыбаться, дарить счастье друг другу.

Чтобы исчезло горе, пропала беда, Чтобы яркое солнце светило всегда!

– Все получают «5»

Домашнее задание: нарисовать собирательный образ русского солдата.

Приложение 1

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Патриотизм — источник духовных сил воина — КиберПедия

 

Особое место среди духовных качеств российских воинов занимают любовь к Родине, высочайший патриотизм. Дух патриотизма, как беззаветной любви к Родине, своему Отечеству, ле­жит в основе и венчает всякую современную военную систему. "Выше всего, — отмечал видный военный педа­гог М.И. Драгомиров, — стоит готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение ... оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви".

А что такое патриотизм, Родина, Отечество? Какой смысл вкладываем мы в эти понятия? А любовь к Роди­не? Когда и как она зарождается в сердце человека и осознается им? Как становится той силой, которая вдох­новляет и поднимает его на подвиг?

Любовь к Родине у каждого человека возникает, на­верно, в свое время. Одно несомненно. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться и любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привя­занность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепен­но осознает величайшую истину — свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот.

Под патриотизмом понимается преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее ин­тересам, защищать от врагов. Патриотизм — это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Родина — это территория, географическое простран­ство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно раз­личают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и кото­рая стала для него родной и близкой. Малая Родина — это место рождения и становления человека как лично­сти. А. Твардовский писал: "Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритяза­тельной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — в великом целом своем — для всех одна".

Отечество — понятие родственное Родине, в кото­рое, однако, вкладывается более глубокое содержание и прежде всего нравственное, духовное.

Следует отметить, что человек может прожить жизнь и "не найти своей родины", не стать ее патриотом, то есть человеком, влюбленным в свое Отечество.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любо­вью к своим родителям — отцу и матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и сча­стья. Прекрасно об этом сказал поэт С. Викулов:

 

И ты, великодушная на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу...

И без меня ты можешь быть счастливой, —

Я без тебя, Россия, не могу.

 

Патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народа­ми, а потому, что это его Родина. .Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним» как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по Рос­сии. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Роди­ной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.

Ни территория, ни расовое происхождение, ни при­вычный быт, ни язык, ни формальное подданство другого государства сами по себе не составляют Родину. Родина этим не исчерпывается и к этому не сводится. Родина предполагает в человеке живое начало духовности, нечто священное, прекрасное и любимое. "Родина, — писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, — есть нечто от духа и для духа".

Подлинный патриотизм несовместим с национализ­мом и шовинизмом. Любить свою Родину — совсем не значит отвергать все иностранное и хвалить только свое отечественное. Любовь к Отечеству совместима с любо­вью ко всему лучшему, что создано мировой цивилизацией.

Следует подчеркнуть, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так, патриотизм у научного ра­ботника будет иной, чем у крестьянина, рабочего, военно­го или художника. Имея единую Родину, все они 6удут любить ее, но каждый по-своему.

У военнослужащего патриотизм, в его высшей пробе, проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия нераз­рывно связаны и по сути дела являются синонимами.

 

Верность воинскому долгу

 

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны — воинский, к товарищам — товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохра­нить совесть и достоинство. "У нас у всех, — отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, — есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не со­рвешься: чувство долга".

Выполнение долга показывает истинное лицо челове­ка, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: "Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть".

Если любовь к Родине — это проявление патриотиз­ма, то защита Отечества — это долг и обязанность пат­риота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной за­щите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. "Горе тем странам, — отмечал известный военный теоретик Г. Жомини, — в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храбро­го воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье, или свое имущество".

Наш отечественный опыт говорит о другом отноше­нии к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отече ственной воины многие юноши и даже девушки, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военко­матов, стремясь стать защитниками Родины. Наверное, каждый из них мог повторить проникновенные строки уральского поэта Михаила Найдича:

 

Я только раз

использовал все связи —

Чтобы попасть

на фронт в шестнадцать лет.

 

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответст­венности за защиту Родины, мастерского владения вве­ренной техникой и оружием, совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

Быть верным воинскому долгу — значит всеми свои­ми делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, — встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример.

В летопись Отечества золотыми буквами вписаны не­меркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, дол­га было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым сол­датам Великой Отечественной войны.

Обусловлено это было прежде всего тем, что русские войска не знали военного наемничества, к которому дли­тельное время прибегали многие государства Европы. В армиях, создаваемых из деклассированных элементов и иноземных наемников, и речи не могло быть о патрио­тизме, о воинском долге, так как для этих людей не су­ществовало самого понятия Родины. Их моральный дух был настолько низок, что они могли в любое время, а особенно в момент опасности для жизни, оставить поле боя. Было немало случаев и массового перехода наемни­ков на сторону противника, выигравшего сражение.

И в наши дни не перевелись наемники. Они имеются, в частности, в армиях некоторых стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Испытывали свое счастье "солдаты удачи" также в некоторых новых государствах бывшей Югославии и Чеченской Республике. Какую родину могли защищать, например, в Чечне наемники из Прибалтики, Украины, стран Центральной Азии и Ближнего Востока? Они имели одну цель — деньги, а некоторых из них, кроме того; влекла идея религиозного фанатизма.

Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поко­ление не только хранили, но и накапливали боевые тра­диции, приумножали славу отцов.

По мере накопления опыта в защите Отечества воен­ный героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинст­ва. Основой военного героизма, его источником являются патриотизм, любовь к России, верность воинскому долгу.

Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Воины, со­вершившие боевые подвиги, назывались героями. Хотя высшего знака отличия в старину не было, но существо­вала целая система военных орденов и медалей, которы­ми награждались солдаты, младшие командиры, офицеры и генералы.

Утверждение 16 апреля 1934 г. высшей степени отли­чия в нашей стране — звания Героя Советского Союза было логичным развитием славных героических традиций русской армии и флота.

В марте 1992 г. было установлено звание Героя Рос­сийской Федерации и утвержден знак отличия — медаль "Золотая Звезда".

Всего звание Героя Советского Союза получили 12 773 человека на 1 января 1996 г., более 60 человек звания Героя Российской Федерации.

В послевоенные годы в мирной будничной жизни и в ходе боевых действий в ряде стран наши воины своими ратными делами и героическими подвигами множество раз убедительно доказывали свою верность воинскому долгу, присяге, преданность Родине. Только в 80-е годы за самоотверженное выполнение воинского долга на аф­ганской земле 86 человек удостоены звания Героя Совет­ского Союза и более 200 тыс. человек награждены орде­нами и медалями, из них 110 тыс. солдат и сержантов.

Вот как действовали в бою два наших российских героя.

Душманы настойчиво атаковали господствующую вы­соту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии ря­довой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего па­трона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыс­лом службы в армии реформируемого Российского госу­дарства. Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкрет­ных благородных делах и героических поступках.

Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины каждодневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и за пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это про­исходило в Чеченской Республике.

Вот лишь два примера.

В бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант тут же покинул боевую машину и ока­зался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушка и пулемет Аппакова. Шквал смерто­носного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужест­венного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона — боекомплект был весь израсходован.

Во время штурма объекта погиб командир взвода. Командование подразделением взял на себя сержант Ев­гений Саркисов и продолжил выполнение боевой задачи. Евгений получил ранение, но оставался в строю и руководил боем. И лишь после того, как разрывом гранаты Е. Саркисову оторвало руку, его вынесли с поля боя. И подобных примеров можно привести много. Ими наполне­ны дни опасной, но очень необходимой для сохранения целостности Родины военной службы на территории Чечни.

Еще в русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А начиная с 1840 г. вои­ны, совершавшие наиболее яркие подвиги» стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгиского полка Архип Оси­пов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайлов­ском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был на­вечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним ря­довой отвечал: "Погиб во славу русского оружия в Ми­хайловском укреплении".

Эта традиция была возрождена в годы Великой Оте­чественной войны 1941—1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова, его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: "Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины". Эта пре­красная традиция продолжается и в Российских Воору­женных Силах.

В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал воен­ной тайны.

 

Воинская честь

 

Любовь к Родине, верность во­инскому долгу неразделимы с воинской честью и достоинством. Обладать честью во все времена считалось необходимостью для людей, связан­ных с ратным делом. При всех остальных хороших слу­жебных качествах авторитет воина резко падал, если он своим действием или бездействием бросал тень на честь мундира.

Не мундир делает человека достойным, а человек должен быть достойным мундира. Эта мысль с самого начала утверждалась в русской армии, пронизывала все воинские законы и уставы Петра I. Так, в "Уставе ратных и пушечных дел" подчеркивалось, что "... лучше есть че­стно умерети, нежели с бесчестием жити...". Чувство чес­ти, по мнению А.В. Суворова, было главной пружиной, двигавшей воинов на ратные дела.

Исстари считалось, что воинская честь — это главная добродетель солдата, она заставляет его быть требова­тельным к себе и своим поступкам. Так, один из военных писателей отмечал: "Честь — святыня... она высшее бла­го... честь —НАГРАДА в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь не знает ни тягостей, ни опасностей: делает лишения легкими и ведет к славным подвигам. Честь не терпит и не выно­сит никакого пятна".

Честь Родины, своего полка, товарищей по оружию всегда была превыше всего для молодого бойца и много­опытного фронтовика. Во имя успеха боя, выполнения приказа российские воины преодолевали любые преграды и трудности. И чем труднее складывалась обстановка, тем ярче проявлялось стремление сохранить честь и достоин­ство. Например, гвардии рядовой Ю. Смирнов был распят фашистами на кресте, но сохранил воинскую честь, не запятнал своего имени предательством.

Не менее важно сохранять честь в мирной, буднич­ной армейской жизни. Для воина это означает быстро и качественно освоить технику и оружие, мастерски и без страха действовать в ходе учений, строго выполнять ус­тавные положения и законы, никогда и ни при каких ус­ловиях не отступать от нравственных норм, не нарушать воинскую дисциплину. Поэтому не зря в армии родилась поговорка: "Действуй по уставу, завоюешь честь и славу". Отступление же от требований устава, от правил чести по малодушию, трусости, разгильдяйству или другим причи­нам ведет к моральным травмам или даже к нравственной смерти, которая для многих бывает страшнее физической.

В российской армии всегда презирались трусость, паникерство, предательство. Они осуждались также в на­роде и влекли за собой суровое наказание.

Честь российского солдата неотделима от его благо­родства по отношению к окружающим, в том числе к по­верженному противнику и населению побежденных стран. "Обывателя не обижай! Он тебя поит и кормит. Солдат — не разбойник", — неоднократно подчеркивал А.В. Суворов. И авторитет суворовских солдат был ис­ключительно высок. Об этом свидетельствует такой исто­рический факт. После взятия Измаила (1790 г.) местные жители через некоторое время стали продавать суворов­ским солдатам продукты в долг, зная их честность и по­рядочность.

Ни российский, ни советский солдат никогда не по­зволяли себе тех бесчинств, актов вандализма и зверств, которые чинили на оккупированной территории хваленые солдаты Наполеона и немецко-фашистские варвары. Жи­тели европейских городов встречали наших воинов — освободителей с радостью и цветами, что являлось при­знанием их высоких моральных качеств и доверия.

И в недавнем прошлом, находясь в Афганистане, наши воины бережно относились к национальным тради­циям и обычаям, местного населения не допускали жестокостей и тактики "выжженной земли". Более того, они помогали крестьянам убирать урожай, ремонтировать сельхозтехнику, строить дома, довольно часто делились продуктами и лекарствами с бедными жителями кишлаков и городов.

Примечателен в этом плане случай, о котором пове­дал на страницах газеты "Комсомольская правда" бывший "афганец", назвавшийся просто Анатолием. Однажды, выбив из кишлака банду, его подразделение прочесывало дворы. В одном из них была обнаружена маленькая де­вочка, которая была крайне истощена и, чуть шевеля гу­бами, просила есть. А у Анатолия ничего не было, чтобы дать ей поесть. Он побежал к товарищам, нашел немного хлеба, горсть изюма и кинулся обратно. Но девочка была уже мертва. Анатолий считает, что если бы он дал хлеба сразу, как ее увидел, то она бы продержалась, не умерла. После случая с девочкой он стал брать с собой на ликви­дацию очередной банды, кроме запасов патронов, гранат, и кучи других тяжелых и нужных в бою вещей, еще и хлеб. И никогда его назад не привозил.

Вот так близко к сердцу воспринимает наш россий­ский солдат чужую беду и старается помочь при первой возможности. Известно множество случаев, когда воины рисковали жизнью, но не отступали от нравственных норм. Вот один из них.

...Грузовик с мирными афганцами был объят пламе­нем — подожгли душманы. На помощь попавшим в беду пришли российские воины. Из горящей кабины доноси­лись стоны. Машина могла взорваться в любую минуту, но это не остановило рядового А. Белова. Он бросился к кабине и вытащил из нее раненого водителя. Когда сол­дат оттащил его на безопасное расстояние, раздался взрыв.

Сейчас по-разному оцениваются в обществе и харак­тер этой войны, и ее последствия. Но никому не дано пе­речеркнуть отвагу и мужество наших воинов, достойно выполнивших на афганской земле свой воинский долг. Они и сегодня продолжают славные боевые традиции русского воинства, Советской Армии, постоянно демонст­рируя пламенный патриотизм, высокие морально-боевые и психологические качества.

Проходят годы и десятилетия. Одно поколение рос­сийских воинов сменяет другое. Меняются оружие и бое­вая техника, неизменными остаются любовь и предан­ность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.

 

cyberpedia.su


Смотрите также